Координатные оси здания
Вернуться на страницу «Оформление чертежей»
Обычно маркировочные кружки (их диаметр 6–12 мм) располагают с левой и нижней стороны здания.
Оси наносят согласно ГОСТ Р 21.1101-2013:
5.3 Координационные оси
5.3.1 На изображениях здания или сооружения указывают координационные оси его несущих конструкций, предназначенные для определения взаимного расположения элементов здания или сооружения и привязки здания или сооружения к строительной геодезической сетке или разбивочному базису.
5.3.2 Каждому отдельному зданию или сооружению присваивают самостоятельную систему обозначений координационных осей.
Координационные оси наносят на изображения здания, сооружения тонкими штрихпунктирными линиями с длинными штрихами, обозначают в кружках диаметром 6-12 мм арабскими цифрами и прописными буквами русского алфавита (за исключением букв: Ё, З, Й, О, X, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ь) или, при необходимости, буквами латинского алфавита (за исключением букв I и О).
Пропуски в цифровых и буквенных (кроме указанных) обозначениях координационных осей не допускаются.
Цифрами обозначают координационные оси по стороне здания и сооружения с большим количеством осей. Если для обозначения координационных осей не хватает букв алфавита, последующие оси обозначают двумя буквами.
Пример — АА, ББ, ВВ.
5.3.3 Последовательность обозначений координационных осей принимают по плану, как показано на рисунке 1а: цифровые оси — слева направо, буквенные оси — снизу вверх или как показано на рисунках 1б и 1в.
Рисунок 1
5.3.4 Обозначение координационных осей, как правило, наносят по левой и нижней сторонам плана здания и сооружения.
При несовпадении координационных осей противоположных сторон плана в местах расхождения дополнительно наносят обозначения указанных осей по верхней и/или правой сторонам.
5.3.5 Для отдельных элементов, расположенных между координационными осями основных несущих конструкций, наносят дополнительные оси, которым присваивают обозначение в виде дроби, в числителе которой указывают обозначение предшествующей координационной оси, а в знаменателе — дополнительный порядковый номер в пределах участка между смежными координационными осями в соответствии с рисунком 1г.
Допускается координационным осям фахверковых колонн присваивать цифровые и буквенные обозначения в продолжение обозначений осей основных колонн без дополнительного номера.
5.3.6 На изображении повторяющегося элемента, привязанного к нескольким координационным осям, координационные оси обозначают в соответствии с рисунком:
2а — при их количестве не более 3;
2б — при их количестве более 3;
2в — при всех буквенных и цифровых координационных осях.
Рисунок 2
При необходимости ориентацию координационной оси, к которой привязан элемент, по отношению к соседней оси указывают в соответствии с рисунком 2г.
5.3.7 На планах жилых зданий, скомпонованных из блок-секций, крайним координационным осям блок-секций присваивают обозначения согласно 5.3.1-5.3.3, которые указывают в соответствии с рисунком 3а.
Координационным осям блок-секций, в том числе крайним, присваивают самостоятельные обозначения согласно 5. 3.1-5.3.3 с добавлением индекса «с» (см. рисунок 3б). При необходимости на плане блок-секции указывают обозначения координационных осей здания, скомпонованного из блок-секций.
5.3.8 Трехмерную (3D) электронную модель здания или сооружения выполняют в единой планово-высотной системе координат.
Координатную систему трехмерной модели здания или сооружения изображают тремя взаимно перпендикулярными линиями с началом координат, расположенным в точке пересечения осей 1 и А на нулевой отметке этого здания или сооружения в соответствии с рисунком 4.
Рисунок 4
При этом для прямоугольного в плане здания (см. рисунок 1а) за положительное направление принимают: оси X — в сторону увеличения цифровых обозначений координационных осей, оси Y — в сторону увеличения буквенных обозначений координационных осей, оси Z — вертикально вверх от условной нулевой отметки здания.
Альпинистские карабины: виды, применение, маркировка
20 июля 2017 | Сергей Малинкин, эксперт отдела Железо магазина АльпИндустрия в ТЦ Авиапарк
Карабин в альпинизме (а также туризме, скалолазании, промальпе, фрирайде и ски-туре) необходим для быстрого соединения или закрепления верёвок, тросов и элементов снаряжения друг к другу.
Термин «карабин» пришёл к нам примерно XVII веке — так назывался крюк с защёлкой, при помощи которого подвешивали одноимённое оружие к плечевому ремню. На протяжении долгого времени карабины не имели муфты и изготавливались из стали. Муфтованные карабины стали применяться порядка 50 лет назад. Наличие муфты, предотвращающей случайно раскрытие карабина, значительно повышает безопасность. Для современных карабинов утверждены международные и региональные стандарты качества материалов, конструктивных решений, минимальной разрушающей нагрузки и т.д.
Материалы альпинистских карабинов
Современные карабины изготавливаются из стали и алюминиевых сплавов (дюралюминий), а также титана и пластика.
Стальные карабины более износостойкие, чем алюминиевые. Для придания им повышенных антикоррозийных свойств их хромируют, оцинковывают или покрывают порошковой краской. Алюминиевые (дюралюминиевые) карабины из сплавов при тех же габаритах, что и стальные, легче в 2-3 раза. Они также подвергаются анодированию для усиления антикоррозийных свойств.
Процесс изготовления альпинистского карабина
Титановые карабины на сегодняшний день морально устарели и не производятся, но по-прежнему встречаются в обиходе, т.к. во времена СССР были наштампованы в значительных количествах и активно использовались, пока не были повсеместно вытеснены алюминиевыми собратьями. Титановые значительно легче, чем стальные, и более износостойкие, чем алюминиевые, но, тем не менее, имеют ряд недостатков. Титан обладает низкой теплопроводностью, и если такой карабин применить со спусковыми устройствами типа шайбы, восьмёрки и др., где трение верёвки идёт через карабин, это может привести к оплавлению верёвки, и затем, при резком остывании, к потере прочности карабина. Также титан крайне не любит падений — это приводит к образованию микротрещин. Кроме того, это очень тяжёлый в обработке материал, что, в конечном счёте, сказывается на цене изделия: до 10 раз дороже стали.
Из пластика изготавливаются вспомогательные карабины — каритулы. С их помощью можно организовать быстрый и удобный доступ к снаряжению и рассортировать снаряжение на страховочной обвязке или снаружи рюкзака. Пластиковые каритулы мало весят, выдерживают разрушающую нагрузку от 5 кг до 15 кг, не предназначены для использования в качестве соединительного элемента и нужны исключительно для развески снаряжения.
Формы альпинистских карабинов
Существует множество форм, но можно выделить ключевые.
Грушевидные карабины (HMS)(B)(H)Конструкция грушевидных карабинов специально разработана для применения с узлом UIAA и спусковыми устройствами типа шайба (например, Petzl Reverso и Black Diamond Atc-Guide), восьмёрка (например, Petzl Huit Antibrulure и Petzl Pirana Black) и другими (например, Kong Full Alu). Геометрия прутка карабина, его диаметр, радиус в месте соприкосновения с верёвкой обеспечивают безопасное скольжение веревки через карабин. Асимметричная форма обеспечивают широкое раскрытие защёлки и позволяют использовать такой карабин как накопитель: присоединять несколько элементов снаряжения. Например, его удобно использовать, особенно большие HMS карабины (Black Diamond Rocklock Magnetron и Petzl William Triact-Lock), как «центральный» карабин на станциях, в него могут встать на самостраховку несколько человек. Фото: Карабин Petzl Attache |
|
D-образные карабины (B)У карабинов с такой формой нагрузка приходится на основную ось, снимая давление на защёлку и повышая прочность устройства. Такие карабины удобно применять в организации переправ и троллеев и подъёме грузов. Фото: Карабин Petzl Am’D Screw-Lock |
|
Карабины-овалы (B)Симметричная форма овального карабина позволяет свободно проворачивать его во время пристёгивая к снаряжению и оптимально распределять нагрузку между щёчками блок-ролика и карабином, не создавая изломов и перекосов. Соответственно, не будет дополнительного трения на щёчки блок-ролика.Фото: Camp Oval Compact Twist Lock |
|
Фото (слева направо): грушевидный карабин и узел UIAA, овальный карабин с блок-роликом (правильное использование), D-образный карабин с блок-роликом (неправильное использование). |
|
Карабины-полуовалы / полукруглые карабины (B)Такая форма позволяет нагружать карабин в трёх направлениях и применять его, в основном, для состёгивания спелеообвязок и соединения нижней и верхней частей полной обвязки. Фото: Карабин Petzl Demi Rond полукруглый |
|
Соединительные кольца (M)Круглая форма позволяет нагружать такой соединительный элемент во всех направлениях. Соединительные кольца применяются на стационарных станциях на заранее пробитых маршрутах для тренировок, а также ставятся в обвязки для арбористики и промальпа для повышенной подвижности. Фото: Соединительное кольцо Petzl Open Ring |
|
Направляющие карабины (T)Направляющие карабины оснащены проушинами, что позволяет исключить опасную поперечную нагрузку на карабин. Такие карабины применяют в промышленном альпинизме на металлоконструкциях ((А) — анкерные, например, Petzl Mgo). Также их удобно использовать в усах самостраховки, на станциях и для прикрепления спусковых устройств к силовому кольцу обвязки. Особенно это удобно для детей и начинающих альпинистов. Существуют специальные аксессуары из пластика и резины — фиксаторы и планки — для удержания карабина в нужном положении (например, Petzl Captiv, Petzl Tanga и Petzl String XI).Фото: Карабин Black Diamond Gridlock Magnetron |
|
Рапиды (Q)Рапиды — карабины без защёлки с резьбовыми муфтами, предназначенные для длительного или постоянного использования. Муфта является деталью соединительного элемента, несущей нагрузку, если она завинчена ключом. Помимо такелажных работ удобно применять рапиды диаметром 7-8 мм (например, Edelweiss Maillon Oval 8 мм) на мультипитчевых маршрутах, например, для дюльферов, т.к. стоимость их значительно ниже, чем у базовых карабинов. |
Нестандартные альпинистские карабины
Отдельно стоит отметить нестандартные карабины, имеющие уникальную конструкцию.
Например, карабины со встроенным роликом в несколько раз снижают трение верёвки о тело карабина. Такая конструкция позволяет быстро собирать полиспастные системы или использовать карабин в оттяжках для изменения направления верёвки. Фото: Карабин с роликом Petzl Rollclip Triact-Lock |
|
Карабин с защёлками, открывающимся в разные стороны. Для присоединения такого карабина не нужна запирающая муфта. Фото: Карабин Grivel K8G Sigma Twin Gate |
|
Алюминиевый карабин с разрушающей нагрузкой по основной оси при закрытой муфте равной 40 KN (4000 кг). Фото: Карабин Camp Atlas Lock |
Карабины с механической муфтой
Карабины с резьбовой муфтой, не дающей им самопроизвольно открываться. Такие карабины одинаково работают в разных погодных условиях. Из недостатков можно отметить, что во время использования механические муфты могут раскручиваться (размуфтовываться). Некоторые производители, например, Petzl, маркируют защёлку ярким цветом: если муфта раскрутится, цвет позволит быстрее это заметить.
На современных карабинах применяют фиксатор защёлки по типу Keylock (и карабин, и защёлка без крючков — как на фото справа): он снижает вероятность зацепления карабина за другие элементы снаряжения в отличие от системы с крючком.
Карабины с автоматической муфтой
Автоматы в свою очередь делятся на двухтактные-байонетные (например, у Camp Guide XL) и трёхтактные (Petzl OK Triact-Lock и Black Diamond Vaporlock Magnetron).
Двухтактные муфты
Для отпирания защёлки надо выполнить два действия: сначала повернуть муфту, затем открыть защёлку. Когда вы отпустите защёлку, муфта автоматически запрётся. Несомненный плюс такой муфты в быстром срабатывании, минус в том, что в зимних условиях муфта может примёрзнуть. Кроме того, в определённых условиях двухтактную муфту может раскрыть верёвка или трение о снаряжение.
Трёхтактные муфты
Для открытия трёхтактных муфт, как понятно из названия, надо совершить три движения. Например, в системе Petzl OK Triact-Lock надо сначала приподнять муфту, а затем открыть как двухтактный автомат. Их плюсов, быстрое запирание защёлки и низкая вероятность самопроизвольного раскрытия муфты. С другой стороны, трёхтактная муфта требует небольшой практики, нужно приноровиться, чтобы раскрывать её одной рукой, и она также может примёрзнуть при низкой температуре.
Карабины без муфты
Карабины без муфты используются в оттяжках при лазании с верхней или нижней страховкой. Они не предполагают дополнительных манипуляций с раскрыванием муфты, прощёлкивать и выщёлкивать верёвку через такие карабины просто и быстро.
Карабины без муфты с проволочной защёлкой.
Карабины без муфты бывают с цельной или проволочной защёлкой. Преимущества проволочной — низкий вес и невосприимчивость к механическим загрязнениям или примерзаниям, минус — за редким исключением карабины с такой защёлкой применяют крюк для запирания, который может цепляться за верёвку и снаряжение. Существуют модели карабинов с проволочной защёлкой, где этот нюанс минимизирован или сведён на нет. Например, когда крючок утоплен в теле карабина (первое фото выше), спрятан за щёчками из проволоки (второе фото выше), или используется защёлка типа keylock (третье фото выше).
Карабины без муфты с цельной защёлкой.
Преимущество цельной защёлки в удобстве пользования. В оттяжках с цельными карабинами «верхний», который вщёлкивается в точку, как правило, имеет прямую защёлку (второе фото выше) и свободно присоединён к стропе, «нижний» для удобства прощёлкивания в него верёвки имеет изогнутую защёлку (первое фото выше) и, как правило, зафиксирован на стропе.
Европейские стандарты для карабинов и соединительных элементов
Сертифицированный альпинистский карабин имеет стандарт качества, утверждённый Европейским комитетом по стандартизации (European Committee for Standardization, CEN).
Стандарт EN12275 («Снаряжение для альпинизма — Соединительные элементы — Требования безопасности и методы испытаний», Mountaineering equipment — Connectors — Safety requirements and test methods) указывает на требования безопасности и методы тестирования соединительных элементов для альпинизма, скалолазания и смежных видов.
Обозначения:
- (H HMS) — Карабин для организации страховки при помощи скользящего узла (UIAA).
- (K klettersteig) — Карабин для Via Ferrata.
- (X oval shape) — Овальный карабин для аварийных работ (работы с блок-роликами).
- (B Basic) — Стандартные карабины.
- (Q Quick link) — Карабины с механической муфтой.
Стандарт EN362 («Средства индивидуальной защиты от падения, с высоты — Соединительные элементы», Personal protective equipment against falls from a height — Connectors) определяет требования к снаряжению, методы тестирования, маркировку и информацию, которую должен предоставлять производитель.
Соединительные элементы, соответствующие стандарту EN362 используются в качестве защиты от падения от падения с высоты, при фиксации положения во время высотных работ или при спасательных работах.- (B Basic) — Базовый соединительный элемент. Это любой карабин с защёлкой и муфтой, для открытия которого нужны, как минимум, два осознанных действия.
- (M Multiuse) — Универсальный соединительный элемент.
- (T Termination) — Конечный соединительный элемент. Карабины для распределения нагрузки строго по основной оси.
- (A Anchor) — Анкерный соединительный элемент.
- (Q Screwlink) — Завинчивающийся соединительный элемент.
Маркировка карабинов для альпинизма и промальпа
На карабине отображается вся необходимая информация: разрушающая нагрузка, стандарты, номер контролирующей организации, дата выпуска, тип карабина, название карабина и бренда. Данные также дублируются в паспорте изделия.
- Страховочный стандарт: год стандарта / Класс карабина. Пример: EN362:04/B.
- Соответствует нормам таможенного союза ЕАЭС (необходимо для промышленных и спасательных работ) EAС.
- Соответствует требованиям Международного союза альпинистских ассоциаций UIAA.
- Разрушающая нагрузка с разблокированной муфтой.
- Разрушающая нагрузка поперечной оси (по малой оси — неправильное использование).
- Разрушающая нагрузка по продольной оси (по большой оси — правильно нагруженный карабин).
- Тип карабина согласно стандарту EN12275.
- Дата выпуска изделия и серийный номер.
- Значок, напоминающий о необходимости ознакомления с инструкцией i.
- Номер контролирующей организации системы качества. Пример: CE0123.
- Название бренда и модели карабина.
Разрушающая нагрузка указана в Килоньютонах. Если на карабине указана продольная нагрузка 22 KN, чтобы перевести значение в кгс (килограмм-сила), надо умножить на 100, соответственно, 2200 кгс выдерживает этот карабин до разрушения. Согласно стандартам, минимальная разрушающая нагрузка карабина по продольной оси должна быть не менее 22 KN (2200 кгс), по поперечной оси — 6 KN (600 кгс). Карабин с разблокированной защёлкой должен выдерживать в продольном направлении не меньше 9 KN (900 кгс).
Обслуживание альпинистских карабинов
К карабинам, как и к другому снаряжению, нужно относиться бережно — от этого зависит ваша жизнь. Не ронять, не царапать на карабинах никаких надписей, не использовать не по назначению, не нагревать.
Карабины, в целом, не требуют специального ухода. Но при работе, особенно на открытом воздухе, подвергаются коррозии и изнашиваются. Поэтому стоит регулярно проверять работоспособность муфт и защёлок и очищать от загрязнений. Можно мыть в воде, но обязательно высушивать, смазывать подвижные детали, но при этом следить, чтобы на наружных поверхностях не оставалось излишка смазки — она может неблагоприятно влиять на присоединяемые текстильные элементы: верёвки, ленты, страховочные обвязки.
Выбраковка альпинистских карабинов
При наличии одно из нижеследующих дефектов, карабин больше не должен использоваться:
- Коррозия.
- Зазор или выход наружу клёпки защёлки.
- Неправильное соединение защелки.
- Общий износ корпуса, ведущий к значительному уменьшению сечения (бороздки), наличие насечек на корпусе, если глубина превышает 1 мм (у разных моделей карабинах эта глубина может быть разная, обязательно ознакомитесь с инструкцией перед использованием).
- Если автоматические муфты сами не закрываются полностью (возможно, они просто засорились или давно не смазывались).
- Деформация прутка карабина, связанная с превышенными нагрузками.
Шпаргалка по выбору и работе с карабинами и соединительными элементами
Выбирая карабины, вы должны чётко понимать, где и как вы будете их использовать. Если вы занимаетесь на скалодроме, достаточно будет, например, одного HMS карабина. Если собираетесь заниматься горным туризмом, фрирайдом, альпинизмом, вам понадобится от 5 до 15 алюминиевых карабинов и в случае с альпинизмом как минимум 5 оттяжек. Чтобы не таскать лишнего «железа», знакомитесь заранее с описаниями маршрутов. Всё лишнее снаряжение выльется в лишние килограммы «мёртвого» груза. Современные тенденции к облегчению снаряжения без потери надёжности заставляют производителей искать свежие решения. Например, Н-образный профиль прутка карабина призван обеспечить оптимальное соотношение прочности и веса. По сравнению с обычной круглой формой он также защищает маркировку карабина от истирания.
Фото: Евгения Алексеева, Мария Курочкина / АльпИндустрия
КАРАБИНЫ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ — НАШ ВЫБОР
символов GD&T | Основы GD&T
Допуск формы | |
---|---|
Прямолинейность | |
Используется для указания того, насколько прямой является цель.
| |
Плоскостность | |
Используется для указания самой выступающей части и самой вогнутой части.
| |
Округлость | |
Используется для указания, насколько близко должна быть цель к идеальному кругу.
| |
Цилиндричность | |
Используется для указания того, насколько прямой должна быть цель и насколько близко она должна быть к идеальному кругу.
| |
Допуск профиля линии | |
Используется для указания того, насколько кривизна (поперечное сечение) близка к конструкции.
| |
Допуск профиля плоскости | |
Используется для указания того, насколько кривизна (поверхность) близка к дизайну.
|
Допуск ориентации | |
---|---|
Параллелизм | |
Используется для указания того, насколько точно две линии или плоскости параллельны базе.
| |
Перпендикулярность | |
Используется для указания того, насколько точно цель перпендикулярна к исходной точке.
| |
Угловатость | |
Используется для указания точного наклона цели к системе отсчета.
|
Допуск местоположения | |
---|---|
Истинное положение | |
Используется для указания того, насколько точно цель позиционируется относительно базы.
| |
Соосность | |
Используется для указания того, что оси двух цилиндров соосны (без отклонения центральных осей) относительно базы.
| |
Концентричность | |
Используется для указания того, что оси двух цилиндров соосны (без отклонения в центральных точках) относительно базы.
| |
Симметрия | |
Используется для указания того, насколько симметрична цель относительно базы.
|
Допуск на биение | |
---|---|
Круговое биение | |
Используется для указания биения любой части окружности при вращении цели.
| |
Общее биение | |
Используется для указания биения всей поверхности при вращении цели.
|
Требования к конверту | |
---|---|
«E» означает «конверт». Этот символ указывает на взаимную зависимость допуска размера и геометрического допуска. Он задает оболочку совершенной формы.
| |
Свободное состояние нежестких частей | |
«F» означает «свободное состояние». Этот символ указывает на деформацию, выходящую за пределы допуска по размеру или геометрического допуска в свободном состоянии.
| |
Применение наименьшего материального состояния | |
«L» означает «наименее материальное состояние». Этот символ указывает на применение наименьших материальных условий.
| |
Применение максимального состояния материала | |
«M» означает «максимальное состояние материала». Этот символ указывает на применение максимального состояния материала.
| |
Индикация прогнозируемой зоны допуска | |
«P» означает «проецируемая зона допуска». Этот символ указывает допуск, применяемый к выступу элемента.
| |
Материал не требуется | |
Символ, используемый стандартом ANSI. Он представляет собой «независимо от размера элемента (RFS)». Этот символ был удален в ASME Y14.5-2009. | |
Индикация касательной плоскости (только ASME) | |
«T» означает «тангенциальная плоскость». Насколько наклонна плоскость, соприкасающаяся с поверхностью, к базовой плоскости в пределах заданной поверхности, обозначается параллелизмом. В отличие от параллелизма, это определяет выпуклость поверхности, а не вогнутость. | |
Допуск на неравномерное расположение профиля (только ASME) | |
«U» означает «неравномерно расположенный профиль». Это задает диапазон отклонения величины смещения от зоны допуска (предел зоны допуска) с точки зрения допуска профиля плоскости. «UZ» используется для аннотации в соответствии со стандартами ISO. | |
Элемент с допуском | |
Указание символов, допусков, типов геометрических допусков, положения и других требований.
| |
Индикация исходной точки | |
Исходное положение.
| |
Базовая цель | |
Точка, линия или зона для установки базы.
| |
Теоретически точный размер (TED) | |
Теоретически точный размер (TED)
| |
Общая зона допуска | |
«CZ» означает общую зону. Указание на то, что несколько элементов в разных положениях считаются одной зоной допуска.
| |
Допуск профиля (периметр) | |
Средство для применения геометрического допуска к периметру элемента, указанного стрелкой.
| |
Допуск профиля (полностью) | |
Средство применения геометрического допуска ко всему элементу, указанному стрелкой.
| |
Подвижная базовая мишень (только ASME; предлагается для ISO) | |
Указанная цель опорной точки и другие связанные с ней опорные точки могут быть перемещены. Например, даже когда деталь прикреплена к мишени, можно изменить форму мишени, мишень и базис можно переместить. | |
Точечная облицовка (только ASME) | |
Обработка, которая создает цековку, увеличивает еще одно коаксиальное отверстие.
| |
Статистическая погрешность (только ASME) | |
Спецификация, определяющая допуск для собранных компонентов в соответствии со статистикой. Применяя статистический допуск, можно увеличить допуск для каждого компонента, уменьшив зазор между компонентами и сопрягаемыми деталями. Хотя это может улучшить характеристики продукта и/или снизить производственные затраты, применение этого допуска требует надлежащего управления статистическими процессами в качестве предварительного условия.
| |
Непрерывная функция (только ASME) | |
«CF» означает «непрерывная функция». Это требование указывается, когда элементы должны быть геометрически обработаны как один элемент.
|
- Глоссарий Глоссарий
ИНДЕКС
Музейный журнал | Двойной топор и некоторые другие символы
Происхождение и развитие символизма, букв и рисунков, используемых в украшениях с символическим значением или без такового, является областью исследований, которая никогда не может быть исчерпана. Происхождение символа может быть прямо указано его формой и может быть очень простым и очевидным, или же его происхождение может быть совершенно иным, чем кажется. Опять же, символ может мигрировать от одного народа к другому, или с острова на остров, или с континента на континент, изменяя свою форму и приобретая новые значения, чтобы сбить с толку любого, кто проследит его миграцию. Возможно, самое запутанное в таких устройствах — это необыкновенная привычка, которую они имеют, — в идентичных формах — из совершенно разных предметов в разных частях мира и каждый раз ассоциироваться с похожими идеями.
Рис. 28. — Вотивный топор. Кавуси, Крит. BSA, Vol. VII. Рис. 29. — Двойной топор с вазописи. Кноссос, Крит. BSA Vol. VII. Рис. 30. — Бронзовый обетный топор из Диктейской пещеры, Крит. BSA Vol. VII Рис. 31. — Двойной топор, высеченный на каменном столбе. Кноссос, Крит. Микенский культ дерева и колонны, Эванс. Рис. 32. — Двойной топор из перстня с печаткой. Кноссос, Крит. Миноа, Эванс. Рис. 33. — Двойной топор с вазописи. Гурния, Крит. Гурния, Бойд.Примером того или иного из этих двух классов — миграции или конвергенции — служат двойной топор древней Европы и так называемый знамён древней Америки.
Двойные топоры из бронзы, найденные на Крите, представлены в коллекциях Университетского музея. Их датируют примерно 1500 г. до н. э. Похоже, они предназначались для использования либо в качестве оружия, либо для рубки дров. Двойной топор Крита появился после начала бронзового века. Каменные топоры периода, непосредственно предшествующего бронзовому веку, никогда не бывают двойными.
Помимо полноразмерных топоров, предназначенных для использования, на Крите эпохи бронзы были найдены миниатюрные топоры из золота, бронзы, слоновой кости и глины. Это, очевидно, символические украшения, а иногда и вотивные приношения. Контур двойного топора был найден в Кноссе на глиняной печати, которую сэр Артур Эванс относит к I среднеминойскому периоду. Известный лабиринт или дворец, раскопанный Эвансом в Кноссе, получил свое название от двойных топоров, вырезанных на его стенах. Один и тот же рисунок часто наносится на керамику позднеминойского периода I и выгравирован на камнях-печатниках, и во всех этих случаях резьба или роспись имеют символическое значение. Естественный вывод состоит в том, что двойной топор на Крите был священным предметом и символом культа.
Символическое использование двойного топора в Греции известно с очень древних времен. В Спарте были найдены многочисленные миниатюрные топоры из слоновой кости или бронзы, датируемые периодом 800 г. до н. э. Он появляется в нарисованном контуре на вазах Дипилона и часто изображается на краснофигурных и чернофигурных вазах классического периода, где иногда его можно увидеть в руках разных людей, изображенных в украшениях. Маленькие двойные топоры из золота носили гречанки и находили в их могилах. Он также изображен на различных греческих монетах.
Рис. 34. — Двойной топор из глиняного оттиска. Кноссос, Крит. Скрипта Миноа, Эванс. Рис. 35. — Двойной топор из глиняной пломбы. Кноссос, Крит. Скрипта Миноа, Эванс. Рис. 36. — Двойной топор с вазописи. Псейра, Крит. Антро. Паб. ун-т Мус, Том VIII. Рис. 37. — Двойной топор с вазописи. Псейра, Крит. Антро. Паб. ун-т Муз., Том VIII. Рис. 38. — Двойной топор с вазописи. Мохлос, Крит. Антик. Кретуаз. Том. II, Марагианнис. Рис. 39. — Двойной топор, высеченный на фрагменте терракоты. Дворец Фестос, Крит. Памятники, Античи, Vol. 14.Двойной топор появляется среди хеттских останков Сирии и Каппадокии, где его использование было явно символическим. Он найден в Малой Азии и среди ранних этрусских останков в Италии.
В Скандинавии в каменном веке были двойные каменные топоры, очевидно предназначенные для использования. В тот же каменный век в ходу были и миниатюрные двойные топоры в виде янтарных бус или украшений.
Каменные топоры с двумя режущими кромками, которые иногда встречаются в Великобритании, по-видимому, являются местным развитием одинарного топора и меньше похожи на двойные средиземноморские топоры, чем скандинавские двойные каменные топоры.
Таким образом, согласно данным археологии, использование двойного топора либо в качестве оружия, либо в качестве инструмента для домашнего использования, либо в качестве символа, либо во всех трех случаях было широко распространено в странах Средиземноморья в очень ранние времена. Однако все известные примеры относятся к бронзовому веку. В Скандинавии они встречаются в позднем каменном веке, который, однако, совпал с бронзовым веком в районе Средиземноморья.
Во всех упомянутых странах тенденция двойного топора ассоциироваться с церемониальным использованием, если она действительно не начиналась с этих ассоциаций. Везде он был священным предметом, и его использование было символическим. Правда, его иногда изображают как оружие, как в подвигах Тесея на краснофигурном килике в Британском музее или в руках амазонок, как на фризе в Магнезии в Малой Азии, а также на вазе картины. Однако это появление двойного топора как боевого топора, используемого героями мифологии, никоим образом не противоречит его священным атрибутам или его существенно церемониальному или символическому характеру.
Тот факт, что его иногда можно увидеть в руках амазонок, побудил Нильссона назвать двойной топор «Амазонским топором». Судя по всему, на это имя нет ордера. Нильссон ошибается в своем утверждении, что это оружие свойственно амазонкам и что они всегда вооружены двойными топорами. Изучение рисунков на вазах показывает, что амазонки вооружены другим оружием так же часто, как и двойным топором.
Рис. 40. — Двойной топор. Фестос, Крит. Антик. Кретуаз, Vol. Я, Марагианнис. Рис. 41. — Двойной топор из микенского черепка. Крит. Памятники Античи, Vol. 14. Рис. 42. — Двойной топор с картины. Палекастро, Крит. Памятники Античи, Vol. 14. Рис. 43. — Хеттский бог двойного топора. Каппадокия, земля хеттов. Дж. Гарстанг. Рис. 44. — Двойной топор в хеттском религиозном шествии. Каппадокия. Смитсоновский отчет, 1903. Рис. 45. — Бронзовый топор. Кипр. История де л’Арт. Фенеция и Сайпр. Перро и Чипье.Древний греческий щит
Похоже, существует тесная связь между определенной формой греческого щита и двойным топором. В архаический период в Греции этот щит изображен на росписях на дипилонских вазах, где его несут воины. На той же керамике заметную роль играет символ двойного топора. Трудно понять, почему был принят щит такой формы, если только он не имитировал очертания двойного топора. Вполне понятно, что такой символ мог быть приспособлен к форме щита. Если бы двойной топор был священным предметом или символом силы, или если бы его символика была символом защиты, щит такой формы, естественно, имел бы больше достоинств, чем обычный щит. Подобная форма щита, известная как беотийская, встречается на аттических вазах и на греческих монетах, датируемых шестым веком до н.э. ко второму веку до н.э.
Рис. 46. — Топор с вазописи. Каталог коллекции Чеснола. Рис. 47. — Топор в руке амазонки. Магнезия в Малой Азии. Статуя Грека и Романа, Vol. Я, Рейнах. Рис. 48. — Миниатюрный бронзовый двойной топор. Спарта. BSA Vol. XIII. Рис. 49. — Топор из слоновой кости. Спарта. BSA, Vol. XIII. Рис. 50. — Топор с вазописи. Представитель Де Ваз, я, Райнах. Рис. 51. Топор с вазописи. Griechische Vasenmalerei, Фуртвенглер.The Bannerstone
Класс предметов, к которым это название было применено с общего согласия, встречается во многих различных формах и сделан из самых разных камней. Это древняя вещь, которую использовали бывшие жители Северной Америки. Обычно он просверлен в центре, как для установки на древко, но иногда встречается и без отверстия.
Профессор У. Х. Холмс, директор Национального музея Соединенных Штатов, был так любезен, что позволил мне ознакомиться с рукописью своей будущей книги об американских древностях и разрешил мне процитировать из нее следующий отрывок.
«В пределах того же региона на северо-востоке Америки, прореживание, как и выемка на юге и западе, представляет собой предмет редкой и узкоспециализированной формы, топорообразное орудие, известное как баннерный камень, с трубчатой перфорацией для черенок и с чрезвычайно разнообразными крыловидными лопастями. Он не встречается больше нигде в Америке. В Северной Европе был найден просверленный топор аналогичного типа, и примечательно, что эта форма артефакта по всему Старому Свету, хотя изначально, возможно, и использовалась, имела широкое и разнообразное применение в качестве символа. Следующее очень интересное и наводящее на размышления заявление относительно «Амазонского топора» цитируется Нильссоном. «Каменное оружие такого рода довольно разнообразно, и его центральная часть часто намного короче, чем упомянутая здесь фигура, напоминающая фигуру, показанную на рис. 174. коллекция, но не закончена, нет отверстия для рукояти — но это оружие всегда известно тем, что оба конца гораздо более расширены и более или менее заточены. Это точно так же, как топоры, которыми вооружены амазонки, где бы мы ни видели их изображения. На мраморном саркофаге из Лувра в Париже с надписью SARCOPHAGE TROUVE A SALONIQUE EN MACEDOINE воины владеют топорами с одним лезвием и заостренным острием: но у всех амазонок есть такие обоюдоострые топоры, как изображенный здесь. Амазонки изображаются с такими топорами и в других местах; например, на некоторых старинных фризах в Британском музее. В трактате «Меч Тиберия» (по-немецки 4to, с цветными гравюрами) амазонка также представлена с таким же топором. Называется Amazon Axe. Ксенофонт упомянул об этом в Anabasis, IV, 4; а Гораций говорит об Amazonia Securis в «Одах», IV, 4, 20».0549 *1
«У американского гомолога точно не было никаких иных функций, кроме сакральных и церемониальных. Возможно, не будет ошибкой предположить, что, возможно, в доисторические времена образцы этого типа приспособлений перевозились каким-то путешественником через промежуточные моря, и что туземцы считали их обладающими сверхъестественными свойствами, они были приняты как «великое лекарство», распространившееся на многих людей. племен и принимают самые разнообразные формы. Не кажется совершенно невероятным, чтобы каменный или бронзовый перфорированный топор этого типа, оставленный одним из кораблей Эрикссона, был предком этих своеобразных предметов. Кто осмелится сказать, что эти очень разнообразные, прекрасно отделанные и широко распространенные предметы не могли появиться среди племен в течение 620 лет, отделяющих открытие Вайнландии и прибытие паломников».
В отрывке, который я только что процитировал из своей будущей книги, д-р Холмс предполагает, что знамена произошли от европейского двойного топора, один из которых, возможно, был привезен Эрикссоном или каким-то неизвестным путешественником в доисторические времена. , а затем скопированы индейцами для собственного использования. Доктор Холмс выдвигает общее предположение, что эти предметы могли появиться у индейцев в течение 620 лет, отделяющих открытие Вайнленда и прибытие паломников.
Рис. 52. — Топор греческого воина. Представитель Des Vases, Vol. И. Рейнах. Рис. 53. — Топор, который несет женщина при смерти Орфея. Грейх. Васенбильдер. Том. III, Герхард. Рис. 54. — Топор Тесея в бою. Представитель Des Vases I, Reinach. Рис. 55. — Топор Геракла. Респ. Дес. Вазы I, Рейнах. Рис. 56. — Топор, который Ориентал носил в бою. Респ. Дез. Вазы. Я, Рейнах. Рис. 57. — Топор с вазописи. Вульчи. История древней керамики. Береза.Чтобы принять или отвергнуть такую точку зрения, необходимо либо подкрепить ее сильными положительными данными, либо опровергнуть ее сильными отрицательными доказательствами. Несомненно, что предмет, идентичный по форме некоторым знаменным камням, существовал в Европе на берегах Средиземного моря и на берегах Балтийского моря во времена, намного более ранние, чем у норвежских исследователей. С другой стороны, нет никаких доказательств того, что он использовался или хотя бы был известен в какой-либо части Европы в период между открытием Вайнландии и прибытием паломников.
В районе Средиземноморья двойной топор относится к бронзовому веку, а в Северной Европе — к каменному веку. Маловероятно, что Эрикссон или кто-либо из его современников привез бы в Америку инструмент или символ, которые не использовались в их время. С другой стороны, есть свидетельства того, что камень для знамени существовал в Америке гораздо раньше, чем у скандинавских путешественников. Если оставить в стороне их появление в Огайо, есть свидетельства того, что они были усовершенствованы в очень ранний период истории культуры аборигенов Северной Америки. Раскопки, проведенные в Нью-Джерси, выявили ряд знамен на месте, связанных с орудиями из аргиллита и другими условиями, которые доказали их относительно далекую древность. *2
Согласно этому свидетельству, по крайней мере две формы баннерного камня производились в Нью-Джерси не 900 лет назад, а несколько тысяч лет назад. Таким образом, если знамя Америки произошло от двойного топора Европы, то оно было введено в гораздо более ранний период, чем период, к которому относятся самые ранние исторические сообщения. Какие есть доказательства того, что оно было получено таким образом?
Предположение доктора Холмса основано на том несомненном факте, что в Америке встречается большой класс предметов, которые, хотя и сильно отличаются по форме, обнаруживают общее сходство с европейским двойным топором и иногда представляют такое близкое сходство, что становятся идентичными и не могут быть различимы. Предположение основывается также на столь же несомненном факте, что оба класса предметов имели церемониальное использование и символическое значение. В любом случае значение или набор идей, связанных с использованием этой символики, остается неизвестным.
Рис. 58. — Топор Ино преследует Фриксоса. Респ. Дес. Вазы, Райнах. Рис. 59. — Бронзовый двойной топор. Центральная Италия. Этрусский период. Ла Цив. Первобытная Италия, Vol. III, Монтелий. Рис. 60. — Бронзовый двойной топор. Центральная Италия. Этрусский период. La Civilization Primitive Italie, Vol. III. Монтелиус. Рис. 61. — Харон с двойным топором. Вульчи. Этрусские исследования, Тейлор. Рис. 62. — Двойной топор с вазописи. Griechische Vasenmalerei, Vol. III. Фуртрэнглер. Рис. 63. — Харон с двойным топором. этрусский. Лексикон греческой и римской мифологии, Рошер. Том. I. Часть. I.Хотя эти обстоятельства очень интересны и поучительны, они нуждаются в поддержке существенных подтверждающих доказательств, чтобы установить что-либо, напоминающее положительный аргумент.
Таких подтверждающих доказательств пока не появлялось. Если какая-либо из различных форм баннерного камня была получена из европейской модели, маловероятно, что связь когда-либо будет установлена. Тождество даже такой узкоспециализированной формы в сочетании с полным соответствием функции само по себе не является достоверным свидетельством заимствования.
С другой стороны, какие существуют доказательства независимого местного происхождения класса предметов, известных как баннерные камни?
Было показано, что некоторые типы баннерных камней использовались в Америке в очень древние времена. Можно также показать, что объект, похожий по форме, использовался в недавние исторические времена, и объект, похожий по форме, действительно используется вплоть до настоящего времени в одной точке континента. В обоих этих случаях использование предмета носит чисто церемониальный и символический характер. В каждом случае он связан с обрядами, которые, очевидно, очень древние, и сам объект в обоих случаях, очевидно, является тем, чья форма и символическое использование передавались из поколения в поколение.
В очень ценной и превосходной работе Джеймса П. Хоули под названием «Беотук, или краснокожие индейцы» на противоположной странице 249 можно увидеть репродукцию рисунка, сделанного женщиной из индейского племени беотук и полученного от нее в 1829 году. были коренными жителями Ньюфаундленда и вымерли в течение некоторого времени. На рисунке, на который я ссылаюсь, виден ряд из шести посохов, каждый из которых увенчан символическим устройством. Нам говорят, что один из них представляет собой хвост кита. В отношении этого предмета у Хоуки есть следующий меморандум, ссылающийся на заметки Кармака, который впервые получил рисунок от индианки. «Записка сообщает нам, что кит считался большой добычей, это животное давало им более обильный запас пищи, чем что-либо другое, следовательно, индейцы поклонялись этому изображению хвоста кита . (Курсив мой.) Другое упоминание об этом встречается в некоторых случайных заметках Кармака: «Бутылочный кит, которого они изображали своим хвостом, часто посещает северные заливы… и краснокожие индейцы считают величайшей удачей убить один…’”
Это использование китового хвоста красными индейцами Ньюфаундленда в начале девятнадцатого века имеет аналог среди эскимосов Аляски, примыкающих к Берингову проливу и берегам Берингова моря, и имеет сложную церемонию, связанную с китом. охотиться. В этой церемонии они используют предмет, который, как они заявляют, представляет собой хвост кита и играет очень важную роль в церемонии. Это символическое устройство сделано из слоновой кости, ископаемой или моржовой, и часто со вкусом украшено. У него два крыла и заостренный выступ между крыльями наверху. На нижнем крае в центре частично просверлено гнездо для вставки посоха, на котором он носится. Я не могу объяснить выступающую точку наверху, которая всегда имеет глубокую прорезь на конце, но это определенно имеет какое-то отношение к символизму объекта.
Рис. 64. — Топор на глиняной фигурке, Hist. де л’Арт. Греческая арка. Перро и Чипье. Рис. 65. — Бронзовая монета, около 400 г. до н. э. Фракия. Греческие и римские монеты, Vol. 25. Хирш. Рис. 66. — Серебряная монета, II век до н. э. Остров Тенедос. Греческие и римские монеты. Том. 13. Хирш. Рис. 67. — Серебряная монета, около 189 г. н.э. Остров Тенедос, Греческие и римские монеты, Vol. 19. Хирш. Рис. 68. — Серебряная монета, ок. 189 г. до н. э. Остров Тенедос. Греческие и римские монеты. Том. 25. Хирш. Рис. 69. — Серебряная монета, 351–344 гг. до н. э., Кария. Греческие и римские монеты. Том. 18. Хирш.Когда я был на Аляске в 1905 году, мне удалось получить несколько экземпляров этого предмета, которые сейчас находятся в музее. У меня не было возможности увидеть церемонию, но от миссис Бернарди из Нома, которая была свидетельницей многих эскимосских церемоний, я узнал некоторые факты о церемонии, связанной с охотой на китов.
В то время и позже я заметил, что китовый хвост является излюбленным приспособлением эскимосов Аляски для резьбы по слоновой кости или деревянным орудиям, для татуировок на себе и для амулетов. Это использование символа, которое часто на первый взгляд кажется украшением, имеет также более глубокое религиозное значение.
Многие эмблемы используются в церемонии кита; то, что представляет собой хвост животного, принимает две формы edit1 . Они соответствуют хвостам китов из дерева и слоновой кости, которые эскимосы используют в качестве ящиков, игрушек или украшений. Эти две формы близко соответствуют двум характерным формам баннерных камней. edit2
Преобладание кита и особенно китового хвоста в декоративном искусстве и символике аляскинских эскимосов делает его самым важным символическим устройством, известным им. Набор идей, с которым ассоциируется этот символ, вероятно, является одним из самых глубоко укоренившихся и мощных их религиозных верований. Обряды этого культа практиковались издавна.
Таким образом, хвост кита как религиозный символ можно найти на двух самых отдаленных концах североамериканского континента, на востоке и западе; в Ньюфаундленде на одном конце и в районе Берингова пролива на другом конце. Между ними и на большой площади находятся знамена. Эта область простирается от Онтарио до Флориды и от Мэна до Огайо. Ни один из них не был обнаружен за пределами этой области, и их появление становится все более редким по направлению к ее западной и южной окраинам. Если такой предмет когда-то использовался в западной части Соединенных Штатов, его доказательства были упущены из виду или утеряны.
Ритуальный предмет, символизирующий кита и связанный с культом этого животного, мог возникнуть только у народов, живущих вблизи моря. Естественно, оно не могло проникнуть в глубь большой континентальной области, где животное не было бы известно и где его символика не была бы понята. Баннерстоун имеет наибольшее развитие на восточном побережье Соединенных Штатов и постепенно исчезает по мере удаления от побережья на запад. Таким образом, его распространение соответствует идее происхождения среди жителей побережья. Повторное появление сохранившегося символа аналогичной формы на другом конце континента, взятое в связи с историческими свидетельствами, предоставленными Ньюфаундлендом, указывает на широкое знание и использование того же символизма среди людей континента, живущих на побережьях континента. моря, часто посещаемые определенными видами китов, на которых, как известно, охотились и которые использовались в пищу от Ньюфаундленда и Лабрадора до Аляски.
Рис. 70. — Янтарная бусина в виде двойного топора, Дания. Датское искусство. Рис. 71. — Топоровидное украшение из янтаря. Скандинавия. Каменный век, Нильссон. Рис. 72. — Щиты от росписи диплионской вазы. История искусства. Рис. 73. — Роспись вазы. История де л’Арт. Греческая арка, Perrot & Chipiez. Рис. 74. — Щит от росписи на дипилоновой вазе. AJA Vol. XIX. № 4. Рис. 75. — Щит от росписи на дипилоновой вазе. AJA Vol. XIV, No. 4.Подводя итог всей теме, лучше всего будет провести различие между различными типами баннерных камней.
- Моноплан с крыльями, поворачивающимися вверх, тип edit3 , характерный для восточной части, особенно побережья Нью-Джерси и Пенсильвании. Эта форма встречается также в западном и южном направлениях.
- Сужающаяся форма edit4 , найденная в том же районе, что и № 1, и в тесной связи с ним, а также простирающаяся на запад и юг.
- Двойной топор формы edit5 , характерный для Огайо, Мичигана и Висконсина. Эта форма распространена в Джорджии, Флориде и Луизиане. В южном регионе все формы редки.
- Форма бабочки edit6 , найденная в Онтарио, Огайо, а также на западной и южной окраинах, как правило, в районе баннерстоуна.
- Хомут формы edit7 характерен для региона Огайо.
Помимо этих пяти форм, в большинстве коллекций можно увидеть различные формы, которые классифицируются как баннерные камни. Эти варианты и неустойчивые формы увеличиваются по мере продвижения на запад и юг и встречаются в основном на западной окраине области баннерстоуна.
Смысл такого распределения форм состоит либо в том, что разные типы являются не связанными друг с другом объектами, происходящими независимо из разного происхождения и представляющими разные идеи, либо в том, что они представляют изменчивые формы, которые один и тот же символ принимал при своем перемещении на запад от восточного побережья Атлантического океана. Имеющиеся доказательства, кажется, указывают на последнюю точку зрения. Иными словами, символ, сохранивший свою надлежащую форму и значение в месте своего происхождения, где его значение было ясным, естественно, подвергался множеству местных влияний по мере того, как попадал в регионы, где он не был хорошо понят, и подвергался различным изменениям. интерпретаций, принимал различные формы.
Рис. 76. — Щит из дипилоновой вазы. AJA Vol. XIX, № 4. Рис. 77. — Двойной топор на черепке. Рукавица де Кайс. Втор. Арка Инс. Афины, 1892 г. Рис. 78. — Двойные топоры и щит с росписи на вазе из дипилона. История де л’Арт. Греческая арка. Перро и Чипье. Рис. 79. — Щит из серебряной монеты ок. 550-480 гг. до н.э. Галиартус. Греческие и римские монеты. Том. 13. Хирш. Рис. 80. — Щит из серебряной монеты около 450 г. до н. э. Фивы. Каталог монет Бостонского музея изящных искусств. Рис. 81. — Баннерстоун. Нью-Джерси. Университетский музей, Филадельфия.Хотя одна форма предмета, обычно причисляемая к знаменному камню и очень напоминающая двойной топор Европы, возможно, была завезена в Америку из Европы в ранний период, как предполагает доктор Холмс, существуют убедительные доказательства в пользу местного происхождения для баннерного камня, характерного для Новой Англии и штатов Северной Атлантики, а также для второй формы, которая иногда обнаруживается связанной с этой наиболее характерной формой. Эти две формы очень похожи на две формы символа, которые до сих пор используются эскимосами Аляски в церемониальных целях. Первая, наиболее заметная и характерная из этих двух форм, демонстрирует близкое соответствие форме символа, использовавшейся еще в девятнадцатом веке беотуками, или красными индейцами Ньюфаундленда.
То, что возможность иностранного происхождения различных элементов индийской культуры является разумным предположением, нельзя отрицать, но может показаться, что какой бы аспект этой культуры мы ни выбрали для изучения, мы, вероятно, придем в наших исследованиях к чисто американским источники. Для баннерного камня, как и для всех туземных идей, туземное происхождение кажется наиболее правдоподобным, и, продолжая наши исследования на самом американском континенте, мы, скорее всего, найдем объяснение древним американским символам.
G.B.G.
*1 Скандинавия Нильсона, стр. 71-72 (Первобытные жители Скандинавии, Свен Нильссон).
*2 См. University Museum Anthropological Publications, Vol. VI, № 3.
edit1 Отсутствует текст, содержащий 2 изображения в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 63
edit2 Отсутствует текст, включающий 2 изображения в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 63
edit3 Отсутствует изображение в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 66 маркер 1
edit4 Отсутствует изображение в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 66 маркер 2
edit5 Отсутствует изображение в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 66 маркер 3
edit6 Отсутствует изображение, которое внутри предложения, см. версию в формате pdf на стр. 66, маркер 4
edit7 Отсутствует изображение в предложении, см. версию в формате pdf на стр. 66, маркер 5
Рис. 85 — Баннерстоун. Висконсин. Отчет Смитсоновского института, 1896 г.
Рис. 86 — Баннерстоун, Огайо. Доисторическая Америка, Vol. И. Пит,
Рис. 87 — Баннерстоун. Онтарио. Археологический отчет, 1911 г.
Рис. 88 — Banenrstone. Теннесси. Древности Теннесси, Терстон.
Рис. 89 — Баннерстоун. Нью-Джерси. Университетский музей, Филадельфия.
Номер музейного объекта: NA3649
Рис. 90 — Баннерстоун. Огайо. Доисторическая Америка, Vol. Я, Пит.
Рис. 91 — Баннерстоун. Иллинойс. Справочник американских индейцев, часть 1.
Рис. 92 — Баннерстоун. Айова. Отчет Смитсоновского института, 1896 г.
Рис. 93 — Баннерстоун. Айова. Справочник американских индейцев, часть 1.
Рис. 94 — Баннерстоун. Огайо. Университетский музей, Филадельфия.
Рис. 95 — Баннерстоун. Огайо. Справочник американских индейцев, часть 1.
Рис. 96 — Баннерстоун. Флорида. Доисторическая Америка, Vol. Я, Пит
Рис. 97 — Баннерстоун. Огайо. Каменный век в Северной Америке, Vol. 1, Мурхед.
Рис. 98 — Баннерстоун. Западная Виргиния. Национальный музей США.
Рис. 99 — Символ хвоста кита из слоновой кости, у аляскинских эскимосов. Собрание музея.
Номер музейного объекта: NA1069
Номер изображения: 12560
Рис. 100 — Символ хвоста кита из слоновой кости, у эскимосов Аляски. Собрание музея.
Номер музейного объекта: NA4245
Номер изображения: 12560
Рис. 101 — Эмблема хвоста кита. Беотук или красные индейцы, Ньюфаундленд. Джеймс Хоули.
Рис. 102 — Кости эскимосов Аляски, изображающие китов.
Номер изображения: 12097
Рис. 103 — Символы, используемые в церемонии китов аляскинских эскимосов. Образцы собраны В. Б. Ван Валином.
Номер музейного предмета: NA4789 / NA4786
Номер изображения: 12157
Рис. 104 — Подставка для гарпуна из эскимосской слоновой кости, украшенная символами китового хвоста.