Содержание

Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК «Школа 2100» | Методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему:

Системно —  деятельностный  подход –основа реализации стандартов нового поколения.

  «Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я усваиваю».

Китайская мудрость

    Третий  год  МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» является муниципальной пилотной площадкой по реализации ФГОС НОО.

  Цель нашего методического объединения учителей начальных классов – совершенствование педагогического мастерства учителя и качества  образовательного процесса, успешности обучающихся через использование системно — деятельностного подхода в обучении.

 Задачи объединения учителей начальных классов:

  1. Обновить педагогическую систему учителя на основе выделения его опыта в технологии системно – деятельностного обучения;
  2. Способствовать формированию системы универсальных учебных действий средствами технологии системно – деятельностного подхода;
  3. Содействовать реализации образовательной программы на основе стандартов нового поколения в начальной школе.

Направления работы объединения учителей начальных классов:

  1. Изучение основ системно – деятельностного подхода в обучении через работу педагогического совета школы, методических объединений, теоретических семинаров и практикумов;
  2. Проведение на заседаниях МО семинаров по проблемам использования технологии системно – деятельностного обучения.

   Учителя методического объединения начальных классов придерживаются основного принципа новых стандартов: знания обучающимся не даются в готовом виде, они сами открывают их. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: Что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации? На уроке большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах.

  Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решения. Корректирует  их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.

  Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

  В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире.

  Системно – деятельностный подход — это главное условие реализации ФГОС.

  На конкретном примере мы продемонстрируем реализацию системно – деятельностного подхода.

Мастер – класс по предмету окружающий мир, 3 класс, Образовательная система « Школа 2100».

Цель мастер-класса: на примере урока окружающего мира выделить все этапы урока открытия нового знания на основе деятельностного метода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: « Где обитают живые организмы».

Цель урока: создание условий для развития у учащихся умения самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

  1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  2. совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

  1. добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
  2. перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

  1. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  2. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  3. учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Познакомиться с основными оболочками Земли
  2. Познакомиться с понятием « биосферы и распространением живых организмов в природе»
  3. Научиться приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

— На первом этапе настраиваем  ребят на работу.

Мы сегодня будем проблемы решать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

— Дети вспоминают правила работы в группе.

Дети читают правила.

  1. Работать сообща.
  2. Уметь выслушать друг друга.
  3. Слушать других не перебивая, внимательно.
  4. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.
  5. Уметь договариваться, помогать друг другу.

Личностные: самоопределение Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность

Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1) На данном этапе вспоминаем признаки живых организмов.

-Назовите признаки живых организмов.

-Что необходимо живым организмам для их полноценной жизни?

2)Также на этом этапе дети вспоминают определения тел, веществ и их состояний.

— Закончите фразы

Все предметы, которые нас окружают, в науке называются….

То из чего состоит тело, называют….

Тела могут быть в трех состояниях:…

3)Далее учитель сообщает:

— Наличие в природе трех состояний тел, которые так необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование трех оболочек планеты.

-Как называются  эти оболочки?

4)В науке эти оболочки имеют другое название. Как называются эти оболочки с научной точки зрения? Чтобы ответить на этот вопрос

-Класс делится на 3 группы и каждая группа получает экспертный лист.

-Детям предстоит выполнить первую часть задания: приготовить рассказ о той оболочке, за которую они отвечают.

-Я попрошу вас выполнить только задания № 1, 2, 4 первой части экспертного листа

Также на данном этапе урока проводится физминутка.

— Покажите, как ведут себя молекулы в вашей оболочке.

Живут, дышат, размножаются, питаются, умирают, растут

Дети выделяют три группы: воздух, вода и земля.

-Телами

-веществом

-твёрдое, жидкое, газообразное

воздушная, водная, каменная.

Работают в группах.

  1. Дети обращаются к информационной карте.
  2. Находят информацию в тексте учебника.
  3. Делают сообщения о своей оболочке по плану.

Команда « Атмосфера» бегает по классу хаотично.

Команда « Гидросфера» соединяется в свободную переплетенную группу.

Команда « Литосфера» каждый игрок встает в тесную группу.

Личностные: что я знаю, что я могу

Регулятивные: выполнять анализ, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

организовать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные: знакомство с новыми научными терминами, умение извлекать нужную информацию.

3.Выявление места и причины затруднения.

-Из сообщения детей делается вывод, что на всех трёх оболочках есть жизнь.

-Тогда им предлагается изображение утки, которую необходимо поселить в нужную оболочку (пробное учебное действие).

-В какую оболочку вы поселите утку?

— Мнения детей расходятся, и возникает проблема. Где обитают живые организмы.

— Почему возникло затруднение?

-Дети отвечают: мы не знаем, нет дополнительных знаний, мы должны это узнать.

Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивные : самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные :допускать существование различных точек зрения на решение проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Дети совместно с учителем формулируют цель: «узнать, где обитают живые организмы ».

-Выбирают способ выхода из затруднения.

На данном этапе подходит способ провести мини-исследование

Личностные: высказывать своё отношение , объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности; составлять план действий при обработке способа. сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные: совместно с учителем сформулировать цель.

5.Реализация построенного проекта.

-На этом этапе организуется работа учащихся с предметными картинками живых организмов, которые они должны поместить в нужную оболочку земли (бегемот, журавль, барсук, рыба, дерево, гриб, червяк)

(на доске)

-Прошу выйти по одному представителю из каждой команды и расположить живые организмы в нужные сферы.

-Давайте проверим наши гипотезы.

-Так, где же обитает наша утка, для которой мы затруднялись определить место обитания.

-Где же обитает большинство живых организмов?

-А как же называется эта оболочка?

Далее проверяется вывод детей с выводом в учебнике.

-Дети выдвигают гипотезы о том, где обитают живые организмы:

  1. Либо в одной из трёх сред.
  2. На пересечении двух сред.
  3. На пересечении трёх сред.

-Дети выполняют вторую часть работы на экспертном листе и находят в тексте факты о жизни бегемота, журавля и барсука, подтверждающие или опровергающие их гипотезы.

-Затем дети рассказывают о своём исследовании (приводят доказательства из текста и из своего жизненного опыта).

-Дети делают вывод: на пересечении трёх сред.

-Дети вновь обращаются к информационной карте, осталось одно не использованное слово – био (жизнь) и называют оболочку биосферой.

Личностные: высказывать своё отношение , объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: проверка гипотез.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: учиться подтверждать аргументы фактами; организовывать учебные действия.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Проводится по вопросам учебника, которые помогут проверить всё ли было понятно обучающимся

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные: Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

 Познавательные:умение структурировать знания.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполняют задание в рабочей тетради с.10 № 2. По рассказу животного о самом себе дети должны определить его название и догадаться, в какой оболочке биосферы он обитает. Я зачитаю рассказ одного из животных. После выполнения всей самостоятельной работы, проверка осуществляется по эталону.

Самостоятельная работа обучающихся с проверкой.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Задание на пропедевтику изучения последующих тем: «Какая из оболочек Земли больше всего страдает от хозяйственной деятельности человека?»

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

9.Рефлексия учебной деятельности.

-На этом этапе говорим, были ли у нас затруднения в ходе урока, какую цель ставили перед собой на уроке, достигли ли её.

-Также на этом этапе даётся домашнее задание в рабочей тетради с.9 №2.

Творческое задание по желанию: подготовить рассказ животного о самом себе аналогичное заданию №3 с. 10 в рабочей тетради.

 Группа проводит самооценку.

Личностные: саморефлексия

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные: Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

 Приложение 1

Экспертный лист 1 группы                                                                     Название группы «____________сфера»

I часть

1.Найдите в  информационной карте перевод с греческого языка слова воздух «______________»

2. Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово воздух.

3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ____________сфере.

4.Подпишите названия оболочек Земли, которую вы исследовали.

План.

  1. Определение атмосферы.
  2. Роль атмосферы.
  3. Есть ли жизнь в атмосфере?
  4. Почему нельзя обойтись без воздуха?

           II часть

          Прочитайте текст и определите, где обитает бегемот.

Бегемоты предпочитают неглубокие водоемы. Они превосходно плавают и ныряют. Они могут легко  передвигаться по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце.

Экспертный лист 2 группы

Название группы «____________сфера»

I часть

1.Найдите в информационной карте  перевод с греческого языка слова вода- «______________»

2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово вода.

3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере.

4.Подпишите название оболочек Земли, которую вы исследовали.

План.

1.Определение гидросферы.

2.Из чего состоит гидросфера?.

3.Населяют ли живые организмы толщу рек, озер, морей, океанов?

4.Могут ли живые организмы существовать без воды?

II часть

Прочитайте текст и определите, где обитает журавль.

Журавли стройны. Они добывают насекомых, семена, зерна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. Гнезда строят на земле. Птенцы к осени оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.

Экспертный лист 3 группы

Название группы «____________сфера»

I часть

1.Найдите в информационной карте перевод с греческого языка  слова камень «______________»

2.Допишите в названии группы слово, от которого образовалось слово камень.

3.Используя текст с. 22-23 приготовьте рассказ о ______________сфере.

4.Подпишите название оболочек Земли, которую вы исследовали.

План.

  1. Определение литосферы.
  2. Из чего состоит литосфера?
  3. Есть ли жизнь под землей?
  4. Живут ли организмы в горных породах?

II часть.

Прочитайте текст и определите, где обитают барсуки.

Барсуки роют норы в лесу по оврагам, а в пустынях в песчаных буграх.

В барсучьих норах много входов и отнорков. Барсуки любят днем поспать, а ночью ловят насекомых, лягушек, ящериц, змей, зайчат, птиц. Барсук любит днем погреться на солнце. Он очень полезный зверь.

Приложение 2.

               Информационная карта перевода слов с греческого языка.

Атмос                                                     воздух

Био                                                          жизнь

Гидро                                                      вода

Литос                                                      камень

Сфера                                                     оболочка

Ресурсы:

1.А.А. Вахрушев, Д,Д. Данилова. Окружающий мир («Обитатели Земли») 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

2. А.А. Вахрушев, Д,Д. Данилова.  Окружающий мир («Обитатели Земли») 3 класс, учебник.

3.А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

Российские ученые изучат влияние выветривающихся горных пород на живые организмы

Источник: nauka.tass.ru

Исследование выявят уровни накопления химических элементов в организме растительноядных и всеядных млекопитающих.

Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) в сотрудничестве с Дальневосточным отделением (ДВО) РАН в течение пяти лет будут изучать влияние химических элементов, выветривающихся из горных пород, на живые организмы. Об этом сообщили в пятницу журналистам в пресс-службе ТПУ. Это исследование, которое охватит экосистемы Приморья, Горного Алтая и Забайкалья, уникально по своему масштабу и комплексности подхода.

«Актуальность таких исследований — в получении новой информации об особенностях миграции химических элементов из наиболее распространенных типов коренных горных пород в зоне их выветривания в природные воды, почвы, почвенные микроорганизмы, кормовые виды растительности, а также внутрь организма млекопитающих.

Наша задача — выявить механизмы, как организм млекопитающих адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды», — цитирует пресс-служба руководителя научной группы, профессора отделения геологии ТПУ Натальи Барановской.

Барановская отметила, что результатом исследований станет установление уровней накопления широкого спектра химических элементов в организме растительноядных и всеядных млекопитающих. «Сейчас мир приходит к пониманию значимости исследований регуляции не просто органических компонентов внутри организма, а металлорганических комплексов, так как эти важные компоненты в большей степени определяют жизнь живого организма, — считает она. — Решение такого фундаментального вопроса поможет в проблеме профилактики заболеваемости людей и животных. Это важно и с точки зрении междисциплинарного исследования: геологии, биологии и экологии».

По словам ученого, исследование Томского политеха уникально сразу по трем причинам: комплексности подхода, масштаба изучения материалов и территории выбора исследования.

«На данный момент подобных работ в России не существует, — уточнила Барановская ТАСС. — Мы изучаем трофическую (пищевую — прим. ТАСС) систему трех разных регионов в комплексе: начиная от горных пород, почвы, воды и заканчивая растительными организмами и млекопитающими животными. Большинство существующих исследований узколокальные».

Исследовательский проект, поддержанный президентским грантом, стартовал в этом году и займет четыре года. Специалисты изучат экосистемы Приморья, Горного Алтая и Забайкалья. Ученые Тихоокеанского института географии ДВО РАН займутся геологической частью исследований, ученые Томского политеха — биомедицинской, которая включает в себя анализ организмов. «Для изучения химических элементов мы используем современные высокоточные методы анализа: инструментальный нейтронно-активационный анализ с применением ядерного ректора ТПУ, масс спектрометрический анализ с индуктивно связанной плазмой, электронная микроскопия и многие другие, — отметила Барановская.

— Спектр изученных нами элементов практически равен периодической системе Менделеева — более 60 элементов».

Ресурс месяца по микробиологии: микробы, обитающие в горных породах

Ресурс:  Ампликонное секвенирование микробных сообществ, населяющих 10 пород из песчаника, собранных в Калифорнии
Криптоэндолитическое сообщество с преобладанием лишайников, колонизирующее песчаник, собранное на террасе Линнея Л. Зельбманном во время XXXI (декабрь 2015 г. – январь 2016 г.) Итальянской антарктической кампании.

Источник: Итальянская национальная программа антарктических исследований (PNRA).

Эндолиты — это организмы, в том числе археи, бактерии, грибы, лишайники, водоросли и амебы, которые живут внутри горных пород, кораллов или панцирей животных. Многие эндолиты являются экстремофилами, способными выживать в жарких и холодных засушливых районах, где скалы обеспечивают тепловую буферизацию, физическую стабильность и защиту от УФ-излучения для местных жителей.
Поскольку эндолитические организмы выживают, питаясь следами железа, калия, серы или углерода, они играют ключевую роль в глобальных биогеохимических процессах. Но понимание эндолитических микробных сообществ и мирового разнообразия горных пород в разных географических точках и климатических условиях остается ограниченным.

Недавно группа ученых опубликовала характеристики секвенирования ампликонов микробных сообществ, населяющих 10 камней, собранных в 3 разных местах в Национальном парке Джошуа-Три в Калифорнии. Мы поговорили с авторами Клаудией Колейн и Джейсоном Э. Стаджичем об их открытии и о том, как этот ресурс можно использовать для будущих исследований.

Что такое эндолиты и где они обычно находятся?

Coleine: Эндолитические сообщества представляют собой самоподдерживающиеся микробные экосистемы, варьирующиеся от очень простых, состоящих только из автотрофных прокариот (цианобактерий), до наиболее сложной организации «сообществ с преобладанием лишайников», состоящих как из прокариот, так и из эукариот. К эндолитам относятся как свободноживущие, так и лихенообразующие грибы, гетеротрофные бактерии и автотрофы, такие как водоросли и цианобактерии.

Эти сообщества относятся к числу наиболее устойчивых и экстремофильных микроорганизмов на нашей планете. Эндолитические микроорганизмы были обнаружены во всех жарких и холодных пустынях мира, где они представляют собой преобладающие формы жизни, обеспечивающие функционирование экосистемы даже в самых суровых условиях.

Что делает камни уникальной средой обитания микробов?

Coleine:
Заселяя пористые поверхности горных пород, эндолитные микробы получают ряд ключевых преимуществ, позволяющих им выживать в экстремальных условиях окружающей среды. Например, горные породы обеспечивают тепловую буферизацию, физическую стабильность и защиту от сильного ультрафиолетового (УФ) и солнечного излучения. Скальные места обитания также обеспечивают удержание воды, что особенно важно в очень сухом климате.

Откуда вы выделили именно эти эндолитические микробы?

Coleine:  В этом исследовании мы провели секвенирование ампликонов для выявления разнообразия эндолитических грибов, бактерий и архей, обнаруженных в породах из песчаника, отобранных в Национальном парке Джошуа-Три.

Но эта работа, основанная на исследованиях, начатых более 20 лет назад, в ходе которых мы провели новаторские исследования эндолитических сообществ Сухих долин Мак-Мердо в антарктической пустыне, одной из самых суровых сред и ближайшем аналоге Марса на Земле. В то время мы взяли пробы на обширной территории Земли Виктории (континентальная Антарктида) в рамках многих антарктических экспедиций, финансируемых Итальянской национальной программой антарктических исследований (PNRA), и выделили многочисленные микробы из эндолитных образцов. Некоторые из них, в том числе ранее не описанные роды черных грибов, в настоящее время хранятся в коллекции культур Итальянского антарктического национального музея (MNA-CCFEE).

Что делает национальный парк Джошуа-Три уникальной средой для микробной жизни?

Место отбора проб в национальном парке Джошуа-Три.

Источник: Coleine et al.

Coleine: JTNP представляет собой уникальное место слияния двух пустынь (Мохаве и Колорадо), в которых время и режим выпадения осадков различаются. Засушливая среда получает сезонные дожди либо из-за летних муссонов в южной части парка, либо из-за зимних дождей в северных регионах. Эти пустыни также содержат множество ниш для микробной жизни, в том числе смесь метаморфических и осадочных пород, почв, растений и животных.

Какие типы горных пород были собраны в этом исследовании?

Coleine: Было показано, что эндолитические микробы колонизируют известняк, гипс, гранит и песчаник. Мы специально собрали образцы песчаника в нашем исследовании в JTNP.

Вы выявили какие-либо неожиданные микробы в ходе этого исследования?

Колеин: Хотя мы еще не выделили в чистую культуру микроорганизмы, собранные в ходе этого исследования, мы обнаружили, что, помимо бактерий, в этих образцах горных пород особенно много архей по сравнению с другими образцами горных пород, собранными по всему миру. И мы считаем, что это наблюдение заслуживает дальнейшего изучения.

В дополнение к штаммам грибов, упомянутым выше, наша команда на сегодняшний день описала 21 новый род и 54 новых вида из разных мест по всему миру.

Как вы будете использовать полученные наборы данных в своих будущих исследованиях?

Coleine: Мы планируем провести дальнейший анализ собранных нами наборов данных, и мы будем проводить будущие выборки, чтобы помочь распутать биоразнообразие и функциональность эндолитных сообществ, обнаруженных в этой области. Мы надеемся еще раз подтвердить, что в этих условиях окружающей среды есть потенциал для обнаружения новых видов микробов. И мы хотим определить, представляют ли эти среды новые места обитания для уже описанных видов.

Как другие ученые в исследовательском сообществе будут использовать этот ресурс?

Coleine: Несмотря на свою важность, микробные эндолитические сообщества остаются в значительной степени недостаточно изученными. Кроме того, сравнительные исследования различных засушливых районов остаются ограниченными. Учитывая, что в этом ресурсе сообщается о новых последовательностях микробиомов для эндолитических сообществ из жарких пустынь, эта генетическая и филогенетическая информация может служить ориентиром для включения в более крупные исследования, посвященные разнообразию и распространению этих забытых микроорганизмов.

В целом, этот ресурс будет способствовать осведомленности об огромных масштабах микробного разнообразия и, в частности, улучшит понимание разнообразия экологических регионов, которым угрожает изменение климата.

Почему

Объявления о микробиологических ресурсах ? «Научные исследования выиграли от ресурсов, разработанных и разделенных между учеными — от программного обеспечения, опубликованного на Github, до плазмидов, доступных на Addgene. Эти ресурсы облегчают нашу работу и позволяют исследователям развивать и расширять работу других. Действительно, одними из самых влиятельных статей были те, которые описывали ресурсы — Е . coli  Руководство Keio Knockout Collection, например, цитировалось почти 5000 раз. Многие ресурсы достойны совместного использования. Мы надеемся, что ваша следующая заявка подстегнет чью-то работу или, возможно, вдохновит на сотрудничество в нашем сообществе». – 
Объявления о микробиологических ресурсах
 Главный редактор Ирэн Ньютон.

Эндолиты

Моника Брукнер, Университет штата Монтана


Показать описание

Hide

Это изображение поедающего камни эндолита было получено из базальта, найденного на глубине 1200 м под дном Индийского океана. Изображение предоставлено NOAA Ocean Explorer

Что такое эндолиты?

Эндолиты — это организмы, живущие внутри горных пород или в порах между минеральными зернами. Считается, что эти существа были найдены в самых разных средах — от скал на поверхности Земли до миль под землей! Существуют тысячи известных видов эндолитов, включая представителей бактерий, архей и грибов. Многие эндолиты являются автотрофами, что означает, что они способны производить свои собственные органические соединения, используя газ или растворенные питательные вещества из воды, движущейся через трещиноватую породу. Другие могут включать неорганические соединения, обнаруженные в их каменном субстрате (возможно, путем выделения кислот для растворения породы).

Где на Земле можно найти эндолиты?
Показать описание

Скрыть

Антарктический песчаник обеспечивает подходящую среду для криптоэндолитных сообществ лишайников. Фотография предоставлена ​​НАСА и получена с веб-сайта How Stuff Works-Life in the Extreme .

Эндолиты были обнаружены в различных средах, от неглубокой поверхности до глубокой земной и океанской коры. Эндолиты — это тип экстремофилов, то есть организм, который процветает в суровых условиях. Для получения дополнительной информации об экстремофилах посетите коллекцию Extremophile Microbial Life.

Существует несколько различных типов эндолитов, каждый из которых занимает свое окружение. Три основные экологические группы эндолитов:

  • Криптоэндолиты — Криптоэндолиты — это эндолиты, обитающие в горных породах на поверхности Земли. Сообщества криптоэндолитных лишайников [веб-определение] являются доминирующей формой криптоэндолитической жизни и были обнаружены в сухих долинах Антарктиды. Эти сообщества растут в пористых породах, таких как песчаник. Из-за своей устойчивости к экстремальным условиям криптоэндолиты стимулировали интерес к экзобиологии или идее о том, что жизнь может существовать на других планетах.
Показать описание

Скрыть

На этой диаграмме микробов, питающихся базальтом, показаны бактерии в действии. Фото предоставлено NOAA Ocean Explorer

  • Подповерхностные эндолиты — Подповерхностные эндолиты можно найти в подземных водоносных горизонтах или пещерах. Эти организмы не обязательно питаются питательными веществами из горных пород, но они могут использовать питательные вещества, содержащиеся в грунтовых водах. Некоторые подземные микробы могут способствовать ухудшению качества грунтовых вод, в то время как другие могут использоваться для решения проблем загрязнения. (Этот сайт может быть отключен.)
  • Эндолиты глубокой биосферы — Эти эндолиты были обнаружены в глубоких, очень горячих (свыше 100°C) или холодных (до -15°C) породах, в милях ниже дна океана. Кроме того, исследователи обнаружили доказательства существования эндолитических сообществ в глубоких шахтах, таких как золотой рудник в Южной Африке. (подробнее) Организмы, живущие в этих средах, сталкиваются не только с экстремальными температурами, но и с интенсивным давлением, полной темнотой и бескислородными условиями. Как и криптоэндолиты, эндолиты глубокой биосферы стимулировали интерес к экзобиологии. Окаменелости нанобактерий могут указывать на то, что эндолитная жизнь когда-то существовала на других планетах. Для получения дополнительной информации о нанобактериях посетите коллекцию нанобактерий.

Каковы последствия для эндолитической жизни?
Показать описание

Скрыть

Это фото Bacillus infernus , гипертермофила, обнаруженного на глубине 20-2800 метров под поверхностью Земли. Фото любезно предоставлено Министерством энергетики США – Коллекция подповерхностных микробов.

Недавняя работа по эндолитной геомикробиологии может изменить наше понимание жизни. Эти микробы расширяют наши представления о способности организмов выживать и даже процветать в экстремальных условиях. Они также выдвигают новые идеи относительно возможности внеземной жизни. Кроме того, эти микробы могут изменить наши представления о происхождении жизни на Земле, потому что они способны жить в горных породах, тем самым избегая вредного ультрафиолетового излучения.

Эндолиты также могут играть роль в решении экологических проблем. Например, предполагается, что микробы, живущие на дне океана, играют роль в углеродном цикле и глобальном потеплении. Эндолиты также могут иметь экологические преимущества, включая биоремедиацию загрязненных участков и шахт и улучшение качества грунтовых вод за счет преобразования вредных соединений в нетоксичные отходы. Кроме того, эти организмы могут быть ответственны за биоминерализацию экономически важных руд.

Показать описание

Скрыть

Исследователи Геологической службы США устанавливают диффузионные пробоотборники и микрокосмы для изучения подповерхностных бактерий, разлагающих трихлорэтилен (ТХЭ). Фотография любезно предоставлена ​​веб-сайтом USGS Toxics .

Глубинные подповерхностные микробы важны для нашего понимания возможностей жизни и имеют потенциал для широкого спектра применений, которые могут улучшить качество жизни. Поэтому продолжение геомикробиологических исследований в этих глубоких темных средах имеет решающее значение для понимания возможностей жизни в экстремальных условиях и для решения экологических проблем.

Коллекции эндолитов
Общая коллекция: такие ресурсы, как новостные статьи, веб-сайты и справочные страницы, предоставляют исчерпывающий массив информации об эндолитах для студентов и неспециалистов.

Расширенная коллекция: Эта коллекция эндолитов, составленная для профессионалов и продвинутых учащихся, включает онлайн-ресурсы, такие как журнальные статьи, академические обзоры и опросы.

Для преподавателей: эта коллекция endolith включает занятия, задания и материалы для чтения, созданные специально для преподавателей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *