Содержание

Ремесла древней Руси

Жители Древней Руси занимались различными видами ремесел, и специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов для нужд населения. И к XII веку насчитывалось около 50 видов ремесел. Работа условно делились на женскую и мужскую. К женским занятиям относились легкие, творческие ремесла, приносящие красоту и уют в дом. А к мужским ремеслам — относились боле грубые, тяжелые профессии, требующие большой силы. Но вот ювелирное дело было отдано в мужские руки.

Шитьем, вышивкой, прядением, ткачеством, плетением, художественной росписью занималась женская часть населения.
В то время появились первые прялки. Они были из дерева, и использовались для создания нитки из волокна растений и комка шерсти. Ткацкое дело являлось наиважнейшим ремеслом. Рост населения благоприятствовал распространению ткачества и прядения. Для производства ткани использовали деревянные ткацкие станки. А ткань ткали из конопли, льна и шерсти. Из полученной ткани шили рубашки, сарафаны, штаны, полотенца, одеяла, верхнюю одежду.

С раннего возраста девочек начинали обучать женским ремеслам. Достигнув мастерства, девушки готовили себе приданое: шили салфетки, скатерти, коврики и другие необходимые текстильные вещи в быту. Но прежде всего шитье использовалось для починки одежды. Позже праздничную одежду стали украшать декоративными элементами: вышивкой, камнями, различными фигурами, знаками и символами.

Плетением также занимались женщины. Из древесного лыка они плели лапти, корзины, коврики-рогожки, веревки, мочалки, украшения, соломенные игрушки и защитные обереги.

Художественная роспись появилась позднее и представляла собой нанесение рисунка на различные предметы, в основном на посуду. Известно несколько видов росписи: гжель, хохлома и жостовская роспись. Гжель – роспись белой и голубой краской фарфоровых предметов. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Для этого вида росписи характерны красные, зеленые и черные цвета. Жостовская роспись – это художественная роспись металлических поддонов.

Кузнечными, гончарными и скорняжными ремеслами, деревообработкой, стеклоделием, обработкой кости – занимались только мужчины.

Кузнечное дело было одним из самых важных направлений деятельности во времена Древней Руси, так как кузнецы производили большое количество полезных предметов. Это и орудия труда для землепашцев, различное оружие и доспехи для воинов. Предметы быта, такие как иголки, ножи, замки, ключи, крючки. В те времена железо получали путем выплавки из болотной руды. Добывали руду весной и осенью. Просушивали, доставляли в мастерские, где руду плавили в печах. Кузнецы обрабатывали металл 2 способами: ковка и литье. Ковка – этот способ состоит в том, чтобы нагреть металл до высокой температуры, потом на наковальне придать металлу необходимую форму. Для затвердевания металла его опускали в воду. При литье металл плавился до жидкого состояния, а затем отливался в необходимые формы. Для упрощения работы кузнецы пользовались инструментами: молот, кувалда, зубила, клещи.

Ювелиры создавали амулеты, браслеты, подвески, пряжки, серьги, ожерелья. В работе использовали бронзу, золото и серебро. Для создания ювелирных изделий были определены следующие техники: зерни, скань и чернь. Зерни – на основу напаивали много металлических шариков. Скань – рисунок из проволоки напаивали на основу, а промежутки между проволокой заполняли цветной эмалью. Чернь – рисунок из серебряных нитей или пластинок на черном фоне изделия. А золото и серебро использовали для чеканки монет, изготовления печатей, кубков, крестов, икон.

Изначально гончарное ремесло было похоже на лепку, и выполнялось исключительно руками. Для лепки использовали глину. Она была распространена повсеместно. Занимались лепкой женщины. Позже в глину решили добавлять песок, ракушки и кварц. Но, в веке изобрели гончарный круг, и гончарами стали мужчины. Гончарный круг представлял собой деревянное полотно. Полотно вращалось с помощью ножного привода. Гончарам удавалось создать прекрасные изделия. Горшки всевозможных размеров для приготовления пищи в печи. Сосуды различных форм для хранения воды, продуктов, ягод и грибов. Посуду для дома, кирпичи, облицовочные плитки, также свистульки, игрушки, колокольчики и предметы интерьера.

Скорняжное дело заключалось в выделке и обработки шкур животных. Пушнину и шкуры не только использовали для одежды, но и этот товар шел на продажу. Сырьем служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Прежде чем изготавливать что-либо из шкуры, ее необходимо было размягчить, чтобы счистить с нее мясо, затем обсушить, выбить, и в конце растянуть.

Стеклоделие в Древней Руси появилось в XI веке. Изделия из стекла получили широкое распространение среди горожан. Среди изделий из стекла известны: стеклянные бусы, перстни, браслеты, бисер, стеклянная посуда, оконные стекла.

Для обработки кости использовали не только кости крупного домашнего скота, но и животных проживающих в лесах. С помощью этого ремесла косторезы производили гребни, пуговицы, иконы, рукоятки для инструментов и художественные поделки. В косторезном ремесле использовали следующие инструменты: резцы, ножи, сверла, пилы.

В настоящее время нередко проводятся раскопки, где археологи обнаруживают уникальные редкие предметы и бытовую утварь того времени.

Ремесла Киевской Руси

С началом развития на землях Киевской Руси феодального строя, многие сельские ремесленники оказывались в подчинении своих новоявленных господ. Не всем нравилось такое положение дел и множество талантливых мастеров уходили работать и жить в города, где объединялись и создавали — ремесленные посады. В начале

12 века на Руси насчитывалось более 60 различных ремесленных специальностей.

Мастера Киевской Руси производили больше 150 наименований различных металлических изделий. Этому способствовало в том числе то, что в славянских землях хорошо была развита металлургия. Славянские ювелиры славились умением изготовлять различные украшения из драгоценных металлов и камней. Кузнецы отлично делали как орудия труда, металлическую посуду и другую домашнюю утварь, так и великолепное оружие и доспехи, которые ценились и пользовались спросом не только в землях Киевской Руси, но и далеко за ее пределам.

В Киевской Руси было отлично развито множество ремесел. Изделия производимые в славянских землях отличались качеством, надежностью и красотой. Они ценились во всех странах Западной Европы. Обычно славянские ремесленники могли работать как и на какой-то определенный заказ, так и для текущего сбыта на торгу.

Ремесленное производство в Киевской Руси имело разделение на городское и сельское. В селах были развиты кузнечное и гончарное ремесло, обработка дерева и изготовление из него различных изделий, а так же, обработка звериного меха и различных кож. Так же, большое развитие в сельской местности испытывала на себе ткачество. В славянских городах наиболее развито было кузнечное ремесло и оружейной дело, ювелирные ремесла как по ценным металлам так и по драгоценным камням, производство изделий из стекла, чеканка, производство эмали и так далее.

Основной этап развития ремесел в Киевской Руси происходил с середины 10 по начало 12 века. В это время произошел значительный сдвиг в развитии технологии ремесленного дела у славян. Появились новые орудия работы, которые улучшали и упрощали производство различных изделий. Произошло разделение ремесел в различных отраслях по специализации внутри каждой отрасли. В этот период истории ремесленное производство Киевской Руси, было на одном уровне с западноевропейским. А в некоторых направлениях и отраслях, значительно его превосходило.

Активное развитие ремесел Киевской Руси продолжался до монгольского нашествия. Во время нашествия орды, многие мастера были убиты или угнаны в рабство. Были утрачены секреты производства многих изделий, которыми ранее славилась славянская земля. Ремесла Киевской Руси, пришли в упадок на долгие десятилетия.

Немного о прядении | Журнал Ярмарки Мастеров

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. (О каждом из процессов будет публикация — прим. Мастерская «Saga»)

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…


Конечно, хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён – карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.

В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.

Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…


«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.

Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».


Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…

Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей. А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…
Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.
(Из книги М. Семеновой «Мы — славяне»)

P.S. От себя — не существует истины в рассуждениях о столь давних временах, однако из этой книги можно почерпнуть полезную информацию, плюс книга имеет под собой теоретическую основу, полезна для общего развития.

Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей — именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах – городах.

Города – центры ремесла

Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры.

В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной.

Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа – никуда

Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках древнерусских городов часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев

С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. Ремесла Древней Руси, в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие – наконечники стрел, боевые топоры, сабли, копья, мечи – и защитное одеяние – кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты – молоты и наковальни, зубила и клещи.

Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений

Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры – украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи — амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья — поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали. Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду

Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах.

Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера?

Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы.

Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка – красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись

Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии.

Гжель

Яркая сине-голубая роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне

Жостовская роспись — художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов.

Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех

Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона.

Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома

Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи.

Лубочные картинки

Лубок – ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью.

Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар

Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров.

Кто были первые мастера, которыми так славилась Древняя Русь? Ремесла, к сожалению, не сохранили имён своих создателей. Но с нами говорят вещи, дошедшие до нас из глубины веков. Среди них есть уникальные редкие предметы и бытовая утварь, но в каждом изделии чувствуется умение и опыт древнерусского умельца.

Древние ремесла Руси. Какие ремесла развивались в Киевской Руси?

Древние ремесла Руси — один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда — самыми простыми. Однако уже в те времена нашим предкам было свойственно стремление к красоте. Создаваемые совместно орудия и предметы быта украшались орнаментом, им придавалась особая форма. Как правило, все, как сказали бы сейчас, декоративные элементы обладали магическими свойствами: оберегали, притягивали удачу. Восточные славяне были схожи в этом плане с прочими племенами. Отличали древние ремесла Руси особые техники и приемы, самобытные мотивы. Ко времени создания Киевского государства наши предки уже были мастерами во многих видах прикладного искусства.

Кузнец — ремесленник и колдун

О том, какие древние ремесла на Руси пользовались особым почетом, нетрудно понять по многочисленным сказаниям, легендам и поговоркам. Часто в историях встречается кузнец, изготавливающий герою чудо-меч, нередко он наделяется магическими способностями и мудростью.

Обработка металла на Руси действительно была одним из самых востребованных умений. Она одна из первых выделилась в самостоятельное ремесло. Кузнеца почитали и уважали, а железо считалось материалом обережным, способным при правильной обработке и почтительном к нему отношении защищать своего хозяина не только от злых людей, но и от нечистой силы.

Развитие ремесла в Киевской Руси достигло поразительных высот: нашим предкам были известны практически все современные типы обработки металлов. Чаще всего из них применялась ковка, филигрань, чернь, литье и чеканка.

