Содержание

Травление стекла в домашних условиях

  • по Лайнеру
  • по Кампманну
  • по Гопкинсу
  • по Калльетэ
  • Жидкое стекло
  • Травильная жидкость
  • Матирование
  • Опаловое стекло
  • Золотые буквы
  • Цветные буквы
  • Живопись на стекле

Травление стекла по Лайнеру

До настоящего времени предполагали, что для матовой протравы стекла необходимо употребление дорогостоящих хлористых солей. А. Лайнер открыл, что можно приготовить сравнительно дешевую травильную жидкость без хлористых солей. Здесь помещены следующие два его рецепта:

Сначала готовят два раствора:

Раствор I, состоящий из 1 соды в 2 теплой воды и раствор II, состоящий из 1 поташа в 2 теплой воды. Оба раствора I и II смешивают и к смеси прибавляют 2 концентрированной плавиковой кислоты, а затем — Раствор III, состоящий из 1 сернокислого калия в 1 воды.

Второй рецепт состоит из следующих составных частей: воды, 4 поташа, 1 растворенной плавиковой кислоты и 1 сернокислого калия. Эту смесь обрабатывают хлористоводородной кислотой и поташом, пока она не вызовет матовой поверхности желаемой степени на пробном куске стекла.

Травление стекла по Кампманну

Еще более простой способ был предложен Кампманном в Вене. При приготовлении травильной жидкости последний употребляет деревянную посуду, железные части которой (обручи и т. п.) защищены от разъедающего действия кислотных паров слоем асфальтового лака. Этот сосуд наполняется на 20% своего объема крепкой плавиковой кислотой, которая частично нейтрализуется осторожным и постепенным прибавлением нескольких кристаллов соды. Затем прибавляют еще немного соды небольшой деревянной лопаточкой. Сода прибавляется до тех пор, пока смесь не начнет пениться и не загустеет настолько, что будет прилипать к деревянной лопатке. Ввиду того, что кислотные пары очень вредны для здоровья, эту операцию следует производить на открытом воздухе, чтобы пары быстро уносились. Содержимое котла состоит теперь из хлористого натрия и нейтрализованной плавиковой кислоты. Смесь переливают в деревянную чашку и разбавляют водой, в 5-10-кратном количестве ее объема, смотря по тому, какой крепости желают получить травильную жидкость. Не рекомендуется употреблять смесь в слишком концентрированном виде, потому что в таком случае поверхность стекла при травлении получается неровной, грубозернистой и обсыпанной мелкими кристаллами. Если, с другой стороны, травильная жидкость слишком разбавлена водой, то поверхность стекла получится прозрачной, а не матовой. Оба эти недостатка можно легко исправить: если раствор слишком крепкий, то нужно прибавить небольшое количество плавиковой кислоты, частично нейтрализованной содой.

Травление стекла по Гопкинсу

Хороший рецепт для приготовления небольшого количества травильной жидкости: 24 плавиковой кислоты, 60 кристаллической соды (в порошке), 10 см3 воды. Употреблять эту травильную жидкость лучше всего следующим образом: сначала тщательно очищают стекло от всякой грязи. Затем место, которое надлежит сделать матовым, обводят бордюром из восковой массы, составленной из воска, сала, канифоли и асфальта (в порошке), смешанных вместе. Бордюр не дает разлиться травильной жидкости на те части поверхности стекла, которые не желают травить. Стекло подвергается сначала действию (в течение нескольких минут) обыкновенного травильного раствора (раствор плавиковой кислоты 1:10), который затем сливается. После этого поверхность стекла обмывается водой и высушивается как можно тщательнее с помощью губки или ватки. Затем стекло подвергается действию вышеуказанной травильной жидкости, которая наливается на стекло до тех пор, пока не образует толстого слоя. Жидкость оставляют на стекле в течение часа, после чего ее сливают и поверхность обмывается водой. Воду оставляют на стекле, пока образуется тонкая пленка силиката. Пленку эту счищают, а поверхность стекла еще раз промывают водой и бордюр из воска снимают.

Травление стекла по Калльетэ

Некоторые вещества прилипают к стеклу так крепко, что если их постараться отделить, то вместе с ними отдираются чешуйки стекла. Этот факт обратил на себя внимание французского профессора Калльетэ в то время, как он изучал способ припаивания стекла к металлам.

Изобретенный им тогда способ спайки применяется при приделывании кранов и прочих металлических приспособлений к стеклянным трубкам, предназначенным для проводки газов под высоким давлением. Для того чтобы припаять кусок металла к стеклянной трубке, достаточно посеребрить последнюю, чтобы сделать ее проводником электричества, и затем наложить на посеребренную часть кольцо из гальванической меди, к которой можно припаять любой металл оловом. Гальваническая медь, наложенная таким образом, так крепко прилипает к стеклу, что, если не захотят снять, то вместе с нею сдираются кусочки стекла.

Жидкое стекло

Часто употребляется для соединения двух кусков стекла, производит такое же действие. Но особенно легко отдирать от поверхности стекла частицы его при употреблении обыкновенного столярного клея. Кусок стекла покрывают слоем клея, растворенного в воде. Клей при высыхании сжимается, отстает от стекла и отделяет многочисленные чешуйки стекла различной толщины.

Протравленное таким образом стекло представляет декоративный узор, напоминающий узоры, которые разрисовывает мороз на оконных рамах зимой.

Если растворить в желатине легко кристаллизирующиеся соли (такие, которые не оказывают химического действия на желатин), то узоры, вытравленные на стекле, будут напоминать листья папоротника. Изумительные эффекты достигаются серноватистокислым натрием (гипосульфат), хлорноватокислым и азотнокислым калием.

Такое травление стекла действием желатина с успехом употребляется для украшения многочисленных предметов.

Процесс травления состоит в следующем: растворить столярный клей в воде, нагрев его в водяной бане и прибавив 6% его веса обыкновенных квасцов. Когда клей хорошенько смешается и получится однородная масса, густоты патоки, то наложить слой этой массы, пока она горячая, на стеклянный предмет, при помощи щетки. Если предмет из матового стекла, клей оказывает еще более энергичное действие. Через полчаса наложить второй слой таким образом, чтобы образовалась ровная прозрачная поверхность, лишенная воздушных пузырьков. Оставить затем предмет в покое и, когда клей сделается настолько твердым, что не будет поддаваться давлению ногтя (т. е. приблизительно через 24 часа), доставить предмет в более теплое место, например, в духовой шкаф, в котором температура не должна превышать 40°C. В такой температуре оставить предмет несколько часов, и когда клей высохнет, то он с треском будет отделяться, отдирая с собой многочисленные частички стекла. Затем предмет следует тщательно вымыть и высушить.

Узоры, получаемые таким образом, не всегда одинаковы. Толщина клеевого слоя, продолжительность высыхания и многие другие условия влияют на форму и количество чешуек, отдираемых от поверхности стекла.

Травильная жидкость для стекла

Истолочь в фарфоровой ступке 1 хлористого аммония и 1 сернокислого бария в мелкий порошок, высыпать в свинцовый сосуд и прибавить хлористоводородной кислоты до получения густой жидкости, размешивая свинцовой палочкой.

Жидкость можно влить в склянку, покрытую внутри парафином, для чего подогревают склянку, вливают в нее немного расплавленного парафина и вертят ее до тех пор, пока парафин покроет дно и внутренние стенки.

Начертание букв и узоров на стекле производится отточенным пером, и через 30 секунд жидкость смывается. При использовании кислоты нужно следить, чтобы она не попала на кожу. Кислота вызывает сильные ожоги, трудно поддающиеся лечению. Пары также очень вредны для здоровья, поэтому процесс травления должен быть произведен в стеклянном шкафу.

Матирование стекла

Сделать из истолченного плавикового шпата порошок, сложить смесь в свинцовый сосуд (ванночку), положить в него стекло, которое должно подвергнуться травлению, и слегка нагреть. Таким способом получается очень нежная матировка. Операцию следует производить на открытом воздухе или в особой камере.

Растворить 20 г желатина и 20 г хлористого натрия в 30 см3 теплой воды. Налить на стекло и дать высохнуть. Погрузить затем на 30 с. в раствор 15 г плавиковой кислоты в 248 г воды и высушить.

Опаловое стекло

Следующие способы делают оконные стекла непрозрачными, пропуская вместе с тем свет.

Смазать стекло следующим раствором: 3 сернокислого цинка, 3 сернокислого магния, 2 декстрина, и 20 воды. Высыхая, смесь солей кристаллизуется тонкими иглами, делающими стекло непрозрачным.

Растереть достаточное количество свинцового сахара с небольшим количеством вареного льняного масла и равномерно обрызгивать этим составом поверхность стекла при помощи щетинистой кисти, пока не получится вид матового стекла. Когда состав совершенно затвердеет, можно стекло украсить, нарисовав на нем контур любого узора крепким раствором едкого калия. Дать постоять столько времени, сколько потребуется для оказания действия (что достигается опытом), и затем быстро стереть остальное.

Оконные стекла можно сделать непрозрачными, покрыв их с одной стороны жидкостью, полученною от растирания отмученного мела с жидким стеклом. Стекла покрывают этой жидкостью один или два раза, после чего стекло делается непрозрачным, а комната остается такой же светлой, как и прежде.

Золотые буквы на стекле

Если требуется украсить стекло золотыми буквами, торговой маркой или каким-нибудь орнаментом, то те части стекла, которые должны быть ими покрыты, смачиваются при помощи щетки жидким стеклом. Затем на этот слой накладывается листовое золото и ровно прижимается к стеклу посредством тампона из ваты. Предмет нагревается до 58 °C для достижения частичного высыхания, а затем буквы или узоры рисуют карандашом, лишнее золото срезается, края подравниваются, и предмет высушивается нагреванием при более высокой температуре.

Цветные буквы на стекле

Надписи следует набрать типографским шрифтом и сделать несколько оттисков на прозрачной бумаге. Один из них помещается задней стороной к стеклу и слегка прикрепляется гуммиарабиком по краям. Из других отпечатков аккуратно вырезаются отдельные буквы и приклеиваются к стеклу, прикасаясь к нему печатной стороной. Буквы должны совпадать с буквами надписи, просвечивающей с другой стороны. Для приклеивания букв приготовляется паста из цинковых белил, растертых с жидким льняным лаком. В пасту можно прибавить какую-нибудь краску. Этой пастой смазывается поверхность надписи, включая и заднюю сторону букв. Паста удаляется со стекла чистой тряпочкой, буквам дают подсохнуть и снимают бумагу с отпечатками. На стекле тогда ясно выступает надпись того цвета, в который была окрашена паста.

Живопись на стекле

Растопить в железном сосуде 30 г прозрачной смолы (копаловой, дамаровой и т. п.). Дать немного остыть, но не затвердеть. Затем прибавить скипидара в достаточном количестве, чтобы сохранить смолу в жидком состоянии. Когда охладится, употреблять этот лак, примешивая его к масляным краскам вместо масла.

Автор: Г. Бродерсен

Матирование и травление стекла

 Матирование и травление стекла.

http://kuvalda.com.ua/onlineresourses185.html

Снижение прозрачности стекла достигается его матованием. Матование красочными составами производится следующими способами:

1) стекло окрашивают цинковыми белилами, разведенными скипидаром пополам с масляным лаком до лессировочного состояния. Свежеокрашенную поверхность торцуют щеткой-торцовкой;

2) стекло окрашивают тем же составом, но вместо торцовки производят туповку сухим тампоном из марли с ватой. При этом способе рисунок на стекле получается более мелким;

3) красочный состав наносят на стекло аэрографическим краскораспылителем СО-6А без последующей торцовки;

4) свежеокрашенное стекло торцуют резиновой торцовкой, получая рисунок, напоминающий узоры мороза;

5) стекло прокатывают с двух сторон обычной стекольной замазкой до получения ровной матовой поверхности, как при матовании стекла песком.

При матовании стекол краску наносят на внутреннюю сторону стекла зимних рам (со стороны междурамного пространства). Краска, наложенная на внешнюю сторону (со стороны помещения), разрушается от влаги.

Матование стекла с применением шлифовальных кругов — один из способов создания долговечной матовости стекла. Стекло устанавливают на ровную поверхность стола, имеющего желоба для стока воды, и обрабатывают шлифовальными кругами с песком, смоченным водой. Фактура матования зависит от крупности песка. Этот способ применяют при небольших объемах работ.

Матование стекла с помощью пескоструйного аппарата производится значительно быстрее, чем при применении шлифовальных кругов. Стекло устанавливают вертикально с небольшим наклоном, опирая его всей площадью на жесткую подставку с мягкой прокладкой (обычно войлочной). Поверхность стекла обрабатывают сухим песком при давлении воздуха 2—3 кг/см2. Этот вид обработки производят в мастерских, оборудованных камерами с вытяжной вентиляцией.


Рис.1. Последовательность выполнения морозных узоров на стекле с применением клея: а – стекло, смазанное клеем, б – период удаления влаги из клеевого слоя с образованием трещин, в – отрыв клеевой пленки с пластинками стекла, г – поверхность стекла после обработки.

Морозные узоры (рис. 1) на стекле получают с помощью столярного клея, используя его свойство при высыхании значительно уменьшать свой объем. Для этого стеклу сначала придают матовость, предварительно обрабатывая его песком вручную или пескоструйным аппаратом. На матовую поверхность наносят слой горячего крепкого раствора столярного клея толщиной 2—3 мм. Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла. Чтобы ускорить процесс высыхания, стекло в горизонтальном положении помещают в сушилку с температурой 50—60°С.

Чтобы получить крепкий раствор столярного клея, плиточный клей замачивают в воде в течение суток, затем излишнюю воду сливают, а набухший клей разогревают на паровой бане.

Для обработки морозным узором можно применять только толстые сорта оконного стекла (двойное или тройное), так как высыхающий клей согнет тонкие листы стекла, не оторвавшись от его поверхности. Клей с осколками стекла можно использовать неоднократно, но необходимо каждый раз добавлять не менее 50% нового клея. Его можно использовать также для малярных работ, так как при разваривании осколки стекла оседают на дно и легко удаляются.

Стекло, подвергнутое матованию, не задерживает лучей света и рассеивает их под различными углами.

Протирать эти стекла следует осторожно, так как острые грани узора могут поранить руку.

Матование и художественное травление стекла плавиковой кислотой. Плавиковая (фтористоводородная) кислота — водный раствор фтористого водорода с содержанием его до 40%. Плотность кислоты 1,149 г/см3 (при 15°С). Она разрушает металлы за исключением золота и платины. Не растворяет воски, смолы, жиры и их смеси. Разъедает стекло, поэтому для кратковременного хранения кислоты стеклянную посуду изнутри покрывают слоем парафина или воска или же применяют эбонитовую, каучуковую или хлорвиниловую посуду.

Свойство плавиковой кислоты растворять стекло и не растворять органические и синтетические воски и смолы, а также жиры и их смеси используют для поверхностной обработки стекла матованием или художественными росписями.

Перед травлением поверхность стекла обезжиривают раствором соды, тщательно промывают водой и сушат. Необходимо учитывать, что следы пальцев на поверхности стекла являются уже защитной пленкой — в этих местах травление дает слабый отпечаток рисунка кожи пальцев.

Матование стекла выполняют, применяя пасты при небольших размерах изделия и растворы — при больших. Пасты готовят такой консистенции, при которой их можно наносить на поверхность мягкой кистью. В зависимости от стойкости стекла применяют два вида паст.

Состав для стойких стекол (в частях по массе).
Фтористый аммоний — 7
Сернокислый барий (осажденный) — 4
Плавиковая кислота 40%-ная до рабочей консистенции

Состав для менее стойких стекол (в частях по массе)
Фтористый калий — 10
Сернокислый калий — 4
Крахмал картофельный — 0,8
Плавиковая кислота 40%-ная — 5,1—5,2

Способ приготовления составов

. В фарфоровой ступке тщательно растирают, одновременно перемешивая, сухие компоненты. Перед процессом травления сухую смесь затворяют плавиковой кислотой.

Промытое и высушенное стекло покрывают пастой и выдерживают 10 мин, после чего пасту удаляют каучуковым шпателем (резиновой пластинкой), а стекло хорошо промывают чистой водой и насухо вытирают.

Матование стекол больших размеров удобнее выполнять в ванне с раствором плавиковой кислоты. Для этого обычно применяют деревянные ванны, покрытые изнутри битумом, парафином, асфальтовым лаком (обязательно по сухой поверхности).

Состав раствора для матового травления (в частях по массе).

Плавиковая кислота (35—40%-ная) — 2
Фтористый аммоний — 4

Кристаллическая сода — 1

Способ приготовления. В отвешенное количество плавиковой кислоты вводят фтористый аммоний и периодически перемешивают. Полученный раствор через 8 ч фильтруют через плотную ткань и вводят малыми дозами кристаллическую соду, избегая разбрызгивания и вспенивания. Состав хорошо перемешивают и выдерживают несколько минут. Признак готовности состава — отсутствие появления пузырьков CО2 на поверхности.
При отсутствии кристаллической соды можно применять кальцинированную с соответствующим пересчетом (1г кристаллической соды соответствует 0,3706 г кальцинированной).

Перед травлением стеклянное изделие тщательно промывают в 3%-ном растворе соляной кислоты и устанавливают вертикально для стекания излишка влаги. Подготовленное изделие берут щипцами (деревянными или металлическими с резиновыми держателями), погружают в травильную жидкость и несколькими движениями взад и вперед как бы взбалтывают жидкость, одновременно омывая изделие, которое после этого вынимают и укладывают на столе с трехгранными деревянными подкладками.

Через 1—3 мин изделие приобретает необходимую матовость; его промывают сначала в чистой холодной проточной воде, а затем щеткой и ветошью — в теплой.

Травление в растворе состава дает белую шероховатую поверхность; для получения мелкозернистой, шелковистой матовой поверхности уменьшают количество соды. В этом случае отрезки стекла одного и того же качества обрабатывают раствором с различным содержанием соды, опытом устанавливая необходимое ее количество. Получение хорошей матовой поверхности обеспечивается травлением при температурах травильной жидкости не ниже 10°С, а воздуха в помещении — 16°С.

При одностороннем матовании одну из поверхностей изделия покрывают защитной пленкой из расплавленного парафина, церезина или озокерита, которую наносят в расплавленном состоянии на сухое стекло кистью. После окончания травления и промывки изделия защитную пленку счищают острым шпателем или гибким ножом, а остатки смывают растворителем (скипидаром, лаковым керосином).

Художественное травление плавиковой кислотой. Технология художественного травления состоит из следующих процессов: подготовки стекла с обезжириванием поверхности, нанесения защитного покрытия, гравирования рисунка, травления, промывки изделия, удаления защитного покрытия и окончательной промывки поверхностей.

При художественной обработке стекла все поверхности, не подлежащие травлению, должны быть покрыты защитной пленкой. Выбор материала для защитной пленки зависит от способа гравирования рисунка по защитному слою. Защитные пленки могут наноситься кистью, ручным краскораспылителем, погружением изделия в расплавленную массу.

Защитными покрытиями, наносимыми кистью или ручными краскораспылителями, являются лаки из природных или синтетических смол и растворителей или краски на олифе. Чаще всего применяют красочный состав, приготовленный по рецепту. По просохшей пленке этого состава рисунок наносят ручным гравированием.

Красочный состав для ручного гравирования (в частях по массе).
Сурик железный сухой — 7
Канифоль — 3
Олифа льняная — 2
Растворитель (скипидар или лаковый керосин) — 3
Способ приготовления. Сурик железный, растертый на растворителе, и предварительно раздробленную канифоль, растворенную также в растворителе, смешивают и разводят олифой. Состав тщательно перетирают курантом или в фарфоровой ступке.

Составы, наносимые на поверхность окунанием в расплавленную массу, очень разнообразны. Из одного пчелиного воска получают тонкие, химически стойкие, упругие, но очень мягкие покрытия. Озокерит обладает теми же свойствами. Церезин повышает механическую прочность покрытия, но одновременно повышает хрупкость его.

В табл. 1 приведены составы защитных покрытий, наиболее часто наносимые методом окунания.

Составляющие

Количество в частях по массе

1

2

3

4

5

6

Пчелиный воск

80

75

80

80

93

80

Канифоль

10

15

12

8

10

Технический каучук

1

2

Церезин

10

10

10

10

10

Парафин

10

Таблица 1. Составы для предохранительных покрытий.

Способ приготовления. Составы готовят только на песчаной или водяной бане. Вначале расплавляют материалы с наибольшей температурой плавления, вводя поочередно материалы с меньшей температурой плавления.

Для установления правильной последовательности приготовления составов ниже приводится средняя температура плавления отдельных составляющих, °С:

Озокерит

72

Пчелиный воск

61-64

Церезин

66-80

Парафин химически чистый

49-54

Стеарин

72

Парафин технический

42

Канифоль

52-68

Жир

43

Каучук

125

В перечне приведены материалы, не предусмотренные табл. 2. Эти материалы также применяют при нанесении защитных покрытий, и они могут быть использованы в практике обработки стекла травлением.

Очень часто при художественной отделке поверхностей, к которой не предъявляется особых требований, применяют состав.

Состав для защитного покрытия (в частях по массе).

Парафин — 2
Церезин — 2
Озокерит — 1

Способ приготовления. Расплавляют, поочередно загружая церезин, озокерит и парафин.

Все составы, перечисленные в табл. 2 и рецепте, перед нанесением разогревают до температуры 80—100°С, поддерживая эту температуру во время всего процесса нанесения.

Составы, предназначенные для нанесения окунанием, можно наносить на поверхность и мягкой кистью с одной только стороны, подогревая их до температуры не ниже 100°С.

Гравирование (процарапывание) рисунка. Перед травлением художественный рисунок процарапывают в толще защитного слоя, обнажая стекло. При ручном гравировании применяют три способа нанесения рисунка: при применении прозрачных лаков и восковых составов (при одностороннем нанесении их на стекло кистью) рисунок подкладывают под стекло и переносят процарапыванием на защитную пленку; при применении непрозрачных жестких красочных составов готовят копировальную бумагу, нанося на лист белой бумаги сплошной графитовый слой мягким карандашом. Копировальную бумагу и рисунок накладывают поверх отвердевшего защитного слоя и переводят рисунок на него, после чего процарапывают защитный слой. Для того чтобы лист с рисунком во время работы не смещался, его делают на бумаге размером больше стекла, что дает возможность подогнуть ее края под стекло со всех четырех сторон; при защитных пленках из восковых композиций, выполненных окунанием или кистью, рисунок на защитный слой наносят с помощью пантографа, одной иглой обводя по линиям рисунка, а другой процарапывая его копию в защитном слое. В этом случае рисунок можно с большой точностью выполнить в большем масштабе, а перевести на защитный слой в меньшем, установив пантограф соответствующим образом.

На рис. 2 приведены штриховые рисунки, подготовленные для травления плавиковой кислотой.


Рис.2. Штриховые рисунки для травления плавиковой кислотой.

Травление в плавиковой кислоте производят: при двустороннем защитном слое — окунанием в сосуд с кислотой, при одностороннем — путем налива кислоты на процарапанный защитный слой горизонтально установленного стекла. В последнем случае рисунок ограждают валиком из полутвердой асфальтовой мастики или суриковой замазки (сурик железный, затворенный на олифе).

Для травления неразбавленной плавиковой кислотой (35—40%-ной) достаточно от 1 до 3 мин, а разбавленной водой в соотношении 1:1—10 (плавиковая кислота:вода) — от 10 до 30 мин. После травления окунанием стекло вынимают из ванны с кислотой и промывают вначале холодной проточной водой, а затем теплой. При травлении наливом кислоты на горизонтально поставленное стекло кислоту сливают со стекла в емкость и промывают его водой так же, как и в первом случае.

Покрытия из восковых композиций снимают, погрузив стекло в теплую воду с последующим подогреванием до температуры 90°С, при которой восковые покрытия расплавляются и всплывают на поверхность. Восковые композиции, собранные с поверхности воды и просушенные, используют неоднократно, вводя в состав до 30% новых составляющих.

Лаковые и красочные защитные покрытия удаляют растворами щелочей или растворителями, выдерживая травленое стекло в них до размягчения защитного слоя.

При травлении плавиковой кислотой необходимо соблюдать большую осторожность, так как пары кислоты ядовиты и действуют на органы дыхания, а ожоги кислотой весьма болезненны. Поэтому травление кислотой допускается в хорошо вентилируемых помещениях, а при малых размерах стекла — в вытяжках шкафа. Для предохранения кожного покрова от ожогов травление выполняют в резиновых перчатках. При случайном попадании кислоты на кожу необходимо промыть ее чистой водой, а затем раствором соды.

По мотивам книги «Альфрейно-живописные работы» А.Е.Суржаненко.

kuvalda.com.ua

==============================================================

http://remount.ru/article_rubric_251.html

Процесс травления стекла.

Травление можно производить парами неразбавленной или разбавленной плавиковой кислоты. Именно парами вытравливают обычно мерные и тонкие линии. Этот метод, как правило, используют для получения всевозможных линий разметок. Чтобы получить такие линии, их процарапывают на защитном покрытии, а после этого протравливают. Неразбавленную плавиковую кислоту HF употребляют для травления чрезвычайно редко, так как она быстро испаряется. Концентрированную кислоту употребляют для протравливания небольших участков стекла чаще всего путем нанесения кистью и выдерживая стекло под ее действием в течение 1 мин. Увеличение времени действия кислоты, например до 3 мин, приводит к образованию на поверхности стекла нерастворимых солей. В зависимости от концентрации можно получить протраву тусклого цвета и светлую с блестящей поверхностью. Время действия кислоты на стекло от 10 до 30 мин в зависимости от глубины протравы. Для увеличения блеска протравленного рисунка в травильный раствор добавляют серную кислоту. При этом травильный состав представляет собой 1 ч. HF, 3 ч. воды и 0,1 ч. h3S04. В травильном процессе изделия проходят ряд операций, следующих друг за другом: погружение изделия в кислоту, выдержка в кислоте, извлечение изделия из кислоты, отмывание его холодной водой, снятие защитного слоя (в горячей воде, если восковые покрытия, в скипидаре, если лаковые), промывание в щелочном растворе и окончательная просушка. В некоторых случаях готовые изделия вместо промывания в щелочном растворе протирают древесными опилками. Плавиковая кислота в процессе действия ее на стекло постепенно улетучивается из раствора, крепость ее ослабевает. В то же время на дне емкости собирается осадок кристаллов солей, которые смываются с разрушенной поверхности стекла. Через определенные промежутки времени приходится менять кислоту и очищать емкость от осадков. Удобнее всего собирать осадок широкой лопаткой. Для этого раствор взбалтывают деревянной лопаткой, на дно емкости ставят другую емкость высотой в 3-4 см, полностью закрывающую собой емкость с раствором. Поднявшиеся во время взбалтывания частички разложившегося стекла начинают осаждаться во второй емкости, которую затем осторожно вынимают вместе с осадком. Удаление разложившихся частичек стекла можно производить и кистью, но при этом необходимо строго соблюдать технику безопасности. Светлое травление и полирование стекла. Светлое травление, в отличие от матового, дает возможность получать рисунок, отличающийся прозрачностью и блеском. Его производят смесью плавиковой и серной кислоты, которая не только разрушает стекло, но и хорошо удаляет с его поверхности слой образующихся при этом кристаллов. Применяют следующие составы:

плавиковая кислота (35%). …16,7
серная кислота (80%)……..22,6
вода……………………60,7

плавиковая кислота (35%)…100
серная кислота (80%)……..40
вода……………………60

В зависимости от сорта стекла, температуры травильного состава, глубины рисунка время действия кислоты может колебаться в довольно больших пределах — от 2 до 30 мин. На основе светлого травления разработана технология химического полирования изделий из стекла. Используют, например, смесь такого состава (в массовых частях):

плавиковая кислота (60-65%)..25
серная кислота (80%)………50
вода…………………….25

Как видим, по сравнению с раствором, применяющимся при светлом травлении, при полировке доля серной кислоты возрастает с 40 массовых частей до 50. Это делают для того, чтобы повысить растворимость и смываемость образующихся солей. Для этой цели изделие после 15-30 с химической обработки опускают в теплую воду, которая и смывает соли с поверхности стекла. Переменное погружение может повторяться 3-4 раза. Возможен и другой ритм травления, а именно 8-10 погружений продолжительностью по 5 с. Температура должна поддерживаться на уровне 40-50°С. После употребления смеси в течение 1-3 ч в нее добавляют дополнительно HF и h3S04 в соотношении 1:2 (на 10 л раствора достаточно добавить 0,5 л новой смеси). По окончании полировки изделие должно быть тщательно промыто в теплой воде, в противном случае рисунок, а иногда и поверхность изделия в отдельных местах получатся матовыми. Это происходит не только от небрежного мытья, но и от несвоевременности промывки, так как оставшаяся на его поверхности кислота продолжает разъедать поверхность. Химическая полировка изделий не только улучшает блеск изделия, но и повышает в 3-4 раза производительность труда по сравнению с механической полировкой. Но при этом изделие лишается своего естественного блеска, получающегося в процессе огневой полировки слоя, что значительно снижает его механическую прочность. Кроме того, эта работа требует чрезвычайно строгого соблюдения правил техники безопасности. Матовое травление позволяет получатьc веторассеивающую поверхность стекла.В зависимости от вида стекла применяют различные составы:

фтористый аммоний ……….. 125 г
плавиковая кислота ………. 150 мл
вода дистиллированная ……. 250 мл;

фтористый аммоний ……….. 250 г.
серная кислота …………… 50 мл
сульфат аммония . …………. 25 г
вода дистиллированная ……. 250 мл

кремнефтористый калий ……. 250 г
соляная кислота …………. 250 г.
сульфат калия …………… 140 г
вода дистиллированная …… 1000 мл

кремнефтористый аммоний ….. 160 г
сернокислый барий ……. 200-220 г
вода дистиллированная ……. 200 мл.

Часто для усиления образования солей на протравливаемой поверхности и получения более равномерного матового слоя к основному составу добавляют соли K2S04, ZnCl2 и др. Наиболее тонкую матовую поверхность получают при помощи солей калия. Натриевые соли, хотя и быстрее действуют на поверхность изделия, но образуют неровно-грубоватую поверхность. Аммониевые соли делают поверхность более тонкой. Характер матовости зависит от температуры раствора и продолжительности процесса. Температура колеблется от 15 до 30°С, продолжительность от 1 до 15 мин. Иногда матировать изделие удобнее не раствором, а пастой. Для получения матирующих паст употребляют индифферентные вещества (загустители): декстрин, крахмал, муку, казеин, фторит, криолит и др. В связи с тем, что при протравливании пастами любое их движение исключено, получают более зернистые и грубые поверхности. Если в матирующий состав добавить соли калия, то это придаст поверхности стеклоизделий более мягкую и ровную фактуру.
Примерный состав пасты:

фтористый аммоний ………10 г
плавиковая кислота (50%)…10 мл
сульфат бария ………….25 г

При соотношении пасты и загустителя 1:1 матирование продолжают 5-10 мин. Если к пасте добавить небольшое количество глицерина, то ею можно писать при помощи пера. Для усиления действия пасты добавляют плавиковой кислоты. При протравливании небольшого участка стекла, чтобы паста не расползалась в стороны, ее окружают небольшим валиком из воска, парафина или пластилина. Рисунок можно нанести при помощи резинового штемпеля. Для этого употребляют жировые вещества, которые затем припудривают солями фтористого аммония. Для проведения более интенсивной реакции изделие нагревают до 30-40°С. Этим же штемпелем можно отпечатать рисунок из защитного материала, тогда рисунок будет блестящим, а фон — матовым.

Техника надписей на стекле кистями

На стекле пишут несколько иначе, чем на других материалах. Текст на стекле пишут с обратной стороны, как правило, по шаблону, вычерченному на кальке. При отсутствии кальки шаблон можно сделать из проолифленной белой бумаги. Шаблон должен быть вычерчен тщательно, особенно для академического шрифта. Приступая к выполнению надписи на стекле, его прежде всего необходимо промыть водой с мылом или содой и высушить. Затем на столе расстилают белую бумагу и на нее кладут стекло. На это стекло наклеивают шаблоны букв, которые необходимо написать. Для наклейки шаблонов может быть использован столярный клей, декстрин или просто мякиш свежего ржаного хлеба. Наклеив буквы, стекло поворачивают оборотной стороной и буквы прописывают с тыльной стороны стекла. Получаем зеркальное изображение надписи. После окончания работы следует внимательно просмотреть все буквы на просвет и, если будут обнаружены не покрытые краской места, их следует еще раз прописать. Через один-два дня, когда краска подсохнет, шаблоны снимают, стекло кладут на лист белой бумаги и по металлической линейке ножичком или лезвием бритвы подравнивают границы линий (рис. 3.29).

Рис. 3.29. Подравнивание простых надписей на стекле

Необходимо помнить, что линии в углах должны несколько выдаваться к полю, чтобы при подравнивании границ получить резкий прямой угол. Затем составляют из масляных красок нужный колер для фона, на котором будет располагаться надпись, и им покрывают всю поверхность стекла, где написаны буквы. Краску наносят тампоном, обернутым марлей. После того как краска высохнет, поверхность покрывают вторично более плотным слоем, который проверяют просмотром стекла на просвет. На стекле обычно пишут масляными или эмалевыми красками. Этими же красками тонируют и фон стекла. Если же стекло с надписью будет лежать на какой-нибудь специальной цветной подставке, его можно не тонировать. Надписи на стекле можно сделать и таким способом: вырезанные из бумаги или материи цветные буквы наклеить на стекло и подложить какую-либо цветную подкладку. Таким способом делают на стекле и красивые орнаментальные узоры. Более сложной является шрифтовая надпись «на просвет». В этом случае окрашивают только фон, а текст остается не заполненным. Для выполнения такой надписи изготовляют шаблон букв, наклеивают его на стекло и с оборотной стороны прописывают вертикальные просветы между буквами и пустоты внутри букв. Оконтурив кромки строки, покрывают фон (рис. 3.30).

Рис. 3. 30. Выполнение надписей на стекле «на просвет»

После высыхания фона и исправления на нем всех дефектов делают из марли и ваты тампон, с помощью которого и лессировочной краски в виде кармина или краплака покрывают все буквы тонким слоем. Приемом «на просвет» можно сделать непрозрачную надпись бронзой. Для этого после высыхания фона буквы покрывают смесью равного количества масляного лака и олифы. Когда лак немного подсохнет, широким мягким флейцем наносят на поверхность букв бронзовый порошок, а затем слой бронзового порошка слегка уплотняют, приглаживая его через бумагу. Если бронзу покрыть сверху еще охрой или кроном, она приобретет яркий блестящий цвет. Надписи «на просвет» можно сделать и другим способом: стекло покрывают каким-либо тоном масляной краски, поверхность которой после высыхания грунтуют белилами. Затем на белую поверхность переводят по шаблону шрифт и процарапывают буквы лезвием бритвы или ножа. Прямолинейные контуры букв при этом тщательно соскабливают по линейке, а криволинейные — по лекалу. Выскабливание букв обычно дает более четкий контур, чем выполнение их кисточкой. Выскобленные на стекле буквы покрывают бронзовым или алюминиевым порошком, или какой-либо другой краской. Если буквы покрыть цветным спиртовым прозрачным лаком и осветить с тыльной стороны, можно получить оригинальную световую надпись, часто применяемую в рекламах. В плакатно-шрифтовых работах надписи часто выполняют палочкой для письма, изготовленной из сухой древесины твердых пород: бука, березы (рис. 3.31). Один конец палочки застрагивают наподобие лопаточки. Для написания шрифтов применяют также плакатные перья (рис. 3.32). Надписи по шаблону или трафарету выполняют довольно часто, так как это значительно облегчает работу.

Рис. 3.31. Выполнение надписей палочкой для письма

Шрифтовые трафареты для набивки полусухой кистью могут быть нескольких видов: в виде целой азбуки, отдельных букв, части букв, отдельных слов, фраз, указателей и т. д.

Рис. 3.32. Палочка для письма и плакатные перья

Пользуясь хорошо вырезанными трафаретами можно достаточно четко написать текст. За неимением под рукой готовых шрифтовых трафаретов их можно вырезать из использованной целлулоидной рентгеновской пленки. Чтобы пленка при работе находилась на некотором расстоянии от бумаги, снизу ее края оклеивают целлулоидными пластинками шириной 5 мм и толщиной 0,5-1 мм. Прочный трафарет получают, склеивая два листа ватмана с прослойкой бязи между ними. После склейки трафарет хорошо проолифливают. При вырезании трафаретов букв, чтобы сохранить в трафарете выпадающие серединки, а также удержать при набивке вырезанные в буквах места, оставляют перемычки, например в буквах Н, Б, В и др. Для набивки букв по трафарету размечают предварительно места расположения букв и затем кистью набивают трафарет. Надписи на стекле можно получать также используя специальные чернила.

Белые чернила для стекла. В фарфоровой ступке перемешивают 20 г каолина хорошего помола и 80 г жидкого стекла (силикатного клея). Полученную смесь хранят в стеклянной посуде. Перед употреблением ее тщательно перемешивают.

Черные чернила для стекла. Тщательно перемешивают 20 г древесного угля в порошке, 20 г полиграфической черни и 60 г жидкого стекла. Смесь процеживают через сито. Хранят в стеклянной посуде. Перед употреблением тщательно перемешивают.

Травильные чернила для стекла:

Раствор А. 36 г фтористого натрия и 7 г сернокислого калия в 0,5 л воды.

Раствор Б. 14 г хлористого цинка в 0,5 л воды с добавлением 65 г соляной кислоты.

Перед употреблением раствор Б малыми дозами вливают в раствор А до получения соотношения 1:1, после чего хорошо взбалтывают. С помощью мягкого пера, тонкой кисти, деревянной палочки или трубочки из пластмассы рисуют на стекле буквы. Спустя полчаса на стекле появляется сделанная кистью или пером матовая надпись. Этим способом можно изготовлять этикетки на стеклянных банках или бутылках вместо бумажных. Такие надписи-этикетки удобнее не только в том отношении, что они прочнее бумажных, но и подменить их не так легко.

ВСЕ О РEМОНТЕ

http://remount.ru/article_rubric_251.html

===============================================================

http://hutor.com.ua/publicat139.html

 Травление стекла.  

Варианты составов на основе плавиковой кислоты:

Плавиковая кислота 50%. Обработку ведут по следующей технологии. Стекло помещают в рамку из деревянных реек, снизу которой натянуты два слоя полиэтиленовой пленки. По краю стекла делают небольшой буртик из пластилина. Сверху тонким слоем наливают раствор плавиковой кислоты и выдерживают в течение 5—10 с. при температуре раствора 30—40 °С. После этого стекло промывают 5%-ным раствором питьевой (кальцинированной) соды, затем водой. 2. Плавиковая кислота—12 м. ч., сернокислый барий — 10 м. ч., фтористый аммоний — 10 м. ч. Заливают поверхность стекла тонким слоем раствора. Как только раствор высохнет, поверхность промывают 5%-ным раствором соды, а затем водой. В 25 м. ч. дистиллированной воды распускают 1 м. ч. желатина и добавляют 2 м. ч. фтористого натрия (калия). Покрывают этим раствором чистое стекло, сушат. Затем поверхность заливают 6% соляной кислотой. Время обработки 40—50 с, температура около 18 °С. После этого стекло тщательно промывают водой. Насыпают на стекло тонким слоем 12 м. ч. фтористого натрия. Отдельно смешивают 30 м. ч. воды, 30 м. ч. этилового спирта и 4 м. ч. Ледяной уксусной кислоты. Этим раствором заливают поверхность, посыпанную фтористым натрием. Время обработки 30—40 с, температура около 18°С. После обработки стекло тщательно промывают водой. Необходимо отметить, что в двух последних рецептах в результате реакции образуется плавиковая кислота. Она-то и травит стекло, делая его матовым. Есть также проверенный рецепт, где отсутствуют плавиковая кислота и жидкое стекло. Он включает два раствора. Раствор А: в 35 м. ч. дистиллированной воды растворяют 8 м. ч. хлористого натрия (поваренной соли) и 0,7 м. ч. сернокислого калия. Раствор Б: в 50 м. ч. дистиллированной воды растворяют 1,5 м. ч. хлористого цинка и 6,5 м. ч. соляной кислоты. Раствор Б вливают в раствор А малыми порциями и непрерывно перемешивают. Состав наносят на подготовленное стекло и выдерживают 30 мин. Затем стекло тщательно промывают. Используя матовое стекло, можно делать и различные «занавески». Стекло тщательно моют с мылом и сушат. По верхнему краю приклеивают широкую изоляционную ленту (хлорвиниловую). Ниже, отступив 3—4 см, наклеивают узкую полоску изоляционной ленты. Готовят предохранительный состав: в 20—30 м. ч. расплавленного парафина вводят 70 м. ч. керосина (осторожно — огнеопасно!). Резиновым штампом (можно использовать часть резинового валика для накатки рисунков при малярных работах) в промежутке между изолированными лентами наносят предохранительным составом рисунок. Затем по краю стекла и верху широкой изоляционной ленты делают валик из пластилина. Стекло кладут в ванночку. На поверхность, ограниченную валиком, наливают тонкий слой раствора и проводят травление раскрашенной стороны стекла. «Занавеска» на один переплет готова. «Тюль» на всей плоскости стекла делают с помощью уже упоминавшегося резинового валика для накатки рисунка при малярных работах. Выбирают валик с самым мелким рисунком. Можно некоторые крупные детали на валике разделить острым ножом на мелкие. Готовят стекло и предохранительный состав. В последний добавляют небольшое количество любой темной жирорастворимой краски (чтобы рисунок было легко видеть). Резиновым валиком за несколько проходов покрывают стекло рисунком из предохранительного состава. Иногда имеет смысл один или два прохода сделать под углом 90° к первоначальному (для большей оригинальности рисунка). Стекло по краю окантовывают валиком из пластилина и кладут в ванночку для травления. После обработки предохранительный состав смывают ацетоном. Затем стекло моют с мылом. «Тюль» готов.

http://hutor.com.ua/publicat139.html

===============================================================

http://glass.scud.ru/etching_glass/matting_glass.php

Хороший рецепт для приготовления небольшого количества травильной жидкости дает А. Гопкинс в «Scientific American»: 24 плавиковой кислоты, 60 кристаллической соды (в порошке), 10 см3 воды. Употреблять эту травильную жидкость лучше всего следующим образом: сначала тщательно очищают стекло от всякой грязи. Затем место, которое надлежит сделать матовым, обводят бордюром из восковой массы, составленной из воска, сала, канифоли и асфальта (в порошке), смешанных вместе. Бордюр не дает разлиться травильной жидкости на те части поверхности стекла, которые не желают травить. Стекло подвергается сначала действию (в течение нескольких минут) обыкновенного травильного раствора (раствор плавиковой кислоты 1 : 10), который затем сливается. После этого поверхность стекла обмывается водой и высушивается как можно тщательнее с помощью губки или ватки. Затем стекло подвергается действию вышеуказанной травильной жидкости, которая наливается на стекло до тех пор, пока не образует толстого слоя. Жидкость оставляют на стекле в течение часа, после чего ее сливают и поверхность обмывается водой. Воду оставляют на стекле, пока образуется тонкая пленка силиката. Пленку эту счищают, а поверхность стекла еще раз промывают водой и бордюр из воска снимают.

Некоторые вещества прилипают к стеклу так крепко, что если их постараться отделить, то вместе с ними отдираются чешуйки стекла. Этот факт обратил на себя внимание французского профессора Калльетэ в то время, как он изучал способ припаивания стекла к металлам.

Изобретенный им тогда способ спайки применяется при приделывании кранов и прочих металлических приспособлений к стеклянным трубкам, предназначенным для проводки газов под высоким давлением. Для того чтобы припаять кусок металла к стеклянной трубке, достаточно посеребрить последнюю, чтобы сделать ее проводником электричества, и затем наложить на посеребренную часть кольцо из гальванической меди, к которой можно припаять любой металл оловом. Гальваническая медь, наложенная таким образом, так крепко прилипает к стеклу, что, если не захотят снять, то вместе с нею сдираются кусочки стекла.

Еще более простой способ был предложен Кампманном в Вене. При приготовлении травильной жидкости последний употребляет деревянную посуду, железные части которой (обручи и т. п.) защищены от разъедающего действия кислотных паров слоем асфальтового лака.

Этот сосуд наполняется на 1/5 своего объема крепкой плавиковой кислотой, которая частично нейтрализуется осторожным и постепенным прибавлением нескольких кристаллов соды. Затем прибавляют еще немного соды небольшой деревянной лопаточкой. Сода прибавляется до тех пор, пока смесь не начнет пениться и не загустеет настолько, что будет прилипать к деревянной лопатке. Ввиду того, что кислотные пары очень вредны для здоровья, эту операцию следует производить на открытом воздухе, чтобы пары быстро уносились. Содержимое котла состоит теперь из хлористого натрия и нейтрализованной плавиковой кислоты. Смесь переливают в деревянную чашку и разбавляют водой, в 5-10-кратном количестве ее объема, смотря по тому, какой крепости желают получить травильную жидкость. Не рекомендуется употреблять смесь в слишком концентрированном виде, потому что в таком случае поверхность стекла при травлении получается неровной, грубозернистой и обсыпанной мелкими кристаллами. Если, с другой стороны, травильная жидкость слишком разбавлена водою, то поверхность стекла получится прозрачной, а не матовой. Оба эти недостатка можно легко исправить: если раствор слишком крепкий, то нужно прибавить небольшое количество плавиковой кислоты, частично нейтрализованной содой.

До настоящего времени предполагали, что для матовой протравы стекла необходимо употребление дорогостоящих хлористых солей. Недавно А. Лайнер открыл, что можно приготовить сравнительно дешевую травильную жидкость без хлористых солей. В «Polytechnisches Journal» помещены следующие два его рецепта:

а) Сначала приготовляют два раствора: Раствор I, состоящий из 1 части соды в 2 частях теплой воды и Раствор II, состоящий из 1 ч.поташа в 2 ч. теплой воды. Оба раствора I и II смешивают и к смеси прибавляют 2 ч. концентрированной плавиковой кислоты, а затем Раствор III, состоящий из 1 ч. сернокислого калия в 1 ч. воды.

б) Второй рецепт состоит из следующих составных частей: 8 воды, 4 поташа, 1 растворенной плавиковой кислоты и 1 сернокислого калия. Эту смесь обрабатывают хлористоводородной кислотой и поташом, пока она не вызовет матовой поверхности желаемой степени на пробном куске стекла.

Истолочь в фарфоровой ступке 1 хлористого аммония и 1 сернокислого бария в мелкий порошок, высыпать в свинцовый сосуд и прибавить хлористоводородной кислоты до получения густой жидкости, размешивая свинцовой палочкой.
(В таком составе раствор конечно ничего травить не будет, скорее всего имеется в виду не хлористый аммоний, а фтористый, или как описано в похожем рецепте травления стекла).

Жидкость можно влить в склянку, покрытую внутри парафином, для чего подогревают склянку, вливают в нее немного расплавленного парафина и вертят ее до тех пор, пока парафин покроет дно и внутренние стенки.

Начертание букв и узоров на стекле производится отточенным гусиным пером, и через полминуты жидкость смывается. При употреблении кислоты нужно соблюдать крайнюю осторожность, чтобы она не попала на кожу. Кислота вызывает сильные ожоги, трудно поддающиеся лечению. Пары также очень вредны для здоровья, поэтому процесс травления должен быть произведен в стеклянном шкафу.

http://glass.scud.ru/etching_glass/matting_glass.php

Вытравливание надписей на стекле

Для получения на стекле, например на бутылках с химикалиями и шкалах, несмывающихся надписей, составляют отдельно два раствора (частей):
1.
хлористого цинка .. 14
соляной кислоты … 65
воды ………….. 500
2.
поваренной соли … 36
сернистого калия .. 7
воды ………….. 500

Оба раствора в равных частях смешивают в углублении, сделанном в толстом куске парафина. Полезно к смеси растворов добавить две-три капли туши (но не чернил!), чтобы надписи были заметны во время их выполнения. Надписывание производят острым кончиком кисточки для акварельных красок или чистым пером. Надпись вытравливается на стекле примерно через полчаса, после чего стекло необходимо промыть водой.

Е.Н. Горячкин «Лабораторная техника и ремесленные приемы» Москва Просвящение 1969, стр 331-332

Это еще один яркий пример того, как в книгах перевирают рецепты, похоже на детскую игру в испорченный телефон. Естественно, что в таком составе никакого травления, кроме вони от выделившегося сероводорода, не будет. Здесь просто нет реагента, который мог бы травить стекло. Ниже приведен правильный рецепт.

Надписи-этикетки на стекле

В некоторых случаях бывает полезно вместо бумажных этикеток, наклеиваемых на стеклянные бутылки и банки, делать матовые надписи непосредственно на стекле. Такие надписи-этикетки удобнее не только в том отношении, что они прочнее бумажных, но и подменить их не так легко. Ввиду этого считаем небесполезным привести следующий состав, рекомендуемый для вытравления на стекле матовых надписей-этикеток.

1.
хлористого цинка .. 14
соляной кислоты … 65
воды ………….. 500
2.
фтористого натрия… 36
сернокислого калия . 7
воды . Стекло прокатывают обычной стекольной замаз­кой до получения ровной матовой поверхности.

При матовании оконных и витринных рам краску или замазку наносят на внутреннюю сторону стекла зимних рам (со стороны междурамного пространства). Краска, наложенная на внешнюю сторону (со стороны помещения), разрушается от влаги.

3. Морозные узоры на стекле получают с помощьюстолярного клея. Для этого стеклу сначала придаютматовость обработкой песком вручную или пескоструй­ным аппаратом. На матовую поверхность наносят слойгорячего крепкого раствора столярного клея толщиной2—3 мм. Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла,которая легко снимается щеткой. Для ускорения про­цесса высыхания стекло в горизонтальном положениипомещают в сушилку с температурой 50—60 °С.

Чтобы получить крепкий клеевой раствор, плиточный столярный клей замачивают в воде в течение суток, затем излишки воды сливают, а набухший клей разог­ревают в паровой бане.

Морозные узоры можно выполнять только на тол­стых оконных стеклах, так как тонкие листы высыхаю­щий клей согнет, не оторвавшись от его поверхности.

Клей с осколками стекла можно применять неод­нократно, каждый раз добавляя в него не менее 50 % нового клея. Этот же клей можно использовать и для малярных работ, так как при разваривании осколки стекла оседают на дно и легко удаляются. Протирать эти стекла следует осторожно, так как острые грани узора могут поранить руку.

4. Матование выполняют плавиковой кислотой, ко­торая растворяет стекло и не растворяет органические и синтетические воски и смолы, а также жиры и их смеси. Плавиковая (фтористоводородная) кислота — водный раствор, в котором содержится до 40 % фтористого водорода. Она разрушает металлы, за исключением зо­лота и платины. Для кратковременного хранения кисло­ты стеклянную посуду изнутри покрывают слоем пара­фина, воска или же применяют эбонитовую, каучуко­вую, хлорвиниловую посуду.

Перед травлением поверхность стекла обезжири­вают раствором соды, тщательно промывают водой и высушивают. Необходимо учитывать, что следы пальцев на поверхности стекла являются также защитной плен­кой — в этих местах травление дает слабый отпечаток рисунка кожи пальцев.

Промытое и высушенное стекло покрывают пастой и выдерживают 10 мин, после чего пасту удаляют резиновым шпателем, а стекло хорошо промывают чи­стой водой и насухо вытирают.

Стекла больших размеров для матования погружают в ванну с раствором плавиковой кислоты. Для этого обычно применяют деревянные ванны, покрытые изнут­ри битумом, парафином, асфальтовым лаком (обяза­тельно по сухой поверхности). При приготовлении рас­твора для матового травления в пасту для стойких стекол добавляют кристаллическую соду (50 % от коли­чества вводимой кислоты). Кристаллическую соду мож­но заменить кальцинированной с соответствующим пе­ресчетом: 1 г кристаллической соды соответствует 0,3706 г кальцинированной.

Перед травлением стекло тщательно промывают в 3 %-ном растворе соляной кислоты и устанавливают вертикально для стекания с него излишка жидкости. Подготовленное изделие берут щипцами (деревянными или металлическими с резиновыми держателями), по­гружают в ванну, которую покачивают. Затем выни­мают и укладывают на трехгранные деревянные под­кладки, размещенные на столе. Через 2—3 мин изделие приобретает необходимую матовость. Его промывают сначала в чистой холодной проточной воде, а затем с помощью щетки и ветоши — в теплой.

При одностороннем матовании одну из поверхностей изделия покрывают защитной пленкой из парафина. Для этого расплавленный парафин наносят на сухое стекло кистью. После окончания травления и промывки защитную пленку счищают острым шпателем или гиб­ким ножом, а остатки смывают растворителем (скипи­даром, лаковым керосином).

Матование стекол небольших размеров выполняют пастами. Пасты готовят такой консистенции, при кото­рой их можно наносить на поверхность мягкой кистью. В зависимости от стойкости стекла применяют два вида паст — для стойких и менее стойких стекол. Состав для стойких стекол, весовых частей: фтористый аммо­ний — 7, сернокислый барий (осажденный) — 4; плави­ковая кислота 40 %-ная — 5; состав для менее стойких стекол: фтористый калий — 10; сернокислый калий — 4; крахмал картофельный — 0,8; плавиковая кислота 40 %-ная — 5,1—5,2. В фарфоровой ступке тщательно растирают, одновременно перемешивая, сухие компо­ненты. Сухую смесь затворяют плавиковой кислотой перед процессом травления.

Художественное травление плавиковой кислотой состоит из следующих процессов: подготовка стекла с обезжириванием поверхности, нанесение защитного покрытия, гравирование рисунка, травление, промывка, удаление защитного покрытия и промывка.

При художественной обработке стекла все поверх­ности, не подлежащие травлению, покрывают защитной пленкой. Лаки из природных или синтетических смол и растворителей, краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий состав весовых частей: желтый сухой сурик — 7; канифоль — 3; льняная олифа — 2; раство­ритель (скипидар или лаковый керосин) — 3.

Растертый на растворителе железный сурик и пре­дварительно раздробленную канифоль, растворенную также в растворителе, смешивают и разводят олифой. Состав тщательно  перетирают в  фарфоровой ступке. очередно материалы с меньшей.

Перед погружением изделия составы разогревают до температуры 80—100 °С, поддерживая этот уровень все время, пока длится процесс нанесения защитного покрытия. Эти же составы можно наносить мягкой кистью.

Перед травлением в защитном слое процарапывают

Химически чистый рисунок, обнажая стекло. Рассмотрим наиболее распро­страненные способы ручной работы.

Если защитный слой нанесен на одну сторону кистью, рисунок подкладывают под стекло и переносят узор на изделие процарапыванием защитной пленки.

При применении непрозрачных жестких окрасочных составов на затвердевший защитный слой переводят рисунок с помощью копировальной бумаги, затем про­царапывают его. Чтобы лист с рисунком во время работы не смещался, его делают больше, чем стекло, и подгибают   под   него   края  со   всех   четырех   сторон.

При двустороннем защитном слое изделие погру­жают в сосуд с плавиковой кислотой, при одно­стороннем»— кислоту наливают на процарапанное место.

Для травления неразбавленной плавиковой кисло­той (35—40 %-ной) достаточно 1—3, а разбавленной водой в соотношении 1:1 — 10—30 мин. После трав­ления методом погружения стекло вынимают из ванны, промывают вначале холодной проточной водой, а затем теплой. При травлении наливом кислоту затем сливают в емкость, а стекло промывают водой так же, как и в первом случае.

< Предыдущая   Следующая >

Матование и травление стекла — Малярные работы

Матование и травление стекла

Матование и травление стекла в основном применяют для уменьшения его прозрачности, а также для получения декоративного рисунка.

Матование стекла производят различными способами.
1. Стекло окрашивают вручную цинковыми белилами, разведенными скипидаром пополам с масляным лаком до лессировочного состояния, или органосиликатной краской ВН-30. Свежеокрашенную поверхность торцуют торцовкой или сухим тампоном из марли с ватой.
2. Эти же окрасочные составы наносят на стекло аэрографическим краскораспылителем СО-6А без последующей торцовки.
3. Стекло прокатывают обычной стекольной замазкой до получения ровной матовой поверхности.
При матовании оконных и витринных рам краску или замазку наносят на внутреннюю сторону стекла зимних рам (со стороны междурамного пространства). Краска, наложенная на внешнюю сторону (со стороны помещения), разрушается от влаги.
4. Матова ние стекла с применением шлифовальных кругов — один из способов создания долговечной матовости стекла. Стекло устанавливают на ровную поверхность стола, имеющего желоба для стока воды, и обрабатывают шлифовальными кругами с песком, смоченным водой. Фактура мато-вания зависит от крупности песка. Этот способ применяют при небольших объемах работ.
5. Матование стекла с помощью пескоструйного аппарата выполняют в мастерских, оборудованных камерами с вытяжной вентиляцией. Производительность в этом случае намного выше, чем при использовании шлифовальных кругов. Стекло устанавливают с небольшим наклоном, опирая его всей площадью на жесткую подставку с мягкой прокладкой (обычно войлочной). Поверхность стекла обрабатывают сухим песком при давлении воздуха 0,2—0,3 МПа.
6. Морозные узоры на стекле получают с помощью столярного клея, используя его свойство при высыхании значительно уменьшать свой объем. Для этого стеклу сначала придают матовость обработкой песком вручную или пескоструйным аппаратом. На матовую поверхность наносят слой горячего крепкого раствора столярного клея толщиной 2—3 мм. Высыхая, клей отрывает тонкую пленку стекла, которая легко снимается щеткой. Чтобы ускорить процесс высыхания, стекло в горизонтальном положении помещают в сушилку с температурой 50—60 °С.

Рис. 1. Последовательность выполнения морозных узоров на стекле с применением клея:
а — стекло, смазанное клеем, б — период удаления влаги из клеевого слоя с образованием трещин, в — отрыв клеевой пленки с пластинками стекла, г — поверхность стекла после обработки

Чтобы получить крепкий раствор клея, плиточный столярный клей замачивают в воде в течение суток, затем излишнюю воду сливают, а набухший клей разогревают в паровой бане.

Морозные узоры можно выполнять только на толстых оконных стеклах, так как тонкие листы стекла высыхающий клей согнет, не оторвавшись от его поверхности.

Клей с осколками стекла можно использовать неоднократно, но необходимо каждый раз в него добавлять не менее 50% нового клея. Этот же клей можно использовать и для малярных работ, так как при разваривании осколки стекла оседают на дно и легко удаляются. Протирать эти стекла следует осторожно, так как острые грани узора могут поранить руку.

7. Матование стекла выполняют плавиковой кислотой, которая растворяет стекло и не растворяет органические и синтетические воски и смолы, а также жиры и их смеси. Плавиковая (фтористоводородная) кислота — водный раствор, в котором содержится до 40% фтористого водорода. Плотность кислоты 1,149 г/см3 при 15 °С. Она разрушает металлы за исключением золота и платины. Для кратковременного хранения кислоты стеклянную посуду изнутри покрывают слоем парафина или воска или же применяют эбонитовую, каучуковую или хлорвиниловую посуду.

Перед травлением поверхность стекла обезжиривают раствором соды, тщательно промывают водой и высушивают. Необходимо учитывать, что следы пальцев на поверхности стекла являются также защитной пленкой — в этих местах травление дает слабый отпечаток рисунка кожи пальцев.

Промытое и высушенное стекло покрывают пастой и выдерживают 10 мин, после чего пасту удаляют резиновым шпателем, а стекло хорошо промывают чистой водой и насухо вытирают.

Стекла больших размеров для матования погружают в ванну с раствором плавиковой кислоты. Для этого обычно применяют деревянные ванны, покрытые изнутри битумом, парафином, асфальтовым лаком (обязательно по сухой поверхности). При приготовлении раствора для матового травления в пасту для стойких стекол добавляют кристаллическую соду (50% от количества вводимой кислоты). Кристаллическую соду можно заменить кальцинированной с соответствующим пересчетом: 1 г кристаллической соды соответствует 0,3706 г кальцинированной.

Перед травлением стекло тщательно промывают в 3%-ном растворе соляной кислоты и устанавливают вертикально для стекания с него излишка жидкости. Подготовленное изделие берут щипцами (деревянными или металлическими с резиновыми держателями), погружают в ванну с травильной жидкостью и несколькими движениями взад и вперед взбалтывают жидкость, омывая изделие, которое после этого вынимают и укладывают на столе с трехгранными деревянными подкладками. Через 2—3 мин изделие приобретает необходимую матовость. После этого его промывают сначала в чистой холодной проточной воде, а затем с помощью щетки и ветоши — в теплой.

При одностороннем матовании одну из поверхностей изделия покрывают защитной пленкой из парафина. Для этого расплавленный парафин наносят на сухое стекло кистью. После окончания травления и промывки изделия защитную пленку счищают острым шпателем или гибким ножом, а остатки смывают растворителем (скипидаром, лаковым керосином) .

При небольших размерах изделия матование стекла выполняют пастами. Пасты готовят такой консистенции, при которой их можно наносить на поверхность мягкой кистью. В зависимости от стойкости стекла применяют два вида паст:

Для стойких стекол: фтористый аммоний — 7; сернокислый барий (осаждений) _4; плавиковая кислота 40%-ная — 5. Для менее стойких стекол: фтористый калий — 10; сернокислый калий — 4; крахмал картофельный — 0,8; плавиковая кислота 40%-ная — 5,1—5,2. В фарфоровой ступке тщательно растирают, одновременно перемешивая, сухие компоненты. Сухую смесь затворяют плавиковой кислотой перед процессом травления.

8. Художественное травление плавиковой кислотой состоит из следующих процессов: подготовка стекла с обезжириванием поверхности, нанесение защитного покрытия, гравирование рисунка, травление, промывка, удаление защитного покрытия и окончательная промывка.

Рис. 2. Примеры штриховых рисунков для травления плавиковой кислотой

При художественной обработке стекла все поверхности, не подлежащие травлению, покрывают защитной пленкой. Выбор способа нанесения защитной пленки зависит от ее материала. Лаки из природных или синтетических смол и растворителей или краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий лаковый состав: смол и растворителей или краски на олифе наносят кистью или ручным краскораспылителем. Чаще всего применяют следующий лаковый состав:

Желтый сухой сурик — 7; канифоль — 3; льняная олифа — 2; растворитель (скипидар или лаковый керосин) — 3.

Растертый на растворителе железный сурик и предварительно раздробленную канифоль, растворенную также в растворителе, смешивают и разводят олифой. Соста тщательно перетирают в фарфоровой ступке. j

Восковые составы — тонкие, химически стойкие, упругие, но очень мягкие покрытия — готовят в песчаной или водяной бане. Вначале расплавляют материалы с наибольшей температурой плавления, а затем вводят поочередно материалы с меньшей температурой плавления.

Химический чистый, температура плавления технического парафина 42°С.

Перед погружением изделия составы разогревают до температуры 80—100°С, поддерживая эту температуру все время, на которое в них погружают изделие. Эти же составы можно наносить мягкой кистью.

Перед травлением в толще защитного слоя процарапывают художественный рисунок, обнажая стекло. При ручном гравировании применяют различные способы. Рассмотрим наиболее распространенные.

Если защитный слой нанесен на одну сторону стекла кистью, рисунок подкладывают под стекло, обращенное защитной пленкой вверх, и переносят его процарапыванием защитной пленки.

При применении непрозрачных жестких окрасочных составов на затвердевший защитный слой переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Ее можно изготовить нанесением на лист белой бумаги сплошного графитового слоя мягким карандашом. Переведенный рисунок процарапывают. Чтобы лист с рисунком во время работы не смещался, его делают на бумаге размером больше стекла и подгибают края под стекло со всех четырех сторон.

При двустороннем защитном слое травление в плавиковой кислоте производят погружением изделия в сосуд с кислотой, при одностороннем — путем налива кислоты на процарапанный защитный слой. В последнем случае рисунок ограждают валиком из полутвердой асфальтовой мастики или суриковой замазки (сурик железный, затворенный на олифе).

Для травления неразбавленной плавиковой кислотой (35—40%-ной) достаточно 1—3, а разбавленной водой в соотношении 1:1 (плавиковая кислота:вода) — 10—30 мин. После травления методом погружения стекло вынимают из ванны с кислотой промывают вначале холодной проточной водой, а затем теплой. При травлении наливом кислоту сливают со стекла в емкость и промывают стекло водой так же, как и в первом случае.

Затем удаляют защитные покрытия. Покрытия из восковых композиций счищают погружением стекла в теплую воду с последующим подогреванием до температуры 90°С. При этом восковые покрытия расплавляются и всплывают на поверхность. Восковые композиции, собранные с поверхности , воды и просушенные, используют неоднократно, каждый раз добавляя в состав до 30% новых составляющих.

Лаковые и окрасочные защитные покрытия удаляют растворами щелочей или растворителями, выдерживая травленое стекло в них до размягчения защитного слоя.

При работе с плавиковой кислотой строго соблюдают требования безопасности, так как пары кислоты ядовиты и действуют на органы дыхания, а в результате попадания кислоты на кожу образуются ожоги. Травление кислотой производят в хорошо проветриваемых помещениях, а при малых размерах стекла — вытяжных шкафах. Работают в резиновых перчатках. При случайном попадании кислоты кожу промывают чистой водой, а затем раствором соды.

Читать далее:
Основы производственной эстетики
Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
Организация груда маляров
Производство малярных работ
Особенности работы с огнеопасными и взрывоопасными материалами
Пожарная безопасность при производстве малярных и обойных работ
Особенности производства малярных работ в зимнее время
Требования к качеству оклеенных поверхностей
Оклеивание самоклеящимися пленками
Оклеивание пленками «девилон» на подоснове из стеклохолста, бумаги или вспененной подложки


Стекло химического травления — Астраханская стекольная мастерская

ГлавнаяСтеклоСтекло химического травления