Маньеризм в интерьере, особенности стиля, фото-примеры – Rehouz
Многие эксперты не считают маньеризм полноценным художественным стилем. А лишь причудливым явлением – ответом на события тех лет, на потрясения, постигшие Европу, на крушение гуманитарных принципов. Как бы то ни было, маньеризм оставил яркий, загадочный след в монументальном и изобразительном искусстве, предвосхитил барокко и рококо.
Предпосылки и история
В 1527 году могучий папский престол сильно пошатнулся. Гвардейцы Ватикана были перебиты, Рим разграблен, Папа лишен былого влияния. Выдающиеся художники, поэты, архитекторы, цвет и гордость папского двора, покинули Вечный Город. Идеалы Ренессанса оказались попранными, культуру охватил озноб упадка. Так, появился маньеризм – декаданс XVI века, нервное дитя политического кризиса и религиозной нестабильности.
Искусство спряталось от бытия в затейливую раковину – всю из иллюзий и аллегорий. Художники, отринув Ренессанс, его гимн Человеку, культивировали мысль о шаткости судьбы, о том, что каждый – игрушка рока. Теперь они, прежде всего, стремились выразить в своих работах некий умозрительный, метафизический посыл, игнорируя материальную действительность.
Впрочем, утратив рычаги политики и экономики, Италия осталась средоточием искусства. Здесь высились палаццо и соборы, украшенные скульптурами и фресками Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Здесь жили обедневшие, но просвещенные и гордые аристократы. Разрыв между их запросами и возможностями, между культурой и экономикой весьма способствовал расцвету маньеризма с его ложной, напыщенной роскошью. К концу XVI века новое течение, выплеснувшись за рамки литературы и живописи, стало господствующим в дворцах Италии, их экстерьере и интерьере.
Суть маньеризма
Чтобы представить сущность маньеризма, вспомните последние произведения Рафаэля, алтарную живопись Эль Греко, барельефы, статуэтки Бенвенуто Челлини – их экспрессию, красочность, высокопарность. Отрицание античных канонов и классических пропорций, пренебрежение реальностью в угоду скрупулезной и чувствительной эстетике, – вот что видится в работах маньеристов.
Новое течение решало несколько задач. Во-первых, превратить сюжет в метафору, выразить абстрактную, мистическую, порой заумную идею, понятную только художнику. А во-вторых, что называется, пустить пыль в глаза: создать ощущение несметного богатства и надменного величия. Отсюда – выразительные средства стиля, его субъективизм и экзальтация, трюки и уловки. В погоне за мнимой роскошью маньеризм необычайно усложнился: пожалуй, ни одному другому методу не присуще такое количество и разнообразие художественных приемов и декоративных подробностей.
В архитектуре и дизайне основа маньеризма – отсутствие стандартов при организации пространства, планировке, декоративном оформлении. В этом смысле маньеризм превзошел не только рококо, но и эклектику.
Маньеризм в интерьере: особенности
Их немало, благодаря чему «манерный стиль» не путают с похожим на него барокко. Маньеризму, в частности, присущи:
- Подчеркнутая пышность. Стены украшают не только орнаменты, лепнина, инкрустация, но и обилие скульптурных композиций. Для последних характерна нарочитая удлиненность – «лебединые» шеи персонажей, вытянутые конечности.
- Иллюзорные предметы и детали: нарисованный мрамор, фальшивые окна, арки и ниши, ложные межкомнатные двери, поддельные портьеры, имитация статуй.
- Применение особых эффектов – игры света, перехода одного оттенка в другой (эффект омбре), перетекание орнамента в орнамент.
- Метафоры и аллегории, заметные в декоре. Лепнина, горельефы состоят не просто из узоров, а всевозможных эмблем и символов.
- Яркая, пестрая цветовая палитра, багровые, лазурные, золотые тона.
- Внутренние стены дома часто как бы распадаются на отдельные цветовые пятна, контрастирующие друг с другом.
- Роспись: масштабными, многоцветными фресками покрыты подчас все стены и потолки.
- Избыток вычурных деталей, украшений и предметов отточенной, ажурной работы.
- Эклектичность. В одном помещении могут сочетаться мебель и аксессуары, принадлежащие различным эпохам. Связующее звено между ними, пожалуй, одно: изощренность формы и отделки.
Подробности воплощения
Интерьер, созданный в духе маньеризма, непременно живописен. Не только в смысле визуальной красочности, но и потому, что для его оформления широко использовали живопись – мотивы и копии работ модных в ту пору художников. Огромные фрески покрывают потолки и стены, заставляя человека чувствовать себя внутри грандиозной картины, одним из её героев.
Живопись маньеристов легко распознает даже дилетант: персонажей множество, обнаженные тела изящно деформированы, позы напряжены и неестественны, жесты слишком жеманны, лица бледны, а палитра состоит из многих, достаточно ярких фрагментов. Барочная живопись тоже прихотлива, но, в отличие от маньеризма, в ней больше прямолинейности, анатомической правды и меньше подтекста.
Кроме картин на стенах можно заметить псевдоскульптуры, псевдобарельефы, псевдониши с псевдовазами. Ложные двери в ложных портьерах и «слепые» венецианские окна выглядят особенно реалистично в обрамлении витиеватой мебели, украшенной бронзой, накладками из серебра и позолотой.
В орнаментах, покрывающих фасады и спинки мебели, сквозят иносказательные, гротескные, саркастические образы. Это аллегории грехов, химеры, медузы, фантастические твари с рогами и крыльями.
Убранство в стиле маньеризм выглядит немного хаотично; в подобной обстановке человек ощущает беспокойство и даже тревогу, но в то же время – желание рассматривать формы и линии, пытаться постичь тайну, зашифрованную в деталях.
Маньеризм был призван убедить любого в сказочном богатстве домовладельца, в его исключительном статусе: каждая деталь излучала шик, великолепие, намек на «особенность». Однако маньеристы так яростно отрицали «старые» эталоны, что сегодня их труды выглядят искусственно, а интерьеры кажутся нагромождением диковинных предметов и деталей.
***
Маньеризм в интерьере доминировал недолго. И это понятно: чрезмерность, внутренний накал изрядно утомляют, даже если выглядят красиво, филигранно. Уже к началу XVII века маньеризм потеснило барокко – стиль, который стал и продолжением маньеризма, и выходом из него. Быть может, даже бегством – из этой немного абсурдной «комнаты иллюзий».
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Словарь художника |
МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. Manierismo — «вычурность, манерничанье«) — течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520—1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии. Термин «maniera» стал приобретать специфическое значение уже к середине XVI в. Венецианские живописцы употребляли словосочетание «maniera nuova» (итал. Джорджьо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550), использовал слово «манера» как синоним понятия «стиль». В этом же смысле пользовались термином «maniera» итальянский живописец и теоретик Классицизма Дж. П. Беллори, а также Р. Фреар де Шамбрэ, К. Ч. де Мальвазиа. В 1789 г. аббат Л. Ланци, хранитель галереи Уффици во Флоренции, в полемике о спиритуалистическом (церковном) и гедонистическом (светском) искусстве для обозначения кризисных тенденций предложил слово «manierismo«. Знаток нидерландской живописи М. Фридлендер в 1915 г. применил определение «маньеризм» (нем. Manierheit, англ. Mannerism) к кризисным тенденциям в развитии живописи нидерландской школы второй половины XVI в. В качестве типичных признаков маньеристической живописи Фридлендер выделил пристрастие к:— удлиненным фигурам; — экзотическим костюмам персонажей; — аффективным жестам; — ярким, контрастным тонам. Подобные наблюдения относятся и к другим периодам развития искусства. Один из самых удивительных примеров — рельеф храма Бела в Пальмире (32 г. н. э.) с изображением фигур храмовой процессии, лица которых трактованы как орнаментальные завитки. Подобную трансформацию невозможно объяснить только подчинением изображения орнаментальным задачам. Эллинистическое искусство IV—I вв. до н. э. в целом несет в себе черты маньеристичного мышления. Аналогичные черты можно наблюдать в искусстве «сербско-македонского маньеризма» конца XII в. Произведения этого времени отличает беспокойная экспрессия, взволнованность, вытянутые хрупкие фигуры с изломанными угловатыми контурами. К маньеризму близки жанры гротеска, каприччьо. Возникает сложная для искусствознания проблема разделения понятий маньеристических тенденций, действующих в истории искусства постоянно, и Маньеризма как конкретно-исторического явления в искусстве Италии второй половины XVI в. Эта проблема аналогична спорам вокруг терминов «классицизм»и «романтизм». В самом общем смысле маньеризм характеризуется превалированием формы над содержанием. Вследствие стремительного развития искусства, которое наблюдалось в эпоху Итальянского Возрождения, новые идеи не успевали за формой, пластическая избыточность, изысканность, изощренность становились самоцелью. Художники в вынужденной конкуренции друг с другом начинали прибегать к внешним эффектам, демонстрации мастерства, виртуозной техники, оригинальности манеры. На этом фоне еще острее выступали скудость замысла, эпигонство, вторичность, подражательность, стилизация и эклектика. В Маньеризме отчетливо ощущается усталость, исчерпанность внутренних источников. Поэтому главная причина возникновения итальянского Маньеризма в XVI в. — исчерпанность ренессансных идей. Вёльфлин в 1922 г. писал о том, что не случайно Маньеризм получил мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного тела был особенно развит… В движении фигур у Леонардо и Микеланжело… каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность Изобразительное искусство эпохи Возрождения неумолимо развивалось в сторону живописности, экспрессивности, динамичности формы. На какое-то мгновение Рафаэль сумел дать идеальные образцы пластического равновесия и гармонии, но в 1520 г. Рафаэля не стало и образовался вакуум, который заполнили его слабые ученики. Казалось, вот-вот появится новый Рафаэль, но этого не случилось. Так же внезапно закончилось в 1530-х гг. Северное Возрождение. Искусство Ренессанса идеалистично, несбыточно, оно не соответствовало исторической реальности. Этим прежде всего объясняется быстрый крах ренессансных художественных идеалов. С таким трудом достигнутая на рубеже XV—XVI вв. гармония содержания и формы, изображения и выражения, тектоники и пластики, объема и цвета стала распадаться. Художники были вынуждены заниматься поисками иной выразительности — эстетизацией отдельных элементов формы: линии, силуэта, красочного пятна, текстуры, экспрессии штриха и мазка. Красота отдельной детали становилась важнее целого. Это был период распада целостности мировоззрения и художественного мышления. Однако величайшая по художественным достижениям эпоха Возрождения создала и выдающийся Маньеризм. Можно сказать, что три гиганта Возрождения — Леонардо, Микеланжело и Рафаэль — определили три различных пути дальнейшего развития европейского искусства. Леонардо да Винчи в поздний период творчества (1507—1519) вместе со своими учениками-«леонардесками» во многом способствовал развитию интернационального Маньеризма. Существуют две концепции развития искусства в постренессансный период. Согласно первой, Маньеризм разрушил классические основы искусства, сложившиеся в эпоху Возрождения, и, не создав нового, только подготовил почву для стиля Барокко, апогей которого в Италии приходится на середину XVII в. По второй концепции, Маньеризм и Барокко развивались в искусстве Италии параллельно, взаимодействуя и дополняя друг друга. Первым положительно оценил роль Маньеризма в истории европейского искусства М. Дворжак. Отмечая закат классического искусства, начавшийся, по его мнению, еще в IV в., Дворжак приводит латинское изречение: «Si parva licet componere Magnis» («Когда ничтожным бывает позволено создавать великое«) и подчеркивает, что скудость идей не уменьшает количества художественных произведений. Даже напротив, их объем и разнообразие увеличиваются. «Согласно первому впечатлению, — пишет далее Дворжак, — перед нами — малосамостоятельное, эпигонское искусство; прогресс здесь выражается главным образом в смене прототипов. Вследствие этой мнимой несамостоятельности и возникло определение маньеризм; оно подразумевает искусство, носители которого превращают заветы мастеров эпохи Высокого Возрождения в некую манеру». Однако наряду с этими отрицательными чертами, «обусловленными скорее добровольным отречением, чем недостатком умения«, Дворжак находит и положительное значение, заключающееся в особенной духовности, «устремлении ввысь«, утонченности и спиритуализме, подготовившими невероятный взлет истинно религиозного искусства Барокко. Некоторые исследователи понимают под Маньеризмом определенный исторический художественный стиль, другие — не стиль искусства, а стиль культуры, противоположный культуре Ренессанса. Действительно, главные особенности искусства Маньеризма проявляются не в форме, а в мировоззрении. Переход от объективного идеализма (стремления к подражанию природе и «древним«) к субъективному мироощущению высвободило духовные силы. Как утверждает Дворжак, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля «отнюдь не исчерпывает того, что трогало душу современного ей европейца, она даже весьма условно связана с этим, ибо воплощенный в ней культ красоты, сочетающийся с мечтательной, просветленной религиозностью, отделен пропастью от всего того, что в огромном объеме разнороднейших элементов воображения движет миром представлений человека в Европе тех лет и наполняет его духовное бытие постановкой жизненно важных вопросов, внутренним горением, страстным стремлением ко внутренне пережитым истине и познанию«. Период Маньеризма разрушил границы, сдерживавшие развитие искусства, высвободил духовные силы, расширил представления о мире и о выразительных возможностях творчества. Это давало выход эмоциям, художественным поискам, мечтанию и фантазированию. Одним из результатов нового мировоззрения стало появление кунсткамер — «кабинетов редкостей и курьезов«, их владельцы считались мистиками и алхимиками, а работавшие при них художники слыли чудаками и фантазерами. Именно таков был рудольфинский стиль в Праге конца XVI — начала XVII в. В этот период происходит интенсивное развитие новых жанров изобразительного искусства: пейзажа, портрета, в том числе костюмированного и театрализованного, вновь входят в моду персонажи Коммедиа дель Арте. В архитектуре открываются новые возможности связи композиции с пейзажем, воздухом, светом, пространством. Новое понимание пространства интерьера и экстерьера подготовило грандиозные градостроительные проекты и размах архитектурных композиций стиля Барокко. Стремление к «эксцентрическому видению пространства» соединялось с увлечением натурализмом, вещественностью, иллюзорностью; гиперболизация, аффектация, пренебрежение к достоверности — с мелочной детализацией, смакованием незначительных подробностей. Все это создавало странно иллюзорное восприятие жизни; как и в масках Коммедиа дель Арте, в изобразительном искусстве действовали не конкретные персонажи, а их стилизованные двойники. Мнимость эпохи заключалась в том, что обретенная в искусстве свобода, чувственность, экзальтация сковывались в жизни церковными и светскими запретами. Поэтому и изобразительная форма выхолащивалась в «декорум». Субъективизм мироощущения в соединении с нормативностью не способствовали появлению новых художественных идей. Отсюда странности искусства Маньеризма: деформация, мелочность, суетливость, неуравновешенность, навязчивые повторы композиционных схем — пресловутое «forzato» (итал., «принужденный, насильственный«). Все эти качества оценивали положительно и обозначали латинским словом «artificio» («умелость, искусность, хитрость, необычность«). Одним из первых художников-теоретиков искусства Маньеризма стал итальянский живописец, поэт, историограф Джан Паоло Ломаццо (1538—1600). В «Трактате об искусстве живописи» (1584) он обосновывает использование новых формальных приемов: удлиненность пропорций фигур, «змеевидную линию» (итал. linea serpentinata). Другой известный итальянский художник и теоретик, Федериго Цуккаро (ок. 1542—1609), автор трактата «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607), выдвинул понятие «внутренней формы«, или «внутреннего рисунка«, возникающее в воображении художника не под воздействием впечатлений от природы, а таинственным образом, из состояния души. Ф. Цуккаро для обоснования этого маньеристского тезиса придумал этимологию: «Disegno — segno Di Dio in noi» (итал., «Рисунок — знак Бога в нас«). Показательно также, что эстетическая теория Цуккаро, сформировавшаяся в русле искусства Маньеризма, стала затем программой стиля Барокко. В архитектуре маньеристские тенденции проявляются вначале не столь заметно, как в других видах искусства — скульптуре, живописи. Б. Р. Виппер отмечал, что «тело здания остается как будто неизменным«. Однако комбинации традиционных элементов «свидетельствуют о совершенно новом содержании«. Тенденции к живописности, дематериализации проявляются уже в архитектурных проектах Рафаэля. Постепенно в итальянской архитектуре XVI в. начинает преобладать не тектоническое, а живописное и «узорно-декоративное» (термин Б. Р. Виппера) начала. Стена здания воспринимается нейтрально, в качестве фона, на который накладывается узор — лепной, рельефный или в технике сграффи́то. Подобные приемы одинаково чужды и идеям эпохи Возрождения, и стилю Барокко. Отсюда два повторяющихся решения: либо фасад здания перегружен беспорядочным декором, либо, напротив, представляет собой гладкую, нейтральную поверхность, лишенную каких-либо членений, что создает вялое впечатление. Примером первого решения может служить фасад Казино Папы Пия IV в Ватикане, созданный П. Лигорио, постройки Б. Перуцци, в частности — Палаццо Массимо в Риме (проект 1532—1536 гг. ), дворовый фасад Палаццо Питти во Флоренции (Б. Амманати, 1558—1560), в котором руст, пересекающий колонны, обесценивает понятие классического ордера. Такая колонна называется муфтированной (из голландск. mow — «рукав«). Маньеризм в архитектуре проявляется также в произвольном смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических архаизмов. Во всем этом видится какая-то странная беспорядочность, но, одновременно, и стихийный натурализм. Вероятно, именно это имел в виду Дж. Вазари, когда писал о постройках Б. Перуцци, что они «не сложены, а словно рождены» (итал. «non murato, Ma veramento nato«). Рельеф стены в таких постройках рассчитан на игру светотени. Еще одна новая тенденция (получившая позднее развитие в стиле Барокко) — стремление связать архитектуру с пейзажем, чтобы придать ей ощущение движения, природной стихийной силы. Эта тенденция вылилась в натуралистичный «сельский стиль» загородных вилл: пещеры, гроты, причудливые порталы, стилизованные под естественные образования, как бы «обросшие мхом» стены, скульптура, «вырастающая» из земли. Грот «Апеннины» на вилле Демидова близ Флоренции похож одновременно и на скульптуру и на естественное образование. Такое неустойчивое равновесие характерно для эстетики Маньеризма. На вилле д’Эсте в Тиволи существовал фонтан Рометта (итал. rometta — «маленький Рим«), он представлял собой вечный город в миниатюре. В скульптуре, как и в архитектуре, проявляется тенденция смешения масштабов, несоразмерности и даже несуразности отношений величин. Фонтан «Нептун«, или «Бьянконе» (итал. Biancone — «Белый гигант«), как его прозвали флорентийцы, воздвигнутый по проекту Б. Амманати на площади Синьории во Флоренции, является характерным примером маньеристичного мышления. Это особенно заметно при сравнении «Бьянконе» с находящимся неподалеку «Давидом» Микеланжело. Выдающимся живописцем и рисовальщиком раннего флорентийского Маньеризма был Якопо Понтормо (1494—1557). Его стиль отличается нервозностью, экспрессией; композиции неуравновешенны, эксцентричны. В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо вместе со своим лучшим учеником Аньоло Бронзино (1503—1572), также ярким представителем флорентийского Маньеризма, поселился в Чертозе ди Валь д’Эма, монастыре картезианского ордена, где создал фрески, проникнутые экзальтацией и мистикой. Понтормо, Бронзино и многие другие близкие им художники были увлечены искусством Микеланжело и искренне полагали, что развивают и «улучшают» его «манеру«. Собственный изысканно-утонченный стиль, но также с пристрастием ко всему необычному, странному, создал живописец из Пармы Франческо Маццола по прозванию Пармиджанино (1503—1540). Этот художник стремился совместить несоединимое: достижения Микеланжело и Корреджьо. Знаменитая картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» толкуется по-разному. Одни видят в ней просто манерность. Отсюда, в частности, термин «манерный маньеризм» (maniere Manierismo), предложенный в 1963 г. Дж. Смитом. Другие — зашифрованную аллегорию. Известно, что Пармиджанино увлекался каббалистикой и алхимией (это тоже характерная черта эпохи). «Мадонна с длинной шеей», согласно второму толкованию, представляет собой аллегорию Пьеты́ (оплакивания Христа). Незавершенная колоннада на дальнем плане (выглядит как одна надломленная колонна) — символ преждевременно оборванной жизни. Фигура со свитком — напоминание о пророчествах Ветхого Завета. Спящий Младенец на коленях Мадонны похож на мертвого Христа, а вся композиция восходит к средневековым «горизонтальным оплакиваниям». Плащ Мадонны напоминает погребальный саван, один из Ангелов несет урну — атрибут умащивания тела благовониями. Об увлечении Пармиджанино оккультизмом и алхимией свидетельствует и его «Автопортрет в сферическом зеркале«. Анаморфозы (искажение форм), деформация (лат. Discors concordia — «совмещение несовместимого«), намеренное нарушение пропорций — характерные черты маньеристской живописи. Они возникают от «непреодоленного противоречия между реальностью и мнимостью… элементами изображаемого пространства, иллюзией объема» и обрамлениями (рамой картины или архитектурными обрамлениями в декоративных росписях). Это производит «странное, путаное впечатление«. Смешение обрамляющей и заполняющей функций элементов архитектурной, скульптурной, живописной композиции — постоянный признак маньеристского искусства. Отсюда впечатление надуманности, искусственности. Экстатическое напряжение и динамика выливаются либо в суетливую дробность мелких деталей, либо в поверхностное подчеркивание движения «форсированием» форм — удвоением контуров, рифмами, повторами, дополнительными, ненужными акцентами. В искусстве Маньеризма повторяются изображения из нагромождения тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой — карикатурные повторения мощных фигур Микеланжело, как, например, в картинах Бронзино, скульптурах Дж. Монторсоли. Вытянутые фигуры с уменьшенными деталями действительно выглядят пластичными, но в маньеристской редакции это кажется необоснованным. В картинах Бронзино заметна другая тенденция: пропорции остаются классическими, но разрушается целостность пространства. Слишком крупные фигуры не умещаются в отведенных им границах, произвольно срезаются рамой либо зрительно «выпадают» из плоскости картины. Движение фигур чаще всего не мотивировано смыслом, сюжетом, оно подчиняется орнаментальной идее, декоративному ритму «змеевидных линий». Если ранее в классическом искусстве Возрождения движение, порыв отражали общую идею композиции и связывали фигуры между собой в изобразительном пространстве, то теперь движение замыкается в пределах одной фигуры, что и придает ей странно мятущийся, беспокойный характер. Пространственно-смысловые связи рвутся, композиция читается с трудом. Для сравнения: в искусстве Барокко формальное движение, динамика вновь обретают композиционный смысл, хотя и отличный от искусства Классицизма. Специфически маньеристскую динамику, таким образом, можно определить как переходную от тектоничной в искусстве римского классицизма периода Высокого Возрождения к атектоничной периода Барокко. Возникают и откровенно формалистические композиции, так называемая кубическая система, в изображении фигуры человека. По утверждению маньериста Дж. П. Ломаццо, идея рисовать фигуры «кубиками» принадлежит ломбардскому живописцу раннего Возрождения Винченцо Фоппе, затем этой идеей воспользовались А. Дюрер, А. Альтдорфер, Х. Хольбайн Младший. Однако в рисунках названных художников «кубизм» объясняется стремлением изучить ракурсы человеческой фигуры в перспективе, что коренным образом отличает их произведения от внешне похожих опусов маньеристов Л. Камбьязо и Дж. Брачелли. Следующая черта маньеристского искусства — повышенное внимание к качеству поверхности и тщательной отделке деталей в ущерб целому. Таково творчество выдающегося мастера Бенвенуто Челлини (1500—1571) — скульптора, медальера, гравера, ювелира и писателя. При кажущейся классичности скульптурные произведения Челлини отличают дробность и «отдельность«трактовки мелких декоративных деталей, чего никогда не наблюдалось у Донателло или Микеланжело, великих скульпторов, которым Челлини старался подражать. Не случайно после отливки статуй из бронзыЧеллини полировал их поверхность, украшая ее чеканкой и гравировкой как большое ювелирное изделие. Своеобразно проявлялись маньеристские тенденции в искусстве XVI—XVII вв. севера Европы, прежде всего в Нидерландах, а также во Франции, в Чехии, Польше и Германии. В искусстве Германии влияния Итальянского Возрождения и Маньеризма сочетались с национальными готическими традициями, отсюда странное название: готический маньеризм. В более широком значении маньеризмом называют, например, такое яркое явление в искусстве, как венецианское стеклоделие, где композиция подчиняется технической изощренности, виртуозности: поразить, удивить так, чтобы никто не мог догадаться, как это сделано! Таким же маньеризмом является творчество аугсбургских и нюрнбергских златокузнецов-ювелиров, в первую очередь «немецкого Челлини» Венцеля Ямницера (1508—1585), его сыновей и внука Кристофа. «Редкостное и замысловатое» стало главным эстетическим критерием в работе этих мастеров. Ради демонстрации фантазии и техники, удовлетворения вкусов богатых заказчиков, приобретавших дорогие курьезы для своих кунсткамер, художники-ювелиры искали новые материалы и технические приемы, сочетали золото, серебро и драгоценные камни с жемчугом и кораллами, перламутром и черным деревом. В моду входили диковинные, экзотические вещи: наутилусы, «кокосовые» и «виноградные» кубки. Архитектоника, логика построения композиции, уступала место произволу, причудам мастера и заказчика. В истории искусства, несмотря на отдельные замечательные произведения, Маньеризм оказался временным, переходным явлением, разрушившим классику Итальянского Возрождения и не создавшим своего художественного стиля. Важно также иметь в виду, что вне этого течения, но в те же самые годы, творили иные мастера. К примеру, к Маньеризму иногда относят выдающихся живописцев Тинторетто и Эль Греко. Однако их творчество столь индивидуально, что его следует связывать не с конкретным направлением, течением или стилем, а с границами художественной школы. В картинах венецианского живописца Тинторетто (1518—1594) более ощутимы барочные, чем маньеристичные тенденции, но главная особенность заключается в дальнейшем развитии традиций венецианской школы. Искусство Эль Греко (1541—1614) заключено в глубоко индивидуальном претворении наследия византийской и итало-критской школы иконописи на испанской земле. Экспрессия живописной манеры и техники Эль Греко лишь отчасти соотносима с интернациональным Маньеризмом. |
Наиболее яркие представители маньеризма (живописцы)
1. Наиболее яркие представители маньеризма (живописцы)
ПодготовилаОрлова В. Н.
11 «Б»
2. Пармиджанино (Parmigianino) (настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540
года, Казальмаджоре,Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма
Мадонна с длинной шеей, 1534-1540
Галерея Уффици, Флоренция
Мадонна с розой, 1528-1530
Картинная галерея, Дрезден
Мадонна на троне, Захария, Иоанн
Креститель и Мария Магдалина
1530, Галерея Уффици, Флоренция
Портрет
знатной дамы
1523, Частная коллекция
4.
Якопо Понтормо (Pontormo) (настоящая фамилия — Карруччи, Carrucci) (1494-1557), итальянский живописецЯкопо Понтормо (Pontormo)(настоящая фамилия — Карруччи, Carrucci) (1494-1557), итальянский живописец
Иосиф в Египте
Христос в
Эммаусе,
1525,
Уффици,
Флоренция
Мадонна со святым Иосифом и Иоанном
Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Встреча Марии и Елизаветы, церковь
Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530
6. Джованни Баттиста Нальдини (итал. Giovanni Battista Naldini) (1537, Флоренция — 18 февраля 1591) — Итальянский художник
Джованни Баттиста Нальдиниал. Giovanni Battista Naldini) (1537, Флоренция — 18 февраля 1591) — Итальянский художник
позднего маньеризма во Флоренции
Оплакивание мертвого Христа
Добыча темного янтаря
(ит
7. Джо́рджо Ваза́ри (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо — 27 июня 1574
Джо́рджо Ваза́ри (итал. Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511года, Ареццо — 27 июня 1574 года,Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель.
Джорджо Вазари. Персей и Андромеда.
1580. Студиоло Франческо
Медичи. Палаццо Веккьо, Флоренция
Снятие с
креста
8. Джулио Романо (итал. Giulio Romano, собственно Дж. Пиппи, Pippi), 1492—1546) — итальянский живописец и архитектор,
Джулио Романо(итал. Giulio Romano, собственно Дж. Пиппи, Pippi), 1492—1546) — итальянский живописец и архитектор,
наиболее значительный из учеников Рафаэля, один из зачинателей и наиболее самобытных
представителей искусства маньеризма
Мечты Гекубы
Свадьба Амура и Психеи
9. Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) —
Джузе́ппе Арчимбо́льдо (итал. Giuseppe Arcimboldo; 1526 или 1527, Милан — 11июля 1593, там же) — итальянскийживописец, декоратор, обычно причисляемый к
представителям маньеризма
Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов
«Времена года» и «Четыре элемента». Вверху
слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху
справа — «Весна», внизу справа «Огонь»
Флора, масло по дереву, 1591
Аллегорические пары из циклов «Времена
года» и «Стихии»
Корзина с фруктами. В перевёрнутом
виде картина представляет собой
портрет. Масло на деревянной панели,
около 1590
Юрист, 1566. Б. Гейгер считал эту картину
сатирическим изображением Кальвина,
но чаще встречается мнение, что
изображённый — советник Рудольфа II Й.
Засиус
Портрет императора Рудольфа II в
образе Вертумна, 1590. Замок
Скоклостер, Стокгольм
12. Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo di Mariano) (17
Аньоло Бронзино (Bronzino, настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано — Agnolo di Cosimo diMariano) (17 ноября1503, Флоренция, Тоскана, — 23 ноября 1572(по другим данным 23 ноября 1563), Флоренция) —
итальянский живописец, выдающийся представитель маньеризма
Венера, Купидон и сатир.
Рим, Палаццо Колонна
Лукреция Панчатики. ок.
1540. Уффици, Флоренция
13. Россо Фьорентино (букв. «Рыжий Флорентиец», настоящее имя итал. Giovan Battista di Jacopo, прозванный итал. Rosso
Россо Фьорентино (букв. «Рыжий Флорентиец», настоящее имя итал. Giovan Battista di Jacopo,прозванный итал. Rosso Fiorentino или просто итал. Rosso; 8 марта 1494, Флоренция — 14
ноября 1540, Фонтенбло) — итальянский живописец флорентийской школы
Россо Фьорентино Святое семейство,
1520
Россо Фьорентино. «Снятие с креста».
1521
14. Франческо Сальвиати (наст. имя Франческо де Росси, итал. Francesco Salviati; 1510—1563) — итальянский художник,
Франческо Сальвиати (наст. имя Франческо де Росси, итал. FrancescoSalviati; 1510—1563) — итальянский художник, представитель маньеризма
Воскрешение Лазаря
Неверие Святого Фомы
15. Доменико Беккафуми (итал. Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi, 1486, Монтаперти, Сиена — 18
Доменико Беккафуми (итал. Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi, 1486,Монтаперти, Сиена — 18 мая 1551, Сиена) —итальянский художник-маньерист сиенской школы, скульптор
Святое семейство
Благовещение
16. Алесса́ндро Алло́ри (итал.
Alessandro di Cristofano di Lorenzo del Bronzino Allori; 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) —Алесса́ндро Алло́ри (итал. Alessandro di Cristofano di Lorenzo delBronzino Allori; 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) — итальянский
(флорентийский) живописец, представитель маньеризма
Автопортрет
Венера и Купидон, ок. 1570, Монпелье
17. Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — ок. 1653, Неаполь) — итальянская
Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8июля 1593, Рим — ок. 1653, Неаполь) — итальянская художница
Юдифь,
обезглавливающая Олоферна (1612-1613)
Иаиль и Сисара (ок. 1620)
18. Жан Дюве (фр. Jean Duvet; 1485, Дижон или Лангр, Франция — после 1562, Лангр, Франция)
Жан Дюве (фр. Jean Duvet; 1485, Дижон или Лангр, Франция — после 1562, Лангр, Франция)Иллюстрации к Апокалипсису
19. Орацио Джентилески (итал. Orazio Gentileschi Lomi; 9 июля 1563, Пиза — 7 февраля 1639, Лондон)
Орацио Джентилески (итал. Orazio Gentileschi Lomi; 9 июля 1563, Пиза — 7февраля 1639, Лондон)
Даная
20. Эль Гре́ко (исп. El Greco буквально «Грек», настоящее имя Доме́никос Теотоко́пулос, греч. Δομήνικος
Эль Гре́ко (исп. El Greco буквально «Грек», настоящееимя Доме́никос Теотоко́пулос, греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος; 1541—1614) — испанский художник
Вид Толедо
Погребение графа Оргаса. 1586.
Церковь Св. Фомы, Толедо
21. Ханс фон Аахен (нем. Hans von Aachen, 1552, Кёльн — 4 марта 1615, Прага) — немецкий живописец и график. Фон Аахен считается
Ханс фон Аахен (нем. Hans von Aachen, 1552, Кёльн — 4 марта 1615, Прага) —немецкий живописец и график. Фон Аахен считается типичным представителем маньеризма. Его кисти принадлежат в
основном аллегорические, мифологические и религиозные полотна.
Торжество Истины и Справедливости.
1598.
Вакх, Церера и Купидон. Вена, Художестве
нно-исторический музей
165 манеров, которые оживят вашего персонажа
блог> Совет по написанию книг
Книга по написанию книг, написание, советы
ServiceCape Incorporated
ServiceCape Incorporated
2019
Tonya Thompsonusa
You Shate Shard Hear Arya Thompsonusa
. выражение «покажи, а не рассказывай», когда речь идет о том, как создать историю и персонажей, которые понравятся читателям. Уникальные черты, манеры и характеристики играют большую роль в процессе показа того, кем является персонаж, и предоставления читателю подсказок о личности персонажа, не прерывая повествование написанием, которое «рассказывает» слишком много. Так как же эффективно использовать черты, манеры и характеристики? Во многом это связано с простым наблюдением.
В следующий раз, когда вы окажетесь в общественном месте и сможете незаметно наблюдать за людьми, постарайтесь найти некоторые черты, манеры и характеристики, которые отличают их друг от друга. Например, если вы видите, как пара разговаривает, и их руки нежно обнимают друг друга, это сразу же говорит вам об их отношениях (о том, что они близки). С другой стороны, если вы видите пару, и один из них скрестил руки на груди и не смотрит в глаза, это свидетельствует о дискомфорте в отношениях. Вы можете прочитать все эти вещи, просто наблюдая за кем-то.
В том же смысле, если вы хотите создать персонажа, страдающего социальной тревожностью, вместо того, чтобы рассказывать своим читателям о проблеме, покажите им это. Пусть ваш персонаж стоит в углу на вечеринке и выглядит неловко. Пусть он/она выпьет алкоголь на светском мероприятии, чтобы почувствовать себя более расслабленным и комфортным среди такого количества людей. Есть так много черт, манер и характеристик, которые вы можете использовать, чтобы передать интимные подробности о своем персонаже, не рассказывая читателю больше, чем следовало бы.
Имея это в виду, вот список из более чем 600 черт характера и причуд, которые помогут вам создать образ в своем романе.
Убедительные манеры помогают оживить ваших персонажей на странице. Фото Фернанды Марин на Unsplash.Кто-то, кто лжет или не говорит всей правды
- Часто моргает
- Часто смотрит налево
- Меняет тон голоса в нечетных местах
- Делает паузы, говоря много
- Предлагает ненужные подробности
- Потирание носа
- Указание пальцем
- Язык тела не соответствует произносимым словам
- Чрезмерное потоотделение
- Много трогает нос
Тот, кто напуган, зол, нервничает и/или испытывает социальную тревогу
5
5 челюстьКто -то, кто влюблен в
- Причины, ходя
- , улыбается много
- , держит значительные другие, близкие
- . Физические приторы часто с еще одним
- 777 Blushes
- Дис. веки
- Часто шепчет кому-то на ухо
- Длительный зрительный контакт
- Вытирает влажные руки
- Не обращает внимания ни на кого, кроме одного человека
- Рассеянно крутит волосы, разговаривая с любимым
- Бессонница
- Теряет аппетит
- Любит сочные песни о любви, которые играют по радио
Кто-то, кто занимается музыкой
- Ударяет по поверхностям руками и/или пальцами
- Говорит о малоизвестных музыкальных исполнителях
- Кажется, что он «выключается», когда играет музыка
- Указывает, когда песня фальшивая
- Ненадолго закрывает глаза, когда слышится музыка
- Часто напевает/поет про себя
- Останавливается, чтобы послушать всех уличных музыкантов
Тот, кто уверен в себе при общении
Застенчивый и/или неуверенный в себе человек
- Опускает взгляд при ходьбе
- Постоянно носит шляпы
- Часто носит наушники или шляпы
- Не может поддерживать зрительный контакт
- Стоит, ноги вместе
- Обнимает себя руками
- Избегает смотреть на себя в зеркало
- Держит руки в карманах при ходьбе/сидении
- Ненавидит сидеть рядом с незнакомцем
- Часто извиняется
- Носит длинные рукава с прорезями для больших пальцев, закрывающие нижнюю часть ладони
- Часто носит шарф
- Постоянно гладит/поправляет волосы
- Много откашливается
- Бормочет
- говорит тихо
- извиняется за много
- носит темные или приглушенные цвета
- , чтобы заполнить неудобный молчание
. Кто сочтел
- Зоны. Постукивание ногтями по поверхности
- Катание глаз
- Сцепление и разжимание пальцев
- Игра указательным пальцем
- Игрушки с кольцами
- Выщипывание ногтей
- Foot Bicking слегка
- Doodles рассеянно
- Twiddling Thumbs
Кто -то, кто наслаждается юмором
- носит несколько пин с нечетными высказываниями
- Смех
- . платья на любой случай
- Носит одежду с мультяшными персонажами
- Носит одежду с саркастическими надписями
- Улыбается вбок
- Бьет людей кулаками по рукам (в шутку), чтобы заставить их посветлеть
Самовлюбленный, элитарный и/или материалистичный человек
- Часто смотрит на себя в зеркало
- Отказывается есть не изысканную пищу
- Всегда имеет идеально ухоженные ногти
- Хвастается дорогими украшениями
- Рассказывает всем, сколько он заплатил за что-либо
- Громко указывает на недостатки других
- Никогда не говорит «пожалуйста» или «спасибо»
- Неуважительно относится к официантам/официанткам
- Ждет, пока кто-то другой выполнит простые задачи, вместо того, чтобы делать это самостоятельно
- Часто поднимает бровь, пока другие говорят
- Встряхивает волосами
- Делает много селфи
- Собирает волосы в тугой пучок
- Крепко сжимает губы
- Смотрит на всех свысока
- Закидывает ногу на ногу, сидя
- Редко улыбается
- Пьет чай для гурманов только для кофеина
- Стоит, уперев руки в бока
Кто-то эрудированный
- Цитаты известных людей
- Цитаты известных литературных произведений
- Чрезвычайно произносит
- Курит трубку
- Пьет бренди из рюмки
- Носит галстук
- Снимает очки и протирает их
- Говорит на нескольких языках
- Вполголоса насмехается над происходящим
Кто-то, кто организован и/или сосредоточен
- Наклоняет голову в сторону, когда слушает
- У него широко раскрытые глаза и настойчивость
- Быстро переключается с одной задачи на другую
- Составляет несколько списков дел одежда
- Часто смотрит на часы
- Стиплз руки
- Качание взад-вперед на каблуках
Кто-то неорганизованный и/или рассеянный
- Имеет нечесаные волосы
- всегда поздно
- носит несоответствующую одежду
- носит одежду с пятнами
- Всегда теряет след времени
- схватки вокруг франтично
- в дальности
.
Более 150 мощных черт характера для определения ваших персонажей
Часть волшебства великой художественной литературы заключается в ее способности позволить вам увидеть их персонажей мысленным взором. Подумайте о Шерлоке Холмсе, и вы можете представить, как он курит трубку или задумчиво поглаживает подбородок. Или Энн Ширли из Энн из Зеленых Мезонинов , которая могла в любой момент с энтузиазмом жестикулировать и говорить со скоростью мили в минуту.
Большая часть этой способности вызывать актеров в этом театре разума исходит от одного простого трюка из книги по развитию персонажей: манеры персонажей. Хорошо наблюдаемый тик или повторяющееся поведение может разблокировать ваших персонажей и оживить их в воображении вашей аудитории.
Если вам интересно, с чего начать, вы попали в нужное место в Интернете. Мы разделили этот пост на три части: что такое манеры персонажей, как вписать их в свою историю, и список из более чем 150 манер на тот случай, если вам не хватает вдохновения.
Что такое манеры персонажей?
Маньеризм – это жест, речевой паттерн или манера поведения, характерные для человека. Эти «микроповедения» могут варьироваться от повседневных движений (например, прочищать горло) до очень специфических тиков (например, грызть ногти, когда нервничают). В литературе писатели используют манеры, чтобы улучшить физические описания и заставить персонажей двигаться на странице. Считайте это еще одним инструментом в наборе инструментов вашего писателя, когда дело доходит до развития и изображения персонажей.
Манеры персонажей — это один из способов, которым писатели могут показать, а не рассказать. (Это старая писательская поговорка — если вы хотите узнать о ней больше, перейдите сюда для получения полного руководства). Вот пример разницы, которую это может иметь:
- Рассказывая: «Зачем ты меня зубочисткой проткнул?» воскликнул Мэтт, удивленный.
- Показываю: «Почему, — воскликнул Мэтт, быстро моргая, — ты только что проткнул меня зубочисткой?»
Однако важно не переусердствовать и снова и снова поднимать ту или иную причуду. Давайте немного поговорим о некоторых передовых методах, которые могут оказаться полезными, когда дело доходит до описания манер персонажей в истории.
Как писать манеры в рассказе
Совет: Не говорите читателю, что ваш персонаж гладит свои усы каждые четыре страницы. Вот как сделать так, чтобы манеры вашего персонажа органично вписывались в историю.
Сделайте движение подходящим
Самое главное, манерность должна иметь смысл в контексте истории. Когда вы думаете об идиосинкразии своего персонажа, учитывайте:
- Личность персонажа;
- Окружающая среда сцены; и
- Эпоха, в которой происходит действие.
Как предыстория персонажа влияет на то, как он двигается? Как эпоха и сеттинг могут повлиять на их действия? Иранский мужчина, например, нигде в мире не стал бы использовать жест «большой палец вверх» — если только он не хотел кого-то оскорбить. Тогда есть герой из 19-го века, который возился со своими карманными часами, поскольку мужчины не стали регулярно носить наручные часы до начала 20-го века.
Если вы все сделаете правильно, манеры персонажа могут говорить о многом. Дж.К. Роулинг, например, с большим эффектом использовала манеры с Ньютом Саламандером из «Фантастические твари и где они обитают ». Он горбится, наклоняет голову и старается изо всех сил избегать зрительного контакта, показывая зрителям, что он застенчивый, неуклюжий и не угрожающий. Между тем, капитан Джек Воробей из Пиратов Карибского моря качается, даже когда стоит, спотыкается ни о чем и невнятно: другими словами, он пьяный пират, насквозь.
(изображение: Disney)Сделайте так, чтобы это дополняло историю, а не отвлекало
Не приукрашивайте странное поведение только для того, чтобы увеличить ежедневное количество слов. Маньеризмы должны дополнять вашу историю, а не отвлекать от нее. Вы должны быть в состоянии обосновать, почему вы вписываете их в данную сцену: будь то раскрытие характера, прерывание длинных последовательностей диалогов или развитие конфликта.
Больше всего никому не хочется читать об обычном физическом движении, перелистнуть страницу и снова прочитать об этом. Вы рискуете утомить или разозлить свою аудиторию — не говоря уже о том, что поступательная направленность вашей истории пострадает, поскольку она увязнет в неуместных описаниях жестов.
Так что, если вы заметили, что в каждой главе персонаж крутит волосы, вероятно, пришло время нажать кнопку «Найти» и переосмыслить это. Как, вероятно, гласит поговорка: «Все в меру, включая манеры».
🖊️
Кто вы из современных авторов?
Узнайте, кто из сегодняшних великих людей подходит вам по сценарию. Занимает одну минуту!
Не говорите слишком клише
org/ImageObject»> Как часто вы действительно заламываете руки? Или погладить подбородок, когда вы глубоко задумались? Некоторые манеры обычно чрезмерно используются в художественной литературе. Чтобы сделать это реалистично, убедитесь, что вы не слишком полагаетесь на эти клише-жесты и движения.Чтобы мыслить нестандартно, подумайте, как вы неосознанно действуете в определенных ситуациях. Да, это может быть сложно, поэтому мы также придумали ресурс, который поможет вам.
БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС
Шаблон профиля персонажа Ридси
История настолько сильна, насколько сильны ее персонажи. Заполните это, чтобы развить свой.
Окончательный список из более чем 150 манер персонажей
Если вы изо всех сил пытаетесь придумать манеры для своего персонажа, вот более 150, чтобы дать вам преимущество.
Речевые манеры
Или: как разговаривают ваши персонажи? Какие тики они демонстрируют в разговоре или во время презентации?
Во время разговора
- Использует падающую интонацию
- Заканчивает предложения вопросительными знаками
- Говорит шепотом
- Всегда говорит больше, чем другие
- Склонность к бормотанию
- Неразборчиво произносит слова, даже будучи трезвым
- Имеет напевную речь
- Одышка из-за слишком быстрого разговора
- Ненужное или чрезмерное прочищение горла
- Глубокие вдохи между каждым предложением
- Постоянно сглатывает, когда нервничает
- Сильная зависимость от буферных слов: «Нравится», «Гм», «А», «Абсолютно», «В основном», «Вы знаете»
Характерные звуки
Wall-E: все свистки и трели (изображение: Disney/Pixar)- свист
- Напевая
- Вздох
- Заикание
- Кашель
- Издевательство
- Смех, чтобы заполнить неловкое молчание
- Бормотание про себя
- Шумное дыхание
- «Извините»
- «Тск»
- «Бог»
🎵
Расскажите нам о своей книге, и мы дадим вам плейлист для письма.
Это займет всего минуту!
Физические манеры
Или: как двигаются ваши персонажи? Какие характерные вещи они делают, когда сидят, стоят или ходят?
Головка
- Задумчиво наклонив голову
- Встряхивание волос
- Волосы играют или закручиваются во время флирта
- Покачивание головой при прослушивании музыки
- Шлифовальные зубья
- Почесывание головы
- Расширяющиеся ноздри
- Потирание шеи при смущении
- Поднятые брови
- Голова на подбородке в положении покоя
- Сжимание челюстей в моменты напряжения
- Чрезмерное потоотделение
- Дрожащий подбородок
- Выдающийся подбородок
- Подергивание или сморщивание носа
Рот
- Удовлетворение причмокивания губами
- Проговаривание слов песни
- Облизывание губ, когда нервничаешь
- Высунуть язык, думая
- Подсчет зубов языком при отвлечении внимания
- Прикусывание нижней губы
- Потянув за нижнюю губу
- Прикусывание внутренней стороны щеки
- Движение рта: дрожание, искривление, сжатие губ, подергивание, напряжение
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как развивать персонажей
За 10 дней научитесь создавать сложных персонажей, которые понравятся читателям.
Глаза
- Боковой обзор
- Любит подмигивать
- Трепещущие веки
- Склонность смотреть свысока
- Глаза, которые бегают повсюду
- Склонность избегать зрительного контакта
- Всегда прерывать зрительный контакт
- Длительный зрительный контакт во время разговора
- Глядя на ноги во время ходьбы
- Быстрое мигание при лежании
- Часто смотрит в космос
- Взгляд на тысячу ярдов
- Нахмуренные или нахмуренные брови
- Движения глаз: вращение, прищуривание, подергивание
- Описание глаз: широкие, стеклянные, косые, расширенные, суженные
Руки
Торговая марка президента Клинтона «большой палец»- Движение указательного пальца: указание, удар вниз, удар в воздух
- Щелчковые пальцы
- Руки скрещены на груди
- Защемление переносицы
- Потирание виска
- Стрелки со спиралями
- Стоя, сцепив руки за спиной
- Обкусывание ногтей
- Отсутствующее рисование
- Вытирание влажных рук
- Крепко сжатые руки
- Проведение рукой по волосам
- Протирание глаз
- Прикосновение к носу
- Мысленно поглаживая подбородок
- Стоя с руками в карманах
- Отщипывание или щипание плоти
- Дергать за ухо
- Отслеживание шрамов без раздумий
- Прикрывать рот рукой при улыбке
- Потирание кончиков пальцев друг о друга
- Засовывание большого пальца в карман стоя
- Автоматическое плетение волос
- Прикрывать рот во время жевания или смеха
- Проведение рукой по лицу при усталости
- Гибкие пальцы
- Хруст суставов пальцев
- Барабанные пальцы по поверхности
- Дикие жесты во время разговора
- Поворотные пальцы
- Махи руками вперед-назад при ходьбе
Верхняя часть тела
- Пожимание плечами
- Опущенные плечи
- Покачиваясь стоя
- Сутулость, сутулость
- Напряженные, втянутые плечи при сидении
- Широкая стойка в положении стоя
Ноги
- Скрещивание ног при сидении
- Волочение ног при ходьбе
- Штамповка лапки
- Постукивание ногой
- Ноги будут неудержимо трястись
- Быстро шагает при ходьбе
- Во время разговора стоит слишком близко к другим
- Колени стучат друг о друга
- Покачивание вперед-назад на пятках
- Перенос веса с одной ноги на другую
- Ходить туда-сюда по комнате
- Сидя, ноги врозь
- Подпрыгивание ногой вверх и вниз на стуле
Интерактивные манеры
Богарт «богартит» свою сигарету (изображение: Warner Bros)Или: как ваш персонаж взаимодействует со своим окружением и внешними объектами?
- Снятие очков и их очистка
- Подглядывание поверх очков
- Регулировка или поднятие очков
- Положить дужку очков в рот
- Сигарета постоянно свисает изо рта
- Застегивание и расстегивание пальто без цели
- Всегда сидит на самом краю стула
- Руки привычно на лацканах пальто
- Жевание кончика ручки или карандаша
- Звенящие деньги в карманах
- Игра с маркером
- Дергаю штаны перед тем, как сесть
- Разрывание салфетки за столом
- Многократная проверка часов
- Постоянное использование зубочистки
- Постоянное подкрашивание макияжа
- Многократная проверка сотового телефона
- Кручение карандаша за столом
- Открытие и закрытие шариковой ручки
- Игра с кубиком Рубикса, когда скучно
- Игра с серьгами
- Измельчение бумаги без раздумий
- Снятие этикеток с бутылок
- Сгибание скрепок пополам
- Скручивание колец на пальцах
- Откидная спинка стула
- Прислонившись к стене во время разговора
- Дергать за воротник рубашки, когда нервничаешь
- Чмокающая жвачка
Маньеризмы здесь, чтобы помочь
В конечном счете, манеры персонажей — лишь малая часть общей картины развития персонажей. Они должны помочь раскрыть, кто ваш персонаж, и это само по себе потребует дополнительной работы с вашей стороны. Чтобы понять своего персонажа на более глубоком уровне, вы можете скачать бесплатный шаблон профиля персонажа здесь. Или, если вам нужны упражнения для развития персонажа, вот восемь лучших из них, которые вы можете использовать.
Итак, какие бы манеры вы ни выбрали, помните, что они должны быть связаны с личностью, прошлым и воспитанием вашего персонажа. Если вы пойдете по этому пути, вы не далеко отклонитесь от своей конечной цели: создания запоминающегося персонажа.
Какие запоминающиеся манеры и тики следует добавить в этот список? Дайте нам знать в комментариях ниже
Говоря о вашем персонаже: Маньеризмы
Категории
Написание символов
Манеры персонажей — то, что люди постоянно делают со своим лицом, руками или голосом, не всегда осознавая это, — помогают создать детально проработанных персонажей. Иногда мы используем манеры для юмора, а иногда, чтобы отличить персонажей друг от друга. Прочтите советы по созданию манер, правдоподобных причуд и приемов, которые расскажут читателю больше о ваших персонажах:
Манеры персонажей — то, что люди постоянно делают со своим лицом, руками или голосом, не всегда осознавая это, — помогают создавать детализированных персонажей. Иногда мы используем манеры для юмора, а иногда, чтобы отличить персонажей друг от друга. Прочтите советы по созданию манер, правдоподобных причуд и тиков, которые расскажут читателю больше о ваших персонажах:
Во-первых, что такое маньеризм?
Что мы имеем в виду, когда говорим о манерах человека? Мы имеем в виду бессознательные жесты, словесные причуды или выражения, которые делают люди. Не у всех есть особенно заметные манеры, но когда люди часто повторяют действия, высказывания или выражения, эти вещи остаются в нашей памяти.
Примеры манерности:
- Старомодные высказывания, которые любит использовать персонаж (например, «Она не сказала бу или баа», что означает, что другой человек тихий или сдержанный)
- Жесты, которые они часто повторяют (например, проводя рукой по волосам или теребя ожерелье в тревоге)
- Способы речи (например, по привычке странно произносить определенные слова), которые выделяются
Итак, как вы используете манеры чтобы создать более богатых, более детализированных персонажей? [Вы также можете провести мозговой штурм деталей персонажа на панели инструментов Now Novel. ]
1. Используйте манеры персонажей, чтобы передать представление о себе
Прочтите эти предложения:
- Грета прошла через комнату.
- Она прошла через комнату, глядя свысока на собрание по обе стороны от нее.
- Она прошаркала по комнате, опустив глаза и теребя обтрепанный подол.
Обратите внимание, что в каждом из этих предложений происходит одно и то же: женщина переходит из одного конца комнаты в другой. Но в каждом из них мы получаем совершенно разную картину происходящего.
Первое предложение нейтральное. Он вообще не передает нам никакой информации о характере. Хотя это не самое интересное предложение в мире, иногда нам действительно нужно перевести персонажа из одной части комнаты в другую. Однако слишком много ходить по комнатам и подниматься наверх (без какой-либо непосредственной характеристики или цели) может наскучить.
Вторые два предложения демонстрируют манерность. Может показаться, что надменный персонаж оглядывается на других с укоренившимся чувством превосходства. Второе предложение говорит о гордости и уверенности Греты. Грета из третьего предложения — ее противоположность. Ее манеры — ее ерзание и избегание зрительного контакта — могут свидетельствовать о страхе и стыде.
Добавление манерности к действиям персонажа помогает читателю лучше понять личность вашего персонажа.
Одна из причин, по которой использование манер является полезным при описании персонажей, заключается в том, что это помогает вам избежать резкости:
2: Используйте манеры, чтобы не говорить и не показывать
«Показывай, а не говори» — инструкция, о которой мы говорили, которой часто злоупотребляют. до. Бывают случаи, когда рассказ совершенно необходим (например, в сжатом изложении, когда читателю не нужно видеть каждую мельчайшую деталь).
Тем не менее, рассказывать читателю о ваших персонажах и их чувствах считается слабым описанием персонажей. Он удерживает читателя на еще большем удалении от действия, вместо того, чтобы показать его развертывание.
Помните описание «Переправы Греты» выше. Следующие варианты намного слабее:
- Грета прошла через комнату, чувствуя себя гордой и сильной.
- Грета прошла через комнату, чувствуя себя маленькой и пристыженной.
В отличие от первого набора предложений, эти предложения говорят , а не показывают . У нас есть не ментальный образ персонажа, а скорее каталог фактов о ее эмоциональном состоянии.
Сцена, в которой мы видим признаки того, что персонаж, например, чувствует себя гордым и сильным, часто приносит больше удовлетворения. Потому что тоньше знаки и подарки накапливаются, чтобы сообщить нам то, что нам нужно знать. Они позволяют нам выполнять «работу» чтения. Работа по наблюдению за знаками, составлению их вместе и составлению собственного мнения о том, что они могут означать о персонажах.
Ключевая функция манер — делать персонажей отличительными:
3. Используйте манеры, чтобы различать персонажей
Подумайте о людях, которых вы знаете. Есть ли привычные фразы, которые они используют, гримасы?
Например, человек всегда может преувеличенно улыбаться, когда мы встречаемся с ним, создавая у нас впечатление, что он неискренен. Однако одно и то же выражение лица может быть просто чертой, унаследованной от родителей. Эти небольшие различия в том, как люди делают или говорят одно и то же, создают индивидуальность.
Использование манер, чтобы показать странности
Странности людей — странные или необычные вещи, которые они делают и говорят — часто отличают их от других. Например, в лихом приключении о рыцарях, действие которого происходит во времена Артура, для мужчины может быть нормальным экстравагантно целовать руку даме на встрече. Однако современный мальчик из студенческого братства, который делает то же самое с девушками в кампусе, может показаться странным. Он может показаться старомодным, маслянистым заклинателем.
Такая простая вещь, как громкость речи персонажа, может сделать его странным или отличительным. Действительно, в своем романе «Тайная история » Донна Тартт дает своему персонажу Банни Коркорану «громкий гудящий» голос, который еще больше раздражает его.
Создайте индивидуальность, используя манеры
Один из способов отличить ваших персонажей и сделать их уникальными — придать им контрастные манеры. Например, дружелюбный, игривый персонаж может по умолчанию обнять своих друзей, тогда как сдержанный персонаж может предложить жесткое рукопожатие. Как ваш персонаж обычно отвечают в определенных ситуациях? Например, если кто-то дарит им подарок, гремят ли они им в воздухе, театрально слушая, чтобы понять, что внутри? Или убежать и спрятать его, чтобы открыть позже, как белка, прячущая желуди на зиму?
Подумайте о личностных чертах и перечне манер, которые им сопутствуют. Например, следующие манеры характерны для следующих личностей:
- Застенчивость/неловкость в общении: избегание зрительного контакта, сидение на краю комнаты в людных местах признаки нервозности, такие как ерзание, покраснение
- Бесстрашие/храбрость: Всегда быть впереди в группе, громко говорить (даже в опасной, иначе приглушенной обстановке)
- Мечтатели: Рассредоточенно смотреть вдаль, бессвязно (в речи), легко отвлекаться
- Боязнь или беспокойный: ерзает, пытается проскользнуть незамеченным, потеет, покачивает ногой или ступней
Это лишь неполный список манер, которые указывают на личность.
4. Демонстрировать взгляды и ценности через манеры
Маньеризмы также дают читателям ценную информацию о персонаже. Когда мы описываем манеры персонажей в их взаимодействиях, читатель может получить представление о том, как один тип персонажа относится к другому типу. Например, пожилой человек, который видит своих младших родственников детьми, может погладить их по голове, даже когда они станут взрослыми. Отцовское поведение в этом маньеризме может свидетельствовать о том, что они не видят молодых людей в абсолютно точных терминах.
Представьте себе звездного защитника футбольной команды колледжа. Представьте, как он приближается к девушке в местном баре. Что говорят его манеры о его отношении к женщинам или его искренности? Возможно, игрок, осознающий силу своего звездного статуса, например, обладает толстым слоем обаяния. Как он двигается? Какие линии выкупа акций он мог бы использовать? Маньеризмы также являются фундаментальной частью нашего общения.
5. Используйте манеры, чтобы раскрыть мотивы
Старая поговорка «Действия говорят громче слов» верна, когда речь идет о манерах. Часто манеры — это поддавки, «предательские сердца», которые прорезают притворство слов человека.
Например, возможно, продавец, который должен получить комиссионные, весь улыбается и обаятелен, но персонаж, имеющий дело с ним, замечает, что его глаза постоянно скользят по пунктирной линии, где они должны подписать. Стремление продавца к подписи может свидетельствовать о том, что он видит в покупателе просто талон на обед, даже если его поведение дружелюбно. Таким образом, маньеризмы полезны для раскрытия подтекста и мотивов — невысказанные желания и намерения персонажей могут не делиться друг с другом явным образом.
Маньеризмы настолько полезны, что может возникнуть соблазн использовать их при каждом удобном случае. Но избегайте этого. Некоторые манеры граничат с клише, и их следует использовать с осторожностью. В реальной жизни люди иногда удивленно поднимают бровь. Тем не менее, если брови вашего персонажа танцуют каждую вторую страницу, ваш читатель может устать от этого и пожелать сбрить их!
6. Избегайте чрезмерного использования клише манерности
Описывая манеры персонажей, убедитесь, что вы описываете то, что на самом деле делают реальные люди. Некоторые клише происходят из сценических традиций, где актеры пришлось преувеличивать в своих жестах для заднего ряда.
Например, когда вы в последний раз видели, как кто-то заламывает руки? Если подумать, люди редко подозрительно сужают глаза. Остерегайтесь также странных или незнакомых жестов. Вместо этого сосредоточьтесь на правдоподобных жестах, имеющих физиологическую или психологическую основу. Например, персонаж, который постоянно потягивается и зевает, может скучать или уставать.
Стивен Кинг назвал писателя фразой «Его взгляд скользнул по ее платью». Избегайте непреднамеренного веселья, когда части тела начинают жить собственной жизнью, совершая невозможные действия.