Словарь художника |
МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. Manierismo — «вычурность, манерничанье«) — течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520—1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии. Термин «maniera» стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в. Венецианские живописцы употребляли словосочетание «maniera nuova» (итал., «новая манера«) для обозначения стиля работы современных художников в отличие от старшего поколения, основателей венецианской школы — Дж. Беллини, Джорджоне, и подразумевали под этим определением более свободную, раскованную манеру исполнения. Джорджьо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), использовал слово «манера» как синоним понятия «стиль». В этом же смысле пользовались термином « В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом (светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил слово «manierismo«. Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер в 1915 г. применил определение «маньеризм» (нем. Manierheit, англ. Mannerism) к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи Фридлендер выделил пристрастие к: — удлиненным фигурам; — экзотическим костюмам персонажей; — аффективным жестам; — ярким, контрастным тонам. Подобные наблюдения относятся и к другим периодам развития искусства. Один из самых удивительных примеров — рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э.) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам. Эллинистическое искусство IV—I вв. до н. э. в целом несет в себе черты маньеристичного мышления.Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве «сербско-македонского маньеризма» конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми контурами. К маньеризму близки жанры гротеска, каприччьо. Возникает сложная для искусствознания проблема разделения понятий маньеристических тенденций, действующих в истории искусства постоянно, и Маньеризма как конкретно-исторического явления в искусстве Италии второй половины XVI в. Эта проблема аналогична спорам вокруг терминов «классицизм»и «романтизм». В самом общем смысле Вследствие стремительного развития искусства, которое наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, новые идеи не успевали за формой, пластическая избыточность, изысканность, изощренность становились самоцелью. Художники в вынужденной конкуренции друг с другом начинали прибегать к внешним эффектам, демонстрации мастерства, виртуозной техники, оригинальности манеры. На этом фоне еще острее выступали скудость замысла, эпигонство, вторичность, подражательность, стилизация и эклектика. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость, исчерпанность внутренних источников. Поэтому главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVI в. — исчерпанность ренессансных идей. Вёльфлин в 1922 г. писал о том, что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного тела был особенно развит… В движении фигур у Леонардо и Микеланжело… каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность«. Можно вспомнить, что Дж. Вазари в XVI в. критиковал живописцев кватроченто (XV в.) за излишнюю строгость, графичность, скованность формы (итал. aspro a vedere — «жестко для зрения«). Изобразительное искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону живописности, экспрессивности, динамичности формы. На какое-то мгновение Рафаэль сумел дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520 г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые ученики. Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось. Так же внезапно закончилось в 1530-х гг. Северное Возрождение. Искусство Ренессанса идеалистично, несбыточно, оно не соответствовало исторической реальности. Этим прежде всего объясняется быстрый крах ренессансных художественных идеалов. С таким трудом достигнутая на рубеже XV—XVI вв. гармония содержания и формы, изображения и выражения, тектоники и пластики, объема и цвета стала распадаться. Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности — эстетизацией отдельных элементов формы: линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессии штриха и мазка. Красота отдельной детали становилась важнее целого. Это был период распада целостности мировоззрения и художественного мышления. Однако величайшая по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Можно сказать, что три гиганта Возрождения — Леонардо, Микеланжело и Рафаэль — определили три различных пути дальнейшего развития европейского искусства. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507—1519) вместе со своими учениками-«леонардесками» во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Рафаэль и его «рафаэлески» в 1508—1520 гг. в Риме создавали академизм. Гениальный Микеланжело в последние годы (1534—1564) открывал новый стиль Барокко.Существуют две концепции развития искусства в постренессансный период. Согласно первой, Маньеризм разрушил классические основы искусства, сложившиеся в эпоху Возрождения, и, не создав нового, только подготовил почву для стиля Барокко, апогей которого в Италии приходится на середину XVII в. По второй концепции, Маньеризм и Барокко развивались в искусстве Италии параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга. Первым положительно оценил роль Некоторые исследователи понимают под Маньеризмом определенный исторический художественный стиль, другие — не стиль искусства, а стиль культуры, противоположный культуре Ренессанса. Действительно, главные особенности искусства Маньеризма проявляются не в форме, а в мировоззрении. Переход от объективного идеализма (стремления к подражанию природе и «древним«) к субъективному мироощущению высвободило духовные силы. Как утверждает Дворжак, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля «отнюдь не исчерпывает того, что трогало душу современного ей европейца, она даже весьма условно связана с этим, ибо воплощенный в ней культ Период Маньеризма разрушил границы, сдерживавшие развитие искусства, высвободил духовные силы, расширил представления о мире и о выразительных возможностях творчества. Это давало выход эмоциям, художественным поискам, мечтанию и фантазированию. Одним из результатов нового мировоззрения стало появление кунсткамер — «кабинетов редкостей и курьезов «, их владельцы считались мистиками и алхимиками, а работавшие при них художники слыли чудаками и фантазерами. Именно таков был рудольфинский стиль в Праге конца XVI — начала XVII в. В этот период происходит интенсивное развитие новых жанров изобразительного искусства: пейзажа, портрета, в том числе костюмированного и театрализованного, вновь входят в моду персонажи Коммедиа дель Арте.В архитектуре открываются новые возможности связи композиции с пейзажем, воздухом, светом, пространством. Новое понимание пространства интерьера и экстерьера подготовило грандиозные градостроительные проекты и размах архитектурных композиций стиля Барокко. Стремление к «эксцентрическому видению пространства» соединялось с увлечением натурализмом, вещественностью, иллюзорностью; гиперболизация, аффектация, пренебрежение к достоверности — с мелочной детализацией, смакованием незначительных подробностей. Все это создавало странно иллюзорное восприятие жизни; как и в масках Коммедиа дель Арте, в изобразительном искусстве действовали не конкретные персонажи, а их стилизованные двойники. Мнимость эпохи заключалась в том, что обретенная в искусстве свобода, чувственность, экзальтация сковывались в жизни церковными и светскими запретами. Поэтому и изобразительная форма выхолащивалась в «декорум». Субъективизм мироощущения в соединении с нормативностью не способствовали появлению новых художественных идей. Отсюда странности искусства Маньеризма: деформация, мелочность, суетливость, неуравновешенность, навязчивые повторы композиционных схем — пресловутое «forzato» (итал., «принужденный, насильственный«). Все эти качества оценивали положительно и обозначали латинским словом «artificio» («умелость, искусность, хитрость, необычность«). Одним из первых художников-теоретиков искусства Маньеризма стал итальянский живописец, поэт, историограф Джан Паоло Ломаццо (1538—1600). В «Трактате об искусстве живописи» (1584) он обосновывает использование новых формальных приемов: удлиненность пропорций фигур, «змеевидную линию» (итал. linea serpentinata). Другой известный итальянский художник и теоретик, Федериго Цуккаро (ок. 1542—1609), автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), выдвинул понятие «внутренней формы«, или «внутреннего рисунка«, возникающее в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом, из состояния души. Ф. Цуккаро для обоснования этого маньеристского тезиса придумал этимологию: «Disegno — segno Di Dio in noi» (итал. , «Рисунок — знак Бога в нас«). Показательно также, что эстетическая теория Цуккаро, сформировавшаяся в русле искусства Маньеризма, стала затем программой стиля Барокко. В архитектуре маньеристские тенденции проявляются вначале не столь заметно, как в других видах искусства — скульптуре, живописи. Б. Р. Виппер отмечал, что «тело здания остается как будто неизменным«. Однако комбинации традиционных элементов «свидетельствуют о совершенно новом содержании«. Тенденции к живописности, дематериализации проявляются уже в архитектурных проектах Рафаэля. Постепенно в итальянской архитектуре XVI в. начинает преобладать не тектоническое, а живописное и «узорно-декоративное» (термин Б. Р. Виппера) начала. Стена здания воспринимается нейтрально, в качестве фона, на который накладывается узор — лепной, рельефный или в технике сграффи́то. Подобные приемы одинаково чужды и идеям эпохи Возрождения, и стилю Барокко. Отсюда два повторяющихся решения: либо фасад здания перегружен беспорядочным декором, либо, напротив, представляет собой гладкую, нейтральную поверхность, лишенную каких-либо членений, что создает вялое впечатление. Примером первого решения может служить фасад Казино Папы Пия IV в Ватикане, созданный П. Лигорио, постройки Б. Перуцци, в частности — Палаццо Массимо в Риме (проект 1532—1536 гг.), дворовый фасад Палаццо Питти во Флоренции (Б. Амманати, 1558—1560), в котором руст, пересекающий колонны, обесценивает понятие классического ордера. Такая колонна называется муфтированной (из голландск. mow — «рукав«). Маньеризм в архитектуре проявляется также в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов. Во всем этом видится какая-то странная беспорядочность, но, одновременно, и стихийный натурализм. Вероятно, именно это имел в виду Дж. Вазари, когда писал о постройках Б. Перуцци, что они «не сложены, а словно рождены» (итал. «non murato, Ma veramento nato«). Рельеф стены в таких постройках рассчитан на игру светотени. Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) — стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природной стихийной силы. Эта тенденция вылилась в натуралистичный «сельский стиль» загородных вилл: пещеры, гроты, причудливые порталы, стилизованные под естественные образования, как бы «обросшие мхом» стены, скульптура, «вырастающая» из земли. Грот «Апеннины» на вилле Демидова близ Флоренции похож одновременно и на скульптуру и на естественное образование. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма. На вилле д’Эсте в Тиволи существовал фонтан Рометта (итал. rometta — «маленький Рим«), он представлял собой вечный город в миниатюре. В скульптуре, как и в архитектуре, проявляется тенденция смешения масштабов, несоразмерности и даже несуразности отношений величин. Фонтан «Нептун«, или «Бьянконе» (итал. Biancone — «Белый гигант«), как его прозвали флорентийцы, воздвигнутый по проекту Б. Амманати на площади Синьории во Флоренции, является характерным примером маньеристичного мышления. Это особенно заметно при сравнении «Бьянконе» с находящимся неподалеку «Давидом» Микеланжело. Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494—1557). Его стиль отличается нервозностью, экспрессией; композиции неуравновешенны, эксцентричны. В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503—1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился в Чертозе ди Валь д’Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. Понтормо, Бронзино и многие другие близкие им художники были увлечены искусством Микеланжело и искренне полагали, что развивают и «улучшают» его «манеру«. Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал живописец из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503—1540). Этот художник стремился совместить несоединимое: достижения Микеланжело и Корреджьо. Знаменитая картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» толкуется по-разному. Одни видят в ней просто манерность. Отсюда, в частности, термин «манерный маньеризм» (maniere Manierismo), предложенный в 1963 г. Дж. Смитом. Другие — зашифрованную аллегорию. Известно, что Пармиджанино увлекался каббалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи). «Мадонна с длинной шеей», согласно второму толкованию, представляет собой аллегорию Пьеты́ (оплакивания Христа). Незавершенная колоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) — символ преждевременно оборванной жизни. Фигура со свитком — напоминание о пророчествах Ветхого Завета. Спящий Младенец на коленях Мадонны похож на мертвого Христа, а вся композиция восходит к средневековым «горизонтальным оплакиваниям». Плащ Мадонны напоминает погребальный саван, один из Ангелов несет урну — атрибут умащивания тела благовониями. Об увлечении Пармиджанино оккультизмом и алхимией свидетельствует и его «Автопортрет в сферическом зеркале«. Анаморфозы (искажение форм), деформация (лат. Discors concordia — «совмещение несовместимого«), намеренное нарушение пропорций — характерные черты маньеристской живописи. Они возникают от «непреодоленного противоречия между реальностью и мнимостью… элементами изображаемого пространства, иллюзией объема» и обрамлениями (рамой картины или архитектурными обрамлениями в декоративных росписях). Это производит «странное, путаное впечатление«. Смешение обрамляющей и заполняющей функций элементов архитектурной, скульптурной, живописной композиции — постоянный признак маньеристского искусства. Отсюда впечатление надуманности, искусственности. Экстатическое напряжение и динамика выливаются либо в суетливую дробность мелких деталей, либо в поверхностное подчеркивание движения «форсированием» форм — удвоением контуров, рифмами, повторами, дополнительными, ненужными акцентами. В искусстве Маньеризма повторяются изображения из нагромождения тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой — карикатурные повторения мощных фигур Микеланжело, как, например, в картинах Бронзино, скульптурах Дж. Монторсоли. Вытянутые фигуры с уменьшенными деталями действительно выглядят пластичными, но в маньеристской редакции это кажется необоснованным. В картинах Бронзино заметна другая тенденция: пропорции остаются классическими, но разрушается целостность пространства. Слишком крупные фигуры не умещаются в отведенных им границах, произвольно срезаются рамой либо зрительно «выпадают» из плоскости картины. Движение фигур чаще всего не мотивировано смыслом, сюжетом, оно подчиняется орнаментальной идее, декоративному ритму «змеевидных линий». Если ранее в классическом искусстве Возрождения движение, порыв отражали общую идею композиции и связывали фигуры между собой в изобразительном пространстве, то теперь движение замыкается в пределах одной фигуры, что и придает ей странно мятущийся, беспокойный характер. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. Для сравнения: в искусстве Барокко формальное движение, динамика вновь обретают композиционный смысл, хотя и отличный от искусства Классицизма. Специфически маньеристскую динамику, таким образом, можно определить как переходную от тектоничной в искусстве римского классицизма периода Высокого Возрождения к атектоничной периода Барокко. Возникают и откровенно формалистические композиции, так называемая кубическая система, в изображении фигуры человека. По утверждению маньериста Дж. П. Ломаццо, идея рисовать фигуры «кубиками» принадлежит ломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе, затем этой идеей воспользовались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Хольбайн Младший. Однако в рисунках названных художников «кубизм» объясняется стремлением изучить ракурсы человеческой фигуры в перспективе, что коренным образом отличает их произведения от внешне похожих опусов маньеристов Л. Камбьязо и Дж. Брачелли. Следующая черта маньеристского искусства — повышенное внимание к качеству поверхности и тщательной отделке деталей в ущерб целому. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, медальера, гравера, ювелира и писателя. При кажущейся классичности скульптурные произведения Челлини отличают дробность и «отдельность«трактовки мелких декоративных деталей, чего никогда не наблюдалось у Донателло или Микеланжело, великих скульпторов, которым Челлини старался подражать. Не случайно после отливки статуй из бронзыЧеллини полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и гравировкой как большое ювелирное изделие. Своеобразно проявлялись маньеристские тенденции в искусстве XVI—XVII вв. севера Европы, прежде всего в Нидерландах, а также во Франции, в Чехии, Польше и Германии. В искусстве Германии влияния Итальянского Возрождения и Маньеризма сочетались с национальными готическими традициями, отсюда странное название: готический маньеризм. В более широком значении маньеризмом называют, например, такое яркое явление в искусстве, как венецианское стеклоделие, где композиция подчиняется технической изощренности, виртуозности: поразить, удивить так, чтобы никто не мог догадаться, как это сделано! Таким же маньеризмом является творчество аугсбургских и нюрнбергских златокузнецов-ювелиров, в первую очередь «немецкого Челлини» Венцеля Ямницера (1508—1585), его сыновей и внука Кристофа. «Редкостное и замысловатое» стало главным эстетическим критерием в работе этих мастеров. Ради демонстрации фантазии и техники, удовлетворения вкусов богатых заказчиков, приобретавших дорогие курьезы для своих кунсткамер, художники-ювелиры искали новые материалы и технические приемы, сочетали золото, серебро и драгоценные камни с жемчугом и кораллами, перламутром и черным деревом. В моду входили диковинные, экзотические вещи: наутилусы, «кокосовые» и «виноградные» кубки. Архитектоника, логика построения композиции, уступала место произволу, причудам мастера и заказчика. В истории искусства, несмотря на отдельные замечательные произведения, Маньеризм оказался временным, переходным явлением, разрушившим классику Итальянского Возрождения и не создавшим своего художественного стиля. Важно также иметь в виду, что вне этого течения, но в те же самые годы, творили иные мастера. К примеру, к Маньеризму иногда относят выдающихся живописцев Тинторетто и Эль Греко. Однако их творчество столь индивидуально, что его следует связывать не с конкретным направлением, течением или стилем, а с границами художественной школы. В картинах венецианского живописца Тинторетто (1518—1594) более ощутимы барочные, чем маньеристичные тенденции, но главная особенность заключается в дальнейшем развитии традиций венецианской школы. Искусство Эль Греко (1541—1614) заключено в глубоко индивидуальном претворении наследия византийской и итало-критской школы иконописи на испанской земле. Экспрессия живописной манеры и техники Эль Греко лишь отчасти соотносима с интернациональным Маньеризмом. |
Маньеризм (около 1520-1600 годы). История искусства
Маньеризм зародился в Риме и Флоренции после 1520 года, в обществе, стрясаемом трагическими событиями — Реформация, расколовшая Центральную Европу, чума, унесшая тысячи жизней, захват Рима в 1527 году. Некоторые художники отреагировали на это, отказавшись от изображения идеалов Возрождения, предпочтя им куда более эмоциональные сюжеты.
Период маньеризма начался примерно между 1520 годом, когда умер Рафаэль, и зарождением барокко в 1600-м. Как реакция на социальные и политические волнения в Европе, маньеризм стал непосредственным результатом изменения роли художника в обществе. Художник перестал быть простым ремесленником, неприметно создававшим произведение ради поддержки религиозных воззрений своего социального слоя, но, напротив, теперь встал в один ряд с учеными, поэтами и гуманистами в новом мире, где ценились красота, мудрость и стиль. Отныне искусство не обслуживало исключительно религиозные интересы, но обрело самостоятельную ценность.
Подражание манере различных художников
Термин «маньеризм» появился в XVII веке от итальянского слова «maniera» — стиль. Изначально он носил уничижительный оттенок. Художники Возрождения пытались максимально точно копировать живую природу. Маньеристы — современники Высокого Возрождения — отвергали такой подход, предпочитая подражать не природе, а творчеству себе подобных. Они воспроизводили стиль своего кумира и далее развивали, усложняли и гиперболизировали его. За всем этим стояла идея, подсказанная поздними работами Микеланджело, исключительно выразительными и эмоциональными. Некоторые авторы, глядя на его масштабные работы последних лет, осмелились приукрасить манеру гения, создавая гораздо более экспрессивные образы.
Других вдохновлял Андреа дель Сарто (1486/87-1530/31), знаменитый в период Высокого Возрождения использованием ярких красок и замысловатых поз в своих композициях. На третьих маньеристов повлиял Корреджо (около 1489-1534), в чьих произведениях сочетались мягкость образов и выразительность эмоций. Максимально удлиняя перспективу, Корреджо создавал на полотне иллюзию огромного пространства. Его мастерство в изображении фигур в новом ракурсе, снизу, вдохновляло маньеристов представлять свои модели в самых необычных позах для достижения большего художественного эффекта. Художники пользовались яркими цветами, нанося длинные плавные мазки широкой кистью, в то время как скульпторы сосредоточились на изображении выразительных поз и драматических жестов.
Андреа дель Сарто
Антонио Аллегри Корреджо
Преувеличение
Стилистические примеры маньеризма почти одновременно появились в Риме и Флоренции. Одним из любимых объектов маньеристов стала обнаженная натура. Они копировали фигуры из работ великих мастеров Высокого Возрождения, которыми восхищались, гипертрофируя отдельные детали. Наиболее часто подчеркивали такие элементы, как узкие плечи, широкие бедра, удлиненные кисти рук и стопы. Сами фигуры художники изображали в причудливых позах, совершенно не похожих на расслабленные contrapposto раннего Возрождения.
Вместо реалистичных цветов использовали либо мягкие пастельные тона, либо резкие неестественные оттенки. И скульпторы, и живописцы были на редкость изобретательны не только в поиске стиля, но и в разработке сюжетов. Если мастера Высокого Возрождения стремились к гармонии и уравновешенности, маньеристы создавали нестабильность и напряжение. Самые популярные сюжеты представляли собой смешение античной классики, христианства и мифологии.
Маньеризм был отчасти модным течением, а отчасти стилем, в котором художники вовсе не имели целью превзойти мастеров Высокого Возрождения. Основной целью было создание искусства более зрелищного и яркого, пробуждающего мысль и демонстрирующего, насколько уверенно художник манипулирует классическими пропорциями и канонами. Задача не в том, чтобы точно копировать жизнь, но показать ее зрителю в авторской интерпретации и тем способом, который сам художник считает изящным и разумным.
Главные маньеристы
Самыми известными маньеристами стали ученики Андреа дель Сарто — Якопо да Понтормо (1494-1557) и Россо да Фьорентино (1494— 1540). В 1540 году один из учеников Понтормо, Аньоло Бронзино (1503—1572), стал придворным живописцем Козимо Медичи, герцога Тосканского, и, как главный художник Флоренции, немало способствовал популярности маньеризма. Известные скульпторы, приверженцы данного стиля, Бартоломео Амманати (1511—1592) и Джамболонья (1592—1608) создавали замысловатые скульптуры, извивающиеся и сплетающиеся в причудливых позах, а Пармиджанино (1503—1540) считали мастером идеальных фигур, застывших в самых неожиданных позах. Бартоломеус Шпрангер (1546—1611) и Ханс фон Аахен (1552—1615), фламандские мастера, путешествовавшие по Европе, также помогли признанию маньеризма как стиля.
Россо да Фьорентино
Понтормо
Аньоло Бронзино
Козимо Медичи
«Подлинное дарование требует работы лишь тогда, когда воля, исполненная любовью и жаждущая творческой деятельности, создает нечто божественное» Джорджио Вазари
Франческо Пармиджанино
Ханс фон Аахен
Распространение маньеризма
Неустанный поиск новых путей самовыражения побуждал маньеристов к путешествиям и заимствованию художественных идей во всех концах Европы. Падение Рима в 1527 году вызвало настоящий исход мастеров из Вечного города; европейские правители, особенно Франциск I, приглашали ко двору итальянских художников, и вскоре маньеризм стал доминирующим художественным стилем во Франции. К середине XVI столетия влияние маньеризма распространилось далеко за пределы Рима и Флоренции.
«Снятие с креста»
Это типичный образец маньеризма. Хотя стиль начал развиваться еще при жизни Микеланджело, эта работа демонстрирует разницу между его собственным творчеством, где фигуры выглядят массивными и очень «плотскими», и маньеристской интерпретацией того же самого сюжета. Фигуры гораздо менее мускулисты, порой почти невесомы, с трудом балансируют на длинных тонких конечностях, а голова кажется крошечной по сравнению с пышными складками одежд.
Композиция словно стиснута рамой картины, ограничивающей движения персонажей, фон и одежды выполнены в пастельных тонах, придающих оттенок ирреальности, — явное отклонение от канонов Возрождения. Все вместе создает впечатление потустороннего мира; эти люди не могут жить в реальной действительности, они похожи на создания иной природы. Фантастический аспект маньеризма овладевал воображением современников.
«Снятие с креста», Понтормо, около 1526–1528, масло, дерево
Портреты в стиле маньеризма
Следуя собственному стилистическому подходу, в портретной живописи и скульптуре художники маньеризма никогда не изображали просто внешность человека. Напротив, впервые они попытались отразить в портрете сущность личности, скрывающуюся за внешним обликом модели.
Поделиться ссылкой
165 манер, которые оживят вашего персонажа 03
Тоня ТомпсонСША
Вы, наверное, слышали выражение «покажи, а не рассказывай», когда речь идет о том, как создать историю и персонажей, которые понравятся читателям. Уникальные черты, манеры и характеристики играют большую роль в процессе показа того, кем является персонаж, и предоставления читателю подсказок о личности персонажа, не прерывая повествование написанием, которое «рассказывает» слишком много. Так как же эффективно использовать черты, манеры и характеристики? Во многом это связано с простым наблюдением.
В следующий раз, когда вы окажетесь в общественном месте и сможете незаметно наблюдать за людьми, постарайтесь найти некоторые черты, манеры и характеристики, которые отличают их друг от друга. Например, если вы видите, как пара разговаривает, и их руки нежно обнимают друг друга, это сразу же говорит вам об их отношениях (о том, что они близки). С другой стороны, если вы видите пару, и один из них скрестил руки на груди и не смотрит в глаза, это свидетельствует о дискомфорте в отношениях. Вы можете прочитать все эти вещи, просто наблюдая за кем-то.
В том же смысле, если вы хотите создать персонажа, страдающего социальной тревожностью, вместо того, чтобы рассказывать своим читателям о проблеме, покажите им это. Пусть ваш персонаж стоит в углу на вечеринке и выглядит неловко. Пусть он/она выпьет алкоголь на светском мероприятии, чтобы почувствовать себя более расслабленным и комфортным среди такого количества людей. Есть так много черт, манер и характеристик, которые вы можете использовать, чтобы передать интимные подробности о своем персонаже, не рассказывая читателю больше, чем следовало бы.
Имея это в виду, вот список из более чем 600 черт характера и причуд, которые помогут вам создать образ в своем романе.
Убедительные манеры помогают оживить ваших персонажей на странице. Фото Фернанды Марин на Unsplash.Кто-то, кто лжет или не говорит всей правды
- Часто моргает
- Часто смотрит налево
- Меняет тон голоса в нечетных местах
- Делает паузы, говоря много
- Предлагает ненужные подробности
- Потирание носа
- Указание пальцем
- Язык тела не соответствует произносимым словам
- Чрезмерное потоотделение
- Много прикасается к носу
Тот, кто напуган, зол, нервничает и/или испытывает социальную тревогу
- Зажимы челюсть
- Постоянно сглатывает
- Навязчиво чешет нос
- Навязчиво чешет затылок
- Руки скрещены в обороне
- Скрещивают руки, держась за локти
- Закуривает
- Постоянно носит свитер/куртку/пальто
- Жует губы
- Жует ногти
- Не может есть рядом с незнакомцем
- Всегда носит оружие
- Заблокированные лодыжки 9 0028
- Руки сцеплены за спиной
- Постоянно сглатывает
- Ноздри расширяются
- Глаза часто бегают
- Сгибание пальцев
- Колени стучат
- Выщипывают кутикулу и кожу вокруг ногтей
- Ходит взад-вперед
- Тяжело дышит
Влюбленный
- Насвистывает при ходьбе
- Много улыбается
- Держит вторую половинку близко
- Демонстрирует физическое привязанность часто к другому
- Сильно краснеет
- Трепещет веки
- Часто шепчет кому-то на ухо
- Длительный зрительный контакт
- Вытирает влажные руки
- Не обращает внимания ни на кого, кроме одного человека
- Рассеянно вертит волосы, разговаривая с любимым
- Бессонница
- Теряет аппетит
- Любит сочные песни о любви, которые играют по радио 0027 Постоянно проверяет телефон
Кто-то, кто занимается музыкой
- Ударяет по поверхностям руками и/или пальцами
- Говорит о малоизвестных музыкальных исполнителях
- Кажется, что он «выключается», когда играет музыка
- Указывает, когда песня фальшивая
- Ненадолго закрывает глаза, когда слышится музыка
- Часто напевает/поет про себя
- Останавливается, чтобы послушать всех уличных музыкантов
Тот, кто уверен в себе
- 9002 7 поддерживает зрительный контакт при общении
- Ходит с прямой осанкой
- Целеустремленно ходит, глядя вперед
- Держит плечи назад и вниз
- Стоит, расставив ноги
- Стоит слишком близко к другим
- Имеет комплекс героя
- Громко говорит
- Красит губы ярко-красной помадой
- Ярко красится в яркие цвета
- Руки сцеплены за головой
- Хруст костяшек пальцев
- Перебивает другие, когда увлечены темой
- Выделяется среди толпы
- Остается трезвым на вечеринках
Застенчивый и/или неуверенный в себе человек
- Опускает взгляд при ходьбе
- Постоянно носит шляпы
- Часто носит наушники или шляпы
- Не может поддерживать зрительный контакт
- Стоит, ноги вместе
- Обнимает себя руками
- Избегает смотреть на себя в зеркало
- Держит руки в карманах при ходьбе/сидении
- Ненавидит сидеть рядом с незнакомцем 9 0027 Часто извиняется
- Носит длинные рукава с прорезями для больших пальцев, закрывающие нижнюю часть ладони
- Часто носит шарф
- Постоянно гладит/поправляет волосы
- Много откашливается
- Бормочет
- Говорит тихо
- Много извиняется
- Носит темные или приглушенные цвета
- Смеется, чтобы заполнить неловкое молчание
Тот, кому скучно
- Много зевает
- Держит голову в руках
- Смотрит вдаль
- Постукивание ногтями по поверхности
- Катание глаз
- Сцепление и разжимание пальцев
- Игра указательным пальцем
- Игрушки с кольцами
- Выщипывание ногтей
- Слегка брыкается ногой
- Рассеянно рисует каракули
- Покручивает большими пальцами
Тот, кто любит юмор
- Носит несколько значков со странными надписями
- Много смеется 90 027 Рассказывает анекдоты всем, кто готов слушать
- Имеет чудаковатые высказывания
- Никогда платья на любой случай
- Носит одежду с мультяшными персонажами
- Носит одежду с саркастическими надписями
- Улыбается вбок
- Бьет людей кулаками по рукам (в шутку), чтобы заставить их посветлеть
Самовлюбленный, элитарный и/или материалистичный
- Часто смотрит на себя в зеркало
- Отказывается есть не изысканную пищу
- Всегда имеет идеально ухоженные ногти
- Носит дорогую брендовую одежду одежда/обувь
- Хвастается дорогими украшениями
- Рассказывает всем, сколько он заплатил за что-либо
- Громко указывает на недостатки других
- Никогда не говорит «пожалуйста» или «спасибо»
- Неуважительно относится к официантам/официанткам
- Ждет, пока кто-то другой выполнит простые задачи, вместо того, чтобы делать это самостоятельно
- Часто поднимает бровь, пока другие говорят
- Встряхивает волосами
- Делает много селфи
Кто-то взволнованный и/или суровый
- Собирает волосы в тугой пучок
- Крепко сжимает губы
- Смотрит на всех свысока
- Закидывает ногу на ногу, сидя
- Редко улыбается
- Пьет чай для гурманов только для кофеина
- Стоит, уперев руки в бока
Кто-то эрудированный
- Цитаты известных людей
- Цитаты известных литературных произведений
- Чрезмерно произносит
- Курит трубку 90 028
- Использует такие фразы, как «Вы знали об этом?»
- Пьет бренди из рюмки
- Носит галстук
- Снимает очки и протирает их
- Говорит на нескольких языках
- Вполголоса насмехается над происходящим
Кто-то, кто организован и/или сфокусирован
- наклона в сторону при прослушивании
- -широко раскрытые и интенсивные
- движутся быстро от одной задачи к другому
- . одежда
- Часто смотрит на часы
- Стиплз руки
- Качание взад-вперед на каблуках
Кто-то неорганизованный и/или рассеянный
- Имеет нечесаные волосы
- Всегда опаздывает
- Носит несоответствующую одежду
- Носит одежду с пятнами
- Всегда теряет счет времени
- Лихорадочно суетится
- Часто смотрит вдаль
Кто-то ржавый
- Качает головой, глядя вверх
- Издает звук «цк»
- Закатывает глаза
- Сжимает кулаки
- Закатывает глаза
- Резко выдыхает
- Прикладывает пальцы ко лбу, покачивая головой
- Делает глубокий вдох и медленно выдыхает
- Говорит «ха!» в саркастическом тоне
Более 150 мощных черт характера для определения ваших персонажей
Часть волшебства великой художественной литературы заключается в ее способности позволить вам увидеть их персонажей мысленным взором. Подумайте о Шерлоке Холмсе, и вы можете представить, как он курит трубку или задумчиво поглаживает подбородок. Или Энн Ширли из Энн из Зеленых Мезонинов , которая могла в любой момент с энтузиазмом жестикулировать и говорить со скоростью мили в минуту.
Большая часть этой способности вызывать актеров в этом театре разума исходит от одного простого трюка из книги по развитию персонажей: манеры персонажей. Хорошо наблюдаемый тик или повторяющееся поведение может разблокировать ваших персонажей и оживить их в воображении вашей аудитории.
Если вам интересно, с чего начать, вы попали в нужное место в Интернете. Мы разделили этот пост на три части: что такое манеры персонажей, как вписать их в свою историю, и список из более чем 150 манер на тот случай, если вам не хватает вдохновения.
Что такое манеры персонажей?
Маньеризм – это жест, речевой паттерн или манера поведения, характерные для человека. Эти «микроповедения» могут варьироваться от повседневных движений (например, прочищать горло) до очень специфических тиков (например, грызть ногти, когда нервничают). В литературе писатели используют манеры, чтобы улучшить физические описания и заставить персонажей двигаться на странице. Считайте это еще одним инструментом в наборе инструментов вашего писателя, когда дело доходит до развития и изображения персонажей.
Манеры персонажей — это один из способов, которым писатели могут показать, а не рассказать. (Это старая писательская поговорка — если вы хотите узнать о ней больше, перейдите сюда для получения полного руководства). Вот пример разницы, которую это может иметь:
- Рассказывая: «Зачем ты меня зубочисткой проткнул?» воскликнул Мэтт, удивленный.
- Показываю: «Почему, — воскликнул Мэтт, быстро моргая, — ты только что проткнул меня зубочисткой?»
Однако важно не переусердствовать и снова и снова поднимать ту или иную причуду. Давайте немного поговорим о некоторых передовых методах, которые могут оказаться полезными, когда дело доходит до описания манер персонажей в истории.
Примечание: Манеры персонажей отличаются от причуд тем, что они связаны с поведением (например, персонаж может иметь склонность грызть ногти, когда беспокоится), а не с частями его личности (например, они любят носить коровьи отпечатки).
Как писать манеры в рассказе
Совет: Не говорите читателю, что ваш персонаж гладит свои усы каждые четыре страницы. Вот как сделать так, чтобы манеры вашего персонажа органично вписывались в историю.
Сделайте движение подходящим
Самое главное, манерность должна иметь смысл в контексте истории. Когда вы думаете об идиосинкразии своего персонажа, учитывайте:
- Личность персонажа;
- Окружающая среда сцены; и
- Эпоха, в которой происходит действие.
Как предыстория персонажа влияет на то, как он двигается? Как эпоха и сеттинг могут повлиять на их действия? Иранский мужчина, например, нигде в мире не стал бы использовать жест «большой палец вверх» — если только он не хотел кого-то оскорбить. Тогда есть герой из 19го века, кто возился бы со своими карманными часами, поскольку мужчины не стали регулярно носить наручные часы до начала 20 века.
Если вы все сделаете правильно, манеры персонажа могут говорить о многом. Дж.К. Роулинг, например, с большим эффектом использовала манеры с Ньютом Саламандером из «Фантастические твари и где они обитают ». Он горбится, наклоняет голову и старается изо всех сил избегать зрительного контакта, показывая зрителям, что он застенчивый, неуклюжий и не угрожающий. Тем временем капитан Джек Воробей из Пираты Карибского моря качается, даже когда стоит, спотыкается ни о чем и невнятно: иными словами, он пьяный пират, насквозь.
(изображение: Disney)Сделайте так, чтобы это дополняло историю, а не отвлекало
Не прибегайте к странному поведению только для того, чтобы увеличить ежедневное количество слов. Маньеризмы должны дополнять вашу историю, а не отвлекать от нее. Вы должны быть в состоянии обосновать, почему вы вписываете их в данную сцену: будь то раскрытие характера, прерывание длинных последовательностей диалогов или развитие конфликта.
Больше всего никому не хочется читать об обычном физическом движении, перелистывать страницу и читать об этом снова. Вы рискуете утомить или разозлить свою аудиторию — не говоря уже о том, что поступательная направленность вашей истории пострадает, поскольку она увязнет в неуместных описаниях жестов.
Так что, если вы заметите, что персонаж крутит волосы в каждой главе, вероятно, пришло время нажать кнопку «Найти» и переосмыслить это. Как, вероятно, гласит поговорка: «Все в меру, включая манеры».
🖊️
Кто вы из современных авторов?
Узнайте, кто из сегодняшних великих людей подходит вам по сценарию. Занимает одну минуту!
Не надо слишком банально
Как часто вы действительно заламываете руки? Или погладить подбородок, когда вы глубоко задумались? Некоторые манеры обычно чрезмерно используются в художественной литературе. Чтобы сделать это реалистично, убедитесь, что вы не слишком полагаетесь на эти клише-жесты и движения.
Чтобы мыслить нестандартно, подумайте, как вы неосознанно действуете в определенных ситуациях. Да, это может быть сложно, поэтому мы также придумали ресурс, который поможет вам.
БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС
Шаблон профиля персонажа Ридси
История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.
Окончательный список из более чем 150 манер персонажей
Если вы изо всех сил пытаетесь придумать манеры для своего персонажа, вот более 150, чтобы дать вам преимущество.
Речевые манеры
Или: как разговаривают ваши персонажи? Какие тики они демонстрируют в разговоре или во время презентации?
Во время разговора
- Использует падающую интонацию
- Заканчивает предложения вопросительными знаками
- Говорит шепотом
- Всегда говорит больше, чем другие
- Склонность к бормотанию
- Неразборчиво произносит слова, даже будучи трезвым
- Имеет напевную речь
- Одышка из-за слишком быстрого разговора
- Ненужное или чрезмерное прочищение горла
- Глубокие вдохи между каждым предложением
- Постоянно сглатывает, когда нервничает
- Сильная зависимость от буферных слов: «Нравится», «Гм», «А», «Абсолютно», «В основном», «Вы знаете»
Характерные звуки
Wall-E: все свистки и трели (изображение: Disney/Pixar)- свист
- Напевая
- Вздох
- Заикание
- Кашель
- Издевательство
- Смех, чтобы заполнить неловкое молчание
- Бормотание про себя
- Шумное дыхание
- «Извините»
- «Тск»
- «Бог»
🎵
Расскажите нам о своей книге, и мы дадим вам плейлист для письма.
Это займет всего минуту!
Физические манеры
Или: как двигаются ваши персонажи? Какие характерные вещи они делают, когда сидят, стоят или ходят?
Головка
- Задумчиво наклонив голову
- Встряхивание волос
- Волосы играют или закручиваются во время флирта
- Покачивание головой при прослушивании музыки
- Шлифовальные зубья
- Почесывание головы
- Расширяющиеся ноздри
- Потирание шеи при смущении
- Приподнятые брови
- Голова на подбородке в положении покоя
- Сжимание челюстей в моменты напряжения
- Чрезмерное потоотделение
- Дрожащий подбородок
- Выдающийся подбородок
- Подергивание или сморщивание носа
Рот
- Удовлетворенное чмоканье
- Проговаривание слов песни
- Облизывание губ, когда нервничаешь
- Высунуть язык, думая
- Подсчет зубов языком при отвлечении внимания
- Прикусывание нижней губы
- Потянув за нижнюю губу
- Прикусывание внутренней стороны щеки
- Движение рта: дрожание, искривление, сжатие губ, подергивание, напряжение
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как развивать персонажей
За 10 дней научитесь создавать сложных персонажей, которые понравятся читателям.
Глаза
- Взгляд сбоку
- Любит подмигивать
- Трепещущие веки
- Склонность смотреть свысока
- Глаза, которые бегают повсюду
- Склонность избегать зрительного контакта
- Всегда прерывать зрительный контакт
- Длительный зрительный контакт во время разговора
- Глядя на ноги во время ходьбы
- Быстрое мигание при лежании
- Часто смотрит в космос
- Взгляд на тысячу ярдов
- Нахмуренные или нахмуренные брови
- Движение глаз: вращение, прищуривание, подергивание
- Описание глаз: широкие, стеклянные, косые, расширенные, суженные
Руки
Товарный знак президента Клинтона «большой палец»- Движение указательного пальца: указание, удар вниз, удар в воздух
- Щелчковые пальцы
- Руки скрещены на груди
- Защемление переносицы
- Потирание виска
- Стрелки со спиралями
- Стоя, руки сцеплены за спиной
- Обкусывание ногтей
- Отсутствующее рисование
- Вытирание влажных рук
- Крепко сжатые руки
- Проведение рукой по волосам
- Протирание глаз
- Прикосновение к носу
- Мысленно поглаживая подбородок
- Стоя с руками в карманах
- Отщипывание или щипание плоти
- Дергать за ухо
- Отслеживание шрамов без раздумий
- Прикрывать рот рукой при улыбке
- Потирание кончиков пальцев друг о друга
- Засовывание большого пальца в карман стоя
- Автоматическое плетение волос
- Прикрывать рот во время жевания или смеха
- Проведение рукой по лицу при усталости
- Гибкие пальцы
- Хруст суставов пальцев
- Барабанные пальцы по поверхности
- Дикие жесты во время разговора
- Поворотные пальцы
- Махи руками вперед-назад при ходьбе
Верхняя часть тела
- Пожимание плечами
- Опущенные плечи
- Покачиваясь стоя
- Сутулость, сутулость
- Напряженные, втянутые плечи при сидении
- Широкая стойка в положении стоя
Ноги
- Скрещивание ног при сидении
- Волочение ног при ходьбе
- Штамповка лапки
- Постукивание ногой
- Ноги будут неудержимо трястись
- Быстро шагает при ходьбе
- Во время разговора стоит слишком близко к другим
- Колени стучат друг о друга
- Покачивание вперед-назад на пятках
- Перенос веса с одной ноги на другую
- Ходить туда-сюда по комнате
- Сидя, ноги врозь
- Подпрыгивание ногой вверх и вниз на стуле
Интерактивные манеры
Богарт ‘богарт’ свою сигарету (изображение: Warner Bros)Или: как ваш персонаж взаимодействует со своим окружением и внешними объектами?
- Снятие очков и их очистка
- Подглядывание поверх очков
- Регулировка или поднятие очков
- Положить дужку очков в рот
- Сигарета постоянно свисает изо рта
- Застегивание и расстегивание пальто без цели
- Всегда сидит на самом краю стула
- Руки привычно на лацканах пальто
- Жевание кончика ручки или карандаша
- Звенящие деньги в карманах
- Игра с маркером
- Подтягивание штанов перед тем, как сесть
- Разрывание салфетки за столом
- Многократная проверка часов
- Постоянное использование зубочистки
- Постоянное подкрашивание макияжа
- Многократная проверка сотового телефона
- Кручение карандаша за столом
- Открытие и закрытие шариковой ручки
- Игра с кубиком Рубикса, когда скучно
- Игра с серьгами
- Измельчение бумаги без раздумий
- Снятие этикеток с бутылок
- Сгибание скрепок пополам
- Скручивание колец на пальцах
- Откидная спинка стула
- Говорить, прислонившись к стене
- Дергать за воротник рубашки, когда нервничаешь
- Чмокающая жвачка
Маньеризмы здесь, чтобы помочь
В конечном счете, манеры персонажей — лишь малая часть общей картины развития персонажей.