Изготовление керамической плитки в домашних условиях. Подбор материалов

Содержание

  1. Изготовление керамической плитки в домашних условиях. Подбор материалов
  2. Глина для изготовления керамической плитки. Сырье для производства керамики
  3. Изготовление керамической плитки ручной работы. Этапы изготовления керамики
  4. Видео как сделать керамическую декоративную плитку своими руками

Изготовление керамической плитки в домашних условиях. Подбор материалов

Для начала следует разобраться в технологии изготовления. Итак, как же делают керамическую плитку? По сути вся керамика изготавливается схожим методом. За основу берется пластичная глиняная масса, из которой формируется кафель нужной формы, а затем подвергается дальнейшей обработке.

Технология производства керамической плитки заключается в следующем:

  • Подготовка сырья . Выбор подходящего типа глины, подмешивание дополнительной шихты и выдерживание влажной массы.
  • Изготовление сырца . Так называется заготовка из сырой глины. Для перехода к следующему этапу сырец нужно как следует просушить.
  • Бисквитный обжиг. Это первичная термообработка. При высокой температуре частички минералов сплавляются между собой, образуя прочное керамическое изделие, называемое терракотой.
  • Декорирование. Здесь либо производиться нанесение лака или эмали на прогрунтованную поверхность, либо глазури с дальнейшим обжигом для получения глянцевой майолики.

Чтобы сделать хорошую плитку своими руками, каждый этап процесса следует рассмотреть более подробно.

Изготовление любой керамической плитки своими руками в домашних условиях начинается с подбора сырья. В качестве основного компонента выступает, конечно же, глина. При этом стоит учитывать, что различают множество сортов этого материала:

При выборе глины под кафель также необходимо учитывать степень её пластичности. Самой пластичной является жирная глина, которой можно придать абсолютно любую форму. Тощей называется непластичная хрупкая глина, которая ломается при определенном воздействии на неё. Лучше всего выбрать средний тип.

Можно взять жирный материал и разбавить его песком, шамотом или пемзой. Это также позволит сделать глину менее тугоплавкой и предотвратит её разрывание при обжиге.

Глина — основной компонент плитки

Следует различать также такие виды глинистых пород, как :

  • Каолин . Отличается белым цветом, используется для изготовления фаянса и фарфора. Также используется при производстве бумаги и в косметологии.
  • Цементная. Из неё делают цементные смеси.
  • Кирпичная . Отличается легкоплавкостью, из неё изготавливают кирпичную продукцию.
  • Огнеупорная. Тугоплавкий сорт, выдерживающий температуру до 1580 градусов.
  • Кислоупорная . Не взаимодействуют с большинством химических соединений. Является сырьем для производства химиостойкой посуды и форм для химической промышленности.
  • Формовочная . Пластичный огнеупорный сорт, применяется в металлургической промышленности.
  • Бентонитовая. Характерное отличие – отбеливающие свойства.

Облицовочная плитка должна быть прочной, поэтому для дополнительного укрепления иногда используется армирующая сетка. Для придания оттенка терракоте используются натуральные пигменты, представляющие собой минеральные окислы. Некоторые виды глины уже содержат их в своем составе, о чем свидетельствует характерный оттенок сырья.

Глина для изготовления керамической плитки. Сырье для производства керамики

Сырье для производства керамики условно делят в керамической промышленности на три группы: пластичные материалы, отощающие материалы и плавни.

1. Сырье для производства керамических материалов:

1. Пластичные материалы

2. Отощающие добавки

3. Плавни

Пластичные материалы

Основным сырьем для большинства керамических материалов являются глины. Глина это землистая горная порода которая состоит в основном из глинистых минералов, таких как каолинит (Al2O3 · 2SiO2 · 2h3O), монмориллонит (Al2O3 · 4SiO2 · nh3O), иллита (K2O· MgO · 4Al2O3 · 7SiO2 ·h3O) и различных примесей.

Все глинообразующие минералы являются водными алюмосиликатными и при затворении с водой образуют тесто, способное формоваться. Глины рекомендуемые для производства керамических плиток приведены в таблицу-1.

Таблица-1. Перечень основных месторождений глин для производства керамических плиток

Запесоченность глин существенно снижает качество керамических материалов. Пластичность глины можно оценить количеством воды необходимой для получения удобоформуемой массы из определенного количества глины. Как правило высокопластичные глины имеют большую усадку при сушке, которое объясняется высокой водопотребностью.

Пластичностью глины называют ее свойство образовывать при затворении водой тесто, которое под действием внешних усилий способно принимать заданную форму без образования трещин и разрывов и сохранять эту форму при последующей сушке и обжиге.

Пластичность глины характеризуют числом пластичности П=wt-wp, где wt и wp -значения влажности , которые соответствуют пределу текучести  и пределу раскатывания глиняного жгута,%. По пластичности глины разделяют на высокопластичные (П>25), среднепластичные (П=15…25), умереннопластичные (П=7…15), малопластичные (П

Для производства керамических изделий обычно применяют умереннопластичные глины с числом пластичности П=7…15. Глины малопластичные формуются плохо, а высокопластичные как правило растрескиваются при сушке и требуют введения отощающих добавок. В производстве обжиговых материалов наряду с глинами используются диатомиты, сланцы, трепелы, сланцы, и другие.

Так в производстве легкого кирпича и изделий применяют диатомиты и трепелы , а для получения пористых заполнителей -вспучивающиеся глины, вермикулит, перлит . На многих керамических заводах  отсутствует сырье, пригодное в естественном виде для изготовления соответствующих изделий.

Такое сырье требует введения добавок. Так, добавляя к пластичным глинам отощающие добавки до 6… 10 % (песок, шлак, шамот и др.), можно уменьшить усадку глины при сушке  и  обжиге. Большое влияние на связующую способность глин и их усадку оказывают фракции меньше 0,001 мм.

Чем больше содержание глинистых частиц, тем выше пластичность. Пластичность можно повысить добавлением высокопластичных глин, а также введением поверхностно-активных веществ —сульфитно-дрожжевой бражки (СДБ) и др. Понизить пластичность можно добавлением непластичных материалов, называемых отощителями, — кварцевого песка, шамота, шлака, древесных опилок, крошки угля.

Глины, содержащие повышенное количество глинистых фракций, обладают более высокой связностью, и, наоборот, глины с небольшим содержанием глинистых частиц имеют малую связ ность. С увеличением содержания песчаных и пылевидных фракций понижается связующая способность глины. Это свойство глины имеет большое значение при формовании изделий.

Связующая способность глины характеризуется возможностью связывать частицы непластичных материалов (песка, шамота  и  др.) и образовывать при высыхании достаточно прочное изделие заданной формы.

Усадкой называют уменьшение линейных размеров и объема при сушке образца (воздушная усадка) и обжиге (огневая усадка). Воздушная усадка происходит при испарении воды из сырца в процессе его сушки. Для различных глин линейная воздушная усадка колеблется от 2…3 до 10… 12% в зависимости от содержания тонких фракций.

Огневая усадка происходит из-за того, что в процессе обжига легкоплавкие составляющие глины расплавляются и частицы глины в местах их контакта сближаются. Огневая усадка в зависимости от состава глин бывает 2…8%. Полная усадка равна алгебраической сумме воз душной и огневой усадок, она колеблется в пределах 5…18%. Это свойство глин учитывают при изготовлении изделий необ ходимых размеров.

Характерным свойством глин является их способность превращаться при обжиге в камневидную массу. В начальный период повышения температуры начинает испаряться механически примешанная вода, затем выгорают органические примеси, а при нагревании до 550…800°С происходит дегидратация глинистых минералов и глина утрачивает свою пластичность.

Скорость сушки увлажненной ( пластичной глины) определяется скоростью миграции воды от центра к поверхности, внутри глиняной массы а не скоростью испарения воды с увлажненных поверхностей отформованной массы. Глина является водонепроницаемым материалом, поэтому продвижение влаги через всю толщу глиняной массы затрудняется и поэтому скорость сушки замедляется.

Чем больше частиц глинистых минералов содержаться в глине , тем выше водопотребность такой глины и больше она набухает. Следовательно, такая глина  дает большую усадку а  скорость сушки замедляется. Такие глины принято называть жирными. Тощие глины содержат по сравнению с жирными больше песчаных частиц и меньше глинистых минералов. У таких глин (у тощих глин) водопотребность меньше, характеризуются они пониженными формовочными свойствами, небольшой усадкой и меньшим набуханием а также быстрее сушиться.

Поэтому для достижения оптимального состава сырьевой массы необходимой для производства керамики смесь должна легко сушиться и хорошо формоваться. Для получения оптимальных составов глинистых и песчаных частиц в жирных сортов глины добавляют отощающие добавки.

Очень важным свойством глины является спекаемость, то есть способность переходить в камневидное не размокаемое в воде состояние при обжиге. В процессе обжига при температуре от 900… 1200°С последовательно в глине начинают протекать разные химические реакции и физико-химические процессы, которые приводят к полному изменению ее структуры. а именно:

1. К удалению химически связанной воды ( при температуре 500…600° С).

2. К разложению обезвоженной глины на оксиды А12О3и SiO2,( при температуре 800…900°С).

3. Образуются новые тугоплавкие и водостойкие минералы при температуре нагрева до 1000… 1200° С, такие как силлиманита А12О3• SiO2и муллита ЗА12О3• 2SiO2.

4. Образование некоторого количества расплава при температуре 900… 1200° С, из легкоплавких материалов глины.

За счет эффекта склеивания твердых частиц глины в образовавшемся расплаве образуется прочное камневидное тело. при этом происходит уменьшение объема образовавшегося нового вида материала за счет сил поверхностного натяжения этого расплава, которое называется огневой усадкой. в зависимости от вида глин огневая усадка может составлять от 2…6 %. По мимо огневой усадкой существует также и полная усадка.Полная усадка представляет сумму огневой и воздушной усадки и может быть в пределах от 6…18 %. Учитывают полную усадку как правило при формовании сырцовых заготовок которые служат для получения керамических изделий с заданными размерами.

Огнеупорность глин это свойство выдерживать действие высоких температур без значительных разрушений и деформаций. Глины бывают различными по составу и значит в процессе обжига используются  разные температурные диапазоны, а полученные в результате обжига керамические изделия имеют различные огнеупорные свойства.

По такому признаку глины принято разделять на легкоплавкие, тугоплавкие и огнеупорные. В легкоплавких глинах содержаться большое количество примесей и плавятся они при температуре ниже 1350° С. Из легкоплавких глин изготовляют кирпичи, стеновые камни а также глиняную черепицу. Тугоплавкие глины содержат как правило незначительное количество примесей и плавятся при температуре 1350° С…1850° С.

Применяют такие глины как правило для изготовления канализационных труб, облицовочных керамических изделий, лицевого кирпича и др. Огнеупорные глины почти не содержат в своем составе примесей, а температура плавления достигает 1580° С и выше. Используются для приготовления огнеупорных материалов и изделий.

Отощающие добавки

Отощающие добавки вводят в сырьевую смесь для снижения усадочных деформаций, а также для увеличения скорости обжига керамических изделий.В качестве отощающих добавок  используют шамот, кварцевый песок, тальк, золы ТЭЦ и гранулированные шлаки. Наиболее эффективными отощающими добавками  являются шлаки. состав которых близок к волластониту, например шлаки химического производства.

Образующиеся в результате взаимодействия ортофосфата кальция с углеродом и кремнеземом шлаки используют на ряде предприятий в комбинации с глинами в количестве до 50…55 % (Волгоградский керамический завод, Шахтинский керамический комбинат, Ташкентский комбинат стройматериалов). При вводе этих шлаков в составы плиточных масс снижаются усадка и водопоглощение, повышаются морозостойкость и механическая прочность плиток.

Температура обжига облицовочных плиток из масс, в состав которых вводят эти шлаки, резко снижается. Утельный обжиг производится при 850…870 °С, а глазурный -при 830…840°С.

Плавни

Плавнями называют добавки, которые взаимодействуют во время обжига с основной керамической массой и образуют в результате этого более легкоплавкие смеси. В качестве плавней в керамической промышленности применяют стеклобой, нифелинсиенит, перлит, мел. доломит и другие материалы.

Порообразующие добавки служат для снижения плотности керамических материалов и теплопроводности. В качестве порообразующих добавок в формовочную смесь вводят молотый мел, доломит и другие материалы которые способны при обжиге диссоциировать с выделением газа, например CO2 и выгорать (древесные опилки, угольный порошок и другие). Как правило такие добавки одновременно являются и отощающими.

Изготовление керамической плитки ручной работы. Этапы изготовления керамики

Технология производства керамической плитки своими руками состоит из следующих этапов:

  • Берётся глина средней пластичности, засыпается в ёмкость и заливается водой. После нескольких дней замачивания, глина перемешивается и разминается. Затем через мелкое сито, материал перетирается в другую ёмкость и после чего масса распределяется на старые газеты или тряпку слоем в 10-15 мм. По достижению глиной нужной густоты, её перемешивают и убирают в полиэтиленовый пакет.
  • Подготовленный таким образом материал укладывается в формы и уплотняется, сделать это нужно так, чтобы уровень формовочной массы совпадал с краями формы, для чего излишки материала срезаются ножом или резаком.

Наиболее качественные формы делают из полиуретана, изделия получаются достаточно ровные с одинаковыми параметрами.

Изготовление сырца

  • Далее технология изготовления керамической плитки своими руками, переходит в этап предварительной просушки. Длится он до приобретения массой более светлого оттенка и зависит этот период от температуры окружающей среды и влажности. В результате получается плитка–сырец. Если что-то у вас пошло не так, то на этой стадии можно ещё исправить ситуацию, для чего испорченный полуфабрикат замачивается водой, и процедуру формовки начинают сначала.
  • Процесс обжига плитки сырца наиболее технологичный этап, ведь полуфабрикат нужно подвергнуть воздействию высокой температуры порядка 1000-1200 градусов, для чего потребуется специальное оборудование. Чтобы сделать керамическую плитку своими руками можно ограничиться температурой и в 850-900 градусов, которая достигается в электрической муфельной печи. Технология производства допускает это, при условии наличия в составе глиняной массы пемзы, которая спекается при указанной температуре. Такой первичный обжиг называется бисквитным за некоторое сходство в полученной мелкопористой структуре заготовки, после выпаривания из неё воды. Керамическая заготовка при этом уже приобрела необходимую твёрдость и прочность. Называется такое изделие терракотой.

Видео как сделать керамическую декоративную плитку своими руками

Шликерное литье 🔥 подготовка, технология, материалы, проблемы

Термин «Шликерная посуда» присутствует не только в лексиконе керамиста. О его существовании знает каждая хозяйка. Шликер также называют жидкой глиной, поэтому простому обывателю не совсем понятно, как из жидкой субстанции можно сформировать сложную форму.

В нашем понимании изготовление керамики тесно связано с работой на гончарном круге. Однако это классическое приспособление не всегда применимо, особенно если речь идет о литье тонкостенного фарфора, способного пропускать свет.

Для опытного керамиста шликерное литье является одним из видов искусства.

Но техника работы с жидкой глиной достаточно сложная, а малейшее отступление от технологии приведет к тому, что полученный результат будет сильно отличаться от запланированного.

Перед тем, как вдаваться в детали самого процесса литья, необходимо познакомиться с ключевым понятием, касающимся непосредственно шликера.

Содержание

  1. Что такое шликер
  2. Подготовка шликера – первый этап шликерного литья
  3. Технология шликерного литья
  4. Какие потребуются материалы?
  5. Как решить возможные проблемы?
  6. Применение шликерного литья

Что такое шликер

Шликер представляет собой глинистую массу, по консистенции похожую на жидкую сметану. В его состав входит каолин, полевой шпат и кварц. Из этого материала изготавливают тонкостенный фарфор методом отливки.

Сам термин имеет немецкие корни и используется с глубокой древности. Изначально жидкую глину применяли исключительно при росписи керамики.

Для приготовления массы цветную глину смешивали с водой, а затем полученный натуральный «краситель» наносили на поверхность черепка.

Сегодня шликер имеет более сложный химический состав, поэтому шликером принято называть вещество на основе глины, которое при помощи воды доведено до состояния суспензии и которое, естественно, используется для изготовления керамических изделий.

При отливке нужно использовать только пористые формы. Оптимальным вариантом является форма из гипса, так как гипс хорошо впитывает влагу. В зависимости от влажности шликера получают разную по физическим свойствам керамику.

К примеру, шликер для фарфора имеет влажность 33%, а для фаянса – 37%.

Как видно из показателей, небольшой разброс значений коренным образом влияет на конечный результат. В целом, керамист пользуется следующей закономерностью: глина с большей влажностью дает при заливке большую усадку.

Шликер может выступать не только в качестве основного материала. Его используют и как клей, если формируется сложное изделие, состоящее из нескольких частей.

Но шликерное литье применяется только в первом случае. Эта технология связана с наполнением специально подготовленных форм шликером и не подразумевает внесения корректив при помощи ручной лепки, а также работ на гончарном круге.

Шликер, как материал востребован в ручной работе и на массовом производстве.

Подготовка шликера – первый этап шликерного литья

Керамика из шликера не является редкостью. В обиходе каждого человека наверняка найдется какое-либо изделие из фарфора или фаянса, отличающееся изящными тонкими стенками, сложными формами, которые невозможно создать на гончарном круге или методом лепки.

Плотность жидкой глины может быть разной, но диапазон значений достаточно узкий. В среднем 1 кубический сантиметр суспензии имеет массу около 1,7 г.

Среди керамистов есть любители работать с натуральным продуктом. Они сначала готовят глину, высушивая ее и перемалывая, затем насыщают дополнительными компонентами и модификаторами (полевой шпат и силикаты являются составными элементами многих сортов глины). Но сегодня созданы все условия, чтобы с наименьшими временными затратами освоить технологию шликерного литья.

Материал продается в виде сухого порошка. В нем содержатся, помимо основных элементов, сода, жидкое стекло и нефелин. При желании можно модифицировать состав, добавив в него измельченное стекло.

Такой порошок хорошо смешивается с пигментом, поэтому керамист получает возможность отливать цветные формы.

Если шликер продается в упаковке, то производитель позаботился о том, чтобы дать покупателю подробную инструкцию по приготовлению суспензии. Но и при отсутствии инструкции процесс приготовления жидкой глины будет не таким уж и сложным.

В качестве наполнителя служит вода, однако нельзя брать воду из-под крана, так как она содержит соли, которые негативно влияют на разжижение порошка. «Мягкую» дистиллированную воду покупают в магазине.

При приготовлении шликера нужно избегать образования пузырьков воздуха. Они могут стать причиной появления в отливке полостей и трещин. Вода вводится в порошок медленно и аккуратно.

Использование дистиллированной воды исключает необходимость измерения жесткости, что в домашних условиях выполнить практически невозможно. При отсутствии особых указаний от производителя порошок разводится с водой в следующем соотношении: на а 2 кг сухого порошка приходится 1 л воды. Влажность полученной суспензии составит около 33%.

Помните, что добавление жидкого стекла и соды никак не влияет на показатель влажности.

Модификаторы вводятся поэтапно. Сначала добавляется 2/3 части жидкого стекла или соды, а после перемешивания в состав вносится оставшийся модификатор. Замешивать суспензию удобнее всего при помощи специального миксера. Если в арсенале такового нет, то подойдет дрель с соответствующей насадкой.

Длительность перемешивания составляет около 3 минут, за исключением тех случаев, когда шликер полностью готовится вручную. Добиться высокой степени однородности конечного состава можно путем поэтапного введения компонентов.

Например, порошок и вода делятся на три части. После введения каждой части материал тщательно перемешивается.

Состав из порошка и воды отстаивают в течение суток, после чего в суспензию вносится жидкое стекло, которое может служить наполнителем для доведения шликера до нужной консистенции.

Можно проверить текучесть глины простым способом: он должен выливаться тонкой непрерывной струйкой.

Перед заливкой следует еще раз процедить шликер, но теперь нужную текучесть получают добавлением воды. Технику заливки шликера не совсем корректно рассматривать обособленно, так как серия ошибок на разных этапах может привести к возникновению дефектов.

К примеру, пузыри в отливке могут появиться из-за использования жесткой воды, из-за введения воды в порошок под большим напором, а также при чрезмерно быстрой заливке. Таким образом, порча изделия не всегда указывает на низкое качество шликера.

Те, кто делает шликер из натуральной глины, обрекают себя на более трудоемкое занятие.

Сначала глину вымачивают в большой емкости, чтобы ее было удобно периодически перемешивать. В итоге должно получиться своеобразное молочко, жидкое и однородное. Оно должно процеживаться через сито.

При первом процеживании избавляются от разного мусора и частиц, которые не растворились в воде. После этого молочко снова отстаивается, пока вода не станет прозрачной.

Вязкая глина оседает на дно, и задача мастера заключается в том, что эту глину нужно собрать. Воду можно аккуратно слить через край емкости, а глину нужно переложить в другую посуду.

Более густая глина должна отстояться в течение двух суток. Она осядет еще сильнее, остаток воды снова придется слить. Из оставшейся глины можно готовить шликер нужной консистенции.

Увеличить текучесть позволит добавление воды, снизить – добавление жидкого стекла. Приготовление шликера желательно проводить в теплом помещении. По быстроте оседания глины судят о качестве приготовленного раствора.

Если уже через 15 минут появился густой осадок, то это означает, что глина недостаточно жирная. Ее необходимо обогатить жирными сортами, разведенными в воде с добавлением жидкого стекла.

Технология шликерного литья

В основу техники шликерного литья положены два физических явления. Первое заключается в том, что гипсовая форма, независимо от влажности материала, способна в большей или меньшей степени впитывать воду. Второе явление обратно противоположное, то есть, глина отдает влагу, причем по всему своему объему.

Если с поверхности глиняного черепка происходит отбор воды, то влага по капиллярам из толщи пласта поступает к поверхности.

В связи с этим определен наиболее подходящий материал для изготовления форм – гипс.

Методом шликерного литья можно изготавливать как толстостенные, так и тонкостенные изделия с полостью внутри.

На первый взгляд может показаться, что технология усложнена по сравнению с техникой ручной лепки или работы на гончарном круге. Здесь есть доля истины, так как процесс изготовления керамического изделия многоэтапный, и на каждом этапе необходим определенный навык и опыт.

Даже керамисты со стажем постоянно дорабатывают отливочные формы. Сам процесс занимает достаточно много времени. От подготовительных работ до получения изделия может пройти несколько недель.

Для отливки изделий понадобится форма, которая изготавливается из гипса по предварительно собранной модели. Можно сказать, что модель является точной копией будущего изделия, однако она должна быть несколько большей по габаритным размерам, так как глина в процессе сушки и обжига дает усадку.

Основная сложность заключается в том, чтобы точно определить степень усадки.

Если планируется наладить серийное производство или сделать несколько изделий из одной и той же глины, то усадку определить несложно. Здесь удобно пользоваться двойным кронциркулем с подгибающимися кончиками. Таким образом, если с одной стороны кончики по габаритам готового изделия, то на другой стороне кончики укажут размеры модели.

Если не учитывать этап приготовления шликера, то работы по заливке начинаются с разработки эскиза. С помощью модели будет конструироваться гипсовая оправка, состоящая, как правило, из двух частей.

Необходимо предусмотреть наличие литника, то есть, отверстия, через которое заливается шликер. Литник должен быть выполнен таким образом, чтобы жидкая глина полностью заполнила оправку.

После этого можно приступать к изготовлению модели. Если планируется заливать симметричные формы, то модель вытачивается из дерева на токарном станке. Применяются также такие материалы, как гипс, пластилин, силикон и даже керамика.

Имея в наличии готовую модель, несложно сделать разборную форму. Помимо литника на ней должны быть замки, чтобы части надежно удерживали шликер до наступления соответствующего этапа.

Если модель делают из того материала, которому керамист отдаст предпочтение, то саму оправку нужно изготовить строго из гипса, так как он впитает влагу из суспензии.

Забегая вперед, заметим, что замки позволят разобрать форму и извлечь отливку, подготовив оправку к очередному процессу. Только после того, как оправка будет полностью готова, можно приступать к подготовке шликерной массы.

Что же касается самого процесса, то он состоит из последовательных этапов. Шликерное литье бывает двух видов: наливное и сливное. Выбрав наливной способ, можно получить однородные керамические изделия, форма который будет точно такой же, как и форма модели.

Сливной способ применяется для изготовления тонкостенных полых керамических изделий. После того, как шликер отдаст часть влаги гипсу, его остатки сливаются, а на стенках формы образуется черепок из плотной глины.

  • Сначала производится заливка готовой шликерной массы в форму через литник. На данном этапе от керамиста требуется выполнение определенных манипуляций, касающихся правильного формирования глинистой массы. Шликер заливается в хорошо просушенную гипсовую форму. Заметить впитывание влаги можно сразу, так как уровень шликера в форме начнет уменьшаться. Этот процесс керамисты называют насасыванием черепка.
  • Лишнюю массу нужно удалить, пока черепок не затвердел. Для удаления глины используют любые подручные инструменты (нож, мастихин, стеки). Если выбран сливной тип литья, то сливается лишний шликер.
  • Сметанообразная субстанция постепенно уплотняется, глина оседает. В процессе усадки стенки черепка отстают от гипсовой формы. Но даже если этого не произошло, то разобрать форму не составит труда, если она сделана разборной.
  • Сначала снимается одна половинка формы. Отделять гипс от глины следует очень аккуратно, так как черепок обладает пластичностью и может деформироваться. Такую осторожность придется проявлять до тех пор, пока керамика не будет обожжена. Многоразовые формы готовы к следующей заливке, однако их предварительно нужно хорошо просушить.
  • Какова бы ни была по качеству форма, идеального черепка сразу после заливки получить не удастся. На его поверхности останутся швы, вмятины, углубления. Швы срезаются ножом, углубления наполняются жидкой глиной и заглаживаются губкой. Прочие дефекты устраняются при помощи наждачной бумаги. После этого обработанное изделие сушится при комнатной температуре. На сушку может уйти до 6 дней, в зависимости от толщины стенок изделия.
  • На заключительном этапе черепку придается прочность и влагостойкость. Данные свойства глина приобретает после обжига. Обжиг шликерного литья производится в муфельной печи, температура обжига составляет 900 градусов. Просушенный черепок помещают в печь, а затем медленно повышают температуру до максимального значения. В таком режиме керамику выдерживают около 4 часов, после чего печь вместе с содержимым начинает постепенно остывать. В работе с муфельной печью необходимо проявлять осторожность и не превышать положенной скорости роста или падения температуры. В противном случае может произойти разрушение не только черепка, но и самого муфеля.

Какие потребуются материалы?

Основным материалом является шликер. Его консистенция может быть различной, в зависимости от поставленной задачи. Если суспензию потрогать рукой, то она должна казаться маслянистой.

Наполнители и добавки способны менять те или иные свойства шликера, поэтому называются модификаторами.

К ним относятся:

  • Глина другого сорта;
  • Шамот;
  • Песок;
  • Стеклобой;
  • Красители;
  • Электролиты.

Форму для литья можно назвать оборудованием, причем важнейшим. Качество полученной отливки напрямую зависит от продуманности устройства формы, литника, замков, а также от качества изготовления.

Как было уже сказано, применимы только гипсовые формы. Они состоят из двух частей, соединяющихся друг с другом и закрепляющихся при помощи специальных выступов и впадин – замков.

Для художественного литья можно использовать формы разового применения. Их нет смысла усложнять, поэтому керамисты скрепляют половинки обычными резинками. Несмотря на то, что использованную форму можно высушить и применить повторно, она имеет ограниченный ресурс.

Если партия изделий отличается своей многочисленностью, то по модели изготавливают сразу несколько одинаковых форм.

В качестве материала для формы допустимо применять только скульптурный гипс высокого качества. В сухом состоянии он мелкий и легкий, не содержит комков и сторонних примесей. Гипс низкого качества начинает крошиться после нескольких отливок, в то время как качественный материал способен выдержать десятки циклов.

Отслужившие формы не выбрасывают. Их раскалывают на части, измельчают молотком, а затем добавляют в гипс для новых оправок, но не более, чем десятую долю от массы чистого материала.

Как решить возможные проблемы?

При шликерном литье практически на каждом этапе керамиста подстерегают более или менее серьезные проблемы.

Их легче предотвратить, нежели решать.

Тем не менее, большинство проблем не имеет необратимого характера.

  1. Если мастер ведет литье методом слива, то сливается жидкая фракция. Но со временем глина быстро оседает, поэтому в оставшемся шликере образуется осадок, который не сольется. Это приведет к тому, что стенки сосуда будут утолщены за счет осадка. Когда нужно получить именно тонкостенное изделие важно, чтобы шликер не загустел. Перед сливом его следует перемешать, взбалтывая и потряхивая форму.
  2. При проектировании керамисты часто допускают ошибку, рассчитывая пропускную способность литника. Его нельзя делать чересчур большим, так как будет нанесен ущерб форме заготовки. Но и слишком малый литник может забиться глинистыми массами. В любом случае перед сливом необходимо убедиться в том, что литник свободен. Если в нем присутствует загустевший шликер, то его убирают шпателем или тонкой спицей. Некоторые мастера в отверстие литника вставляют трубочку, чтобы прочищать его, не нанося вред отливке.
    В таком случае форму следует перевернуть и сильно подуть в трубочку. Форма устанавливается на пластиковую подставку трубочкой вниз. Подобные манипуляции характерны для тел сложной формы.
  3. Если форму не перевернуть после слива, то остатки шликера начнут стекать по стенкам, образуя неравномерные утолщения. Изменение толщины стенок не только портит эстетичный вид изделия. На стенках возникает разное напряжение при обжиге, а это чревато появлением трещин. Таким образом, не полностью слитый шликер способен испортить заготовку.

Применение шликерного литья

Шликерное литье не является редкостью и встречается как в художественных промыслах, так и в промышленности. Если первая область применения нам достаточно знакома, то о второй мы порой просто не задумываемся.

Между тем, санитарная керамика, отделочные плитки, печные изразцы и прочие строительные элементы выполнены по технологии шликерного литья.

В промышленности шликер применяется для изготовления высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы обладают высокими диэлектрическими качествами при своей относительно небольшой стоимости.

К тому же, керамика устойчива к перепаду температур и отличается долговечностью.

Лишь высокая хрупкость не позволила шликерной керамике сохранить лидерство на рынке изоляторов и стала причиной ее вытеснения более практичными современными изделиями из пластика.

Страница не найдена — Советы по гончарному делу от The Pottery Wheel

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

Если вы начали заниматься гончарным делом, вам может быть интересно, как обжигать глину в домашних условиях. Хорошей новостью является то, что вам не нужно причудливое …

Подробнее о том, как обжигать глину в домашних условиях – 7 простых способов обжига керамики

Если вы только начинаете заниматься гончарным делом, вам может быть интересно, как глазировать глиняную посуду в домашних условиях. Является ли это возможным? Каковы ваши варианты? …

Узнайте больше о том, как глазировать керамику в домашних условиях — с печью или без нее

Если вы только начинаете заниматься керамикой, вам могут быть интересны различные типы глины для гончарного дела. Эта информация может показаться ошеломляющей, поэтому я…

Подробнее о типах глины для гончарного дела — 5 основных типов керамической глины

Если вы хотите заняться гончарным делом, вам может быть трудно решить, с чего начать. Как и все новые начинания, это может показаться…

Подробнее о 12 лучших советах, как начать заниматься гончарным делом — руководство для начинающих

Одна из радостей гончарного дела в том, что это возможность испачкать руки. Но вы не хотите выглядеть так, как будто вы были…

Узнайте больше о том, что надеть на урок гончарного дела – 11 советов по идеальному наряду

Если вы только начинаете заниматься гончарным делом, очень полезно иметь набор необходимых гончарных инструментов. Вы, наверное, заметили, что вы можете …

Подробнее о Руководстве по инструментам для гончарного дела – Обзор владельцев 18 лучших инструментов

Если вы начали заниматься гончарным делом, рано или поздно вам нужно будет соединить два куска глины вместе. Возможно, вам нужно прикрепить …

Подробнее о Что такое «скольжение и надрез» в гончарном деле и как это делается?

Купить глину у поставщика гончарных изделий несложно, но научиться делать глину из грязи невероятно приятно. Если вам когда-либо было интересно…

Узнайте больше о том, как сделать глину из грязи — идеальные творения из натуральной глины

Создание часов, которые работают точно и красиво выглядят, может показаться сложной задачей, но сделать часы своими руками на самом деле очень просто. Люблю работать с глиняными плитами, …

Узнайте больше о том, как сделать керамические часы — вневременной глиняный проект

Плоские куски глины склонны терять свою форму и скручиваться при высыхании или при обжиге. Это может произойти независимо от …

Узнайте больше о том, как сохранить плоскость глины – 16 способов избежать деформации

Керамика

Rookwood — один из самых знаковых брендов гончарного движения American Art. Его любят многие, но сколько стоит Rookwood …

Подробнее о Сколько стоит Rookwood Pottery? 6 решающих факторов

Одним из способов идентификации гончарного изделия являются клейма изготовителя, которые обычно находятся на основании. Знаки на керамике Руквуда сильно изменились…

Подробнее о знаках на керамике Руквуда — как идентифицировать Руквуд

Rookwood Pottery — известная часть американского движения художественной керамики. Он был основан в 1880 году, и на протяжении многих лет методы, используемые для …

Подробнее о том, как изготавливается керамика в Руквуде? Искусство, ремесло и наука

Керамика

Rookwood — один из самых известных и уважаемых брендов американской керамики. История гончарного дела Rookwood — захватывающая и драматичная история. …

Узнайте больше об истории керамики Руквуда — необыкновенная история

Проколы в гончарной глазури — один из наиболее распространенных дефектов глазури, с которыми вы можете столкнуться. Их может быть сложно решить, потому что они часто …

Подробнее о точечных отверстиях в гончарной глазури – 6 причин и простые решения

Проколы в керамической глазури могут испортить внешний вид изделия. Они — вредитель и разочарование, когда вы разгружаете печь. Но…

Подробнее о Безопасны ли отверстия в глазури для пищевых продуктов? — Сохранить или выбросить?

Страница не найдена — Советы по гончарному делу от The Pottery Wheel

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

Если вы начали заниматься гончарным делом, вам может быть интересно, как обжигать глину в домашних условиях. Хорошей новостью является то, что вам не нужно причудливое …

Подробнее о том, как обжигать глину в домашних условиях – 7 простых способов обжига керамики

Если вы только начинаете заниматься гончарным делом, вам может быть интересно, как глазировать глиняную посуду в домашних условиях. Является ли это возможным? Каковы ваши варианты? …

Узнайте больше о том, как глазировать керамику в домашних условиях — с печью или без нее

Если вы только начинаете заниматься керамикой, вам могут быть интересны различные типы глины для гончарного дела. Эта информация может показаться ошеломляющей, поэтому я…

Подробнее о типах глины для гончарного дела — 5 основных типов керамической глины

Если вы хотите заняться гончарным делом, вам может быть трудно решить, с чего начать. Как и все новые начинания, это может показаться…

Подробнее о 12 лучших советах, как начать заниматься гончарным делом — руководство для начинающих

Одна из радостей гончарного дела в том, что это возможность испачкать руки. Но вы не хотите выглядеть так, как будто вы были…

Узнайте больше о том, что надеть на урок гончарного дела – 11 советов по идеальному наряду

Если вы только начинаете заниматься гончарным делом, очень полезно иметь набор необходимых гончарных инструментов. Вы, наверное, заметили, что вы можете …

Подробнее о Руководстве по инструментам для гончарного дела – Обзор владельцев 18 лучших инструментов

Если вы начали заниматься гончарным делом, рано или поздно вам нужно будет соединить два куска глины вместе. Возможно, вам нужно прикрепить …

Подробнее о Что такое «скольжение и надрез» в гончарном деле и как это делается?

Купить глину у поставщика гончарных изделий несложно, но научиться делать глину из грязи невероятно приятно. Если вам когда-либо было интересно…

Узнайте больше о том, как сделать глину из грязи — идеальные творения из натуральной глины

Создание часов, которые работают точно и красиво выглядят, может показаться сложной задачей, но сделать часы своими руками на самом деле очень просто. Люблю работать с глиняными плитами, …

Узнайте больше о том, как сделать керамические часы — вневременной глиняный проект

Плоские куски глины склонны терять свою форму и скручиваться при высыхании или при обжиге. Это может произойти независимо от …

Узнайте больше о том, как сохранить плоскость глины – 16 способов избежать деформации

Керамика

Rookwood — один из самых знаковых брендов гончарного движения American Art. Его любят многие, но сколько стоит Rookwood …

Подробнее о Сколько стоит Rookwood Pottery? 6 решающих факторов

Одним из способов идентификации гончарного изделия являются клейма изготовителя, которые обычно находятся на основании. Знаки на керамике Руквуда сильно изменились…

Подробнее о знаках на керамике Руквуда — как идентифицировать Руквуд

Rookwood Pottery — известная часть американского движения художественной керамики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *