Содержание

Паразитические простейшие. Празиты: описание, примеры

Среди опасных организмов, поселяющихся внутри человека и наносящих вред его здоровью, значительное место занимают паразитические простейшие. Это одноклеточные животные, которые приспособились к существованию за чужой счет. Они достаточно многочисленны, всего выделяют около 30 различных видов особей, которые специализируются именно на человеке. Еще больше встречается в организмах других позвоночных и беспозвоночных животных.

Паразитические простейшие: особенности строения

Внешне и внутренне данные организмы имеют точно такое же строение, как и все остальные одноклеточные. Они имеют всего одну структурную единицу, однако она способна выполнять все жизненно важные функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности. А именно:

  • растет и развивается;
  • размножается;
  • питается;
  • дышит;
  • обладает возбудимостью и раздражимостью;
  • передвигается.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что паразитические простейшие — вполне самостоятельные, целостные живые организмы. Отличия же их от всех остальных одноклеточных в том, что они утратили пищеварительную вакуоль в связи с паразитическим образом жизни, а также сократительную. Кроме того, чаще всего лишены органоидов передвижения.

Размножаются достаточно быстро, бесполым путем. Материнская клетка просто, по достижении созревания, распадается на несколько дочерних. Они ведут самостоятельный образ жизни сразу после образования.

Как питаются паразиты в организме хозяина? Это зависит от индивидуальных особенностей каждого вида, однако в основном их пища — кровь или содержимое кишечника. Поглощают вещества они всей поверхностью тела из-за редукции вакуоли.

Классификация и представители простых паразитов

Классифицировать различных представителей рассматриваемых организмов можно следующим образом.

Простейшие, ведущие паразитический образ жизни
КлассПредставители
Споровикималярийный плазмодий, кокцидии, грегарины, пироплазмиды
Корненожкидизентерийная амеба, кишечная, ротовая амеба
Жгутиконосцытрихомонады, лямблии, трипаносомы, лейшмании
Инфузориибалантидий

Все эти организмы — причина протозойных заболеваний именно человека. Все они — очень опасные для жизни и здоровья паразитические простейшие. Таблица включает в себя лишь самых распространенных представителей. На самом деле существуют и более редкие, их достаточно много.

Лейшмании

На сегодняшний день цифра, отражающая количество людей, пораженных этим паразитом, просто ужасна — 12 миллионов. Этот овальной формы неподвижный внутриклеточный представитель простейших имеет небольшой жгутик. Однако передвигается очень медленно и на небольшие расстояния.

Поселяясь внутри клеток хозяина, которым для лейшманий является насекомое и млекопитающее, в том числе человек, они вызывают постепенное отмирание структуры. У человека на коже, в том месте, где обитают лейшмании, формируется открытая зияющая язва, постоянно нагнивающая. Болезнь эта названа каучуковой или багдадской язвой. Лечится очень сложно и длительно, с хирургическим вмешательством.

Переносят одноклеточных этой группы москиты, поэтому очаги лейшманиоза встречаются в странах тропиков и субтропиков.

Лямблии

Класс паразитических простейших, к которым относятся лямблии — Жгутиковые. Самым опасным представителем для людей является кишечная лямблия, которая вызывает опасное заболевание — лямблиоз.

Взрослые особи паразитируют в верхнем отделе кишечника. Именно здесь они пиноцитозом поглощают все питательные вещества, которые употребляет человек. Также этот организм способен формировать цисты. В этом состоянии они могут переживать облучение ультрафиолетом и воздействие токсических веществ. Однако низкие и высокие температуры для них смертельны.

Цисты располагаются в толстой кишке, поэтому выводятся с твердыми продуктами жизнедеятельности. Заражение ими происходит через грязь, воду. Поэтому правила личной гигиены особенно важны в профилактике лямблиоза.

Чем опасен этот паразит? В процессе жизнедеятельности лямблия выделяет токсичные продукты распада, которые сильно отравляют организм изнутри.

Паразитические корненожки

К данному классу относятся разные виды амебы:

  • кишечная;
  • дизентерийная;
  • ротовая.

Эти паразитические простейшие вызывают опасные заболевания у людей, которые в ряде случаев могут заканчиваться даже смертью.

Дизентерийная амеба — представительница жарких стран. Именно в них она — наиболее распространенный паразит. Ее особенность, как и у всех амебоидных, — отсутствие раковинных и скелетных образований. Поэтому она передвигается при помощи ложноножек. Размножается простым делением. Способна формировать цисты, также живущие в организме человека. Внутри этой структуры происходит множественное деление.

Вызывает заболевание амебиаз. Поражаются внутренние стенки кишечника, на которых амебы оставляют кровоточащие язвы. У человека наблюдается кровяной жидкий стул, боли внутри организма. Диагностировать дизентерийную амебу сложно. Поэтому она и является очень опасным представителем паразитов.

В отличие от рассмотренной формы, кишечная амеба присутствует в организме почти каждого человека и живет с ним в ладу. Не выделяет токсичных веществ и не пробуравливает стенки кишечника. Поэтому особого дискомфорта и вреда здоровью не наносит.

Ротовая амеба — обитатель зубного налета и кариесных образований. Питается бактериями, может употреблять эритроциты. Точное значение ее для человека пока не ясно.

Балантидий коли

Данный организм — представитель класса Инфузории. Достаточно крупный овальный одноклеточный организм, поселяющийся в кишечнике людей. Именно здесь он осваивается и пробуравливает стенку органа, вызывая возникновение кровоточащих, гноящихся ранок. Цисты этого простейшего легко попадают в кровяное русло. Так происходит расселение по всему организму.

Как питаются паразиты этого вида? Точно так же, как и другие представители. Всасывают питательные вещества в кишечнике человека всей поверхностью тела. Размножается бесполым делением на несколько клеток. Формирует цисты, которые также паразитируют в человеке.

Заражение цистами простейшего происходит при контакте слизистых оболочек с грязными руками, при питье сырой воды. Заболевание, вызываемое этими существами, носит название балантидиоза. Сопровождается рвотой с кровью, поносом, слабостью, сильнейшими коликами в брюшной полости.

Трихомонады

Паразитические простейшие организмы, обитающие в мочеполовой системе женщин и мужчин. Сами по себе могут вреда не наносить, однако являются местом укрытия для болезнетворных бактерий и других патогенных организмов. Способны маскироваться под клетки человека, поэтому иммунная система сама уничтожить их не способна.

Заболевание, которое вызывает непосредственно трихомонада, называется трихомониаз. Оно передается половым путем и грозит бесплодием как мужчинам, так и женщинам.

Признаки заболевания у детей

Самое страшное — это когда появляются паразиты у детей. Симптомы их возникновения следующие:

  • общая слабость;
  • утомляемость;
  • бледность;
  • головные боли;
  • снижение аппетита;
  • плохой сон;
  • раздражительность;
  • жидкий стул;
  • рвота и прочие.

Самое важное — обратить на них внимание и не пускать все на самотек. Тем более что, по последним данным, на первом месте среди заболеваний стоят именно паразиты у детей. Симптомы — верный признак того, что стоит задуматься и обратиться к врачу.

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему:

Тема: Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Цель урока: повторение, обобщение, систематизация и расширение знаний о многообразии простейших, определение их роли в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, сформировать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты представителей простейших; компьютер, презентация урока, видеофильм «Простейшие», проекты «Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека», «Паразитические простейшие», «Модели простейших», схемы, основной раздаточный материал.

Структура урока.

  • изучения и первичного закрепления новых знаний
  • комплексного применения ЗУН
  • обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

 Приветствие класса    (10сек.)

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем успеха себе и своим друзьям. Мы одна команда и я надеюсь на нашу совместную плодотворную работу в течении всего урока.

II. Основная часть урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного

1. Систематика простейших. 

Урок мы начнем с того, что вспомним систематику и заполним схему «Классификация простейших» (на доске и в инструктивных картах).

Вопросы:

  1. Какое царство живых организмов мы изучаем? (Животные)
  2. Какие подцарства к ним относятся? (Одноклеточные и многоклеточные)
  3. Какое подцарство мы изучаем? (Простейшие или Одноклеточные)

Какие типы и классы подцарства Простейших мы изучили?

  1. С какими представителями подцарства мы познакомились? (Амёба Протей, Эвглена Зелёная, Инфузория Туфелька)

Составить классификацию простейших животных (Слайд 1)

II Актуализация знаний.

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся нарисовать «Большой портрет маленьких животных», увидеть которых можно только при увеличении. Для этого создадим «художественную мастерскую» и все вместе нарисуем такой портрет.

Вспомним отличительные особенности строения простейших, выполнив следующие задания. К сегодняшнему уроку группа учащихся готовила проект по созданию макетов простейших

1. У доски 1 ученик отчитывается по  заданию к проекту.

Задание для проекта. Сделать модель амёбы, эвглены и инфузории-туфельки.

Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов).

Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

2. ЗАДАНИЕ   «Узнай простейшее»

Предлагаю ученику рассмотреть микропрепарат под микроскопом и назвать организм, который он увидит. Объяснить по каким признакам он его определил.

Эвглена зеленая (имеет зеленый цвет на свету и жгутик)

3. Каждый ученик заполнит таблицу, поставив крестик там, где верный ответ.

Учащиеся обмениваются таблицами,  и осуществляется взаимопроверка.

Ответы сверьте с таблицей на экране и поставьте оценку товарищу. (Приложение. Слайд 2).

     

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1. Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

5. Жгутик

+

6. Ресничка

+

7. Пищеварительная вакуоль

+

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

+

10.Порошица

+

11.Хлоропласты

+

12.Светочувствительный глазок

+

III. Изучение нового материала

Сейчас мы с вами посмотрим фильм о представителях простейших.

Учащиеся отвечают на вопрос после просмотра фильма.

– Так кто же такие простейшие? Что вы знаете об этих организмах?

– Это – одноклеточные организмы, клетка которых выполняет все функции, присущие целому организму.

– А что бы хотели узнать?
Узнать, какие животные еще относятся к простейшим. Получить знания о болезнях, которые вызывают простейшие и как от них уберечься.

На сегодняшнем уроке, ребята, мы и должны привести в систему наши знания о простейших, на основе знакомства с многообразием и значением простейших в природе и жизни человека, с паразитическими простейшими.

– Какова будет тема нашего урока? Записать в инструктивных картах и на доске.
Слайд 3
– А какова цель урока?
Уч-ся отвечают на вопрос

  1. Изучить многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека.
  2. Выяснить какие болезни вызывают простейшие организмы.
    Слайд 4

Эпиграф: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» (Слайд 5)

Ребята, как вы думаете, почему я взяла эти слова к эпиграфу сегодняшнего урока?

1. Известно около 70 000 простейших, ежегодно ученые открывают новые виды. Мы рассмотрим лишь несколько из них.

Несмотря на то, что они отличаются друг от друга по строению, размножению, особенностям жизнедеятельности,  все простейшие животные сочетают в себе функции клетки и самостоятельного организма

Начнем рассматривать многообразие и значение простейших в ходе отчета по мини-проекту на данную тему

Отчет ученика по мини-проекту «Многообразие и значение простейших в природе и жизни человека»

Слайд 6

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление совместного кластера «Роль простейших в природе и жизни человека» на доске и в тетради 

 (Ученики дополняют кластер материалом из текста к заданию 3 в инструктивной карте. . Учащиеся приводят пример простейших, имеющих то или иное значение, например:

  • осадочные породы, мел и кремнезем, образованы раковинами фораминифер и лучевиков;
  • инфузория — туфелька может служить биологическим фильтром;
  • морские простейшие составляют планктон и являются пищей для других организмов и т.д.;

в кишечнике человека обитает кишечная амеба, питающаяся кишечными бактериями (симбиоз).

Слайд 27

                                         Участвуют в круговороте веществ

Сформулируем вывод по данному кластеру.

                ЗАДАНИЕ   «Здоровьесберегающий компонент»

  • Простейшие медленно, но движутся, а мы с вами засиделись, немного разомнемся (выполняют физкультминутку под музыку)

Слайд 29

Учитель. Понадобилось два столетия после открытия Левенгука, чтобы отделить простейших от иных организмов. Лишь к началу ХХ века ученые проникли в мир паразитических простейших и узнали, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие человека с древних времён, вызываются паразитическими простейшими.

— Простейшие – паразиты. Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Давайте ваши знания сравним с энциклопедическими (Слайд 30). Ребята, в чем разница?

— В организме человека паразитирует около 30 видов простейших.

Давайте познакомимся с паразитическими простейшими подробнее. Над мини-проектом по данной теме у нас работали 2 уч-цы и сейчас они представят отчет.

В ходе рассказа вы заполните таблицу «Заболевания, вызываемые Простейшими»

Слайды 31-44

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

Учитель.  Ребята, давайте попробуем составить памятку, отправляющемуся в турпоездку, чтобы путешествующий смог уберечься от болезней, возбудителями которых являются простейшие.

Уч-ся предлагают меры профилактики данных болезней. Обсуждаем и сравниваем с памяткой, составленной в ходе выполнения проекта.

Слайд 45

(Можно раздать памятки.)

Обобщение и выводы по теме

Сегодня мы с вами закончили изучение главы Подцарство Простейшие.

Вопросы: Для чего мы изучаем простейших?

1.После того, как отрыли простейших и изучили их, люди смогли бороться со многими заболеваниями.

2. Значение простейших?

-Образовали минералы и горные породы.

-Являются пищей для других животных.

— Являются показателями загрязненности водоемов.

-Содействуют геологической разведке.        

— Являются возбудителями заболеваний животных и человека

Закрепление. Ребята, сейчас при помощи кубика Блума вы сами сформулируете и  зададите друг другу вопросы по теме «Подцарство Простейшие». Напоминаю вам, что вопросы должны начинаться со слова, которое указано на кубике. Поймавший кубик Блума, отвечает на вопрос и передает другу. Вопросы будут разного уровня сложности: легкие, средней сложности и сложные. Начинаем игру.

Домашнее задание: изуч. п.12 в учебн., заполнить таблицу.

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

С помощью ложноножек (псевдоподий)

С помощью жгутика

С помощью ресничек

Питание

Фагоцитоз,   пиноцитоз,   пищеварительные вакуоли

Автотрофно, гетеротрофно (клеточный рот, глотка, пищеварительная вакуоль)

Гетеротрофно      (клеточная воронка, рот,  глотка, пищеварительная вакуоль, порошица)                      

Выделение

Сократительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Сократительные вакуоли

Основная   форма размножения

Бесполое, путем

деления

Бесполое, путем деления.

Бесполое, путем деления

Рефлексия (2-3 мин)

– Итак, подведем итог урока. Выставление оценок.

Слайд 46

Продолжите фразы:

 — На сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось …

 — На сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось …

 — Я никогда не думал, что …

 — Теперь я буду знать, что …

 — Наиболее трудным на уроке было …

Инструктивная карта

Тема урока;__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Заполнить схему «Классификация простейших»

 2. Сходства и различия в строении Простейших

Задание. Заполнить таблицу, используя значки «+» и «–».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1. Оболочка

2.Цитоплазма

3 Ядро

4. Ложноножка

5. Жгутик

6. Ресничка

7.Пищеварительная вакуоль

8. Сократительная вакуоль

9.Ротовое отверстие

10.Порошица

11.Хлоропласты

12.Светочувствительный глазок

.

Задание 3.             Многообразие   простейших:       ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4:

Составить кластер «Значение простейших»

Значение простейших как в природе, так и в жизни человека весьма велико. Простейшие поедают бактерий и микроскопические водоросли. Они служат пищей различным водным организмам – мельчайшим рачкам, малькам рыб и земноводным. Поэтому простейшие играют важную роль в круговороте веществ на Земле. Многие водные простейшие, питающиеся взвешенными органическими частицами и бактериями, играют существенную роль в биологической очистке вод.

 Паразитические простейшие, обитающие в органах растений, животных и человека, наносят серьезный вред растениеводству, животноводству и вызывают тяжелые заболевания у людей. Ряд видов простейших составляют полезную группу симбионтов высших животных, улучшающих пищеварение в организме.

Таблица. Заболевания, вызываемые Простейшими

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

             


Домашнее задание: заполнить таблицу

Сравнить особенности строения и жизнедеятельности простейших животных, отметив сходство и различия (строение, тип питания, движение).

Процесс жизнедеятельности

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Движение

Питание

Выделение

Основная форма размножения

План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: Конспект урока по биологии на тему: «Многообразие простейших. Паразитические простейшие» — 2013 год

Тема урока: «Многообразие простейших.
Паразитические простейшие».
7-й класс.

  • Юрова Александра Леонидовна, учитель биологии, I категории.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере: определить общие признаки простейших.
  • развивать умения сравнивать, оценивать, составлять общую характеристику простейших;
  • пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать
  • и делать выводы;
  • развивать монологическую речь, умение рецензировать письменные и устные ответы товарищей;
  • Воспитательные:
  • воспитывать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов; осуществлять эстетическое воспитание;
  • воспитание гигиенических навыков при обсуждении профилактических мер по предупреждению заболеваний, вызываемых простейшими.

      Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.

      Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарных заболеваний– соблюдение гигиенических правил, прививки. Бережное отношение к своему здоровью.

      Урок проводится на основе курса И.Н. Пономарева «Биология. 7 класс» (авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко) с использованием материалов соответствующего учебника (М.: Вентана-Граф).

      Оборудование: таблицы «простейшие», микроскопы, микропрепараты, нарисованные динамические пособия, фрагменты видеофильмов.

ХОД УРОКА

      Учитель: В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.

      Учитель: Мы совершим с вами непродолжительное путешествие в прошлое. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского королевского общества.

      Ученик читает: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки…” То были одноклеточные животные!

      Учитель: Разрешите эти слова А.Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие простейших. Паразитические простейшие”.

Проверка и закрепление знаний.

      Для проверки знаний учащихся по ранее изученной теме «Одноклеточные» организуется работа творческой группы, творческих пар и индивидуальная работа. Выполнение заданий контролируется по ходу урока и при взаимопроверке.

Вопросы для проведения фронтальной беседы:

1. Какие особенности характерны для представителей подцарства Одноклеточные? (Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.)
2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов? (Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.)
3. Каковы способы питания одноклеточных? (Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.)
4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания? (Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.)
5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. (Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.)
6. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? (Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей. У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.)
7. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? (Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.)

      Учитель: А.И.Куприн, (цитата).

      «Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днём недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнурённый болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом. Все мои грёзы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке».

      Рассказ ученика о малярийном плазмодии

Творческие пары.

      Первая творческая пара

      Задание 1. Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

      Пример:

1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.

      Вторая творческая пара (оценка «хорошо»)

Фрагмент фильма «Амёба и фагоцитоз»

      Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

  • особенности жизнедеятельности амёбы
  • физиологические особенности амёбы

Амёба обитает в пресных водах, 
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут. 
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочке из мембранной кожи
Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.

      Третья творческая пара (Оценка «отлично»).

      Задание 3. Из ватмана изготовлены отдельные органоиды клеток и контуры самих клеток простейших. (Прикрепляются при помощи магнитов или двустороннего скотча).

      Из имеющихся макетов составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены.

Индивидуальные задания.

      Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения 7-8 минут.

      Задание 1. Оценка «отлично»

      Назвать части организма (клетки) амебы обыкновенной по таблице, у доски (1 – ложноножки, или псевдоподии; 2 – ядро; 3 – пищеварительная вакуоль; 4 – сократительная вакуоль; 5 – цитоплазма).

      Задание 2 (оценка «хорошо») На рисунке, обозначить цифрами органоиды инфузории туфельки.

Карточка №1

1. Перечислите изображенных представителей простейших.
2. Какой способ передвижения у амебы? У эвглены?
3. Какие типы питания встречаются среди жгутиковых?
4. Из каких веществ построена раковина саркожгутиконосцев?

Карточка №2

1. К какому типу относится инфузории?
2. Перечислите основные признаки инфузорий.
3. Как называются ядра у инфузорий?
4. Какой тип питания свойственен инфузориям?

   

   Задание 3 (оценка «отлично») Работа у доски.

1. Заполнить первые две колонки таблицы 1, используя значки «+» и «–».

Органоиды

Простейшие

амеба

эвглена земная

инфузория туфелька

Ядро
Ложноножки
Жгутики
Реснички
Пищеварительная вакуоль
Сократительная вакуоль
Ротовое отверстие
Порошица
Хлоропласты

 

 

 

Фрагмент фильма Инфузория туфелька.

Желающие, повысить свой балл отвечают на дополнительные вопросы:

1. Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой? (Амеба или погибнет или образует цисту, т.к. кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается)

2. Какая бы опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? (Простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления, т.к. сократительная вакуоль удаляет избыток воды).

3. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька – из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями? (Это проявление раздражимости. В опытах наблюдаем пищевой, световой рефлексы, отрицательный хеморефлекс)

4. Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему?
(Амебы погибнут, т.к. в кипяченой воде отсутствует кислород.)

5. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему? (Отсутствие специальных органоидов питания у балантидия можно объяснить тем, что эта инфузория использует уже растворенные питательные вещества, которые поглощает всей поверхностью тела.)

6. В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства? (Это явление называется симбиозом. Зоохлореллы обеспечивают лучевиков питательными веществами за счет фотосинтеза, лучевики же предоставляют зоохлореллам защиту.)

7. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями? (Все эти заболевания вызываются паразитическими простейшими.)

8. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих? (Инфузории, обитающие в кишечнике жвачных млекопитающих, не причиняют вреда своему хозяину, но помогают расщеплять трудно перевариваемую клетчатку.)

Индивидуальное задание повышенной сложности.

      Составить классификацию простейших животных: На полосках ватмана написаны систематические (вид, класс, отряд) названия одноклеточных. С помощью магнитов расположить их в нужном порядке.

Работа со схемой в группах.

      Схемы раздаются по одной на 2 парты. Из предложенных маленьких карточек с примерами ученики должны выбрать для них определенную ячейку в схеме и внести эту карточку. Ученику также необходимо пояснить свой выбор.

Карточки для работы со схемой:

№1. Инфузория-туфелька,
№2 Морские простейшие(планктон)
№3 Лямблии, малярийный плазмодий, трипаносома, дизентерийная амеба.
№4 Кишечная амеба, обитающая в кишечнике человека, питается кишечными бактериями.
№5. раковины фораминифер, лучевиков.
№6 Трипаносомоз, лямблиоз, трихомоноз, дизентерия.
№7 все виды паразитических форм одноклеточных.

Ответы:

А –№1
Б –№7
В – №:6
Г – №3
Д – №4
Е – №5
Ж – №2.

Подведение итогов урока.

      В заключение, учащиеся опять обращаются к вопросу «может ли быть организм одноклеточным?» Мотивируя полученными сведениями на данном уроке, они отвечают на вопрос. Оглашаются оценки, полученные на уроке.

Домашнее задание.

      Параграф 12, задания в рабочей тетради стр. 33-35.

План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме: многообразие простейших

«Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие»

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;
  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;
  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;
  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;
  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;
  • прививать экологическую культуру учащимся;
  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: таблицы: « Одноклеточные животные»; «Строение желудка крупно-рогатого скота», «Строение ротового аппарата мухи», рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, презентация к  уроку, основной раздаточный материал.

Структура урока.

По содержанию урок комбинированный , проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний.

  1. Организационный момент:
  2. Приветствие.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, желтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

Послушайте рассказ. (Идет презентация слайды № 1-11)

— Ребята, послушайте, одну историю. Встретились как-то между собой три представителя подцарства Простейших и заспорили. Кому и где лучше живется?

Первая говорит : — И все- таки, живу я лучше всех. И тепло, и врагов нет, и пищи навалом. Человек ведь всеядное существо – глядишь, и колбаски, и яблочка перепадет, правда, в полупереваренном виде, да это ничего терпимо.

А как, что не по мне, так я ему – человеку – мигом дыру в кишечнике сделаю. У меня это просто.

Тут другая подхватывает  : — Ну, да тут тебе и крышка. Поскольку человек существо разумное, знает, как себя лечить – мигом таблеток наглотается – и конец тебе. Думать о дырах забудешь, если жива останешься.

Первая говорит: — Ой-ой-ой, напугала та? А ты думаешь, тебе в животе термита живется лучше?

Другая: — Ну, вот еще. Ведь я живу в помещении, в отдельном кармашке, а непросто, как некоторые, в кишечнике болтаюсь. Тут мне и дом, и стол, — добром и сахарком хозяин готов расплачиваться, только знай себе усваивай. И никаких тебе антибиотиков?

Тут третья вмешалась: — Нет, братцы, вот я вас послушала и поняла, что лучше моей родной лужи мест просто не бывает. Плыви куда хочешь, ешь что хочешь, правда всё это тяжелым трудом достается, да и невзгоды и лишения всякие приходиться терпеть. Например, пересохла моя лужа на прошлой неделе, так пришлось немного полетать, пока дождь снова её не наполнил. Но, зато полная свобода.

Так долго они ещё спорили, но к единому мнению так и не пришли.

— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

— Ребята, скажите, можно ли разрешить их спор?

Это проблема, решить которую мы, и постараемся на уроке. А сейчас открываем тетради и записываем тему урока: «Многообразие простейших, их значение в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие». 

Реализация домашнего задания.

  1. Работа по карточкам для более слабых учащихся ( 3 ученика)
  2. Индивидуальный опрос.
  • Какое строение имеет амеба обыкновенная?

 Амеба обитает на дне небольших пресных водоемов. Ее величина 0,5 мм. И не имеет постоянной формы тела, так как лишена плотной оболочки. Она питается бактериями, одноклеточными животными и водорослями, мелкими органическими частицами. Наталкиваясь на добычу, амеба захватывает ее ложноножками и обволакивает со всех сторон. Для переваривания пищи ей требуется от 12 часов до 5 суток.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности эвглены зеленой?

 Эвглена зеленая- очень необычное существо. Ее описание можно встретить в учебниках ботаники и в учебниках зоологии. Эвглена живет в пресноводных водоемах, богатых органическими соединениями. Тело ее вытянутое, длиной около 0,05 мм. Ее передний конец притуплен, задний заострен. У эвглены, в отличии от растительных клеток, нет клеточной стенки. Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует вокруг тела эвглены оболочку.  На переднем конце тела эвглены находится жгутик, при помощи которого она передвигается. Эвглена обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма содержит светочувствительный глазок. В цитоплазме эвглены  содержится около 20 хлоропластов, придающих  ей зеленый цвет. В хлоропластах  находится хлорофилл. На свету эвглена питается как  растения – путем фотосинтеза. В темноте она усваивает готовые органические вещества, образующиеся при разложении различных отмерших  организмов, т. е. питается как животное.

  • Каковы особенности строения и жизнедеятельности инфузории- туфельки?

  Туфелька – обитатель стоячих водоемов с большим количеством органического материала.  Она имеет постоянную, удлиненную форму тела, длина которого достигает 0,1-0,3мм.  Все тело инфузории покрыто продольными рядами многочисленных коротких ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед. Инфузория туфелька отличается от других  простейших сложностью внутриклеточной организации. В клетке имеется два ядра: вегетативное, регулирующее процессы  питания, движения, выделения, и генеративное , отвечающее за процесс размножения.

Ближе к переднему концу тела инфузории находится углубление- перистом( ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды.  Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки- бактерий. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется  пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у туфельки происходит так же, как и у амебы.  Непереваренные остатки выбрасываются наружу через отверстие- порошицу.

  • Давайте, вспомним,  как передвигаются представители Простейших.  Способы передвижения простейших разнообразны. Наиболее простым является движение за счет изменения формы тела. В этом случае образуются непостоянные органеллы движения, которые получили название ложноножки. Так передвигаются амебы, со скоростью 0,2 мм в минуту.

У эвглены зеленой на переднем конце тела имеется жгутик. Он тянет тело эвглены за собой.

На поверхности тела инфузории- туфельки имеются реснички. Сокращение  ресничек приводит тело инфузории в движение. Скорость движения 2,5 мм в секунду.

У инфузории сувойки развиваются особые сократительные волокна. С их помощью сувойка быстро сокращает длинный стебелек.

Игра «Горячий стул».

Термины для игры:

ложноножка,  амеба Протей,  стигма, реснички, сократительная вакуоль,  хлоропласты, порошица, фотосинтез, вегетативное ядро, жгутик.

Работа в группах. Ученики делятся на 2 группы.

Давайте, сравним изученные нами простейшие, используя знания об их  особенностях, заполним  таблицу, поставив знак «+» там, где верный ответ. Ответы  затем сверим  с таблицей на экране.

«Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

5. Жгутик

+

6. Ресничка

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9. Ротовое отверстие

+

10.Порошица

+

11.Хлоропласты

+

12.Светочувствительный глазок

+

Учащиеся обмениваются таблицами,  и осуществляется взаимопроверка.

Игра – викторина «Вопросы из бочонка»

Вопрос № 1: Что произойдет с амебой, если поместить её в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?

( Амеба или погибнет, или образует цисту, так как кипяченая вода бедна кислородом и в ней отсутствуют микроорганизмы, которыми амеба питается).

Вопрос №2: Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

( Сократительные вакуоли удаляют избыток воды из организма, при их отсутствии простейшие могут погибнуть от высокого внутреннего давления)

Вопрос № 3: Некоторые амебы, например, раковинные и лучевики, имеют раковины с отверстиями, через которые выходят ложноножки. Каково значение этих раковин?

( Раковины – средство защиты, кроме того, выросты, шипы обеспечивают плавучесть морских амеб).

Вопрос № 4: В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории «взобрались» на пальму?

(Неблагоприятные условия, например, пересыхание водоема, инфузории переживают в состоянии цисты. Цист много в пыли на берегу озера. Ветром цисты могли быть занесены на пальму).

Вопрос № 5: В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более светлую часть водоема; инфузория-туфелька- из капли соленой жидкости в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями.

(Эти явления – проявление раздражимости – ответной реакции организма на изменение окружающей среды. В опытах наблюдаем положительные пищевой и световой \таксисы, таксис – это направленное движение простейших, отрицательный хемотаксис).

Вопрос №6. Могут ли жить простейшие в песках пустыни?

(Не могут, простейшие живут только в жидкой среде- в воде разнообразных водоемов- от морей до капелек болот, в увлажненной  почве, внутри  растений и животных)

Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг. А что они там делают?

   Многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а от туда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока.

Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» 

Работа с микроскопами (дифференцированная)

Задание 1. Среди готовых препаратов найти  препарат эвглены зеленой.

Задание 2.  Приготовить микропрепарат амебы, используя  ранее подготовленную культуру простейших,  рассмотреть под микроскопом.  

Задание 3. Приготовить микропрепарат инфузории, используя  ранее подготовленную культуру простейших,  рассмотреть под микроскопом.  

Физминутка для глаз.

Изучение  нового материала.

-Какую же роль играют простейшие в нашей жизни?

Составление схемы «Роль простейших в природе и жизни человека», при помощи цветных карточек. 

Схема выстраивается совместно с учащимися на доске при помощи магнитов. 

Мы   с вами выяснили роль простейших, давайте познакомимся с паразитическими простейшими.

ТРИПАНОСОМА

— Класс Жгутиконосцы, вид Трипаносома. Паразитирует у человека и млекопитающих (овцы, козы, свиньи, иногда собаки). Переносчиком служат муха це-це ( это только для Западной Африки). Муха при сосании крови больного животного заражается трипаносомами, которые попадают в желудок мухи, где активно размножаются. После чего передвигаются в хоботок насекомого и слюнные железы. (смотри таблицу «Строение ротового аппарата мухи»). Кусая человека муха ему передает трипаносом со слюной. Паразиты попадают в кровь и лимфу, затем переходят в лимфатические сосуды, спинно-мозговую жидкость, а там, в ткани головного и спинного мозга. Основная профилактика – уничтожение мухи це-це и мест её размножения (водоемов).

ЛЕЙШМАНИЯ

Среди паразитических жгутиконосцев особое внимание заслуживают паразиты многих позвоночных –лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела всего 2-4 мкм. Лейшмании являются внутриклеточными паразитами, так как вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через укусы москитов В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается. Один из видов лейшманий, распространенных в Южной Европе, Индии и Средней Азии вызывает болезнь человека кала Азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровием, истощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшманий вызывает болезнь кожи , рапространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.

Профилактика. Личная – индивидуальная защита от укусов москитов; общественная – уничтожение природных резервуаров (бродячих собак, шакалов, грызунов и т. д.) Одновременно рекомендуется проводить санитарно-просветительную работу среди населения, а также делать прививки.

Продолжим знакомство с паразитическими простейшими. Послушаем проектно-исследовательскую работу.

ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ АМЕБА  (ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)

В своей работе я хочу рассказать о дизентерийной  амёбе

Чтобы миновать личного знакомства, надо хорошо её знать заочно!

Это простейшее из отряда амёб; возбудитель амёбной дизентерии.

  • Дизентерия — заразное инфекционное кишечное заболевание. Встречается по всему миру у людей всех возрастов, но особенное распространение получает в жаркий сезон.
  • Источником заражения служит больной человек. Дизентерия — это болезнь грязных рук . Впрочем, можно заболеть, и употребляя заражённую воду или продукты, мытые такой водой и недостаточно обработанные термически.
  • Зрелые цисты, попав в желудочно-кишечный тракт человека, проникают в начальные отделы толстого кишечника и внедряются в стенку кишки. Амебы активно разрушают окружающие ткани, проникая в подслизистый слой кишки, где образуются микроабсцессы (микрогнойники), а затем и язвы, иногда распространяющиеся достаточно глубоко, приводя к прободению стенки кишечника. Нарушение проницаемости сосудов в слизистой оболочке может повлечь за собой кишечное кровотечение.

Сообщение ученика

                                               

                                                     Малярия

Одним из опасных болезнетворных простейших является малярийный плазмодий, относящийся к типу Споровиков. Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растут и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения клетки попадают в кровяное русло и внедряются в эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь – происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола человека вновь проникают паразиты. Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная болезнь. Раньше от неё умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. Для профилактики  применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары.

А вы знаете, как борются с малярией на Кавказе?

Просмотр видео о гамбузии.

Закрепление изученного материала.

Составление памятки профилактики.

Говоря о заболеваниях, которые вызывают простейшие, необходимо повторить с учащимися профилактические меры

  • соблюдение правил личной гигиены;
  • кипячение воды;
  • добросовестное приготовление пищи
  • требования к качеству сырых продуктов;
  • своевременное прохождение медицинских исследований (медосмотр)
  • научно-просветительская работа среди населения.

Рефлексия. На доске нарисовано озеро. Если вам понравился урок приклейте веселый смайлик  так чтобы озеро «зацвело».

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Стр.§- 12, стр 52- 54. Повторить гл.1-3, подготовиться к контрольной работе.

Урок по биологии «Многообразие простейших. Паразитические простейшие»

«Многообразие простейших. Паразитические простейшие»

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека.

Задачи урока.

1. Образовательные:

  • на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом, создать современное представление о многообразии простейших, их строении, происхождении, классификации и значении в природе и в жизни человека;

  • раскрыть особенности строения паразитических простейших;

  • выяснить основные отличия между представителями различных классов простейших.

2. Развивающие:

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала;

  • развивать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами;

  • развивать логическое мышление.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью;

  • прививать экологическую культуру учащимся;

  • развивать мировоззренческие позиции.

Оборудование: видеофрагменты « Одноклеточные животные»;, рисунки представителей простейших; карточки; схемы, компьютер, диск с презентацией урока, основной раздаточный материал.

Структура урока.

По содержанию урок комбинированный (смешанного типа), проблемно-развивающий; урок повторения и расширения знаний. Исходя из этих данных, он имеет свою особую структуру и методы обучения.

  1. Организационный момент:1 минута
    1.1.Психологический настрой учащихся.
    1.2. Готовность учителя к уроку.

    1.3. Мобилизирующее начало урока. Актуализация знаний учащихся.(Создание проблемной ситуации, постановка цели урока).

Основная часть урока. (А сейчас открываем тетради и записываем тему урока. : «Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Содержательная часть)

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, через повторение ранее изученного:

Назовите классы простейших организмов,

Способы питания,

Чем они отличаются друг от друга.

Объясните строение этих животных.

Размножение.

Дыхание

  1. Изучение нового материала.

  2. Мы с вами на прошлых уроках прошли классы простейших на примерах амебы обыкновенной, эвглены зеленой и инфузории туфельки, но кроме этих типов есть еще и подтипы этих организмов, назовите их: амебы – радиолярии, фораминиферы, жгутиконосцы — бодо, инфузорий – бурсария, стентор, стилонихия, сувойка

Но кроме этих простейших есть простейшие – паразиты

Давайте вспомним, кого в биологии мы называем паразитами?

(Паразиты – это организмы, которые живут за счет других живых организмов, питаясь их соками и нанося вред)

Ученые считают, что простейшие появились на Земле около 1,5 млрд лет назад, а самыми древними из них являются жгутиконосцы. От них, видимо, произошли современные амебы, споровики и инфузории. Саркодовые — упрощенные потомки жгутиконосцев, о чем свидетельствуют развивающиеся у некоторых саркодовых (радиолярий и фораминифер) жгутики. Кроме того, известны амебообразные жгутиконосцы, захватывающие ложноножками добычу. Инфузории произошли также от жгутиконосцев путем усложнения строения тела (например, увеличения числа ресничек и ядер).

Простейшие распространены по всему миру. Они малы, но их очень много, поэтому суммарная их масса достаточно велика. Простейшие поедают бактерий и микроскопические водоросли. Простейшими (например, инфузориями) питаются маленькие планктонные рачки и мальки рыб. Поэтому простейшие играют важную роль в круговороте веществ на Земле. Древние морские простейшие, имеющие минеральный скелет, отмирая и оседая на дно в течение миллионов лет, образовывали огромные пласты осадочных пород, которые используются в строительстве.

Среди простейших много паразитов, вызывающих заболевания человека и животных. К ним относится дизентерийная амеба (рис. 34). У нее короткие и широкие ложноножки. Живет она обычно в толстом кишечнике человека, питаясь его содержимым и не вызывая болезненных явлений. Однако эти амебы могут внедряться в слизистую оболочку кишечника и питаться клетками крови — эритроцитами, вызывая таким образом заболевание (амебную дизентерию) и нанося вред здоровью человека. Если не прибегать к лечению, то эта болезнь переходит в хроническую форму, ведет к тяжелому истощению человека, а иногда и к смерти. Дизентерийные амебы способны образовывать цисты, которые долго могут переносить неблагоприятные условия. При сильном заражении больной дизентерией выводит из своего организма до 300 млн цист ежедневно. Проглоченные цисты служат для человека источником заражения.

Рис. 34. Дизентерийная амеба

Просмотр видеофильма «Диз-ная амеба»

Другой представитель болезнетворных простейших — малярийный плазмодий (рис. 35), относится к споровикам (Sporozoa). Это простейшие животные, ведущие паразитический образ жизни и обитающие внутри клеток других организмов. В кровь человека малярийный плазмодий проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких (длиной 5—15 мкм и шириной 1 мкм) червеобразных одноядерных клеток. Они с током крови попадают в печень человека, где растуг и размножаются делением. Образовавшиеся в процессе размножения плазмодии попадают в кровяное русло и внедряются в клетки крови — эритроциты, где также размножаются. Когда паразиты выходят из эритроцитов, ядовитые продукты их жизнедеятельности попадают в кровь — происходит изнуряющий больного приступ лихорадки. При сосании крови больного человека малярийным комаром плазмодии попадают в желудок насекомого. Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укуса комаром через его хоботок в кровь человека вновь проникают паразиты.

Видеоролик малярия

Рис. 35. Схема развития малярийного плазмодия: А — развитие в теле комара: 1 — кишечник комара: 2 — слюнные железы комара: Б — развитие в теле человека: 3 — печень человека: 4 — кровь человека

Вызываемая малярийным плазмодием малярия — очень опасная и тяжелая болезнь. Раньше от нее умирало много людей. Распространена малярия в тропиках и субтропиках. С ней борются при помощи лекарств, действующих на малярийного плазмодия. Кроме того, осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров.

Профилактика. Применяют различные лекарственные препараты, прививки. Осушают болота, в которых выводятся малярийные комары. А на Кавказе для борьбы с малярией была акклиматизирована небольшая рыбка гамбузия, которая поедает личинок малярийных комаров.

Малярийным плазмодием – это возбудитель малярии, одного из древних и до сих пор широко распространенных заболеваний

Закрепление материала, изученного на данном этапе и ранее пройденного.
Назовите общие черты простейших. Какие функции выполняет их клетка?

  1. Перечислите меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

  2. Какую роль играют простейшие в природе, в жизни человека?

Домашнее задание. Параграф 12, написать сообщение о простейших ламблии и лейшмания.

Паразитические простейшие

Автор статьи Азбукина Н.В.

  1. Excavata

Мы начнем знакомство с паразитическими простейшими с жгутиконосцев.

Одним из самых известных представителей является трипаносома (Trypanosoma). Этот организм обладает особой органеллой – кинетопластом, являющимся видоизмененной огромной митохондрией. Кинетопласт содержит митохондриальный геном, представляющий собой множество копий ДНК, организованной в макси-  и миникольца.

В миникольцах закодирована РНК, редактирующая генетическую информацию максиколец. Кроме того, в зрелой форме трипаносомы имеют ундулирующуя мембрану – пластинку, натягивающуюся между жгутиком и клеточной мембраной паразита, служащую для движения. По мере развития жгутик и кинетопласт смещаются с заднего конца тела на передний. Еще одной особенностью трипаносом является их способность к антигенной вариабельности. Другими словами, паразиты время от времени меняют состав гликопротеинового слоя на мембране, и из-за этого иммунная система тратит больше времени на их распознавание. Размножаются они, как и все жгутиконосцы, продольным делением надвое. Самими известными представителями этого отряда являются 
Trypanosoma cruzi 
и Trypanosoma bruceiПервая вызывает болезнь Шагаса (Чагаса), переносится «поцелуйными клопами». Это такие клопы, которые питаются кровью на тонкой коже губ человека. Заболевание имеет широкое распространение в Мексике и Южной Америке. Trypanosoma brucei  вызывает немалоизвестную сонную болезнь. Природным резервуаров этих паразитов служат антилопы, а переносчиком – муха цеце. Вначале человек чувствует головную боль и боль в суставах, а через несколько недель появляется спутанность в сознании, онемение.

Trypanosoma  среди клеток крови

Другой представитель жгутиконосцев Лямблия (Giardia) паразитирует в верхнем отделе тонкого кишечника человека – на ворсинках двенадцатиперстной кишки. Они имеют тело грушевидной формы, 8 жгутиков, 2 ядра, присоску на брюшной стороне. Питаются полупереваренным содержимым кишечника путем пиноцитоза. Так как они обитают в микроаэрофильной среде просвета кишечника, то являются анаэробами и утратили митохондрии и аппарат Гольджи. Делятся продольным делением надвое, для распространения имеют расселительную стадию цист.

Жизненный цикл лямблий

Лейшмании (Leishmania) являются внутриклеточными паразитами и переносятся москитами. Основными хозяевами являются люди, собаки, лошади. Эти паразиты фагоцитируются сначала нейтрофилами, потом макрофагами и обитают в их фагосомах, поэтому невидимы для клеток иммунной системы. Вызывают лейшманиозы – кожные язвы.

  1. Alveolata

Следующие представители простейших относятся к типу Apicomplexa, названному так из-за наличия у этих организмов апикального комплекса, состоящего из кольца, коноида, роптрий и микронем, обеспечивающие проникновение в клетки хозяина. Форма тела этих организмов постоянна за счет белковой пелликулы. Кроме того, эти организмы раньше были фотосинтезирующими, а сейчас у них остался апикопласт, содержащий кольцевую молекулу ДНК и сохранивший функцию синтеза жирных кислот. Сейчас этот метаболический путь является перспективной мишенью для разработки препаратов от малярии. Жизненный цикл этих представителей имеет общую структуру и называется лейкартовской триадой. Начинается она с попадания в организм спороцист, из которых выходят спорозоиты. Активно питающийся спорозоит называется трофозоитом. После увеличения в размерах трофозоит попадает внутрь клеток кишечного эпителия (с помощью апикального аппарата они заставляют себя фагоцитировать) и становится мерозоитом. Затем происходит бесполое размножение или мерогония, когда численность паразитов многократно увеличивается. Клетка хозяина, содержащая множество мерозоитов становится похожа на мандаринку. После этого новоиспеченные мерозоиты выходят в просвет кишечника и цикл может повторяться несколько раз. Затем  в определенный момент находящиеся внутри клеток мерозоиты трансформируются в микро-  и макрогамонты, продуцирующие микро-  и макрогаметы (все путем митоза, диплоидна в этом жизненном цикле только зигота!). После этого происходит слияние гамет, образуется зигота, первое деление которой является редукционным, в результате которого образуются спороцисты. Цикл замкнулся.

Тип Apicomplexa делится на два класса:  Conoidasida  и Aconoidasida. Приставка A- в латинских корнях  обозначает отрицание, то есть у одних представителей есть коноид, а у других нет. К Коноидным относят подкласс Грегарин, паразитов насекомых. Как правило, это внеклеточные паразиты размер которых может достигать 16 мм, обитающие в кишечнике. Их тело состоит из трех отделов : эпимерит, служащий для прикрепления к стенке кишечника, протомерит и дейтеромерит. При вступлении в стадию полового размножение гамонты образуют сизигий, то есть попарно «встают паравозиком», покрываются общей цистой. Внутри нее они делятся, образуют гаметы, которые сливаясь, образуют зиготу. Зигота затем образует 8 спорозоитов. Как можно заметить, то для этих организмов характерно отсутствие мерогонии (стадии бесполого размножения).

Кроме Грегарин к Коноидным относится подкласс Кокцидий, включающих в себя паразитов позвоночных, например кроликов Eimeria magna Все стадии развития этого организма проходят в кролике. Цисты очень «живучи», их можно убить только крутым кипятком или выжиганием, на пастбищах сохраняются годами. Поэтому этот паразит приносит колоссальный ущерб сельскому хозяйству.

Еще одним распространенными представителеми этого подкласса являются организмы рода Toxoplasma. Основным хозяином (то есть в котором происходит половое размножение) является кошка, а промежуточным – мыши, свиньи, люди. Особо опасно заражение женщин во время беременности, так как происходит также и заражение плода.

Доказано, что мыши, зараженные токсоплазмой, перестают бояться кошек, их даже превлекает запах кошачьей мочи. Также имеются исследования о влиянии токсоплазмы на поведение людей, а также на развитие шизофрении. По предварительной оценке около 65% населения Земли является носителем токсоплазмы, многие из которых даже не подозревают об этом!

Жизненный цикл Toxoplasma

К второму классу Aconoidasida относятся преставители кровяных споровиков, к которым относится знакомый всем малярийный плазмодий. Промежуточным хозяином является человек, а окончательным- комар. У малярийного комара необычная зигота, имеющая псевдоподии и обладающая подвижностью. 

Жизненный цикл соответствует лейкартовской триаде, стадии мерогонии сопряжены с приступами лихорадки. Если говорить подробнее, то когда плазмоий выхоит в кровоток, имунная система обнаруживает его, начинает бороться, поэтому повышается температура и проч. Потом мерозоиты снова возвращаются в эритроциты, там размножаются и через какое-то время снова синхронно выходят в кровоток. Для разных видов плазмодиев характерна разная продолжительность этого периода, поэтому различают трех- семидневные лихорадки.

Малярия – очень опасное и по сей день распространенное заболевание, по оценке ВОЗ около 200 млн людей в год заражаются малярией, и 700 тысяч людей умирают от этого заболевания. Интересно, что за изучение малярии и лекарства от нее было присуждено 4 Нобелевские премии по физиологии и медицине.

ТИП КНИДОСПОРИДИИ (CNIDOSPORIDIA)

Совсем недавно этих организмов определяли как один из классов споровиков (Apocomplexa), но сейчас выделили в отдельный тип, так как у них нет чередования мерогонии и спорогони, кроме того они имеют особые споры со створками, обеспечивающими плавучесть, и стрекательными капсулами, позволяющими им прикрепляться к стенке кишечника хозяина.

Хозяином этих организмов чаше всего выступают рыбы и амфибии, однако некоторые паразитируют и на насекомых. Взрослый организм диполоиен, представлен многоклеточным плазмодием, образует шишки на внутренних органах хозяина. У взрослого организма есть вегетативные ядра (там, где идет транскрипция белков, необходимых для жизнедеятельности) и генеративные, служащие для размножения. Генеративные ядра делятся несколько раз (причем один раз мейозом, то есть споры – гаплоидны), продуцируя двуядерные споры. Через заднюю кишку они попадают в воду, где заглатываются другими организмами. В новом хозяине оболочки спор разрываются, выходит двуядерная амеба, ядра которой впоследствии сливаются, образуя диплоидный набор хромосом. Эта амеба впоследствии даст начало новому плазмодию. Книдоспоридии наносят массовый ущерб рыбоводческим хозяйствам, вызывая массовую гибель рыб, особеннно молоди.

Тип Микроспоридии.

Это особые внутриклеточные паразиты, раньше относившиеся к споровикам, обладающие очень маленьким геномом (сопоставимым с бактериальным). Кроме того у них редуцированы многие органеллы (митохондрии, лизососмы, аппарат Гольджи). Систематическое положение этих организмов спорно: по молекулярно- генетическим данным они близки к грибам, но пока непонятно, как их определять: как сестринскую к грибам группу или включать в Fungi. Споры этих организмов имеют особый аппарат эуструзии для проникновения внутрь клетки хозяина. Все представители этого типа являются паразитами как беспозвоночных, так и позвоночных животных, и даже человека. Поражают медоносных пчел, гусениц тутового шелкопряда (болезнь – пебрина), промысловые виды рыб, нанося сельскому хозяйству миллионные убытки.

 

Простейшие

Простейшие — одноклеточные организмы, питающиеся органическими веществами. Существует более 30 000 видов простейших, но не все паразиты. У простейших обычно есть жгутики, поэтому они могут активно двигаться.

Простейшие имеют длину 10–100 мкм и видны под микроскопом. Обычно они потребляют пищу, окружая ее их клеточная мембрана. Некоторые виды сметают пищу в рот. Пища расщепляется в клеточных органах, называемых вакуоли. Простейшие размножаются путем деления бесполым или половым путем.

Некоторые простейшие паразиты в течение своего жизненного цикла принимают разные формы. Кисты, например, представляют собой многослойные оболочки. которые могут выдерживать суровые условия в течение длительного времени. Они пассивны, не могут двигаться и есть. Когда кисты становятся возвращаясь в среду питания, они снова переходят в активную стадию, которая является трофозоитом. Это называется эксцистанция. Превращение в кисту называется энцистацией.

Вот самые распространенные простейшие паразиты человека.

  • Balantidium Coli

    Жизненный цикл Balantidium coli, симптомы, диагностика и лечение, а также фотографии и видео.Balantidium coli — простейшие паразиты, обитающие в желудочно-кишечном тракте. Это вызывает заболевание, называемое балантидиазом.

  • Entamoeba Histolytica — Амебиаз

    Entamoeba histolytica вызывает амебиаз (болезнь). Жизненный цикл, симптомы, диагностика, лечение и профилактика, а также фотографии и видео.

  • Giardia Intestinalis

    Жизненный цикл лямблий кишечной, симптомы, диагностика и лечение, а также фотографии и видео. Как можно заразиться лямблиозом и как лечить?

  • лейшмания

    Жизненный цикл лейшмании, симптомы, диагностика и лечение, а также фотографии и видео.Leishmania — это микроскопический паразит в вашем кровотоке.

  • Plasmodium Falciparum — Малярия

    Plasmodium falciparum вызывает у людей малярию (тяжелое заболевание крови). Жизненный цикл P. falciparum, симптомы, диагностика, лечение и профилактика, а также видео и фотографии.

  • Toxoplasma Gondii

    Жизненный цикл Toxoplasma gondii, симптомы, диагностика и лечение, а также изображения и видео. Toxoplasma gondii — это внутриклеточные простейшие, вызывающие токсоплазмоз.

  • Trypanosoma Brucei — Сонная болезнь

    Trypanosoma brucei вызывает африканский трипаносомоз, сонную болезнь. Жизненный цикл, симптомы, диагностика и лечение, а также фотографии и видео.

Infogalactic: ядро ​​планетарного знания

В некоторых системах биологической классификации Protozoa представляют собой разнообразную группу одноклеточных эукариотических организмов. [1] Исторически простейших определялись как одноклеточные организмы с поведением, подобным животным, таким как подвижность и хищничество.Группа считалась зоологическим аналогом «protophyta», которые считались похожими на растения, поскольку они способны к фотосинтезу. [2] Термины простейшие и простейшие также неофициально используются для обозначения одноклеточных нефотосинтетических протистов, таких как инфузории, амебы и жгутиковые.

Термин Protozoa был введен в 1818 году для таксономического класса [3] , но в более поздних классификационных схемах группа была возведена в более высокие ранги, включая тип, подкоролевство и королевство.В нескольких классификационных системах, предложенных Томасом Кавалье-Смитом и его сотрудниками с 1981 года, простейшие классифицируются как королевство. [4] [5] [6] Схема семи царств, предложенная Ruggiero et al. в 2015 г. под простейшими было помещено восемь типов: Euglenozoa, Amoebozoa, Metamonada, Choanozoa, Loukozoa, Percolozoa, Microsporidia и Sulcozoa. [2] Это царство образует не кладу, а группу эволюционного уровня или парафилетическую группу, из которой специально исключены грибы и животные.

Некоторые исследователи не одобряют использование Protozoa в качестве официального таксона, главным образом потому, что термин, образованный от греческого protos «первый» + zoia , множественное число от zoion , «животное», вводит в заблуждение родство с животными (метазоа) [7] [8] и способствует произвольному разделению организмов, подобных животным, от организмов, подобных растениям. [9] Современные ультраструктурные, биохимические и генетические методы показали, что простейшие в традиционном понимании принадлежат к широко расходящимся линиям и больше не могут рассматриваться как «примитивные животные».«По этой причине термины« протисты »,« протисты »или« протоктисты »иногда предпочтительны для высокоуровневой классификации эукариотических микробов. В 2005 году члены Общества протозоологов проголосовали за изменение названия этой организации на Международное общество протистологов [10]

Простейшие (Статья)

Имя: ____________________________________________

Одноклеточные организмы, плавающие в воде и потребляющие пищу, обычно называются простейшими.Они принадлежат к Королевству Протистов и классифицируются на разные типы в зависимости от того, как они передвигаются. Если вы возьмете каплю воды из пруда и понаблюдаете за ней под микроскопом, вы часто сможете увидеть плавающие вокруг крошечные организмы. Фактически, Антон ван Левенгук, один из первых ученых, наблюдавших за этими существами под микроскопом, дал им название «анималкулы», как если бы они были комбинацией животных и молекул. Хотя простейшие могут быть крошечными и одноклеточными, они обладают поразительной сложностью.

Возьмем, к примеру, амебу, принадлежащую к типу Sarcodina. Этот одноклеточный протист может иметь любую форму, потому что его мембрана гибкая, и он может толкать цитоплазму, чтобы изменить ее форму. Слово «амеба» означает «изменяться». Когда вы впервые посмотрите в микроскоп на амебу, вы можете пропустить ее, потому что она действительно движется медленно. Кажется, он лениво подходит к жизни, небрежно растягивая свою цитоплазму на расширения, называемые псевдоподиями. Эти отростки также могут задерживать внутри себя более мелких протистов, которые создают пищевую вакуоль, где амеба может их переваривать.В этом случае медленный не означает безобидный — более мелкие протисты на самом деле даже не ощущают опасности.

Еще одно интересное простейшее — парамеций. Он движется с помощью крошечных волосоподобных структур на своей поверхности, называемых ресничками. Фактически, парамеций принадлежит к целой группе протистов, которые передвигаются с помощью ресничек, Phylum Ciliophora. По сравнению с амебой, парамеций быстрее плавает. Он настолько быстр, что при поиске его под микроскопом он может приблизиться прямо к полю обзора, прежде чем вы сможете его действительно увидеть.По этой причине биологи добавляют в воду загуститель, чтобы замедлить парамеций и сделать их более заметными. Вы также можете ставить на горку препятствия, например хлопковые волокна. После того, как парамеций замедлился или застрял в ловушке, вы можете увидеть в нем множество удивительных особенностей.

Парамеций имеет два ядра. Одно ядро ​​контролирует деятельность клеток, а другое — половое размножение. По мере того как парамеций плывет вперед, он поворачивает свое тело, чтобы вы могли видеть обе стороны.На одной стороне есть углубление, называемое оральной канавкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *