Содержание

Стиль маньеризм в интерьере квартиры и дома, особенности дизайна и фото

Вёльфлин в 1922 г. писал : «Не случайно маньеризм получил мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного тела был особенно развит… В движении фигур у Леонардо и Микеланжело… каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность». В IV в. Дворжак приводит о маньеризме латинское изречение: «Si parva licet componere Magnis» («Когда ничтожным бывает позволено создавать великое»

МАНЬЕРИ́ЗМ (итал. Manierismo — «вычурность, манерничанье»; см. манера) — течение в западноевропейском, главным образом итальянском, искусстве 1520—1590-х гг. Возникло и развивалось вследствие кризиса идеалов «Высокого Возрождения» в Италии (см. Возрождение; Итальянское Возрождение). В качестве типичных признаков маньеристической живописи Фридлендер выделил пристрастие к: удлиненным формам, аффективным жестам; ярким, контрастным тонам. Красота отдельно взятой детали в этом стиле становилась важнее красоты целого.

Маньеризм по правилам. Законы стиля от дизайнеров:

Закон 1.

Характерные черты стиля: перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства, непродуманность планировки. Манерничанье, замыслом которого является не создание чего-то нового, а вторичность и подражательность.

Закон 2.

Все элементы лишены принципов организованности. Главное, чтобы создавалось ощущение шика и величия.

Закон 3.

Идея маньеризма — максимально использовать иллюзорные трюки и качественные подделки. Одна из ярких «обманок» – достоверные на вид ложные окна, двери и портьеры.

Закон 4.

Роспись картин (фресок), отделки стен псевдолепниной, псевдобарельефом и даже псевдостатуями.

Закон 5.

В декоре интерьера преобладают орнаменты, насыщенные гротеском, причудливые, фантастические образы.

Архитектор Вазари сочетал в творчестве (см. пример ниже) элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Будучи весьма изобретателен по части декоративных построек, при переделке многих зданий он не умел понять характера старинных архитектурных форм, и делал добавления, которые шли с ними в разрез.

СТИЛЬ МАНЬЕРИЗМ У ВАС В ДОМЕ

1. Активно применяйте в оформлении интерьера живопись. Работы таких живописцев, как Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафума, копии их картин, а также работы последователей школы маньеризма станут отличительной чертой вашего дизайна в стиле маньеризм.

2. Подбирая мебель, останавливайте внимание на предметах, инкрустированных золотом, серебром или бронзой, или более дешевыми материалами-копиями, они должны выглядеть дорого и вычурно. Особенную ценность имеют антикварные вещи XVI –XVII веков.

3. Создавая дизайн-проект в стиле маньеризм, обратите внимание на возможность сделать в интерьере характерные стилю «обманки», например, несуществующие окна или двери.

Стили и направления. Маньеризм.

Слово «маньеризм» имеет итальянские корни – Manierismo – вычурность и  maniera – прием, способ. Сразу становится понятно, что речь идет о чем-то показном, помпезном, лишенном гармоничности.Стиль возник в начале 16 века – примерно в 1520-х годах, и явился противовесом господству идеалистических произведений эпохи Возрождения. Мастера этого течения пытались отразить в своих произведениях несовершенство мира, уязвимость человеческой судьбы, влияние иррациональных факторов на жизнь общества.

Для маньеризма характерны  изломанность линий, перегруженность элементами, яркие цвета, гипертрофированность форм. Художники пытались выразить страдание через искажение, преувеличение, некий гротеск. Работы в этом стиле были объединены идеей драматизма. В качестве тематики в маньеризме использовались библейские сюжеты,  образы отдельных людей, исторические сцены.  Произведения были насыщены мистичностью и эротизмом.

К 1540 году маньеризм завоевал репутацию «непростого» искусства, понятного лишь избранным. В связи с этим, стиль становится популярным при дворе Италии. В этот период маньеризм обрастает более яркими, роскошными деталями. Оригинальные решения с освещением, позолота, добавление различных изысканных элементов делает маньеризм элитным искусством.

Маньеризм начинался в Италии, но со временем распространился в других европейских странах – Франции, Испании, Германии, Нидерландах, Польше, Венгрии и  других.

Рождение маньеризма принято связывать с именем Рафаэля.  Именно он отказался от гармонии Ренессанса и стал писать в более причудливой манере. Однако творчеству Рафаэля, а также произведениям Тициана черты этого стиля присущи еще не в полной мере.

Известным представителями стиля были  испанец Эль Греко, итальянец Тинорето Якопо, художник  под псевдонимом Пармиджанино,  Вазари Джорджо, германец Ханс фон Аахен.Влияние маньеризма на развитие живописи было разноплановым.  Стиль отражал настроения своей эпохи, художники стремились раскрывать внутренний образ через внешние впечатления. Маньеризм раскрыл такое направление, как эротизм. Скрытый смысл, аллегории, карикатурность, экстравагантность – вот основные достижения маньеризма, которые позже отразились в других направлениях. Некоторые специалисты в области искусства, считает маньеризм не отдельным стилем, а первой ступенью направления барокко.

Маньеризм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Маньеризм – направление в искусстве Западной Европы 16 — 17 веков, связанное с кризисом культуры Высокого Возрождения. В произведениях маньеристов ясность изображения, свойственная мастерам Ренессанса, уступила место странным, вычурным и неестественным формам. Художники, скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризм наиболее четко проявился в итальянском изобразительном искусстве. Картины и скульптуры маньеристов проникнуты чувством трагедии и мистической экзальтации. Работы отличаются острыми диссонансами цвета и светотени, сложными и преувеличенно выразительными позами, удлиненностью фигур и изощренной виртуозностью рисунка. 

В архитектуре маньеризм пришел на смену классическому совершенству форм Высокого Возрождения и стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.  

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила. 

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась — человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы. К примеру, загородная вилла д’Эсте, один из самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии, была задумана как сад нимф Гесперид. Трехэтажный фасад виллы украшен скульптурами, внутренняя отделка призвана подчеркнуть высокий статус владельцев здания — правителей Тиволи. В многоуровневом парке расположено множество великолепных фонтанов, скульптурных композиций, гротов, арок. Вилла д’Эсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.

Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы — зале Гигантов — посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.  

Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, – это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Наиболее известным и влиятельным покровителем маньеризма вне Италии стал французский король Франциск I. По его приглашению созданием и отделкой великолепного дворца в Фонтенбло занялись такие знаменитые итальянские художники, как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Изогнутые лестницы центрального входа, изысканные формы окон, лепнина и странная форма крыш и сегодня напоминают нам об изначальном замысле строителей, даже несмотря на то, что дворец несколько раз пережил реконструкцию.

 

что это такое, куртуазный в живописи, архитектуре и искусстве, художники маньеристы, mannerism

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием “маньеризм” возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля Маньеризм как искусства

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).

Читайте также о скульптуре Романского стиля.

Козимо Медичи

Мода

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризма

Живопись: картины и художники

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

  • «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
  • «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.

Коррадо Джаквинто

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Как оформить комнату для мальчика подростка вы узнаете, перейдя по ссылке.

Как рассчитать ламинат на комнату подробно описано в этой статье.

Что такое бесшовная текстура мрамора: https://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

Маньеризм. Стили интерьера

 

Маньеризм – стиль интерьера, который возник в Италии в середине XVI века, и не терял своей популярности на протяжении 25 лет. Маньеризм заслужил свое название, благодаря современникам, которые воспринимали этот стиль, как лучшие достижения недавнего прошлого, а именно – эпохи Возрождения. Однако вся вычурность Маньеризма обманчива, т.к. для оформления интерьеров используются не подлинники, а качественные подделки. И касается это всего: начиная от мелких безделушек и заканчивая скульптурными изваяниями.

 

Характерные черты стиля: перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства, непродуманность планировки, выразительность форм, использование в декоре псевдобарельефов, псевдолепнины и псевдостатуй, ложных дверей и окон. Это манерничанье, замыслом которого не является создание чего-то нового. Вторичность и подражательность – вот основные принципы стиля.

Стены и потолки украшаются росписью, орнаментами и фресками (поддельными, естественно). Но идентифицировать подделку не так просто, зачастую это можно сделать, лишь прикоснувшись к «искусству» рукой. При всем при этом, все элементы лишены каких бы то ни было принципов организованности. Главное, чтобы создавалось ощущение шика и величия, а получаемый дисбаланс здесь как раз к месту.

 

Орнаменты сплошь содержат причудливые аллегорические образы, нереальные позы людей, непонятную фантастическую символику и эмблематику. Богатством веет отовсюду, в отделке используются золотые, серебряные и бронзовые инкрустации, а также их копии.

Главная позиция маньеристов – максимально использовать иллюзорные трюки и качественные подделки. Одна из ярких «обманок» того времени – ложные окна, двери и портьеры. На деле все выглядело натурально и очень достоверно.

Кроме архитектурной составляющей и декоративных элементов, стиль Маньеризм подразумевает искусственность всего остального, в том числе мебели. Она должна выглядеть роскошно и вычурно – при оформлении современных интерьеров антикварные копии того времени подойдут идеально. Аксессуары также обязаны излучать шик и блеск римских дворцов XVI –XVII вв.

 

Важный аспект стиля Маньеризм – выразительность линий, которая проявлялась за счет использования орнаментов. Стены из единой композиции превращаются в цветовые пятна и мазки. Цвет становится более ярким и «живым», нежели в стиле Ренессанс. Оттенки контрастные и порой просто несочетаемые. Маньеризм – это искажение эталонных пропорций, отрицание старых форм, смешение стилей в труднораспознаваемую композицию.
В современном исполнении интерьеры в стиле Маньеризм смотрятся искусственно, поэтому в чистом виде его используют редко.

 

Стиль Маньеризм в интерьере — Заказать дизайн дома, квартиры Киев

Стиль Маньеризм в интерьере дома и квартиры: идеи

Заказать дизайн дома в стиле Маньеризм или заказать дизайн квартиры в этом стиле – это при помощи эффектных копий создать иллюзию пышности и богатства королевского дворца. Живописные полотна с изображением эпических сцен, оформленные в массивные рамы, бронзовые подсвечники и люстры, канделябры и зеркала.

Во времена популярности Маньеризма дома активно украшали аксессуарами «под слоновую кость». Аксессуары и декор отражают богатство владельца жилища. Это могут быть предметы, выполненные в разных стилях: статуэтки в стиле Ренессанс, зеркала в стиле Барокко или классические подсвечники. Но, в идеале, аксессуары должны быть антикварными (качественными копиями).

Основой интерьера могут стать классические элементы: фризы и колонны, а в квартире создать иллюзию пространства можно при помощи больших зеркал. Стиль Маньеризм (фото) в интерьере отличается крайней перегруженностью помещения деталями, в отличии от Ренессансной сбалансированности.

Интерьер в стиле Маньеризм, где ставка сделана на живопись – ковры, аксессуары, текстиль и отдельные предметы мебели, станет «подобием» дорогой палаты дворца при минимальных затратах.

Дома в стиле Маньеризм (фото) кардинально отличаются от всех остальных: они обладают особым шармом и таинственностью.

Заказать дизайн интерьера в стиле Маньеризм вы можете в «Artinterior»! 

Для того чтобы создать дизайн по настоящему великолепного интерьера в стиле Маньеризм, следует заблаговременно детально продумать будущую обстановку, согласовать все нюансы с профессионалом. Заказать дизайн квартиры в стиле Маньеризм или заказать дизайн дома, салона, бутика, или другого помещения в этом стиле, можно в нашей студии. 

«Artinterior» создаст роскошный – «вычурный» и изысканный, а не «аляповатый» интерьер. Создание обстановки в стиле Маньеризм – задача технически сложная и требует вовлечения в процесс многих специалистов и применения профессиональной 3d визуализации интерьера.

Дизайн-студия «Artinterior» воплотит все ваши пожелания в реальность!

Маньеризм в интерьере – характерные особенности

Маньеризм в интерьере – это обращение к прошлому и повторение его лучших и запоминающихся достижений. Характерная особенность этого стиля – преобладание в дизайне гротескных орнаментов, фантастических нереальных образов. В целом это направление можно охарактеризовать как доминирование отдельных предметов над общим содержанием.

Красота отдельных деталей и элементов важнее общей красоты, выделяются линии и силуэты, красочные пятна в оформлении. В эпоху маньеризма вылилась эпоха Возрождения, считается, что этот стиль стал переходным к следующему за ним направлению барокко.

О маньеризме впервые начали говорить в период жизни Рафаэля, когда он отказался от ясных средств выражения, характерных для Ренессанса. Рафаэль стал работать в более причудливой манере. Характерные черты нового стиля – это особая удлиненность фигур, напряженность в позах, которая обозначается термином «контропост».

Основные черты

К основным элементам, используемым в стиле маньеризм, относят:

  • роспись яркими красками стен и потолков, украшение жилища фресками – псевдолепниной, псевдостатуями, причудливыми картинами;
  • перегруженность деталями, отсутствие единого стиля;
  • выразительность всех элементов стиля, вычурность красоты;
  • отсутствие определенных критериев при организации формы;
  • живое и весьма оригинальное применение форм и цвета;
  • инкрустации из драгоценных металлов;
  • отрицание старых форм.

В целом сущность стиля можно определить как отсутствие определенных стандартов при организации формы. В архитектуре стали широко применять нетрадиционные приемы и иллюзорные элементы – слепые окна, ниши и арки, ложные межкомнатные двери. Для маньеризма также характерно использование причудливых эффектов, которые связаны с освещением, размерами, переходом одного цвета в другой.

С большой пышностью оформляются фасады, используются скульптуры, орнаментальные элементы, золотые и серебряные инкрустации. В картинах искажаются формы, смешиваются в разных пропорциях стили, используется яркая цветовая гамма. В скульптурных композициях, картинах кроме необычных световых эффектов применяется удлинение пропорций тел изображенных людей.

История и персоналии

К первопроходцам маньеризма относится Джамболонья – итальянский скульптор, в произведениях которого изысканная плавность фигур сочетается с причудливостью поз. Также к великим скульпторам, оказавшим влияние на зарождение стиля, можно отнести и Бенвенуто Челлини.

Маньеризм как стиль в архитектуре практически также трудно определить, как и в скульптуре или живописи. Особенности этого стиля можно описать как осознанное презрение к принятым в обществе классическим традициям и устоявшимся правилам.

В декоре интерьера, оформленного в стиле маньеризм, главенствующую роль занимают аллегорические образы, эмблематика и символика. Все это призвано создать образы, близкие духу общества того времени. Маньеризм преподносился как переходный стиль от ранее используемых в эпоху Возрождения классических, монументальных форм к новому стилю барокко, который должен был пропагандировать величие, роскошь, пафос.

Особенности оформления интерьера

В итальянском языке маньеризм означает чрезмерность, вычурность. Особое распространение этот стиль получил в странах Европы примерно в XVI в. Строго говоря, маньеризм нельзя охарактеризовать как стиль. Это определенный этап в постепенном развитии искусства Италии. Новый этап можно считать исходом утраты предшествующих идеалов в искусстве.

Маньеризм часто также связывают с работами художника Италии Вазари, он называл этот стиль утонченным и изысканным. Для маньеризма характерно повышенное внимание к отдельным элементам и деталям, которые иногда и не вписываются в общую картину художественного произведения.

Если маньеризм рассматривать предельно тщательно, то можно выявить, что в чистом виде этот стиль в интерьере практически не используется, полностью соблюсти его практически невозможно. И связано это также с тем, что маньеризм выражался прежде всего в различных формах искусства.

Если вы загорелись идей оформить ваше жилище в направлении маньеризма, то вам необходимо заранее полностью представить общую картину вашего обновленного дома. Чаще всего дизайнеры предлагают развесить на стенах картины, выполненные художниками, приветствующими тот стиль. Имеет маньеризм следующие особенности.

  • В оформлении обязательно используются элементы изобразительного искусства. Стены комнат расписываются причудливыми орнаментами, которые изображают аллегорическую направленность, символику либо эмблему.
  • Цветовые оттенки в маньеризме яркие, насыщенные, часто практически несочетаемые.
  • Используются иллюзорные образы – несуществующие окна, арки, камины, двери.
  • Мебель инкрустируется под бронзу, золото, серебро и выглядит вычурно и помпезно.
  • Аксессуары должны отражать все богатство хозяина дома, изготавливают их обычно из драгоценных металлов.

Маньеризм сегодня в обычной жизни практически не используется, отдельные его элементы могут применяться только в сочетании с другими правильно подобранными стилями.

Еще статьи по теме:

Что такое искусство маньеризма? Изучение увлекательного стиля позднего Возрождения

Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получать партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочтите наше раскрытие для получения дополнительной информации.

В эпоху Возрождения итальянские художники черпали вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической античности. Хотя эта переосмысление древних моделей широко проявляется в работах художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, она также проявляется как Маньеризм , стиль, возникший к концу этого движения.

Художники-маньеристы довели принципы, заложенные в эпоху Возрождения, до новых крайностей, достигнув высшей точки в эстетике, которая придала стилистический характер классицизму. Здесь мы рассмотрим этот менее известный стиль, исследуем его историю и представим характеристики, которые его определяют.

Что такое маньеризм?

Маньеризм — это стиль, возникший в 1530 году и просуществовавший до конца века. Он назван в честь maniera , итальянского термина, означающего «стиль» или «манера», и относится к стилизованному, преувеличенному подходу к живописи и скульптуре.

Иоахим Втевал, «Перс и Андромеда», 1611 г. (Фото через Wikimedia Commons Public Domain)

Также известный как Позднего Возрождения , маньеризм рассматривается как мост между Высоким Возрождением и периодом барокко, который принял декоративную эстетику подмножества и адаптировал его как экстравагантность.

История

В конце 15 века художники Флоренции начали отказываться от неземной иконографии Средневековья в пользу классицизма .Этот эстетический подход просуществовал до 17 века и завершился тремя подгруппами: раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение.

В течение Раннего Возрождения художники начали искать вдохновение в древности. Этот вновь обретенный интерес затем повлиял на High Renaissance , жанр, характеризующийся натуралистическими фигурами и математически точным использованием перспективы. Высокое Возрождение длилось с 1490 до 1530-х годов, когда возникла эпоха позднего Возрождения , или маньеризм.

Хотя художники-маньеристы интересовались перфекционизмом, изображаемым художниками Высокого Возрождения, они не стремились его воспроизвести. Вместо этого они преувеличивали принципы Возрождения, в результате чего создавались работы, которые предпочитают самовыражение стремлению к идеализму. «Вместо того, чтобы принять гармоничные идеалы, связанные с Рафаэлем и Микеланджело, — поясняет Тейт, — [маньеристы] пошли еще дальше, создав в высшей степени искусственные композиции, которые продемонстрировали свои методы и навыки в манипулировании композиционными элементами для создания ощущения утонченной элегантности.”

Характеристики

Цифры преувеличены

Основной способ, которым художники-маньеристы продвинули технику Высокого Возрождения «на шаг вперед», — это преувеличение . Первопроходец итальянского художника Пармиджанино, маньеристы отвергли реалистичные пропорции и вместо этого создавали фигуры с невероятно удлиненными конечностями и странно расположенными телами. Эти вытянутые и скрученные формы, вероятно, использовались, чтобы предложить движение и усилить драматизм.

Пармиджанино, «Мадонна с длинной шеей», 1534–1540 гг. (Фото: Интернет-галерея искусства через Wikimedia Commons Public Domain)

По словам Джорджо Вазари, выдающегося итальянского художника, архитектора, историка и писателя, Пармиджанино непреднамеренно принял эту необычную эстетику, создавая свое собственное подобие. «Чтобы исследовать тонкости искусства, — говорит Вазари о Пармиджанино в своей знаменитой книге по истории искусства« Жизни художников », — однажды он решил сделать свой собственный портрет, глядя на себя в выпуклое зеркало парикмахера. .И когда он почувствовал причудливые эффекты, производимые округлостью зеркала, которое закручивает потолочные балки в странные кривые и заставляет двери и другие части зданий необычным образом отступать, ему пришла идея развлечься. сам, подделывая все ».

Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале», ок. 1523-1524 (Фото: Gallerix через Wikimedia Commons Public Domain)

Изысканный декор

Щедрые украшения — еще один способ, которым маньеристы довели до предела чувствительность эпохи Возрождения.В то время как деятели Высокого Возрождения обычно не включали узоры в свои работы, художники раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, это делали. Вдохновленный millefleur (от французского mille-fleurs , или «тысяча цветов») гобеленов средневековья, Боттичелли включил цветочные орнаменты в свои крупномасштабные мифологические картины, такие как Primavera .

Боттичелли, «Примавера», ок. c. 1477–1482 (Фото: Google Arts & Culture через Wikimedia Commons Public Domain)

Художники-маньеристы, в свою очередь, вновь обратились к этому интересу к сложному орнаменту, покрывая как холсты, так и скульптуры подавляющим обилием декоративных элементов.Один из художников, который поднял эту концепцию на удивительные новые уровни, — это Джузеппе Арчимбольдо, живописец, создававший своеобразные портреты людей из растений, животных и найденных предметов.

Джузеппе Арчимбольдо, «Весна», 1573 г. (Фото через Wikimedia Commons Public Domain)

Искусственный краситель

Наконец, маньеристы отказались от натуралистических цветов, используемых художниками Высокого Возрождения, и вместо этого использовали искусственные — и часто яркие — тона. Эти нереалистичные оттенки особенно заметны в творчестве Якопо да Понтормо, итальянского художника, чья насыщенная палитра подняла насыщенные цвета эпохи Возрождения на новый уровень.

Понтормо, «Смещение», 1526-1528 гг. (Фото через Wikimedia Commons Public Domain)

Этот подход к цвету также ассоциируется с Эль Греко, испанским художником, принявшим стиль маньеризма, когда он переехал в Рим. Как и другие маньеристы, Эль Греко обращался к более ранним художникам, не пытаясь воспроизвести их работы. «Вы должны изучать Учителей, — сказал он, — но берегите изначальный стиль, который бьется в вашей душе, и предайте меч тем, кто попытается украсть его».

Эль Греко, «Видение святого Иоанна, или снятие пятой печати», ок.1609–1614 (Фото: Музей Метрополитен через Wikimedia Commons Public Domain)

Наследие

Хотя маньеризм и является частью эпохи Возрождения — возможно, самого влиятельного художественного движения в истории искусства — маньеризм не пользуется таким же уважением, как более ранние работы Золотого века. Тем не менее, его отличительная эстетика продолжает очаровывать тех, кто знает о нем, что делает его одним из самых увлекательных скрытых сокровищ истории искусства.

Статьи по теме:

Изучение основных вкладов малоизвестного «Северного Возрождения»

Как художники сохранили жизнь натюрмортам на протяжении тысячелетий

История Амура в искусстве: как Бог любви веками вдохновлял художников

Как музеи со временем превратились из частных коллекций в современные учреждения

Маньеризм | Определение, характеристики, искусство и факты

Маньеризм , итальянский Manierismo , (от maniera, «манера» или «стиль»), художественный стиль, преобладавший в Италии с конца Высокого Возрождения в 1520-е годы до начала стиля барокко около 1590 года.Стиль маньеризма зародился во Флоренции и Риме и распространился на север Италии и, в конечном итоге, на большую часть центральной и северной Европы. Этот термин был впервые использован примерно в конце 18-го века итальянским археологом Луиджи Ланци для определения художников 16-го века, которые были последователями крупных мастеров эпохи Возрождения.

Подробнее по этой теме

Западная архитектура: маньеризм

Примерно с 1530 года Франциск I импортировал многочисленных итальянских художников, таких как Россо Фьорентино (Джованни Баттиста ди Якопо Россо), Франческо Приматиччо ,…

Маньеризм возник как реакция на гармоничный классицизм и идеализированный натурализм искусства Высокого Возрождения, практикуемого Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем в первые два десятилетия 16 века. В изображении обнаженного человека стандарты формальной сложности были установлены Микеланджело, а нормы идеализированной красоты — Рафаэлем. Но в работах последователей маньеристов этих художников одержимость стилем и техникой фигуральной композиции часто перевешивала важность и значение предмета.Наивысшее значение вместо этого придавалось очевидному легкому решению сложных художественных задач, таких как изображение обнаженной натуры в сложных и искусственных позах.

Художники-маньеристы развили стиль, характеризующийся искусственностью и артистичностью, полностью осознанным культивированием элегантности и технических возможностей, а также утонченным потворством причудливому. Фигуры в работах маньеристов часто имеют изящные, но причудливо удлиненные конечности, маленькие головы и стилизованные черты лица, в то время как их позы кажутся сложными или надуманными.Глубокое линейное перспективное пространство живописи Высокого Возрождения уплощено и затемнено, так что фигуры предстают как декоративное расположение форм на плоском фоне неопределенных размеров. Маньеристы стремились к постоянному совершенствованию формы и концепции, доводя преувеличения и контраст до огромных пределов. Результатом стали странные и ограничивающие пространственные отношения, резкие сопоставления интенсивных и неестественных цветов, акцент на аномалии масштаба, иногда совершенно иррациональное сочетание классических мотивов и других визуальных отсылок к античности, а также изобретательные и гротескные живописные фантазии.

Элементы маньеризма уже присутствуют в некоторых более поздних картинах Рафаэля, написанных в Риме, в частности, в «Преображении » (1517–2020 гг.). В период с 1515 по 1524 год флорентийские художники Россо Фьорентино и Якопо да Понтормо отошли от классицизма эпохи Возрождения и выработали в своих религиозных композициях экспрессивный, эмоционально возбужденный стиль. Среди наиболее заметных из этих ранних маньеристских работ — алтарь Понтормо Висдомини (1518 г.) в церкви Сан-Микеле-Висдомини, Флоренция, и Крестное покрывание Россо (1521 г.).В начале 1520-х годов Россо отправился в Рим, где присоединился к художникам Джулио Романо, Перино дель Вага и Полидоро да Караваджо, которые все были последователями Рафаэля в его работе для Ватикана. Стиль маньеризма полностью проявился в картинах этих художников, а также в картинах Пармиджанино. Последний «Мадонна с длинной шеей» (1534–40), Россо «Мертвый Христос с ангелами» (ок. 1526) и Понтормо «Осаждение » (1525–1528) — выдающиеся произведения зрелого маньеризма.Огромная фреска Микеланджело «Страшный суд » (1536–41) в Сикстинской капелле демонстрирует сильные маньеристские тенденции в ее взволнованной композиции, бесформенном и неопределенном пространстве, а также в мучительных позах и преувеличенной мускулатуре пучков обнаженных фигур.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Изощренный маньеризм, развившийся в Риме до 1527 года, оказал главное формирующее влияние на стили ряда молодых итальянских художников, которые работали в 1530-х, 40-х и 50-х годах.Среди них были Джорджо Вазари, Даниэле да Вольтерра, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Федерико Зуккари, Пеллегрино Тибальди и, прежде всего, Бронзино, который был учеником Понтормо и стал самым важным художником-маньеристом во Флоренции в то время. Тем временем маньеризм начал распространяться за пределы Италии; Россо привез этот стиль во Францию ​​в 1530 году, а два года спустя за ним последовал Франческо Приматиччо, который развил важный французский вариант маньеризма в своих украшениях, выполненных при французском королевском дворе в Фонтенбло.Маньеризм был трансплантирован и распространен по всей центральной и северной Европе примерно в середине века благодаря большому количеству гравюр на итальянских картинах и визитам северных художников в Рим для изучения. Бартоломей Шпрангер, Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен стали важными художниками-маньеристами. Хотя голландские города Харлем и Амстердам стали центрами нового стиля, наиболее амбициозное покровительство практиковалось в Праге императором Рудольфом II; Шпрангер и другие, работавшие на Рудольфа, развили маньеризм, который иногда превращался в гротеск и необъяснимость.

Хендрик Гольциус: Геркулес, убивающий Какуса

Геркулес, убивающий Какуса , гравюра на дереве Хендрика Гольциуса, 1588 г .; в Британском музее в Лондоне.

Предоставлено попечителями Британского музея; фотография, J.R. Freeman & Co. Ltd.

В скульптуре змееподобная сложность поздних скульптур Микеланджело, воплощенная в извилистой спиралевидной форме его Победы (1532–1534), доминировала в маньеристских устремлениях в этой среде.Скульпторы Бартоломео Амманнати, Бенвенуто Челлини и, что наиболее важно, Джамболонья стали основными практиками маньеризма с их изящными и сложными статуями.

Маньеризм сохранял высокую международную популярность до тех пор, пока картины Аннибале Карраччи и Караваджо около 1600 года не положили конец этому стилю и не открыли барокко. Маньеризм долгое время считался декадентским и анархическим стилем, который просто обозначил вырождение художественной продукции Высокого Возрождения.Но в 20-м веке этот стиль заново оценили за его техническую бравурность, элегантность и лоск. Духовная интенсивность маньеризма, его сложный и интеллектуальный эстетизм, его экспериментирование с формой и стойкая психологическая тревога, проявленная в нем, сделали этот стиль привлекательным и интересным для современного темперамента, который усмотрел сходство между ним и современными экспрессионистскими тенденциями в искусстве.

Маньеризм

Термин маньеризм описывает стиль картин и бронзовой скульптуры в этом туре.Маньеризм, производный от итальянского maniera , что означает просто «стиль», иногда определяется как «стильный стиль», поскольку в нем делается упор на застенчивую уловку над реалистичным изображением. Художник и критик XVI века Вазари — сам был маньеристом — считал, что совершенство в живописи требует изысканности, изобретательности и виртуозной техники — критериев, которые подчеркивали интеллект художника. Важнее, чем его тщательно воссозданное наблюдение за природой, была ментальная концепция художника и ее разработка.Этот интеллектуальный уклон был отчасти естественным следствием нового статуса художника в обществе. Художники и скульпторы, которые больше не считались мастерами, заняли свое место среди ученых, поэтов и гуманистов в атмосфере, которая способствовала признанию элегантности, сложности и даже преждевременности.

Искусственность маньеризма — его причудливый, иногда кислотный цвет, нелогичное сжатие пространства, вытянутые пропорции и преувеличенная анатомия фигур в замысловатых змеиных позах — часто вызывают чувство тревоги.Работы кажутся странными и тревожными, несмотря на их внешнюю натуральность. Маньеризм совпал с периодом потрясений, который был разрушен Реформацией, чумой и разрушительным разграблением Рима. После своего зарождения в центральной Италии около 1520 года маньеризм распространился на другие регионы Италии и северную Европу. В Италии, однако, он оставался в значительной степени продуктом художников из Флоренции и Рима.

Продолжаются споры о характере маньеризма. Его часто обсуждают и судят в связи с предшествовавшим ему Высоким Возрождением.Некоторые ученые рассматривают маньеризм как реакцию на классицизм эпохи Возрождения, в то время как другие считают его логическим продолжением его — естественным результатом эмфатического моделирования Микеланджело или изысканности Рафаэля. Уже в 1600 году маньеристов критиковали за то, что они сознательно нарушили единство классицизма Возрождения, его интеграцию формы и содержания, его баланс эстетических целей и идей. Сегодня, когда классицизм больше не претендует на «совершенство», маньеризм более четко проявляется как связь между Высоким Возрождением и последовавшим за ним эмоционально заряженным и динамичным искусством барокко.

Аньоло Бронзино , итальянский, 1503 — 1572, Элеонора ди Толедо , гр. 1560, масло на панели, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.7

Обзор движения маньеризма | TheArtStory

Краткое изложение маньеризма

Маньеризм положил начало творческому периоду в искусстве после апогея совершенства, которого достигла натуралистическая живопись в Италии эпохи Возрождения. Художники Флоренции и Рима 16, 90–189– гг. Начали отклоняться от классических влияний и переходить к более интеллектуальному и выразительному подходу.Это привело к отказу от аутентичного изображения фигур и предметов, к отказу от гармонии и к развитию драматического нового стиля, не ограниченного изобразительным планом, реальностью или буквальной правильностью. Радикальная асимметрия, искусность и декоративность также повлияли на это движение. Новые открытия в науке увели общество от гуманистических идеалов, и картины больше не позиционировали человека как центр вселенной, а скорее как изолированных, периферийных участников великих загадок жизни.

Некоторые ученые делят маньеризм на два периода. Ранний маньеризм, выражавший анти-традиционный подход и просуществовавший до 1535 года, сменился высоким маньеризмом, где более сложный и искусственный стиль обращался к более искушенным покровителям, становясь своего рода придворным стилем. Позже термин «маньеризм» для обозначения определенного периода истории искусства был впервые использован Луиджи Ланци, историком искусства и археологом 17 90–189-го века. Этот период стал предшественником периода барокко.

Ключевые идеи и достижения

  • Ключевым элементом маньеризма было использование фигуративной змеи или «змеиной фигуры» при изображении человеческих тел. С вытянутыми конечностями, удлиненными формами и плавным S-образным изяществом эти фигуры представляли потустороннее, отличное от классических представлений.
  • Многие работы маньеристов представляли людей или сцены в ненатуралистической обстановке, часто без какой-либо контекстной основы, приглашая зрителя к более философскому опыту, а не к буквальному прочтению произведения.
  • Охват маньеризма был широк, и многие важные школы возникли, чтобы экспериментировать с этой новой формой. Тем не менее, хотя каждая школа опиралась на свои собственные коренные пристрастия и культурные знания, стили изложения оставались в основном такими же.
  • Предметы и темы маньеризма развивали жанры венецианской школы и излагали их. Мифологические и аллегорические предметы с эротической тематикой, архитектура, пейзажи и пасторали были общими мотивами, хотя и развивались с помощью новой трансформированной эстетики.

Обзор маньеризма

Развитие маньеризма началось во Флоренции и Риме около 1520 года, отражая «идеальный шторм» обстоятельств, влияющих на мир искусства в то время. Печать позволила распространить популярные образы таких художников, как Микеланджело и Альбрехт Дюрер, чтобы проникнуть в коллективное сознание в Италии (и северных странах), позиционируя художников как божественных творцов, а не просто служащих богатых покровителей и церквей. В 1517 году Мартин Лютер « Виттенбергских тезисов (1517)», осудивший церковные обычаи и призвавший к реформе, положил начало протестантской Реформации.Из-за этого безмятежные и классические идеализации красоты, характерные для Высокого Возрождения, больше не казались приемлемыми.

Маньеризм — концепции и стили

Начало маньеризма

Развитие маньеризма началось во Флоренции и Риме около 1520 года, отражая «идеальный шторм» обстоятельств, влияющих на мир искусства того времени. Печать позволила распространить популярные образы таких художников, как Микеланджело и Альбрехт Дюрер, чтобы проникнуть в коллективное сознание в Италии (и северных странах), позиционируя художников как божественных творцов, а не просто служащих богатых покровителей и церквей.В 1517 году Мартин Лютер « Виттенбергских тезисов (1517)», осудивший церковные обычаи и призвавший к реформе, положил начало протестантской Реформации. Из-за этого безмятежные и классические идеализации красоты, характерные для Высокого Возрождения, больше не казались приемлемыми.

В то же время молодые художники почувствовали, что стиль Рафаэля и Леонардо настолько совершенен, что дальнейшее развитие или выражение индивидуальности невозможно.

Кроме того, научное открытие, в том числе открытие Нового Света, и установление Коперником, что Солнце, а не Земля, как обычно считалось, было центром Солнечной системы, бросили вызов гуманистическому убеждению, что человек был центром Вселенная.

Это вызвало чувство отчуждения и разобщенности, которое передавалось в маньеристских методах лечения, поскольку даже фигуры, реагирующие с сильными эмоциями, казались изолированными друг от друга. Вместо того, чтобы создавать гармоничные композиции, изображающие реалистичное пространство, художники начали исследовать возможность размещения изображения в интеллектуальном пространстве. В результате обработка пространства и фигуры стала менее рациональной, несколько фигур сжимались в одну плоскую плоскость, создавались причудливые или сложные архитектурные декорации, рама и изображение сливались в один декоративный эффект.

Лаокоон и его сыновья (40-30 до н.э.)

Важным предшественником маньеризма было влияние классической римской статуи Лаокоона и его сыновей (40-30 до н.э.), найденной в Риме в 1506 году во время обширных реконструкций. . Статуя драматично изображала момент, когда боги послали гигантских змей, чтобы убить пророка и двух его сыновей за то, что они пытались предостеречь своих собратьев-троянцев от того, чтобы ввести греческого деревянного коня в город. Статуя предложила новый взгляд на классическое искусство, олицетворяя эллинистический стиль с его акцентом на драматическое движение и сильные эмоции, а не на идеализированную гармонию, ранее ассоциировавшуюся с греками и римлянами.Считается, что фигуративная змея , или «змеиная фигура», ставшая заметным элементом маньеризма, была взята из борющихся форм этого шедевра.

Лаокоон и его сыновья привлекли внимание ведущих художников и меценатов эпохи Возрождения. Папа Юлий II, самый влиятельный покровитель той эпохи и известный коллекционер классических произведений, послал Микеланджело наблюдать за восстановлением статуи. Его влияние на художника можно увидеть как в его скульптурах, таких как Умирающий раб (1513-1516), так и в его росписи различных фигур на потолке Сикстинской капеллы (1508-1512), когда он обратился к маньеристской трактовке.Лаокоон также оказал влияние на других художников Высокого Возрождения, поскольку Рафаэль использовал лицо Лаокоона на своей фреске Парнас (1509-1511), а Тициан повторил борющиеся фигуры в своем полиптихе Аверольди (1520-1522).

Россо Фьорентино и Якопо да Понтормо

Два флорентийских художника, Джованни Баттиста ди Якопо, известный как Россо Фьорентино или Иль Россо, и Якопо да Понтормо были пионерами маньеризма. Оба прошли обучение в мастерской Андреа дель Сарто, который использовал принципы Высокого Возрождения, принимая все более яркую цветовую палитру и широкий спектр фигуративных поз.Его адаптации повлияли как на Понтормо, так и на Россо, на развитие художественного стиля, который отвергал классическую трактовку пространства и человеческой фигуры.

Кроме того, и Микеланджело, и Альбрехт Дюрер оказали влияние на Понтормо. Понтормо обнаружил, что Дюрер делает упор на сильных эмоциях, в то же время используя переполненное поле фигур, сочувствующих его собственным художественным целям.

Понтормо также совершил поездку в Рим, чтобы изучить работы Микеланджело, которые подтвердили акцент его собственного стиля на динамическом движении.К 1515 году он начал развивать свой стиль маньеризма, как видно из его Иосифа в Египте (1515-1518) с созданием замысловатого, но ненатуралистического пространства, где толпятся толпы, одетые в кружащиеся красочные одежды, их фигуры в преувеличенные позы и пропорции. Понтормо, также известный учитель, на всю жизнь стал наставником Бронзино, ведущего маньериста следующего поколения.

Первая известная работа Россо, Deposition (1521), также продемонстрировала радикальный отход от пропорций и гармонии эпохи Возрождения в пользу маньеристского подхода как к живописному пространству, так и к человеческой фигуре.На него также повлиял потолок Сикстинской капеллы Микеланджело (1508-1512) после переезда в Рим, где фрески и фигуры, нарисованные на окружающих фронтонах, объединились, чтобы создать уникальный эффект. Россо возглавил Первую школу Фонтенбло, которая повлияла на развитие северного маньеризма.

Высокий маньеризм

Высокий маньеризм часто описывали как придворный стиль, его работы создавались в первую очередь для могущественных правителей той эпохи и отражали их аристократический образ жизни и взгляды.Работы Джамболоньи олицетворяли высокий маньеризм в скульптуре, а работы Аньоло ди Козимо ди Мариано, известного просто как Бронзино, олицетворяли этот стиль в живописи. Утонченное исполнение Бронзино, интеллектуальная утонченность и его образная трактовка, подчеркивающая удлиненные конечности и чувство холодной отстраненности, олицетворяли двор Медичи. В 1539 году Козимо I Медичи поручил Бронзино разработать роскошные украшения для свадьбы герцога и Элеоноры ди Толедо. Впоследствии он стал официальным придворным художником Козимо I. Эту должность он занимал всю оставшуюся жизнь.Он стал ведущим портретистом аристократии, как видно из его портрета Лукреции Панциатичи (ок. 1545), но был наиболее известен, пожалуй, за его ледяную, сложную трактовку аллегорических эротических предметов, как в году: Венера, Амур, Глупость и т. Д. Время (ок. 1545).

Хотя Джамболонья родился во Фландрии, он учился в Риме, где он также считал Микеланджело большим влиянием. В 1563 году он был назначен в Академию делле Арти дель Дисеньо, которую Козимо I только что основал во Флоренции, и стал официальным художником двора Медичи.Ему даже запретили покидать Флоренцию, так как Медичи опасались, что его может переманить другой придворный покровитель. Работая с мрамором, Джамболонья создал известные работы, такие как Самсон, побеждающий филистимлянина (1562), которые были предназначены для передачи политического послания, подчеркивающего силу Медичи. Он также стал известен своими бронзовыми изделиями, большинство из которых воспроизводили его более крупные работы, которые пользовались спросом во всей Европе.

Маньеризм: концепции, стили и тенденции

Хотя маньеризм был отмечен отчетливо придворным стилем, он также был широко адаптирован художниками из разных географических регионов к традиционным предметам и мотивам определенной области.Определяемый общим термином северный маньеризм, он включал известные центры школы Фонтенбло во Франции, елизаветинской и якобинской придворной живописи в Англии, двор императора Священной Римской империи Рудольфа II в Праге и нидерландские города Антверпен и Утрехт.

Франция: Школа Фонтенбло (1530–1630)

В 1530 году король Франции Франциск I, страстный меценат, страстно любивший итальянское Возрождение, пригласил Россо Фьорентино ко французскому двору.Воспользовавшись возможностью, потеряв все в разграблении Рима в 1527 году, Россо переехал в Фонтенбло, где прожил до конца своей жизни. Он стал лидером Первой школы Фонтенбло в 1530 году и разработал особый придворный стиль. Французский маньеризм был известен своими интерьерами, в которых картины, мебель, декоративные и архитектурные элементы создавали очень стилизованное единство. Россо первым начал использовать большие лепные рельефы в качестве рамок для картин-врезок. Они часто несли изображения обнаженных нимф или комков фруктов и оказали влияние на использование орнаментов по всей Европе.В то же время его картины широко копировались и оказали влияние на других французских художников.

В живописи покровительство Франциска I привело к акценту на мифологические и аллегорические сюжеты с эротической тематикой. Россо руководил разработкой вместе с итальянскими маньеристами Франческо Приматиччо и Никколо дель Аббате, которых пригласили ко двору в 1540-х годах. Делл’Аббат был особенно известен своими мифологическими картинами, такими как «Изнасилование Прозерпины » (1552-1570), в которых сочетаются жанры обнаженной натуры и пейзажа, популяризированные Венецианской школой.Приматиччо создал гобелены на похожие темы, а также обширные театральные и церемониальные постановки для двора, хотя большая часть этой работы была утеряна. Некоторые мотивы, такие как изображения римской богини Дианы, олицетворяли любовь французского короля к идеальной женской красоте и стали настолько стандартизированными, что были широко созданы многочисленными анонимными художниками Школы.

Франциск I также заказал ряд известных работ, самая известная из которых — «Соляной погреб » Бенвенуто Челлини (1543).Первоначально работа была заказана кардиналом Ипполито д’Эсте, который отклонил проект, но представил модель Франциску I. Король был так впечатлен, что приказал сделать работу из золота. Это новаторское художественное оформление обычного предмета домашнего обихода изображало богиню, представляющую землю, и бога, представляющего море, с переплетенными ногами. Он олицетворял богатство, власть и гедонистический образ жизни двора.

Поскольку Школа также была известна своей гравюрой, большинство ее произведений искусства и дизайна были распространены в печатных изданиях, которые достигли широкой аудитории по всей Европе.В результате французские художники, такие как Жан Кузен Старший, и скульпторы, такие как Жермен Пилон, переняли стиль маньеризма и Вторую школу Фонтенбло, которая последовала после смерти Россо и Приматиччо и возглавлялась французским Туссеном Дюбрей и фламандским Амбруазом. Дюбуа.

Елизаветинская и якобинская придворная живопись (1558-1625)

Французский маньеризм также оказал влияние на британскую придворную живопись во время правления королевы Елизаветы I и ее преемника Джеймса I, в первую очередь за счет акцента на элегантной и стилизованной портретной живописи.Некоторые портретисты специализировались на миниатюрных портретах, жанре интимных сувениров, как, например, Николас Хиллиард в его портрете молодого человека года, вероятно Роберта Деверо (1566-1601), второго графа Эссекса (1588), изображающего особого фаворита Королева. Другие художники, такие как Роберт Пик Старший и Маркус Гиэртс Младший, были известны своими портретами в натуральную величину, как это видно на Фламандском Гирарте Младшем Королевы Елизаветы I, Портрете Дитчли (ок. 1592).

Прага и Рудольф II (1576-1612)

Покровительство императора Священной Римской империи Рудольфа II историк искусства Мартин Булл назвал «взрывом мифологических образов…. этого не видели со времен Фонтенбло. «Рудольф особенно интересовался обнаженными мифологическими сценами и изображениями Геракла, с которым он отождествлял себя. Придворный стиль, который развивался в Праге, пропагандировал императора и, изображая мифологические сюжеты, избегал полемика вокруг религиозных образов. Ряд известных художников работал по заказам суда, в том числе Джамболонья во Флоренции и Паоло Веронезе в Венеции. Рудольф покровительствовал другим ведущим художникам того времени, включая Ханса фон Аахена, Джузеппе Арчимбольдо, Руланда Савери, Адриана де Вриза , и Эгидиус Саделер.Коллекция и влияние Рудольфа стали настолько заметными, что термин «маньеризм Рудольфина» был разработан для описания стиля, который он предпочитал.

В Праге придворный художник Бартоломеус Шпрангер руководил маньеризмом. Его обучение отражало поистине интернациональный вкус придворного маньеризма, поскольку он родился и впервые обучался в Антверпене, но впоследствии испытал большое влияние как североевропейского, так и итальянского Возрождения, и особенно римских маньеристов. Его большие картины часто были мифологическими сценами, сочетая непристойное отношение к обнаженной натуре с художественными средствами, подчеркивающими щедрые декоративные эффекты.Отпечатки его работ были распространены по всей Европе и оказали заметное влияние на развитие маньеризма в Нидерландах.

Маньеризм в Нидерландах (1580–1620 гг.)

Маньеризм в Нидерландах был основан на североевропейских традициях изготовления печати, ведущей силой которой стал Хендрик Гольц. Он разработал новые техники травления, в том числе метод «точка и ромб». Этот метод был новаторским в своем процессе, в котором художник помещал точки в сетку пространств в лепешке (или контейнере, предназначенном для хранения знакомой формы, такой как мышца тела или находящегося в процессе анимации), предназначенного для содержания изображения и намеренно оставляют точки вне других областей сетки, делая видимыми более тонкие градации тонов.Другой техникой Гольца была «линия набухания», когда художник создавал линии различной ширины с помощью гравировального инструмента резец , чтобы манипулировать окончательным восприятием зрителем глубины. Он создал сотни гравюр, одни из самых известных, иллюстрирующих мифологические и аллегорические сюжеты, такие как его Icarus (1588), а также ряд гравюр по рисункам или картинам Бартоломеуса Шпрангера. Шпрангер также оказал влияние на Гольциуса ван Мандера, Корнелиса ван Харлема и группу художников, известных как харлемские маньеристы.

Другие художники в Нидерландах в первую очередь испытали влияние итальянских маньеристов, как видно из работ Иоахима Втеваля после его пребывания в Италии в 1580-х годах. Он сочетал мифологические сюжеты с традиционным североевропейским акцентом на пейзажи и символические детали. Его подход стал ведущей тенденцией среди художников, сосредоточенных в Утрехте, особенно в работах Абрахама Блумарта.

Вдобавок художники Нидерландов также адаптировали стиль маньеризма к традиционным северноевропейским сюжетам, когда Маттийс, Пол Бриль, Ганс Роттенхаммер и Адам Эльсхаймер стали известны своими пейзажными панорамами.Другие художники, такие как Альбрехт Альтдорфер и Гиллис ван Конинкслоо, рисовали то, что они называли «чистыми пейзажами», обычно изображая густой лес крупным планом. Этот подход повлиял на последующих художников, таких как ученик Альтдорфера Руландт Савери, чей Лес с оленями (1608-1610) почти современный по своему экспрессионистскому эффекту.

Архитектура

Двумя самыми известными архитекторами-маньеристами были Микеланджело и Джулио Романо. Самым известным проектом Микеланджело была Библиотека Лаврентия (1523-1568), которую он начал в 1523 году после получения заказа от Папы Климента VII, члена семьи Медичи.Вестибюль библиотеки был сосредоточен на лестнице, которая радикально объединила эллиптические формы трех нижних ступеней, четырехугольные формы для внешней ступеньки и выпуклые формы для центральных ступеней, чтобы создать динамическое вертикальное движение в верхний читальный зал. Эффект маньеризма был дополнительно подчеркнут волнообразными декоративными мотивами под парами восходящих колонн. Кроме того, большое влияние оказала разработка Микеланджело «колоссального порядка» или «гигантского порядка» с использованием пилястр, простирающихся на два или более этажей, как видно из его дизайна для Palazzo dei Conservatori (середина 16, 90–189– века).

Палаццо дель Те Джулио Романо (1524–1534) был tour de force маньеристской архитектуры и сделал его знаменитым. Федерико Гонзага, задумавший своего рода дворец удовольствий, заказал проект своего семейного поместья, в котором он разводил лошадей. Квадратный блок с центральным двором, Палаццо дель Те использовал ложные двери и окна, драматические сопоставления, как видно на четырех разных фасадах во внутреннем дворе, и фрески художника. Одна комната была посвящена эротическим мифологическим сценам, другая — изображениям лошадей Гонзаги в натуральную величину, а третья, знаменитая Sala dei Giganti, показывала гигантов, пытающихся покорить гору Олимп, в сцене, нарисованной от пола до потолка с помощью тромпа trompe l ‘ oeil эффект.Как писали историки искусства Марвин Трахтенберг и Изабель Хайман, «странное химерическое воображение Джулио наиболее ярко проявилось в его иллюзионистских фресках … но архитектура также полна сложных и неожиданных эффектов».

Позднее развитие — после маньеризма

Маньеризм начал снижаться примерно в 1600 году, когда известный художник Караваджо, которого окрестили «отцом барокко», стал пионером революционного подхода, который объединил кьяроскуро и тенебризм , обе техники подчеркивали игру темные и светлые, с новым реализмом в драматических сценах.К 1620 году доминировал период барокко, хотя акцент движения на драматических действиях и очень эмоциональных сценах можно рассматривать как развитие маньеристских методов. В декоративном искусстве влияние маньеристов продолжалось до середины 1600-х годов, особенно во дворах Европы.

Маньеристы повлияли на последующее поколение художников, поскольку ученики Джамболоньи Адриан де Врис, Пьетро Пьюже и Пьетро Франкавилла продолжали продвигать его стиль в Северной Европе.Что еще более важно, работы Джамболоньи оказали заметное влияние на Бернини и Алессандро Альгари, ведущих скульпторов эпохи барокко. Творчество Челлини оказало влияние на Антонио Канова, Феодосия Федоровича Щедрина, а в 90–1990-х годах — Сальвадора Дали. Но в целом маньеризм потерял популярность, как и многие его ведущие художники, в последующие столетия и обычно рассматривался как период упадка и упадка после Высокого Возрождения.

Обычно забытый (за исключением Испании) испанский художник эпохи Возрождения и маньеризма Эль Греко был заново открыт в 1800-х годах французскими художниками, такими как Эжен Делакруа и Эдуард Мане.Поль Сезанн пошел еще дальше и нарисовал свою собственную версию картины Эль Греко «Дама в меховой накидке » (1882). Позже его работы оказали основное влияние на Пабло Пикассо и развитие кубизма, а также повлияли на развитие экспрессионизма в работах Бекмана, Макке, Кокошки, Хофера, Штайнхардта и Кортевега. Он также оказал влияние на Сутина и Шагала, а также на сюрреалистов Массона и Домингеса. Известные испанские художники Игнасио Сулоага, Сантьяго Русиньол и Хоакин Соролья опирались на его работы, равно как и мексиканские художники Ривера и Ороско.В Соединенных Штатах на его работы ссылались Томас Харт Бентон, Джексон Поллок и Роберто Матта.

Работы Бронзино также были «заново открыты» неоклассиком Жаком-Луи Давидом, а затем художниками 20-го века -го годов, такими как Пикассо, Матисс, де Кирико и Фрида Кало. Известные писатели Марсель Пруст, Уильям Сомерсет Моэм и Айрис Мердок ссылались на его работы. Его работы понравились множеству современных художников, начиная с манги Ясуко Аойке, от « Героическая любовь » (1976-2010) до фильма Лины Вертмюллер « Семь красавиц » (1975) и серии портретов 1503 фотографа Кристиана Тальявини (2010).

Архитектура маньеризма повлияла на архитектуру барокко, а затем на неопалладианское движение и архитектуру изящных искусств. Этот стиль также повлиял на известного архитектора 20 -го -го века Роберта Вентури, который возродил термин, написав: «Маньеризм для архитектуры нашего времени, который … ломает общепринятый порядок, чтобы приспособиться к сложности и противоречию». Важность и постоянная оценка маньеризма через призму современности сохраняется, как видно из мультимедийного видения Питера Гринуэя 2009 года работ Паоло Веронезе и в крупной выставке 2010 года творчества Якопо Бассано.

Маньеризм: что такое маньеризм? — USEUM

Маньеризм — это художественный стиль и движение, развивавшееся в Европе с последних лет Высокого Возрождения, примерно с 1520-х годов, до конца 16 века, когда его сменило барокко. Маньеризм родился как реакция на гармоничный классицизм и натурализм Возрождения. В то время как искусство Высокого Возрождения подчеркивало пропорции, баланс и классическую красоту, маньеризм был склонен преувеличивать эти качества с помощью картин, представляющих асимметричные или неестественно элегантные композиции.Маньеризм, благоприятствующий композиционному напряжению и нестабильности с его искусственностью и изысканностью (которые являются ключевыми чертами движения), действует как мост между идеализированным стилем искусства эпохи Возрождения и драматической театральностью барокко.

Слово «маньеризм» происходит от итальянского слова «maniera», что означает манера или стиль. Вначале этот термин имел целью обозначить стиль, который развился в Риме и Флоренции после работ великих мастеров Высокого Возрождения, подчеркнув художественную виртуозность художника.Однако на протяжении веков значение слова «манера» использовалось не для демонстрации просто виртуозности в живописи, а для демонстрации ее избытка; техническая искусственность композиции и преувеличенное изображение напряженных настроений и сюжетов. Художники-маньеристы перестали рассматривать природу как главную модель искусства, подобную художникам эпохи Возрождения и их гуманистическим идеалам. Вместо этого они стремились подражать стилю трех великих мастеров эпохи Возрождения Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, изменяя их идеальную красоту и натурализм.

Картины маньеризма представляют собой композиции, лишенные перспективы и пропорций, пространство неправильное, а фигуры характеризуются эластичным удлинением конечностей, маленькой головой и вытянутыми линиями стилизованного лица. Их позы кажутся сложными и искусственными. В отличие от сбалансированных, естественных и драматичных цветов Высокого Возрождения, композиции маньеризма обогащены контрастными и насыщенными цветами. Эта интенсивность маньеризма с его интеллектуальным эстетизмом и экспериментированием в формах превратилась в привлекательный стиль, напоминающий современные экспрессионистские тенденции в искусстве.

Маньеризм развился в Италии и оказал определяющее влияние на стили нескольких итальянских художников, которые работали в первой половине 16 века, таких как Понтормо, Тинторетто и Джулио Романо. В 1530 году маньеризм начал распространяться за пределами Италии, когда Россо Фьорентино принес этот стиль во Францию. С этого момента маньеризм распространился по центральной и северной Европе, и несколько северных художников, таких как Хендрик Гольциус и Ганс фон Аахен, приехали в Рим, чтобы изучать и практиковать стиль маньеризма.Благодаря высокому уровню международной популярности маньеризм просуществовал целое столетие, до 1600 года, когда Караваджо и его картины положили конец этому проблемному стилю, что привело к расцвету барокко. Узнайте больше о движении в истории маньеризма.

Текст Кристины Мотта

Маньеризм — Художественный стиль, веками именовавшийся анархическим, декадентским и странным.

Маньеризм — это художественный стиль, который доминировал в Италии с последних лет итальянского Высокого Возрождения, около 1520 года, до появления стиля барокко около 1600 года.Он считается мостом между эпохой Возрождения и драматическим барокко. Стиль зародился во Флоренции и Риме, но вскоре распространился на остальную часть Италии и, в конечном итоге, на всю Европу.

Название происходит от итальянского слова maniera , от mano , означающего рука, потому что стиль был тесно связан с личным прикосновением или «рукой» художника. Этот термин использовался почти через сто лет после его появления, и в то время он не описывал приятное и достойное восхищения искусство.Только в начале 20 века маньеризм начали ценить.

[the_ad id = ”5 ″]

Политические события того времени оказали огромное влияние на маньеризм. В 1527 году Рим был захвачен войсками Карла V (который ранее был Карлом I, королем Испании), и он был коронован как император Священной Римской империи. Карл V не очень любил независимые города-государства Италии, и многие из них утратили свой статус. Например, в 1530 году после 10-месячной осады Флоренция перестала быть независимой республикой.

Якопо Понтормо, Погребение, 1528 год; Санта-Фелисита, Флоренция

Карл V тоже был не в восторге от спонсорства искусства или художников, особенно итальянцев. Кроме того, протестантская Реформация, возглавляемая такими фигурами, как Мартин Лютер, наряду с тем, что Коперник противоречил церкви своим утверждением о том, что центром вселенной является солнце, а не земля, заставила многих усомниться в авторитете римско-католической церкви. Церковь. Так что в данных обстоятельствах маньеризм, вероятно, был лучшим, чего можно было ожидать от ремесленников.

Искусство маньеризма — это не что иное, как естественные, изящные и гармоничные шедевры Высокого Возрождения. Этот стиль ищет утонченного наслаждения причудливым. Характерные удлиненные человеческие фигуры служат для усиления эмоций в произведениях искусства с преувеличенными позами и лицами, которые показывают волнение или мучения, но также странно невыразительны.

[the_ad id = ”6 ″]

Картины могут не иметь фокуса, фигуры могут скручиваться с искажениями в интересах экспрессионизма, а пространство может быть неоднозначным.Используемые цвета не похожи на сбалансированные, естественные и спокойные тона Высокого Возрождения, а вместо них — яркие и яркие оттенки, такие как розовый и апельсин или зелень и фиалка. Стиль пытался добиться нестабильности и беспокойства.

Сикстинская капелла с потолком и Страшным судом Микеланджело, Рим, Ватикан. Автор: Йорг Биттнер Унна. CC BY 3.0

В маньеризме очень важны были богатые и сложные украшения. Поверхности были покрыты разными узорами, такими как люди, монстры, животные и растения, часто смешанные вместе.На картинах небо могло быть заполнено злобными путти, летающими животными, греческими колоннами и часто их комбинацией или некоторыми другими ненужными элементами.

Архитектура маньеризма в Гданьске, Польша.

[the_ad id = ”7 ″]

Микеланджело был одним из лучших художников-маньеристов. Он был гибким, приспосабливаясь к пожеланиям каждого последующего Папы, который его заказывал. Его самые известные маньеристские работы — это фрески в Сикстинской капелле, такие как Страшный суд (1536-41).Другими известными художниками-маньеристами были Пармиджанино, Понтормо и Корреджо, который первым изобразил свет, исходящий от младенца Христа.

Скульпторы-маньеристы работали с драгоценными металлами гораздо чаще, чем их предшественники. Важной и отличительной чертой является развитие стиля «Serpentinata». Формы и фигуры скульптур демонстрируют страсть, напряжение, физическую мощь и смысловое совершенство. Типичными скульптурами маньеристов были маленькие бронзовые мифологические фигуры с обнаженными телами.Среди известных скульпторов были Джамболонья, Бенвенуто Челлини и Алонсо Берругете.

Архитектура маньеризма характеризуется сознательной игрой порядка, гармонии и симметрии, которые были отличительными чертами архитектуры высокого Возрождения. Микеланджело был пионером архитектуры. Его проект для библиотеки Лаврентия во Флоренции, выполненный по заказу папы Медичи Климента VII, считается настоящим шедевром архитектуры маньеризма. Еще одна замечательная работа — Палаццо Те в Мантуе, спроектированный Джулио Романо.Позже Антверпен станет центром, откуда архитектура распространилась в Англию, Германию, а также в Северную и Восточную Европу.

Один из лучших образцов архитектуры маньеризма — Палаццо Те в Мантуе, спроектированный Джулио Романо. Автор: Маркок. CC BY-SA 3.0

Творчество маньеристов сильно отличалось от искусства Высокого Возрождения и на протяжении веков считалось анархическим, декадентским и странным. Но с такими предшественниками, как Рафаэль и Леонардо да Винчи, которые уже достигли совершенства, маньеристам оставалось лишь продвигать искусство в некоторых странных направлениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *