«Древнеримский двойной шаг и аршин!» — Яндекс Кью
Есть в римской истории ещё одна загадка — общеизвестная и общепринятая:
Passus — это историческая римская мера длины, так называемая двойной шаг, около 1,48 метра. Это длина двойного шага, то есть расстояние между последовательными следами одной ноги. Градус (gradus) — это один шаг, то есть половина двойного шага.
Также в древней Греции использовались единицы διπλοῦν βῆμα (diploun bēma, двойной шаг, 5 футов) и ἁπλοῦν βῆμα (haploun bēma, один шаг, 2,5 фута).
В немецкоязычных странах шаг обычно соответствовал от 71 до 75 сантиметров. Точного определения больше не было, поскольку такие измерения были частично получены из размера стопы правящего принца и иногда соответствовали двум, иногда трем футам. В пределах Священной Римской империи , то есть Германской империи, единицы измерения были разными от княжества к княжеству. Миля как мера длинны начинается с шага, первоначально равного 1000 (двойным) шагам (римская миля).
Традиционный шаг примерно соответствовал военному шагу, но тот имел строгое значение. Первоначально равный 5/2 (реже 7/3) футам, а недавно 0,8 метра . Он выжил в польской армии до Второй мировой войны и в кавалерии до ее роспуска в 1947 году.
Длина равного шага в польской армии и полиции определясь правилами в 75 см.
А в чём же загадка, да в простой разгадке, если двойной шаг разделить на два, то получим что?
Правильно — Аршин!
Значение
истор. русская мера длины, равная 0,71 метра
Вроде как очень древний, но не очень, но главное это мера восточная, в Европу с Востока пришла!!!
Этимология
Происходит от ст.-вел.-русск. аршинъ (фикс. с 1488), заимств. из осман. آرشون ‘аршин’, из ср.-перс. ʾryšn ‘локоть (мера длины)’, от др.-перс. 𐎠𐎼𐏁𐎴𐎡, от праиранск. *Haraθníš ‘локоть (часть тела)’, от праиндоиранск. *Haratníš, в конечном итоге от ПИЕ *Heh₃l- (откуда тж. русск. локоть).
Слово аршин тюркского происхождения − наименование турецкой меры длины (70,9 см), заимствовано в ХVI в.
В 1899 г. «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в качестве одной из основных единиц измерения, причём длина аршина выражалась и через английские меры (28 дюймов), и через метрические. Аршин как официальная мера длины употреблялся до введения метрической системы мер (1918 г.)
Арши́н:
старорусская единица измерения длины.
1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;
Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» — мера длины
Во второй половине XVI века в торговле и промышленности аршин постепенно вытеснил другую естественную единицу длины — локоть. При этом длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином, что позже приобрело нарицательный смысл.
Позднее, Алексей Михайлович, желая отвратить обман в мере, ввёл клеймёные железные аршины, которые продавались по 60 или по 70 копеек; но тогдашнее купечество жаловалось как на запрещение своих деревянных неклеймёных аршинов, так и на высокую, по его мнению, цену, наложенную на клеймёные. Некоторые писатели указывают это недовольство в числе других причин, произведших первый бунт в царствование Алексея Михайловича.
Пётр I приравнял аршин к 28 английским дюймам, но указ об этом утрачен. Прежний аршин был на полдюйма короче, как видно из измерения, деланного в Швеции в 1740 году профессором Гассиусом, и из некоторых[каких?] рукописей первых годов XVIII столетия.
4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.
Вот и итальянцы ничего не имеют против его русского-турецкого происхождения, если им не говорить, что это единица двойного шага древнеримского!
Aršin (in russo: аршин?) è in nome di un’antica unità di misura di lunghezza usata nell’Impero russo, nei Balcani e nell’impero ottomano prima dell’introduzione del sistema metrico decimale.
Storia
Il termine, di origine persiana, aveva il significato di «cubito»; entrò nella lingua russa attraverso il tataro e fu adoperata nell’impero russo per indicare l’unità di misura di lunghezza nel XVI secolo. Nel XVIII secolo Pietro il grande ne fissò il valore a 28 pollici anglosassoni, corrispondenti quindi a 71,12 cm del sistema metrico decimale. Col il «Regolamento sui pesi e misure» del 4 giugno 1899, l’aršin fu definita ufficialmente la misura di lunghezza basale dell’impero russo. Fu abrogata ufficialmente dallo stato sovietico nel 1928.
In Bulgaria corrispondeva a 75,8 cm; in Turchia a 68,58 cm.
а французы, как всегда всех сдают скопом, знают слово аршин и немцы, и англичане
archine \aʁ.ʃin\ féminin
(Métrologie) (Désuet) Unité de longueur du système vieux-russe valant 0,7112 mètre.
ARCHINE, Arschine. Les Allemands écrivent arschin, arschine, les Anglais arsheen. Mesure de longueur et d’aunage, employée à St-Pétersbourg, à Narva, à Archangel et dans toute la Russie. L’archine, mesure légale de l’empire depuis le 15 février 1826, fait le ⅓ de la sachine et se divise en 16 werschocks = 315.27 lignes de Paris = 28 pouces anglais exactement = 711.2 millimètres
L’archine carrée, mesure de superficie, = 5 4/9 pieds carrés anglais = 4. 7932540184 pieds carrés de Paris = 50.5787164733 décimètres carrés.
L’ancienne archine de 52 palez ou doigts, qui s’est conservée dans plusieurs endroits, avait été fixée par Pierre-le-Grand à 318.3 lignes de Paris = 28.269 pouces anglais = 718 millimètres. Mais plus tard, cet empereur voulut que la sachine représentât 7 pieds anglais, de manière que l’archine dut faire exactement 28 pouces anglais. — (Horace Doursther, Dictionnaire universel des poids et mesures, anciens et modernes, M. Hayez, Bruxelles, 1840)
Celui-là est à quarante-cinq kopecks l’archine mais, excusez du peu, ce n’est pas la même qualité ! — (Anton Tchekhov, Polinka, 1887, traduction d’Anne Coldefy-Faucard, Librio 698, E.J.L., 2004)
(Métrologie) (Désuet) Unité de longueur du système ottoman valant 0,75774 mètre.
Abidaga se rendit encore une fois à la baraque où il lui fut dit que tout était prêt : il y avait là le pal de chêne, de près de quatre archines de long, taillé en pointe comme il convient, le bout ferré et parfaitement effilé, soigneusement enduit de suif ; là-bas, sur les échafaudages, on avait cloué des poteaux entre lesquels le pal serait enfoncé et fixé, on avait prévu le maillet de bois, les cordes et tout le reste. — (Ivo Andrić, Le Pont sur la Drina, 1945 ; traduit du serbo-croate par Pascale Delpech, 1994, p. 46)
Вот такое чудо древнеримское — аршин!
Внеурочное занятие по математике 2 класс «Старинные меры длины» | План-конспект занятия по математике (2 класс):
Технологическая карта внеурочного занятия «Юный математик».
Тюльберова Анастасия Альбиновна
учитель начальных классов «Ермаковская СОШ №2»
На занятии обучающиеся познакомятся со старинными мерами длины: пядь, вершок, сажень, верста, аршин и локоть средствами СДО.
Класс: 2 «б»
УМК: «Школа России»
Предмет: «Юный математик»
Тема: Старинные меры длины.
Тип урока: открытие нового знания.
Место и роль урока в изучаемой теме:
первый урок в теме.
Цели:
- Познакомить со старинными мерами длины на Руси ;
- Развивать общеучебные умения: оперировать понятиями (определять, сравнивать, формулировать суждения).
- Формировать читательские умения при работе с текстом;
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: раздаточный материал (карточки №1, №2, №3), текст и лист с заданиями.
Заявка на оценку:
«Умница» – 14 и более баллов
«Хорошо» — 13 — 10 баллов
«Есть над чем работать» – 9 и меньше
Дополнительные баллы:
1 балл за осанку
1 балл за дополнение
1 балл за выступление от группы
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||
I. | Орг. момент | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. | Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1, 2, 3, текста и заданий, письменных принадлежностей) — От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность. | 15 сек. | Организованы, слушают. | ||||||||||||||||||||||||||||
1 слайд | Знакомство уч-ся с заявкой на оценку (на экране проектора) — За урок вы можете набрать соответствующее количество баллов. — Баллы будете проставлять в бланках с заданиями на полях. Желаю всем удачи! | 30 сек. | Слушают. | ||||||||||||||||||||||||||||
II. | Работа по теме занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. | Целеполагание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 слайд 3 слайд | Учитель предлагает вспомнить пройденный материал. — Ребята, что такое единицы измерения? — А что мы можем измерять? — А какими единицами измерения мы уже умеем измерять длину? — Какой инструмент мы используем для измерения длины в см и дм? — А как вы думаете, чем измеряли люди длину в Древней Руси? — Посмотрите на слайд и сформулируйте тему занятия и цель. | 3 мин 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл | Единицы, которыми мерят разные величины. Время, длину, массу и другое. См, дм, метр. Линейку. Руками, ногами. Формулируют цель и тему. | ||||||||||||||||||||||||||||
2.2 2.3 Слайд 4 2.4 2.5 2.6. 2.7 III IV Слайд 5 Слайд 6 | — Внимательно прочитайте текст. 1)Индивидуальный труд. Задание №1 Выбери верное утверждение «Пядь — это», обведи правильный ответ. А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги. Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев. В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. 2)Самопроверка и самооценка. Задание №2. Заполните таблицу, используя текст
1)Индивидуальный труд. 2) Простая кооперация. 3) Сложная кооперация. 4) Самооценка после выступающих групп. Физминутка.
Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины
Измерьте полоску из картона вершками. Запишите ответ ………………….
Итог урока: Сколько вершков получилось? Странно, вы точно пользовались одинаковыми единицами измерения? Но почему длина одних и тех же предметов получилась разной? Какой же вывод мы можем сделать? Для чего люди придумали см и дм? Рефлексия:
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился…
| 7 минут 1 балл 6 минут 3 минуты 1 доп. балл за выступление от группы 3 минуты 0 — 6 баллов 2 мин 1 минута 1 балл 1 минута 2 балла 1 минута 2 балла 5 минут 1 балл 1 минута 3 минуты 2 балла 2 мин 1 минута | Учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, затем текст читают вслух хорошо читающие дети. Ребята выполняют задания самостоятельно. Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев. Проверяют свое задание со слайдом, оценивают. Самостоятельное заполнение таблицы. Обсуждение в группах, подготовка выступающих от групп. Выступающие представляют свои данные из таблицы, формулируют и отвечают на вопросы других групп. Выставление баллов. Составляют вопросы. Дети зачитывают составленные вопросы, дают ответы. Отмечают количество баллов. Дети измеряют полоску, записывают ответ в лист с заданиями. 5,6,7. Высказываются предположения – длина пальцев разная. Необходимо измерять предметы едиными мерками. Точными, как см, дм, метр. Сегодня я узнал про древнерусские меры длины. Я понял, что в Древней Руси были другие меры длины. Подсчитывают баллы за все задания, соотносят с заявкой на оценку. |
Приложения
Текст. Меры длины в Древней Руси.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Вершок — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок = 4 см 5 мм
Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких животных и людей.
Пядь — это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев, в пяди было около 18 сантиметров. Раньше пядями меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.
Локоть – примерно равен расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. Локоть= 45 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.
На Руси издавна была принята восточная мера «аршин». Аршин был равен 72 см. Как единица измерения аршин широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле.
Маховая сажень – размах рук от кончиков больших пальцев.
Простая сажень равна 150 см.
Косая сажень =2 м 50 см. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги.
Сажень применялась, в строительстве различных сооружений, кораблестроении, при землемерных работах.
Верста — это русская мера длины, равная 500 саженям, немного больше 1 километра. Верстой называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
Задания:
№1 Выбери верное утверждение «Пядь — это» (1 балл) А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги. Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев. В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки. | Баллы: |
№2 Заполните таблицу, используя текст (6 баллов)
№ | Название меры длины на Руси | Длина в современных единицах | Где использовали | Баллы: |
1 | Вершок | измеряли мелких животных и людей. | ||
2. | 18 см | меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега. | ||
3. | Локоть | 45 см | ||
4. | Аршин | 72 см | ||
5. | 150 см | в строительстве различных сооружений, кораблестроении | ||
6. | Верста | в земледелии во время пахоты | ||
Баллы | ||||
Доп. |
Задание №3 (5 баллов)
Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту (1 балл)
________________________________________________________________
Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту (2 балла)
________________________________________________________________
Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины (2 балла)
_________________________________________________________________
Задание №4 (1 балл)
Измерьте полоску из картона вершками. Запишите ответ.
…………вершков
Всего баллов…
Библиографический список
- http://yandex.
ru/clck/jsredir
- https://yandex.ru/images
Наглядный пример сейсмограммы от IRIS.![]() | Используйте разницу во времени между приходом волн P и S для оценки расстояния от землетрясения до ст. (Из Болта, 1978 г.) | Точка пересечения трех кругов является эпицентром землетрясения. Этот метод называется «трилатерация». (Изображение из IRIS.) |
координаты — Точность измерения широты и долготы
Точность — это тенденция ваших измерений согласовываться с истинными значениями. Точность — это степень, в которой ваши измерения фиксируют фактическое значение. Речь идет о взаимодействии точности и точности.
Как правило, при записи измерений не требуется большей точности, чем точность, заложенная в них. Использование слишком большой точности может ввести людей в заблуждение, полагая, что точность выше, чем она есть на самом деле. 913 = около 1 ангстрема, примерно половина толщины небольшого атома.
Используя эти идеи, мы можем построить таблицу того, что означает каждая цифра в десятичной степени:
- Знак говорит нам, находимся ли мы на севере или юге, востоке или западе на земном шаре.
- Ненулевая цифра сотен говорит нам, что мы используем долготу, а не широту!
- Цифра десятков дает позицию примерно в 1000 километров. Это дает нам полезную информацию о том, на каком континенте или океане мы находимся.
- цифра (один десятичный градус) дает положение до 111 километров (60 морских миль, около 69 миль).
Он может приблизительно сказать нам, в каком крупном штате или стране мы находимся. - первый десятичный знак стоит до 11,1 км: он может отличить положение одного большого города от соседнего большого города.
- второй десятичный знак стоит до 1,1 км: он может отделить одну деревню от другой.
- Третий десятичный разряд стоит до 110 м: он может идентифицировать большое сельскохозяйственное поле или университетский городок.
- четвертый десятичный знак стоит до 11 м: он может идентифицировать участок земли. Это сравнимо с типичной точностью нескорректированного устройства GPS без помех.
- пятый знак после запятой стоит до 1,1 м: это отличает деревья друг от друга. Точность этого уровня с коммерческими устройствами GPS может быть достигнута только с дифференциальной коррекцией.
- шестой знак после запятой стоит до 0,11 м: вы можете использовать это для детальной разметки строений, для проектирования ландшафтов, строительства дорог.