Содержание

Упражнения для отработки штриховки | artlab.club

Этот пост является продолжением темы про штриховку, которая уже освещалась тут. Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если “поставить руку”, но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку — не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок. Итак берем карандаш вот так. Есть два направления упражнений — на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха

Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро — мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

  • Рисуем на листе тонкие вертикальные линии, стараясь соблюдать между ними одинаковое расстояние. Лист бумаги лучше повернуть вертикально. На этом же листе пробуем так же отрабатывать горизонтальные и диагональные линии в разных направлениях. Старайтесь не уводить линии за край листа, а останавливать руку в произвольном месте.
    Скорее всего первые линии получатся у вас кривыми и неровными — не расстраивайтесь, это нормально, рука должна привыкнуть к карандашу и наработаться нужная моторика. Повторяя это простое упражнение очень скоро вы увидите результаты своей работы. Я смухлевала, надо весь лист закрасить, но суть думаю ясна.
  • Делим лист бумаги на четыре части и отрабатываем в каждом углу отдельно вертикальную, горизонтальную и диагональную штриховку, равномерно заполняя штрихами все пространство.
  • Рисуем квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, от одного угла до другого, штрихи могут выходить за границы угла, пока линии не образуют ровный квадрат. Вписываем в квадрат круг. Движение лучше делать широким, от локтя, а не от кисти, так будет проще сделать ровную линию, стороны круга, должны касаться сторон квадрата. Не пытайтесь сразу нарисовать ровный круг, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Далее штрихуем круг диагональными линиями справа налево и слева направо.
    У меня заштрихован дважды и квадрат явно маловат)
  • Рисуем ряд одинаковых фигур небольшого размера от 3 до 5 см, стараясь сделать их одинаковыми по размеру и расстоянию между фигурами. Начать лучше с квадратов, добавить прямоугольник, круги, треугольники и все что вам захочется.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона

Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.

  • Попробуйте сделать тоновую шкалу — это поможет понять вам возможности своих карандашей и правильно использовать их в работе. Рисуем длинный горизонтальный прямоугольник и делим его на 10 одинаковых вертикальных прямоугольника. Каждая последующая клетка должна быть заштрихована темнее предыдущей. Можно использовать несколько карандашей, а можно делать такую растяжку для одного карандаша. Если у вас большой набор, не стоит брать для каждой клетки новый карандаш, выберите три-четыре основных.
    Чтобы понять к чему нужно прийти, можно взять самый мягкий карандаш и заштриховать им последнюю клетку, постепенно наполняя тоном остальные. Отличия тона легче увидеть, если слегка прищуриться, шкала должна быть плавным градиентом. Двигаться стоит от светлого к темному. Самая первая клеточка тоже должна быть заштрихована. Размазывать пальцем карандаш нельзя. Старайтесь накладывать штрихи равномерно, без дырок и изменения нажима.
  • Рисуем три длинных горизонтальных прямоугольника и штрихуем, постепенно изменяя нажим. В начале полосы нажим на карандаш должен быть слабым, а к концу полосы,нажим должен плавно усиливаться. Второй прямоугольник от светлого к темному и снова к светлому и последний от темного к светлому. Следите за качеством и равномерностью штрихов, не растирайте карандаш.
  • Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, как на работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой, затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Старайтесь соблюдать качество штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы пятна более мягкими. В идеале должно получится что-то такое.

После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.

В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

#простой_карандаш #школа_рисования #рисование #техника #полезное #академический_рисунок #штриховка #графика #авторам #новичкам #упражнения

Покоряем штрих. Теория и практика — Gamedev на DTF

Как использовать штрих для передачи объема, формы, тона и перспективы? Показываем много простых и полезных упражнений по работе со штрихом. Тренироваться по ним можно в графических редакторах или на бумаге.

8391 просмотров

Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975

Зачем штриховка концепт-художнику?

В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.

Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.

Что можно передать с помощью штриха?

Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.

Штрихом можно показать тон и светотень

На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.

Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.

Можно передать и текстуру

На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.

В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.

Штрих отлично показывает форму

Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.

Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.

Все вместе

В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.

Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.

Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.

Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.

В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.

Глубина создается за счет направленной штриховки.

А можно более современный пример?

Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.

Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.

Время для практики. Упражнения

Ставим руку

Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.

Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.

Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.

Экспериментируйте!

Добавьте цвета и уведите узор в градиент.

Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.

В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.

Экспериментируйте с линией

Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.

Например, можно попробовать слепое рисование контуров:

Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе

Работаем над формой и масштабом

Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.

Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.

Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.

Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.

Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе

Добавляем объектам объем

Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.

Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.

Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.

  • Самый светлый участок, где объект наиболее эффективно отражает источник света. Количество светлых участков на объекте ограничено только количеством отражающих поверхностей, количеством источников света и способностью поверхностей отражать свет. Форма светлого участка зависит от поверхности объекта.
  • Полутон находится между светлым участком и тенью. Считается, он передает «истинный» цвет объекта.
  • Тень. Самая темная область тени на поверхности объекта может иметь резкие грани на стыке с полутоном, или просто постепенно с ним сливаться.
  • Кроме теней на самом объекте, есть еще падающая тень.

Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника света.

Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:

Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задача.

В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.

Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш h3), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.

И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!

Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете.

Решаем сложности перспективы

Помните про упражнение с эллипсами? Самое время вернуться к нему. Рисуйте их под разными углами и переходите на более сложные формы. Нужен вызов? Попробуйте изобразить арабские узоры на плитах в таком виде. Немногие способны их хорошо нарисовать в объеме и перспективе. Станьте одним из этих виртуозов!

После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.

Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.

Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:

У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль.

Постоянно развивайтесь!

Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.

Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете.

Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?

Например, такие что-то такое.

Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников.

Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.

Как начать?

Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее.

Дополнительные материалы

Напоследок советуем вам плейлист ниже. Он начинается с видео от Дана Нельсона, где художник подробно описывает, как выполнять перекрестную штриховку пером.

Обратите внимание, что автор все линии рисует сначала в одном направлении, затем в другом. Это очень важно, если вы хотите добиться аккуратной классической работы. Остальные уроки дадут вам немного разное представление о тех или иных базовых техниках.

Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.

По материалам Dynamic Drawing. #арт

Автор: Юлия Хлебко специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Для читателей DTF у нас есть специальные скидки!

10 упражнений по рисованию для более уверенных линий и штриховки

Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что каждый художник хочет создавать потрясающие рисунки и картины. Мы хотим сочетать технические навыки с творчеством, сообщая о своем уникальном видении и воображении — даже если это всего лишь пятиминутный набросок. Вы не согласны?

Но прежде чем станет возможным создавать умопомрачительные произведения искусства, мы должны изучить основы. Мы просто не можем рассчитывать на то, что сможем передать наши идеи с помощью рисунка, не обладая базовыми техническими навыками.

Вот почему так много новичков, к сожалению, бросают рисовать только после дюжины или около того неудачных попыток запечатлеть предмет, который им нравится , но слишком сложен для их уровня. Однако есть несколько вещей, которые достаточно важны, независимо от того, насколько простым или сложным является предмет.

С любым навыком мы должны практиковаться и развивать свои способности. Рисование ничем не отличается. Практика играет важную роль в развитии нас как художников и должна быть постоянной частью нашей деятельности — независимо от нашего текущего уровня навыков.

Эта статья посвящена коротким, но эффективным упражнениям по рисованию, которые можно выполнять всего за несколько минут каждый день. Музыканты регулярно практикуют свои гаммы. Баскетболист тренируется. Мы можем думать об этих упражнениях таким же образом. Если вы будете практиковать их регулярно, ваши навыки рисования значительно улучшатся.

Даже если вы уверены в своих линиях и штриховке и довольны результатами, эти упражнения доставят вам массу удовольствия. Они дают возможность сосредоточиться на простом конкретном действии, что позволяет легко войти в состояние «потока» (или медитативного погружения в процесс).

Результаты пяти- или десятиминутной разминки перед тем, как приступить к большому проекту, над которым вы работаете, могут быть неожиданными. Вокалисты делают различные разминки перед «настоящим» выступлением. Мы можем использовать эти упражнения так же — разогревая техническую сторону нашего творческого мозга.

Инструмент для практики зависит от вас. Это может быть графитный карандаш, чернильный лайнер, перьевая ручка или любой другой инструмент для нанесения пометок. (Я использовал чернильные лайнеры только потому, что они мои любимые: они оставляют на бумаге четкие, контрастные и контролируемые отметки.)

Бумага может быть любой, какая вам нравится. Обычная бумага для принтера отлично подходит, потому что она очень доступна и вы можете использовать столько листов, сколько захотите.

Я составил специальный рабочий лист, который включает в себя несколько шаблонов, чтобы помочь вам с упражнениями по рисованию линий, которые мы рассмотрим ниже. Нажмите на кнопку ниже, чтобы загрузить рабочий лист в формате PDF…

Отличие обычных линий от штриховки

На первый взгляд нет существенной разницы между обычной линией, используемой в качестве контура, и штриховкой. В конце концов, обе линии являются линиями, но каждая из них служит разным целям.

Давайте расширим музыкальную тему и проведем несколько сравнений. Я вижу контурную линию как солиста, а люк – как участника хора. Опять же, это обе линии, но они играют разные роли.

Роль линии — передать характер и настроение, а в некоторых случаях — помочь зрителю отличить передний план от заднего. Они могут передавать источник света в сцене. Линии становятся контурами рисунка; они сами по себе являются средством выражения.

Люк — это часть большей системы, которая действует как единое целое. Мы можем назвать это штриховкой (или перекрестной штриховкой, или контурной штриховкой, в зависимости от характера и взаимодействия штриховок).

Для совместной работы штриховки должны быть одинаковыми. Если некоторые штриховки нарушают визуальный рисунок, привлекая слишком много внимания зрителя, итоговое впечатление может быть не таким приятным, как хотелось бы. Также штриховки незаменимы, когда речь идет о работе со значениями и создании иллюзии объема.

См. также: Штриховка и перекрестная штриховка

Работа с «линейными» мышцами

Рисование линии кажется легким, но ваш разум и тело работают сообща, чтобы успешно выполнить эту задачу. Есть разница в том, как мы создаем более короткие и длинные следы, и использование правильных мышц имеет решающее значение.

Возьмите лист бумаги и любой инструмент, который вам нравится. Нарисуйте короткую линию (достаточно примерно 1 см) и наблюдайте, как ваши пальцы работают вместе, слегка двигаясь, удерживая инструмент.

Затем проведите более длинную линию (4-5 см). Вы заметите, что ваше запястье становится активным, чтобы удлинить линию.

Теперь создайте еще более длинную отметку (например, 9-10 см или больше). Это становится возможным благодаря вашим локтевым мышцам.

Ниже вы найдете изображение с моими линиями ( a – линия «локтя», b – линия «запястья», c – линия «пальцев»): 

I’ Я уверен, что вы уловили общую идею этого упражнения. Линии разной длины требуют немного разных движений. Имейте это в виду и обращайте внимание на поведение тела, особенно если вы чувствуете, что что-то идет не так.

Использование правильной группы мышц обеспечивает лучший контроль над линиями.

Я бы сказал, что линии «запястья» или «локтя» чаще всего используются для создания контуров, а линии, проведенные движением пальцев, лучше подходят для добавления штриховки и уточнения деталей.

Еще один совет — узнайте, какое направление движения рук для вас наиболее удобно: «от себя» или «на себя» . Это будет варьироваться от человека к человеку, поэтому я бы сказал, что важно попробовать оба способа и сформировать собственный вывод.

Будет здорово, если вы сможете сделать так, чтобы метки выглядели одинаково, независимо от направления движения руки.

И последний совет в этом разделе: проверьте поверхность, на которой лежит ваша бумага. Любые вмятины, неровности или тонкая текстура могут затруднить, если не сделать невозможным, создание последовательных линий.

«Волосатые» линии

Совершенно нормально быть осторожным, когда пытаетесь нарисовать линию, воспроизводящую контур наблюдаемого объекта. Особенно, если вы новичок в искусстве. Когда вы слишком осторожны, вы можете нарисовать короткую линию, затем добавить еще одну нечеткую линию и так далее. Контур становится несколько «волосатым» и неряшливым. Отметин много, но они выглядят запутанными или тяжелыми.

Это отличается от быстрого рисования множества линий, чтобы «найти» пропорции объекта. Мы специально обращаемся к «законченным» линиям, когда называем их «волосатыми». По-прежнему вполне приемлемо начинать с более рыхлых, плавных линий на начальных этапах рисования и уточнять контуры по мере продвижения.

Если вы хотите лучше контролировать свои «законченные» строки, я бы рекомендовал использовать как можно меньше строк, делая их как можно более длинными и «потоковыми». Освободитесь от страха неудачи, расслабьте свой разум и руки. Доверие к себе — это тоже навык, который можно развивать!

Возможно, с первой попытки вы не нарисуете контуры правильно, но со временем вы улучшите этот навык. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше вы станете.

Ниже вы найдете иллюстрацию того, что я описываю в этом разделе. Теперь мы готовы приступить к практике!

Упражнение 1. Рисование прямых линий

Давайте сосредоточимся на рисовании прямых линий от руки без линейки. Обратите внимание, что цель — изучить наши способности , и ничего больше! Мы не пытаемся создать «идеальные» линии.

Если вы не уверены, что нарисуете прямую линию, я бы порекомендовал обвести ее карандашом с помощью линейки. Эта линия должна быть едва видна, так как она будет служить ориентиром.

Когда вы рисуете линию, обратите внимание на давление на инструмент и скорость движения. Не нажимайте слишком сильно. Вы заметите, что начальная и конечная точки ваших линий зависят от того, насколько легко вы касаетесь бумаги и как быстро движется ваш инструмент.

На изображении ниже вы найдете несколько линий:

a — линия с обрезанными (толстыми) начальной и конечной точками. Я называю их линиями «точка», потому что вам нужно немного замедлиться, чтобы концы выглядели вот так.
б – линия с острыми начальными и конечными точками. Такой характер концов достигается более легким и быстрым движением.
c – леска с густым началом и легким заостренным концом.
d – линия с резким началом и «точкой» в конце.

Чтобы свободно произносить реплики, я рекомендую повторить все четыре примера. Некоторые из них будут более естественными для вас, а некоторые потребуют дополнительной практики.

Имейте в виду, что слишком сильное замедление движений рук может привести к нежелательным эффектам, особенно на тонкой бумаге. Например, если вы оставите чернильную подводку в одном месте на несколько секунд, вы можете получить темную каплю. Поэтому важно найти баланс!

Чтобы сделать упражнение более интересным, вы можете попробовать любой инструмент, обеспечивающий различную ширину линии в зависимости от нажима (например, перо или перо-кисть). Поэкспериментируйте со своим инструментом и посмотрите, как он себя ведет. Некоторые инструменты рисования позволяют резко изменить ширину линии.

На изображении ниже вы найдете мои линии, нарисованные кистью. Я создал несколько непрерывных линий, а также линии с промежутками.

Если у вас нет кисти или перьевого пера, вы можете использовать различные формы одного и того же инструмента. Например, вы можете использовать несколько чернильных вкладышей или чернил разной ширины. Скорее всего, вы лучше узнаете свои инструменты и узнаете, какой из них наиболее удобен для вас.
Вот мои линии, созданные с помощью лайнеров 0.1, 0.3 и 0.4 соответственно…

Упражнение 2. Рисование линий с пробелами

Теперь давайте нарисуем пунктирные линии. Интервалы могут иметь одинаковую длину или иметь оттенок спонтанности.

Упражнение 3. Практика контроля и точности

Следующее упражнение более сложное. Сначала нарисуйте линию с вертикальным направлением — она может быть прямой или причудливо изогнутой.

Затем добавьте штриховки – они должны располагаться сбоку от этой линии или рядом с ней.

Если вы хотите немного усложнить эту задачу, вы можете оставить штриховки с небольшим интервалом, равным удалению от линии контура. Или вы можете нарисовать другую контурную линию и убедиться, что все ваши штриховки заканчиваются на ней.

Это упражнение является хорошей практикой для развития большего контроля.

Упражнение 4. Рисование пунктирной линии

Теперь мы создадим пунктирную линию — это может показаться немного странным, но линия может состоять и из точек! И умение создавать красивые пунктирные линии может оказаться очень полезным в вашем творческом процессе.

Цель этого упражнения — найти удобный ритм. Следите за тем, как движется ваша рука, не торопитесь и убедитесь, что вы отводите руку достаточно быстро после того, как вы создали каждую точку. Каждая точка должна иметь четкую форму, без размытых «хвостов».

Ваша пунктирная линия может быть сплошной (промежутки между точками примерно равны) или иметь некоторую неровность.

Упражнение 5. Рисование волнистых и зигзагообразных линий

Давайте повеселимся с некоторыми узорчатыми линиями, такими как волнистые и зигзагообразные (но не стесняйтесь рисовать любые другие линии, которые вам нравятся).

Вы можете наметить пару горизонтальных линий, чтобы создать границы, и добавить свои линии внутри них. На изображении ниже вы заметите, как мои линии касаются границ.

Не стремитесь к абсолютному совершенству – цель та же, что и в предыдущем упражнении; найти комфортный ритм и баланс в движениях.

Упражнение 6. Наброски

Рисование с точным контролем важно, но важно развивать и рисование менее четких линий. Итак, в следующий раз мы сделаем перерыв в рисовании прямых линий и расслабимся с некоторыми каракулями.

Нет правильного или неправильного способа сделать это. Позвольте вашей руке двигаться и отбросьте любые ожидания.

Упражнение 7 – Развитие навыка точности

Следующие упражнения посвящены штриховке и перекрестной штриховке.

Полезно тренировать зрение и руку ставить новые люки в промежутки между существующими , а не поверх них. Чтобы попрактиковаться в этом навыке, мы создадим образец, как на изображении ниже:

Это изображение может показаться запутанным — так с чего же нам начать?

Для начала нам понадобится прямоугольная фигура, разделенная на три части (как три вытянутых прямоугольника, примыкающих друг к другу). Я нарисовал прямоугольный шаблон из трех частей графитным карандашом, а штриховка будет сделана тушью.

Границы помогут нам различать группы штриховок: самую длинную, средней длины и короткую. Начинаем с самых длинных вертикальных штрихов, заполняя ими образец. Между штриховками должны быть промежутки — не рисуйте их слишком близко друг к другу.

Затем добавьте более короткие штриховки (штриховки средней длины).

Наконец, добавьте самые короткие штриховки — они должны занимать только одну треть всего шаблона.

Ниже вы найдете пошаговый процесс выполнения этого упражнения.

Чтобы немного усложнить задачу, повторите это упражнение с наклонными линиями. Порядок добавления штриховки тот же (сначала добавляются самые длинные метки).

Упражнение 8. Базовая практика штриховки

Чтобы попрактиковаться в штриховке, вы можете использовать маленькие квадраты/круги/прямоугольники, которые станут границами для штриховок, или просто обойтись без границ.

Каждый из ваших образцов штриховки должен выглядеть одинаково, и все штриховки должны проходить в одном направлении.

Люки могут быть горизонтальными, вертикальными или наклонными под любым углом. Вы можете начать рисовать медленно, а затем создать новую серию линий, двигаясь все быстрее и быстрее. Однако скорость рисования не является целью этого упражнения.

Упражнение 9.

Практика штриховки

Это упражнение является продолжением предыдущего. На этот раз мы создадим один слой штриховки, а затем покроем его другим слоем с другим направлением меток . Штриховки пересекаются, и мы получаем штриховок .

Если вам нравится это упражнение, рекомендую придумать как можно больше примеров и комбинаций. Более того, вы можете попробовать разные инструменты (несколько лайнеров, обеспечивающих разную ширину линий) и проанализировать эффекты, которые вы получите.

Упражнение 10. Создание шкалы значений с помощью перекрестной штриховки

Значение — это затемнение или яркость цвета. Значение невероятно важно для создания иллюзии света, объема и текстуры на рисунке. Важно практиковаться в создании полного диапазона значений с помощью перекрестной штриховки. Для нашего десятого упражнения мы создадим шкалу значений, используя перекрестную штриховку.

Иметь прямоугольную форму храма полезно. Нет необходимости делать его слишком длинным (длина 9-12 см достаточно). Вы также можете заранее подумать, сколько места вам потребуется для создания каждого значения. Достаточно небольшой площади.

Мой процесс выполнения этого упражнения будет следующим:

  • Заполните всю фигуру вертикальными штрихами.
  • Добавьте слой наклонной штриховки.
  • Добавьте слой наклонной штриховки (на этот раз в другом направлении).
  • Добавить горизонтальную штриховку.
  • Вертикальные люки снова пытаются заполнить пробелы.
  • Снова наклонная штриховка.

Вы можете видеть повторяющийся узор.

Цель состоит в том, чтобы создать плавный переход от более светлого оттенка к более темному.

Однако, если некоторые штриховки выглядят немного неровно, не расстраивайтесь. Мы хотим, чтобы метки выглядели так, как будто их сделал человек, а не машина.

Ваша шкала значений штриховки может выглядеть следующим образом: 

Рабочий лист

Я составил рабочий лист, чтобы помочь вам в вашей практике. Вы можете скачать его и распечатать, чтобы выполнять эти упражнения в любое время.

Творческий подход к линейной практике

Надеюсь, вам понравилась практика. Эти упражнения более мощные, чем может показаться. Но не ограничивайте свою практику только этими упражнениями. Дайте волю своему воображению и придумайте свои собственные разминки и испытания.

Даже небольшая практика продвинет ваши художественные навыки намного дальше! Многим нравится рисовать, когда они разговаривают по телефону или ждут. Используйте каждую свободную минуту.

Рисунок засчитывается! Вот парочка моих…

Преднамеренная практика

Прежде чем завершить этот урок, я хотел бы добавить еще один момент о том, как вы подходите к своей ежедневной практике рисования. Совершенно нормально любить делать то, в чем ты хорош. Но иногда мы избегаем действий, которые кажутся сложными или обыденными.

Мы часто привязываемся к своим сильным сторонам, избегая всего, что заставляет нас чувствовать себя неловко или неудобно. С одной стороны, развитие навыков, которыми мы уже обладаем, может сделать нас еще сильнее. Но все стоящее в жизни иногда требует внимания к некоторым слабостям, которые мешают нам двигаться вперед с нашими навыками (и всеми замечательными проектами, которые у нас есть). Искусство не исключение.

Приведу пример. Если художник чувствует, что его рисунки не так сильны, как могли бы быть, из-за нечетких линий и неточной штриховки, избегание этого слабого места не улучшит его навыки. Им следует посвятить некоторое время обдуманной практике — это действительно единственный способ стать лучше.

Если вы знаете, что нужно улучшить и как практиковать, ваш успех зависит от времени и усилий. Все волшебство происходит, пока вы работаете и наслаждаетесь процессом, даже если есть некоторые трудности.

Не бойтесь выходить из зоны комфорта.

Перекрестная штриховка: техника рисования для начинающих

Перекрестная штриховка — это техника рисования , используемая для создания диапазона значений и добавления текстуры к рисунку. Техника включает в себя рисование параллельных линий, которые пересекаются друг с другом, чтобы создать эффект штриховки.

Это метод рисования линий, который можно использовать с широким спектром средств рисования , включая тушь , карандаш, материалы для травления и многое другое.

Перекрестная штриховка может использоваться для создания различных эффектов в зависимости от направления линий и расстояния между ними. Например, линии, расположенные близко друг к другу, создадут более темный тон, а линии, расположенные на большем расстоянии друг от друга, создадут более светлый тон. Линии, нарисованные в разных направлениях, также могут создавать интересные эффекты. Например, диагональные линии создадут ощущение движения , а вертикальные и горизонтальные линии создадут более статичный эффект.

Отказ от ответственности. Учебники по изобразительному искусству поддерживаются читателями. Когда вы совершаете покупки по ссылкам на этом сайте, мы можем получать небольшую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.

Определение перекрестной штриховки

Перекрестная штриховка является разновидностью техники штриховки , при которой художники рисуют параллельные линии под двумя углами, которые пересекаются друг с другом, создавая впечатление света и тени. Именно это создает эффект «заштрихованности».

Целью метода перекрестной штриховки является создание диапазон значений на чертеже. Используя эту технику, художник может создавать самые светлые и самые темные оттенки, чтобы создать законченный рисунок.

Рисование с помощью этой техники — отличный способ создать иллюзию трехмерности на двухмерной поверхности. Чем ближе друг к другу заштрихованные линии, тем темнее будет казаться область, и чем больше расстояние между заштрихованными линиями, тем светлее будет казаться область.

Преимущества метода перекрестной штриховки

Тонкая перекрестная штриховка мягким карандашом

Перекрестная штриховка — невероятно универсальная техника, которую можно использовать для создания различных эффектов. Варьируя расстояние, направление и плотность линий, вы можете создать впечатление формы, объема, света и тени.

Основное преимущество техники перекрестной штриховки заключается в том, что художникам не нужно использовать тональное затенение для передачи света и тени. Тональное затенение требует медиума, такого как древесный уголь или графит , где в зависимости от приложенного давления метка будет темнее или светлее. Таким образом, художники могут использовать инструменты для рисования, такие как перьевая ручка , чернильные лайнеры или инструменты для травления, чтобы создать впечатление предмета.

Как начать штриховать

Для начала все, что вам нужно, это инструмент для рисования и немного бумаги. Начните с рисования простых фигур, таких как круги, квадраты и треугольники. Как только вы освоитесь, вы можете начать экспериментировать с различными методами создания меток, используя технику штриховки.

В этом офорте Рембрандт использовал комбинацию штриховки и перекрестной штриховки.

Вы не ограничены созданием идеально прямых параллельных линий, вы можете рисовать изогнутые линии, чтобы они соответствовали контурам формы, которую вы пытаетесь изобразить. Комбинируйте технику штриховки с другими техниками рисования, такими как штриховка , штриховка или тональное затенение . Единственным ограничением для создания впечатления света и тени на вашем рисунке является ваше воображение.

После того, как вы освоите штриховку простых фигур с помощью техники штриховки, попрактикуйтесь в штриховке простых предметов, таких как фрукты. Попробуйте создать свой собственный натюрморт, чтобы рисовать с натуры. Это отличный способ улучшить свои навыки наблюдательного рисования и точно изобразить свет и тень в жизни.

Техника штриховки: Советы

  • Представление света, тени и формы на рисунке путем изменения толщины и плотности линий.
  • Выберите направление штриховки. Горизонтальные линии придадут плоскость, а вертикальные линии создадут впечатление высоты. Диагональные линии привнесут в рисунок динамичность.
  • Линии не обязательно должны быть прямыми, некоторые линии будут изгибаться, чтобы соответствовать контурам вашего объекта.
  • Варьируйте внешний вид меток, особенно если вы рисуете пейзажи, включающие камни, листья и деревья, так как создание большего количества зубчатых меток, каракулей и изогнутых меток сделает ваш объект более органичным и реалистичным.
  • Объедините технику штриховки и перекрестной штриховки. Это создаст более интересный и фактурный рисунок.
  • Если вы хотите затемнить область, не бойтесь повторять одни и те же линии несколько раз.
  • При использовании карандаша используйте более мягкий карандаш и надавливайте, чтобы создать более темные линии в теневых областях.
  • Используйте более короткие линии с большей плотностью для представления формы объекта. Большее количество коротких штрихов придает рисунку больше текстуры.

Как сделать перекрестную штриховку: шаг за шагом

Обведите объект

Создайте простой контурный рисунок вашего объекта. Захватите суть предмета с основным планом.

Нарисуйте контуры и детали вашего объекта

При штриховке более сложных объектов вы должны обрисовать некоторые из наиболее важных деталей.

Определите самые темные области

Определите источник света в вашем объекте, так как это поможет вам определить, какие области находятся в тени. Самые темные области рисунка будут находиться дальше всего от источника света. Самые светлые области рисунка можно оставить белыми и без штриховки, если вы используете белую бумагу.

Начните штриховать теневые области

Теперь вы можете начать штриховку теневых областей вашего рисунка, используя различные штрихи. Начните с легкого нажатия и постепенно увеличивайте плотность линий. Работайте по рисунку, добавляя больше линий и увеличивая интенсивность теней.

Выберите, насколько близко должны быть ваши линии. Более тесные линии приведут к более темным областям, в то время как более широкие пространства создадут более светлые области. Если вы рисуете карандашом, сильнее надавите на области, которые вы хотите сделать темнее.

Пересекая штриховку, начните заполнять пространство между линиями. Это приведет к более темной области. Если вы хотите более светлую область, оставьте больше места между штрихами.

Штриховка средних тонов

После того, как вы закончили штриховку теневых областей, вы можете начать добавлять линии в области средних тонов. Эти области должны быть заштрихованы с меньшим нажимом, если вы используете карандаш, используя меньшее количество и более короткие штрихи.

В завершение заштрихуйте самые светлые области

Самые светлые области вашего рисунка можно не заштриховывать или добавить несколько светлых линий, чтобы создать ощущение текстуры.

Добавьте текстуру

Смешайте и добавьте текстуру к вашему рисунку. Наличие слишком большого количества разрозненных линий может выглядеть несбалансированным и беспорядочным, но, рисуя с в основном одинаковыми метками, а затем смешивая их в конце с некоторыми узорами каракулей, чтобы представить, например, текстуру листьев, вы можете добавить разнообразия своим работам.

Примеры штриховки

Рембрандт: Автопортрет с кудрявыми волосами

Рембрандт создал серию офортов, используя технику штриховки для создания большого диапазона значений. Он рисовал самые разные предметы, от автопортретов до пейзажей. На этом автопортрете «Автопортрет с кудрявыми волосами» блики в волосах представлены более светлыми линиями, которые расположены дальше друг от друга. Это придает рисунку легкость и воздушность.

Рембрандт: Спящий щенок

На этом рисунке Рембрандта штриховки используются для создания иллюзии меха. Более длинные отметины на хвосте изгибаются к контурам формы и представляют более длинные волосы на хвосте.

Леонардо да Винчи: этюд лошади

В этом рисунке Леонардо да Винчи, выполненном серебряной иглой, штриховка используется для создания мягких теней и линий, огибающих форму лошади.

Типы перекрестной штриховки

Контурная штриховка

Контурная штриховка, также называемая криволинейной штриховкой, представляет собой разновидность перекрестной штриховки, при которой художник использует изогнутые линии для представления объема формы с помощью света и тени.

Линейная штриховка

Линейная штриховка создается параллельными линиями, которые могут располагаться близко друг к другу или располагаться дальше друг от друга. Этот метод также называется штриховкой.

Перекрестная штриховка

Обычная перекрестная штриховка — это тип штриховки, в котором используются пересекающиеся линии, расположенные под прямым углом или по диагонали друг к другу.

Инструменты для рисования штриховкой

Ручки или карандаши с тонким наконечником лучше всего подходят для этой техники. Карандаши позволяют изменять силу нажатия на бумагу, в результате чего участки становятся светлее или темнее. Ручки дадут постоянную ширину линии. Маркеры также можно использовать для штриховки, однако они могут проступать через более тонкую бумагу.

Упражнения по рисованию штриховкой

Упражнения по рисованию дадут вам возможность попрактиковаться в ряде навыков рисования, которые можно перенести в другие области искусства.

Начертить ряд прямых линий

Это может звучать очень просто, но при использовании этой техники важна ваша точность в создании простых, последовательных прямых линий. Во-первых, начните с рисования серии коротких прямых линий относительно близко друг к другу, старайтесь использовать одинаковую ширину линии и интервал для каждой из них. Затем постепенно сближайте линии.

Практикуйтесь в рисовании длинных линий

Рисование длинных прямых линий тренирует ваши способности в точности и контроле давления. Вместо того, чтобы рисовать, двигая запястьем, держите запястье неподвижно и двигайте рукой с карандашом длинными размашистыми штрихами, двигая плечом. Таким образом, вы сможете получить более длинные точные линии.

Тест скорости

Когда вы освоитесь с основными линиями, вы можете попробовать увеличить скорость. Нарисуйте набор заштрихованных линий, затем перпендикулярные линии, пересекающие первый набор. Выделите себе тридцать секунд и посмотрите, сколько отметок вы сможете сделать.

Затенение сферы

Начните с рисования светлого круга карандашом. Затем начните добавлять контурные линии штриховки, которые изгибаются вокруг формы. По мере удаления от источника света делайте линии темнее. Поработайте над добавлением перекрестной штриховки к затененным областям.

Штриховка в диапазоне тонов

Создайте ряд тоновых полосок, проведя линию вниз по странице и затем добавив метки штриховки, которые сближаются по мере продвижения вниз по странице. Потренируйтесь создавать диапазон тонов, от светлого до темного.

Заполните фигуру штриховкой

Начните с рисования органической формы карандашом на бумаге. Это может быть лист или простая форма цветка. Когда у вас есть контур, начните добавлять линии штриховки внутри фигуры, меняя давление и расстояние между линиями, чтобы создать разные тона.

Создайте иллюзию пространства

В этом упражнении вам понадобится эталонное фото или натюрморт. Начните с рисования контура объекта карандашом. Затем начните добавлять линии штриховки, делая линии ближе друг к другу по мере их удаления вдаль. Это создаст иллюзию глубины и пространства на вашем рисунке.

Копия работы мастера

Найдите рисунок понравившегося художника, это может быть произведение Рембрандта, да Винчи или кого-то еще. Убедитесь, что на чертеже есть перекрестная штриховка и штриховка в затененных областях. Проанализируйте рисунок и посмотрите, как художник создал иллюзию пространства, света и формы. Посмотрите внимательно на используемые методы штриховки, использовали ли они смесь перекрестной штриховки наряду с другими метками? Попробуйте скопировать отметки, которые они сделали для создания объекта. Вы многому научитесь, изучая работы великих художников, изучая их подходы к популярным техникам и тонкости их создания знаков.

Как практиковаться и совершенствоваться в перекрестной штриховке

Чтобы улучшить навыки штриховки и рисования в целом , важно регулярно практиковаться в рисовании . Возьмите альбом для рисования и попробуйте рисовать по 20 минут в день. Будь то рисование линий, затенение или штриховка, все эти методы со временем значительно улучшат ваши навыки.

Попробуйте выполнить упражнения по рисованию, описанные в этом руководстве, и когда вы будете готовы завершить большую часть, разбейте рисунок на этапы и слои, чтобы не перегружаться. Практика рисования не всегда кажется легкой, но если вы будете последовательны, вы увидите самые большие улучшения.

Наконец

И все! Теперь вы научились делать перекрестную штриховку и создавать иллюзию света и тени на своих рисунках. Поэкспериментируйте с различной толщиной, плотностью и направлением линий, чтобы увидеть, какие эффекты вы можете создать. И не забывайте тренироваться, практиковаться, практиковаться!

Если вы только начинаете рисовать, у нас есть бесплатная электронная книга, которую мы раздаем всем нашим читателям. Чтобы получить свою, присоединитесь к нашей группе в Facebook, перейдите в раздел «Руководства» и загрузите книгу. Группа представляет собой пространство, где художники-единомышленники делятся своим искусством, советами и техниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *