Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная. | План-конспект урока биологии (7 класс) по теме:

VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок», естественно-научное направление

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

 станицы Михайловской

Курганинского района

 Краснодарского края

                                                                                                         

                                                                                     Биология, 7 класс.

                                                                                     Разработал и провёл

                                                                                     учитель химии и  биологии

                                                               Стрельникова Татьяна Владимировна

2011-2012 учебный год

Тема урока:

Цели урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.

Оборудование: структурно- логические схемы для учащихся, таблицы по зоологии, проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика.   (Слайд №6) 

        Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя:

— Давным — давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик — Антоний ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл — торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть — хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные — линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!

          Вот вы подумайте, капля воды из лужи — ну что казалось — бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.

Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема (Приложение 1). Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.

III.Изучение нового материала

Работа со структурно- логической схемой

1. Общая характеристика простейших

( самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника, с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)

— Амёба обыкновенная относится к типу простейшие, класс саркодовые. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, почему амёба получила такое название — простейшее животное?

Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.

2. Классификация

(рассказ учителя с демонстрацией слайда №8,зарисовка схемы в тетради)

3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы

(просмотр видеофрагмента (Слайд №9), беседа по фрагменту)

— Где обитает амеба обыкновенная? (заполнение схемы)

— Какова форма ее тела?

— Как передвигается амеба? (заполнение схемы)

— Что такое ложноножки?

4.Внешнее строение амебы.

(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы». Демонстрация слайда №10, организация фронтальной работы по слайду по вопросам.)

— На какой органоид указывает стрелка №1?(и т. д.)  (заполнение схемы)

Процессы жизнедеятельности амебы

5.Питание, удаление  непереваренных остатков и выделение избытка воды. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, чем питаются амебы?

(Просмотр видеофрагмента слайд №12, с последующим самостоятельным  выполнением  задания на слайде №13и №14)

Задание слайда №13

Установи правильную последовательность процессов питания  амебы.

Задание слайда № 14

6. Дыхание амебы

(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).

Амёба — живой организм, значит, она должна дышать.

— Что поглащают организмы в процессе дахания? Где амеба берет кислород?

Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. Он нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма (заполнение схемы).

— А какой газ выделяется в процессе дыхания?

Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.

7. Размножение амебы

(Просмотр фрагмента о размножении амебы на слайде№15, выполнение задания слайда №16, с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью)

Задание слайда №16

Вставь пропущенное слово в предложение.

8. Многообразие представителей класса Саркодовые.

(Рассказ учителя с демонстрацией слайдов №18– 20)

IV. Закрепление материала

Проведение игры «Третий лишний».

— Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).

  1. ядро, хлоропласты, цитоплазма
  2. вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
  3. псевдоподии, цитоплазма, оболочка
  4. пруд, море, лужа
  5. светочувствительный глазок, ядро, циста

        V. Домашнее задание.

Прочитать параграф №9

Подготовить сообщения о представителях «Класса Саркодовые», желательно с компьютерной презентацией.

   Структурно-логическая схема          Приложение №1               

                                                                                                   

                                                                               

1…………………………                                               (рисунок амебы с                                        2…………………………                                                указанием вакуолей,                            

3…………………………                                             ядра, псевдоподий

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                           

           

………………………                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                   

        Как?                                                                                              

        ………………      

Как?…………………        Чем?…………

………………………                                                                                                        

Чем?…………………                                                                                            

………………………                Что?………………… ……….                        

                                                     ……………………………….

                                                     Чем?………………………….

                                                     ………………………………..                

        

        

                                     

        

Проверочный тест «Простейшие»

ПРОСТЕЙШИЕ  вариант 1

Задания 1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Инфузории относятся к ______(А) животным. Инфузории имеют более сложное строение по сравнению с другими простейшими. Органоидами движения у инфузорий служат многочисленные ______(Б). Для большинства характерно наличие двух ядер. Форма тела инфузорий ______(В). Непереваренные остатки пищи удаляются через ______(Г).

СПИСОК СЛОВ:

1) многоклеточное

2) постоянная

3) жгутики

4) одноклеточное

5) непостоянная

6) пищеварительная вакуоль

7) порошица

8) реснички

Ответ:

 Задание 2. Установите соответствие между характеристиками и классами простейших: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие ресничек

Б) конъюгация не характерна

В) наличие жгутиков

Г) наличие клеточного рта

Д) наличие большого и малого ядер

Е) наличие двух сократительных вакуолей

КЛАССЫ ПРОСТЕЙШИХ

1) жгутиконосцы

2) инфузории

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 3.  Верны ли следующие суждения о простейших?

А. Обыкновенная амёба не имеет постоянной формы тела.

Б. Эвглена зелёная передвигается с помощью жгутика.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задание 4.  Верны ли следующие суждения о простейших?

А. Переносчиком малярийного паразита является муха

Б. Переносчиком дизентерийной амёбы является комар.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 Задание 5. Установите последовательность расположения систематических групп.

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) амеба

2) корненожки

3) простейшие

4) амеба обыкновенная

5) животные

Ответ:

Царство

Тип

Класс

Род

Вид

ПРОСТЕЙШИЕ  вариант 2

Задания 1. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения. Запишите в текст номера выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Амёба обыкновенная относится к ______(А) животным. Обитает амёба в ______(Б) водоёмах. Пищей амёбе служат одноклеточные водоросли, бактерии или другие простейшие. Захват пищи происходит с помощью ______(В). При наступлении неблагоприятных условий амёба перестает питаться и покрывается плотной оболочкой — ______(Г).

СПИСОК СЛОВ:

1) морской

2) спора

3) ложноножка

4) многоклеточный

5) жгутик

6) пресный

7) одноклеточный

8) циста

Ответ:

Задание 2. Установите соответствие между характеристиками и классами простейших: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) наличие ресничек

Б) характерна конъюгация

В) наличие ложноножек (псевдоподий)

Г) наличие клеточной глотки

Д) размножается делением

Е) наличие двух сократительных вакуолей

КЛАССЫ ПРОСТЕЙШИХ

1) корненожки

2) инфузории

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 3. Верны ли следующие суждения о простейших?

А. Инфузория-туфелька имеет постоянную форму тела.

Б. Обыкновенная амёба передвигается с помощью ложноножек.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 Задание 4. Верны ли следующие суждения о простейших?

А. Малярийный паразит обитает в кишечнике человека.

Б. Дизентерийная амёба обитает в кровеносных сосудах человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 Задание 5.  Установите последовательность расположения систематических групп.

СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:

1) Жгутиконосцы

2) Эвглена

3) Эвглена зеленая

4) Простейшие

5) Животные

Ответ:

Царство

Тип

Класс

Род

Вид

P/S Многие задания составдены с использованием ресурса Сдам ГИА:Решу ВПР

Документ в формате Microsoft Word: 

Простейшие
DOCX / 83. 08 Кб

404 — СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА

Почему я вижу эту страницу?

404 означает, что файл не найден. Если вы уже загрузили файл, имя может быть написано с ошибкой или файл находится в другой папке.

Другие возможные причины

Вы можете получить ошибку 404 для изображений, поскольку у вас включена защита от горячих ссылок, а домен отсутствует в списке авторизованных доменов.

Если вы перейдете по временному URL-адресу (http://ip/~username/) и получите эту ошибку, возможно, проблема связана с набором правил, хранящимся в файле .htaccess. Вы можете попробовать переименовать этот файл в .htaccess-backup и обновить сайт, чтобы посмотреть, решит ли это проблему.

Также возможно, что вы непреднамеренно удалили корневую папку документа или ваша учетная запись должна быть создана заново. В любом случае, пожалуйста, немедленно свяжитесь с вашим веб-хостингом.

Вы используете WordPress? См. Раздел об ошибках 404 после перехода по ссылке в WordPress.

Как найти правильное написание и папку

Отсутствующие или поврежденные файлы

Когда вы получаете ошибку 404, обязательно проверьте URL-адрес, который вы пытаетесь использовать в своем браузере. Это сообщает серверу, какой ресурс он должен использовать попытка запроса.

http://example.com/example/Example/help.html

В этом примере файл должен находиться в папке public_html/example/Example/

Обратите внимание, что CaSe важен в этом примере. На платформах с учетом регистра e xample и E xample не совпадают.

Для дополнительных доменов файл должен находиться в папке public_html/addondomain.com/example/Example/, а имена чувствительны к регистру.

Разбитое изображение

Если на вашем сайте отсутствует изображение, вы можете увидеть на своей странице поле с красным цветом X , где отсутствует изображение. Щелкните правой кнопкой мыши X и выберите «Свойства». Свойства сообщат вам путь и имя файла, который не может быть найден.

Это зависит от браузера. Если вы не видите на своей странице поле с красным X , попробуйте щелкнуть правой кнопкой мыши на странице, затем выберите «Просмотр информации о странице» и перейдите на вкладку «Мультимедиа».

http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG

В этом примере файл изображения должен находиться в папке public_html/cgi-sys/images/

Обратите внимание, что в этом примере важен CaSe . На платформах с учетом регистра символов PNG и png не совпадают.

404 Ошибки после перехода по ссылкам WordPress

При работе с WordPress часто могут возникать ошибки 404 Page Not Found, когда была активирована новая тема или когда были изменены правила перезаписи в файле .htaccess.

Когда вы сталкиваетесь с ошибкой 404 в WordPress, у вас есть два варианта ее исправления.

Вариант 1: Исправьте постоянные ссылки
  1. Войдите в WordPress.
  2. В меню навигации слева в WordPress нажмите  Настройки > Постоянные ссылки (Обратите внимание на текущую настройку. Если вы используете пользовательскую структуру, скопируйте или сохраните ее где-нибудь.)
  3. Выберите  По умолчанию .
  4. Нажмите  Сохранить настройки .
  5. Верните настройки к предыдущей конфигурации (до того, как вы выбрали «По умолчанию»). Верните пользовательскую структуру, если она у вас была.
  6. Нажмите  Сохранить настройки .

Во многих случаях это сбросит постоянные ссылки и устранит проблему. Если это не сработает, вам может потребоваться отредактировать файл .htaccess напрямую.

Вариант 2. Измените файл .htaccess

Добавьте следующий фрагмент кода 9index.php$ — [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f

RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]

# Конец WordPress

Если ваш блог показывает неправильное доменное имя в ссылках, перенаправляет на другой сайт или отсутствуют изображения и стиль, все это обычно связано с одной и той же проблемой: в вашем блоге WordPress настроено неправильное доменное имя.

Как изменить файл .htaccess

Файл .htaccess содержит директивы (инструкции), которые сообщают серверу, как вести себя в определенных сценариях, и напрямую влияют на работу вашего веб-сайта.

Перенаправление и перезапись URL-адресов — это две очень распространенные директивы, которые можно найти в файле .htaccess, и многие скрипты, такие как WordPress, Drupal, Joomla и Magento, добавляют директивы в .htaccess, чтобы эти скрипты могли работать.

Возможно, вам потребуется отредактировать файл .htaccess в какой-то момент по разным причинам. В этом разделе рассматривается, как редактировать файл в cPanel, но не то, что может потребоваться изменить. статьи и ресурсы для этой информации.)

Существует множество способов редактирования файла .htaccess
  • Отредактируйте файл на своем компьютере и загрузите его на сервер через FTP
  • Использовать режим редактирования программы FTP
  • Используйте SSH и текстовый редактор
  • Используйте файловый менеджер в cPanel

Самый простой способ отредактировать файл .

htaccess для большинства людей — через диспетчер файлов в cPanel.

Как редактировать файлы .htaccess в файловом менеджере cPanel

Прежде чем что-либо делать, рекомендуется сделать резервную копию вашего веб-сайта, чтобы вы могли вернуться к предыдущей версии, если что-то пойдет не так.

Откройте файловый менеджер
  1. Войдите в cPanel.
  2. В разделе «Файлы» щелкните значок «Диспетчер файлов ».
  3. Установите флажок для  Корень документа для и выберите доменное имя, к которому вы хотите получить доступ, из раскрывающегося меню.
  4. Убедитесь, что установлен флажок Показать скрытые файлы (точечные файлы) «.
  5. Нажмите  Перейти . Файловый менеджер откроется в новой вкладке или окне.
  6. Найдите файл .htaccess в списке файлов. Возможно, вам придется прокрутить, чтобы найти его.
Для редактирования файла .htaccess
  1. Щелкните правой кнопкой мыши файл . htaccess и выберите  Редактировать код в меню. Кроме того, вы можете щелкнуть значок файла .htaccess, а затем
    Редактор кода
    Значок вверху страницы.
  2. Может появиться диалоговое окно с вопросом о кодировании. Просто нажмите Изменить , чтобы продолжить. Редактор откроется в новом окне.
  3. При необходимости отредактируйте файл.
  4. Нажмите  Сохранить изменения в правом верхнем углу, когда закончите. Изменения будут сохранены.
  5. Протестируйте свой веб-сайт, чтобы убедиться, что ваши изменения были успешно сохранены. Если нет, исправьте ошибку или вернитесь к предыдущей версии, пока ваш сайт снова не заработает.
  6. После завершения нажмите Закрыть , чтобы закрыть окно диспетчера файлов.

Пятничный товарищ: Обыкновенная Арчелла | Earthling Nature

by Piter Kehoma Boll

Пришло время снова поговорить об амебе, и одна конкретная группа этих протистов, которая еще не была представлена ​​здесь, — это панцирные или панцирные амебы.

Поскольку, как я уже неоднократно говорил ранее, о большинстве протистов очень трудно найти достоверную информацию, так как они не так популярны, как многие группы животных и растений, мне придется представить наиболее «обычных» из раковинных амеб. , Arcella vulgaris , дуга обыкновенная.

Как и большинство амеб, арцелла обыкновенная имеет амебоидное тело, образованное неправильной клеткой, от которой отходят ложноножки, помогающие передвигаться и захватывать добычу. Однако у арцеллы обыкновенной также есть красивая и правильная раковина. Раковина образована хитином, как экзоскелет членистоногих или клеточная стенка грибов.

Красивая арчелла обыкновенная, вид сверху. Кредиты для Microworld.

Если смотреть сверху, его оболочка имеет круглую форму и имеет диаметр около 100 мкм (0,1 мм). Если смотреть сбоку, мы можем заметить, что на самом деле это куполообразная структура с воронкообразным углублением на вентральной стороне. В самой глубокой части этой вогнутости есть отверстие, через которое амеба может вытягивать свои ложноножки и передвигаться.

Раковина также выгибается наружу на границе отверстия, образуя подобие воротника. Можно сказать, что арцелла обыкновенная чем-то напоминает микроскопическую медузу.

Вид сбоку на дугу обыкновенную, напоминающую медузу. Фото Thierry Arnet.*

Арцелла обыкновенная – это пресноводный вид, который можно найти в озерах, мелких прудах или даже в пропитанной водой почве. Его диета состоит из мелких одноклеточных организмов, включая бактерии, водоросли и грибы. Бактерии, однако, являются наиболее важным элементом в его рационе, поскольку лабораторные эксперименты показали, что его развитие нарушается при выращивании только на водорослях, только на грибах или на комбинации водорослей в грибах. С другой стороны, он нормально развивается при смешанной диете, включающей бактерии, или при питании только бактериями.

Как и большинство видов рода Arcella , обыкновенная дуга обычно имеет в своей клетке два ядра. Его размножение происходит бинарным делением и весьма интересно. Когда он чувствует, что ему нужно разделить на две части, обыкновенная дуга втягивает удлиненные ложноножки в свою раковину и создает новую, толстую и округлую ложноножку, которая образует выпуклость, выходящую из отверстия раковины. Затем он начинает строить новую оболочку вокруг этой выпуклости, используя ее как способ придать новой оболочке адекватную форму. Как только новая оболочка будет готова, ядра разделятся, и два из них мигрируют в ту часть амебы, которая находится в новой оболочке. После этого клетка делится в месте соединения двух оболочек, и в итоге мы получаем две амебы, одна из которых живет внутри старой оболочки, а другая — внутри новой. Иногда обыкновенная дуга также может построить эту новую оболочку и войти в нее целиком, не разделяясь надвое и оставляя старую оболочку пустой, явление, известное как экзувиация.

Размножение арцеллы обыкновенной. Извлечено из Porfírio-Sousa & Lahr (2020).

В некоторых редких случаях амеба также может построить новую оболочку и просто выбросить ее пустой. Зачем это делать? Никто не знает.

В лабораторных экспериментах, когда с арцеллы обыкновенной механически удаляли оболочку, амебы могли какое-то время выживать без своей оболочки и в конечном итоге строить новую, хотя эта регенерированная оболочка всегда имела неправильную форму и влияла на типичное поведение амебы. Процесс регенерации оболочки занимает гораздо больше времени, чем построение новой для дочерней клетки. Если изготовление скорлупы для размножения происходит всего за несколько минут, не более получаса, то на регенерацию скорлупы для себя уходит до трех суток. Однако при делении этой регенерировавшей амебы с деформированной оболочкой дочерние клетки имели оболочки нормальной формы.

Таким образом, панцирь является не только защитой для дуги обыкновенной, но и формирует все ее тело и поведение.

– – –

Нравится нам на Facebook!

Следите за нами в Твиттере!

– – –

Ссылки:

Laybourn, G., & Whymant, L. (1980). Влияние диеты и температуры на репродуктивную способность Arcella vulgaris Ehrenberg (Sarcodina: Testacida).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *