секреты и советы по выбору
Глина считается основой для гончарного дела. Смешанная с водой, она создает тестообразную массу, пригодную для последующей обработки. Сырье природного происхождения, имеет отличия в зависимости от мест образования. Один вид можно использовать в чистом виде, другие требуют просеивания и смешивания. В итоге получается глина для керамики – материал, вполне пригодный для изготовления разных изделий.
Виды глины для керамики, их характеристики
Структурно глина состоит из мелких кристаллов, формирующих глинообразующий силикатный минерал – каолинит. В состав глины для керамики входят вода, оксиды кремния и алюминия.
Красная глина
В природе такая глина для изготовления керамических изделий отличается зеленовато-коричневым оттенком, придаваемым оксидом железа, на долю которого приходится от пяти до восьми процентов от общего количества. В процессе термической обработки в зависимости от температурного режима или типа печи глина становится красного либо беловатого цвета. Материал легко разминается, выдерживает нагрев до 1 100 градусов. Сырье отличается большой эластичностью, отлично подходит для моделирования небольших скульптур или для работы с глиняными пластинами.
Белая керамика
Месторождения такого вида встречаются везде. При достаточной увлажненности глина светло-серая, процесс обжина придает ей белый оттенок или цвет слоновой кости. Основные качества материала – эластичность и просвечиваемость, так как в составе отсутствует оксид железа. Применяется для изготовления посуды, кафельной плитки, сантехники, глиняных поделок.
Белая глина для керамикиРазновидность сырья, содержащего повышенное количество белого глинозема – майолика. Обжин ее выполняется при низких температурах, после чего поверхность покрывается глазурью, содержащей олово. Керамика из майолики имеет второе название – фаянсовая, так как впервые использовать этот материал для изготовления посуды стали на заводе по производству фаянсовых изделий.
Глина из песчаника
Этот материал особенно подходит для работ на специальном станке по изготовлению гончарных изделий. В составе имеются суглинок и кремнеземные примеси. Второе название сырья – «горшечная глина». После обжига при температуре, превышающей 1 000 градусов, глина становится более плотной и полностью непроницаемой. Применяют ее для производства посуды и декоративных поделок. Цветовые оттенки разнообразны – сероватый, бежевый, слоновая кость, коричневый.
Глина для производства фарфора
В состав этой глины входят каолин, полевой шпат и кварц. При достаточной увлажненности глина отличается светло-серым оттенком, обжиг при температурном режиме в 1 300 – 1 400 градусов делает ее белой. Сырье отличается эластичностью, работа с таким материалом подразумевает большие технические затраты, по этой причине рекомендуется пользоваться готовыми формами.
Огнеупорная глина
Такой вид глины отличается максимально ценными качествами. Такую породу получают при помощи обжига каолина (глины белой) под воздействием температуры не ниже 1 000 градусов. Термическая обработка придает материалу дополнительную термоустойчивость. Процесс обработки теплом выпаривает из глиняного материала жидкость и различные примеси. В специальной печи глиняной породе придаются свойства прочности камня, который потом измельчается, чтобы получить шамот. Сырье используется в производстве огнеупорного кирпича, для кладки печей и декоративных элементов.
Критерии выбора состава глины для работы
Выбирая керамическую глину, подходящую для работы, необходимо принимать во внимание большое количество факторов:
- какой способ работы вы будете использовать и что в конечном итоге желаете получить – скульптуру, декоративное украшение или функциональную вещь. Если планируется работа на гончарном круге или ручная лепка, следует останавливаться на гончарном виде;
- определите, какой оттенок вам необходим. Цвет материала зависит от его составных компонентов. Выбирая подходящий вариант, рекомендуется в обязательном порядке проверять пробники на температурный режим, при котором планируется обжиг, так как оттенок глины может после термической обработки измениться. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо заранее спланировать декорирование изделия;
- перед выбором вида глины для керамики следует определиться, какую температуру вы зададите во время обжига. Есть материалы, которые режим более 1 000 градусов не выдерживают и начинают расплавляться. Отсюда следует, что подбирать необходимо массу, которую можно обжигать в вашей печи.
До того, как вы найдете самый оптимальный вариант, придется перепробовать большое количество видов глин от различных производителей. Опытный мастер предпочитает работать с несколькими видами, предназначенными под разнообразные задачи. Некоторые опытные профессионалы создают подходящую глину своими руками либо усовершенствуют готовое сырье.
Этапы подготовки глины к работе
Чтобы глина стала пригодной для изготовления керамики, ей предстоит пройти несколько этапов подготовки.
Просеивание
Для этого глину необходимо разложить небольшими комочками на настиле из деревянного материала, просушить под солнечными лучами. В зимнее время материал отлично высушивается на морозе, если разложить его под навесом и исключить попадание снега. Подготовка глины в небольших количествах может выполняться в теплом помещении возле печки или батарей отопления. Особенность быстрого высыхания заключается в том, что глина должна быть разделена на небольшие кусочки.
