Содержание

ГДЗ по Математике 1 класс учебник Моро 1 часть страница 16

Страница 16

Задание 1

Сосчитай, сколько на рисунке кругов, сколько квадратов, сколько треугольников.

Математика 1 класс учебник Моро 1 часть страница 16 задание 1

Расскажи, что нужно сделать, чтобы число квадратов, кругов и треугольников на нём стало одинаковым.

Найди три способа.


Ответ:

На рисунке 5 синих кругов, 3 зеленых квадрата и 2 красных треугольника.

Первый способ: для того чтобы стало одинаковое количество кругов, квадратов и треугольников, нужно добавить 3 треугольника и 2 квадрата. Тогда всех фигур будет по 5 штук.

Второй способ: Для того чтобы фигур было одинаковое количество, нужно убрать 2 круга и добавить 1 треугольник.

Тогда количество треугольников, квадратов и кругов будет равно 9, и каждой фигурки будет по 3 штуки.

Третий способ: для того чтобы добиться равного количества кругов, треугольников и квадратов, нужно убрать 1 квадрат и убрать 3 круга. Тогда всех фигур будет по 2 штуки.

Задание 2

1) В поезде 10 вагонов. Лиса едет в пятом вагоне от начала поезда, а Петушок — в пятом вагоне от его конца.

В одном или в разных вагонах едут Лиса и Петушок?

Математика 1 класс учебник Моро 1 часть страница 16 задание 2

2) Измени в рассказе только одно число так, чтобы в ответе получить: Лиса и Петушок едут в одном и том же вагоне.


Ответ:

Лиса едет в пятом вагоне от начала. Если посчитать, в каком вагоне от начала едет петушок, то получится, что он будет сидеть в шестом вагоне. Лиса и петушок едут в разных вагонах.

Для того чтобы лиса и петушок оказались в одном и том же вагоне, нужно убрать один вагон, чтобы их стало 9. Тогда получится, что лиса едет в пятом вагоне с начала и с конца, и петушок тоже в пятом вагоне с начала и с конца.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ | Блог Сергея Минакова

Психогеометрия, как система сложилась в США в 1978 году, ее автор Стюзен Деллингер.

Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%.

Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке.

Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

Стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг.

Вам предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения 1,2,3,4,5.

Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.

В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на рис. 1

Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это — «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму.

Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

Рис.1

 

Интерпретация.

Первая фигура– является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры— это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности.

Краткая психологическая характеристика основных типов личности

 

Квадрат

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы — неутомимый труженик!

Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области.

Этому способствует неутолимая потребность области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ — сильная сторона квадрата. Если вы твердо выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т.д. Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем.

Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает квадрата оперативности.

Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, квадраты вольно или невольно затягивают его принятие.

Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение.

Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их.

Они, как и их родственники — квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию.

Однако в противоположность квадратам, ориентированным на детали. Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффективного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем.

Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему.

Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники — честолюбивы. Если делом чести для квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру.

Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?».

Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников.

Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя.

Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» треугольников, которых никто вовремя не остановил.

Треугольники заставляют всё и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения.

Это временная форма личности, которую могут «носит» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.

Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода.

Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня.

Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни.

Если внимательно присмотреться к поведению прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении.

Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость.

Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» —всего лишь стадия. Она пройдет.

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях.

Высшая ценность для круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.

Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к кругам.

Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения.

Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым.

Во-вторых, круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности, например. треугольники.

Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

Правополушарное мышление—более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев.

Это не означает, что круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что круг — прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» — треугольника и квадрата.

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура.

Если Вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику — кругу, только еще в большей степени Вам свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

Строгая последовательная дедукция — это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я. Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления зигзага чаше всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится зигзагам.

В отличие от кругов, зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот —заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается».

Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы.

Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методу работы.

Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью.

Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя.

Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь.

К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Задача для первоклашки. А вы справитесь?

Мы все чертовски любопытны по своей природе, и нет ничего проще, чем поставить наши умы в тупик. Достаточно всего-то на первый взгляд простейшей задачки, и вот рабочие процессы тут же отодвинуты на второй план, никто не отвечает на телефонные звонки, дети кричат, но взрослые ни на что не реагируют. Сколько вы видите треугольников на изображении? Только не спешите, подумайте как следует. А теперь еще подумайте…

Эта банальная логическая задача стара как мир. Все очень просто: посчитайте каждый отдельный треугольник, затем сложите все различные комбинации маленьких треугольников и обязательно не забудьте про большую общую фигуру. Вы ведь так делаете? При всей своей простоте, эта задача всегда вызывает массу споров и сотни комментариев с ответами в диапазоне от четырех до 45 (боже, откуда столько?).

Давайте сначала вспомним из школьной программы, что же такое треугольник. В евклидовом пространстве это геометрическая фигура (он же многоугольник с фиксированным числом углов), образованная тремя отрезками (стороны треугольника), которые соединяют три точки (вершины треугольника), не лежащие на одной прямой. Возможно, мы повторно взорвем ваш мозг, но есть так называемый вырожденный треугольник, вершины которого таки лежат на одной прямой. Живите теперь с этим.

Отрезок, соединяющий вершину с точкой на противоположной стороне, называется чевианой. Обычно под чевианой понимают не один такой отрезок, а один из трех отрезков, проведенных из трех разных вершин треугольника и пересекающихся в одной точке. В нашем случае есть две чевианы, которые спускаются из верхнего угла на нижнюю сторону большой фигуры. Благодаря треугольнику появилась тригонометрия, планиметрия, а еще используя эту простую фигуру, люди научились составлять карты, измерять участки и конструировать. Даже «Черный квадрат» Малевича должен был называться «Черный китайский треугольник», и не спрашивайте, почему. Казимир Северинович унес эту тайну с собой на тот свет. В общем, при всей своей простоте полезная штука. Но мы отвлеклись.

Итак, еще раз посмотрим на нашу задачу. Те из вас, кто везде торопится, выдают сразу варианты ответов: шесть треугольников, 16, 22. Многие насчитывают 18 искомых фигур. Кто подотошнее считает, что на изображении нет ни одной прямой линии, а некоторые углы — не углы вовсе. Ну, конечно, это же нарисовано от руки! Для таких тут вообще нет ни одного треугольника. Зануды. Если вы все еще не нашли ответ и пытаетесь прочитать его в этом тексте, то остановитесь и просто посчитайте чертовы треугольники.

Ладно, давайте не будем играть в «Поле Чудес», а посмотрим на задачу с точки зрения науки. Единственный способ образовать треугольники на рисунке — это если верхний угол является частью каждого треугольника. Основание треугольника должно быть одним из трех горизонтальных уровней ниже. Получается, три уровня, на каждом вы можете выбрать базу для шести разных способов построения фигуры. В сумме выходит восемнадцать или три раза по шесть треугольников. Все варианты научного решения так или иначе крутятся вокруг этого способа. И да, вы же не забыли посчитать треугольник у стрелочки? Ладно, это была шутка. Или все же посчитали?

Учебно-методический материал на тему: Развивающие игры к программе "Математические основы моделирования и конструирования"

Последовательность выполнения упражнений:

1. Чем отличается одна картинка от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий (рис. 34).

2. Найди 2 одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти фигуры, одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам (рис. 35 и 36).

3. Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор (рис. 37 и 38).

4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет,  выход и т.д.   (рис.  39  и  40).

5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд (рис. 41).

6. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру (рис. 42).

Логические задачи на поиск недостающих фигур

1. Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса  (рис. 44).

Цель. Вызвать у детей интерес к решению задачи путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали, на основе проведенного анализа выбирать недостающую в третьем ряду фигуру

из 6 фигур, изображенных ниже черты. Упражнять детей в доказательстве решения.

Материал: таблица и карточки с изображенными на них фигурами (см. рис. 44).

Ход работы. Воспитатель обращает внимание детей на таблицу, предлагает   рассмотреть   ее,   затем говорит: «Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована, послушайте, я расскажу, как надо ее решать. Нужно рассмотреть первый, верхний ряд фигур (показывает), затем второй, средний. А в третьем ряду, нижнем одной фигуры не хватает. На ее месте стоит знак вопроса. Недостающую фигуру надо выбрать из фигур, нарисованных на карточках, и поместить на место недостающей, вот сюда (показывает)». Вызывает одного ребенка, просит ответить, как надо делать.

Марина. Вот эту (показывает на фигуру 2).

Воспитатель. Почему ты так считаешь?

Марина молчит.

Игорь. Здесь надо нарисовать вот эту фигуру (6), потому что здесь должен быть треугольник. Их должно быть 3, вот /   (показывает), вот другой, а третий надо поместить здесь. В этом ряду не хватает треугольника.

Ко л я. Не хватает вот этого треугольника (4).

Воспитатель. Давайте вместе решать задачу и тогда узнаем, кто решил ее правильно. Посмотрите на верхний ряд фигур и скажите какие фигуры нарисованы, Как они окрашены.

Радик, В верхнем ряду нарисован большой круг, в нем маленький треугольник, большой треугольник с квадратиком, большой квадрат с кружком.

Воспитатель. Какие же большие фигуры нарисованы в первом ряду?

Света. Круг, треугольник и квадрат.

Воспитатель. Назовите маленькие фигуры, которые нарисованы в больших фигурах,

Стелла. Треугольник, квадрат, круг.

Воспитатель. Значит, в первом ряду нарисованы большие круг, квадрат,  треугольник  и  маленькие. А  как  закрашены   маленькие  фигуры?

Надя. Треугольники черного цвета, квадратик просто белый, круг красный.

Воспитатель. А теперь посмотрите на второй, средний ряд фигур и сразу скажите, какие большие и маленькие фигуры нарисованы, как они окрашены.

.Дети отвечают, воспитатель обобщает: «Во втором ряду нарисован большой треугольник, в нем маленький красный квадрат, большой квадрат, а в нём черный круг, большой круг с маленьким белым треугольником. А теперь посмотрите на третий ряд фигур. Скажите, что нарисовано в этом ряду, и най дите сразу фигуру, которую надо сюда поместить». Вызывает одного ребенка, просит ответить.

Саша. В третьем ряду нарисован квадрат и маленький белый круг, еще с треугольником, красного цвета, не хватает здесь треугольника, вот этого (6), с черным квадратом внутри.

Воспитатель. Правильно ли Саша решил задачу? Кто думает по-другому?

Таня. Нет неправильно, вот эту фигуру (4) надо сюда поместить. Здесь есть круг с белым кружком, есть круг с красным треугольником, нет треугольника с черным кружком.

Воспитатель. Кто же решил правильно задачу: Саша или Таня?

Олег. Саша правильно решил, выбрал большой треугольник с черным квадратом, ведь в каждом ряду должен быть треугольник и черный квадрат, а здесь нет.

Воспитатель. (Обобщает.) Да,, задачу правильно решил Саша и все другие дети, которые выбрали эту же фигуру. И в первом, и во втором ряду есть большой круг, квадрат, треугольник (показавает), а в третьем только квадрат и круг, не хватает большого треугольника. В каждом ряду есть и маленькие фигуры: круг, квадрат и треугольник,— а также  черная маленькая фигура: в первом — треугольник, во втором — круг, а в третьем — нет; есть в каждом ряду заштрихованная фигура: в первом —: круг, во втором — квадрат, в третьем — треугольник. И в каждом ряду есть по одной маленькой белой фигуре: в первом — квадрат, во втором — треугольник, а в третьем — круг. Вот мы и узнали, что в третьем ряду не хватает большого треугольника с черным маленьким квадратом. В фигурах, нарисованных для ответа, нашли ее.

В ходе занятия дети анализируют условия задачи (по рядам). Воспитатель выслушивает ответы ребят, не делая пока подтверждения правильности или ошибочности решения. Этот методический прием используется для того, чтобы направить внимание воспитанников на следующий поиск решения,, установление его на основе анализа задачи. Только после этого воспитатель сообщает план поиска решения.

Таким образом, педагог направляет ребят на плановый поиск решения задачи на основе ее анализа. В последующем дети должны самостоятельно пользоваться этим методом при решении задач.

2. Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которую надо поместить на место недостающей в третьем ряду  (рис. 45). Поиск фигуры осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали или вертикали. В рядах фигур скрыты 3 закономерности: количество прямых линий, положение прямоугольника, форма   фигуры   внутри   прямоугольника. Путем анализа и сопоставления приходим к решению. Недостающей является фигура 6.

3. Даны 3 ряда изображений самолетов, отличающихся формой корпуса, крыльев, их окраской, количеством иллюминаторов , (рис. 46). Недостающий самолет надо выбрать из 6 фигур, помещенных справа. Ответ обосновать, указывая признаки той фигуры, которая должна быть помещена в пустой квадрат. Это самолет с корпусом прямоугольной формы, с незакрашенными прямоугольными крыльями и одним иллюминатором  

туловища,  головы,  количество усов и направление хвоста.

4.Даны  3«ряда изображений кошек (рис.  47).  Недостающую в третьем

ряду фигуру надо найти на основе анализа, сравнения и обобщения рядов  фигур  по  признакам:   форма

здесь и далее дано лишь описание логических задач. Конспекты разрабатывает воспитатель, исходя из задач обучения.

Изображенные фигуры используются только для подтверждения ответа, найденного на основе анализа фигур. Поэтому 6 фигур, данных для ответа, не следует показывать детям в ходе поисков решения задачи. Ребенок, назвавший, какой, фигуры не хватает, выбирает ее и показывает.

В представленных задачах на поиск недостающей фигуры постепенно усложняется характер их построения: от задач, в построении которых  скрыто  3  признака,  к  задачам, решаемым на основе выделения 4 признаков (3, 4 и 5-го). Усложняется характер закономерности, которой подчинены изображенные в рядах фигуры. От анализа . фигур по горизонтальным рядам дети переходят к поиску недостающей фигуры путем анализа по вертикали или на основе подсчета фигур, которым свойственны одинаковые признаки.

Главное усложнение здесь состоит в постепенном, повышении требований к детям, в развитии самостоятельности, обоснованности, быстроты   решения.    От   направления анализа фигур педагогом дети переходят к самостоятельному анализу, нахождению новых путей, подходов к решению задачи.

Задачи на выделение признака отличия наглядно представлены двумя группами фигур (по 6 фигур в каждой группе). Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой. Так, в задаче, представленной на рисунке 48, общим для обеих групп является наличие одних и тех же геометрических фигур: больших и маленьких треугольников, квадратов, кругов. Различия между группами состоят в видах, форме, расположении, окраске фигур. Для решения задач необходимо отвлечься (абстрагироваться) от указанных частных признаков сходства и различия и выделить главный признак, который состоит в том, что все фигуры, изобра женные слева,— белые (контурные), а справа—черные (силуэтные).

Задачи на поиск признака отличия наглядно представлены в графическом изображении, поэтому решение их осуществляется в результате зрительного и мыслительного анализа. Усвоение способов решения задач зависит от умения детей воспринимать условие задач, анализировать их.

Обучение детей решению задач на поиск признаков отличия должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Последовательность выполнения детьми 6—7 лет задач н а поиск признака отличия одной группы фигур от другой.

1—2. Даны задачи, представленные двумя группами фигур, по 6 в каждой (рис. 49). Найти, чем все 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы.

3—4. Даны 2 группы изображений. Сравнивая их, найти один признак отличия всех фигур одной группы от фигур другой  (рис. 50 и 51).

В задаче 3 слева нарисованы треугольники, а справа — четырехугольники  (рис. 51).

В задаче 4 взрослые и дети, изображенные слева, одеты в одежду черного цвета, а справа — красного.

5—6. Детям дается задание — рассмотреть фигуры и сказать, чем отличаются между собой группы фигур (рис. 52).

В задаче 5 слева — треугольники,     справа — четырехугольники.

В задаче 6 слева — буква А, а справа — буква Б,

7—8. Графически изображенные задачи раздают детям. Каждый ребенок самостоятельно ищет признак отличия (рис. 53).

В задаче 7 слева нарисована цепочка с черным кружком внутри, а справа черный кружок на конце цепочки. 

В задаче 8 фигуры, изображенные слева, заштрихованы вертикальными линиями, а справа горизонтальными.

9—10. Дети решают задачи самостоятельно, работая с раздаточными материалами (задачи изображены на карточках).

В задачах 9 и 10 (рис. 54) признаком отличия одной группы фигур от другой является их форма: слева — треугольники, справа — четырехугольники.

11 — 12. Даны группы фигур. Надо найти признак отличия (рис. 55).

Примеры (для детей 6—7 лет)

Решение задач на нахождение признаков отличия одной- группы фигур от другой

Цель. Упражнять детей в последовательном, анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании    найденного    решения.

Материал: таблицы с изображенными на них задачами.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу (рис. 49, /) и говорит: «Послушайте, я объясню вам, как надо решать эту задачу. Нарисованы 2 группы фигур: 6 фигур с правой стороны, 6 — с левой. Это условие задачи, Сначала надо внимательно рассмотреть все 6 фигур левой стороны, затем все 6 фигур, нарисованных справа, и найти, чем фигуры левой стороны отличаются от фигур правой стороны. Это вопрос задачи. Подумайте и скажите, чем же прямоугольники, нарисованные слева, отличаются от прямоугольников, изображенных справа».

Вызывает детей, просит ответить.

Радик. Слева ничего нет в квадратах, а справа — круг, ниточка, звезда,   квадрат, 'кружки   и   точки.

Воспитатель показывает детям изображенные на рисунке 49, 2 фигуры и говорит: «Эта задача посложнее  предыдущей,  внимательно  рас-

Воспитатель. Правильно, в квадратах слева ничего не нарисовано,

а в квадратах правой стороны изображены различные фигуры.

смотрите те и другие фигуры и постарайтесь узнать, чем все фигуры левой стороны отличаются от всех фигур справа».

Света. Слева 2 красные фигуры, справа —3.

Оля. Слева, вот здесь, круг (в верхнем правом квадрате), справа здесь кружок.

Коля. Слева есть треугольник, а справа нет треугольника.

Воспитатель. Будем решать эту задачу вместе. Надо по порядку назвать все. фигуры, нарисованные слева, сказать, какой они величины, закрашены или нет. Один из вас будет называть и показывать указкой на фигуры, а все остальные внимательно  следят  и  запоминают.

Алла. Слева нарисован большой треугольник, белый, еще фигура, как облачко, красная, большая, затем тоже фигура большая, белая, дальше круг большой, белый, еще фигура... многоугольник большой, белый и многоугольник большой, красный.

В о с п и т а т е л ь. Какие же по величине,    цвету    нарисованы    фигуры ?

Лена. Слева нарисованы большие фигуры, красные, белые.

Воспитатель.        Запомните:

слева нарисованы различные фигуры, все они большие, есть среди них белые и красные. Теперь назовите по порядку все фигуры, нарисованные справа. Надо отметить их величину, цвет.

Игорь. Справа нарисован маленький прямоугольник, он белый, затем фигура, похожая на букву М, маленькая, красная, после треугольник, красный и маленький, затем круг, тоже красный, маленький, потом вот эта фигура, она похожа на. овал, маленькая и белая, и фигура, как    катушка,    белая,    маленькая.

Воспитатель. Какие же фигуры по величине, цвету, названию нарисованы справа?

Стелла. С правой стороны нарисованы разные фигуры, маленькие, есть красные и белые.

Воспитатель. А теперь найдите, чем все фигуры левой стороны отличаются от всех фигур справа.

Саша. Слева есть такая фигура (показывает на фигуру в нижнем ряду слева), а справа — нет.

Воспитатель. Надо найти, чем все фигуры левой стороны отличаются от всех фигур правой.

Ира. Слева все фигуры большие, есть белые и красные, а справа все
фигуры маленькие, есть тоже красные и белые.

Воспитатель. Кто заметил ошибку в ответе Иры?

Стелла. Ира сказала, что елевой стороны есть красные и справа есть красные фигуры, ведь этим, они похожи, а надо найти, чем отличаются.

Воспитатель. Как же ты решила задачу?

Стелла. Слева все фигуры большие, а справа — маленькие.

В процессе решения этой задачи дети познакомились с общим методом анализа, в результате которого .они находят признак отличия. Поисковая деятельность ребят в данном случае затруднена тем, что сравнение групп фигур с целью выделения одного признака отличия требует отвлечения от частных признаков сходства и различия.

Как видим, даже после подробного анализа задачи под руководством педагога не все дети выделяют главный признак, отличия одной группы фигур от другой. В начале занятия, они часто допускают ошибки, которые заключаются в попарном сопоставлении фигур (например, фигуры,

изображенной слева, с одной из фигур справа) или выделении общего признака для 2-й и 3-й фигур одной группы и сопоставление его с признаками, свойственными нескольким фигурам другой группы. Сравнить же одну группу фигур с другой гораздо труднее. При этом надо выделить то общее, что свойственно фигурам каждой из групп, после чего сопоставить обобщения.

В дальнейшем в обучении следует обращать основное внимание на выработку у детей умения обобщать свойства одной и другой группы фигур, сопоставляя затем их обобщенные признаки.

3.Цель. Упражнять детей в самостоятельном решении задач, доказательстве правильности или ошибочности решения с помощью результатов анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой группы.

Материал: таблицы с изображенными  графически  задачами.

Ход работы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть задачу (рис. 55, 11) и ответить на вопрос: чем же все фигуры левой стороны отличаются от фигур правой?

По предложению воспитателя некоторые дети отвечают на вопрос так, чтобы их не слышали другие дети группы. Убедившись в том, что большинство решило задачу правильно, вызывает нескольких ребят для ответа на вопрос задачи.

Алеша. Слева больше треугольников,   а   справа   больше  кружков.

Олег. Слева цепочка из кружков проходит через треугольники, а справа нет. Здесь отдельно нарисованы кружки и треугольники, они. не перепутались.

Игорь. Слева фигура из кружков и фигура из треугольников вместе нарисованы, а справа — отдельно.

Воспитатель. Кто же решил задачу правильно?

Саша. Правильно решили Олег и Игорь.

Воспитатель. Кто сможет доказать, что Олег и Игорь решили задачу правильно?

Надя. Слева цепочка из кружков с фигурой из треугольников вместе нарисована: здесь и здесь (показывает), везде так. А справа круг из кружков отдельно и овал из треугольников отдельно. И здесь тоже, рядышком, нарисованы кружки и треугольники, но не так, как там, а в этом квадрате (нижнем

Кружок, треугольник, квадрат или логическая задачка по математике для сообразительных

Кружок, треугольник, квадрат или логическая задачка по математике для сообразительных

Попробуйте решить эту простую задачку для детей. Готовы? Тогда вперед.

Кружок и кружок в сумме дают 10. Кружок, умноженный на квадрат, плюс квадрат равно 12. Кружок, умноженный на квадрат, минус кружок умноженный на треугольник равно кружок. Чему равен треугольник?

Варианты ответов:

Идет подсчет результатов

11

Выберите, что Вас интересует:

Ожидайте загрузка теста...

9