ШЛЕГЕЛЬ | это… Что такое ШЛЕГЕЛЬ?

    ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10 марта 1772, Ганновер — 12 января 1829, Дрезден) — немецкий философ, критик, филолог, историк культуры, писатель, один из теоретиков романтизма Учился в Ганноверском и Лейпцигском университетах, изучал право, философию и литературу С 1773 занимается литературной деятельностью Публикует труды по древнегреческой поэзии В разные годы знакомится с Фихте, Гете, Гердером, Виландом, Шеллингом, Якоби, Баадером, Тиком, дружит с Новалисом и Шлейермахером Вместе с братом—А В Шлегелем издавал журнал “Атеней” Был редактором журналов “Европа”, “Немецкий музей”, “Concordia”, газеты “Цsterreichische Zeitung” Изучал восточные языки Читал лекции по истории, литературе, философии, лингвистике Из изучения школ древнегреческой поэзии Шлегель постигает диалектику ее развития, ее этапы возвышенная красота — совершенство — роскошь и элегантность — варварство. Древняя история являет собой “естественную историю нравственного и духовного человека” Изучение греков и римлян — это школа гуманности, оно имеет безусловную ценность для всего человечества Сочинение Шлегеля “Об изучении греческой поэзии” (Ьber das Studium der Griechischen Poesie, 1795—96) называли “программой немецкого романтизма”, здесь он формулирует основополагающие понятия “естественной” и “искусственной” культуры, “эстетической революции” и др Он подчеркивает всемирно историческое значение греческой культуры — этой “вершины естественной культуры”, которая “остается поэто”.

гу высшим прообразом художественного развития всех времен” (Эстетика Философия Критика, т l M , 1983, с. 145) Шлегель разрабатывает важнейшие для романтизма понятия “гений”, “ирония” (“ирония — форма парадоксального Парадоксальное все хорошее и великое одновременно” — Там же с 283), “юмор” (“юмор имеет дело с бытием и небытием, и его подлинную сущность составляет рефлексия” — Там же, с 308) “Французскую революцию”, “Наукоучение” Фихте и “Вильгельма Меистера” Гете Шлегель считает величайшими тенденциями своей эпохи (там же, с 300) Шлегель исследует генезис древнегреческой,

    римской, немецкой, французской, испано-португальской литературы и анализирует специфические особенности различных жанров (трагедия, комедия, эпос, лирика, драма) В “Развитии философии в двенадцати книгах” (1804—06) Шлегель анализирует различные типы философии и приходит к выводу о несостоятельности эмпиризма, материализма, скептицизма и пантеизма в силу противоречивости их первоначал, тогда как интеллектуальный дуализм, идеализм и реализм находятся, по его мнению, на пути к истинной философии (там же, т. 2. Μ , 1983, с 139), под которой он понимает “определенное и глубоко укорененное познание высшего существа и всех божественных вещей” (там же, с 223), или “философию самой жизни” (там же, с 226) В “Философии жизни” (Philosophie des Lebens, 1828) в качестве подлинного предмета философии предстает “внутренняя духовная жизнь во всей полноте” (там же, с. 336) Идеи Ф Шлегеля оказали большое воздействие на последующее развитие европейской эстетики, философии и культуры

    Соч : Sдmtliche Welke, Bd 1-10 Wien, 1822-25, Kritische Fnednch Schlegel Ausgabe, Bd 1-35 Munch -Paderborn-Wien, 1958-80, в рус пер История древнем и новой литературы, т 1 -2 СПб , 1829—30, Эстетика Философия Критика, т 1—2 M , 1983

    Лит • Wirt L Г riednch Schlegels philosophische Entwicklung Bonn, 1939, AnsteftJ J La pensée religieuse de Fr Schlegel P, 1941, Prang H. Die romantische Ironie Darmstadt, 1972

    K. M Долгов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

ШЛЕГЕЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Ю. H. Попов, В. М. Алпатов (Языкознание)

ШЛЕ́ГЕЛЬ (Schlegel) Фрид­рих (10.3.1772, Ган­но­вер – 12.1.1829, Дрез­ден), нем. кри­тик, фи­ло­лог, фи­ло­соф, пи­са­тель, тео­ре­тик ро­ман­тиз­ма. Ро­дил­ся в се­мье лю­те­ран­ско­го пас­то­ра, брат А. В. Шле­ге­ля. В 1790–93 учил­ся в ун-тах Гёт­тин­ге­на и Лейп­ци­га. В стать­ях 1790-х гг., на­пи­сан­ных под влия­ни­ем И. И. Вин­кель­ма­на, ви­дел в др.-греч. по­эзии про­об­раз ис­тин­но­го иск-ва, во­пло­ще­ние «объ­ек­тив­но-пре­крас­но­го», рез­ко кри­ти­ко­вал куль­ту­ру и ис­кус­ст­во Но­во­го вре­ме­ни за гос­под­ство «ма­нер­но­го, ха­рак­тер­но­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го», сме­ше­ние жан­ров, не­ус­тан­ное стрем­ле­ние к «но­во­му, пи­кант­но­му и по­ра­зи­тель­но­му» и т. п. («Об изу­че­нии гре­че­ской по­эзии» – «Über das Studium der griechischen Poesie», 1797). В кон. 1790-х гг. сфор­му­ли­ро­вал про­грамм­ные идеи йен­ско­го ро­ман­тиз­ма (ж. «Athenäum», из­да­вав­ший­ся Ф. и А. В. Шле­ге­ля­ми, 1798–1800). Ут­вер­ждая те­перь спе­ци­фич. цен­ность со­вре­мен­но­го, «ро­ман­ти­чес­ко­го» ис­кус­ст­ва (в от­ли­чие от «клас­си­че­ско­го», ан­тич­но­го), вер­ши­на­ми его счи­тал Дан­те, У. Шек­спи­ра, М. де Сер­ван­те­са, И. В. Гё­те. В мно­го­числ. стать­ях, фраг­мен­тах и афо­риз­мах вы­дви­нул уто­пич. иде­ал но­вой, уни­вер­саль­ной по­эзии (и куль­ту­ры), эс­те­ти­че­ски пре­об­ра­жаю­щей мир, уст­рем­лён­ной к «бес­ко­неч­ной пол­но­те уни­версу­ма», на­хо­дя­щей­ся в не­пре­стан­ном про­цес­се творч. ста­нов­ле­ния, прин­ци­пи­аль­но не­за­вер­шён­ной, по­сто­ян­но реф­лек­ти­рую­щей по по­во­ду се­бя и сво­их соз­да­ний, сли­ваю­щей во­еди­но ис­кус­ст­во, фи­ло­со­фию, нау­ку и ре­ли­гию [про­об­раз та­ко­го слия­ния Ш. ви­дел в древ­ней ми­фо­ло­гии и меч­тал о но­вой ми­фоло­гии, за­чат­ки ко­то­рой ус­мат­ри­вал в но­вей­шем ес­те­ст­во­зна­нии и по­сле­кан­тов­ской идеа­ли­стич. фи­ло­со­фии («Раз­го­вор о по­эзии» – «Gesprächüber die Poesie», 1800)]. С этим свя­за­но уче­ние об иро­нии как вы­ра­же­нии не­замк­ну­той ди­на­ми­ки ми­ра и по­зна­ния, «чув­ст­ва це­ло­го», по­бу­ж­даю­ще­го ху­дож­ни­ка к по­сто­ян­но­му са­мо­воз­вы­ше­нию над ог­ра­ни­чен­но­стью сво­его Я, изо­бра­жае­мо­го ма­те­риа­ла и средств изо­бра­же­ния. Ро­ман, эта «эн­цик­ло­пе­дия ду­хов­ной жиз­ни» ин­ди­ви­да, – выс­ший жанр но­вой по­эзии, его иде­аль­ные об­раз­цы – «Виль­гельм Мей­стер» Гё­те и «Дон Ки­хот» Сер­ван­те­са. В не­окон­чен­ном и фраг­мен­тар­ном по фор­ме ро­ма­не Ш. «Лю­цин­да» (1799), вы­звав­шем об­ви­не­ния в «не­при­стой­но­сти», со­дер­жа­лась ро­ман­тич. тео­рия люб­ви и бра­ка как ду­хов­но-те­лес­но­го един­ст­ва, гар­мо­ни­че­ско­го взаи­мо­до­пол­не­ния муж­чи­ны и жен­щи­ны.

В ду­хе Ф. Шлей­ер­махе­ра ран­не­ро­ман­тич. иде­ал куль­ту­ры ис­тол­ко­вы­вал­ся Ш. как пан­теи­стич. ре­ли­гия «бес­ко­неч­но­го» («Пись­мо о фи­ло­со­фии» – «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» – «Ideen», 1799). Фор­ми­рую­щее­ся Я и ста­но­вя­щий­ся мир, «иде­аль­ное ра­зу­ма» и «ре­аль­ное уни­вер­су­ма» – два по­лю­са в кар­ти­не ми­ра у Ш. в 1799–1800-х гг. («иде­ал-реа­лизм» как со­еди­не­ние кон­цеп­ций И. Г. Фих­те и Б. Спи­но­зы; в даль­ней­шем воз­рас­та­ет влия­ние Г. В. Лейб­ни­ца). Бес­ко­неч­ное нель­зя фик­си­ро­вать в за­стыв­ших по­ня­ти­ях, его мож­но толь­ко «от­кры­вать и со­зер­цать» в сим­во­лах – ху­дож. об­раз­ах и фи­лос. иде­ях-«пра­по­ня­ти­ях». Ис­то­рия соз­на­ния – это ис­то­рия во­об­ра­же­ния («пой­е­ти­чес­ко­го ра­зу­ма»), со­зи­даю­ще­го сим­во­лы.

В 1802–04 Ш. в Па­ри­же, из­да­ёт ж. «Europa» (1803–05), про­ник­ну­тый иде­ей ду­хов­ной общ­но­сти ев­роп. куль­ту­ры. В кёльн­ских лек­ци­ях по фи­ло­со­фии (1804–06) – пер­вом сис­те­ма­тич. из­ло­же­нии идей Ш. – мир пред­ста­ёт как мно­же­ст­во ко­неч­ных ста­но­вя­щих­ся Я (ка­ж­дое из ко­то­рых – толь­ко фраг­мент из­на­чаль­но­го Я), об­щаю­щих­ся ме­ж­ду со­бой и с «пра-Я»; «не-Я» – это лишь не­кое «про­ти­во-Я», или «Ты», в «пра-Я» схо­дят­ся все лу­чи фи­ло­со­фии. Лек­ции со­дер­жат все­ох­ва­ты­ваю­щую кри­ти­ку фи­лос. сис­тем, или ти­пов ми­ро­воз­зре­ний, ка­ж­дое из ко­то­рых (ма­те­риа­лизм, скеп­ти­цизм, пан­те­изм, дуа­лизм и идеа­лизм) яв­ля­ет­ся зве­ном в по­сле­до­ват. раз­ви­тии ми­ро­вой фи­ло­со­фии.

По­сле об­ра­ще­ния в ка­то­ли­че­ст­во (1808) жил в Ве­не, с 1809 на австр. гос. служ­бе, со­труд­ни­чал с К. Мет­тер­ни­хом. В «Ис­то­рии древ­ней и но­вой ли­те­ра­ту­ры» (т. 1–2, 1815, рус. пер. ч. 1–2, 1829–30), про­дол­жаю­щей тра­ди­ции И. Г. Гер­де­ра и за­ни­маю­щей зна­чит. ме­сто в ут­вер­жде­нии ро­ман­тич. ис­то­риз­ма, нац. ли­те­ра­ту­ры рас­смат­ри­ва­ют­ся в их не­по­вто­ри­мой ин­ди­ви­ду­аль­ной це­ло­ст­но­сти как вы­ра­же­ние ду­хов­ной жиз­ни на­ро­да в тес­ной свя­зи с ре­лиг., филос. и по­ли­тич. ис­тори­ей. Рес­пуб­ли­ка­низм и при­вер­жен­ность иде­ям Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции 1790-х гг. сме­ни­лись в 1810–20-х гг. кон­сер­ва­тив­но-ро­ман­тич. идеа­лом «ис­тин­ной им­пе­рии», оли­це­тво­ряе­мой австр. со­слов­ной мо­нар­хи­ей (ж. «Concordia», 1820–23). В «Фи­ло­со­фии жиз­ни» («Vor­lesungenüber die Philosophie des Lebens», 1828), «Фи­ло­со­фии ис­то­рии» («Vorle­sun­genüber die Philosophie der Geschichte», Bd 1–2, 1829), «Фи­ло­со­фии язы­ка и сло­ва» («Phi­losophische Vorlesungen: in­s­beson­dere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) Ш. раз­ви­вал идеи уни­вер­саль­ной «хри­сти­ан­ской фи­ло­со­фии». Кри­ти­куя разл. фи­лос. сис­те­мы, осо­бен­но нем. клас­сич. идеа­лизм, как фор­мы «рас­ко­ло­то­го соз­на­ния», пред­по­сыл­кой под­лин­ной «фи­ло­со­фии жиз­ни», ос­но­ван­ной на прин­ци­пах хри­сти­ан­ско­го «спи­ри­туа­лиз­ма», счи­тал вос­ста­нов­ле­ние внутр. це­ло­ст­но­сти че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния в един­ст­ве всех ду­шев­ных и ду­хов­ных спо­соб­но­стей (рас­суд­ка, фан­та­зии, ра­зу­ма, во­ли и т. д.).

Ш. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков нем. сан­ск­ри­то­ло­гии и срав­нит. язы­ко­зна­ния. В ра­бо­те «О язы­ке и муд­ро­сти ин­дий­цев» («Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808) впер­вые вы­ска­зал идею о том, что язы­ки мо­гут клас­си­фи­ци­ро­вать­ся не толь­ко по ге­не­тич. при­над­леж­но­сти, но и по сво­ему строе­нию не­за­ви­си­мо от род­ст­ва. Язы­ки ми­ра раз­де­лил на флек­тив­ные (др.-греч., лат., сан­ск­рит) и аф­фик­си­рую­щие (тюрк­ские и др.; позд­нее их ста­ли на­зы­вать агг­лю­ти­на­тив­ны­ми язы­ка­ми). Спе­ци­фич. осо­бен­ность флек­тив­ных язы­ков, ко­то­рые Ш. счи­тал наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми, он ус­мат­ри­вал в на­ли­чии из­ме­не­ния кор­ня (внутр. флек­сии). Идеи Ш., раз­ви­тые А. В. Шле­ге­лем и К. В. фон Гум­больд­том, лег­ли в ос­но­ву ти­по­ло­гии лин­гвис­ти­че­ской, од­на­ко те­зис о свя­зи строя язы­ка со сте­пе­нью его со­вер­шен­ст­ва был впос­лед­ст­вии от­верг­нут.

Schlegel на английском языке — Cambridge Dictionary

Schlegel

 

существительное

  [ мужской род ] /ˈʃleːɡəl/  

родительный падеж единственного числа Schlegels | именительный, множественное число Schlegel

Добавить в список слов Добавить в список слов

● кулинария

Keule eines Schlachttiers

нога

ein gebratener Hähnchenschlegel жареная куриная ножка

Перевод Schlegel | ПАРОЛЬ Немецко-английский словарь

Schlegel

 

существительное

 

голень [существительное] нижняя часть ноги вареного цыпленка и т. д.

куриные голени.

 

Обзор

Шлехтреден

шлекен

Шлекерай

Шлекермол

Шлегель

шлейхен

Шлейхвег

Шляйхвербунг

Шлейер

Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам

  • {{randomImageQuizHook.
    copyright1}}
  • {{randomImageQuizHook.copyright2}}

Авторы изображений

Попробуйте пройти тест сейчас

Слово дня

излучать

Великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈreɪ.di.eɪt/

НАС

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈreɪ.di.eɪt/

для производства тепла и/или света или (тепла или света) для производства

Об этом

Блог

Набраться смелости: разговор о смелости

Подробнее

Новые слова

Минимум по понедельникам

Больше новых слов