Тонкое искусство

Отдельного упоминания достойно ювелирное дело. В нем на Руси также достигли значительных высот. Излюбленными техниками были уже названные филигрань (скань), чернь, а также зернь и эмаль (финифть). Творение мастеров времен Киевской Руси и позже порой поражают. Например, финифть напоминала мозаику с настолько тщательно прописанным рисунком, что в глазах запечатленных героев можно было различить темный зрачок и светлый белок. Создавались подобные картины из кусочков цветного стекла. Их толкли и смешивали с небольшим количеством воды. Полученной массой заполняли детали изделий и затем их несколько раз запекали. В результате эмаль сплавлялась с металлом.

Металлические кружева и брызги

Скань представляла собой ажурный орнамент из тончайшей золотой или серебряной проволоки. В такой технике изготавливали различные украшения, шкатулки и некоторые другие предметы быта. Филигрань придавала им воздушность и особую легкость. Без преувеличения такие изделия можно назвать сделанными из металлического кружева.

Зернь также была частым украшением различных изделий. Она напоминала мельчайшие капли, разбрызганные по поверхности украшения. Мастерство умельцев не знало границ: толщина шариков часто не превышала 0,4 мм.

Чернь представляла собой сплав серебра с серой. При изготовлении украшений на металлической заготовке процарапывался рисунок. Затем все заливали чернью и отправляли запекаться. Под действием высокой температуры сплавы соединялись, рисунок заполнялся смесью серы и серебра. После мастеру нужно было лишь удалить лишние участки черни. Получавшиеся изделия отличались контрастом благородного блеска металла и матовой поверхностью рисунка.

Работа с глиной

Вторым по времени появления после обработки металла на Руси было гончарное ремесло. Первоначально посуду и прочую утварь лепили вручную. Однако ремесла на Руси развивались быстро, и в 9—10 вв. славяне уже использовали гончарный круг. В результате глиняные изделия распространились по всему государству. Гончарные мастерские перестали быть редкостью. Каждая из них создавала изделия, чем-то отличные от творений других ремесленников. Мастера придерживались, выражаясь современным языком, собственного стиля. Различия могли касаться технологических моментов: температуры и времени обжига, состава глины, — или же декора: используемых цветов, особенностей формы, разными дополнительными украшающими элементами.

Ремесла на Руси с принятием христианства стали развиваться согласно православным канонам. Гончары, кроме традиционных игрушек и посуды, стали изготавливать различные предметы, необходимые для церкви, и изразцы — декоративные плитки, которые использовались в качестве отделки.

Живой материал

Древние ремесла Руси трудно себе представить без резьбы по дереву. Она также возникла у наших предков очень давно. Резьбой украшались игрушки и мебель, предметы интерьера и жилища. Дерево считалось теплым, живым материалом. Как и металл, оно было способно защитить, уберечь от беды, поэтому деревянные изделия встречались в древнем государстве повсеместно. Огромную роль играла в этом и доступность материала. Из дерева строились жилища, изготавливали прялки и веретена, игрушки и колыбели, сани и дуги. Во все времена на Руси к нему относились с большим почетом. Мастер старался понять душу, заключенную в кусочке древесины, и, создавая обиходный или священный предмет, максимально раскрыть ее, не добавляя лишнего от себя.

Самыми искусными резчиками считались новгородцы. На территории древнего города некоторое время назад был найден впечатляющий памятник деревянного зодчества: одиннадцатиметровая колонна, датируемая 11 веком. По всей длине ее украшает резьба, мотивы которой ни разу не повторяются.

Забытые приемы

Как это часто бывает, с появлением новых материалов и технологий устаревшие знания отходят на второй план, иногда полностью теряются, иногда остаются лишь в виде редких изделий, не разрушенных временем. Многие ремесла Киевской Руси обеднели именно таким образом. Например, сегодня мало кто знает, что резьба по дереву, встав на службу христианства, использовалась не только для создания внутреннего и внешнего убранства интерьеров церквей. Мастера изготавливали иконостасы и киоты — это довольно известный факт. Во времени затерялось искусство деревянной иконописи. О создании изображений святых с помощью резьбы по дереву сегодня известно очень мало.

Каменных дел мастера

Ремесла на Руси были связаны с самыми разными материалами, распространенными на территории расселения восточных славян. Кроме уже названных, мастера использовали камень. Изделия из него не уступали по изяществу и красоте деревянным творениям. Резьбой по камню украшались здания, чаще всего построенные из белого известняка, шифера или мрамора. Редко она встречалась на более мелких предметах. На Руси были распространены костяные гребешки, а также иконы. Мастера трудились над созданием небольших изображений святых. Такие иконки можно было носить на шее, подвесив на ремешок. Нередко резьба по камню дополняла церковные изразцы.

Положение мастеров

Древние ремесла на Руси ценились неодинаково. Их делили на две группы. К почитаемым относились ювелирное (златокузнечное), иконописное дело и некоторые другие. К числу «грязных» принадлежало, например, гончарное.

В большинстве случаев мастера трудились на заказ. Ремесленники принадлежали при этом к разным слоям общества. В городах можно было встретить свободных мастеров. Они занимались кузнечным, ювелирным делом, чеканкой и иконописью. В княжеских и боярских дворах, вотчинах и поместьях жили зависимые ремесленники, холопы. Разных мастеров можно было встретить и в монастырях.

Творения женских рук

Именно в монастырях более всего развивались такие древние ремесла Руси, как шитье и ткачество. Ими занимались женщины. Изделия мастериц того времени и сегодня удивляют своей красотой. Ткани изготавливали из конопли, льна или шерсти. Процесс производства материи стал значительно легче после появления горизонтального ткацкого станка. Произошло это на рубеже 12 и 13 веков.

Распространенным видом женского рукоделия было узорное ткачество: браное, вышивка по холсту, «шелковое пяличное дело» (вшивка с применением пялец) и так далее. Мастерицы украшали различными узорами церковную утварь и предметы быта. Древнерусское шитье нередко вывозилось купцами в другие страны. Там оно также пользовалось всеобщим восхищением.

Временный упадок

Период расцвета в истории чаще всего сменяется годами, а иногда и веками увядания. Именно в таком состоянии находились ремесла Руси 14 века, во время наиболее прочного владычества монголо-татарских ханов. Многие мастера погибали во время сражений, в попытке отстоять родные города. Во время существования на Руси монголо-татарского ига практически полностью приостановилось развитие ювелирного дела, прекратилось производство эмали, скани и зерни. Не меньше пострадали и другие виды ремесла. Однако возрождение прикладного искусства началось уже в следующем, 15 веке.

Снова расцвет

Период с 15 по 17 век стал временем укрепления нового русского государства. Центром объединения княжеств была Москва. Древние ремесла, на Руси существовавшие испокон веков, снова стали набирать силу. Знать стремилась окружить себя изысканными предметами, роскошью и богатством. Ко двору князя, а затем царя, съезжались ремесленники, занимавшиеся резьбой по камню или дереву, ткачеством и вышивкой, ювелирным делом.

Развитие получают и товарно-денежные отношения. В результате ремесла на Руси в 16 веке становятся основным источником дохода для жителей многих городов. Постепенно формируются кустарные художественные промыслы. Самым древним среди них считается возникший в 16—17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мастера занимались резьбой по дереву и кости, а чуть позже возник и игрушечный промысел.

Звезда мировой величины

После 15 века активно стали развиваться практически все ремесла на Руси. Для детей особенно знакомы среди них хохломская роспись и дымковские игрушки. Эти виды художественных промыслов и сегодня пользуются большой популярностью, причем не только у нас, но и за рубежом.

Хохломой обогатил ремесла на Руси 17 век. Этот вид росписи использовался для украшения различной деревянной посуды и мебели. Хохлома хорошо узнаваема благодаря традиционной цветовой гамме: красный, черный и зеленый на золотом фоне. У мастеров росписи были свои секреты. Например, для фона на деревянную заготовку наносился не золотой порошок, а смесь олова и серебра. Затем изделие покрывалось специальным составом и запекалось несколько раз в печи. Таким образом достигался желанный золотистый оттенок. Хохломская роспись всегда полностью покрывала изделие: дерева совсем не было заметно.

Яркие и неповторимые

Еще один знаменитый художественный промысел, берущий свое начало, по-видимому, в этот период, — это дымковская игрушка. Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке. Интересно, что технология производства достаточно простая, и при желании такую статуэтку можно сделать самостоятельно.

Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Можно даже сказать, что они проходят новую стадию развития. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Ремесла активно изучаются как на соответствующих специальностях в университетах, так и самостоятельно. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. С другой стороны, в отдельных случаях способ производства в целом сохраняется неизменным.

Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси (фото изделий, во множестве наполняющие интернет, лишь подтверждают это) живы до сих пор и продолжают развиваться.

§ 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО. История России [для студентов технических ВУЗов]

§ 5. ДРЕВНЕРУССКОЕ РЕМЕСЛО

Развитие ремесла зависело от общественных процессов и социальных потребностей. В аграрном обществе эти потребности не могли быть значительными.

В догосударственный период ремесленные изделия представляли собой в основном оружие, которое было весьма примитивным. Преобладали лук и стрелы, метательные копья. Мечи, шлемы и кольчуги практически отсутствовали. В IX–X вв. вооружение русских воинов принципиально изменилось: появились мечи, сабли, кистени, новые формы копий и стрел, топоры, сложный лук, шлемы, усложнилось снаряжение всадника. Этому способствовало заимствование новых видов оружия и приемов ведения войны у соседей. Постоянно воюя с Византией и кочевниками, русские должны были подстраиваться под противника как в тактике ведения боя, так и в вооружении. Дальнейшее развитие военной техники шло не по линии изобретения чего-то принципиально нового, а в виде совершенствования заимствованных образцов.

Отделение ремесла от земледелия в Киевской Руси произошло, вероятно, в IX–X вв., то есть тогда же, когда и в Европе. К началу XIII в. ремесленное производство с точки зрения номенклатуры изделий и технологии поднялось на достаточно высокий уровень: археологические находки позволяют говорить о существовании до 60 ремесленных специальностей.

Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры. В некоторых из них возникли ремесленные объединения, напоминающие западноевропейские цехи. Например, ремесленники Новгорода и Пскова объединялись в «улицы», «ряды», «сотни», имели свою казну, избирали старост и даже строили церкви в честь того или иного святого — покровителя их ремесла. Однако в условиях натурального хозяйства основная масса населения старалась самостоятельно изготавливать орудия труда, домашнюю утварь, одежду и обувь. Поэтому на уровень ремесла, производства более или менее больших объемов вышли только кузнецы и гончары.

Городское кузнечное и гончарное производство возникло в конце X в. Такие изделия находили сбыт за пределами города и даже страны. Уже в XI в. древнерусское оружие не уступало аналогам Западной Европы.

Широкое хождение на зарубежных рынках имели восточнославянские самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин (средняя пластина — из более твердого металла). В далекие итальянские земли экспортировались русские замки, в которых насчитывалось до 50 деталей.

Одним из важнейших способов обработки меди, серебра и их сплавов являлось литье. На протяжении IX–X вв. применялось преимущественно литье по восковой модели, жесткие литейные формы появляются позднее.

Европейские модницы носили украшения, выполненные на Руси в технике черни, скани и зерни. Об уровне развития ювелирного мастерства свидетельствуют женские височные украшения, колты — кольца с полукружием внизу, к которому прикреплялись миниатюрные серебряные конусы. На один конус напаивалось до 5 тыс. колечек диаметром около 0,5 мм из проволоки толщиной 0,2 мм. В каждом колечке находилось зернышко серебра диаметром 0,04 мм.

Женские украшения — кольца, браслеты, бусы — часто изготавливали из стекла. Открытие секрета производства цветного прозрачного стекла позволило древнерусским ремесленникам создавать ювелирные украшения из прозрачной перегородчатой эмали, равных которым не было в Европе.

Широкое распространение получили производство кирпича и многоцветной керамики, деревообработка. Кожевенники специализировались на изготовлении конской упряжи, одежды, обуви.

Оценить масштабы развития ремесла сложно. Археологические материалы показывают, что мастерские ремесленников, во-первых, встречаются нечасто, а во-вторых, они были незначительными по размерам.

Скорее всего, ремесло в большинстве городов оставалось на уровне натурального обмена. Основной причиной сохранения натурального хозяйства являлся низкий уровень жизни.

Если рассматривать историю ремесла в Киевской Руси, то уровень его развития в то время был вполне сопоставим с европейским. Пионером в развитии ремесла Киевская Русь быть, конечно, не могла. Однако, оказавшись на пересечении евроазиатских торговых путей, она имела возможность впитывать все технологические новинки того времени.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

: Нравы, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



При изучении сведений об археологических находках поселений, городов и могильников Древнерусского государства можно увидеть, что большая часть таких материалов представлена ​​фрагментами различных глиняных сосудов. Они использовались для хранения воды и запасов пищи, а также для приготовления пищи. Оригинальные глиняные горшки сопровождали умерших и их ритуально разбивали на поминках.

Гончарное дело сложилось несколько позже кузнечного дела.Наряду с разнообразной глиняной посудой гончары изготавливали кирпичи.
Гончарное ремесло Древнерусского государства проделало невероятно долгий и трудный путь развития. В период с IX по X век русские жители использовали керамику, изготовленную полностью вручную. Изначально производством такой посуды занимались только женщины. Чистая глина смешивалась с мелкими ракушками, песком и осколками кварца или гранита. Иногда в качестве добавок использовали осколки битой посуды и разные растения.Благодаря этим добавкам глина стала вязкой и прочной, что позволило русским мастерам создавать глиняные сосуды самых разных форм и размеров.
В конце IX века важное техническое усовершенствование в виде гончарного круга стало использоваться на юге Древнерусского государства. Его распространение способствовало развитию ремесленной специальности, отделенной от другой работы. Так гончарное дело перешло от русских женщин к мастерам-мужчинам. Самый древний гончарный круг закреплялся на деревянной скамье со специальным отверстием, на оси которого находилось большое деревянное колесо.Горшечник вращал круг левой рукой, а правой начал лепить глину.

Улучшение качества посуды и повышение производительности труда русских мастеров связано с внедрением гончарного круга, вращающегося с помощью ножек. Мастера из разных регионов Древней Руси изготавливали глиняную посуду различной формы.

На днище многочисленных русских судов мастера наносили специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических узоров.На некоторых керамических изделиях были обнаружены даже изображения ключей и цветов. Относительно значения этих знаков были сделаны разные предположения. Одни исследователи приписывали им чисто декоративную ценность, другие считали их религиозными символами, но на самом деле это бренды мастеров.
В Древней Руси готовую керамику обжигали в старинных печах, которые состояли из двух отдельных слоев. В нижнем отсеке сжигались дрова, а в верхнем — глиняные сосуды. Печь была нагрета до температуры примерно 1200 градусов.

Древнерусские гончары изготавливали множество разнообразных сосудов, среди которых были толстые горшки для запекания, огромные горшки для хранения зерна, кружки, молочники, сковороды, миски, детские игрушки и миниатюрная ритуальная посуда. Керамику часто украшали орнаментом из зубцов, кружков и ямок.
Искусство и способности древнерусских гончаров развивались веками и поэтому достигли высочайшего уровня.

Гончарное дело наравне с металлическими изделиями было одним из важнейших ремесел в России.

Заказ уникальных экскурсий от местных жителей

Почувствуйте эмоции от русского искусства — Заказ билетов на мероприятия

Билеты на поезд по России

Найти и заказать трансфер по России

Booking.com

Автор: Вера Иванова


Искусство | Известные художники, Картины, Галереи России

Русское изобразительное искусство — синоним великолепных галерей и всемирно известных художников.Посетители с удивлением открывают для себя богатую и динамичную историю искусства и культуру России, от иконописи Киевской Руси 11 века до современного искусства 21 века.

  1. Формы / жанры русского искусства
  2. Купить русское искусство
  3. Обязательно посетите художественные галереи
  4. Областные музеи изобразительных искусств

Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану (1880-1891)
Художник: Илья Репин Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург

Русские формы / жанры / движения

Иконопись

Ранней формой русского искусства, насчитывающей более 1000 лет, является иконопись.Русская икона обычно изображает святого человека или религиозное событие, написанное на деревянном холсте.

Традиция иконописи была принята в г. Киевская Русь, г. после ее обращения в православие в 988 г. н.э. Хотя ранние иконы писались по строгим образцам византийского искусства, русские мастера, в том числе Андрей Рублев (1360–1427 гг.), Помогли развиваться. стиль, уникальный для Восточной Европы.

Этот традиционный русский стиль, нереалистичная стилизация, не утихал до второй половины 17 века.Именно в это время художники во главе с Симоном Ушаковым (1626–1686) начали экспериментировать со свежими новыми стилями из Западной Европы. Это нововведение в русской иконописи совпало с расколом в Русской православной церкви, когда государственная церковь провела всесторонние реформы, а традиционалисты или «старообрядцы» придерживались традиций, включая традиционный стиль иконописи.


Самую полную коллекцию иконописи можно найти в Третьяковской галерее в Москве.Коллекция включает бесценные произведения от раннего русского христианства, вплоть до Строгановского училища , последнего крупного русского иконного движения

Древняя Русь — с 7 по 13 век

Племена восточных славян — древние предки русских — населяли Восточно-Европейскую долину около 7 века.

Славяне были лишь одним из нескольких племен, населявших долину, но постепенно они становились доминирующей силой.

Русские или Русь были одним из меньших славянских племен, но каким-то образом это название было применено позже к большему количеству людей, которые поселились в районе между Балтийским, Белым, Каспийским и Черным морями.

Виктор Васнецов «Три богатыря» 1898 — конец XIX века Размышления о русских героических сказках

Русы приписывали природе сверхъестественные силы, и все боги, в которых они верили, были названы в честь солнца, воды, земли …

Была очень сильная связь с землей и природой, и это все еще можно увидеть в русском языке: есть много слов для описания леса, поля, неба, воды и т. Д.

Первое известное восточнославянское государство возникло в 862 году в долине Днепра.

Князь Рюрик скандинавского происхождения основал государство со столицей в городе Киеве, поэтому страна получила название Киевская Русь.

Другими крупными городами славян были Суздаль, Чернигов, Ростов, Владимир, Новгород.

Киевская Русь вскоре объединила большинство восточнославянских земель.

Существуют различные сведения о том, как Рюрик стал князем этой области.

Но по общему мнению, несколько племен, населявших территорию России от Ладожского озера (на севере) до Новгорода, постоянно враждовали и приглашали Рюрика заключить мирный договор и править недавно основанным государством.

Династия Рюриковичей продолжала править расширяющимся Российским государством вплоть до 16 века.

В 869 г. правитель Киевской Руси князь Владимир принял христианство как доминирующую религию государства.

Русь переняли христианство от Византии, и с их религией мы переняли большую часть их культуры.

Некоторые историки считают, что отсутствие личной свободы, господства государства и абсолютной власти лидеров частично является результатом влияния Византии.

К сожалению, Киевская Русь оставалась единой всего два столетия.

Правящий клан быстро рос, и каждый князь хотел захватить свою часть земли.

Более того, областные центры стали достаточно мощными, чтобы претендовать на независимость от Киева.

Итак, окончательно Киевская Русь превратилась в массу независимых и агрессивных княжеств.

Самыми могущественными из них были Владимирское княжество, Галиция и Новгородская республика.

Древняя Русь — Жизнь на Руси

Бога больше интересует то, куда мы идем, чем то, где мы были. На протяжении веков в Древней Руси общество, руководимое Церковью, усердно стремилось понять и исполнить вторую из основных заповедей, в которой резюмированы Закон и Пророки: заповедь любить ближнего. Во времена социальных… Больше благотворительности в Древней Руси, в постсоветский период и сегодня

Пещерные львята, найденные в Сибири Тела двух вымерших пещерных львят, появившихся не менее 10 000 лет назад, были обнаружены в Российской Республике Саха, почти идеально сохранившиеся в вечной мерзлоте, сообщает The Siberian Times.Детеныши напоминали бы современных львов. Детеныши (Panthera leo spelaea) выросли бы и стали напоминать… Подробнее Пещерные львята, найденные в Сибири

Воины на поле боя 22-23 августа в Подмосковье прошел фестиваль исторической реконструкции «Воинское поле». Мероприятие открыло глаза современному человеку на Древнюю Русь. Щелкнув следующую ссылку, вы попадете на несколько удивительных фотографий реконструкции. Поле воина »: поле битвы Древней Руси воссоздано прямо у вас на глазах

Мы знаем, что вы не верите в религию. В августе 1928 года иеромонах Дионисий рассказал паломнику на Кавказ следующую историю: «Совсем недавно в городе, откуда я приехал, был священник, трудный человек.Он любил карты, много пил и был груб с прихожанами. Наказания от церкви… Подробнее Послание паломнику на Кавказ

В Сибири найден странный объект Этот странный объект был обнаружен в глубине 40 метров под землей экскаваторами, работавшими на сибирском карьере в России. Объект был обнаружен на руднике «Кузбассразрезуголь» в Кузнецком бассейне. Странный объект в форме блюдца выкопали двое горняков, которые работали в смену на раскопках карьера в Сибири.Экскаватор… В Сибири найден еще более причудливый объект — что это?

Вчерашние русские изби Я не совсем уверен, когда появились русские изби, но многие сельские крестьяне жили в них всю свою жизнь. Это были простые дома, похожие на те, что были построены в открытых прериях Америки в 18-19 веках. У них не было ни водопровода, ни… Больше Жизни в Старой Руси по сравнению с «Жизнь в России» сегодня

Родословная коренных американцев Результаты исследования ДНК останков скелета мальчика, возраст которого, как считается, 24000 лет, могут перевернуть археологический мир с ног на голову — было продемонстрировано, что почти 30 процентов предков современных коренных американцев произошли от генофонда этого мальчика, что позволяет предположить, что первый Американцы прибыли прямо из Сибири, согласно… Больше коренных американцев и западных евразийцев — «Братья»

Приехали ли предки коренных американцев из Алтайского края? Крошечный горный регион на юге Сибири, возможно, был генетическим источником самых ранних коренных американцев, согласно новому исследованию группы антропологов под руководством Пенсильванского университета.Расположенный на пересечении того, что сегодня является Россией, Монголией, Китаем и Казахстаном, известным регионом… Подробнее Ключ к наследию американских индейцев найден в регионе «Алтай»

Найдена редкая римская монета По словам археологов, на северо-западе России была обнаружена редкая римская монета, датируемая четвертым веком нашей эры. Медная монета была найдена в пятницу (по местному времени) на раскопках в российском городе Великий Новгород, расположенном примерно в 550 км к северо-западу от Москвы. «На монете нанесено изображение… Подробнее На русском языке найдена древнеримская монета

.

Утверждают, что эта пещера была открыта на Южном Урале в 1760 году П.И. Рычков. Но примерно 15 000 лет назад люди древности гуляли по реке Белой, когда наткнулись на открытие этой внушающей трепет пещеры. Если бы они наткнулись на него в полдень, то озеро… Подробнее Капова пещера — место тайн и интриг

Вымершая рептилия с «зубастой ухмылкой», найденная рыбаками во время сплава в отдаленных районах полуострова Ямал. Это мезозавр? Или какой-нибудь другой динозавр? Пока никто точно не знает. Сибирские зоологи спешат на это место, чтобы извлечь крокодилоподобные останки, прежде чем они покроются льдом и смываются… Подробнее В Сибири найден мезозавр возрастом 150 миллионов лет?

Kulindadromeus zabaikalicus Могли ли все динозавры иметь перья? Вплоть до этой находки в России велись споры о том, были ли перья у всех динозавров.Это было подтверждено более чем 30 видами динозавров, не являющихся птицами, либо на основании прямых ископаемых свидетельств наличия перьев, либо на основании других признаков, таких как перья. Все те динозавры, которые, как было подтверждено, были… В России обнаружено больше динозавров, которые могут доказать, что у всех динозавров были «перья»

Скифы. Скифов на Руси можно отнести к временам, начавшимся примерно с VII века до нашей эры. Скифия считалась регионом к северо-западу от Черного моря. Гора Кавказ, это место, где по греческой легенде был привязан Прометей.Сами скифы состоят из трех основных племен. Они называли себя… Еще Плуг, Боевой топор, Чаша и Ярмо — История скифов

В российском городе Владивосток находилась главная военно-морская база Советского Тихоокеанского флота, а это означало, что в советские годы город был закрыт для иностранцев. Его военный статус означал, что это было идеальное место для переговоров по ограничению стратегических наступательных вооружений в ноябре 1974 года между Леонидом Брежневым и Джеральдом Фордом, одной из … Больше российских пирамид-близнецов?

Байкал — одно из крупнейших озер мира площадью 31 722 км2 (12 248 квадратных миль), расположенное в Восточной Сибири, Россия.Байкал славится своей глубиной в 1642 м (5387 футов), что делает Байкал самым глубоким озером в мире с удивительно чистой водой. Дикая природа и свежий сибирский воздух манят людей… Подробнее Русский архитектор открыл пирамиду на Байкале, Россия

Еще в древние времена, в районе восточного побережья Черного моря, ныне являющегося частью России. Считается, что жила могущественная раса женщин-воительниц. В греческой мифологии их больше называют амазонками. Скифы называли их ойропатами, или «убийцами людей».Хороший… Еще Amazon Warrior Women Of Russia

Это должно было быть ужасным зрелищем — наблюдать, как юных мальчиков посвящают в воинские отряды. Во время раскопок Красносамаркского участка бронзового века в российском Поволжье археологи Доркас Браун и Дэвид Энтони обнаружили кости по меньшей мере 51 собаки и 7 волков. Все животные погибли за зиму… Подробнее «Бродячие дети-воины» России

10 РАСПОЛОЖЕНИЕ: Рецепты Строгановского дворца Строгановский дворец всегда щедро делился своими находками.Во время реставрации дети нашли меч, которым, возможно, научился фехтовать сын графа. Потом он нашел французскую туфлю, русский лык, карандаш в

История и культура России / Древняя Русь

The Ранняя история России, как и многих стран, — это история переселения народы и древние царства.На самом деле, ранняя Русь была не совсем «Россией», но собрание городов, которые постепенно объединились в империю. В начало девятого века, как часть того же великого движения которые привели датчан в Англию и норвежцев в Западную Европу, скандинавский народ, известный как варяги, пересек Балтийское море и приземлился в Восточной Европе. Вождем варягов был полулегендарный воин Рюрик, приведший свой народ в 862 году к городу Новгорода на реке Волхов.Взял ли Рюрик силой город или был приглашен править там, он определенно вложил капитал в город. Из Новгород, преемник Рюрика Олег, расширил власть города на юг. В 882 году он получил контроль над Киевом, славянским городом, возникшим во время Днепр около 5 века. Олег завоевал власть Киев ознаменовал собой первое создание единого династического государства в регион. Киев стал центром торгового пути между Скандинавией и Константинополь, и Киевская Русь, как стали называть империю, процветали следующие триста лет.

К 989 году, правнук Олега Владимир I был правителем царства, простиравшегося на юг до Черное море, Кавказские горы и нижнее течение Река Волга. Решив установить государственную религию, Владимир внимательно рассмотрел ряд доступных конфессий и принял решение о Греческое православие, тем самым объединившись с Константинополем и Западом. Говорят, что Владимир отказался от ислама отчасти из-за своего убежденность в том, что его народ не может жить в соответствии с религией, запрещающей Крепкий ликер.Владимира сменил Ярослав Мудрый, правление которого ознаменовало апогей Киевской Руси. Ярослав кодифицировал законы, сделал проницательный союзы с другими государствами, поощрение искусства, и все другие разные вещи, которые делают мудрые короли. К сожалению, он решил в прекратить действовать как Лир, разделив королевство между детьми и предлагая им сотрудничать и процветать. Конечно, они ничего не сделали Сортировать.

В течение нескольких десятилетий Ярослава смерти (в 1054 г.) Киевская Русь была изобилует междоусобными междоусобицами и разбиты на региональные центры силы. Внутренние подразделения были сделаны хуже из-за разрушения вторгшихся половцев (более известных как Кипчаки). Именно в это время (а точнее в 1147 году) Юрий Долгорукий, один из региональных князей, устроил пир на своей охоте. домик на холме с видом на слияние Москвы и Неглины Реки.Летописец записал вечеринку, таким образом предоставив нам самое раннее упоминание о Москве, небольшом поселении, которое вскоре станет выдающийся город России.

Древняя Русь | Монголы и возникновение Москвы | В Романовы |
Вторжение Наполеона | Путь к Революция | Советская эпоха




Copyright (c) 1996-2006 interKnowledge Corp.Все права защищены.

Древняя Русь

Люди существуют в определенном географическом месте примерно в историческом периоде ; Со временем ареалы расселения людей и границы штатов изменились. И этносы, и государства не вечны: они рождаются и погибают, развиваются и трансформируются в новых социальных сообществах. Так русские , украинцы и белорусы образовались на основе из восточная славянская суперэтническая группа.

Формирование людей (процесс этногенеза) и становление государств имеют экономическую базу тесно связаны с средой обитания людей и их образом жизни , что в свою очередь повлияло на культурные и общинные особенности этнических групп .

Природной колыбелью восточнославянских народов Российского государства была Восточная Европейская равнина. Его открытые пространств , ландшафты , почвенные и климатические условия , бассейны реки определили не только формирование доминирующих хозяйственно-культурных комплексов, населенных пунктов, но и формирование этнических и государственных границ по результатам вооруженных политических конфликтов и колонизации процессов .

К середине г. г. г. и первому тысячелетию нашей эры существовали устойчивые хозяйственные и культурные комплексы, расположенные в лесах, лесостепях и степных зонах Евразии; активно развивался процесс этногенеза. К VI — VII вв. С начался завершающий этап восточно- славянских выделение из общего прославянского единства.
Превращение восточнославянской культурной и этнической общности в локальной независимой цивилизации было связано с принятием христианства князем Владимиром в 988 году.

С принятием христианства восточные славяне вошли в православных церкви , что определило развитие из русского государства. Превращение Киева и в политический, культурный и религиозный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного разграничения Киева, , , России, , , относительно западных соседей-славян, принявших христианство от Рима. Эпоха Киева Россия была периодом преимущественно южной ориентации восточнославянской жизни. Россия была близка к Византии из-за религиозных и торговых сообщений, , к Болгарии — из-за общности письма.

Форма правительство Древняя Российская государственная включала три компонентов — вече как особая форма народная сборки , в которых обсуждались наиболее важные вопросы; королевский орган с административным, судебный и военный полномочия ; королевский совет , который был собранием высших представителей администрации.

Государство с момента образования было многонациональным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *