Как рисовать тени? Основы рисования
Большинство художественных школ и курсов по рисованию в первую очередь учат, как рисовать тени. Построение и рисование таких примитивных фигур, как цилиндр, шар, конус, куб – это довольно утомительное и неинтересное дело. Однако именно подобные задания являются первым шагом к пониманию формы и объема геометрической формы, а также к умению изображать ее темные и светлые стороны – то есть, к умению рисовать тени карандашом поэтапно. В дальнейшей художественной практике умение правильно чувствовать темные и светлые стороны будет хорошим подспорьем в любом рисунке.
Если вы хотите сделать этюд наглядным и реалистичным, вам необходимо придать ему объем. В этой статье мы расскажем, как правильно рисовать тени карандашом.
Свет и тень
Рисунки должны быть реалистичными и радовать глаз. Поэтому необходимо правильно сочетать в них свет и тень. Это придаст рисункам контрастности, глубины и ощущения движения. Как научиться рисовать тени, чтобы рисунки выглядели более живыми, привлекательными и интересными?
Немного теории
Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет нам видеть форму предметов? Откроем секрет: это столкновение света и тени. Если мы положим предмет на стол в комнате без окон и выключим свет, то никакой формы мы не увидим. Если же осветить предмет очень яркой лампой или прожектором, то его форму мы, опять же, не увидим. Ее позволяет видеть только свет, который сталкивается с тенью.
Ни свет, ни тень не ложатся на предметы как попало. Существуют определенные закономерности. Они позволяют предположить, как на предмете, на его формах, будет располагаться свет, а где начнется тень. И рисующему человеку необходимо знать эти закономерности.
Элементы светотени
В рисовании различают следующие элементы светотени: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс и падающая тень. Рассмотрим каждый из них по порядку.
Бликом называют пятно света, которое располагается на выпуклой или плоской глянцевой поверхности и получается из-за сильной освещенности объекта.
Свет – это поверхности объекта, которые ярко освещены.
Полутенью называется слабая тень. Она возникает, если предмет освещается не одним, а несколькими источниками света. Кроме того, она образуется на поверхностях, которые обращены под небольшим углом к источнику света.
Тень – это те участки предмета, которые освещены слабо. Падающей тенью называется та, которую предмет отбрасывает на плоскость, на которой стоит. А собственной – та, которая находится на неосвещенной его стороне.
Рефлексом называется слабое световое пятно, которое находится в области тени. Оно образуется лучами, которые отражаются от других объектов, находящихся рядом.
Изображение этих световых градаций и позволяет художнику наглядно изобразить на листе форму предмета, передать его объем и степень освещенности.
А работают ли эти правила для компьютерной графики?
Да. Компьютерная графика – это то же самое рисование. Поэтому то, как рисовать тени в САИ или «Фотошопе», нисколько не отличается от изображения их на бумаге. Вся теория и все правила, которые работают для изображения на холсте или бумаге, действенны и для компьютера.
Шаг 1: выбор правильных материалов
Как рисовать тени карандашом? В первую очередь необходимо выбрать правильный карандаш. Разумеется, можно рисовать тени и углем, и сангиной, и гуашью, и акрилом. Но на первых порах лучше ограничиться карандашом.
Для теней используются специальные карандаши для рисования. Они продаются в наборах. Бюджетный вариант можно найти в любом канцелярском магазине. Существует и специальная бумага для рисования: лучше выбирать более плотную и жесткую.
Существует много разновидностей карандашей для рисования. Есть с мягким (М, 2М, 3М, …, 8М, 9М) грифелем, а есть с твердым (Т, 2Т, 3Т, …, 8Т, 9Т). В наборах зарубежных фирм-производителей М заменяется на B, а Т – на H.
Для изображения теней вам будет достаточно набора из 3Т, 2Т, Т, ТМ, М, 2М и 3М. Для изображения света лучше использовать твердые карандаши, а для тени – мягкие. Так рисунок будет выглядеть естественнее и его проще будет нарисовать.
Поговорим о бумаге. Для рисования не подойдут слишком гладкие листы, те, на которых мы печатаем. Не стоит использовать и слишком жесткую бумагу. На ней будет сложно рисовать тени. Лучше всего использовать специальные листы для рисования, которые продаются в папке в канцелярских магазинах. Как правильно рисовать тени? В первую очередь приобрести правильные материалы.
Шаг второй: линейный набросок
Как рисовать тени на рисунке? В первую очередь сделайте линейный набросок того, что вы хотите нарисовать. Желательно сделать это с натуры, но можно использовать и фотографию объекта. Самое главное, чтобы объект, который вы выбрали, был неподвижен. В этом случае у вас будет много времени на то, чтобы его зарисовать.
Внимательно приглядитесь к домашней обстановке. Вы можете нарисовать цветы, часы, кухонные принадлежности, предметы одежды. Все это является отличными объектами для зарисовки.
Если же вы используете фотографию, то лучше распечатать ее в черно-белой гамме. Так у вас получится точнее изобразить контур и тени.
Шаг 3: ахроматические цвета
Как рисовать тени? При работе с карандашом в вашем распоряжении все ахроматические цвета. Они начинаются с белого и заканчиваются черным, имея в середине несколько оттенков серого.
Как создать ахроматическую шкалу? Нарисуйте прямоугольник: это можно сделать на отдельном листе бумаге или же в углу вашего рисунка. Разделите этот прямоугольник на пять равных частей (можно больше, но для начала достаточно будет 5), после чего пронумеруйте их.
Самый первый квадрат будет белым, а последний – черным. Части между ними нужно закрасить тремя разными оттенками серого, разделив их по тону. В результате у вас появиться нечто вроде палитры вашего карандаша: первый прямоугольник белый, второй – светло-серый, третий – средне-серый, четвертый – темно-серый и последний – самый темный тон, который может дать карандаш.
Шаг 4: теория о тенях
Как нарисовать тени? Для этого необходимо понять их природу.
Найдите основной источник света. Пронаблюдайте, что самые светлые часто находятся ближе всего к свету, темные – дальше, а тени падают против него. Особое внимание следует уделить отражениям, так как они могут быть наиболее ярким местом выбранного для рисования объекта.
Шаг 5: выбор способа штриховки
Как нарисовать тени? С помощью штриховки. Она накладывается поверх карандашного наброска.
Выберите способ, которым вы будете штриховать набросок, в зависимости от самого объекта, источника света и вида рисунка. Видов штрихования теней много, и самыми популярными из них являются прямая, круговая и крестовая.
Прямой называется рисование множества параллельных линий максимально близко друг к другу. Этот способ отлично подойдет для объектов без текстуры и для рисования волос.
Для круговой штриховки необходимо рисовать много мелких кругов. С помощью этой штриховки можно создать интересую текстуру, разбрасывая круги и дополняя их линиями. Кроме того, можно нагляднее показать плотность объекта, который изображаете, располагая круги близко друг к другу.
Тонированные объекта с помощью рисования пересекающихся линий – это крестовая штриховка. Этот способ отлично подходит для придания глубины рисунку.
Шаг 6: проба пера
Попробуйте сделать тени. Так как ваш рисунок еще на начальном этапе, не следует делать их слишком темными. Так вы без труда сможете их стереть, если это будет необходимо. Рисуйте, постепенно заполняя те места, которые надо, а самые светлые места оставляйте белыми.
В процессе рисования сравнивайте работу с объектом или его фотографией, чтобы быть уверенным, что вы наносите тени в правильном месте.
Шаг 7: терпение и поэтапная работа
Добавляйте тени в несколько слоев. Их необходимо постепенно затемнять, накладывая слой за слоем. Между темными и светлыми местами должен быть ощутимый контраст. Не забывайте использовать ахроматическую шкалу: рисунок не должен быть в одинаково серых тонах.
Спешить не нужно. Процесс штриховки теней напоминает проявление черно-белой пленки: он должен происходить постепенно. Терпение – ваш ключ у успеху и красивым рисункам.
Чем больше вы углубляете тени на рисунке, тем менее заметными будут становиться его контуры. И это правильно, ведь в настоящей жизни почти ничего не имеет черного контура. То же самое должно найти отражение и в вашем рисунке.
Шаг 8: растушевка теней
Теперь растушуйте тени на вашем рисунке. Необходимо сделать их более реалистичными и плавными. Нужно контролировать нажим, чтобы он был не слишком сильным и слишком слабым. Растушевывайте до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.
Если у вас нет растушевки, можно пользоваться небольшим кусочком бумаги. Ластик поможет вам высветлить те места, которые вы замазали случайно. Это может быть блик, или контур, который не полностью скрылся под слоем штриховки.
Главное, помните, что большинство рисующих людей, в том числе и самые известные художники, на начальном этапе творческого пути допускали ошибки.
Советы и рекомендации
- Между вашей рукой и бумагой, на которой вы рисуете, можно положить чистый лист бумаги для печати: так вы избежите пятен на рисунке.
- Чтобы не пачкать набросок и корректировать ошибки, лучше использовать виниловую стирательную резинку. Ластики из этого материала не портят бумагу и хорошо стирают следы карандаша.
- Не используйте палец, чтобы растушевать штриховку.
- Чтобы разница между светом и тенью была более заметна, необходимо использовать хорошее освещение.
- Карандаш лучше держать под меньшим углом к плоскости бумаги, чтобы рисовать стороной грифеля, а не его кончиком. Так тени получатся более натуральными.
Учимся рисовать. Из тени в свет перелетая, или Как создать объем? | Обучение
Прежде чем описать этот алгоритм, поговорим немного о градациях серого цвета.
Представьте себе шкалу: на левом конце она белая, на правом — черная. А между этими двумя цветами находится множество оттенков серого.
(Строго говоря, черный и белый нельзя назвать «цветами». Это так называемые «ахроматические тона». А черный художники называют «отсутствием цвета». Но это так, к слову.)
Итак, существует множество градаций серого, но для изображения светотени нам вполне хватит четырех.
- Самый прозрачный оттенок — это свет. Белым цветом мы изображаем самые яркие и освещенные участки предмета.
- Следующий оттенок — умеренно прозрачный, или светло-серый. Этим оттенком изображают так называемые участки «отраженного света».
- Более темным оттенком серого рисуют участки предмета, находящиеся в тени.
- И наконец самым темным, почти черным оттенком рисуем тень, падающую от предмета.
Что такое яркий свет, тень на предмете и падающая тень от предмета — более-менее ясно. А вот «отраженный свет» часто вызывает недоумение: наш глаз не приучен замечать эти участки, находящиеся на границе света и тени.
Кроме этого, изображать тени нужно тщательно и точно: именно расположение светлых и темных участков создает рельеф и структуру предмета — причем именно так, как его видит художник, когда и он сам, и источник освещения находятся в определенных конкретных местах. Стоит повернуть голову или сдвинуть источник света — и тени сразу лягут по-другому.
«Карта светотени» помогает разрешить все эти сложности. Чтобы правильно нарисовать игру света и тени, надо точно зафиксировать свое местоположение и угол зрения, а также местонахождение источника света. Затем нужно нарисовать контуры предмета с помощью «маленького альпиниста».
Следующий шаг — найти самый светлый участок и нарисовать его контуры: точка за точкой, вслед за маленьким альпинистом, как будто освещенная область — это отдельный предмет.
Когда вы нарисуете все эти карты, вы обнаружите области «ничьей земли» между участками яркого света и густой тени. Именно это и есть области отраженного света. Фото: Depositphotos
Обычно их сначала не видят: для непривычного глаза они сливаются либо со светом, либо с тенью. Но после рисования карты глаз начинает различать оттенки, свойственные отраженному свету.
Когда карта нарисована, можно приступать к «раскраске». Для этого лучше всего настругать грифель, взять ватную палочку, которая обычно используется для косметики, обмакнуть ее в грифельную пыль, словно в краску, и растушевать области на карте: отраженный свет — чуть-чуть, тень — погуще и потемнее, падающую тень — совсем густо. Если какой-то участок получится слишком темным — можно всегда стереть лишний грифель ластиком.
Кроме растушевки, можно использовать штриховку: области отраженного света заштриховать легкими редкими штрихами, области тени — более глубокими и частыми, область падающей тени — практически сплошным штрихом.
Когда мы рисуем предмет прямоугольной формы — нужно подчеркнуть разницу между освещением граней: если, например, свет падает на куб сверху — верхнюю грань оставляем белой, а самую темную боковую грань — темно-серой. Резкий переход тонов подчеркнет грань.
А вот в округлом предмете нужно как раз смягчить переходы между гранями с помощью ластика или дополнительных штрихов. Фото: Depositphotos
Запомните: резкие перепады тонов создают на рисунке ощущение грани, мягкие — ощущение округлости.
Итак, с помощью маленького альпиниста, листа пластика, циркуля и карты теней вы готовы создать свой первый полноценный рисунок!
Теги: рисование, светотень, научиться рисовать
Seeing Light & Shadows — ИСКУССТВО С МИССИС. РИДЕЛЬ
Знание того, где и как рисовать свет и тени, может превратить фигуру в форму, например, круг в сферу, и придать вашему рисунку жизнь и глубину. Выяснить, где свет и тень в вашем рисунке, не сложно, но это требует практики. В этом руководстве вы узнаете, как видеть свет и тени и как перенести то, что вы видите, на бумагу.
Где свет?
Свет показывает, где рисовать тени, чтобы вы могли превратить круг в сферу. На рисунке ниже обратите внимание, что происходит с линейным рисунком круга, когда различные компоненты света и тени добавляются с затенением.
Подсветка блика
Источник света — это направление, из которого исходит преобладающий свет. Источник света идентифицирует светлые и теневые области объекта рисования, чтобы вы знали, где рисовать затенение. Подсветка — это самая яркая область формы, обычно ближайшая к источнику света часть.
На следующем рисунке сфера помогает проиллюстрировать блик. Изюминкой является белая круглая форма в центре самого светлого оттенка. Те поверхности сферы, которые находятся ближе к затененным областям или находятся в них, заштрихованы более темными значениями.
Самая яркая часть формы называется бликом.
Основные моменты помогают сделать формы трехмерными. На следующем рисунке носа вы найдете блики в центральной части и на крыле над одной ноздрей (слева).
Темные значения в тени
Части формы, которые получают мало света, должны быть затенены темными значениями. Самые темные оттенки на поверхности формы, как правило, находятся в областях, наиболее удаленных от источника света, и/или там, где свет блокируется самой формой (или другим объектом).
На следующем рисунке найдите темную тень в форме полумесяца в правом нижнем углу сферы.
Всю сторону лица или тела можно нарисовать в тени. Изучите штриховку на следующем рисунке лица молодого человека. Обратите внимание, как темные оттенки теней придают форму различным частям его лица, таким как нос, область рта и подбородок.
Отраженный свет
Отраженный свет — это слабый свет, отраженный или отраженный на объекте от поверхностей, близких к нему и вокруг него. Отраженный свет особенно заметен на сфере. Обратите внимание на сферический сегмент на следующем рисунке и обратите внимание на светлый ободок в правом нижнем углу. В этом конкретном случае отраженный свет (RL) отражается от световой поверхности, на которой находится сфера.
Крошечный ободок отраженного света (RL) затенен значениями освещенности.
В следующем подробном разделе рисунка мускулистые формы рук человека усилены добавлением отраженного света по их краям. Обратите внимание, как отраженный свет (слева) также служит для визуального отделения руки от темного оттенка фона.
Отраженный свет по краю мускулистых рук значительно усиливает трехмерные формы.
Отбрасываемые тени
Отбрасываемая тень — это темный участок поверхности, расположенный рядом с объектом, который получает мало света или совсем не получает его. На следующем рисунке свет на прилегающей поверхности был заблокирован сферой, что привело к отбрасыванию тени. Значения отбрасываемой тени самые темные рядом с нижним краем сферы и постепенно становятся светлее по мере удаления от сферы.
Самые темные значения в отбрасываемой тени находятся ближе всего к сфере.
В следующем наброске нос отбрасывает темную тень на нижнюю правую часть лица. Тень также фиксирует нос, поэтому вы можете сказать, что он прикреплен к лицу. Тени, как правило, очень похожи по форме на то, что блокирует свет (в данном случае на нос).
Ближайшая к носу часть отбрасываемой тени самая темная.
То, как и где вы рисуете отбрасываемую тень, может создать иллюзию того, что объекты соприкасаются или отделены от соседних поверхностей (или других объектов). Первая сфера на следующем рисунке сидит на поверхности. Отбрасываемая тень касается его нижнего края. Однако два других кажутся парящими, потому что тени отделены от сфер.
Эти тени создают иллюзию того, что сферы парят, а не сидят на поверхности.
Посмотрите на тени, отбрасываемые на лоб ребенка отдельными прядями волос (на следующих рисунках). Волосы не закрашены на первом рисунке, что позволяет легко определить отбрасываемые тени. Обратите внимание, как они заставляют волосы выглядеть так, будто они немного торчат, а не прилегают ко лбу.
Как нарисовать сферу
Новички в области промышленного дизайна могут научиться рисовать сферы с отбрасываемыми тенями быстро и легко!
С моим простым и понятным учебником по рисованию вы достигнете своих целей в кратчайшие сроки — давайте начнем прямо сейчас!
Как нарисовать сферу | Техника легкой тени
- Нарисовать круг
- Нарисуйте отбрасываемую тень эллипсом
- Нарисуйте штриховку для тени
- Рисование 3D-объемов только двумя эллипсами
- Нарисуйте основную тень
- Источник света слева
В Интернете есть много сложных объяснений
«Как заштриховать сферу» .
И они подавляющие!
Следующее руководство по рисованию теней из 6 шагов упрощается:
Я сделал это просто для Промышленный дизайн для начинающих чтобы начать обретать уверенность в рисовании с помощью « Как нарисовать сферу с легкой тенью».
Я считаю, что нужно научиться делать маленькие шаги
, прежде чем переходить к «экспертным методам рисования»
в эскизах промышленного дизайна.
В этом пошаговом руководстве по рисованию для начинающих
показано, как очень быстро и легко нарисовать трехмерную сферу
— без какой-либо сложной теории о свете и тени.
Возьмите шариковую ручку и давайте начнем рисовать
с помощью этой УПРОЩЕННОЙ способ отбрасывания теней на сферу!
1. Нарисуйте круг
Нарисуйте круг с помощью призрачного рисунка, позволяющего рисовать круг плавно.
Вы имитируете движение круга перед его рисованием.
Чтобы завершить свой круг, не стесняйтесь рисовать его с 3 или 4 «петлями».
2. Нарисуйте отбрасываемую тень в виде эллипса
Эллипс представляет отбрасываемую тень.
Не рисуйте эллипс буквально под кругом.
Убедитесь, что эллипс перекрывает окружность.
3. Нарисуйте штриховку для тени
Нарисуйте внутри эллипса косую штриховку.
Избегайте вертикальной и горизонтальной штриховки
4. Нарисуйте трехмерный объем, добавив только 2 эллипса
Нарисуйте 1 горизонтальный эллипс (в самой широкой части круга)
Нарисуйте 1 вертикальный эллипс (в самой высокой части круга)
Всего за несколько секунд появляется 3D-объем сферы!
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ:
Для наглядности нарисуйте два крестика.
Один спереди и один сзади сферы.
(Передний крест немного крупнее и жирнее, чем задний.
Он делает передний крест ближе к нам. )
ПОПРОБУЙТЕ ЭТО: «Ось связи 3D»
Запомните 2 креста (один перед , один сзади)
Соедините их, чтобы создать «Ось связи»
Это еще больше усиливает эффект трехмерной сферы!
5. Нарисуйте основную тень
Добавьте основную тень (в форме арахиса) к сфере.
Убедитесь, что вы оставили немного пустого места под тенью.
Не объединяйте основную тень с отбрасываемой тенью.
ПРИМЕЧАНИЕ. Помните об отраженном свете
- Отраженный свет создает белое/пустое пространство под основной тенью.
- Представьте, как свет падает на белый стол и отражается под сферой.
ПОПРОБУЙТЕ ЭТО: «Незавершенная трассировка теней»
Не заканчивайте основную тень там, где свет выше всего.
Нарисуйте штриховку так, как если бы здесь была трассировка линии.
Мозг волшебным образом восстанавливает форму. 🙂
6. Источник света сверху слева
СОВЕТ: Чтобы помочь вам лучше визуализировать,
найдите контактную точку под сферой, касающейся земли.
- Основная тень (арахис) также находится на правой стороне сферы
Как перейти от рисунков для начинающих к профессиональным рисункам
Когда вы начинаете практиковаться, ваши рисунки получаются неуклюжими.
Это нормально, потому что вы приобретаете знания.
Это хорошо!
Знайте пределы своего мозга, и вы будете учиться с удовольствием.
Мозг не создан для многозадачности.
Сосредоточиться на изучении теории и создании красивых рисунков сложно.
Итак, сначала освойте технику создания рисунков.
Затем, когда вы почувствуете, что готовы, потренируйтесь рисовать плавно и с более легкими линиями.
Ваш эскиз станет намного живее!
ЧТО ДАЛЬШЕ: Расширенный предварительный просмотр
Мне нравится сначала популяризировать технику.
Затем подготовьтесь к более продвинутым урокам, чтобы изучить настоящую правильную технику.
Я создам пошаговое руководство о том, как рисовать тени на сфере.
А пока я хочу дать вам предварительный просмотр этого как «визуализирующего понимания».
- Когда вы рисуете основную тень, представьте, что эти 4 стрелки проецируются на землю.
- У вас есть эллипс справа от сферы.
И если вы хотите начать с этой техники сейчас, вы можете следовать шагам Как рисовать тени на коробках (параллельный источник света).
2 источника света
В основном существует 2 типа источников света:
- Параллельный источник света
Часто изображается солнцем, так как оно очень далеко. - Расходящийся источник света
Свет исходит от более близкого источника, например, фонарного столба.
Практика Практика Практика!
Как говорит мой друг и концепт-художник Эдвард Эйт:
«ПРАКТИКА, ПРАКТИКА, И ПРАКТИКА».