Высохшее сырье пересыпается в деревянный ящик с толстыми стенами, разбивается трамбовкой. Получившуюся пыль просеивают через сито, удаляя камушки, щепки, травинки и крупные песчинки.
Для лепки порошок замешивается по принципу подготовки теста для хлеба, вода подливается небольшими порциями, масса тщательно вымешивается. Некоторую часть глиняного порошка сохраняют в сухом состоянии, если потребуется придать массе густоту, а времени для просушки или выпаривания уже нет. В этом случае порошок досыпается в глиняную массу, вымешивание выполняется повторно.
Отмучивание
На этом этапе глину очищают, она приобретает пластичность и жирность. Такой процедуре чаще всего подвергается низкопластичное глиняное сырье, содержащее большое количество песка. Для отмучивания потребуется высокая посуда, к примеру – ведро.
Часть глины заливается тремя долями воды, оставляется на ночь. Утром содержимое тщательно размешивается, чтобы получился однородный раствор, который оставляют до полного отстаивания. Когда сверху вода посветлеет, ее аккуратно сливают при помощи шланга.
Отмучивание глины для керамикиДля подобной процедуры имеется более удобный способ, придуманный древними мастерами. Для этого используют деревянную кадку, в которой на определенном уровне устроены отверстия, предварительно закрытые пробками.
При отстаивании глиняного раствора в первую очередь дна достигают камушки и тяжелые крупники песка, находящиеся в его составе, потом начинает оседать глина. Осветленную воду постепенно сливают через отверстия, вынимая из них пробки поочередно, пока вся жидкость не стечет.
Для ускорения процесса оседания в глиняный раствор добавляют английскую соль (щепотку на ведро).
После того, как вода слита, жидкую глину вычерпывают, стараясь не задеть нижний слой осадка. Раствор переливается в таз или широкий ящик, выставляется на солнце, чтобы из него быстро испарилась влага. Когда глина начнет подсыхать, ее рекомендуется периодически перемешивать деревянной лопаткой. Материал, ставший напоминать густое тесто и не липнущий к рукам, накрывается полиэтиленом и хранится до применения.
Перебивание
Процедура применяется перед лепкой, чтобы удалить из глины воздушные пузырьки и улучшить однородность. Перебивание считается незаменимым, когда глина на начальных этапах плохо очистилась и содержит мелкие примеси.
Обработка начинается с процесса скатывания колобка, который потом с силой бросают на верстак. Заготовка немного сплющивается, обретает форму каравая. Гончарной струной его разрезают на две части, верхнюю половину срезом снова сильно бросают на стол, так же поступают со второй частью, не переворачивая ее. Склеившиеся половинки снова разрезаются, и процедура бросков выполняется повторно.
Резкой уничтожаются пустотные участки, выталкиваются воздушные пузырьки. От количества разрезов зависит состояние однородности сырья. При такой обработке можно воспользоваться плотницким стругом или большим ножом.
Далее глиняный ком уплотняется, прижимается к поверхности стола, с него срезаются тонкие пластины. Все посторонние примеси, попадающие под лезвие, отбрасываются в сторону. В такой процедуре от тонкости пластин зависит чистота материала и его однородность. Закончив строгание, пластины глины снова собираются в единый ком и уплотняются до монолитного состояния. Процесс пластования повторяется снова.
Перемин
Это заключительный процесс подготовки глины своими руками для изготовления керамики. Берется ком, раскатывается в валик, сгибается и обминается до первоначального состояния. Операции промина повторяются несколько раз в указанной последовательности. В случае, если материал сильной сухой, перед очередным перемином его обильно обдают водяными брызгами.
Особенности хранения
Качественное состояние материала определяется условиями его сохранности. Наиболее высокие требования предъявляют к качеству глины, которая предназначается для изготовления художественных керамических изделий.
Сырье, поступающее на склад, затаривается в мешки и укладывается на высокие поддоны, высота штабелей не должна превышать двух метров. Такие условия укладки необходимы для того, чтобы предотвратить загрязнение исходного сырья. Каждый вид глины и поступившие партии материала должны храниться раздельно, чтобы исключить их перемешивание.
Если нет возможности складировать глину в помещении, ее складывают не бетонных площадках.
При соблюдении всех требований, предъявляемых к хранению и подготовке глиняного сырья к работе, можно получить отличный материал для изготовления керамических изделий.
Как выбрать глину? | Terracotta Ceramics
Это текст для керамистов, обитающих в городских джунглях и не имеющих возможности пойти и выкопать глину у ближайшей речки. Здесь пойдет речь о глине, представленной в керамических магазинах. У глины в магазине есть один большой и очень значительный плюс — она готова к работе (если не продаётся в сухом виде), это, конечно, экономит массу времени. Подготовка глины к работе — просеивание, добавление примесей, высушивние, затворение и вылеживание — это отдельная существенная работа, которая требует много времени и сил и зачастую под силу только мужчинам. Сегодня можно заказать глину для лепки, для работы за гончарным кругом, отливки, и её привезут прямо на дом, а это, согласитесь, удобно.
Так какую глину выбрать для работы среди всего этого разнообразия? Сегодня керамистам доступны сотни различных видов глин. У каждого вида есть свои плюсы и преимущества, поэтому выбор часто затруднителен. Глина в керамических магазинах, как правило, продается в трёх видах: в сухом, в пластичном и в жидком.
Глина в сухом виде удобна для транспортировки, она уже просеяна и очищена, мастер лишь должен добавить нужное количество воды и промешать или промять получившийся состав для литья или лепки. Плюс сухой глины заключается в том, что керамист может сам создать нужную ему массу по консистенции и сразу добавить все нужные примеси. К тому же сухая глина стоит дешевле, чем готовая масса, и многие профессионалы любят совмещать несколько видов глин и создавать свою авторскую массу, которая подходит под специфические требования.
Глина в жидком виде предназначена для литья, она так же называется шликер. Он продается тоже бывает разный в зависимости от состава : фарфоровый, фаянсовый и другие.
Мы же по подробней остановимся на пластичной глинах для лепки руками и работе за гончарным кругом. Такая глина продается в магазинах либо маленькими весовыми кусками, либо большими валюшками по 10-30 кг, которыми покупать глину значительно выгоднее.
При выборе глины, которая подойдет для вашей работы, нужно учитывать множество факторов, первый из которых, это — каким способом вы с глиной будете взаимодействовать и то, какое изделие вы хотите получить в итоге: декоративное, функциональное или скульптурное. Есть ли какие-то особенности в вашей работе, которые можно выполнить только при работе с определённой массой?
Если вы планируете работать с глиной на гончарном круге или лепить руками, то тогда вам нужна гончарная глина. Производители, как правило указывают, подходит или не подходит конкретная масса для работы за гончарным кругом, потому что не все пластичные массы, увы, хорошо с ним дружат.
Во-вторых вам нужно определиться с цветом массы. Здесь вы только должны согласовать этот вопрос с вашими художественными задачами и будущей работой с цветом. Глины бывают светложгущиеся (от белого до бежевого и желтого), красножгущиеся и темно-коричневые/черные. Цвет глины зависит от состава глины. Окид железа и титана делают глину красного цвета, а оксид марганца придает глине черный цвет. Причем цвет глины до обжига часто не имеет ничего общего с цветом обожженого черепка. Например, всем известная голубая глина после обжига приобретает классический коричнево-красный оттенок. При выборе цвета глины нужно обязательно смотреть пробники на температуру, на которой вы планируете обжигать массу, потому что цвет глины отличается на разной температуре обжига.
Чтобы правильно выбрать цвет глины вам нужно понять, как вы будете декорировать изделие. Если вы планируете пользоваться неглухими глазурями, то тогда вам нужно выбирать светложгущуюся массу, чтобы цвета были более яркими. Матовым глухим глазурям все равно какая под ними глина, если вы хотите делать молочение, то чёрная глина — не ваш выбор, потому что на ней его видно не будет. Постарайтесь плнировать декорирование заранее, чтобы выбрать нужную массу.
В-третьих, при выборе материала вам нужно определиться с температурой обжига вашей глины. Бывают массы широкого спектра обжига, которые можно обжигать от 900 градусов до 1300, а какие-то массы не выдерживают больше 1000 градусов и плавятся. Поэтому вам надо подобрать массу, которую сможет обжечь ваша печь и которая будет подходить вашим глазурям. Внимание, всегда при работе с новыми массами нужно ставить пробники ваших глазурей, а не сразу на радостях красить целое изделие, потому что не все глазури дружат со всеми глинами, нужно проверять не дает ли ваша глазурь на новой массе цека или пузырей, хорошо ли ложится.
Также сегодня в керамических магазинах представлены специальные глины, которые используются для выполнения специальных задач. Например, шамотные массы. Шамот — это мелкая крошка из обоженного черепка, которую добавляют в глину. Шамотная крошка придает глине жаропрочности, она лучше держит форму и делает массу более пористой и более подходящей для лепки больших форм. Шамот бывает разной фракции и продается отдельно, т.е. его можно замешать в нужную вам массу самостоятельно. Из глины с мелким шамотом можно гончарить, это даже приятно, но гончарить с крупным шамотом — это развлечение для экстремалов. Из шамотной глины с крупной крошкой, как правило, лепят большие работы, потому что шамот меньше «ведет», а так же он подходит для создания уличной керамики, так как изделия из шамотной глины более прочные и легче переносят перепады температур.
Фарфоровые , полуфарфоровые массы и фаянс — это белые высокотемпературные массы, которые подходят больше для литья, ручной лепки, отминки по формам, но некоторые мастера отваживаются из них гончарить, несмотря на то, что это очень сложно. Но из этих масс можно сделать такие изделия, которые нельзя сделать из других, более грубых глин, — тонкостенные, легкие, изящные. Работа с этими массами считается высшим пилотажем и ими пользуются уже опытные мастера.
Но на этом разнообразие глин не ограничивается: массы можно окрашивать в разные цвета с помощью пигментов, тогда глина не будет терять нужный вам цвет даже после обжига, с помощью цветных глин можно создавать изделия в технике нерикоми и нерияги.
Перед тем как найти «ту самую», возможно вам перепробовать множество глин разных производителей и видов. Чаще всего мастер пользуется несколькими видами глин, рассчитанными под разные задачи. И многие продвинутые мастера создают глину для себя сами или усовершенствуют готовые массы.
Удачных обжигов!
Заготовка глины
Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал».
Эту загадку в старые годы мог отгадать каждый. Герой загадки — обычный печной горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием. «Копанцами» деревенские гончары называли яму или карьер, где добывали глину. С копанца глина попадала на «топанец» — ровное место во дворе или избе, где ее топтали ногами, тщательно разминая и выбирая попавшие в нее камушки. После такой обработки глина поступала на «кружало», то есть на гончарный круг, где она приобретала форму горшка или какой-либо другой посудины. Когда же горшок окончательно высыхал, его отправляли на «пожар», а точнее в печь, где после обжига он становился твердым как камень. Но чтобы горшок не впитывал влагу, он должен был побывать «на обваре». Для этого его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку.
Во второй части загадки образно и кратко показана дальнейшая судьба готовой глиняной посуды. Вряд ли стоит специально объяснять, как печной горшок «людей кормил», а вот почему он в старости «пеленаться стал», современному человеку вряд ли понятно. Дело в том, что в былые годы хозяйки не спешили выбрасывать старые треснувшие горшки. Их обвивали узкими распаренными лентами бересты, словно пеленали. Обвитые берестой горшки и другая глиняная посуда могли служить еще долгие годы.
Живая глина
«Живой глиной» гончары называли глину, находящуюся в природе в естественном состоянии.
Глина, встречающаяся в природе, настолько разнообразна по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления любого вида керамики — от сверкающей белизной фаянсовой посуды до красного печного кирпича. Разумеется, крупные залежи ценных видов глины встречаются редко, поэтому около таких природных кладовых возникают фабрики и заводы по производству керамики, как, например, в Гжели под Москвой, где в свое время была обнаружена белая глина. У каждого уважающего себя деревенского гончара тоже были хотя и небольшие, но свои заветные месторождения, а проще — ямы-копанцы, где он добывал глину, пригодную для работы. Порой за нужной глиной приходилось ездить за многие версты, извлекая ее из глубоких ям с невероятными трудностями. Мало того, одного месторождения было не всегда достаточно, поскольку для разных изделий требовался различный состав глины. Так, например, для чернолощеной керамики подходит лучше всего жирная железистая глина. Она отличается высокой пластичностью, прекрасно формуется на гончарном круге, а после подсыхания ее можно выгладить до зеркального блеска. Посуда из такой глины не пропускает влагу и отличается высокой прочностью. Одна беда: жирная глина при сушке и последующем обжиге легко трескается. У изделий из тощей глины, содержащей значительное количество песка, — шероховатая поверхность, к тому же они сильно впитывают влагу. Зато при сушке и обжиге тощая глина трескается очень редко. Для хорошей глины предпочтительна золотая середина, когда она имеет среднюю жирность.
Жирной считается глина, содержащая менее 5% песка, в то время как тощая включает в себя до 30% песка. В глину средней жирности входит 15% песка.
Где найти глину для лепки
Найти подходящую глину для лепки и гончарных работ можно практически всюду, было бы желание. К тому же небольшое количество глины всегда можно «исправить» отмучиванием и другими способами. Глина может залегать сразу же под слоем почвы на небольшой глубине. На садовых участках ее можно обнаружить при различных земельных работах. Пласты глины довольно часто выходят на поверхность по берегам рек и озер, в откосах и склонах оврагов. В Нечерноземье есть области, где глина буквально находится под ногами и в сырую погоду на проселочных дорогах превращается в сплошное месиво, вызывая негодование прохожих. Даже из такой собранной на дороге «грязи» можно лепить, а затем обжигать небольшие декоративные изделия. Но, разумеется, этого делать не следует. Даже там, где кругом глинистая почва, нужно вырыть хотя бы неглубокую канаву, чтобы добраться до более чистых и однородных слоев.
Глину, пригодную для лепки, можно с успехом заготовить даже в большом городе. Ведь всегда где-нибудь неподалеку строители роют котлованы для нового дома либо идет ремонт водопровода или газопровода. При этом глиняные пласты, залегавшие на большой глубине, оказываются на поверхности.
Определить пригодность глины для лепки можно довольно простым способом. Из небольшого комка увлажненной глины, взятой для пробы, скатайте между ладонями жгут толщиной примерно с указательный палец. Затем медленно согните его пополам. Если при этом в месте сгиба не образуются трещины или их совсем мало, то глина вполне пригодна для работы и, по всей вероятности, в ней содержится 10— 15% песка.
Цвет глины
Каждый вид глины на определенной стадии лепки, сушки и обжига меняет свой цвет. Высохшая глина отличается от сырой лишь более светлым тоном, но при обжиге большинство глин резко меняет свой цвет. Исключение составляет лишь белая глина, которая при увлажнении приобретает лишь легкий серый оттенок, а после обжига остается такой же белой. Окраска «живой глины», обычно находящейся во влажном состоянии, чаще всего обманчивая. После обжига она может неожиданно резко измениться: зеленая станет розовой, бурая — красной, а синяя и черная — белой. Как известно, свои игрушки мастерицы из села Филимоново Тульской области лепят из черно-синей глины. Лишь побывав после просушки в обжиговой печи, игрушки становятся белыми с чуть кремоватым оттенком. Чудесное превращение, которое произошло с глиной, объясняется очень просто: под влиянием высокой температуры выгорели органические частицы, которые придавали глине до обжига черную окраску. Кстати, подобные частицы находятся в черноземе, где они также определяют цвет этой почвы. На цвет глины, как в сыром, так и в обожженном состоянии, влияют также находящиеся в ней различные минеральные примеси и соли металлов.
Если, например, в состав глины входят оксиды железа, то после обжига она становится красной, оранжевой либо фиолетовой. По цвету, который приобретает глина после обжига, различают беложгущуюся глину (белый цвет), светложгущуюся (светло-серый, светло-желтый, светло-розовый цвет), темножгущуюся (красный, красно-коричневый, коричневый, коричнево-фиолетовый цвет). Чтобы определить, с какой глиной приходится иметь дело, из небольшого куска слепите пластинку или скатайте шарик, который после тщательной сушки обожгите в печи. Заготовленную глину положите в деревянный ящик и залейте водой так, чтобы отдельные ее комочки слегка выступали над поверхностью. Желательно сразу заготовить как можно больше глины. При изобилии глины расходуется лишь небольшая ее часть, а остальная будет постоянно вылеживаться.
Чем больше глина будет находиться во влажном состоянии, тем лучше. Раньше гончары выдерживали глину на открытом воздухе в так называемом глиннике — специальной яме, стены которой делали из бревен, плах или толстых досок. Глина должна была пролежать в глиннике не менее трех месяцев, но порой она находилась в открытом хранилище по нескольку лет. Весной и летом ее обжигали солнечные лучи, осенью обдували ветры и поливали дожди, зимой она замерзала на морозе и оттаивала при оттепели, тогда в нее проникала талая вода. Но все это шло глине только на пользу, поскольку она разрыхлялась от многочисленных микротрещин, при этом окислялись вредные органические примеси и вымывались растворимые соли.
Многовековая практика народных мастеров показала, что чем больше вылеживается глина, тем лучше ее качество.
Как выбрать художественную глину и товары для лепки
Дух творца живет в каждом из нас!
С ранних лет многие дети увлеченно могут лепить из пластилина часами, создавая смешные фигурки. Для малышей лепка просто необходима для развития мелкой моторики, которая тесно связана с развитием речи и интеллекта. В нашем мире для детей и взрослых придумано немало интересных материалов, с помощью которых можно легко почувствовать себя настоящим скульптором. В наших магазинах Санкт-Петербурга и Москвы представлен широкий выбор скульптурных глин и полимеров, которые могут угадить любому покупателю, согласно его желанием и навыкам. Работа с глинами- занятие увлекательное. С их помощью профессиональные художники и скульпторы могут создать как изящные декоративные украшения, так и монументальные объекты, а любители могут открыть для себя новые грани творческого процесса.
Сухую скульптурную глину для детских поделок, керамических изделий или серьезных профессиональных скульптур можно купить в нашем магазине в виде порошка. А также в брикете можно приобрести вакуумированную скульптурную глину. Два этих варианта совершенно безопасны и экологичны, так как являются природным материалом. Разводиться в домашних условиях в правильной пропорции массы и воды. Пластичны под воздействием рук мастера и скульптурными инструментами. Подходят для работ на гончарном круге или скульптурном станке. Поддаются запеканию и глазурованию согласно традициям изготовления керамических изделий.
Для творчества с детьми, работ новичков, а также для изготовления декоративных изделий прекрасно подходят самозатвердевающие итальянские глины FILA DAS. По своему составу DAS состоит из целлюлозной переработки и мела, от этого имеет волокнистую структуру и подходит для простых форм и оттисков. Хорошо подойдет для досуга с детьми и создания детских поделок, которые можно после затвердевания расписать. Нетоксично. При работе в сыром виде имеет несильный запах, который по мере высыхания проходит. Способна застывать в домашних условиях в течении 12 часов, в зависимости от толщины изделия. Самозатвердевающую глину можно купить в наших магазинах, выбрав цвет(белый или терракотовый) под необходимую задачу.
В наших магазинах представлена линейка полимерных глин немецкой фирмы FIMO. Эти глины поистине впечатляют своими превосходными характеристиками. Они удобны при работе, включают в широкий диапазон применения. Устойчивы после запекания в духовке к внешним воздействиям. Готовое изделие похожи на пластик, хорошо держит форму, цвет и текстуру. С их помощью можно проделывать тонкую работу, создавая имитацию природных форм, заниматься декорированием украшений, керамической флористикой, работать над созданием кукол и игрушек. Именно поэтому сфера применения пластики для лепки безгранична.
В линейку входит несколько видов полимерных глин, такие какие: FIMO PROFESSIONAL –это профессиональная линейка пластики, с помощью которой, создавая тонкие детали изделий, можно не переживать за их сохранность; полимерная глина FIMO DOLL ART идеально подходит для создания кукол, которая также хорошо держит форму, отлично подходит для тонких, филигранных работ; FIMO SOFT-более мягкая, чем другие разновидности пластики; FIMO EFFECT включает в себя полупрозрачные глины с перламутром и блестками, с эффектами мрамора и гранита. Самозатвердевающая пластика FIMO AIR самостоятельно высыхает на воздухе при комнатной температуре. Большинство глин FIMO AIRсодержат более 90% натуральных материалов, являются экологически чистыми, не имеет резких запахов и прекрасно подойдут для работы с детьми. Обширная цветовая палитра подойдет для дизайнеров и архитекторов, которые ищут аналоги настоящей глины.
Смотреть раздел Лепка
Кружки из полимерной глины, инструменты, этапы работы, правила ухода
На чтение 7 мин. Просмотров 1.6k.
Среди многообразия материалов, используемых в декоративно-прикладном искусстве, все чаще мастера выбирают полимерную глину — пластичную массу с поливинилхлоридом в составе, затвердевающую при 110 градусах. Современная альтернатива детскому пластилину пользуется невероятным спросом ввиду простоты обработки, доступности, многообразия цветовых решений. Это один из самых любимых материалов ремесленников, из которого создают многочисленные ювелирные и елочные украшения, элементы интерьерного декора, флористические композиции, детские игрушки. Сырье нашло применение и на кухне — кружки из полимерной глины выглядят как настоящие произведения искусства. Такая посуда может стать оригинальным подарком для близких или просто украшением на полке. Самое приятное, что благодаря доступности материала и инструментов для работы с ним создавать удивительной красоты чашки можно даже своими руками.
Виды глины
Полимерная глина предлагается многочисленными производителями, как импортными, так и отечественными. У продукции каждого из них есть отличительные особенности, касающиеся липкости, мягкости и хрупкости материала. Однозначно сказать, глина какого бренда больше всего подходит для лепки, нельзя. Все зависит от конкретно поставленной задачи. Сырье классифицируется по способу затвердевания:
- Самозатвердевающая полимерная глина характеризуется способностью за несколько часов принимать окончательную форму, находясь при комнатной температуре. Начинающим скульпторам использовать эту разновидность не стоит, так как при отсутствии опыта и сноровки лепка может занять много времени, соответственно, высыхание материала начнется еще в процессе работы. Мастера, умеющие лепить быстро, используя такую глину, освобождают себя от необходимости применения духового шкафа. Как правило, самозатвердевающую массу, предназначенную для создания изделий ручной работы, производят из натуральных компонентов, делающих ее более безопасной и одновременно дорогой.
- Запекаемая полимерная глина отличается способностью затвердевать после воздействия повышенных температур — от 100 до 130 ºС, что зависит от используемого в составе пластификатора. Именно этот компонент не дает застыть пластичной массе раньше времени (до нагрева). Такой материал подходит для новичков, желающих попробовать создать декор кружки.
Запекаемая полимерная глина, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
- Обычная — матовая непрозрачная масса, похожая на пластилин. Самый популярный подвид представлен в ассортименте у каждого производителя, подходит для декорирования посуды.
- Полупрозрачная — названа так благодаря способности частично пропускать свет.
- Флуоресцентная — содержит в составе пигменты, реагирующие на свет, создающие эффекты переливов под действием солнечных лучей. Такая глина подходит для создания ювелирных украшений.
ОбычнаяПолупрозрачнаяФлуоресцентнаяЖидкая глина применяется в качестве клеящего состава для соединения уже отвержденных деталей. Активация происходит при температуре 130 ºС.
Инструменты и материалы
Чтобы создать украшение или декор для посуды, одного желания недостаточно. Обязательно нужен источник высокой температуры, роль которого в домашних условиях играет духовка. Кроме этого, требуется наличие дополнительных материалов и инструментов:
- Приспособление для раскатки. Это может быть обычная скалка с гладкой поверхностью или акриловый ролик. Заменить их можно подручными предметами: бутылкой, баллончиком из-под лака для волос или ровным стаканом. Многие профессиональные мастера для ускорения процесса используют машинки для раскатывания теста для пасты. Так удается получить очень тонкие и равномерные пласты для удобного создания посуды с цветами из полимерной глины.
- Рабочая поверхность. Используется любое гладкое и чистое полотно: стеклянное, пластиковое, из керамической плитки.
- Лезвия. Существуют специальные ножи для нарезки полимерной глины. С их ролью прекрасно справятся строительные или канцелярские лезвия.
- Стеки. На первое время достаточно одного с двумя концами. При увеличении мастерства можно приобрести набор. Альтернативой могут служить вязальные спицы.
- Растворитель для обезжиривания поверхности. Использовать можно спирт, ацетон, жидкость для снятия лака.
Также понадобится водостойкий прозрачный клей. Часто применяют эпоксидные составы для соединения деталей из полимерной пластики и прикрепления их к поверхности.
При выборе лака для финишного покрытия рекомендуется обратить внимание на акриловые или полиуретановые составы на водной основе.
Пошаговая инструкция по изготовлению
Прежде чем приступить непосредственно к декорированию, нужно определиться с рисунком. Нелишним будет предварительно набросать эскиз или поупражняться в лепке на пластилине. При возможности можно также посетить мастер-класс по декору кружки полимерной глиной или изучить видеоинструкции по теме. Все это приведет к более упорядоченным действиям при создании задуманного украшения.
Процесс декорирования своими руками кружки полимерной глиной делится на несколько этапов:
- Подготовка. На этом шаге понадобится собрать все необходимые материалы и инструменты. Также нужно проверить количество цветов полимерной глины, сделать выбор подходящей чашки, приобрести специальные стеки и ножи для работы.
- Непосредственно лепка. Процесс напоминает аналогичные действия с пластилином. Первоначально массу нужно размять. Затем происходит формирование круга или удлиненной колбаски. Некоторые заготовки могут представлять собой раскатанные пласты, из которых затем по шаблону вырезается фигура. Далее таким полуфабрикатам придается конкретный внешний вид, происходит скрепление деталей между собой и нанесение их на кружку.
- Запекание. Кружка с декором, плотно прижатым к ее поверхности, помещается в духовку. После термообработки слепленные элементы точно повторяют все контуры посуды. Перед разогревом духовки нужно прочитать рекомендации по температуре запекания, указанные производителем на этикетке. Продолжительность термоотверждения — 10 минут.
- Приклеивание готового украшения к кружке. После остывания все детали аккуратно с помощью лезвия отсоединяют от посуды. Поверхность чашки тщательно обезжиривают растворителем. Тонким слоем наносят эпоксидный клей на детали и место крепления украшения, после чего приклеивают фигурки.
После схватывания клея (обычно для этого достаточно ночи) готовый декор покрывают лаком для защиты от внешних воздействий.
При лепке нужно избегать образования воздушных пузырей — они испортят изделие после термообработки.
Оригинальные идеи декора
Декор на кружке полимерной глиной допускает создание абсолютно любых типов украшений. Выбор композиции делается на основании уровня мастерства исполнителя. Начинающим скульпторам стоит обратить внимание на простые двух или трехцветные узоры. Например, украсить изделие можно ягодами, листьями, звездочками, сердечками или надписями. Они не требуют прорисовывания сложных деталей.
Более опытные мастера выбирают образы животных, кукол, мультипликационных героев или цветы. В таких работах акцент делается на мелких деталях, сочетании большого количества оттенков и узоров. Особенно эффектно смотрится чашка, украшенная крупными бутонами цветов, собранными из тонких пластинок лепестков или кружками из полимерной глины.
В настоящее время не обязательно придумывать и претворять в жизнь собственные фантазии. На просторах всемирной паутины на соответствующих тематических ресурсах можно подобрать достаточное количество реализованных идей и мастер-классов, в которых поэтапно рассмотрен весь творческий процесс.
Советы по уходу и хранению
После того как потрачено так много времени на создание уникального изделия, хочется, чтобы посуда прослужила как можно дольше. Завершив декорирование чашек полимерной глиной, стоит задуматься о нескольких правилах дальнейшего ухода:
- Не допускать попадания на изделие агрессивных моющих средств.
- Не тереть украшение абразивными щетками.
- Не погружать кружку с приклеенной пластикой в воду.
- Избегать попадания прямых солнечных лучей и хранить вдали от отопительных приборов.
- Не держать посуду длительно на морозе.
Кружка с декором из полимерной глины не должна помещаться в посудомоечную машину, для такой посуды применима только ручная мойка.
Полимерная глина — прочный и износостойкий материал. Процесс создания из этой массы оригинальной посуды может стать отличным хобби. При соблюдении несложных правил эксплуатации кружка, украшенная декором, вылепленным собственноручно, будет долго радовать своего обладателя.
Видео
Фото
Глина для лепки своими руками: простой рецепт для поделок
В последнее время поделки своими руками становятся все популярнее. Лепка тоже относится к этому. К сожалению, не у всех есть возможность покупать глину для лепки, нет средств или же ее нет в наличии в магазинах. Решить эту проблему мы предлагаем, сделав глину для лепки своими руками. Полимерную глину создают своими руками также для того, чтобы избежать больших расходов, когда только ты начинаешь ознакамливаться с этим материалом.
Виды глиняных поделок
Итак, глина бывает природной, а бывает искусственной. Полимерная глина – очень удобный материал: он становится твердым только под воздействием больших температур, а при комнатной температуре это очень мягкий материал. Он прекрасно подходит для лепки посуды и поделок: аксессуары, предметы декора, бижутерия и многие другие изделия. Их делают только из глины или сочетают с другими предметами декора: бисер, пайетки.
Простой рецепт
Для создания глины нам понадобится клей ПВА, кукурузный крахмал по стакану, столовая ложка вазелина и крема для рук без силикона, две ст. л. сока лимона, миска, пленка из полиэтилена и лопатка.
Смешиваем крахмал, вазелин и клей до однородной массы. Добавляем лимонный сок и перемешиваем. Кладем полученную смесь в микроволновку на тридцать секунд, достаем, перемешиваем и снова кладем в микроволновку на то же самое количество времени.
По области рабочей зоны размазываем клей. Наверх кладем полученную массу и начинаем ее вымешивать. Затем, скатываем полученную заготовку в колбаску, заматываем в полиэтиленовую пленку и кладем в холодильник.
Второй способ
Такой рецепт подойдет больше для скульптурной пластики, так как изделия получаются более прочными и твердыми.
Для изготовления такой глины нам понадобятся ст. клея для дерева, 100 г кукурузного крахмала, ст. л. стеариновой кислоты, глицерина и вазелина, 13 г лимонной кислоты и емкость. Лучше всего взять ту, где покрытие не пригорает.
Соединить все ингредиенты, кроме крахмала. Затем, поставить на теплый огонь и помешивать. Добавляем потихоньку столовый крахмал и тщательно мешаем, чтобы не было комочков. После того как наша смесь начинает отлипать от краев бортов, выкладываем ее на область рабочей зоны и вымешиваем, как тесто. Затем, даем остыть и кладем в холодильник, предварительно обернув пищевой пленкой. Если вы захотите раскрасить, то можно это делать при помощи обычных акриловых красок.
Такой способ создания глины прекрасно подойдет для посуды.
Урок по лепке
Процесс лепки из самодельной полимерной глины можно посмотреть на примере лепки цветов, а именно розы.
Для работы нам понадобится глина, сделанная своими руками, канцелярский нож, булавки, фольга и зубочистки.
Красим нашу глину в нужный оттенок и разминаем ее. Делаем колбаску. Разрезаем глину на кусочки. Придавливаем кусочек пальцем, создавая лепесток розы. Изготавливаем сердцевину, заворачивая первую «лепешку» в рулончик. Далее, прикрепляем каждый лепесток. Раскатываем розу между пальцами, тем самым вытягивая ей как бы хвостик. Канцелярским ножом срезаем лишнюю глину.
В середине аккуратно делаем отверстие зубочисткой, не протыкая изделие полностью. Это нужно для лепки украшений, например, сережек, чтобы затем вставить саму серьгу.
Видео по теме статьи
Посмотрите видео-подборку о том, как правильно сделать полимерную глину своими руками и какие изделия можно лепить из нее.
Самые лучшие посты
Белая простая классическая тарелка из глины Craft по цене 150 рупий за штуку | Керамическая сервировочная тарелка, प्लेट, चीनी मिट्टी की प्लेट — J Prasad, Delhi
Белая простая классическая тарелка из глины Craft по цене 150 рупий / штука | Керамическая сервировочная тарелка, प्लेट, मिट्टी की प्लेट — J Prasad, Delhi | ID: 20623927691Спецификация продукта
Использование | Дом, ресторан |
Материал | Керамика |
Рисунок | Обычный |
Размер | 9,10 дюйма, доступный размер5 и 11 дюймов |
Цвет | Белый |
Форма | Горгона |
Марка | Clay Craft |
Сейф для микроволновой печи | Да |