Стиль ампир в архитектуре и интерьере: декор, орнамент, мебель, отделка

Решения для интерьера в стиле ампир — колористика, орнамент, мебель, освещение, декор, отделка. Все подробности использования стиля Ампир в архитектуре и интерьере от студии FullHouseDesign

Стиль Ампир в интерьере.

Стиль Ампир — высшая точка, а одновременно и завещающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицистического направления. Сущность стиля Ампир выражена в его названии. В переводе с французского ’empire’- означает «империя». Своё развитие стиль Ампир получил в первой трети 19 века во Франции. Став императором Франции Наполеон Бонапарт стремился окружить себя роскошью и блеском под стать тем, которым окружали себя римские императоры и правители Египта.

Новый стиль призван был символизировать величие и могущество державы, поэтому его главными чертами стали великолепие и зрелищность. Этот завершающий этап классицизма длился с 1799 до 1815 года, до реставрации Бурбонов, хотя в отдельных случаях — главным образом, в парадных дворцовых интерьерах — влияние ампира можно проследить вплоть до конца 18206х годов. Период наивысшего расцвета стиля ампир приходится на десятилетие между 1804 (коронация Наполеона) и 1813 годом. Демократическую строгость стиля директории теперь сменяют парадное великолепие и театральный пафос ампира. Спальня первого императора Франции превращается в некое подобие походной палатки римского полководца.

Со стилем ампир искусство снова становится более масштабным, монументальным. На смену изысканной грациозности интерьеров предыдущей эпохи приходит холодный пафос, творческая фантазия уступает место рассудочности. В стремлении новой элиты во всем подражать формам житейского быта древних римлян было много показного, театрального, не лишенного оттенка парвеню. Интерьеры, оформленные в этом стиле. демонстрируют необычайную симметрию, уравновешенность всех частей, лаконичность в сочетании с роскошью.

Ампир является целостным стилем, поэтому в нем сочетаются между собой все детали и декоративные элементы, повторяясь в отделке стен, тканях, мебели и аксессуарах.

Колористическое решение.

В отличие от классицизма, использующего светлые цвета, в цветовой гамме имперский стиль полностью оправдывает себя, отдавая предпочтение ярким насыщенным цветам, их сочетания контрастны – красный с черным, или зеленым, глубокий синий, ярко желтый, в сочетании с белым и золотом.

Орнамент.

Интерьер, выполненный в стиле Ампир- это настоящий праздник античных мотивов. Орнаменты — пальметки, плетенки, киматии, лавровые венки, пальмовые, лотосовые и акантовые листья, цветочные гирлянды, лиственные орнаменты отражают направленность ампира на декор греческой и римской цивилизации. Наряду с традиционными античными орнаментами большое значение придавалось военным атрибутам – щиты, мечи, шлемы, ликторские связки, колчаны, топоры, а также эмблемам империи Наполеона – заглавная буква N, пчелы – символ трудолюбия, лилии –символ власти, перенятый у Людовика 14, звезды, орден Почетного легиона, императорские орлы с пучками молний. Сфинксы и фигурки египтянок напоминают о египетских походах императора. Орнамент стилистически единообразен и безупречно правилен.

Отделка.

Суровость белого цвета потолка смягчается многоуровневым потолочным лепным карнизом с позолотой. Величавая торжественность ампира проявляет себя в оформлении стен. Они декорируются медальонами, колоннами, пилястрами. В цветовой палитре отделки стен часто используются все оттенки белого в сочетании с золотым лепным декором. Так же для их отделки используются ткани, декоративные штукатурки, имитирующие натуральный камень, либо обои со строгим рисунком, использующие характерный для стиля орнамент, чаще лилии или пчел- любимый орнамент Наполеона Бонапарта . Нижняя часть стен декорируется панелями из природного камня или дерева дорогих пород, молдингами. Особое место в имперском стиле занимают фрески.

В историческую эпоху расцвета стиля Ампир они были необычайно популярны. Утонченные и изысканные они с легкостью вписывались в интерьер. Чаще всего мотивом для фресок служили идиллические пасторали с участием нежных девушек, одетых в платья, на манер римских одежд, так популярных у модниц того времени. В современном варианте фреска так же органична, она позволяет обыграть пространство, раскрыть всю магическую притягательность античного мира и тем самым в полной мере, передает настроение стиля Ампир. В настоящее время роспись создают путем нанесения изображения на сырую известковую штукатурку. В гармоничном сочетании с роскошно декорированными стенами оформляется пол. Для него используют паркет из дорогих пород дерева, либо полированный природный камень, в сочетании с византийской или римской мозаикой, – вот где простор для фантазии декоратора, -широкий выбор графических орнаментов, декоративных панно. Двери оформляются в богатые порталы.

Мебель.

Как правило, для изготовления мебели в стиле ампир используются ценные породы древесины – красное дерево, орех, тополь, карельская береза. Гладкая полированная поверхность мебели украшается бронзовыми, позолоченными накладками, что придает её изящный и торжественный вид. знаменитые мебельщики, работавшие в эпоху стиля Ампир Жорж Жакоб и его сын, известный под именем Жакоб6 Демальте (1770—1841). Изделия, производившиеся в мастерских Жакобов, проникли в отдаленнейшие уголки Европы, вплоть до Петербурга. Первоклассную мебель ампирных форм создавали и другие, менее известные французские мастера. Все они ставили на изделиях свое клеймо. В В отличие от стиля Людовика XVI освоение античных форм для мебели стиля ампир носит характер прямого заимствования.

Поверхности предметов корпусной мебели снова начинают обрабатываться элементами классической архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами, а в оформлении столов и кресел появляются декоративные мотивы, почти без всякого изменения перенесенные с античных образцов: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы и др. В мягких изгибах стульев и кресел чувствуется забота об удобстве их для сидения. Для форм боковин диванов часто используется мотив рога изобилия; одинаковые с двух сторон боковины S-образной формы имеют нередко и кровати. В моде столы с остроумными механизмами, которые по нажатию кнопки могли менять форму и размеры предмета. Опорные конструкции имеют форму античных колонн и пилонов либо, по подобию мраморных устоев римских столов, решаются в виде герм с львиными масками и лапами; царги столов украшаются фризоподобным бронзовым орнаментом Шкафы крупные, массивные, с обширными, экономно члененными фанерованными поверхностями; своим оформлением — кариатидами, колоннами с бронзовыми капителями, фронтонами, карнизами — они подчас напоминают греческие храмы.

Стиль Ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжом книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. К числу характернейших мебельных форм стиля ампир следует отнести рекамье — короткую элегантную кушетку с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи. Кровати — с балдахинами или без них — часто устанавливаются на цоколи;они решаются то в форме римского саркофага, то в форме ладьи. Рукомойники имеют форму жертвенного алтаря («алтаря чистоты») или лиры, а курильницы оформляются то в виде капителей, то в виде урн.

Освещение.

Для основного освещения в интерьерах стиля Ампир используются массивные, бронзовые золоченые люстры, виде подвесов на цепях с имитацией свечей. Или многоуровневые люстры, декорированные античными пальметтами, скульптурами, и другим, характерным для стиля декором. Настенные бра, выполненные в той же манере берут на себя функцию подсветки предметов интерьера. Торшеры , жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей, трипосов.

Декор.

Колорит стен дополняется старинными гравюрами, чеканками. Уместным дополнением интерьера могут быть большие вазы с рисунком, часто используются античные формы ваз- амфоры, сосуды, кратеры с чернофигурной вазописью. Декору в стиле Ампир свойственно использовать бронзовую скульптуру, как отдельно стоящую, так и являющуюся частью декора часов, мебели, светильников, декора стен. Непременным атрибутом стиля Ампир являются зеркала, они вешаются над камином, в употребление входят большие напольные зеркала (псише), а также небольшие зеркала, ставившиеся на туалетные столики и вращавшиеся на боковых подставках. Благодаря своей выдержанности и торжественности стиль ампир хорош для оформления кабинетов и гостиных наилучшим образом, давая возможность подчеркнуть респектабельность и статус владельца на королевском уровне.

Стиль АР-ДЕКО в интерьере

Для интерьеров в стиле арт-деко характерны закругленные углы, строгие вертикальные линии и вогнутые формы.

Читать далее

Вперед >

РОКОКО
Изысканный стиль рококо в дизайне интерьеров, отличающийся обилием декоративных элементов и сложных орнаментов Читать далее

величие и роскошь в каждой детали

27. 11.2020

2865 Просмотров , 0 Комментариев

Стиль ампир намного величественнее классики, но при этом не такой вычурный. Его родиной считается Франция. В годы правления Наполеона Бонапарта получилось создать настоящие произведения искусства, которые сохранились и до наших дней.

Каждая деталь стиля кричит о роскоши, торжественности и помпезности.

Особенности стиля

Основа стиля — архитектурные традиции древних государств, таких как Римская империя и древнегреческие полисы. Колонны и фрески, лепнина и бордюры, арки и барельефы — это все ампир. Без них невозможно себе представить интерьер, выполненный в этом стиле.

Не обошлось и без военной символики. Обычно на стенах висят мечи, фамильные гербы и щиты, а также военные доспехи прошлых веков.

Основными чертами стиля считаются:

Но подобный стиль подходит далеко не для всех помещений. Он уместен в просторных комнатах с высокими потолками и большими окнами. В тесной квартире появится ощущение сдавленности и загромождённости. Передать величие и монументальность маленькая комната не сможет.

Ампир еще называют имперским стилем. Стоит оформить дом в таком стиле, как тут же появляется ощущение торжественности, официальности и красоты. На него обращают внимание состоятельные люди, театралы, общественные и государственные деятели.

Материалы, которые стоит выбрать для отделки

Чтобы получить отличный результат, стоит отдать предпочтение дорогим и качественным материалам. Ведь только с их помощью можно добиться величия и роскоши.

К таким материалам можно отнести натуральное дерево, серебро, хрусталь, камни, мрамор, бронзу и позолоту. Каждая деталь должна быть роскошной.

Что касается напольных покрытий, то стоит остановить свой выбор на паркете, мраморной мозаике или камне.

Стены оформляют шелком.

Но это было раньше. Сегодня их заменяют фактурными обоями.

Потолок должен оставаться белым. Не стоит отдавать предпочтение натяжным потолкам. Лучше, если на его поверхности будет лепнина, а не подделка.

О мебели стоит поговорить отдельно. Она должна быть дорогой. Массивная мебель, изготовленная из натурального дерева, станет отличным украшением помещения.

С цветами можно экспериментировать. Яркие цвета сочетать со спокойными оттенками. Аксессуары из позолоты не испортят общей картины.

Ампир — стиль роскоши и великолепия. Мебель должна создавать атмосферу пышности. Что касается комфорта, то тут нужно отдавать предпочтение не удобству, а красоте.

Декор наносится не только на стены и потолки. На мебели также есть украшения. Мифические существа могут украшать ножки дивана и кресел, столов и стульев.

Богатство в каждой детали

Декор — важный элемент, который позволяет завершить оформление.

Мебель и отделка не в состоянии создать целостную картину и сделать интерьер законченным.

Декоративные элементы должны быть подобраны в соответствии с другими деталями. Все должно соответствовать общей идее. Не обойтись без мраморных шкатулок, подсвечников из серебра или бронзы, массивных зеркал, фарфоровой посуды, резных часов, ваз и античных статуэток.

Картины станут отличным завершением композиции. Совершенно не важно, что будет изображено на них. Это могут быть исторические события или какие-то банальные сцены.

Свет — еще одна важная деталь. Его должно быть много. Массивные люстры и многочисленные бра будут как нельзя кстати.

Окна оформляют в соответствии с общим стилем. Кованые карнизы и гардины создадут впечатление законченности. Что касается штор, то тюль должен быть легким, а шторы лучше выбрать тяжелые, с драпировкой. Бахрома, кисти, ламбрекены с золотой отделкой будут соответствовать имперскому стилю.

Такой стиль подходит для интерьеров, которые должны выглядеть презентабельно. К примеру, резиденция президента, усадьбы политиков, кабинеты руководителей крупных компаний, гостиницы.

Цвет

Основа стиля — красное дерево. Мебель из него смотрится массивно и дорого. Дополнить деревянные изделия можно бронзой и платиной. Из металла изготавливают украшения для мебели, часы или огромные вазы.

К красному можно добавить синий и белый цвета. Зачастую дизайнеры стараются не разбавлять их и оставляют эти два цвета в чистом виде. К примеру, можно окрасить стены в белый цвет или выбрать синюю отделку для мебели. Что касается мягкой мебели, то тут стоит отдать предпочтение обивке малинового цвета. Желательно, чтобы это был бархат.

Интерьер складывается из мелочей

Ампир — стиль, который складывается из мелких деталей. Украшения подбираются тщательно, чтобы не испортить общего впечатления.

Одно дело — подобрать красивые аксессуары, совершенно другое — правильно все это разместить в помещении, чтобы сложилось впечатление законченности. Узоры и детали должны сочетаться между собой.

Выбирая ампир, стоит помнить о том, что этот стиль не может быть безвкусным. Не стоит выставлять все богатство напоказ. Нужно создать интерьер, в котором будет царить чувство меры и достаток.

Дизайн помещений в стиле ампир

Стиль ампир в интерьере выглядит презентабельно. Его не так просто создать в обычной квартире или загородном доме. Только опытный дизайнер сможет добиться отличного результата и избежать эффекта загроможденности.

Гостиная в стиле ампир

Гостиная — функциональное помещение. Очень часто дизайнеры делят ее на несколько зон. Добиться разграничения получается с помощью колонн и постаментов, которые выполнены из гипса. Предметы должны располагаться симметрично.

Стены окрашивают в яркие цвета или оклеивают обоями. Очень часто специалисты подбирают разные виды текстильных обоев, чтобы сделать акцент на каких-то отдельных деталях.

Потолок оставляют белым и дополняют его лепниной. Обязательным элементом считается хрустальная люстра, которая должна размещаться в центре. Чем больше комната, тем больше будет и люстра. В качестве дополнительного освещения выступают бра.

В качестве напольного покрытия выступает паркет или мраморная плитка. Можно обратить внимание на гранит.

Мебель из натурального дерева станет центральной композицией. Завершающими элементами выступают картины, различные антикварные предметы, которые будут расставлены в сервантах.

Спальня в стиле ампир

Спальня в стиле ампир скромна, но романтична. Спокойные тона, дорогая мебель и аксессуары позволяют добиться потрясающего результата. Стены окрашивают в молочно-кофейные оттенки или отдают предпочтение текстильным обоям с растительным орнаментом.

Что касается пола, то тут все остается неизменным. Мраморная плитка не подходит для спальни, а вот паркет — единственно верное решение. Дополнением станет шерстяной ковер.

Кровать — центральный элемент комнаты. Она должна быть большой, с балдахином и каркасными рамами. Вокруг кровати устанавливают пуфики или небольшой диванчик.

Мягкая мебель должна быть массивной, обитой бархатом или шелком.

В спальне должен присутствовать туалетный столик с многочисленными шкафчиками. Не лишним будет и комод. Для хранения вещей выделяется отдельная комната. Гардеробная обставляется таким же образом: дорогие шкафы, многочисленные полки, пуфики и зеркала.

Текстиль подбирается под цвет стен. Если основной цвет бежевый, то покрывала, подушки и валики должны быть такого же оттенка.


Ампир, 1800–1815 гг. | Эссе | Метрополитен-музей

Период правления Наполеона дал свое название позднему неоклассическому стилю, который характеризует художественные произведения той эпохи, включая периоды Директории и Консульства. Наполеон I посетил французские текстильные, фарфоровые и мебельные мастерские, чтобы стимулировать их увеличение производства во славу Франции, и все искусство служило продвижению его режима. Революционные завоевания нашли отклик в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в котором было много деятелей Славы и Победы (1978.55). Античные формы и орнамент, уже встречавшиеся в стиле Людовика XVI, смешались с имперскими символами Наполеона, в том числе с пчелой, буквой N, окруженной лавровым венком, звездами, орлом и экзотическими иероглифическими мотивами, взятыми из египетской кампании (май 1795 г.). – октябрь 1799 г.). Императрица Жозефина любила лебедей; они украшают подлокотники стульев, занавески, ковры и фарфор в парадных залах ее дома в Мальмезоне (1985.119; 26.256.1).

Суды по всей Европе переняли стиль ампир, особенно в России, где он стал основным продуктом. В Германии и Австрии он сосуществовал с более мягким бидермейером, связанным со скромными домашними интерьерами. Шарль Персье (1764–1838) и Пьер Франсуа Леонар Фонтен (1762–1853) были двумя самыми влиятельными фигурами в области декора и мебели в стиле ампир. Официальные архитекторы при дворе Наполеона, их основной обязанностью был ремонт различных королевских резиденций. Их Recueil de decorations intérieures (1812 г.) был важным справочником по стилю ампир.

90 002 египетских элемента и темы были импортированы и распространены главным образом бароном Домиником Виваном Деноном (1747–1825), археологом, участвовавшим в ближневосточной экспедиции. В 1802 году он опубликовал подвеску Voyage dans la Basse et la Haute Égypte les campagnes du Général Bonaparte , в которой рисунки и гравюры герм, пальмовых листьев, мумифицированных египтян, кариатид и другой экзотики скопированы непосредственно с храмов, погребальных колонн, и царские гробницы. Позже назначенный директором Центрального музея искусств (Лувр), Денон сыграл важную роль в ассоциации будущего императора с египетским дизайном во Франции, хотя египтомания уже стала модной в восемнадцатом веке (41. 188; 26.168.77; 41.205.2; 1996.30).

Неоклассические и египетские изображения оживили предметы Империи любого описания, включая настенные украшения (27.191.2), серебро (34.17.1a–c), рисунков на бумаге (обои) Жана Зубера и Жозефа Дюфура, ткани от Жуи и Лиона ( X.404; 28.28.1), гобелены (43.99), севрский и даготский фарфор (1985.119; 56.29.1–.8), мебель (23.147.1; 24.230; 07.225.53; 2000.189; 19.182.5). Мебель в стиле ампир, обычно сделанная из красного дерева с Кубы и Антильских островов (которая заменила ранее использовавшиеся различные ценные породы дерева) и снабженная фигурками из латуни и ормолу, взятыми из мифов и истории, была в значительной степени строгой и геометрической. Ювелир Пьер Филипп Томир (1751–1843) получил признание как искусный мастер бронзовых оправ для таких изделий (44.152a,b; 19).78,55; 26.256.2,.3). Анри Огюст (1759–1816), Жан-Батист Клод Одио (1763–1850) (26.256.1) и Мартен Гийом Бьенне (1764–1843) (34.17.1a–c) изготавливали элегантные сервизы, нефы, драгоценности и табакерки. из драгоценных металлов для императора и императрицы, иногда по эскизам Персье и Фонтена.

Картина была зачислена в ознаменование наполеоновских триумфов. Жак-Луи Давид, восхвалявший своей кистью героические и гражданские доблести древних, теперь с таким же рвением посвятил себя служению завоевателю, олицетворявшему империю. Давиду мы обязаны такими монументальными зрелищами, как Бонапарт, пересекающий перевал Сен-Бернар (1801; Мальмезон), Раздача орлов (1810; Версаль) и Наполеон в своем кабинете (1812; Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия). Его групповой портрет Коронация императора Наполеона I и коронация императрицы Жозефины в Нотр-Дам 2 декабря 1804 г. (1805–1807; Лувр) свидетельствует об имперском владычестве Наполеона и демонстрирует ослепительные костюмы и украшения, модные в его суд (1983.384.1а – в; 32.35.10).

На портрете мадам де Таллиран, сделанном Франсуа Жераром (1770–1837), она изображена в культовом белом платье, напоминающем о классическом мире, предмет одежды, который вошел в моду во времена Директории и стал вершиной моды в стиле ампир (2002. 31). В декабре 1803 года Жером Бонапарт (1784–1860), брат Наполеона, женился на Элизабет Паттерсон, молодой американке, которая, вероятно, носила такое свадебное платье из индийского муслина и кружева (1983.6.1). По словам современника, он «легко поместился бы в кармане джентльмена». Во Франции был наложен запрет на ввоз популярного индийского муслина в целях продвижения материалов французского производства. Шелковая ткань производилась в Лионе в больших количествах для удовлетворения потребностей императорской моды (28.28.1)

Двумя ведущими художниками наполеоновского периода были Антуан Жан Гро (1771–1835) и Жан-Батист Изабе (1767–1855). Грос был официальным художником армии и очевидцем некоторых из самых известных сражений имперской эпохи. Его шедевры включают Генерал Бонапарт в Арколе (1796), Наполеон в Чумном доме в Яффо (1804) и Поле битвы при Эйлау (1808) (все в Лувре). Изабей был главным художником императрицы Жозефины, а также главным декоратором и распорядителем императорских торжеств ее преемницы Марии-Луизы. Он известен своими придворными портретами и миниатюрами (17.190.1114), особенно на знаменитом Аустерлицком столе, спроектированном Персье и украшенном бронзой Томиром.


Цитата

Гонтар, Кибела. «Стиль ампир, 1800–1815 гг.». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/empr/hd_empr.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Делорм, Элеонора П., изд. Жозефина и искусство Империи . Лос-Анджелес: Музей Гетти, 2005.

.

Фейгенбаум, Гейл, изд. Америка Джефферсона и Франция Наполеона: выставка к двухсотлетию покупки Луизианы . Каталог выставки. Новый Орлеан: Художественный музей Нового Орлеана, 2003.

.

Гумберт, Жан Марсель и др. Египтомания: Египет в западном искусстве, 1730–1930 гг. . Каталог выставки. Париж: Реюньон национальных музеев, 1994.

.

Кенни, Питер М. и др. Оноре Ланнуйе, краснодеревщик из Парижа: жизнь и работа французского эбениста в федеральном Нью-Йорке . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1998. См. в MetPublications

.

Le Bourhis, Katell, изд. Эпоха Наполеона: костюм от революции до империи, 1789–1815 гг. . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1989. См. в MetPublications

.

Олсон, Роберта Дж. М. и Маргарет К. Хофер. Престол Империи . Каталог выставки. Нью-Йорк: Нью-Йоркское историческое общество, 2002.

.

Персье, Чарльз и П.Ф.Л. Фонтейн. Список предметов интерьера . Париж: Chez les Auteurs, 1812.

.

Розенберг, Пьер и др. Доминик-Виван Денон: L’oeil de Napoléon . Каталог выставки. Париж: Реюньон национальных музеев, 1999.

.
Дополнительные очерки Кибелы Гонтар
  • Гонтар, Кибела. «Неоклассицизм». (октябрь 2003 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Жан-Батист Карпо (1827–1875)». (октябрь 2004 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Искусство модерн.» (октябрь 2006 г.)
  • Гонтар, Кибела. «Неоклассический храм». (октябрь 2003 г.)

Стили ампир и регентство | Публичная библиотека Нью-Йорка

Два отличительных движения, теперь известные как стиль ампир и стиль регентства, родились из формального неоклассицизма, который доминировал в европейском строительстве и декоре конца восемнадцатого века. Эти стили были в значительной степени стимулированы ожесточенным соперничеством Франции и Англии и их правителей. Наполеон I (1769-1821), самопровозглашенный император Франции, решил расширить имперское величие Франции силой оружия. Вступив на престол в 1804 году, он сразу же запустил амбициозную программу в области искусства и дизайна, которая продолжалась до окончания его правления в 1815 году. Через Ла-Манш принц-регент, будущий король Георг IV (1762–1830), искал способы отпраздновать наследия благодаря его активному покровительству искусству.

Социальные условия в этот период времени, часто известный как наполеоновская эпоха, создали два новых декоративных стиля. Новые археологические находки в Греции, Риме, Помпеях и Египте вдохновили на создание целого ряда книг по ключевым образцам. Мебель и искусство древности оживили новые стили. Общий вкус к египтомании и символическое применение орнамента одновременно оживляли современную мебель во Франции и Англии. Поскольку наполеоновская эпоха была временем непрерывных военных конфликтов, в модные украшения проникли военные узоры, в результате чего в моду вошли походная мебель, драпировки в стиле вымпелов и кровати-палатки.

Если вам нужна дополнительная помощь, посетите нашу справочную службу или напишите нам по адресу [email protected].

Составлено Паулой А. Бакстер, Коллекция искусства и архитектуры, 04.09. Вместо этого используются следующие термины:

Украшения и украшения — стиль ампир
Украшения и украшения — стиль Регентства

Кроме того, можно использовать географические подразделения, как в

Украшения и орнаменты — Франция — стиль ампир

Связанные рубрики использования могут быть:

Архитектура, Регентство
Мебель, Регентство — Великобритания
Регентство — Англия

И

Англия — Общественная жизнь и обычаи — 19 век
Франция—Социальная жизнь и обычаи—19 век

Фоновые исследования

Существуют две краткие статьи энциклопедии, которые определяют стили ампир и регентство. Это:

Дерек Линструм. «Стиль Империи», Vol. 1, стр. 412-415.

Стивен Пэриссен. «Стиль Регентства», Vol. 2, стр. 1036-1041.

В: Энциклопедия дизайна интерьера . Под редакцией Джоанны Банэм. Лондон: Fitzroy Dearborn, 1997. (MLO 97-13993 Front)

Reference Works

Survey History:

Франция – Социальная история

Англия – Социальная история

Справочные работы

Керл, Джеймс Стивенс. Египетомания: египетское возрождение, повторяющаяся тема в истории вкуса . Манчестер, Великобритания: Manchester University Press, 1994. (3-MAL 94-13038)
Включает эссе «Египетское возрождение после наполеоновских кампаний в Египте», в котором описывается вклад Денона Вивана, Томаса Хоупа и других, а также как использование египетских мотивов вписывается в современное неоклассическое выражение, особенно в дизайне мебели.

Гловер, Майкл. Наполеоновские войны: иллюстрированная история, 1792-1815 гг. . London: Batsford, 1979. (JFF 80-1366)
Обзорное исследование хронологического развития конфликтов со времен Французской революции до поражения Наполеона при Ватерлоо. Обеспечивает быстрый доступ к датам, статистике и историческому контексту.

Исторический словарь эпохи Наполеона . Под редакцией Джорджа Ф. Нафцигера. Lanham: Scarecrow Press, 2002. (*R-DG 02-3989)
Готовый справочный инструмент для поиска ключевых терминов для отдельных лиц, мест, сражений и других событий того времени.

Франция – Социальная история

Наполеон Бонапарт пришел к власти на пепелище огненной Французской революции и отличился в военном отношении в течение короткого и хаотичного периода Директории (1795-98). Генерал Бонапарт организовал свое восхождение от первого консула до императора в 1804 году, умело манипулируя слабыми политиками и восхищенной армией. Коронация Наполеона, ослепительная демонстрация помпезности и пышности, ознаменовала начало энергичной перестройки французского истеблишмента, в которой его рука была видна повсюду. Личное участие Наполеона распространилось на создание художественного стиля, основанного на неоклассической эстетике, которая прославляла монументальный масштаб, мужскую строгость и смелое украшение.

Бойме, Альберт. Искусство в эпоху бонапартизма 1800-1815 гг. . Чикаго: University of Chicago Press, 1990. (3-MAM 91-5522)
Исследование широкого влияния Наполеона на искусство Франции, Англии и континентальной Европы. Исследует социальные, политические и экономические факторы и карьеры ключевых художников.

Жангембр, Жерар. Наполеон: Бессмертный император . New York: Vendome, 2003. (JFF 03-3292)
Красивый иллюстрированный обзор иконографии Наполеона с его эпохи до наших дней.

Мансель, Филип. Орел в великолепии: Наполеон I и его двор . Лондон: Джордж Филип, 1987. (JFF 88-890)
Исследует протокол, помпезность, пышность и мотивы создания Наполеоном императорского двора.

Англия – социальная история

Джордж, принц Уэльский, родился старшим сыном короля Георга III. С раннего возраста принц разочаровался в своей роли: ему было отказано в каком-либо обширном образовании или зарубежных поездках, а также не было разрешено действительную военную службу. Лишенный всех подходящих занятий, он обратился к погоне за удовольствиями, огорчая отца своим пристрастием к вину, женщинам и демонстративному потреблению. Со временем Джордж стал утонченным покровителем изящных и декоративных искусств и много сделал для поощрения заслуживающих внимания нововведений в английской архитектуре и декоре. Стиль Регентства многим обязан активному покровительству Джорджа в годы его пребывания на посту принца, регента и короля.

Эриксон Кэролли. Наш бурный день: История эпохи Регентства Англии . New York: Morrow, 1986. (JLE 86-2146)
Насыщенное воспоминание о сильных страстях и личностях периода Регентства, в которых доминировал сам принц-регент, но которые проявляются в различных артистических, литературных и политических деятелях. Объясняет колоритный характер того времени.

Мюррей, Венеция. Высшее общество: социальная история периода Регентства, 1788-1830 гг. . Лондон; Нью-Йорк: Викинг, 19 лет.98. (JFE 99-2690)
Информативное исследование высших классов Британии и их вклада в прогресс. Обнажаются социальные обычаи и нравы.

Паризьен, Стивен. Георг IV: Большое развлечение . Лондон: Джон Мюррей, 2001. (JFE 01-6106)
Биографическое исследование посвящено достижениям Джорджа как в искусстве, так и в политике. Обсуждается его архитектурное покровительство и факторы, которые привели к тому, что стиль Регентства был назван в его честь.

Пристли, Дж. Б. Принц удовольствий и его регентство 1811-1820 . London: Heinemann, 1969. (F-11 6272)
Исследует события эпохи Регентства и то, как они повлияли на Джорджа, и как он, в свою очередь, повлиял на Англию.

Смит, Э.А. Георг IV . Новый рай; Лондон: Издательство Йельского университета, 1999. (JFE 00-11665)
Серьезное политическое исследование создания монарха и его правления.

ФРАНЦИЯ – Стиль ампир

Стиль ампир родился из слияния искусства и личного стремления. Французский император хотел новый внешний вид: получившиеся новаторские дизайны были чистыми и строгими и несли на себе печать предпочтения Наполеона мужественным и военным эффектам. Император выбрал двух амбициозных провидцев, Шарля Персье (1764-1838) и Пьера-Леонара Фонтена (1762-1853), в качестве своих официальных архитекторов и декораторов. Они опубликовали Recueil de decorations interieures в 1801 и 1812 годах, что делает его самым влиятельным сборником образцов стиля ампир. Персье и Фонтен внесли важные новшества в Лувр и Тюильри, а их декоративная программа была выполнена в таких королевских резиденциях, как Мальмезон и Фонтенбло.

Мебель, как правило, была прямоугольной и симметричной, а бронзовая аппликация Доре, полированное золото и инкрустация, напоминающая драгоценные камни, стали отличительными чертами нового стиля. Стиль ампир также популяризировал определенные формы мебели: туалетный столик , консоли, тентовые кровати и походные табуретки. Орнамент, заимствованный из античных источников, хорошо вписывался в концепцию императорской династии и завоеваний, а детали с изображением орлов, пчел, инициалов Наполеона и лавровых венков занимали почетное место на краснодеревщиках и изделиях из металла. Художественные изделия из металла процветали в виде маятниковых часов, золотых и серебряных столовых приборов и декоративных канделябров. Шелковые и бархатные ткани драпировались, качались или подвешивались к потолку для достижения элегантного, но воинственного эффекта.

Книги влиятельных образцов

Стиль ампир

Украшение Империи

Книги влиятельных образцов

Contet, F. Intérieurs Directoire et Empire . Париж: Editeur d’Art, 1932. (MLES++)
Акварельные тарелки начала двадцатого века с оригинальными интерьерами в стиле ампир.

Денон, Вивант. Путешествие по Бассе и Верхнему Египту, подвеска Кампании Бонапарта . Лондон: С. Багстер, 1809 г. (Стюарт 709 г.).5-7096)
Классическое исследование древнеегипетских памятников и их убранства, составленное во время похода Наполеона в Египет (1797-8). Служит первоисточником для мотивов, которые спровоцировали повальное увлечение дизайном Egyptomania.

Персье, Шарль. Recueil de decorations intérieures comprenant tout ce qui a rapport à ameublement comme trepied vases, candélabras…. Paris: P. Didot l’Ainé, 1812. (MLO++)
Этот сборник образцов был разработан официальными архитекторами Наполеона. Персье и Фонтен отдавали предпочтение символическим и орнаментальным мотивам, которые вошли в рабочий репертуар стиля ампир. Они также считали, что мебель и интерьер имеют значительную взаимосвязь.

Стиль ампир

Декоративные стили часто не могут быть точно датированы, потому что их вдохновение может ощущаться раньше, чем фактический период их расцвета, и выходить за его пределы. Стиль ампир чаще всего датируется периодом правления Наполеона, 1804-1815 гг. , но его черты развивались в более ранние периоды Directoire и Consulat (1795-1803), а мебель в стиле ампир все еще производилась в Европе, в частности в Швеции в 1830-е гг. Доминирование Наполеона на мировой арене до 1815 года дало возможность стилю ампир распространиться по всей Европе и проникнуть в художественно франкофильскую Англию.

Эпоха Наполеона: костюм от революции до империи, 1789-1815 . Катели ле Бурбис, главный редактор. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1989. (3-MML+90-4501)
Этот каталог крупной выставки демонстрирует, как одежда того периода влияла на современную мебель и способствовала развитию стиля ампир.

Апра, Ниетта. Ампир 1804-1815 . New York: World Pub., 1973. (MLES+ 73-1723)
Хорошо иллюстрированный, краткий обзор истории стиля с акцентом на его основные характеристики и наиболее примечательные произведения.

Бодо, Франсуа. Стиль ампир . Лондон: Thames & Hudson, 1999. (3-MLES 00-8123)
Обзор стиля и его достижений в различных средствах массовой информации.

Барриэль, Жан-Франсуа. Ле Стайл Империя . Paris: Flammarion, 1982. (3-MLES 86-1065)
Краткий визуальный обзор изобразительного и декоративно-прикладного искусства Директории (1789–1799) и Первой империи (1800–1815).

Дешам, Мадлен. Империя . Нью-Йорк: Аббевилль, 2004 г. (JQF 04-79).6)
Эта красивая книга с гравюрами связывает основные социальные факторы, в том числе личностей Наполеона и Жозефину, непосредственно с работами в стиле ампир. Также показывает степень распространения стиля в других географических регионах.

Гонсалес-Паласио, Алвар. Французский ампир . Feltham: Hamlyn, 1970. (3-MLES 86-2087)
Стильно написанная оценка живописи, скульптуры, архитектуры, фарфора, текстиля, обоев и гобеленов, изделий из бронзы, серебра и предметов искусства.

Украшение в стиле ампир

Продвижение Наполеоном декора в классическом стиле было задумано как мощный контрапункт стилистическим излишествам барокко и рококо, а также старым режимам , которые поддерживали такие эффекты. Античные темы и мотивы использовались для продвижения гражданских и военных идеалов Франции. Мебель и изделия из металла Якоба-Десмальтера, Бьенне, Томира и Одиота были выполнены в смелом новом стиле ампир. Взаимосвязь архитектурной обстановки, мебели и декора приобрела большое значение в глазах Персье, Фонтена и других носителей стиля.

Буржуа, Эмиль. Империя стиля, ее происхождение и характеры… Париж: H. Laurens, 1930. (3-MLES)
Обзор зданий и украшений в стиле ампир на черно-белых фотографиях.

Фонтенбло, маленькие апартаменты Наполеона и Жозефины . Versailles: Editions artistiques et scientifiques, A. Bourdier, 1912. (MLES+)
Оригинальная мебель и интерьеры этой королевской резиденции профилированы вместе с соответствующей историей дизайна.

Гранжан, Серж. Мебель в стиле ампир, 1800–1825 гг. . Нью-Йорк: паб Taplinger. Co., 1966. (MOF)
Объясняет различные формы и типы мебели, разработанные в этот период, с акцентом на инновации.

Гроэр, Леон де. Декоративное искусство в Европе 1790-1850 гг. . Нью-Йорк: Риццоли, 1986. (3-MLD+ 86-4891)
В обширной истории обзора все декоративные конструкции того времени обсуждаются в их неоклассическом контексте.

Жанно, Гийом. Империя . Paris: Vincent, Fréal et Cie., 1965. (MAMI)
Краткое исследование основных моментов декора в стиле ампир с пристальным вниманием к излюбленным орнаментам и мотивам.

Лафон, Поль. Художественно-декоративное и мобильное искусство в духе Республики и Империи . Париж: Société de propagation des livres d’art, 1906. (MLES+)
Еще один справочник, в котором изучается генезис дизайна в стиле ампир.

Лефуэль, Гектор. Франсуа Оноре Жорж Жакоб-Десмальтер, наследник Наполеона Ier et de Louis XVIII . Париж: А. Морансе, 1927. (3-MOF)
Исследование ведущего художественного краснодеревщика и дизайнера мебели.

АНГЛИЯ – Стиль Регентства

Первоначально известный как «Английская империя», этот стиль был впоследствии назван в честь человека, наиболее ответственного за его распространение – принца-регента Англии. Стиль Регентства во многом обязан стилю ампир, но были добавлены уточнения, чтобы сделать его более подходящим для английского вкуса. И стиль ампир, и стиль регентства объединяет простые линии, смелые контуры и гладкие поверхности.

Начало стиля Регентства, отмеченное изящными и сдержанными классическими греческими формами, можно увидеть в более поздних работах Томаса Шератона и в книге Томаса Хоупа «Домашняя мебель и предметы интерьера » (1807 г.). Стилистические инновации включают в себя более интимные интерьеры, введение мебели для ванных комнат , тщательно подобранный орнамент, обильное использование тканей, таких как дамасский шелк и цветной ситец, вызывающие воспоминания цвета, взятые из старинных источников, и новые, технологически улучшенные материалы.

В этот период не прекращался поиск новинок в дизайне. Шинуазри и «индуистский» или индийский стили стали модными, наряду с националистически вдохновленными готическими или тюдоровскими декоративными элементами. Были популярны греческие стулья с саблевидными ножками, элегантные буфеты, вращающиеся книжные шкафы и кушетки на ножках-когтях. Стиль Регентства регулярно возрождается в современном дизайне интерьера и декорировании из-за резонанса того времени.

Книги влиятельных образцов

Архитектура в стиле Регентства

Королевский павильон в Брайтоне

Украшение в стиле Регентства

Книги влиятельных образцов

Хоуп, Томас. Мебель для дома и предметы интерьера. London: T. Bensley, 1807. (MLO++)
В этой публикации впервые в англоязычной литературе был введен термин «внутренняя отделка». Авторские рисунки стимулировали вкус к академически вдохновленному орнаменту в греческой, римской и египетской модах

Николсон, Питер. Практичный краснодеревщик, обойщик и полный декоратор. London: H. Fisher, Son & Co., 1826. (MOI)
Иллюстрирует ряд предметов мебели и предметов интерьера, непосредственно заимствованных из стилей ампир, а также дизайны, отражающие растущий плюрализм, присущий стилю регентства.

Шератон, Томас. Энциклопедия краснодеревщика и художника. Лондон, 1805–1806 гг. (8-MOF+)
Поздняя работа дизайнера демонстрирует развивающийся стиль Регентства и многие популярные декоративные мотивы того периода, от трафальгарских стульев с саблевидными ножками до кроватей во французском стиле.

Смит, Джордж. Справочник краснодеревщика и обойщика… London: Jones, 1826. (MOI)
Вдохновленный Надеждой, этот справочник дизайнера, среди прочего, показывает ряд популярных дизайнов Регентства (и Ампира), предлагаемых современным производителям мебели и обычным потребителям. .

Архитектура в стиле Регентства

Архитектурное покровительство Георга IV обычно считается его величайшим наследием. Он нанял таких ведущих архитекторов, как Джон Нэш, сэр Джеффри Уятвилл и сэр Джон Соан. Первым успешным предприятием принца Уэльского стал ремонт его лондонского дворца Карлтон-Хаус, начатый в 1783 году архитектором Генри Холландом. Джордж спонсировал значительные ремонтные работы в Букингемском дворце (бывший Букингемский дом) и Виндзорском замке в годы своего пребывания на посту принца-регента и короля.

Бингэм, Нил. К.А. Басби: Регентский архитектор Брайтона и Хоува . Лондон: Галерея RIBA Heinz, 1991. (3-MQZ (Busby) 93-8911)
Карьера Басби раскрывает эстетические и практические наклонности архитектора эпохи Регентства.

Морли, Джон. Регентский дизайн, 1790-1840 гг.: сады, здания, интерьеры, мебель . London: Zwemmer, 1993. (MLE 93-9590)
Охватывает застроенную среду того периода и объясняет нововведения во внутренней отделке, пространственном планировании и городском дизайне.

Пилчер, Дональд. Стиль Регентства с 1800 по 1830 год . Лондон: BT. Бэтсфорд, 1947 г. (MQWK)
Стиль исследуется в широком архитектурном контексте и противопоставляется новым достижениям с более ранними неоклассическими зданиями.

Пайн, Уильям Генри. История королевских резиденций Виндзорского замка, Сент-Джеймсского дворца, Карлтон-Хауса и Фрогмора . Лондон: А. Драй, 1819. 3 тома. (MQWK+)
Демонстрирует интерьеры этих дворцов в стиле Регентства, раскрывая преобладающие вкусы принца-регента и его периода.

Рейли, Пол. Введение в архитектуру Regency . Лондон: Искусство и техника, 1948. (MQWK)
Серьезное академическое исследование использования неоклассического стиля в период Регентства.

Уорсли, Джайлз. Архитектурные чертежи периода Регентства, 1790-1837 гг.: из коллекции рисунков Королевского института британских архитекторов . Лондон: A. Deutsch, 1991. (3-MQG 92-2886)
Практическое визуальное изучение планов зданий и концепций дизайна.

Королевский павильон на Брайтоне

Королевский павильон Джорджа в Брайтоне является самым известным памятником стиля Регентства. Этот приморский дворец претерпел различные преобразования в руках четырех архитекторов. Генри Холланд руководил реконструкцией оригинального фермерского дома, который был переименован в «Морской павильон» и дальнейшим расширением в 1801–1804 годах. Уильям Порден построил конюшни и Дом для верховой езды, а Джон Нэш руководил восстановлением нынешнего Королевского павильона с 1815 по 1823 год, руководствуясь стилистическими полетами фантазии Джорджа. Два талантливых декоратора интерьеров, Роберт Джонс и Фредерик Крейс, разработали экзотические восточные интерьеры, действуя на энтузиазме Джорджа в отношении шинуазри.

Морли, Джон. Создание Королевского павильона в Брайтоне: эскизы и чертежи . Boston: Godine, 1984. (3-MAV+ 86-2162)
Самое обширное исследование этого здания, включая историю консервации, с подробной информацией о его декораторах и их различных дизайнерских схемах.

Масгрейв, Клиффорд. Королевский павильон: романтический этюд . Брайтон: Bredon & Heginbothom, 1951. (MQWK)
Классическая архитектурная история дворца и его место в английском строительстве.

Робертс, Генри Дэвид. История Королевского павильона с описанием его оригинальной мебели и декора . London: Country Life, 1939. (MQWK)
Объясняет план павильона в контексте использования дворца.

Королевский павильон, Брайтон . Брайтон: Королевский павильон, Художественная галерея и музеи, 1976.
(MAVY+ (Брайтон) 78-246)
Хорошо иллюстрированная история исследования, которая также объясняет связь дворца с самим Брайтоном.

Украшение в стиле Регентства

В то время как фактические годы политического Регентства были 1811-20, для стиля Регентства указаны разные даты. Наиболее распространены даты 1783-1830 или 1800-1830. Некоторые историки распространяют стиль Регентства на позднюю фазу, 1830–1837 годы, которая охватывает период правления брата и преемника Георга IV, короля Вильгельма IV.

Коллар, Фрэнсис. Мебель Регентства . Вудбридж, Великобритания: Клуб коллекционеров антиквариата, 1985. (3-MOF 86-1351)
Хотя эта работа задумывалась как руководство для коллекционеров, она предлагает хорошие иллюстрации и практическую идентификационную информацию.

Журден, Маргарет. Мебель Регентства, 1795-1830 . London: Country Life, 1965. (MOF+)
Профилирует различные типы форм мебели и объясняет их уникальные качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *