Содержание

Светотень в рисунке: законы и основы

Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке – это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно – также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом — продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.

Светлая и темная сторона объекта

Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.

Насыщенность светотени

Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.

Полутень и ее особенности

На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью – полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.

Что такое зона тени?

Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.

Светлая сторона объекта и ее составляющие

Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.

Законы светотени в рисунке

Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив угол падения света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света – одна из основ светотени в рисунке.

Рисунок со светотенью пошагово

Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.

Работа со светом и тенью: заключение

Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом – это тоновая растяжка. В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных. Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее – появляется тон.

Светотень в картине – ключ к реализму

Чтобы создать картину настолько реальную и осязаемую, будто в нее можно забраться, нужно использовать светотень.

Она помогает создать в картинах правдоподобное пространство, настроение, атмосферу и различные «спецэффекты». Она может стать универсальным инструментом, если использовать ее с умом. 

Что же такое светотень?

«Светотень» — это сочетание теней и света на определенном объекте.  

Что подчеркнуть светотень, картину обычно делают черно-белой, без других цветов. Черный, белый и множество серых оттенков используются для того, чтобы обозначить свет или тень (их иногда называют тонами). 

 

С помощью светотени мы видим 

Светотень не просто важна для картины – именно она позволять нам увидеть форму. Наше визуальное восприятие зависит от света. Когда мы что-то видим, это значит, что предмет находится рядом с источником света. 

Когда предмет отдаляется от него, то он становится менее освещен, а значит постепенно затемняется. В конце концов, предмет оказывается в тени, где до него не может добраться свет. Большое количество тонов и полутонов в светотени вызвано именно передвижением объектов ближе и дальше от источника света. 

Именно из-за различий света и тени мы видим формы предметов. Различия тонов делают предметы трехмерными. Для примера мы можем оглядеться. Вы сидите за столом? Почему он выглядит трехмерным? Потому что боковая поверхность отличается от верхней оттенком, так? Одна из них наверняка светлее, а другая – темнее.  

Когда мы рисуем светотень, мы изображаем то, как свет падает на предметы, чтобы создать иллюзию трехмерности. 

Чтобы создать реалистичный рисунок, мы имитируем светотень реальной жизни. 

Соотношение света и тени

Так почему же светотень является ключом к реализму?

Ну, мы знаем, что она создает иллюзию формы и трехмерности. Но, в частности, именно соотношение света и тени предмета позволяют ему выглядеть реалистично. 

«Соотношение света и тени» — это то, насколько оттенки темные или светлые по сравнению друг с другом. 

Чтобы рисунок получился правдоподобный, соотношения света и тени должны быть идентичны реальности. 

Предлагаю посмотреть на эту фотографию сферы, чтобы понять важность соотношений света и тени. 

Что будет, если я изменю всего лишь один оттенок (и таким образом поменяю соотношение света и тени всей картины)?

Вот тут я заметно осветлила тень лишь на сфере, больше ничего не меняя. 

В итоге картина выглядит ненатуральной и пренебрегает логикой.

Сфера как будто отражает очень сильный свет, направленный на ее нижнюю часть. Но откуда он мог появиться, если поверхность, на котором находится шар, никак не реагирует на него? Кроме того, осветление теней сферы привело к тому, что она потеряла трехмерность.

Если бы вы допустили такую ошибку в рисовании, то и результат получили бы такой же: картинка выглядела бы нереалистично, потому что соотношения света и тени отличаются от реальных.

Если вы неправильно передадите это соотношение, то у вас не получится убедительная картина. 

Именно поэтому так важно изучить светотень и привыкнуть к ней. 

Светотень и иллюзия

Рисовать — значит создавать иллюзии. В конце концов, мы используем уголь (который, на самом-то деле, всего лишь обгоревшая веточка) и лист бумаги, чтобы изобразить кожу, волосы и одежду человека или кирпичи, стекло и металл городского пейзажа. 

Когда мы рисуем, то стараемся создать иллюзию светотени, которую видим в природе. Конечно, по некоторым причинам, мы не можем полностью передать настоящие тона:

  1. В природе бесконечное число тонов. Наше зрение довольно скудное, так что мы не можем увидеть все природные оттенки. 
  2. Наши инструменты для рисования не идеальны – с помощью карандаша и бумаги мы можем передать лишь малую часть оттенков. 

Правда, это не мешает нам создавать реалистичные иллюзии форм, потому что нам не нужно бесконечное число оттенков, чтобы создать правдоподобные рисунки! 

Мы может изобразить то, что видим, упростив это. 

Упрощенные рисунки зачастую выглядят более реалистично, чем те, где автор занес каждый полутон и каждую маленькую деталь, которую смог увидеть. Художники это поняли сотни лет назад, а после изобрели систему упрощения и организации оттенков, которая называется…

Шкала оттенков серого

Художники используют систему из девяти тонов от белого к черному, которая называется шкалой оттенков серого. В ней находятся четыре светлых оттенка (от 1 до 4), один средний (также называющийся полутоном) и четыре темных (от 6 до 9). Эта шкала фактически является упрощенной градацией.  

Оттенки на этой шкале становятся визуальным алфавитом при создании картины. Можете представить, будто каждый из оттенков это одна из букв. Сама по себе буква почти ничего не значит. Но когда ее соединяют с другими буквами, создавая слова, получается язык, с помощью которого мы общаемся.

Таким же образом мы соединяем оттенки, получая картины – визуальную форму общения.

Тон в рисунке. Техника рисования в стиле PIN-UP — видео

 

Источник: Ссылка

 

Поделиться статьей:

 

светотень | Определение, искусство, примеры и факты

Рембрандт: Христос, исцеляющий больных (печать в сто гульденов)

Просмотреть все медиа

Ключевые люди:
Леонардо да Винчи Караваджо Орацио Джентилески Хендрик Гольциус Себастьян Лопес де Артеага
Похожие темы:
картина сфумато

См. все связанные материалы →

chiaroscuro (от итальянского chiaro «свет» и scuro «темный»), техника, используемая в изобразительном искусстве для изображения света и тени, поскольку они определяют трехмерные объекты. .

Существуют некоторые свидетельства того, что древнегреческие и римские художники использовали эффекты светотени, но в европейской живописи эта техника впервые была реализована в полном объеме Леонардо да Винчи в конце 15 века в таких картинах, как его Поклонение волхвов (1481). После этого светотень стала основной техникой для многих художников, и к концу 17 века этот термин обычно использовался для описания любой картины, рисунка или гравюры, эффект которых зависел от обширной градации света и темноты.

Викторина «Британника»

Окончательная викторина по искусству

От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.

В своей наиболее драматической форме — как и в произведениях тех итальянских художников XVII века, которые попали под влияние Караваджо, — он был известен как tenebrismo , или тенебризм.

Караваджо и его последователи использовали резкий, драматический свет, чтобы изолировать свои фигуры и усилить их эмоциональное напряжение. Другим выдающимся мастером светотени был Рембрандт, который с замечательным психологическим эффектом использовал ее в своих картинах, рисунках и офортах. Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес и многие другие, более мелкие художники периода барокко, также использовали светотень с большим эффектом. Изящность и легкость живописи рококо 18-го века представляют собой отказ от этого драматического использования светотени, но эта техника снова стала популярной среди художников романтического периода, которые полагались на нее для создания эмоциональных эффектов, которые они считали важными для своего искусства.

В графическом искусстве термин chiaroscuro относится к определенной технике изготовления гравюры на дереве, при которой эффекты света и тени создаются путем печати каждого тона с разных деревянных блоков. Эта техника была впервые использована в гравюре на дереве в Италии в 16 веке, вероятно, гравером Уго да Карпи.

Чтобы сделать гравюру на дереве светотенью, ключевой блок был окрашен самым темным тоном и напечатан первым. Последующие блоки были окрашены все более светлыми тонами и тщательно измерены для печати в соответствии с ключевым блоком. Гравюры на дереве кьяроскуро печатаются только одним цветом, предпочтительным является коричневый, серый, зеленый и сепия. В этом процессе пытались имитировать акварельные и акварельные рисунки, а также он стал популярным как недорогой метод воспроизведения картин.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

Искусство светотени: пошаговое руководство

Создание искусства светотени заключается в использовании композиции света и тени для создания глубины и, что более важно, настроения. В этом уроке мы углубимся в художественные царства тьмы и научимся создавать эффект. Светотень создает эмоциональную атмосферу как в искусстве, так и в кино, как это видно из классических нуарных фильмов, таких как «Бегущий по лезвию», «Бульвар Сансет» и «Голова-ластик».

Если вы хотите освоить более фундаментальные навыки рисования, посмотрите, как рисовать (откроется в новой вкладке), в нашем посте собраны лучшие уроки рисования. Вы также можете улучшить свой рисунок фигуры (открывается в новой вкладке) с помощью нашего пошагового руководства.

Щелкните значок в правом верхнем углу изображения, чтобы увеличить его.

Фотосессия светотени

Единственный направленный свет создает атмосферу (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Однонаправленный источник света определяет фигуру выше и создает атмосферу, которая удерживает наше внимание. Свет расположен высоко, чтобы воссоздать искусственное послеполуденное солнце на темном студийном фоне. Преимущество искусственного света в том, что он остается постоянным, но вам не нужно покупать осветительные приборы, чтобы создать фотосессию со светотенью. Вы можете добиться того же эффекта, используя один из лучших камерофонов на штативе и в любом помещении с открытой крышей.

Начнем.

01. Интерпретируйте фотографию

Интерпретируйте, а не копируйте фотографию (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Здесь у нас есть наша замечательная фотография и поза для рисования. Но как рисунок может конкурировать с такой великолепной фотографией? Ну, это не обязательно. Фотография и рисунок живут отдельной жизнью в мире искусства. Имея это в виду, мы можем интерпретировать, а не копировать фото

02. Нарисуйте основные структуры

Переход от больших форм к маленьким (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

С помощью ивового угля я рисую фигуру с двумя основными структурами: длинной трубкой для верхней части туловища и шаром. для бедер. Переходя от больших форм к маленьким, я добавляю лопатку (кость крыла), а под лопаткой указываю зубчатую и широчайшую выпуклости в виде сходящейся V-образной формы.

03. Добавьте простые структурные формы

Структурные формы — это просто версии анатомии (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Я продолжаю добавлять более мелкие структурные формы, чтобы определить такие области, как бедренная кость. Структурные формы — это простые версии анатомии. Если бы я рисовал тонкости каждой анатомической формы по мере продвижения, рисунок стал бы настолько сложным, что я мог бы потерять смысл всей фигуры.

04. Создание мелких анатомических деталей

Прочная структура имеет реальные преимущества (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Отсюда мы начинаем пожинать плоды прочной структуры. Когда я снова просматриваю простые формы рисунка, легко добавить более мелкие анатомические детали, такие как ребра, подушечку крестца над ягодичной мышцей и две зубчатые выемки, видимые слева от груди.

05. Найдите мерцающие изменения

Шагните назад и посмотрите на модель, затем внесите коррективы (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Я размазываю уголь до более мягких форм. На уроках рисования с натуры я прошу своих учеников отступить на этом этапе и оглядывать модель взад и вперед, пока они не увидят каждое мерцающее изменение между своим рисунком и позой, чтобы внести коррективы. Время, потраченное на ранний анализ форм, сэкономлено позже.

06. Оцените свой прогресс

Убедитесь, что анатомия и взаимосвязанные формы работают структурно и жестикуляционно (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом) для окончательной оценки. Это не значит, что мне нужны точные пропорции, я просто слежу за тем, чтобы анатомия и взаимосвязанные формы работали как структурно, так и жестикуляционно. Когда все работает по плану, я начинаю рисовать карандашом сверху.

07.

Найдите баланс

Баланс может развалиться в любой момент (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Сейчас я иду по легкой улице, продолжая рисовать карандашом свою самоутвержденную структуру, или мне так кажется … Стремясь сделать каждую линию более жестовой, я сделал поднятую лопатку слишком округлой. Имейте в виду, что структура и жест — это прекрасный баланс между движениями вперед и назад, который может развалиться в любой момент.

08. Используйте магию светотени

Используйте прикроватный светильник (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Теперь перейдем к теме: волшебной светотени. Я думаю о единственном источнике света и о том, как он переливается через формы, когда я смешиваю их пальцами. Чтобы изучить силу светотени, используйте прикроватный светильник и переверните любую модель. Обратите внимание, как сильно меняется свет и тень, когда вы это делаете.

09. Создайте ощущение сфумато

Туманность называется сфумато (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

Я делаю тени темнее, чем мне нужно, чтобы лучше оценивать свет. Обратите внимание на туманность затененной ноги. Это называется сфумато и дает нам как атмосферу, так и более четкий фокус на более контрастной верхней фигуре. Часто то, что мы не показываем, более интересно, чем то, что мы показываем.

10. Поместите прямые линии поверх кривых

Добавьте авторитетности линии, добавив прямую к кривой (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

Наконец-то я устранил эту надоедливую лопатку, нарисовав прямую линию через верхнюю кривую. Размещение прямых линий поверх кривых может добавить авторитетности линии. Это то, что я чаще всего делаю с мужской фигурой, чтобы придать более грубоватый вид, но этот подход может работать и с женской фигурой.

11.

Детализируйте

Если он слишком яркий, добавьте больше глубины (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

После раунда смешивания тканей рисунок становится более светлым. С помощью ластика я добавляю орнамент на голову, затем детализирую карандашом. Я мог бы назвать рисунок законченным на этом этапе, но он слишком яркий и свежий. Я чувствую, что мне нужно добавить больше глубины, настроения и атмосферы.

12. Лежать на заднем плане

Использовать сжатый уголь для наложения на задний план (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

С квадратным спрессованным углем я лежал на жестяном абстрактном фоне . Художники, в первую очередь Караваджо, часто оставляли свой фон темным, а иногда и черным, чтобы выдвинуть фигуры вперед для максимального эффекта светотени. Эхо текстуры также добавляет предполагаемое движение к фигуре.

13. Поместите текстуру на плоть

Избегайте повторений при текстурировании (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(открывается в новой вкладке)

Я продолжаю текстурировать фон с помощью ткани, замши и эластичного ластика, поворачивая руку, создавая формы, чтобы избежать повторения. Текстура не только добавляет интереса, но и делает кожу более мягкой на контрасте. На этом этапе я использую бумажный обрубок, чтобы смягчить некоторые края.

14. Наслаждайтесь готовым продуктом

Рисунок готов (Изображение предоставлено Патриком Дж. Джонсом)

(откроется в новой вкладке)

Здесь я называю рисунок законченным. Фотография — это уже далекое воспоминание, компонент, отложенный в сторону, чтобы жить своей жизнью в другом месте. Теперь рисунок стоит особняком, новорожденное творение органической линии, тона и энергии жестов, которое может исходить только от руки художника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *