Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке

Этапы русской архитектуры XVII столетия

В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры. 

  • Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды; 
  • Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы. 

Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.

История архитектуры XVII столетия

После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.

Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых — царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.

В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком — Антипом.

Рисунок 1 — Архангельский собор в Нижнем Новгороде

Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи — князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.

2)

Рисунок 2 — Покровская церковь в Медведково

Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных. 

В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов. 

Пример 1

Например, Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.

В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, «глухим». Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).

Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.

Рис. 3 — церковь Рождества Богородицы в Путинках

Реформы русской церкви патриарха Никона

В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.

Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство. 

Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.

Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать. 

Пример 2

К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других. 

В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.

Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов. 

Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы.

Боковые главки были полностью «глухими» и несли исключительно декоративную функцию. 

Пример 3

В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси.

Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.

Рис. 4 — Новоиерусалимский монастырь на реке Истра

Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве. 

В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений: 

  • строгановское,
  • нарышкинское, 
  • голицынское.

В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.

 Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже — посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.

Нарышкинское барокко

Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I — царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).

Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис. 5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).

Рис. 5 — храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко

В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.

Строгановское барокко

Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского «нарышкинского» зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.

Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.

Голицынское барокко

От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.

Рис. 6 — Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко

 Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.

Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
 
 

Архитектура России в 17 веке

Похожие презентации:

Искусство России 17 в. Архитектура. Живопись. Графика

Культура России XVII в

Архитектуры 17 века

Русская архитектура XVI – XVII веков

Культура России 17 века

Художественная культура России в XVII веке

Архитектура 17 века в России

Архитектура России XVII века

Архитектура России XV – XVII века

Русская архитектура XVII века

1.

Архитектура России в 17 векеПрезентацию подготовил Ковалев Роман, ученик 7 «В» класса

2. Архитектура XVII века

Русское
искусство
XVII
в.
поражает
исключительным
сочетанием
строгого
соблюдения сложившейся православной традиции
с активностью новых вкусов и обновлением
художественных приемов.

3. КУПЕЧЕСКИЕ ХРАМЫ

Московская церковь Троицы в Никитниках

4. «Дивное узорочье» — так называют одну из красивейших страниц московской архитектуры XVII века

«Дивное узорочье» — так называют одну из красивейших страниц
московской архитектуры XVII века
Построена в 1628-1651 гг. по
заказу
купца
Григория
Никитникова
на
месте
сгоревшей в 1626 г. церкви
Никиты
Мученика
«на
Глинищах»
Храм был возведен рядом с
двором Г. Никитникова.
В 1904г. в подклети центрального четверика был устроен
придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654)
хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли
церковью Грузинской Богоматери.

5. Московская церковь Троицы в Никитниках

Вход
в
церковь
оформлен
шатровым крыльцом (впервые в
храмовом зодчестве),
Близость форм декора крыльца,
крытой галереи, наличников двух
главных окон южного фасада и
внутренних порталов церкви к
декору кремлевского Теремного
дворца (1635-1636) и его Верхнего
Золотого
крыльца
заставляют
предполагать, что не все элементы
этого сложного комплекса храма
были отстроены одновременно.

6. Церковь Рождества Богородицы

Другим интереснейшим
памятником первой
половины XVII века
является церковь Рождества
Богородицы, «что в
Путинках».
За три года строительства, с
1649 по 1652 годы, замыслы
заказчиков ширились, и
храм пополнялся все
новыми помещениями.

7. Церковь Николы в Хамовниках

В последней четверти XVII века
окончательно сложился тип
московского приходского храма с
четвериком основного объема и
пятиглавием, шатровой
колокольней и одноэтажной
трапезной.
Такова церковь Николы в
Хамовниках (1676-1682 гг.).
Ее название обусловлено
слободой ткачей, или хамовников,
размещавшейся здесь в XVII веке.
Храм красив своей устремленностью
ввысь, упорядоченностью деталей.
Впечатление богатства и узорности
достигнуто благодаря красно-зеленой
окраске декоративных деталей,
отчетливо выделяющихся на белом фоне
стены.
Московское барокко
— Московское барокко — своеобразный архитектурный стиль, соединяющий
в себе разнородные, порой противоречивые тенденции. С термином «барокко»
ассоциируются вычурность, неестественность, излишняя эмоциональность,
элитарность. В архитектуре господствуют сложные криволинейные формы,
большие пространства, обилие декора.
Новодевичий монастырь
Наиболее ярким примером московского барокко является колокольня Новодевичьего
монастыря
Основным периодом развития
1680-х до первых лет 1700-х гг. в
Москве.
В регионах России
пространственные решения и
характерная система оформления
прослеживается вплоть до конца
XVIII в.
Постепенное затухание столичного
направления «московского барокко»
можно связать с переходом
столичной жизни в Петербург и
ориентацию на
западноевропейскую архитектуру,
провозглашенную Петром I.
Сухаревская башня

11. Нарышкинский стиль

Все здания «московского барокко»,
построенные по заказу
Нарышкиных.
Нарышкинские церкви типа
«восьмерик на четверике» созданы
первоклассным мастером
сооружавшим ранее по заказу
царевны Софьи колокольню
Новодевичьего монастыря (1690),
мастерски выполненные аттики и
гребни восходят к оформлению
церкви Воскресения в Кадашах
(1687).
В то же время палаты Нарышкиных
в Высокопетровском монастыре,
задуманные незаурядным мастером,
имеют оформление гораздо грубее,
используются иные художественные
приемы.

12. Заключение

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития
русской архитектуры
Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

В XVII веке архитектура переживала трансформационные изменения. Хотя дерево оставалось основным строительным материалом, каменное (кирпичное) строительство все больше внедрялось в русскую архитектуру. Стали применяться новые виды строительных материалов, такие как многоцветная плитка, профильный кирпич, белокаменные детали. Многие здания были построены мастерами Масонской коллегии, созданной в конце 16 века.

Одним из выдающихся произведений деревянного зодчества был императорский дворец, построенный в подмосковной усадьбе Коломенское в 1667-1678 гг. Это был целый маленький городок с башенками, чешуйчатыми крышами, галереями на первом этаже и портиками с витыми колоннами. Различные особняки, построенные каждый в индивидуальном порядке, соединялись переходами и насчитывали 270 комнат с 3000 окон. Современники называли его «восьмым чудом света».

В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровые постройки. Однако строились и одноуровневые церкви. В целом деревянное зодчество испытало влияние каменного зодчества.

Несмотря на попытку патриарха Никона запретить строительство каменных шатровых церквей, этот тип стал преобладающим в церковном зодчестве. В Москве были построены Рождественская церковь в Путинках, Троицкая церковь в Никитниках, Алексеевский монастырь в Угличе, Успенская церковь, Зосимово-Савватиева церковь в Троице-Сергиевом монастыре, а также храмы в Вязьме, Муроме и Устюге. Все они отличались богатым архитектурным убранством и тонкой орнаментикой.

В то же время под влиянием патриарха Никона в середине и второй половине XVII в. был выполнен ряд монументальных сооружений в традиционном стиле предшествующих периодов. Они были направлены на то, чтобы показать силу церкви. Таков величественный Воскресенский собор, построенный в Московском Новоиерусалимском монастыре по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. В 1670-80-х годах был построен Ростовский Кремль, ансамбль сооружений Ростовского митрополичьего двора. Там жилой массив был совмещен с церковью. Все постройки были окружены массивными оборонительными стенами с башнями.

 

Приказывали строить храмы не только власти, но и прихожане, т. е. жители окраин и поселков. Отсюда и понятие загородной архитектуры. Характерной чертой этого является церковное зодчество Ярославля, одного из крупнейших ремесленных и торговых центров. Примерами этого являются храмы Ильи Пророка, Иоганна Златоуста, величественный Иоанно-Предтеченский храм в Толчкове. Замечательны и церковные постройки в других старинных русских городах, таких как Кострома, Романов-Борисоглебск и др.

В конце XVII века в церковной архитектуре возник новый стиль, развилось нарышкинское (он же московское) барокко. Наиболее значительным его памятником является Покровская церковь в Филях в Москве. Он отличается изяществом, идеальными пропорциями, декоративными колоннами с цоколями, красно-белой окраской.

Наряду с церковным зодчеством в XVII веке значительное развитие получило и гражданское строительство. Московский Кремль подлежал существенной реконструкции. Были надстроены кремлевские башни, достроена Спасская башня в ее нынешнем виде, образовав парадные ворота в Кремль. Шатровые крыши на всех башнях заменены на шатровые навершия. Все это придало Московскому Кремлю новый облик: из оборонительной крепости он превратился в торжественный ансамбль.

Однако внутреннее убранство Кремля тоже преобразилось. Теремной дворец (1635-1636) был выдающимся образцом светской архитектуры. Это было трехэтажное здание на высоких цокольных этажах, увенчанное высокими башенными камерами. Здание было украшено золотой крышей, двумя поясами черепичных карнизов и резьбой по камню. Его золотое крыльцо было богато украшено. Деревянное зодчество оказало непосредственное влияние на тип отделки. Патриаршие палаты с Крестовым залом и здание Поместной коллегии построены в другом стиле на том же месте.

 

Образцом поиска нового дизайна общественных зданий стала монументальная Сухарева башня, построенная Михаилом Чоглоковым. Он имел два этажа над массивным подвалом и был увенчан башней с гербом на вершине. На второй этаж вела широкая парадная лестница.

Промышленно-деловая архитектура получила дальнейшее развитие в 17 веке. Так, торговые ряды были построены в Китай-городе, Москве и Архангельске. Архангельский Гостиный двор (т. е. торговые ряды) протянулся на 400 м в длину на берегу Северной Двины и был обнесен высокими каменными стенами с крепостными башнями. В него вошли более двухсот торговых помещений.

 

Читайте также:  Русская культура XVII века

Автор: Вера Иванова


Московское барокко — HiSoUR История культуры

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — начала XVIII в. является широкое использование архитектурных ордерных элементов и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название – барокко Нарышкина.

Происхождение
Во второй половине XVII в. в русской культуре стал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как главному элементу бытия. Это явление было названо «русским предрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре произошел отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, упорядоченным формам. Эти процессы были аналогичны началу Ренессанса в Западной Европе.

Однако раньше, в конце XIX – нач. XX в., искусствоведы определили архитектурный стиль, связанный с традициями западноевропейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения и используя только хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII века, направление получило название «барокко». Более того, учитывая господствовавшее в то время мнение, что все прогрессивное в русской культуре конца XVII века связано исключительно с Петром I и его ближайшими сподвижниками, этот русский вариант барокко получил название «нарышкинское», по имени родственников Петра Я по линии матери, Нарышкиной, якобы первым начал возводить здания, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики построек Древней Руси. Первые постройки в стиле «нарышкинского барокко» назывались Покровской церковью в Филях и собором Первосвященнского монастыря.

Позднее, в 1960-х годах, в результате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинского барокко» – собор Высокопетровского монастыря построен в начале XVI века. Также перед церковью Покрова в Филях были установлены памятники, но имеющие ту же стилистику. Среди этих построек были здания Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы на Охотном Ряду, построенная по приказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего сподвижника княгини Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» утратило свою актуальность.

Некоторые исследователи (Ильин М.А.) обратили внимание на то, что начальный этап «московского барокко» тесно связан с возобновлением строительства Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, и что как декоративное убранство и центральность планировочного решения, характерная для церковных построек московского барокко, могла быть заимствована столичными мастерами именно у этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г. ). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681 г.), по его распоряжению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощения Никона архитектура Воскресенского собора привлекла внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и конструкции собора были взяты как исходные образцы для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего Возрождения, чем с барокко, но, учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным обозначением «Москва»), хотя современные ученые признают что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».

Рамы хронологического стиля
Основным периодом развития архитектуры московского барокко можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х годов. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система проектирования (но в несколько упрощенном виде) прослеживаются еще с конца XVIII века. Постепенное затухание столичных направлений «московского барокко» можно объяснить постепенным переходом городской жизни в Петербург и ориентацией на западноевропейскую архитектуру и ее мастеров, открыто провозглашенной Петром I.

Структурированные потоки
Московское барокко в его классическом варианте — явление стилистически достаточно однородное. Вне зависимости от географического положения художественные элементы декора – ордер, обрамления оконных и дверных проемов – соответствуют типовому образцу и поэтому легко узнаваемы.

Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящие за рамки стиля. Направления обусловлены их появлением, в основном, вкусами конкретных покупателей.

Строгановский стиль
В первую очередь это относится к зданиям, построенным по заказу крупного промышленника Строганова на Урале. Здания этой группы характеризуются относительной локальностью. В архитектурном отношении архитектура строгановских корпусов более насыщена декоративным убранством, чем московские памятники, элементы ордера иногда имеют даже более классический вид, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановское». стиль.

Нарышкин стиль
Нарышкинское или московское барокко — условное название особого стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа развития архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное направление обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и московских усадьбах строились храмы с элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля в том, что он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), построенным в западноевропейском духе Петербурга. Голицынский стиль, более близкий к западноевропейскому барокко, строился одновременно с нарышкинским (возводимые в нем здания иногда относят к нарышкинскому стилю или используют для них обобщенное понятие «московское барокко»), только эпизод в истории русского барокко и не мог сыграть столь важную роль в истории русской архитектуры.

Заголовок
Успенская церковь на Покровке, Москва

Название «Нарышкинский» закрепилось за стилем после тщательного изучения в 1920-х гг. Покровская церковь, построенная в конце XVII века. Нарышкин Фили. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинской», а, учитывая основной ареал распространения этого явления, «московским барокко». Однако есть определенная трудность в сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствующий раннему Возрождению, нарышкинский стиль по части формы не поддается определению в категории, сформированные на западноевропейском материале, в нем присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать термин «нарышкинский стиль», имеющий давнюю традицию употребления в научной литературе.

Предпосылки возникновения
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление – их секуляризация, выразившаяся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в архитектуре. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.

В архитектуре светскость выражалась прежде всего в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и изяществу. Традиционно заказчиками церковного строительства становились купцы и горожане, что играло немаловажную роль в характере возводимых зданий. Был построен ряд светских нарядных храмов, которые, однако, не нашли поддержки в кругах церковных иерархов, сопротивлявшихся секуляризации церковного зодчества и проникновению в него секуляризма. Патриарх Никон в 1650-х годах запретил строительство шатровых церквей, выдвинув традиционную пятиглавую церковь, что способствовало возникновению ярусных церквей.

Однако влияние светской культуры на русскую архитектуру продолжало возрастать, а некоторые западноевропейские элементы также фрагментировались. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приняло более масштабный характер: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, так как тогда восточные окраины Речи Посполитой были заселены близкими по культуре православными культурами, и часть культуры, в том числе и чисто национальные элементы, была заимствована у них. Сочетание черт разных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русскими мастерами и определили специфику нового зарождающегося архитектурного направления – нарышкинского стиля.

Особенности
Церковь Покрова в Филях

Борисоглебская церковь в Зюзине, г. Москва

«Нарышкин стиль» тесно связан с узором, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой трансформируются формы западноевропейской архитектуры – пробиваются ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно барочного происхождения.

Из архитектуры XVI в. его отличает пронзительная вертикальная энергия, скользящая по бокам стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерно смешение противоречивых направлений и течений, внутренняя напряженность, неоднородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слитые с традициями русского деревянного зодчества и древнерусского каменного зодчества. Характерен двойной масштаб – один гигантский, вертикально устремленный, а другой – миниатюрно-детальный. Эта черта нашла воплощение во многих архитектурных проектах Москвы на протяжении всей первой половины XVIII века. Многие традиции нарышкинского стиля можно найти в проектах И. П. Зарудного (Меньшиковская башня), Баженова и Казакова.

Элементы наружной отделки типичного маньеристического стиля используются не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения нервюр, как это было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположный эффект производят элементы внутренней отделки. Традиционный русский цветочный узор приобретает барочное великолепие.

Характерная для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц из внешнего пространства во внутреннее, в нарышкинском стиле не получила столь явного воплощения. Лестницы скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от внешней среды. В них видны черты традиционного народного деревянного зодчества.

Лучшими образцами нарышкинского стиля являются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно этой новаторской линии множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогатившихся новыми архитектурно-декоративными формами – прежде всего заимствованные из западноевропейской архитектуры элементы ордера, обозначающие тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Для стиля Нарышкина также характерно двухцветное сочетание красного кирпича и белого камня, использование в интерьерах полихромных изразцов, позолоченной резьбы по дереву в традициях «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание стен из красного кирпича, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для построек Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Здания, построенные в нарышкинском стиле, нельзя назвать истинно барокко в западноевропейском понимании. Нарышкин стиль в своей основе – архитектурной композиции – оставался русским, и лишь отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора были заимствованы из западноевропейского искусства. Таким образом, композиция ряда возводимых церквей противоположна барочной – отдельные объемы не сливаются в одно целое, пластически переходят друг в друга, а располагаются один над другим и строго разграничены, что соответствует принципу формирования, типичного для древнерусского зодчества. Иностранцами, как и многими россиянами, знакомыми с образцами западноевропейского барокко, стиль Нарышкина воспринимался как истинно русское архитектурное явление.

Строения
Одни из первых построек в новом стиле появились в Московской и Московской усадьбе боярского рода Нарышкиных (из рода матери Петра I, Натальи Нарышкиной), в которой были построены высококлассные многоквартирные -ярусная церковь из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: церковь Покрова в Филях (1690-1693), Троицкая церковь в Троице-Лыкове (1698-1704), для которых характерна симметричность Композиция, выдержанность масс и расположение пышного белокаменного декора, вольно трактующего ордер, заимствованный из западной архитектуры, позволяют визуально связать многочастный строительный объем. 0003

«Церковь Покрова в Филях… — легкая кружевная сказка… чисто московская, а не европейская красота… Вот почему стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко Западной Европы, потому что он так неразрывно переплетены со всем искусством, непосредственно ему на Москву предшествующие, и потому для каждого иностранца барочные черты так неуловимы… Покрова в Филях или Успение на Маросейке, которые кажутся ему совсем такими же русскими, как Василий Блаженный.

Игорь Грабарь, русский искусствовед

Покровская церковь в Филях построена по принципам формообразования, характерным для русского зодчества XVII века, представляя собой пятиглавый ярусный храм, в колокольня и церковь расположены на одной вертикальной оси, так называемом восьмиугольнике на четверике. Четверик, окруженный полукружиями апсид, это собственно и есть сама Покровская церковь, а выше, на следующем ярусе, восьмигранник — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмеркой -тонированная арка. На нем возвышается звенящий ярус, выполненный в виде восьмигранного барабана и увенчанный изящной позолоченной граненой луковицей, а остальные четыре главы завершают апсиды церкви. В основании церкви есть гульбищи, вокруг церкви просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма окрашены в розовый цвет, подчеркивающий белоснежные декоративные элементы здания.

Подобные черты имеет совершенно белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и построенная Яковом Бухвостовым. Многие другие постройки в нарышкинском стиле связаны с именем этого крепостного по происхождению зодчего. Показательно, что в бухвостовских постройках присутствуют элементы преднамеренно введенного западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется в договорной документации), однако использование элементов ордера отличается от принятого в европейской традиции: основной опорный элемент, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие среди множества элементов декора.

Еще одно выдающееся здание в стиле нарышкинского барокко было построено крепостным архитектором Петром Потаповым для купца Виноградова Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696-1699), которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов поставил ее в один ряд с собором Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон приказал взорвать Кремль, поставить возле нее особую охрану, чтобы ее не поразил пожар, начавшийся в Москве. До настоящего времени церковь не дошла, так как была разобрана в 1935-1936 гг под предлогом расширения тротуара.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706-1713) знаменует собой переход от нарышкинского барокко к петровскому.

В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие храмы и монастыри, что нашло отражение, в частности, в ансамблях Новодевичьего и Донского монастырей, Крутицкой подворья в Москве. В 2004 году комплекс Новодевичьего монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе как «выдающийся образец так называемого «московского барокко» (критерий I), и как «выдающийся образец исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса». , детально отражающий «московское барокко», архитектурный стиль конца XVII века. «(Критерий IV). В монастыре сохранились стены и ряд церквей, построенных или перестроенных в нарышкинском стиле.

В архитектуре Петербурга начала XVIII в. Нарышкин стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, типичными примерами которой являются здания, обслуживающие светские нужды Сухаревой башни (1692-1701 гг.) и церковь Архангела Гавриила или Меншиковская башня (1701-1707) в Москве. В основу композиции Меншиковской башни, построенной архитектором Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I князя Александра Меншикова, легла традиционная схема, заимствованная из украинского деревянного зодчества, – ярусные восьмигранники, которые несколько уменьшаются вверху.

Следует отметить, что в создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, в основном отмечались русские мастера, что, несомненно, определило специфику построенных зданий – они в значительной степени были древнерусскими характер здания с деталями, заимствованными из западноевропейского зодчества, как правило, носили чисто декоративный характер.

Значение для русской архитектуры
Нарышкин стиль наиболее сильно повлиял на облик Москвы, но он же оказал большое влияние и на развитие всей архитектуры России XVIII века, являясь связующим элементом между архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга. Строящийся Петербург. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю сформировался самобытный образ русского барокко, особенно ярко проявившийся в его позднем елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-младшего. Черты московского барокко сочетаются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как церковь Св. Климента (1762-69, архитектор Пьетро Антони Трезини или Алексей Евлашев), Красные ворота (1742, арх. Дмитрий Ухтомский) также отличает нарышкинская архитектура, особенно характерное для нее сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

Позднее, в конце XIX в. Нарышкин зодчество, широко воспринимавшееся к тому времени как типично русское явление, оказало определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

Известные архитекторы
Яков Бухвостов
Иван Зарудный
Петр Потапов
Осип Старцев
Михаил Чоглоков

Голицынский стиль
Очень небольшая группа состоит из двух церквей, построенных по заказу князей П.А. и Б.А. Голицыных. Большое участие в строительстве и отделке принимали итальянские мастера, поэтому внешний вид этих зданий достаточно сильно отличается от классических образцов «московского барокко». Впрочем, об отдельном стиле (всего два здания) говорить не приходится, скорее о «памятниках Голицынского круга».

Прозоровский Стиль
связанный с родом князей Прозоровых (см. статью В.П. Перцова в «списке»). Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью восьмиугольного типа на четверике – не сохранившаяся Успенская церковь в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что составление ее проекта было связано с именем князя В. В. Голицына (это заметил Г. К. Вагнер), тем не менее, лаконичный внешний облик церкви, несвойственный московскому барокко, во многом отражал вкусы заказчика. – П И. Прозоровский.

Достаточно выдержанная стилистическая линия, несмотря на малое количество построек, имеет достаточно обширное хроногеографическое развитие, в каждой из последующих построек этого направления просматривается связь с первоначальным прототипом.

Лаконичная архитектура Прозоровского нашла своих почитателей – можно назвать церковь в деревне Страхов (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицке (Теплый Стан, ныне поселок Мосрентген Московской области).

Основные постройки

Культовые постройки
Ранние постройки
Церковь Иоасафа, князя Индии в Измайлово (1678-79, 1685-87, не сохр.)
Трапезная палата Симонова монастыря (1679-85, арх. О.Д. Старцев)
Церковь в селе Петровское-Дальнее (1684-88 гг., не сохр.)
Церковь св. Параскевы Пятницы в Охотном Ряду (1684-87 гг., не сохр.).
Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-169 гг.)5, архитектор Сергей Турчанинов).
Застройка эпохи расцвета, см. статьи: Нарышкинское барокко, восьмиугольник на четверике.

Региональные памятники
Основные региональные памятники московского барокко находятся в Подмосковье и крупнейших городах России того времени:

Рязань – Успенский собор (1697-99, арх. Ю.Г. Бухвостов), под городом – Солотчи Монастырь с оригинальными барочными решениями
Тобольск – здания Тобольского Кремля, часть которых построена по проекту Семёна Ремезова. На основе «московского барокко» в Сибири сложилось оригинальное «сибирское барокко».
Астрахань – Успенский собор (1699-1710 гг., арх. Дорофей Мякишев)
Казань – Петропавловский собор (1723-26 гг.) – один из лучших региональных сооружений, по пропорциям и замыслу относится к вершинам стиля.

Жилые дома
Дворец князя В.В. Голицына в Охотном ряду (1687 г.)
Воробьев дворец (1687 г.)
Палата Троекуровых в Охотном ряду (1696 г.)
Лефортовский дворец в Немецкой слободе (1698-99 гг., арх. Д.В. Аксамитов) , многие элементы позволяют отнести это здание к переходной фазе стиля)
Дворец князя Гагарина на Большой Лубянке (1699 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *