как правильно и в чём разница? Способы рисования простым карандашом.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
- Фильмы
18. 10.2018 12:21
“А можно растереть рисунок бумажкой?” — спрашивает меня ученица, — “так ведь красивее, нет грубых штрихов, всё ровно, гладенько?” Вообще, спор между академистами и самоучками на тему: использовать штриховку или тушёвку в рисунке, не утихает, наверное, уже лет 20. Да и нет однозначного ответа, что хорошо, а что плохо. Хорошо то, что находится в контексте.
Например, учебный академический рисунок, в первую очередь, выполняет конкретную задачу и демонстрирует выучку, профессионализм рисовальщика. Ключевое слово тут УЧЕБНЫЙ, а значит, будет оценён, в том числе и в соответствии с владением техникой рисунка и за соблюдение норм и правил учебного рисования в данной школе. Любая самодеятельность тут не к месту. Это как если бы на симфоническом концерте исполнили соло на балалайке. В учебном классическом рисунке штриховка обязательна, а в творческих самостоятельных рисунках возможно всё: хотите — тушуйте, хотите — штрихуйте, хотите — растирайте бумажкой, хоть рисуйте стоя на голове, — главное получить удовольствие от процесса и результата.
Кстати, экзамен в художественный ВУЗ или колледж и даже в художественную школу тоже классический рисунок. Поэтому основы рисования простым карандашом, саму технику карандашного рисунка, а значит, и владение штриховкой, вам придётся в полной мере продемонстрировать в своей работе. Будьте к этому готовы.
Всё, что не запрещается — разрешено. Поэтому, в свободном творчестве ваши изыскания никто не ограничивает — рисуйте так, как вам нравится — хотите в штриховой традиционной манере; хотите, в современной, тушёвочной; а хотите, совместите оба эти подхода. Современные художники часто так и поступают и результаты их труда вполне симпатичны.
Но, безусловно, есть серьёзная разница в этих двух полярных подходах к рисованию простым карандашом, а значит есть нюансы, которые стоит учитывать прежде, чем начать рисовать. Поясню разницу в таблице.
1) Набор тона
Штриховка
При помощи наложения штрихов сеточкой, каждый слой штриховки — новый тон. Удобно считать и ориентироваться в полутонах при рисовании сложных форм: портретов, натюрмортов. Недоборов или переборов тона по светлоте легко избежать.
Тушёвка
При помощи уплотнения тона (начинающие не всегда видят качественную разницу в тоне) можно сделать её очень большой или слишком маленькой, тогда изображение будет или плосковатым, или излишне “пятнистым” (например, тени на лице).
2) Набор светлых оттенков, отличающихся друг от друга.
Штриховка
Штриховка, за счёт просветов между штрихами, визуально облегчает, высветляет пятно рисунка. Можно использовать разницу в густоте штрихов, нажиме на карандаш и разную мягкость грифеля, для передачи оттенков тона. За счёт этого, шкала светлых тонов в рисунке увеличивается, резкие светлые оттенки штриховать достаточно легко.
Тушёвка
Тушёвка ложится не ровно, на поверхность бумаги в зоне пятна одной тональности могут появиться ненужные вибрации тона (случайные тёмные пятна) — они служат диапазоном светлых оттенков и получить разные светлые тона в одном рисунке становится очень сложно.
3) Густые чёрные (прозрачность тёмных теней).
Штриховка
За счёт многократного наложения штрихов с просветом друг на друга, даже самые глухие тёмные оттенки выглядят не угольно-чёрными дырами, а прозрачными тенями. Насколько плотно и темно нужно заштриховать бумагу графитом, каждый художник решает сам.
Тушёвка
Тени выглядят засаленными чёрными пятнами. Облегчить их можно только клячкой, формопластом или мякишем чёрного хлеба, но управляться всем этим тоже нужно сначала научиться. Для начинающего художника такое сопротивление материала не желательно.
4) Чёткость прорисовки формы.
Штриховка
Штрихи удобно направлять по форме или против неё, штриховать плоско или объёмно, комбинировать и использовать разницу в направлении штрихов — это помогает отделить предметы от фона, усилить объём в рисунке, смоделировать пространство между элементами рисунка в глубину и подчеркнуть форму предметов.
Тушёвка
Тушёвка “замыливает” форму, делает её менее читаемой, нивелирует её. Рисунок выглядит симпатично, но задачи, которые художник решает в нём, почти невозможно выполнить. Только опытный, натренированный глаз художника и твёрдая рука способны передавать множество полутонов и расставлять акценты тона при помощи тушёвки. Начинающим художникам совладать с ней будет сложно.
5) Резкости и затёртости краёв, списывания в рисунке.
Штриховка
В рисунке в штриховой манере можно добиться всех 3 специфических профессиональных тонкостей — подчеркнуть главное, списать ненужное, перевести внимание зрителя с одного на другое легко. Добавить резкости и яркости (а соответственно и темноты) при помощи штриховки легко, обобщить и сблизить отдельные участки рисунка по тону, просто плоско их штрихуя — тоже.
Тушёвка
При рисовании в манере тушёвки приходится постоянно следить не только за ровностью тона, но и “списыванием” предметов у краёв. Не всё должно выглядеть резко, как будто вырезанным из фона. Малейшая небрежность или неравномерность тона в таком рисунке может исказить изображение.
6) Излишняя грубость фактуры.
Штриховка
Штриховка, особенно при рисовании портрета или тела человека, мешает передавать материальность: нежность кожи, лёгкие полутона в лице, плавные переходы из тона в тон нарисовать штриховкой практически невозможно.
Тушёвка
Тушёвка позволяет передавать нежнейшие градации светлоты и градиенты легко и близко к натуре, практически фотографично, имитируя текстуры, фактуры и мягкие полутона.
7) Управление нажимом и диапазоном просветов между штрихами.
Штриховка
Если набрать тон в штриховой манере излишне небрежно и грубо, как обычно это делают начинающие художники, сложно добиться цельности рисунка и материальности. Рисунок излишне фактурен, не объёмен, не реалистичен — штриховка назойлива и груба.
Тушёвка
При рисовании притиркой или тушёвкой, излишнюю фактуру получить достаточно сложно (разве что неровный тон, о котором говорили в пункте 2 в столбце о тушёвке).
8) Время рисования (длительность).
Штриховка
Штрихами набирать тон в рисунке достаточно долго. Накладывая слой за слоем штриховку по форме или против неё, художник проходит карандашом несколько раз по одному месту для того, чтобы, например затемнить тени или объединить отдельные куски рисунка. Требуется несколько часов времени и, как правило, не один сеанс (урок) рисования.
Тушёвка
Тушёвкой рисовать тёмные места в рисунке быстрее, а иногда это имеет значение, особенно если рисуется быстрый скетч, без претензий на качество и художественную ценность.
9) Удобство начала рисования.
Штриховка
Начинать прокладывать тени в рисунке штрихами не очень удобно — фактура штрихов отвлекает от разницы пятен по тону, задаёт ненужную “полосатость” уже в самом начале работы над рисунком. Чем дольше прорисовывается изображение, тем сложнее исправить эту излишнюю фактурность.
Тушёвка
Даже академический рисунок в тоне удобнее начинать от тушёвки всех теней одновременно. Первая нежная, ровная прокладка тона позволяет сориентироваться в тональных отношениях на ранней стадии, определиться с фактурами и направлением штриховки по форме и сразу задаёт цельность в рисунке.
10) Манерность.
Штриховка
Грубая штриховка делает рисунок слишком вычурным, излишне огрублённым, подчёркнуто ученическим.
Тушёвка
Чрезмерное увлечение заглаживаниями и размазываниями убивает в рисунке остроту, эмоцию, силу, делает его слащавым, неприятно искусственным.
11) Сохранность.
Штриховка
Рисунок, выполненный штрихами, сохранится лучше, не перетрётся сильно и не исчезнет полностью через 5-7 лет именно за счёт некоторой жёсткости рисовальной манеры.
Тушёвка
Из-за нежности и деликатности моделировки рисунок в такой манере сильно подвержен деформации изображения при хранении. Если хочется сохранить его в первозданности, лучше сразу оформить рисунок под стекло или заламинировать.
У каждой манеры рисовать есть свои плюсы и минусы. Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, есть смысл совмещать в рисунках тушёвку и штриховку в разумной гармонии. Именно в их единстве и будет та золотая середина, которая придаёт шарм и техничность карандашным рисункам профессионалов. Округлость, гладкость щёк, влажный блеск глаз и бархатистость губ в сочетании с фактурой волос, с резким взмахом штрихов-ресниц и тонкими фактурными волосками бровей — вот идеальное сочетание штриха и тушёвки. Вот оно, мастерство рисовальщика, в умении управлять всеми возможностями простого карандаша в полной мере!
К слову сказать, карандашные фактуры не такие уж и бедные, по сравнению с красочными. А чтобы вы в этом убедились — покажу коллекцию самых разнообразных фактур, нарисованных простым карандашом.
Пользуйтесь, применяйте, комбинируйте их в своих рисунках друг с другом, продумывайте новые возможности и способы рисования карандашом — вот увидите, он не такой простой, как кажется!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Растушевка для рисования — 73 фото
Растушевка карандаша для рисования
Палочка для растушевки
Бумажный карандаш для растушевки
Растушевочный карандаш для рисования
Бумажный карандаш для растушевки
Растушевка карандаша для рисования
Форма бровей
Карандаш для растушевки
Карандаш для растушевки
Растушевка цветными карандашами
Растушевка для рисования
Сухая кисть техника рисования
Растушевка для рисования
Художество карандашом
Штриховка, тушевка и растушевка
Портрет карандашом растушевка
Рисование простым карандашом
Эскиз бровей
Растушевка карандаша для рисования цветными карандашами
Рисование бровей карандашом
Шкала твердости карандашей Кохинор
Брови волосковая техника схема
Нос скетч
Портрет графитным карандашом
Нос карандашом
Синтетическая кисть для акварели
Рисуем брови
Брови рисунок карандашом
Акварельные полоски
Зарисовка бровей
Розовые мазки
Волны карандашом
Типы Академической штриховки
Розовый мазок на белом фоне
Упражнения на перспективу для художников
Глаза Графика карандашом
Туман карандашом
Графика карандашом
Blending Stump
Растушевка для пастели
Макияж карандашом
Поэтапный макияж бровей
Рисунки карандашом с растушевкой
Штриховка, тушевка и растушевка
Пудровое напыление волосковая техника
Рисование бровей
Штрихи карандашом
Карандашный штрих для презентации
Портреты художницы Алены Литвин
Дыях Елена пастель
Бумага для рисования карандашом
Наложение кистей в фотошопе
Акварельные полосы
Штрихи карандашом
Макияж бровей волосковая техника карандашом
Мазки краски
Портрет акварельными карандашами
Виды штриховки в рисунке
Глаза акварелью Эстетика
Стрелка с растушевкой перманент
Штриховка глаза карандашом
Рисование мелками пастель
Красивая форма бровей татуаж
Карандаш для растушевки
Уголь для рисования
Правильная прорисовка бровей
Эстетика лица карандашом
Гиперреализм карандашом
Рисунки графитным карандашом
Академическая Инстаграм
Уголь для рисования
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
6 различных способов штриховки карандашом
1. Перекрестная штриховка
Перекрестная штриховка — распространенный, но важный метод для получения различных тонов и добавления текстуры к вашей работе.
Чтобы применить эту технику, нанесите слой параллельных линий в области, которую вы хотите затенить. Затем сделайте еще один слой параллельных линий через них.
Второй слой может быть полностью или почти перпендикулярен первому набору линий. Используйте свое суждение, основанное на том, как вы хотите, чтобы конечный продукт выглядел. Продолжайте наращивать линейные слои, пока не получите нужный тон.
Для практики попробуйте заштриховать и изменить расстояние между параллельными линиями, толщину отдельных линий и количество перпендикулярных линий, которые вы накладываете сверху. Сделайте одни линии толстыми, а другие тонкими. Делайте это до тех пор, пока у вас не появится четкое представление о том, как эти изменения повлияют на окончательный вид.
2. Направленное затенение
Когда вы работаете с физическим носителем, таким как карандаш (в отличие от цифрового), вы можете видеть направление своих штрихов. Это верно, даже если вы делаете тяжелые и темные отметки.
Вы можете воспользоваться этим преимуществом, утрировав штрихи и дав им четкость. Возьмите лист бумаги и заштрихуйте его вертикально, затем рядом с вашим вертикальным затенением заштрихуйте горизонтально.
Даже если вы используете очень мягкий нечеткий грифель, вы увидите, в каком направлении идут штрихи, создавая четкие пространства на странице с краем между изменением направления.
Направленное затенение особенно полезно для трехмерных объектов. Нарисуйте куб и заштрихуйте одну плоскость по вертикали, а другую по горизонтали.
Вы заметите иллюзию глубины, когда штрихи, кажется, удаляются от вас или тянутся вперед. Они также четко определят разные стороны объекта.
Когда вы учитесь рисовать карандашом, очень важно помнить о направленном штриховании, если вы не пытаетесь создать новое пространство на странице. Если вы затеняете плоскую поверхность, убедитесь, что вы контролируете направление своих штрихов и не меняете их на полпути. Глаз распознает внезапное изменение направления как ошибку на плоской поверхности.
3. Штриховка
Штриховка по существу представляет собой штриховку на основе точек. Вы можете использовать кончик карандаша, чтобы проткнуть страницу и использовать эти отметки для создания затенения. Чем ближе вы сделаете точки, тем темнее будет эта часть вашего изображения. Размещение их дальше друг от друга с большим количеством белого пространства заставит его казаться светлее.
Нанесение штрихов требует времени, но может помочь придать рисунку текстуру. Как и в случае с другими методами, вы должны поэкспериментировать с расстоянием и весом, чтобы увидеть, что может сделать для вас пунктирная разметка.
Интервал является ключевым моментом в этом методе. Многие крошечные точки, собранные близко друг к другу, будут сильно отличаться от меток того же размера, разбросанных вокруг. Чем ближе друг к другу, тем более плавным будет казаться затенение. Но они оба создают заметную зернистость, даже если она едва уловима. Обязательно выясните, какой эффект вам нравится больше всего.
4. Растушевка
Растушевка даст вам самую гладкую поверхность, только будьте осторожны, чтобы случайно не растушевать тщательно прорисованные линии. Смешивать довольно легко.
Нанесите немного цвета обратной стороной карандаша. Измените давление для более светлых и более темных значений. После того, как вы заштриховали область так, как хотите, смешайте тона для цельного вида.
Размажьте заштрихованную область рисунка и обязательно растушуйте края между значениями, чтобы они выглядели гладкими.
Вы можете смешивать темные области со светлыми, создавая эффект градиента. Или вы можете размазать область с одним значением, чтобы сгладить все видимые штрихи. Проведите пальцем, кистью, бумагой и т. д. по области, чтобы сгладить ее. Вы можете смешивать все или некоторые из ваших теней, чтобы создавать различные эффекты и текстуры.
5. Контурирование
Контурирование похоже на трассировку. У вас есть что-то нарисованное на странице, и теперь вы хотите заштриховать это. Контурирование означает построение линий, следуя форме вашего рисунка. Чем больше у вас линий, тем темнее эффект.
Контурные линии могут идти в любом направлении, они просто должны повторять естественную форму вашего объекта. Таким образом, вы получите множество изогнутых линий на поверхности вашего мяча. Вы заметите, что они помогают подчеркнуть округлость мяча.
Как и во всех этих техниках, затенение может быть легким или тяжелым в зависимости от требований рисунка. Вы также можете попробовать использовать другие техники. Попробуйте растушевать контурные линии. Пока вы растушевываете, следуя направлению штриха, ваш контур все еще будет заметен, хотя и едва уловим.
6.
ScribblingScribbling — это забавный и быстрый инструмент для затенения. Наброски могут натолкнуть вас на мысль о детях, раскрашивающих за пределами линий, но это очень полезно для самых разных рисунков. Писать — вот как это звучит. Вы делаете более темные и светлые области вашего произведения, проводя карандашом в областях, которые хотите затенить.
Сворачивайте каракули туже или слабее, чтобы получить разные значения. Не стесняйтесь перекрываться и менять вес. Каракули также великолепны, потому что они создают особый текстурированный вид. Рисунок кудрявых волос каракулями будет выглядеть довольно реалистично.
Такие вещи, как лиственные деревья, также могут неплохо выглядеть с помощью каракулей. Это немного менее жестко, чем другие способы затенения, поэтому естественные объекты затенения выиграют от этого беспорядка.
Заключение
Существует множество различных способов штриховки карандашом, и мы познакомили вас только с некоторыми из них.
Мы рекомендуем вам часто менять способ использования каждого из них, чтобы узнать, как их можно реализовать в ваших карандашных рисунках. Вы обнаружите, что эти простые инструменты затенения можно использовать бесконечным образом для создания крутых визуальных эффектов. Если вы хотите узнать больше о рисовании, запишитесь на один из наших уроков.
Как создать плавную штриховку карандашом или углем – Дориан Итен
- ← Предыдущая статья
- Следующая статья →
Ваши рисунки выглядят грязными или неряшливыми? Вот метод, который я преподаю для создания гладких, чистых тонов.
Большинство художников используют один из этих двух подходов:
A) Начинайте рисунок с чистого и тщательного применения тонов.
B) Начать рисунок более грубо, а затем подчистить его позже.
По моему опыту, оба подхода очень медленные. Наиболее естественным и эффективным методом кажется комбинация: несколько чистых с самого начала и периодическая очистка тонов.
Островная охота
Если целью является ровный тон, нам нужен процесс для устранения того, что вызывает неравномерность или шум. Я называю этот процесс «Охота на остров».
Работает путем выявления шума («островков») и выравнивания их путем удаления темных областей с помощью ластика и удаление светлых участков с помощью карандаша/угля.
Ключ в том, чтобы работать от большого к маленькому . Отойдите примерно на 3 метра и оцените свой тон. Вы обнаружите «островки» тона, которые отличаются от окружающего пространства. Выберите самый большой и самый видимый остров. Подойдите к своему рисунку и выровняйте эту область, затем немедленно вернитесь на свою точку наблюдения и оцените свою работу. Продолжайте, пока все большие острова не исчезнут. Только после этого сдвиньте точку наблюдения, сделав несколько шагов ближе к рисунку, и делайте следующие наблюдения с этой точки.
Повторите процесс, всегда ища самые большие острова, которые вы видите со своей точки наблюдения. Можно продолжать до бесконечности, пока вы не работаете с зазеркальем. Разные рисунки требуют разной степени гладкости. Зачастую достаточно сделать тон даже с расстояния около 1 метра. Суть в том, чтобы работать от большого к маленькому. Если вы измените направление и будете работать от малого к большему, вы, вероятно, создадите больших островов, пытаясь удалить маленькие. Отступление заставляет вас сначала увидеть и позаботиться о больших островах.
Можно ли использовать ластик?
Иногда ластик — правильный инструмент. Гибкий ластик работает лучше всего. Тем не менее, я думаю, что быстрее постепенно добавлять больше карандаша / угля, чем становиться слишком темным, осветляя тон ластиком, а затем снова исправлять / очищать область.