Меры длины на Руси.

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Елсакова  З.Л. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» МО «Котлас» Архангельской области

Липатова  Е.Ю. 1


1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» МО «Котлас» Архангельской области

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цель: изучение сведений о мерах длины на Руси.

В своем исследовании я поставила следующие задачи:

Собрать материал, изучить литературу по теме.

Опытным путем найти величину старинных мер длины.

Научиться соотносить старинные меры длины с современными единицами, соотнести отдельные нормы ГТО со старинными мерами длины.

Придумать и научиться решать задачи с использованием старинных мер длины в классе.

Рассмотреть использование старинных мер длины в современном обществе.

Предмет исследования: старинные меры длины.

Объект исследования: перевод старинных русских мер длины в современные, удобство этого перевода.

Актуальность. Вопрос об изучении единиц измерения всегда актуален, т.к. в жизни, в художественной литературе, в заданиях на олимпиадах мы можем встретить названия старинных мер длины. Эта работа будет способствовать развитию кругозора, вызовет интерес у ребят к математике, к истории, литературе.

Методы исследования:

Изучение литературы и интернет ресурсов.

Изготовление одной из старинных мер длины.

Опыт.

Эксперимент.

Поисковая деятельность.

Понимание современными детьми слов, поговорок и выражений, используемых в произведениях писателей, в русских сказках, в повседневной жизни, в школьных заданиях.

Повышение интереса к математике, к истории, литературе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

Старинные меры длины на Руси.

Математика на Руси развивалась, как наука купцов, землевладельцев, строителей, мастеров, художников. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречающихся в их хозяйственной и практической деятельности. Появление таких мер длины, которые соотносятся с собственными размерами рук, ног человека (то, что всегда при себе) обусловлено удобством. Это можно считать одним из самых оригинальных изобретений человека. (Приложение 1)

Наиболее известные меры длины на Руси: верста, сажень, аршин, локоть, ладонь, пядь, вершок, перст. [4,5]

Аршин 1 версия. Возможно, первоначально, «аршин» обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе). Корень «АР» в древнерусском языке означает «земля», «поверхность земли», «борозда» и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути. Было и другое название этой меры «шаг». Можно было считать шагами. В «шагах» определяли длину земельных участков, расстояние между населенными пунктами. Шаг, как мера длины, используется и в настоящее время. Существует специальный прибор – шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов.

Аршин 2 версия. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далеких восточных стран. [3]

Купцы привезли невиданные ткани, торговали ими, и ткань приходилось отмерять. В наших магазинах пользуются деревянными метрами. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, — но был у неё существенный недостаток: руки к сожалению, у всех разные.

У одних они длинные, у других – короче. Хитрые купцы быстро сообразили, что нужно искать приказчиков с руками покороче – тот же кусок, а аршин больше. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властям было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин – линейку, длиной в чью – то руку, — изготовили в Москве. Потом с него сделали точные копии и разослали во все концы Руси. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковывали железом и помечали казённой печатью. Его значение – 71,12 см.

Сажень – одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. По историческим документам встречается в летописи XI века, составленной киевским монахом Нестором.

От древнерусского «сягать», т.е. доставать до чего – либо, дотянуться рукой. Отсюда слово «недосягаемый» — о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить.

По данным историков саженей (различных по назначению и соответственно по величине) было более десяти. Они имели свои названия. (Приложение 2)

Верста – путевая мера. Равна 1140 м. Ранее «поприще». Этим словом первоначально называли расстояние, пройденного от одного поворота плуга до другого при обработке земли. Позже «верстой» называли чёрно – белые полосатые столбы, на которых отмечалось расстояние в верстах вдоль основных дорог.

Ещё позднее от Москвы до села Коломенское установили очень высокие столбы, они оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи в выражениях «коломенская верста».

Верстами измеряли расстояния между населенными пунктами.

Локоть – 38 см – 46 см. Расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. По историческим документам встречается на Руси с XI века. Применяли эту меру в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготавливаемой в домашних условиях шерстяной пряжи (наматывали на локоть). Применяли эту меру наряду с аршином и купцы. «Отмерьте мне десять локтей бархата», — просил покупатель. И купец принимался ловко прикладывать материю к своему локтю, доводя кусок до самых кончиков пальцев.

Ладонь = 1/6 локтя. Около – 10,16 см.

Пядь (пядница) от древнерусского (пясть), т.е. кисть руки.

Малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев. Равна 17,78 см.

Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца. Равна 22 см – 23 см.

Пядь с кувырком – пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца. Равна 27 см – 31 см.

Позже пядь заменили на четверть аршина. Название «пядь» постепенно выходило из употребления.

Вершок – происходит от слова «верх». Мера, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). Вершок равнялся 1/16 аршина. В современном исчислении – 4,44 см.

При определении роста человека счёт вершками вёлся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что его рост был 2 аршина 15 вершков, т. е. 209 см.

Перст – старинное название ширины пальца, приблизительно равно 2 см. Использовалось как мера длины или толщины предмета.

Кроме этого, изучив литературу, узнали, что со второй половины XVIII века, входят в употребление новые меры длины: дюйм, линия, точка, фут, заимствованные из английских мер. А в дальнейшем в связи с экономическим развитием и необходимостью строго учета при торговле, появилась потребность в единых мерах длины.

Любопытные меры длины

Кроме мер длины, которые соотносятся с собственными размерами человека найдена информация об очень любопытных способах измерения расстояния. [2] У славян была такая мера длины как «вержение камня» — бросок камнем; «перестрел» — расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука. Расстояние измеряли также днями пути. В старинных грамотах «земли на бычачий рёв»; это значило – на расстояния, с которых ещё слышен рев быка.

В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – буку – это расстояние, на котором человек перестаёт видеть раздельно рога быка.

А ещё в ряде областей в быту использовалась мера длины «корх» — кулак.

ГЛАВА 2

Опыт в моей семье

Установим опытным путём длины старинных русских мер. Были измерены члены моей семьи. В сантиметрах я измеряла аршин, локоть, пядь большую, пядь малую и ладонь. Все размеры собраны в таблице. (Приложение 3)

Получили приблизительное значение величин старинных русских мер длины. Полученные величины я оформила в таблицу. (Приложение 4)

Результаты опыта сравним с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Это доказывает, что точности в старинных мерах длины нет.

Эксперимент

Провели эксперимент и на практике воспользовались старинными мерами длины. Мы с папой изготовили мерную линейку – аршин, равную длине руки (аналог старинной) с делениями 1 вершок.

Сейчас очень актуальна тема по сдаче норма комплекса ГТО. С помощью этой линейки в 1 аршин измерили свои результаты:

— по прыжкам в длину с места – 1 аршин 12 вершков;

— по прыжкам в длину с разбега – 2 аршина 12 вершков;

— по метанию – 21 аршин 2 вершка;

Отсюда следует вывод, что измерять старинной мерой в 1 аршин очень удобно. Теперь мои результаты нужно соотнести с нормативами. Для этого переведу нормативы в старинные меры длины. (Приложение 5)

Теперь, переведя свои результаты и результаты нормативов в одни единицы длины, я вижу, что выполню нормативы комплекса ГТО.

Но во всей стране эти нормативы измеряют в метрах и сантиметрах. Неудобно соотносить результаты в старинных мерах длины и в современных. Напрашивается вывод, что возникает потребность перевода старинных единиц в современные. В связи с этим подведу итог, что единицы измерения должны быть одинаковы и во всей школе, и во всём городе, и во всём мире, чтобы не нужно было для соотнесения результатов переводить одни единицы в другие (старинные единицы длины в современные).

Доказательство необходимости стандарта измерения

Затем мы измерили с помощью шагов дистанцию ГТО для бега на лыжах в 1 км. Ведь в старину аршин означал ещё и шаг человека (по одной версии). А длинные расстояния измерять шагами удобнее, чем прикладывать мерную линейку, так делали и на Руси. Я получила такой результат:

1 км = 1960 моим шагам.

Измеряя расстояние в 1 км, я шла рядом с папой. Он считал свои шаги:

1 км = 1428 папиным шагам.

По моим измерениям 1 км = 1960 аршин.

По измерениям папы 1 км = 1428 аршин.

У нас получились различные результаты, ведь шаг ребёнка и взрослого человека отличается.

Таким образом, доказали, что для точности измерения старинные способы измерения длины не подходят, хотя они очень удобны. И этот опыт ещё раз доказал, что нужен стандарт единиц измерения, существующий и сейчас.

Получили следующие выводы:

1. Удобство измерения старинными мерами длины, т.к. руки и ноги всегда при себе.

2. Старинные меры длины для точности измерений не подходят.

3. Должны быть единые стандарты мер длины, которыми мы пользуемся и в настоящее время.

2.4 Поисковая деятельность

В обычной жизни можно услышать названия старинных единиц длины в пословицах и поговорках [1], в различных выражениях (коротких, но метких), прочитать в книгах. Поговорив со своими бабушками и дедушками, пересмотрев книги с пословицами и поговорками, изучив происхождение старинных единиц длины, нашли объяснение различным непонятным выражениям, которые используются в разговорной речи, в классических произведениях, в русских сказках.

Не уступить ни пяди – не отдать даже самой малости.

Один, как перст – человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

Сам с ноготок, а борода с локоток – о человеке незавидной внешности, но пользующемся большим авторитетом, благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.

Каждый купец на свой аршин меряет – каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.

Косая сажень в плечах – широкоплечий, высокого роста человек.

Писать аршинными буквами – писать очень крупно.

Коломенская верста – шутливое прозвище очень высокого человека.

Москва верстой далека, а сердцу рядом — так русские люди характеризовали своё отношение к столице.

На версту отстанешь – на десять догоняешь – даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о верёвке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представления о величине каждого из названных предметов строятся на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека. Также они используются в случае, когда нужно определить или примерно оценить размер небольшого предмета, не используя никакие измерительные инструменты. Таким образом, в современном обществе мы не только по-прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжаем использовать их: на словах – в непринуждённой беседе или по прямому назначению.

Подготовили подборку задач, которые использовали на математической викторине (Приложение 6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённая работа интересна в познавательном отношении. Узнали историю возникновения единиц измерения длины на Руси, их назначение, соотношение с современными мерами длины.

Данный материал актуален для проведения классных часов по математике, для математических пятиминуток (перевод старинных мер в современные и наоборот), для заданий на математических олимпиадах.

Опытным путём нашли величину старинных мер длины. Эксперимент показал удобство использования старинных мер длины на примере норм ГТО, на практике показал историческую необходимость перехода к единой системе мер.

Меткие высказывания, выразительные пословицы и поговорки, где встречаются старинные меры длины, очень украшают нашу речь. Значение старинных мер длины помогает понять выражения, встречающиеся в классической литературе, в сказках (эти знания можно использовать для литературных викторин).

Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Как появились меры длины на Руси, как изменялись, что несли людям, как влияли на их жизнь – это интересно всегда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа / Н. Я. Ермаков. – Санкт-Петербург: 1894.- 52 с.
  2. Potomu. ru/school/ статья «Какие меры длины существовали в древности»
  3. Кордюкова С. А. Единицы, нужные всем / С. А. Кордюкова. – Москва: «Детская литература» 1972. 64с.
  4. https://ru.wikipedia/wiki/ статья «Русская система мер»
  5. www. Perunu. ru/school/ статья «Старинные русские меры длины, веса, объёма»

Приложение 1

Старинные меры длины

Приложение 2

Различные сажени

Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук человека; равнялась 1м 76см.

Косая сажень – самая длинная; расстояние от носка одной ноги до конца среднего пальца поднятой вверх противоположной руки; равнялась 2м 48см.

Городовая сажень — 284.8см

Великая – 244,0см

Греческая – 230,4см

Печатная (казённая, эталонная) – 217,6см

Царская – 197,4см

Церковная – 186,4см

Народная – 176,0см

Кладочная – 159,7см

Простая – 150,8см

Малая – 142,4см

Приложение 3

Опыт в моей семье

 

аршин

локоть

пядь большая

пядь малая

ладонь

Я

51см

36см

17см

13см

6см

Папа

69см

45см

21см

17см

11,5см

Мама

66см

42см

19см

15см

10см

Бабушка

59см

41см

18см

15см

10см

дедушка

69см

46см

22см

17см

10,5см

 

аршин

локоть

пядь большая

пядь малая

ладонь

Теория

71,12см

46см

22-23см

17,78см

10,16см

Среднее значение величин, полученное опытным путём

62,8см

42см

19,4см

15,4см

9,6см

Приложение 4

Нормы ГТО

Дистанция ГТО для бега на лыжах в 1км

1км = 1960 моим шагам.

1км = 1428 папиным шагам.

По моим измерениям 1км = 1960 аршин.

По измерениям папы 1км = 1428 аршин.

Приложение 5

Задачи

Задача 1

Иван был на 3 вершка выше Емели, но ниже Ильи на 1 вершок. На сколько Иван выше Емели? Переведите в сантиметры (вершок — около 4 см)

Решение:

1) 4хЗ=12(см) — на столько Иван выше Емели.

2) 4+12=16(см)

Ответ: Иван выше Емели на 16см.

Задача 2

Купец приобрёл 6 локтей красного сукна дочкам на сарафаны. Алёне на сарафан нужно 18 ладоней ткани, а Насте 12 ладоней ткани. Хвати ли сукна дочкам купца на сарафаны? (локоть — около 6 ладоней)

Решение:

1) 18+12=30(лад.)- нужно дочкам на сарафаны вместе

2) 30:6=5(локт.)

3) 6 локтей > 5 локтей

Ответ: сукна хватит на сарафаны.

Задача 3

Мастера построили беседку для князя Владимира шириной в 1 маховою сажень и 1 косую сажень. Какова ширина беседки в метрах и сантиметрах?

Решение:

1) 1м76см+2м48см=176см+248см=424см=4м24см

Ответ: ширина беседки 4м24см.

Задача 4

Хитрый Шиш (литературный герой из произведений Шергина Б.В.) отправился из Архангельска в Вологду. Пешком он прошёл 12 вёрст, а потом напросился к купцам добираться на телеге, запряжённой лошадьми. Сколько вёрст проедет Шиш на телеге, если расстояние между городами 675 вёрст?

Решение:

1) 675-12=663(в.)

Ответ: 663 версты проедет Шиш на телеге.

Задача 5

Барин Пантелеймон приказал кузнецу Ивану выковать крепкую полку шириной 9 перстов. Какова ширина полки в сантиметрах? (1 перст равен 2см)

Решение:

1) 2×9=18(см)

Ответ: 18см ширина полки.

Задача 6

Гонец проскакал от Тулы 53 версты. До Москвы ему ещё осталось проскакать 108 вёрст. Найдите расстояние от Тулы до Москвы.

Решение:

1) 53+108=161 (верста)

Ответ: 161 верста от Тулы до Москвы.

Просмотров работы: 250

«Старинные русские меры длины в пословицах и поговорках»

Введение

Современные меры длины – метр, километр и другие существовали не всегда.

Международная система мер, которой пользуются в настоящее время почти во

всех странах мира, была введена на территории бывшего СССР 14 сентября

декретом Совета Народных Комиссаров. Вводилась эта система в жизнь

постепенно. Наряду с новой системой пользовались и старыми мерами длины.

Длина – одно из первых геометрических понятий, введенных человеком.

Игумен Даниил называет следующие меры длины — локоть, пядь, сажень, версту,

поприще. Иногда он прибегает к описательным выражениям, которые дают

представление о расстояниях. Например, «вержение камня», т. е. расстояние,

которое пролетает брошенный камень; «перестрел», т. е. расстояние, которое

пролетает стрела, пущенная из лука; «день пути» и т. д.

Игумен Даниил довольно часто пользуется такими неточными

определениями. Например, описывая отдельные части Иерусалима, в частности

столп Давида и дом Урии, на вдове которого женился Давид, он говорит: «Близ

бобе и дом тот, яко довержет муж камением», т. е. дом так близко, что человек

может добросить до него камень. С.К. Кузнецов находит возможным, считать

расстояние, определяемое «вержением камня», равным 20 саженям, т.е. около 42,5

м в среднем. Мне стало интересно, как и где встречаются эти меры в русском

фольклоре и в жизни. Поэтому я выбрала эту тему.

Актуальность темы:

Личные познания о существовавших и существующих мерах длины, таких как

сажень, верста, пядь, локоть, ладонь и другие. Что сохранилось и что исчезло из

разговорной речи?

Объект исследования: старинные меры.

Предмет исследования: Меры длины, которые применялись в древние

времена на территории Руси.

Цель: Выявить наиболее распространенные старинные меры длины, которые

использовались и используем в жизни.

Задачи:

1) Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее.

2) Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой.

3) Проследить отражение старых мер в русском фольклоре.

4) Предложить ученикам моего класса решить задачи со старинными русскими

мерами длины.

Гипотеза:

Можно предположить, что старинные меры длины всё – таки используются в

отдельных областях деятельности современного человека.

Глава 1. Верста и шаг

Верста.

Верста – старорусская путевая мера (её раннее название – «поприще»). Этим

словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота

плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись

параллельно, как синонимы. Известны упоминания в письменных источниках

11 века. В рукописях 15века есть запись: поприще саженей 7 сот и 50 (длиной в

750 сажений). До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей.

При Петре первом была введена верста длиной в 500 саженей. На таком

расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы,

окрашенные в три цвета. Отсюда и название «столбовая дорога» для хорошо

известного, наезженного пути. В начале 19 века вдоль основных дорог

Российского государства появились чёрно – белые полосатые столбы, на которых

отмечались расстояния в верстах.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен,

входивших в неё, и величины сажени. С 1649 года была установлена «межевая

верста» в 1 тысячу саженей. Позже, в 18 веке наряду с ней стала использоваться и

«путевая верста» в 500 саженей («пятисотая верста»).

Межевая верста

Межевая верста – старорусская единица измерения, равная двум верстам.

Версту в 1000 сажень (2,16 км) употребляли широко в качестве межевой меры,

обычно при определении вагонов вокруг крупных городов, а на окраинах России,

особенно в Сибири – и для измерения расстояний между населёнными пунктами.

500 – саженая верста применялась несколько реже, в основном для измерения

расстояния в Европейской части России. Большие расстояния, особенно в

Восточной Сибири, определялись в днях пути.

Мои путешествия

Я живу в городе Саранске Республики Мордовия, и каждый день я хожу в школу. От дома, где я живу до школы 450 м. Я подсчитала и перевела в старинные меры длины, получилось

20,8 вёрст.

Ещё я учусь в художественной школе № 4. От дома до неё 900 м. Это – 0,42 вёрст.

Каждый выходной мы всей семьёй ездим навещать бабушку и дедушку. От нашего дома

до района химмаш, где они живут  12 км. Это примерно 5,56 вёрст.

Летом всей семьёй мы ездим на Чёрное море в Крым. С папой мы

подсчитали и получили, что от города Саранск до Чёрного моря (г. Севастополь) 1700 км. Я

подсчитала, и получилось 2430 вёрст.

От школы до «Восьмого чуда света», где мы праздновали с одноклассниками

Выпускной бал в начальной школе, 6 км, в старинных мерах это будет 5,6 вёрст.

А еще мне нравится ездить с друзьями в бассейн во «Дворце спорта».  Я придумала для них задачу.

Задача № 1. Сколько мы проезжаем вёрст от школы до бассейна во «Дворце спорта», если

расстояние до него – 6,5 км? (Ответ: 3,1 вёрст).

Задача № 2. На уроке физкультуры мы пробегаем на лыжах 1,5 км. Сколько это

вёрст? ( Ответ: 0,69 вёрст).

Многие старинные меры длины не используются в нашей современной жизни, но

часто встречаются в нашей речи (в пословицах и поговорках).

Большие расстояния измерялись вёрстами (другое название поприще) – отсюда

и выражения « мерить вёрсты », т.е. ходить пешком на большие расстояния.

Коломенская верста – шутливое прозвище для высокого человека.

Москва верстой далека, а сердцу рядом – так русские люди характеризовали свое

отношение к столице.

Любовь не верстами меряется. Сто вёрст молодцу не крюк — расстояние не

может быть препятствием для любви.

От слова до дела – целая верста.

Верстой ближе – пятаком дешевле.

На версту отстанешь – на десять догоняешь.

В стихах у А.С.Пушкина встречается: «Только вёрсты полосаты, попадаются

одне.»

Шаг

Шаг – расстояние между носками или пятками шагающего человека. Шаг –

средняя длина человеческого шага, 71 см. Шаг – одна из древнейших мер длины.

Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния

между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте и Персии. В России в

шагах определяли длину сторон земельных участков. Шаг, как мера длины,

используется в настоящее время.

Для измерения количества шагов существует специальный прибор, похожий

на карманные часы – шагомер. Он, лёжа в кармане, автоматически отсчитывает

каждый шаг.

Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния 10 шагов Дантес стрелял в А.С.Пушкина. Недалеко от Пятигорска Мартынов с расстояния 15 шагов убил М. Ю.Лермонтова.

Я провела исследование и измерила средний шаг своей семьи. Шаг мамы

– 45 см; шаг папы – 55 см; шаг дедушки Вани – 52 см; мой шаг – 40 см. По этим данным я

определила средний шаг нашей семьи. Он равен 48 см.

Мера длины – шаг выразилась в народных пословицах и поговорках.

Говорят:

« Шагнул и царство покорил », « Ни шагу назад », т. е. не отступать.

« Семимильными шагами » (т. е. гигантскими) – когда хотят сказать о

достижении крупного успеха в течение короткого времени.

« В старости шаг укорачивается, а путь удлиняется ».

Глава 2. Вершок и аршин

Вершок.

Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.

Наименование «Вершок» происходит от слова «верх».

Вершки использовали для измерения роста: мелких домашних животных и

людей.

Моя семья.

Наша семья очень дружная. Я очень люблю маму и папу. Они помогали мне в сборе материала для работы и были ее активными участниками.

Я измерила их рост в сантиметрах, потом перевела его в старинную меру длины –

вершки и вычислила средний показатель роста в вершках. Он равен 38,1 вершка.

семья                          см                      вершки

папа                           176                         40

мама                          164                         37,3

я                                 163                         37

средний размер        167,7                    38,1

Мера длины – вершок встречается нам в речи (пословицах и поговорках).

Говорят:

« От горшка два вершка, а уже указчик » — молодой человек, не имеющий

жизненного  опыта, но самонадеянно поучающий всех.

« У неё суббота через пятницу на два вершка вылезла » — о неаккуратной

женщине, у которой нижняя рубашка длиннее юбки.

Аршин

Аршин – одна из русских мер длины. Аршин начал использоваться с 16 века.

Название происходит от персидского слова «арш» — локоть. Аршин — это длина

всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.

Люди давно перешли на метрическую систему мер. Десятки лет никто не меряет

аршинами. Но слово это употребляется в нашей речи (пословицах и поговорках).

« Видит на три аршина под землю » — об очень проницательном человеке.

Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, исходя из

собственных интересов, употребляют выражение:

« Каждый купец на свой аршин меряет»,

« На свой аршин не меряй ».

О маленьком, но длиннобородом человеке говорят:

« Старичок с кувшин, борода с аршин ».

« Сидит, ходит, словно аршин проглотил» — о неестественном прямом человеке.

В аршине 71 см. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения

длины, поэтому купцы, продавая свой товар,

как правило, мерили его своим аршином,

обманывая при этом покупателей. Чтобы

исключить путаницу, был введён «казённый

аршин», т. е. эталон аршина, представляющий

собой деревянную линейку, на концах которой

клепались металлические наконечники с

государственным клеймом.

Во второй половине 17 века аршин применяли совместно с вершком в

различных отраслях производства.

Раньше деревья измеряли аршинами.

Любимые деревья нашей семьи.

У папы  в деревне растут старые красивые берёзы, им 100 лет. Я с папой

и дедом измеряла высоту берёз. Высота этих берёз – 24 м, в старинных мерах

длины это будет – 34 аршина. Ещё дедушка четыре года назад посадил

ель. Я измерила её и узнала, что высота ели – 213 сантиметров,

если ее длину перевести в старинную меру, то будет – 3 аршина.

Напротив нашего дома в деревне Русское Баймаково, Рузаевского района растёт черёмуха, которую очень любит моя бабушка. Веточки черёмухи заглядывают к нам в окно. Я с папой и дедушкой измерила высоту черёмухи, и она оказалась – 10 метров, это составляет – 14 аршин.

Глава 3. Сажень

Сажень – одна из наиболее распространённых на Руси мер длины, различных

по назначению и величине.

Эта старинная мера длины упоминается Нестором в 1017 г. Наименование

сажень происходит от глагола сягать (досягать) – насколько можно было

дотянуться рукой.

По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, и они имели

свои названия, были несоизмеримы и не кратны одна другой.

Сажени: городовая – 284,8 см, без названия – 258,4 см, великая – 217,6 см,

греческая – 230,4 см,  малая – 142,4 см, без названия – 134,5 (данные из одного

источника), дворовая, мостовая, морская, мерная.

Маховая сажень – расстояние между концами средних пальцев раскинутых

в стороны рук – 1 м

Косая сажень (первоначально «косовая») – 2,48 м.

Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.

Старинная мера – сажень встречается в нашей речи, и употребляется в пословицах: «Косая

сажень в плечах» — человек широкоплечий, высокого роста человека.

Глава 4. Пядь, ладонь, локоть

Локоть

Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным – это

«расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца

руки»).

Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от

38 до 47 см. С 16 века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не

употребляется.

Локоть – исконно древнерусская мера длины, на Руси встречается с 19 века, в среднем приблизительно эта мера составляет 46 – 47 см.

Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В

розничной торговле холстом, сукном, полотном — локоть был основной мерой. В

крупной оптовой торговле – полотно, сукно и другое, поступали в виде больших

отрезов – «поставов», длина которых в разное время и в разных местах

колебались от 30 до 60 локтей (в местах торговли эти меры имели конкретное,

вполне определённое значение).

Я провела исследование, измерила локти членов нашей семьи. Средний

результат занесла в таблицу:

Члены семьи                          Размер локтя,  см

папа                                                       49

мама                                                      41

я                                                             42

средний размер                                    44, 5

Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно

было измерить длину изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или

пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть.

Моя бабушка в деревне для измерения длины в домашних условиях использует

свой локоть для изготовления шерстяной пряжи.

Мера длины – локоть встречается и в народных пословицах. Говорят:

« Близок локоть да не укусишь »,

« Близок локоток, да ум короток » — о каком – нибудь простом, но невыполнимом

деле.

Сохранилась поговорка:

« Сам с ноготок, а борода с локоток » — до Петра I борода, особенно у бояр,

служила признаком знатности рода и происхождения.

« Нос с локоток, а ум с ноготь » — говорили о глупом человеке».

« Жили с локоть, а жизнь с ноготь » — т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

Пядь

Пядь — одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что её, как и

другие меры, каждый носит с собой.

Пядь – это расстояние между вытянутыми пальцами руки. Название

происходит от древнерусского слова « пясть». Составляла она четверть аршина,

отсюда её второе название « четверть ».

Пядь бывает: малая, великая, с кувырком.

Пядь малая – расстояние, между концами вытянутого большого и

указательного пальцев, что составляет около 18 см.

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого

пальца, что составляет 22 – 23 см.

Пядь с кувырком (« пядень с кувырком », по Далю — пядь с кувыркой ) – пядь

с прибавкой двух суставов указательного пальца.

Я провела исследование, измерила пяди членов моей семьи. Результаты

занесла в таблицу и вывела его среднее значение:

Члены семьи                                              Размер пяди, см

папа                                                                     22

мама                                                                    18

я                                                                           17

средний размер                                                  19, 25

Пядь вспоминается нам и в народных пословицах. Говорят:

« Семь пядей во лбу » — когда хотят сказать об очень умном человеке,

« На аршин голова, да ума на пядь » — когда говорят о глупом человеке.

Ладонь.

Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь – это ширина

кисти. Ладонь – 1/6 локтя (локоть шестиладонный ).

Я измерила ладони членов моей семьи. Средний результат записан в таблице:

Члены семьи                                             Размер ладони, см

папа                                                                     11

мама                                                                     7

я                                                                            6

средний размер                                                  8,5

Заключение:

По математике мы проходили старинные меры длины: сажень.

Я заинтересовалась, какие ещё бывают старинные меры, где они используются,

поэтому и начала заниматься исследовательской работой по данной теме.

В ходе работы узнала для себя много интересного и познавательного.

Например, сколько вёрст до школы, до художественной школы, до бассейна во «Дворце спорта». Сколько вёрст мы бегаем на лыжах и т. д.

Узнала, какие были старинные меры длины, и какие существуют новые единицы

измерения.

Мне понравилось составлять задачи для моих одноклассников, а также вместе с

ними их решать.

Хотя эти меры используются редко, но всеже применяются в нашей

современной жизни.

Например, сажень применяется до сих пор в сельском хозяйстве;

на уроках технологии используется локоть для измерения ткани, шерстяной нити; в

домашних условиях пряжу из шерсти наматывают на ладонь.

Изучая старинные русские меры длины, я узнала, что существуют и английские

меры длины: дюйм, фут, миля.

По окончании работы я испытала огромное удовольствие от того, что сама

выполняла исследовательскую работу под руководством учителя. А вот получилась она или нет, решать вам!

Список использованной литературы:

1. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. – Красноярск,

Офсет, 1993

2. Депман И. Я., Виленкин Н. За страницами учебниками математики. М.

Просвещение,1989

3. Кордюкова С. Единицы измерения всем. М. Детская литература, 1972

4. Романов Г. Я.Наименование мер длины. М., 1988

5. Рыбаков Б. А Русские меры длины XI – XV в.в.М.,1984

ios — Как показать десятичный стиль результата, а не экспоненциальный?

Я пытался преобразовать значение в другое (из ангстрема в аршин, русское древнее значение длины), но часто получал результат в экспоненциальном стиле 1.837684e-10 . Мне нужно показать это в десятичном виде 0.0000000001837 .

Код, который я использую:

 let formatter = NumberFormatter()
formatter.locale = Locale.current
formatter.numberStyle = NumberFormatter.Style.decimal
если пусть текст = textField.text, пусть номер = formatter.number(из: текст) {
     ангстрем = число.двойное значение
     аршин = двойной (ангстрем * 7112000000,0000)
     arshinLabel. text = "\(аршин)"
}
 

Добавление этой строки ничего не дало:

 formatter.numberStyle = NumberFormatter.Style.decimal
 

УПД Полный код там:

import UIKit

class AngstremViewController: UIViewController {

 var angstrem: Double = 0
вар аршин: Double = 0
вар верста: Double = 0
вар вершок: Double = 0
вар дециметр: Double = 0
вар Дуим: Двойной = 0
вар км: Double = 0
вар метр: Двойной = 0
вар мили: Двойной = 0
вар миллиметр: Double = 0
вар мормил: двойной = 0
вар саден: двойной = 0
вар сантиметр: Double = 0
вар фут: Двойной = 0
вар ярд: Двойной = 0
@IBOutlet слабая переменная textField: UITextField!
// Метки результатов
@IBOutlet слабая переменная angstremLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var arshinLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var verstaLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var vershokLabel: UILabel!
@IBOutlet слабая переменная decimetrLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var duimLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var kilometrLabel: UILabel!
@IBOutlet слабая переменная metrLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый вар miliLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var mmLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var mormiliLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var sajenLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var santimetrLabel: UILabel!
@IBOutlet слабый var futLabel: UILabel!
@IBOutlet слабая переменная yardLabel: UILabel!
переопределить функцию viewDidLoad() {
    super. viewDidLoad()
    пусть панель инструментов = UIToolbar()
    toolBar.sizeToFit()
    toolBar.tintColor = UIColor.init (красный: 47/255,0, зеленый: 158/255,0, синий: 249/255.0, альфа: 1.0)
    пусть flexibleSpace = UIBarButtonItem (barButtonSystemItem: UIBarButtonSystemItem.flexibleSpace, цель: ноль, действие: ноль)
    let doneButon = UIBarButtonItem(barButtonSystemItem: UIBarButtonSystemItem.done, цель: self, действие: #selector(self.doneClicked))
    toolBar.setItems([flexibleSpace, doneButon], анимированный: true)
    textField.inputAccessoryView = панель инструментов
}
Функция @objc doneClicked() {
    view.endEditing(true)
    пусть форматер = NumberFormatter()
    formatter.locale = Locale.current
    formatter.numberStyle = NumberFormatter.Style.decimal
    если пусть текст = textField.text, пусть номер = formatter.number(из: текст) {
        ангстрем = число.двойное значение
        аршин = двойной (ангстрем * 0,00000000014060742)
        верста = двойной (ангстрем * 0,00000000000009373828270000001)
        вершок = двойной (ангстрем * 0,0000000022497188)
        дециметр = двойной (ангстрем * 0,000000001)
        duim = двойной (ангстрем * 0,0000000039370078700000005)
        километр = двойной (ангстрем * 0,0000000000001)
        метр = двойной (ангстрем * 0,0000000001)
        Мили = двойной (ангстрем * 0,000000000000062137119)
        миллиметр = двойной (ангстрем * 0,0000001)
        мормил = двойной (ангстрем * 0,00000000000005399568)
        саджен = двойной (ангстрем * 0,000000000046869141)
        сантиметр = двойной (ангстрем * 0,00000001)
        фут = двойной (ангстрем * 0,00000000032808399)
        ярд = двойной (ангстрем * 0,00000000010936132999999999)
        arshinLabel. text = "\(аршин)"
        verstaLabel.text = "\(верста)"
        vershokLabel.text = "\(вершок)"
        decimetrLabel.text = "\(дециметр)"
        duimLabel.text = "\(дуим)"
        kilometrLabel.text = "\(километр)"
        metrLabel.text = "\(метр)"
        miliLabel.text = "\(мили)"
        миллиметрLabel.text = "\(миллиметр)"
        mormiliLabel.text = "\(мормил)"
        sajenLabel.text = "\(саджен)"
        santimetrLabel.text = "\(сантиметр)"
        futLabel.text = "\(фут)"
        yardLabel.text = "\(двор)"
    }
}
 

}

Если я конвертирую этот

, пусть число = formatter.number(из: текста)
 

до

 пусть номер = форматтер.Строка(от: номер)
 

У меня есть ошибки. Я понимаю метод, но во всех случаях он не работает.

Может ли кто-нибудь помочь с этим?

10 лучших шедевров Stedelijk Museum Amsterdam

Нидерланды всемирно известны своей культурой, выдающимся искусством и дизайном. Три очень важных музея расположены в культурном центре Амстердама, на Музейной площади: Рейксмузеум (дом голландских мастеров), Музей Ван Гога и «Стеделийк», местный городской музей современного искусства и дизайна.

Неоренессансный Стеделийк-музей 19 -го -го века был создан голландским архитектором А.В. Вайсман. Десять лет назад Benthem Crouwel Architects добавили новое крыло, по понятным причинам ласково прозванное «Ванна». Первоначальный музей открылся в 1895 году и на протяжении всего 20-го века будет пополняться известной коллекцией, включая работы Винсента Ван Гога, Кандинского, Шагала, Матисса, Джексона Поллока, Карела Аппеля, Энди Уорхола, Виллема де Кунинга, Марлен Дюма, Люцио Фонтана, Гилберта и Джорджа и многих других. Также представлены важные примеры движения голландского стиля, кобры, поп-арта и минимал-арта.

Стеделийк был первым музеем в Западной Европе, который собирал фотографии и владеет работами таких знаменитостей, как Кас Оортейс, Эд ван дер Эльскен, Эрвин Блюменфельд, Ласло Мохой-Надь, Ман Рэй. В 1970-х годах был приобретен первый видеоарт, и сегодня коллекция включает работы Нам Джун Пайка, Брюса Наумана и Билла Виолы. В музее также представлены текстиль, керамика, изделия из стекла, скульптура и мебель (Геррит Ритвельд, Пит Мондриан, Марсель Вандерс).

Постоянная коллекция произведений искусства состоит примерно из 100 000 экспонатов. В любой момент времени отображается около 500 штук, причем выбор регулярно меняется. Треть коллекции теперь доступна онлайн; музей прилагает все усилия, чтобы разместить все свое искусство в Интернете.

Карел Аппель — Роспись бывшего ресторана Stedelijk Museum (1956)

Карел Аппель, голландский художник, выставлявшийся с 1949 года вместе с группой Cobra, расписывал стены в Stedelijk. На картине в бывшем ресторане изображены танцующие три разноцветные фигуры: птица, цветок и человек. Фреска является частью коллекции «Инсталляции». Некоторые элементы стены были изменены во время ремонта, но фреска не утратила своего значения. Синяя дверь остается частью общего. Аппель (1921-2006) не только искали новые формы выражения, но также использовали и комбинировали новые приемы.

© Фонд Карела Аппеля, c/o Pictoright Amsterdam/Stedelijk Museum Amsterdam

Поль Сезанн – Бутейли и персики/Бутылки и персики (1890)

Поль Сезанн (1839-1906) отказался от импрессионизма в 1877 году и оказал влияние на важные художественные направления 20 го века, такие как фовизм, кубизм и абстракционизм. В отличие от эфемерного мира импрессионистов французский художник стремился к «чему-то твердому». Натюрморт для Сезанна имел особую привлекательность, давая ему возможность лучше контролировать структуру в живописи.

Stedelijk Museum Amsterdam, приобретен при финансовой поддержке VVHK

Robert Delaunay — Formes Circulaires. Soleil, Lune (1912)

Делоне (1885-1941) сделал цвет главным объектом живописи и ключом к восприятию (беспредметная живопись). В Formes Circulaires он также сосредоточился на силе цвета, придав своим работам революционный характер. Французский художник объединил кубизм, фовизм и футуризм, предшественник абстрактного искусства.

Робер Делоне — Formes Circulaires. Soleil, Lune (1912)

Виллем де Кунинг – Clamdigger (1972-1979)

Виллем де Кунинг (1904-1997), ключевой абстрактный экспрессионист, резко изменил свой стиль в середине 20-го века и начал рисовать более образно. Его работы сравнивают со стилем художника Карела Аппеля, также из Нидерландов. Стеделийк владеет многими произведениями искусства Де Кунинга, включая выставленный Монток IV (1969) и скульптуру Кламдиггер. Скульптура появилась в практике Де Кунинга в конце XIX в.60-е годы после десятилетий живописи.

© Фонд Виллема де Кунинга, c/o Pictoright Amsterdam/Stedelijk Museum Amsterdam

Анри Матисс – Перрюш и Сирена/Попугай и русалка (1952-1953)

Карьера французского художника Матисс (1869-1954) включал в себя ранние эксперименты с импрессионизмом, пионерские фовистские и более поздние вырезанные композиции. Сегодня работы Матисса славятся яркостью, гармонией и хроматической свободой, которые объединяют его пейзажи, портреты, интерьеры и восточные обнаженные тела. The Stedelijk подчеркнул сравнения между Матиссом и художниками, которые повлияли на него, такими как Сезанн и Ван Гог, и теми, кого он вдохновлял, включая Мондриана и Ньюмана. Монументальная вырезка из бумаги «Попугай и русалка» (337 х 768,5 см) — один из величайших образцов вырезной работы Матисса. Он начал использовать этот метод в 1940, но в более поздние годы эта среда доминировала во всех его работах.

© Succession Henri Matisse, c/o Pictoright Amsterdam/Stedelijk Museum Amsterdam

Казимир Малевич – Желтый самолет в растворении (1917-1918)

В серии «Самолеты» в «Растворении» желтую версию можно представить как цветную плоскость, движущуюся в пространстве, с коротким краем, постепенно исчезающим на заднем плане. Предлагаемое восходящее движение относится к авиации и технике, темам, которые увлекали Малевича (1878-1919 гг.).35). Русский художник понимал пространство в самом широком смысле; он также считал его пространством вселенной. Он сказал: «Цветная плоскость, нарисованная на белом фоне, дает нашему сознанию огромное ощущение пространства. Это переносит меня в бесконечный вакуум, в котором вы ощущаете творческую вселенную вокруг себя». Для Малевича геометрия и математика были настолько важны, что при создании большинства своих произведений он применял древнерусскую систему измерения «аршин» и «вершок» (16 вершков составляют 1 аршин).

Казимир Малевич, Желтый самолет в роспуске, 1917-1918 гг. Собрание Stedelijk Museum, № объекта. А 7670. Право собственности признано по договору с имуществом Казимира Малевича в 2008 году. 944) работал над созданием равновесия и гармонии, используя основные цвета и прямые линии. Картина воплощает дух движения художника De Stijl (Стиль), которое надеялось создать новый утопический порядок чистоты, баланса и простоты после Великой войны. Отвечая на хрупкость человечества, обнажённого войной, Мондриан и его современники начали деконструировать искусство так, чтобы осталась только универсальная и вечная стабильность красок и линий.

Композиция: № III, с красным, желтым и синим

Брюс Науман – Играя ноту на скрипке, пока я прогуливаюсь по студии (1967-1968)

С конца 1960-х годов Брюс Науман, американский визионер, тестирует и заново изобретает искусство изменяя традиционные формы, используя широкий спектр средств массовой информации, включая скульптуру, звук, кино, видео и неон. Науман (1941) широко известен как один из самых новаторских и влиятельных художников конца 20-х годов 90-го века.0047 и в начале 21 -го  века.

Стеделийк выставил на обозрение его «Играю ноту на скрипке, пока хожу по студии». В этом 10-минутном фильме сам художник ходит по своей мастерской, многократно играя пронзительную ноту на скрипке. Звук его шагов и нота образуют пронзительный саундтрек. Науман играет с окружающим пространством, исследуя действие художника и студию как место, где творится искусство. Спектакль относится к развитию минимал-танца и музыки середины 19-го века.60-е годы. Это повлияло на молодое поколение художников-визуалистов, которые сопротивлялись искусству, сильно сосредоточенному на форме.

c/o Pictoright, Amsterdam 2004

Барнетт Ньюман – Кафедра (1951)

Американский художник Ньюман (1905-1970) видел величественность и совершенство в простых, основных цветах. Искусство Ньюмана отмечено интеллектуализмом, типичным для движения абстрактного экспрессионизма. Джексон Поллок и Марк Ротко также были частью этого движения в конце 1940-х и начале 19-го века.50-е годы. Ньюман считал, что искусство больше не может быть красивым после ужасов Второй мировой войны.

Кафедра  является примером картины с цветовым полем: одна плоская цветовая область позволяет наблюдателю интроспективно взаимодействовать с произведением, не отвлекаясь на детали и присутствие художника. Ньюман хотел, чтобы зрители уловили идею бесконечности и осознали свои собственные экзистенциальные тревоги, обозначенные линией, пересекающей цвет, который Ньюман определил как ужасающие реализации сознания.

c/o Pictoright Amsterdam/Stedelijk Museum Amsterdam

Энди Уорхол – Bellevue II (1963)

На этой работе изображено тело на тротуаре пациента в приюте Bellevue после совершения самоубийства. Смерть была важной темой для Энди Уорхола в начале 60-х. Уорхол (1930-1987) основал Bellevue на фотографии из газеты и напечатал изображение четырнадцать раз в сетке из четырех столбцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *