12 стульев от Генриха Гамбса. Кто сделал мебель, про которую писали все — от…
Кто сделал мебель, про которую писали все — от Пушкина и Гоголя до Ильфа и Петрова
— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитур?
— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот… Обитый английским ситцем в цветочек…
— Ах, это в моем доме?
— Да, в Старгороде…
— Помню, я-то отлично помню… Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили?
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев»
Герой романаВ 1927 году Ильф и Петров опубликовали роман о двух искателях сокровищ — сыне турецкоподданного Остапе Бендере и бывшем предводителе дворянства Ипполите Воробьянинове. Большинству его первых читателей не надо было объяснять, что такое гамбсовская мебель: она была символом старорежимного шика и качества, кто-то из них даже смог сохранить или приобрести по случаю пару стульев или этажерку «от Гамбса».
Гамбсовской или «гамбсовой» называли мебель, выпущенную в мастерской Генриха Гамбса, высококлассного петербургского краснодеревщика, чья продукция с начала XIX века была широко известна во всей Российской империи благодаря исключительной выразительности и высокому качеству исполнения.
В фонде дерева и мебели Исторического музея хранится прекрасная коллекция мебели из мастерской Генриха Гамбса, где по сюжету романа «12 стульев» был создан легендарный гарнитур из гостиной Воробьянинова.
Кадр из фильма Леонида Гайдая «12 стульев». 1971 год. Киноконцерн «Мосфильм»
— Десять стульев из дворца! — сказал вдруг аукционист
— Почему из дворца? — тихо ахнул Ипполит Матвеевич. Остап рассердился:
— Да идите вы к черту! Слушайте и не рыпайтесь!
— Десять стульев из дворца. Ореховые. Эпохи Александра Второго. В полном порядке. Работы мебельной мастерской Гамбса.
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев»
С чего все началосьС конца XVIII века поставщиком мебели для императрицы Екатерины II был знаменитый мастер, немец по происхождению, Давид Рёнтген, до этого поставлявший мебель ко двору французского короля. Учеником Рёнтгена был Генрих Даниэль Гамбс, который в 1795 году открыл собственную мебельную мастерскую в Петербурге, а затем и сам стал поставщиком двора ее величества: в разное время его фирма изготавливала предметы меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца.
После смерти Генриха Гамбса дело унаследовали его сыновья, которые успешно развивали бизнес отца: на протяжении всего XIX века практически любую качественную и добротную мебель называли «гамбсовой».
Экспонат
Консоль
Пристенный стол с узкой мраморной столешницей
Автор: Мастерская Генриха Гамбса
Дата создания: 1800-е гг.
— Так,— сказал Бендер.— Что-то мы, во всяком случае, нашли.
Ипполит Матвеевич достал из кармана ящичек и осовело посмотрел на него.
— Давайте, давайте! Чего глаза пялите!
Ящичек открыли. На дне лежала медная позеленевшая пластинка с надписью:
«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели. 1865 г. Санкт-Петербург».
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев»
Секреты популярностиПочему имя Гамбсов стало нарицательным для определения качественной мебели и эталоном для других производителей? Есть несколько приемов, благодаря которым Гамбсы оставили позади себя конкурентов.
Качество материала и декор
В мастерской Гамбсов использовали дорогие сорта древесины не только для внешней отделки, но и для внутренней. Способы украшения мебельных изделий были весьма изобретательными — художественная бронза, фарфор, стекло и даже лаковые миниатюры, которые до них использовали только для украшения табакерок. Все эти изысканные технические и художественные приемы придавали неповторимый облик предмету, который нёс на себе отпечаток индивидуальности и автора, и владельца. Обладание таким предметом приобщало владельцев к кругу избранных, и они не жалели денег, чтобы попасть в этот круг.
Н.В. Гоголь упоминает гамбсову мебель в романе «Мёртвые души», говоря о причинах нечестного наживания денег: «Ведь всякий из нас чем-нибудь попользуется: тот казенным лесом, тот экономическими суммами, тот крадёт у детей своих ради какой-нибудь приезжей актрисы, тот у крестьян ради мебелей Гамбса или кареты.Что ж делать, если завелось так много всяких заманок на свете?»
Эргономичность
Все предметы мебели производства Генриха Гамбса отличались удобством. То, над чем в XX столетии всерьёз стали задумываться конструкторы мебели, Гамбс постиг и реализовал на сто лет раньше с учётом доступных на тот момент средств, соединив комфорт с высокой эстетикой внешнего облика.
Знаменитые гамбсовы кресла неоднократно фигурировали в русской литературе XIX века. Например, в неоконченной повести А.С. Пушкина «Мы проводили вечер на даче» перед нами предстаёт «Сорохтин, дремавший в гамбсовых креслах»; в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович Кирсанов «сидел далеко за полночь в своём кабинете, на широком гамбсовом кресле, перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь». И в одном, и в другом произведении образ некоего гамбсова кресла присутствует как презентация домашнего уюта, покоя и стабильности.
Нарицательное название «гамбсова мебель» отражало высокий уровень репутации фирмы: бренд гарантировал покупателю обладание настоящим произведением искусства — модным, престижным, но при этом очень практичным.
Оригинальные технические решения
Бюро, созданные фирмой Генриха Гамбса, могли трансформироваться и содержали огромное количество полок и ящичков для хранения документов. Среди бумаг обязательно находилась пара наиболее ценных. Для них были предусмотрены ячейки, о существовании которых или о том, как они открываются, знали только хозяин бюро и производитель. В данном случае бюро превращалось в сейф и надёжно оберегало все ваши секреты.
Высокая стоимость гамбсовой мебели определила и сферу её распространения. В первой трети XIX века она бытовала в аристократической среде, украшая интерьеры особняков и дворцов. Но уже со второй трети столетия она встречается повсеместно. Так что можно считать вполне реальной ситуацию, описанную в романе «Двенадцать стульев», когда архивариус Старгорода Коробейников с легкостью подсунул отцу Федору вместо воробьянинского другой гампсовский гарнитур, принадлежавший когда-то генеральше Поповой.
Варфоломеич не стал долго размышлять, раскрыл алфавит — зеркало жизни на букву П, быстро нашел требуемый номер и взял с полки пачку ордеров генеральши Поповой. .. Дивясь своей сметке и умению изворачиваться, архивариус усмехнулся и отнес ордера покупателю.
— Все в одном месте? — воскликнул покупатель.
— Один к одному. Все там стоят. Гарнитур замечательный. Пальчики оближете. Впрочем, что вам объяснять! Вы сами знаете!
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев»
Стул из Эмиратов для Леонида ГайдаяКадр из фильма Леонида Гайдая «12 стульев». 1971 год. Киноконцерн «Мосфильм»
В экранизации романа «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая на роль мебельного гарнитура Ипполита Воробьянинова был выбран стул гостиного образца изысканной рокальной формы. По времени происхождения он относится к обстановке середины XIX века.
Существует легенда, что Гайдай мечтал о настоящих гамбсовских стульях, но к тому времени — фильм снят в 1971 году — достать в СССР мебель работы Гамбса было почти нереально. В результате удалось найти лишь один такой стул, но хозяйка ни за что не хотела его продавать. Тогда его сфотографировали с разных ракурсов, чтобы сделать копии. В Союзе за эту работу никто не взялся — краснодеревшики признались, что не могут воссоздать вещь гамсовского уровня качества, и стулья для фильма пришлось заказывать в Арабских эмиратах.
Ипполит Матвеевич сдернул со стула ситец и рогожку. Глазам его открылись пружины, прекрасные английские пружины, и набивка, замечательная набивка, довоенного качества, какой теперь нигде не найдешь.
Илья Ильф и Евгений Петров. «12 стульев»
В Историческом музее есть похожий стул. Его мягкая спинка заключена в почти гладкую раму округлых очертаний, украшенную уплощёнными завитками. Чтобы с лёгкостью перемещать предмет, его ножки завершаются небольшими колёсиками.
Экспонат
Стул
Стул в стиле второго рококо
Автор: Мастерская братьев Гамбс
Дата создания: 1840-1850-е гг.
Стулья мастера Гамбса
Нет, если вы думаете, что «гамбсовский стиль» — это исключительно стулья с пухлыми сиденьями, в которых герои «Двенадцати стульев» пытались отыскать запрятанные бриллианты, то разуверьтесь срочно. Хотя — сделаем оговорку — мебель в стилистике «необарокко» где-то в середине XIX столетия тоже производилась.
Но стилистика эта — не единственная и даже не главная. Как и «стулья» — вообще-то не главное, а главным были шкафчики, комоды и прочие «секретеры» со множеством тайных отделений и ящичков (недаром «секретер» — от «секрета»).
Но обратимся к истории. Началось с того, что еще в конце XVIII столетия приехал в Санкт-Петербург некто Генрих Даниэль Гамбс из города Нойвид в княжестве Вид (сейчас это в составе земли Рейнланд-Пфальц). Нойвид — не то чтобы городок, но город не очень большой: даже сейчас где-то тысяч 60 населения. И поминают в связи с ним совсем других обитателей — а происходили из этих мест предок американских Рокфеллеров, королева Румынии и даже первый и единственный князь Албании. Нашего же героя не вспоминают — что понятно, ибо город он покинул совсем молодым. Зато помнят его учителя по имени Давид Рёнтген. Знаменитый в свое время мебельщик поставлял свои произведения французскому королевскому двору, а кое-что — и в Россию, ко двору Екатерины (что-то из его работ сохранилось, попав в Эрмитаж).
Трудно сказать, сопровождал ли ученик учителя во время поездок того в Петербург или бывал ли посылаем им туда для сопровождения партий мебели. Теоретически, по возрасту, вполне мог. Как бы то ни было, в 1790 году 25-летний Генрих Гамбс прибывает в северную столицу России, а в 1795 году уже открывает магазин на Невском проспекте. И фирма «придворного механика Гамбса» продолжает существовать, уже под руководством его сыновей, вплоть до середины XIX столетия.
Ну, а теперь обратимся к стульям. Увидеть их (как и прочие шкафчики и жардиньерки) можно сейчас на выставке в Историческом музее.
Начнем с самого раннего — с классицизма. Типичная пальметта на спинке, темная кожаная обивка закреплена контрастными декоративными гвоздями с латунными шляпками, опоры оформлены в виде гермы.
Особое внимание обратим на скульптурное изображение греческого сфинкса.
Вот тоже классицизм — но только тут уже египетские гермы, и выполнены они из бронзы.
Вообще же — отвлечемся на минуту от стульев и кресел — такой прием с бронзовыми скульптурными вставками можно считать «визитной карточкой» ранних лет мастерской Гамбса. В том числе в его бюро и секретерах.
Или вот еще: здесь бронзовая скульптурная вставка соединена с декором в технике эгломизе.
Но — назад к стульям. Вот неоготика (в основном она стала входить в моду при Николае I).
И еще немного необарочной стилистики позднего этапа существования мастерской. Здесь перед креслом — поистине монументальные пяльцы.
Забавный диванчик «тет-а-тет».
И любопытная трансформация «вольтеровского» кресла.
А вот теперь — обратно к классике, ко временам самого мастера Генриха. И сейчас покажу кресло, ради которого я, вообще-то, и затеяла этот пост.
Как видим, не только бюро с комодами, но и кресла могли быть у Гамбса трансформерами. И набор приспособлений тут просто шикарный. Вот по бокам за подлокотниками — откидные столешницы.
На одном подлокотнике — пюпитр с регулируемым наклоном.
На другом — столик (и при этом под ним еще две выдвижные круглые подставки — жаль, что их не видно).
Предусмотрено также выдвижное подножие.
И когда я думала, что углядела уже все, оказалось, что помимо прочего у кресла может с помощью специального скрытого рычага откидываться спинка, превращая его тем самым в кровать.
Утверждается, что подобное кресло-трансформер «нашему всему» Александру Сергеичу как-то подарила супруга на день рожденья. Не знаю уж, было ли там столько же инженерных хитростей.
Кстати, и подписывался Гамбс «ébéniste-mécanicien de la cour à StPetersbourg» — то бишь «придворный краснодеревщик-механик». Клеймо с таким текстом было обнаружено при реставрации одного из его бюро — вот этого, с табакерками.
Вообще же в ГИМе сейчас понаоткрывалось сразу несколько выставок. Небольшой обзор можно посмотреть здесь.
культура мода мебель дизайн
— TurboSquid 1970443
NATIVE 3д Макс 2012 V-Ray 3.30
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 ментальный луч
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3д Макс 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 ментальный луч
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3д Макс 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3д Макс 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 ментальный луч
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
3ds Max 2012 V-Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3д Макс 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
3ds Max 2012 Mental Ray
Синема 4D Р15 V-Ray
3ds Max 2012 V-Ray
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 V-Ray
Майя 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
Maya 2015 V-Ray
Майя 2015 Mental Ray
3ds Max 2015 V-Ray
3ds Max 2015 Mental Ray
Синема 4D Р18 Расширенный рендеринг
OBJ
Другие текстуры
Unreal
Unity
CheckMate Pro
Текстуры Материалы УФ-карта 45 713 Полигоны 46 219 Вершины Неперекрывающиеся развернутые UV-развертки Полигональные квадраты/трис-геометрия
Русский Геридон, Санкт-Петербург, приписывается Генриху Даниэлю Гамбсу
Геридон с восьмиугольным навершием с приподнятым краем, инкрустированным декоративным латунным орнаментом. Эта столешница поддерживается четырьмя узкими массивными колоннами из красного дерева, соединенными инкрустированными скрещенными соединениями. Колонны опираются на четырех резных, позолоченных и патинированных сфинксов, лежащих на квадратном плато. Ноги сфинксов грациозно сгибаются над краем плато. Все поддерживается четырьмя массивными ножками из красного дерева с позолоченными узлами.
Генрих Гамбс (1765-1831) родился в Вюртемберге, Германия, и начал свою карьеру при Давиде Рентгене. В конце 1780-х переехал в Петербург, где основал мебельную мастерскую. Вскоре его имя и известность выросли, и он смог обслуживать элиту этого города самой изысканной модной мебелью. Уже в 1793 Мария Федоровна заказала бюро у Гамбса. Это было началом долгой связи с царской семьей. Катарина попросила его в 1795 году украсить апартаменты ее внука Александра, и в 1801 году он был назначен придворным краснодеревщиком и в основном занимался снабжением императорских резиденций, включая Павловск, Царское Село и Зимний дворец.
Гэмбс, насколько известно, не подписывал никакую мебель. Атрибуция основана на повторяющихся элементах, таких как материал, форма и украшение. В частности, украшение с геометрическим латунным орнаментом на черненом фоне является характерной чертой мебели из красного дерева Гамбса. Генрих Гамбс разработал технику, при которой определенные части предмета мебели украшались полосой из темного дерева, инкрустированной перфорированной латунной бахромой разной ширины. Общими характеристиками были ноги и руки в виде орлов, грифонов и сфинксов. Его ранняя мебель имела эти ножки из окрашенного или лакированного и позолоченного дерева. Позже его мебель была украшена бронзовыми скульптурами.
Этот Геридон, вероятно, создан по проекту известного архитектора и дизайнера Андрея Воронихина (1759-1814), выполненного Генрихом Гамбсом. Воронихин и Гамбс неоднократно работали вместе, особенно при проектировании Павловского дворца, отремонтированного после большого пожара 1803 года. в книге д-ра Углевой о краснодеревщике и его семье, По словам д-ра Углевой, рабочее место Гамба было уникальным и ведущим в Петербурге. Гамбс оказал большое влияние на производство мебели по всей России в девятнадцатом веке не только в плане дизайна, но и в техническом отношении. Мебель Gambs отличалась высочайшим качеством, поэтому название Gambs Furniture приобрело в русском языке особое значение, отражающее высокий уровень фирмы. Согласно русскому словарю того времени, имя Гамбса было не только торговой маркой, но и синонимом драгоценного, то есть при покупке Гамбса покупали не только товар, но и ощущение высшей формы красоты. , комфорт и несомненно мода и престиж.
Углева указывает, что термин «мебель Гамбса» стал синонимом роскоши, богатства и вкуса и вошел в литературу из классиков XIX века, в том числе Пушкина, «мечтавшего в своем кресле Гамбса», и Тургенева в «Отцах и детях», которые «сидели далеко за полночь». , в широком кресле Гэмбса, перед камином; это выражение вошло даже в одно из самых известных советских литературных произведений «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова
. Эти качества мебели Гамбса забавно упоминаются в «Мертвых душах» Гоголя, где рассказчик размышляет о возможных причинах, по которым кто-то может пожелать накопить богатство нечестным путем. означает: «У каждого из нас есть своя слабость. . .другой ворует у собственных детей ради какой-то легкомысленной актрисы. . .или ради какой-нибудь мебели Гамбса. . .что поделаешь с таким количеством всяких соблазнов в мире…»
Этот геридон — подарок царя Николая II испанскому послу в Санкт-Петербурге 7-му графу Виллагонсало Мариано Мигелю Мальдонадо-и-Давалосу (1851-1901). Он был назначен уполномоченным представителем от имени испанской короны в 1891 году. Эта функция была преобразована в посла в 1896 году, с которым Виллагонсало стал первым послом Испании в Российской империи.
Во время его пребывания в Петербурге между царем Николаем II и Виллагонсало завязалась теплая дружба. Царь даже упоминает о нем в своих дневниках:
«Суббота, 20 апреля 1896 года. День был чудесный и светлый. Мы вдвоем пошли на короткую прогулку и нашли массу анемонов. После завтрака я принял графа Воллагонсало [так в оригинале], ранее испанского представителя, а теперь посла здесь».
Это признак того, что они были друзьями и не относились друг к другу чисто по-деловому. В дневниках царя никогда не говорится о таких визитах, которые он, вероятно, принимал ежедневно, только когда они были дружескими, это записывалось в его личные дневники.
В 1899 году Виллагонсало получил императорский орден Александра Невского. Это рыцарство последовало за перипетиями русской истории на протяжении веков. Орден существовал в двух формах в царской империи и в Советском Союзе и теперь, в третьем виде, является орденом Российской Федерации.
Орден предназначался для высокопоставленных царских воинов. Присвоение этого ордена, как и других русских орденов, означало, что носитель был возведен в русское дворянство. Поэтому чрезвычайно исключительным является то, что испанский посол получил этот приказ.
7-й граф Виллагонсало был заядлым коллекционером произведений искусства. Он обладал, среди прочего, большой коллекцией картин. Как описано выше, фамилия Гамбс в России в конце девятнадцатого века еще была синонимом качества. Этот дар царя был не просто подарком.