глиняные дощечки — история носителей информации

В конце четвёртого и третьем тысячелетии до нашей эры народы, жившие на территории Месопотамии (современная территория Ирака и Ирана) начинают использовать для записи информации небольшие таблички, сделанные из глины.

На влажных глиняных таблицах острой палочкой (грифелем, стилиусом) наносили символы, после чего табличка высушивалась на солнце для придания ей прочности. Такой способ сохранения информации получил название клинописи.

Родоначальником клинописи является Шумерская цивилизация, позже клинопись переняли Вавилонская и Ассирийская цивилизации.

Первоначально Шумерская клинопись была пиктографической, т.е. представляла собой рисунки, где каждый рисунок отображал определённый объект. Пиктографическая система была громоздкой и неудобной и постепенно упростилась до знаков, представляющих собой идеи. Например, знак для звезды мог также использоваться как символ неба или бога.

Следующим крупным шагом в упрощении была разработка фонетической системы, в которой символы или знаки используются для представления звука. С фонетической системой книжники смогли представлять слова, для которых нет изображений (объектов), что сделало возможным письменное выражение абстрактных идей. В поздних стадиях шумерский письменной насчитывалось около 600 знаков, которые использовались на регулярной основе.

Шумеры использовали письменность главным образом для ведения хозяйственного учёта. Очень распространены записи о повседневной жизни: учёт скота, производственные показатели, перечень налогов, счетов, контрактов и других аспектов организации жизни в обществе.

Другой крупной группой являются сборники основных текстов, используемые для подготовки последующих поколений книжников. К 2500 г. до нашей эры уже существуют школы, предназначенные для этой цели.

Постепенно Шумерская цивилизация пришла в упадок, и шумерский язык перестал быть разговорным. Тем не менее, система письма была перенята другими народами, говорящими на Аккадском диалекте, и использовалась целым рядом народов вплоть до 1 века до н.

э.

Вавилоняне и Ассирийцы также использовали клинописное письмо, и писали не только на своих языках, но и на шумерском. Шумерский стал языком литературы и науки, как много позже в Европе латынь.

К этому периоду относится создание значительных литературных произведений, кодификации законов (Кодекс Хаммурапи) и первых в истории библиотек.

Одной из самых известных историй, описанной в глиняных табличках из Месопотамии является эпос о Гильгамеше, который впервые появляется примерно до 2000 до н.э. В эпосе рассказывает о приключениях царя города Урук, и в том числе рассказывается история о гигантском наводнении, которая, как считается, легла в основу последующих библейских преданий.

Широкое распространение арамейского как основного языка на Ближнем Востоке в 7 и 6 веках до нашей эры, все более широкое использование финикийской письменности и потеря политической независимости Месопотамии в связи с ростом Персидского империи привели к тому, что клинопись стали использовать все меньше и меньше.

Хотя многие консервативные священники и ученые ещё писали ей в течение нескольких столетий.

Последняя известная клинописная табличка датируется 75 годом нашей эры.

САМЫЕ ПЕРВЫЕ КНИГИ (глиняные таблички) — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

   Человек всегда стремился что-то творить: он создавал картины и скульптуры, возводил дворцы и храмы. Но ценнее всего представлялись людям собственные мысли, которые он тоже хотел сохранить для своих потомков. Для этого и были придуманы КНИГИ. Но обо всём по порядку…

     Изобретение письменности – величайшее достижение человечества! Оно относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

    Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма». Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живёт в земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы — военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел».

     Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий…

     Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный). Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др. Мы видим, что всё наглядное находит отражение в пиктографии, отвлечённые понятия если и передаются, то трудно расшифровываются, а порою их и вовсе невозможно разгадать.

   С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, и тогда возникает идеография — письмо понятиями (от греческого idea — идея). Этот способ письма отражает речь более точно, чем пиктографическое. Важнейшим отличием идеографии от пиктографии следует считать не форму знаков, а их значение.

     Примерами идеографического письма являются древнейшее шумерское (клинопись – сочетание знаков-клиньев), древнейшее китайское письмо, а также цифры, математические, химические, астрономические и другие научно-технические знаки.

    Самым долговечным и прочным материалом, на котором можно было писать, в древние времена была глина. Самые первые книги – это глиняные таблички, которые появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии (долина между реками Тигр и Ефрат). Именно здесь во время раскопок археологами было найдено множество письменных источников. Учёные считают, что именно в Месопотамии раньше, чем где-либо возникла письменность. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках размером – 32 на 32 см и толщиной – 2,5 см. На мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом таблички сушили и обжигали в печах, как горшки, получался настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких «страниц» создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

     В тексты глиняных книг после обжига внести изменения уже было невозможно, так как после этого они приобретали прочность камня. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.

    Немало библиотек было из глиняных книг. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и т. д. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью учённые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.

Список литературы

1.Я познаю мир: История древнего мира: детская энциклопедия / [А. Б. Преображенский; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. А. А. Румянцев, Ю. А. Станишевский]. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 400 с.: ил. – Текст: непосредственный.

2.Я познаю мир: История вещей: детская энциклопедия / [Н. Орлова, К. Буровик; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова]. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 509 с.: ил. – Текст: непосредственный.

3.Я познаю мир: История ремесел: детская энциклопедия / [Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. А. А. Румянцев, Ю. А. Станишевский]. – Москва: АСТ: Астрель, 2000. – 416 с.: ил. – Текст: непосредственный.

5.Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В 3 томах. Т. 1: А-Ж / [сост.: В. С. Шергин, А. И. Юрьев; гл. ред. Е. Б. Куркин; гл. худож. Н. Е. Ильенко]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва: Современная педагогика, 2004. – 519, [1] с.: цв. ил., карт., портр. – Текст: непосредственный.

5.Шуйская, Ю. В. Обо всём на свете: [науч.-попул. изд. для детей] / [Ю. В. Шуйская, отв. ред. Н. Н. Малофеева]. – Москва: Росмэн, 2006. – 200 с.: цв. ил. – Текст: непосредственный.

6.Великие цивилизации: [науч. -попул. изд.] / [пер. с итал. Л. В. Золоевой]. – Москва: Астрель: АСТ, 2002. – 48 с.: цв. ил., табл.; 29 см. – (Всё обо всём). – Текст: непосредственный.

7.Утевская, П. Слов драгоценных клады: рассказы о письменности: [для старш. школ. возр.] / Паола Утевская; [пер. с укр. М. Ф. Мусиенко И Р. И. Рубиннштейн; предисл и науч. ред. Р. И. Рубинштейн; худож. В. Л. Освер]. – Москва: Дет. лит., 1985. – 191 с.: ил., портр. – Текст: непосредственный.

8.Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия / [под общ. ред. В. В. Овчинникова]. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 1167 с.: цв. ил., карт. – Текст: непосредственный.

9.Павлов, И. Про твою книгу: [науч.-попул. изд. для сред. школ. возр.] / [И. П. Павлов, отв. ред. Н. Г. Фефелова; рис. и макет Б. Буракова]. – Ленинград: Дет. лит.: Ленингр. отд-ние, 1991. – 111,[1] с.: ил, [4] л. цв. карт. – (Знай и умей). – Текст: непосредственный.

материал подготовлен Гаряевой Н.А.

Об этой коллекции | Клинописные таблички: от правления Гудеа из Лагаша до Шалманасара III | Цифровые коллекции

Поступление скота от царствования Шульги, год 47 (2047. ..

Получение серебра с конвертом от «22 числа месяца…

Выплата заработной платы 656 поденщикам

Планшет для школьных упражнений от ок. 2200-1900 гг. до н.э.

Надпись на конусе ок. 2200-1900 гг. до н.э.

Сбалансированный счет «29 се гур» (29 гур ячменя) с ок. …

Контракт с печатью (на масло и пиво?) с замысловатым штампом.

..

Вотивная надпись на конусе времен правления Гудеа Лагашского (2144-2124 гг.)

Прослушать эту страницу

Клинописные таблички: от правления Гудеа в Лагаше до Шалманассара III представлены глиняные таблички, конусы и фрагменты кирпичей, исписанные с использованием древней системы письма, известной как клинопись, из коллекций Библиотеки Конгресса. Шумеры изобрели эту систему письма, которая включает в себя использование клиновидного тростникового стилуса для нанесения отпечатков на глину. Клинописные таблички: от правления Гудеа из Лагаша до Шалманасара III включает школьные таблички, бухгалтерские записи и памятные надписи. В этой онлайн-презентации представлены 38 клинописных табличек с дополнительными материалами.

38 табличек датируются периодом правления Гудеа из Лагаша (2144–2124 гг. до н. э.) до Шалманассара III (858–824 гг. до н. э.) во времена Новой Ассирийской империи (884–612 гг. до н. э.).

Коллекция включает 38 предметов из различных материалов, в основном глиняные таблички, а также несколько фрагментов кирпича и два глиняных конуса. Клинопись, древняя система письма, предполагает использование тростника для оттиска глины.

Клинопись была разработана шумерами, которые процветали в третьем тысячелетии до нашей эры. Шумеры повлияли на культуру и развитие за пределами своих первоначальных границ в Месопотамии (современный южный Ирак), месте древнейшей цивилизации в мире. Первоначально клинопись была пиктограммой, позже она стала и слоговой. Эта двойственность привела к двусмысленности в интерпретации.

Материалы для клинописи — глина и тростник — были легко доступны. Трости использовались в качестве письменных принадлежностей. Кончик тростникового стилуса вдавливали во влажную глиняную поверхность, чтобы нарисовать штрихи знака, приобретая таким образом «клинообразный» вид. Затем глину [или кирпич] либо обжигали в печи, либо сушили на солнце. Слово клинопись происходит от латинского — 9.0021 cuneus для клина и forma , что означает форма.

Библиотека Конгресса приобрела свою коллекцию клинописных материалов в 1929 году у Киркора Минасяна, арт-дилера. Эти материалы были частью его коллекции исламских переплетов, рукописей, текстиля, керамических и металлических предметов, иллюстрирующих историю развития письма и книжного искусства на Ближнем Востоке.

Клинописные таблички в этой онлайн-презентации служили различным целям. Двадцать две таблички содержат надписи, относящиеся в первую очередь к получению и оплате товаров и услуг, то есть учетным записям. Двенадцать табличек — это школьные таблички для упражнений, используемые писцами, изучающими клинопись. Эти последние таблетки изначально не были обожжены, так как они предназначались для стирания и повторного использования. Бухгалтерские записи храма, с другой стороны, были сожжены и сохранены для дальнейшего использования.

Последнюю группу материалов в этой коллекции составляют вотивные и памятные надписи. Таблички этой группы включают конусную вотивную надпись, табличную вотивную надпись и фрагмент кирпичной памятной надписи. Вотивная конусная надпись, то есть начертанный конусообразный глиняный «гвоздь», предназначался для размещения в стенах храма.

Самые старые таблички датируются правлением Гудеа из Лагаша (2144-2124 гг. до н.э.). Другие таблички, по-видимому, относятся к периоду Ура III, с конца 3-го тысячелетия до начала 2-го тысячелетия до нашей эры, включая некоторые таблички с датами от 2063 до 2031 года до нашей эры.

Два фрагмента кирпича относятся к периоду Шалманасар III (858-824 гг. до н.э.) во времена Новой Ассирийской империи (884-612 гг. до н.э.). Эти два фрагмента, которые могут быть, а могут и не быть частями одного и того же кирпича, вместе имеют размер 15,5 см. высокий на 29см. широкий. Практика датирования кирпичей именем правителя началась около 2250 г. до н.э. и продолжается по сей день в некоторых районах Ближнего Востока.

Форма глиняных табличек различается. Большинство глиняных табличек имеют квадратную или прямоугольную форму и имеют размер от 2 х 2 см. до 18 х 9 см. Круглые таблетки от 7 см. до 8 ½ см. в диаметре. Все планшеты для школьных упражнений в этой коллекции круглые. Писцы отличали эти таблички от официальных записей, которые почти всегда были квадратными или прямоугольными. Окраска глинистых материалов варьируется от светлой до темной.

Многие таблички имеют надписи как спереди, так и сзади; два также вписаны на стороне. Стили надписей различаются в зависимости от содержимого или функции планшета. Несколько табличек имеют рельефные оттиски фигур божеств и царственных особ, выполненные цилиндрическими печатями. Печати часто ставили на транзакции, требующие авторизации, например, на записи, конверты и складские помещения.

Таблички для школьных упражнений

Таблички для школьников можно узнать по их округлости, специально сделанной писцами, чтобы не спутать их с другими табличками, которые почти всегда были квадратными или прямоугольными. В библиотеке двенадцать таких табличек; девять вписаны с обеих сторон. Все студенческие планшеты не были запущены, так как предполагалось повторное использование одного и того же планшета. Преподаватель в писцовой школе ( edubba ) обычно записывал урок, три слова или короткое предложение, на одной стороне планшета, а ученик копировал и переписывал его на другой стороне до тех пор, пока не запомнил правильно.

Таблички с обетами и памятными надписями

Эта коллекция содержит две таблички с обетами (религиозными) и одну табличку с памятными надписями. Две таблички с вотивными надписями относятся к периоду Гудеа из Лагаша (2144–2124 гг. до н. э.). Одна табличка — табличка, другая — конусная надпись. На обеих табличках используются очень разные изображения, но они представляют собой один и тот же исходный текст, посвященный посвящению храма Гудеа. Третья табличка представляет собой кирпич с надписью, увековечивающий здание, возможно, датируемое временем Салманассара III (858–824 гг. до н. э.).

Таблички для бухгалтерского учета

Существуют различные категории планшетов для бухгалтерского учета в зависимости от цели транзакции, описываемой в табличке. К таким транзакциям относятся, например, « mu-túm » (доставка), « su-ba-ti » (получено от), « ì-dab » (королевская доставка) и « su- би-та » и « зи-га-ам » (экспедиции). Позиция № 32 является примером балансового счета покупки ячменя с использованием глагола « шу-би-та. ” Пункт № 13 является примером “ zi-ga-àm, ” — выплаты надсмотрщикам ( ugula ) поденщикам ( guruš-ú́4 1-šè ). Средняя зарплата поденщика во времена Ура III составляла 60 сила ячменя в месяц, а сила составляла немногим меньше одной кварты. Коллекция также содержит « satukku » (список подношений), в котором перечислены 12 божеств, которым был дан ячмень (пункт 12).

Представленные предметы

Сами предметы были сфотографированы в цифровом виде с разных ракурсов, чтобы показать поверхности, на которых имеется клинопись. Эта презентация также включает изображения листов чертежей профессора Марселя Зигриста для каждого трехмерного объекта. Все стороны предмета представлены на одном листе с единым цифровым изображением для каждого предмета. Каждый чертежный лист снабжен аннотациями, указывающими на его отношение к исходному элементу, то есть лицевую и оборотную сторону. Эти рисунки были необходимы, поскольку, например, тени могут мешать точности чтения языка с двумерной фотографии.

Также есть листы транслитерации для большинства предметов. Символы были транслитерированы латинским шрифтом со специальными диакритическими знаками на обычные листы белой бумаги размером 8 ½ x 11 дюймов. Эти транслитерации предназначены для облегчения произношения символов. Из-за повреждения и неразборчивости некоторых оригинальных клинописных табличек транслитерация пунктов № 20, 22, 36 и 38 недоступна.

Использование химии для изучения происхождения глиняных табличек

Глиняные таблички на древнем Ближнем Востоке были меньше, чем сегодняшние компьютерные планшеты. Чаще всего они умещаются на ладони, чтобы их можно было читать так, как если бы вы смотрели в компактное зеркало, достаточно большое, чтобы вместить в среднем до 60 строк клинописи, системы письма, использовавшейся тысячи лет назад народами, жившими на Земле. между реками Тигр и Евфрат.

Фрагмент финансовых транзакций или студенческая домашняя работа не дадут археологу всей картины, однако многие клинописные таблички в музеях или для продажи на арт-рынке существуют изолированно, без остатка своей истории.

Что именно вы теряете при разделении планшетов? С таким небольшим количеством строк на обычном планшете вы потеряете большую часть эпической поэмы. Вы не сможете использовать даты из финансовых отчетов для определения дат литературы, найденной в том же здании. Не зная, где была найдена табличка, вы не сможете сравнить храмовые тексты между городами и определить, означают ли эти различия в стихах различия в верованиях. И без серии таблиц, охватывающих десятилетие, в которых записаны наделы ячменя, вы бы не знали, что работающие матери-одиночки часто считались главами семей в шумерском городе Ниппур за двенадцать столетий до начала нашей эры.

Одна таблетка сама по себе, без какой-либо информации о ее происхождении, превращается в горсть причудливой грязи с половиной афоризма.

Сюзанна Паулюс хочет это изменить. Она куратор коллекции табличек Восточного института и доцент Чикагского университета. Паулюс интересовалась древними системами письма с тех пор, как в школе она познакомилась с иероглифами. Сегодня она знаток клинописи, способная взять табличку тысячелетней давности, неровная поверхность которой испещрена клиньями, и найти в ней потрясающую поэзию эпоса о Гильгамеше.

Цель Паулюса — использовать, казалось бы, несвязанные инструменты из других академических областей, чтобы определить происхождение или происхождение одинокой таблички. Она использует портативные рентгенофлуоресцентные устройства и алгоритмы машинного обучения в своих археологических исследованиях. Для этого она сотрудничает с Кэтрин Хэнсон, научным сотрудником по сохранению культурного наследия в Институте консервации музеев Смитсоновского института, и Ли Дрейком, президентом Decision Tree, LLC, и адъюнкт-преподавателем в Университете Нью-Мексико. Для их процесса требуется ноутбук со специальным программным обеспечением, а также портативный рентгенофлуоресцентный прибор, по форме и размеру напоминающий фен и работающий от чего-то вроде батареи мобильного телефона. В процессе измеряются атомные характеристики самой глины, чтобы определить происхождение таблетки.

Жители Месопотамии использовали глину для своих документов, потому что клинопись писалась тростниковым пером путем вдавливания пиктограмм в глину; им нужна была гибкая поверхность. Тем не менее, глина была также «самым прочным материалом для письма, который вы только можете себе представить», — говорит Паулюс. «[Таблетки] очень хорошо сохраняются. Если город сгорит, то они сохранятся, потому что тогда их просто обожжет огонь. Если здание рухнет, они выживут. Они выживают во влажной почве. Они выживают в пустынном климате». Но древние жители Месопотамии не просто использовали глину прямо с близлежащих полей или там, где разливались реки. Они обработали его, удалив камешки, а также органические материалы, которые могли отслаиваться во время или после письма, потенциально искажая само письмо.

Месопотамцы рассчитывали, что их слова будут длиться долго, и процесс Паулюса учитывает это. Часть того, что делает ее процесс таким важным, заключается в том, что рентгеновская флуоресценция является неразрушающим измерением. Исследователю в этой области, который применяет этот процесс, не нужно будет жертвовать недавно обнаруженной клинописной табличкой только для того, чтобы узнать, была ли она написана на месте.

Географическое положение источника глины диктует ее атомные характеристики, невидимые для нас, но поддающиеся количественному измерению с помощью рентгеновских лучей. «Рентгеновские лучи превращают химические данные в цветной отпечаток объекта», — говорит Дрейк. В полевых условиях археолог прикладывал входную часть устройства к плоской части клинописной таблички и проводил измерения, направляя рентгеновские лучи на молекулы глины и измеряя выделяемую энергию, уникальную для каждого атома. Трех тридцатисекундных измерений достаточно для того, чтобы специализированное программное обеспечение достаточно уверенно оценило происхождение планшета.

В основе этого специализированного программного обеспечения лежит взаимосвязь между рентгенофлуоресцентными измерениями и географией, основанная на глиняных табличках известного происхождения и созданная с использованием алгоритмов машинного обучения. «Если вы думаете о периодической таблице — как о том, что у каждого элемента есть измерение — человеку трудно ее концептуализировать», — говорит Дрейк. «Ключом к этой работе является машинное обучение».

Во время археологических раскопок исследователю, использующему портативное устройство и специализированное программное обеспечение, требуется всего несколько минут, чтобы определить происхождение недавно обнаруженной таблички. Но это не единственные обстоятельства, при которых можно использовать этот процесс. «Одна из вещей, которую мы надеемся сделать с помощью этого технического анализа, — предоставить инструменты и методы, которые могут помочь правоохранительным органам», — говорит Хэнсон. Правоохранительные органы заинтересованы в более крупных географических масштабах, им нужно знать, следует ли репатриировать планшет в Сирию, Ирак или куда-либо еще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *