Что такое глайдер?
Глайдер в профессиональных кругах называется проще — «глайд». Под этим понятием подразумевается очень лёгкий летательный аппарат, который обладает рядом особенностей. Полёт на этом аппарате осуществляется на предельной скорости, характеризуется плавностью и динамичностью. Райдер может летать прямо над поверхностью, что делает полёт похожим на планирование.
Глайдер дарит возможность испытать потрясающие ощущения в полёте над поверхностью при выполнении виражей. Вихри воздуха явно ощущаются всем телом, в ушах стоит свист от ветра, глаза наполняются слезами, а адреналин впрыскивается в кровь в невероятных количествах. Романтика, опасность, скорость, драйв — всё перемешивается и увлекает райдера.
Глайдеры — какие они бывают
Под понятием «глайдер» может подразумеваться несколько видов летательных аппаратов:
- Планер является самым эффективным, довольно сложным, да ещё и дорогим летательным аппаратом.
- Дельтаплан весит в районе 30 кг. В длину в сложенном положении такой глайдер будет достигать 6 метров. Его можно перевозить в автомобиле или даже переносить в руках, если расстояние небольшое. В этом агрегате глайдирующее соотношение может доходить до 10 к 1, а наибольшая скорость будет находиться на отметке в 150 км/час. На сборку и разборку райдеру придётся тратить всего полчаса.
- Параплан, или параглайдер, характеризуется компактностью и простотой конструкции. Он легко помещается в рюкзаке, а собирается всего за пять минут и весит не более 8 кг. Такие параметры не могли отразиться на глайдирующем соотношении, которое находится на уровне 6 к 1, и максимальной скорости — всего 40 км/час. Несмотря на столь низкие рабочие показатели, многие райдеры всё равно выбирают этот глайдер для постоянного пользования.
Всё-таки иметь возможность в любое время выйти на любую возвышенность и словить ветер — дорого стоит, и ради неё можно пойти на жертвы.
Тонкости использования
В принципе, особой опасности глайдер в себе не таит, если всё делать по-умному и не допускать ошибок, которые могут стоить здоровья или даже жизни. Можно кататься на велосипеде или переходить дорогу не по правилам и оказаться в больнице. Если глайдер эксплуатировать правильно и не провоцировать возникновение опасных ситуаций, то этот вид спорта будет приносить только удовольствие.
Новичкам стоит обязательно воспользоваться помощью опытного инструктора, поскольку ни одна книга и практические рекомендации, какими бы грамотными они ни были, не заменят практических занятий и работы с опытным инструктором.
Много вопросов вызывает выбор места, в котором можно посадить глайдер. Современные модели становятся более хрупкими, но быстрыми и лёгкими, следовательно, неудачный выбор места для их посадки может стать причиной серьёзных повреждений. Так что если не хотите покупать новый глайдер после нескольких полётов, выбирайте для посадки пустынное место без высокой травы и жёстких, пусть и невысоких кустарников. Райдер от приземления в такой местности не пострадает, чего нельзя сказать про глайдер. Также не подходит местность с насаждениями деревьев, с горами, водой и дорогами.
Современному человеку, жаждущему экстрима, предлагаются неограниченные возможности для получения новых ощущений и хорошей порции адреналина. Глайдер — только один из этих способов, который обязательно нужно попробовать и испытать на себе все ощущения, что он способен предоставить.
Подводные глайдеры: подлодки противника не скроются от российских дронов
15:26 02.11.2016
Будущее, когда обнаружение подводных лодок противника перестанет быть проблемой для российского флота, уже наступило. Разрабатываемый подводный роботизированный автономный необитаемый аппарат-планер, который называют глайдером, успешно прошел испытания, расширившие его возможности. О том, что из себя представляет глайдер и где он может применяться, сайту телеканала «Звезда» рассказали в научно-производственном предприятии «Океанос».
Будущее, когда обнаружение подводных лодок противника перестанет быть проблемой для российского флота, уже наступило. Разрабатываемый подводный роботизированный автономный необитаемый аппарат-планер, который называют глайдером, успешно прошел испытания, расширившие его возможности. О том, что из себя представляет глайдер и где он может применяться, сайту телеканала «Звезда» рассказали в научно-производственном предприятии «Океанос».
По словам экспертов, за рубежом разработки в этом направлении ведутся уже несколько десятков лет. Среди уже созданной техники – донные базовые станции, ретрансляторы, беспилотные подводные робототехнические системы наблюдения за подводной обстановкой. Все последние разработки интегрируются в единые системы и отвечают принципу ведения сетецентрической войны.
Подобные разработки есть и в России. Двадцать седьмого октября под Санкт-Петербургом состоялись демонстрационные спуски подводного глайдера, разрабатываемого Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и ЗАО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос». Разработку аппарата курируют в Главном научно-исследовательском испытательном центре робототехники Минобороны РФ.
Что такое глайдер?
«В самом общем виде глайдер – это автономный необитаемый подводный аппарат многократного использования, который перемещается в водном пространстве подобно планеру, – с минимальным расходом энергии и по заданной программе. Для перемещения в воде используется новый принцип перемещения – планирование за счет изменения плавучести и дифферента», – рассказали сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе компании «Океанос».
Он может использоваться как универсальная платформа-носитель различных инструментов для исследования любых акваторий Мирового океана, а также собирать океанографическую информацию и ретранслировать команды на погруженные объекты.
Как сообщили сайту телеканала «Звезда», инициативная разработка отечественного подводного глайдера с универсальными функциями начата в 2011 году. К научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам уже на первой стадии был привлечен Физико-технический университет имени Иоффе.
Первый лабораторный практический образец подводного глайдера с рабочей глубиной погружения до 100 метров был создан в 2012 году. Уже через год специалисты СПбГМТУ провели серию гидродинамических расчетов по нескольким вариантам архитектуры глайдеров, а затем создали его математическую модель.
После испытаний продувочной модели в аэродинамической трубе в 2014 году НПП «Океанос» создал полноразмерный образец подводного глайдера. Под него был написан софт, который позволяет глайдеру работать как в режимах теле- так и автономного управления движением по препрограммируемым заданиям.
В 2015–2016 годах компания проводит широкомасштабные, в том числе длительные морские испытания. При этом в нем уже используются радиоизотопные и термогенераторные энергетические модули.
На голову выше зарубежных аналогов
Внешне глайдер похож на торпеду с крыльями. Длина аппарата без хвостовой антенны – 3000 миллиметров, а диаметр без крыльев – 310 миллиметров. Масса – 150 килограммов. Скорость глайдера составляет всего один-два узла (3,7 километра в час), однако она не является определяющей характеристикой. В то же время более высокая скорость облегчает навигацию, повышает устойчивость на курсе и дает возможность более эффективно бороться с дрейфом и преодолевать течения.
Его уникальные возможности в другом: он может планировать в воде до шести месяцев благодаря литий-ионному аккумулятору на 70 АЧ. При этом аппарат может нести на себе полезную нагрузку массой 13–17 килограммов.
Именно эта характеристика относит его к классу тяжелых военных глайдеров, способных перевозить акустическое оборудование, ретрансляторы и антенны длиной 15 метров. При этом российский глайдер на голову выше своих зарубежных аналогов.
Технические характеристики российского аппарата сравнимы с аналогичными аппаратами производства США, Европы и КНР. Аппараты Spray, Slocum и Sea Glider способны перевозить всего четыре-пять килограммов полезной нагрузки.
Между прочим, военный глайдер российской армии был продемонстрирован на форуме «Армия-2016» в сентябре. Согласно данным ГНИИЦ РТ, в состав роботизированного комплекса входят исследовательский глайдер, глайдер-носитель мини-автономного необитаемого подводного аппарата, глайдер-ретранслятор, корабельный пункт управления и средства ретрансляции.
Начальник ГНИИЦ РТ Минобороны России полковник Сергей Попов отмечал тогда, что продолжение работы над комплексом представляет интерес для российских вооруженных сил.
В то же время существующий глайдер является пока ходовым стендом для испытания различных методик управления подводными аппаратами и их узлами. Сегодня полный цикл стендовых и натурных испытаний проходит уже вторая версия глайдера.
В ходе последних испытаний глайдер подтвердил возможность работы в полностью автономном режиме с достижением расчетной скорости. Он сам вышел в режим связи и сохранял заданный курс. В конце испытаний аппарат продемонстрировал аварийное всплытие с помощью надувного понтона.
Таким образом, полностью подтвердилась возможность использования аппарата в качестве буксировщика подобных антенн. Это существенно расширяет возможности применения глайдеров.
По словам экспертов, при использовании большого количества таких аппаратов, способных находиться в Мировом океане от шести месяцев и до пяти лет, можно выстроить целую пространственно-временную структуру, которая в сетецентрическом режиме и во взаимодействии со спутниками наблюдала бы за подводной обстановкой. В таком случае местонахождение иностранных подводных лодок будет оперативно отслеживаться.
Автор: Михаил Рычагов
Что такое планер или планер
Планер, часто называемый планером, представляет собой летательный аппарат, предназначенный для полета без двигателя. Всегда стоит помнить, что космический шаттл был планером. И военные использовали планеры для высадки войск. Но космический шаттл и военные планеры — это не планеры. Они не предназначены для продолжительного парящего полета. Поэтому, когда мы говорим о планерах, мы обычно имеем в виду планеры.
Планирование предшествует полету с двигателем. Отто Лилиенталь был немецким пионером авиации. Он был первым человеком, совершившим хорошо задокументированные неоднократные успешные полеты на планерах в середине 1800-х годов. Братья Райт также строили и летали на планерах до своих первых полетов с двигателями в начале 19 века.00с.
Сегодня планеризм обычно является «клубным» занятием. Планеры летают с аэродромов планерных клубов, хотя некоторые планерные клубы базируются на обычном аэродроме и делят его с легкими самолетами с двигателями. Современные планеры, как правило, очень эффективные самолеты; технически продвинутый, прочный, но относительно легкий по сравнению с самолетом с двигателем.
Планеру нужна помощь, чтобы подняться в воздух. Обычно это либо буксировка в воздух самолетом с двигателем, либо «кайтинг» с помощью мощной лебедки. В Талгарте мы используем только метод аэробуксировки. Некоторые клубы, расположенные на вершинах хребтов или холмов, например The Midland Gliding Club в The Long Mynd в Шропшире, иногда запускают «тарзанку» со своего хребта. Некоторые планеры также могут запускаться самостоятельно с помощью небольшого встроенного двигателя. Двигатель может быть убирающимся или встроенным в планер, но с убирающимся винтом.
После запуска планеры могут оставаться в воздухе, используя восходящие потоки воздуха. Пилоты-планеристы используют термин «подъемная сила» для описания областей восходящего воздуха. Термики и ветер, отклоняемые вверх горными хребтами, являются наиболее распространенной формой подъемной силы, используемой пилотами, чтобы оставаться в воздухе.
Сегодня летают разные типы планеров. Исторические/классические парапланы из дерева и ткани 30-х/40-х/50-х годов популярны и обладают неповторимым шармом и энтузиазмом. Многие из первого поколения планеров из стекловолокна 60-70-х годов до сих пор летают и пользуются популярностью у пилотов со средним бюджетом. Современный урожай планеров из стекла и углеродного волокна — это высокоточные самолеты. Они точно настроены и оснащены множеством высокотехнологичных инструментов, позволяющих получить максимальную отдачу от их производительности. В умелых руках они летают на огромные расстояния и с удивительно высокой средней скоростью.
- 2012 Йонкер JS1
- 1935 Минимоа
- 1969 Либель
- 1944 воздушная скорость Хорса
Большинство планеров имеют размах крыльев от 13 до 20 метров, из которых наиболее распространен 15 метров. Есть более крупные планеры — в большинстве клубов есть один или два члена с размером около 23 метров — и есть довольно экзотические планеры с размахом крыльев более 28 метров. Большие планеры часто бывают двухместными.
При правильных погодных условиях планеры могут летать часами и преодолевать сотни миль. Обычная цель — вернуться на родной аэродром. Иногда невозможно завершить полет, поэтому пилоты-планеристы хорошо подготовлены к посадке на другом аэродроме или на фермерском поле. Сейчас многие планеры оснащены небольшими вспомогательными двигателями. Они недостаточно мощны, чтобы позволить планеру взлететь под действием силы, но способны выдержать полет и доставить их домой. Эти двигатели обычно представляют собой небольшие двигатели внутреннего сгорания, хотя становятся популярными небольшие турбореактивные двигатели и электрические системы.
Планеры используются как для отдыха, так и для соревнований. Почти каждый может научиться летать на планере. В Великобритании минимальный возраст для самостоятельных полетов — 14 лет, но молодые люди могут начать учиться раньше.
Парящий планер и планер, о парении
Планер или планер — это тип летательного аппарата, у которого нет двигателя. Обычно планер буксируется самолетом, хотя планер также можно запускать как воздушного змея, используя лебедку или даже автомобиль, чтобы поднять его в воздух. На заданной высоте пилот планера отпускает буксирный трос и начинает планировать.
Чтобы научиться управлять планером, вы должны брать уроки у сертифицированного летного инструктора по планерному делу (CFIG) до тех пор, пока не выполните требования для получения сертификата частного пилота. Федеральное авиационное управление сертифицирует инструкторов и частных пилотов. Вы можете управлять планером в одиночку в возрасте 14 лет и можете получить сертификат частного пилота на планере в возрасте 16 лет. Пока вы можете безопасно летать на планере, для планеров нет требований к медицинскому сертификату, как для самолетов.
[ Верх страницы ]
Подъем
Если воздух неподвижен, планер медленно снижается до посадки. Однако воздух редко бывает полностью неподвижным. Часто существуют восходящие потоки или «подъемная сила», которые опытный пилот может использовать для набора высоты.
Самый распространенный тип подъемной силы, который используют пилоты планеров, называется термическим. Термик — это пузырь или столб теплого воздуха, который поднимается вверх. Теплый воздух поднимается вверх, потому что он менее плотный, чем холодный воздух. Часто в верхней части термика образуется кучевое облако, обозначающее область подъема.
Летая по кругу в термике, пилот планера может подняться в воздух на тысячи футов и оставаться в воздухе, пока сохраняется подъемная сила. Большинство людей видели, как ястребы, орлы и стервятники используют ту же технику, чтобы набрать высоту, не взмахивая крыльями.
[ Верх страницы ]
По пересеченной местности
Многократно набирая высоту, а затем планируя, пилот может преодолеть сотни миль за один полет. Это называется парением по пересеченной местности.
Ключ к безопасному полету на большие расстояния — всегда иметь достаточную высоту, чтобы иметь возможность планировать до аэропорта или, по крайней мере, до безопасного места для посадки. Безопасные места для посадки могут включать сельскохозяйственные угодья, поля и пастбища.
[ Верх страницы ]
Гонки
В гонках на планерах курс проходит вокруг одной или нескольких поворотных точек с финишной линией в аэропорту старта или рядом с ним. Обычно соревнования планеров длятся несколько дней, каждый день проводится одна гонка.
Перед началом гонки все планеры выстроились на взлетно-посадочной полосе. Как только подъемная сила становится достаточно сильной, планеры буксируются на высоту 2000 футов над землей. После запуска всех планеров начинается гонка. Затем пилоты должны пролететь от старта, вокруг поворотных точек и обратно к финишу. Данные глобальной системы позиционирования (GPS) используются для проверки того, что планеры облетали точки поворота. Несколько факторов определяют, сколько времени потребуется планеру, чтобы облететь курс. К ним относятся, насколько быстро пилот может набирать высоту в термиках, как быстро пилот летит между термиками и насколько сильно «проваливается» пилот во время планирования.