Не бойтесь тени! Эффектное использование света и тени.
Итак, вы хотите сделать рисунок более эффектным? Но боитесь, что тени будут слишком темными? Тогда вы обратились по адресу. Я посоветую вам, как при помощи более сильного нажима на перо, карандаш (или чем вы там рисуете), превратить хороший рисунок в потрясающий.
Кстати, все что я говорю, не является истиной в последней инстанции. Не бойтесь экспериментировать! Вы можете воспользоваться этими знаниями, чтобы доработать свой стиль или просто проигнорировать эту информацию.
Недавно я наткнулся на потрясающий рисунок Кейти Шимузу. Очень хорошая основа — это не какие-нибудь каракули, обработанные в Photoshop. В рисунке красиво подобраны цвета, чувствуется настроение, сложная поза героини.
Цвета подчеркивают настроение, во всяком случае должны это делать. Я вижу замысел автора, но и вижу, что ей не удалось. Я задумался над тем, как доработать рисунок и в конце концов отредактировал его на компьютере (вы увидите это в конце).
Сейчас узнаете…
ПОТОМУ ЧТО ЯРКИЙ ОБЪЕКТ КАЖЕТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ ЯРКИМ РЯДОМ С ТЕМНЫМ ОБЪЕКТОМ ИЛИ НА ЕГО ФОНЕ.
Обратите внимание, как, например, выглядят люминесцентные цвета (или белый цвет) на темном фоне. Яркий объект на темном фоне (или наоборо — темный на светлом) всегда выделяется, бросается в глаза.
Так хорошо получаются «резкие» края, если вы рисуете на темном фоне. Вот пример из моей галереи:
Как видите и фон, и ее (да, это девушка) волосы черные. Я мог либо смешать эти два оттенка черного (что вряд ли получилось бы из-за растрепанных волос героини), либо выделить несколько светлых участков, чтобы показать очертания волос и позволить фантазии дорисовать остальное. Довольно прикольно получается с белыми силуэтами на черном фоне.
Я использовал темные оттенки, чтобы подчеркнуть светлые.
Вот так это выглядит на рисунке Кейти:Это пригодится, по большому счету, большинству художников. Но продолжим…
Следующее, что бросилось мне в глаза — тень, которую отбрасывает героиня рисунка. Что-то в ней было не так… Присмотревшись, я понял — она должна падать по другому. Ведь свет идет от окна, а тень находится прямо под девушкой.
ИСТОЧНИКИ СВЕТА СОСЛУЖАТ ВАМ ХОРОШУЮ СЛУЖБУ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К НИМ.
ИСТОЧНИКИ СВЕТА ВЛИЯЮТ НА ТО, КАК ПАДАЮТ ТЕНИ, ПОЭТОМУ НЕЛЬЗЯ ИХ НЕДООЦЕНИВАТЬ.
В нашем рисунке тень должна быть длинной и падать к нам, не так ли? Мне пришлось дорисовать нижнюю часть, чтобы поместился свет от окна.
Это не так то просто — представить, как будут падать тени. Не помешает знать кое-что о законах перспективы и т.д. Скажем, когда я только начал дорабатывать этот рисунок, то совершенно забыл, что освещенное окно словно приближается к нам. Так что мне пришлось еще больше увеличить низ рисунка.
Бывают, конечно, рисунки и получше… Я даже не уверен, что на нем все правильно. Но, по крайней мере, он дает определенное представление о том, каким должно быть, по моему мнению, распределение света и тени. Кстати, если тень длинная и падает к нам, это не значит, что ее всю нужно втиснуть в рисунок. Нам достаточно увидеть, что тень падает в нужном направлении. Иначе наше рациональное начало, гнездящееся в левом полушарии, может возмутиться — мол, тень же должна быть при таком освещении.
Вот еще один фрагмент, который показывает, как рациональное, левополушарное начало заставило художника нарисовать то, что должно быть по его мнению, а не то, что есть на самом деле.
Художница сделала, при помощи белого и желтого цветов, ноги более светлыми, чтобы подчеркнуть их форму. Но ведь они на фоне стены, которая светиться не должна, да и не может. А других видимых источников света на рисунке не видно.
Даже не знаю, как это изменить — то ли воспользоваться тенями и полутонами, чтобы подчеркнуть форму ног, то ли выделить ее несколькими линиями. Подумайте сами. А я повторю еще раз свою любимую фразу
КОНТРАСТ СДЕЛАЕТ ВАШ РИСУНОК БОЛЕЕ ЖИЗНЕННЫМ И ЭФФЕКТНЫМ.
Вам не доводилось читать, скажем, светло-серый текст на сером фоне? Трудновато, не правда ли? А все потому, что из-за низкого контраста вам сложно различать края символов.
Нормальное сочетание — белый на темно-сером или светло-серый на черном (правда, наши понятия о том, что такое «светлый» и «темный», могут различаться ;). Взгляните на этот пример:
Не перестарайтесь. Если вы знаете о значении контрастности, это не значит, что нужно ее использовать везде и всюду. Скажем дымка или туман не должны быть контрастными. Нечеткие грани могут придать вашему рисунку мистический оттенок. Но для того, чтобы нарушать правила, нужно их знать 😉
Вернемся к нашему рисунку. Стена очень светлая (что логично — она рядом с окном), но спина и ноги выполнены средними тонами. Это то, о чем я говорил — светло-серый (светлые тона) на сером (где должны бы быть темные тона).
И что получилось? Она очень эффектно осветила часть рисунка, но это не чувствуется, потому что фон тоже светлый.
Воспользуемся цифровыми технологиями (не люблю я Photoshop, а посему пользовался Micrografx Picture Publisher). Сэмплируем один из цветов исходного изображения, берем «аэрограф», ставим на «умножение» и проходимся по участкам, которые нужно затемнить. Например, скрещенные ноги девушки.
Раз уж речь зашла о цветах и тенях, хотелось бы дать ну очень хороший совет. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЧЕРНЫЙ И СЕРЫЙ ЦВЕТА ДЛЯ ЗАТЕНЕНИЯ.
Это делает рисунок неестественным и безжизненным. Используйте дополняющие цвета (для этого нужен цветовой круг).
Например, если вы хотите затенить красный — возьмите темно-зеленый (это противоположный цвет). Тени будут более естественными, это я вам обещаю. Универсальный цвет для затенения — indigo blue (сине-фиолетовый).
Для белого цвета воспользуйтесь голубым, пурпурным или любым другим отраженным цветом (например, в одной из областей рисунка возле рубашки). Рубашка будет выглядеть более естественно.
И еще одно пожелание, адресованное «цифровым» художникам: НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ ЧРЕЗМЕРНО ИНСТРУМЕНТАМИ «ОСВЕТЛЕНИЕ» И «ВЫЖИГАНИЕ». Есть и другие методы. Сэмплирование цвета с последующим рисованием в режиме «умножение» ничуть не хуже этих инструментов (более подробно об этой технике вы сможете узнать на сайте Polykarbon.com). Все, что я сделал с рисунком Кейти, я сделал именно так, не прибегая к осветлению и выжиганию.
Ну а теперь, давайте сравним исходный рисунок и результат моих трудов:
Обратите внимание, как темные участки подчеркивают светлые.
Правда, не все вышло так, как я хотел. Например, я использовал достаточно светлый телесный цвет, чтобы затенить шею. Но оттенок получился слишком красным. Хотя в данной ситуации это нормально — просвечивающаяся человеческая кожа действительно имеет красноватый оттенок.
Я немного увеличил картину, добавил слева, справа и сверху, для того, чтобы зрителю не было «тесно». Стоит оставлять немного больше свободного места для объекта рисунка, чтобы ему было «просторно».
Итак, если вы обратите внимание на источники света и расположение теней, сделаете рисунок КОНТРАСТНЫМ, затените нужные его участки дополняющими цветами в режиме «умножение», то ваш рисунок сможет действительно выделяться из массы. НЕ БОЙТЕСЬ ТЕНИ!
Выводы
— Контраст темных и светлых участков позволяет привлечь внимание к определенным участкам изображения, делает грани более четкими и задает настроение рисунка.
— Источниками света не стоит пренебрегать. В любом случае, если вы будете внимательны к ним, это сделает рисунок более аккуратным.
— Не используйте черный цвет для теней.
— Не бойтесь использовать тени.
Надеюсь, что, так или иначе, этот туториал вам помог.
%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8 PNG рисунок, картинки и пнг прозрачный для бесплатной загрузки
- Бесплатно
схема бд электронный компонент технологии принципиальная схема технологическая линия
- Бесплатно
в первоначальном письме bd логотипа
- Бесплатно
bd письмо логотип
- Бесплатно
82 летний юбилей ленты
- Бесплатно
прозрачный фон плаката bd mahfil
- Бесплатно
витамин b5 значок логотип золотая капля щит защита медицинский фон здоровье векторная иллюстрация
- Бесплатно
bd письмо логотип
- Бесплатно
21 февраля международный день родного языка
- Бесплатно
в первоначальном письме bd логотип шаблон
- Бесплатно
номер 82 3d рендеринг
- Бесплатно
bd письмо 3d круг логотип
- Бесплатно
2022 календарь bd с фоторамкой
- Бесплатно
облака комиксов
- Бесплатно
в первоначальном письме bd шаблон векторный дизайн логотипа
- Бесплатно
bd письмо логотип
- Бесплатно
круглая буквица bd или db дизайн логотипа вектор
бд флаг
- Бесплатно
в первоначальном письме bd шаблон векторный дизайн логотипа
21 февраля Международный день родного языка Бангладеш bd векторные изображения
- Бесплатно
витамин b5 логотип значок дизайн типы
- Бесплатно
3d золотые числа 82 с галочкой на прозрачном фоне
- Бесплатно
bd tech логотип дизайн вектор
- Бесплатно
82 летняя годовщина логотип дизайн шаблона иллюстрацией вектор
- Бесплатно
серые облака png элемент для вашего комикса bd
- Бесплатно
в первоначальном письме bd логотип шаблон
- Бесплатно
круглая буквица bd или db logo
- Бесплатно
письмо логотип bd дизайн
- Бесплатно
bd письмо логотип
- Бесплатно
b8 b 8 письма и номер комбинации логотипа в черном и gr
- Бесплатно
82 летняя годовщина векторный дизайн шаблона иллюстрация
- Бесплатно
черный градиент 3d номер 82
- Бесплатно
испуганные глаза комиксов
роскошный декоративный дизайн мандалы в золотом цвете bd
3d числа 82 в круге на прозрачном фоне
- Бесплатно
82 лет юбилей празднования вектор шаблон дизайн иллюстрация
- Бесплатно
asmaul husna 82
роскошная декоративная мандала bd
Векторный шрифт алфавит номер 82
почерк асмаул хана номер 82
82 красный попугай логотип для dft печати скачать бесплатно
- Бесплатно
82 летняя годовщина векторный дизайн шаблона иллюстрация
- Бесплатно
облака небо комикс мультфильм
bd национальный траурный день
- Бесплатно
bd mahfil постер фон
золото смешанное с зеленым в 3д числах 82
- Бесплатно
фитнес мотивационные цитаты вектор hd изображения bd
- Бесплатно
комикс бд страшно один темно
глюк числа 82 вектор на прозрачном фоне
- Бесплатно
глюк числа 82 вектор на прозрачном фоне
- Бесплатно
испуганные оранжевые глаза комиксов
Рисование света и теней — макеты
Свет и тени визуально определяют объекты. Прежде чем вы сможете рисовать свет и тени, которые вы видите, вам нужно натренировать свои глаза, чтобы видеть как художник.Значения — это разные оттенки серого между белым и черным. Художники используют значения для перевода света и теней, которые они видят, в оттенков, , таким образом создавая иллюзию третьего измерения.
Штриховка и перекрестная штриховка — простые и забавные приемы рисования штриховкой.
Полный диапазон значений является основным компонентом затенения. Когда вы сможете рисовать множество различных значений, вы можете начать добавлять тени и, следовательно, глубину к своим рисункам.
При растушевке на бумаге для рисования появляется волшебная иллюзия трехмерной реальности. На рисунке 1 показано, как взять простой рисунок круга и добавить штриховку, чтобы преобразовать его в планету Земля.
Рисунок 1: Превращение простого рисунка в планету Земля.Вы знаете, что окружающие вас объекты трехмерны, потому что вы можете подойти к ним, увидеть их со всех сторон и потрогать. Найдите минутку, чтобы посмотреть вокруг себя на знакомые предметы. Попытайтесь выяснить, почему вы видите их реальные трехмерные формы. Ищите различные значения, созданные светом и тенями.
Пристальный взгляд на свет и тень
Прежде чем вы сможете нарисовать соответствующие значения, которые правильно иллюстрируют свет и тени, вы должны быть в состоянии визуально идентифицировать следующее:- Источник света: Направление, откуда исходит преобладающий свет. Размещение этого источника света влияет на каждый аспект рисунка.
- Тени: Области объекта, которые получают мало или совсем не освещают свет.
- Отбрасываемая тень: Темная область на прилегающей поверхности, где свет блокируется твердым объектом.
Источник света сообщает вам, где рисовать все значения света и тени.
Рисунок 2 дает вам некоторую практику в определении источника света, теней и теней, отбрасываемых вокруг объекта, которым в данном случае является скульптура. Глядя на два рисунка скульптуры, задайте себе следующие вопросы:
- Где значения освещенности? Ищите самые светлые области на объекте. Самые яркие из самых светлых значений называются бликов.
- Где темные значения? Темные значения часто показывают те части объекта, которые находятся в тени. Обнаружив тени, обычно можно определить источник света.
- Где тень? Ближайшая к объекту часть отбрасываемой тени обычно имеет самое темное значение на рисунке. Обнаружив отбрасываемую тень объекта, вы можете легко определить направление источника света.
Два рисунка на рис. 2 имеют разные источники света. Сравните их и найдите доминирующий источник света в каждом.
Если вы догадались, что свет падает справа на первом рисунке, вы были правы. На втором рисунке свет исходит слева.
Увидеть, как источник света влияет на реальный объект, сложнее, чем изучить рисунок. Положите предмет на стол в тускло освещенной комнате. Посветите на объект мощным фонариком или лампой (источником света). Наблюдайте за ним с разных точек зрения.
Каждый раз, когда вы перемещаете источник света, определяйте следующее:- Тени на объекте (темные значения)
- Самые яркие области (блики)
- Значения освещенности (области ближе к источнику света или не в тени)
- Отбрасываемая тень (самые темные значения)
Изучение контраста в рисунке
Contrast можно использовать, чтобы сделать ваши рисунки более трехмерными, подчеркнув свет и тени. Используя крайние значения (больше светлых и темных значений, чем средние значения), вы создаете высокий — контрастный рисунок. Для действительно мощного, сильного и динамичного рисунка вы можете нарисовать очень темные тени прямо рядом со светлыми областями.Когда рисунок имеет в основном светлые и средние значения, он называется низкоконтрастным. Некоторые предметы рисования должны быть мягкими и нежными. Вы можете создать очень мягкий рисунок и при этом использовать полный диапазон значений. Подумайте, например, о белом котенке. Большая часть затенения очень светлая, но рисунок становится более выразительным, если вы используете немного темного затенения в нескольких отдельных областях, таких как зрачки и тени.
Ваши рисунки могут казаться плоскими, а не трехмерными, если вы используете слишком мало контраста в значениях. Если вы не пытаетесь добиться определенного настроения или хотите, чтобы объект выглядел плоским, всегда используйте полный диапазон значений.
Рисунок 3 поможет вам увидеть контраст во время тренировки зрения. Потратьте несколько минут, чтобы более внимательно изучить свет и тени на этом рисунке. Лицо девушки нарисовано в профиль. Лицо мальчика — вид спереди. Обратите внимание, как профиль девушки находится в тени лица мальчика.Яркий свет на ее лице сильно контрастирует с темной тенью сбоку его лица. Это создает сильное визуальное разделение, даже если два лица кажутся близкими друг к другу.
Рисунок 3: Высокая контрастность делает рисунок более трехмерным.Перевод значений, которые вы видите, в значения, которые вы рисуете
Почти все имеет более одного значения. В зависимости от источника света, у большинства вещей одни области очень светлые, а другие довольно темные.Если вы внимательно посмотрите на насыпь темной земли, то заметите, что она имеет несколько разных значений. Если бы эту насыпь земли покрыл свежий слой снега, ценностей все равно было бы много. Когда вы видите диапазон различных значений, вы можете нарисовать свой объект в третьем измерении.
Прищуривание, чтобы увидеть значения и простые формы
Видение значений является ключом к рисованию в третьем измерении. Многие художники могут визуально упростить сложные предметы рисования, просто прищурив глаза. Прищуривание помогает вам отсеивать детали и видеть простые значения и формы. Когда вы видите фигуры, созданные с разными значениями, вы можете точнее нарисовать свой объект.Посмотрите на рисунок 4 и прищуривайте глаза, пока изображение не потеряет фокус. Сравните самые темные значения с самыми светлыми и попытайтесь увидеть абстрактные формы, созданные разными значениями.
На втором рисунке показано, что можно увидеть, если прищуриться. Обратите внимание на формы, созданные значениями.
Рисунок 4: Прищурившись, чтобы увидеть значения и формы.Превращение цветов в значения с помощью прищуривания
Многие материалы для рисования, такие как графит, предназначены для черно-белых рисунков. Тем не менее, почти все в мире цветное. Вам нужно настроить свое зрительное восприятие, чтобы видеть эти цвета как оттенки серого при рисовании.Было бы неплохо, если бы вы могли просто нажать кнопку посредине лба и волшебным образом преобразовать мир из полноцветного в оттенки серого? Эта способность, безусловно, значительно облегчит рисование. К счастью, простое прищуривание может помочь вам развить этот навык.
Попробуйте эти советы, чтобы научиться преобразовывать цвета в значения:
- Посмотрите вокруг себя на разные предметы. Сосредоточьтесь только на светлых и темных областях, а не на реальных цветах. Сконцентрируйтесь на свете и тенях. Затем прищуривайте глаза, пока не увидите значения этого объекта. Обратите внимание на то, где находятся светлые и темные участки. Подумайте, как бы вы могли нарисовать эти тени и свет. Не расстраивайтесь, если у вас не получится сделать это сразу. С практикой вы станете лучше.
- Найдите цветную фотографию с большим контрастом. Сощурьте глаза, чтобы выделить цвета и детали. В своем альбоме рисуйте только те простые формы и значения, которые видите. Добавьте затенение только с черным, белым, светлым значением и средним значением.
Как рисовать тени в перспективе
ГЛАВА XV
ЕСТЬ веская причина понять принцип теней; хотя это не всегда осознается учащимися. Вы можете подумать о прекрасном предмете и все же упустить ценные черты, которые были бы подсказаны перспективой, поскольку предмет распутывается из первой смутной идеи. Например, драматический сюжет может быть алтарем, освещенным одним светом, к которому ведут ступеньки; на них фигура, увиденная сзади, в умоляющей позе. Свет, отбрасывающий расходящиеся тени вниз по ступеням, лишь добавлял таинственности и масштабности, необходимой предмету.
Снаружи мы видим несколько похожие расходящиеся тени от стволов деревьев между нами и заходящим солнцем.
Мы должны хотя бы знать простые правила, управляющие этими двумя типами теней.
Форма тени иногда лучше передает наше значение, чем сам объект. Разве мы не видели изображения заговорщиков в плащах и шляпах, сидящих за столом, и их мерцающий свет, отбрасывающий на стену фантастические тени, более выразительно выражающие их злые махинации, чем сами заговорщики?
Опять же, тень может быть отброшена от вещей, скрытых от глаз, и таким образом объяснить их форму. Или тень от какого-нибудь пустякового предмета может выявить хорошие стороны или, по крайней мере, объяснить форму или поверхность плоскости, на которую она отбрасывается.
Правила, которые обычно даются для рисования теней, многочисленны и сложны.
Рассмотрение многочисленных примеров в различных условиях — это времяпрепровождение, способное удержать от изучения основополагающих принципов. Поэтому я старался ограничиться самым простым объектом — стороной стены — для каждого примера, чтобы показать, как будет получаться тень при некоторых более обычных условиях освещения. Монотонность повторяющейся пустой стены заставила меня добавить другие диаграммы, чтобы продемонстрировать практическое применение правила.
ТЕНИ ОТ СОЛНЦА
(1) Солнце с одной стороны объекта. — Предположим, солнце слева от нас; уровень земли, вертикальная стена, удаляющаяся от нас.
Если солнце не впереди и не позади нас, его лучи будут идти параллельными линиями. Затем линии света, поскольку они не могут пройти сквозь стену, проходят сверху. Там, где они ударяются о землю, тень от стены прекращается.
Практика для рис. 303. — Нарисуйте стену. Проведите на земле горизонтальные линии от ближайшего и самого дальнего ее основания (1-2, 3-4) или от любых других точек. например 5-6. Из каждой отмеченной точки (там, где стена касается земли) поднимите стойки C B на вершину стены (A, C, B). Определите наклон солнечных лучей и проведите их параллельными линиями по стене в каждой отмеченной точке. Там, где они встречаются с землей, присоединяйтесь к ним, чтобы создать тень от стены. Очевидно, что лучи от солнца, когда оно находится высоко в небе, будут более вертикально наклонены и, следовательно, тень будет уже, чем когда солнце находится низко и отбрасывает более горизонтально наклоненные лучи.
Если вы сомневаетесь, что солнечные лучи параллельны, когда оно находится сбоку от вас, выйдите однажды туманным осенним утром и понаблюдайте за прекрасными линиями света, которые проходят над живой изгородью и освещают сверкающую росу или тающий иней. Тень, выглядящая холодной и синей с инеем, четко очерчена.
илл. LXIII. Нарисовано автором (Бринкуэллс, 1913).
Этюд солнечных теней, отбрасываемых ситом и веткой на неровную поверхность обшивки,
(2) Земля с уклоном от объекта, отбрасывающего тень. — Используя нашу ту же стену, сделаем равномерный уклон земли (и всегда с одинаковым наклоном) от стены. Лучи света должны продолжаться до тех пор, пока они не встретятся с землей — единственная разница между рис. 303 и 305 находятся на большей длине тени.
Практика (рис. 305). — Нарисуйте стену и наклон солнечных лучей, как раньше. Изобразите уклон земли линиями, проведенными из определенных точек у основания стены, отметьте эти определенные точки и над каждой над вершиной стены возьмите солнечный луч до встречи с землей.
Пример. — Тень трубы на покатой крыше.
(3) Тень от объекта, встречающегося с вертикальной поверхностью.
Практика (рис. 306). — То же, что и на рис. 303, но тень вместо того, чтобы продолжаться на земле, захватывается вертикальной поверхностью, вершина которой определяется направлением солнечных лучей. Приведенные выше примеры солнца с одной стороны ясно показывают, что здравый смысл и несколько ориентиров — единственное необходимое оборудование.
Это позволяет уму свободно оценивать и воспроизводить тонкие очертания тени, которые проявляются на неровностях земли или форме объекта.
Особенно это касается случаев, когда отдельные объекты или отдельные группы отбрасывают свои тени. Каждая тень ныряет в ложбинку и поднимается над каждым контуром; становится укороченным на дальнем краю склона или скрыт выступом, ловящим солнце.
Математическая точность не требуется до тех пор, пока соблюдается общая истина и проявляется красота линий.
СОЛНЦЕ ПЕРЕД НАМИ
(1) Солнце отбрасывает к нам тени. — На ровном месте, когда солнце находится перед нами, или, вернее, в любом положении, кроме как позади нас или сбоку от нашего объекта; тогда его лучи уже нельзя проводить параллельно. Они должны исходить от солнца или, если хотите, должны иметь солнце своей точкой схода.
Практика по рис. 307. — Нарисовать объект. Отметьте положение солнца. Из него возьмите линии поверх объекта, чтобы изобразить солнечные лучи. Отметьте землю под каждым местом, где лучи касаются верхней части объекта. Точка схода теней будет сразу под солнцем на линии горизонта. Из «тени» В.П. проведите линии к отметкам на земле и продолжайте их, пока они не встретятся с лучом над каждой отметкой. Соедините каждую найденную точку в том же порядке, в котором соединяются исходные точки объекта.
(2) Тень на земле наклоняется к нам. — В.П. ибо тени будут (как и в последнем случае) находиться прямо под солнцем, но не на высоте горизонта, а на той же высоте (не обязательно в том же месте), что и В.П. для земли.
Практика для рис. 308. — Нарисуйте объект, землю, солнце и вертикаль, опущенную из него. Найдите «в гору» В.П. для земли; на этой же высоте отметьте В.П. для теней по вертикали (т.е. под солнцем). Нарисуйте лучи. Под верхними точками объекта, которых касаются лучи, отмечают землю. Из «тени» В.П. нарисуйте линии до наземных отметок и продолжайте. Соедините точки встречи лучей и земли, как в последнем случае.
(3) Тени на вертикальных плоскостях. — В прежних случаях мы обнаружили, что «теневой» В. П. лежит в той же плоскости, что и поверхность, на которую падает тень. Так, на ровных поверхностях «тень» В.П. находится на горизонте. Вновь при подъеме поверхности мы обнаружили «тень» В.П. на той же высоте, что и «в гору» В.П. наклонной поверхности. В обоих случаях «тень» В.П. находился прямо под солнцем. «Тень» В.П. ибо тени, отбрасываемые на вертикальные плоскости, оказываются на высоте солнца и непосредственно над В.П. до какого уровня линии на этой плоскости отступают. И вот «тень» В.П. по-прежнему сохраняет свой обычай находиться в той же плоскости, что и поверхность, на которую отбрасывается тень.
Практика для рис. 311. — Чтобы нарисовать тень на вертикальной плоскости отступа, отбрасываемой горизонтальной выступающей поверхностью. Нарисуйте предмет, его В.П., горизонт и солнце. Проведите луч от солнца к углу любой поверхности, выступающему из вертикальной стойки. Из «тени» В.П. провести линию до стыка вертикальной поверхности с выступающей поверхностью, продолжить линию до встречи с солнечным лучом. Это определяет длину тени в этом месте. Повторите операцию в каждом углу. Нет необходимости изменять метод для вертикальных проекций.
СОЛНЦЕ ЗА ХУДОЖНИКОМ
Очевидно, что, поскольку за нами не видно солнца, мы уже не можем проводить от него лучи — как в последнем примере для получения длины теней. Чтобы преодолеть затруднение, мы предположим, что солнце находится на другом конце луча точно так же далеко под горизонтом, как само солнце над ним.
(A) Тень от вертикального объекта, отбрасываемого на ровную поверхность. Предмет. — Стена немного сбоку, обращенная к нам и освещенная солнцем, так что мы видим ее тень на земле позади нее.
Практика для рис. 313. — Скопируйте (рис. 312) направление одной стороны удаляющейся тени (1-2) и продолжайте до тех пор, пока она не встретится с горизонтом.
Это будет «тень» В. П. Сразу под ней и на том же расстоянии ниже горизонта, на каком над ней находится солнце, отметьте псевдосолнце. От него провести луч к вершине стойки (к 4), тень которой нарисована. Луч отсекает тень и определяет ее правильную длину.
Остальные наземные точки соединить с «теневой» В.П., и отсечь их лучами от псевдосолнца до вершины стоек над ними.
(B) Тень, отброшенная на наклонную плоскость. — Когда мы нарисовали схему стены на подъеме и солнца впереди нас, мы нашли «тень» В.П. быть сразу под солнцем и на уровне с В.П. для наклонной площадки (т.е. в одной с ней плоскости). С солнцем позади нас мы переставляем его, как на последнем рисунке; исправить «тень» В.П. наравне с «горным» В.П. (как и раньше) и поместите его непосредственно над транспонированным солнцем.
Рис. LXIV. Рисунок Автора.
Обратите внимание на тень пивной бочки на кружке.
Практика (Рис. 315). — Нарисуйте объект, наклон земли, транспонированное солнце и край одной тени. Продолжайте линию тени до тех пор, пока она не достигнет точки сразу над псевдосолнцем, а на высоте В. П. для наклонного грунта. Эта точка теперь является В.П. для теней. Найдите их направление по линиям к «тени» В.П., а их длину по лучам от псевдосолнца, как в предыдущих упражнениях.
(C) Тень выступа от удаляющейся стойки.
Практика для рис. 316. — Скопируйте направление одной линии тени и продолжите ее (1-2) до точки сразу под «уровнем» В.П. сделать «тень» В.П. Проведите луч от транспонированного солнца к концу проекции, отбрасывая тень (3-4), пересечение линии и луча фиксирует длину тени вниз. Продолжай, как прежде.
ПРИМЕРЫ. — Тени отбрасывают ступени.
(1) Солнце с одной стороны.
Практика для рис. 318. — Следуйте рис. 306, рисуя стену, солнечные лучи и тень до тех пор, пока она не встретится со ступенькой, проведите тень вверх по «подъему» ступеньки вдоль проступи. Повторяйте операцию до тех пор, пока не будет получен предел тени на обоих концах. Присоединяйтесь к концу теней.
(2) Солнце за маляром (рис. 319). — Длина тени определяется лучами от псевдосолнца (см. рис. 313, если схема не поясняет сама себя).
(3) Солнце перед художником. — Тень на проступи каждой ступени находится как на рис. 307. Когда тень достигает края ступени, ее опускают вертикально вниз по подъему и снова продолжают над следующей ступенькой, как показано на рис. 320.
Тень, отбрасываемая наклоняющимся объектом.
Солнце с одной стороны (рис. 319). — Нарисуйте лучи, касающиеся дальних углов. Отбросьте вертикали из тех же точек и узнайте, где они касаются земли, соединив ближние углы склона «уровнем» В.П. Нарисуйте горизонтали там, где вертикали касаются земли. Соединение солнечных лучей с горизонтальной линией определяет длину и ширину дальнего конца отбрасываемой тени; присоедините его к ближнему концу склона.
ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ И ДНЕВНОЙ СВЕТ
Свет и тени объектов при искусственном освещении напоминают солнечный свет искрящейся интенсивностью света и четкой формой теней. Отличается от него большей искаженностью форм теней. Одно никогда не спутаешь с другим по причине равномерной светимости далеких и близких предметов под солнечным светом, в отличие от быстрого угасания яркости предметов, более удаленных от источника искусственного освещения.
Джозеф Райт в своем изображении воздушного насоса разумно использовал различные источники света, начиная от простой свечи, чтобы подчеркнуть выражение лиц.
Рембрандт восхищался тайной света свечей. Его картина «Рождество Христово», помимо эмоциональной стороны сюжета, а просто рассматриваемая как обычный интерьер конюшни, освещенный фонарем, показывает, сколько тайны и величия он видел в бытовых эффектах.
ТЕНИ ОТ ИСКУССТВЕННОГО СВЕТА
По сравнению с дневными тенями. — Мы нашли брошенную на ровной поверхности точку в сторону горизонта на расстоянии, отделяющем нас от солнца.
Тени от искусственного света, отбрасываемые на ровную поверхность, отличаются от теней, отбрасываемых солнцем, тем, что их В. П. под самой лампой (рис. 323).
Например, некоторые предметы на столе, которые затеняются солнцем из-за простора, могут быть освещены солнцем перед нами. Все их тени на столе указывали на вице-президента. на далеком горизонте и под солнцем.
Те же предметы на столе, освещенные свечой, будут иметь свои тени, указывающие на В.П. на столе пламя свечи.
Следовательно, при тенях при искусственном освещении происходит сильное искажение формы предмета, не происходящее при солнечном освещении.
(1) Тени от объектов при искусственном освещении на ровных поверхностях.
Практика по рис. 323. — Нарисуйте линию горизонта и фонарь. От света нарисуйте лучи над дальним и ближним концом верхней части стены. Отметьте место, где фонарь-стандарт встречается с землей, и от этой отметки проведите линии к дальнему и ближнему концу основания стены и продолжите их. Эти линии определяют ширину тени. Длина тени определяется в этих точках (1-2), где каждый луч встречается с линией тени под ним. Соедините такие точки, чтобы завершить тень.
Само собой разумеется, что объекты будут отбрасывать свои тени от света; те, которые расположены позади света, будут иметь тени, удаляющиеся от нас, в то время как другие между нами и светом будут отбрасывать тени к нам.
Поскольку один и тот же рецепт используется для всех теней, отбрасываемых от объектов, стоящих на ровной поверхности, нам не нужно подробно описывать каждое обстоятельство. Не забудьте провести вертикаль вниз от источника света, пока он не встретится с поверхностью, на которой будут тени. «Тень» В.П. является соединением этой вертикали с плоскостью уровня.
(2) Тень, отбрасываемая объектом, выступающим с потолка. — «Тень» В.П. для объектов, выступающих из потолка, будет та точка на потолке, которая находится непосредственно над источником света.
Практика по рис. 324. — Нарисуйте предмет, потолок, свет. Поднимите вертикальную линию от источника света, пока он не коснется потолка прямо над ним. Там место «тени» В.П. Проведите лучи света по концам объекта, выступающего из потолка. Присоединяйтесь к «тени» В.П. так, чтобы каждый угол объекта касался потолка, и продолжайте эти линии до тех пор, пока они не встретятся с лучами.
Теперь переверните схему вверх ногами, и вы обнаружите, что выполненная работа точно такая же, как когда объект стоял на земле и свет шел сверху.
Единственная трудность в этом заключается в размещении пятна на потолке прямо над источником света. Это можно маневрировать, проводя линию вдоль пола, вверх по стене, вдоль потолка, пока она не встретится с вертикалью от света (см. линию, отмеченную стрелкой на схеме).
Но можно придумать и другие не менее эффективные уловки.
(3) Тень на вертикальной плоскости. — При рисовании тени на стене (рис. 325) сначала находят «тень» В.П., которая должна быть на стене, на той же высоте, и точно напротив света. В остальном нет никакой разницы между решением этой задачи и предыдущими.