Маньеризм. История искусств #9 | by Dana Markova | Dana Markova
История искусств #9
Published in
·
9 min read
·
Nov 8, 2017
Маньеризм — стиль живописи, второй половины XVI в. родившийся в Западной Европе (Рим, Флоренця). Позднее он охватил Францию, Германию, Испанию. Но историками, как отдельный стиль не признан- его более относят к раннему барокко.
Возник в следствии общественно-политического кризиса, характерного для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.
Гуманистические идеалы Возрождения, воспевание человека как «меры всех вещей» ушли в прошлое. Маньеризм доводил до максимума проявления зла: боли, страданий, иррациональности поступков людей.
В то же время маньеристическая художественная практика породила феномен «субъективного видения мира». Такие, казалось бы, несовместимые черты, с одной стороны — внутренняя боль и отчаяние, с другой — внешняя холодность, чувственность и эротизм (конфликтующие между собой божественное и сатанинское начала в человеке) одновременно проявляются в маньеризме.
Элитарно-интеллектуальный маньеризм с его изысканно-вычурными композициями, знаменует собой индивидуалистичность изобразительного искусства, ведет диалог, строится по принципу взаимной беседы, вопроса и ответа, загадки и отгадки.
Особенно часто маньеристические тенденции в изобразительном искусстве проявляются в переходные периоды, когда старый эстетический идеал уже не может играть роль ценностно-смыслового выражения времени, а новый еще не сложился.
Сегодня маньеризмом именуется такая стилистическая вариация изобразительного искусства, в которой формальное начинает превалировать над содержательным.
Делиться на 2 этапа:
- Ранний (антиклассический, антиренессансный)- 1520–30 гг. XVI в.
- Высокий- 1535–80 гг. XVI в.
Ранний этап маньеризма
Первый из них включает в себя творчество ряда живописцев римско-тосканского и эмилианского круга. Микеланджело, ряд мастеров Венеции и террафермы решают, в обстановке все сгущающейся феодальной реакции, новые проблемы которые ставила перед ними действительность- тему трагической сложности взаимоотношений личности и мира, с гуманистических ренессансных позиций. Сохраняя веру в значительность человека, они развивают и обогащают принципы ренессансного реализма.
Но одновременно в центрах, наиболее сильно захваченных экономическим и политическим кризисом, — Флоренции, Риме, Парме и др. — выступает поколение художников, воспринимающих этот кризис как полное крушение всех устоев бытия, представлений о мире и человеке и бессильных обрести в действительности новые положительные идеалы, ибо, по существу, это поколение выражает смятение и растерянность той части итальянского общества, которая стояла в стороне от наиболее передовых устремлений жизни и культуры страны.
Снятие с креста, ПонтормоЭто приводит маньеристов к утрате больших положительных идейных ценностей, потере веры в человека, обусловливает узость их эстетических позиций и идеалов, нарочито противопоставленных действительности и ее законам, приобретающих сугубо отвлеченный и формальный характер.
Отказ от ренессансного реализма, стремление противопоставить действительности мир субъективной фантазии художника приводит к характерному для живописи раннего маньеризма подчеркнутому субъективизму, нарочитому искажению пропорций человеческой фигуры и подчинению ее произвольной линейной схеме, иррациональности построения пространства, отвлеченности цвета, одностороннему культу рисунка.
Высокий этап маньеризма
Второй этап маньеризма совпадает со временем стабилизации в Италии феодально-католической реакции. Он начинается в 1535 годы и простирается до конца 16 в. Поздние маньеристы, например Цуккари и Бароччи, работают в начале 17 в. рядом с Караччи и Караваджо.
В это время маньеризм уже выходит за пределы флорентийско-римского круга и к концу века становится господствующим направлением в придворном искусстве как на севере страны , так и на Юге.
Одновременно увеличиваются точки соприкосновения между итальянским маньеризмом и придворным искусством других европейских стран: школой Фонтенбло во Франции, романистами в Нидерландах и т. п.
Хотя так называемый «маньеризм» в других европейских странах существенно отличается от итальянского.
Искусство зрелого маньеризма, сложившееся на основе антиренессансных устремлений раннего маньеризма, не только противостоит передовым тенденциям в итальянском искусстве 16 в., но и открыто связано с идеологией феодально-католических кругов, подчинено задаче прославления церкви и государя.
Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности; эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере», как ее называют теоретики того времени; творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. К концу 16 в. маньеристическое направление полностью обнаруживает свою бесплодность, заходит в тупик.
Маньеристический эстетический идеал определяется абсолютно конкретными содержательными и формальными нормативами.
Если говорить о содержании маньеристического произведения, то оно часто опирается на мифологические события, показывающие страдания людей, тщету их устремлений и иррациональность поступков.
Если тема произведения рассказывает о будничной, повседневной жизни, в ней художник также стремится зафиксировать боль, страдания, аномию социальной жизни.
Культ безумия и страдания и торжество порока над добродетелью с особой силой запечатлены в «манифесте» маньеризма — «Лаоокооне» Греко.
В сюжетах на мифологические темы появляются образы фантастических существ: морских чудищ, единорогов.
Для выражения в образе маньеристического идеала художник часто обращается к мотивам сновидений, водной стихии, происходит его (образа) «маньеристическая дисперсия».
Маньеристичность подразделяют на внутреннюю, настроенческую, идущую от мироощущения, и внешнюю, так сказать, «орнаментальную», атрибутивную, проявляющуюся в ритме, линии, специфике композиционных схем, выборе иконографических типов.
Внутренняя маньеристичность имеет глубокие психологические корни. Творческая личность понимает, что созданное ею произведение — оригинально, уникально, ценно. Но иногда мастер именно под давлением личной ответственности за свое произведение гораздо глубже переживает невозможность его совершенства.
Вознесение Богоматери, КорреджоИ тогда начинается борьба противоположностей, зарождение внутреннего смятения, дисгармония, нарушение целостности, иное самоощущение, стремление выплеснуть отчаяние и внутреннюю пустоту.
Формальные нормативы маньеристического идеала включают намеренную деформацию элементов произведения. Для этого стиля характерны удлиненные пропорции человеческих фигур, театральность поз, гротесковый характер композиций.
Изобразительное искусство периода маньеризма как бы забывает принципы «золотого сечения», столь почитаемые в период Ренессанса.
Происходит намеренное нарушение совершенства пропорций, фигуры «растягиваются», искажаются их формы и контуры, перспектива становится аномальной (обратной, сферической, птичьей и т. д.), деформируются светотень и колорит. В то же время художники демонстрируют тягу к усложненным композициям и любовь к богатой и пышной орнаментике.
Маньеризм экспериментирует с композицией, обыгрывает колористические фокусы, он самовольно присваивает цвет форме. Принцип «цитатного мышления» иногда приобретает в контексте маньеристической традиции характер эпигонства.
К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни БаттистаНальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори, Артемизию и Орацио Джентилески и т. д.
Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианскойшколы — Тинторетто и Тициана.
За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императораРудольфа II- Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.
Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима.
Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними.
Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила.
Интерьерам в стиле маньеризм характерны отсутствие определенных принципов организации формы. В архитектуре нетрадиционно применяются классические элементы, иллюзорные трюки- ложные двери, слепые окна и арки.
Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага.
Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы — зале Гигантов — посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.
Зевс на стене палаццо готовится оплодотворить Олимпиаду. Некоторые неосуществлённые этюды Джулио Романо для палаццо впоследствии были опубликованы в книге «Любовные позы»Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, — это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко.
К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.
В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением.
Похищение ПрозерпиныВ ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканнойплавностью и элегантностью форм.
К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Наиболее прославленный из ювелиров своего времени, испытал свои силы и в монументальной скульптуре и медальонном искусстве. Единственное значительное произведение дошедшее до нас с точно определенным авторством Челинни — золотая солонка (“Сальера”), созданная в 1539–1543 годах для короля Франции Франциска I. Эта скульптура служит аллегорией союза земли и моря, результатом чего появляется соль.
Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы.
Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний.
Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма. Куртуазный маньеризм — это течение в поэзии 16–17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.
Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени — в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».
Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло. Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари — биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.
Маньеризм породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо. А так же открыл в полном объёме эротизм; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито врамках сакрального барокко.
Он повлиял на постмодернистскую культуру- это проявляется в программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох.
Маньеризм — эпоха бездарностей или гениев?
Маньеризм (с французского: maniérisme, manière — «путь») — термин, используемый в истории искусства с 20-х годов ХХ века для описания нового течения в европейском искусстве XVI века. Для многих это выражение, как и обозначаемое им явление, сложно для понимания и вызывает трудности в определении и при обсуждении. Итак, что же такое маньеризм?
Теория маньеризма — 3 лица одного термина
Новое течение сформировалось в противовес классицизму Возрождения в изобразительном искусстве и в литературе. Его концепция заключалась в отказе от идеалов гармонии и порядка в пользу сложных форм, возбуждающих воображение. Главная черта направления — тонкость выражения, сочетавшаяся с артистизмом моделей, реализованном в особом стиле, часто создающем впечатление преувеличения и искусственности.
Сложная маньеристская эстетика породила дискуссию, длящуюся до сих пор. Чтобы разобраться с этим понятием, следует рассмотреть несколько вариантов толкования термина. Все они в разной степени справедливы и характеризуют особенности направления.
- По мнению итальянского теоретика искусства Федерико Цуккари, жившего в эпоху маньеризма, теория искусства маньеризма не вычурная, как кажется, а намеренно антирациональная, антиматериалистическая, отчасти мистическая. Маньеристы полностью отошли от ренессансной религиозной идеологии, стремящейся к возрождению и прославлению веры, к научному характеру художественного познания и воспроизведения действительности. Итальянский архитектор и писатель, основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1550) включил маньеризм в пантеон пяти преимуществ, поднявшим искусство XVI века на новую ступень.
- Заглянув в «Словарь иностранных слов» польского энциклопедиста и лексикографа Владислава Копалиньского (Стерлинга), мы узнаем, что маньеризм — это второстепенность стиля или языка искусства, нарушение чьего-то стиля, индивидуальные особенности чьей-то работы, пути, системы.
- В современном толковании слово «маньеризм» часто имеет негативное значение, акцентируя внимание на уничижительных для творческих людей терминах — стилизации, неестественности, аффективности, искусственности, претенциозности. И эта характеристика, пожалуй, в наименьшей степени отражает истинный смысл этого творческого направления, но и содержит долю правды, касающуюся самого термина.
Источник противоречий — происхождение слова, заимствованного из французской и итальянской придворной литературы XIII—XIV веков, где оно обозначало степень социальных приличий, придворных манер и стиль бытия и не имело отношения к искусству. В XVI веке понятие трансформировалось в ментальную и культурную установку, характеризующуюся изысканным поведением, хорошими манерами, образованностью, художественным вкусом и чувством формы. В этом смысле маньеризм не позволял проявлять горячность и примитивность — он заключался прежде всего в достоинстве и утонченном изяществе.
Таким образом, современный бытовой смысл этого слова отсылает нас к первоисточнику, когда придворные манеры были нормой вежливости и воспитания, но сейчас такое поведение выглядело бы нелепым и наигранным — манерным.
Второе толкование также отчасти справедливо, ведь маньеризм действительно стал итогом разрыва с идеалами порядка и гармонии эпохи ренессанса, заменив их тенденциями к сложным аранжировкам, изощренному выбору тем и стремлением к максимальной виртуозности исполнения.
Что касается маньеризма как художественного направления, здесь наиболее справедливы характеристики современников, своими глазами увидевших рождение и развитие этого стиля и понимавших причины его появления.
Фото: источник
Маньеризм родом из Италии
Масштаб этого направления до сих пор остается спорным, особенно когда термин применяется к различным художественным явлениям в Европе за пределами Италии. Наименее спорно понимание маньеризма как направления в итальянском искусстве, процветавшего в 1520—1600 гг., где новое течение реализовало эстетический идеал, выражаясь высочайшим мастерством, совершенством формы и техники произведений.
Направление сформировалось после 1520 года в Риме в основном благодаря итальянским художникам. После разрушения Рима Карлом V они эмигрировали в Европу, где пропагандировали теорию о неизбежности краха творческого порядка и гармонии, достигших пика совершенства. Искусство для развития требовало нового витка. Итогами этого стали разрыв с классическими образами и внедрение новых ценностей — свободной фантазии и произвольных форм, развязавших руки талантливым авторам.
Маньеризм распространился во Флоренцию, Мантую, Парму. Затем эстафету подхватили Франция (Фонтенбло), Центральная Европа (Прага, Мюнхен) и Нидерланды (Харлем, Утрехт).
Отличительные черты маньеризма
Классицизм эпохи Возрождения был построен на строгих канонах. Работы художников и скульпторов содержали определенные сюжеты, имели реальные формы, требовали определенного набора техник и красок. Маньеристы преступили эти рамки, хотя в основе работ, особенно в стадии раннего маньеризма, все-таки лежала старая школа. Яркий пример переходного периода — статуя «Победа» (1532—1534), созданная Микеланджело, где скульптор применил абсолютно новые приемы.
Маньеризм внес свои особенности в разные сферы искусства:
- В живописи. Была внедрена антинатуралистическая деформация фигур — они стали непропорциональными, более выразительными, стройными и интересными для зрителя. Художники играли с глубиной пространства, использовали новые цветовые палитры и эффекты. В работах маньеристов очевидны экспрессия (Якопо да Понтормо, Россо Фьорентино, Эль Греко), изящество и элегантность (Франческо Пармиджанино), утонченность (Аньоло Бронзино).
- В скульптуре. Стало модным использование фигуры серпентината (змеевидная форма) — динамически спиральное расположение фигур (Бенвенуто Челлини, Джованни да Болонья, Адриан де Врис), предложенная Микеланджело. Такая конструкция заставляла воспринимать скульптуру, состоящую из нескольких фигур, как одно целое и требовала всестороннего осмотра. Огромное достоинство этого приема — серпентината позволяла выражать любое движение модели или даже всей группы. Фигуры больше не были визуально статичными, они вовлекали зрителя в сцену, заставляя фантазировать. Если ранее достаточно было просто созерцания, то теперь приходилось включать игру ума.
- В архитектуре. Здесь тоже произошли глобальные изменения. Архитекторы позволили себе уйти от стереотипов, внедряя то, что ранее считалось некрасивым, непропорциональным и лишним. Новые здания отличали свобода использования классических архитектурных элементов с неопределенными функциями, конструктивизм, абстрактные схемы, стремление к особым сценографическим эффектам, сдержанность орнамента. Эти черты можно наблюдать в виллах, где архитектура связана с садами (Палаццо дель Те в Мантуе, вилла кардинала Джулио в Риме, вилла папы Пия IV в Ватикане), и в садах со сложной композицией из зелени, архитектурных элементов, искусственных гротов и скульптурных групп (Сады Боболи во Флоренции). Искусство маньеризма в Трансальпийской Галлии процветало в придворных центрах и создавалось итальянцами или использовало итальянские мотивы (Галерея Франциска I в Фонтенбло). Для описания архитектуры Северной Европы использовался термин «голландский маньеризм». Решающую роль здесь играл антиреалистичный абстрактный орнамент с элементами гротеска (городская ратуша в Антверпене).
- В литературе. Подчеркивались установки внутреннего разрыва (Гамлет У. Шекспира), проявления мистицизма, вкус к открытым формам, эклектика и показная эрудиция. Риторика была сведена к сфере стилистических эффектов. Художественные произведения отличались заумностью, витиеватым слогом, сложными синтаксическими конструкциями (Дон Кихот Мигеля Де Сервантеса).
- В эстетике. Важным предметом интереса стала психология творчества. С точки зрения новой эстетики вместо ренессансного апофеоза красоты была сформулирована маньеристская теория тонкости, а метафора стала рассматриваться как основа всех искусств. Под сомнение был поставлен принцип необходимости подражания природе, реалиям и древним орнаментам. Была отмечена связь разных видов искусств. Идеалом литературы и искусства стал концептуализм, а желаемыми реакциями зрителей или читателей — восхищение и удивление.
Таким образом, маньеризм стал следствием перегруженного искусства зрелого Возрождения. Направление ушло от канонов, тщательно проработанных мастерами Возрождения, нарушив основные правила искусства кватроченто (Раннее Возрождение), включая принцип подражания природе (мимезис). Создавались неверистические работы (с неправдивым изображением).
Маньеризм ставил совсем другие задачи:
- создание безупречного рисунка;
- разработка сложной композиции;
- проработка сложных, искусственных поз;
- использование утонченных цветов.
На первую ступень ставились изысканность, мастерство, творческая фантазия, свобода от классических правил. Но маньеризм сам по себе не антиклассичен, это новый уровень классики.
Фото: источник
Эпоха расцвета маньеризма
Термин «маньеризм» в литературе и истории культуры определялся как вкус, стиль, менталитет, характерные для конца эпохи Возрождения, художественное течение и историческая эпоха. Введение понятия маньеризма способствовало более точному описанию ренессанса и барокко, подорвав концепцию чередования классических и романтических течений.
Но в этом плане также существуют разногласия:
- Маньеризм часто рассматривается как переходная фаза между Ренессансом и барокко.
- Иногда термин используют для обозначения позднего Возрождения или раннего барокко.
- Ренессанс и барочный маньеризм также понимают как стиль, существующий в обе эпохи.
- Маньеризм также рассматривается как комплекс тенденций, возвращающихся после периодов классицизма.
В XVI—XVII веках на фоне развития маньеризма возникли отдельные эстетические школы: в Англии — эвфуизм и метафизическая поэзия, во Франции — прециозитивное течение, в Нидерландах — липсианский неостоицизм, в Испании — гонгоризм, в Италии — школа последователей Тасса и маринизма.
Эпоха обесценивания маньеризма
Со временем понятие маньеризма окрасилось негативным оттенком. С XVII по XIX век произведения искусства XVI века считались претенциозными, безвкусными, характеризующими упадок художественного мастерства. Тем не менее маньеризм не был полностью дискредитирован — течение постоянно изучалось как явление, доказывая уникальность творческих процессов и тесную связь с культурой той эпохи.
Работы художников-маньеристов тесно связывали с их личной жизнью, часто странной, непонятной и пугающей. Например, Ф. Феруччи носил жилет из кожи палача, а Б. Торри, изучая анатомию, складывал части тел под кровать. Возможно, что такие странности придавали силу выражения произведениям. Работы маньеристов были экстраординарными, удивительными и экстравагантными, отличными от предыдущей классики.
В современных литературоведческих исследованиях маньеризм часто используется для описания стилистических приемов, выпадающих из рамок данной эпохи и предвещающих новую, отсюда — несколько пренебрежительное понимание маньеризма как аномалии переходного периода в искусстве.
Да, это была эпоха экспериментов! Целью художника было найти выражение для мощного заряда и утонченного технического совершенства. То, что когда-то казалось ужасным нарушением классических правил, теперь приобретало наивысшую ценность. Значение имела только идея, служившая вдохновением или тайной воображения. Искусство стало красивым, сложным, утонченным, но в то же время имело тщательно скрытый замысел, понятный при достаточной доле эрудиции.
Фото: источник
Современный взгляд на маньеризм — спорный и эксцентричный стиль в искусстве
Существует доступная, радующая глаз красота — она проста, понятна и нравится многим, потому что ей легко овладеть. Но есть вещи, созданные для людей с высоким уровнем интеллекта, требующие размышлений. Разгадав их, можно получить даже большее удовольствие, чем от одного лишь созерцания красивого предмета. Работы маньеристов как раз относятся к таким произведениям.
Стало ли появление этого направления знаком вырождения плеяды талантов, неспособных творить в классической манере? Скорее нет, чем да! Современные искусствоведы считают, что маньеризм стал не концом Ренессанса, а рождением барокко, показывая новаторские черты.
К моменту появления этого стиля искусство уже достигло высшего пика совершенства, поэтому перестало развиваться. Чтобы двигаться дальше, нужно было разрушить сформировавшиеся каноны и строить нечто новое. Поэтому отход от классического идеала не был выражением творческого краха и новые художники и скульпторы не были бездарными — они в полной мере воспользовались свободой, не побоявшись быть осмеянными в веках.
источник обложки
Как выглядит искусство маньеризма?
Маньеризм был стилем искусства 16-го века, который возник в Италии позднего Возрождения и распространился в другие части Европы. Его название происходит от итальянского слова maniera , что означает просто «стиль», и его иногда называют «стильным стилем» за сознательно преувеличенную эстетику. В отличие от ослепительного реализма искусства Высокого Возрождения, искусство маньеризма вышло за пределы реальности, играя с растянутыми, искривленными и удлиненными телами, необычными точками зрения, преувеличенными цветами и чувственно плавными визуальными эффектами. Это был увлекательный период в истории искусства, когда художники демонстрировали виртуозное владение техникой живописи, что позволяло им изобретать собственную воображаемую версию реальности. Этот показной язык маньеризма открыл новую эру художественных экспериментов, проложив путь для последующих стилей барокко и рококо. Мы более подробно разбираем некоторые ключевые черты искусства маньеризма с некоторыми ключевыми примерами.
1. Искусство маньеризма исследует визуальные эффекты
Одной из отличительных черт искусства маньеризма является использование ослепляющих, дезориентирующих или нелогичных визуальных эффектов. Картина Паоло Веронезе «Праздник в доме Веронезе, 1573» исследует иллюзию огромного растянутого пространства, которое, кажется, простирается далеко за пределы фигур в передней части сцены.
Точно так же Тинторетто « Чудо раба, 1548» рассказывает библейскую историю святого Марка, который показан в резко укороченном ракурсе, когда он спускается с небес, чтобы освободить раба, закованного в кандалы, в сцене ниже.
2. В маньеристическом искусстве изображены искаженные тела
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейЗапечатлеть мускулистую форму человеческого тела было важно для художников Высокого Возрождения, как мы видим в таких шедеврах, как Потолок Сикстинской капеллы Микеланджело и его Дэвид, 1504. Но маньеристское искусство взяло это врожденное понимание анатомии человека и начало играть с ним, растягивая и преувеличивая человеческие формы для создания театральных визуальных эффектов. Хотя это может показаться странным, телесные искажения, которые мы видим в маньеристском искусстве, были элегантными и утонченными, играя с тем, как плавные змеиные позы могут помочь в рассказе истории. Пармиджанино Автопортрет в выпуклом зеркале, 1523-24, является ранним примером искусства маньеризма, в котором художник играет с тем, как изогнутое зеркало может создавать любопытные телесные искажения.
Его более поздняя картина «Мадонна с длинной шеей», 1534–1540 гг., олицетворяет драму в искусстве периода маньеризма. Мы видим, как удлинение тел Мадонны и младенца Христа придает им вид потусторонней утонченности.
3. Кислотные яркие цвета
Повышенные, нереальные и кислотно-яркие цвета являются еще одной определяющей чертой искусства маньеризма, и по мере того, как стиль развивался с годами, художники становились все более изобретательными, творческими и выразительными, используя свои собственные стилизованные цветовые палитры. Некоторые художники играли с текстурами и поверхностями роскошного, роскошного текстиля, кропотливо передавая глянцевый блеск металлических нитей и пассажи замысловатой вышивки.
Другие художники придумали совершенно уникальную цветовую палитру, которая не была похожа ни на что другое, виденное до нее, как это видно на светящемся пастельном тоне 9 Якопо да Понтормо.0020 Посещение, 1528-29.
4. Эмоционально заряженные субъекты
В искусстве маньеризма часто фигурировали очень заряженные, эмоциональные предметы, которые создавали у зрителя атмосферу беспокойства и неуверенности. Фрески Джулио Романо в Палаццо Те в Мантуе олицетворяют крайнюю нервную энергию маньеристского искусства, с вздымающимися грозовыми тучами, вершинами башен и телами, пойманными в середине действия, когда они борются друг с другом. Во многих отношениях суматоха в искусстве маньеристов отражала неопределенность того времени, в котором они жили, поскольку Реформация и разграбление Рима постепенно раздирали общество. Эмоциональный, выразительный характер маньеристского искусства также отражал изменение статуса художника, когда они уходили от роли ремесленника на интеллектуальную арену писателей и философов.
Что такое искусство маньеризма? Изучение захватывающего стиля позднего Возрождения
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Хотя это переосмысление древних моделей хорошо заметно в работах художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, оно также проявлялось как Маньеризм , стиль, возникший ближе к концу движения.
Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике, придавшей стилизованный оттенок классицизму. Здесь мы рассмотрим этот менее известный стиль, изучим его историю и представим характеристики, которые его определяют.
Что такое маньеризм?
Маньеризм — стиль, возникший в 1530 году и просуществовавший до конца века. Он назван в честь maniera , итальянский термин, означающий «стиль» или «манера», относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.
Иоахим Эйтевал, «Перс и Андромеда», 1611 г. (Фото из Викисклада)
Маньеризм, также известный как
История
В конце 15 века художники Флоренции начали отказываться от неземной иконографии Темных веков в пользу классицизма . Этот эстетический подход просуществовал до 17 века и завершился тремя подмножествами: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение.
Во время Раннего Возрождения художники начали искать вдохновения в древности. Этот новообретенный интерес затем ляжет в основу Высокого Возрождения , жанра, характеризующегося натуралистическими фигурами и математически точным использованием перспективы. Высокое Возрождение длилось с 149 г.0 до 1530-х годов, когда возник поздний ренессанс
, или маньеризм.Хотя художников-маньеристов интересовал перфекционизм художников Высокого Возрождения, они не стремились его воспроизвести. Вместо этого они преувеличивали принципы эпохи Возрождения, что привело к работе, которая отдавала предпочтение самовыражению, а не стремлению к идеализму. «Вместо того, чтобы принять гармоничные идеалы, связанные с Рафаэлем и Микеланджело, — поясняет Тейт, — [маньеристы] пошли еще дальше, создав в высшей степени искусственные композиции, которые продемонстрировали свои методы и навыки манипулирования композиционными элементами для создания ощущения утонченной элегантности. ”
Характеристики
Преувеличенные цифры
Основной способ, с помощью которого художники-маньеристы сделали «шаг вперед» техники Высокого Возрождения, — это преувеличение . Созданные итальянским художником Пармиджанино, маньеристы отказались от реалистичных пропорций и вместо этого изображали фигуры с невероятно вытянутыми конечностями и странным расположением тел.
Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», 1534-1540 (Фото: Интернет-галерея искусств через Wikimedia Commons Public Domain)
По словам Джорджио Вазари, выдающегося итальянского художника, архитектора, историка и писателя, Пармиджанино непреднамеренно принял эту необычную эстетику, рисуя свое собственное подобие. «Чтобы исследовать тонкости искусства, — говорит Вазари о Пармиджанино в своей знаменитой книге по истории искусства «Жизнеописания художников» , — он решил однажды сделать свой собственный портрет, глядя на себя в выпуклое зеркало парикмахера. . И при этом, созерцая причудливые эффекты, производимые округлостью зеркала, извивающего балки потолка в странные кривые и заставляющие двери и другие части зданий необыкновенным образом отодвигаться, ему пришла в голову идея развлечь себя, подделывая все».
Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале», ок. 1523-1524 (Фото: Gallerix через Wikimedia Commons Public Domain)
Изысканное украшение
Роскошные украшения — еще один способ, с помощью которого маньеристы довели чувствительность Ренессанса до предела. В то время как деятели Высокого Возрождения обычно не включали узоры в свои работы, художники Раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, делали это. Вдохновленный Millefleur (от французского mille-fleurs , или «тысяча цветов») гобелены средневековья, Боттичелли включал цветочные орнаменты в свои масштабные мифологические картины, такие как Primavera .
Боттичелли, «Примавера», ок. в. 1477–1482 (Фото: Google Arts & Culture через Wikimedia Commons Public Domain)
Художники-маньеристы, в свою очередь, вновь обратились к этому интересу к сложному орнаменту, покрывая как холсты, так и скульптуры подавляющим изобилием декоративных элементов. Одним из художников, поднявших эту концепцию на новый уровень, является Джузеппе Арчимбольдо, художник, создававший своеобразные портреты людей из растительности, животных и найденных предметов.
Джузеппе Арчимбольдо, «Весна», 1573 г. (Фото из Викисклада)
Искусственный краситель
Наконец, маньеристы отказались от натуралистических цветов, используемых художниками Высокого Возрождения, и вместо этого использовали искусственные — и часто кричащие — тона. Эти нереальные оттенки особенно заметны в работах Якопо да Понтормо, итальянского художника, чья насыщенная палитра подняла богатые краски эпохи Возрождения на новую высоту.
Понтормо, «Свидетельские показания», 1526-1528 (Фото из Викисклада, общественное достояние)
Этот подход к цвету также широко известен благодаря Эль Греко, испанскому художнику, который принял стиль маньеризма, когда переехал в Рим. Как и другие маньеристы, Эль Греко обращался к более ранним художникам, не пытаясь воспроизвести их работы. «Вы должны изучать Мастеров, — сказал он, — но охранять оригинальный стиль, который бьется в вашей душе, и предать мечу тех, кто попытается украсть его».