Направления и стили в искусстве — Маньеризм

Просмотров: 40905

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Маньеризм, течение в европейском искусстве

Маньеризм (итал. manierismo, от maniera — приём, манера), течение в европейском искусстве XVI в. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художественного образа, рождающегося в душе художника. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил.


Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарно по своей сущности и ориентировано на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо и др.) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложнённость и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлинённость пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчёркивается внутренняя напряжённость и замкнутость персонажей, обострённое субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощрённо-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают изощрённые атектонические, насыщенные гротескной орнаментикой решения. С 40-х гг. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрёл черты холодной официальности.
Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвящённых аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари и др.).
В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчёркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардучо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристической графики и декоративно-прикладного искусства. Влияние маньеризма во многом определили творчество представителей первой школы Фонтенбло во Франции 1520-40-х гг., но вскоре европейский маньеризм выродился в космополитическое течение во второй школе Фонтенбло в конце XVI — начале XVII вв.
, а также в Германии и Нидерландах середины и второй половины XVI в. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо и распространение караваджизма ознаменовало конец маньеризма, утверждение барокко и мощных реалистических течений в европейском искусстве XVII в.

Лит.: Б. Р. Виппер, Борьба течений в итальянском искусстве XVI в., М., 1956; А. А. Аникст, Концепция маньеризма в искусствознании XX века, в кн.: Советское искусствознание’76, в. 2, М., 1977; Hauser A., Der Mannierismus, die Kunst der Renaissance und der Ursprung der modernen Kunst, Mьnch., 1964; Murray L., The High Renaissance and mannerism: Italy, the North and Spain, N. Y., 1977.

  • Кубизм
  • Метафизическая живопись
Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили

Маньеризм в живописи

4.8/5 — (65 голосов)

С половины XVI века уже стал заметным упадок итальянской живописи, и чем дальше, тем оно становится все больше и больше. После расцвета наступает период подражательный. Персональные черты мастеров-гениев перевоплощаются у их подражателей в манерность и бессилие.

Например, наивная привлекательность женской красоты Леонардо да Винчи перерождается в жеманное кокетство и слащавость. При всем совершенстве техники многих известных мастеров, им недостает чувства меры, а это первое условие красоты. Его дольше всех сохраняет венецианская школа. Во второй половине XVI века из ее мастеров выделяются: Тинторетто и Паоло Веронезе.

Борьба с католичеством и вмешательство новых идей протестантов внесла сомнение в умы и сердца, а также подорвала во многом былую непосредственную веру и идеалы красоты.

Те, кто остался верными прежним воззрениям, начали впадать из принципа в преувеличение.

Маньеризм (итальянское «manierismo», от «maniera» – это манера, прием) – направление е в искусстве Европы XVI века. Зародилось в искусстве итальянского Возрождения и отразило кризис ренессансного гуманистического идеала. Представители маньеризма культивировали понятие о шаткости человеческой судьбы, непостоянстве мира, старались не столько придерживаться природы, сколько выразить»внутреннюю идею» образа, который рожден в душе художника.

Для маньеризма Италии 1520 годов (

живопись Джулио Романо, Понтормо, Беккафуми, Пармиджанино) свойственна преувеличенная экспрессия движений и поз, световой и колористический диссонанс, драматическая острота образа, виртуозная нервная линеарность рисунков, удлиненность пропорций фигуры.

В элитарном искусстве маньеризма, которое ориентируется на знатока, восстановились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. Маньеристический портрет открывает новые пути в развитии данного жанра, аристократическая замкнутость героев гармонирует с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к его модели.

Ученики Рафаэля, а именно Перино дель Вага, Джулио Романо и другие, внесли индивидуальный вклад в эволюцию маньеризма.

В их монументально-декоративных циклах преобладали атектоничные решения. К 1540 годам маньеризм являлся преобладающим течением при дворах Италии. Художественный язык маньеризма, который насыщен сложными, доступными только узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом.

Андреа дель Сарто, Джакопо Понтормо, Джорджо Вазари, Джузеппе Арчимбольдо, Корреджо, Мартен ван Хемскерк, Паоло Веронезе, Пармиджанино, Тинторетто, Тициан,Эль Греко.

Деятельность итальянских мастеров Испании (Кардучо), Франции (Никколо дель Аббате, Россо Фьорентино, Челлини, Приматиччо и другие), Чехии (Арчимбольдо) и других поспособствовали тому, что маньеризм превратился в общеевропейское течение, а также, широкому распространению маньеристической графики, картин и предметов декоративно-прикладного искусства.

Принцип Маньеризма определил творчество представителей 1-й школы Фонтенбло (А. Карон, Ж. Кузен Младший, Ж. Кузен Старший, немца X. фон Ахена, нидерландских мастеров X.

Голциуса, Б. Шпрангера, А. Блумарта, Ф. Флориса,А. и X. Вредеман де Врис, И. Эйтевала, К. ван Мандера, Корнелиса ван Харлема. Итальянское путешествие художника Мартена ван Хемскерка (Голландия) еще больше усиливало влияние маньеризма в Северной Европе и Нидерландах. Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, который был антверпенцем по происхождению, но получил образование и работал в Парме, Риме и Венеции, а позднее в Праге и Вене, нидерландский маньеризм в конце XVI веке претерпел значительные изменения.

Влияние Шпрангера распространялось сначала в Харлеме. Туда в 1577 прибыл Голциус, который с 1585 года переводил многие творения Спрангера в гравюру, а позже 1583 году – Карел ван Мандер и Корнелис ван Харлем. Отъезд Голциуса в Италию и образование этими тремя мастерами харлемской Академии привели к эклектизмуманьеристического толка. В Утрехте XVI века расцвет живописи маньеризма непосредственно связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала, стиль которых обозначен итальянским влиянием, в одно время реалистическим и героическим.

Ярким представителем маньеризма в Германии стал Ханс фон Аахен.


Представление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо отметило утверждение барокко и конец маньеризма. В современном искусствознании Запада сильны тенденции к несостоятельному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров, которые или шли своим особым методом, или лишь испытали отдельные маньеристические влияния (Л. Лотто, П. Веронезе, П. Брейгель Старший, Эль Греко, Я. Тинторетто).

Что такое искусство маньеризма? Изучение захватывающего стиля позднего Возрождения

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Хотя это переосмысление древних моделей хорошо заметно в работах художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, оно также проявлялось как Маньеризм , стиль, возникший ближе к концу движения.

Художники-маньеристы довели принципы, установленные в эпоху Возрождения, до новых пределов, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала классицизму стилизованный оттенок. Здесь мы рассмотрим этот менее известный стиль, изучим его историю и представим характеристики, которые его определяют.

Что такое маньеризм?

Маньеризм — стиль, возникший в 1530 году и просуществовавший до конца века. Он назван в честь

maniera , итальянский термин, означающий «стиль» или «манера», относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.

Иоахим Эйтевал, «Перс и Андромеда», 1611 г. (Фото из Викисклада)

Также известный как Поздний Ренессанс , маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко, который перенял витиеватую эстетику подмножества и адаптировал ее как экстравагантность.

История

В конце 15 века художники Флоренции начали отказываться от неземной иконографии Средневековья в пользу классицизма . Этот эстетический подход просуществовал до 17 века и завершился тремя подмножествами: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение.

Во время Раннего Возрождения художники начали искать вдохновения в древности. Этот новообретенный интерес затем стал основой для Высокого Возрождения , жанра, характеризующегося натуралистическими фигурами и математически точным использованием перспективы. Высокое Возрождение длилось с 149 г.0 до 1530-х годов, когда возник поздний ренессанс , или маньеризм.

Хотя художников-маньеристов интересовал перфекционизм художников Высокого Возрождения, они не стремились его воспроизвести. Вместо этого они преувеличивали принципы эпохи Возрождения, что привело к работе, которая отдавала предпочтение самовыражению, а не стремлению к идеализму. «Вместо того, чтобы принять гармоничные идеалы, связанные с Рафаэлем и Микеланджело, — поясняет Тейт, — [маньеристы] пошли еще дальше, создав в высшей степени искусственные композиции, которые продемонстрировали свои методы и навыки манипулирования композиционными элементами для создания ощущения утонченной элегантности. ”

 

Характеристики

 

Преувеличенные цифры

Основной способ, с помощью которого художники-маньеристы сделали «шаг вперед» техники Высокого Возрождения, — это преувеличение . Созданные итальянским художником Пармиджанино, маньеристы отказались от реалистичных пропорций и вместо этого изображали фигуры с невероятно вытянутыми конечностями и странным расположением тел. Эти растянутые и скрученные формы, вероятно, использовались для обозначения движения и усиления драматизма.

Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», 1534–1540 (Фото: Интернет-галерея искусств через Wikimedia Commons Public Domain)

По словам Джорджио Вазари, выдающегося итальянского художника, архитектора, историка и писателя, Пармиджанино непреднамеренно использовал эту необычную эстетику, рисуя собственное подобие. «Чтобы исследовать тонкости искусства, — говорит Вазари о Пармиджанино в своей знаменитой книге по истории искусства «Жизнеописания художников» , — он однажды поставил перед собой задачу написать собственный портрет, глядя на себя в выпуклое парикмахерское зеркало. . И при этом, созерцая причудливые эффекты, производимые округлостью зеркала, извивающего балки потолка в странные кривые и заставляющие двери и другие части зданий необыкновенным образом отодвигаться, ему пришла в голову идея развлечь себя, подделывая все».

Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале», ок. 1523-1524 (Фото: Gallerix через Wikimedia Commons Public Domain)

 

Изысканное украшение

Роскошные украшения — еще один способ, с помощью которого маньеристы довели чувствительность Ренессанса до предела. В то время как деятели Высокого Возрождения обычно не включали узоры в свои работы, художники Раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, делали это. Вдохновленный Millefleur (от французского  mille-fleurs , или «тысяча цветов»)   гобеленов средневековья, Боттичелли включал цветочные орнаменты в свои масштабные мифологические картины, такие как Primavera .

Боттичелли, «Примавера», ок. в. 1477–1482 (Фото: Google Arts & Culture через Wikimedia Commons Public Domain)

Художники-маньеристы, в свою очередь, вновь обратились к этому интересу к сложному орнаменту, покрывая как холсты, так и скульптуры подавляющим изобилием декоративных элементов. Одним из художников, поднявших эту концепцию на новый уровень, является Джузеппе Арчимбольдо, художник, создававший своеобразные портреты людей из растительности, животных и найденных предметов.

Джузеппе Арчимбольдо, «Весна», 1573 г. (Фото из Викисклада)

 

Искусственный краситель

Наконец, маньеристы отказались от натуралистических цветов, используемых художниками Высокого Возрождения, и вместо этого использовали искусственные — и часто кричащие — тона. Эти нереальные оттенки особенно заметны в работах Якопо да Понтормо, итальянского художника, чья насыщенная палитра подняла богатые краски эпохи Возрождения на новую высоту.

Понтормо, «Показания», 1526-1528 (Фото из Викисклада)

Этот подход к цвету также широко известен благодаря Эль Греко, испанскому художнику, который принял стиль маньеризма, когда переехал в Рим. Как и другие маньеристы, Эль Греко обращался к более ранним художникам, не пытаясь воспроизвести их работы. «Вы должны изучать Мастеров, — сказал он, — но охранять оригинальный стиль, который бьется в вашей душе, и предать мечу тех, кто попытается украсть его».

Эль Греко, «Видение святого Иоанна, или Снятие пятой печати», ок. 1609-1614 (Фото: Метрополитен-музей через Wikimedia Commons Public Domain)

 

Наследие

Хотя маньеризм является частью эпохи Возрождения — возможно, самого влиятельного художественного движения в истории искусства — маньеризм не пользуется таким же уважением, как более ранние работы Золотого века. Тем не менее, его отличительная эстетика продолжает очаровывать тех, кто о нем знает, что делает его одним из самых увлекательных скрытых сокровищ в истории искусства.

Статьи по теме:

Изучение основного вклада малоизвестного «Северного Возрождения»

Как художники сохраняли жизнь натюрморта на протяжении тысячелетий

История купидона в искусстве: как Бог любви веками вдохновлял художников

Как музеи со временем превратились из частных коллекций в современные учреждения

Каковы три характеристики маньеризма? – nbccomedyplayground

Каковы три характеристики маньеризма?

Особенности маньеризма включают гиперидеализацию, искажение человеческих форм; постановочное, неловкое движение; преувеличенные позы; многолюдные, неорганизованные композиции; нервная, неустойчивая линия; кислые цветовые палитры и неоднозначное пространство.

Что из нижеперечисленного является основной характеристикой маньеризма?

Что такое маньеризм? Стиль 16 века, предполагавший элегантность, самосознание, а иногда и искусственную грацию. Кто является художником произведения выше?

Что делает картину Бронзино произведением в стиле маньеризма?

Некоторые характеристики, общие для многих работ маньеристов, включают искажение человеческой фигуры, уплощение изобразительного пространства и культивируемую интеллектуальную изощренность.

Чем характеризуется искусство маньеризма?

Маньеризм: Стиль искусства, разработанный в конце Высокого Возрождения, характеризующийся преднамеренным искажением и преувеличением перспективы, особенно удлинением фигур.

Каковы основные черты искусства маньеризма?

Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и художественностью, тщательно продуманным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным снисхождением к причудливому.

Что из перечисленного характерно для живописи маньеризма?

В целом маньеристская живопись имеет тенденцию быть более искусственной и менее натуралистичной, чем живопись эпохи Возрождения. Эта преувеличенная идиома обычно ассоциируется с такими атрибутами, как эмоциональность, удлиненные человеческие фигуры, напряженные позы, необычные эффекты масштаба, освещения или перспективы, яркие, часто кричащие цвета.

Чем знаменит Бронзино?

Бронзино в основном известен своими портретами, особенно портретами Козимо Медичи, первого герцога Флорентийского (1537 г.), его жены Элеоноры да Толедо (оба в галерее Уффици, Флоренция), их детей и членов их двора.

Из чего состоит картина в стиле маньеризма?

Термин маньеризм описывает стиль картин и бронзовой скульптуры в этом туре. Произведенный от итальянского maniera, что означает просто «стиль», маньеризм иногда определяется как «стильный стиль» из-за его акцента на сознательном искусстве, а не на реалистичном изображении.

Каковы характеристики маньеризма?

Маньеризм — художественный стиль, зародившийся в начале 1500-х годов. Стиль зародился в Италии, а затем распространился по всей Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *