МАНЬЕРИЗМ
Маньеризм — название, условно обозначающее стилистические тенденции, а так же определенный этап в развитии европейского, главным образом итальянского, искусства середины и конца XVI века (длился около 25 лет). Название “маньеризм” (от слова “манера”) стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье — обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.
Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей.
Маньеризм позиционируется как переходный стиль от классических массивных, монументальных форм в декоре интерьеров эпохи Возрождения (Ренессанс) к стилю новому, пропагандирующему пышность и величие, роскошь и пафос — стилю Барокко.
Для Маньеризма характерны: удлиненность фигур, напряженность поз (контропост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета.
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах. Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.
Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520 — около 1600 г.).
Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. В стиле маньеризм присутствует усталость стиля, исчерпанность его жизненных источников. Именно поэтому этот термин часто толкуют более широко, называя маньеризмом последнюю, кризисную фазу развития любого художественного стиля в различные исторические эпохи.
Маньеризм cтал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве.
Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин “Маньеризм” относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску.
Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония содержания и формы, изображения и выражения стала распадаться из-за чрезмерного развития и эстетизации отдельных элементов, изобразительных средств: линии и силуэта, красочного пятна и фактуры, штриха и мазка.
Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля, но величайшая по своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм.
О Маньеризме принято говорить, начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощренной манере.
Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям. Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. Гротеск в данном случае не причудливое, комичное и ужасное смешение и доведение до предела сочетания реального и фантастического, а следование образцам настенной росписи, найденным при раскопках античного Рима (гротескам, то есть произведениям искусства, найденным в гротах).
В интерьер в стиле маньеризма преобладают орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы. Повсеместно используя изобразительное искусство в оформительстве, художники этого периода постоянно обращаются к аллегорическим образам, символике и эмблематике, с целью создания образов близких духу светского общества.
В интерьерах в стиле маньеризм первое, что обращает на себя наше внимание, — это использование росписи. Притом не только картин (фресок), написанных прямо на стенах помещений, но и орнаментов. Мало того, маньеристы в экстазе украшательства выписывали на потолках и стенах псевдолепнину, на взгляд неотличимую от настоящей, псевдобарельефы и даже псевдостатуи. Это отнюдь не было продиктовано экономией. Для людей, заказывавших украшение своих дворцов, ничего не стоило прикупить пару-другую работ знаменитых современных им скульпторов или резчиков по камню. Просто это было модно. По тем временам недолго, всего каких-то двадцать пять лет. Но за эти годы многие римские дворцы приобрели вид дорогих шкатулок, где почти все было обманным.
Вслед за нарисованной лепниной появились стены из написанного крупными мазками разноцветного мрамора. А на этих стенах открылись нарисованные окна и притаились не менее ложные двери и портьеры, настолько натурально исполненные, что, только прикасаясь к ним, понимаешь: все обман.
Внутренние помещения вовсю заполняют орнаменты. И откровенно нарисованные, и имитирующие резьбу и лепные украшения. Орнаменты просто царят, так как выразительность линий становится почти самоцелью. Мир распадается на цветовые пятна, штрихи и мазки, складывающиеся в новые формы. В отделке интерьеров вовсю играют перспективой, выдуманными источниками света и неожиданными, не всегда настоящими плоскостями и объемами. Красота и выразительность деталей становится куда важнее, чем единство целого.
Оформляя интерьер в стиле маньеризм, обратите внимание на возможность сделать в интерьере различные “обманки”, например, несуществующие окна или двери.
Подбирая мебель, остановите свой выбор на предметах, инкрустированных золотом, серебром или бронзой, или более дешевыми копиями. Мебель должна выглядеть дорого и вычурно.
Аксессуары также должны смотреться очень дорогими. Хорошо подойдут антикварные вещи XVI-XVII веков с драгоценными материалами или их копии.
Дизайн интерьера в стиле маньеризм
Вёльфлин в 1922 г. писал : «Не случайно маньеризм получил мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного тела был особенно развит… В движении фигур у Леонардо и Микеланжело… каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность». В IV в. Дворжак приводит о маньеризме латинское изречение: «Si parva licet componere Magnis» («Когда ничтожным бывает позволено создавать великое»
МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. Manierismo — «вычурность, манерничанье»; см. манера) — течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520—1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии (см. Возрождение; Итальянское Возрождение). В качестве типичных признаков маньеристической живописи Фридлендер выделил пристрастие к: удлиненным формам, аффективным жестам; ярким, контрастным тонам. Красота отдельно взятой детали в этом стиле становилась важнее красоты целого.
Маньеризм по правилам. Законы стиля от дизайнеров:
Закон 1.
Характерные черты стиля: перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства, непродуманность планировки. Манерничанье, замыслом которого является не создание чего-то нового, а вторичность и подражательность.
Закон 2.
Все элементы лишены принципов организованности. Главное, чтобы создавалось ощущение шика и величия.
Закон 3.
Идея маньеризма — максимально использовать иллюзорные трюки и качественные подделки. Одна из ярких «обманок» – достоверные на вид ложные окна, двери и портьеры.
Закон 4.
Роспись картин (фресок), отделки стен псевдолепниной, псевдобарельефом и даже псевдостатуями.
Закон 5.
В декоре интерьера преобладают орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы.
Архитектор Вазари сочетал в творчестве (см. пример ниже) элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Будучи весьма изобретателен по части декоративных построек, при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез.
СТИЛЬ МАНЬЕРИЗМ У ВАС В ДОМЕ
1. Активно применяйте в оформлении интерьера живопись. Работы таких живописцев, как Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафума, копии их картин, а также работы последователей школы маньеризма станут отличительной чертой вашего дизайна в стиле маньеризм.
2. Подбирая мебель, останавливайте внимание на предметах, инкрустированных золотом, серебром или бронзой, или более дешевыми материалами-копиями, они должны выглядеть дорого и вычурно. Особенную ценность имеют антикварные вещи XVI –XVII веков.
3. Создавая дизайн-проект в стиле маньеризм, обратите внимание на возможность сделать в интерьере характерные стилю «обманки», например, несуществующие окна или двери.
Специалисты Группы Компаний «Фундамент» готовы не только разработать профессиональный дизайн-проект, но и в короткие сроки, и по оптимальной стоимости выполнить ремонт квартиры в стиле маньеризм с использованием современных материалов и технологий.
Отсутствие рисков – оплата по факту выполненных работ.
Гарантия 5 лет на все работы и материалы в соответствии с договором.
Идеальная репутация – 70% клиентов приходят по рекомендации знакомых.
Профессионально – года опыта работы на рынке ремонта квартир.
Компания №1 по дизайну и ремонту квартир в Москве.
Период искусства маньеризма: история и известные художники
Период искусства маньеризма, также известный как Поздний ренессанс, был стилем, который развился в конце Высокого Возрождения , до того, как период барокко стал популярен по всей Европе.
Он распространился по всей Европе, в Римской империи и остальной части Европы. Маньеризм ознаменовал конец Ренессанса, он начался около 1520 г. и просуществовал в Италии до 1580 г. Однако стиль сохранял свою популярность по всей Европе до 1600 г.
В этом руководстве вы узнаете все о периоде маньеризма, его хронологии, влиянии, самых известных художниках и получите полный обзор истории и контекста этого движения.
Отказ от ответственности. Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Хронология периода искусства маньеризма
Период искусства маньеризма возник между 1520 и 1600 годами в Европе и Северной Америке. Ему предшествовал период Высокого Возрождения (149 г.0-1527) и сменился периодом барокко (1600-1750). Эволюцию маньеризма можно разделить на три основных этапа:
- Начальная фаза (1520-1560): Эта фаза началась с таких художников, как Микеланджело, Андреа дель Сарто, Понтормо, Пармиджанино, Бронзино и Россо Фиорентино, которые стремились бросить вызов идеалам. классического искусства.
- Высокий маньеризм (1560-1590): На этом этапе произошло увеличение сложности и декоративности произведений искусства из-за влияния Эль Греко и Тинторетто.
- Поздний маньеризм (1590-1600): Эта заключительная фаза маньеризма была отмечена возвращением к более классическим мотивам, кульминацией которых стали работы Аннибале Карраччи, Бартоломео Пассаротти и в Северной Европе с Питером Брейгелем Старшим.
- Период барокко (XVII век) пришел на смену периоду маньеризма. Такие художники, как Караваджо, Рембрандт и Вермеер, создавали драматические и театральные произведения, вдохновленные стилем маньеризма.
История периода маньеризма
Корреджо: Мученичество четырех святыхПериод маньеризма начался в конце 16 века и был отмечен отходом от гармонии и идеалистической красоты Высокого Искусство эпохи Возрождения , которое было вдохновлено классическими исследованиями греческого и Римское гуманистическое искусство. Он провел связь между идеалистической природой Высокого Возрождения и театральностью эпохи барокко.
Считается, что это стилистическое исследование было вызвано сочетанием экономических, социальных и технологических достижений, происходящих в то время.
Период маньеризма можно рассматривать как реакцию на идеализирующий характер искусства эпохи Возрождения. Он стремился исследовать формы представления, экспериментируя с композицией и из , раздвигая границы реализма. Это привело к картинам с вытянутыми пропорциями, сложными композициями, преувеличенными чертами и драматическими световыми эффектами.
Влияние печатного станка
Микеланджело: Потолок Сикстинской капеллы: Сотворение АдамаХудожники-маньеристы искали новые способы изображения своих предметов, что часто приводило к сильно стилизованным композициям с преувеличенными фигурами. Этому изменению стиля способствовало множество факторов. Одним из факторов было введение гравюры, что означало, что изображения произведений искусства Микеланджело были распространены по всей Италии, вдохновляя коллективное воображение. Воспринимаемое достижение художественного и эстетического совершенства такими художниками, как Микеланджело и Леонардо да Винчи, означало, что появилось новое восхищение художниками не только другими художниками, но и публикой. Это привело к тому, что другие художники потребовали повторить их успех и подражать их стилю. Молодые художники находились под влиянием обнаженных фигур Микеланджело и пытались воссоздать его стиль в своих работах. «Сотворение Адама» Микеланджело остается одним из самых известные картины когда-либо созданные.
Широкое признание работ мастеров Высокого Возрождения означало, что художники приобрели новый статус в обществе. Вместо того, чтобы быть ремесленниками, художники недавно стали считаться интеллектуалами. В своей книге «Жизнеописания самых выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов» Вазари, художник-маньерист и историк искусства, отметил, что мастерские картины требуют интеллекта для своего исполнения. Это видно по технике, изысканности и изобретательности, которые требовались при создании картины. Серия биографий художников Вазари проложила путь другим искусствоведам к документированию истории современного искусства.
Новые религиозные идеи
Якопо Понтормо: Снятие с крестаПротестантская Реформация оказала значительное влияние на искусство периода маньеризма. Отходя от обычных религиозных произведений эпохи Возрождения, художники-маньеристы стремились выразить свои собственные уникальные интерпретации христианских предметов, часто выражая духовные истины. По мере того как протестантские идеалы росли по всей Европе, художники-маньеристы, такие как Пармиджанино, начали прославлять в своих работах более светские темы, такие как любовь и страсть. Это видно по его картине «Мадонна с длинной шеей».
Кроме того, Римско-католическая церковь почувствовала угрозу подъема протестантизма. Церковь использовала искусство как средство сохранения своего присутствия и господства, финансируя работы художников-маньеристов. Затем, после созыва Тридентского собора католической церковью, началась Контрреформация, которая оказала значительное влияние на искусство периода маньеризма.
Как научные открытия 16 века повлияли на маньеризм
Научные открытия 16 века, такие как наблюдение Коперника о том, что солнце является центром нашей вселенной, и открытие Америки Колумбом, оказали огромное влияние на художников-маньеристов. Это новое знание позволило художникам оторваться от гуманистических идеалов и побудило их охватить более новаторские и интеллектуальные темы.
Якопо Понтормо: АвтопортретДостижения в области анатомии и оптики в период маньеризма позволили более точно передать фигуры и пространство в живописи. Художники того времени использовали эти знания для создания более стилизованного изображения человеческой фигуры. Они преувеличивали пропорции и искажали их в драматические позы. Это делалось как выражение индивидуального творчества, часто с целью вызвать эмоциональный отклик у зрителя. Это также дало возможность изучить темы, связанные с политической властью, религиозными ритуалами, символами статуса и социальными проблемами.
Франческо Пармиджанино: Обращение СаулаХудожники-маньеристы стремились выразить в своих работах чувство отчуждения от общества. На них часто изображались портреты и фигуры в более искривленных позах с искаженными пропорциями. Некоторые художники использовали интенсивные цвета для обозначения эмоциональных состояний, таких как радость или печаль. В то время как другие экспериментировали с перспективой и глубиной, чтобы создать в своих картинах атмосферу напряжения и беспокойства. Бросив вызов социальным условностям в своем искусстве, художники-маньеристы смогли сделать убедительные заявления о человеческой жизни и озвучить то, что многие люди в то время не могли сказать открыто.
Социальное и политическое влияние на маньеризм
Тициан: Мадонна из семьи ПезароКапитализм и абсолютизм внесли большой вклад в расхождение стиля искусства маньеризма и искусства эпохи Возрождения. Подъем доиндустриального капитализма означал усиление урбанизации и конкуренции, которые поощряли яркость, экстравагантность и индивидуальность. Абсолютизм укрепил представление о том, что власть сосредоточена в руках владельцев богатства, которые могли только дальше распространять свою идеологию с помощью изобразительного искусства.
Откуда взялся термин маньеризм?
В конце 18 века итальянский археолог Луиджи Ланци популяризировал термин «маньеризм». Он получил это от итальянской фразы «maniera», что означает стиль. Маньеризм обычно определяется как «стильный стиль» в искусстве, подчеркивающий искусственность, художественное выражение, намеренно развивающий элегантные и стилизованные творческие произведения, а не буквальные изображения фигуры.
Вазари писал о «маньере» применительно к произведениям Микеланджело и Рафаэля. Он отметил, что они разработали новый стиль живописи, который стал популярным среди их последователей. Он утверждал, что «маньера» была признаком художественного мастерства и гениальности, чего могли достичь только самые искусные художники.
Влияние Микеланджело
Микеланджело: Святое семейство со святым Иоанном КрестителемСчитается, что на маньеризм повлияли работы Микеланджело, для которых характерны драматические позы и динамичные композиции. Открытие древнеримских фресок в погребенных городах также послужило источником вдохновения для многих художников-маньеристов.
Характеристики художественного периода маньеризма
Корреджо: Христос представлен народуМаньеризм был художественным стилем, который сосредоточился на искусственности, элегантности, личном самовыражении и изысканности, а не на натурализме и балансе классического художественные стили . Художники-маньеристы создавали вытянутые фигуры и неестественные цветовые схемы, чтобы создать ощущение напряженности в композиции. Палитра, использовавшаяся в этот период, была темнее, чем более яркие цвета, используемые в искусстве Высокого Возрождения. Художники-маньеристы также были известны своими искаженными и преувеличенными фигурами. Они также были известны смелым использованием тени и света для создания драматических эффектов. Кроме того, художники-маньеристы передавали эмоции через свои работы, а не пытались точно изобразить сцену. Это позволяло им подчеркивать духовный или символический смысл произведения искусства.
Маньеризм стремился бросить вызов идеалам классического искусства. Высокое Возрождение было вдохновлено классическими исследованиями Древней Греции и Рима и изображением человеческого тела в натуралистической манере. Однако художники-маньеристы меньше уделяли внимания изображению предметов в буквальном смысле, а вместо этого сосредотачивались на воображении и выразительности.
Другие примечательные особенности включают сильно стилизованные фигуры в замысловатых позах. Затем повышенное внимание к таким деталям, как одежда и украшения. Он также включал акцент на декоративные элементы, а не на повествовательное содержание; и общее ощущение искусственности и преувеличения. Они сделали это, чтобы представить странное, бросить вызов восприятию людей реальности.
Драматическая композиция в искусстве маньеризма
Искусство маньеризма характеризовалось драматической композицией, сосредоточенной в первую очередь на эстетике произведения искусства. Художники часто использовали утрированные, вытянутые фигуры в сложных позах, чтобы создать ощущение энергии и напряжения. В то время как драматическое освещение и смелые цвета еще больше подчеркивали эти эффекты. Смена перспективы и сильно стилизованные декорации также обычно использовались, чтобы добавить драматизма работам маньеристов.
Пропорции в маньеризме искусство
Эль Греко: раздевание ХристаХудожники-маньеристы часто использовали крайний ракурс для создания динамичных, сильно стилизованных композиций. Это видно в таких произведениях, как «Раздевание Христа» Эль Греко, в котором изображены преувеличенные фигуры с искаженными пропорциями и вытянутыми руками, которые кажутся тянущимися из глубокого фона.
Художники-маньеристы
В этот период появилось несколько известных художников, в том числе Понтормо, Пармиджанино, Перино дель Вага, Тинторетто и Бронзино. Они считаются мастерами искусства маньеризма. Понтормо был известен своими яркими оттенками и динамичными позами, выражающими эмоции и движение. В то время как произведения Пармиджанино характеризовались классическими темами в сочетании с современным отношением к композиции. Перино дель Вага восхищался своими большими композициями с изображением нескольких фигур в ярких позах. Тогда работы Тинторетто выделялись смелостью и театральностью. Наконец, Бронзино был известен своей игрой со светом для достижения ярких контрастных эффектов. А также его использование сложных рамок и границ.
Пармиджанино
Пармиджанино: Мадонна с длинной шеейХудожник-маньерист, живший в Италии в 16 веке, Пармиджанино был известен своим использованием динамичных композиций, преувеличенных поз и крайних ракурсов, которые были характерны для периода маньеризма. Его самая известная работа «Мадонна с длинной шеей» изображает изящную фигуру на драматическом фоне с искаженными пропорциями и удлиненной шеей.
Джорджо Вазари
Джорджо Вазари: Успение БогородицыВазари был одним из самых влиятельных художников-маньеристов своего времени. Родившийся в Ареццо, Италия, в 1511 году, Вазари обучался живописи под руководством выдающегося флорентийского художника-маньериста Андреа дель Сарто. Под руководством дель Сарто Вазари разработал новаторский стиль, который в значительной степени опирался на эксперименты с цветом и перспективой, чтобы придать своим библейским произведениям ощущение зрелищности. Он специализировался на создании масштабных работ, отличающихся сложностью деталей и ярким изображением эмоций. Кроме того, Вазари включил в свои работы элементы периода Высокого Возрождения, а именно фигуры с преувеличенными движениями и выражениями. Благодаря смелому использованию цвета и уникальному методологическому подходу к живописи Вазари стал пионером маньеризма как движения, которое вышло за рамки традиционных ценностей эпохи Возрождения и поставило под сомнение ранее принятые границы искусства.
Якопо Тинторетто
Тинторетто: Чудо святого Марка, освобождающего рабаЯкопо Тинторетто был выдающимся художником-маньеристом шестнадцатого века. Он родился в Венеции и наиболее известен своими масштабными работами, изображающими религиозные сюжеты. Его картины источали эмоциональный накал, завораживая зрителей и погружая их в сцены.
Тинторетто работал в выразительном стиле маньеризма, характеризуемом интенсивной драмой, яркими цветами и драматическим использованием композиции и перспектива . Он также экспериментировал с нетрадиционными методами, используя различные инструменты для достижения желаемого эффекта на своих картинах.
Среди его самых известных работ были два заказа из Венеции — «Тайная вечеря» (1592 г.) и «Рай» (1588 г.). Помимо этих крупномасштабных заказных работ, большая часть искусства Тинторетто была вдохновлена классическими источниками и мифологией. Благодаря этим произведениям он создал уникальный визуальный язык, выходящий за рамки традиционных повествований и раздвигающий границы художественного самовыражения. Работы Тинторетто оказали огромное влияние на историю искусства в целом: они вдохновляли других художников экспериментировать с Масштаб , образность и композиционные приемы для создания новых средств визуального выражения.
Андреа дель Сарто
Андреа дель Сарто: Тайная вечеряВлиятельный итальянский художник-маньерист Андреа дель Сарто родился во Флоренции, Италия, в 1486 году. к более сложным композициям с вытянутыми фигурами и драматическими позами. Его картины состояли из безмятежных и уравновешенных композиций с приглушенной палитрой, в которой акцент делается на тонкие контрасты между светлыми и темными оттенками.
Работа Дель Сарто отличалась от других маньеристов тем, что в ней сохранялись элементы натурализма, но при этом сохранялись преувеличенные позы и стилизованные формы, характерные для маньеризма. В его искусстве часто использовались сцены с фигурами в театральных позах, он также экспериментировал с ракурсом и изображал объекты на разных уровнях, создавая иллюзию глубины в своих картинах. Благодаря своим работам Дель Сарто смог уловить сложность и религиозную интенсивность, характерную для искусства маньеризма.
Его самые известные работы включают «Тайную вечерю» (1520 г.), «Портрет дамы» (1519 г.) и «Благовещение» (1528 г.). Его искусство оказало большое влияние на развитие маньеризма; создание моста между традиционными ценностями эпохи Возрождения и более экспериментальными подходами к композиции, линии и цвету.
Корреджо
Корреджо: Поклонение ребенкуХудожник пармской школы, Корреджо был итальянским художником периода Высокого Возрождения, родившимся в 1489 году недалеко от Пармы. Он считается одним из ведущих деятелей маньеризма и считается оказавшим большое влияние на европейское искусство того периода. Для его работ характерно уникальное сочетание выразительной фигуративной живописи, сложной композиции и замысловатой перспективы.
Корреджо также экспериментировал с уникальными техниками, такими как использование света для создания драматических эффектов, усиливающих эмоции и драму. Некоторые из его самых известных работ включают «Успение Богородицы» (1524–1526 гг.), «Мадонна делла Скоделла» (1530–32 гг.) и «Святая ночь» (1533–34 гг.). Его работы оказали влияние не только на более поздних маньеристов, но и на художников эпохи барокко, таких как Рубенс, Рембрандт и Шарден. Корреджо оставил неизгладимый след в истории искусства благодаря своему замечательному визуальному языку, который изящно сочетает классический сюжет с изобретательной обработкой, вдохновляя поколения художников мыслить нестандартно, когда дело доходит до создания мощных произведений искусства.
Длительное влияние периода искусства маньеризма
Период искусства маньеризма был поворотным моментом в истории искусства и оказал длительное влияние на последующие поколения художников. Это ознаменовало значительный отход от традиции эпохи Возрождения, сосредоточившись больше на экспрессионизме и эмоциональной интенсивности. Картины маньеристов часто изображали удлиненные фигуры, динамичные позы, сложные композиции и интенсивные световые эффекты — все качества, которые говорили о неспокойных временах, в которые они были созданы.
Длительное влияние этих работ проявляется в более поздних движениях, таких как барокко, рококо и неоклассицизм . Даже сегодняшние современные художники могут видеть себя связанными со своими предшественниками 16-го века благодаря использованию подобных техник. Искусство маньеризма также сильно повлияло на то, как мы воспринимаем нашу физическую среду, вдохновляя нас смотреть на повседневные предметы с повышенным чувством осознания. Раздвигая границы искусства в этот период становления, маньеризм продолжает оставаться актуальным столетия спустя.
Маньеризм в искусстве – История, художники и произведения искусства – Artlex
Маньеризм – это художественный стиль и движение, которое впервые возникло во Флоренции и Риме, в конце Высокого Возрождения, между 1520 и 1600 годами, до появления стиля барокко. . Популярность искусства маньеризма распространилась, чтобы стать международным художественным стилем. Однако только в конце 18 века археолог Луиджи Ланци использовал это слово для классификации художников 16 века, которые пришли после великих мастеров эпохи Возрождения.
Почему искусство называется маньеризмом?
В итальянском языке maniera означает стиль или манеру. Маньеризм был термином, который относился к живописи «в поместье». Первоначально маньеризм не считался стилем, поэтому этот ярлык рассматривался как уничижительный термин. По мере развития искусства маньеризма произведения этого движения запрашивались членами королевской семьи.
Каковы характеристики искусства маньеризма?
Искусство маньеризма отличалось от искусства Возрождения тем, что оно отошло от уравновешенных композиций и идеализированных гуманистических форм. Ощущение движения исходило со всех сторон. От пирамидальной композиции отказались вместе с линейной перспективой. Венецианская школа использует мифологию и пейзажи, наполненные архитектурными элементами. Пастбищные сцены продолжились искусством, имитирующим природу.
Художники-маньеристы могли свободно выражать свои мысли при изображении как жизни, так и природы. В первую очередь фигуры стали вытянутыми и тонкими, часто невесомыми. Художник-маньерист использовал figura serpentina в скрученных позах, которые казались неестественными. Цветовая палитра была явно искусственной. Работы были богато украшены. Человеческие фигуры были плотно упакованы в произведения, и художники могли создать весьма искусственную композицию.
Известные образцы искусства маньеризма
Погребение Христа (низложение Христа) 1525-1528 гг. Якопо да Понтормо. Церковь Санта-Феличита, Флоренция, Италия.Тайная вечеря Сан-Сальви (1519–1527). Андреа Дель Сарто. Аббатство Валломброзан, недалеко от Флоренции, Рим.
Играющий путто (1518) или Ангел, играющий на лютне. Уффици, Флоренция, Италия.
https://www.uffizi.it/en/artworks/angel-playing-the-lute
Страшный суд. 1534-1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим.
Мадонна с длинной шеей или Мадонна с младенцем с ангелами и святым Иеронимом (1535-1540). Пармиджанино. Галереи Уффици, Флоренция Италия.
«Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино | Произведения | Галереи УффициВыпуклое зеркало. 1542. Пармиджанино. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия.
Художественно-исторический музей: Selbstbildnis im Konvexspiegel (khm.at) Святая Троица. (1577-1579) Эль Греко. Музей Прадо, Мадрид, Испания.
Святая Троица – Коллекция – Национальный музей Прадо (museodelprado.es)
Персей с головой Медузы (1545–1554). Бенвенуто Челлини. Лоджия деи Ланци, Флоренция, Италия.
Солонка Челлини. (1540-1543) Бенвенуто Челлини. Художественно-исторический музей, Вена, Австрия.https://www.khm.at/objektdb/detail/87080/
Конец Высокого Возрождения
Пик Высокого Возрождения пришелся на период с 1496 по 1527 год в Риме с влиятельными художниками, включая Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Затем ход истории изменился благодаря нескольким событиям.
Великий покровитель искусства Высокого Возрождения, папа Юлий II умер в 1513 году. Микеланджело провел большую часть своего времени, лепя папскую гробницу, прежде чем, наконец, вернуться во Флоренцию, чтобы работать на семью Медичи.
В 1517 году Мартин Лютер взял свои 95 тезисов и приколол их к двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия. Он поставил под сомнение то, как Папа Лев X собирал деньги на строительство нового собора Святого Петра, спроектированного в стиле Высокого Возрождения. Начались религиозные баталии. Жизнь художников Высокого Возрождения менялась, а некоторые и заканчивались.
Леонардо да Винчи провел остаток своей жизни, совершенствуя Мону Лизу . Художник Высокого Возрождения одновременно работал над множеством проектов, но большинство из них так и остались незавершенными. Он умер, живя во Франции, в 1519 году..
Рафаэль был занят работой над Собором Святого Петра, когда внезапно умер в возрасте 37 лет, в 1520 году. Это было разрушительным для его школы, учеников и художника Высокого Возрождения.
Наконец, Рим был разграблен Карлом V, Священной Римской империей и королем Испании, в 1527 году.
Высокое Возрождение к маньеризму
Искусство маньеризма возникло из-за политических потрясений и потери великих художников и меценатов. Художники-маньеристы хотели получить возможность полностью выразить себя без ограничений искусства Высокого Возрождения и его совершенства. Среди первых художников-маньеристов также было коллективное осознание того, что они никогда не сравнится с мастерской троицей Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Высокого Возрождения.
Ранний художник-маньерист Якаопо да Понтормо
Самым ранним художником-маньеристом был Якопо да Понтормо (1494-1557), известный как Понтормо. Художник-маньерист был из Флоренции и обучался у Леонардо да Винчи, у которого он перенимал техники светотени и сфумато.
Первоначально художник Высокого Возрождения, Понтормо изменил историю искусства, когда он экспериментировал с живописью маньеризма. Художник работал как над религиозными произведениями, так и над портретами, в том числе семьи Медичи. Понтормо был источником вдохновения для первых художников-маньеристов.
Погребение Христа (1525-1528) яркая с насыщенными красками, изображает серого Христа в змеиной позе, мягко поддерживаемого двумя другими невесомыми фигурами, казалось бы, с большой легкостью. Другие пытаются окружить его плотно сконструированной сценой, которая кажется почти закрученной. Этот большой алтарь для частной часовни семьи Каппони в церкви Санта-Феличита во Флоренции добавил новизны тому, что обычно было традиционным. Это была первая картина маньеристов, в которой использовалась такая необычная цветовая палитра.
Еще одна красочная работа Понтормо — «Посещение » (1528–1529), на которой изображены Дева Мария и святая Елизавета, обе беременные, и две другие женщины. Ярко одетые фигуры доминируют над всей картиной маньеристов в плотно упакованной композиции.
Маньеристская живопись и развитие продолжается
Когда итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело уехали в Рим, Андреа Дель Сарто (1486-1530) был признан ведущим флорентийским художником. Известный своей глубиной цвета, он умел изображать красивые ткани, используя текстуру, складки и драпировку, возможно, потому, что его отец был портным. Его шедевр считается Тайная вечеря в Сан-Сальви (1519-1527) фреска в аббатстве Валломброзан недалеко от Флоренции. Иисус и его ученики сидят перед белой скатертью, одетые в бирюзовые, оранжевые, зеленые и пурпурные одежды. Три окна наверху с укороченными балконами позволяют наблюдать за происходящим двум людям.
В 1524 году итальянский художник-маньерист Пармиджанино (1503-1540) нарисовал Выпуклое зеркало , на выпуклой панели, используя свое круглое изображение 21-летней давности. В этой работе по саморефлексии используется ангельское идеализированное лицо, но с искаженным объективом. На этой маньеристской картине рука особенно удлинена и увеличена.
Мадонна с длинной шеей или Мадонна с Младенцем, ангелами и святым Иеронимом (1535-1540) — крайне стилизованная версия Мадонны с длинной шеей, с удлиненным обнаженным сыном и толпой ангелов . В 1534 году Пармиджанино было поручено написать масло для погребальной часовни Франческо Тальяферри в Парме. Вместо этого художники хранили эту картину в стиле маньеризма до самой его смерти в 1940 году.
Итальянские художники-маньеристы Россо Фиорентино (1494/1495-1540), нарисованные работы, такие как Играющий путто (1518) или Ангел Играющий на лютне. На этом крупном плане изображен рыжеволосый ребенок-ангел, играющий на большом желтом инструменте на черном фоне. Другие картины художника в стиле маньеризма включают « Снятие с креста» (1521 г.) и « Моисей, защищающий дочерей Иофора» (1523 г.).
Родился во Флоренции, художник-маньерист , Аньоло ди Козимо (1503-1572), известный как Брозино , нарисовал Эленору Толедскую , испанскую жену Козимо I Медичи, с одним из их сыновей. На платье Эленор изображены гранаты, символ материнства. Платье из шелка и парчи настолько доминирует в картине, что оно становится скорее стилизованным, чем идеализированным. Аллегория Купидона (1545) Бронзино представляет собой рискованное произведение, изображающее мифическую Венеру и ее сына Купидона как любовников.
В игривой серии из четырех произведений Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593) под названием Four Seasons Художник-маньерист объединяет человечество с природой в форме растений и их урожая. Император Максимилиан II заказал оригинальный набор, написанный между 1563-1573 годами. Сегодня две из этих маньеристских картин пропали без вести. Вскоре после этого он заказал второй набор в качестве подарка Августу, курфюрсту Саксонии, который остался вместе как коллекция.
Эль Греко и маньеризм
Родившийся в Греции Эль Греко (1541-1614) сначала переехал в Рим, а затем в Испанию. Глубоко религиозный, он изобразил эти сцены в своем искусстве. Святая Троица (1577-1579), холст, масло, демонстрирует стиль маньеризма с удлиненными фигурами, отбрасываемыми тяжелыми тенями и толстыми пустыми очертаниями.
Красочная работа изображает Небесного Отца, держащего тело Христа. Святой Дух появляется в виде голубя. Ангелы стоят позади, а крошечные херувимы отдыхают в облаках у ног Иисуса. За основу этой работы художник взял гравюру Альбрехта Дюрера.
Микеланджело и маньеристская живопись в Сикстинской капелле
Христос, Мария и святые. (деталь) Страшный суд. (1534-1541) Сикстинская капелла, Ватикан, Рим.Страшный суд , (1534–1541) фреска в стиле маньеризма, написанная за алтарем Сикстинской капеллы, представляет собой отход от предыдущих работ итальянского художника Микеланджело (1475–1564), созданных там 25 лет назад. Микеланджело еще раз доказал, что он мастер человеческого тела, добавив к своей композиции 300 фигур, плотно сложенных вместе. Фигуры здесь, демонстрируя идеальную мускулатуру, более стилизованы, искривлены и вытянуты. Цвета более яркие. «Страшный суд» — это подвиг художественной виртуозности.
В центре изображены Христос и Мария, проклятые слева и благословенные справа.
Работа была заказана Папой Павлом III после его избрания в 1534 году. Папа стремился узаконить католическую церковь после разграбления Рима в 1527 году и решить проблемы, которые привели к протестантской Реформации.
Портрет Папы Павла III. 1534. Титан.Заслуженные скульпторы-маньеристы
Следуя аналогично стилизованному эстетическому направлению маньеристских картин, фигуры в маньеристской скульптуре были удлиненными, элегантными и часто переплетались. Работы этого времени были очень подробными.
Древнегреческая мифология – тема мастера скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571) Персей с головой Медузы (1545–1554). Он стоит в Лоджии деи Ланци, здании на площади Синьории во Флоренции, вместе с другими скульптурами, включая копию Давида Микеланджело.
Длинное и элегантное тело Перса держит голову Медузы, которая была известна тем, что обращала в камень любого, кто смотрел на нее. Детализированный и полированный, Персей с головой Медузы, изготовлен из бронзы с использованием древней техники, известной как метод литья по выплавляемым моделям. Это прекрасный образец скульптуры эпохи маньеризма.
Джамболонья (1529–1608), фламандский скульптор из Италии, был фаворитом клана Медичи и поручил ему создать такие работы, как Самсон, убивающий филистимлянина (1562) и Похищение сабинянок (1583). Его ученики, другой скульптор фламандского происхождения Пьетро Франкавилла (1548-1615), создавали выдающиеся скульптуры в стиле маньеризма, в том числе основанные на мифологии Аполлон, победивший питона (1591).
Маньеристская скульптура из золота
Солонка Челлини — это золотая настольная скульптура с эмалью, черным деревом и слоновой костью, созданная в стиле маньеризма Челлини между 1540 и 1543 годами для Франциска I из Франции. Это единственный сохранившийся пример его работы из золота. В мифологической теме представлены Нептун с моря и Теллус с земли. Это уникальная скульптура периода маньеризма.
Архитектура маньеризма
В 1524 году семья Медичи поручила Микеланджело построить вестибюль Лаврентьевской библиотеки в монастыре Сан-Лоренцо во Флоренции. Архитектура маньеризма была отходом для художников, поскольку она игнорирует классическую древность и классицизм эпохи Возрождения.
Вестибюль Лаврентьевской библиотеки работы Микеланджело до Первой мировой войныВ 1527 году итальянский художник и архитектор Джулио Романо (1492/99-1546), ученик Рафаэля, бежал из Рима. Герцог Федериго Гонзага поручил ему и его команде расширить свой охотничий домик. Вскоре он превратился в Палаццо дель Те, квадратное здание с центральным двором и садом, которое считается одним из лучших образцов архитектуры маньеризма. Внешний вид остался деревенским. Очевидным недостатком является симметрия, которая была преднамеренно противопоставлена стилю Возрождения.
Палаццо дель Те, начатый в 1527 году итальянскими художниками Джулио Романо. Находится в Мантуе, Италия.Герцог попросил украсить стены мифологическими сюжетами. Самым роскошным является зал Амура и Психеи, полное повествование которого изображено на фресках, рядом с камином из красного веронского мрамора.
Эротические фрески по всему палаццо и trompe l’oeil от пола до потолка. Иллюзионизм в картине итальянского художника Романо «Падение гигантов», фреска на потолке помогает создать вид купола.
Маньеризм в Северной Европе
Маньеризм распространился во Франции, Великобритании, Праге и Нидерландах, став интернациональным художественным стилем. Фламандский маньерист Бартоломеус Шпрангер (1546–1611) был ведущим художником императора Рудольфа II в Праге. Он писал яркие аллегорические и мифологические сцены, а также эротические произведения. Родившийся в Германии Хендрик Гольциус (1558-1617) был хорошо известен своими гравюрами и рисунками, которые к 1580 году отражали стиль маньеризма. Он даже делал репродукции с картин Спрангера.
Венера в кузнице Вулкана (1610) Бартоломеус Шпрангер, Художественно-исторический музей, Вена, Австрия.https://www.khm.at/objektdb/detail/1830
Немецкий художник Ганс фон Аахен (1522-1615) писал портреты в Италии и был придворным художником, получавшим заказы от герцога Баварского в Мюнхене, прежде чем стать придворный художник императора Рудольфа II в Праге. Он сочетал венецианский колорит с дизайном маньеризма и был известен своими светящимися обнаженными картинами.
Школой Фонтенбло руководил итальянский маньерист Россо Фиорентино, приглашенный Франциском I для украшения дворца Фонтенбло, расположенного в 40 милях от Парижа, в 1530 году
Маньеризм и дворец Фонтенбло
Галерея Франциска I была построена для соединения королевского дворца с монастырем. Между 1533 и 1540 годами Фиорентино было поручено проектировать и контролировать художников, которые наполняли пространство фресками, изысканными изделиями из дерева и позолотой в стиле маньеризма.
Галерея Франциска 1Фрески с лепными рамами, изогнутыми и изогнутыми в виде украшений, таких как нимфы, замазки, гирлянды, корзины и фрукты:
Конец искусства маньеризма
Искусство маньеризма начало исчезать в начале 1600-х годов. Начался новый высокодекоративный и драматичный период искусства барокко. Маньеризм естественным образом развивался и занял свое место в истории искусства.