Содержание

Как рисовать складки на ткани — Gamedev на DTF

Расскажем, как формируются складки, каких видов они бывают и как их рисовать.

16 136 просмотров

Картина «Пылающий июнь» Фредерика Лейтона.

Ткань не живет своей непредсказуемой жизнью, а подчиняется законам физики. Это значит, что форму складок и место их появления можно предугадать, если понять принципы их образования.

В конце статьи — краткая наглядная шпаргалка.

Как образуются складки

Складки появляются на гибком материале вроде ткани, кожи, фольги или бумаги под воздействием внешних сил: гравитации, сжатия или растяжения.

При работе с одеждой или драпировкой нужно учитывать форму того, что находится под тканью, например — человеческого тела или мебели, накрытой пледом. Поэтому начинать работу лучше с рисования каркаса объекта и лишь затем «одевать» его. Не нужно тщательно прорисовывать — достаточно наметить основные формы. В одной из наших статей мы рассказывали, что любой предмет можно представить в виде простых фигур.

Художнику важно знать форму объекта, который находится под тканью для того, чтобы определить «точки опоры». В этих точках на ткань воздействуют силы, которые образуют складки, определяют их форму и направление. Как правило, это места, где материал тесно взаимодействует с объектом.

Ищем точки опоры

Попробуем определить точки опоры на фотографии модели. Она одета в свободный костюм из тонкой ткани, благодаря чему будет проще увидеть направление движения складок. Умение находить точки опоры поможет не только достоверно изобразить складки, но и передать форму объекта, скрытого под одеждой.

Первая точка опоры — плечи: ткань плотно облегает их, а гравитация тянет материал вниз. Поэтому складки длинной линией идут к следующей точке опоры — поясу, который обхватывает талию модели.

На пути от плеч к поясу есть еще промежуточная точка опоры — бюст, который натягивает ткань в области груди.

В этом месте материал тесно контактирует с телом, поэтому ткань разглаживается. Складки вновь появляются на изломе плоскостей и продолжают тянуться к поясу. Правая часть костюма при этом более свободная — грудь там натягивает ткань не столь сильно, а у пояса образуется провис из-за большей длины материала.

Теперь исследуем нижнюю половину фигуры. Первая точка — это пояс, от которого складки начинают движение. Поскольку ноги модели в разном положении, то и точки напряжения здесь будут в разных местах. Левая нога слегка согнута в колене и натягивает ткань на штанине. Поэтому складки идут здесь к внешней стороне бедра, а затем появляются вновь ниже колена и на месте сгиба ноги. На правой ноге складки идут от пояса и кармана к внутренней стороне бедра, где ткань соприкасается с телом.

Посмотрим, что у нас получилось.

Складки появляются на изломах плоскостей и двигаются от одной точки опоры к другой. В местах, где ткань не натянута, гравитация создает провис на складках.

Мы рассматривали одетую фигуру. Во время рисования сперва набросайте модель без одежды, потом определите точки опоры, и лишь затем приступайте к изображению складок.

Основные виды складок и особенности их рисования

Трубчатые

Этот тип складок часто можно увидеть при наличии одной точки опоры. Рассмотрим на примере. Если повесить полотенце на крючок, то его края сместятся к центру, поскольку именно посередине проходит кратчайший путь между точкой опоры и направлением действия гравитации. Материя при этом складывается в фигуры, похожие на половинки цилиндров или конусов.

Трубчатые складки возникают при наличии одной точки опоры. Края материи при этом часто образуют S-образный паттерн. Автор: moderndayjames

Форма складок зависит от того, как точка напряжения распределяет материал. Если вес всей ткани приходится на одну точку (как с полотенцем выше), то складки будут узкими в верхней части и широкими в нижней, что делает их похожими на конусы. Чем равномернее распределена ткань, тем больше складки будут походить на ровные полуцилиндры.

Здесь гравитация с одинаковой силой воздействует на каждый участок ткани.

Трубчатые складки наиболее заметны на длинных, гибких материалах, вроде ткани или шерсти. При их рисовании можно сначала изобразить нижнюю кромку, а затем провести линии, соединяющие край материала и точку напряжения.

Трубчатые складки можно рисовать, отталкиваясь от края в виде повторяющейся буквы S. Автор: moderndayjames

Трубчатый паттерн может появиться и при растяжении материала между двумя точками опоры, например, если взять ткань в руки и потянуть в стороны. Материя сожмется в гармошку из вытянутых цилиндров и будет занимать меньшую площадь, чем в расслабленном состоянии. Ткань сильнее деформируется у точек опоры — цилиндры здесь будут уже, чем в середине.

Этот вид складок может появиться на всех подвижных частях тела — на штанинах, рукавах, торсе и т. д.. Важно, чтобы одежда была немного тесной и появлялось натяжение ткани, достаточное, чтобы материал сжимался и не провисал.

Материал должен быть эластичным, чтобы при растяжении образовались трубчатые складки. Barbara Bradley

Дугообразные

При появлении второй точки опоры и при отсутствии сильного натяжения, ткань растягивается между ними. В результате получается провис в виде дуги, которая становится все более изогнутой по мере удаления от точек опоры. Дно дуги при этом всегда стремится к воздействующей на нее силе и образуется в нижней части провисающего материала.

Излишки ткани, оставшиеся по бокам, имеют одну точку опоры. Поэтому дугообразные складки обычно сопровождаются трубчатыми.

Дугообразные складки возникают при наличии двух точек опоры. Ткань не всегда укладывается в идеальную форму, поэтому справа приведена вариация U-образного паттерна. Авторы: moderndayjames (слева) и Jeff Jackson (справа).

Точки опоры не всегда расположены на одном уровне. Чтобы понять, как изменится форма дуги, можно взять нитку за концы и перемещать руки вверх, вниз и в стороны. Если нить растянуть, то глубина провиса станет меньше. Если одну руку поднять, а другую опустить, то провис сместится в сторону той точки опоры, что находится ниже. Складки на ткани или другом материале будут вести себя так же.

Упражнение с ниткой поможет понять в какую сторону сместится провис на ткани. Авторы: ZejanNoSaru (слева), Barbara Bradley (слева)

Зигзагообразные

Такие складки чаще можно увидеть на рукавах и штанинах. Узор, напоминающий зигзаг, образуется при легком сжатии или на сгибе цилиндрических форм — например, на рукавах и штанинах. При сгибании ткань на тыльной стороне цилиндра натягивается, а лишний материал на внутренней стороне сгиба формирует складки в виде перекрещивающихся линий. Порой зигзаги остаются на ткани и после разгибания, например, на обратной стороне джинсов.

Гребни складок образуют ромбовидные фигуры, состоящие из двух треугольников, наклоненных друг к другу. Автор: Barbara Bradley

Количество зигзагов и их форма зависит от силы воздействия и свойств материала. Чем сильнее сжатие и плотнее материал, тем больше складок образуется. Углы зигзагов при этом становятся острее.

Форма зигзага меняется при сжатии. Складки такого типа заметны на сгибе конечностей, как на примере справа. Автор: Kelly Gordon Brine

Спиралевидные

Этот тип складок тоже образуется вокруг цилиндрических форм, что делает их немного похожими на зигзагообразные. Разница в том, что вместо зигзагов формируется узор в виде спирали. Причин этому несколько — свойства материала, его объем, а также направление воздействующей силы.

Спиралевидные складки чаще можно наблюдать на мягких, эластичных материалах, не отличающихся большой плотностью, вроде шерсти или атласной ткани.

При этом для появления заметных складок требуется больший объем материала — спирали легче формируются на одежде, сидящей свободно.

Силой, формирующей спиралевидные складки, может быть как сжатие по оси цилиндра (если засучить рукава или дать ткани собраться внизу под своим весом), так и поворотное движение (если свернуть полотенце, чтобы отжать его). В последнем случае свойство материала играет меньшую роль, и даже плотный материал может свернуться в спираль. При сжатии по оси цилиндра плотный материал скорее образует зигзаг.

При сжатии ткань складывается в гармошку (слева). Идеальная спираль получается при одновременном сжатии и повороте одной из точек опоры. Автор: Barbara Bradley

Полузамкнутые

Когда поверхность ткани, обернутой вокруг цилиндрической формы, резко меняет направление — при сильном сгибании рук или ног — образуется полузамкнутая складка. Она состоит из двух меньших складок, одна из которых частично перекрывает другую.

При этом в месте, ближайшем к сгибу, образуется ямка, похожая на игольное ушко.

Для появления полузамкнутой складки необходимо, чтобы был излишек материала. Именно он образует провис, из-за которого один кусочек ткани наслаивается на другой.

При рисовании этого типа складок следует сначала определить, какие области ткани будут соприкасаться на месте сгиба, а затем соединить их в «полузамок». Источник: Famous Artist’s Cartoon Course

Складки этого вида особенно заметны, если смотреть на них в профиль. В анфас — например, на штанинах сидящей фигуры — полузамкнутые складки будут выглядеть как ткань, выпирающая с боков на внешней стороне сгиба.

Автор: Barbara Bradley

Инертные

Если ткань скомкать и бросить на пол, то ткань образует случайные фигуры, в которых иногда можно рассмотреть описанные выше типы складок. На материал не воздействуют силы, задающие движение в том или ином направлении, поэтому он лежит свободно и без четко выраженной формы.

Инертные складки образуются случайным образом, поэтому сложно предугадать, как они будут выглядеть. Чтобы масса ткани выглядела убедительно, стоит сверяться с референсом.

Края инертных складок бывают мягкими и острыми, независимо от свойств материала.

При рисовании инертных складок старайтесь разделить материал на крупные формы. Так проще наметить основную массу и понять, какие участки будут светлыми, а какие останутся в тени.

Следуйте от общего к частному — сначала крупные формы, а потом — детализация. При таком подходе получится сохранить целостность ткани, которая не превратится в бесформенную массу. Автор: Джош Рид

Помните о гравитации — инертные складки всегда на что-то опираются. Автор: Barbara Bradley

Как свойства материала влияют на форму складок

Складки одного и того же типа, которые появились на шерстяной кофте или на кожаной куртке, будут различаться между собой внешне. Все дело в свойствах материалов — толщине, гибкости и эластичности.

Толщина

Тонкие материалы, такие как шелк, лен или вискоза, легче поддаются деформации и хуже держат форму. Поэтому на изделиях образуется много складок небольшого размера. С плотными материалами вроде шерсти или кожи все наоборот — складки получаются крупные и округлые.

На тонких тканях образуется больше складок. Используйте кромку одежды, чтобы показать толщину материала.

Гибкость и эластичность

От этого свойства зависит реакция материала на растяжение — чем эластичнее ткань, тем лучше она тянется и тем больше на нее воздействует гравитация. Глубина провиса на драпировке при этом зависит от толщины ткани — чем тоньше эластичный материал, тем сильнее он деформируется под собственным весом.

Важно обратить внимание на количество материала, из которого сделана одежда. Если одежда свободная, то складки будут крупными и гладкими с округлым краем. Если материала мало и ему приходится растягиваться, как, например, на облегающих леггинсах, то и складок будет мало — они образуются только в местах сгиба суставов.

Если материал жесткий и плохо тянется, то одежда, из которой он сделан, должна быть свободнее — иначе не получится согнуть конечности. Избыток материала приводит к образованию большего числа складок. Они будут четко очерченными и угловатыми из-за резких переломов поверхности.

Примером абсолютно нерастяжимого материала может быть алюминиевая фольга (справа). При ее сжатии появляется много мелких складок с острыми краями.

Как не запутаться в свойствах материалов

Перечисленными выше свойствами обладает каждый материал, поэтому их влияние на поверхность ткани стоит рассматривать комплексно. Для удобства мы перевели таблицу из книги «Искусство рисования складок» Келли Гордон Брайн. В таблице приведены наиболее распространенные материалы, из которых делают одежду, и их их свойства, влияющие на формирование складок.

Источник

Резюмируем

Наглядной шпаргалкой:

Текст написал Дудниченко Богдан, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

​Как рисовать складки на ткани

Расскажем, как формируются складки, каких видов они бывают и как их рисовать.

Картина «Пылающий июнь» Фредерика Лейтона.

Ткань не живет своей непредсказуемой жизнью, а подчиняется законам физики. Это значит, что форму складок и место их появления можно предугадать, если понять принципы их образования.

В конце статьи — краткая наглядная шпаргалка.

Как образуются складки

Складки появляются на гибком материале вроде ткани, кожи, фольги или бумаги под воздействием внешних сил: гравитации, сжатия или растяжения.

При работе с одеждой или драпировкой нужно учитывать форму того, что находится под тканью, например — человеческого тела или мебели, накрытой пледом. Поэтому начинать работу лучше с рисования каркаса объекта и лишь затем «одевать» его. Не нужно тщательно прорисовывать — достаточно наметить основные формы. В одной из наших статей мы рассказывали, что любой предмет можно представить в виде простых фигур.

Художнику важно знать форму объекта, который находится под тканью для того, чтобы определить «точки опоры». В этих точках на ткань воздействуют силы, которые образуют складки, определяют их форму и направление. Как правило, это места, где материал тесно взаимодействует с объектом.

Ищем точки опоры

Попробуем определить точки опоры на фотографии модели. Она одета в свободный костюм из тонкой ткани, благодаря чему будет проще увидеть направление движения складок. Умение находить точки опоры поможет не только достоверно изобразить складки, но и передать форму объекта, скрытого под одеждой.


Первая точка опоры — плечи: ткань плотно облегает их, а гравитация тянет материал вниз. Поэтому складки длинной линией идут к следующей точке опоры — поясу, который обхватывает талию модели.

На пути от плеч к поясу есть еще промежуточная точка опоры — бюст, который натягивает ткань в области груди. В этом месте материал тесно контактирует с телом, поэтому ткань разглаживается. Складки вновь появляются на изломе плоскостей и продолжают тянуться к поясу. Правая часть костюма при этом более свободная — грудь там натягивает ткань не столь сильно, а у пояса образуется провис из-за большей длины материала.


Теперь исследуем нижнюю половину фигуры. Первая точка — это пояс, от которого складки начинают движение. Поскольку ноги модели в разном положении, то и точки напряжения здесь будут в разных местах. Левая нога слегка согнута в колене и натягивает ткань на штанине. Поэтому складки идут здесь к внешней стороне бедра, а затем появляются вновь ниже колена и на месте сгиба ноги. На правой ноге складки идут от пояса и кармана к внутренней стороне бедра, где ткань соприкасается с телом.

Посмотрим, что у нас получилось.


Складки появляются на изломах плоскостей и двигаются от одной точки опоры к другой. В местах, где ткань не натянута, гравитация создает провис на складках.

Мы рассматривали одетую фигуру. Во время рисования сперва набросайте модель без одежды, потом определите точки опоры, и лишь затем приступайте к изображению складок.

Основные виды складок и особенности их рисования

Трубчатые

Этот тип складок часто можно увидеть при наличии одной точки опоры. Рассмотрим на примере. Если повесить полотенце на крючок, то его края сместятся к центру, поскольку именно посередине проходит кратчайший путь между точкой опоры и направлением действия гравитации. Материя при этом складывается в фигуры, похожие на половинки цилиндров или конусов.


Трубчатые складки возникают при наличии одной точки опоры. Края материи при этом часто образуют S-образный паттерн. Автор: moderndayjames

Форма складок зависит от того, как точка напряжения распределяет материал. Если вес всей ткани приходится на одну точку (как с полотенцем выше), то складки будут узкими в верхней части и широкими в нижней, что делает их похожими на конусы. Чем равномернее распределена ткань, тем больше складки будут походить на ровные полуцилиндры.


В приведенном примере гравитация с одинаковой силой воздействует на каждый участок ткани.

Трубчатые складки наиболее заметны на длинных, гибких материалах, вроде ткани или шерсти. При их рисовании можно сначала изобразить нижнюю кромку, а затем провести линии, соединяющие край материала и точку напряжения.


Трубчатые складки можно рисовать, отталкиваясь от края в виде повторяющейся буквы S. Автор: moderndayjames

Трубчатый паттерн может появиться и при растяжении материала между двумя точками опоры, например если взять ткань в руки и потянуть в стороны. Материя сожмется в гармошку из вытянутых цилиндров и будет занимать меньшую площадь, чем в расслабленном состоянии. Ткань сильнее деформируется у точек опоры — цилиндры здесь будут уже, чем в середине.

Этот вид складок может появиться на всех подвижных частях тела — на штанинах, рукавах, торсе и т. д.. Важно, чтобы одежда была немного тесной и появлялось натяжение ткани, достаточное, чтобы материал сжимался и не провисал.


Материал должен быть эластичным, чтобы при растяжении образовались трубчатые складки. Barbara Bradley

Дугообразные

При появлении второй точки опоры и при отсутствии сильного натяжения, ткань растягивается между ними. В результате образуется провис в виде дуги, которая становятся все более изогнутой по мере удаления от точек опоры. Эта форма обусловлена действием гравитации. Дно дуги при этом всегда стремится к воздействующей на нее силе и образуется в нижней части провисающего материала.
Излишки ткани, оставшиеся по бокам, имеют одну точку опоры. Поэтому дугообразные складки обычно сопровождаются трубчатыми.


Дугообразные складки возникают при наличии двух точек опоры. Ткань не всегда укладывается в идеальную форму, поэтому справа приведена вариация U-образного паттерна. Авторы: moderndayjames (слева) и Jeff Jackson (справа).

Точки опоры не всегда расположены на одном уровне. Чтобы понять, как изменится форма дуги, можно взять нитку за концы и перемещать руки вверх, вниз и в стороны. Если нить растянуть, то глубина провиса станет меньше. Если одну руку поднять, а другую опустить, то провис сместится в сторону той точки опоры, что находится ниже. Складки на ткани или другом материале будут вести себя так же.


Упражнение с ниткой поможет понять в какую сторону сместится провис на ткани. Авторы: ZejanNoSaru (слева), Barbara Bradley (слева)

Зигзагообразные

Такие складки чаще можно увидеть на рукавах и штанинах. Узор, напоминающий зигзаг, образуется при легком сжатии или на сгибе цилиндрических форм — например, на рукавах и штанинах. При сгибании ткань на тыльной стороне цилиндра натягивается, а лишний материал на внутренней стороне сгиба формирует складки в виде перекрещивающихся линий. Порой зигзаги остаются на ткани и после разгибания, например, на обратной стороне джинсов.


Гребни складок образуют ромбовидные фигуры, состоящие из двух треугольников, наклоненных друг к другу. Автор: Barbara Bradley

Количество зигзагов и их форма зависит от силы воздействия и свойств материала. Чем сильнее сжатие и плотнее материал, тем больше складок образуется. Углы зигзагов при этом становятся острее.


Форма зигзага меняется при сжатии. Складки такого типа заметны на сгибе конечностей, как на примере справа. Автор: Kelly Gordon Brine

Спиралевидные

Этот тип складок тоже образуется вокруг цилиндрических форм, что делает их немного похожими на зигзагообразные. Разница в том, что вместо зигзагов формируется узор в виде спирали. Причин этому несколько — свойства материала, его объем, а также направление воздействующей силы.

Спиралевидные складки чаще можно наблюдать на мягких, эластичных материалах, не отличающихся большой плотностью, вроде шерсти или атласной ткани. При этом для появления заметных складок требуется больший объем материала — спирали легче формируются на одежде, сидящей свободно.

Силой, формирующей спиралевидные складки, может быть как сжатие по оси цилиндра (если засучить рукава или дать ткани собраться внизу под своим весом), так и поворотное движение (если свернуть полотенце, чтобы отжать его). В последнем случае свойство материала играет меньшую роль, и даже плотный материал может свернуться в спираль. При сжатии по оси цилиндра плотный материал скорее образует зигзаг.


При сжатии ткань складывается в гармошку (слева). Идеальная спираль получается при одновременном сжатии и повороте одной из точек опоры. Автор: Barbara Bradley

Полузамкнутые

Когда поверхность ткани, обернутой вокруг цилиндрической формы, резко меняет направление — при сильном сгибании рук или ног — образуется полузамкнутая складка. Она состоит из двух меньших складок, одна из которых частично перекрывает другую. При этом в месте, ближайшем к сгибу, образуется ямка, похожая на игольное ушко.

Для появления полузамкнутой складки необходимо, чтобы был излишек материала. Именно он образует провис, из-за которого один кусочек ткани наслаивается на другой.


При рисовании этого типа складок следует сначала определить, какие области ткани будут соприкасаться на месте сгиба, а затем соединить их в «полузамок». Источник: Famous Artist’s Cartoon Course

Складки этого вида особенно заметны, если смотреть на них в профиль. В анфас — например, на штанинах сидящей фигуры — полузамкнутые складки будут выглядеть как ткань, выпирающая с боков на внешней стороне сгиба.


Автор: Barbara Bradley

Инертные

Если ткань скомкать и бросить на пол, то ткань образует случайные фигуры, в которых иногда можно рассмотреть описанные выше типы складок. На материал не воздействуют силы, задающие движение в том или ином направлении, поэтому он лежит свободно и без четко выраженной формы.

Инертные складки образуются случайным образом, поэтому сложно предугадать, как они будут выглядеть. Чтобы масса ткани выглядела убедительно, стоит сверяться с референсом.


Края инертных складок бывают мягкими и острыми, независимо от свойств материала.

При рисовании инертных складок старайтесь разделить материал на крупные формы. Так проще наметить основную массу и понять, какие участки будут светлыми, а какие останутся в тени.


Следуйте от общего к частному — сначала крупные формы, а потом — детализация. При таком подходе получится сохранить целостность ткани, которая не превратится в бесформенную массу. Автор: Джош Рид


Помните о гравитации — инертные складки всегда на что-то опираются. Автор: Barbara Bradley

Как свойства материала влияют на форму складок

Складки одного и того же типа, которые появились на шерстяной кофте или на кожаной куртке, будут различаться между собой внешне. Все дело в свойствах материалов — толщине, гибкости и эластичности.

Толщина

Тонкие материалы, такие как шелк, лен или вискоза, легче поддаются деформации и хуже держат форму. Поэтому на изделиях образуется много складок небольшого размера. С плотными материалами вроде шерсти или кожи все наоборот — складки получаются крупные и округлые.


На тонких тканях образуется больше складок. Используйте кромку одежды, чтобы показать толщину материала.

Гибкость и эластичность

От этого свойства зависит реакция материала на растяжение — чем эластичнее ткань, тем лучше она тянется и тем больше на нее воздействует гравитация. Глубина провиса на драпировке при этом зависит от толщины ткани — чем тоньше эластичный материал, тем сильнее он деформируется под собственным весом.

Важно обратить внимание на количество материала, из которого сделана одежда. Если одежда свободная, то складки будут крупными и гладкими с округлым краем. Если материала мало и ему приходится растягиваться, как, например, на облегающих леггинсах, то и складок будет мало — они образуются только в местах сгиба суставов.

Если материал жесткий и плохо тянется, то одежда, из которой он сделан, должна быть свободнее — иначе не получится согнуть конечности. Избыток материала приводит к образованию большего числа складок. Они будут четко очерченными и угловатыми из-за резких переломов поверхности.


Примером абсолютно нерастяжимого материала может быть алюминиевая фольга (справа). При ее сжатии появляется много мелких складок с острыми краями.

Как не запутаться в свойствах материалов

Перечисленными выше свойствами обладает каждый материал, поэтому их влияние на поверхность ткани стоит рассматривать комплексно. Для удобства мы перевели таблицу из книги «Искусство рисования складок» Келли Гордон Брайн. В таблице приведены наиболее распространенные материалы, из которых делают одежду, и их их свойства, влияющие на формирование складок.


Источник

Резюмируем

Наглядной шпаргалкой:











Как рисовать ткань. Основные советы по рисованию складок — CG LAB

Ткань и складки могут принимать самые разные формы в зависимости от мягкости материала и того, что под ним. Мы собрали и перевели огромную подборку советов и заметок от различных художников. Давайте рассмотрим, как они анализируют поведение того или иного материала, виды складок, и какие наставления могут нам дать.

Советы по рисованию складок от художницы комиксов Miyuli

Складки зависят от формы, на которую они ложатся. Они не универсальны.

Нет единого правила, как рисовать складки. Лучший способ понять драпировку — это сделать как можно больше стадиков для её исследования. Чем реалистичнее вы хотите нарисовать складки, тем больше референсов вам понадобится. Понимание некоторых общих принципов позволит правдоподобно передать их в более стилизованном виде.

Материалы

Когда имеете дело со складками очень важно учитывать материалы, которые вы рисуете. Все они имеют свои особенности, которые помогают решить, куда ложатся соответствующие складки. Их текстура диктует условия, как сильно будут рассеиваться тени.

У более плотного материала более широкие складки, которые обычно менее заметны.
Твердые материалы обычно больше вытягиваются в области сгиба или по швам.
Мягкий и тонкий материал создаёт больше всего складок, особенно вокруг областей изгибов.

Количество складок также зависит от того, насколько тяжелая ткань, и из какого материала она сделана. При рисовании ткани полезно сначала рассмотреть, насколько плотным/тонким, твердым/мягким, тяжелым/легким и гладким/текстурированным является материал.

Тяжелая ткань создаёт складки разного объема и ширины. На ней также меньше складок в состоянии покоя и даже при движении.
Вся одежда сшита по-разному, что сильно влияет на формирование складок.

Хорошо, если вы будете знать общее расположение швов. Вам не нужно их все рисовать, но понимание конструкции очень поможет.

Складки обычно тянут за собой выпуклые швы, это особенно заметно на плечах на такой одежде, как костюмы.
У свитеров швы на рукавах обычно гораздо ниже, и складки не тянут их так сильно.

Складки на одежде со свободным и облегающим покроем отличаются. Облегающий крой повторяет форму тела и обволакивает его. Свободная одежда показывает множество обвисших складок, которые идут от точки натяжения вниз.

Одежда часто создаётся с учетом складок или их отсутствия.
Приталенная одежда предназначена для того, чтобы выглядеть элегантно с наименьшим количеством складок. Когда одежда слишком тесная или слишком свободная, появляется больше складок, которые придают одежде менее изящный вид, особенно если смотреть на силуэт.
Изношенная ткань сминается сильнее, чем новая или хорошо ухоженная.

Примечание: При рисовании одежды и складок сначала подумайте, какой материал соответствует личности персонажа.

Внешние воздействия

На складки может сильно повлиять ветер или вода.
Влажная и сухая одежда ведут себя по-разному. Намокшая ткань имеет тенденцию прилипать к телу под ней. Вода делает легкий материал намного тяжелее, поэтому он больше не движется так легко. Тонкая ткань становится прозрачной.

Движение

Когда тело находится в состоянии покоя, то ткань обычно тянется вниз под действием силы тяжести. Чем шире и легче ткань, тем более заметные обвисшие складки.

На изгибе ткань прижимается сама к себе и создает различающиеся по размеру, полые формы.

У одежды с узким кроем больше неровностей. Широкий материал имеет тенденцию сплющиваться с меньшим количеством складок.

Материал приспосабливается к движению тела. Складки обычно следуют за изгибом. Это может быть очень полезно, если вы захотите подчеркнуть движение.
Обратите внимание, что более легкий и тонкий материал в приведенном примере создаёт меньше складок, так как рука все еще в состоянии покоя.

Положение рук диктует условия, где появляются складки.
Если куртка расстёгнута, то часть складок пропадает, даже если руки подняты.

Брюки

Ткань брюк поддерживается на талии.
Верхняя часть шире и сужается к коленям, потому что приспосабливается к строению костей в ногах.
Обычно на узких брюках на коленях видны складки.
При рисовании бугорков на ткани хорошо показать их происхождение и объем. Это действительно важно, когда вы можете представить складки в трехмерном пространстве.

Со спины можно увидеть складки, образующиеся под ягодицами и натягивающиеся по бедру.
Также заметно, что складки на коленях идут от бедра.
В общем, когда тело просто находится в состоянии покоя, то складки менее динамичные.

Когда нога поднята, колено становится самой сильной точкой натяжения.
Будьте внимательны с формами складок на штанинах, когда нога движется.

Тени и блики

В зависимости от толщины материала, тени вокруг складок могут выглядеть по-разному.

При затенении складок хорошо использовать сочетание мягких и жестких краев.
При покраске обращайте внимание на степень гладкости и мягкости материала. Гладкая ткань больше отражает свет, на ней более яркий блик. Поверхность более грубых и текстурированных материалов сильнее рассеивает свет.

Самая темная область обычно находится там, где формы прижимаются друг к другу, и появляется окклюзия. Это также относится к очень глубоким складкам, куда не проникает свет.

Вот ещё несколько заметок, при затенении материалов.

Степень затенения, как и ширина складок, варьируется в зависимости от типа ткани, поэтому нужно хорошо ознакомиться с как можно большим количеством материалов, чтобы создать богатую визуальную библиотеку.

Дополнительные советы и рекомендации по рисованию одежды

(от художников Mossygator, Joakim Riedinger, Normand Lemay, The Etherington Brothers, juliajm15)

Mossygator

Если рассматривать заметки различных художников, то можно заметить закономерные повторения в их исследованиях.

Практика

А теперь, когда вы досконально изучили поведение разных типов тканей и одежды, лучшим способом закрепить знания будет практика!

Подведём итог:

lesbidar

Прекрасный пример анализа и стадиков от художника Owen Eastman:

Желаем вам успехов!

Всех желающих повысить свой уровень при поддержке профессиональных преподавателей приглашаем на наши курсы по цифровой иллюстрации, где вы сможете в полной мере узнать о тонкостях создания удачных композиций. А также ждём вас на курсах окружения, казуальной графике, 3D для геймдева и анатомии.

Пополните свое портфолио новыми профессиональными работами!

И подписывайтесь на наш обучающий паблик – здесь много уроков, статей и челленджей.

Спасибо за внимание!

Материал подготовила Диана Мова специально для школы CG LAB.

Редактор Лина Сидорова.


Источники:
Josh Reed, Miyuli, Mossygator, Joakim Riedinger, Normand Lemay, The Etherington Brothers, juliajm15, lesbidar, Owen Eastman

Другие статьи по теме:

Мастера Matte Painting: John Sweeney | Naughty Dog |

making ofAinippa K-Bmatte painting, kitbash, photobash

Как рисовать одежду: морщины и складки

Обновлено 1 июня 2020 г.

Хотите узнать, как нарисовать складки одежды на персонаже более убедительно, потому что ваши модели одежды кажутся неестественными или плоскими в отношение к телу? Хорошее представление о различных типах складок и о том, как они обвивают человеческую фигуру, поможет вам добиться лучших визуальных результатов при иллюстрировании одежды.

Как иллюстратору, вам нужно знать названия каждой из складок и уметь рисовать следующие шесть типов складок одежды.

1. Трубчатые складки

Трубчатые складки обычно появляются на платьях и занавесках. Эта складка возникает, когда исходная точка материала сжимается или собирается вместе, что создает серию полутрубчатых форм. Нижняя часть материала, которая висит свободно, часто имеет волнистый вид.

Как нарисовать складку трубы

С точки опоры простая складка трубы нарисована в виде небольшого цилиндра, который увеличивается по мере падения к земле. Между складками есть обратные цилиндры, создающие трехмерный эффект.

2. Зигзагообразная складка


Зигзагообразные складки, как правило, образуются там, где штаны загибаются внизу штанин или за коленями. Это происходит потому, что материал сжимается. В основном эти складки имеют тенденцию чередоваться друг с другом зигзагообразным образом, с областями, которые сгибаются внутрь друг друга.

Как рисовать зигзагообразную складку

Рисуя этот тип складки, попробуйте начать с быстрой и отрывистой зигзагообразной линии, которая кажется органичной и не слишком однородной. В конце концов, это обеспечивает более естественный результат, потому что каждая складка имеет уникальный характер. Замкните концы своих линий другими, чтобы объединить две противоположные силы на материале.

3. Спиральная фальцовка

Спиральная фальцовка возможна только на материале, который оборачивается вокруг трубчатых форм, таких как рука или нога. Они часто возникают на рукавах, которые закатаны или собраны в кучу.

Как нарисовать спиральную складку

Используйте изогнутые и диагональные линии, чтобы соответствовать округлым формам тела. Оберните материал вокруг формы, расширяя складки по мере того, как они оставляют точки опоры. Не располагайте линии параллельно и не повторяйте одно и то же направление и объем. Вместо этого придайте складкам декоративное оформление. Излучайте материал наружу и вверх.

4. Складка полузамком

Складки полузамком обычно возникают при резком изменении направления ткани. Вы увидите этот тип складок по бокам коленей, когда человек в брюках сидит на корточках или сидит, вызывая резкое изменение направления материала, выступающего по бокам. Вы также можете увидеть эти складки в верхней части брюк, когда тело наклоняется вперед, например, когда игрок в гольф наклоняется, готовясь замахнуться клюшкой для гольфа.

Как нарисовать складку полузамком

Когда вы делаете поворот под прямым углом или около него, сделайте замок острым и угловатым. Сделайте замки более круглыми и распущенными, когда витки ослаблены. Убедитесь, что сгибы логичны, сохраняя их простыми и легкими для восприятия. Если вы рисуете кого-то сидящим, нарисуйте большее количество углов, чтобы выразить чувство направления.

5. Складки подгузника

Складки подгузника возникают в результате провисания материала между двумя опорными точками. Количество ткани и расстояние между опорными точками будут определять величину провисания. Такие складки часто можно увидеть на шарфах и носовых платках.

Как нарисовать складку подгузника

Помните о плоскостях вверх и вниз в формах, чтобы складки подгузника не выглядели просто линиями. Вы можете начать с поперечного контура, если это поможет. Сделайте края сгиба более тугими в центре сжатой точки и ослабьте их по мере продвижения к середине.

6. Падающая складка

Падающая складка обычно возникает, когда материал просто падает с формы, чтобы свободно висеть, например, полотенце, висящее на крючке. Общий вид ниспадающей складки определяется гравитацией и типом формы, на которой она свисает. Эта складка часто используется в сочетании с другими типами складок.

Как нарисовать ниспадающую складку

Нарисуйте складки, расходящиеся наружу и вниз от точки опоры. Вы можете использовать форму крючка или конуса, чтобы получить нужный эффект.

 

Несколько полезных советов при обучении рисованию складок на одежде

Поскольку складки визуально поддерживают действие или движение в форме, показывая различную глубину и объем под данным материалом, важно сделать их правильно.

Хорошее место для начала обучения рисованию складок одежды — это изучение человеческого тела и разбиение различных частей тела на простые формы. Определив, как они выглядят в трехмерном пространстве, вы можете приступить к нанесению подола и краев одежды, которые точно повторяют контуры тела.

Вот еще несколько полезных советов по обучению рисованию складок на одежде:

  • Некоторые типы тканей складываются по-разному, поэтому потратьте некоторое время на исследования и эксперименты с различными материалами, чтобы получить четкое представление о том, как они могут быть сложены. манипулировать. Чем тоньше ткань, тем легче ее можно сложить или согнуть. Складки будут плотными и обильными. Чем толще ткань, тем сложнее на ней образуются складки. Если и есть складки, то их немного. Кроме того, чем мягче ткань, тем округлее могут быть складки.

  • Используйте блики, средние тона, формируйте тени и отраженный свет, чтобы получить желаемый трехмерный вид.

Как только вы лучше познакомитесь с каждым из типов складок и с тем, как рисовать складки одежды по отношению к фигуре человека, вы сможете последовательно комбинировать их и создавать более убедительные предметы одежды.

Независимо от того, являетесь ли вы модельером, художником или иллюстратором, полезно узнать больше об Illustrator, графическом дизайне, InDesign и Photoshop. В Pluralsight есть все необходимые руководства, так что ознакомьтесь с ними!

5 видов складок и как их рисовать | Художественное вдохновение | Вдохновение | Техники искусства | Поощрение

Николь Тинкхэм

Если вы откладывали рисование складок на одежде, вы не одиноки. На самом деле, мы откладывали написание этого блога о рисовании складок! Они только кажутся такими сложными, не так ли? Существует так много типов, форм, размеров, деталей и теней. Мы понимаем, насколько это может быть ошеломляюще. Вот почему мы делаем складки ткани шаг за шагом. Прежде всего: понимание различных типов складок. Мы рассмотрим складки трубы, зигзагообразные складки, спиральные складки, складки под подгузник и складки-капли. Тогда пора тренироваться! Глубокие вдохи, вы можете сделать это. В конце этого блога вы найдете несколько полезных приемов, которые помогут вам начать играть. Готовы начать? Вот 5 типов складок и как их рисовать.

Складки трубы

Что это такое?

Складки труб — это длинные складки, чем-то напоминающие органные трубы. Обычно вы видите этот тип складок на платьях и занавесках. Они образуются, когда одна часть ткани собирается вместе, а остальная часть (обычно) свисает.

Вариации

Свободная складка: В этом варианте ткань свободно висит. Как упоминалось выше, форма трубы создается, когда ткань собрана на одном конце. Это свободная версия складки трубой.

Растянутая трубчатая складка: этот тип складки является полной противоположностью расслабленной складки. Складка «натянутая труба» — это именно то, как это звучит, когда каждый конец ткани оттягивается друг от друга. Это создает плотные складки на ткани.

Зигзагообразные складки

Что это?

Зигзагообразные складки часто встречаются на рукавах рубашек на более тяжелой одежде и брюках, где ткань сгибается. Складки чередуют направления (внутрь себя и наружу) и могут быть более угловатыми в зависимости от того, насколько жесткая ткань.

Варианты

Зигзагообразная складка памяти: Помимо обычной зигзагообразной складки, вы можете заметить отпечаток, похожий на складку, которая возникает на джинсах за коленом. Когда ткань часто перегибали, складки остаются. Эти зигзагообразные складки могут выглядеть иначе, чем на рукавах рубашки, но это тот же тип складок.

Спиральные складки

Что это такое?

Спиральные складки обнаруживаются в трубчатой ​​ткани, обернутой вокруг цилиндрического объекта (например, рука в рукаве). Вам может быть интересно, чем они отличаются от зигзагообразной складки. Ответ прост: все дело в том, как ложится ткань. Мягкая ткань имеет тенденцию образовывать спиральные складки, и складки будут округлыми, а не такими угловатыми, как зигзагообразные складки.

Вариации

Сжатые складки: Это означает, что складки смяты вместе. Подумайте о том, что делает ваш рукав, когда вы его закатываете.

Свободные складки: прямо противоположны уплотненным складкам. Они более свободные и могут быть сформированы более диагонально (как показано на изображении выше).

Складки подгузника

Что это?

Складки подгузника возникают, когда ткань висит между двумя точками. Обычно есть изгиб или кривая, где ткань провисает, что определяется тем, насколько провисает между двумя закрепленными точками. Чтобы увидеть, как выглядит этот тип складки, возьмите большой кусок ткани и поднимите его так, чтобы в центре была лишняя ткань.

Вариант:

Мягкая ткань: Каждая складка может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от типа ткани. Если вы работаете с мягкой тканью, у вас будут мягкие изогнутые складки.

Жесткая: Жесткая или хрустящая ткань оставляет угловатые изгибы в складках.

Складки

Что это?

Простые складывающиеся складки. Они свободно падают из одной точки (см. изображение выше).

Варианты

От канцелярской кнопки: Когда ткань просто свисает с канцелярской кнопки или одной точки, вы можете показать частичные эллипсы в нижней части ткани.

Падение с колена: Складки на штанах также можно найти, сидя. Ткань, которая свисает от колена, считается складкой вниз.

Как сделать так, чтобы ваши складки выглядели реалистично

Посмотрите на складки, на то, что они излишки ткани, лежащие друг на друге. Что это говорит нам? Создавать СЛОИ по мере того, как мы рисуем. Совет: для начала используйте светлую ткань. Это облегчит обнаружение складок и теней.

Начните с контура ткани и убедитесь, что линии перекрываются. При этом обратите внимание, какие складки более заметны, чем другие. Что касается расходных материалов, мы рекомендуем использовать древесный уголь (как виноградный, так и прессованный) и ластик-клячку.

После того, как вы заполнили тени углем, вы можете использовать ластик-клячку, чтобы растушевывать, размазывать и стирать там, где это необходимо. Вы можете контролировать, насколько светлая или темная тень, насколько сильно вы нажимаете ластиком. Чем сильнее вы нажмете, тем больше пигмента соберет ластик и тем светлее будет ваша тень.

Чтобы получить действительно темные тени и четкие края, используйте прессованный уголь. Однако не переусердствуйте! Немного проходит долгий путь.

Мы чувствуем себя здесь как заезженная пластинка, но эти две вещи очень важны, независимо от того, над каким художественным проектом вы работаете. Прежде всего, сосредоточьтесь на том, как на самом деле выглядит объект. Рисуй то, что видишь! И обязательно заниматься ЕЖЕДНЕВНО! Вы никогда не станете лучше, если не будете работать последовательно. Отбросьте страх и просто начните.

Есть ли в вашей работе какая-то область, с которой вам нужна небольшая помощь? Дайте нам знать в комментариях, и это может быть представлено в будущем блоге!

Нравится:

Нравится Загрузка…

Как рисовать складки на ткани: пошаговое руководство

от easydrawingtips

В этом пошаговом руководстве показано, как рисовать складки на ткани. Он дает объяснения трех различных видов складок с примерами рисования линий и штриховки.

Рисование складок ткани шаг за шагом

Складки ткани довольно сложно нарисовать из-за их кажущейся случайной формы. В помощь этому учебному пособию дается объяснение того, как могут образовываться складки в зависимости от сжатия и/или натяжения ткани. Это также показывает, как вы можете разбить их части на более простые формы. Наконец, он демонстрирует, как затенить складки, и объясняет, как распределяются светлые и темные области.

Обратите внимание, что внешний вид складок иногда может меняться в зависимости от типа ткани. Например, очень жесткая ткань может создать более резкие изгибы. Однако для этого урока мы будем использовать довольно обычную и мягкую ткань.

Также обратите внимание, что, хотя в этих инструкциях основное внимание уделяется штриховке карандашом, большинство советов в этом руководстве можно применять, даже если вы хотите рисовать другими средствами.

Часть 1 – Чертеж конусных складок

В случае подвешивания ткани натяжение обычно создается за счет собственного веса ткани, стягивающей ее с того места, где она прикреплена к чему-либо.

Прикрепленный к одной маленькой точке кусок ткани, подобный тому, что показан в примерах ниже, будет создавать складки конусообразной формы. В основном складки, которые становятся шире по мере того, как они идут вниз.

Шаг 1. Рисование линии сгибов конуса

Рисование линии сгибов ткани

Чтобы начать собственно процесс рисования, сделайте набросок ткани легкими линиями. Вы можете использовать свой собственный образец ткани или использовать предоставленный пример.

Шаг 2. Затенение складок конуса

Сравнительный рисунок конуса ткани

В приведенном выше примере вы можете видеть, что затенение частей куска ткани чем-то похоже на затенение конуса. Однако, в отличие от одиночного конуса, складки ткани также будут отбрасывать друг на друга как тени, так и световые блики.

Чтобы лучше понять, как создаются светлые и темные области и как отбрасываются тени, мы должны проанализировать условия освещения, в которых висит ткань.

В этом случае свет падает с правой стороны рисунка и слегка к лицевой стороне ткани. Это означает, что более светлые участки будут на тех участках ткани, которые обращены в этом направлении, а более темные участки будут на тех участках, которые обращены от него. Поскольку кривые довольно плавные, переход между светлыми и темными областями также будет постепенным.

Тени будут отбрасываться напротив источника света (в данном случае слева).

Подробнее о рисовании и штриховке простых фигур см. :

Учебное пособие по базовым 3D-фигурам.

Затенение складок ткани.

Сделайте либо слегка изогнутые штрихи, либо наборы довольно коротких прямых штрихов, которые охватывают изгибы ткани. Затем нанесите еще один набор таких же штрихов, но немного в другом направлении, чтобы создать штриховку.

Подробнее о различных типах обводки см.:

Техника затенения и типы обводки Учебное пособие по рисованию

Как было сказано ранее, складки будут отбрасывать тени и отражения на другие складки. В этом случае первая складка справа будет отбрасывать тень на складку слева. Эта складка, в свою очередь, отбрасывает тень на следующую складку.

Отражения будут светом, отражающимся от одной складки, чтобы осветить область на другой складке.

Например, правая складка будет иметь очень тонкую светлую область с левой стороны, создаваемую светом, отраженным от средней складки. Средняя складка будет иметь едва заметную светлую область слева от нее, вызванную отражением света от левой складки.

Шаг 3. Завершенный рисунок конусных складок

Рисунок складок ткани

Чтобы закончить рисунок, постепенно добавляйте больше перекрывающихся наборов штрихов, чтобы затемнить затененные области и сгладить общую поверхность ткани.

Старайтесь избегать полного смешивания штрихов до невидимости. Как упоминалось ранее, направление штрихов может помочь усилить форму кривых.

Часть 2. Чертеж цилиндрических складок

Ткань, которая равномерно прикреплена к одной большой области по всей ее длине и сжата вместе, имеет тенденцию образовывать складки в виде цилиндра/трубы.

Хорошим примером этого являются оконные шторы.

Шаг 1 – Рисование линии цилиндрических складок

Рисование линий цилиндрических складок ткани

Рисование линий цилиндрических складок довольно просто. Нарисуйте основную область складок несколькими наборами вертикальных линий. Внешний вид нижней части складок будет зависеть от уровня глаз зрителя. Если смотреть сверху, кривые будут казаться более круглыми. Если нижняя часть ткани находится точно на уровне глаз зрителя, то она будет казаться плоской без изгибов. Наконец, если вы посмотрите на складки снизу, то кривые пойдут в противоположном направлении.

Для получения дополнительной информации о том, как уровень глаз влияет на рисование, см.:

Учебное пособие по рисованию в перспективе для начинающих

Шаг 2. Затенение цилиндрических складок

Сравнительный рисунок цилиндра ткани

Эти типы складок, вероятно, легче всего затенить. Цилиндрические складки, как следует из названия, данного им в этом уроке, можно разбить на цилиндры. Они также будут заштрихованы соответствующим образом.

В этом примере условия освещения такие же, как и в предыдущем, при этом свет падает с правой стороны области рисования немного впереди ткани.

Также имейте в виду, что складки будут отбрасывать тени и блики друг на друга. И тени, и отражения будут находиться напротив основного источника света.

Затенение складок ткани цилиндрическое

Начните процесс затенения, нанося штрихи по изогнутым или прямым линиям. Затем нанесите еще один набор штрихов под немного другим углом, чтобы сделать штриховку.

Вы заметите, что сгиб в самом правом углу рисунка отбрасывает тень на средний сгиб, а также имеет отражение от безопасного сгиба в крайнем левом углу.

Поскольку средняя складка не такая глубокая/круглая, как левая боковая складка, она не будет отбрасывать столь резкую тень на дальнюю левую складку и не будет отражаться от нее.

Шаг 3 – Цилиндрические складки Завершенный рисунок

Цилиндрический рисунок складок ткани

Чтобы закончить штриховку, нанесите больше штрихов, затемняющих области в тени и тени на рисунке. Снова постарайтесь не полностью растушевывать штрихи, так как видимые штрихи помогут добавить текстуру ткани и дадут лучшее представление о форме ее изгибов.

Часть 3. Рисунок складок в нескольких точках натяжения

Ткань, которая свисает в нескольких точках, имеет тенденцию образовывать U-образные складки между этими точками и конусообразные складки, подобные первому примеру, по бокам.

Другой способ взглянуть на форму всего этого куска ткани – это буква «М».

Шаг 1. Рисунок линии сгибов с несколькими точками натяжения

Рисунок линии сгиба ткани вдвое

Вы заметите, что этот рисунок содержит больше деталей, чем два предыдущих примера. Этого следует ожидать от этого типа установки более сложных складок.

Для этого шага не нужно давать особых указаний, кроме того, что вам нужно просто нарисовать то, что вы видите.

Шаг 2. Затенение складок с несколькими точками натяжения

Затенение складок ткани в два раза

Как и в предыдущих двух примерах, свет в этом случае будет исходить с правой стороны рисунка и снова немного спереди ткани.

Вы снова можете использовать изогнутые или прямые штрихи для процесса затенения. В примерах используются прямые штрихи, но они по-прежнему наносятся таким образом, что они несколько обтекают форму ткани.

Вы также можете снова создать штриховку, нанеся один набор штрихов, а затем другой набор перекрывающихся штрихов под немного другим углом.

Помните об отбрасываемых тенях и отражениях. Как правило, чем больше складки, тем большую тень они отбрасывают. Более выраженные складки будут отбрасывать более четкие тени, а более гладкие складки будут отбрасывать более плавные тени.

Отражения в основном будут происходить на изогнутых сторонах складок, обращенных к другой складке. Более выраженные крупные складки будут давать более яркие отражения.

Шаг 3. Завершенный рисунок сгибов в нескольких точках натяжения

Складки ткани, рисующие точки двойного натяжения

Продолжайте наносить больше наборов штрихов, чтобы затемнить тени и сгладить градиенты, но не смешивайте их полностью. Как уже упоминалось, сохранение некоторых штрихов видимыми придаст ткани текстуру, подобную ткани, а направление штрихов может помочь подчеркнуть форму кривых.

Заключение

Складки ткани довольно сложны и зависят от множества факторов, таких как натяжение/сжатие ткани или даже тип ткани. Трудно охватить слишком много примеров в одном уроке, но приведенные здесь советы должны дать вам хорошее базовое понимание того, как рисовать некоторые из наиболее распространенных типов складок ткани.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *