Содержание

Резьба по капам и сувелям.

Резьбой по дереву я занялся давно, ещё служа на Байконуре. Но сначала у меня были другие увлечения: чеканка, строительство катеров и яхт, походы по Аралу и рекам Средней Азии, гонки по пескам на колесном буере и многое-многое другое. Резьба пришла случайно: иногда, в свободные от боевых дежурств дни, я брал в руки простой перочинный нож и пытался что-нибудь вырезать. Однажды в шутку вырезал портрет приятеля в облике индейца; работа понравилась и самому, и друзьям. А подаренная кем-то книга о ритуальных африканских масках пробудила новый интерес. Маски-шаржи, портретные маски, копии масок народов мира, вырезанные мною из красного дерева любительскими стамесками или всё тем же перочинным ножичком, хранятся сейчас и у меня дома, и в домах моих друзей.

Но моё особое пристрастие – резьба по сувелям и капам, и режу я уже не ручными стамесками, а хорошим электроинструментом. Окончательно обрабатываю изделия с помощью бормашины, а также приходится пользоваться инструментами, которые делаю сам.

Это и различные шарошки на пробках, и «грибки» из наждачной бумаги, и полировочные приспособления на основе саморезов, и др. Получается под свою руку и дешевле.
Почему начал резать из сувелей и капов? Да просто пошёл как-то на вернисаж в Измайлово полюбопытствовать и увидел там интересные плошечки и вазы из красивейшего материала. Думал, карельская берёза, а оказалось – обычный березовый кап.
Решил попробовать поработать и с ним. Получилось. Понравилось. Начал экспериментировать. И вот родился свой собственный стиль резьбы – «Виксу».


Заготовка. Березовый сувель.

Березовый кап без коры
Сразу хочу подчеркнуть, что
работаю по сувели
. Капы мне попадаются редко. В чем их различие? Знатоки говорят, что кап – это нераскрывшиеся почки, такой резервный пучок, созданный деревом про запас. Мол, при засухе или каких-то иных неблагоприятных условиях из этих почек вырастают новые веточки – и дерево спасено…

Однако некоторые учёные, много лет изучающие капы и сувели, придерживаются другого мнения. Да, это нераспустившиеся почки, но всё здесь не так просто. Например, в Пушкинском лесхозе Московской области в своё время были заложены опытные культуры каповой березы из семян от свободного опыления. А в Ивантеевском дендрарии Московской области сохранилось около 60 прививок каповой берёзы в возрасте более 45 лет. Правда, сейчас, думаю, их осталось много меньше. Так что теорию наследования капообразований и даже их вирусное происхождение тоже имеет смысл рассматривать.

Сувели же образуются из плотно переплетённых годовых слоёв дерева. Этим и объясняется их свилеватость и неповторимая, уникальная текстура. Бывают они совсем маленькие и огромных размеров, доходящие иногда до двух и более метров в обхвате. Вообще, сувель можно найти на любом дереве: на березе, клёне, рябине, грецком орехе, ясене, на культурных деревьях, но мне особенно близок березовый, с его неповторимой текстурой, удобством в обработке. Он всегда с загадкой. Никогда не узнаешь заранее, какой рисунок «вылезет» при обработке, какие сюрпризы тебя ожидают.


Часто спрашивают, почему мой стиль резьбы называется «Виксу». Это же очень просто: Виктор Суднов или, если хотите, Виктория сувелям. В чём суть этого стиля? Семь элементов резьбы, как семь нот, семь цветов радуги, – вот его простая составляющая. Но за этой простотой лежит некая магия числа семь и огромный труд с ошибками и удачами, победами и поражениями.

Да, я использую для создания своих изделий только семь элементов резьбы: лист, перевязка, шар (полусфера), ребро жесткости, протяжка, украшение дна и внутренний лист-завиток. Сочетание этих элементов позволяет выгодно подчеркнуть текстуру дерева и даёт возможность создавать множество разнообразных и, в общем-то, неповторимых вещей. Ведь у сувелей, как и у подушечек пальцев, никогда не повторяется рисунок.
Даже если вдруг захочется сделать копию какой-нибудь особо полюбившейся работы – ничего не получится. Все они в единственном экземпляре, и в этом их прелесть, ни одна работа не повторяется, хотя некоторая похожесть всё же просматривается. Но ведь это стиль такой. Меня по нему и узнают…

А вот вы, например, слышали, что сувель на Руси издревле называли царским деревом? Простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. И хотя скорее всего это лишь легенда, но все резчики, работающие с таким потрясающим материалом, верят в неё безоговорочно. Ведь это воистину уникальная вещь. Да и само слово, посмотрите, как красиво звучит: СУВЕЛЬ.


Из сувели можно вырезать всё: хлебницы и конфетницы, настенные панно и тарелки, подносы и часы, сигаретницы, ножи для бумаг и ручки охотничьих ножей, фигурки зверюшек, бижутерию… Очень благодарный материал, любимый…
И работаю я с ним с огромным удовольствием.
Ведь как бывает – сидит человек на своём рабочем месте и думает: «Как же всё надоело, побыстрей бы домой убежать». А я думаю: «Как бы побыстрее в мастерскую, к своим сувелям…»

Уже почти семь лет я работаю с этим материалом. Никто меня не учил, и до всего приходилось доходить самому, методом проб и ошибок. Сколько стамесок поломано (ведь сувель очень прочный и твёрдый материал), сколько было порезов и травм – не перечесть. Зато теперь могу даже лекцию прочитать и по инструменту, и по технике безопасности…

С чего нужно начинать работу? Со знакомства с лесниками. Они, как никто, знают свой лес, и все деревья у них наперечёт. Ведь, когда идут лесозаготовки, куски деревьев с капами и сувелями просто сжигают, это – брак, негодный материал. А если у вас есть знакомый лесник, то он этот брачок с живого дерева спилит, место спила замажет варом и принесет вам за определённую плату.

Если же хотите начать заготавливать сувели сами, в лес лучше идти в апреле. Листьев на деревьях ещё нет, лес просматривается великолепно. А главное – с апрельских сувелей и капов очень хорошо снимается кора. Да и бродить по лесу в апреле гораздо приятнее, чем в зимние холода.

Храню я свои заготовки на балконе в шкафу или в гараже. Если они сырые, регулярно перекладываю их с места на место, проветриваю. Когда для определенного заказа попадается подходящий сувель, приступаю к подготовительному этапу работы, то есть просто варю его в большой ёмкости несколько дней. Если нужно изменить цвет заготовки, добавляю берёзовую кору, которую заготавливаю впрок, снимая с упавших, погибших деревьев. Интенсивность цвета зависит от времени варки: чем дольше варишь, тем цвет становится темнее.
С вываренного сувеля кора легко снимается стамесками или простой плоской отвёрткой. Но я для этой цели использую электростамески. Ведь живём уже в ХХI веке…

Работу над своими изделиями я разделил на два этапа: начальный – резьба по сырому сувелю и окончательная отделка уже сухого изделия.
Начинаю работу с выбора формы изделия. Как правило, форму диктует сама заготовка. Но бывает, заказчик просит что-то своё, вполне определённое, тогда идёшь наперекор природе материала и уступаешь вкусам заказчика. Иногда в заготовке попадаются различные дефекты: гниль, сколы, вкрапления коры – тогда тоже форму будущего изделия приходится немного видоизменять.

Основной, главный элемент стиля «Виксу» – это лист. Но прежде, чем начать работу над этим и другими элементами резьбы, я делаю выборку ямки вверху центральной части заготовки и удаляю лишнюю древесину с низа заготовки. Раньше эти работы приходилось выполнять с помощью стамесок № 8 и 10. Сейчас же с огромным удовольствием использую электрошабер с набором специальных стамесок и электрорубанок. Для создания большей глубины изделия работаю клюкарзой. Затем намечаю места остальных элементов: перевязки, листа-завитка, боковых полусфер (шара), ребер жесткости, выпуклой овальной протяжки…

Конечно, можно не использовать все элементы стиля в одной работе (особенно, если изделие маленькое), но на больших, объёмных работах все семь элементов выглядят гармонично, подчёркивая форму и красоту текстуры выбранного материала. Работа «по сырому» длится не один день, поэтому, откладывая начатую заготовку «на завтра», каждый раз смачиваю её водой и упаковываю в полиэтиленовый пакет…

После того как работа над композиционной составляющей изделия закончена, и все элементы резьбы нашли в нем своё место, его нужно высушить в течение 10 – 12 дней.

Плотно завернув изделие в 2 – 3 слоя газеты, сушу его сначала в полиэтиленовом пакете, а затем и без него, на тёплой батарее зимой, а летом – на улице на солнце. Газеты приходится менять на сухие два раза в день – утром и вечером. После сушки изделия приступаю к его отделке: шлифовке и полировке. Использую разнообразные фрезы и бормашину с насадками собственного изготовления. Но окончательная «доводка» – конечно же руками. Ведь только тактильный контакт даёт возможность мастеру полнее ощутить материал и вложить в него всю свою энергетику и душу.

Заключительный этап работы – лакирование и полировка. У каждого резчика свои пристрастия, свои излюбленные материалы и приёмы. Раньше я только восковал свои изделия, но воск непрочен, а они должны служить людям, это не только декоративные, но ещё и прикладные вещи, а чтобы ими можно было пользоваться, нужно их защитить. Сейчас рынок предлагает самые разные лаки и защитные материалы. Выбирай любой!..

Свои законченные вещи я часто демонстрирую на выставках. Много их в частных коллекциях у нас и за рубежом. Их с удовольствием покупают для подарков.

В 2007 году при поддержке Московской Палаты ремёсел организовал школу-студию «Сувель». За консультацией и помощью ко мне обращаются любители резьбы из всех городов России. Со всеми стараюсь поделиться опытом, помогаю, чем могу, и сам учусь: ведь у каждого резчика есть что-то своё, интересное, наработанное годами, своя «фишка».
Думаю, пока глаза видят, а руки делают, смогу ещё поработать и передать свои знания другим. Было бы здоровье…


Занятия в школе-студии «Сувель».
Обучаю резьбе по капам и сувелям.
Занятия проходят на юго-западе Москвы, недалеко от метро Теплый Стан.
Хотите научиться делать такие вещи?
Приходите на занятия.

Запись по тел. 8 495 337-76-03;
8 917 534-38-70 и 8 903-831-87-46
Вся необходимая информация на http://viksu.ru

Суднов Виктор Петрович, участник международных, региональных и московских выставок.
Член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Московской Палаты ремёсел.

Автор: Суднов Виктор Петрович                 09.11.12


Капы и сувели — введение. Резьба по дереву для начинающих с Татьянка.Ру

Многим, кто часто бывает в лесу, приходилось видеть на деревьях разнообразные древесные наросты. На первый взгляд, они не интересны, отличаются лишь формой и размерами. Но многие даже не подозревают, какие из них получа­ются изделия. В основном используют наросты на березе, которые разделяются на капы и сувели. Гораздо реже такие образования встречаются на деревьях других пород. Найти хороший нарост для резчика — большая удача.

Кап

Состоит из множества разросшихся, но не раз­вившихся почек дерева, нередко видно, как из таких на­ростов растут веточки. Вокруг каждой почки есть уже своя зачаточная кольцевая структура дерева, а раз почек много, то много и колец. Эта кольцеобразная структура и сделала кап особо ценным древесным материалом, обеспечив ему уникаль­ную малахитообразную текстуру. Если распиленный кап должным образом пропитать красителем, можно даже сымитировать малахит. Вообще, у капа свой особый ри­сунок, густой, кудрявый, почти кружевной. Узор этот можно усилить также за счет пропитывания древесины маслом: поверхность становится почти прозрачной, слои помягче пропитываются больше, слои потверже — меньше. Древесина капа очень твердая, что является большим достоинством: недаром встарь ее использовали для изго­товления ложек, посуды, даже подшипники делали. В принципе, возникает кап на любой породе дерева и в любом месте. Увеличиваясь, он может достигать гигант­ских размеров. Внешне кап темного цвета, в виде бесфор­менного нароста с такими остренькими выступами, шипа­ми. При намерении сделать что-то из капа необходимо учитывать, что обрабатывать его надо быстро. При сушке и длительном хранении большой массив часто растрески­вается. Поэтому, если нет необходимых условий для про­сушки, пока кап еще сырой, надо освободить его середи­ну или распилить весь на дощечки. Для резьбы кап плохо годится, не только из-за трудно­сти обработки, но и потому, что узор его древесины пере­бивает узор резьбы. Текстура капов сходная, поэтому заранее предугадать и приблизительно продумать узор.

Сувель

Другой вид изменения древесины возникает из-за нарушения ее роста. В отличие от капа, почек, кружков в рисунке здесь нет, нарост имеет волнисто-ли­нейную текстуру. Это, в сущности, просто дерево, но растущее не прямо, а вбок или вокруг своего ствола, обхыватывая его. Расположен обычно в средней и ни­жней части дерева. Естественно, сувель не так красив, как кап. Рисунок его простой, менее инте­ресный. Твердость его тоже намного меньше, чем у капа. Но вот встречается сувель чаще, да и по размерам значительно больше. И для резьбы древесина сувеля годится: рисунок ее не столь агрессивен. Из нее изготавливают декоративные вазы, ложки, дощечки, фанерки. При сушке лопает­ся так же быстро, как древесина капа, поэтому с обработкой медлить нельзя. Текс­тура сувелей весьма схожа

Другие наросты

Встречаются гибридные формы, например, когда кап и сувель вырастают рядом или когда кап является завершением сувеля. И вот из этого-то слияния получаются наиболее интересные вещи, более художественные и более текстурно привлекательны, а рисунки колец на их поверхности переходят в волны. Бывают часто на дереве и простые наросты, возникающие вокруг инородных включений, морозных трещин. Напоминают немного сувель. Но простые наросты всегда разные, нет двух одинаковых, да и спрогнозировать место их появления не­возможно, в отличие от капов и сувелей. Вообще, наросты встречаются на деревьях всех по­род но чаще всего на березе, сосне, ольхе. Без них дре­весных дел мастерам и просто любителям повозиться с деревом, почудачить и пофантазировать жилось бы го­раздо скучнее. В Москве наросты часты на стволах кле­нов. Впечатление, будто дерево слегка оплыло вниз. Встречаются в лесу и наросты необычной формы. Например, вот этот кап издалека очень напомина­ет медвежонка, забравшегося на березу.

Ценная утварь из капа и сувеля

остается визитной карточкой мастеров из Коми

Мало кто может остаться равнодушным, держа в руках изделия из капа и сувеля. Туристы увозят из Коми эксклюзивные чаши-утицы и прочие изделия из этого уникального природного материала – наростов на стволах деревьев. О традициях и тонкостях резьбы из капа и сувеля рассказал один из ведущих в Коми мастеров этого направления Василий Попов.

Мастер не успел увидеть этот материал в «Регионе»: его не стало 21 июня.

Бытует легенда, что в древности на Руси простолюдину, который без высочайшего на то позволения срубал дерево с сувелем или капом, отрубали руку. Так это или нет, но все резчики, работающие с таким материалом, в легенду верят. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Знаменитый историк Н. И. Костомаров писал, что «каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Кап нередко сочетали с другими материалами – его чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью…

Кап и сувель с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. В фондах Национального музея Республики Коми хранятся старинные предметы домашней утвари из сувеля и капа, преимущественно конца XIX-начала XX вв. На логотипе музея, кстати, изображена стилизованная утица – шестиголовый ковш из сувеля, изготовленный в единственном экземпляре и хранящийся в запасниках музея…

Традиционный промысел не утратил своего значения и сегодня. Целый ряд мастеров в республике не просто режут из этого материала простые вещи для быта, но и создают изделия высокого художественного уровня, представляют их на профильных выставках и неизменно получают за них награды. Это Олег Махов, Виктор Кустов, Леонид Агеев, Олег Лялько, Андрей Шилько. И, конечно, наш собеседник – Народный мастер России Василий Васильевич Попов.

Люди обычно называют наросты на дереве капом.

– На самом деле таких наростов несколько видов: кап, капокорень (кап, наросший не на стволе, а на корнях дерева), сувель (свиль), – рассказывает Василий Васильевич. – Есть даже капосувель – сувель, пронизанный почками, то есть нарост смешанного типа. Но вообще-то капосувеля в официальной классификации нет, это слово – из нашего профессионального слэнга. Нарост – это резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения, – это защитная реакция дерева на какой-то произошедший с ним катаклизм. По сути, кап – это скопление спящих почек, которые при благоприятных условиях могут дать поросль, то есть новую жизнь поврежденному или погибшему дереву. Нарост состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура. Более ценные наросты – кап с изысканной, оригинальной текстурой, менее ценные – свиль, у которых рисунок расположения волокон обычно беднее, чем у капа.

Творческий процесс у Василия Попова начинается с добычи материала. В нашей природной зоне самые красивые наросты растут на стволах берез. Чтобы их добыть, нужно или взобраться на березу и отпилить сувель или кап, или свалить дерево и спилить наросты со ствола уже на земле. Чтобы не губить живые деревья, Василий Васильевич валит тонкий сухостой, тащит его к дереву с нужным наростом, привязывает жерди и с помощью этой конструкции забирается с бензопилой (прежде было с топором и ножовкой) наверх и выпиливает нарост, как бородавку. Место отпила потом зарастает и дерево остается жить дальше.

Работа по добыче сырья трудна и опасна сама по себе. В поисках деревьев с нужными «бородавками» приходится много часов бродить по лесам. Нужно знать места, где наростов побольше, да еще ведь и не каждый подойдет для работы – попадаются и некачественные, и просто маленькие. Затем с риском для здоровья и жизни забираться на высоту с пилой, спиливать нарост и спускаться обратно с инструментом и добычей, тащить тяжелое сырье домой, сколько влезет в мешок… Случалось притаскивать домой кусок сувеля весом под центнер.

Сколько раз к этим трудностям добавлялось еще и незапланированное соседство с хозяином тайги! «Бывает, отпиливаешь кап и вдруг ощущаешь, как волосы поднимаются дыбом, – усмехается мастер. – Значит, мишка рядом – я чувствую его приближение». К счастью, ни разу косолапые не нападали – были сыты и просто глазели из любопытства, что же такое делает человек. Но бензопилу Попов всегда прогревает заранее – чтобы быстро завелась, если медведь подойдет слишком близко…

Принеся сырье домой, мастер снимает с него шиповатую кору, которой много, и добирается до чистого «тела» нароста. Затем идет черновая обработка материала до нужной формы – сначала бензопилой, иногда электрорубанком, затем на настольном профессиональном сверлильном станке. На вырезание чаши-утицы средних размеров уходит две-три недели. После этого изделие отправляется в прохладный сухой подвал – на полгода, год, хоть на пять. Чем больше изделие, тем сушить его дольше, а в среднем – около года. В теплом помещении сушить ни в коем случае нельзя – сразу растрескается. Затем изделие досушивается в мастерской и постепенно шлифуется – так его стенки утоньшаются до нужных размеров, а формы оттачиваются. И если на вырезание изделия уходит примерно треть времени, то, чтобы его вышлифовать – две трети.

После шлифовки – тонирование анилиновыми красителями или морилкой, которое позволяет проявиться причудливой природной текстуре материала, его неповторимым «мраморным» узорам. Затем вещь из капокорня покрывается лаком, а из других материалов подвергается вощению (воском, маслом, олифой или иным жиром). Это и защита, и придание изделию законченного вида. Оно становится таким, каким мы привыкли его видеть на выставках и ярмарках: гладким, красивого оттенка, с благородным мягким блеском, тепловатым и необыкновенно приятным на ощупь.

Первый опыт работы с сувелем Василий Попов получил в марте 1980 года. Толчком к творчеству стало его знакомство с этим материалом, когда довелось поработать на лесозаготовках. Там большие сувели просто закапывали бульдозером в землю, потому что на тот момент резьба из этого материала как вид народно-художественного промысла была непопулярна и практически забыта. Василий заинтересовался совершенно неизвестными ему тогда «шишками» на спиленных деревьях – узнал, что из них вырезают различные изделия. Стал интересоваться темой глубже – пошел в музей и стал изучать старинные изделия из запасников. Появилось желание создать своими руками нечто такое, чего не могут другие. При этом Попов воспитывал в себе художественный вкус, скупая наборы открыток с образцами лучших изделий мастеров – из Золотого, Алмазного, Оружейного фондов страны.

Технологию резьбы Василий Попов осваивал тоже сам, методом проб и ошибок. Формы некоторых изделий к нему приходили в снах – потом мастер их воплощал. Между тем, сувель и кап гораздо прочнее, тверже обычной древесины, соответственно намного сложнее в обработке…

– Технология – дело наживное, – рассуждает Василий Васильевич. – Вот два сухожилия насквозь пробил себе стамеской – неправильно держал изделие. Один раз электроинструментом так повредился, что два месяца провел в гипсе. Тут как в армейской поговорке: если не хватает мозгов, будем доводить через ноги. У меня было через руки…

Инструментом тоже обеспечивал себя сам. Что-то заказывал выточить знакомым токарям, что-то ковал, точил и гнул своими руками… Сегодня основные помощники в работе – это бензо- и электропила, профессиональный сверлильный станок, горизонтальный шлифовальный станок с различными насадками. А также топоры, тесла, прямые, косые и полукруглые стамески разных размеров, клюкарзы, штихеля и наждачная ткань.
Когда Василий сделал с пару десятков изделий, решил, что пора начинать общаться на эту тему с коллегами. Узнал про центр народного творчества и при нем любительское объединение «Серпас» – мастера там собирались, делились опытом. В 1983 году проходила очередная городская выставка художников-любителей из «Серпаса», и начинающий мастер по резьбе из сувеля и капа Василий Попов впервые принял в ней участие. После нее музей сразу купил у Василия несколько работ. Следующей знаковой выставкой стала «Мы – молодые» в1987 году, после чего на мастера обратил внимание Союз художников Коми, начав закупать его работы через выставкомы….

Со временем мастерство Василия Попова выросло до уровня эксперта – его попросили написать статью о резьбе из сувеля и капа для популярного и очень авторитетного журнала «Наука и жизнь». Она вышла в 9-м номере за 1998 год. Секреты мастерства Василий Васильевич не утаивает – охотно делится ими со всеми, кто обращается с такой просьбой. Уже стали мастерами и его ученики. Не все они, освоив ремесло, остались в нем – уж очень невыгодно оно с экономической стороны, если сопоставлять с конечной стоимостью изделий вложенные в них трудозатраты и время. Но, например, работы Олега Махова, который учился у Василия Васильевича, сегодня в числе лучших в регионе. В 2014 году в Государственном Эрмитаже была организована продажа более чем 30-ти изделий из капа, изготовленных Народными мастерами России и Республики Коми Василием Поповым и Олегом Маховым.

А однажды Василию Попову довелось пошлифовать одно изделие вместе с …Президентом России Владимиром Путиным. Эпизод вошел в историю под заголовком «Как два ВВП одну утицу шлифовали» – такая заметка вышла в июле 2007 года в одной из республиканских газет. В Саранске, на I Международном фестивале культур финно-угорских народов, был обустроен «Город мастеров» с подворьями разных народов. На коми подворье был и Василий Васильевич. Путин обходил ряды вместе с президентом Финляндии Тарьей Халонен и премьер-министром Венгрии Ференцем Дюрчанем. Увидел Попова, который в это время шлифовал солонку-утицу из капа. Шлифовкой в тот день были заняты все резчики по дереву: перед визитом руководителей стран им было строго наказано убрать под замок весь колюще-режущий инструмент, фильтр безопасности прошла только наждачная бумага. Ею и наводили красоту на изделиях все мастера-резчики. ВВП из Москвы подошел к ВВП из Сыктывкара и спросил, что и из чего тот делает. Попов пояснил, что вырезать солонку из капа можно быстро, и это несложно. А отшлифовать – целое искусство. Путин попросил попробовать. Наш мастер дал ему утицу и «шкурку», накинул на колени холстину, и президент от души потрудился над отделкой вещицы, а затем предложил сделать то же самое руководителям Финляндии и Венгрии. Чиновники Мордовии потом пытались выпросить это изделие у Василия Васильевича, чтобы подарить Владимиру Владимировичу, но тот отказал: дескать, у президента уже есть вещи из капа, в том числе сделанные мастерами Коми.

За 40 лет счет изделиям, созданным Василием Поповым из сувеля и капа, идет на тысячи. Они разлетелись по всему миру в качестве сувениров и VIP-подарков. Их покупали российские руководители и бизнесмены всех рангов и иностранцы, многие изделия мастер сам дарил, да и сейчас дарит друзьям на праздники. Что-то ушло на обмен с другими мастерами. В Сыктывкаре его работы можно приобрести на сезонных и праздничных ярмарках, а еще в сувенирной лавке Центра «Югор».

Несколько лет назад Василий Попов устал от общественной работы в творческих союзах и перебрался на ПМЖ в Туапсе. Там познакомился с наростами южных деревьев – граба, ясеня, дуба и других, опробовал их в работе. Поучаствовал в тамошних выставках мастеров, затем принял участие в выставке «Город ремесел» в Вологде и занял там первое место в своей номинации. Но очень скоро понял, что менталитет южных людей слишком далек от привычного ему, там мало кто по-настоящему интересуется искусством… И в феврале этого года мастер вернулся в Сыктывкар. Теперь вновь творит на родине. И на выставке «Мастер года» этой зимой его работы вновь заняли свое место среди лучших изделий умельцев региона.

Ирина САМАР
Фото автора, komirempalata.ru и из личного архива В. Попова

Капокорешковый промысел

Капокорешковый промысел

Начало ему положили вятские мастера

 

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева. Неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу.

Кап, или нарост на дереве, – удивительный материал. Его называют лесным порфиром и деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Она красовалась на царских пирах рядом с золочёной и серебряной.

Кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе. Он хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит.

В Вятской губернии был наиболее распространён берёзовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Родоначальником каповых дел на вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствовавших популярному тогда стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.

В начале ХХ века более ста мастеров занимались этим промыслом, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе за границу – в Англию, Францию, Германию.

Со временем число вятских каповщиков росло, но это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Появились артели, а заодно и новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация. Эти произведения с успехом экспонировались на престижных выставках в Париже (1936) и Нью-Йорке (1937). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена Гран-при. Позднее эта артель стала фабрикой.

Сегодня в регионе несколько предприятий специализируются на производстве каповых изделий. Ассортимент продукции широкий: шкатулки, сундучки, чаши, подсвечники, портсигары, пепельницы, рамки для фотографий, футляры для ювелирных изделий, коллекционных монет и часов. Художественные изделия пользуются спросом как в Кировской области, так и за её пределами.


← Вернуться

 

Поделиться в соц.сетях

Лесная скульптура или всегда ли кап нуждается в обработке?

Природа вообще великий творец и скульптор, разве под силу человеку воплотить в жизнь те грандиозные творения, что сотнями создает природа. Да это и понятно, человеческий век короток, а природе спешить некуда и она порой века тратит на создание какого-либо шедевра. Не отвлекаясь сильно от темы резьбы по дереву, все же упомянем такие великолепные творения, как Ниагарский водопад, великолепные горные пейзажи, Большой каньон на Северо-американском континенте и, наконец, величественные леса и деревья. Причудливо переплетенные ветви, создающие временами шедевры скульптуры и искусства, иные напоминают сказочных героев, кое-что можно прямо брать и использовать как готовую скульптуру. Вот такие творения природы, найденные и слегка исправленные человеком, и называют лесной скульптурой.

Для примера возьмем наросты на стволах деревьев, называемые капами, они имеют порой причудливую форму и всегда великолепную текстуру. Благодаря витой древесине капы имеют замечательную прочность и довольно привлекательные узоры в разрезе, что собственно и называется текстурой дерева.

 

Применение капа

Именно из-за прекрасного природного рисунка капы не любят нанесения резьбы, да и зачем резать и без того впечатляющий изгиб или линию. Задача резчика по дереву этот рисунок подчеркнуть, выделить его как-либо, а вовсе не испортить, покрыв ненужной в данном месте резьбой. Если говорить конкретно о различных видах капов, то чрезмерной обработки резцами все они точно не любят, их красивая текстура, покрытая резьбой, сразу теряет свое великолепие, одновременно не позволяя резьбе проявиться во всей красе. Слишком большое у капа разнообразие цветов и прожилок: сосновый кап отличается разнообразием цветов, березовый яркой текстурой. В рассуждениях о применении капа чаще всего приходится слышать об изготовлении из него ручек для ножей: да, такая рукоятка удачно подобранная и грамотно отшлифованная смотрится очень неплохо. Возможно применение капа в поделках, где нужна ровная с богатой текстурой поверхность, получаются из него великолепные шкатулки, понятное дело, только отшлифованные и ни в коем случае не покрытые резьбой. Правда, в этом случае необходимо искусно подобрать цвет и рисунок капа для каждой стенки. Но в данной статье мы рассмотрим применение капа почти без обработки, минус этого способа в том, что текстура капа остается не видна и используется лишь его природная форма.

 

Маски и вазы из капа

Порой привлекшая резчика заготовка лежит у него довольно долгое время и что из нее получится не ясно и самому мастеру, но пройти мимо нее и оставить в лесу или ином месте не позволяет природное стремление мастера к прекрасному. На фото представлен обрезок ольхового ствола с многочисленными наростами, лежит он уже более двух лет, но так и не подсказал резчику, как же за него лучше приняться, и дело тут вовсе не в бедной фантазии, скорее, наоборот — из множества вариантов очень трудно выбрать лучший. Также на фото представлены маски и ваза, удостоившиеся лишь небольшой обработки, даже чистовая обработка показалась мастеру лишней. Кто-то, возможно, поступил бы иначе, но каждый волен работать так, как подскажет ему художественный вкус. Резец лишь углубил детали поделки, сделав линии более четкими.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ДЕКОРАТИВНОЙ РЕЗЬБЫ » ЧАША ИЗ КАПА».

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рижская средняя школа №4»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Чаша из капа»

(декоративная резьба)

Автор проекта: Красавин Филипп ученик 10 класса

г. Ряжск 2015 г.

Информация по теме проекта.

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные древесные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необыкновенную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный и удобный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал. В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота. Кап нередко сочетали с другими материалами — чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Кап, растущий па стволе дерева, принято называть стволовым капом, а у корня — капо-корнем. Капо-корень встречается в лесу гораздо чаще, чем стволовый кап, и достигает полутора метров в поперечнике. Но форме капы делятся на два вида: круговые, опоясывающие ствол вокруг, и боковые, растущие сбоку дерева.

Спиливать самим кап с деревьев, стоящих на корню, нельзя: не зная всех тонкостей этого дела, вы можете погубить дерево. Самовольное спиливание капа штрафуется наравне с порубкой леса. Но если вы заинтересуетесь обработкой капа, можете» срезать его с поваленных деревьев на складе ближайшего леспромхоза — с разрешения кладовщика, конечно.

Начинать обработку капа с того, что распиливают его на пластинки, подбирая их толщину в зависимости от размеров предполагаемого изделия. От удачной распиловки во многом зависит красота текстурного рисунка.Опытные мастера по форме капа, по расположению спящих почек могут точно определить, как его выгоднее распилить, чтобы выявить скрытую красоту. Распиливать стараются так, чтобы плоскость распила рассекала поперёк максимальное количество спящих почек.

Обычно на свежем срезе текстурный рисунок у капа бледный и малозаметный. Чтобы он проявился, древесину капа пропаривают. Самый простой способ — проварить заготовки на слабом огне в течение двух-трёх часов. Но лучший результат даёт пропаривание древесины в опилках. Намоченные опилки кладут на дно эмалированной кастрюли слоем около 20 мм, сверху на них кладут заготовки, которые накрывают следующим слоем опилок, и т. д. Затем кастрюлю ставят в духовку на два-три часа. Старые мастера запаривали каповые заготовки в больших глиняных корчагах, которые ставили в русскую печь на всю ночь. В результате запарки из капа удаляется так называемый лесной сок, от неравномерного высыхания которого древесина могла бы впоследствии покоробиться и потрескаться. Вместо него поры древесины постепенно заполняет влага, содержащаяся в опилках. Одновременно заготовки окрашиваются естественными красителями, содержащимися в самом капе, и приобретают множество оттенков — от золотисто-янтарного до тёмно-шоколадного.

После пропарки заготовки высушивают в течение нескольких часов в сушильном шкафу, а если его нет, то на печи, или на батарее центрального отопления, или же просто на воздухе в помещении, но на это потребуется уже несколько недель. Разумеется, старые мастера для сушки, как и для запарки, использовали всё ту же русскую печь.

Теперь можно вырезать, вытачивать и склеивать из заготовок различные изделия — некоторые из них показаны на рисунках.

Покрывают изделия из капа чаще всего спиртовым шеллачным лаком. Пленка его достаточно стоика и дает теплый желтоватый цвет с мягким блеском. Можно использовать и нитролаки — они имеют более интенсивный блеск и делают текстурный рисунок четче и контрастнее. Перед покрытием нужно хорошенько отшлифовать поверхность изделия наждачной бумагой — сперва крупной, потом мелкой.

Так как кап располагается на стволе берёзы, его сначала надо отделить от него. Для этого использовал топор, стамеску и молоток. Затем, чтобы легче было вырезать внутри капа полость, закрепил его на деревянном бруске 40x40x200 саморезами. Гнутой полукруглой стамеской выбирал внутреннюю полость, по мере приближения к саморезам вкручивал их глубже. Древесина березы, особенно кап (свилеватый) режется тяжело, поэтому приходилось выполнять работу в несколько этапов. В перерыве между занятиями изделие помещалось в целлофановый пакет, чтобы не выходила влага. После того, как была сделана выборка внутри капа, наружная его часть была очищена от коры.

Далее изделие подвергалось воздушной сушке в течении 7-10 дней. Затем чаша обрабатывалась шкуркой. Чтобы изделие не «ковырялось»; его при помощи 2-х нагелей закрепил на половинке березового гриба «чага». И в завершение все изделие было покрыто лаком.

Использовать данное изделие можно как декоративное или как посуду для мелких деталей, например пуговиц и т.д.

Чаша из капа

Техника безопасности.

  1. Надёжно удерживать заготовку, по возможности закрепить в верстаке.

  2. Следить за исправностью инструмента. Если заметишь повреждение, обратись к учителю.

  3. Остроту режущего инструмента проверяй на заготовке, но не руками.

  4. Следи за тем, чтобы при работе рука не оказалась под резцом.

  5. При работе не отвлекайтесь, иначе можно получить травму.

Литература.

  1. В.И. Рыжиков. А.А. Темяко.

Декоративная резьба. — М.: Издательство ОНИКС, 2005.

  1. Резьба по дереву. — Мн.: Харвит; М.: ООО «Издательство ACT; 2000

  2. Прекрасное — своими руками. — М.: Дет лит., 1980. (серия «Знай и умей»).

  3. Геннадия Федотова

«Древесная пластика»- Эксмо, 2005 год. (серия: «Школа ремесла»).

Резьба по дереву

 

Одним из самых народных и старинных промыслов Руси можно назвать художественные изделия из дерева. Россия богата этим природным материалом и еще в языческом славянском мире производила из него амулеты, вотивы, жреческие посохи, образы идолов и богов, а также все, что было необходимо в каждодневном быту – от красивых резных ставен на окнах до самого простого черпака и гребня. Разнообразие пород дерева формировало школы, каждая из которых рождала собственное техническое исполнение и систему декоративных орнаментальных мотивов, благодаря чему возникали такие типы резьбы, как геометрическая (трехгранно-выемчатая, скобчатая или ногтевая, плоскорельефная) и скульптурная, а также разнообразные промыслы: богородская, абрамцевско-кудринская (хотьковская) резьба, хохломская и городецкая росписи по дереву.

Большое количество изделий деревянного промысла было предназначено для детей: многочисленные игрушки, свистульки наполняли самый простой крестьянский дом. В изделиях из дерева есть очень важное качество, свойственное редким материалам, – эстетика, красота изделия слагается из особенностей обработки материала. Структура дерева не позволяет делать сложные, рельефные композиции.

Геометрическая резьба выполняется ножом и содержит в своем узоре простейшую комбинацию линий. В трехгранно-выемчатой резьбе рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая или ногтевидная резьба осуществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор элементов. Плоскорельефная резьба разделяется на несколько видов: производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф.

Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон композиционных средств: от простейших линий до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука).

Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности.

Разнообразия художественных решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техника насечки), соединением разных по цвету, текстуре пород древесины (техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.

Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковных промыслов резьбы по дереву находится в селе Богородском близ Троице-Сергиевой лавры.

Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали.

Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.

Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.

Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы, продиктованная объектом заготовки, получаемой в результате раскалывания полена на четыре части. Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники (ездочки), упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей.

Все они, как правило, изображены занятыми каким-нибудь делом. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с самым популярным героем богородской скульптуры – медведем. Он выполняет один или вместе с человеком какую-нибудь работу: игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание сюжета или позволяющего менять место фигур в пространстве (так называемые разводы).

Несколько селений близ города Загорска (Ахтырка, Кудрино, Хотьково, Абрамцево) дали варианты названия плоскорельефной резьбе, которой украшают утилитарные и декоративные предметы из дерева.

Широко распространенная в народном ремесленном деле плоскорельефная резьба приобрела свой колорит у мастеров подмосковного промысла в конце XIX в.

Ее особенности состоят в том, что порезка рельефа неглубока, а образуемый ею орнамент и фон находятся на одном уровне. Для выполнения резьбы используется нож-резак и набор стамесок. Резаком наносят контур рисунка, а также прорабатывают его, подрезая фаску со стороны рисунка и фона. Окончательную обработку рельефа выполняют стамесками, прямыми и полукруглыми; «завуалируют», смягчают край орнамента. Орнаментальный узор украшаемых резьбой изделий состоит преимущественно из растительных мотивов. Ветки с листьями и цветами представляют обобщенные декоративные мотивы, среди которых иногда изображают птиц. Поверхность многих изделий покрыта орнаментом очень интенсивно. В декоративных тарелках узор заполняет все центральное поле, и даже кайма проходит по борту. В шкатулках орнамент с крышки свободно переходит на боковые стороны.

Скульптурное начало абрамцевско-кудринской резьбы представлено пластичными формами ковшей, декоративных ваз, украшенных рельефным орнаментом.

Но иногда мастера создают и собственную скульптуру в виде птиц и зверей. Форма такой пластики несколько схематична, но она по-своему оживляется проработкой деталей, превращенных в орнамент.

К XIX столетию народные умельцы, желая привнести в крестьянский быт светское искусство, разрабатывают лубки, раскрашивают деревянные изделия, тем самым теряя самобытность и лаконичность материала. Тем не менее, к концу XIX в. в русском прикладном искусстве складывается удивительный промысел – хохломская роспись по дереву. Уникальность этих изделий заключается как в самой технологии изготовления, так и в орнаментальных мотивах, использующихся в декоре хохломских изделий. Художественные изделия, выпускаемые на промысле, достаточно разнообразны. Но все они утилитарны и предназначены для использования в быту. Особенность хохломских изделий заключается в росписи, имитирующей дорогую фарфоровую посуду. «Травный» же орнамент, заполняющий поверхность изделий, традиционно русский и отображает в несколько стилизованной форме естественную привычную глазу флору (природу).

Не менее интересен промысел, где участвует роспись по дереву, – Полхов-Майдана и Крутца. Это два села Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская.

Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные расписные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, коробки-шары, похожие на яблоко. Резьбу применяют для изготовления игрушек в виде одного коня или тройки коней, запряженных в возок и помещенных на подставку с колесиками. Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками.

Изделия из капа, капокорня и бересты относятся также к деревянному промыслу, но производятся из так называемых побочных материалов. Тем не менее, традиции изготовления подобных изделий достаточно древние. Берестяная посуда была известна еще в Киевской Руси. Разнообразен ассортимент таких изделий, а область их применения широка. Древний человек, живший в лесу, использовал для своего пропитания все, что давала ему окружающая среда, а из подручного материала создавал уникальные изделия: туеса, коробки, чаши, чарки и многое другое.

В Архангельской, Вологодской, Томской областях, в Якутии сохраняется традиция изготовления художественно оформленных изделий из бересты. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета, когда от набухшей соком коры березы легко отделяется верхний слой. Ее обработка – снятие тонкой пленки, выглаживание с целью выпрямления и очистка внутренней стороны – повышает пластические качества материала, не снижая его прочности.

В Архангельской области туеса украшают свободной кистевой росписью. Ветки растений с цветами и птицами написаны яркими красками, это преимущественно красный, синий, зеленый цвета.

Роспись по бересте вологодских мастеров спокойная, иногда очень мягкая по тональности. Более самобытны изделия с прорезной берестой, выполняемые в Великом Устюге, родственные своим орнаментом просечному железу и северной резьбе по кости. Ажурным узором украшают шкатулки, туеса, декоративные тарелки.

Берестяной рисунок помещают на деревянную основу, подчеркивая игру узора подложкой из цветной фольги, а силуэтные формы орнамента дополнительно прорабатывают тиснением.

Для изделий кировских мастеров тиснение по бересте является ведущим приемом. Орнамент наносят штапиками, образуя то клейма, то сплошные ленты узора. Такой же прием характерен для изделий, выполняемых мастерами города Семенова Нижегородской области.

Кап и капокорень – еще более загадочный природный материал. Кто бы мог подумать, что из столь неприглядного отростка дерева можно создавать невероятной красоты художественные изделия. В изделие идет не сам корень, а только тонкий, покрытый узорочьем срез капа. Такими срезами, дополнительно обработанными морилками или лаками, украшали коробочки, ларцы, чаши. А неповторимый орнамент, созданный причудливыми сплетениями волокон капокорня, не уступает по красоте и силе воздействия не менее изысканным сканым узорочьям.

Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятки еще в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да еще из целого куска капа вырезали цепочку. Тщательность исполнения вещей сочеталась с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма – художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и заканчивая предметами декоративно-прикладного искусства.

Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая

 

Молотова В. Н. Искусство художественной обработки дерева в России // Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М. , 2007. – С. 133 – 137.

 

кап — определение и значение

  • Естественное возобновление кап происходит, когда спелые плоды естественным образом падают на землю или разносятся животными, такими как летучие мыши.

    Глава 15

  • У меня есть старая австрийская скрипка, у которой есть дерево с чем-то вроде капа по бокам.

    Новости кафе Mandolin

  • Если мистерГейтс не наговорил, да! но я не думаю, что это повод его арестовывать. кап

    NRCC преследует Обаму за то, что он сказал, что кембриджский полицейский «действовал глупо»

  • Желания — все для преступников, и капа черных облаков над деревьями не важны.

    Поэзия, пожалуйста «Сказки из читального зала

  • Я забыл столы из орехового дерева… подумайте об этом, если чаша капа за 1 кварту может стоить от 40 до 100 долларов из-за характера . .. подумайте о том, что это принесет, как полностью деревянный обеденный стол и набор стульев или использованный для изготовления домиков, кроватей, кофе и конечные столы.

    Вы бы заплатили 25000 долларов за кусок дерева?

  • Как вы считаете, дамы — стоит ли давать кап ?

    Cheeseburger Gothic »Ladies Lounge

  • Желания — все для преступников, и капа черных облаков над деревьями не важны.

    2009 Май «Сказки из читального зала»

  • Тони наклонился ко мне и провел рукой по консоли burl .

    Бруклинская история

  • Я забыл столы из орехового дерева … подумайте об этом, если чаша из капа за 1 кварту может стоить от 40 до 100 долларов из-за характера … подумайте, что это принесет в виде полностью деревянного обеденного стола и набора стульев или для сделать домики, грядки, журнальные и торцевые столики.

    Вы бы заплатили 25000 долларов за кусок дерева?

  • Внутри, стеганая обшивка из алькантары, плюшевое ковровое покрытие, шпон ореха , кап и отделка из нержавеющей стали и хрома делают Supersports столь же подходящим для вождения в воскресенье днем, как и для гонок.

    Dueling Bentley: Supersports vs. Speed ​​

  • burl — Викисловарь

    См. Также: Burl

    Содержание

    • 1 Английский
      • 1.1 Альтернативные формы
      • 1.2 Этимология
      • 1.3 Произношение
      • 1.4 существительное
        • 1.4.1 Переводы
      • 1.5 Глагол
      • 1.6 Анаграммы

    Английский [править]

    Кап на березе Серебряной. Клен кап (не путать с кленом птичьим).

    Альтернативные формы [править]

    • заусенец (Великобритания)

    Этимология [править]

    со среднеанглийского burle («узел или изъян на ткани»), со старофранцузского bouril , bourril («стайки или концы нитей, которые портят ткань»), со старофранцузского bourre , от средневекового Латиница burra («стая шерсти, грубый волос»).

    Произношение [править]

    • (General American) IPA (ключ) : / bɝl /
    • (Полученное произношение) IPA (ключ) : / bɜːl /
    • Аудиосистема (Южная Англия) (файл)
    • Рифмы: -ɜː (ɹ) l

    Существительное [править]

    кап ( множественное число кап )

    1. Нарост дерева с деформированным ростом зерна.
    2. Древесина из меланжевого шпона, обычно вырезанная из такого нароста.
    3. Узел или комок на нитке или ткани.
    Переводы [править]

    рост дерева

    • финский: pahka (fi)
    • Французский: лупа (fr) f
    • венгерский: görcs (hu), göcs (hu), göcsört
    • Маори: (уточните) pukuwhenewhene
    • Окситанский: bachòca f
    • Русский: кап (ru) м (кап)
    • Шведский: vril (sv) c

    пестрое дерево

    • Французский: лупа (fr) f
    • Русский: кап (ru) м (кап)
    • Испанский: lobanillo m , lupia f

    Глагол [править]

    кап ( простое настоящее в единственном числе в третьем лице кап , причастие настоящего бурлинг , простое причастие прошедшего и прошедшего времени бурлинг )

    1. Для удаления узлов на ткани.

    Анаграммы [править]

    • размытие

    Строительная резьба: орех, клен, кап конский глаз, звукосниматели, бридж

    Я подумал, что мне следует начать обсуждение сборки, а не продолжать забивать тему Workbench фотографиями этого баса.

    Это будет четырехструнная струна, выполненная в соответствии с моим, теперь уже довольно стандартным дизайном, первоначально использовавшимся в Special Edition Build Off: The Thumfinizenvette bass.

    Гриф из ламината фигурного клена и ореха. Корпус ореховый. Сверху — плита из конского капа, которую я выставлял напоказ в верстаке.

    Для звукоснимателей я делаю набор из моей конструкции мыльницы с разделенными басами, которая более или менее представляет собой смесь пластинчатого звукоснимателя Jazz со смещенными катушками, как у звукоснимателя P.

    Аппаратными средствами будут самодельный латунно-алюминиевый мост и ультралитовые тюнеры Hipshot из сатина.

    Вот несколько снимков прогресса.

    Вот шейка, свежая после строгания.

    {} Заготовка грифа состоит из трех кусочков фигурного клена и двух полосок ореха. Я использовал конструкцию в стиле «тоновый блок» (я думаю, что это глупый термин, но, кажется, люди называют это именно так), где ламинат, проходящий через горловину, имеет высоту 3/4 дюйма, а деревянный брусок приклеен к задней части тела. сечение заготовки, чтобы получить толщину корпуса.

    {}

    Получив квадратную форму, я разрезал косынку передней бабки и приклеил ее обратно. Обычно я ориентирую шарф так, чтобы шов проходил вверх по шее, приклеивая переднюю бабку к лицевой стороне углового выреза на заготовке шеи. В этот раз я решил попробовать другой вариант — приклеить переднюю бабку к тыльной стороне заготовки.

    {}

    Верх был сделан из куска конского капа, который я купил на eBay в прошлом году. Когда я беру в руки такую ​​красивую деревянную доску, я стараюсь оставить ее на полгода или год из уважения к дереву, а не прыгать внутрь. Этот кусок капа говорил со мной в последнее время, поэтому я решил, что пришло время погрузиться в него.

    У меня не было много фотографий процесса подготовки, так как я не планировал нить сборки. Срез капа, вероятно, составляет 36 дюймов в длину на фут или около того в ширину и около двух дюймов в толщину. Есть широкий участок, который невероятно мелкий, до такой степени, что кажется примерно таким же плотным, как упаковка арахиса или попкорна.

    Я задумался и постулировал Примерно неделю кладу свои шаблоны на кап в разных положениях и, наконец, вырезаю кусок размером с туловище окуня.

    {}

    Стальная синяя область около центра плотная и неповрежденная, в то время как более темная желто-коричневая часть по направлению к внешнему краю — это мелкая часть.

    После обрезки по размеру я соединил кромку в приспособлении для фрезерования

    {}

    Затем я отрезал подобранный по буквам верх у волос толщиной более 1/4 дюйма.

    {}

    Поскольку у этого дерева такие мелкие секции, я хотел хорошо обработать его, чтобы оно оставалось долговечным. Я использовал CPES в прошлом, но не был большим поклонником сильного запаха и того факта, что он поставляется только в наборах большего размера, чем мне действительно нужно.Поэтому я попробовал версию TotalBoat, которую они просто называют Penetrating Epoxy. Это смесь 2: 1, очень тонкая (возможно, не совсем такая тонкая, как CPES, но достаточно близкая). Он пахнет эпоксидной смолой, но не сильно — хотя я ношу респиратор 100% времени, когда работаю с эпоксидной смолой, после того, как у друга развилась серьезная реакция из-за чрезмерного воздействия после использования эпоксидной смолы в хобби в течение многих лет.

    Проникающая смола очень хорошо впитывается. Верхушка выпила примерно вдвое больше, чем я ожидал.Этот материал лечит так же, как CPES — почти как очень твердая резина, чем твердый пластик. Но это очень тяжело.

    После обработки смолой я вырезал полости звукоснимателя (и сохранил вырезы для звукоснимателей) и сфотографировал верхнюю часть и накладку грифа на корпусе в виде макета. Смола довольно неравномерна после прохождения через барабанную шлифовальную машину, но вы можете представить себе, как будет выглядеть верхняя часть:

    {}

    После того, как я сделал эту фотографию, я приклеил верхнюю часть к корпусу, используя медленную эпоксидную смолу TotalBoat 5: 1, которая должна быть прямой копией West System 105/206, в той степени, в которой они утверждают, что вы можете смешивать их (т.е. используйте их отвердитель со смолой West или наоборот). Я заказал его из любопытства, когда купил проникающую эпоксидную смолу TotalBoat, так как она получает хорошие отзывы и дешевле, чем «настоящие» продукты West System. Все идет нормально. Как только верх затвердеет, я воспользуюсь им, чтобы заполнить пустоты в нем.

    Это примерно две недели работы и почти все обновляется. Пока верх лечит, я перехожу к пикапам и строительству мостов!

    Молитесь за Burl Audio | Realgearonline

    Сообщение trakworxmastering от

    26 авг. 2020 г. 21:58:16 GMT -6 Я не тот, кто молится.Но я по-своему молюсь за Берла.

    Я получил новости о том, что происходит. Их штаб-квартира Burly Acres находится буквально НА линии фронта большого лесного пожара в округе Санта-Крус, Калифорния. Пламя неоднократно доходило до их зданий за последние несколько дней, но пожарные, соседи и ребята из Берла пока что смогли отразить его.

    Ситуация улучшилась за последние пару дней из-за хорошей погоды, но они еще не закончились. Огонь локализован только на 20%.

    Итак, если вы молитесь, медитируете, посылаете хорошие флюиды или что-то еще, пожалуйста, сделайте это сейчас, для Burl Audio. Это прикосновение и уход. Пожалуйста, пошлите им удачи. Миру нужен Берл.

    Спасибо!

    П.С. Пожалуйста, не звоните и не пишите им прямо сейчас. У них руки заняты!

    Хауи
    Младший член

    Сообщений: 88


    Сообщение howie on

    авг 27, 2020 12:10:24 GMT -6

    Я живу в нескольких милях отсюда, в Санта-Крус. За последние 2 дня был сильный туман, влажность и прохладнее — как и сейчас — меньше ветра — это может помочь Берлу. (Сегодня утром здесь плохой воздух, хотя он захвачен морским слоем)

    Сообщение slowhammond on

    27 авг.2020 г. 18:09:29 GMT -6 Хорошие мысли!!

    , очевидно, UA находится в такой же ситуации, есть страница для помощи сотрудникам, некоторые из которых потеряли дома и т. Д., тяжелые времена, надеюсь, люди останутся в безопасности.

    Очень рад, что вы сообщили нам об этом — я искал способ помочь. Спасибо.

    Сообщение Ward-a-saurus от

    авг 27, 2020 18:22:01 GMT -6 Я буду медитировать для Берла, ха-ха.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *