Роль городов, купечества и ремесленных объединений в средневековых городах Руси

XI — XII вв. — время интенсивного развития и расцвета древнерусских городов. Если в IX — X вв. на Ру­си было, согласно летописным данным, 25 городов, то в XIв. источники называют уже 89, а в конце XII в. — 224 города.

К XI в. относится возникновение таких известных городов, как Владпмир-на-Клязьме, Владимир-Волынский, Рязань, Курск, Минск, Пииск, Витебск, Юрьев в Эстонии и др. В XII в. появляются Москва, Воронеж, Гомий (Гомель), Брянск, Новгород-Северский, Дмитров, Коломна, Трубчевск, Углич и ряд других.

Города вырастали прежде всего как ремесленные центры. Развитие производительных сил и углубление процесса отделения ремесла от земледелия вело к увеличению числа ремесленников и торговцев. Центром их деятельности были главным образом города. По подсчету Б. А. Рыбакова, в XII в. в городах Руси имелось не менее 64 ремесленных специальностей. Ведущими из них были специальности, связанные с металлургическим и кузнечным делом, гончарным производством, обработкой дерева, кожи и изготовлением предметов украшения. Русские ремесленники в совершенстве владели техникой тепловой и механической обработки железа и стали, что позволяло им создавать довольно широкий ассортимент (более 150) железных и стальных изделий. В ремесленных мастерских городов изготовлялись лемехи, топоры, зубила, клещи и другие орудия труда. Широкое развитие получило изготовление оружия — копий, мечей, щитов, кольчуг, шлемов и т. д.

Русские ювелиры -«серебряники» производили разнообразные изделия художественного ремесла из золота, серебра, бронзы и других материалов. Им была известна техника зерни (выделка узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделка узоров из тончайшей проволоки) ц черни (изготовление черного фона для серебряных пластин). Славилась Русь своими тканями, особенно художественным шитьем. Много было в древней Руси ремесленников, занятых обработкой дерева — плотников, городников (строители городских укреплений), мостников (строители мостов) и т. д. Многочисленны были также мастеровые, производившие глиняную посуду и стеклянные изделия. По именам гончаров в древнерусских городах назывались иногда целые районы — концы, улицы (Новгород, Киев, Владимир-на-Клязьме).

Города были также центрами торговли. В них имелись рынки, где продавались продукты питания и ремесленные изделия, сюда привозили свои товары иноземные купцы. Однако говорить о сколько-нибудь развитом товарном производстве еще не приходится. В условиях господства набрал ьного хозяйства рынок был ограничен, ремесло не только в деревне, но и в городе осуществлялось главным образом на заказ.

Брлее развитой была внешняя торговля. Русские купцы Ходили в Среднюю Азию, Константинополь, Чехию, Польшу, южную Германию, в Данию, Скандинавию, на остров Гот-Ланд. Русские города Киев, Новгород, Смоленск и другие в евою очередь посещались европейскими, греческими, арабскими, среднеазиатскими купцами.

В целях безопасности купцы ходили большими караванами по нескольку десятков, а иногда и сотен человек. Из Руси шли меха, мед, воск, сало, рыба и другие товары. Русь ввозила предметы роскоши, вина, фрукты, пряности.

С целью защиты своих интересов купцы и ремесленники древней Руси создавали свои объединения во главе с выборными старостами. Таковы купеческие организации «Ивановские сто» в Новгороде, «гречники» в Киеве, «батьщина» в Полоцке, а также ремесленные объединения плотников и городников в Новгороде. Однако это не были еще прочные ремесленные корпорации. Дальнейшее их развитие было приостановлено татаро-монгольским нашествием.

Некоторые из русских городов XI — XII вв. были весьма обширные. Новгород в начале XII в. имел 20 — 30 тысяч жителей. Еще обширнее был Киев, изумлявший иностранцев своими масштабами и богатством. В XII в. в нем жило несколько десятков тысяч человек. Крупными городами были Владимир, Галич, Смоленск, Полоцк и ряд других.

Население древнерусских городов разделялось на несколько социальных групп. Основную массу городского населения составляли ремесленники, среди которых наряду со свободными были ремесленники — холопы князей и бояр. Особая социальная группа — купцы. Высшим слоем купечества были гости-купцы, торговавшие с иностранными государствами или другими городами Руси. Из богатых купеческих верхов в XI — XII вв. пополнялось боярство, составлявшее городскую знать.

Древнерусские города состояли из двух частей: крепости — детинца и окружавшего его посада. Крепость, как правило, занимала наиболее возвышенную часть города; здесь жили князь, его слуги, дружина. Посад, населенный ремесленниками и торговцами, обычно тянулся вниз по реке. Так создавалось деление города на аристократическую «гору» и демократический подол.

Доклад «Ремесленники на Руси»

Ремесло на Руси

Бородкина Надежда Михайловна, воспитатель дошкольного учреждения

МБОУ «Верх Рождественская ООШ» (с.Верх-Рождество)

Ремесло на Руси

             Еще в далекой древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца и скатерти, вязали кружева, плели из лозы и бересты корзины, миски, коробы, лепили из глины горшки и кувшины, кружки и тарелки, забавные игрушки, вырезали из дерева ложки и смешные фигурки птиц, животных и лесовиков, украшали узорами предметы, сделанные из разных материалов.

             Ручное изготовление разных изделий называлось ремеслом. Людей с такими умелыми руками называли умельцами и еще – ремесленниками.

             Ремесло – это рукодельное мастерство. Ремеслу учиться нужно с самого детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом становились взрослыми и тоже учили ремеслу уже своих детей и внуков.

             Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

             Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

             Способность к рукодельному мастерству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

             Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

             Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе творческую личность, развить способности, которые помогут ему стать творцом. Творческая личность – это достояние всего общества.

             Рукодельное мастерство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творчества у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

 Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки.

             Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами ремесленной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

             Рукодельное мастерство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии в ремесле.

             Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения рукодельного мастерства в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Традиционные техники рукоделия демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

             Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

             Именно поэтому, разнообразные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

             Видеть красоту предметов ремесленного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

             В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

             В ходе проделанной мной работы выявилось, что рукодельное мастерство является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность к различным видам ремесла. Дети знакомятся с изготовлением глиняных изделий, создают декоративные пластины, подарки – сувениры, кулоны и броши, забавных животных. Для изделий из соломы, учатся собирать соломины с разными оттенками желтого цвета и подготовить ее к работе. Из полученного материала совершенствуются в создании соломенных скульптур, объемного панно и полотно, бус и браслетов, ковриков для кукол. Заготовка и изготовление поделок из природного материала (листьев, кореньев, спилов, шишек), изготовление мягкой игрушки, папье-маше, сувениров из солёного теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.  Углубляются знания по конструированию и моделированию, развивают эстетический вкус. У детей формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, формируются профессиональные навыки, что способствует подготовке к пред профильному обучению.

             На занятиях дети знакомятся с народными промыслами, что способствует развитию духовной культуры детей.

             Такое многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности детей, создать для каждого ситуацию успеха. Если у ребенка что-то не получается с одним видом деятельности он знает, что на следующем занятии его ждет новое дело, возможно, более интересное и результативное.

             Каждый из видов деятельности – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть разные образы. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира, историю предков через ненавязчивое привлечение к процессу. Занятия превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

              Разнообразие способов рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе творчества, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

             Успешность занятий по рукодельному мастерству приводит к тому, что дошкольники самостоятельно изготавливают подарки и сувениры близким; активно организуют тематические выставки, участвуют в праздниках школы.

             С ознакомлением секретов мастерства наших далеких бабушек и дедушек предлагаю познакомиться с материалами таких занятий.

«В гостях у мастера – гончара»

             Давным – давно прежде чем изготовить разнообразные глиняные изделия, люди долго – долго искали глину.

Место, где ее наконец находили, называли глинище. Из глинища глину копали и приносили домой. Ее хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов.

             Из готовой глины начинали лепить. А лепили из нее разные полезные вещи – миски, горлачи, кувшины, горшки, кружки, красивые плитки, детские игрушки и еще многое другое.

             А знаете, как лепили? Маленькие посудинки да игрушки выжимали из кусочков глины. Большую посуду из маленького кусочка не сделаешь, и ее склеивали из глиняных колец – накладывали одно на другое, еще одно на другое и хорошо примазывали, чтобы они не развалились. Чтобы было удобнее, пользовались деревянной подставкой, или ручным кругом. Он надевался на колышек, вбитый посреди небольшой скамеечки, и круг можно было поворачивать в разные стороны. Предмет, который лепили, стоял на круге и тоже поворачивался, и его можно было видеть со всех сторон.

             А уже позже начали лепить на настоящем быстроходном гончарном круге. Его раскручивали ногами, а руками в это время лепили на нем какую – нибудь посуду.

             Вылепленные изделия сушили несколько дней, а потом обжигали в домашних печках или в специальных гончарных печах.

             После обжига все изделия становились крепкими, не размокали в воде, как простая глина. Обожженные изделия назывались керамикой. Затем керамические изделия раскрашивали.

             Глина была разная, и после обжига получались предметы разного цвета: красные, коричневые, белые, черные. Красивые узоры делали изделия нарядными и привлекательными.

             А когда изделия были совсем уже готовы, их расставляли на лавках и завалинках по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали их, а потом пели песни, плясали. Играли в разные веселые игры.

             Если вы захотите научиться лепить игрушки, подарки – сувениры и разные другие красивые вещи, тогда давайте познакомимся с большими и маленькими секретами гончарного мастерства.

Приготовьте материалы, без которых вам никак нельзя будет обойтись:

ü  дощечку, на которой вы будете лепить;

ü  палочки – стеки разной формы;

ü  колпачки и пустые стержни от авторучек, чтобы было чем украшать изделия;

ü  влажные тряпочки и небольшие кусочки мешковины;

ü  и, конечно, мягкую глину, которая может быть разных цветов: серой, белой или красной.

«Декоративные пластины»

             Эти красивые пластинки – плитки можно сделать из глины или цветного пластилина. Они могут быть разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной или овальной, а еще такой какую вы сами придумаете. И рисунок на пластинках тоже может быть разным.

Процесс изготовления:

1.      Сначала надо вырезать из белой бумаги нужную вам форму (круг, квадрат или др.).

2.      Нарисуйте простым карандашом на вырезанной форме какой – нибудь не сложный рисунок. Получился эскиз.

3.      Из комка глины круглой палочкой или игрушечной скалкой раскатайте лепешку такой толщины, как ваш палец.

4.      Чтобы глиняная лепешка не прилипла к дощечке и хорошо и хорошо на ней двигалась, подложите под лепешку небольшой кусочек бумаги.

5.      Наложите на глиняную лепешку ваш рисунок – эскиз и обрежьте вокруг него стекой лишнюю глину. Вот и готова основа вашей пластины.

6.      Перенесите с эскиза ваш рисунок на плитку. Сделать это можно по – разному :

·         пережать контур рисунка тонкой палочкой или пустым стержнем так, чтобы на плитке остался след;

·         смотреть на эскиз и палочкой нарисовать на своей пластине такой же рисунок.

7.      Контур рисунка готов, но это еще не все. Теперь надо выполнить изображение на пластине. Это же можно сделать по – разному:

·         вдавливать глину вокруг контура рисунка стекой или пальцем так, чтобы сам рисунок стал выпуклым;

·         вырезать стекой крупные части рисунка из раскатанной лепешки и составить из них изображение на пластине;

·         чтобы каждая часть была по эскизу нужной величины и формы, разрежьте бумажный эскиз на части и каждую часть его накладывайте отдельно на лепешку, из которой будете вырезать;

·         а еще можно накладывать на пластину части, вылепленные отдельно в виде колечек, шариков, ягод, цветов, фигурок птиц, бабочек и т.д.

8.      Чтобы части рисунка, выполненного на пластине из глины, хорошо держались и не рассыпались, их надо осторожно, не портя форму, примазать к основе стекой или концом пальца.

9.      Осталось сделать изображение нарядным: украсьте придуманным узором из кружочков, веточек и листьев, шариков и змеек, завитков и ягод предметы на вашей пластине, а пустые места вокруг них заполните маленькими точками, штришками, ямочками, выполненными стекой, обратной стороной пустого стержня или колпачком от шариковой ручки.

             Ребята, перед тем как, вы начнете делать свои пластины – плитки, подымайте сначала, для чего они будут предназначены. Для подарка маме или папе, бабушке или дедушке, вашим друзьям или для украшения игрового уголка, своей комнаты. Ведь от этого будет зависеть содержание вашего эскиза. Например, маме можно подарить пластину с цветами или красивой бабочкой, а папе или дедушке – с изображением самолета или ракеты.

«Забавные игрушки. Дудочка – свистулька»

             Хотите открыть магазин веселых игрушек? Тогда давайте вылепим их из глины и пластилина. Подумаем вместе, какие игрушки можно назвать забавными, как и где с ними можно играть. Какие из игрушек, представленных вам вы хотели бы сделать? Придумайте свою веселую игрушку, которой в книжке нет, представьте себе, какой она должна быть формы, сколько у неё будет частей.

             У каждой забавной, веселой игрушки обязательно должна быть смешинка или веселинка. Придумайте для вашей игрушки такую смешинку веселинку.

             Не забудьте, нужно сделать вашу игрушку красивой и нарядной. Вот теперь можно приступать к работе. Да – да, к работе, потому что сейчас мы с вами станем мастерами – игрушечниками.

1.      Раскатайте палочкой комок глины так, чтобы получилась прямоугольная пластина.

2.      Обверните пластину вокруг длинной палочки или карандаша, соедините стороны и пальцем или влажной маленькой тряпочкой загладьте шов, чтобы его не было видно.

3.      Осторожно снимите трубочку с палочки.

4.      Один конец трубочки сделайте пошире (пожмите пальцами его край и слегка растяните), а второй конец немножко срежьте деревянным ножом.

5.      Расправьте палочкой отверстия – дырочки в каждом конце трубочки, чтобы они не потеряли форму.

6.      Обратной стороной стержня или тонкой трубочкой сделайте возле тонкого конца трубочки – дудочки одну дырочку побольше, а потом отступите немножко и сделайте еще три дырочки поменьше на одинаковом расстоянии одна от другой.

7.      Украсьте дудочку по своему выбору.

8.      Вот и готова дудочка. Когда она высохнет попросите взрослых ее обжечь.

 

Литература:

1.      Гукасова А. М. Самостоятельная творческая деятельность дошкольников. М.: Педагогика, 2000.

2.      Горунович Л. Б. Декоративная деятельность дошкольников. Минск: Народная асвета, 2001.

3.      Казакова Т.Г. Изобразительное творчество в детском саду. М.: Педагогика, 2001.

4.      Казакова Т.Г. Художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2002.

5.      Поломис Карел. Дети на отдыхе. М.: Культура и традиции, 2005. 

Торговля и ремесла :: История русской торговли и ремесел :: Бизнес и право :: Россия-ИнфоЦентр

Древняя Русь (Русь) занимала территорию Восточной Европы и лежала на торговых путях, идущих с христианского Запада на мусульманский Восток и обратно. До сих пор клады находили на путях, по которым двигались караваны.

Западные путешественники представляли Средневековую Русь страной обширных лесов и равнин с далеко разнесенными поселениями и деревнями, хотя варяги воспринимали Русь иначе: самый популярный Волжский торговый путь, соединявший страны, лежащие на севере и юге, назывался Торговым путем от Варяги к грекам. В старых скандинавских сагах упоминается 12 крупных городов Древней Руси, среди них: Новгород, Киев, Полоцк, Смоленск, Муром и Ростов.

Городские ремесла

В то время городами управляли князья-воины, чья воля, военная и экономическая мощь определяли судьбу поселения. Хозяйственное и культурное значение города во многом зависело от живших в нем искусных мастеров – зодчих, каменщиков, слесарей, иконописцев и т. д. Изделия русских городских мастеров славились далеко за пределами России. Причудливые навесные замки вместе со сложной конструкцией ключей были очень популярны в соседних странах под названием «русские» навесные замки. Немецкий писатель Теофил признавал тонкость изделий серебряных и золотых мастеров. Так, в XI веке ювелиры-ремесленники изготавливали золотонаполненные гробницы для первых русских святых – братьев Бориса и Глеба.

Монгольское нашествие пагубно сказалось на русских ремеслах, так как многие люди были убиты или уведены. Многие приемы были забыты, это было забвительное время для русских ремесел.

Однако в середине XIV века наблюдается новый подъем ремесленного производства. Сегодня старинные врата Софийского собора Новгорода хранят образ простого мастера того времени: это бородатый мужчина в подпоясанном выше колена кафтане и сапогах, его основные орудия труда — молоток и гибочный станок.

Во второй половине XIV в. началось производство клепаных и кованых пушек, а также листового железа. Развивалось литейное дело, особенно литье колоколов и бронзовых пушек.

Торговля в Древней Руси

Одной из причин, по которой города привлекали так много людей, была хорошая возможность выторговать нужную вещь. Купцы, переезжая с места на место, привозили не только различные товары, но и последние новости. Они рассказали о зарубежных странах, обычаях и традициях. Русь имела три основных торговых пути: восточный, западноевропейский и средиземноморский. Персия снабжала Русь шелком, кожей и козьей шкурой, красителями, дорогим восточным оружием и т. д. Однако пряности, такие как перец, канелла, имбирь, мускат и шафран, а также сладости, такие как изюм, чернослив, миндаль, сахар и орехи, стоили дорого. для денег.

Через города Псков и Новгород проходил оживленный торговый путь в Западную Европу через северогерманские города. Материалы для ремесел и ткани нашли рынок на Руси. Например, квадрат ткани, произведенный в Ипре во Фландрии, считался прекрасным и ценным подарком. Два целых платья из Ипра можно было обменять на тысячу беличьих мехов с позолоченной опушкой. В XIV-XV вв. Русь занималась дорогим и престижным стеклом – кубками и чашами для больших народных застолий. Венеция была известна как один из главных поставщиков. Кроме предметов роскоши купцы, путешествуя в Западную Европу, привозили товары огромной важности – металлы, которых в то время не хватало на Руси. Археологические раскопки под Новгородом дали ученым 150-килограммовый слиток свинца, который был произведен в Польше во времена правления Казимира Великого.

Кроме того, Русь вела торговлю через Черное море со странами Средиземноморья. В основном венецианские, турецкие, египетские и булатные ткани сначала поставлялись в Сурож (современный Судак в Крыму), крупнейший торговый центр на берегу моря, и только потом они появились в русских городах. Самыми популярными иностранными товарами на русских рынках оказались ювелирные изделия (серебряные сосуды, иконы, византийские кресты), дворяне могли позволить себе покупку богатого качества базилика и итальянской бумаги.

Из российских товаров, вывозимых в обмен, следует упомянуть меха и кожу, воск и мед. Беличий мех занимал первое место в списке, его классифицировали по месту обитания и перевозили в бочках. Соболь, выдра, куница и бобр считались более ценными видами шкурок. Экспорт воска играл важную роль в русской торговле; воск широко использовался при дворах европейских монархов и в церкви.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ И РЕМЕСЕЛ…


Ольга Плетнева

Художники Карта регионов России в народной вышивке

Всего более 200 мастериц со всей страны вышили 82 фрагмента в форме субъектов Российской Федерации. Министерство культуры, национальностей и архивов Республики Чувашия

В Древней Руси вышивка была больше чем видом искусства: Это был самостоятельный язык. Ткань и нить заняли место бумаги и чернил, а символы и мотивы составили свой собственный алфавит, сплетенный вместе в соответствии с грамматикой глубоко укоренившихся народных традиций.

Отдавая дань этим традициям, сотни русских мастериц перерисовали карту своей страны, вышив ее в соответствии с традиционными народными стилями каждого региона.

Проект «Вышитая карта России» был организован Министерством культуры Чувашской Республики, расположенной к востоку от Нижнего Новгорода и являющейся родиной чувашей, тюркского народа, известного своими традициями вышивки.

Более 200 мастериц со всей страны вышили в общей сложности 82 фрагмента, каждый из которых представляет отдельный субъект Российской Федерации. Затем каждый фрагмент был отправлен в Чувашию, где их собрали в единое целое размером 3,1 на 6,7 метра и весом 50 килограммов.

От славянских мотивов западной России до республик Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, где элементы ислама, буддизма и шаманизма определяют дизайн, карта содержит множество стилей, отражающих разнообразие, обнаруженное на протяжении 11 лет. зоны.

Светлана Дианова, руководитель Музея-галереи живописной вышивки в Москве, возглавила команду из 14 художников, которые нанесли на карту несколько региональных сегментов, в том числе Москвы и Иркутской области.

«Меня очень порадовало разнообразие стилей и направлений вышивки, которые мастерицы и женщины из разных регионов привнесли в свои панно… это просто красота и восторг», — рассказала она The Moscow Times.

Среди 14 швей, работавших с Диановой, была Светлана Бойко, художница из Санкт-Петербурга, которая помогла разработать квадратное панно, символизирующее Москву и Подмосковье.

«Несмотря на то, что я много путешествую и жил в разных регионах России, я так много открыл для себя в этом масштабном проекте. Это настоящий праздник народного творчества», — сказал Бойко.

Творение Бойко изображает Георгия Победоносца, поражающего змея, символ российской столицы, окаймленный древнеславянскими символами, такими как райские птицы и мировое древо. Для Вологодской области, считающейся кружевной столицей России, художница Дина Теленкова использовала белая хлопчатобумажная нить на белом вологодском льне, представляющая известное местное кружево.

В Свердловской области художники вышивали сегмент, напоминающий полотенце, предмет, который имеет большое значение в русской культуре, так как его накидывают на православные иконы и используют на свадьбах и похоронах.

Нетрадиционные материалы, включая золотую нить, оленью шерсть, бусы и камни, появляются в некоторых регионах наряду с традиционными изделиями из иглы и нити.

Вышитое панно с изображением Москвы и Московской области. Светлана Бойко

В регионах, где нет традиций вышивки, таких как Республика Бурятия в Сибири и Дальневосточный регион Камчатки, вышитые панно вдохновлены традиционными костюмами, орнаментами, флагами, растениями и животными региона.

В одном сегменте — представляющем прибалтийский эксклав Калининград — вышивальщицы даже пришили QR-код.

Всего карту вышивали 200 мужчин и женщин в возрасте от 16 до 82 лет, — рассказала министр культуры Чувашии Светлана Каликова.

Идея карты возникла в Чувашии, где в прошлом году местные художники создали карту региона, отражающую традиции вышивания каждого района.

Художники Роза Накова и Евгения Маклакова с сегментом Ямало-Ненецкого автономного округа. Пресс-служба Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

В ноябре 2021 года региональное министерство культуры предложило сделать то же самое для всей России.

«Федеральное агентство по делам национальностей поддержало инициативу и обратилось к регионам, чтобы в каждом субъекте федерации была организована соответствующая работа», — заявил в конце прошлого года глава Чувашии Олег Николаев.

После того, как каждый региональный сегмент был отправлен, объединение их в связный, визуально приятный конечный продукт столкнулось с трудностями.

«Несмотря на то, что мы отправили шаблон карты в каждый регион… возникли некоторые искажения. Когда фрагменты сшиваются в одно полотно, их конфигурация должна совпадать, как пазл. Иногда они не совпадали, поэтому нам приходилось искать способы их объединения во время сохранив при этом всю вышивку», — рассказала Ирина Меньшикова, директор Национального музея Чувашии.

Министр культуры Чувашии Светлана Каликова с фрагментом карты области. Министерство культуры, национальностей и архивов Республики Чувашия

Открытие карты состоится в пятницу на торжественном мероприятии в Чувашской государственной филармонии в Чебоксарах в преддверии Дня России.

Затем карта будет представлена ​​на Петербургском международном экономическом форуме, когда он откроется 15 июня. 

После этого она будет выставлена ​​по всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *