«Древнеримский двойной шаг и аршин!» — Яндекс Кью

Есть в римской истории ещё одна загадка — общеизвестная и общепринятая:

Passus — это историческая римская мера длины, так называемая двойной шаг, около 1,48 метра. Это длина двойного шага, то есть расстояние между последовательными следами одной ноги. Градус (gradus) — это один шаг, то есть половина двойного шага.

Также в древней Греции использовались единицы διπλοῦν βῆμα (diploun bēma, двойной шаг, 5 футов) и ἁπλοῦν βῆμα (haploun bēma, один шаг, 2,5 фута).

В немецкоязычных странах шаг обычно соответствовал от 71 до 75 сантиметров. Точного определения больше не было, поскольку такие измерения были частично получены из размера стопы правящего принца и иногда соответствовали двум, иногда трем футам. В пределах Священной Римской империи , то есть Германской империи, единицы измерения были разными от княжества к княжеству. Миля как мера длинны начинается с шага, первоначально равного 1000 (двойным) шагам (римская миля).

Традиционный шаг примерно соответствовал военному шагу, но тот имел строгое значение. Первоначально равный 5/2 (реже 7/3) футам, а недавно 0,8 метра . Он выжил в польской армии до Второй мировой войны и в кавалерии до ее роспуска в 1947 году.

Длина равного шага в польской армии и полиции определясь правилами в 75 см.

А в чём же загадка, да в простой разгадке, если двойной шаг разделить на два, то получим что?

Правильно — Аршин!

Значение

истор. русская мера длины, равная 0,71 метра

Вроде как очень древний, но не очень, но главное это мера восточная, в Европу с Востока пришла!!!

Этимология

Происходит от ст.-вел.-русск. аршинъ (фикс. с 1488), заимств. из осман. آرشون ‘аршин’, из ср.-перс. ʾryšn ‘локоть (мера длины)’, от др.-перс. 𐎠𐎼𐏁𐎴𐎡, от праиранск. *Haraθníš ‘локоть (часть тела)’, от праиндоиранск. *Haratníš, в конечном итоге от ПИЕ *Heh₃l- (откуда тж. русск. локоть).

Слово аршин тюркского происхождения − наименование турецкой меры длины (70,9 см), заимствовано в ХVI в.

В 1899 г. «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в качестве одной из основных единиц измерения, причём длина аршина выражалась и через английские меры (28 дюймов), и через метрические. Аршин как официальная мера длины употреблялся до введения метрической системы мер (1918 г.)

Арши́н:

старорусская единица измерения длины.

1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;

Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования «аршин» точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршим» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» — мера длины

Во второй половине XVI века в торговле и промышленности аршин постепенно вытеснил другую естественную единицу длины — локоть. При этом длина аршина не была зафиксирована законодательно, и каждый купец имел возможность мерить своим аршином, что позже приобрело нарицательный смысл.

Позднее, Алексей Михайлович, желая отвратить обман в мере, ввёл клеймёные железные аршины, которые продавались по 60 или по 70 копеек; но тогдашнее купечество жаловалось как на запрещение своих деревянных неклеймёных аршинов, так и на высокую, по его мнению, цену, наложенную на клеймёные. Некоторые писатели указывают это недовольство в числе других причин, произведших первый бунт в царствование Алексея Михайловича.

Пётр I приравнял аршин к 28 английским дюймам, но указ об этом утрачен. Прежний аршин был на полдюйма короче, как видно из измерения, деланного в Швеции в 1740 году профессором Гассиусом, и из некоторых[каких?] рукописей первых годов XVIII столетия.

4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» аршин был узаконен в России в качестве основной меры длины.

Вот и итальянцы ничего не имеют против его русского-турецкого происхождения, если им не говорить, что это единица двойного шага древнеримского!

Aršin (in russo: аршин?) è in nome di un’antica unità di misura di lunghezza usata nell’Impero russo, nei Balcani e nell’impero ottomano prima dell’introduzione del sistema metrico decimale.

Storia

Il termine, di origine persiana, aveva il significato di «cubito»; entrò nella lingua russa attraverso il tataro e fu adoperata nell’impero russo per indicare l’unità di misura di lunghezza nel XVI secolo. Nel XVIII secolo Pietro il grande ne fissò il valore a 28 pollici anglosassoni, corrispondenti quindi a 71,12 cm del sistema metrico decimale. Col il «Regolamento sui pesi e misure» del 4 giugno 1899, l’aršin fu definita ufficialmente la misura di lunghezza basale dell’impero russo. Fu abrogata ufficialmente dallo stato sovietico nel 1928.

In Bulgaria corrispondeva a 75,8 cm; in Turchia a 68,58 cm.

а французы, как всегда всех сдают скопом, знают слово аршин и немцы, и англичане

archine \aʁ.ʃin\ féminin

(Métrologie) (Désuet) Unité de longueur du système vieux-russe valant 0,7112 mètre.

ARCHINE, Arschine. Les Allemands écrivent arschin, arschine, les Anglais arsheen. Mesure de longueur et d’aunage, employée à St-Pétersbourg, à Narva, à Archangel et dans toute la Russie. L’archine, mesure légale de l’empire depuis le 15 février 1826, fait le ⅓ de la sachine et se divise en 16 werschocks = 315.27 lignes de Paris = 28 pouces anglais exactement = 711.2 millimètres

L’archine carrée, mesure de superficie, = 5 4/9 pieds carrés anglais = 4. 7932540184 pieds carrés de Paris = 50.5787164733 décimètres carrés.

L’ancienne archine de 52 palez ou doigts, qui s’est conservée dans plusieurs endroits, avait été fixée par Pierre-le-Grand à 318.3 lignes de Paris = 28.269 pouces anglais = 718 millimètres. Mais plus tard, cet empereur voulut que la sachine représentât 7 pieds anglais, de manière que l’archine dut faire exactement 28 pouces anglais. — (Horace Doursther, Dictionnaire universel des poids et mesures, anciens et modernes, M. Hayez, Bruxelles, 1840)

Celui-là est à quarante-cinq kopecks l’archine mais, excusez du peu, ce n’est pas la même qualité ! — (Anton Tchekhov, Polinka, 1887, traduction d’Anne Coldefy-Faucard, Librio 698, E.J.L., 2004)

(Métrologie) (Désuet) Unité de longueur du système ottoman valant 0,75774 mètre.

Abidaga se rendit encore une fois à la baraque où il lui fut dit que tout était prêt : il y avait là le pal de chêne, de près de quatre archines de long, taillé en pointe comme il convient, le bout ferré et parfaitement effilé, soigneusement enduit de suif ; là-bas, sur les échafaudages, on avait cloué des poteaux entre lesquels le pal serait enfoncé et fixé, on avait prévu le maillet de bois, les cordes et tout le reste. — (Ivo Andrić, Le Pont sur la Drina, 1945 ; traduit du serbo-croate par Pascale Delpech, 1994, p. 46)

Вот такое чудо древнеримское — аршин!

Внеурочное занятие по математике 2 класс «Старинные меры длины» | План-конспект занятия по математике (2 класс):

Технологическая карта внеурочного занятия «Юный математик».

Тюльберова Анастасия Альбиновна

учитель начальных классов «Ермаковская СОШ №2»

На занятии обучающиеся познакомятся со старинными мерами длины: пядь, вершок, сажень, верста, аршин и локоть средствами СДО.

Класс:  2 «б»

УМК: «Школа России»

Предмет: «Юный  математик»

Тема: Старинные меры длины.

Тип урока: открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме:

 первый урок в теме.

Цели:

  • Познакомить со старинными  мерами длины на Руси ;
  • Развивать общеучебные умения: оперировать понятиями (определять, сравнивать, формулировать суждения).
  • Формировать читательские умения при  работе с текстом;
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:  раздаточный материал (карточки №1, №2, №3), текст и лист  с заданиями.

Заявка на оценку:

 «Умница» – 14 и более баллов

«Хорошо»  — 13 — 10 баллов

«Есть над чем работать» – 9 и меньше

Дополнительные баллы:

1 балл за осанку

1 балл за дополнение

1 балл за выступление от группы

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Орг. момент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1, 2, 3,  текста  и заданий, письменных принадлежностей)

— От Вас, ребята, на уроке требуются знания и активность.

15 сек.

Организованы, слушают.

1 слайд

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку  (на экране проектора)

— За урок вы можете набрать соответствующее количество баллов.

— Баллы будете проставлять в бланках с заданиями  на полях. Желаю всем удачи!

30 сек.

Слушают.

II.

Работа по теме занятия

2.1.

Целеполагание:

2 слайд

3 слайд

Учитель предлагает вспомнить пройденный материал.

— Ребята, что такое единицы измерения?

— А что мы можем измерять?

— А какими единицами измерения мы уже умеем измерять длину?

— Какой инструмент мы используем для измерения длины в см и дм?

—  А как вы думаете, чем измеряли люди длину в Древней Руси?

— Посмотрите на  слайд и сформулируйте тему занятия и цель.

3 мин

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

Единицы, которыми мерят разные величины. Время, длину, массу и другое.

См, дм, метр.

Линейку.

Руками, ногами.

Формулируют цель и тему.

2.2

2.3

Слайд 4

2.4

2.5

2.6.

2.7

III

IV

Слайд 5

Слайд 6

— Внимательно прочитайте текст.

1)Индивидуальный труд. Задание №1

 Выбери верное утверждение «Пядь  — это», обведи правильный ответ.  

А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки.

2)Самопроверка и самооценка.

Задание №2. Заполните таблицу, используя текст

Название меры  длины на Руси

Длина в современных единицах

Где использовали

1

Вершок

Измеряли мелких животных и людей.

2.

18 см

меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

  3.

Локоть

45 см

4.

Аршин

72 см

5.

150 см

в строительстве  различных сооружений, кораблестроении

6.

Верста

В земледелии во время пахоты

1)Индивидуальный труд.

2) Простая кооперация.

3) Сложная кооперация.

4) Самооценка после выступающих групп.

Физминутка.

  1. Индивидуальный труд. Задание №3

Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту                                        

Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту

Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины

  1. Самооценка.

 

  1. Индивидуальный труд. Задание №4 .

  Измерьте  полоску  из картона вершками. Запишите  ответ ………………….    

                       

Итог урока:

 Сколько вершков получилось?

Странно, вы точно пользовались одинаковыми единицами измерения?

Но почему длина одних и тех же предметов получилась разной?

Какой же вывод мы можем сделать?

Для чего люди придумали см и дм?

Рефлексия:

  1. Сформулируйте суждение.

  Сегодня я узнал…

  Было интересно…

  Было трудно…

  Я понял, что…

  Теперь я могу…

  Я научился…

  1. Подсчитайте   баллы, соотнесите с заявкой на оценку.

7 минут

1 балл

6 минут

3 минуты

1 доп. балл за выступление от группы

3 минуты

0 — 6 баллов

2 мин

1 минута

1 балл

1 минута

2 балла

1 минута

2 балла

5 минут

1 балл

1 минута

  3 минуты

 2 балла

2 мин

1 минута

Учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, затем текст читают вслух хорошо читающие дети.

Ребята выполняют задания самостоятельно.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

Проверяют свое задание со слайдом, оценивают.

Самостоятельное заполнение таблицы.

Обсуждение в группах, подготовка выступающих от групп.

Выступающие представляют свои данные из таблицы, формулируют и отвечают на вопросы других групп.

Выставление баллов.

Составляют вопросы.

Дети зачитывают составленные  вопросы, дают ответы. Отмечают количество баллов.

Дети измеряют полоску, записывают ответ в лист с заданиями.

5,6,7.

Высказываются предположения – длина пальцев разная.

Необходимо измерять предметы едиными мерками. Точными, как см, дм, метр.

Сегодня я узнал про древнерусские меры длины.

Я понял, что в Древней Руси были другие меры длины.

Подсчитывают баллы за все задания, соотносят с заявкой на оценку.

Приложения

Текст. Меры длины в Древней Руси.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

Вершок — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Вершок = 4 см 5 мм

Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких животных и людей.

    Пядь — это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев,  в пяди было около 18 сантиметров. Раньше пядями меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

Локоть – примерно равен  расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки. Локоть= 45 см. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.                              

На Руси издавна была принята восточная мера «аршин». Аршин  был равен 72 см. Как  единица измерения аршин широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле.

Маховая сажень – размах рук от кончиков больших пальцев.

Простая сажень равна 150 см.                                                                                                     

Косая сажень =2 м  50 см. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги.

Сажень применялась, в строительстве  различных сооружений, кораблестроении, при землемерных  работах.

Верста — это русская мера длины, равная 500 саженям, немного больше 1 километра. Верстой называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.

Задания:

№1 Выбери верное утверждение «Пядь  — это»  (1 балл)

А). Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой правой руки — до пальцев левой ноги.

Б). Это расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев.

В). Это расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого  среднего пальца руки.

Баллы:

№2 Заполните таблицу, используя текст (6 баллов)

Название меры длины на Руси

Длина в современных единицах

Где использовали

Баллы:

1

Вершок

измеряли мелких животных и людей.

2.

18 см

меряли иконы, в быту это была мерка для толщины снега.

3.

Локоть

45 см

4.

Аршин

72 см

5.

150 см

в строительстве  различных сооружений, кораблестроении

6.

Верста

в земледелии во время пахоты

Баллы

Доп. баллы

                                                                

Задание №3 (5 баллов)

Используя карточку №1, составь и запиши вопрос – понятие по тексту (1 балл)                                            

________________________________________________________________

Используя карточку №2, составь и запиши вопрос-суждение по тексту (2 балла)

________________________________________________________________

Используя карточку №3, составь и запиши суждение на сравнение мер длины (2 балла)

_________________________________________________________________

Задание №4  (1 балл)

  Измерьте  полоску  из картона вершками. Запишите  ответ.                        

…………вершков

                                                                                                                                               Всего баллов…


Библиографический список

  1. http://yandex. ru/clck/jsredir
  2. https://yandex.ru/images

Как найти эпицентр землетрясения?

Несколько сейсмических станций

Чтобы выяснить, где именно произошло землетрясение, вам нужны записи сейсморазведки. станции в других местах. В то время как места землетрясений обычно делаются с помощью компьютера которые могут быстро определить пути сейсмических волн через Землю ко многим сейсмическим станции, вы можете получить точную оценку места землетрясения, используя карту, линейку, карандаш и циркуль для рисования кругов на карте.

Вот примеры сейсмограмм из разных мест Северной Америки, которые зафиксировали то самое землетрясение. Расстояния от станций до места землетрясения оцениваются из разница между временем прибытия волн P и S:

Определение расстояния до эпицентра

  1. Измерьте расстояние между первым зубцом P и первым зубцом S. В этом случае, первые зубцы P и S отстоят друг от друга на 24 секунды.
  2. Найдите точку за 24 секунды в левой части графика упрощенных S и P кривые времени в пути и отметьте эту точку. Судя по графику, это землетрясение эпицентр находился в 215 км.
  3. Измерьте амплитуду самой сильной волны. Амплитуда — это высота (на бумаге) самой сильной волны. На этой сейсмограмме амплитуда составляет 23 миллиметра. Найдите 23 миллиметра в правой части таблицы и отметьте их. точка.
  4. Поместите линейку (или линейку) на график между точками, отмеченными для расстояние до эпицентра и амплитуда. Точка, где ваша линейка пересекает средняя линия на графике отмечает магнитуду и (силу) землетрясения. Это землетрясение имело магнитуду 5,0.

В поисках эпицентра

900:05 Вы только что выяснили, как далеко ваш сейсмограф от эпицентра и насколько силен землетрясение было, но вы до сих пор не знаете точно, где произошло землетрясение. Вот тут-то и пригодятся компас, карта и другие записи сейсмографа.

  1. Проверьте масштаб на карте. Он должен выглядеть как кусок линейки. Все карты разные. На вашей карте один сантиметр может быть равен 100 километрам или что-то вроде того.
  2. Определите расстояние до эпицентра (в сантиметрах) на вашей карте. Например, скажем, ваша карта имеет масштаб, в котором один сантиметр равен 100 километрам. Если эпицентр землетрясения находится на расстоянии 215 километров, это равно 2,15 сантиметра. на карте.
  3. С помощью компаса начертите круг с радиусом, равным полученному вами числу. на шаге №2 (радиус — это расстояние от центра круга до его края). Центр круга будет местоположение вашего сейсмографа. Эпицентр землетрясения где-то на краю этого круга.
  4. Проделайте то же самое для расстояния до эпицентра, которое было записано на других сейсмограммах. (с расположением этих сейсмографов в центре их кругов). Все круги должны пересекаться. Точка, в которой пересекаются все круги, является приблизительной эпицентр землетрясения.

Как измерить магнитуду землетрясения?

Наглядный пример сейсмограммы от IRIS.
Используйте разницу во времени между приходом волн P и S для оценки расстояния от землетрясения до ст. (Из Болта, 1978 г.) Точка пересечения трех кругов является эпицентром землетрясения. Этот метод называется «трилатерация». (Изображение из IRIS.)

координаты — Точность измерения широты и долготы

Точность — это тенденция ваших измерений согласовываться с истинными значениями. Точность — это степень, в которой ваши измерения фиксируют фактическое значение. Речь идет о взаимодействии точности и точности.

Как правило, при записи измерений не требуется большей точности, чем точность, заложенная в них. Использование слишком большой точности может ввести людей в заблуждение, полагая, что точность выше, чем она есть на самом деле. 913 = около 1 ангстрема, примерно половина толщины небольшого атома.

Используя эти идеи, мы можем построить таблицу того, что означает каждая цифра в десятичной степени:

  • Знак говорит нам, находимся ли мы на севере или юге, востоке или западе на земном шаре.
  • Ненулевая цифра сотен говорит нам, что мы используем долготу, а не широту!
  • Цифра десятков дает позицию примерно в 1000 километров. Это дает нам полезную информацию о том, на каком континенте или океане мы находимся.
  • цифра (один десятичный градус) дает положение до 111 километров (60 морских миль, около 69 миль).
    Он может приблизительно сказать нам, в каком крупном штате или стране мы находимся.
  • первый десятичный знак стоит до 11,1 км: он может отличить положение одного большого города от соседнего большого города.
  • второй десятичный знак стоит до 1,1 км: он может отделить одну деревню от другой.
  • Третий десятичный разряд стоит до 110 м: он может идентифицировать большое сельскохозяйственное поле или университетский городок.
  • четвертый десятичный знак стоит до 11 м: он может идентифицировать участок земли. Это сравнимо с типичной точностью нескорректированного устройства GPS без помех.
  • пятый знак после запятой стоит до 1,1 м: это отличает деревья друг от друга. Точность этого уровня с коммерческими устройствами GPS может быть достигнута только с дифференциальной коррекцией.
  • шестой знак после запятой стоит до 0,11 м: вы можете использовать это для детальной разметки строений, для проектирования ландшафтов, строительства дорог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *