Методика изучения длины — презентация онлайн
Старинные меры длины
С давних пор люди сталкивались с
необходимостью определять расстояния,
длины предметов.
Измерения нужны были и в строительстве, и
в торговле, и в астрономии, фактически в
любой сфере жизни. Очень большая
точность измерений нужна была при
строительстве египетских пирамид.
Значение измерений возрастало по мере
развития общества и, в частности, по мере
развития науки. А чтобы измерять,
необходимо было придумать единицы
измерения. Вспомним, как написано в
учебнике: “Измерить какую-нибудь
величину – это значит сравнить ее с
однородной величиной, принятой за
единицу этой величины”.
Измеряй все доступное измерению и
делай не доступное измерению
доступным”.
Г.Галилей
Древние римляне расстояния измеряли
шагами или двойными шагами (шаг левой
ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов
составляла милю (лат. “милле” – тысяча).
Длину веревки или ткани неудобно измерять
шагами или стадиями. Для этого оказались
пригодными встречающиеся у многих народов
единицы, отождествляемые с названиями
частей человеческого тела. Локоть –
расстояние от конца пальцев до локтевого
сустава
Меры длины в России XVIII века
Русский народ создал собственную систему мер.
В словаре Владимира Ивановича Даля мы
находим определение: «Мера – способ
определения количества по принятой единице»
Система древнерусских мер длины включала в
себя следующие основные меры: версту, сажень,
аршин, локоть, пядь и вершок
АРШИН – старинная русская мера длины,
равная, в современном исчислении 0,71 м.
Аршином также называли мерную линейку, на
которую, обычно, наносили деления в вершках.
САЖЕНЬ
–
одна
из
наиболее
распространённых
на
Руси
мер
длины.
Наименование сажень происходит от
глагола «сягать» (досягать) – на сколько можно
было дотянуться рукой
ВЕРСТА – старорусская путевая мера. Этим
словом первоначально называли расстояние,
пройденное от одного поворота плуга до другого
во время пахоты.
До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали
1000 саженей. При Петре I одна верста равнялась
500 саженей, в современном исчислении – 1066
метров.
ВЕРШОК – равнялся 1/16 аршина. В современном
исчислении — 4,44см. Наименование «вершок» происходит от
слова «верх».
ДЮЙМ – был избран Петром I для обозначения
основной единицы длины. Слово «дюйм» – переводится
как «большой палец», а точнее первая фаланга
большого пальца руки и равна 2,54см.
ЛОКОТЬ – исконно древнерусская мера длины.
Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина
этой древнейшей меры длины, по разным источникам,
составляла от 38 до 47см.
ПЕРСТ – старинное название указательного
пальца руки. Русский перст равнялся примерно 2см.
ПЯДЬ – одна из самых старинных мер длины.
Название пядь происходит от древнерусского слова
«пясть», т.е. кисть руки.
В странах Западной Европы издавна
применяли в качестве единиц дюйм (2,54
см) –длина сустава большого пальца (от
голл. “дюйм” – большой палец) и фут (30
см) – средняя длина ступни человека (от
англ. “фут” – ступня).
Дюйм– был избран Петром I для обозначения
основной единицы длины. Происхождение самой
единицы – самое неопределённое, поскольку
ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно
пошло, есть масса вариантов: Голландия, Англия,
даже Римская империя. Одно только установлено
точно: само слово «дюйм» – голландское и
переводится «большой палец», а точнее первая
фаланга большого пальца руки и равна 2,54см.
Метрическая система
Единицы длины, соответствующие частям
человеческого тела, обладают большим
недостатком: у различных людей пальцы, ступни и
т. д. имеют разную длину. Чтобы избавиться от
произвола, в XIV в. субъективные единицы
начинают заменять набором объективных единиц.
Так, например, в 1324 г. в Англии был установлен
законный дюйм, равный длине трех приставленных
друг к другу ячменных зерен, вытянутых из средней
части колоса . Фут определили как среднюю длину
ступни шестнадцати человек, выходящих из церкви,
т. е. обмером случайных людей стремились
получить более постоянное значение единицы –
среднюю длину ступни.
Много преобразований потерпели
старинные меры длины. В 1793 году во
Франции приняли метрическую систему
мер «на все времена». 10 декабря 1799
года считается днём рождения
метрической системы единиц. Метр стал
эталоном измерений. В современном
мире мы пользуемся одинаковыми
единицами измерения длины: километр,
метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Длина – свойство всех материальных тел и
геометрических объектов, заключающихся в их
протяженности в пространстве в каждом (из
возможных) направлений.
С понятием «длина» учащиеся знакомятся в
дошкольный период: правильно устанавливают
отношения длиннее-короче, шире-уже, вышениже.
1) Сформировать конкретные
представления о длине отрезка.
2) Познакомить учащихся с единицами
длины и их соотношениями.
3) Сформировать измерительные навыки
(навыки работать с линейкой).
4) Сформировать умение складывать и
вычитать длины, выраженные в единицах
двух различных наименований, а также
умножать и делить их на число.
Дети имеют представления о длине, как
свойстве, характеризующем линейную
протяжённость. Для уточнения этих
представлений необходимо с детьми
выполнить такие задания:
§ Какая книга тоньше?
§ Какой карандаш длиннее?
§ Какой ребёнок выше?
Выполняя эти задания, дети обобщают
свои представления о свойстве, по
которому происходило сравнение. При
этом сравнение осуществляется:
§ На глаз (визуально).
§ Наложением.
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Математика
1 класс
1 часть
Стр 19
§ С помощью общих мерок
«38 попугаев и одно попугайное
крылышко»
Конкретные представления о длине
отрезка формируются у учащихся в
ходе практических работ.
Знакомство с первой единицей
измерения длины–
сантиметром происходит, в теме
«Десяток».
Сантиметр вводится как длина двух
клеток тетрадного листа.
Учитель связывает представление об
этой единице с близкими для ребёнка
объектами. Например, ширина
мизинца ребёнка приблизительно равна
1см.
Потом дети вычерчивают в тетради
отрезок длиной 1см. При этом они
знакомятся с процессом измерения и
измерительным прибором – линейкой.
ПЛАН:
Визуальное сравнение длин предметов с единым
началом.
Сравнение предметов по длине наложением.
Практическая работа по вычерчиванию равных и
неравных отрезков на линованной бумаге.
Подведение учащихся к необходимости введения
единицы измерения длины — сантиметра.
Знакомство с единицей измерения длины –
сантиметром (устанавливается длина отрезка в 1
см, равна приблизительно двум клеткам
тетрадного листа). Запись – 1см (без точки).
Вычерчивание полоски в 1 см, наблюдение за
длиной отрезка в 1 см по линейке.
Формирование навыков измерения длин объектов
с помощью линейки.
Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В. Степанова
Математика 1 класс 1 часть
Стр.66
Позднее, при изучении нумерации чисел
в пределах 100, вводятся новые единицы
измерения – дециметр,
затем метр.
Работа проходит по тому же плану.
Учитель обосновывает введение новой единицы измерения
длины.
Учитель предлагает с помощью модели в 1 см измерить
ширину книги, парты. Это приводит учащихся к убеждению:
такой процесс измерения затруднителен. Тогда учитель
предлагает полоску в 1 дм, сообщает ее название,
записывая полную и сокращенную запись на доске.
Реальным подсчетом устанавливают, что в 1 дм содержится
10 см.
Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В. Степанова
Математика 1 класс 2 часть Стр.51
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Математика
1 класс
2 часть
Стр.55
При знакомстве с единицей измерения
длины – метр обосновывается
необходимость введения новой единицы
измерения.
Учитель предлагает измерить длину
класса, используя меру в 1 дм или 1 м.
Дети приходят к выводу, что для
измерения ширины класса следует
воспользоваться более крупной мерой,
которую учитель называет метром.
Реальным подсчетом устанавливаются
отношения между единицами
измерения длины: 1 дм = 10 см, 1 м = 10
дм, 1м = 100 см.
Школа России
М.И Моро С.И. Волкова С.В.Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
2 класс 1 часть Стр.13
Наглядное представление
о миллиметре учащиеся получают,
рассматривая деление на обычной
масштабной линейке или на
миллиметровой бумаге.
Дети приступают к измерениям с
точностью до миллиметра (с помощью
циркуля, а также с помощью линейки).
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
2 класс
1 часть
Стр.10
Знакомством с единицей измерения
длины в 1 км заканчивается изучение
мер длины. Проводится практическая
работа на местности. Дети вместе с
учителем проходят расстояние, равное 1
км (или 500 м) (полезно заметить время,
за которое удалось пройти это
расстояние). Измеряют пройденное
расстояние либо шагами (2 шага примерно составляют 1 м), либо с
помощью рулетки или мерной веревки.
Попутно дети упражняются в
определении некоторых расстояний на
глаз.
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
4 класс
1 часть
Стр.36
Школа России
М.И Моро
С.И. Волкова
С.В. Степанова
Г.В. Бельтюкова
Математика
4 класс
1 часть
Стр.37
Таблица усваивается в процессе упражнений
вида: сколько метров в 1 км? Во сколько раз метр
больше дециметра? На сколько сантиметров 1 м
больше, чем 1 см? Сколько метров составляет
половина километра? четверть километра?
десятая часть километра? и т.п.
Продолжается работа по преобразованию и
сравнению длин, выраженных в единицах двух
наименований, изучаются устные и письменные
приемы вычислений над ними.
Н.Б. Истомина, преподаватель математики и автор одной из
альтернативных программ, выделила 8 этапов изучения
величин:
1-й этап: выяснение и уточнение представлений
школьников о данной величине (обращение к опыту
ребёнка).
2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с
помощью ощущений, наложением, приложением, путём
использования различных мерок).
3-й этап: знакомство с единицей данной величины и с
измерительным прибором.
4-й этап: формирование измерительных умений и
навыков.
5-й этап: сложение и вычитание однородных величин,
выраженных в единицах одного наименования.
6-й этап: знакомство с новыми единицами величин в
тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел.
Перевод однородных величин, выраженных в единицах
одного наименования, в величины, выраженные в
единицах двух наименований, и наоборот.
7-й этап: сложение и вычитание величин, выраженных в
единицах двух наименований.
8-й этап: умножение и деление величин на число
Н. Б. Истомина Математика 1 класс 1часть
Тема: «Признаки, расположение и счет
предметов»
Сравнение предметов стр. 11-12
Стр. 13
Знакомство с величиной
стр. 65-66
Задания
Стр. 67-68
Стр.69-70
стр. 73
Стр.36 формирование измерительных
умений и навыков
Сравнение. Измерение.
Стр.70
стр. 71-72
Стр.73-74
Сложение и вычитание величин,
выраженных в единицах двух
наименований.
Стр.89
Стр.94
Математика Л.Г. Петерсон
— педагог-методист, доктор
педагогических наук.
Математику по Петерсон до недавнего
времени преподавали во многих
школах, но в 2014 году эти учебники
исключили из официальной школьной
программы.
Л.Г.Петерсон 1 класс часть 3
Стр.1
Стр.2
Стр.4
Стр.5
После обмеления Днепра на берегу Хортицы найдена тысячелетняя дубовая лодка (фото, видео)
В Запорожье найдена старинная лодка
фото: Дмитрий Смольенко / «Укринформ»
В Запорожье во время обследования обмелевшей в результате подрыва Каховской ГЭС береговой зоны на острове Хортица была обнаружена дубовая лодка. Ее возраст может достигать более 1000 лет. Об этом заявила исполняющая обязанности гендиректора Национального заповедника «Хортица» Светлана Охрименко, сообщает «Укринформ».
По словам Светланы Охрименко, работники заповедника во время очередного обследования ранее затопленного участка берега нашли долбанную лодку. Она лежала на урезе воды и постоянно то высыхала, то намокала. В настоящее время находка перемещена в реставрационный ангар для проведения консервационных работ.
Найденная лодка изготовлена из цельного ствола дуба. Ее длина составляет шесть метров 80 см, высота бортов – примерно полметра.
Находка была в очень плохом состоянии. По состоянию сохранности древесины эксперты предполагают, что лодке уже больше 1000 лет. Однако подтвердить это можно только после проведения радиоуглеродного анализа.
Кроме того, на лодке есть отдельные символы, но что они означают – пока непонятно.
По частям находку переместили в реставрационный ангар. Сейчас она нуждается в срочной консервации в специальном химическом растворе и последующем реставрации, после чего станет музейным экспонатом.
«Корпус лодки сохранился на 70%. Во время раскопок лодка разложилась на несколько элементов. Работы много впереди. Будем надеяться, что все будет хорошо, и мы этот памятник сохраним», – рассказал участник экспедиции.
14 фото
У Запоріжжі знайдений старовинний човен
фото: Дмитро Смольєнко / «Укрінформ»
Научный сотрудник «Хортицы» Олег Тубольцев отметил, что таких лодок на территории Украины ориентировочно 30.
Ранее у берегов Хортицы уже находили подобные лодки, связанные с древнерусским поселением на острове. Оно было с X по XIV вв. Такие плавсредства использовались для рыбалки и других промыслов, местных перевозок, а также для обслуживания переправ.
Напомним, после теракта, который российские оккупационные войска устроили 6 июня на Каховской ГЭС – взорвав станцию, на местах, где водохранилище уже обмелело, продолжают выявлять старинные артефакты. Наконечники, керамика, греческие амфоры разных периодов, предметы времен Византии – это неполный список того, что работники коммунальных предприятий, занимающихся ликвидацией последствий, видели на территории, когда-то являвшейся дном Каховского водохранилища.
К слову, на одном из пляжей Одессы переселенцы обнаружили редкий артефакт. Ученые предполагают, что находку вымыло из подтопленной прибрежной зоны или из утонувшего корабля.
Читайте также:
- Экс-замминистра окружающей среды Михаил Хорев: Это катастрофа. На огромной территории Юга не будет ничего расти
- Каховская ГЭС, есть ли шанс на восстановление? Академик Ландау объясняет последствия величайшей техногенной катастрофы XXI века
- «Самое страшное только начинается». Затопленная Херсонщина выходит на второй круг ада
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление 33 языка- العربية
- Aragonés
- Asturianu
- تۆرکجه
- Català
- Corsu 90 006
- Dansk
- Deutsch
- Ελληνικά
- English
- Español
- Esperanto
- Euskara 900 05 فارسی
- Français
- 한국어
- Bahasa Indonesia
- Italiano
- עברית
- മലയാളം
- Nederlands
- 日本語 9 0006
- Norsk nynorsk
- Polski
- Português
- Slovenščina
- Svenska
- தமிழ் 9000 5 ไทย
- Türkçe
- اردو
- Winaray
- 中文
Изменить ссылки
Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии
Локоть — это название любой из многих единиц измерения, используемых различными древними народами, и это одна из первых зарегистрированных единиц длины.
Локоть основан на измерении путем сравнения – особенно веревки и текстиля, а также дерева и камня – с длиной предплечья. Египетский иероглиф, обозначающий единицу измерения, показывает этот символ. Он использовался в древности, от средневековья до раннего Нового времени.
Расстояние между большим и другим пальцами до локтя у среднего человека составляет около 24 пальцев, или 6 ладоней, или 1½ фута (45,72 см или 18 дюймов). Этот так называемый «натуральный локоть» в 1½ фута используется в римской системе мер и в различных греческих системах.
С течением времени единицы, похожие по типу на локоть, измеряли:
- 6 ладоней = 24 цифры, т.е. ~45,0 см или 18 дюймов (1,50 фута)
- 7 ладоней = 28 цифр, т. е. ~ 52,5 см или 21 дюйм (1,75 фута)
- 8 ладоней = 32 цифры, т. е. ~ 60,0 см или 24 дюйма (2,00 фута)
- 9 ладоней = 36 цифр, т.е. ~67,5 см или 27 дюймов (2,25 фута)
Из поздней античности также известна римская ulna , длина которой составляет четыре локтя (около 120 см).
Это расстояние от бедра мужчины до пальцев вытянутой противоположной руки. [1]Английский двор имеет долгую юридическую историю, но его происхождение неизвестно. Английский эль, по сути, представляет собой своего рода большой локоть в 15 ладоней, 114 см или 45 дюймов (3,75 фута).
- Единицы измерения
- ↑ Стоун, Марк Х. (30 января 2014 г.). «Кубит: комментарий к истории и измерениям (обзорная статья)». Антропологический журнал . 2014 (2014) (ID статьи 489757): 11. Проверено 1 января 2018 г. Академический редактор: Кошик Бозе
{{цитировать журнал}}
: CS1 maint: постскриптум (ссылка)
- Восстановление древней системы единиц длины Дитером Лельгеманном. Архивировано 25 февраля 2008 г. в Wayback Machine, бывшим директором Института геодезии и геоинформационных технологий Берлинского технического университета. Архивировано 31 августа 2009 г. в Wayback Machine. .
- О древнем определении длины дуги меридиана Эратосфеном Киренским.