Содержание

Маньеризм в живописи: стиль картины художники

Понятие «маньеризм» (в переводе – «стиль», «манера») имеет отношение к стилю живописи, скульптуры и архитектуры, сформировалось направление в итальянских городах Риме и Флоренции в начале 16 века, в поздний период высокого Возрождения.

Два этапа развития:

  1. Ранний (1520 – 1535) или «антиклассический», «антиренессансный» стилю;
  2. Высокий (1535 – 1580) более запутанный, интеллектуальный, глубокий.

Особенности стиля

Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.

Для изображений характерно:

  • Эмоциональность в передаче образов;
  • Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
  • Динамичность и напряженность поз;
  • Необычная передача перспективы и освещения;
  • Яркие краски.

Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.

 

В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.

Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.

Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин.

Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.

Художники

Наиболее известные художники:

Микеланджело

Фрески Сикстинской капеллы.

Корреджо

Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).

Пармиджанино

Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».

Аньоло Бронзино

«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».

Джорджо Вазари

«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».

Эль Греко

«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».

Якопо Бассано

«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».

Тинторетто

«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».

Джузеппе Арчимбольдо

«Садовник», «Повар», «Юрист».

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях

Исторические предпосылки

Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.

Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.

Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.


Смотрите это видео на YouTube

Значение

По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.

Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.

Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.

5. Характерные черты стиля маньеризма.

Маньеризм появился в Италии (в основе Флоренция, Мантуя и Рим), далее Франция и др. страны. Стиль отразил существенную трансформацию искусства от средних веков к Новому времени. Характерными особенностями можно считать повышенный спиритуализм, взвинченность и изломанность линий, использование так называемой «змеевидной» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Живописцы маньеризма: Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, школа Фотенбло, Эль Греко.

В скульптуре: Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.

Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.

7. Стиль рококо. Происхождение и представители.

Стиль Рококо возник во Франции в первой половине 18 века как развитие стиля барокко, распространился в Италии, Германии, России и др.. Появление стиля обусловлено изменениями в философии, вкусах. Идея рококо: вечная молодость, красота, изящество, легкость, бегство от реальности. Характерные черты: изысканность, декоративная нагруженность, грациозный орнаментальный ритм, внимание к мифологии, эротике, комфорту. Написано множество картин, изображающих обнаженную натуру, нимф, Венеру. Так же большое внимание уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало – почти изчезают прямые линии и поверхности, всюду в оформлении появляется затейливая лепная орнаментация, и др.

Представители в живописи: Джамбаттиста Тьеполо, Антуан Ватто, Бернардо Беллотто, Пьетро Лонги и др.

8. Искусство начала 18в. Влияние истровских реформ на культуру России.

К этому времени на западе разевался стиль как барокко. В России она связано с реформами 18 в. Петра 1. этот век очень важен он прощается со средневековьем.

Петр забыл отменить крепостное право. Появляются первые трактаты об ис-ве. Пнрвые книги по античности. Появляется понятие цвет, фактура и перспектива. Появляется гирлянды, колонны, начинают писать «парсуны»-персональные портреты где лицо изображается в 3D, а одежда плоскостная.Постепенно в проект вводится понятие чертежи.

В изобраз. Ис-во появляется новые сюжеты- пейзажи мифологические и исторические.

Жанр портрет , светское понимание религиозного сюжета. Первые пейзажи : город и человек. Он ввел батальный жанр.

Художники начинают работать с натурой, изучают анатомию. Барокко будет развиваться своим путем и развив с путем русского зодчества.

Барокко –это первый общий национальный русский стиль. Для него хар-но ясность , декоративность ,пышность отделки ,игра света и тени.

Ввод анфиладный принцип (вход из комнаты в комнату). Паркет из дорогих пород дер.

Цветовая гамма это сочетание интенсивно голубого с белым. Иногда оранжевого с белым.

Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы — Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей.

Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан — каменных, для «зажиточных» и «простых» людей — мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.

В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями — Петергоф и др.

Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.

П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

Маньеризм. Особенности стиля — презентация онлайн

1. Маньеризм. Особенности стиля

МАНЬЕРИЗМ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ
Маньеризм –
(итал. manierismo, от
maniera — манера, стиль),
западноевропейский
литературнохудожественный стиль XVI —
первой трети XVII века,
отличающийся
усложненностью,
напряженностью образов,
манерной изощренностью
формы, а нередко и
остротой художественных
решений
Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы.
Ок. 1543—1547. Париж, Лувр

3. Характерные черты стиля

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ
Черты маньеризма: — превалирование
формы над содержанием: —
изысканная техника.
Суггестивность (от лат. suggestio —
внушение, намек) — активное
воздействие на воображение, эмоции,
подсознание зрителя.

4. Характерные черты стиля

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ
Характерными особенностями
художественного решения работ,
относящихся к стилю маньеризма,
можно считать повышенный
спиритуализм
Спиритуали́зм (от лат. spiritualis —
духовный) — философское учение, в
противоположность материализму
считающее началом или субстанцией
вещей не материю, а дух. Термин был
введён в конце XVII века Лейбницем
Эль Греко Мария Магдалина

5. Маньеризм в изобразительном искусстве

МАНЬЕРИЗМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал
господствующим течением в
итальянском придворном
искусстве и приобрел черты
холодной официальности.
Отчасти этот стиль прослеживается
также у Рафаэля и Микеланджело, у
художников венецианской школы —
Тинторетто и Тициана.
За пределами Италии маньеризм
представлен школой Фонтенбло во
Франции, рядом нидерландских
художников XVI века (многие из них
восприняли идеи маньеризма,
побывав в Италии) и Эль Греко в
Испании

6. Франческо Пармиджанино

ФРАНЧЕСКО ПАРМИДЖАНИНО
Настоящее имя Франческо
Джироламо Маццола,Сын художника
Филиппо Маццолы родился в Парме
в 1503 г. Франческо осиротел в два
года, его воспитывали братья отца —
художники Микеле и Пьер Иларио.
Первую картину — «Крещение
Иисуса» — написал в
шестнадцатилетнем возрасте.
Автопортрет в выпуклом зеркале

7. Франческо Пармиджанино

ФРАНЧЕСКО ПАРМИДЖАНИНО
По литературной традиции, идущей от Вазари, о
Пармиджанино принято говорить как о
человеке, постоянно погружённом в
мистические размышления и всецело
отдавшем себя алхимии.
«В конце концов Франческо, все ещё
увлекаясь этой своей алхимией, превратился,
как и все другие, однажды на ней
помешавшиеся, из человека изящного и
приятного в бородатого, с волосами длинными
и всклокоченными, почти дикого, совсем не
такого, каким был раньше, и после того, как он
так опустился и стал нелюдимым и мрачным,
напала на него тяжкая горячка, вследствие
чего через несколько дней он отошёл к лучшей
жизни, положив тем самым конец тягостям
мира сего, в котором не познал он ничего,
кроме тоски и докуки. »
Автопортрет, 1540
Для его фигур характерны
искажённые пропорции и
спиральная закрученность поз.
Отдельные части тела
преднамеренно вытянуты
(«Мадонна с длинной шеей»).
Подобно остальным
художникам-маньеристам, он
намеренно стремился вызвать
своими произведениями
удивление, смущение,
изумление и раздражение.
Обращение Савла. Около 1528.
Художественно-исторический музей.
Вена
Мадонна с длинной шеей. 1534—1540.
Уффици. Флоренция

12. Эль греко

ЭЛЬ ГРЕКО
Доме́никос Теотоко́пулос (1541 –1614),
более известный как Эль Греко
Прозвище Эль Греко отражает его
греческое происхождение и испанское
подданство. Родился на Крите в то время
находившемся под властью
Венецианской республики. В юности
изучал иконопись, в возрасте 26 лет
отправился в Венецию, как и многие
греческие художники[3]. В 1570 году
переехал в Рим, где открыл мастерскую и
выполнил серию работ. Во время
пребывания в Италии Эль Греко обогатил
свой стиль элементами маньеризма и
Итальянского Ренессанса. В 1577 году
уехал в Толедо, где жил и работал до
самой смерти. В Толедо Эль Греко
выполнил несколько крупных заказов и
написал свои наиболее известные
работы.
Предположительно автопортрет,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Драматичный и
экспрессионистский стиль Эль
Греко приводил в смущение
современников, однако получил
признание в XX столетии. Эль
Греко считается предтечей
экспрессионизма и кубизма
Апостолы Петр и Павел

17. «Спас нерукотворный»

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»

18. «Погребение графа оргаса» ,1586

«ПОГРЕБЕНИЕ ГРАФА
ОРГАСА» ,1586

19. «великий инквизитор»

«ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»

20. Джузеппе Арчимбольдо (италия) (1527-1593)

ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО (ИТАЛИЯ)
(1527-1593)
Джузеппе Арчимбольдо родился в семье
миланского художника; с юных лет он
помогал отцу создавать церковные
росписи, а также специализировался на
выполнении эскизов гобеленов и витражей.
Добившись известности и авторитета, в
1562 году был приглашён ко двору
императора Священной Римской империи
Максимилиана II в Вену, а далее служил его
преемнику Рудольфу II в Праге. В его
творчестве некоторые критики и художники
XX века усматривали предвосхищение
сюрреализма.
Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет.
Масло на деревянной панели, около 1590
Портрет императора Рудольфа II в
образе Вертумна, 1590. Замок
Скоклостер, Стокгольм
Примеры аллегорий из циклов
1560-х годов «Времена года» и
«Четыре элемента».

27. Джамболонья

ДЖАМБОЛОНЬЯ
Джамболонья был родом из габсбургской
Фландрии. Учился живописи в Антверпене,
потом переехал в Италию и изучал в Риме
античную скульптуру. Первый крупный
гонорар Джамболонья получил от римского
папы Пия IV за гигантскую бронзовую
статую Нептуна для фонтана Нептуна в
Болонье. Джамболонья создал
многочисленные скульптуры из мрамора и
бронзы, в том числе для украшения
фонтанов, для итальянской знати и в
особенности для Медичи. Большую часть
своей жизни провёл во Флоренции, куда
переехал в 1553 г.
Джамболонья. Похищение сабинянок.
1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци
Геракл и Несс (1599)
«Аллегория Апеннин», Валья, Пратолино, Вилла Пратолино, 1580

31. Бенвенуто Челлини

БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ
Челлини родился 3 ноября 1500 года во
Флоренции. Несмотря на желание отца,
которому хотелось видеть сына музыкантом,
Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в
мастерскую ювелира Брандини, где обучился
способам художественной обработки металла.
С этих лет начал участвовать во многих драках,
особенно с другими ювелирами, отчего в 1516
и 1523 годах изгонялся из родного города.
После скитаний по Италии осел в 1524 году в
Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана.
Мстя за брата, в 1531—1534 годах Челлини
убил ювелира, затем напал на нотариуса, после
чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни
ещё одного ювелира за то, что тот плохо
высказывался о Челлини при папском дворе.
В 1537 году был принят на французскую службу
королём Франциском I
В 1556 году Челлини опять заключили в
тюрьму за драку с ювелиром. Последним
его значительным монументальным
произведением явилось «Распятие». Под
домашним арестом мастер начал писать
автобиографию, ставшую жемчужиной его
творчества.
Книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро
Джованни Челлини, флорентийца,
написанная им самим во Флоренции»
является одним из самых замечательных
произведений литературы XVI в.
Скульптор скончался 13 февраля 1571 года
в родной Флоренции. Был похоронен с
большими почестями в Церкви
Благовещения.
Однажды Бенвенуто надолго исчез из Ватикана, прихватив с собой золото и несколько
драгоценных камней, выданных ему для работы из папского хранилища. Причём, его
отсутствие было достаточно долгим, чтобы вызвать гнев его Святейшества. Когда,
наконец, Челлини вернулся, то его встретили бранью: «О, эти художники! Вечные
посетители кабаков, спутники развратных девок, подонки общества, язычники, а не
добрые христиане!» — Вместо оправдания Челлини молча выложил кипарисовый
ларец, внутри которого находилась гемма из многоцветного сардоникса. Резко
оборвав свои гневные филиппики, папа долго и внимательно разглядывал вещь. На
камне Челлини вырезал канонический Евангельский сюжет, тайную вечерю.
«Сальера» (1543). солонка Франциска I (1540—1543, Вена,
Ювелирное искусство, все
более роскошное, изысканное
и новаторское, стало заметно
опережать монументальную
скульптуру
особая тщательность отделки,
«орнаментальная» красота
силуэта и
прихотливое разнообразие
ракурсов, рассчитанных на
неторопливое
разглядывание.

36. Маньеризм в архитектуре

МАНЬЕРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ
Для здания, выполненного в стиле
маньеризма, характерно использование
множества выразительных декоративных
элементов при отсутствии стилистического
единства между ними. Максимум внимания
уделяется фасаду. Здесь используются такие
детали, как золотые инкрустации,
псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая
роспись полов и потолков. Планировка
зачастую непродуманная,
несбалансированная, поскольку главный
ориентир для архитектора — стремление
разрушить установленные правила.
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици.
Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Джорджо Вазари. Галерея Уффици. Флоренция
В архитектуре маньеризм пришел
на смену классическому
совершенству форм Высокого
Возрождения и стал переходным
этапом от классической строгости к
пышности барокко. Среди наиболее
известных архитекторов, творивших
в духе маньеризма – Виньола,
Джакомо делла Порта, Б. Амманати,
Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П.
Лигорио, Дж. Романо.

43. Маньеризм в литературе – джон лили

МАНЬЕРИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ – ДЖОН ЛИЛИ
Чаще всего к литературному
маньеризму относят произведения,
для которых характерна
изощрённость слога и структуры,
нередко — усложнённый синтаксис,
аллегорическая образность, игра
контрастов (в том числе между
«любовью возвышенной» и
«любовью земной»). Наиболее
известный пример — двухтомный
роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.)
Джона Лили, породивший термин
«эвфуизм», означавший в высшей
степени искусственный и вычурный
стиль.

44. Маньеризм в музыке

МАНЬЕРИЗМ В МУЗЫКЕ
В музыке «маньеристским» считается,
например, творчество итальянского
композитора Карло Джезуальдо да Веноза,
чьи мадригалы отличает едва ли не
мелодраматическая аффектация,
переменчивость настроений, повышенное
внимание к деталям, Понятие маньеризма
в музыкознании распространяют также на
период Ars subtilior (конец Ars nova), для
которого характерна экстравагантная
тематика (напр., несколько пьес,
передающих «одурманенное» состояние
курильщиков), вычурная нотация (напр.,
партитура с нотами разного цвета,
выполненная в форме сердечка),
исключительно сложная, плохо
поддающаяся расшифровке запись ритма.
Такая музыка получила большое
распространение в Италии и Франции.

45. Маньеризм в музыке – да веноза

МАНЬЕРИЗМ В МУЗЫКЕ – ДА ВЕНОЗА
Родился в семье князя Венозы Фабрицио II
Джезуальдо. 1586 году женился на своей
двоюродной сестре Марии д’Авалос, которая
была на несколько лет старше него и уже
дважды овдовела. Вскоре после рождения в
1588 году сына Эмануэле она вступила в
любовную связь с Фабрицио Карафа,
герцогом Андрии Узнав об этом, Карло
подстроил им ловушку и в ночь с 16-го на 17
октября 1590 года убил обоих. Двойное
убийство вызвало большой скандал, но
поскольку такая месть соответствовала
социальным нормам того времени, Карло не
был обвинён в убийстве.
После смерти отца в 1591 году стал 3-м
князем ди Веноза, 7-м графом ди Конца, 12м сеньором ди Джезуальдо, ди Мирабелла и
прочее, а также грандом Испании.

Маньеризм | Определение, характеристики, искусство и факты

Пармиджанино: Мадонна с длинной шеей

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Андреа дель Сарто Бернардо Битти Бальтасар де Эшав Орио Себастьяно Серлио
Похожие темы:
искусство маньера

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Маньеризм , итальянский Manierismo , (от maniera, «манера» или «стиль»), художественный стиль, преобладавший в Италии с конца Высокого Возрождения в 1520-х годах до начала стиля барокко около 1590 года.

Стиль маньеризма зародился во Флоренции и Риме и распространился на север Италии и, в конечном итоге, на большую часть центральной и северной Европы. Этот термин впервые был использован примерно в конце 18 века итальянским археологом Луиджи Ланци для определения художников 16 века, которые были последователями крупных мастеров эпохи Возрождения.

Маньеризм возник как реакция на гармоничный классицизм и идеализированный натурализм искусства Высокого Возрождения, который практиковали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в первые два десятилетия 16 века. В изображении обнаженной человеческой натуры стандарты формальной сложности были установлены Микеланджело, а нормы идеализированной красоты — Рафаэлем. Но в творчестве преемников маньеристов этих художников одержимость стилем и техникой фигурной композиции часто перевешивала важность и значение предмета. Вместо этого наивысшее значение придавалось внешне легкому решению сложных художественных задач, таких как изображение обнаженной натуры в сложных и искусственных позах.

Подробнее по этой теме

Западная архитектура: маньеризм

Примерно с 1530 года Франциск I импортировал многочисленных итальянских художников, таких как Россо Фиорентино (Джованни Баттиста ди Якопо Россо), Франческо Приматиччо,…

Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и художественностью, тщательно продуманным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным снисхождением к причудливому. Фигуры в работах маньеристов часто имеют изящные, но причудливо вытянутые конечности, маленькие головы и стилизованные черты лица, а их позы кажутся сложными или надуманными. Глубокое линейное перспективное пространство живописи Высокого Возрождения уплощено и затемнено, так что фигуры предстают как декоративное расположение форм на плоском фоне неопределенных размеров. Маньеристы стремились к постоянному совершенствованию формы и концепции, доводя преувеличение и контраст до больших пределов. Результаты включали странные и ограничивающие пространственные отношения, резкие сопоставления интенсивных и неестественных цветов, акцент на аномалиях масштаба, иногда совершенно иррациональное сочетание классических мотивов и других визуальных отсылок к античности, а также изобретательные и гротескные живописные фантазии.

Элементы маньеризма уже присутствуют в некоторых более поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в частности, в «Преображение » (1517–1520). В период с 1515 по 1524 флорентийские живописцы Россо Фиорентино и Якопо да Понтормо порвали с ренессансным классицизмом и выработали выразительный, эмоционально взволнованный стиль в своих религиозных композициях. Среди наиболее примечательных из этих ранних маньеристских работ — алтарь Висдомини Понтормо (1518 г.) в церкви Сан-Микеле Висдомини, Флоренция, и картина Россо 9.0029 Снятие с креста (1521). В начале 1520-х годов Россо отправился в Рим, где он присоединился к художникам Джулио Романо, Перино дель Вага и Полидоро да Караваджо, которые все были последователями Рафаэля в его работе для Ватикана. Стиль маньеризма полностью проявился в картинах этих художников, а также в картинах Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей последнего (1534–40), Россо Мертвый Христос с ангелами (ок. 1526) и Понтормо Отложение (1525–1528) являются выдающимися произведениями зрелости маньеризма. Огромная фреска Микеланджело «Страшный суд » (1536–1541) в Сикстинской капелле показывает сильные маньеристские тенденции в ее взволнованной композиции, бесформенном и неопределенном пространстве, а также в замученных позах и преувеличенной мускулатуре ее связок обнаженных фигур.

Утонченный маньеризм, развившийся в Риме до 1527 года, оказал главное влияние на стили многих молодых итальянских художников, работавших в 1530-х, 40-х и 50-х годах. Среди них были Джорджио Вазари, Даниэле да Вольтерра, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Федерико Цуккари, Пеллегрино Тибальди и, прежде всего, Бронзино, который был учеником Понтормо и стал самым важным художником-маньеристом во Флоренции в то время. Тем временем маньеризм начал распространяться за пределы Италии; Россо перенес этот стиль во Францию ​​в 1530 году, а два года спустя за ним последовал Франческо Приматиччо, который развил важный французский вариант маньеризма в своих украшениях, выполненных при французском королевском дворе в Фонтенбло. Маньеризм был пересажен и распространен по всей Центральной и Северной Европе примерно в середине века благодаря большому количеству гравюр с итальянских картин и визитам северных художников в Рим для обучения. Бартоломеус Шпрангер, Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен стали важными художниками-маньеристами. Хотя голландские города Харлем и Амстердам стали центрами нового стиля, наиболее амбициозное покровительство практиковалось в Праге императором Рудольфом II; Спрангер и другие, работавшие на Рудольфа, развили маньеризм, который иногда превращался в гротеск и необъяснимое.

В скульптуре змеиная сложность поздних скульптур Микеланджело, воплощенная в извилистой спиралевидной форме его Победы (1532–1534), доминировала над устремлениями маньеристов в этой среде. Скульпторы Бартоломео Амманнати, Бенвенуто Челлини и, самое главное, Джамболонья стали основными практиками маньеризма с их изящными и сложно поставленными статуями.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Маньеризм сохранял высокую международную популярность до тех пор, пока картины Аннибале Карраччи и Караваджо около 1600 года не положили конец этому стилю и не положили начало барокко. После этого на маньеризм долгое время смотрели свысока как на декадентский и анархический стиль, который просто знаменовал вырождение художественного творчества Высокого Возрождения. Но в 20-м веке стиль снова стал цениться за его техническую смелость, элегантность и изысканность. Духовная насыщенность маньеризма, его сложный и интеллектуальный эстетизм, экспериментирование с формой, проявляющаяся в нем стойкая психологическая тревожность сделали стиль привлекательным и интересным для современного темперамента, усматривавшего родство между ним и современными экспрессионистскими тенденциями в искусстве.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Алисией Желязко.

Каковы характеристики искусства маньеризма? – Anita Louise Art

Маньеризм – это художественное движение, зародившееся в Италии сразу после эпохи Возрождения. Это было художественное движение, наполненное уникальными характеристиками.

Маньеризм был художественным движением, наполненным удлиненными телами, крошечными головами и скрученными человеческими фигурами. Перспектива и пропорция были излишними, но цвета, контрасты, виртуозность и взволнованная композиция были неотъемлемой частью искусства маньеризма.

Содержание

Все об искусстве маньеризма

Маньеризм — это художественное направление и стиль, возникшие в Европе примерно в 1520-х годах или в конце эпохи Высокого Возрождения. Искусство барокко заменило искусство маньеризма в 16 веке.

Искусство маньеризма является относительно коротким художественным движением, и много раз о нем можно было забыть, как это было между Ренессансом и художественными движениями барокко.

Маньеризм произошел от итальянского слова «maniera», что означает стиль или манера. Маньеризм — это новый или своеобразный стиль, который зарождался.

Стиль маньеризма зародился во Флоренции и Риме, а затем распространился на север Италии и Европу.

Преображение Рафаэля

Стиль маньеризма присутствует в некоторых более поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в первую очередь Преображение (1517-20).

С 1515 по 1524 год флорентийские художники Россо Флорентино и Якопо да Понтормо отошли от ренессансного классицизма. Они развили выразительный, но эмоционально взволнованный стиль в своих религиозных композициях и стиле, а также свой уникальный художественный стиль.

Вот некоторые из наиболее известных произведений искусства раннего маньеризма, которые помогли начать и повлиять на движение маньеризма, наряду с другими известными произведениями маньеризма.

Алтарь Висдомини (1518 г.) Автор: Якопо да Понтормо
  • Якопо да Понтормо, Алтарь Висдомини (1518 г.) в церкви Сан-Микеле Висдомини, Флоренция, Италия.
Вольтерра Депонирование (1521) По Россо Флорентино
  • Россо Флорентино, Volterra Deposition (1521)
Мадонна с длинной шеей (1524-49) By Parmigianino
  • Parmigianino,  Madonna With the Long Neck (1524-49)
  • With 5 Christ2 9 Christ2 Angels, Dead Rosso Fiorentino
    • Rosso Fiorentino, Dead Hrist с ангелами, (1526)
    Диспозиция (1521) Jacopo Da Pontormo
    • Jacopo
      • Jacopo DA Pontormo
        • . 0104

        Сикстинская картина Микеланджело, Страшный суд (1536 – 41), также демонстрирует некоторые тенденции маньеризма; выставки показывают, что даже великий художник эпохи Возрождения смотрел в сторону маньеризма.

        Характеристики маньеризма

        Когда мы смотрим на маньеризм, есть две эпохи или типа маньеризма, называемые ранним маньеризмом (1520–1535 гг.) и высоким маньеризмом (1535–1580 гг.). Для обеих этих эпох есть некоторые уникальные характеристики маньеризма.

        Вот некоторые из уникальных характеристик художественного движения маньеризма:

        Маньеризм был антиклассическим или антиренессансным стилем

        Маньеризм ознаменовал время, когда художники-маньеристы отвергли классический стиль, который был так важен во времена Эпоха живописи эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения человеческая форма и стремление к идеальному человеческому состоянию были необходимы.

        Художник рисовал композиции без перспективы или не заботился о совершенных пропорциях во время движения маньеризма. Они не видели необходимости иметь пропорции или виды, как художники эпохи Возрождения.

        Художник эпохи Возрождения отреагировал на гармоничный классицизм и идеализировал человеческую форму. Искусство маньеризма представило человеческие фигуры по-новому. Человеческие фигуры имели множество искривленных форм, чего не было в стиле эпохи Возрождения.

        В искусстве маньеризма не хватало перспективы и пропорций

        Композиции в стиле маньеризма не заботились о перспективе или пропорциях, как художники эпохи Возрождения. Например, человеческие конечности будут удлиненными; головы были меньше тел — разные точки зрения на то, как тела были составлены и расположены на холсте.

        Картины в стиле маньеризма были более искусственными по стилю

        Поскольку художники-маньеристы отвергали классическую эпоху и эпоху Возрождения, их картины также имели тенденцию быть более искусственными.

        Он более искусственный из-за того, что человеческие тела в маньеризме были бы искривлены и принимали разные формы. Тела и позы в искусстве маньеризма кажутся искусственными или неестественными.

        По сравнению с искусством эпохи Возрождения стиль маньеризма был более искусственным. То, как художники-маньеристы искажали формы и не заботились о точности человеческих форм, как художник эпохи Возрождения, может немного напомнить нам некоторые тенденции современного экспрессионизма в искусстве.

        Маньеризм не обращался к природе за руководством

        Художники эпохи Возрождения обращались к природе как к источнику вдохновения для своего искусства. Художник-маньерист вообще не обращался к природе в своем искусстве.

        Художник-маньерист не заботился о природе и не обращался к ней за вдохновением, как художник эпохи Возрождения. Это произошло потому, что их искусство не было связано с пропорциями или перспективой искусства.

        Маньеристы верили в виртуозность

        Художники-маньеристы были поглощены виртуозностью. Оксфордский словарь определяет виртуозность как:

        «большие способности в музыке или других художественных занятиях».

        Оксфордский словарь

        Художники-маньеристы хотели показать и выразить свое мастерство в своем искусстве. Речь шла не о создании искусства, которое было бы реалистичным или даже в пропорциях, а о том, чтобы показать свое мастерство в создании своего искусства.

        Художники маньеризма были одержимы стилем и техникой в ​​своих фигурных композициях. Много раз их методы даже перевешивали предмет, который они рисовали. Самым важным была техника художников и то, как они реализовывали свой художественный стиль.

        Маньеризм имел контрастные и насыщенные цвета

        Картины в стиле маньеризма имели контрастные и обогащающие цвета. Цвета и контрасты были неотъемлемой частью их художественных работ.

        В искусстве маньеризма вы найдете множество насыщенных и глубоких цветов, таких как желтый, оранжевый и синий, на фоне некоторых глубоких темных и светлых цветов.

        Историческое влияние движения маньеризма

        При рассмотрении художественного движения полезно немного понять историю того, почему это движение стало важным. Политические и социальные события того времени влияют на художественные движения.

        Во времена маньеризма в искусстве было время в истории, когда произошли значительные изменения не только в политическом, но и в религиозном и экономическом плане для людей в Европе. Религия и церковь оказали большое влияние на массы и художников.

        В это время во многих частях Европы также наблюдался подъем протестантизма. Люди стали смотреть на религию несколько иначе, чем раньше. Католическая церковь когда-то имела наибольшее религиозное и политическое влияние в Европе, но теперь протестантская реформация изменила религию в Европе, включая Италию.

        Кроме того, в это время в Европе все войны были связаны с религией; все это повлияло на художников-маньеристов.

        Всякий раз, когда в мире происходят масштабные изменения, они также могут влиять на произведения искусства, и искусство маньеризма является примером того, как искусство изменилось из-за того, что происходило в религии и войн в Европе.

        Anita Louise Art посвящен художественному образованию, великим художникам и вдохновению других на поиск и создание своего искусства. Мы любим искусство , которое поднимает настроение и вдохновляет. #ArtToMakeYouSmile!  #ArtToMakeYouHappy!

        Если вам интересно посмотреть на мои работы, вы можете узнать больше, нажав здесь. Если вам интересно, что вдохновляет меня и мои картины, вы можете узнать больше, нажав здесь.

        У нас есть бесплатный информационный бюллетень, и мы будем рады, если вы станете частью нашего сообщества; Вы можете подписаться на информационный бюллетень, нажав здесь. Если у вас есть какие-либо вопросы, я буду рад поговорить с вами. Вы можете связаться со мной, Анита, нажав здесь.

        Подпишитесь на наш YouTube-канал Anita Louise Art , наполненный отличными видео и информацией, нажав здесь.

        Присоединяйтесь к нашему подкасту «5 минут с искусством». Проводите с нами всего 5 минут в неделю, чтобы узнавать и узнавать о великом искусстве и художниках. Вы можете узнать больше о нашем подкасте, нажав здесь.

        Как маньеризм стал ответвлением произведений эпохи Возрождения?

        Маньеризм — направление в искусстве, возникшее после эпохи Высокого Возрождения. Искусство маньеризма является ответвлением эпохи Возрождения; Художники эпохи Возрождения, такие как Микеланджело и Рафаэль, использовали приемы маньеризма в своем искусстве. Искусство маньеризма преувеличивало и искажало элементы искусства эпохи Возрождения, создавая ощущение дисбаланса в их искусстве.

        Нажав здесь, вы сможете узнать больше, прочитав Как маньеризм стал ответвлением произведений эпохи Возрождения?

        Что было в центре внимания искусства эпохи Возрождения?

        Искусство эпохи Возрождения было сосредоточено на греческой и римской классике, гуманистической философии и изучении человеческой фигуры. Реализм также был неотъемлемой частью искусства эпохи Возрождения. Великие художники эпохи Возрождения также стали великими анатомами и изучали людей.

        Нажав здесь, вы можете узнать больше, прочитав статью «Что было в центре внимания искусства эпохи Возрождения?».

        Каковы основные периоды истории западного искусства?

        Основные периоды истории западного искусства определяются как доисторическое искусство, античное искусство, средневековое искусство, ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм, Сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, оп-арт, поп-арт, Arte Povera, минимализм, концептуальное искусство и современное искусство.

        Нажав здесь, вы можете узнать больше, прочитав статью «Каковы основные периоды в истории западного искусства?».

        Маньеризм

        Маньеризм

        Термин маньеризм описывает стиль картин и бронзовой скульптуры в этом туре. Произведенный от итальянского maniera , что означает просто «стиль», маньеризм иногда определяется как «стильный стиль» из-за его акцента на сознательном искусстве, а не на реалистичном изображении. Художник и критик шестнадцатого века Вазари — сам маньерист — считал, что совершенство в живописи требует утонченности, богатства изобретательности и виртуозной техники — критериев, подчеркивающих интеллект художника. Более важным, чем его тщательно воссозданные наблюдения за природой, была мысленная концепция художника и ее разработка. Этот интеллектуальный уклон был отчасти естественным следствием нового положения художника в обществе. Художники и скульпторы, которых больше не считали ремесленниками, заняли свое место среди ученых, поэтов и гуманистов в атмосфере, которая способствовала пониманию элегантности, сложности и даже скороспелости.

        Искусственность маньеризма — его причудливый, иногда кислотный колорит, нелогичное сжатие пространства, вытянутые пропорции и преувеличенная анатомия фигур в завитых, змеиных позах — нередко вызывает чувство тревоги. Работы кажутся странными и тревожными, несмотря на их поверхностный натурализм. Маньеризм совпал с периодом потрясений, раздираемых Реформацией, чумой и опустошительным разграблением Рима. После своего зарождения в центральной Италии около 1520 года маньеризм распространился на другие регионы Италии и Северную Европу. Однако в Италии он оставался в основном продуктом художников Флоренции и Рима.

        Характер маньеризма продолжает обсуждаться. Его часто обсуждают и судят по отношению к предшествовавшему ему Высокому Возрождению. Некоторые ученые рассматривают маньеризм как реакцию на классицизм эпохи Возрождения, в то время как другие считают его логическим продолжением — естественным результатом подчеркнутого моделирования Микеланджело или изысканности Рафаэля. Уже в 1600 году маньеристов критиковали за то, что они умышленно нарушили единство ренессансного классицизма, его интеграцию формы и содержания, баланс эстетических целей и идей. Сегодня, когда классицизм больше не претендует на «совершенство», маньеризм более отчетливо проявляется как связующее звено между Высоким Возрождением и последовавшим за ним эмоционально заряженным и динамичным искусством барокко.

        Аньоло Бронзино , итальянский, 1503 — 1572, Элеонора ди Толедо , ок. 1560 г., панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.7

        1 из 9

        В некотором смысле Андреа дель Сарто можно назвать крестным отцом маньеризма. Двое его учеников — Россо и Понтормо — взяли за отправную точку выразительный потенциал его ранних работ. Однако подход Андреа оставался более классическим. В то время как его ученики искали под видимостью реального мира что-то более интровертное и абстрактное, Андреа искал более сильное выражение того, что он видел в природе. Говорят, что цвет, яркий и коммуникативный, был его настоящей темой. Созданная в конце его карьеры, эта картина обладает тихой теплотой и спокойным настроением, несмотря на насыщенность оттенков.

        Лицо Чарити воспроизводит черты жены Андреа Лукреции. Вазари, который учился в мастерской Андреа (и не любил свою жену), отмечал, что «из-за того, что он постоянно видел ее и так часто рисовал ее, и, более того, благодаря тому, что она запечатлелась в его душе», каждая женщина, нарисованная его мастером, выглядела как Лукреция.

        Андреа дель Сарто , Италия, 1486–1530 гг., Благотворительность , до 1530 г., панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1957.14.5

        2 из 9

        Этот портрет менее детализирован, менее «объективен», чем другие портреты в этой комнате, отчасти благодаря технике Россо. В большей степени, чем большинство его современников во Флоренции, Россо оставил свои мазки видимыми. Этот мужчина не обладает ни одним из качеств, которые обычно помогают определить личность натурщика; его характер определяется его сильно выступающим локтем. Свет скользит по нему и, кажется, выталкивает его жест на передний план плоскости изображения. Изображение переполняет панель. Такая сосредоточенность и стилизация дополняют выражение лица мужчины, которое одновременно надменное и немного грустное и может отражать идеал мужского поведения.

        Россо — его прозвали «красным» за рыжие волосы — вероятно, написал это незадолго до того, как художник уехал работать в Фонтенбло. В Италии личный интровертный стиль Россо не оказал большого влияния, но во Франции он стал важной отправной точкой для маньеризма на Севере.

        Россо Фиорентино , Италия, 1494–1540, Портрет мужчины , начало 1520-х годов, масло на панели, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.59

        3 из 9

        3 Понтормо, Якопино, вероятно, был учеником Андреа дель Сарто. Его самые ранние работы по существу перефразировали сочинения его учителя, но здесь очевидны более новые влияния. Намек на стиль Понтормо проявляется в более длинных и элегантных пропорциях фигур и в жестком полированном цвете. Кроме того, монументальный масштаб фигур и почти скульптурная масса свидетельствуют о влиянии Микеланджело.

        Изображения Богородицы с младенцем, Иоанном Крестителем и его матерью Елизаветой были популярны во Флоренции шестнадцатого века. Здесь многие элементы композиции играют символическую роль, расширяя смысл сцены. Полотно, только что согретое над жаровней, предвещает погребальный саван Иисуса, а колыбель у ног Марии — его гробницу. Невидимое будущее со страстями Христа и обещанием спасения человечества выражается в этих сигналах и связанных жестах фигур.

        Якопино дель Конте , Италия, 1510–1598, Мадонна с младенцем, святая Елизавета и Иоанн Креститель , ок. 1535, панель, масло, Фонд Айлсы Меллон Брюс, 1985.11.1

        4 из 9

        Перино родился во Флоренции, но обучался в Риме, в мастерской Рафаэля. Он расширил чувство Рафаэля к орнаменту, сделав плавные узоры важным элементом своего собственного стиля. Декоративный орнамент Перино, в свою очередь, повлиял на следующее поколение маньеристов в Риме.

        Эта ранняя работа была написана для семейной часовни в Генуе, где Перино поселился после разграбления Рима в 1527 году. Здесь Святое Семейство окружено святыми. Иоанн Креститель, Екатерина Александрийская и Джеймс Майор, вероятно, были названы святыми покровителей картины; Рох и Себастьян покровительствовали жертвам чумы. (Чума опустошила многие итальянские города, в том числе Геную, после разграбления Рима. ) На заднем плане мужчина несет связанного ягненка в храм. Картина должна была быть установлена ​​над алтарем в погребальной часовне, фоном для месс по умершим.

        Перино дель Вага , Италия, 1501 — 1547, Рождество , 1534, масло на панели, переведенной на холст, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.31

        5 из 9 человек A must поэтому не довольствоваться тем, чтобы делать что-то хорошо, но также должен стремиться делать это изящно.

        Описание поведения джентльмена Джованни делла Каса, которое появилось в Il Galateo , его книге манер 1558 года, также может быть применено к маньеристической живописи. Объективная реальность смягчается на грация и застенчивая уловка. Здесь Понтормо подчеркнул длинную стройную фигуру делла Каса. Утонченный жест его элегантных пальцев, сжимающих книгу, хорошо подходит человеку, который был ученым-гуманистом, поэтом и политическим советником, а также высокопоставленным церковным деятелем. Собственная гравия натурщика отражается и даже усиливается гладкой, полированной поверхностью краски.

        Лицо Делла Каса одновременно сдержанное и вопрошающее, отчужденное, но не отрешенное. Сравните более холодную элегантность портрета Бронзино в этой комнате. Неудивительно, что именно Бронзино стал главным портретистом правящей во Флоренции семьи Медичи: официальные изображения должны были передавать авторитет и бесстрастную уверенность, а не очеловечивать свой предмет личностью.

        Pontormo , Италия, 1494 — 1556/1557, Monsignor della Casa , вероятно 1541/1544, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.83

        60 из 9 9 работа Понтормо, большинство ученых теперь согласны с тем, что это ранняя картина Бронзино, который учился в мастерской Понтормо. Симметрично овальное лицо Богородицы напоминает мадонн Понтормо, но другие элементы указывают на собственный формирующийся стиль Бронзино, особенно на его использование больших областей цвета и изоляцию фигур. Хотя они связаны жестами и взглядом, кажется, что каждый заключен в отдельное пространство. Святое Семейство образует почти человеческий натюрморт: фигуры застыли на поверхности, их маскоподобные лица лишены человечности. Под твердой гладкой поверхностью краски мало эмоций.

        Издалека мы впервые видим четкий линейный рисунок, возникающий из почти абстрактного взаимодействия ярких форм фигур и темного фона. Тем не менее, вблизи доминируют точность и особенность работы. Такое напряжение между абстрактной композицией и интенсивным реализмом в деталях объясняет большую часть «странности», обнаруживаемой в картинах маньеристов.

        Аньоло Бронзино , итальянский, 1503–1572, Святое Семейство , ок. 1527/1528, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1939.1.387

        7 из 9

        Бронзино значительно изменил этот портрет через пять или шесть лет после того, как он был закончен, добавив мальчика. Дополнение превращает портрет в династический памятник; двое неизвестных натурщиков, должно быть, были тесно связаны с кругами Медичи. Другие изменения увеличивают богатство и впечатляющее отображение портрета, а также престиж натурщиков. Некоторые из них хорошо видны невооруженным глазом, особенно на увеличенных рукавах, где пигмент темнее.

        Призрачная бледность мальчика — он нарисован на зеленом фоне — и его сжатая поза отражают историю картины так же, как и решения художника. Однако то, что является типично маньеристским, так это сдержанная элегантность натурщиков и, по мнению Бронзино, их холодная твердость. Женщина кажется неуязвимой за своим отрядом. В жестоких интригах двора Медичи это была полезная, может быть, даже необходимая защита.

        Аньоло Бронзино , итальянский, 1503–1572, Молодая женщина и ее маленький мальчик , ок. 1540 г., панель, масло, Коллекция Уайденера, 1942.9.6

        8 из 9

        Адриан де Врис родился в Нидерландах, но провел много времени в Италии. В этой статуэтке обнаруживается влияние Микеланджело и флорентийского скульптора Джамболоньи, с которым работал де Врис. Фигуры мощные, их взаимодействие энергичное и динамичное. Даже поверхность анимирована, отражая свет от беспокойно модулированных плоскостей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *