как правильно и в чём разница? Способы рисования простым карандашом.
- ВСЕ
- Рисование
- Советы художника
- История искусств
- Живопись
- Рисунок
- Цветоведение
- Поэтапное рисование
- Вдохновение
- О художниках
- Ученики
- Композиция
- Абстракция
- Книги
18. 10.2018 12:21
“А можно растереть рисунок бумажкой?” — спрашивает меня ученица, — “так ведь красивее, нет грубых штрихов, всё ровно, гладенько?” Вообще, спор между академистами и самоучками на тему: использовать штриховку или тушёвку в рисунке, не утихает, наверное, уже лет 20. Да и нет однозначного ответа, что хорошо, а что плохо. Хорошо то, что находится в контексте.
Например, учебный академический рисунок, в первую очередь, выполняет конкретную задачу и демонстрирует выучку, профессионализм рисовальщика. Ключевое слово тут УЧЕБНЫЙ, а значит, будет оценён, в том числе и в соответствии с владением техникой рисунка и за соблюдение норм и правил учебного рисования в данной школе. Любая самодеятельность тут не к месту. Это как если бы на симфоническом концерте исполнили соло на балалайке. В учебном классическом рисунке штриховка обязательна, а в творческих самостоятельных рисунках возможно всё: хотите — тушуйте, хотите — штрихуйте, хотите — растирайте бумажкой, хоть рисуйте стоя на голове, — главное получить удовольствие от процесса и результата.
Кстати, экзамен в художественный ВУЗ или колледж и даже в художественную школу тоже классический рисунок. Поэтому основы рисования простым карандашом, саму технику карандашного рисунка, а значит, и владение штриховкой, вам придётся в полной мере продемонстрировать в своей работе. Будьте к этому готовы.
Всё, что не запрещается — разрешено. Поэтому, в свободном творчестве ваши изыскания никто не ограничивает — рисуйте так, как вам нравится — хотите в штриховой традиционной манере; хотите, в современной, тушёвочной; а хотите, совместите оба эти подхода. Современные художники часто так и поступают и результаты их труда вполне симпатичны.
Но, безусловно, есть серьёзная разница в этих двух полярных подходах к рисованию простым карандашом, а значит есть нюансы, которые стоит учитывать прежде, чем начать рисовать. Поясню разницу в таблице.
1) Набор тона
Штриховка
При помощи наложения штрихов сеточкой, каждый слой штриховки — новый тон. Удобно считать и ориентироваться в полутонах при рисовании сложных форм: портретов, натюрмортов. Недоборов или переборов тона по светлоте легко избежать.
Тушёвка
При помощи уплотнения тона (начинающие не всегда видят качественную разницу в тоне) можно сделать её очень большой или слишком маленькой, тогда изображение будет или плосковатым, или излишне “пятнистым” (например, тени на лице).
2) Набор светлых оттенков, отличающихся друг от друга.
Штриховка
Штриховка, за счёт просветов между штрихами, визуально облегчает, высветляет пятно рисунка. Можно использовать разницу в густоте штрихов, нажиме на карандаш и разную мягкость грифеля, для передачи оттенков тона. За счёт этого, шкала светлых тонов в рисунке увеличивается, резкие светлые оттенки штриховать достаточно легко.
Тушёвка
Тушёвка ложится не ровно, на поверхность бумаги в зоне пятна одной тональности могут появиться ненужные вибрации тона (случайные тёмные пятна) — они служат диапазоном светлых оттенков и получить разные светлые тона в одном рисунке становится очень сложно.
Штриховка
За счёт многократного наложения штрихов с просветом друг на друга, даже самые глухие тёмные оттенки выглядят не угольно-чёрными дырами, а прозрачными тенями. Насколько плотно и темно нужно заштриховать бумагу графитом, каждый художник решает сам.
Тушёвка
Тени выглядят засаленными чёрными пятнами. Облегчить их можно только клячкой, формопластом или мякишем чёрного хлеба, но управляться всем этим тоже нужно сначала научиться. Для начинающего художника такое сопротивление материала не желательно.
4) Чёткость прорисовки формы.
Штриховка
Штрихи удобно направлять по форме или против неё, штриховать плоско или объёмно, комбинировать и использовать разницу в направлении штрихов — это помогает отделить предметы от фона, усилить объём в рисунке, смоделировать пространство между элементами рисунка в глубину и подчеркнуть форму предметов.
Тушёвка
Тушёвка “замыливает” форму, делает её менее читаемой, нивелирует её. Рисунок выглядит симпатично, но задачи, которые художник решает в нём, почти невозможно выполнить. Только опытный, натренированный глаз художника и твёрдая рука способны передавать множество полутонов и расставлять акценты тона при помощи тушёвки. Начинающим художникам совладать с ней будет сложно.
5) Резкости и затёртости краёв, списывания в рисунке.
Штриховка
В рисунке в штриховой манере можно добиться всех 3 специфических профессиональных тонкостей — подчеркнуть главное, списать ненужное, перевести внимание зрителя с одного на другое легко. Добавить резкости и яркости (а соответственно и темноты) при помощи штриховки легко, обобщить и сблизить отдельные участки рисунка по тону, просто плоско их штрихуя — тоже.
Тушёвка
При рисовании в манере тушёвки приходится постоянно следить не только за ровностью тона, но и “списыванием” предметов у краёв. Не всё должно выглядеть резко, как будто вырезанным из фона. Малейшая небрежность или неравномерность тона в таком рисунке может исказить изображение.
6) Излишняя грубость фактуры.
Штриховка
Штриховка, особенно при рисовании портрета или тела человека, мешает передавать материальность: нежность кожи, лёгкие полутона в лице, плавные переходы из тона в тон нарисовать штриховкой практически невозможно.
Тушёвка
Тушёвка позволяет передавать нежнейшие градации светлоты и градиенты легко и близко к натуре, практически фотографично, имитируя текстуры, фактуры и мягкие полутона.
7) Управление нажимом и диапазоном просветов между штрихами.
Штриховка
Если набрать тон в штриховой манере излишне небрежно и грубо, как обычно это делают начинающие художники, сложно добиться цельности рисунка и материальности. Рисунок излишне фактурен, не объёмен, не реалистичен — штриховка назойлива и груба.
Тушёвка
При рисовании притиркой или тушёвкой, излишнюю фактуру получить достаточно сложно (разве что неровный тон, о котором говорили в пункте 2 в столбце о тушёвке).
8) Время рисования (длительность).
Штриховка
Штрихами набирать тон в рисунке достаточно долго. Накладывая слой за слоем штриховку по форме или против неё, художник проходит карандашом несколько раз по одному месту для того, чтобы, например затемнить тени или объединить отдельные куски рисунка. Требуется несколько часов времени и, как правило, не один сеанс (урок) рисования.
Тушёвка
Тушёвкой рисовать тёмные места в рисунке быстрее, а иногда это имеет значение, особенно если рисуется быстрый скетч, без претензий на качество и художественную ценность.
9) Удобство начала рисования.
Штриховка
Начинать прокладывать тени в рисунке штрихами не очень удобно — фактура штрихов отвлекает от разницы пятен по тону, задаёт ненужную “полосатость” уже в самом начале работы над рисунком. Чем дольше прорисовывается изображение, тем сложнее исправить эту излишнюю фактурность.
Тушёвка
Даже академический рисунок в тоне удобнее начинать от тушёвки всех теней одновременно. Первая нежная, ровная прокладка тона позволяет сориентироваться в тональных отношениях на ранней стадии, определиться с фактурами и направлением штриховки по форме и сразу задаёт цельность в рисунке.
10) Манерность.
Штриховка
Грубая штриховка делает рисунок слишком вычурным, излишне огрублённым, подчёркнуто ученическим.
Тушёвка
Чрезмерное увлечение заглаживаниями и размазываниями убивает в рисунке остроту, эмоцию, силу, делает его слащавым, неприятно искусственным.
11) Сохранность.
Штриховка
Рисунок, выполненный штрихами, сохранится лучше, не перетрётся сильно и не исчезнет полностью через 5-7 лет именно за счёт некоторой жёсткости рисовальной манеры. Его сохранность в разы лучше, чем рисунка тушёвкой.
Тушёвка
Из-за нежности и деликатности моделировки рисунок в такой манере сильно подвержен деформации изображения при хранении. Если хочется сохранить его в первозданности, лучше сразу оформить рисунок под стекло или заламинировать.
У каждой манеры рисовать есть свои плюсы и минусы. Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, есть смысл совмещать в рисунках тушёвку и штриховку в разумной гармонии. Именно в их единстве и будет та золотая середина, которая придаёт шарм и техничность карандашным рисункам профессионалов. Округлость, гладкость щёк, влажный блеск глаз и бархатистость губ в сочетании с фактурой волос, с резким взмахом штрихов-ресниц и тонкими фактурными волосками бровей — вот идеальное сочетание штриха и тушёвки. Вот оно, мастерство рисовальщика, в умении управлять всеми возможностями простого карандаша в полной мере!
К слову сказать, карандашные фактуры не такие уж и бедные, по сравнению с красочными. А чтобы вы в этом убедились — покажу коллекцию самых разнообразных фактур, нарисованных простым карандашом.
Пользуйтесь, применяйте, комбинируйте их в своих рисунках друг с другом, продумывайте новые возможности и способы рисования карандашом — вот увидите, он не такой простой, как кажется!
Если вам понравилась эта статья, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
3. И конечно же, оставьте свой комментарий ниже 🙂
Рисование карандашом: совершенство в простоте
Карандаш – это удивительный инструмент, сочетающий в себе простоту и совершенство. Вечный товарищ художника, помогающий в моменты вдохновения запечатлевать свои замыслы в виде эскизов. Любим детьми и не чужд взрослым! Карандаш найдется в каждом доме. Но вот творить с его помощью без специальных навыков мы не можем. А ведь рисунок карандашом существует как отдельный вид искусства. И вы можете им овладеть! Познакомиться с техниками рисования, правилами тушевки и штриховки, композиции и светотени, научиться переносить увиденное в жизни на бумагу… Интересно? Давайте познакомимся с карандашом поближе!
Немного истории
В XV веке был открыт «чёрный мел» — графит. С этого все и началось! В 16 веке использовались графитовые палочки, завернутые в бумагу. Чуть позже появились первые деревянные экземпляры. Технологию отшлифовали лишь к концу 18 века во Франции, когда удалось получить прочный стержень после термической обработки смеси глины и графита. Прошло еще сто лет, и у карандаша появилась шестигранная форма, которая не позволяет ему скатываться со стола.
Первооткрывателями карандашного рисунка стали такие художники, как Эжен Делакруа, Уильям Тернер, Джон Констебл.
Карандаш в 21-м веке
Современные карандаши отличаются мягкостью и насыщенностью цвета. Чтобы сделать правильный выбор, нужно смотреть на маркировку: буквы H и B плюс цифры. Чем больше значение H, тем грифель тверже, а линия, которую он рисует, светлее. Чем больше значение В, тем мягче карандаш и насыщеннее цвет.
Как в этом разобраться, учитывая, что для черчения, штриховки или эскизов, инструмент нужно подбирать индивидуально? На курсах рисования карандашом для начинающих все необходимые инструменты вам будут предоставлены. А, если проба пера карандаша превратится в настоящее хобби, разобраться со всеми нюансами поможет практика.
Карандаш в цифрах
Одним карандашом твердостью НВ и длиной 17,5 см вы можете:
- Начертить линию длиной 56 км
- Написать 45 000 слов
- Заточить его 17 раз
- За 3 часа создать один рисунок в рамках нашего курса.
Какие есть техники рисования карандашом?
Рисунки бывают линейными и объемными. В первом случае изображение передается лишь с помощью линий. Во втором добавляется объем и фактура. За это отвечают такие техники карандашного рисунка как штриховка, тушевка, растушевка, гравировка и др.
Штриховка превращает плоское изображение в объемное. Техника заключается в нанесении штрихов различного размера, формы и видов.
Тушевка считается разновидностью штриховки. При ее исполнении карандаш не отрывается от бумаги, а линии идут очень плотно друг другу, что дает ровный тон.
Когда после штриховки идет «размывание» тона – это называется растушевка. Она позволяет достигнуть эффекта фотографии, когда невозможно разложить изображение на фрагменты.
Сделать поверхность более текстурной, создать эффект волосков и шероховатость помогает гравировка или процарапывание.
Как научиться рисовать карандашом красиво?
Все, что нужно – записаться на базовый курс рисования карандашом.
Он состоит из 10 занятий, во время которых вы:
— Освоите грамотное построение объекта и азы штриховки;
— Познакомитесь с воздушной перспективой и работой с планами;
— Научитесь изображать текстуры в пейзаже;
— Пройдете азы линейной перспективы и научитесь рисовать простые геометрические фигуры;
— Поработаете с композицией и нарисуете свой первый натюрморт;
— Научитесь детально изображать бытовые текстуры: металл, стекло, дерево;
— Освоите секреты перспективы, научитесь рисовать дома и улицы;
— Нарисуете свой первый (и не последний!) портрет.
Уже на первом занятии вы создадите свой первый рисунок. И дальше шаг за шагом будете совершенствовать свои навыки, двигаясь от простого к сложному. Курс продуман до мелочей и четко структурирован. Вы будете видеть, как от занятия к занятию растет ваше мастерство. Готовы открыть для себя карандаш? Тогда записывайтесь на первое занятие!
28 АПРЕЛЯ/ 2022
Автор: коллектив школы рисования «Найди себя»
Введение в растушевку карандашом
01 из 08
Точечное и плоское затенение
H ЮгПервый шаг к успешному затенению карандашом — контролировать движение карандаша, следя за тем, чтобы каждая отметка, которую вы делаете на бумаге, работала на создание желаемого эффекта затенения или моделирования. На следующих страницах вы найдете несколько советов, которые помогут вам начать работу. Для начала решите, хотите ли вы использовать острие или сторону карандаша для растушевки.
Пример слева заштрихован точкой, справа — стороной. Разница не видна четко на скане, но вы можете видеть, что боковое затенение имеет более зернистый, мягкий вид и быстро покрывает большую площадь (остроконечный карандаш также дает этот эффект). Использование острого острия для растушевки дает вам больше контроля, вы можете выполнять гораздо более тонкую работу и получать от карандаша более широкий диапазон тонов.
Поэкспериментируйте с обоими, чтобы увидеть, как они выглядят на бумаге. Попробуйте заштриховать твердыми и мягкими карандашами.
Авторские права на эту статью принадлежат Хелен Саут. Если вы видите этот контент в другом месте, он нарушает закон об авторском праве. Этот материал НЕ является открытым исходным кодом или общественным достоянием.
02 из 08
Проблемы с растушевкой карандашом
H ЮгПри растушевке карандашом первое, что делают большинство людей, это двигают карандашом вперед и назад по регулярной схеме, с «поворотом» в конце каждого движения примерно параллельно, как в первом примере. Проблема в том, что когда вы используете эту технику для затенения большой области, этот ровный край дает вам темную линию через область тона. Иногда это едва заметно, но часто выглядит очень очевидным и портит иллюзию, которую вы пытаетесь создать с помощью штриховки карандашом. Давайте рассмотрим некоторые способы исправить это.
03 из 08
Неравномерное затенение
H ЮгЧтобы предотвратить нежелательные полосы в затененной области, меняйте направление карандаша через неравные промежутки времени, делая один штрих длинным, а затем коротким, накладываясь друг на друга там, где это необходимо. Пример слева показывает преувеличенный пример того, как начинается этот эффект; справа готовый результат.
04 из 08
Круглая заливка
H ЮгАльтернативой обычному штрихованию карандашом «вбок» является использование маленьких перекрывающихся кругов. Это похоже на технику «начесывания» или «подушки brillo», за исключением того, что цель здесь состоит в том, чтобы минимизировать текстуру, а не создавать ее. Для этого вам нужно легким касанием карандаша обработать область неправильным, перекрывающимся рисунком, чтобы постепенно нарастить графит на странице. Для более светлых участков требуется особенно легкое прикосновение, чтобы избежать образования текстуры «стальной шерсти».
05 из 08
Направленное затенение
H ЮгНаправление — не стоит недооценивать его! Вот действительно грубое изменение направления: с двумя грубо заштрихованными областями рядом — разница не упущена! Нарисованный таким образом, он кричаще очевиден: у одного большое движение по горизонтали, у другого по вертикали, и грань между ними очень четкая.
Теперь, если вы заштриховываете объект, даже если затенение более равномерное, а карандашные пометки менее очевидны, этот эффект все еще присутствует, только более тонкий. Вы можете использовать его, чтобы создать предложение края или изменения плоскости. Но он также предложит сменить самолет, даже если вы не собираетесь этого делать. Вы не хотите случайным образом менять направление в середине области. Глаз прочтет это как «что-то означающее». Контролируйте направление затенения.
Попробуйте заштриховать объект различными способами: используя невидимое направление (круговое затенение), одно непрерывное направление, несколько больших изменений и много тонких изменений.
06 of 08
Использование веса линий в штриховке
Н Юг
При использовании направленного затенения вы можете варьировать давление на карандаш для создания светлых и темных тонов. Очень точное управление позволит вам моделировать плавные формы. Более расслабленный подход к подъему и повторному взвешиванию карандаша для получения достаточно непрерывной линии полезен для создания бликов на таких текстурах, как волосы или трава.
07 из 08
Затенение контура
Н Юг
Затенение контурным карандашом использует направленное затенение, которое повторяет контуры формы. В этом примере затенение контура используется в сочетании с толщиной линии, регулируя давление для создания света и тени. Это позволяет вам создавать сильные объемные эффекты в вашем карандашном рисунке. Вы можете точно контролировать эти факторы или использовать расслабленный и выразительный подход. Обязательно учитывайте перспективу, чтобы направление штриховки правильно менялось вдоль формы, нарисованной в перспективе.
08 из 08
Затенение в перспективе
H ЮгЕсли вы делаете быстрый набросок или грубо заштриховываете область, направление карандашных отметок может быть очень очевидным, и даже при достаточно плотном затенении все равно могут быть видны отметки направления. Распространенная ошибка, которую совершают новички, заключается в том, что они начинают затенение вдоль одного края объекта в перспективе и продолжают это направление до самого низа, так что к тому времени, когда они достигают нижней части, направление затенения работает против перспективы, как в панель вверху слева. Рядом с ним панель, заштрихованная по горизонтали: снова штриховка борется с перспективой и уплощает рисунок.
Во втором примере направление затенения правильно соответствует перспективе, при этом угол постепенно меняется, так что он всегда находится вдоль ортогонала (исчезающая линия). С наметанным глазом вы можете делать это инстинктивно, или, как вы видите в примере, вы можете сначала провести тонкие линии обратно к точке схода. Правая панель этого окна заштрихована по вертикали. Это не подчеркивает ракурс, как это делает перспективное затенение, но и не борется с ним. Еще один хороший вариант — использовать круговое затенение и вообще избегать создания какого-либо направленного движения.
4 техники растушевки для туши и карандаша — LauraJaenArt
В этом месяце множество людей рисуют тушью для Inktober и других задач рисования! Отзывы, которые я слышал от друзей-художников или тех, кто считает себя еще не художниками, заключаются в том, что они борются с затенением, поэтому я подумал, что найду минутку, чтобы поделиться некоторыми советами!
Затенение — навык, который становится все более важным при работе с черно-белым (или любым другим однотонным) материалом. Добавление затенения к рисунку оживляет его и придает объем плоскому рисунку.
Как и любой другой навык, затенение МОЖНО изучить и практиковать. Ниже я расскажу о четырех техниках затенения тушью и карандашом, чтобы вы могли начать.
1 | Штриховка
Штриховка — это техника, в которой для добавления объема используется серия параллельных прямых линий. Чем ближе линии друг к другу, тем темнее кажется эта часть рисунка.
В приведенном ниже примере значения слева будут зарезервированы для бликов и более светлых тонов, а значения справа — для теней рисунка.
2 | Штриховка
Перекрестная штриховка аналогична штриховке, но включает в себя использование перпендикулярных пересекающихся линий (например, крестики-нолики, крестики-нолики, хэштеги). Как и в технике выше, чем ближе линии друг к другу, тем темнее будет значение. Обычно я использую эту технику для затенения своих рисунков тушью, поэтому ниже я привел пример из реальной жизни.
Важно помнить, откуда на рисунке исходит источник света. Области, которые находятся непосредственно на свету, будут казаться ближе к белому, в то время как области в тени потребуют меток, которые расположены ближе друг к другу, чтобы казаться темнее.
Вот пример того, как выглядит штриховка на чертеже.
3 | Пунктир
Stippling — еще одна техника, которую многие люди используют для затенения рисунков. Он включает в себя использование серии точек, чтобы оживить изображение. Как и в двух вышеупомянутых методах, чем ближе точки друг к другу, тем темнее будет значение. Возможно, это самая трудоемкая из четырех техник, которыми я делюсь сегодня, но в готовом рисунке она выглядит очень круто.
Я считаю, что для любой из техник полезно начинать с базового количества меток по всему рисунку, а затем постепенно затемнять соответствующие области рисунка, чтобы добавить объем. Другие люди предпочитают начинать с одной области, а затем переходить к другой после того, как они закончат раздел.