Какой способ питания у амебы обыкновенной. Класс саркодовые (или корненожки)
§ 1. Обыкновенная амеба, ее среда обитания, особенности строения и жизнедеятельностиСреда обитания, строение и передвижение амебы. Обыкновенная амеба встречается в иле на дне прудов с загрязненной водой. Она похожа на маленький (0,2-0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму («амеба» оз начает «изменчивая»). Рассмотреть детали строения амебы можно только под микроскопом.
Тело амебы состоит из полужидкой цитоплазмы с заключенным внутрь нее небольшим пузыревидным ядром. Амеба состоит из одной клетки, но эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.
Цитоплазма клетки находится в постоянном движении. Если ток цитоплазмы устремляется к одной какой-то точке поверхности амебы, в этом месте на ее теле появляется выпячивание. Оно увеличивается, становится выростом тела — ложноножкой, в него перетекает цитоплазма, и амеба таким способом передвигается.
Питание. У амебы одновременно может образовываться несколько ложноножек, и тогда они окружают пищу — бактерии, водоросли, других простейших. Из цитоплазмы, окружающей добычу, выделяется пищеварительный сок. Образуется пузырек — пищеварительная вакуоль.
Пищеварительный сок растворяет часть веществ, входящих в состав пищи, и переваривает их. В результате пищеварения образуются питательные вещества, которые просачиваются из вакуоли в цитоплазму и идут на построение тела амебы. Нерастворенные остатки выбрасываются наружу в любом месте тела амебы.
Простейшие в капле прудовой воды (под микроскопом).
Дыхание. Амёба дышит растворенным в воде кислородом, который проникает в ее цитоплазму через всю поверхность тела. При участии кислорода происходит разложение сложных пищевых веществ цитоплазмы на более простые.
При этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма.Выделение вредных веществ жизнедеятельности и избытка воды. Вредные вещества удаляются из организма амебы через поверхность ее тела, а также через особый пузырек — сократительную вакуоль. Окружающая амебу вода постоянно проникает в цитоплазму, разжижая ее. Избыток этой воды с вредными веществами постепенно наполняет вакуоль. Время от времени содержимое вакуоли выбрасывается наружу.
Итак, из окружающей среды в организм амебы поступают пища, вода, кислород. В результате жизнедеятельности амебы они претерпевают изменения. Переваренная пища служит материалом для построения тела амебы. Образующиеся вредные для амебы вещества удаляются наружу. Происходит обмен веществ
Размножение . Пит ание амебы приводит к росту ее тела. Выросшая амеба приступает к размножению. Размножение начинается с изменения ядра. Оно вытягивается, поперечной бороздкой делится на две половинки, которые расходятся в разные стороны — образуется два новых ядра. Тело амебы разделяет на две части перетяжка. В каждую из них попадает по одному ядру. Цитоплазма между обеими частями разрывается, и образуются две новые амебы. Сократительная вакуоль остается в одной из них, в другой же возникает заново. Итак, амеба размножается делением надвое. В течение суток деление может повторяться несколько раз.
Циста. Питание и размножение амебы происходит в течение всего лета. Осенью при наступлении холодов амеба перестает питаться, тело ее становится округлым, на его поверхности выделяется плотная защитная оболочка — образуется циста 3 . То же самое происходит при высыхании пруда, где живут амебы. В состоянии цисты амеба переносит неблагоприятные для нее условия жизни.
При наступлении благоприятных условий амеба покидает оболочку цисты. Она выпускает ложноножки, начинает питаться и размножаться. Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению амеб.
1. В какой среде живут и как передвигаются амебы?
2. По рисунку 1 расскажите о способе питания амебы.
3. Каким образом выделяются из тела амебы вредные вещества?
4. Объясните по рисунку 2 размножение амебы.
5. Какое значение имеет в жизни амебы циста?
Как правило, дизентерийная амеба локализуется в желудочно-кишечном тракте. Эта бактерия мелких размеров (до 30 микрометров), с высокой активностью и подвижностью. Амеба дизентерийная распространена во всех уголках планеты Земля и в зависимости от места обитания инфицирование в среднем достигает до 20% среди всего населения.
Заражение дизентерийной амебой может не всегда сопровождаться ярко выраженными симптомами, так как часто она ведет умеренную жизнедеятельность в ЖКТ, питаясь бактериями и не вызывая патологические процессы.
При определенных факторах амеба может изменять свое поведение и начать активно внедряться в кишечные стенки, вызывая изъязвления и абсцессы. Проникшие в ткани бактерии начинают питаться красными эритроцитами и, если вовремя не начать лечение, болезнь приобретает хроническое течение, истощает человеческий организм и приводит к летальному исходу.
Амеба протей
Эту бактерию еще называют амебой обыкновенной или корненожкой. Микроорганизм относительно крупный – достигает до 0,5 миллиметров в длину. Обитает данный вид амеб в пресной воде, как правило, в закрытых водоемах – болотах, загнивающих прудах и распространен по всему миру. Размножается путем деления материнской клетки на дочерние.
Кишечная форма
Иодамеба Бюнчли
Карликовая амеба
Амеба Гартмана
Этот микроорганизм не способен вызвать никаких патологических проявлений в человеческом организме. Внешне он напоминает дизентерийную разновидность, но размеров достигает значительно меньших. На вегетативной стадии развития максимальная длина амебы Гартмана достигает 12, а размер цист – 10 микрометров.
Ротовая амеба
Диэнтамеба
Заражение происходит во время непосредственного контакта человека с зараженной водой, при этом патогенный микроорганизм проникает в носовые пазухи, далее – в обонятельный нерв и в головной мозг, распространяясь по всем его участкам. Амеба, пожирающая мозг, активно размножается, вызывая в мозгу некрозы и кровоизлияния. Почти всегда эта болезнь заканчивается летальным исходом.
Типы амебиаза
Амебиаз имеет несколько форм развития, которые отличаются выраженностью и конкретной симптоматикой: бессимптомный и манифестный, в числе которых выделяется кишечная и внекишечная формы. Кишечный амебиаз характеризуется дизентерией и амебным колитом, а внекишечный – амебиазными поражениями органов, не относящихся к пищеварительному тракту.
Кишечный
Вызывает эту форму амебиаза преимущественно дизентерийная амеба. В агрессивной стадии развития она внедряется в кишечные стенки, вызывая развитие язв, эрозий и нагноений. У зараженного человека учащаются позывы к испражнениям, появляются боли внизу живота, в кале обнаруживается примесь слизи и крови.
Бессимптомная форма
Дизентерийная амеба может обитать в нижних отделах кишечника, никак себя не проявляя и не вызывая патологических процессов. После заражения инкубационный период амебиаза составляет около 14 дней. Бактерия на протяжении этого времени спокойно питается кишечными бактериями, не поражая слизистых и стенок. В это время человек, не подозревая о своем заражении, становится носителем инфекции.
Острая
Амеба под влиянием определенных факторов приобретает агрессивную форму, внедряясь в кишечник и повреждая его стенки. Появляются ярко выраженные симптомы заражения: дефекации учащаются до 20 раз за сутки, часто бывают ложные и болезненные, кал становится жидким, с примесями крови. Пациент жалуется на приступообразные боли внизу живота, плохое самочувствие и потерю аппетита.
Молниеносная
При иммунодефиците инкубационный период амебиаза длится не более 2 дней, симптоматика сразу ярко выраженная, так как микроорганизмы размножаются молниеносно. Часто наступает молниеносная форма амебиаза после беременности, так как организм матери ослаблен родами и лактацией. Такая форма болезни часто приводит к тяжелым осложнениям, поэтому при появлении симптомов сразу же необходимо посетить врача и начать необходимое лечение.
Клиническая картина
Главный врач Московской городской больницы № 62. Анатолий Нахимович Махсон
Лечебная практика: более 40 лет.
К сожалению, в России и странах СНГ аптечные корпорации продают дорогущие лекарства, которые лишь снимают симптомы, тем самым подсаживая людей на тот или иной препарат. Именно по-этому в этих странах такой высокий процент заражений и так много людей мучаются «нерабочими» препаратами.
Хроническая форма
Если при острой форме амебиаза не предпринимать никаких действий, она продлится до 2 месяцев, а потом постепенно симптоматика стихнет самостоятельно.
Но это не означает, что болезнь полностью самоизлечилась – она просто перешла в хроническую форму и через некоторое время опять наступит фаза обострения. В период ремиссии человек остается носителем цист и представляет угрозу для окружающих здоровых людей.Внекишечный
Если возникли признаки развития амебиаза, следует немедленно обратиться к врачу и сдать необходимые анализы, а при положительных результатах срочно начать лечение.
Амёба пресноводная обитает в илистых отложениях дна болот,
прудов, сточных канав. Тело амёбы размером 0,2-0,5 мм состоит из
цитоплазмы, ограниченной элементарной плазматической мембраной, и
одного ядра. Цитоплазма подразделяется на два слоя — наружный —
эктоплазму, и внутренний — эндоплазму. Наружный слой более вязкий,
однородный; внутренний-более жидкий, зернистый. В эндоплазме располагается ядро, органоиды общеклеточного значения, сократительная и пищеварительные вакуоли.
ПИТАНИЕ. На теле амёбы постоянно образуются ложноножки, что связано с изменением коллоидных свойств цитоплазмы и попеременным переходом эктоплазмы в эндоплазму и наоборот. Благодаря образованию ложноножек амёба перемещается в среде. Наталкиваясь при движении на пищевые частицы, она обволакивает их ложноножками, поглощает цитоплазмой, образуя фагоцитарный пузырёк. Последний сливается в эндоплазме с лизосомой и образует пищеварительную вакуоль, в которой происходит переваривание пищи. Непереваренные остатки пищи выбрасываются в любом участке тела путём экзоцитоза.
ДЫХАНИЕ. Дыхание осуществляется путём диффузии через плазматическую мембрану кислорода, растворённого в воде. Углекислый газ, образующийся в процессах внутриклеточного метаболизма выделяется через мембрану клетки или частично с водой сократительной вакуолью.
ВЫДЕЛЕНИЕ . Выделение продуктов диссимиляции осуществляется через плазматическую мембрану, а также сократительной вакуолью. Пульсируя с частотой 1-5 раз в минуту, она выполняет функции осморегуляции, т.к. удаляет из цитоплазмы избыток воды, а вместе с ней и растворённые продукты обмена.
РАЗДРАЖИМОСТЬ. Приспособление к изменяющимся условиям среды осуществляется за счёт раздражимости, которая проявляется у амёбы в форме таксисов. Таксисы — это направленные ответные реакции одноклеточных организмов на действие определенных (химических, физических, биологических) раздражителей. Они могут быть положительными, если простейшее движется в сторону раздражителя, и отрицательными, если организм удаляется от раздражителя.
ОБРАЗОВАНИЕ ЦИСТЫ . Если интенсивность действия внешних факторов среды превышает пределы выносливости вида, то амёба переживает неблагоприятные условия в форме цисты. Процесс образования цисты — инцистирование — сопровождается прекращением активных движений, исчезновением ложноножек, выделением защитной оболочки, покрывающей тело, замедлением процессов обмена. При попадании в благоприятные условия амёба выходит из цисты. Таким образом инцистирование обеспечивает сохранение вида в неблагоприятных условиях среды.
Размножение у амёбы бесполое. Материнская клетка делится посредством митоза на две генетически ей идентичные дочерние.
МОРСКИЕ ПРОСТЕЙШИЕ. Многие саркодовые являются обитателями морей. Это фораминиферы и радиолярии. Фораминиферы имеют наружную раковину из органического вещества, которое выделяется эктоплазмой. Размножаются бесполым и половым путями. Большинство видов живут на дне водоёмов. Отмирая, они образуют осадочные породы: толстые слои известняков, мела, зелёного песчаника, которые состоят преимущественно из раковин фораминифер. Обнаружение определенных видов фораминифер в древних пластах земной коры может указывать на близость нефтяных месторождений. Известняк используют как строительный материал.
Лучевики ведут планктонный образ жизни и обладают минеральным внутренним скелетом, состоящим, как правило, из окиси кремния. Скелет выполняет защитную функцию и обеспечивает парение в воде. Лучевики, отмирая, образуют кремнийсодержащие осадочные породы, которые используют для изготовления абразивных порошков.
КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ. Объединяет около 8 тысяч видов простейших, органоидами движения которых являются жгутики. Число их колеблется от одного до множества. Жгутики — это цилиндрические фибриллярные цитоплазматические структуры. Они состоят из 9 пар периферических и пары центральных фибрилл, покрытых цитоплазмой. Фибриллы начинаются в эндоплазме от базальных ядер и представляют собой микротрубочки, состоящие из сократимых белков.
Жгутиковые покрыты плотной эластичной оболочкой — пелликулой, благодаря которой и цитоскелету сохраняют постоянную форму тела. В цитоплазме находятся одно или несколько ядер, общеклеточные органоиды. Большинство представителей класса гетеротрофы, но некоторые виды при определенных условиях могут питаться и аутотрофно.
Среди жгутиковых есть колониальные формы, например, вольвокс. Считается, что именно от подобной группы простейших берут начало многоклеточные животные.
Размножаются делением надвое, но у некоторых видов встречается чередование бесполого размножения с половым процессом.
ЭВГЛЕНА ЗЕЛЕНАЯ. Представляет интерес как организм, занимающий промежуточное положение между растениями и животными.
Эвглена обитает в пресных стоячих водоёмах, загрязнённых гниющими органическими остатками. Тело веретеновидное, размером около 0,05 мм, покрыто пелликулой. На переднем, закруглённом конце тела располагается жгутик, который берёт начало в цитоплазме от базального ядра. Его вращательные движения обеспечивают поступательное движение в воде. Вблизи жгутика у переднего конца тела локализуется сократительная вакуоль-органоид выделения и осморегуляции. Рядом с ней виден красный светочувствительный глазок. С помощью его осуществляются положительные фототаксисы, т.к. свет играет важную роль в питании эвглены. По способу питания эвглена относится к миксотрофным организмам. На свету она питается как аутотроф, осуществляя с помощью хроматофоров, в которых содержится хлорофилл, реакции фотосинтеза. Хроматофоры располагаются в цитоплазме, число их доходит до 20. Синтезируемые на свету углеводы превращаются в процессе анаболизма в парамил, вещество подобное крахмалу. Он откладывается в виде гранул в цитоплазме. В темноте эвглена питается как гетеротроф, органическими веществами, содержащимися в воде. Таким образом, сочетая в себе особенности питания зелёных растений и животных, эвглена является как бы переходной формой между первыми и вторыми. О родстве с животными свидетельствует также наличие в стигме пигмента — астаксантина, который присущ только животным. Кроме того, даже при аутотрофном питании, эвглена нуждается в поступлении из вне витаминов В-1 и В-12, аминокислот. Ближе к заднему концу тела в цитоплазме лежит крупное ядро. Оно отделено от цитоплазмы двойной мембраной с порами. В кариоплазме находится хроматин и ядрышко. Дыхание осуществляется за счёт диффузии кислорода из омывающей клетку воды.
Размножение эвглены происходит бесполым путём. Оно начинается с митотического деления ядра и удвоения жгутика. Затем на переднем конце тела между жгутиками в цитоплазме образуется углубление. Распространяясь в продольном направлении оно делит материнскую клетку на две дочерних. В благоприятных условиях среды эвглена существует в виде вегетативных форм, которые периодически делятся. В неблагоприятной среде эвглена инцистируется.
ТИП ИНФУЗОРИИ.
Тип инфузории или ресничные объединяет около 9000 видов одноклеточных, органоидами движения которых являются реснички. Они по структуре идентичны жгутикам, но значительно короче последних. Среди простейших инфузории имеют наиболее сложную организацию, которая связана с дифференцировкой у них определенных цитоплазматических структур и ядерного аппарата, выполняющих специфические функции. Характерные признаки и биологию типа можно рассмотреть на примере инфузории-туфельки. Она обитает в стоячих пресных водоёмах с большим количеством разлагающихся органических остатков. Форма тела постоянная, удлиненная, передний конец закруглен, задний заострен. Размеры от 0,1 до 0,3 мм. Оно покрыто тонкой, эластичной пелликулой, которая имеет сложное ячеистое строение. Цитоплазма дифференцирована на экто- и эндоплазму. Эктоплазма прозрачная, в ней находятся базальные ядра ресничек и особые палочковидные образования — трихоцисты, которые выполняют защитную функцию. Реснички располагаются на поверхности тела в определенном порядке. Их согласованная работа обеспечивает направленное движение инфузорий в воде. Ближе к переднему концу на поверхности тела находится околоротовая воронка, которая ведёт в клеточную глотку. На дне последней расположен клеточный рот-цитостом. В области околоротовой воронки реснички более длинные. Они направляют поток воды со взвешенными в ней пищевыми частицами через клеточную глотку к цитостому. На дне его вокруг пищевых частиц образуются пищеварительные вакуоли, которые совершают упорядоченное движение в эндоплазме клетки. Непереваренные остатки пищи через порошицу, располагающуюся вблизи заднего конца тела, выбрасываются наружу.
Функции выделения и осморегуляции выполняют две сократительные вакуоли, расположенные на противоположных концах тела. Они окружены радиальными приводящимися каналами, в которые из цитоплазмы осуществляется постоянный приток воды и продуктов обмена, растворенных в ней. Приводящие каналы и пульсирующие вакуоли сокращаются попеременно каждые 20-30 секунд. Заполняясь водой, каналы периодически опорожняются в пульсирующие вакуоли. При сокращении вакуолей их содержимое выталкивается во внешнюю среду.
В центре тела инфузории находятся два ядра. Большое, бобовидной формы полиплоидное — макронуклеус — управляет процессами метаболизма и дифференцировки. Малое, диплоидное ядро — микронуклеус — контролирует процессы размножения и хранит видоспецифическую наследственную информацию.
Дышат инфузории кислородом, растворённым в воде и диффундирующим в организм через плазматическую мембрану.
Раздражимость играет важное значение в приспособлении к изменению условий среды и проявляется в форме таксисов — положительных или отрицательных. Это можно проследить на двух опытах. Поместим рядом на два предметных стекла по капле культуры инфузорий и чистой воды. Внесём в культуру инфузорий на одном стекле кристалл соли, а в каплю чистой воды на другом стекле взвесь бактерий. Соединим капли на каждом стекле тонким водяным мостиком и пронаблюдаем за поведением инфузорий. В первом опыте простейшие из культуры с кристаллом переходят в каплю чистой воды (отрицательный хемотаксис). Во втором, инфузории из культуры будут передвигаться в каплю с суспензией бактерий (положительный хемотаксис).
Для инфузорий характерно бесполое размножение путём поперечного деления. Но у многих видов оно чередуется с половым процессом, который называется конъюгацией.
При бесполом размножении после удвоения ДНК оба ядра принимают вытянутую форму. Полиплоидный макронуклеус перешнуровывается в поперечном направлении с образованием двух дочерних макронуклеусов с почти одинаковыми наборами хромосом.
Микронуклеус делится митотически. Образующееся при этом ахроматиновое веретено деления обеспечивает равномерное распределение хромосом и образование двух генетически идентичных дочерних микронуклеусов
После деления ядер посередине тела инфузории появляется поперечная перетяжка, которая углубляется и делит клетку на две части. У дочерних клеток в процессе их последующего развития формируются ротовые аппараты, недостающие сократительные вакуоли, трихоцисты, реснички.
При конъюгации две инфузории прикрепляются друг к другу перистомами и между ними образуется цитоплазматический мостик. Макронуклеусы конъюгантов растворяются, а микронуклеусы делятся путем мейоза. Три из образовавшихся гаплоидных ядер каждой особи растворяются. Четвёртое ядро делится митотически на два пронуклеуса. Один из пронуклеусов каждой инфузории остаётся в материнской клетке. Второй пронуклеус — блуждающий, через цитоплазматический мостик переходит к партнёру. После обмена пронуклеусы сливаются и инфузории расходятся. Из образовавшихся диплоидных ядер происходит формирование новых макро- и микронуклеусов.
При конъюгации не происходит увеличения числа особей в популяции. Но благодаря ей осуществляется обмен наследственной информацией и создаётся генетическое разнообразие в популяциях инфузорий. За счёт этого повышается приспособленность вида, его выживание. Неблагоприятные условия среды инфузория переживает в форме цисты.
Экология инфузорий разнообразна. Они встречаются в пресных и морских водоёмах, почве, полостных органах многоклеточных животных. В водоёмах они входят в состав планктона или донных сообществ. В природе играют определенную роль в цепях питания. Питаясь микроорганизмами,водорослями инфузории способствуют очистке водоёмов. В тоже время эти простейшие служат пищей различных видов водных многоклеточных.
Некоторые виды инфузорий являются симбионтами жвачных млекопитающих. Поселяясь в рубце и сетке их желудка, они участвуют в
процессах пищеварения хозяев.
ТИП СПОРОВИКИ.
Тело амёбы протей (рис. 16) покрыто плазматической мембраной . Всеми дей-ствиями амебы руководит ядро . Цитоплазма находится в постоянном движении. Если её микропотоки устремляются к одной точке поверхности амебы, там появляется выпя-чивание. Оно увеличивается в размерах, становится вы-ростом тела. Это ложноножка, которая прикрепляется к частицам ила. В нее постепенно перетекает все содержимое амебы. Так происходит передвижение амебы с места на место.
Амеба протей — всеядное животное. Ее пищу составляют бактерии , одноклеточные растения и живот-ные, а также разлагающиеся органические частицы . Пере-двигаясь, амеба наталкивается на пищу и обтекает ее со всех сторон и та оказывается в цитоплазме (рис. 16). Во-круг пищи формируется пищеварительная вакуоль, куда поступают пищеварительные секреты, переваривающие пи-щу . Такой способ захвата пищи называется клеточным заглатыванием.
Амеба может питаться и жидкой пищей, используя другой способ — клеточное питье. Происходит это так. Снаружи внутрь цитоплазмы впячивается тонкая трубочка, в которую засасывается жидкая пища. Вокруг нее обра-зуется пищеварительная вакуоль.
Рис. 16. Строение и питание амебы |
Выделение
Как и у бодо, вакуоль с непереваренными остатками пищи перемещается к поверхности тела амебы и ее содер-жимое выбрасывается наружу. Выделение вредных веществ жизнедеятельности и из-бытка воды происходит при помощи сокра-тительной (пульсирующей) вакуоли.
Дыхание
Дыхание у амебы осуществляется так же, как у бодо (см. Бодо — животное жгутиконосец ).
Каждый вид простейших животных имеет свое строение, свою форму, в том числе и очень сложную и причудливую. Она образуется не случайно, и сохраняется очень долго: на дне океана в отложениях, образовавшихся десятки миллионов лет назад, находят точно такие же раковины фораминифер.
Такое возможно потому, что у каждого вида построение организма осуществляется по определенному плану, опре-деленной программе. Эта программа записана особым ко-дом на длинных молекулах, хранящихся в ядре клетки , точно так же, как программы для компьютера записывают на магнитном жестком диске. Перед размножением с программы списывается копия, и передается потомству. Эти программы можно называть генетически закрепленными, или врожденными. Материал с сайта
Ядро клетки содержит не только программы, как ее построить, но и как действовать. Они определяют действия животного — его поведение . Подобно тому, как у одних простейших программы построения формы тела приводят к простой форме, а у других к сложной, так и программы поведения могут быть и простыми, и сложными. Разно-образие животных по сложности программы поведения не меньше, чем разнообразие их форм.
Амеба тоже реагирует на многие сигналы, запуская свои программы поведения. Так, она распознает разные виды микроскопических организмов, служащих ей пищей; уходит от яркого света; определяет концентрацию веществ в среде обитания; уходит от постоянного механического раздражения.
Происхождение саркодовых
В пре-делах жгутиконосцев проходит зыбкая граница (отличи-тельная черта) между двумя царствами — растениями и животными. На первый взгляд кажется, что между жи-вотными жгутиконосцами и саркодовыми имеется резкое различие: первые передвигаются при помощи жгутиков, вторые — с использованием ложноножек. Но оказывается, что саркодовые, считавшиеся ранее древнейшими простей-шими, ныне рассматриваются как эволюционные потомки животных жгутиконосцев. Дело в том, что у многих сар-кодовых во время размножения появляются жгутики, как, например, у половых клеток радиолярий и фораминифер. Следовательно, жгутики когда-то были и у саркодовых. Более того, известны животные жгутиконосцы (например, жгутиковая амеба), принимающие форму амебы для за-хвата пищи при помощи ложноножек. Все это позволяет считать, что саркодовые произошли от древних жгутиконосцев и утратили жгутики при дальнейшей эво-люции.
Вопросы по этому материалу:
Амеба является представителем простейших одноклеточных животных. Свободно живущая клетка простейших способна самостоятельно передвигаться, питаться, защищаться от врагов и выживать в неблагоприятной среде.
В составе подкласса «Корненожки» они относятся к классу «Саркодовые».
Корненожка представлена большим разнообразия форм, среди которых выделяют три отряда:
- голые;
- раковинные;
- фораминиферы.
Наличие объединяющего признака – ложноножек, позволяет раковинным и фораминиферам перемещаться так же, как передвигается амеба.
В природе наибольшее видовое разнообразие наблюдается среди морских жителей фораминифер — свыше тысячи видов. Раковинных форм корненожек существенно меньше — несколько сотен, они часто встречаются в воде, болотах, мхах.
К морским амебам иногда относят имеющие скелет радиолярии, хотя по классификации они относятся к другому подклассу саркодовых.
Для медицинской практики интерес представляют голые (обыкновенные) амебы, в строении которых нет скелета или раковин. Обитают голые как в пресных, так и в соленых водах. Примитивность организации этого организма отражается в его видовом названии «протеи» («протей» означает простой, хотя есть трактовка этого названия, отсылающая к древнегреческому богу Протею).
Насчитывается более 100 видов протеев, среди них описано 6 видов, встречающихся в разных частях организма человека:
- в ротовой полости;
- в тонкой и толстой кишке;
- в полостных органах;
- в лёгких.
Все протеи состоят из одной клетки, тело которой покрыто тонкой цитоплазматической мембраной. Мембрана защищает плотную прозрачную эктоплазму, за ней находится желеобразная эндоплазма. В эндоплазме заключена основная масса амебы, в том числе и пузыревидное ядро. Ядро обычно одно, но встречаются и многоядерные виды организмов.
Дышат протеи всем телом, продукты жизнедеятельности могут удаляться через поверхность тела, а также через специально формируемую вакуоль.
Размеры амебы обыкновенной варьируются в диапазоне от 10 мкм до 3 мм.
Органов чувств простейшие не имеют, но они способны прятаться от солнечного света, чувствительны к химическим раздражителям и механическому воздействию.
При возникновении неблагоприятных условий жизнедеятельности протеи образуют цисту: форма амебы округляется, а на поверхности формируется защитная оболочка. Процессы внутри клетки замедляются до наступления благоприятных времен.
Особенности позволяет животному организму формировать цитоплазматические выросты, имеющие различные названия:
- псевдоподии;
- корненожки;
- ложноножки.
Псевдоподии протеев находятся в непрерывном движении, меняют форму, ветвятся, исчезают и вновь формируются. Количество псевдоподий непостоянно, может достигать 10 и более.
Перемещение и питание
Корненожки обеспечивают передвижение одноклеточной амебы и захват обнаруженной пищи. Независимо от среды обитания амебовидное движение заключается в выпячивании корненожки в определенном направлении и последующим перетекании цитоплазмы внутрь клетки. Затем псевдоподии вновь образуются в другом месте. Происходит постоянное незаметное перетекание организма в поисках пищи. Такой способ перемещения не позволяет протеям иметь фиксированную форму тела.
В многообразии форм, принимаемых протеями в движении, насчитывают до 8 типов. Характеристика типов определяется формой клетки и видом ветвления псевдоподий при перемещении.
Выбранный животным тип движения главным образом зависит от состава водной среды обитания, на который влияет содержание солей, щелочей и кислот.
Протеи всеядны, питаются путем фагоцитоза. Пищей этому гетеротрофу могут служить:
- бактерии;
- одноклеточные водоросли;
- мелкие простейшие.
Процесс питания начинается в движении сразу же, как только животное обнаруживает рядом потенциальную добычу. Тело простейшего формирует несколько псевдоподий, которые окружают найденный объект и образуют замкнутую полость.
В образовавшуюся область из цитоплазмы выделяется пищеварительный сок — формируется пищеварительная вакуоль. После усвоения питательных веществ непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу.
Роль в биоценозах
Миллиарды лет простейшие активно участвуют в формировании биосферы Земли, являясь необходимым консументом в цепи питания различных биоценозов.
Способность амебы самостоятельно передвигаться позволяет ей регулировать численность бактерий и болезнетворных микроорганизмов, которыми она питается. Биоценозы сточных иловых отложений, торфяных и болотистых почв, пресных и морских вод невозможны без участия простейших организмов.
Даже болезнетворная дизентерийная амеба в биоценозе кишечника вреда здоровому организму-хозяину не приносит, питаясь разнообразными бактериями. И лишь органические поражения слизистой кишечника позволяют ей перемещаться в кровеносную систему и переходить на питание эритроцитами крови.
В природных биоценозах простейшие служат пищей для рыбных мальков, мелких рачков, червей и гидр. Те, в свою очередь, служат пищей для более крупных существ. Таким образом, амебы становятся участниками движения круговорота веществ.
1.2.1. Класс Саркодовые (Sarcodina). Животный мир Дагестана
1.2.1. Класс Саркодовые (Sarcodina)
Имеют более 11000 видов, длину – 10 микрон – 3 мм. Дышат через всю поверхность тела, питаются бактериями, водорослями. При неблагоприятных условиях из клетки удалятся часть воды и образуется киста. Размножается бесполым путем, некоторые образуют гаметы. В пресных водах живут представители отряда амеб, из которых амеба-протей является крупной (около 0,5 мм). Она встречается на поверхности луж и прудов. Многие из них живут в кишечнике человека и животных, но немногие из них являются паразитами (относятся к подклассу корненожки).
Саркодовые делятся на 2 подкласса:
1) подкласс корненожки (Rhizopoda)/
2) подкласс радиолярии (Radiolaria).
Подкласс корненожки имеют 4 отряда:
1. Амебы. Род Entamoeba паразитирует в кишечнике человека и животных;
2. Раковинные амебы – обитатели пресных вод;
3. Фораминиферы – морские формы;
4. Солнечники – пресноводные формы.
Радиолярии – живут в океане, некоторые авторы считают отрядом корненожек.
Рис. 1. Питание и движение амебы протеусс
Отряд Амебы (Amoebina) делится на 4 семейства:
1) Неглереиды (Naegleriidae) – свободноживущие формы, включают 2 рода: Naegleria и Trimastigamoeba;
2) Амебовые (Amoebidae) – включают большинство свободноживущих, имеют роды: Amoeba, Dinamoeba, Pelomyxa, Vahlcampfa, Hartmonella, Acanthamoeba, Sappinia;
3) Эндомоебы (Endamoebidaе) имеют 9 родов. У человека из рода Endamoeba в кишечнике паразитируют E. histolytica – дизентерийная амеба и E. coli, в ротовой полости – E. gingivalis, E. polecki – паразит кишечника свиней, E. debliecki – паразит кишечника свиней и коз;
4) Парамебы (Paramoebidae)
В кишечнике человека из семейства Эндамоебы паразитируют следующие виды: Endamoeba histolytica, E. hartmanni, E. coli, Endolimax nana, jodamoeba butschlii, Dientasmoeba fragilis.
В Дагестане встречаются амеба протеус, амеба лимакс, амеба Мошковского, дизентерийная амеба, «кишечная» амеба.
Из паразитических форм наибольшее значение имеют дизентерийная амеба (открыта отечественным ученым Ф.А. Лешем в 1875 г.). Цисты дизентерийной амебы попадают в пищеварительный тракт человека. В толстых кишках из них выходят мелкие подвижные одноядерные амебы, которые начинают усиленно размножаться и питаться бактериями, не нанося вначале вреда организму. Затем они проникают под слизистую оболочку кишки, где интенсивно размножаются, образуя язвы, вызывая кровавый понос. Через стенки кишечника они проникают в кровеносные сосуды, заносятся в печень, мозг, легкие и другие органы, образуя язвы. Из последних амебы вновь попадают в кишки, в нижних отделах которой, образуют цисты. Вместе с фекалиями последние попадают во внешнюю среду, где способны прожить длительное время.
Источником заражения дизентерией могут быть и больные люди, которые выделят по 300–600 млн цист за сутки. Амебная дизентерия является тяжелым заболеванием.
Из других представителей подкласса корненожки в Дагестане встречаются представители отряда фораминиферы.
Последние (также, как лучевики и солнечники) обитают в морских водах. Их клетки находятся внутри различно устроенных раковин или своеобразных скелетов. В воде эти животные находятся во взвешенном состоянии и переносятся течением.
В Каспийском море обитают около 13 видов и подвидов фораминиферов: аммотиум верае (мауер), миллиамина фуска, дискорбис инстанс, гаудринела перексилис и другие. Они имеют размеры 0,1-10 мм., тело характеризуется наличием нитевидных псевдоподий. Обитают в поверхностном слое донных осадков, могут прожить в пресных водах. На дне моря накапливаются отложения из раковинок отмерших животных (их раковинки известковые или образованы песчинками, образуют камеры – одну, две, много, сообщающиеся между собой), которые формируют известковые породы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесЧто Вы знаете о разнообразии одноклеточных животных?
Одноклеточные организмы выполняют те же функции, что многоклеточные: питаются, двигаются и размножаются. Их клетки должны быть «мастером на все руки», чтобы делать все это, что другие животных делают особые органы. Поэтому одноклеточные животные настолько непохожи на остальных, что их выделяют в отдельные Подцарство простейших.
К типу простейшие относится свыше 15000 видов животных, обитающих в морях, пресных водах, почве. Помимо свободноживущих форм, известно много паразитических, которые вызывают порой серьезные заболевания – протозоонозы.
Тело простейших состоит только из одной клетки. Форма тела простейших разнообразна. Оно может быть постоянным, иметь лучевую, двустороннюю симметрию (жгутиковые, инфузории) или вообще не иметь постоянной формы (амеба). Размеры тела простейших обычно малы – от 2-4 мк до 1,5 мм, хотя некоторые крупные особи достигают 5 мм в длину, а ископаемые раковинные корненожки имели в диаметре 3 см и более.
Тело простейших состоит из цитоплазмы и ядра. Цитоплазма ограничена наружной цитоплазматической мембраной, в ней находятся органоиды — митохондрии, рибосомы, эндо-плазматическая сеть, аппарат Гольджи. У простейших одно или несколько ядер. Форма деления ядра – митоз. Имеется также половой процесс. Он заключается в образовании зиготы. Органоиды движения простейших – это жгутики, реснички, ложноножки; или их нет совсем. Большинство простейших, как и все прочие представители животного царства, гетеротрофные. Однако среди них имеются и автотрофные.
Особенность простейших переносить неблагоприятные условия окружающей среды – состоит в способности инцистироваться , т. е. образовывать цисту. При образовании цисты органоиды движения исчезают, объем животного уменьшается, оно приобретает округлую форму, клетка покрывается плотной оболочкой. Животное переходит в состояние покоя и при наступлении благоприятных условий возвращается к активной жизни.
Размножение простейших весьма разнообразно, от простого деления (бесполое размножение) до довольно сложного полового процесса – конъюгации и копуляции.
Среда обитания простейших разнообразна – это море, пресные воды, влажная почва.
Четыре основных класса простейших
1 – жгутиковые;
2 – саркодовые;
3 – споровики;
4 – инфузории.
1. Около 1000 видов, преимущественно с вытянутым овальным или грушевидном телом, составляют класс жгутиковых. Органеллы движения – жгутики, которых у различных представителей класса может быть от 1 до 8 и более. Жгутик – тонкий цитоплазматический вырост, состоящий из тончайших фибрилл. Своим основанием он прикреплен к базальному тельцу или кинетопласту . Жгутиковые движутся жгутом вперед, создавая своим движением вихревые водовороты и как бы «ввинчивая» животное в окружающую жидкую среду.
Способ питания : жгутиковых разделяют на имеющих хлорофилл и питающихся автотрофно, и на не имеющих хлорофилла и питающихся, как прочие животные, гетеротрофным способом. Гетеротрофы на передней стороне тела имеют особое углубление – цитостом , через который при движении жгутика пища вгоняется в пищеварительную вакуоль. Ряд форм жгутиковых питается осмотическим путем, всасывая всей поверхностью тела, растворенные органические вещества из окружающей среды.
2. Представители класса саркодовых, или корненожек, двигаются при помощи ложноножек – псевдоподий.
Класс включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков. Среди амеб, кроме форм, не имеющих скелета или раковинки, встречаются виды, имеющие домик.
Большинство саркодовых являются обитателями морей, имеются также пресноводные, живущие в почве.
Саркодовые характеризуются непостоянной формой тела. Дыхание осуществляется всей его поверхностью. Питание – гетеротрофное. Размножение – бесполое, существует также половой процесс.
3. Представители класса Споровики характеризуются тем, что в цикле своего развития образуют стадию спор .Все споровики являются паразитами человека и животных. Они паразитируют в разных тканях и клетках. Лихорадка, малокровие, желтуха – типичные признаки заболевания споровиками. Пироплазмы, бабезии относятся к отряду кровяных споровиков, поражая эритроциты млекопитающих (коров, лошадей, собак и др. домашних животных). Переносчики болезней – клещи. Кроме кровяных есть еще два отряда споровиков — кокцидии и грегарины .
Кокцидии паразитируют как в беспозвоночных, так и в позвоночных животных – млекопитающих, рыбах, птицах. Кокцидия токсоплазмоз вызывает болезнь человека токсоплазмоз. Им можно заразиться от любого представителя семейства кошачьих.
Грегарины паразиты только беспозвоночных, в основном – насекомых и, как правило, поселяются в кишечнике. Взрослые грегарины внешне похожи на червей. Они бывают как мелкие (10 микрон), так и весьма крупные, видимые невооруженным глазом – до 1,6 мм.
4. Представители класса Инфузорий имеют органеллы передвижения – реснички, обычно в большом числе. Так, у инфузории-туфельки число ресничек более 2000. Реснички (как и жгутики) представляют собой специальные сложно устроенные цитоплазматические выросты. Тело инфузорий покрыто оболочкой, пронизанной мельчайшими порами, через которые выходят реснички.
В тип инфузорий объединяют наиболее высоко организованных простейших. Они – вершина достижений, совершенных эволюцией в этом Подцарстве. Инфузории ведут свободно плавающий или прикрепленный образ жизни. Обитают как в пресных, так и в соленых водах. Среди инфузорий много симбионитов и мало паразитических форм.
Достаточно среди инфузорий и паразитов беспозвоночных и позвоночных животных (включая человека). Очень много паразитических в особом отделе желудка жвачных копытных – в рубце.
У всех инфузорий не менее двух ядер. Большое ядро регулирует все жизненные процессы. Маленькое ядро играет основную роль в половом процессе.
Пища в тело животного попадает через клеточный “рот”, куда она загоняется движением ресничек; на дне глотки образуются пищеварительные вакуоли . Непереваренные остатки выводятся наружу.
Простейшие-строители горных пород : Почти 600 миллионов лет назад произошла «скелетная революция». Большинство живых организмов «оделось» скелетами, защитивших их от врагов. С тех пор бесчисленное поколение простейших гибли, их раковины откладывались на дне морей, километровые толщи осадков спрессовались под собственной тяжестью, превращаясь в мел и известняк. Движение земной коры поднимали осадочные породы на поверхность, сооружая из них горы. Вода вымывала минеральные вещества обратно в море, где они снова использовались для построения раковин. Так, благодаря простейшим, совершался круговорот минеральных элементов в биосфере на протяжении её истории.
Простейшие-важное звено водных экосистем : Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие – первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания животноядных обитателей водных экосистем _ рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.
Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.
Без простейших не могут существовать растительноядные животные : Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку) — основу растительных тканей! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.
Изучение темы: «Простейшие» в 7-м классе
Урок 1 Тема Среда обитания, строение и дыхание простейших.
Задачи:
1. Способствовать изучению
особенностей строения одноклеточных животных
(простейших)
2. Подвести учащихся к пониманию единства
органического мира.
3. Закрепить умение работать с микроскопом.
4. Использовать активные формы и приемы работы с
целью проявления личного уровня зунов.
Понятия: Одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник,
Оборудование:
1. На каждую парту микроскоп.
2. Таблицы “Простейшие” “Хламидомонада”.
3. Микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”,
“Туфелька”.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Простейшие — это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?
1) строение,
2) среда обитания,
3) как дышат; как размножаются; как передвигаются?
На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.
2. Изучение нового материала.
1) История открытия – сообщение учащегося.“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.
2) Изучение строения простейших.
– Приготовьте таблицу (1) как на доске. Надписи сделайте точно также.
царство |
животные |
||
Вид |
Амеба обыкновенная |
Эвглена зеленая |
Туфелька обыкновенная |
Строение |
Ложноножка Оболочка Цитоплазма Сократительная вакуоль Ядро Пищеварительная вакуоль
|
Жгутик Стигма Сократительная вакуоль Оболочка Хлоропласт Цитоплазма Ядро Запасные питательные вещества |
Реснички Сократительная вакуоль Пищеварительная вакуоль Ядро М. Ядро Рот Порошица Цитоплазма Оболочка |
Среда |
Загрязненная |
С гнилыми листьями |
Загрязненная |
Движение |
Ложноножки |
Жгутики |
Реснички |
Питание |
Гетеротрофное, хищник |
Гетеротрофное, автотрофное |
Гетеротрофное, хищник |
Дыхание |
Кислород поступает через поверхность |
Кислород поступает через поверхность | Кислород поступает через поверхность |
Размножение |
Деление клетки |
Деление клетки |
Деление клетки, конъюгация |
– Какие особенности строения можем отметить у каждого организма, рассматривая микропрепарат, читая текст, стр. 11, 14, 16 и рассматривая рисунки (1, 4, 7). Обсуждаем в парах, (на каждой парте какой-то препарат) и зарисовываем на доске и в тетрадях.
4. Внимательно рассмотрите рисунок в тетради. Чем отличаются эвглена от амебы и туфельки.
– Наличием хлоропластов.
5. Сравним ее с хламидомонадой (Таблица на доске).
– Наблюдается большое сходство, что указывает на родство между растительным и животным миром.
6. Как вы думаете, в какой среде могут жить эти животные и почему?
– В воде, потому что имеют очень тонкую оболочку, которая не может защитить их от потери воды.
7. Уточним сведенья о среде по учебнику, обсудим в парах, выскажемся, занесем таблицу.
8. Питание простейших.
Вспоминаем, на какие группы делятся по способу питания. Работаем в группах. Озвучиваем.
Читаем статьи в учебнике стр. 11–1 ряд; стр. 14–2 ряд; стр. 16–3 ряд. Рассказываем у настенной таблицы. Заносим в таблицу пункт “Питание”.
9. Дыхание простейших. Подумайте и скажите, как могут дышать эти животные? Объяснить.
– Через всю поверхность тела О2 поступает внутрь тела.
3. Закрепление. Обратим внимание на наши цели, что мы хотели узнать:
1) Какая среда обитания?
2) Строение:
а) Из каких частей состоит клетка?
б) Что находится под оболочкой?
в) Что кроме цитоплазмы и ядра находится в клетке простейших?
3) Чем является клетка простейших?
4) Почему мы говорим о связи растительного и животного мира?
5) Каковы заслуги Левенгука перед наукой.
4. Домашнее задание: статьи на страницах 11,14,16.
5. Заключение. Спасибо всем за урок. Оценки! На следующий урок продолжим изучение.
Урок 2. Тема: Процессы жизнедеятельности простейших.
Задачи:
1. Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.
2. Закрепить понятие о систематике животных.
3. Развивать умение делать выводы и обобщения.
Понятия: Вид, класс, царство, обмен веществ.
Оборудование:
1. Микроскопы.
2. Культура инфузорий.
3. Лабораторное оборудование.
4. Таблицы “ Простейшие”, “Хламидомонада”.
5. Лабораторное оборудование.
6. Соль.
7. Аппликации “ Размножение”.
Ход урока.
I. Актуализация знаний (вопросы учителя)
1. Вспомним, какие цели вы выдвинули на прошлом уроке?
2. Какие из этих целей мы достигли?
3. Какова среда?
4. Почему именно вода?
5. Как дышат? Какой газ используют?
6. Что общего в строении у всех простейших – (их тело состоит из одной клетки).
II. Изучение нового материала.
1. Передвижение туфельки. Рассматриваем под микроскопом, читаем в учебнике стр. 11,14,16, обсуждаем в парах. Рассказываем о движении туфельки, амёбы, эвглены. Заносим данные в таблицу.
2. Деление простейших на классы.
Как связано наличие того или иного органа передвижения с принадлежностью к классу?
(Работаем в парах, используем настенную таблицу и таблицу в тетради). Делаем вывод, данные заносим в таблицу. Обращаем внимание на название вида.
Процессы обмена веществ.
Подумайте, обсудите в парах и скажите, какие вещества поступают в тело, а какие выделяются и как.
Деление клетки. Коньюгация. Заносим пунктом 4 в таблицу.
4. Размножение – вспомните, как размножается хламидомонада. Учитель рассказывает о размножении простейших, используя аппликации. Заносим в таблицу пункт .
5. Раздражимость – посмотрите, что произойдёт, если вы в свой микроскоп положите хрусталик соли. (Вносим хрусталик к краю кожи).
6. Что наблюдаете?
Вывод: Животное обладает способностью реагировать на раздражители – это свойство раздражимости. Им обладают все. Амёбы плывут к бактериям. Эвглена плывёт на свет. Заносим в таблицу пунктом .
III. Заключение к уроку.
Мы с вами закончили изучение группы животных под названием простейшие.
1. Почему их так называют?
2. На какие классы делят и почему?
3. Какие свойства организма присущи простейшим?
IV. Домашнее задание.
Параграф 3,4,5. Сообщения “Раковинные корненожки”, “Паразитические простейшие”.
Урок 3. Урок – путешествие “ По морям, по волнам”
Тема: Общая характеристика простейших”
Задачи:
1. Обобщить знания о простейших как одноклеточных животных.
2. Совершенствовать умения выделять главное.
Оборудование:
1. “ Чемоданчик с карточками”
2. Магнитная доска
3. Иллюстрация “ 9 вал ”
4. Карточки счетчики (на каждого)
5. Аппликация “ Деление простейших “
6. Доска с карманчиком
7. Пакет с карточками “ Таксономические единицы”
8. Силуэты животных (у каждого)
Содержание урока. Звучит музыка “ По морям, по волнам “
Условия игры: Урок проводится в форме путешествия. Учащиеся перевоплощаются в матросов. Разбиваются на 3 команд , каждому выдается карточка – счетчик .
- Проверка снаряжения
- Метеосводка. На доске прикреплены 3 иллюстрации картины Айвазовского “9 вал ”, на обратной стороне которых есть вопрос и задание. Под каждым рисунком подпись “Шторм”, если ученик правильного ответил на вопрос, меняется на “Штиль” – отплытие разрешается.
“Что возьмем в дорогу”. В “ чемоданчике “ матроса находятся карточки с терминами, которым учащиеся должны уметь дать четкую формулировку : ложноножка, жгутик, реснички, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, циста, ротовое отверстие, глотка, раздражительность, обмен веществ. Эти карточки помещаем на магнитную доску.
Вопросы и задание для эрудитов (4б)
- На обратной стороне нарисована туфелька.
Какое животное здесь изображено? Какое значение имеет для него способность к передвижению?
2. Нарисована эвглена зеленая . Какое животное здесь нарисовано? Как оно питается?
3. Нарисована амеба . Как происходит у нее процесс размножения (по аппликации)?
III. Тренажер:
1. Восстанови порядок (4б) ,работа в паре, от каждой команды 2 человека
– На пару выдается конверт с карточками и доска с карточками. Разложить правильно.
Карточки класс (1шт) ,царство (1шт), животные (1), корненожки (1), эвглена(1), амеба (1), туфелька(1), зеленая (1) , обыкновенная (2).
Результат демонстрируется классу и обсуждается.
2. “Смотри, не забывай “– за каждый правильный ответ 0,5 балла, сигналят силуэтом животного
а) какое животное передвигается с помощью ложноножек?
б) у какого животного есть светочувствительный глазок?
в) у какого 2 ядра?
г) у какого животного есть жгутик?
д) у какого животного тело покрыто очень тонкой оболочкой?
ё) у какого животного есть реснички?
ж) какое может питаться как растение?
з) какое животное имеет две сократительные вакуоли?
к) какое животное захватывает пищу ложноножками?
л) у какого животного есть рот?
м) у какого животного есть 1 ядро?
н) какое животное является хищником?
о) образуются запасные питательные вещества?
п) имеет порошицу?
3. “Угадай, кто спрятался (5б) на каждого карточка со схемами. Узнать, какое животное под какой буквой (из таблицы пункт 4). Оцениваем по образцу (высший балл 5). Устно озвучиваем ответ .
4. “Отгадай задуманное животное (2б). На доске силуэты простейших . Учитель берет рисунок любого ( дети не видят, и отвечают только “да “ или “нет”). Вопросов каждая команда может задать не более 4. Например:
– У него есть хлоропласты?
– По способу питания это хищник?
– Имеет не определённую форму тела? – ответ “Амеба”
5. Кто лишний (3 балла). Работает группа из трех человек. Выдаются пакеты с изображениями: амебы, туфельки, эвглены, гидры, обозначенные буквами ( А,Б,С,Д)
– Назвать лишнее и объяснить почему.
6. Конкурс художников(2б). На классной доске изображены фрагменты тел простейших.
– Узнать, объяснить по какому признаку узнали .
IV. Подведение итогов – Мы преодолели уже много преград. Подсчитали свои достижения ( по командам) одной команде так держать, другой молодцы, третьей не сдаваться без боя, главные преграды впереди. Встречаемся на следующем уроке. Звучит музыка.
Урок 4. Урок – путешествие “По морям, по волнам”.
Тема: Многообразие простейших, их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о простейших животных.
2. Выяснить роль простейших в природе и жизни человека.
3. Совершенствовать умения учащихся оценивать свой труд.
Оборудование:
1. Таблицы настенные
2. Карточки – задания
3. Иллюстрации к сообщениям.
Содержание урока.
I. Учитель – наше путешествие продолжается. Нам осталось преодолеть несколько опасных мест – и мы у цели. Не забывайте отмечать свои достижения.
Звучит музыка “По морям, по волнам”.
Препятствие “Бриз”.
II. На каждую парту 2 конверта. До черты – это обязательный уровень; После черты – повышенной трудности. Высший – более 10.
1. Эвглена, амёба, туфелька живут…
2. Их тело – это одна…
3. Клетка имеет 3 основные части…,…,…
4. При дыхании они поглощают…
5. Все они размножаются способом…
6. Кислород в тело простейших
7. Амёба и туфелька по способу питания…
8. Движение эвглены на свет и туфельки в сторону бактерий – это…
9. У эвглены есть…, поэтому она питается как…
10. При наступлении неблагоприятных условий у простейших образуется…
Первая остановка: Интересная история (Сообщение о раковинных корненожках)
III. Препятствие “Шторм”. 14 баллов.
На каждую группу. Шуточный рассказ с ошибками.
“Дорогие мама и папа! Служба у меня идёт хорошо. При увольнении на берег я в парке увидел амёбу. Она росла на клумбе и была красивого изумрудного цвета. Возвращаясь на корабль, я решил отдохнуть на чистых трудах; Вода в них хрустально чистая. Вижу, плавают в ней маленькие прозрачные эвглены, все покрытые курчавыми ресничками. А вслед за ними, туфельки. И машут им своими жгутиками. Удивился я на такие чудеса, да и пошёл к себе на корабль.
Любящий вас сын Ваня.
Вторая остановка “Сообщение о паразитических простейших”.
IV. Цунами. 16 баллов.
Учащиеся берут любую карточку, на карточке выставлено высшее количество баллов.
Нарисована туфелька – подписать рисунок.
Ответить па вопросы.
1. Основная роль простейших в природе заключается в том, что они являются:
а) Основным кормом для рыб.
б) Входят в цепи питания.
в) Образуют и выделяют кислород.
2. Туфелька передвигается, потому что у неё есть:
а) Реснички.
б) Жгутики.
в) Ложноножки.
3. Пища у туфельки переваривается в:
а) сократительной вакуоли,
б) пищеварительной вакуоли,
в) ротовом отверстии.
4. Для удаления непереваренных остатков у туфельки есть:
а) ядро,
б) порошица,
в) реснички.
5. При неблагоприятных условиях у туфельки образуется:
а) циста,
б) спора,
в) стигма.
V. Рисунок эвглены – подписать.
VI. Заполнить таблицу.
Органоиды | Амёба | Эвглена | Туфелька |
1. Оболочка 2. Ядро 3. Цитоплазма 4. Ложноножка 5. Жгутик 6. Реснички 7. Пищеварительная вакуоль 8. Сократительная вакуоль 9. Ротовое отверстие 10. Глотка 11. Порошица 12. Хлоропласт |
|
|
|
VII. Рисунок амёбы – подписать.
VIII. Дайте определения следующим понятиям.
1. Сократительная вакуоль.
2. Пищеварительная вакуоль.
3. Светочувствительный глазок.
Учитель: Дорогие путешественники, вы храбро преодолевали все препятствия. Если вы набрали более 50 баллов, то вы благополучно прибыли домой с оценкой “5”; Если набрали более 40 баллов – хорошо; если более 30 баллов – удовлетворительно. Но если меньше, то, увы, вы остались в море. Но не огорчайтесь, пройдя подготовку, вы сможете доплыть до берега.
В заключении – игра в светофор.
Зелёный цвет – Урок понравился.
Жёлтый цвет – Урок понравился, но…
Красный цвет – Урок не понравился, потому что…
морских водорослей и водорослей | Смитсоновский океан
Панировочные сухари
- Дома
- Океанская жизнь
- Растения и водоросли
- Морские водоросли и заросли водорослей
Содержимое
Морские травы встречаются на мелководье в соленых и солоноватых водах во многих частях мира, от тропиков до Полярного круга.Морские травы названы так потому, что у большинства видов длинные зеленые листья, похожие на траву. Их часто путают с морскими водорослями, но на самом деле они более тесно связаны с цветущими растениями, которые вы видите на суше. Морские травы имеют корни, стебли и листья, а также производят цветы и семена. Они возникли около 100 миллионов лет назад, и сегодня насчитывается около 72 различных видов водорослей, принадлежащих к четырем основным группам. Морские травы могут образовывать густые подводные луга, некоторые из которых достаточно велики, чтобы их можно было увидеть из космоса .Хотя им часто уделяется мало внимания, они являются одной из самых продуктивных экосистем в мире. Морские травы обеспечивают убежище и пищу невероятно разнообразному сообществу животных, от крошечных беспозвоночных до крупных рыб, крабов, черепах, морских млекопитающих и птиц. Морские водоросли также оказывают много важных услуг людям, но многие луга с морскими водорослями были потеряны из-за деятельности человека. Во всем мире ведется работа по восстановлению этих важных экосистем.
Что такое водоросли?
Растение, а не водоросль
Водоросли или «морские водоросли» (слева) отличаются от водорослей (справа) по нескольким параметрам. Морские водоросли на морском дне имеют фиксацию и переносят питательные вещества через тело путем диффузии, в то время как морские травы представляют собой цветущие сосудистые растения с корнями и внутренней транспортной системой. (Любезно предоставлено сетью интеграции и приложений (ian.umces.edu), Центр экологических наук Университета Мэриленда)Несмотря на внешнее сходство водорослей и водорослей, это совершенно разные организмы. Морские травы принадлежат к группе растений под названием однодольных растений , в которую входят травы, лилии и пальмы.Как и их родственники, морские травы имеют листья, корни и жилки, а также цветки и семена. Хлоропласты в своих тканях используют солнечную энергию для преобразования углекислого газа и воды в сахар и кислород для роста в процессе фотосинтеза. Жилки переносят питательные вещества и воду по всему растению и имеют небольшие воздушные карманы, называемые лакунами, которые помогают листьям сохранять плавучесть и обмениваться кислородом и углекислым газом по всему растению. Как и у других цветковых растений, их корни могут поглощать питательные вещества.Однако, в отличие от цветковых растений на суше, у них отсутствуют устьица — крошечные поры на листьях, которые открываются и закрываются для контроля водного и газового обмена. Вместо этого у них есть тонкий слой кутикулы, который позволяет газам и питательным веществам диффундировать прямо в листья и из воды. Корни и корневища (более толстые горизонтальные стебли) морских водорослей уходят в отложения морского дна и используются для хранения и поглощения питательных веществ, а также для закрепления растений. Напротив, морские водоросли (водоросли) представляют собой гораздо более простые организмы.У них нет цветов или жилок, а их держатели просто прикрепляются ко дну и, как правило, не приспособлены для приема питательных веществ. Ученые изучают, какие гены были утрачены, а какие восстановлены по мере того, как водоросли эволюционировали из морских водорослей в растения на суше, а затем возвращались в море. Полный геном одной морской травы, взморника Zostera marina , был секвенирован в 2016 году , что помогло нам понять, как эти растения адаптировались к жизни в море, как они могут реагировать на потепление климата и эволюцию солеустойчивости сельскохозяйственных культур. растения.
Где водятся водоросли?
Морские травы растут в соленых и солоноватых (полусоленых) водах по всему миру, как правило, вдоль пологих защищенных береговых линий. Поскольку они зависят от света для фотосинтеза, их чаще всего можно найти на небольшой глубине, где уровень освещенности высок. Многие виды водорослей обитают на глубине от 3 до 9 футов (от 1 до 3 метров), но самая глубокорастущая водоросль ( Halophila decipiens ) была обнаружена на глубине 190 футов (58 метров).В то время как в большинстве прибрежных районов преобладает один или несколько видов морских водорослей, регионы в тропических водах Индийского и западной части Тихого океанов отличаются самым высоким разнообразием морских водорослей: до 14 видов, произрастающих вместе . Антарктида — единственный континент, на котором нет морских водорослей.
Морские водоросли встречаются по всему миру, от тропиков до Арктики. Оттенки зеленого обозначают количество видов, зарегистрированных для данной области. Более темные оттенки зеленого указывают на наличие большего количества видов.(Шорт, Ф. и др., 2007 г.)Рост и размножение
Морские травы растут как вертикально, так и горизонтально — их стебли устремляются вверх, а корни — вниз и в стороны — чтобы улавливать солнечный свет и питательные вещества из воды и отложений. Они распространяются двумя способами: бесполым клональным ростом и половым размножением.
Бесполое клональное размножение: Подобно наземным травам, побеги морских водорослей соединены под землей сетью крупных корневидных структур, называемых корневищами.Корневища могут распространяться под осадком и пускать новые побеги. Когда это происходит, многие стебли на одном и том же лугу на самом деле могут быть частью одного и того же растения и иметь один и тот же генетический код, поэтому такой рост называется клональным. На самом деле, старейшее известное растение является клоном средиземноморской морской травы Posidonia oceanica , возраст которой может достигать 200 000 лет, начиная с ледниковых периодов позднего плейстоцена. У некоторых видов водорослей луг может образоваться из одного растения менее чем за год, в то время как у медленнорастущих видов, таких как Posidonia , на это могут уйти сотни лет.
Половое размножение: Морские травы размножаются половым путем, как наземные травы, но опыление морских трав осуществляется с помощью воды. Мужские цветки водорослей выпускают пыльцу из структур, называемых тычинками, в воду. Морские травы производят самые длинные зерна пыльцы на планете (до 5 мм в длину по сравнению с менее 0,1 мм для наземных растений), и эта пыльца часто собирается в волокнистые комки. Сгустки перемещаются токами, пока не приземляются на пестик женского цветка, и происходит оплодотворение. Имеются также данные о том, что мелкие беспозвоночные, такие как амфиподы (крохотные креветкоподобные ракообразные) и полихеты (морские черви), питаются пыльцой одной морской травы ( Thalassia testudinum ), которая может помочь оплодотворить цветы в подобно тому, как насекомые опыляют цветы на суше.
У некоторых видов трав происходит самоопыление, что может уменьшить генетическую изменчивость. Отдельные растения морских водорослей избегают этого, производя только мужские или женские цветки или производя мужские и женские цветки в разное время.Так же, как наземные травы, оплодотворенные цветы морских водорослей дают семена. Семена морских водорослей имеют нейтральную плавучесть и могут плавать на многие мили, прежде чем осядут на мягкое морское дно и прорастут, чтобы сформировать новое растение. Некоторые виды морских водорослей, такие как трава для серфинга Phylospadix , могут селиться и жить на скалистых берегах. Животные, которые едят семена морских водорослей, включая рыб и черепах, могут случайно способствовать их распространению и прорастанию, если семена проходят через их пищеварительные пути и остаются жизнеспособными.
Биоразнообразие
Виды морских водорослей бывают разных форм и размеров, как показано на этой концептуальной схеме некоторых распространенных видов морских водорослей. (Из «Тропические связи: морская среда Южной Флориды» (стр. 260), любезно предоставлено Сеть интеграции и приложений (ian.umces.edu), Центр наук об окружающей среде Университета Мэриленда.)72 вида морских водорослей обычно делятся на четыре основные группы: Zosteraceae, Hydrocharitaceae, Posidoniaceae и Cymodoceaceae.Их общие названия, такие как морская трава, черепаховая трава, ленточная трава, мелкая трава и ложковая трава, отражают их многочисленные формы и размеры, а также их роли в морских экосистемах. Морские травы варьируются от видов с длинными плоскими лезвиями, похожими на ленты, до листьев папоротника или весла, цилиндрических или спагетти лезвий или ветвящихся побегов. Самый высокий вид водорослей — Zostera caulescens — был обнаружен в Японии, достигая 35 футов (7 метров). Некоторые виды морских водорослей быстро растут, в то время как другие растут гораздо медленнее.Эти различные структуры и формы роста влияют на то, как водоросли влияют на окружающую среду и какие виды обитают в созданных ими средах обитания.