Содержание

Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.

Урок № 4 Класс 7 Дата ______

Тема урока: Обыкновенная амеба как организм. Внешнее и внутреннее строение и жизнедеятельность одноклеточных организмов.

Цели урока:

Обуч. Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)

Развив. Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями. стимулировать осмысленное усвоение биологических понятий.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, самостоятельная работа, демонстрация.

Оборудование: таблица «Простейшик», презентация, видеофильм.

Ход урока

1. Назовите ученого изучавшего рыб территории Казахстана.(Берг Л.С.)

2. Ученый внесший огромный вклад в изучение насекомых (Мариковский П.И.)

3. Кто составил первые письменные сведения о животных ? (Махмуд Кашгари)

4. Им созданы научные сборники о распространении животных (Северцев Н.А.)

5. Он провел первые зоологические исследования в научных экспедициях (Шокан

Уалиханов)

6. Создал первые научные сборники о позвоночных животных( Никольский Г.В. )

7. Занимался изучением кишечных паразитов (Скрябин П.И.)

8. Изучение птичьей фауны ( Забрудный Н.А. Сушкин П.П.)

Подготовка к основному этапу урока.

Предполагаемый ответ: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.

Предполагаемый ответ: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.

  • На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства. Назовите их? (Одноклеточные и Многоклеточные.)

  • Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных?

Предполагаемый ответ: У одноклеточных организмов тело состоит из одной клетки, которая выполняет функцию всего организма.

Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы подробно начнем наше знакомство одкоклеточными животными на примере амебы обыкновенной.

Фронтальный опрос, беседа.

3.Изучение нового материала.

Царство- Животные

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

Тип Саркодожгутиконосцы

Класс Саркодовые или Корненожки

Род Амеба

Вид амеба обыкновенная.

Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.

а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой

б) Величина 0,5 мм

в) Не имеет постоянной формы тела

г) Организм состоит: Цитоплазма

-ядро

-вакуоли:

-Пищеварительная

-Сократительная

Цитоплазматическая мембрана

— Наружный слой — Эктоплазма

(прозрачный, плотный)

— Внутренний слой – Эндоплазма

(зернистый, текучий)

3. Движение.

(Демонстрация фрагмента видеофильма « Передвижение Амебы».

Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.

4. Питание.

Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?

Предполагаемый ответ: Растения сами создают органические вещества из неорганических ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.

5. Выделение.

Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.

Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?

Ученик: Она погибнет(лопнет).

Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.

6. Дыхание.

Учитель: Чем дышит амеба?

Ученик: Кислородом, который растворен в воде.

Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?

Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.

7. Обмен веществ.

Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен

веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.

8. Размножение.

Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.

Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.

Ученик: С деления ядра.

Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?

Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.

Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.

Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.

9. Раздражимость.

Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.

Раздражимость — способность живого организма реагировать на условия внешней среды.

10. Многообразие класса Саркодовые.

Рассказ учителя, работа с таблицей на доске и демонстрация презентации, рисунком в учебнике стр. 138 рис. 93.

Работа с ресурсом 1.

4.Закрепление знаний

Подцарство Одноклеточные
 Тип Саркодовые
 
Вариант 1

1. Амеба протей обитает:

а. В пресных водоемах с проточной водой
б. В пресных водоемах с застойной водой
в. В морях и океанах
2. Амеба передвигается с помощью:

а. Ног
б. Ложноножек
в. Не передвигается
3. Наружный слой цитоплазмы называется:

а. Эктоплазма
б. Эндоплазма
в. Цитоплазматическая мембрана    
4. Амеба дышит:

а. Легкими
б. Жабрами
в. Всей поверхностью тела
5. Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называют:

а. Размножением
б. Выделением
в. Обменом веществ
 
                                          Подцарство Одноклеточные
                                                   Тип Саркодовые
                                                          Вариант 2

1. Изучением одноклеточных организмов занимался:

а. Антони ван Левенгук
б. Р. Гук
в. Ч. Дарвин
2. Сократительная вакуоль — орган:

а. Пищеварения
б. Размножения
в. Выделения
3. При наступлении неблагоприятных условий амеба:

а. Погибает
б. Размножается бесполым путем
в. Образует цисту
4. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие окружающей среды называют:

а. Обменом веществ
б. Раздражимостью
в. Размножением
5. Процесс пищеварения у амебы происходит:

а. В желудке
б. В сократительной вакуоли
в. В пищеварительной вакуоли

Самостоятельная работа.

5.Заключительный

Параграф 36- 7 класс, 32- 6 класс стр.114.Творческое задание: Из любого материала создать амёбу, или рисунки, или сочинить сказку.

Записи в дневниках.

Характерные особенности Амёбы обыкновенной.

Амеба распознает разные микроскопические организмы, служащие ей пищей, уползает от яркого света, механического раздражения и от расположенного рядом с ней кристаллика поваренной соли.

Как переносит неблагоприятные условия

При наступлении неблагоприятных условий  амёба покрывается плотной защитной оболочкой – цистой. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку цисты и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.

Ресурс 1.

Многообразие  и значение простейших класса Саркодовые.

Насчитывают более 100 видов амеб.

К амебам относятся также фораминиферы — морские корненожки. У них есть  известковая раковина. Раковины фораминифер образуют морские осадочные породы – известняк и мел. Известняк и мел используют в строительстве. Что это? (Мел) Так, что такое мел? Откуда он взялся?

Лучевики, или радиолярии тоже морские амебы. Раковины вымерших лучевиков образуют большие залежи. Их  используют для шлифовки и полировки металлов, для приготовления наждачной бумаги.

     Амёбы участвуют в пищевых цепях. Они пожирают бактерий, а сами  служат

пищей малькам рыб и головастикам.

Некоторые амебы бывают паразитами животных и человека. Они вызывают заболевания .

Дизентерийная амеба живет в толстой кишке человека. Она вызывает язвы в кишечнике и кровяной понос. Дизентерийная амеба  распространяется при помощи цист, выходящих с калом наружу. Эти цисты могут попасть в кишечник человека при питье загрязненной воды. В кишечнике они превращаются в амеб, питающихся разрушенными участками кишки и кровью.

Споровики ведут паразитический образ жизни. Известно более 1 тысячи видов. Живут в органах пищеварения животных и человека, например малярийный плазмодий. Болезнь разносят кровососущие комары, обитающие в болотистых местностях. При их укусе паразиты попадают в кровь человека. У заболевшего сильный озноб сменяется очень высокой температурой.

Амёба, строение, стадии процесса питания амебы обыкновенной, с помощью чего передвигается, как размножается, какие функции выполняет сократительная вакуоль амебы

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Мир настолько уникален, что невозможно в нем разобраться, если не изучить хотя бы основы и азы существования. Одним из уникальных объектов животного мира является амеба, изучаемая на уроках биологии в школе.

Амеба – это одноклеточное существо, которое можно встретить в загрязненных водоемах, а также в организме человека, но даже для вооруженного глаза она не всегда заметна. Увидеть такое живое существо подвластно микроскопу.

Большинство людей даже и не задумываются, что, благодаря этому милому одноклеточному существу, люди заболевают кишечными инфекциями, инфекциями ротоглотки, мозга, глаз.

Амеба протей и ее виды

Есть два типа патогенных и непатогенных организмов.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Из первой группы выделяют три основных вида:

  1. Простая амеба – протей (Amoebaproteus) одна из самых простых по внешнему виду особей и самая крупная по размеру.
  2. Дизентерийная амеба является паразитической формой. Встречается в кишечнике и в грязных водоемах.
  3. Кишечная амеба – живет в кишечнике и там питается продуктами жизнедеятельности человека.

Второй тип непатогенные бактерии, включают в себя большее разнообразие, чем первая группа:

  1. Кишечный паразит не виден в организме сразу и особого дискомфорта человеку не доставляет.
  2. Бактерия Гартмана не приносит также человеку особого вреда и ее можно определить по более точному исследованию на дисбактериоз.
  3. Карликовый тип самый миниатюрный из всех его сородичей. Он настолько мал и неподвижен, что его очень трудно диагностировать.
  4. Иодамеба Бючли схожа по своим характеристикам с дизентерийным видом первого типа.
  5. Диэнтоамеба имеет мутноватый вид, но также является паразитом.

Есть еще ротовая амеба, ее название отвечает само за себя. Живет и размножается во рту у человека и является проблемой большинства заболеваний ротоглотки.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Раковинная амеба

Все амебы также делятся на раковинные и без них. Это связано с их формой. Обычные амебы меняют свою форму, перетекая из одной ножки в другую, а раковинные нет.

Как выглядит обыкновенная амёба

Обычная амеба обитает в загрязненной воде и двигается по дну водоема. Внешне она похожа на брошенную в стену игрушку лизуна, только в несколько тысяч раз уменьшенную в размерах.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Она не имеет скелета, поэтому постоянно видоизменяется. Обычно строение и все функциональные особенности амеб рассматривают на примере амебы протей.

Жизненный цикл

Цикл жизни длится пока существуют благоприятные для этого условия. Но если условия не удовлетворяют, одноклеточное существо впадает в анабиоз – спит и прекращает свою деятельность, превращаясь в кружочек цисту.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Но, как только условия становятся благоприятными, она снова просыпается.

Строение

Данное одноклеточное имеет совершенно простое строение. Кроме ядра и цитоплазмы, которая заполняет ее тело – по сути ничего особенного то и нет.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Есть маленькая вакуоль, которая помогает перерабатывать микроскопические одноклеточные частички (в основном это водоросли) и тем самым продлевать жизненную деятельность амебы.

Есть еще сократительная вакуоль, которая помогает ей двигаться. Снаружи для фиксации тела идет окаймление мембраной – более плотной субстанцией, чем внутри.

Внутренняя часть амебы – это цитоплазма. Она более жидкая и называется эндоплазмой, а ближе к краям она становится гуще и называется эктоплазмой.

Стадии питания амебы

При передвижении амебы в своей среде она наталкивается на микроскопические одноклеточные продукты питания. Они попадают в ее тельце и обволакиваются вакуолью. Далее происходит их переваривание.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Таких вакуолей в тельце амебы может быть несколько. Начинается процесс расщепления одноклеточного на ферменты. Далее расщепленные структуры всасываются внутрь амебы, а после уже происходит выделение.

Размножение

Для размножения амебе не нужен партнер. Она благополучно это делает сама, когда полностью созревает и готова к делению.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Ядро ее центральная темная часть меняется по форме и напоминает небольшую сардельку. Через какое-то время сарделька растягивается, и две ее конечные части отделяются друг от друга, образуя две темные капли – это два новых ядра.

После этого амеба также растягивает свое тело посередине и отделяется друг от друга. За 24 часа ее деление может повториться не раз. Так что, в связи с глобальным потеплением и установкой более теплой погоды, во многих водоемах амеба начинает свое колоссальное деление, так как ей ничего не препятствует.

Обмен хромосомами отсутствует, так как и нет полового процесса.

Дыхание

Как многоклеточные животные амеба может дышать. Но специальных функционирующих органов дыхания у нее нет. Она поглощает кислород всем телом. И так же, как все живые организмы, выделяет углекислый газ.

Выделение

После поглощения пищи данное одноклеточное существо выделяет во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности, то есть отходы.

Органы передвижения

Передвигается с помощью маленьких выростов ложноножек. Эти же выросты помогают в потреблении пищи.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Амёба постоянно меняет свою форму, плавно перетекая то в один, то в другой ее вырост «ножку».

Среда обитания

Может жить в любом водоеме, будь это речка, озеро или болото. Она может жить даже в обыкновенной капле после дождя или росе.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Самой распространенной средой обитания являются загрязненные водоемы. Это могут быть водоемы в африканских и азиатских странах. А также водоемы, граничащие со свалками. Поэтому купаться в таких водоемах нельзя, так как через нос и рот можно занести себе целый букет микроорганизмов.

Есть одно из самых страшных заболеваний нашего века, связанное с невралгией и поражением головного мозга.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

Причиной служит амеба-убийца Неглерия Фоулера, ее еще называют мозгопылесосом. Оно не лечится и приводит к летальному исходу. Но такая бактерия редко встречается в нашем климате.

Значение амебы обыкновенной

Прочитав всю информацию, хочется сразу полностью истребить царство паразитов. Но, с одной стороны, это физически невозможно.

Амеба что такое в биологии, строение и жизненный цикл

С другой стороны, если полностью истребить этот микроорганизм, то будет нарушена биологическая цепочка, и произойдет полный хаос в живом мире.

Пример из реальной жизни: в Китае решили, что воробьи – разносчики инфекций, как у нас голуби. За поимку воробьев давали плату. Таким образом, были уничтожены все воробьи. Начали безумно размножаться всевозможные виды насекомых, которые губили урожай. И после этого китайские власти начали закупать воробьев в других странах, чтобы восстановить экоцепь.

Заключение

Амеба является простейшим одноклеточным существом. Но, несмотря на это, ей присуще многое. Она питается, движется и размножается. Она дышит и чувствует. Её виды настолько разнообразны и удивительны, что можно только восхититься этим миниатюрным существом.

План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: Конспект урока биологии «Амёба обыкновенная»

Амеба обыкновенная

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни одноклеточных животных на примере амебы простейшей. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

Ход урока

I. Введение в тему

На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.

Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с одноклеточными животными.

II. Изучение нового материала

В: Как вы думаете, почему их назвали одноклеточными?

— их тело состоит из одной клетки. Эта клетка выполняет все функции живого организма: самостоятельно перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет из своего организма ненужные вещества, размножается. Таким образом, простейшие сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма (у многоклеточных животных эти задачи выполняются различными группами клеток, объединенных в ткани и органы). Так как тело этих животных представлено одной клеткой, их назвали простейшими.

1.        История открытия простейших организмов

О существовании простейших узнали лишь в 17 веке. Дело в том, что практически все простейшие имеют ничтожно малые размеры, и их открытие и изучение тесно связано с изобретением и микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Свое открытие он сделал в 1675 году, но истинные представления о простейших сложились лишь в середине 19 века, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие.

В настоящее время известно около 70 тыс. видов простейших. Вы познакомитесь лишь с некоторыми из них.

2. Амеба обыкновенная. Систематическое положение

Царство Животные

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

Тип Саркожгутиконосцы

Класс Саркодовые (Корненожки)

Обыкновенная амеба

3. Среда обитания и внешнее строение

Амеба обитает на дне пресных водоемов с застойной водой.

Внешне она напоминает маленький студенистый комочек, величиной около 0,2 – 0,5 мм, постоянно меняющий свою форму. Тело амёбы представлено цитоплазмой. Наружный слой цитоплазмы – эктоплазма – прозрачный и более плотный. Внутренний слой цитоплазмы –  эндоплазма –  зернистый и более текучий. В цитоплазме расположено ядро и сократительная вакуоль. Сверху клетка амёбы покрыта неплотной цитоплазматической мембраной. Цитоплазма амёбы находится в постоянном движении.  Если ток цитоплазмы направляется к поверхности мембраны, образуются выпячивания – ложноножки (псевдоподии). Ложноножки напоминают корни деревьев, поэтому амёбу и других простейших, способных образовывать ложноножки, относят к группе корненожек.

4. Движение 

За счет образования ложноножек амеба передвигается. Передвигаясь, амеба как бы медленно перетекает по дну. Сначала у нее в каком-либо месте тела появляется выступ – ложноножка. Она закрепляется на дне, а затем в нее медленно перемещается цитоплазма. Выпуская ложноножки, амеба ползет со скоростью до 0,2 мм в минуту.

5.        Питание

Амеба, как и все животные, питается готовой пищей – бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами – остатками умерших животных и растений. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон. Вокруг добычи образуется пищеварительная вакуоль. Из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок, благодаря которому пища переваривается. Питательные вещества, образующиеся в результате пищеварения, всасываются в цитоплазму, а непереваренные остатки перемещаются к поверхности тела амебы и выбрасываются наружу. Для переваривания пищи с помощью одной вакуоли амебе требуется от 12 часов до 5 суток.

6.        Дыхание

Дышит амёба кислородом, растворённым в воде. Специальных органов дыхания у амёбы нет. Кислород проникает в клетку через оболочку. При участии кислорода сложные питательные вещества разлагаются на более простые. В результате этого процесса выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности амебы. При этом образуются вода, углекислый газ и некоторые другие химические соединения, которые удаляются из организма.

7. Выделение

В теле амебы в процессе жизнедеятельности образуются вредные вещества, которые собираются в особый пузырёк – сократительную вакуоль. Также в тело амёбы из внешней среды проникает вода.  

В: Что может произойти с клеткой, если в неё будет постоянно поступать вода?

Чтобы клетка не погибла, избыток воды удаляется из организма также через сократительную вакуоль. Один раз в несколько минут вакуоль наполняется и, достигнув предельной величины, подходит к поверхности тела. Там содержимое сократительной вакуоли выталкивается наружу.

8. Обмен веществ

В клетку амёбы поступает кислород, питательные вещества, вода. В результате жизнедеятельности они претерпевают изменения. При участии кислорода сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, которая расходуется на процессы жизнедеятельности. Переваренная пища служит строительным материалом для построения клетки амёбы.  

Продукты распада питательных веществ и углекислый газ удаляются из клетки.

Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называется обменом веществ.

Обмен веществ происходит постоянно внутри любого живого организма. Без обмена веществ не может существовать ни один живой организм.

9. Размножение

Питание амёбы приводит к росту её тела. Выросшая амёба приступает к размножению.

Амебы размножаются путем  делением клетки надвое. Сначала пополам делится ядро амебы. Оно вытягивается и поперечной бороздкой делится на две половинки. Потом появляется перетяжка и на теле амебы. Цитоплазма разрывается. Образуется две новых амёбы. В благоприятных условиях амеба делится примерно раз в сутки. Размножение амебы путем деления клетки пополам представляет бесполый способ размножения.

10. Образование цисты

Питание и размножение амёбы происходит в течение всего лета. При наступлении неблагоприятных условий амёба перестаёт питаться, её тело становится округлым, а на его поверхности формируется плотная защитная оболочка. Временная форма покоя, характеризующаяся наличием защитной оболочки, называется – циста. Образование цисты в природе происходит осенью, когда в водоемах понижается температура, или летом, если водоемы пересыхают. Легкие цисты переносятся ветром на большие расстояния – так происходит заселение амебами других водоемов. При попадании в благоприятные условия амеба покидает оболочку цисты и переходит к активному образу жизни, начинает питаться и размножаться.

11. Раздражимость

Как и все животные, амеба реагирует на сигналы, поступающие в ее организм, отвечает на воздействие (раздражение) окружающей среды. Свойство организма реагировать на воздействия внешней среды называется раздражимостью.

Амеба распознает разные микроскопические организмы, служащие ей пищей, уползает от яркого света, механического раздражения и повышенных концентраций растворенных в воде веществ (например, от расположенного рядом с ней кристаллика поваренной соли).

12. Многообразие  простейших класса Саркодовые

Сообщения или самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы:

Виды Простейших

Особенности строения тела

Образ жизни Место обитания

Радиолярии

Солнечники

Споровики

III. Закрепление.

1.        Где обитает амеба обыкновенная?

2.        Как передвигается амеба?

4.        Как дышит амеба?

5.        Как происходит процесс пищеварения у амебы?

6. Как называется процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности?

7. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

8.        Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?

9.Что происходит с амёбой при наступлении неблагоприятных условий?

Вывод:

Тело амебы состоит из одной клетки и выполняет все функции живого организма. Амеба протей не имеет постоянной формы тела, так как цитоплазма постоянно образует выпячивания – ложноножки, с помощью которых она передвигается. Она обладает раздражимостью – способностью отвечать на воздействие окружающей среды. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.

Шило С.А.                                                                                                         Биология животных

Амёба обыкновенная — Википедия. Что такое Амёба обыкновенная

Амёба обыкновенная
Научная классификация

промежуточные ранги

Вид: Амёба обыкновенная
Международное научное название

Amoeba proteus (Pal.)

Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus), или амёба протей (корненожка) — относительно крупный (0,2—0,5 мм)[1] амебоидный организм, представитель класса [Lobosea]]. Полиподиальная форма (характеризуется наличием многочисленных (до 10 и более)) псевдоподий — лобоподий, цилиндрических выростов с внутренними токам цитоплазмы.

Строение клетки

Покров клетки A. proteus представлен только цитоплазматической мембраной. Вследствие отсутствие твёрдых оболочек клетка имеет непостоянную форму и образует цитоплазматические выросты — псевдоподии (или ложноножки). Цитоплазма клетки дифференцирована на более светлую гелеобразную наружную часть гиалоплазму (эктоплазму), и более темную золеобразную гранулоплазму (эндоплазму), названную так из-за большого содержания различных включений и органелл. Среди клеточных органелл можно выделить одно ядро, одну сократительную вакуоль и множество пищеварительных вакуолей, а также гранул запасных веществ (различных полисахаридов, липидных капель, многочисленных кристаллов).

У данного вида имеется довольно сложный цитоскелет. Гиалоплазма пронизана сетью актиновых и миозиновых микрофиламентов — это кортикальный слой, связанный с клеточной мембраной и окружающий всё содержимое клетки (протопласт). Филаменты располагаются в клетке по-разному. У движущейся амёбы на переднем(«гиалиновом колпачке») и заднем (уроиде) концах актин образует очень тонкий слой, в то время как к середине клетки концентрация актиновых филаментов увеличивается. Миозин на переднем конце клетки также образует тонкий слой, который увеличивается к середине, а на заднем конце, в отличие от актина, — достигает максимальной толщины. Также, различается и их ориентация в пространстве. В передней трети тела движущейся амёбы актиновые филаменты располагаются продольно и соединяются специальными мостиками как с мембраной клетки, так и между собой. В заднем же конце актин формирует трёхмерную сеть, в которой залегают толстые филаменты миозина.

Питание

Амёба протей питается путём фагоцитоза, поглощая бактерий, одноклеточные водоросли и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Вакуоль с непереваренными остатками пищи подходит к поверхности клетки и сливается с мембраной, таким образом выбрасывая наружу содержимое. Кроме фагоцитоза, амебе свойствен пиноцитоз — заглатывание жидкости. При этом образуются на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает. Осморегуляция заключается в том, что в клетке периодически образуется пульсирующая сократительная вакуоль — вакуоль, содержащая излишнюю воду и выводящая её наружу[1].

Движение и реакция на раздражение

Движение амебы под микроскопом, увеличение 600×

Тело Амёбы протей образует выступы — ложноножки. Выпуская ложноножки в определённом направлении, амёба протей передвигается со скоростью около 0,2 мм в минуту. Амёба распознаёт разные микроскопические организмы, служащие ей пищей. Она уползает от яркого света, механического раздражения и повышенных концентраций растворённых в воде веществ (например, от кристаллика поваренной соли).

Основная современная теория амёбоидного движения — теория «генерализованного кортикального сокращения» (Гребецки, 1982). В ней постулируется, что трёхмерное сокращение акто-миозинового комплекса, составляющего кортикальный слой клетки, приводит к сжатию эндоплазмы, в результате чего она направляется к переднему концу клетки, где кортекс наиболее тонкий. Туда же приносятся молекулы глобулярного актина (G-актина), который образуется на заднем конце в результате деполимеризации фибриллярного актина (F-актина), входящего в состав кортекса. В результате этого сокращения в эндоплазме создается повышенное давление, которое продавливает цитоплазму сквозь слой микрофиламентов на её переднем конце как сквозь сито. В результате этого мембрана переднего конца клетки отслаивается от кортекса и выпячивается наружу. Также сквозь филаментозное «сито» проходят и молекулы G-актина (в отличие от крупных включений цитоплазмы), которые затем попадают в пространство между цитоскелетом и мембраной в растущую лобоподию. На внутренней поверхности мембраны расположены специальные центры, полимеризующие G-актин обратно в F-актин, который становится основой для формирования нового цитоскелета. Вновь образованный слой филаментов начинает сокращается, оказывая на цитоплазму давление, в связи с чем её ток направляется назад, — таким образом прекращается рост лобоподии. В это же время происходит деполимеризация отслоившегося ранее слоя кортекса.

Помимо этой теории, стоит упомянуть и несколько гипотез, предшествовавших ей.

  1. Гипотеза «потока под давлением» Маста. Предполагалось, что сокращение цитоскелета на заднем конце создается избыточное давление, вызывающее движение эндоплазмы в передний конец клетки, где она расплывается по сторонам, достигая гиалиновой шапочки. В кортикальной зоне происходит переход эндоплазмы в эктоплазму (так называемый золь-гель переход). Из-за того, что эти процессы проходят быстро, создается ощущение непрерывного тока цитоплазмы, в результате которого образуется лобоподия.
  2. Гипотеза Аллена. Похожа на предыдущую, разве что Аллен считал, что сокращения эндоплазмы происходят не на заднем конце, а на переднем. И там сразу же происходит переход из золя в гель, в результате которого новая порция золеобразной эндоплазмы как бы «подтягивается» к переднему концу, вызывая рост лобоподии. В зоне уроида же происходит обратный переход из геля в золь.
  3. Гипотеза Серавина. Предположил, что у всех амёбоидных клеток может присутствовать одинаковый набор различных механизмов движения, а различия в движении разных видов формируются в результате разной степени участия того или иного механизма в двигательной активности. Таким образом, согласно Серавину, механизмы, описанные Алленом и Мастом могут иметь место одновременно.

Среда обитания

Обитает на дне пресных водоёмов со стоячей водой, особенно в гниющих прудах и болотах, в которых есть много бактерий. Встречаются локомоторные и флотирующие формы. При плохих для амёбы условиях среды — понижении температуры осенью, пересыхании водоёма — амёба округляется, прекращает потребление пищи и образует плотную оболочку — цисту, а при наступлении хороших — выходит из цисты и ведёт обычный образ жизни[1].

Размножение

Только агамное, бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Половой процесс не описан.

Примечания

Литература

  • Тихомиров И. А., Добровольский А. А., Гранович А. И. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. Часть 1. — М.-СПб.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. — 304 с.+XIV табл.

Ссылки

  • Амёбы — статья из «энциклопедии Кругосвет» в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».

Критерии фразеологизмов

В языках существует множество словосочетаний, которые принято называть фразеологизмами или идиомами. Такие лексические единицы делают нашу речь выразительной. Большинство из них основаны на ярких метафорах, сравнениях, контрастах. Многие идиомы носят образ; они отражают мудрость и остроумие людей. Примеры: взять быка за рога, белого слона, понюхать крысу, быть на камнях, биться о куст, яркая, как новая булавка, большая рыба в маленьком пруду и многие другие.В русской лингвистической традиции они называются фразеологизмами, британские и американские лингвисты предпочитают термин идиомы.

Фразеология — раздел лексикологии, предметом которого является изучение и систематическое описание фразеологизмов (ФЕ). Русские лингвисты Б.А. Большой вклад в исследования по фразеологии внесли Ларин, В.Л. Архангельский, В.В. Виноградов, А.В. Кунин, А.И. Смирницкий, Н.Н. Омосова, В.Н. Теля.

По своей структуре PhU характеризуются структурной обособленностью, поскольку представляют собой комбинации как минимум двух лексем.Важно указать критерии PhU, потому что они имеют определенные общие черты со свободными группами слов и составными словами.

Критерии, предлагаемые лингвистами, — это их идиоматичность, стабильность, эквивалентность слов. СРЕДНИЙ. Кунин в своих исследованиях описывает эти критерии:

Структурная обособленность, или делимость PhU на отдельно структурированные элементы (слова или лексемы). Структурная обособленность помогает отличить PhU от сложных слов.В PhU, в отличие от составных слов, каждая составляющая может приобретать собственные грамматические формы, например PhU крепкий (крепкий) орешек ? проблема, на которую трудно найти ответ? может использоваться в следующих формах: Это крепкие орехи, которые можно расколоть, их сложнее расколоть, сложнее всего трещина.

Следующий важный критерий PhU — это стабильность . А.В. Кунин выделяет несколько аспектов устойчивости:

a) Стабильность использования означает, что PhU вводятся в речь в готовом виде, а не создаются каждый раз заново, как свободные группы слов.Стабильность использования доказывает, что ФУ, как и слово, является языковой единицей. PhU возникают как индивидуальные творения, а затем становятся общей собственностью. Например, из-за той большой роли, которую сочинения Шекспира играют в жизни англоязычных сообществ, многие PhU, сначала являвшиеся отдельными творениями Шекспира, стали мировыми ценностями и пополнили ряды PhU английского языка, например как: поднять с собственной петардой , лепешек и эль, отдать дьяволу должное, ни рифмы, ни разума, сколько душе угодно, и т. д.

б) Лексико-семантическая стабильность означает, что компоненты ФУ либо незаменимы, либо могут быть частично заменены в некоторых случаях (вариантах). Могут быть небольшие случайные изменения в значении, но значение PhU сохраняется во всей своей изменчивости. Например, нельзя изменить составляющую существительного в ФУ , чтобы дать мешку «уволить с работы» (или * , чтобы дать сумке ), не нарушив его фразеологического значения.В следующих примерах один из компонентов может быть заменен синонимичной лексемой: ступать / ходить по воздуху «радоваться», скелет в шкафу / шкафу «семейная тайна», не поднимать / пальцем поднимите / пошевелите «не помочь». В таких случаях сохраняется семантическая стабильность.



c) ? Rph? L? Gical стабильность предполагает, что компоненты PhU ограничены в использовании морфологических форм. Составные части существительных в PhU используются либо только в единственном числе ( преследовать дикого гуся, ? Стремиться к невозможному ?, играть одиноким образом, ? Действовать в одиночку?) Или во множественном числе ( маленьких картошек ? ).Хотя вариативность возможна: , чтобы быть в глубокой воде ( с ), , как король ( королей, ). Смена артикула невозможна, так как это приводит к уничтожению ФУ, как в приведенном выше примере: отдать мешок , изменение артикула * дать мешку разрушит фразеологическое значение.

d) Синтаксическая стабильность — стабильность порядка компонентов ФУ.Изменение порядка составных частей в следующих ФУ: пирожных и эля «материальные удобства», хлеба с маслом, «простые и полезные», хлеба и зрелищ ? Предметы первой необходимости и развлечения? приводит к разрушению ФУ. Но в синтаксической устойчивости могут быть вариации, то есть грамматическая и стилистическая инверсия. К грамматической инверсии относится преобразование пассивизации, то есть преобразование вербального PhU из активного в пассивное: сломать лед ? Сделать или сказать что-нибудь, чтобы снять или уменьшить социальную неловкость или напряжение? — лед тронут ; стилистическая инверсия ? изменение порядка слов ради выразительности: несут крест — страдают или справляются с утомительной ответственностью как условие жизни или на время? ? Какой крест он должен нести!

Хотя ФУ обладают высокой степенью устойчивости, их стабильность относительна.Существуют отличные ФУ с высочайшим уровнем стабильности, не допускающие никаких изменений; — синица за тат , показывает белое перо ; ФУ со средней степенью устойчивости, допускающей минимальные изменения, — каркас в шкафу (шкафу) , Прокрустовая (прокрустова) кровать ; ФУ с низким уровнем устойчивости, допускающей более высокую степень изменчивости — пролить (бросить, повернуть) свет (свет) на (при) .

Идиоматичность или отсутствие мотивации характеризует значение всего ФУ, которое передается или переносится в переносном или переносном смысле, в отличие от значения свободной группы слов.PhU — это частично мотивированные или немотивированные группы слов, то есть идиоматические, поскольку идиоматичность — это отсутствие мотивации. Все приведенные выше примеры идиоматичны. К частично мотивированному PhU относятся такие примеры, как собака на сене , потому что мы можем вывести их значения посредством метафорического переноса значений составных лексем: «человек, который эгоистично мешает другим использовать что-то или получать от него удовольствие. которую он оставляет себе, хотя не может ею пользоваться или наслаждаться? и множество других.PhU пинает дело ? инфмл. умереть? немотивирован. Отсутствие мотивации можно объяснить тем, что с течением времени связь между каждым конкретным значением составляющих лексем и значением всего словосочетания блекла и терялась.

PhU приобрели особый тип смысла? фразеологическое значение. Отдельные лексические значения составных лексем блекнут и приглушены; они подчинены общему смыслу ФУ.Между составными лексемами ФУ, составляющими его фразеологическое значение, существуют тесные семантические связи. Фразеологическое значение выходит на первый план, если мы сравним PhU с одноименной свободной группой слов. Ср. необработанный алмаз ? 1)? Алмаз, который не шлифовали? свободная группа слов и 2) некультурный, неотесанный человек, обладающий хорошими и полезными качествами? является PhU.

Есть еще один критерий PhU, это критерий функции . Идиоматичность и стабильность ФУ приближают их к словам.А.И. Смирницкий считал PhU эквивалентами слов, потому что PhU, подобные словам, вводятся в речь в готовом виде и функционируют в речи как отдельные слова. PHU и слова имеют идентичные синтаксические функции и взаимозаменяемы в определенных контекстах. Например, подбрось шляпу в воздух «радуйся», око дня «солнце». У PhU, как у слов, есть синонимы. Например, следующие фразеологические синонимы передают значение: «не хватать денег на свои нужды»: быть в мелководье, быть на скалах, быть на гребне волны, быть бедным, как церковная мышь, быть Крепись, будь на высоте .Антонимы: хороший микшер vs. плохой микшер , плохой (скверный) язык , непарламентский язык vs. парламентский язык . PhU любят слова, но в гораздо меньшей степени характеризуются многозначностью и омонимией, например попасть под кожу сб? инфмл . ? 1) раздражать, действовать кому-то на нервы; 2) произвести на сб.

Хотя слова и PhU имеют много общего, это разные языковые единицы, основное различие между ними — структурное, т.е.е. PhU характеризуются структурной обособленностью, а слова — структурной целостностью.

Таким образом, PhU занимают промежуточное положение между словами и свободными группами слов. Будучи промежуточными единицами, они имеют особенности слов, с одной стороны, и свободные группы слов, с другой. Вот почему их трудно различить. Более того, эти трудности усугубляются тем фактом, что характерные свойства PhU (идиоматичность, стабильность, эквивалентность слов) выражаются в разных PhU в разной степени.Эти трудности также проявляются в различных классификациях ФУ.


Дата: 12.06.2016; просмотр: 639


.

Базовые теории перевода

Здесь мы обсудим наиболее распространенные теоретические подходы к человеческому переводу, уделяя особое внимание их ограничениям и способности объяснять процесс перевода.

Грубо говоря, теории человеческого перевода можно разделить на три основные группы, которые вполне условно можно назвать трансформационным подходом, денотативным подходом и коммуникативным подходом.

2.1 . трансформационный подход

Теории трансформации состоят из множества разновидностей, которые могут иметь разные названия, но все они имеют одну общую черту: процесс трансляции рассматривается как трансформация .

В соответствии с трансформационным подходом перевод рассматривается как преобразование объектов и структур исходного языка в объекты и структуры целевого языка.

Внутри группы теорий, которые мы включаем в трансформационный подход, иногда проводится разделительная линия между преобразованиями, и эквивалентностями.

Согласно этой интерпретации преобразование начинается на синтаксическом уровне, когда происходит изменение, то есть когда мы меняем, скажем, порядок слов во время перевода. Замены на других уровнях рассматриваются как эквивалентность, например, когда мы заменяем слова целевого языка словами исходного, это считается эквивалентностью.

В трансформационном подходе мы будем различать трех уровней замен: морфологических эквивалентностей, лексических эквивалентностей и синтаксических эквивалентностей и / или преобразований .

В процессе перевода:

на морфологическом уровне морфемы (как словообразование, так и изменение слов) исходного языка заменяются морфемами целевого языка;

на лексическом уровне слова и словосочетания исходного языка заменяются таковыми из целевого;

на синтаксическом уровне синтаксические структуры исходного языка заменяются синтаксическими структурами целевого.

Например, в процессе перевода английское слово room трансформируется в украинские слова или .

Синтаксические преобразования в переводе включают в себя широкий спектр структурных изменений в целевом тексте, начиная с изменения порядка слов в предложении и заканчивая разделением исходного предложения на два и более целевых.

Наиболее распространенный пример структурной эквивалентности на синтаксическом уровне — это некоторые образцы глагольного времени. Реальные преобразования перевода сложны и часто происходят на разных уровнях языков. Этот вид трансформации особенно часто встречается, когда перевод включает аналитический и синтетический язык, т.е.г. Английский и украинский.

Таким образом, в соответствии с трансформационным подходом перевод представляет собой набор многоуровневых замен текста на одном языке текстом на другом, регулируемых определенными правилами преобразования.

2.2. денотативный подход

Трансформационный подход недостаточен, когда исходный текст соответствует одному невидимому понятию, которое переводчик передает как текст на другом языке, также соответствующий соответствующему невидимому понятию.

Например, перевод почти любого стихотворения не может быть объяснен простой заменой слов и словосочетаний исходного языка на слова целевого языка.

Этот тип перевода характерен для любого текста, письменного или устного, а не только для стихов или высококлассной прозы, и денотативный подход — это попытка объяснить такие случаи перевода.

Хотя денотативный подход к переводу основан на идее денотата (см. Выше отношения знаков, понятий и денотатов), он имеет большее отношение к понятию.

Согласно денотативному подходу процесс перевода — это не просто замена, а состоит из следующих мысленных операций:

Переводчик

читает (слышит) сообщение на исходном языке;

Переводчик

находит денотат и концепт, соответствующие этому сообщению;

Переводчик

формулирует сообщение на целевом языке, относящееся к указанным выше денотату и понятию.

Согласно этому подходу во время перевода мы имеем дело со схожими словоформами соответствующих языков и понятий, выведенных из этих форм, однако, в отличие от трансформационного подхода, отношения между исходными и целевыми словоформами являются случайными, а не регулярными.

Чтобы проиллюстрировать эту разницу, рассмотрим следующие два примера:

(1) Море сегодня теплое.

(2) Только персонал.

В первом случае эквивалентности регулярны, и понятие, относящееся ко всему предложению, может быть разделено на те, которые относятся к его отдельным компонентам (словам и словосочетаниям): море, сегодня тепло .

Во втором случае, однако, эквивалентность между исходным предложением и его переводом бывает случайной (т.е. имеет значение только для этого случая), и понятие, относящееся ко всему предложению, не может быть разделено на отдельные компоненты.

2.3. коммуникационный подход

Коммуникативная теория перевода была предложена О.Каде и основана на понятиях коммуникации и тезауруса. Итак, сначала стоит определить основные термины.

Связь может быть определена как акт отправки и получения некоторой информации, который называется сообщением .

Само собой разумеется, что это определение является чрезмерно упрощенным, и не все используемые здесь термины коммуникации являются стандартными терминами теорий коммуникации и информации. Наша цель, однако, состоит в том, чтобы описать акт коммуникации в самых простых терминах и показать перевод как часть этого акта.

Информация, которая отправляется и получает (передается) может быть любого вида (например, жесты, скажем, больших пальцев вверх ), но мы ограничимся только вербальным общением, т.е.е. когда мы отправляем и получаем информацию в форме письменного или устного текста.

Естественно, что при общении мы сообщаем другим о том, что знаем. Это , чтобы сформулировать сообщение, мы используем нашу систему взаимосвязанных данных, которая называется тезаурусом .

Мы будем различать два вида тезаурусов в устной коммуникации: языковой тезаурус и предметный тезаурус .

Языковой тезаурус — это система наших знаний о языке, который мы используем для формулирования сообщения, тогда как тематический тезаурус — это система наших знаний о содержании сообщения.

Таким образом, чтобы общаться, отправитель сообщения формулирует мысленное содержание своего сообщения с помощью тематического тезауруса, кодирует его , используя словесные формы языкового тезауруса, и передает его получателю сообщения , который декодирует сообщение, также используя языковой тезаурус, и интерпретирует сообщение, используя также тематический тезаурус. Это простое описание одноязычного общения.

Очень важно понимать, что тезаурусы отправителя и получателя сообщения могут отличаться в большей или меньшей степени, и именно поэтому мы иногда не понимаем друг друга, даже если думаем, что говорим на одном и том же языке.

Итак, в обычном общении есть два участника, отправитель и получатель, и каждый из них использует два тезауруса.

В специальном двуязычном общении (то есть переводе) у нас есть три участника: отправитель, получатель и посредник (переводчик). Переводчик имеет два языковых тезауруса (исходный и целевой) и выполняет две функции: декодирует исходное сообщение и кодирует целевое сообщение, которое будет получено получателем.

Коммуникативная теория перевода О.Кадеса описывает процесс перевода как акт особого двуязычного общения, в котором переводчик действует как особый посредник в общении, позволяющий понять сообщение, отправленное на другом языке.

Можно отметить, что коммуникативный подход уделяет особое внимание аспектам перевода, относящимся к акту коммуникации, тогда как процесс перевода как таковой остается неопределенным, и можно только предполагать, что он происходит либо трансформационным, либо денотативным путем.

Однако важность коммуникативного аспекта в успешности перевода трудно переоценить.

Чтобы лучше понять это, давайте рассмотрим пример формулировки сообщения (кодирования), перевода сообщения (кодирования / декодирования) и получения сообщения (декодирования).

Пусть исходное сообщение, выраженное носителем английского языка (закодировано с использованием английского языка в качестве кода для передачи мысленного содержания сообщения), будет:

В районе появилось несколько новых школ.

Предположим тогда, что отправитель сообщения, будучи рыбаком и использующий соответствующий тематический тезаурус, для школ означал большое количество плавающих вместе рыб, а не учреждения для обучения детей, и тогда правильный перевод должен был быть:

, тогда как переводчик, который предположительно не имел соответствующей информации в своем тематическом тезаурусе, перевел школ как учреждения для обучения детей:

,

, что, естественно, приводит к недопониманию (непониманию).

В приведенном выше примере показан случай недопонимания, основанный на недостаточности экстралингвистической информации. Однако бывают также случаи недопонимания, вызванные недостаточностью лингвистической информации. Этот пример ясно иллюстрирует разделительную линию между лингвистической и экстралингвистической информацией при переводе, как это визуализируется коммуникативным подходом к переводу.

Таким образом, коммуникативный подход к переводу, хотя и мало говорит о переводе как таковом, подчеркивает очень важный аспект перевода.

Согласно коммуникативному подходу перевод — это сообщение, отправляемое переводчиком конкретному пользователю, и адекватность перевода зависит от сходства их исходной информации, а не только от лингвистической корректности.


:

.

метономия (ее виды и функции) и синекдоха как ее вариант, антономазия, оксюморон.

Метонимия. В метонимии мы наблюдаем другой тип отношения между словарем и контекстным значением, основанный не на идентификации, а на смежности (близости) предметов или явлений. Перенос имен в метонимии не предполагает наличия у двух разных слов общего компонента в их семантических структурах, как в случае с метафорой, а исходит из того факта, что два объекта (или явления) имеют общие основания для существования в реальности. .Метонимия во многих случаях банальна и фиксируется словарями в семантической структуре многозначного слова, например пресс (т. Е. Типография или издательство), скамейка (т. Е. Магистраты и судьи), рука (рабочий) и т. Д. Подлинная метонимия обнаруживает весьма неожиданную замену одного слова другим или одним словом. концепция для другого, на основании некоторого сильного впечатления, произведенного случайной особенностью вещи, например Потом они вошли.Двое из них, мужчина с длинными светлыми усами и молчаливый смуглый мужчина. Однозначно у нас с усами не было ничего общего. (D.L.) У нас есть особенность человека, которая бросается в глаза, в данном случае его внешность: усы обозначают самого человека. Метонимия здесь показывает, что говорящий не знает данного человека, более того, есть определенное значение, что говорящий видит его впервые.

В метонимии насчитывается различных типов отношений.Наиболее распространены следующие:

1. Вместо абстрактного понятия используется конкретная вещь. В этом случае вещь становится символом понятия, например Вот и ты снова в своих уловках. Остальные зарабатывают себе на хлеб; вы живете на мою благотворительность. (E.Br.)

2. Контейнер вместо того, что содержится, например Зал аплодировал,

3. Отношение близости, например Круглый игровой стол был
шумным и веселым.
(Д.)

4. Материал, а не сделанная из него вещь, например Мраморная спица.

5. Инструмент, который деятель использует при выполнении действия вместо действия, или сам деятель, например Поскольку меч — худший аргумент, который можно использовать, он должен быть последним. (Б.)

Метонимия наблюдается реже, чем метафора, потому что объем человеческого воображения, идентифицирующего два объекта или явления на основании общности одной из их бесчисленных характеристик, безграничен, в то время как реальные отношения между объектами более ограничены.Как правило, метонимия выражается существительными или субстантивированными числительными, например Дина, стройная, свежая, бледная семнадцатилетняя, была некрасивой, но хрупкой. (C.H.)

Один тип метонимии, основанный на отношениях между частью и целым, часто рассматривается независимо как синекдоха, например На каждый взгляд, прошедший между ними, и на каждое слово, которое они говорили, у дварфа были глаза и уши. (Д.)

Антономасия. Это лексико-стилистический прием, в котором имя собственное используется вместо существительного нарицательного или наоборот.Здесь мы наблюдаем взаимодействие между логическим и номинальным значениями слов. Рассмотрим несколько типичных примеров. В предложении «Ее мать совершенно невыносима. Никогда не встречал такой Горгоны» (OW) собственному имени мифологической женщины предшествует неопределенный артикль, и это означает не этот конкретный персонаж, а любую женщину, чей характер похож на Горгона, то есть суетливая, жестокая, сварливая женщина, что-то вроде чудовища. Когда вместо имени собственного используется имя нарицательное, антономасия предназначена для того, чтобы указать на ведущую, наиболее характерную черту человека или события, в то же время закрепляя эту ведущую черту как имя собственное для соответствующего человека.По сути, антономазия — это начальный этап нахождения личности. Например. Следующим оратором был высокий мрачный человек, сэр Что-то Кто-то. (P.) Здесь мы должны понять незначительность и тривиальность говорящего, неотличимого от множества простых людей.

Другой тип антономазии представлен в так называемых «говорящих именах», имена, происхождение которых от нарицательных существительных до сих пор ясно воспринимается. Итак, в таких популярных английских фамилиях, как Mr. Smith или Mr.Коричневую этимологию можно восстановить, но ни один говорящий на английском сегодня не имеет в виду, что первое раньше означало род занятий, а второе — цвет. Но такие имена из Школы скандалов Шеридана, такие как леди Тизл или мистер Поверхность, сразу вызывают ассоциации с определенными человеческими качествами из-за основного значения слов «дразнить» и «всплывать». В украинской и русской литературе этот прием используют многие писатели-классики, например. Вральман, Молчалин, Коробочка, Калитка, Галушка, Тарас Трясыло.

Использование антономазии в публицистическом стиле также имеет ту же функцию, например / подозревают, что «Нет» и «Не знаю» будет намного больше, чем «Да». («Зритель»)

Оксюморон. Это сочетание двух слов, в котором значения двух слов противоречат друг другу, потому что они противоположны по смыслу, например сладкая печаль, милый негодяй, ужасно красивая. Каждый оксюморон представляет собой комбинацию двух семантически противоречивых понятий, которые помогают подчеркнуть противоречивые качества как диалектическое единство, одновременно существующее в описываемом явлении.Один из двух членов оксюморон указывает на общепризнанную черту, а другой показывает чисто субъективное индивидуальное восприятие объекта.

Оксюморон может иметь структурную модель прил. + Существительное, например любить ненависть, холодный огонь, и т.д. Здесь субъективная часть оксюморон воплощается в атрибуте-эпитете. В этой структурной модели сопротивление двух составных частей к плавлению проявляется наиболее сильно.Другая модель — Adv. + Adj. Здесь изменение значения первого элемента происходит быстрее, и сопротивление объединяющему процессу не так сильно.

Кроме того, существуют другие структурные модели, в которых используются глаголы. Такие словесные конструкции, как беззвучно кричать, беззвучно плакать , как бы усиливают идею и показывают индивидуальный подход к ней писателя. Иногда тенденция сочетать некомбинативные формы проявляется в структурно разных формах. Здесь особенно бросается в глаза оригинальность и специфика оксюморон, т.е.г. улица повреждена благоустройством (о.х.), тишина была громче (ю.). Читатель сразу чувствует, что в первом примере автор критически относится к улучшениям и показывает, что они совершенно не нужны, во втором — молчание имеет опасное качество и производит на слушателя оглушающее действие. Таким образом, в оксюморонической структуре передается много дополнительной объективной информации.

Хотя оксюмороны редко становятся банальными, некоторые из них действительно стали традиционными и показывают высокую степень духовной вовлеченности говорящего в ситуацию, например.г. ужасно красиво, ужасно жаль. Здесь уточняющие прилагательные служат усилителями.

Synecdoche Definition

Synecdoche — это литературный прием, в котором часть чего-то представляет собой целое или может использовать целое для представления части.

Synecdoche может также использовать большие группы для обозначения меньших групп или наоборот. Он также может называть вещь по имени материала, из которого она сделана, или может относиться к вещи в контейнере или упаковке по названию этого контейнера или упаковки.

Разница между синекдохой и метонимией

Примеры синекдохов часто ошибочно принимают за метонимию (еще один литературный прием). Оба могут в некоторой степени походить друг на друга, но это не одно и то же. Синекдоха относится к предмету в целом по имени любой из его частей. Например, называть автомобиль колесами является синекдохой, потому что часть колеса автомобиля обозначает всю машину. Однако в метонимии слово, которое мы используем для описания другой вещи, тесно связано с этой конкретной вещью, но не обязательно является ее частью.Например, корона, которая относится к власти или власти, является метонимией, используемой для замены слова король или королева.

Synecdoche Примеры из повседневной жизни

Очень часто объект называют по имени его части. Давайте посмотрим на некоторые примеры синекдох, которые мы можем услышать из случайных разговоров:

Слово «хлеб» относится к еде или деньгам, так же как «Письмо» — это мой хлеб с маслом или единственный кормилец.

Фраза «седая борода» относится к старику.

Слово паруса относится к целому кораблю.

Слово «костюмы» относится к бизнесменам.

Слово «сапоги» обычно относится к солдатам.

Термин «кока-кола» является общим синекдохом для всех газированных напитков.

Пентагон — синекдоха, когда он относится к нескольким лицам, принимающим решения.

Слово «очки» относится к очкам.

Под медью часто подразумевают монеты.

Примеры синекдох в литературе

Пример # 1

Кольридж использует синекдоху в своем стихотворении Иней древнего мореплавателя :

Западная волна горела пламенем.
День был хорош, был почти готов!
Почти на западной волне
Покоилось широкое яркое Солнце

Западная волна — синекдоха, поскольку она относится к морю по названию одной из его частей, то есть волны.

Пример # 2

Посмотрите на использование синекдохи в строках из Шекспира Сонет 116 :

О нет! Это всегда фиксированная отметка
, которая смотрит на бури и никогда не поколебалась.

Фраза «вечно фиксируемая метка» относится к маяку.

Функции Synecdoche

Литературный символизм разработан писателями, которые используют синекдоху в своих литературных произведениях. Используя синекдоху, авторы придают общие идеи и предметы более глубоким смыслом и тем самым привлекают внимание читателей.

Кроме того, использование синекдохи помогает писателям добиться краткости. Например, сказать, что солдаты были вооружены сталью, более кратко, чем сказать, что солдаты были вооружены мечами, ножами, кинжалами, стрелами и т. Д.

Как и любой другой литературный прием, синекдоха при правильном использовании добавляет четкий цвет словам, делая их яркими. Чтобы внести этот жизненный фактор в литературные произведения, писатели творчески описывают простые повседневные вещи с помощью этого литературного приема.



: 2016-11-19; : 2354 | |


:


:


:



© 2015-2020 лекции.org — -.

Структурализм | Литературная теория и критика

Появление критической теории в послевоенный период, которая включала в себя различные сложные дисциплины, такие как лингвистика, литературная критика, психоаналитическая критика, структурализм, постколониализм и т. Д., Оказалось враждебным либеральному консенсусу, который царил в сфере критики. между 1930-ми и 50-ми годами. Среди этих всеобъемлющих дискурсов наиболее противоречивыми были два интеллектуальных движения, структурализм и постструктурализм, зародившиеся во Франции в 1950-х годах и влияние которых вызвало кризис в изучении английского языка в конце 1970-х — начале 1980-х годов.Язык и философия — главные интересы этих двух подходов, а не история или автор.

Структурализм, возникший как тенденция 1950-х годов, бросил вызов новой критике и отверг экзистенциализм Сартра и его представление о радикальной человеческой свободе; вместо этого он сосредоточился на том, как человеческое поведение определяется культурными, социальными и психологическими структурами. Он имел тенденцию предлагать единый единый подход к человеческой жизни, охватывающий все дисциплины. Ролан Барт и Жак Деррида исследовали возможности применения структуралистских принципов к литературе.Жак Лакан изучал психологию в свете структурализма, смешивая Фрейда и Соссюра. Книга Мишеля Фуко «Порядок вещей » исследовала историю науки для изучения структур эпистемологии (хотя позже он отрицал свою принадлежность к структуралистскому движению). Луи Альтюссер объединил марксизм и структурализм, чтобы создать свой собственный бренд социального анализа.

Структурализм в широком смысле — это способ восприятия мира в терминах структур. Впервые замеченный в работах антрополога Клода Леви-Стросса и литературного критика Ролана Барта, сущность структурализма заключается в убеждении, что «вещи нельзя понимать изолированно, их нужно рассматривать в контексте более крупных структур, частью которых они являются. «Контексты более крупных структур не существуют сами по себе, но формируются нашим способом восприятия мира.Следовательно, структуралистская критика постоянно движется от интерпретации отдельных литературных произведений к пониманию более крупных структур, которые их содержат. Например, структуралистский анализ стихотворения Донна Good Morrow требует большего внимания к соответствующему жанру (альба или песня рассвета), концепции куртуазной любви и т. Д., А не к внимательному прочтению формальных элементов стихотворения. текст.

Фундаментальная вера структурализма, что вся человеческая деятельность построена, а не естественна или существенна, пронизывает все основополагающие работы структурализма.Начиная с первопроходцев, Леви Стросса и Барта, к другим крупным практикам относятся А. Дж. Греймас, Владимир Пропп, Теренс Хоукс (структурализм и семиотика), Роберт Скоулз (структурализм в литературе), Колин МакКейб, Фрэнк Кермод и Дэвид Лодж (объединенные традиционалисты и структуралисты). подходов в своей книге Работа со структурализмом ). Американскими структуралистами 1960-х годов были Джонатан Каллер и семиотики Ч. С. Пирс, Чарльз Моррис и Ноам Хомский.

Со своей склонностью к научной категоризации структурализм предполагает взаимосвязь между «единицами» (поверхностными явлениями) и «правилами» (способами, которыми могут быть соединены единицы). В языке единицы — это слова, а правила — это формы грамматики, которые упорядочивают слова.

Структуралисты считают, что лежащие в основе структуры, которые организуют правила и единицы в значимые системы, порождаются самим человеческим разумом, а не чувственным восприятием. Структурализм пытается свести сложность человеческого опыта к определенным базовым структурам, которые являются универсальными. Идея, уходящая корнями в классицистов, таких как Аристотель, определяла простые структуры как основу жизни.Структура может быть определена как любая концептуальная система, которая имеет три свойства: «целостность» (система должна функционировать как единое целое), «преобразование» (система не должна быть статичной) и «саморегулирование (базовая структура не должна быть изменено).

Структурализм в его зачаточной форме можно найти в теориях швейцарского лингвиста начала двадцатого века Фердинанда де Соссюра ( Курс общего языкознания , 1916), который отошел от преобладающего в то время историко-филологического изучения языка (диахронического). к изучению структур, моделей и функций языка в определенное время (синхронное).Идея Соссюра о лингвистическом знаке является исходной концепцией во всех структуралистских и постструктуралистских дискурсах. По его словам, язык — это не процесс именования, посредством которого вещи ассоциируются со словом или именем. Лингвистический знак состоит из союза означающего (звуковой образ, или «психологический отпечаток звука») и «означаемого» (концепт). С этой триадной точки зрения слова являются «немотивированными знаками», поскольку нет внутренней связи между именем (означающим) и тем, что оно обозначает (означаемым).

Картина Это не трубка бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта разъясняет предательство знаков и может считаться краеугольным камнем структурализма. Книга Фуко с таким же названием комментирует картину и подчеркивает несовместимость визуального представления и реальности.

Теория языка Соссюра подчеркивает, что значения являются произвольными и относительными (проиллюстрировано ссылкой на 8.25 Geneva to Paris Express в Course in General Linguistics ; парадигматическая цепочка лачуга-сарай-хижина-дом-особняк-дворец, где значение каждый зависит от своего положения в цепи, а пары мужчина-женщина, день-ночь и т. д.где каждая единица может быть определена только в терминах своей противоположности). Теория Соссюра устанавливает, что человек или реальность не являются центральными; это язык, который составляет мир. В своих лекциях Соссюр использовал ряд бинарных противопоставлений, важной из которых была речь / письмо. Соссюр отдает приоритет речи, поскольку она гарантирует субъективность и присутствие, тогда как письмо, как он утверждал, означает отсутствие говорящего, а также означаемого. Деррида раскритиковал это как фоноцентризм, который чрезмерно отдает предпочтение присутствию над отсутствием, что заставило его усомниться в достоверности всех центров.

Соссюр использует термины Langue (язык как система) и условно-досрочное освобождение человека. высказывание на этом языке, который уступает Langue) дало структуралистам образ мышления о более крупных структурах, имеющих отношение к литературе. Структуралистская нарратология, форма структурализма, которую поддерживают Владимир Пропп, Цветан Тодоров, Ролан Барт и Жерар Женетт, иллюстрирует, как смысл истории развивается из ее общей структуры (langue), а не из изолированной темы каждой отдельной истории (условно-досрочное освобождение).Чтобы установить значение текста, нарратологи подчеркивают грамматические элементы, такие как времена глаголов, а также отношения и конфигурации фигур речи в рассказе. Это демонстрирует структуралистский сдвиг от авторского замысла к более широким безличным лингвистическим структурам, в которых участвует авторский текст (термин, который предпочитается термину «работа»).

Структурные критики анализируют литературу, посвященную явной модели структуралистской лингвистики. В своем анализе они используют лингвистическую теорию Соссюра, а также семиотическую теорию, разработанную Соссюром и американским философом Чарльзом Сандерсом Пирсом.Согласно семиотической теории, язык должен изучаться сам по себе, и Соссюр предполагает, что изучение языка должно относиться к более широкой области семиологии, науки о знаках.

Семиология понимает, что значение слова полностью проистекает из его отличия от других слов в системе знаков языка (например: дождь, а не мозг или растяжение связок, рельсы, блуждание или господство). Все знаки — это культурные конструкции, которые приобрели свое значение в результате многократного, усвоенного коллективного использования.Процесс коммуникации — это бесконечная цепочка производства знаков, которую Пирс назвал «неограниченным семиозисом». Различение символических, иконических и индексических знаков, введенное теоретиком литературы Чарльзом Сэнде Пирсом, также является важной идеей в семиологии. Другими важными понятиями, связанными с семиотикой, являются «денотация» (значение первого порядка) и «коннотация» (значение второго порядка).

Структурализм был предвосхищен критикой мифов Нортропа Фрая, Ричарда Чейза, Лесли Фидлера, Дэниела Хоффмана, Филипа Уилрайта и других, которые опирались на антропологические и физиологические основы мифов, ритуалов и народных сказок для восстановления духовного содержания отчужденного фрагментированного мира, которым правит сциентизм, эмпиризм и технология.Критика мифов рассматривает литературу как системный или повторяющийся образец.


Французский социальный антрополог Клод Леви-Стросс применил структуралистский взгляд на культурные явления, такие как мифология, родственные отношения и приготовление пищи. Он применил принципы языка и условно-досрочного освобождения в поисках фундаментальных психических структур человеческого разума. Мифы кажутся фантастическими и произвольными, но мифы разных культур похожи. Отсюда он пришел к выводу, что должны существовать универсальные законы, управляющие мифами (и всей человеческой мыслью).Мифы состоят из 1) элементов, которые противостоят друг другу или противоречат друг другу, и 2) других элементов, которые «опосредуют» или разрешают эти противостояния (например, трикстер / ворон / койот, объединяющие травоядных и хищных животных). Он разбивает мифы на мельчайшие значимые элементы, называемые мифами. Согласно Леви-Строссу, каждую культуру можно понять в терминах бинарных оппозиций, таких как высокое / низкое, внутреннее / внешнее, жизнь / смерть и т. Д., Идея, которую он почерпнул из философии Гегеля, который объясняет, что в каждой ситуации существует это две противоположные вещи и их разрешение, которое он назвал «тезисом, антитезисом и синтезом».Леви-Стросс показал, как противоположные идеи будут бороться, а также разрешаться в правилах брака, в мифологии и в ритуалах.

При интерпретации мифа об Эдипе он поместил отдельную историю Эдипа в контекст всего цикла сказок, связанных с городом Фивы. Затем он определяет повторяющиеся мотивы и контрасты, которые он использовал в качестве основы своей интерпретации. В этом методе история и часть цикла воссоздаются в терминах бинарных оппозиций, таких как животное / человек, родственник / незнакомец, муж / сын и так далее.

Конкретные детали рассказа рассматриваются в контексте более крупной структуры, а затем более крупная структура рассматривается как общая сеть базовых диадических пар, которые имеют очевидный символический, тематический и архетипический резонанс. Это типичный структуралистский процесс перехода от частного к общему, помещая отдельную работу в более широкое структурное содержание.

Очень сложное бинарное противопоставление, введенное Леви-Строссом, — это оппозиция бриколера (дикого ума) и инженера (настоящего ремесленника с научным складом ума).По его словам, мифология функционирует больше как бриколер, тогда как современная западная наука работает больше как инженер (статус современной науки в его трудах амбивалентен). В концепции бриколажа Леви-Стросса важно то, что уже существующие знаки используются для целей, для которых они изначально не предназначались. Когда кран ломается, бриколер останавливает утечку с помощью ткани, которая на самом деле не предназначена для этого. С другой стороны, инженер предвидит случай, и у него будет либо запасной кран, либо все гаечные ключи и болты, необходимые для ремонта крана.

Деррида, постструктуралист, противостоит концепции бриколажа Леви-Стросса в его Структура, знак и игра , говоря, что противопоставление бриколажа инженерии гораздо более проблематично, чем признает Леви-Стросс, а также контролирует теорию и метод. , которое Леви-Стросс приписывает инженеру, может показаться очень странным для структуралиста.

Роланд Барт, другая важная фигура на ранней стадии структурализма (позже он обратился к постструктурализму), применил структуралистский анализ и семиологию к широким культурным явлениям.Его работа воплощает переход от структуралистской к постструктуралистской перспективе. Некоторые его работы имеют марксистскую точку зрения, а некоторые другие посвящены концепции интертекстуальности, созданной его ученицей и соратницей Юлией Кристевой. Его ранние работы, такие как Writing Degree Zero (1953) и Mythologies (1957), черпали вдохновение у Соссюра, Сартра и Брехта. Его структуралистские работы включают Elements of Semiology (1964), Введение в Структурный анализ нарративов (1966), Death of the Author (1968) и S / Z (1970). От работы к тексту, Удовольствие от текста — это некоторые из основополагающих работ постструктуралистов.

В Mythologies он исследует современную Францию ​​с точки зрения теоретика культуры. Это идеологическая критика продуктов массовой буржуазной культуры, таких как мыло, реклама, изображения Рима и т. Д., Которые объясняются с помощью концепции «мифа». Согласно Барта, миф — это язык, способ обозначения. Он повторяет мнение Соссюра о том, что семиология состоит из трех терминов: означающего, означаемого и знака, в которых знак является отношением между означающим и означаемым.Структура мифа повторяет этот трехмерный образец. Миф — это система обозначения второго порядка, проиллюстрированная изображением молодого негра во французской униформе, приветствующего французский флаг, опубликованным на обложке парижского журнала Paris Match , который раскрывает миф о французском империализме на коннотативном уровне. .

Ролан Бертес утверждает, что сам принцип мифа — «превращать историю в природу». Идеология и культура как виды пропаганды работают лучше всего, когда они не признаются таковыми, потому что они способствуют построению того, что люди считают «здравым смыслом».Барт «Смерть автора (1968) раскрывает его деконструктивистский и антигуманистический подход, поскольку он опровергает романтическое представление об авторе, символическом мужчине и конце всех смыслов. За смертью автора следует рождение читателя; не только читатель, но и сценарист — идея, которая перекликается с теорией безличности Элиота.

В его S / Z (книга, которая стоит на заборе между структурализмом и постструктурализмом) метод анализа Барта состоит в том, чтобы разделить историю (Бальзака ( Sarrasine ) на 561 лексию или смысловую единицу, которые он классифицирует, используя пять «кодов»: проаиретический, герменевтический, культурный, семический и символический, рассматривающий их как основную структуру всех нарративов.В этой книге есть существенные ссылки на читаемые (читаемые) и писательские (скриптовые) тексты. В «Удовольствие от текста » он различает plaisir (удовольствие) и jouissance (блаженство).

Сложность и неоднородность структурализма, которая отражается даже в архитектуре этого периода (например, структуралистские артефакты, такие как Берлинский мемориал Холокоста, Башня Банка Китая и т. Д.), Проложили путь к постструктурализму, который напал на эссенциалистские предпосылки структурализма.Постструктурализм утверждает, что в самом исследовании основных структур задействован ряд предубеждений. Структурализм часто критиковали за то, что он антиисторичен и предпочитает детерминированные структурные силы способности людей действовать. Когда политические потрясения 1960-х и 1970-х годов (особенно студенческое восстание в мае 1968 года) начали влиять на академию, вопросы власти и политической борьбы оказались в центре внимания людей. В 1980-х годах стала популярной деконструкция и ее акцент на фундаментальной неоднозначности языка, а не на его кристаллической логической структуре, что оказалось фатальным для структурализма.

Нравится:

Нравится Загрузка …

‹Отношение новой критики к модернизму, структурализм Соссюра›

Категории: Лингвистика, Теория литературы, Структурализм

Теги: 8.25 Женева — Парижский экспресс, AJ Greimas, barthes, bricolage, Cinderella, Claude Levi-Strauss, CS Colin MacCabe, Course in General Linguistics Пирс, Дэвид Лодж, деррида, диахроник, Фрэнк Кермод, Жерар Женетт, Доброе утро, интертекстуальность, Жак Деррида, Ланг, Луи Альтюссер, Мишель Фуко, Ноам Хомский, условно-досрочное освобождение, Рене Магритт, Роберт Скоулз, Ролан Барт, Соссюр., Семиотика, означаемое, означающее, Спящая красавица, Белоснежка, структурализм, структуралистская нарратология, синхронист, Теренс Хоукс, Это не трубка, Цветан Тодоров, Владимир Пропп, Работа со структурализмом

Статьи по теме
.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о