Ремёсла на Руси — Каталог Меднолит


    Научное определение ремесла как изготовление вещей или предметов с помощью ручного труда звучит убедительно, но оно не включает очень важный компонент, который превращает ремесло в мастерство – это творчество. Широко распространённое мастерское овладение ремеслом, обогащённое творчеством, становится народным достоянием.

    Потребность в изготовлении предметов, необходимых для жизни, появилась вместе с возникновением человеческого общества. Люди создавали нехитрые орудия труда, мастерили простейшую одежду и сооружали примитивные жилища – так появились первые ремёсла. За тысячи лет ремесленное производство разрослось, усложнилось и стало одним из показателей развития общества. На Руси ремёсла появились не на пустом месте: они вобрали в себя умения восточнославянских предков и достижения соседних народов; древнерусские ремесленники заимствовали существовавшие в то время технологии, усовершенствовав и обогатив их.

    Как и когда появились первые ремесленники на Руси

    Учёные считают, что на Руси ремесло как отрасль обособилось от сельского хозяйства в VII-IX веках, когда для развития земледелия и скотоводства требовалось всё больше сложных орудий и приспособлений. Если раньше ремесло носило домашний характер – всё, необходимое для семьи, племени или клана, производилось внутри семейной или клановой ячейки, то в IX веке произошло разделение труда: ремесленники занимались производством предметов, необходимых в хозяйстве, а остальные члены семьи или общины обеспечивали ремесленников продуктами сельского хозяйства и добычей с охоты. По мере расширения своего производства ремесленники стали выполнять работы на заказ – это был первый период развития ремесленного производства на Руси (IX-X века). С XI века наступает второй период ремесленного производства – работа на рынок. Ремесло из домашнего превратилось в заказное, а затем в торговое – так образовался ремесленный промысел.

    На Руси существовали две основные группы ремесленников – сельские и городские. Постепенно выделились ремёсла, которыми занимались женщины: золотое шитьё, вышивка, прядение и ткачество.

    Как развивалось ремесленное производство?

    Вопрос о том, какие ремёсла являлись самыми древними на Руси, определённого ответа не имеет: одни исследователи считают, что первым появилось гончарное производство, другие отдают первенство железоделательному ремеслу. На появление и развитие того или иного вида ремесленного производства влияли местные условия: в зонах, богатых рудами, развивалась металлургия, в лесных зонах – деревообработка и берестяной промысел, в прибрежных – рыболовство и строительство судов. Археологические данные и письменные источники показывают, что древнерусское ремесленное производство по своему разнообразию не уступало иноземному. В XII веке в Киевской Руси существовало 60-65 ремесленных отраслей, образующих ремесленные центры с широким ассортиментом производимых изделий. Умения и навыки ремесленников оттачивались, передавались из поколения в поколения, приобретали свои фирменные отличия и знаки.

    Гончарное ремесло на Руси


    Издревле человеку были нужны сосуды для хранения продуктов, зерна, воды – такие сосуды готовили из глины. На Руси из глины готовили посуду, ёмкости для хранения припасов, игрушки для детей. Для изготовления изделий годилась не любая глина: для сохранения пластичности она должна была быть жирной, податливой, упругой и иметь определённую твёрдость, способную приобрести необходимую для мастера форму. Качество глины мастер проверял на ощупь: глина должна хорошо меситься, но не прилипать к рукам.

    Гончарное ремесло сначала носило домашний характер, изделия лепили дома вручную. Примерно в XI веке появился гончарный деревянный круг, который вставлялся в ось, прикреплённую к отверстию в деревянной скамье. Гончар левой рукой вращал круг, а правой рукой формировал изделие. После обжига изделие приобретало прочность. Позже приспособление для вращения круга стало ножным, что значительно увеличило производительность труда и позволило вывозить на рынок гончарные изделия – домашнюю утварь (кувшины, чашки, сковороды), различные фигурки и детские игрушки. В частности, глиняные игрушки в виде погремушек и свистулек, лошадок, собачек, уточек были обнаружены при раскопках в Новгороде.

    Прототипом известных сегодня филимоновских игрушек – свистулек с весёлым и нарядным орнаментом – археологи считают гончарные изделия, остатки которых найдены в городище Одоев близ Тулы. На обнаруженных одоевских черепках сохранилась разноцветная окраска, подобная филимоновской.

    Плитка для облицовки стен и для покрытия пола, а также кирпичи – это тоже продукты труда гончаров.

    Работа с глиной считалась чудодейственной: глина – это природный материал из недр земли; в процессе обработки она проходила стихии земли, воды, воздуха и огня. Руки мастера «чувствовали» качества глины, без всяких анализов находя нужный для работы вид глины.

    Особенность работы с глиной используется и в наши дни: она развивает мелкую моторику, гармонизирует душевное состояние, способствует развитию творческого начала.

    Кузнечное ремесло на Руси


    С точки зрения древнеславянского жителя кузнец или коваль выглядел как «вещий человек», колдун, способный из камня создать металлический предмет. Усиливала впечатление и работа кузнеца в полутёмном помещении: в полумраке мастеру было легче определить степень готовности раскалённого металла. По поверьям, кузнечное дело было связано со славянским богом Сварогом, поэтому кузнецам приписывалось умение отгонять нечистую силу и врачевать болезни.

    На территории древнерусского государства археологами обнаружены сотни мест с остатками кузниц и с орудиями кузнечного производства: это районы, прилегающие к Владимиру, Новгороду, Пскову, Ярославлю, Рязани и другим городам.

    Кузнечное производство на Руси было связано с двумя процессами: выплавкой железа из руды и изготовлением металлических изделий. Вопрос о наличии сырья практически не стоял, так как использовалась руда, которая в изобилии имелась в природной зоне лесов и рек – это болотная руда, называемая также озёрной, луговой или дерновой. С современной точки зрения данная руда представляет собой бурый железняк органического происхождения (лимонит), имеющая красно-рыжий цвет.

    Выплавка железа представляла собой сложный процесс: сначала руду промывали, дробили и обжигали, а затем помещали в домницы с горящим древесным углём, где окислы железа из руды превращались в массу, стекающую в нижнюю часть печи. Дутьё, необходимое для притока воздуха, осуществлялось с помощью естественного продувания; позднее для этой цели использовались кузнечные меха. Освобождённое от шлаков губчатое железо, полученное в результате «варки», было готово для ковки различных предметов.

    Интересной особенностью древнерусского кузнечного дела является домашняя «варка» железа. Например, в Старой Рязани в жилищах горожан обнаружены следы данного процесса, производимого в горшках в домашней печи.

    В кузницах ковали как простые вещи (иглы, ножи, серпы, косы, шилья, ухваты и т.п.), так и сложные изделия, требующие сварки (цепи, удила, железные кольца для кольчуг и т.п.). Вершины мастерства древнерусские кузнецы достигли в производстве оружия. От кузнечного ремесла обособилось литейное производство.

    Литейное ремесло на Руси

    Литейное дело на Руси получило своё развитие примерно с VI-VII веков. Предполагается, что первоначально литьё было домашним ремеслом и в VIII-IX веках им занимались женщины, которые делали украшения и домашнюю утварь. С X века, при усложнении процесса литья и необходимости производить более громоздкие вещи в больших количествах, профессиональными мастерами по литью стали мужчины, которые изготавливали мечи, булавы, кресты, колокола, паникадила. Изделия русских литейщиков начали вывозиться за границу.

    Частью литейного ремесла являлось ювелирное дело.

    Ювелирное мастерство на Руси


    Ювелиров на Руси называли золотарями и серебряниками, по названию металлов, с которыми они преимущественно работали. Основной технологической операцией ювелиров было литьё, занимались они и чеканкой по металлу. Металл расплавлялся в глиняных тиглях с применением мехов, повышавших температуру; расплавленный металл переливали в литейную форму, имевшую очертания нужного изделия.

    Расцвет древнерусского ювелирного искусства пришёлся на XII – начало XIII века. Мастера прославили себя изготовлением изделий с использованием различных техник, делавших украшения невероятно красивыми и самобытными. Фоном для нанесения различных орнаментов или изображений служили олово, медь или серебро. Русские мастера владели всеми известными тогда технологиями изготовления украшений.

    Филигрань или русская скань применялась для нанесения узора с помощью тонких, перевитых между собой золотых или серебряных проволочек, которые в местах пересечения линий узора соединялись пайкой. Часто филигрань на ювелирных изделиях соседствовала с техникой зерни или нанесения узора с помощью металлических зёрен. Зёрна (золотые или серебряные шарики) получали при разбрызгивании расплавленного металла, выливаемого через мокрое решето. Число прикреплённых зёрен на одном изделии могло доходить до 5000 (киевские колты).

    Несомненным достижением древнерусских ювелиров являлось овладение техникой перегородчатой эмали: узор на изделие наносился с помощью перегородок, пространство между которыми заполнялось эмалью.

    Чернённый фон, бархатисто-чёрного или серого цвета, получаемый за счёт использования массы из сплава металлов, хорошо выделял узоры из серебра – это техника черни, часто встречавшаяся на обнаруженных археологами древнерусских украшениях.

    Ювелирное дело в Древней Руси процветало в Киеве, Новгороде, Рязани, Полоцке и в других крупных городах.

    Прядение и ткачество на Руси

    Это ремесло было массовым и развивалось во всех местностях. Сырьём для ткачества служили природные материалы – лён, конопля, шерсть. Прядение использовалось для получения нитей различной толщины. Прялка была непременным атрибутом каждой избы, она считалась символом благополучия.

    На домашних ткацких станках производили ткани разных сортов и из разных материалов. Ткани из толстых нитей были более грубыми: например, изо льна получали вотолу, из шерсти – яригу и сермягу. Из тонких льняных нитей ткали полотно, применяемое для изготовления полотенец, рубашек, платьев; из шерстяных нитей делали особо ценимое сукно.

    Скорняжное дело на Руси


    Ремесленники-скорняки занимались обработкой и выделкой шкур животных, превращая их в один из самых выгодных русских товаров на рынках – кожаные изделия и пушнину. Процесс превращения шкуры в легкую и красивую пластину, пригодную для шитья и изготовления одежды, очень трудоёмок и кропотлив. Шкуру сначала размягчали с помощью состава из овса, потом ножом выскабливали загрязнения и обрабатывали мелом для удаления влаги. Для придания изделию эластичности его выбивали и вытягивали, после чего оно было готово для дальнейшей работы с ним.

    По мере развития хозяйственной жизни Руси увеличивалось число ремесленников, и расширялся перечень областей применения их труда. Признанными мастерами своего дела становились не только представители перечисленных ремёсел, но и плотники, строители, сапожники, бондари, шорники, ложечники, мастера по изготовлению берестяных изделий и многие другие. Во время монгольского нашествия Русь потеряла большое число своих мастеров, которые погибли или были угнаны в плен; пришли в упадок и ремёсла. Но наступило и новое время – время возрождения Руси.


    Русские народные ремесла — Щи.ру

    Творчество русского народа, благодаря талантам местных мастеров, прославило их по всей Руси и далеко за ее пределами. Многие изделия и по сей день остались символами России.

    Изделия мастеров ценны не только материалами, из которых они производились и уникальными технологиями их обработки вручную, в них прослеживаются нравы, уклад и традиции всего народа.

    Основные ремесла русского народного промысла:

    Как промысел, кружево на Руси получило свое развитие в начале XIX века. В это время в окрестностях Вологды была возведена фабрика по производству кружева. Рост спроса на вологодское кружево не только в России, но и в странах Европы породил популярность занятия, и плетением ажурного полотна занимались по всей Вологде.

    Отличительной особенностью вологодского кружева являлись орнаменты. Основными мотивами были стилизованные рисунки птиц и древо жизни. Само кружево состояло из фона и узора. Оно было фактурным, его формы и рисунки подчеркивались широкой непрерывной линией.

    Подробнее >>


    История павлопосадских платков берет свое начало в конце XVII века. Производить их начали на мануфактуре, основателем которой были Грязнов и Лабзин. Сырьем для производства выступали шерстяные нити, раскраска платков долгое время производилась исключительно вручную.

    Основные узоры платков – это цветы. Помимо них использовались заимствованные орнаменты: турецкие огурцы, лотос, античные вазы и древние символы. Традиционная раскладка была представлена овалами и звездами. Крупные рисунки располагались по краям, к центру они уменьшались.

    Подробнее >>


    Популярность традиционного оренбургского пухового платка обусловлена его уникальными качествами. Они представляют собой тончайшие шали из натуральной шерсти, с ажурными и красивыми узорами, очень теплые. Для их производства изначально используется уникальный пух оренбургских коз.

    Первое официальное упоминание о платках встречается в трудах конца XVIII века, авторства Рычкова, известного краеведа. Именно они позволили узнать об уникальных шалях в Петербурге и Москве и породили спрос на них как в России, так и за рубежом.

    Подробнее >>


    Исконно русская матрешка впервые увидела свет в Сергиевом Посаде в конце XIX века. Изготовлена она была из дерева токарем Василием Звездочкиным. Фигурки, которые вставлялись одна в другую, разрисовал Сергей Малютин.

    Первый экземпляр будущего символа России в виде круглолицей девушки с багряным румянцем состоял из восьми кукол. Самая маленькая представляла собой младенца.

    Подробнее >>


    Отличительная особенность гусевского хрусталя – уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.

    Город-родина гусевского хрусталя – Гусь-Хрустальный. Стекольный завод на его территории был основан купцом Мальцевым в 1756 году. Выпускались им вазы и графины, после появилась уникальная посуда из хрусталя, которую поставляли в богатые дома купцов и царские хоромы.

    Подробнее >>


    Самовар – это уникальный товар, аналогов которому в мире нет. Родина самоваров – Тула. Город обрел такую славу неспроста, способствовало этому обилие мастеров по производству металла, месторождение железных руд и близость к Москве.

    Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Походили изделия на бочонки и вазы с ручками, также имелись самовары с уникальными краниками в форме дельфинов.

    Подробнее >>


    Тульские пряники. Кислые, пресные, пышные и сдобные. Их дарили в качестве прощальных подарков, сувениров, а также выпекали и покупали для свадебных гуляний и поминальных вечеров. Для производства фигурной выпечки использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева.

    Пряники для народа русского были любимым лакомством. Их делали в виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Кто первым испек знаменитые тульские пряники – неизвестно. Первые упоминания о выпечке имеются в трудах конца XVII века.

    Подробнее >>


    Урал славится запасами своих недр и связанными с ними производствами. Каслинское художественное литье русских мастеров прославило их на весь мир в 1900 году на выставке в Париже. Само направление зародилось задолго до данного события, в XVIII веке.

    Отливали из чугуна предметы быта и декоративные элементы интерьера, дополненные миниатюрными скульптурами животных. В перечне производимых товаров присутствовали плиты, решетки, скамейки, вазоны и многое другое.

    Подробнее >>


    История производства малахитовых изделий начинается с 40-х годов XVIII века. Вначале это были ювелирные украшения, после к ним добавились табакерки и шкатулки. С расцветом малахитового дела красивым узорчатым минералом облицовывались целые помещения.

    Русские мастера славились своей уникальной технологией обработки камня. Они распиливали малахит на очень тонкие пластины и после, наклеивая их, подбирали узор и шлифовали, создавая впечатление монолитного изделия.

    Подробнее >>


    Особым видом промысла среди русских мастеров в конце XIX века считалась Абрамцево-кудринская резьба. Работали мастера с натуральным деревом, создавая из него не просто предметы быта, а произведения искусства. В перечне их изделий были вазы, декоративные блюда, ковши, солонки, шкатулки и др.

    Отличало изделия от других резных предметов декора и быта сочетание геометрической и плоскорельефной резьбы.

    Подробнее >>


    Скопинские гончарные изделия долгое время не пользовались особым спросом, так как были грубыми и примитивными по форме. Переломный момент произошел в середине XIX века, когда секреты производства фигурных изделий и нанесения глазури на их поверхность узнали местные мастера гончарных дел.

    Ряд изделий из глины дополнился красивыми декоративными вазами, фантазийными фигурками животных и прочими элементами декора.

    Подробнее >>

    Русское рукоделие | Народное творчество России

    Некоторые виды русского рукоделия хорошо известны во всем мире, а другие неизвестны за пределами России. Все знают о знаменитой матрешке, или русской матрешке. Все меньше людей связывают с русским народным творчеством причудливое кружево, ручную роспись фарфора, изделия из дерева или украшения из эмали.

     

    Ниже мы приводим описания и примеры некоторых из самых почитаемых в России ремесел.

     

     

    Те, кто интересуется русским рукоделием, могут заглянуть и в Украинское народное творчество.

     

    Гжель

    Стиль русской керамики. Гжель получила свое название от деревни (в Московской области), где гончарные изделия производились с 14 века. Характерный синий цвет на белой (глазурованной оловом) поверхности возник в 1830-х годах. Сегодня около тридцати деревень к юго-востоку от Москвы производят уникальные русские изделия ручной работы, доставляя их по стране и за границу.


     

    Палех

    Палех — небольшие картины (часто на русские сказки или литературные произведения), выполненные темперными красками на лакированных коробках или футлярах из папье-маше.


     

    Жостовская роспись

    Жостовская роспись — это традиционное русское народное искусство, в котором металлические подносы расписаны прекрасным растительным орнаментом. Поделка до сих пор производится в селе Жостово (Московская область).

    Вологодское кружево

    Вологодское кружево XVII века изначально ткали из золота и серебра для одежды дворянства и церковной иерархии. Сегодня вологодское кружево завоевало мировую известность благодаря богатому декоративному узору и плавным линиям.

    Дымковская игрушка

    Лепные расписные фигурки из глины, иногда в виде свистульки. Русский ремесленничество до сих пор производится, по традиции, в селе Дымково (близ Кирова).

    Тульский Самовар

    Традиционный промысел Тульской области, самовар изначально производился как практичный прибор – для кипячения воды, заваривания чая и кофе. Сегодня, хотя они и функциональны, они выполняют скорее декоративную роль.

    Хохлома

    Известные своими красочными узорами красного и золотого цветов, хохлома представляет собой расписные декоративные блюда, ложки и миски. Само название происходит от названия населенного пункта, где зародилось ремесло (в Нижегородской области), еще в XVII веке.

    Матрешка

    Пожалуй, самое узнаваемое рукоделие в России. Матрешка представляет собой расписную деревянную фигурку, которую можно разобрать, чтобы открыть внутри еще больше «Русских матрешек». Типичной темой для набора «Матрошка» обычно являются крестьянские девушки в традиционной одежде, но нетрадиционные куклы также распространены. Новые креативные наборы могут быть посвящены практически любой тематике — от спортивных деятелей и политических деятелей до персонажей русских народных сказок и научной фантастики.

    Ростов Финифт (Эмаль)

    Ростов Финифт — традиционная русская художественная роспись по эмали (часто на украшениях — брошах, перстнях, серьгах). Русское ремесло зародилось в Ростове в 18 веке, когда художники впервые написали миниатюрные иконы на эмали для храма.

    Уральский малахит

    Ювелирные изделия, декоративные изделия и предметы интерьера изысканного мастерства, изготовленные с использованием знаменитого уральского малахита (также известного как русский камень и/или павлиний камень в древней России).

    Русские ремесла — Etsy Турция

    Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *