Содержание

Эксперты оценили скульптуру глины на Болотной набережной в Москве :: Город :: РБК

Архитектор отметила, что москвичи не готовы к подобным скульптурам, а само произведение «вызывает больше споров и дискуссий, чем желания прикоснуться к прекрасному».

Как отметил РБК директор Музея имени Андрея Рублева, специалист в области современного искусства и архитектуры Михаил Миндлин, если в самом центре города появляются современные здания, то должны появляться и современные арт-объекты. «Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и интересного арт-объекта, который поставлен всего на несколько месяцев в центре города. У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и говорит», — иронизирует Миндлин.

Читайте на РБК Pro

Он пожаловался, что современное искусство вызывает у «консервативной, ограниченной, малообразованной части публики» отторжение, так как ее «клишированное сознание затормозилось на уровне эстетики XIX века». Миндлин также отметил, что ранее работы Рембрандта ван Рейна, Франсиско Гойи называли антиискусством, а произведения Ван Гога — антиэстетикой, в то время как сейчас в любом кафе можно встретить репродукции их работ.

«Мы не слышим волны негодования, когда появляются памятники псевдотрадиционной эстетики, псевдоклассические, сомнительного качества и уровня, выполненные плохо, не выдерживающие критики с художественной точки зрения. При этом современная скульптура вызывает вопли», — заключил Миндлин.

Работа Фишера «Большая глина № 4» — это отлитая из алюминия 12-метровая увеличенной копия комка глины, который этот швейцарский скульптор как-то раз смял в руках. Появление скульптуры в Москве вызвало множество негативных отзывов в российских социальных сетях, и по следам события РБК обратился за комментарием в фонд современного искусства V-A-C, который работает с домом культуры «ГЭС-2».

Эрмитаж сообщил о жалобе на обнаженные скульптуры

В пресс-службе фонда V-A-C в Facebook пояснили, что произведение посвящено «осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека». Куратор Франческо Бонами заявил, что Фишер своей скульптурой «обращается к творческому началу, которое есть в каждом из нас». Перед привозом в Москву это произведение гастролировало по разным городам Европы, а в столице России оно пробудет несколько месяцев.

Скульптура без скандала как свадьба без драки. Что говорят о «Большой глине № 4»

16 августа на Болотной набережной у Дома культуры «ГЭС-2» установили скульптуру Урса Фишера «Большая глина №4». Объект швейцарско-американского художника вызвал у москвичей неоднозначные ассоциации, а многих спровоцировал на размышления. Strelka Mag собрал популярные мнения архитектурных критиков, урбанистов и художников.

 

Что нужно знать о скульптуре

Один из любимых методов Урса Фишера — деконструкция материалов. Эту практику художник использует и в работе «Большая глина №4». Смяв глину, Фишер создал цифровую модель получившейся формы и отлил ее в алюминии, увеличив в 50 раз. На скульптуре можно увидеть отпечатки пальцев художника. У «Большой глины №4» богатая экспозиционная история.

В 2015 году скульптуру выставили в Нью-Йорке на площади у Seagram Building — одного из ключевых памятников модернизма. Здание спроектировал Людвиг Мис ван дер Роэ в конце 1950-х годов.

В 2017 году «Большая глина №4» появилась на площади Синьория во Флоренции. Это главное общественное пространство города ещё со времен Возрождения. Именно здесь стоял символ итальянского Ренессанса — статуя «Давид» Микеланджело. Сейчас скульптура заменена копией, рядом с которой на полгода разместилась работа Фишера.

 

Что ждало скульптуру в Москве

Сначала на «Большую глину №4», конечно же, обрушился поток мемов.

В Москве устанавливают скульптуру Урса Фишера в виде бесформенных кусков глины. Всяко лучше, чем очередные усатые мужики на конях. pic.twitter.com/nyeCMRWghP

— Архитектурные излишества (@arkhlikbez) August 14, 2021

На Болотной набережной набросили глины на вентилятор

— K r ö u p i n (@Kroupin) August 16, 2021

Коммунисты решили митинговать против Большой глины.
Это очень смешно. Думаю, в этом и есть суть современного искусства.

Интересно, когда они уже свой труп вынесут с Красной площади? pic.twitter.com/K5cquC8ERW

— Constantine (@CKonovalov) August 17, 2021
 

Но потом горожане начали осмыслять произошедшее в центре Москвы

Одним из первых высказал развёрнутое мнение Дмитрий Пиликин, искусствовед, научный сотрудник СПБГУ: «V-A-C опоздал. Они строили свой центр чтобы доказать что Россия — это часть Европы, и ничего не случилось. Увы, случилось, и мы все дальше уходим в резервацию за новый Железный занавес.

Конечно, это намеренная (и весьма удачная провокация) от Урса Фишера, она уже доводит до ярости комментаторов в России, и это говорит о точности выбора. Но в ней есть и большее, это разговор о сути скульптуры или, если угодно, о «протоскульптуре», наблюдение за тем, как аморфная глина через физическое соприкосновение с человеком вдруг обретает форму. То есть в этом «низком» и (а для кого-то прямо физиологическом) парадоксально открывается философия и базис скульптуры. Хотя Фишер тут не первый (была глиняная серия Аниша Капура и Клоака Вима Дельвуа, да и еще много чего), но заслуга Фишера в том, что он вывел этот жест в общественное пространство».

Художник Авдей Тер-Оганьян уверен, что проблема в другом: по его мнению, у скульптуры Фишера отсутствует целевая аудитория. «Современное искусство не понимают не только в Москве. В такой монументальной публичной форме оно вызывает неприятие в любой столице мира.

Странно ли это? Нет. Это такое искусство, в которое заложено неприятие. Урс Фишер замечательный художник провокатор, дадаист.

Ведь что такое монументальная скульптура. Первое, что приходит в голову — это памятник. Памятник царю, герою, великому человеку. А здесь кому? Куску глины. Произведение Урса Фишера — это издевательство над формой памятника.

И можем ли мы после этого говорить, что обыватель не понял замысла автора. Нет. Обыватель все правильно понял. Вместо великого и прекрасного нам предлагают кусок глины. Или говна, это не далеко от истины.

Плохо ли, что установили эту скульптуру. Нет. Хорошо. Москве очень не хватает современной скульптуры.

Другой вопрос, кого эпатирует эта скульптура. Зажравшегося буржуа, кому Маяковский кидал свое «Нате». Нет. Московского обывателя. Простого человека. Продвигает ли это произведение этого маленького человека в понимании искусства. Вряд ли. Скорее отвлекает в дилетантских спорах об эстетике от важных насущных проблем», — утверждает Тер-Оганьян.

Директор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин в интервью РБК заявил, что работа Фишера вызвала такие бурные споры вследствие того, что у «консервативной, ограниченной, малообразованной части публики клишированное сознание затормозилось на уровне эстетики XIX века».

С этой точкой зрения согласны не все. «…Всё это отголоски того, что наши деятели культуры давно считают себя представителями закрытого элитного клуба породистых собак, ставящими себя выше любого, кому не повезло сочувствовать уставам этого клуба.

Миндлин делает еще одну очень плохую и вредную вещь (помимо прямого оскорбления тех, чьи отчисления идут ему на зарплату и на работу его музея). Из-за подобных речей словосочетание «современное искусство» вызывает крайне негативную реакцию у любого среднестатистического россиянина. И я могу этого россиянина понять. Когда тебе в лицо говорят, что ты необразованное быдло, вряд ли ты после этого захочешь разбираться в тонкостях абстрактных скульптур…», — написала Наталья Серкова, соосновательница художественного объединения «Цветник». Тут можно прочитать её пост целиком.

Нашлись те, кто подверг детальной критике самую распространенную ассоциацию со скульптурой. «Во-первых, Глина №4 Урса Фишера похожа на что угодно, только не на говно. Тот, кто утверждает, что эта форма — форма какашек, наверное, никогда за собой не смывал. Во-вторых, на форме отчетливо виден папиллярный след человеческой ладони, которой скульптор мял глину. А глина — библейский материал. Ну, и в-третьих, не позорьтесь со своими скатологическими ассоциациями. К культуре и искусству они отношения не имеют», — рассуждает скульптор Юрий Аввакумов.

Искусствовед Ася Зольникова отмечает, что «Большая глина №4» послужила очередным доказательством того, что Москва не принадлежит горожанам. «Реакция на скульптуру была бы куда тише, если бы её три месяца показывали за деньги и, например, во внутреннем дворе музея, а не в городской среде. То есть вопрос не столько в форме, вызывающей низменные ассоциации, сколько в чрезмерной доступности и гиперактивности по отношению к контексту.

Второе, о чем хотелось бы сказать. Люди видят дерьмо не потому что они быдло и не знакомы с историей современного искусства. Давайте отбросим высокомерие, снимем белое пальто и поговорим о том, насколько всех доконали стройки, бесконечные ремонты и пренебрежение общественным мнением — именно поэтому частой претензией к работе стала фраза «нас не спросили, хотим ли мы это видеть».

Буря вокруг объекта Фишера отличается от реакции на любое другое городское преобразование разве что буквальностью ассоциаций. Нам вроде как привезли «кусочек Европы» — но комфортный европейский город, о котором так любит говорить наш мэр, невозможен без постоянства и бережно хранимых следов времени. И Европу мы любим именно за это — за константу (во всяком случае, в исторических центрах) и за ощущение, что все это было придумано и построено не вчера. А в Москве, которой уже довольно скоро будет 900 лет, с этим очень плохо.

И если воспринимать современное искусство как детектор общественных болей и настроений, то «Глина номер №4» великолепно справилась со своей задачей», — пишет Ася.

 

Что говорят архитектурные критики

Исследователь архитектуры Куба Снопек считает, что оценивать нужно не художественные качества работы Фишера. «Давно считал, что ставить большие скульптуры перед зданиями — абсолютно банально. Язык современного искусства намного разнообразнее, чем монументальная скульптура. НО, как обычно, есть исключение. Пускай стоит, если “памятник вызывает резко отрицательную реакцию большинства Москвичей. Около него собираются стихийные митинги”. В таком случае, конечно, это того стоило!», — высказался Куба в своём телеграм-канале.

Со Снопеком согласился архитектурный критик Константин Бударин. «С​​амое интересное в истории со скульптурой — это хейт. Если бы не внимание возмущенной общественности, то обсуждать было бы особенно нечего. Абстрактная хреновина напротив модернистской башни\музея — почтенный жанр, интриги тут нет. Кажется, что абстрактную Глину выбрали как раз, чтобы лишний раз не разжигать. Но вот ведь, не вышло. Интересно, как теперь себя поведет фонд, и шире, как будет устроена публичная политика ГЭС-2. Как будет устроен стайл пространства ГЭС-2?», — написал Константин.

Журналист, архитектурный критик и партнёр КБ Стрелка Григорий Ревзин написал в своем фейсбуке целую колонку, осмысляющую, как ненависть стала частью скульптурного творения. Strelka Mag приводит часть текста.

«Если мы говорим об искусстве в городе, то у нас любая скульптура вызывает скандал, неважно, это Владимир, Калашников, Ржевский монумент или скромный памятник Самуилу Яковлевичу Маршаку на Лялиной площади, который усилиями общественности удалось убить в зародыше. Собственно, “Большая глина №4” на ГЭС-2 от Калашникова ничем в плане аккумулирования вокруг себя негодования не отличается, кроме того, что собирает вокруг себя неприязнь к ваянию в чистом виде, поскольку ничего не значит, а просто есть. Вспомните, мы ведь и про Петра, и про Достоевского, и про Калашникова, и про Владимира и т.д. громко, свободно и хором говорили, что это какое-то говно. Здесь отличие только в том, что говно не какое-то, потому что у него нет специфических качеств, это так сказать субстанция без атрибуции. И с точки зрения истории искусств здесь возникает интересный вопрос.

А именно – не стала ли ненависть граждан неотъемлемым свойством скульптуры как таковой, её материей? Не лепится ли городская скульптура из неё как, скажем, из глины?

Это было бы логично вот почему. Чуть больше века назад искусство открыло стратегию “пощёчины общественному вкусу”. Ну то есть оно начало специально провоцировать обывателя на отрицательные эмоции, и их сила стала критерием качества произведения. Скандал являлся частью замысла, ну и в таком случае — частью произведения, созданного по этому замыслу. Это, конечно, было открытие очень немногих, десятка авангардистов во Франции, России, Италии, Швейцарии, но за сто лет оно превратилось в совершеннейшую рутину. Придумать скандал для современного художника столь же естественно, как очинить карандаш прежде, чем рисовать. Но мне кажется, что за последние 30 лет произошел уже следующий сдвиг, и скандал стал частью не только произведения авангардного, а любого высказывания в жанре public art.

Знаете, вот Ричард Флорида, автор теории креативного класса, часто пишет о парикмахере как о ярком примере креативной деятельности. Как человек лысый, я анализирую ситуацию со стороны, но вчуже согласен с тем, что это творческая деятельность. Однако не думаю, что парикмахер Флориды существенно продвинулся в плане креативности по сравнению с мастерами эпохи, скажем, рококо. Но никто не рассматривал их как представителей креативного класса. Занятие осталось традиционным, но поменялась большая рамка, в котором оно существует, и из ремесла оно стало креативной индустрией. Точно так же человек, собирающий мебель в гараже, из ремесленника стал деятелем глобальной экономики, хотя может об этом и не подозревать.

С искусством — по крайней мере, с public art, искусством на миру, в городе, где оно в центре внимания тысяч людей — произошло примерно то же самое. Авангард создал новую рамку его существования. Любое произведение художника теперь является пощёчиной общественному вкусу, это часть замысла. Благо, в городе всегда есть вкус, который оно оскорбит, а зависеть от айфона, зависеть от шансона — не всё ли нам равно, от кого-нибудь да прилетит.

Что за памятник без скандала? Что за свадьба без драки?

С этой точки зрения “Большая глина №4” очень удалась. Красота, как известно, в глазах смотрящего, и говна это тоже касается. В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя всё говно, которым в него кидаются. В замысле это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь, которая успела постоять в Нью-Йорке, а потом во Флоренции, неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей. Правда, память тут коротенькая, жизнь маленькая, так что и памятник временный. Для фейсбука три месяца — это больше чем жизнь, это целая вечность».

 

Что думает сам художник

Урс Фишер говорит о «Большой глине №4»: «Работа пре-рациональна. Наблюдая за природой, легко заметить, как она в действительности разумна и прежде всего стабильна. Наши создания далеки от этого. Мы реагируем и импровизируем. Интуиция и инстинкт должны быть самыми важными предметами нашего образования». Размышляя о возможной ненависти к скульптуре, Фишер отмечал: «Если мы посмотрим на людей, которые ходят в музей, мы увидим, что они приходят туда, чтобы заверить себя: в мире всё ещё сохраняется порядок, и это не то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Возможно, это вечная константа в наших взаимоотношениях с любым видом искусства».

 

Что думает куратор

Куратор Франческо Бонами, отвечавший за появление «Большой глины №4» на площади Синьории во Флоренции, считает, что эта скульптура напоминает об отсчётной точке культуры в пространстве города.

«Мне очень нравится, как эта монументальная работа перед ГЭС-2 сочетается с красотой самого здания и с пространством вокруг — Петром I, то есть историей, храмом Христа Спасителя, этим собором с золочёным куполом в конце моста, то есть религией, и наконец, с самой ГЭС-2 и культурой в широком смысле. Роль “Большой глины № 4” в этом диалоге — стать символом первобытного импульса к жесту, от которого начинался путь человеческой цивилизации», — сказал Бонами изданию The Art Newspaper Russia.

В интервью The Blueprint куратор проекта Франческо Бонами отметил, что место для скульптуры выбрано идеально и вспомнил о разговоре с автором ГЭС-2 Ренцо Пьяно: «Вчера я разговаривал с ним по телефону. Он сказал, что скульптура похожа на рассеченный камень и хорошо сочетается с общим ландшафтом. Хотя поначалу Ренцо говорил, что она похожа на кучу дерьма».

Почему не всем москвичам понравилась инсталляция швейцарского художника

В Москве на Болотной набережной, напротив Дома культуры «ГЭС-2», устанавливается гигантская инсталляция в виде комков глины. Работа эпатажного швейцарского художника Урса Фишера несколько лет назад находилась на одной из площадей Флоренции, а сейчас переехала в российскую столицу. Она еще до конца не смонтирована, но уже вызывает у москвичей ожесточенные споры.

На самом деле в этом районе появятся две инсталляции. Как сообщили «РГ» в пресс-службе фонда V-A-C, который открывает в этом году обновленную ГЭС-2, установят их на средства фонда. Обе работы современных художников приехали лишь на время, на какое — пока не уточняется. Первую — «Пространство света» Джузеппе Пеноне — разместят во внутреннем дворе, перед березовой рощей. Прежде она выставлялась в Лондоне и Версале. Это разделенный на восемь частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а на его позолоченной внутренней поверхности различим рисунок древесной коры. Работа, по задумке художника, символизирует очевидную и неразрывную связь между человеком и природой.

Вторая инсталляция — «Большая глина N 4» — займет место на набережной, напротив главного входа в ГЭС-2. Она-то как раз и не вызвала восторга у горожан. Это отлитая из алюминия 12-метровая копия комка глины, который автор разминал в руках. Она, объяснили в фонде V-A-C, апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина. «Монументальная по своим масштабам работа превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста», — отмечают в фонде.

Мнения об инсталляции в социальных сетях разделились. Одни москвичи заявляют, что это один из ярких примеров абстрактного искусства: мол, нужны глубокие мозги, чтобы понять его и осмыслить. Другие, называя работу безвкусной и бессмысленной глыбой, считают, что этому витиеватому чуду авторской мысли не место в центре Москвы. Кто-то сожалеет, что огромный кусок испортит вид на восстановленное здание ГЭС-2, а кто-то призывает фонд в нелегкие «ковидные» времена дать шанс проявить себя российским архитекторам и скульпторам, а не поддерживать странные работы иностранных художников. А у кого-то инсталляция и вовсе ассоциируется с фекалиями.

Ключевой вопрос

Возникает вопрос: почему бы прежде, чем устанавливать арт-объект, не спросить у москвичей: интересен ли он им? Как, например, спросили, когда решали, надо ли ставить на Лубянской площади памятник Александру Невскому? Но современный арт-центр, который обещают скоро открыть в бывшей трамвайной электростанции, частный. Было выкуплено здание семь лет назад специально для того, чтобы знакомить москвичей с тем, что происходит в мировом современном искусстве. Впрочем, флорентийцев спросили — и они дали ответ.

Прямая речь

Николай Шумаков, народный архитектор РФ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов:

— В последнее время, к сожалению, Москве очень не везет на монументальные скульптуры или, как сейчас модно говорить, арт-объекты. В первую очередь я говорю про памятники, которые выполнены абсолютно непрофессионально. Например, памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке. Ну просто безобразная вещь, в рамках создания которой тандем архитектора и скульптора совершенно не сработал, а может, архитектора там и не было. Не менее, а может, и более ужасная работа — памятник Калашникову на Садовом кольце, вновь вызывающий вопрос вовлечения в работу над его проектированием архитектора. Здравомыслящий архитектор не мог установить такой монумент таким образом и в таком месте. И раз это случилось, вероятно, процесс обошелся без его участия.

Мнения разделились. Одни заявляют: это яркий пример абстрактного искусства. Другие — этому чуду не место в центре столицы

Теперь о «шедевре» на Болотной площади. На мой взгляд, скульптура Урса Фишера стоит в одном ряду с вышеперечисленными. Она нисколько не лучше и не хуже. Есть такое «лихое» направление в скульптуре, которое профессионалы откровенно называют «антиарт». Оно активно поддерживается искусствоведами и пиарщиками только для того, чтобы на волне скандального и сиюминутного интереса публики получить быструю и весьма ощутимую прибыль. «Большая глина № 4», а именно так называется скульптура Фишера — одно из ярких проявлений этого направления. Автор широко декларирует свое увлечение трансформацией материала, из которого создает скульптуры, и предлагает зрителям наблюдать за тем, как самоуничтожаются и разрушаются сотворенные им арт-объекты. Пожалуй, недолговечность «шедевра» — единственный положительный момент во всей этой истории. Хотя надеяться на то, что первый же дождь прекратит его существование, не приходится. В отличие от других работ Фишера, выполненных из воска, фруктов, овощей, хлеба, «глина» сделана из алюминия — любимого мною и весьма достойного материала.

И вот что еще очень удивляет меня как архитектора. Территория ГЭС-2, расположенная в центре столицы, является историческим пространством прежде всего в архитектурном смысле. Почему же именно здесь должна появиться скульптура автора, знаменитого тем, что он создает арт-объекты, которые порой разрушаются уже во время их экспонирования?

Игорь Воскресенский, председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме:

— В плане искусства появление такой инсталляции в Москве будет неким вызовом. Но, видимо, к этому и стремятся те, кто привез скульптуру. Острая реакция в обществе, я считаю, точно будет. С другой стороны, данная скульптура — это абстрактное искусство, во всем мире есть известные русские мастера этого стиля, которые стали мировыми знаменитостями. Среди них, например, Наум Габо, один из моих любимых авторов абстрактного искусства в монументальной скульптуре. Не меньшей величины скульптор-абстракционст Генри Мур. Я бы с огромным удовольствием увидел их работы и познакомил с ними наших соотечественников. Но их к нам не привозят. На мой взгляд, произведений звезд первой величины в абстрактном искусстве точно не хватает нашему городу. Что до работы скульптора Фишера, то я бы рекомендовал поставить ее в качестве эксперимента в другое место. Может быть, в парке?

Антон Польский (Мейк), художник-граффитист:

— Вместо того чтобы поддержать или выделить гранты молодым художникам, развивать пространство, фонд, который привез эту скульптуру в Москву, делает вот такие статусные проекты, которые разобщают людей, создают стену между специалистами и обывателями. В итоге они укрепляют мысль, что современное искусство — обязательно что-то очень далекое от понимания нормального человека.

Александр Петлюра, современный художник:

— Можно по-разному относиться к таким произведениям, но ведь прежде все «глину» видели в окружении иностранных домов. Думаю, можно посмотреть и на московской земле. На мой взгляд, в столице очень много слабых памятников. Сколько было споров про памятники Церетели? И чем закончилось? Расплавили хоть один на медь?

Георгий Франгулян, народный художник Российской Федерации, скульптор:

— Во Флоренции, в Нью-Йорке Фишера уже выставляли. Теперь посмотрим мы. Место выбрано самое подходящее — перед будущим музейным пространством. И надо привыкнуть, что здесь могут и дальше появляться подобные скульптуры. Это может кому-то не нравиться, но это возможность увидеть то, что происходит в современном искусстве. В любом случае это очень интересно. Искусство многообразно, в этом и состоит его значимость. Оно должно будоражить глаз, мысль зрителя. Когда я делал проект «Белый город», то надеялся, что дам ход новым работам, новым направлениям искусства в городе. Но прошло несколько лет, и ничего не произошло. Получается, что у нас в городе превалирует новая архитектура, претендующая на скульптурные ассоциации, принимаются нестандартные решения в благоустройстве городского пространства, а скульптура осталась очень далеко позади. Считаю, что нужно давать свободу различным стилям в искусстве. Кто-то смотрит на Генри Мура и ужасается, а ведь он классик! Что же до данной работы, то ее выбрал музей, может быть, это его способ привлечь публику, такой пиар. Я — за подобные эксперименты.

Александр Рукавишников, скульптор, профессор МГАХИ им. В. Сурикова:

— Правы те, кто называет Урса Фишера художником, а не скульптором. Он достаточно известный художник-концептуалист. Я видел его произведения на биеннале в Венеции, с философской точки зрения мне понравилась его идея. Что касается «Глины 4» — это сделано при помощи современных технологий. Скорее это арт-объект, а не скульптура. Глина действительно красива сама по себе. Остроумно придумано — увеличить экспрессивно сложенные куски глины. Я слышал, что выставлено это будет на короткое время на набережной. Думаю, что москвичам и гостям столицы будет полезно и приятно расширить диапазон и увидеть, что городская скульптура может быть разной. На мой взгляд, в этой вещи есть какой-то драйв или кураж. И уж это точно лучше, чем посредственные и аморфные скульптуры, доминирующие во многих наших городах.

Подготовили Сергей Жуков и Ирина Огилько

Тем временем

Флоренция избавилась от шедевра

В последний раз этот монумент Фишера выставлялся в 2017 году во Флоренции на знаменитой площади Синьории, которая справедливо носит название «музея под открытым небом» и по праву считается одним из самых красивых мест в городе. «Творение» швейцарца появилось в рамках биеннале современного искусства InFlorence. Очевидно, по задумке организаторов, в тот период данная конструкция была призвана развлечь местных жителей и туристов, пока шла реставрация фонтана Нептуна на площади. Но вместо умиления и радости «Большая глина № 4» вызвала шквал недовольства со стороны недоумевающей публики. Судя по гневным комментариям флорентийцев в соцсетях, они разглядели в ней не что иное, как груду экстрементов, которой, по их мнению, негоже находиться в двух шагах от Палаццо Векьо, здания городской коммуны. Так, к примеру, известный и ныне покойный искусствовед Филиппе Даверно назвал тогда статую — произведением «достойным мусорного бака». Чтобы погасить страсти, власти Флоренции предложили устроить коллективное обсуждение, чтобы лучше «понять монумент». В итоге победило большинство. Под давлением негодующей общественности через четыре месяца гигантскую скульптуру демонтировали.

Флорентийцы решили, что этой инсталляции не место на площади, в двух шагах от которой расположено здание городской коммуны. Фото: iStock

Подготовила Нива Миракян, Рим

Состав глины: минеральный и химический

Глины образовались в результате выветривания изверженных полевошпатовых горных пород (гранита, гнейса и др.). Процесс выветривания этих горных пород заключается в их механическом разрушении и химическом разложении полевого шпата и других алюмосиликатных минералов при воздействии воды и углекислоты.

Происхождение глины

Вещество, образующееся при разложении полевого шпата называется каолинитом. Так как изверженные горные породы содержат, кроме полевого шпата, также кварц, слюду, железистые минералы и др., то при их выветривании получается смесь мельчайших частичек каолинита и более крупных частиц кварца (песка), слюды, зерен не разложившегося полевого шпата и других минералов.

Эта сложная смесь называется первичной глиной. Когда первичная глина переносится водой или воздухом, от нее отделяются песчаные частицы, что повышает содержание в ней мельчайших глинистых частиц. Однако при таком переносе глина может и загрязняться, смешиваясь с илом, пылью (в том числе с углекислым кальцием), железистыми соединениями и т. п.

Глина, отложившаяся на новом месте, называется вторичной глиной. Глина, образовавшаяся из полевого шпата или других пород, почти или вовсе не содержащая окислов железа, называется каолином и имеет после обжига белый или светло-серый цвет.

Состав глины очень разнообразен

Кроме глин каолинитового типа, встречаются глины, содержащие и другие силикаты.

Различают:

  • а) гончарные глины более загрязненные, чем каолин, но все же пригодные для изготовления посуды и тонких строительных керамических изделий;
  • б) кирпичные глины сильно загрязненные песком, органическими примесями, углекислыми и железистыми соединениями и др.; их применяют для производства строительного кирпича.

В обычной глине содержится значительно больше кремнезема (до 80 %) и меньше глинозема, чем в каолините. Мелкий песок в известных пределах полезная примесь; образует как бы скелет глиняной массы, препятствующий ее усадке при сушке и обжиге. Однако большое содержание песка уменьшает пластичность глины, что затрудняет формовку изделий. Такая глина называется тощей, в отличие от жирной, содержащей мало песка.

Тонко распределенный углекислый кальций и окислы железа могут содержаться в глине, применяемой для производства (обыкновенных керамических изделий, но их почти не должно быть в огнеупорных глинах, так как они значительно понижают ее огнеупорность. Крупные же зерна углекислого кальция в глинax недопустимы вообще, так как при обжиге они превращаются в известь, а затем на воздухе гасятся, расширяются, растрескиваются и разрушают изделия такие включения называются дутиком.

Глины с высоким содержанием окислов железа (иногда и марганца) окрашены в желтый, красный или бурый цвета, в зависимости от количества и вида окислов.

Механический состав глины

Глинистым веществом в составе глины принято считать очень мелкие частицы (мельче 0,005 мм). Более крупные частицы (от 3,005 до 0,15 мм) называют пылью, а частицы размером от 0,15 до 5 мм песком. Глинистые частицы отличаются от пылевидяых тем, что первые разбухают при насыщении водой, а вторые нет. Строение глинистых частиц (каолинита) в основном пластинчатое.

Для кирпичного производства пригодны глины и суглинки тяжелые и средние.
Лёссовидные глины и суглинки представляют собой разновидность глинисто-песчаных смесей высоким содержанием пылевидных частиц, в том числе углекислого кальция, кварцевых включений и окислов железа. Они широко распространены на Украине, в Казахстане и в других районах.

Механического анализ глин

Для механического анализа глин т. е. определения содержания в них частиц различной крупности, обыкновенное отмучивание непригодно, так как в этом случае вместе с глиной отделяется пыль. Поэтому механический анализ глин производят в лабораториях в особых приборах, например в приборе Сабиина и др. Исследуемую глину разводят большим количеством воды (1:20), затем тщательно размешивают или кипятят для разъединения частиц, после этого дают отстояться и через определенные промежутки времени сливают воду, содержащую частицы различной крупности, или отмывают эти частицы проточной водой. Чем мельче частицы, тем медленнее они осаждаются и захватываются водой при меньшей скорости течения.

Приготовления строительных изделий из глины

Способность глиняного теста изменять форму под давлением без образования трещин и сохранять полученную форму после того, как давление прекратится, называется пластичностью и является важнейшим свойством, позволяющим формовать из глины различные изделия.

Пластичность глины

Так как степень пластичности глин важна для производства, ее необходимо определять количественно, например, по методу проф. П. А. Земятченского. При этом глиняный образец сжимают под возрастающей нагрузкой до появления первых трещин и измеряют его деформацию с помощью прибора.Для изготовления образца глину замешивают с таким количеством воды, какое необходимо для формовки изделий. В зависимости от состава глины оно равняется 17—30% от веса последней.

Из приготовленного глиняного теста скатывают несколько шариков диаметром 4,6 см и кладут их по очереди в прибор под нагрузку, Нагрузку увеличивают до тех пор, пока шарик при сжатии не растрескается. В этот момент определяют нагрузку и величину сжатия по шкале. Пластичность глины будет тем выше, чем большую нагрузку она выдержит, не растрескиваясь,
и чем больше будет величина сжатия. Произведение нагрузки Р на величину сжатия а называется коэффициентом пластичности К.
К=Р — а кг/см.
Этот коэффициент выражает величину работы, затраченной на сжатие глины до потери ею пластичности. Высокопластичные глины имеют К не менее 3—3,5 кг • см.

Изменения при нагревании, огнеупорность глины

При нагревании в глине происходит ряд физико-химических изменений. При высокой температуре, т. е. в процессе обжига, глина превращается в камневидный материал, не размокающий в воде. Последовательность процессов, происходящих в глине при нагревании, следующая.

Сначала испаряется свободная вода, затем удаляется вода, химически связанная каолинитом и другими минералами; попутно выгорают органические примеси, а далее из карбоната кальция, содержащегося обычно в глине, выделяется углекислый газ.

Интенсивная потеря химически связанной воды начинается с 430 и заканчивается при температуре 750°. В результате глина теряет пластичность и приобретает максимальную пористость. Вследствие нагревания до 750° каолинит переходит в безводный каолнитовый ангидрид А12Оз • 2SiO2, а нагревание выше 900° вызывает распад его на свободные окислы Аl2 Оз и SiO2; при температуре выше 1000° они вновь соединяются, но уже в других соотношениях, образуя новые силикаты алюминия (силлиманит А12Оз • SiO2 и муллит ЗА12Оз • 2SiO2).

Если глину, которая приобрела максимальную пористость, продолжать нагревать, то легкоплавкие вещества начнут плавиться и связывать всю массу. Этот процесс называется спеканием глины. Большинство глин начинает спекаться при температуре не ниже 900°.

При продолжающемся повышении температуры происходит полное спекание глины все промежутки заполняются расплавившимся материалом, однако масса еще способна выдерживать собственный вес, лишь незначительно деформируясь. При спекании глина уплотняется, и этим пользуются для получения плотных изделий.
Затем наступает размягчение, масса не выдерживает собственного веса и растекается.

Для производства плотных изделий необходимо, чтобы между температурами спекания и полного размягчения был достаточно большой интервал (не менее 100°). Такой интервал характерен для чистых каолинитовых глин; для глин же, содержащих, например, много углекислого кальция, этот интервал — значительно меньше и составляет иногда только 25°. При этом трудно следить за правильным режимом обжига.

Огнеупорность глин зависит от их состава

Чистый каолинит плавится при 1780°, кварц — при 1710°. Смесь этих двух веществ, обычно содержащаяся в глине, имеет более низкую температуру размягчения; самая низкая температура размягчения (около 1580°) у смеси, состоящей из 81% кремнезема и 19% каолинита. Эту температуру и считают нижним пределом температуры размягчения огнеупорных материалов. Температуры спекания и размягчения резко понижают так называемые плавни — окись железа, окись магния, окись кальция, щелочи.

Так, например, температура размягчения глины, применяемой для приготовления кирпича и содержащей обычно 12—15% плавней, составляет всего около 1100°. Значение плавней очень велико, так как снижение температуры спекания глины позволяет сократить расход топлива при обжиге плотных изделий. Но при производстве огнеупорных изделий содержание в глине большого количества плавней недопустимо, так как размягчение произойдет слишком рано.
Температуру размягчения определяют двумя методами:

  1. измерением ее электрическими или оптическими пирометрами во время деформации образцов глины;
  2. сравнением степени размягчения образца данной глины и эталонных образцов (пироскопов).

Керамические пироскопы — небольшие трехгранные пирамидки, изготовляемые из различных смесей тонкомолотых каолина, кварца, полевого шпата, мрамора, окиси железа и борной кислоты (сильный плавень)

Смеси в образцах подобраны так, чтобы получить различные температуры размягчения — от 600 до 2000 с интервалами через 20°. Пироскопы имеют номера, соответствующие 1/10 температуры размягчения; например, № 130 (ПК-130) обозначает температуру размягчения 1300°. Эти температуры служат показателем огнеупорности глины.

Температура, соответствующая тому моменту, когда пироскоп размягчится настолько, что согнется и его вершина коснется подставки, на которой он укреплен, принимается за огнеупорность. Обычно в печь ставят несколько пироскопов соседних номеров и пирамидку исследуемой глины; тот пироскоп, который будет размягчаться одновременно с образцом исследуемой глины, и укажет ее огнеупорность.

Рис. Керамические пироскопы

Изменение объема при сушке и обжиге глины

Глины во время сушки и обжига уменьшаются в объеме. Изменение объема при сушке называют воздушной усадкой, а при обжиге — огневой усадкой.
Воздушная усадка происходит оттого, что при испарении воды глина сжимается. В глинах, содержащих большое количество мельчайших частиц, вода поступает из внутренних частей медленнее, чем испаряется с поверхности; в результате этого поверхностный слой глины высыхает раньше, чем внутренний, и на поверхности изделия могут образоваться трещины.

Чтобы уменьшить усадку и растрескивание и ускорить сушку изделий, к глине добавляют мелкий песок и другие отощающие примеси: шлак, золу, шамот (предварительно обожженная и измельченная глина), дегидратированную при 500° глину. Эти вещества образуют в глине жесткий скелет, препятствующий ее сжатию. Сушить глиняные изделия необходимо постепенно во избежание их коробления и растрескивания.
Величина линейной воздушной усадки у разных глин колеблется от 5 до 12%. Ее определяют для каждой глины опытным путем и учитывают при выборе размеров форм для изделий, эти формы должны изготовляться с учетом воздушной и огневой усадки.

Огневая усадка достигает 1— 2%, а иногда и выше. Если же в глине содержится значительная примесь кварцевого песка, то огневой усадки может не быть, наоборот, может произойти расширение глины из-за особых свойств кварца. Огневая усадка возникает тогда, когда из глины начинает удаляться химически связанная вода, и достигает максимума при спекании глины. Жирные глины дают большую огневую усадку, чем тощие, поэтому к ним во избежание растрескивания часто добавляют более тощие глины или песок, шлак, золу, тпамот и т. п. В глине, содержащей мелкие камни и гравий, при обжиге образуются трещины, которые служат одной из причин брака кирпича. Поэтому крупные примеси в глине недопустимы.

«Большая глина №4» Урса Фишера на Болотной набережной: что об этом думают горожане и искусствоведы

На Болотной набережной перед готовящимся к открытию Домом культуры «ГЭС-2» появилась скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». У горожан она вызвала неоднозначную реакцию, высказался даже пародист Максим Галкин. «Афиша Daily» собрала мнения людей, а также спросила у представителя «ГЭС-2», что они думают о критике.

Катерина Чучалина

Главный куратор V-A-C (фонда, который открывает «ГЭС-2»)

О чем эта скульптура? Есть в русском языке хорошее слово «начаток» — это начало начал. Любой предмет когда‑то был пластичной материей, который со временем обрел форму, цвет, функцию. Глина — податливый материал, который художник мнет в руках, и он может превратиться в соответствии с его замыслом во все что угодно. «Большая глина» — метафора творчества.

Не стоит рассматривать эту скульптуру как отдельную работу. Наша первая художественная интервенция — увертюра в трех действиях. Она состоит из двух инсталляций и публичной программы, включающей в себя телесные практики, медиаторские туры и художественное оформление территории у «ГЭС-2». Кроме того, работа Урса Фишера не случайно установлена по соседству со зданием, которое реконструировал Ренцо Пьяно. Твердая структура, четкая геометрия представляет идеальный контраст с первоначальной формой, которую олицетворяет эта скульптура.

Мы получили разрешение на временное экспонирование на этом месте работ современного искусства, так что они будут регулярно меняться.

Критика была ожидаема. Любая работа художника — объект для критики. Тем более когда она не спрятана за стенами музея или культурного пространства. Вынесенная на улицу, она обнажена и беззащитна, обречена на пристальное внимание зрителей и оценочные суждения. В этой ситуации нет ничего плохого. Что же касается шуток — меня обескураживает то, что они совершенно несмешные. Я посмотрела комментарии в социальных сетях и удивилась скудости аналогий. Это действительно печально.

Максим Галкин, юморист и ведущий

Григорий Ревзин, архитектурный критик, партнер КБ Стрелка

Антон Хитров, театральный критик

Анатолий Капустин, блогер

«Хахаха он набевал и сам съел»
Так о венском акционизме смело
Пишет самый авторитетный в нашей стране
Культуролог Василий из девятого «Б»
Надежда арт мира России pic.twitter.com/LVLDuJ1vdT

— анатолий ноготочки💅 (@A_Kapustin) August 14, 2021

Илья Клишин, сооснователь медиаконсалтингового агентства KFConsulting

Дмитрий Пиликин, искусствовед

Александр Пелевин, писатель

Если скульптура похожа на говно, есть два объяснения
1. Скульптор не понимал, что его работа похожа на говно. Тогда это хреновый скульптор.
2. Скульптор прекрасно понимал, что его работа похожа на говно, и сделал это специально, потому что говно круто. Тогда это хитрый скульптор.

— Александр Пелевин (@comrade_wolgast) August 18, 2021

Сабина Чагина, куратор проектов в области уличного искусства

Авдей Тер-Оганьян, художник

Иван Давыдов, журналист

Сергей Семенович Собянин — политик будущего. Он объединяет людей. Поставил вот на Болотной набережной «Большую глину №4» Урса Фишера — и ненависть к ней объединила либералов с путинистами. Сергей Семенович — человек, творящий консенсус в обществе. https://t.co/lTTDQDPwYf

— ivan davydov (@ivan_f_davydov) August 16, 2021

Не понимаю, как всерьёз критиковать любую сколь-нибудь внятную скульптуру в городе памятника Владимиру и церетелевского Петра.Ребята, у вас две настоящие гигантские кучи говна в центре возведены, давайте сперва с ними разберётесь, а потом уже будем спорить о современном искусстве https://t.co/ZlS7JvcwVD

— Саботажник из Снапчата (@lampimampi) August 16, 2021

Константин Коновалов, дизайнер

Пришёл специально посмотреть на это!

Я а восторге. Давно в Москве не устанавливали крутых монументов! Скульптура очень хорошо вписалась в место, немного нависая над водой. Особенно завораживают отпечатки пальцев на кусках глины. И с разных сторон центр масс ощущается по-разному. pic.twitter.com/GZkhLLngM4

— Constantine (@CKonovalov) August 16, 2021

Подробности по теме

Хлеб, воск, морковка: из чего делает искусство Урс Фишер, автор скульптуры у ГЭС-2

Хлеб, воск, морковка: из чего делает искусство Урс Фишер, автор скульптуры у ГЭС-2

120 фото мастер-класса создания поделок в домашних условиях

Лепка из глины – увлекательное и не сложное хобби, научиться которому может даже ребенок. Оно дает возможность создавать самые разные вещи: от метких украшений до внушительных скульптур, создав интересное декоративное оформление помещения или преподнеся их в подарок.

Дети, занимаясь подобным занятием, могут не просто воссоздать любимых мультипликационных героев, порадовать занимательными поделками, но и развить пространственное мышление и умение работать руками.

Для детей поделки из глины – одно из самых лучших хобби, а для взрослых – вариант расслабиться, успокоиться и получить удовольствие от проделанной работы.

Краткое содержимое статьи:

Где взять или как приготовить глину

Полимерная глина – материал, по структуре и характеристикам напоминающий всем известный с детства пластилин, однако способный затвердевать, делая поделки прочными. Существует несколько типов глины: те, которые застывают только после запекания или обжига, а другой – без применения высоких температур.

Глину можно купить в любом магазине канцтоваров или сделать в домашних условиях своими руками. Назвать подобный материал нельзя полимерным, так как создавая его дома, в состав будут входить совершенно другие компоненты. Однако по свойствам такой материал будет аналогичен купленной полимерной глине.

Для получения подобной смеси необходимо:

  • 250 мл клея ПВА и столько же кукурузного крахмала;
  • 2 ст. ложки лимонного сока;
  • 1 ст. ложка вазелина и такое же количество любого крема;
  • Пленка из полиэтилена;
  • Поверхность для вымешивания;
  • Миска и ложка для приготовления смеси.

Этих ингредиентов хватит для приготовления 350 граммов готового материала. Все составляющие, кроме крема, нужно смешать в подготовленной емкости и поставить на полминуты в микроволновую печь на максимальных оборотах. Крем нужен, чтобы смазать поверхность, на которой будет вымешиваться глина.

После микроволновки нужно еще раз все перемешать и выложить на смазанную кремом поверхность и интенсивно месить, как обычное тесто, на протяжении 5 минут. В последствии должен сформироваться упругий пластичный материал. Следом нужно придать ему форму, для удаления остатков воды обернуть тканью. Когда глина остынет – она готова к использованию.

Поделки из полимерной глины

Если Вы новичок в глиняном деле, не видитесь на советы продавцов покупать разнообразные инструменты для создания шедевров. Многие из них могут оказаться невостребованными. На начальных порах будет достаточно твердой поверхности, канцелярского ножика, зубочисток, контуров для формирования фигурок, скалки для раскатывания материала, перчаток и мокрых салфеток.


Если Вы обратите внимание на фото поделок из глины, то заметите что существует множество техник лепки. Перед началом работ можно посмотреть несколько мастер-классов, чтобы лучше ознакомится с нюансами предстоящей работы.

Из самых оригинальных способов можно выделить: «технику трости»: раскатанные пластины разных оттенков выкладывают друг на друга и сворачивают в рулет, а потом нарезают кружочками. На срезе видно красочный необычный рисунок.

«Соляная техника» предполагает обваливание изделия в соли и запекание. После этого соль смывается вводов и остается интересная структура поверхности.

При использовании техники «калейдоскоп» разные глины сворачивают в рулет и вырезают формочками различные фигуры. Существует и техника перехода: используя кусочки разного цвета, формируют плавный переход одного оттенка в другой.


Самозатвердевающая глина после высыхания похожа на гипс, а та, которую необходимо запекать – становится более плотной и напоминает изделие из пластика.

Поделки из глины для начинающих лучше изготовлять в виде цветка, букетов или простой бижутерии. Красить лучше акриловыми красками, однако чтобы экономить – возможно приобрести и гуашь, но ее следует покрыть несколькими слоями лака для закрепления.

Что лучше слепить в первую очередь?

Легче всего сделать розу. Для этого нужно сказать шарик и придать ему форму капли – это будет основа. Затем сделать несколько шариков поменьше и сплющить их пальцами – это тонкие лепестки, которые нужно крепить по кругу основы, пока не получится полноценный цветок.

Чтобы сделать бусы или серьги, достаточно взять форму квадрата и вырезать нужное количество фигур – это поможет сделать каждую одинакового размера. После фигуры скатать в шарики, а затем сделать, используя иглы или зубочистки, отверстия под шнурок.


Лепка из обычной природной глины

Глина образуется при разрушении горных пород. Благодаря различию минералов, входящих в ее состав, она может быть разного оттенка: желтого, зеленого, белого и даже голубого.

Профессионалы для лепки предпочитают красную и белую глины. Поэтому, если производство из полимерной глины, по какой-то причине, не приносит удовольствие – можно попробовать лепить из обычной, добыв ее самостоятельно или купив в магазине.

Перед началом работ следует записаться на несколько уроков или просмотреть видео-уроки в интернете для того, чтобы ознакомится с особенностями глины и понимать какой она должна быть для применения.

Перед формированием изделия нужно хорошенько выместить и отбить руками, для устранения воздуха, иначе при запекании пустоты разорвут изделие.


Для работы можно использовать различные инструменты, удобнее всего лопатка. После завершения работы готовую фигуру протирают губкой или мягкой кистью. После чего оставляют сушить в течение 10 дней, а потом обжигают.

Готовое изделие декорируют при помощи различных техник: росписи глазурью, оформления цветной глиной, покрытие акриловыми красками и другое.

Выводы

Чем больше Вы будете лепить – тем легче будет даваться это дело. Ознакомившись с особенностями и свойствами глины, можно создавать настоящие шедевры – корзины, шкатулки, вазы, фигурки и даже скульптуры людей. Поделки из полимерной и обычной глины для начинающих, станут настоящим украшением квартиры, созданным своими  руками.


Фото поделок из глины


Текстура глины — 54 фото

Красная глина текстура



Светло коричневый камень текстура



Глина грунт текстура



Текстура песочного камня


Глиняная штукатурка


Терракотовая текстура


Глина на поверхности


Глина потрескалась фон





Глина фон


Сухая земля текстура


Руки фактура глины красное



Каменная штукатурка текстура


Текстуры строительных материалов


Текстура глины



Текстура глины


Мягкая глина текстура


Текстура глины


Фон из глины


Текстура глина трещины


Текстура обожженной глины




Текстура глины


Текстура глины


Текстура глины


Фактура глины


Текстура обожженной глины


Волокнистая текстура глины




Текстура глины


Фактура глины


Глина для керамики



Глиняная стена текстура


Текстура обожженной глины


Текстура глина серая


Грунт текстура


Крашеная стена текстура


Терракотовый фон



Текстура глины


Штукатурка коричневая текстура



Фактура глины


Фактура глины

LOVE BUG Божьи коровки Держатель для фотографий DIY с глиной Premo

Этот пост частично предоставлен вам Sculpey и Blueprint Social. Все образы, идеи и мысли полностью мои.

У меня есть еще одна отличная идея для подарка ко Дню матери. Вчера я поделилась красивой идеей рамки ко Дню матери с самодельными эмалевыми точками, а сегодня мы работаем с Premo Clay.

Глина — отличный материал для рукоделия, и возможности создания из нее огромны.Я был так взволнован возможностью поработать с Premo Clay и опробовать их инструменты Sculpey с глиной, чтобы что-то создать. Я мало работал с глиной, и это может показаться устрашающим. Это действительно высококачественная глина для запекания, с которой можно получить действительно красивый и профессиональный результат. А набор инструментов Sculpey позволяет вам делать с глиной самые разные вещи, от резки до придания формы и добавления текстуры, и это лишь некоторые из них.

Работать с глиной проще, чем вы думаете. И как только я начал, я не мог поверить, как это было весело.

Прежде всего, я хочу сказать, просто посмотрите на эти яркие цвета! И я знаю, что только что получил один из образцов цветных пакетов. Есть из чего выбирать.

Я хотела придумать забавную и легкую идею подарка ко Дню матери — что-то красочное, функциональное и достаточно легкое, чтобы показать подросткам, как их делать. Я выбрала держатели для фотографий LOVE BUG Ladybug Photo Holders в качестве своего искусного глиняного проекта.

Я установил для каждого из нас «глиняную станцию». Premo Clay не является грязным в работе, но я хотел, чтобы моя глина оставалась «чистой».В качестве глиняного рабочего места я использовала плоский пластиковый поднос, который нашла в IKEA.

Это материалы, которые я использовал для изготовления своих божьих коровок LOVE BUG:

  • Premo Clay (для каждого любовного жучка я использовал два ярких контрастных цвета и черный)
  • Лезвие Sculpey и инструмент для придания формы
  • Скрепки круглые
  • Кусачки

Я знаю, что божьи коровки обычно бывают красными и черными, но мой мир и мое воображение немного ярче!

Первое, что нужно сделать, разворачивая один из своих глиняных блоков, — это размягчить его.После того, как вы пару раз вымесите его на поверхности, он хорошо размягчается, но не настолько, чтобы он не удерживал форму. На самом деле это идеальная последовательность, чтобы добавить какие-либо детали или сделать действительно гладкими в зависимости от того, что вы создаете.

Сначала я отрезал 1/3 глиняного кирпича для тела божьей коровки и слепил из него шар. А затем я отрезал примерно 1/4 глиняного кирпича моего контрастного цвета божьей коровки и сформировал один шар среднего размера и 6 маленьких шариков. Они стали головкой и пятнами на моей божьей коровке.Тогда могу для глазок божьей коровки два шарика еще меньшего размера из черной глины.

Приложив мой самый большой шар для тела к моей поверхности, я сделал что-то вроде купола из глины. Затем я проделал то же самое с головой и прижал ее к телу божьей коровки спереди.

Я добавил цветные точки на спине божьей коровки, прижал их и добавил два черных глазных яблока спереди.

Затем я использовал инструмент для придания формы, чтобы создать трещину или линию на спине моей божьей коровки.Я разгладил любые участки инструментом и пальцами.

Теперь добавим усики божьей коровки — также часть, которая будет выступать в роли держателя изображения. Эти закрученные скрепки идеально подходят для этого.

Чтобы сделать усики держателя рисунка, я сначала размотал скрепку, оставив только средний завиток. Это делает антенны очень длинными, поэтому я использовал кусачки, чтобы отрезать часть лишнего.

Я поместил каждую «антенну» сразу за головой в тело божьей коровки, по одной с каждой стороны.

Тогда они были готовы к выпечке! Чтобы кусочки закалились, нужно запекать в низкотемпературной духовке, и время для каждого кусочка разное. Как правило, время выпекания составляет около 30 минут на каждые 1/4 дюйма толщины.

Я запекала божьих коровок 1 час на противне, выстланном алюминиевой фольгой, при температуре 250 градусов духовки.

Когда они вышли, я дал им остыть, и они были готовы «играть»!

Я создала милые подарочные бирки LOVE BUG ко Дню матери, чтобы они сочетались с моими творениями с божьей коровкой.

Вы можете получить свои собственные теги Love Bug Tags Бесплатные теги для печати здесь.

Размер каждой метки составляет 2 x 2 дюйма, и я вырезал некоторые из моих любимых фотографий моей девушки в Instagram, чтобы они совпадали с метками.

Используйте усики скрепки, чтобы прикрепить свой подарочный ярлык или картинку.

Это идеальный подарок на День матери, сделанный ребенком!

Подключайтесь к Скальпи и получайте новые идеи на Facebook, Twitter, Pinterest и в блоге Sculpey.

И, чтобы получить еще больше вдохновения и идей для творчества, посмотрите, что некоторые из моих коллег-блоггеров создали с помощью Premo Clay.


Удачного крафта!

Если вам понравился этот пост, и вы хотите больше, вы можете подписаться на рассылку здесь, и не забудьте получить бесплатные печатные формы Cupcake Toppers на все случаи жизни.

Чувствуете себя социальным? Подпишитесь на ChicaCircle на Facebook или Twitter, а также на меня в Pinterest или Instagram.

Этот пост частично предоставлен вам Sculpey и Blueprint Social. Все образы, идеи и мысли полностью мои.

Подставка или подставка для картин своими руками из глины

Искусство — это такой удивительный способ создать домашний декор, который будет бесшовным и актуальным. Покупка принтов у небольших независимых дизайнеров — отличный способ всегда иметь что-то новое и свежее в вашем доме без каких-либо серьезных изменений.

Посмотреть в галерее

Покупка недорогих отпечатков и их использование для украшения вашего дома также поддерживает молодые, независимые предприятия, так что вы в то же время можете чувствовать себя хорошо! Если вы действительно не можете найти то, что хотите, почему бы не взять себе кисть! Нет ничего более приятного, чем создавать что-то прекрасное, что делает вас счастливыми каждый день.

Наряду с подборкой различных произведений искусства мы работали над поиском все более творческих и интересных способов демонстрации недорогих, забавных и модных принтов и картин. Интересные рамы, лента для васи и веревки могут создавать привлекательные образы на стенах, но если вы еще не готовы сделать картинной галереей и хотите сначала опробовать несколько комбинаций печати, тогда отдельно стоящие картинные купола могут быть для вас .

Посмотреть в галерее

Они идеально подходят для хранения открыток, наполненных воспоминаниями, хорошо сделанных и искренних поздравительных открыток и специальных небольших отпечатков.Когда вы арендуете, вы можете не захотеть проделать слишком много отверстий в стенах для более мелких деталей, таких как эти, так что это еще одна веская причина попробовать эти , чтобы легко сделать эти держатели для картин . Вы даже можете настроить цвет и узор в соответствии с темой или отдельными предметами. Попробуйте применить цветную блокировку по всей краске или деталям с рисунком. Вы также можете сделать купол слишком большим и сделать его более выразительным или сделать его маленьким и утонченным.

Здесь я создал купол среднего размера в технике абстрактной росписи.Это отлично подходит для упрощенных принтов, таких как цитаты и монохромные узоры. Думаю, это выглядело бы еще лучше, если бы блестящий золотой мазок кисти был нанесен на высохшую краску, чтобы создать законченный современный вид.

Посмотреть в галерее

Материалы, необходимые для держателя картины:

  • Глина воздушно-сухая
  • Краски акриловые
  • Кисть
  • Нож

Инструкции по изготовлению подставки для пластилина:

Шаг 1: Приготовьте глину

Отломите кусок глины примерно того же размера, что и ваш купол.Если глина немного подсохла, намочите руки и втирайте ее, пока она не станет легкой для придания формы. Создайте грубую форму шара и прижмите его к гладкой поверхности или куску ткани, чтобы его было легче удалить позже. Продолжайте вдавливать глину в форму купола и разгладить поверхность, чтобы получилась ровная поверхность.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Шаг 2: Сделать купол

Когда купол станет ровным, круглым и гладким, возьмите лезвие и медленно и осторожно протолкните купол по центру.Дайте глине высохнуть на ночь и полностью затвердеть. Вы можете отшлифовать поверхность, когда глина полностью высохнет, чтобы получилась гладкая поверхность для рисования. Этот шаг улучшит качество всего, что вы добавляете на поверхность.

Посмотреть в галерее

Посмотреть в галерее

Шаг 3: Рисование

Смешайте цвета краски и начните накладывать мазки кистью. Держите штрихи грубыми, чтобы создать абстрактный эффект. Когда краска высохнет, добавьте дополнительные детали контрастного цвета.Убедитесь, что она полностью высохла, прежде чем наносить лак или блеск, или вставлять принт!

Просмотр в галерее

Просмотр в галерее

Просмотр в галерее

Просмотр в галерее

Просмотр в галерее

Просмотр в галерее

Глиняная фоторамка для рук / ног для младенцев, детей и домашних животных — включает 9 ”x 11-дюймовая фоторамка из цветного МДФ из натурального дерева, ролик, монтажное оборудование и инструкции — «Позы»: Baby

Цвет: Natural Wood

Позвольте нам помочь вам нажать кнопку перемотки и заново пережить душевные моменты, которые у вас были с вашим ребенком, с помощью нашего набора рамок для рук и следов.Создайте физическое и бесценное ностальгическое напоминание о своем маленьком сгустке радости.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДУКТА

300 г белой глины
1 деревянная рама из МДФ — 9 дюймов x 11 дюймов x 0,9 дюйма
Доступно в 3 цветах: белый, лайм и натуральное дерево
1 деревянный валик
1 двойной рулон -Сторонняя лента
для детей и домашних животных
Легкая глина без беспорядка
Простые инструкции

КРАСИВЫЙ ДИСПЛЕЙ ДЛЯ ВАШЕГО ДОМА

Заполнение комнат вашего дома фотографиями вашего ребенка — это то, что заполняет каждый любящий родитель с радостью.Включите потрясающее напоминание о первом шаге вашего ребенка, показывая его крошечный след на прикроватной тумбочке, или покажите его гостям, повесив в гостиной. Где бы вы ни разместили его, отпечатки вашего ребенка станут прекрасным украшением, которое сделает ваш дом более уютным.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК ​​ДЕТСКОМУ ДУШУ ДЛЯ ЛЮБИМЫХ

Родится ли скоро у друга или члена семьи ребенка? Почему бы не сделать им подарок, который никогда не устареет: драгоценное напоминание об их первых моментах в семье.Каждая мать хотела бы сохранить своих детей навсегда, но, к сожалению, они растут. Подарите кому-нибудь подарок — оставить своих младенцев младенцами на всю оставшуюся жизнь с помощью качественной реликвии, которая сохранит их в блаженстве с нежными воспоминаниями о своих малышах.

ТОЖЕ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ!

Обрамите отпечатки лап вашей собаки или кошки изображением вашего пушистого друга, чтобы они остались на память и на память.

ПРОСТОТА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ

1. Раскатайте пластилин в большой прорези рамы.
2. Положите руку и / или ступню ребенка на пластилин до тех пор, пока не будет сделан отпечаток.
3. Дайте высохнуть до 48 часов.
4. Поместите в рамку вместе с фотографиями в прилагаемые гнезда.

Считая себя вне титульного листа, U.S.C. Fires Clay Helton

В то время как оборона Университета Южной Калифорнии была разбита, его нападение застыло, а дисциплина отсутствовала — кикер был катапультирован при первом начальном ударе — болельщики в Лос-Анджелесском Мемориальном Колизее осыпали команду освистыванием во время удара 42-28. в руках Стэнфорда, который вошел в субботнюю игру в качестве аутсайдера с 17 очками.

После этого семилетний тренер Клей Хелтон умолял о спокойствии.

«В конце сезона посмотрите, где мы находимся», — сказал он репортерам.

Где бы ни находились троянцы в конце сезона, Хелтона не будет поблизости, чтобы их увидеть. Его уволили в понедельник на фоне растущего гнева со стороны выпускников школы и бывших игроков, для которых суббота была не просто плохой игрой, а еще одним подтверждением того, что футбольная программа никогда не станет претендентом на национальный титул при Хелтоне.

Фактически, спортивный директор Майк Бон, объявляя о национальном поиске нового тренера, сказал в своем заявлении, что троянцам будет лучше на оставшуюся часть сезона с Донте Уильямсом, 39-летним тренером крайних защитников, который никогда даже не был координатором, временным главным тренером.

Бон, сменивший Линн Суонн на посту спортивного директора два года назад, сказал, что, несмотря на добавление ресурсов для футбольной программы с момента своего прибытия, даже после двух игр — победы над Сан-Хосе и поражения от Стэнфорда — было ясно, что U.S.C. и близко не был к тому, чтобы стать претендентом на чемпионство страны. «Уже очевидно, что, несмотря на улучшения, эти ожидания не будут реализованы без смены руководства», — сказал он.

Если увольнение Хелтона стало шоком в начале сезона, то для троянцев, у которых есть история кровопролития с футбольными тренерами, это обязательное условие.

Лейн Киффин был обстрелян в аэропорту после того, как его вызвали из командного автобуса по возвращении в Лос-Анджелес после поражения от штата Аризона.Стив Саркисян отправился в реабилитационный центр после того, как его уволили в середине сезона после того, как он неоднократно появлялся в нетрезвом виде. А много лет назад Джон Робинсон вернулся домой из рождественских покупок и обнаружил на автоответчике сообщение о том, что его уволили.

Это решение, однако, могло бы быть принято намного раньше, если бы не колоссальное шестилетнее продление контракта, которое Хелтон получил от Суанна перед сезоном 2018 года — тот, который, как ожидается, принесет ему около 5 миллионов долларов в этом сезоне и рассчитан на двоих. больше лет.

Троянцы, которых в первых двух полных сезонах Хелтона перенес в «Роуз Боул» и «Коттон Боул» квотербек Сэм Дарнольд, с тех пор, как Хелтон подписал новый контракт, ушли с 19 по 14. В прошлогоднем сезоне, который был сокращен пандемией, троянцы выиграли свои пять игр конференции, но их надежды проникнуть в плей-офф студенческого футбола рассеялись, когда они были расстроены на своем домашнем поле Орегоном в игре чемпионата Pac-12.

Helton так и не смог закрепиться в USC. фанаты, которые были сбиты с толку тем, что бывший спортивный директор Пэт Хаден, который, как и его преемник Суонн, был звездным футболистом в школе, после увольнения Саркисяна назначили Хелтона временным тренером, а затем предоставили ему постоянную работу.Хейден ранее сменил другого временного тренера, решив не удерживать Эда Оргерона, который два года назад тренировал штат Луизиана на национальном чемпионате.

Тренерский штаб Хелтона был вращающейся дверью, и каждый август он, казалось, обещал более дисциплинированную команду. Но даже яркая победа в камбэке над конкурентом конференции U.C.L.A. Прошлый год был омрачен троянцами, насмехавшимися над своими соперниками по окончании игры — Хелтон упал на газон, пытаясь утащить своих игроков.

На этой сцене был изображен тренер, который не контролировал свою команду.

Стоимость увольнения Хелтона будет значительной, предположительно, около 15 миллионов долларов (условия его контракта не являются публичными, поскольку USC — частная школа). Но с ремонтом Колизея за 315 миллионов долларов, который должен был быть оплачен частично за счет продажи билетов, значительным финансовым ударом от пандемии и снижением посещаемости, также пришлось заплатить за бездействие.

В понедельник, США. решил, что это невыносимо.

Легкий перенос изображений на глину

Несколько лет назад Дуг Грей был заинтересован в том, чтобы использовать свою цифровую фотографию в своих глиняных работах.Он пробовал переводные картинки, но это был не тот вид, который ему был нужен — он хотел, чтобы фотографии помогли ему создавать изображения, но он не хотел, чтобы изображения выглядели точно так же, как фотографии. Поэтому ему пришлось найти другой подход к переносу изображения на глину.

Однажды он попал в счастливую аварию. Он обнаружил, что струйная печать легко переносит изображения на керамику. Оттуда он выполняет линейную работу и добавляет цвет с помощью подглазурки. Сегодня он объясняет свой простой и удобный для детей процесс переноса изображения на глину.- Дженнифер Поэллот Харнетти, редактор.


Легкий перенос изображения на глину

Используемый здесь процесс лучше всего работает с мягкой глиной и может быть применен к любой глиняной поверхности, изготовленной вручную или брошенной, при условии, что глина достаточно мягкая. Во влажном состоянии в глине присутствует достаточно воды для легкого переноса. Вода и растворители не нужны. Тот же процесс можно использовать для нанесения рисунков на твердую кожу и даже на бисквит. Однако из-за меньшего содержания воды в более сухой глине вам потребуется добавить дополнительную воду, чтобы перенос прошел успешно.Мы будем обсуждать здесь только переводы на мягкую глину.

Создавайте выделяющиеся поверхности, загрузив эту бесплатную программу Five Great Decorating Techniques.

Вы можете создавать компьютерные изображения с помощью цифровой камеры и программного обеспечения, такого как Adobe Photoshop. Главное — печатать изображения чернилами на водной основе, такими как те, которые используются в большинстве недорогих струйных принтеров, а не трафаретной печатью на глине. При проявке изображений для тушения на глине чем дешевле, тем лучше.Вам не нужен дорогой принтер, и вам определенно не нужны архивные чернила и бумага. Я использую обычные чернильные картриджи, универсальную бумагу или бумагу для копировальных аппаратов и недорогой струйный принтер. Если вы предпочитаете работать без компьютера, посмотрите на изображение ниже, где показаны различные чернила на водной основе и их результаты. Или посмотрите эту статью из архива о бумаге для переноса изображений для керамики.


Вы будете поражены!
От простых подносов и плитки до сложных конструкций — Дэрил Бэрд покажет вам все, что вам нужно знать, чтобы начать работу и оставаться вдохновленными на долгие годы.

В «Из глиняной плиты » вы найдете все, от необходимых инструментов (включая планы для изготовления катка для плит) до 16 демонстраций, на которых вы сможете развить навыки.


Подготовка пластины для переноса изображения на глину

Начните с недавно свернутого листа и распечатайте его на струйном принтере. Используемая здесь цифровая фотография была изменена в Photoshop, уменьшив изображение до основных черно-белых линий и форм. Используйте в принтере неархивированные чернила и многоцелевую бумагу, чтобы чернила растеклись при намокании (рис. 1).Положите изображение лицевой стороной вниз, чтобы чернила соприкасались с влажным слоем (рис. 2). Мягкие плиты имеют очень высокое содержание влаги, поэтому дополнительная вода не требуется, но слишком много воды может стать проблемой. Поэкспериментируйте, чтобы найти оптимальное соотношение воды и глины.

1

2

Перенос изображений в керамику

Втирайте бумагу в поверхность плиты (рис. 3), чтобы устранить любые воздушные карманы, которые могут препятствовать контакту влажной глины с напечатанным изображением.Позвольте отпечатку оставаться в контакте с плитой в течение 30-60 секунд, пока чернила не растекутся по глиняной поверхности. Отогните угол, чтобы проверить, не распространились ли чернила (рис. 4). Если это так, полностью отделите бумагу от глиняной плиты. Если нет, подождите еще несколько секунд.

Примечание: Если чернила не переносятся на влажную глину, проверьте тип чернил и бумагу. Высококачественные архивные продукты, которые не выцветают и не растекаются, а также лазерные отпечатки и ксероксы не подходят для этого процесса.

3

4

Настройка

Манипулируйте глиной, пока она еще мягкая и податливая. При изготовлении плитки обрежьте ее по размеру (рисунок 5).

Совет. Поместите прямую кромку поверх изображения во время вырезания, чтобы, если ваша рука соскользнет, ​​вы не врежетесь в изображение.

Поместите тонкий лист пластика на пластину и осторожно потрите края пальцем, чтобы получился ровный скрученный край, не повреждая изображение (рис. 6). Если вы предпочитаете, чтобы плита немного высохла, поместите ее на кусок гипсокартона и накройте пластиком (рис. 7).Влага будет конденсироваться на пластике и размывать изображение, поэтому поставьте пластик на сваях, чтобы он не соприкасался с поверхностью.

Чистовая

Вы можете легко вырезать поверхность на этапе твердой кожи. Я использую инструмент треугольной формы из набора мини-лент для большинства меток и инструмент sgrafitto с наконечником из карбида вольфрама для мелких деталей (рис. 8). Изменение глубины пропила с помощью маленького заостренного наконечника позволяет получить более толстые и тонкие линии (рис. 9).

Инструмент сграффито хорошо подходит для детальной работы.После вырезания протрите поверхность влажной губкой (рис. 10). Это смягчит края и удалит чернила, чтобы вы могли хорошо рассмотреть изображение.

Применение цвета

11

Я предпочитаю наносить коммерческие глазури после обжига бисквитного стекла, потому что на этом этапе изображение представляет собой контурный рисунок, похожий на книжку-раскраску. (Убедитесь, что вы тестируете любые глазури или глазури, которые вы используете.) Применяйте подглазурки одного цвета за раз, начиная с самых светлых цветов (рис. 11), поскольку вы можете скрыть ошибки более темными цветами.Бисквитный огонь для плавления красок на поверхности.

Вы можете стрелять плиткой между каждым нанесением цвета, или в этом случае я применил три цвета одновременно перед стрельбой. После бисквитного обжига нанесите черную подглазурку на всю поверхность, заполнив все линии (рисунок 12), и сотрите излишки губкой (рисунок 13).

Этот проект по переносу изображения на глину — отличный проект для учителей! Какой у вас опыт переноса изображений на глину?

** Впервые опубликовано в 2013 г.

Как сделать человека из глины (с иллюстрациями)

Об этой статье

Соавторы:

Инструктор по керамике и скульптуре

Соавтором этой статьи является Наташа Дикарева, МИД.Наташа Дикарева — скульптор и художник-инсталлятор из Сан-Франциско, Калифорния. Обладая более чем 25-летним опытом работы с керамикой, скульптурой и инсталляцией, Наташа также преподает в мастерской по керамической скульптуре под названием «Приключения в глине», охватывающей разработку концепции, методы ручного строительства, текстуры и техники глазурования. Ее работы были представлены на персональных и групповых выставках в Центре искусств Беатрис Вуд, галерее Абрамса Клагхорна, Центре искусств Блумингтона, галерее Марии Кравец и Американском музее керамического искусства.Она преподавала в Университете Миннесоты и Школе американских индейцев OIC. Она была удостоена награды Excellence Award на 1-м Всемирном конкурсе чайников, Best in Show на 4-м биеннале по глине и стеклу и Гран-при Американского музея керамического искусства. Наташа имеет степень магистра гуманитарных наук Университета Миннесоты и степень бакалавра искусств Киевского колледжа изящных искусств. Эта статья была просмотрена 147 348 раз (а).

Соавторы: 20

Обновлено: 10 августа 2021 г.

Просмотры: 147,348

Краткое содержание статьиX

Чтобы сделать человека из глины, начните с изготовления шара для головы, трубки для тела и трубок меньшего размера для рук и ног.Затем возьмите шар, который будет головой, и выдавите шип из глины, чтобы сформировать шею. Затем с помощью зубочистки проделайте небольшое отверстие в верхней части цилиндра тела и воткните в это отверстие шею, чтобы прикрепить голову и тело. Для рук и ног расплющите концы трубок, сформируйте из них руки и ноги и прикрепите их к телу. Чтобы узнать, как сделать лицо своему глиняному человеку, продолжайте читать!

  • Печать
  • Отправить письмо поклонника авторам
Спасибо всем авторам за создание страницы, которую прочитали 147 348 раз.

Картина глиной | Carle Museum

Рисование глиной — это удивительно увлекательный и простой способ по-новому взглянуть на процесс изготовления знаков. Во время одного из недавних семинаров The Carle для педагогов и родителей участники сделали кисти из веток, веток деревьев и шпагата. Затем мы использовали разбавленную глину, чтобы нарисовать страницы для книги, которые мы связали веточкой и резинкой.

Для «щетины» кистей я собрал несколько веток туи (туи), растущих за музеем.Мы использовали ветви Thuja, потому что это было то, что было доступно. Было бы интересно сделать самые разные кисти из разных хвойных веток и других растений, деревьев и кустарников.

Зеленые ветки прикрепили к длинным палкам с помощью натурального джутового шпагата. Если у вас нет джута, вы также можете использовать пряжу, ленту, проволоку или стяжки. Эти кисти не предназначены для многократного использования, но я уверен, что вы можете промыть их и использовать повторно в течение пары дней, пока они не высохли.

Эта идея адаптирована из Learning4Kids.net. Я прикрепила его к доске Carle «Соединяя искусство и природу» здесь, где вы найдете еще много интересных занятий и идей на тему природы.

Мы создали глиняный «шликер», разбавив воздушно-сухую глину Nasco водой. Мы использовали длинные листы акварельной бумаги для рисования, но вы также могли использовать другие пористые поверхности, такие как кусочки картона, мазонита или дерева.

Продолжайте добавлять воду в глину, пока она не станет консистенцией пудинга, но вы можете разбавить ее еще больше, чтобы получить более размытый вид.Глиняная «склейка» — это традиционно то, что вы используете в керамике в качестве клея, чтобы соединить глиняные кусочки в одну скульптуру. Слип можно хранить в закрытой таре в прохладном сухом месте несколько дней. Если он начнет подсыхать, просто добавьте воды, пока он не приобретет желаемую консистенцию. Смешивайте только то, что вы можете израсходовать за несколько дней, чтобы не заплесневеть.

Некоторые участники используют высушенные листья, семена и траву, чтобы вдавить их во влажную глину.

После того, как глина полностью высохнет (она очень быстро высохнет), вы можете очистить метки Mod Podge, чтобы глина не отслаивалась от бумаги.Наше вдохновение для рисования глиной пришло из этой книги:

Дети, искусство, художники: выразительные языки детей, художественный язык Альберто Бурри Реджио Чайлдс. В книге есть раздел, посвященный использованию природных материалов с маленькими детьми и экспериментам с нанесением пометок.

Художникам, создавшим красивые, продуманные композиции на фото ниже, было всего 3 и 4 года!

Чтобы узнать, как связать палку и ремешок, как у нас, простые шаги, см. Наши инструкции к Stick & Band Book.

Сделав свою кисть из прутьев и веток, попробуйте использовать другие натуральные материалы в качестве инструментов для нанесения разметки!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *