Маньеризм в живописи: стиль картины художники

Понятие «маньеризм» (в переводе – «стиль», «манера») имеет отношение к стилю живописи, скульптуры и архитектуры, сформировалось направление в итальянских городах Риме и Флоренции в начале 16 века, в поздний период высокого Возрождения.

Два этапа развития:

  1. Ранний (1520 – 1535) или «антиклассический», «антиренессансный» стилю;
  2. Высокий (1535 – 1580) более запутанный, интеллектуальный, глубокий.

Оглавление

Особенности стиля

Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.

Для изображений характерно:

  • Эмоциональность в передаче образов;
  • Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
  • Динамичность и напряженность поз;
  • Необычная передача перспективы и освещения;
  • Яркие краски.

Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.

Импрессионизм как стиль в живописи

 

В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.

Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.

Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей.

Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.

Художники

Наиболее известные художники:

Абстракционизм как стиль в живописи

Микеланджело

Фрески Сикстинской капеллы.

Корреджо

Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).

Пармиджанино

Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».

Аньоло Бронзино

«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».

Джорджо Вазари

«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».

Эль Греко

«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».

Якопо Бассано

«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».

Тинторетто

«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».

Джузеппе Арчимбольдо

«Садовник», «Повар», «Юрист».

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях

Исторические предпосылки

Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.

Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.

Футуризм как стиль в живописи

Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.

Значение

По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.

Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.

Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.

Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz

Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.

Стиль маньеризм в интерьере

Предпосылки и история

В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.
Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.

Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.

Суть маньеризма

Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.

Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.

В архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.

Маньеризм в интерьере: особенности

Их немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:

  1. Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
  2. Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
  3. Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
  4. Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
  5. Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
  6. Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
  7. Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
  8. Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
  9. Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.

Подробности воплощения

Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.

Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.

Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.

В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.

Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.
Стремление преувеличить, поразить, быть может, даже напугать – вот что мниться в интерьерах, созданных в конце XVI века, когда в Европе властвовал маньеризм. То, что нынче кажется манерностью, бесполезной витиеватостью, апологеты стиля считали утонченностью, истинным, возвышенным искусством.

Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.

***

Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».

1 1 голос

Рейтинг статьи

Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники | Эссе | Музей Метрополитен

Производный от итальянского maniera , используемый художником и биографом шестнадцатого века Джорджо Вазари, термин маньеризм относится к движению в изобразительном искусстве, которое распространилось по большей части Европы между периодами Высокого Возрождения и барокко. . Он возник в Италии, где просуществовал примерно с 1520 по 1600 год, и его можно охарактеризовать как «манерный», поскольку в нем упор делался на сложность и виртуозность, а не на натуралистическое изображение. В то время как формальный словарь маньеризма многое берет из более поздних работ Микеланджело (1475–1564) и Рафаэля (1483–1520), его приверженцы в целом предпочитали композиционную напряженность и нестабильность, а не баланс и ясность ранней живописи эпохи Возрождения. Некоторые характеристики, общие для многих работ маньеристов, включают искажение человеческой фигуры, уплощение изобразительного пространства и культивируемую интеллектуальную изощренность.

Определенные аспекты маньеризма предвосхищаются в творчестве Андреа дель Сарто (1486–1530). Хотя стиль Андреа был основан на художественных идеалах Высокого Возрождения, таких как объединение фигур с естественными пропорциями в четко очерченном пространстве, его выразительное использование ярких цветов и разнообразных сложных поз вдохновило первое поколение художников-маньеристов во Флоренции (22.75). ; 32.100.89). Первыми среди этой группы были ученики Андреа Якопо да Понтормо (1494–1556) и Россо Фиорентино (1494–1540). Интенсивные тона и изящно поставленные фигуры в многолюдном изображении Понтормо Deposition в церкви Санта-Фелисита (капелла Каппони, Флоренция) усиливают эмоциональную окраску картины и демонстрируют вкус к элегантности и искусству, которые также видны в стилизованной голове и причудливой плетеной прическе.

Россо Женщина с изысканной прической (19.76.11; 52.124.2; 49.97.233). Активный в то же время, что и эти новаторские художники, Бачиакка (1494–1557) разработал эклектичный стиль, сочетающий влияние маньеризма и цитаты северных художников, таких как Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден, с более старыми традициями эпохи Возрождения (38.178; 19).82.60.11).

К 1540 году ученик Понтормо Аньоло Бронзино (1503–1572) стал ведущим художником, работавшим в этом стиле во Флоренции, и придворным художником Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы. Герцогское покровительство сыграло важную роль в карьере Бронзино, а также в карьере его современников, работающих при дворе Медичи, Франческо Сальвиати (1510–1563) и Джорджо Вазари (1511–1574). Его официальные портреты Козимо I и его жены, герцогини Элеоноры Толедской, демонстрируют необычайное техническое мастерство Бронзино и передают атмосферу аристократического достоинства (08.262). Типичными для Бронзино являются чрезвычайно утонченное исполнение и изящный силуэт его

Портрет молодого человека , в котором книга, костюм и эффектная поза субъекта подчеркивают его ученость и социальный статус (29. 100.16). Портреты Сальвиати передают такое же чувство утонченности и формальности в их тщательной обработке модного платья натурщицы (55.14). Высокая манера , разработанная этими художниками, также отмечена признанием интеллектуальной сложности. Эскиз Вазари для декоративной росписи в Палаццо Веккьо иллюстрирует мифологические отсылки и сложные аллегории, бывшие в моде среди флорентийской элиты (1971.273).

К середине шестнадцатого века влияние маньеризма распространилось далеко за пределы Флоренции. Двумя важными представителями движения в северной Италии были Пармиджанино (1503–1540), работавший в Парме, Болонье и Риме, и венецианский художник Якопо Тинторетто (1519–1594). Очень индивидуальные стили этих двух художников включают удлиненные пропорции фигур, искривленные позы и сжатие пространства, которые отличают центральный итальянский маньеризм (1982.319; 13.75). Более того, итальянские художники, нанятые королем Франциском I в Фонтенбло, сделали маньеризм доминирующим стилем во Франции.


Цитата

Финоккио, Росс. «Маньеризм: Бронзино (1503–1572) и его современники». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/zino/hd_zino.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Бамбах, Кармен С., Филипп Костаманья, Джанет Кокс-Реарик, Марция Фалетти, Джордж Р. Голднер и Элизабет Пиллиод. Рисунки Бронзино . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2010. См. в MetPublications

.

Ширман, Джон. Маньеризм . Нью-Йорк: Пингвин, 1967.

.

Ширман, Джон. Only Connect: Искусство и зритель в итальянском Возрождении . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1992.

.
Дополнительные эссе Росса Финоккио
  • Финоккио, Росс. «Фра Анджелико (ок. 139 г.5–1455)». (октябрь 2006 г. )
  • Финоккио, Росс. «Французский реализм девятнадцатого века». (октябрь 2004 г.)

Маньеризм | Определение, характеристики, искусство и факты

Пармиджанино: Мадонна с длинной шеей

Все медиа

Ключевые люди:
Андреа дель Сарто Бернардо Битти Бальтасар де Эшав Орио Себастьяно Серлио
Похожие темы:
искусство маньера

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Маньеризм , итальянский Маньеризм , (от маньера, «манера» или «стиль»), художественный стиль, преобладавший в Италии с конца Высокого Возрождения в 1520-х годах до начала стиля барокко около 1590 года. Стиль маньеризма зародился во Флоренции и Риме и распространился на север Италии. и, в конечном счете, на большую часть Центральной и Северной Европы. Этот термин впервые был использован примерно в конце 18 века итальянским археологом Луиджи Ланци для определения художников 16 века, которые были последователями крупных мастеров эпохи Возрождения.

Маньеризм возник как реакция на гармоничный классицизм и идеализированный натурализм искусства Высокого Возрождения, который практиковали Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль в первые два десятилетия 16 века. В изображении обнаженной человеческой натуры стандарты формальной сложности были установлены Микеланджело, а нормы идеализированной красоты — Рафаэлем. Но в творчестве преемников маньеристов этих художников одержимость стилем и техникой фигурной композиции часто перевешивала важность и значение предмета. Вместо этого наивысшее значение придавалось внешне легкому решению сложных художественных задач, таких как изображение обнаженной натуры в сложных и искусственных позах.

Еще из Британники

Западная архитектура: маньеризм

Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и художественностью, тщательно продуманным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным снисхождением к причудливому. Фигуры в работах маньеристов часто имеют изящные, но причудливо вытянутые конечности, маленькие головы и стилизованные черты лица, а их позы кажутся сложными или надуманными. Глубокое линейное перспективное пространство живописи Высокого Возрождения уплощено и затемнено, так что фигуры предстают как декоративное расположение форм на плоском фоне неопределенных размеров. Маньеристы стремились к постоянному совершенствованию формы и концепции, доводя преувеличение и контраст до больших пределов. Результаты включали странные и ограничивающие пространственные отношения, резкие сопоставления интенсивных и неестественных цветов, акцент на аномалиях масштаба, иногда совершенно иррациональное сочетание классических мотивов и других визуальных отсылок к античности, а также изобретательные и гротескные живописные фантазии.

Элементы маньеризма уже присутствуют в некоторых поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в частности, в «Преображение » (1517–1520). В период с 1515 по 1524 флорентийские живописцы Россо Фиорентино и Якопо да Понтормо порвали с ренессансным классицизмом и выработали выразительный, эмоционально взволнованный стиль в своих религиозных композициях. Среди наиболее примечательных из этих ранних маньеристских работ — алтарь Висдомини Понтормо (1518 г.) в церкви Сан-Микеле Висдомини во Флоренции и Снятие с креста (1521). В начале 1520-х годов Россо отправился в Рим, где он присоединился к художникам Джулио Романо, Перино дель Вага и Полидоро да Караваджо, которые все были последователями Рафаэля в его работе для Ватикана. Стиль маньеризма полностью проявился в картинах этих художников, а также в картинах Пармиджанино. Мадонна с длинной шеей (1534–1540) последнего, Мертвый Христос с ангелами Россо (ок. 1526) и Понтормо Отложение (1525–1528) являются выдающимися произведениями зрелости маньеризма. Огромная фреска Микеланджело «Страшный суд » (1536–1541) в Сикстинской капелле демонстрирует сильные маньеристские тенденции в ее взволнованной композиции, бесформенном и неопределенном пространстве, а также в замученных позах и преувеличенной мускулатуре ее связок обнаженных фигур.

Утонченный маньеризм, развившийся в Риме до 1527 года, оказал главное влияние на стили ряда молодых итальянских художников, работавших в 1530-х, 40-х и 50-х годах. Среди них были Джорджио Вазари, Даниэле да Вольтерра, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Федерико Цуккари, Пеллегрино Тибальди и, прежде всего, Бронзино, который был учеником Понтормо и стал самым важным художником-маньеристом во Флоренции в то время. Тем временем маньеризм начал распространяться за пределы Италии; Россо перенес этот стиль во Францию ​​в 1530 году, а два года спустя за ним последовал Франческо Приматиччо, который развил важный французский вариант маньеризма в своих украшениях, выполненных при французском королевском дворе в Фонтенбло. Маньеризм был пересажен и распространен по всей Центральной и Северной Европе примерно в середине века благодаря большому количеству гравюр с итальянских картин и визитам северных художников в Рим для обучения. Бартоломеус Шпрангер, Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен стали важными художниками-маньеристами. Хотя голландские города Харлем и Амстердам стали центрами нового стиля, наиболее амбициозное покровительство практиковалось в Праге императором Рудольфом II; Спрангер и другие, работавшие на Рудольфа, развили маньеризм, который иногда превращался в гротеск и необъяснимое.

В скульптуре змеевидная сложность поздних скульптур Микеланджело, воплощенная в извилисто спиралевидной форме его Победы (1532–1534), доминировала над устремлениями маньеристов в этой среде. Скульпторы Бартоломео Амманнати, Бенвенуто Челлини и, самое главное, Джамболонья стали основными практиками маньеризма с их изящными и сложными статуями.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *