Обучение академическому рисунку света, полутона и тени

Цель обучения академическому рисунку

Оглавление

    • 0.1 Цель обучения академическому рисунку
  • 1 СВЕТ, ПОЛУТОН И ТЕНЬ
    • 1.1 Источники и типы освещения
    • 1.2 1. Основные источники освещения.
      • 1.2.1 2. Типы освещения.
      • 1.2.2 4. Освещение сверху

Три стадии обучения рисованию карандашом

  • Первая стадия обучения – разминка и тренировка мышц руки, запястья, кисти и пальцев, а также рисование линий и оттачивание глазомера.
  • Вторая стадия – линейные рисунки с моделей и объектов, чтобы начинающий мог привыкнуть к работе с пропорциями в трехмерном пространстве и передаче длины, ширины и толщины объектов.
  • Третья стадия – графическое изображение этих объектов, что подразумевает передачу света, полутона, собственной и отбрасываемой тени, и отображение не только форм и контуров объектов, но и верных тональных отношений.

Это требует уверенного знания принципов академического рисуснка, по которым работают свет, полутона и падающие тени, а также владения техническими навыками, позволяющими передать формы на бумаге графическими средствами. Легче всего проиллюстрировать принципы, поместив деревянные модели простых фигур под освещение разных типов, изучить, как выглядят свет, полутон и тень при источнике света с разных сторон, и применить данное знание для рисования с геометрических форм.

Понимание того, как свет, полутона и тени работают на простых фигурах в дальнейшем поможет при изображении более сложных объектов, в том числе фигуры человека. Именно поэтому работа со светотенью на примере простых фигур не должна восприниматься как что-то слишком простое, что можно быстро проскочить – она является фундаментом, на котором потом будет строиться любая успешная графическая или декоративная работа.

Источники и типы освещения

1. Основные источники освещения.

Если вы рассмотрите деревянные модели, вы быстро обратите внимание, что в природе не существует линийкак таковых. Формы предметов проявляются благодаря сочетанию освещенных по-разному плоскостей, и выраженная визуальная граница между ними возникает из-за того, что одна плоскость значительно отличается от соседней по тону – она темнее или светлее. Тональные отношения между разными плоскостями обуславливаются типом, источником и направлением освещения, которое попадает на этот объект.

ФОТО №1    Натуральное освещение — 3-4 источника света — натюрморт на курсах академического рисунка карандашом — студия Артакадемия

В широком смысле, есть два главных типа освещения: естественное, при котором солнечные лучи параллельны, и искусственное, при котором лучи начинаются в одной точке и расходятся веером.

Солнечный свет бывает прямым и непрямым. Объект может находиться прямо под солнечными лучами, и тогда он будет ярко освещен и отбрасывать контрастную тень; или же он может быть освещен через окно, которое пропускает отраженный и рассеянный свет, без попадания на него прямых солнечных лучей.

Искусственное освещения может быть очень разнообразным: это и электрическая лампа накаливания, газовая горелка или зажигалка, масляная лампа, свеча, открытый огонь и так далее.

2. Типы освещения.

И естественное, и искусственное освещение могут падать на объект множеством разных способов. Если свет поступает из более чем одного направления одновременно, например, из нескольких окон или расставленных далеко друг от друга ламп, это называется диффузным освещением.

Если источник освещения находится перед объектом таким образом, что передняя часть его освещена, а задняя в это время находится в тени, это фронтальное освещение.

Если источник света находится за объектом, так что его задняя часть подсвечена, а передняя в тени, это контражур.

Если источник освещения находится сверху и подсвечивает верхушку объекта, то это верхний свет.

Если источник освещения находится сбоку, и одна сторона объекта подсвечена, а другая находится в тени, то это боковой свет.

Если источник освещения находится слева и сверху от объекта, то это конвенциональное освещение.

Здесь разные типы освещения иллюстрируются с помощью фотографий деревянных моделей, но на самом деле лучше всего изучать эффекты от разных источников освещения, наблюдая, как выглядят настоящие объекты, по отдельности и в группе, при каждом из возможных расположений источника света.

Рассеянное освещение – На Фото №1 показаны тени и свет созданные природным, рассеянным освещением на группе геометрических моделей. Подобный световой эффект происходит во время попадания световых потоков от нескольких природных источников, таких как 4-5 окон в хорошо освещенной комнате (то есть свет исходит из нескольких точек одновременно). В данном случае не было попытки сохранить четкие очертания светотеневого излома, за счет искусственного освещения. Группа предметов на Фот. №1 представлена только лишь для выявления типичного состояния освещения которое редко используется в академическом рисунке так как на уроках классический натюрморт имеет более понятную структуру света и тени нежели натуральное освещенный.

Отчего происходит рассеянное освещение. Естественность множества световых потоков от нескольких окон, стирает четкие границы света и большего количества теней. Происходит эффект осветления тени за счет множественного попадания света как на объект отбивающий тень так и на саму тень , тем самым высветляя и размывая ее. Тем самым, тень натурального освещения в классическом рисунке карандашом, должна быть короткой, иметь наиболее темное место прямо под объектом, а так же края максимально размытые.

Явно видно неспособность данного типа освещения претендовать на академичность. Не смотря на его натуральность, важность метода искусственного освещения выявляющего свет, тень, полутень, рефлекс, границы – не может быть переоценена для академических программ классического рисунка.

3. Фронтальное освещение – Фото №2. Показывает группу геометрических фигур, освещенных прямым солнечным светом, идущим из-за спины смотрящего и падающего фронтально на натюрморт с предметами. На всех формах отсутствует глубокая тень от сильного, фронтального света, который ее растворяет, но можно заметить полутень на всех частях геометрических фигур. На всех круглых объектах, блики стремятся приблизиться к линии центра вместо левой части контура фигуры. Если бы натюрморт состоял из металлических форм, мы бы наблюдали вместо деревянных, яркие блики с четкими краями.

ФОТО 2. Фронтальное освещение — натюрморт (геометрические фигуры)

Тени четко прослеживаются, но мало видны, так как отражаются от зеркальных объектов.

Освещение сзади. – Условия освещения для группы предметов показанных на фото №3 стоят в зеркальной противоположности к постановке на фото №2. Так как объекты освещены сзади. В следствии того, что лучи света приходятся прямо на нас, они освещают заднюю часть фигур, тем самым, погружая в сильную тень переднюю часть всей постановки, отбива четкие тени на смотрящего. Наиболее характерной отличительной чертой данного натюрморта является искаженное восприятие бесформенных моделей в черном цвете. Однако, вследствие более детального исследования можно увидеть классическую, геометрическую форму каждого объекта для академического рисунка, хоть и полностью погруженного в тень.

ФОТО 3. Освещение сзади — натюрморт в тени (постановка курсов академического рисунка Артакадемия Киев)

Не смотря на затененность постановки, верхняя часть призмы, полусфера и цилиндр выявляют слабые освещенные области. Красиво освещенная ваза с обеих сторон показывает классический вид рефлексивного освещение отраженного луча от рядом стоящих предметов.

Как уже было ранее замечено, все тени падают в сторону обозревателя, а тени на столе являются самым темным местом.

4. Освещение сверху

– Когда предметы освещены сверху как показано на фото №4, наиболее заметными особенностями являются ярко освещенные области на верхних частях всех объектв и темные тени внизу, с наиболее темными местами тени ровно под геометрическими формами. Таким образом, блик, полутон, тень похожи на постановку с натуральным освещением с одним отличием, в первом случаем свет падает искоса из окна, в варианте №4 четко, сверху вниз.

ФОТО №4 — Освещение натюрморта сверху — натюрмрт для рисунка карандашом

Более явно проявить точку света можно сравнив построение простейших предметов на нашем натрморте, полусферы и вазы. НА полусфере мы видим довольно рассьенный свет оставляющий большую светлую область сверху с растяжкой к тени по всей сфере. В тоже время ваза, стоящая выше, ближе к источнику света, имеет ярко выраженный блик, поставленный пучком счета чуть левее и растяжку к правой области полутени, с четкой тенью внизу.

Тени при верхнем освещении на классических натюрмортах для академического рисунка карандашом, имеют малый размер и четко очерчивают сам предмет.

Размытые края теней в данном случае объясняется четырьмя лампами, освещающими хоть и с одной точки но размывающие края тени.

5. Классическое освещение  — фото №5, показывает академическую модель освещения предметов на натюрморте при попадении света в 45° на геометрические формы, отбрасывает понятную тень размером с высоту предметов. Система академического освещения была установлена как стандарт для обучающих программ по рисунку карандашом, а так же для формулировки теорий света, тени. Необходимо заметить яркость, контраст между тенью и светом, более четкой формой тени, чем с любым другим типом освещения.

ФОТО №5 — Классическое рисунок освещение под углом 45*

 

Больше про курсы академического рисунка можно прочитать тут:

 

Что такое академический рисунок как классическое искусство?

Летний набор на курсы академического рисунка

Курсы академического рисунка — как правильно строить объекты в перспективе.

Академический рисунок губ человека карандашом

Рисуем тени в натюрморте карандашом

Тени играют большую роль в любой композиции. Нарисуйте натюрморт карандашом, придав основное значение падающим теням.

Когда начинающий художник берется за натюрморт, он в первую очередь старается сосредоточиться на предметах, а вовсе не на тенях, которые те отбрасывают. Однако тени играют огромную роль в любой композиции, поэтому их тоже нужно внимательно изучать. На этом занятии мы рассмотрим, тени, которые отбрасывает группа предметов, освещенная лампой и размещенная на фоне белого экрана.

Рисунок с помощью координатной сетки

Для того чтобы создать этот натюрморт, мы вновь прибегнем к помощи координатной сетки, которой пользовались в наших пошаговых уроках. Только теперь нам потребуется больший по размеру лист белого картона, так как необходимо вместить на его фоне и предметы, и все отбрасываемые ими тени.

Карандашом 2В начертите на картоне сетку из квадратов 8×8 см, а затем сетку из квадратов 4×4 см на листе бумаги. Координатные сетки помогут вам сохранить правильные пропорции предметов, когда вы будете их зарисовывать.

Изучаем тени
Прежде чем взяться за карандаш, внимательно изучите падающие на картонный экран тени. Так как лампа яркая, тени получаются очень темными, их очертания очень хорошо видны на белом фоне.
На уроках этого выпуска мы будем стремиться к тому, чтобы интересующие нас падающие тени сделать «позитивными», то есть основными, а сами предметы, которые сейчас привлекают нас меньше, — «негативными».

Вам потребуется
Лист белой бумаги
Лист белого картона, чтобы нанести на него координатную сетку
Карандаши: 2В, 6В
Ластик

1 Рисуем контуры падающих теней

Рисуем тени карандашом

Внимательно рассмотрите на фотографии, в каких местах падающие тени пересекаются с координатной сеткой, чтобы понять, как вам разместить сетку на своем листе бумаги. Ваш рисунок может отличаться от нашего, поскольку у вас могут оказаться другие и иначе расставленные предметы. Не забывайте о том, что вы художник, а не копировальный автомат! Теперь возьмите карандаш 2В и на левой половине листа нарисуйте контуры теней, отбрасываемых перечницей и кувшином для вина.

Как источник света влияет на тени
Резкие тени
На этой фотографии предметы освещены лампой, установленной чуть выше композиции и справа от нее, поэтому тени образуются резкие, четкие, как в нашем уроке.

Размытые тени
В данном случае источник света был перемещен. Лампа на этой фотографии установлена под большим углом к предметам, отчего отбрасываемые ими тени вытянулись и стали менее резкими

2 Продолжаем рисовать тени

Рисуем тени карандашом шаг 2

Теперь нарисуйте тени, которые отбрасывают деревянная ложка и лопаточка. Они образуют единую, отличающуюся интересной конфигурацией тень. Обратите внимание на расположение этой тени — она вырастает из-за кувшина для вина.

3 Заканчиваем рисовать тени

Рисуем тени карандашом шаг 3

Нарисуйте контур тени, которую отбрасывает другая деревянная ложка. Обратите внимание на то, что часть этой тени перекрыта самой ложкой. В заключение начального этапа нарисуйте контуры теней, падающих на горизонтальную плоскость слева от перечницы и кувшина для вина. Эти тени тянутся до конца горизонтальной плоскости.

4 Аккуратно удаляем часть линий координатной сетки

Рисуем тени карандашом шаг 4

Аккуратно сотрите ластиком те линии координатной сетки, которые оказались внутри контура тени. Не нажимайте на ластик слишком сильно, чтобы не повредить поверхность бумаги. Иначе заштрихованные карандашом тени будут выглядеть неаккуратно, как на промокательной бумаге.

Как придать теням глубину
Когда вы закончите рисовать контуры теней, вы должны будете заштриховать тени. Перемещаясь от тени к тени, подложите под руку лист чистой бумаги, чтобы не смазать нанесенные мягким карандашом линии. Не забудьте про светлое пятнышко, разделяющее теин перечницы и кувшина для вина. Этот пробел оживит композицию.

5 Заштриховываем тени

Рисуем тени карандашом шаг 5

Возьмите карандаш 6В и плотными линиями покройте тени в левой части композиции. Старайтесь, чтобы линии ложились рядом друг с другом и были направлены под углом 45°. Избегайте неровных штрихов, иначе нарисованная тень будет выглядеть неестественно.

Необходимо точить карандаш
Очень важно, чтобы кончик карандаша не затупился окончательно. Иначе острые края древесной основы, в которую помещен грифель, легко могут поцарапать поверхность бумаги, Если же вы захотите скрыть эти царапины, густо заштриховав их, то напрасно будете стараться — они проступят еще сильнее.

6 Рисуем контуры самих предметов

Рисуем тени карандашом шаг 6

Переключите свое внимание на предметы, стоящие на переднем плане композиции. На фоне теней проступили светлые силуэты самого натюрморта. Нанесите контуры предметов карандашом 2В. Проверьте по координатной сетке правильность расположения предметов на рисунке.

7 Удаляем линии координатной сетки внутри силуэтов

Рисуем тени карандашом шаг 7

Не забудьте легкими движениями стереть ластиком линии. Когда вы удалите все ненужное, у вас получится контрастный рисунок, состоящий из «позитивных» и «негативных» изображений.

Следующий шаг пошагового урока рисования
В данном уроке нас мало интересуют сами предметы, так как основное внимание мы уделяем отбрасываемым ими теням. Однако при желании вы можете продолжить работу и придать предметам более точную форму и объем.

8 Наносим легкую штриховку

Рисуем тени карандашом шаг 8

Возьмите карандаш 2В и нанесите легкую штриховку под углом 45° на самые темные участки предметов — например, на край перечницы. Не стремитесь при этом слишком сильно заштриховывать сами предметы, не выводите на них световые блики.

9 Завершаем рисунок

Рисуем тени карандашом шаг 9

Продолжайте наносить легкие тени мелкими штрихами. Помните, если вы сделаете предметы слишком темными, они сольются с отбрасываемыми тенями. Обратите внимание на две отчетливые тени — на носике кувшина для вина и на ручке стоящей слева ложки. Эти тени следует включить в композицию. Но они все же должны оставаться более светлыми, чем тени, которые изображены на заднем плане рисунка.

Рисуем тени карандашом

А Координатная сетка
Координатная сетка, нанесенная на экран из картона, размещенный позади композиции, помогает точнее передать контуры предметов и отбрасываемых ими теней.
Б «Позитивные» формы
Первым делом были изображены тени на заднем плане, поскольку в данном случае именно они являются доминирующим, «позитивным» элементом рисунка. Обратите внимание на то, что все тени, хотя и повторяют формы предметов, имеют сложные очертания.
В «Негативные» формы
На данном занятии сами предметы интересовали нас гораздо меньше, поэтому мы передали их на бумаге в виде «негативных» изображений.

Карандашный рисунок Печать Тени и солнечный день 363

  • Нажмите, чтобы увеличить

Цена: 335,83 TL+

Загрузка

Включены местные налоги (где применимо)

Размер

Выберите размер 5×7 дюймов (335,83 TL) 8×10 дюймов (533,38 турецких лир)

Выберите размер

Количество

1234567891011121314151617181920

Внесен в список 18 февраля 2023 г.

6 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Свет и тень в карандашном рисунке

Когда вы применяете свет и тень в карандашном рисунке, это поможет вам получить очень точное выражение объекта.

Если вы хотите сделать свой объект более выразительным, то тень будет намного лучше, чем просто контур, поскольку тень будет меняться в зависимости от формы объекта.

Всякий раз, когда вы хотите применить свет и тень в карандашном рисунке, вам нужно видеть как художник и тренировать для этого свое зрение.

Используются значения, и это различные оттенки серого, которые находятся между белым и черным. И эти значения затем переводятся художником, поскольку весь свет и тень, которые они видят, преобразуются в тени и создается иллюзия третьего измерения.

И основным элементом затенения является полный диапазон значений. И чтобы добавить к вашему рисунку различные оттенки и глубину, вам нужно нарисовать много разных значений.

Прежде чем двигаться дальше, вы должны иметь несколько определений, касающихся применения света и тени в карандашном рисунке.

Некоторые важные термины в применении света и тени в карандашном рисунке:
  • Источник света: Источник света — это направление или путь, из которого преимущественно исходит свет. Таким образом, каждый аспект рисования зависит от размещения этого источника света.
  • Тени: Область, где объект получает мало или вообще не получает света, называется тенью.
  • Тень: Область, где свет блокируется твердым объектом и, следовательно, создает темную область на прилегающей поверхности.

 

А теперь вы можете подумать, где лежат значения света, тени и отбрасываемой тени, когда вы рисуете свет и тень на карандашном рисунке.

Световые значения — это самые светлые области на объекте, и эти самые яркие из самых светлых значений также известны как блики.

Участки объекта, лежащие в теневой части, выделяются темными значениями. И когда вы обнаружите тень, вы сможете легко определить источник света.

Объект, отбрасывающий тень, при обнаружении которого можно легко обнаружить направление, откуда исходит свет. Самое темное значение в этой области рисования отбрасываемой тени находится ближе всего к объекту.

Итак, вот как вы можете применять значения света и отбрасывать тень, когда вы делаете свет и тень в карандашном рисунке.

Изучение различных контрастов при применении света и тени в карандашном рисунке:

Подчеркивание света и тени в карандашном рисунке называется контрастом и используется для придания вашим рисункам большей трехмерности. И это используется в свете и тени в карандашном рисунке.

Чтобы создать высококонтрастные рисунки, вы должны использовать крайние значения, и это создаст действительно мощный, сильный и динамичный рисунок. А для создания рисунка с низкой контрастностью используются в основном светлые и средние значения.

Источники света, используемые в карандашных рисунках:

Когда свет падает прямо на форму, то в том месте, где появляется яркое отражение, называются блики.

А блик может присутствовать на гребне поверхности, если поверхность неровная. А блики обычно видны как маленькие и интенсивные пятна почти белого цвета. Блик присутствует там, где линия зрения художника попадает на объект.

Прямой свет относится к любой области на форме, которая освещается непосредственно источником света.

Отраженный свет, также известный как отраженный свет, представляет собой свет, отраженный на форме, которую вы рисуете, от соседних поверхностей, и этот свет присутствует на темной стороне поверхностей и в этой области, виден истинный цвет объекта.

Тень, используемая в карандашных рисунках:

Область, на которую не падает прямой свет, называется областью тени, и отраженный свет приводит к освещению этой части области тени.

Центральная тень также известна как терминатор, она не получает выгоду ни от прямого света, ни от отраженного света, а для источника света она выглядит как плоскопараллельная линия, а основная тень является самой темной тенью на форме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *