Содержание

Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших.

Тема: Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших.

Цель урока: расширить представления о животном мире, показать общее в растительных и животных организмах; показать связь науки с практикой, показать что простейшие — одноклеточные организмы.

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать современное представление о многообразии простейших, их происхождении, классификации, значении в природе и в жизни человека;

  • выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения выделять главное, выбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

  • развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

  • профилактика заболеваний вызванных простейшими (слайд №3)

2. Актуализация знаний учащихся

2.1. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

— фронтальный опрос;

Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте с вами вспомним о чем говорили на прошлом уроке.

1.Как называется наука, изучающая животных? (зоология)

2.Перечислите признаки свойственные животных?(питание, дыхание, рост, размножение)

3.Чем отличаются животные от растений?

4.Что такое вид? (это группа особей имеющая сходное строение, обитающая на одной территории свободно скрещивающаяся между собой и дающая плодовитое потомство)

5.Какие основные систематические категории вы знаете?

(род, вид, класс, отдел, царство, семейство…)

6. Каково значение зоологических знаний? (разведение ценных пород, одомашнивание диких животных, разработка биологических мер борьбы с вредителями…..)

3. Изучение нового материала

А сейчас приступаем к изучению нового материала, открываем тетради и записываем тему урока: « Простейшие. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших»

Послушайте рассказ.

Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит: — И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает: — Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: — Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: — Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, — добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков.

Тут третья вмешалась: — Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

— Как вы думаете? Где обитают эти животные.

(в воде, во влажной почве, и в органах других организмов)

Изучение обитателей водоема с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие организмы, которые не имеют зеленой окраски. В 1676 г. Антони Ван Левенгук – открыл одноклеточные организмы, которые состояли из одной клетки — это были простейшие или подцарство одноклеточные. В настоящее время известно около 70000 видов простейших.

Все они имеют одну клетку состоящую из ( оболочка, цитоплазма, вакуоли, ядро, пластиды ); строение каких клеток вам это напоминает? (растений)

Но в чем отличие растений от одноклеточных организмов? (клетка растений в своем строений имеет зеленые пластиды, которые называются (хлоропластами), а у одноклеточных животных их нет), но есть промежуточные животные которые на свету питаются как растения в процессе фотосинтеза образуются питательные вещества, а в темноте как животные — запасом питательных веществ

Царство животных делится на два подцарства: одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным, или простейшим относятся животные тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка — целостный организм, ведущий самостоятельное существование.

Подцарство одноклеточные подразделяется на типы: Саркожгутиконосцы, споровики и инфузории, а типы в свою очередь подразделяются на классы.

ОБИТАЕТ В ПРЕСНЫХ ВОДАХ (ПРУДАХ, ЛУЖАХ, ВОДОХРАНИЛИЦАХ)

НЕ ИМЕЕТ ПОСТОЯННУЮ ФОРМУ ТЕЛА

ИМЕЕТ ЛОЖНОНОЖКИ- ПСЕВДОПОДИИ

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ ВАКУОЛЬ

ВНУТРИКЛЕТОЧНОЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ

ПЛАЗМОЛЕММА ПРОНИЦАЕМА

СОКРАТИТЕЛЬНАЯ ВАКУОЛЬ

ДЕЛИТСЯ 1 РАЗ В СУТКИ

ОБИТАЕТ В ЗАГРЯЗНЕННЫХ ПРЕСНЫХ ВОДОЕМАХ

ИМЕЕТ ДВА ЖГУТИКА

ПИТАЕТСЯ БАКТЕРИЯМИ И РАСТЕНИЯМИ

ИМЕЕТ РОТ

ОСТАТКИ ОПОРОЖНЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ РОТ

ДЫШИТ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ТЕЛА

ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА НАКАПЛИВАЮТСЯ В СОКРАТИТЕЛЬНУЮ ВАКУОЛЬ

ПЕРЕДВИГАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ РЕСНИЧЕК

ДВИЖЕТСЯ ТУПЫМ КОНЦОМ ВПЕРЕД

ИМЕЕТ КЛЕТОЧНЫЙ РОТ

ОСТАНКИ УДАЛЯЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПОРОШИЦУ

ИМЕЕТ ДВА ЯДРА

БЫСТРО РАСТУТ И РАЗМНОЖАЮТСЯ

Тема: Одноклеточные животные или простейшие. 7 класс

Задания:

  1. Прочитайте п. 35, выберите интересующий вас раздел параграфа и работайте с ним.

  2. По данному разделу параграфа вам нужно составить кластер (коллаж)

  3. Для этого вам нужно выбрать из конверта все термины ,картинки, схемы, касающие вашей темы, при этом проанализировать их или дополнить записями;

  4. Что должно изображено на коллаже: в центре изучаемый объект с обозначениями, от него стрелочки, и от стрелочек направления изучения объекта, например, питание, дыхание, размножение, выделение и т.д.

  5. Все это оформляете на листочке, а потом все это, дополняя друг друга рассказываете окружающим, тем самым как бы рекламируете .

  6. После того как все выступят, приведите факты что ваш изучаемый объект был лучше, только вот чем?….это уже найти или придумать самим надо.

Желаю удачи!!!

Тема: Одноклеточные животные или простейшие. 7 класс

Задания:

  1. Прочитайте п. 35, выберите интересующий вас раздел параграфа и работайте с ним.

  2. По данному разделу параграфа вам нужно составить кластер (коллаж)

  3. Для этого вам нужно выбрать из конверта все термины ,картинки, схемы, касающие вашей темы, при этом проанализировать их или дополнить записями;

  4. Что должно изображено на коллаже: в центре изучаемый объект с обозначениями, от него стрелочки, и от стрелочек направления изучения объекта, например, питание, дыхание, размножение, выделение и т.д.

  5. Все это оформляете на листочке, а потом все это, дополняя друг друга рассказываете окружающим, тем самым как бы рекламируете .

  6. После того как все выступят, приведите факты что ваш изучаемый объект был лучше, только вот чем?….это уже найти или придумать самим надо.

Желаю удачи!!!

Тема: Одноклеточные животные или простейшие. 7 класс

Задания:

  1. Прочитайте п. 35, выберите интересующий вас раздел параграфа и работайте с ним.

  2. По данному разделу параграфа вам нужно составить кластер (коллаж)

  3. Для этого вам нужно выбрать из конверта все термины ,картинки, схемы, касающие вашей темы, при этом проанализировать их или дополнить записями;

  4. Что должно изображено на коллаже: в центре изучаемый объект с обозначениями, от него стрелочки, и от стрелочек направления изучения объекта, например, питание, дыхание, размножение, выделение и т.д.

  5. Все это оформляете на листочке, а потом все это, дополняя друг друга рассказываете окружающим, тем самым как бы рекламируете .

  6. После того как все выступят, приведите факты что ваш изучаемый объект был лучше, только вот чем?….это уже найти или придумать самим надо.

Желаю удачи!!!

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Амеба

Бодо

Инфузория

Среда обитания

Внешний вид

(форма тела)

Передвижение

Тип питания

Выделение

Размножение

Вывод:

Сравнительная характеристика основных групп Простейших

Характерные признаки

Амеба

Бодо

Инфузория

Среда обитания

Внешний вид

(форма тела)

Передвижение

Тип питания

Выделение

Размножение

Вывод:

Урок 5.

Значение простейших

 

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 12—15 учебника), составление таблицы «Си­стематические группы простейших» при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна­чения понятий: корненож­ки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельно­сти простейших организмов; различать простейших с ав- тотрофным и гетеротрофным типом питания на рисунках, фотографиях и среди нату­ральных объектов; выделять систематические группы простейших и различать их

Метапредметные УУД

Познавательные: проводить на­блюдения, эксперименты и объ­яснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характе­ристиками.

Регулятивные: работать по пла­ну, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки само­стоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы;

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии, научно­го мировоззрения; умение применять полученные зна­ния в практиче­ской деятельно­сти; осознание возможности проведения само­стоятельного

Основные понятия

Зоология — наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный ответ

1. Чем выделяются инфузории среди других одноклеточных?

наиболее организованы

способом питания

терморегуляцией

2. Сколько видов инфузорий известно?

5 тыс.

7.5 тыс.

10.2 тыс.

3. Какая форма тела у инфузорий?

постоянная

меняющаяся

шарообразная

4. На какие типы можно разделить инфузорий?

свободные, прикрепленные

свободные, прикрепленные, паразитирующие

свободные, прикрепленные, паразитирующие, хищные

5. Сколько ядер у инфузорий?

2

3

4

6. Как по-другому называются инфузории?

жгутиковые

реснитчатые

двуядерные

7. На ком могут паразитировать инфузории?

на червях, моллюсках, рыбах, земноводных, млекопитающих

на моллюсках, рыбах, земноводных

на червях и млекопитающих

8.  Как называется ротовое отверстие инфузорий?

цитостом

цитоплазм

цитофарингс

9. Какая инфузория паразитирует на человеке?

инфузория-туфелька

балантидий

хонотриха

10. Какую инфузорию используют в лабораториях?

вольвокс

балантидий

инфузорию туфельку

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображе­ниям?

Представьте, что вы — экскурсовод. Предложите план знакомства с экспозицией «Простейшие и человек».

Приведите доказательства, что когда-то и растения и животные име­ли общих предков.

Каково значение простейших?

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Изучение ископаемых остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.

загрязнение водоемов

 

 

 

 

Простейшие — возбудители болезней человека и животных. Среди простейших очень многие ведут паразитический образ жизни. Они поселяются в различных органах человека и животных и часто бывают причиной тяжелых заболеваний. К болезням, вызываемым простейшими, относятся, например, малярия и кожный лейшманиоз (см. ст. «Насекомые и клещи — хранители и переносчики возбудителей болезней»).

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, опасны.

 

 

Простейшие – большая группа животных, насчитывающая несколько десятков тысяч видов. Это большей частью микроскопические организмы, состоящие из одной клетки. Однако клетка эта выполняет функции целого организма. По строению эти организмы в целом соответствуют животной клетке, однако простейшие во многом сложнее клеток, входящих в состав многоклеточных организмов. Среди них немало паразитов.

Паразитические простейшие. Урок биологии 

 

 

 

 

Болезни, вызываемые простейшими, называются протозоозы (протозоонозы), распространены они очень широко. Заражение человека и сельскохозяйственных животных паразитическими простейшими происходит преимущественно алиментарным или трансмиссивным путями. Виды, имеющие важнейшее значение медицине и ветеринарии, приведены ниже.

Простейшие Паразиты Человека

 

 

 

 

Амебиаз, или амебная дизентерия распространена повсеместно, но чаще встречается носительство. В нашем регионе обычно регистрируются случаи завозного амебиаза. При этом заражаются люди чаще всего на курортах тропических и субтропических стран.

Профилактика амебиаза заключается в кипячении воды, используемой в пищевых и гигиенических целях. Особенно внимательно это нужно соблюдать людям, посещающим страны Африки и юго-восточной Азии.

Свободноживущие амебы – паразиты человека.

Эти простейшие являются обычными обитателями водоемов, достаточно прогреваемых солнцем. Эктоплазма акантамеб образует многочисленные тонкие заостренные псевдоподии (acantos — шип). В цистах акантамебы принимают звездчатую форму. Неглерии характеризуются округлой формой и присутствием жгутиковой стадии в жизненном цикле.

Амебы чаще всего поражают людей с ослабленным иммунитетом, в том числе ВИЧ – инфицированных. Простейшие попадают в организм человека во время купания. У людей с мягкими контактными линзами амебы “приживаются” под линзами и изъязвляют роговицу глаза. При глазной форме заболевания опасности для жизни, как правило, нет. В ряде случаев эти амебы могут проникать по обонятельному нерву в головной мозг и вызывать менингит, который чрезвычайно опасен. Случаев самопроизвольного излечения не описано и поражение мозга заканчивалось чаще всего смертью через 2-7 дней после появления симптомов. Известна и кожная форма заболевания. Впервые акантамебиаз у человека зарегистрирован в Новой Гвинее в 1965 году. Наибольшее число случаев отмечено в США.

Лямблии (Lamblia (=Giardia) intestinalis)

Лямблии (по зарубежной номенклатуре – жиардии) паразитируют в верхнем отделе тонкой кишки человека. У животных описаны другие виды лямблий, которые могут быть патогенными для своих хозяев. Самостоятельность этих видов и патогенность их для человека не выяснена.

ПаразитыЛямблии

 

 

 

 

Лямблия имеет двусторонне-симметричное грушевидное тело длиной до 10-20 мкм, в котором заметны два ядра и парабазальные тела. Органеллами движения служат 8 жгутиков. Населяя пространства между ворсинками кишки, лямблии прикрепляются к эпителию с помощью большого присасывательного диска. Размножаются паразиты простым продольным делением. Опускаясь в нижние отделы кишечника, лямблии инцистируются. Цисты этих простейших могут сохраняться в окружающей среде до 3 месяцев и остаются жизнеспособными даже при хлорировании воды. Заражение человека происходит чаще алиментарным путем — с водой, содержащей цисты паразита. В кишечнике из цисты выходят две лямблии.

Естественный уровень заражения людей довольно высокий и только у 0,1-2% зараженных наблюдаются симптомы лямблиоза — расстройство функций тонкого кишечника. Из-за раздражения лямблиями нервных окончаний кишечных ворсинок происходит спазм мускулатуры кишки. Нарушается также процессы пристеночного переваривания и всасывания. Чаще всего болеют дети 3-12 лет. Диагноз лямблиоза подтверждается нахождением в фекалиях цист паразита. Распространены лямблии повсеместно. Профилактика лямблиоза заключается в кипячении воды, используемой в пищевых и гигиенических целях.

Трипаносомы (Trypanosoma).

Трипаносомы – внеклеточные и внутриклеточные паразиты животных и человека. Типичная трипаносома имеет веретенообразное тело и достигает 40 мкм в длину. Органеллой движения служит жгутик, который тянется вдоль тела, образуя волнообразную (ундулирующую) мембрану. Эта форма живет в крови своих хозяев. У некоторых видов жгутиковая форма может превращаться в округлую безжгутиковую (лейшманиальную) форму размером 15-25 мкм. Превращение происходит по мере развития иммунитета у хозяина. Лейшманиальная стадия паразитирует обычно внутри клеток.

Трипаносомы размножаются бесполым путем – продольным делением. Заражение людей и животных происходит чаще всего при укусе переносчика – кровососущего насекомого (трансмиссивное заражение). Иногда возбудители передаются половым путем. Морфологические различия между отдельными видами трипаносом очень незначительны. Особое значение имеют следующие виды.

Trypanosome — Трипаносома

 

 

 

 

В Африке в крови крупного рогатого скота паразитирует T. brucei, которая вызывает лихорадку, называемую «нагана». Передается возбудитель мухами-жигалками. К этому заболеванию восприимчивы все виды домашних и лабораторных животных.

В странах Азии, в том числе в Казахстане, Узбекистане, Туркмении среди диких и домашних животных распространено заболевание «сурра», возбудителем которого служит T. evansi. Основные симптомы — лихорадка, отеки слизистых оболочек, анемия, увеличение лимфатических узлов. Передается этот паразит слепнями, комарами и мухами-жигалками. Хищные животные могут заразиться алиментарным путем при поедании трупов инвазированных животных.

В странах с теплым климатом среди лошадей распространена так называемая «случная болезнь» или «дурина», которую вызывает T. equiperdum. Заболевание передается при половых контактах. У больных лошадей наблюдается депигментация кожи, параличи губ, ушей, крупа. В связи с отсутствием переносчика случная болезнь может передаваться и в северных регионах, поэтому перевозки лошадей должны быть под строгим ветеринарным контролем.

Возбудителем американского трипаносомоза — болезни Чагаса (Шагаса) – служит T. cruzi. Заболевание распространено в Латинской и Южной Америке. Этот вид способен паразитировать у многих домашних и диких млекопитающих а также у человека. Переносчиками трипаносом служат крупные триатомовые клопы. Насекомые нападают ночью на животных и спящих людей, прокалывая кожу на губах и веках. За это клопов называют поцелуйными. После кровососания клопы помещают на ранку свои экскременты, содержащие трипаносом. Место укуса при этом начинает сильно чесаться и человек втирает экскременты насекомого в ранку. Сначала простейшие обитают в плазме крови, но по мере развития иммунитета они переходят к внутриклеточному паразитированию в мускульных клетках сердца. У зараженного человека начинается постоянная лихорадка, увеличивается печень, селезенка и лимфатические узлы, нарушается сердечно-сосудистая деятельность. В хронической стадии болезнь протекает чаще без характерных симптомов – появляется одышка, тахикардия и боли в сердце. Болезнь очень плохо поддается лечению, особенно в хронической стадии. Клопы заражаются при питании кровью на больных животных или людях. Через 2-4 недели инвазионные трипаносомы появляются в фекалиях насекомых. Установлено, что T. cruzi при переходе к внутриклеточному существованию «атакуют» клетки раковых опухолей, тормозя их рост.

Для диагностики трипаносомных заболеваний исследуется кровь, в которой обнаруживаются простейшие.

Профилактика трипаносомозов человека и животных заключается в первую очередь в защите от насекомых-переносчиков трипаносом, а также в уничтожении переносчиков. Необходимо также выявлять и лечить больных.

Тип Споровики (Sporozoa) Малярийные плазмодии человека

Плазмодии служат возбудителями малярии – одного из самых распространенных заболеваний на Земле. Эти простейшие являются внутриклеточными паразитами. На разных этапах развития размеры их колеблются от 2 до 60 мкм. Кровяные споровики имеют сложный цикл развития со сменой хозяев без выхода наружу. Малярия передается трансмиссивно путем специфической инокуляции. Переносчиками и окончательными хозяевами паразитов служат малярийные комары рода Anopheles, которых насчитывается около 80 видов. Во время питания самка комара всасывает вместе с кровью больного человека незрелые половые клетки – микро- и макрогаметоциты. В кишечнике насекомого эти клетки созревают, происходит их слияние (оплодотворение) с образованием оокинеты – подвижной зиготы. У человека паразитируют 4 вида плазмодиев:

Малярийный плазмодий

 

 

 

 

Возбудитель трехдневной малярии. Трехдневная малярия распространена на всех континентах. Это самый пластичный в экологическом плане вид – развитие в комаре происходит при температуре от 16 до 35°С в течение 7-45 суток. У человека в печени развитие экзоэритроцитарных шизонтов длится 8 суток, развитие в эритроцитах – 48 часов. В периферической крови обнаруживаются все эритроцитарные стадии паразита. В печени человека некоторые спорозоиты, попавшие из комара, способны находиться без развития до нескольких месяцев (брадиспорозоиты), в отличие от тахиспорозоитов – они развиваются быстро. Такое разделение спорозоитов – эволюционное приспособление паразита. При укусе инвазированным комаром человека в конце лета гаметоциты в крови больного образуются только следующей весной или летом, когда появятся комары.

Возбудитель овале-малярии  распространен в некоторых регионах экваториальной части Африки и Америки. Это обусловлено тем, что развитие в комарах может идти только при 25С и оно продолжается 10 суток. Для очагов характерны именно такие климатические условия (чаще всего это горная местность). Шизогония в печени длится 9 суток, в эритроцитах – 48 часов. В мазке крови обнаруживаются все эритроцитарные стадии.

Возбудитель тропической малярии распространен на юге Европы и Азии, в Африке и на соответствующих широтах Америки. Развитие в комаре происходит в пределах 22-30°С (7-12 сут.). Шизогония в печени длится 6 суток, в эритроцитах — 48 часов. Зараженные эритроциты застревают в капиллярах и поэтому в периферической крови обнаруживаются только самые молодые (кольцевидые) паразиты. Гаметоциты этого вида хорошо отличаются от других видов плазмодиев своей вытянутой, «бананообразной» формой.

Возбудитель 4-дневной малярии встречается в приэкваториальной части материков. Созревание спорозоитов в комаре происходит 10-12 дней при 26-28°С. Экзоэритроцитарная шизогония продолжается 15 суток, эритроцитарная – 72 часа. В мазке крови обнаруживаются все эритроцитарные стадии.

Иногда люди одновременно заражаются несколькими видами малярии.

Симптомы малярии – периодически повторяющиеся приступы лихорадки. При трехдневной, тропической и овале- малярии приступы происходят через день, при четырехдневной – через два дня. Наиболее опасна тропическая малярия, которая имеет злокачественное течение: часто происходит отек легких и мозга, нарушается работа почек. Вследствие этих и других осложнений наступает смерть. В тропических странах часто имеет место скрытое (бессимптомное) носительство.

Диагностика малярии проводится путем микроскопического изучения окрашенных мазков крови с целью нахождения эритроцитарных стадий паразитов. Диагностика тропической малярии затруднена из-за частого отсутствия в периферической крови паразита.

Малярия занимает 5 место по причине смертности среди населения южных стран. По данным ВОЗ, ежегодно заболевают около 500 миллионов человек, и 2-3 миллиона из них умирают. Около 2,5 млрд. человек живет в зонах, неблагополучных по малярии.

Развитие очага малярии невозможно в местностях, где количество дней с температурой выше 15°С меньше 30. При количестве дней с указанной температурой 30-90 вероятность эпидемии низкая; в районах, где более 150 дней создаются благоприятные условия возникновения эпидемии.

фильм малярийный плазмодий

 

 

Проблема малярии всегда была актуальной в нашей стране. В дореволюционной России ежегодно болело до 3 миллионов человек. Благодаря активным действиям медицинских и других служб к 60-м годам XX века в СССР малярия была полностью ликвидирована. Однако с началом войны в Афганистане стали часты завозные случаи заболевания, которые быстро лечили. Пик таких случаев пришелся на 80-е годы. В настоящее время в связи с массовой миграцией населения и высокой температурой летом в наших широтах появляются сообщения не только о завозных, но и о местных случаях малярии. В основном болеют переселенцы из Азербайджана и Таджикистана. Чаще всего среди них регистрируется 3-дневная малярия.

Профилактика малярии заключается в полном излечении больных для предотвращения распространения заболевания, а в активных очагах малярии наряду с этим проводится борьба с комарами-переносчиками. Во время пребывания в эндемичных районах необходима химиопрофилактика. Нарушение работы противомалярийных служб в местах распространения этой болезни может привести к серьезным последствиям. Так, например, в Кыргызстане в 1996 году было зарегистрировано всего 17 случаев малярии, из которых 11 – завозные. А в 2002 году зарегистрировано уже 2744 случая этого заболевания, из которых завозные – лишь малая часть.

Знаете ли вы, что:

Египетские пирамиды., дворцы и храмы Владимиро-Суздалъской Руси, дворцы в белокаменной Москве и Севастополе, ста­рые здания в Париже, Риме, Вене и других городах построены из известняков, образовавшихся из раковинок простейших. В 1 м3 воды из Тихого океана содержится от 50 до 800 тыс. известковых простейших; в Атлантическом океане — до 3 млрд, а в воде у берегов Сенегала или Осло-фъорда — 30— 35 млрд, но и это не предел. В отдельных районах Северной Атлантики численность простейших достигает 115 млрд на 1м3. Почти все основные группы свободнодвижущихся про­стейших обитают в почве. Их численность в 1 г почвы, мо­жет быть от 150 тыс. до 1 млн, т. е. на 1 га придется 150— 1000 кг простейших, а на окультуренных человеком почвах даже до 8,5 т на 1 га.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Простейшие возбудители болезней

https://studfiles.net/preview/3189013/page:3/

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Клеточное строение организмов / КонсультантПлюс

Клеточное строение организмов

Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение — целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли — низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство Грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Значение простейших кратко. «многообразие простейших, их значение в природе и жизни человека»

Простейшие — источник питания других животных. В морях и в пресных водах простей­шие, прежде всего инфузории и жгутиконосцы, служат пищей для мелких многоклеточных жи­вотных. Черви, моллюски, мелкие ракообраз­ные, а также мальки многих рыб питаются пре­имущественно одноклеточными; без простей­ших их существование было бы невозможным. Этими многоклеточными животными в свою очередь питаются более крупные животные, и прежде всего подрастающие мальки рыб. По­нятно, какое огромное значение имеют простей­шие в жизни природы и в народном хозяйстве.

Самое крупное из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит — питается на­селяющими океаны очень мелкими ракообраз­ными. Ими же питаются и другие беззубые киты. А эти рачки в свою очередь питаются од­ноклеточными животными. Так и получается, что, в конечном счете, существование китов за­висит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие — участники образования гор­ных пород. Рассматривая под микроскопом раз­мельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущест­венно из мелких раковинок каких-то живот­ных. Из таких же микроскопических ракови­нок состоят и многие известковые горные по­роды Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа. Каждая такая раковинка содержала когда-то тело простейшего животного — фораминиферы, жившего в далекие времена на дне морей и океанов.

Да и в настоящее время значительная часть дна океана покрыта илом, состоящим из рако­винок фораминифер. Многие известняки состо­ят почти целиком из таких раковин. Известня­ки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены, например, гигантские сооружения древности — египетские пирамиды.

Фораминиферы — простейшие животные, ближе всего они стоят к амебам. Раз­личные их виды отличаются строением извест­ковой раковины, внутри которой помещается протоплазма с ядрами. Часто раковина спираль­ная и внутри многокамерная. В перегородках между камерами имеются отверстия, через ко­торые сообщается протоплазма, расположенная в смежных камерах. Латинское слово «форамен» означает отверстие, отсюда и название «фораминиферы» (несущие отверстия).

Остаткам фораминифер в горных породах при­дается большое значение в геологической разведке: находка в известняках определенных видов фораминифер указывает на близость нефтеносных слоев.

Надо иметь, однако, в виду, что не все из­вестняки состоят из раковинок простейших. Немалое количество известняков образовано остатками скелетов кораллов, раковинами мол­люсков и т. п.

Простейшие — показатель степени загряз­ненности пресных водоемов. Борьба с загрязнен­ностью водоемов — важнейшая государствен­ная задача. Каждому виду простейших живот­ных необходимы для существования определен­ные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фаб­рик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить и в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.

Малярия — страшный бич людей, особенно в тропических и субтропических странах. Да и в умеренных широтах она распространена до­вольно широко. Тяжелое заболевание маляри­ей вызывают особые простейшие организмы — малярийные плазмодии (см. ст. «Животные — хра­нители и переносчики болезней»).

К лейшманиям близка большая группа пара­зитических простейших — трипаносомы. Раз­личные виды трипаносом вызывают тяжелые заболевания человека и животных. Эти заболе­вания распространены в тропиках. В умерен­ной зоне человек не болеет подобными болезня­ми. Из заболеваний животных, вызываемых трипаносомами, наиболее опасна в СССР болезнь суауру, от которой погибают в Нижнем По­волжье и Средней Азии верблюды и лошади.

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе, в жизни человека и в народ­ном хозяйстве. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, напротив, опасны.

Чудеса природы

Скелеты морских простейших фо­раминифер и в особенности радиолярий поражают изумительной красотой и разнообразием. Некоторое представле­ние о разнообразии их форм могут дать снежинки, так удивляющие нас в морозный зимний день.

Интересно отметить, что красота и разнообразие форм морских простейших вдохновили художника, офор­млявшего декорации для сцены «Сад Черномора» при первой постановке оперы М. И. Глинки «Руслан и Люд­мила» (в 1842 г.).

Художник пользовался красочным атласом простейших, изданным в Гер­мании в 30-х годах прошлого столетия.

1. Источник питания для других животных. (Составляют 1-ое звено в цепях питания).

2. Выполняют роль санитаров, очищая водоемы от бактерий и гниющих веществ.

3. Служат индикаторами чистоты воды.

4. Содействуют геологической разведке служат руководящими формами при разведке нефти и газа.

5. Участвуют в образовании залежей известняков.

6. Участвуют в круговороте веществ.

7. Оказывают влияние на почвообразовательные процессы.

    Возбудители заболеваний домашних животных и человека.

Простейшие — создатели суши

Слово простейшие обычно ассоциируется у нас с мельчайшими, не видимыми глазу комочками протоплазмы. Они живут, питаются, размножаются, но какое нам до них дело — таких крошечных? Мало кто знает, что именно простейшим мы обязаны возникновением целых пластов геологических пород, а зачастую и горных массивов!

Пресноводные раковинные амебы защищают свое тело раковинкой из силикатных или известковых пластиночек, выделяемых цитоплазмой на поверхность клетки. У арцеллы раковинка имеет форму блюдечка, в центре которого расположено устье — отверстие, через которое наружу высовываются ложноножки амебы. Диффлюгия использует для построения раковины микроскопические песчинки или обломки скелета диатомовых водорослей. За строительством домика диффлюгии можно проследить (конечно, только под микроскопом) во время ее размножения. Перед делением клетка простейшего набирает много воды и выпирает из устья раковинки. Видно, как диффлюгия собирает ложноножками песчинки и обломки раковин водорослей. Твердые частицы собираются на поверхности цитоплазмы и склеиваются в раковинку для дочерней клетки при помощи особой застывающей жидкости.

Эти раковинные амебы обитают в мелких стоячих водоемах — прудах, канавах, глубоких лужах. Численность их невелика, и их не создают значительных донных отложений. Совсем другое дело — морские простейшие, сыгравшие колоссальную роль в создании земной суши. Радиолярии строят свой ажурный скелет из солей кремния, поглощаемых из морской воды. Радиолярии — планктонные организмы, жизнь их протекает в состоянии парения в морской воде, поэтому в строении их скелета должны сочетаться легкость и прочность, что достигается ажурной структурой, увеличивающей поверхность. Разнообразие форм скелетов радиолярий потрясает, эти существа — одни из самых красивых и изящных организмов на Земле. Знаменитый немецкий зоолог и эволюционист XIX в. Э.Геккель, бывший хорошим художником, посвятил им большой раздел своего атласа рисунков .

Большой сложности и разнообразия достигают скелеты и других морских раковинных простейших — фораминифер. В морях и океанах фораминифер можно обнаружить во всех широтах и на всех глубинах, однако наибольшее их разнообразие наблюдается в придонных слоях на глубинах до 200-300 м. Раковины одних фораминифер, как и у диффлюгии, состоят из посторонних частиц — песчинок. Фораминиферы поглощают песчинки, а затем выделяют их на поверхность клетки, где они к наружному слою цитоплазмы. Другая, большая часть фораминифер обладает известковыми раковинами. Эти раковины построены из веществ собственного тела животных, которые способны концентрировать в клетке соли кальция, содержащиеся в морской воде.

На дне морей и океанов отмершие раковины фораминифер рода глобигерина образуют известковый ил, который носит название голубого, или глобигеринового. Правда, далеко не все раковинки достигают дна. Подсчитано, что при размере 0,4 мм раковинки фораминифер опускаются со скоростью 2 см/с, т.е. для того чтобы погрузится на глубину 1000 м, им нужно 14 ч. За это время многие из них успевают просто раствориться в морской воде, так что прирост голубого ила идет весьма медленно, в среднем на 0,5-2 см за 100 лет. Тем не менее такой ил покрывает площадь в 120 млн км2, т.е. примерно треть поверхности дна мирового океана. Местами толщина ила достигает нескольких сотен метров. В толще ила идут химические процессы, которые превращают его в мел, известняк и другие осадочные породы.

До недавнего времени бытовало мнение, что мел целиком образован раковинками фораминифер. Однако на самом деле в состав ила входят еще и панцири одноклеточных жгутиконосцев, и мел как таковой на 90-98% состоит как раз из известковых панцирей жгутиконосцев кокколитофорид. Каждый панцирь, или коккосфера, состоит из 10-20 взаимосвязанных известковых щитков. Количество таких щитков в 1 см3 писчего мела исчисляется астрономическими цифрами — 1010-1011. Одна черта, проведенная школьным мелом на классной доске, содержит в себе остатки многих миллионов ископаемых простейших.

За десятки и сотни миллионов лет в результате геологических процессов из отложений раковинок простейших образовалась монолитная горная порода — известняк. В результате геологических поднятий участков морского дна горы известняка оказались на поверхности суши. Из известняка состоит Ливийский массив, из которого древние египтяне добывали материал для строительства пирамид фараонов. Дворцы и храмы Владимиро-Суздальской Руси, белокаменной Москвы тоже построены из таких известняков. Известняки — основная порода, из которой слагаются Альпы и Пиренеи, горы и нагорья Северной Африки. Пояс известняковых гор тянется от Гималаев в Среднюю Азию и на Кавказ.

Определенные группы видов вымерших фораминифер связаны с нефтеносными пластами. По видовому составу остатков фораминифер, обнаруженных при бурении в осадочных породах, образованных за миллионы лет отложениями раковинок этих животных, можно предсказать, имеются в данном месте нефтеносные пласты или нет.

А вот скелеты отмерших радиолярий, оседая на дно, образуют другие осадочные горные породы — радиоляриты, к которым относятся, например, яшмы, опалы, халцедоны, кремнистые сланцы и глины. Целиком из радиоляритов состоят яшмы Кавказа, кремнистые породы на Урале, Дальнем Востоке (Сихотэ-Алинь) и в Средней Азии.

Роль простейших в водной среде

В водной среде простейшие являются питанием для мелких животных. Многие моллюски, ракообразные, черви, мальки рыб, личинки, водяные насекомые питаются одноклеточными животными. В свою очередь эти мелкие животные являются пищей более крупных животных, которые приносят огромный вклад в сельское, рыбное и народное хозяйство. Одноклеточные организмы образуют планктон, которым питаются киты, кашалоты.

Сами простейшие, а особенно инфузории питаются бактериями, разложившимися органическими остатками, и тем самым очищают водоемы от загрязнения. Так же простейшие фототрофы насыщают воду кислородом, и уменьшают содержание углекислого газа. Простейшие имеют способность из органических веществ на свету создавать неорганические вещества.

Замечание 1

Большинство простейших являются индикаторами чистоты воды. Определить загрязненную воду поможет большая численность в водоеме инфузорий и эвглен некоторых видов. В чистой воде обитают инфузории-туфельки, трубачи, спиростомумы. В воде с малым содержанием органических и большим содержанием минеральных веществ живет амеба обыкновенная.

Простейшие кроме водного пространства населяются и в почве, насыщенной влагой. Одноклеточные организмы вместе с другими почвенными обитателями поддерживают плодородие почв и участвуют в почвообразовании.

Простейшие как строители горных пород

Мел и горные породы состоят из множества микроскопических раковин. Так известные всем горные породы Урала, Крыма, Кавказа содержат тело простейшего древнего животного – фораминифера. Известняки, состоящие полностью из фораминиферов, имеют огромное практическое значение как строительный материал. Из них построены гигантские Египетские пирамиды.

Остатки фораминиферов в горных породах являются разгадкой для геологической разведки. Наличие определенных видов фораминиферов показывает на близость слоев с нефтью, а также определяют возраст осадочных пород.

Кремнеземные горные породы образуются из скелетов лучников.

Эта группа одноклеточных организмов играет важную роль в природе и жизни человека. Входя в состав различных экосистем, простейшие принимают участие в биогенных круговоротах веществ и энергии. Многие виды из них являются кормом для мальков рыб, водных беспозвоночных, личинок насекомых.

Такие простейшие как радиолярии, фораминиферы образуют осадочные породы земной коры. Образуемые ими отложения могут использоваться в строительстве, металлообработке, свидетельствовать о близости нефтеносных месторождений. Около 3,5 тыс. видов простейших являются возбудителями болезней животных и человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТЕЙШИХ.

Простейшие — это животные, тело которых состоит из одной клетки, являющейся самостоятельным организмом. Им присущ специфический тип обмена веществ, раздражимость, размножение, индивидуальное развитие или жизненный цикл.

Тело состоит из ядра и цитоплазмы, в которой находятся органоиды, выполняющие у простейших определенные физиологические функции. Цитоплазма отделена от внешней среды плазматической мембраной и дифференцирована на два слоя — наружный — эктоплазму и внутренний — эндоплазму. В цитоплазме помимо общеклеточных органоидов — эндоплазматической сети, митохондрий, комплекса Гольджи и других, находятся и выполняющие специфические функции: пищеварительные, сократительные вакуоли, органоиды движения. У саркодовых они представлены ложноножками, у жгутиковых — жгутиками, у инфузорий — ресничками.

Выделение может идти путём диффузии продуктов обмена через плазматическую мембрану или с помощью сократительных вакуолей — одной или двух (инфузории). Эти же органоиды обеспечивают осморегуляцию.

Простейшие аэробы получают кислород благодаря его диффузии через мембрану клетки. Аналогично удаляется углекислый газ. Раздражимость проявляется в форме таксисов (хемо-, фото-, реотаксисов) положительных или отрицательных.

В сохранении и расселении видов простейших большая роль принадлежит инцистированию. Циста — это одноклеточный организм, покрытый защитной оболочкой и способный длительно переживать неблагоприятные условия среды. В неблагоприятных условиях клетка прекращает движения, округляется, отбрасывает или втягивает органоиды движения, замедляет процессы обмена и выделяет плотную защитную оболочку, т.е. инцистируется. Попав в благоприятную среду одноклеточные эксцистируются и в виде вегетативных форм ведут активный образ жизни.

Размножаются большинство простейших бесполым путём, делясь в продольном или поперечном направлении на две дочерние клетки. Для некоторых (споровики) характерно множественное деление. Но у отдельных видов бесполое размножение чередуется с половым в форме копуляции (споровики, колониальные жгутиковые) или конъюгации (инфузории).

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ.

Многоклеточные характеризуются тем, что тело их состоит из множества клеток, которые специализировались по строению и функции. В связи с этим они утратили свою самостоятельность и являются только частями организма. Морфологическая и функциональная дифференцировка клеток сопровождается их объединением в более сложные структуры — ткани. У многоклеточных выделяют четыре типа тканей: нервную, мышечную, соединительную, эпителиальную. Устанавливающиеся в процессе эволюции взаимосвязи и взаимозависимости между органами ведут к формированию функциональных систем, составляющих основу целостного организма. Системная организация функций — характерная особенность многоклеточных организмов. Важная черта многоклеточных — наличие в их жизненном цикле сложного индивидуального развития. Основу его составляет процесс реализации генетической программы вида в определенных условиях среды. В результате этого из одной клетки- зиготы, развивается организм с характерными для вида структурными и функциональными особенностями.

По характеру симметрии тела многоклеточные делятся на лучистых и двустороннесимметричных. Если организм развивается из двух зародышевых листков (экто- и эндодермы) и сохраняет двуслойное строение, его относят к низшим многоклеточным, а если из трёх (экто-, эндо- и мезодермы) — к высшим.

У высших многоклеточных может отсутствовать или развиваться полость тела. В связи с особенностями её строения многоклеточные могут быть первичнополостными или вторичнополостными.

В зависимости от особенностей формирование ротового отверстия в онтогенезе, многоклеточные могут быть отнесены к первичноротым (все беспозвоночные, кроме иглокожих)и вторичноротым (иглокожие, хордовые).

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Кишечнополостные насчитывают более 9 тыс. видов, которые ведут исключительно водный образ жизни, плавая в воде или прикрепившись ко дну.

Симметрия тела радиальная. Развивается в связи с приспособлением к сидячему образу жизни, т. к. расположенные вдоль главной оси тела органы находятся в одинаковых условиях. Число лучей соответствует числу щупалец.

Кишечнополостные — низшие многоклеточные, т.к. в онтогенезе развиваются из двух зародышевых листков — экто- и эндодермы и сохраняют в последующем двуслойное строение. У взрослых особей между энтодермой и эктодермой располагается опорная пластинка — мезоглея, особенно сильно развитая у медуз.

Клетки, образующие тело, дифференцированы морфологически и функционально на эпителиально-мускульные, стрекательные, секреторные, нервные, промежуточные. Наличие стрекательных клеток — характерный признак этого типа.Внутри тела располагается кишечная полость, сообщающаяся с внешней средой через ротовое отверстие.

Важнейшим ароморфозом у данного типа является появление нервной системы диффузного типа. В связи с этим раздражимость проявляется в форме рефлексов. Пищеварение смешанное — полостное и внутриклеточное. Дыхание и выделение осуществляется всей поверхностью тела. Размножение как бесполое (почкование), так и половое.

Кишечнополостные делятся на три класса: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы.

ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА.СРЕДА ОБИТАНИЯ.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ.

Представителем класса Гидроидных является гидра. Это пресноводный полип размером около 1 см, обитающий в прудах, озёрах с чистой прозрачной водой. Тело имеет вид продолговатого мешочка, состоящего из двух слоёв клеток. Основание его слепо замкнуто и образует подошву, которой полип прикрепляется к субстрату. На свободном конце стебелька расположен рот, окруженный 6-12 щупальцами. Они выполняют функции органов осязания и захвата пищи.

ДВУХСЛОЙНОСТЬ. ПИТАНИЕ. Наружная стенка тела образована эктодермой. Большая часть её состоит из эпителиально-мускульных клеток. Они плотно прилегают друг к другу и образуют покров тела. Часть их, обращённая к мезоглее, образует длинные выпячивания, в которых находятся сократительные мышечные волокна, ориентированные продольно относительно длинной оси тела. При одновременном сокращении мышечных волокон тело гидры укорачивается.

Между эпителиально-мускульными клетками располагаются промежуточные клетки, за счёт их формируются эпителиально-мускульные, стрекательные, половые, нервные клетки. Промежуточные клетки играют важную роль в процессах регенерации гидры, почкования, полового размножения.

Характерной особенностью гидроидных является присутствие в покровах тела стрекательных клеток. Они выполняют функции нападения и защиты. Внутри этих клеток находится стрекательная капсула со спирально закрученной стрекательной нитью. На наружной поверхности клетки имеется тонкий чувствительный волосок. При прикосновении к нему стрекательная нить выбрасывается наружу и поражает добычу ядом, который поступает в тело жертвы по каналу внутри стрекательной нити.

Эндодерма выстилает кишечную полость. Основу её составляют эпителиально-мускульные клетки. Их мышечные отростки располагаются поперечно относительно продольной оси тела. При их сокращении тело полипа суживается, удлиняется.

Поверхность эпителиальных клеток, обращённая в кишечную полость, несёт 1-3 жгутика, способна образовывать ложноножки. Они служат для захвата мелких пищевых частиц.

Между эпителиально-мускульными клетками эндодермы располагаются секреторные или железистые клетки, которые выделяют пищеварительные ферменты в кишечную полость.

Гидра-хищник, питающийся мелкими животными. Пищеварение смешанное — полостное и внутриклеточное. Пища (мелкие ракообразные) при участии пищеварительных ферментов расщепляется на мелкие частицы, которые фагоцитируются эпителиально-мускульными клетками эндодермы. В пищеварительных вакуолях этих клеток происходит гидролиз пищевых частиц до мономеров. Непереваренные остатки выбрасываются через ротовое отверстие.

Дыхание и выделение продуктов обмена осуществляется через поверхность тела.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. РАЗДРАЖИМОСТЬ. Под эктодермой располагаются нервные клетки звёздчатой формы. Они имеют множество отростков, которыми контактируют между собой, образуя нервное сплетение — диффузную нервную систему. Наибольшее число нервных клеток концентрируется вокруг рта и подошвы, в щупальцах.

Раздражимость проявляется в форме рефлексов — реакций на действие раздражителей посредством нервной системы. Под действием раздражителей в нервных клетках возникает возбуждение, которое проводится к эпителиально-мускульным клеткам, вызывая их ответную реакцию — сокращение. Так как нервная система образует сплетение, то характер рефлексов диффузный.

РЕГЕНЕРАЦИЯ. У гидры хорошо развита способность к регенерации, т.е. восстановлению утраченных или повреждённых частей организма. Она осуществляется за счёт интенсивного размножения в месте повреждения промежуточных клеток. Из них развиваются все типы клеток экто- и эндодермы. Если тело гидры разрезать на две половины, то каждая из них регенерирует в самостоятельный организм.

РАЗМНОЖЕНИЕ. Гидры размножаются бесполым и половым способом. Бесполое размножение (почкование) начинается с образования в области пояса почкования, расположенного на уровне средины тела, выпячивания стенок тела. По мере роста на вершине его образуются рот и щупальца. Затем у основания почки образуется перетяжка. Дочерняя особь отделяется от материнской, падает на дно и начинает самостоятельную жизнедеятельность.

С приближением холодов начинается половое размножение. Большинство гидр раздельнополы, но есть и гермафродиты. Половые клетки развиваются из промежуточных клеток эктодермы. Яйцеклетки развиваются ближе к основанию тела, а сперматозоиды — к ротовому концу. Завершив развитие, сперматозоиды выходят во внешнюю среду и проникают в яйцеклетки материнского организма. Образовавшаяся зигота покрывается плотной защитной оболочкой и осенью, после гибели гидры, опускается на дно водоёма, где и зимует. Весной зигота начинает развитие, заканчивающееся образованием новой генерации гидр.

КЛАСС СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ. Насчитывает около 200 видов, обитающих в различных морях. Представителями являются аурелия, корнерот, цианея.

Тело имеет форму зонтика, образовано экто- и эндодермой, между которыми залегает толстый слой мезоглеи. По краям зонтика располагаются многочисленные щупальца. На нижней стороне тела по центру располагается ротовое отверстие, по краям которого свисают ротовые лопасти. Кишечная полость образует систему связанных между собой каналов. Они впадают в общий кольцевой канал. Медузы-хищники,питаются планктонными беспозвоночными, мелкой рыбой. Подвижный образ жизни привёл к концентрации нервных клеток в узлы и формированию органов зрения, в виде глазных пятен, и равновесия, расположенных на краях зонтика. Плавают, сокращая края зонтика. Медузы раздельнополы и размножаются с чередованием поколений — полового, медузы, и бесполого — полипы.

КЛАСС КОРАЛЛОВЫЕ ПОЛИПЫ. Насчитывает около 6000 видов. Обитают в теплых морях и могут быть представлены как одиночными организмами, так и колониальными, образующими обширные колонии-коралловые рифы. Тело имеет форму цилиндра. Нижний конец его слепо замкнут и образует широкую подошву. Верхний конец несёт ротовое отверстие, окружённое 6-8 щупальцами, полыми внутри. Рот ведёт в трубчатую глотку, которая открывается в кишечную полость, разделённую вертикальными перегородками на несколько камер. Число перегородок соответствует числу щупалец. Мезоглея развита хорошо, в ней формируются из солей извести скелетные образования. Мускульные элементы обособливаются от эпителиальных клеток. Нервная система диффузная, с выраженной тенденцией к концентрации нервных клеток вокруг ротового отверстия.

Размножаются коралловые полипы бесполым и половым путём. Бесполое размножение происходит или почкованием или путём продольного деления тела полипа. Если дочерние особи не отделяются от материнской — образуется колония. Кораллы в большинстве раздельнополы. Половые железы образуются в вертикальных перегородках кишечной полости между эндодермой и мезоглеей. Сперматозоиды после созревания выходят через рот во внешнюю среду и через рот женской особи проникают к яйцеклеткам и оплодотворяют их. Из зиготы развивается подвижная личинка. Она прикрепляется к подводным предметам и превращается в полип.

Размножаясь в тропических морях на мелководье, колониальные кораллы образуют обширные поселения — коралловые рифы. Различают три вида рифов: береговые, барьерные и атоллы. Атоллы — это кольцеобразные колонии кораллов, возвышающиеся над уровнем моря. В центре атолла находится озеро — лагуна. Ч.Дарвин считал, что атоллы образуются из береговых рифов, окружающих острова. При опускании дна океана остров погружается под воду, а береговой риф продолжает расти, образуя атолл с лагуной на месте острова.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ.

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы.

Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений.

Простейшие — участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород.

В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы в значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал.

Простейшие, обитающие в океанах, пресных водах, почве и в высших организмах, занимают важнейшее место в круговороте веществ в биосфере. В водной среде простейшие — основа планктона, используемая в пищу другими более крупными животными. Из скелетов простейших: фораминифер, радиолярий и панцирных жгутиконосцев — кокколитофорид образуются мощные пласты осадочных пород.

Многие водные простейшие — седиментаторы, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод. Почвенные амебы, инфузории и жгутиконосцы — важное звено почвенной фауны: они принимают участие в почвообразовании. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение и обменные процессы в организме.

Более 200 видов жгутиковых обитают в желудках термитов, превращая в них клетчатку в сахар.

Воротничковые жгутиконосцы – возможные предки многоклеточных животных.

Инфузории-туфельки служат кормом для обитателей водоемов.

В морях и океанах ежечасно гибнет множество раковинных корненожек. Падая на дно, они образуют отложения известняка. Мел, которым пишут на классной доске, белят стены и потолки зданий, и известняк, идущий на постройку домов, состоят в основном из раковин морских простейших. По остаткам скоплений раковин вымерших морских одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых.

Пищевые цепи в водных экосистемах начинают с микроскопических водорослей. Вторым звеном в них обычно являются планктонные простейшие — первые потребители зелёной продукции. Затем они становятся основой питания животноядных обитателей водных экосистем рачков, мальков рыб и всех последующих потребителей. Когда остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, их подбирают донные простейшие.

Немало простейших населяет и каждой миллиметр почвы, насыщенной грунтовой влагой. Вместе с другими обитателями они поддерживают плодородие почв.
Ирония судьбы: растительноядные животные сами не в состоянии переваривать целлюлозу (клетчатку — прим.! За них это делают простейшие, заселяющей их пищевой тракт с первых дней жизни. Кишечник термита, слепая кишка зайца и желудок коровы оборудованы специальными складами для размещения этих сожителей. Хозяин усваивает лишь результат их пищеварения, а заодно и самих простейших.



Урок 10. Многообразие простейших | Поурочные планы по биологии 6-7 класс

Урок 10. Многообразие простейших