Содержание

Налоговая реформа Ивана IV Грозного

Налоговая реформа Ивана IV Грозного — ряд преобразований направленных на введение поземельной единицы налогообложения — «большой сохи». Разработаны при участии Избранной Рады и утверждены в Судебнике 1550 года.

Большая соха – отличалась для разных слоев населения, по количеству входящих в неё четвертей земли (1 четверть — 0,273135 га).

Реформа системы налогообложения при Иване ГрозномНалоговая реформа Ивана IV Грозного
  • Черная (крестьянская) соха = 400 четвертей,
  • церковная – 600,
  • служилая (для дворян землевладельцев) – 800.

Таким образом для служилых людей устанавливались щадящие налоговые сборы, но они несли дополнительную воинскую повинность.

Налоги во времена Ивана IV Грозного

Во время войны предусматривалось предоставление налогоплательщиками определенного количества «посошных людей» – воинов-ополченцев. «Посошная рать» использовалась в основном для инженерных работ (рытье подкопов, строительство переправ), но могла в случае необходимости брошена в бой для усиления основной армии.

Дальнейшие изменения налоговой системы

Изменения в положении служилых людей тесно связаны также с отменой наместничьего управления (кормлений). Вместо «кормленичего дохода», шедшего в основном в руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог «кормленый откуп». Этот налог поступал в государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования — «помоги». Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.

Реформы Ивана Грозного: суть и значение (таблица)

Название реформы и годы проведения
Суть реформыЗначение
Центральное и местное управление

40-50 е гг.16 века

  • В 1549 году был созван первый Земский Собор. Новый совещательный орган был создан для решения наиболее важных государственных вопросов. Но созывался редко и не регулярно.
  • С середины 16 века появились Приказы — центральные органы управления. В их ведении находились отрасли государственного управления. Их было 11: военный, разрядный, пушкарский, стрелецкий, оружейная палата, посольский, большой приход, поместный, холопий, Сибирского и Казанского двора.
  • 1556 г -отмена кормлений на местах. Появились губные и земские старосты.
С появлением приказной системы удалось централизовать власть.

на местах появилась единая система управления.

Введение Земского Собора демонстрировало желание царя взаимодействовать со знатными и богатыми людьми государства.

Военная реформа 1550 г
  • отменено местничество в армии;
  • образование стрелецкого войска;
  • разрешение на службу иностранцам;
  • для охраны Москвы была создана “Избранная тысяча” — 1070 дворян, которые составили ядро армии;
  • составлено “Уложение по службе”.
  • появилась регулярная армия;
  • служба была упорядочена;
  • боевой потенциал государства был укреплен.
Судебная

1550 г.

Был издан новый Судебник, по которому:
  • ограничивалась власть наместников, появился контроль со стороны центральных органов управления;
  • запрещалось боярских детей превращать в холопов;
  • увеличен размер “пожилого” во время Юрьева дня;
  • введена единая мера поземельного налога.
Внесены изменения и дополнения к Судебнику Ивана III. Ужесточались некоторые меры. Также было положено начало к закрепощению крестьян.
Налоговая (денежная) реформа

50-е гг 16 в.

Иван Грозный продолжил реформу своей матери:
  • московский рубль стал основной денежной единицей в государстве;
  • торговые пошлины собирались государством;
  • все население обязано стало платить тягло — налоги. бы введен единый размер — Большая Соха.
С введение единой налоговой системы и взимания торговых пошлин царская казна пополнялась регулярно.
Церковная реформа

1551 г.

Большое значение при Иване Грозном уделялось церкви. Был издан “Стоглавый Собор”, где были прописаны основные изменения в церковном укладе:
  • пантеон святых был унифицирован;
  • регламентирован ход службы и проведение таинств;
  • созданы приходские школы;
  • для церкви ограничено владение землями.
Данные изменения были следствием усилившейся централизации власти. Церковь стала оплотом государственности.

Экономические реформы Ивана IV Грозного

Экономические реформы Ивана IV Грозного — ряд преобразований, проведенных при содействии Избранной Рады, и направленных на укрепление сословно-представительной монархии, изменение нормирования налогов, правил землепользования и снижение финансовой независимости церкви.

Экономические реформы Ивана IV Грозного

Кратко о сути и содержании экономических реформ

Следует понимать, что большая часть реформ носила смешанный характер, затрагивая одновременно социальные, административные и экономические аспекты функционирования государственной системы. В данной статье рассмотрено экономическое значение различных преобразований.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.

Налоги во времена Ивана IV Грозного

Снижение финансовой независимости церкви

В результате церковной реформы, с 1551 года Церкви запрещалось давать деньги или зерно в рост (т.е. заниматься ростовщичеством, выполнять функции кредитования).

Также был введен запрет на бесконтрольную передачу/продажу земельных наделов к Церкви — за нарушение земля конфисковывалась в пользу государства.

Согласно 43 Статье Судебника 1550 года вводился запрет выдачу новых тарханных грамот и указание об отмене ранее выданных (тарханные грамоты на тот момент присутствовали преимущественно у монастырей и церквей, давая им право выплачивать налоги не полностью или вообще освобождая церковников от налогообложения.

Налоги во времена Ивана IV ГрозногоКратко о сути церковной реформы

Снижение феодальной самостоятельности

Общее направление реформ земельного законодательства заключалось в стремлении царя перераспределить земельные наделы от потомственного зажиточного дворянства (вотчинники, неохотно исполняющие указы царя или уклоняющиеся от военной службы) в пользу служивых людей — активных, но небогатых дворян, которые были обязаны участвовать в жизни государства.

85-я статья Судебника 1550 года вводила запрет на выкуп проданной вотчины для крупных потомственных феодалов (за родственникам оставлялось право выкупить землю в течении 40 лет).

В своих вопросах к Стоглавому собору 1551 года Иван Грозный заявил о необходимости перераспределения земельных наделов от вотчинников к служилым людям.

В Уложении о службе 1555-1556 годов уравнивались обязанности вотчинников и служилых людей — вне зависимости от происхождения земельного надела (наследуемого или пожалованного царем) дворяне обязаны были предоставить в общегосударственное войско определенное количество воинов. Выставившие больше нормы получали денежное вознаграждение, а для не выполняющих норму предусматривались штрафы, вплоть до изъятия земли.

Уложение о службе Ивана IV Грозного

Отмена кормлений

Постепенное введение местного самоуправления взамен наместников и волостелей, которое происходило в рамках губной и земской реформ, позволило не только увеличить эффективность разрешения мелких споров и тяжб, но и увеличило поступление налогов, а кроме того — позволило снизить преступность и повысить авторитет центральной власти в глазах низших слоев населения.

Общины, решившие воспользоваться правом отказаться от наместника были обязаны выплачивать в государственную казну особый налог — кормленный откуп

(т.е. те деньги, которые ранее шли на содержания чиновника-администратора назначенного князем)

Губная реформа - краткое содержание

Губная реформа

Земская реформа 1555-1556 - основные положения

Земская реформа

Прочие законы повлиявшие на экономику

Среди прочих законов, затрагивающих экономические отношения внутри государства, можно выделить следующие:

  • Запрет на переход в кабальное холопство служилых людей
  • Запрет монастырям принимать крестьян уклоняющихся от налогов и указ о возвращении скрывающихся за стенами монастырей обратно на землю
  • Увеличение «пожилого» откупа в момент перехода крестьян к другому помещику (Юрьев день), введение временного запрета на переход (Заповедные лета)

Итоги и результаты экономических реформ

  • Увеличение сбора налогов, введение налоговых льгот для дворян предоставляющих дополнительных воинов в поместное войско
  • Право владения землей для дворян означает обязательность военной службы — еще один шаг в сторону централизации государственной власти
  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Повышение эффективности местного самоуправления
  • Закрепощение крестьян

Реформы Ивана IV – административная, военная, налоговая, церковная, губная, земская

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

  • 1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

  • Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

  • Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

  • В 1556 было принято новое Уложение о службе.

  • В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.  

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Ливонская война привела к прекращению деятельности Избранной Рады и в окружении царя произошли изменения. Сильвестр удалился в монастырь, а воевода Адашев был направлен в Ливонию, где и погиб.  Неудачи в войне привели к измене ряда бояр и переходу их на сторону противника – Великого княжества Литовского. Иван IV попытался исправить ситуацию неожиданным шагом – разделил государство на опричнину и земщину. Первая представляла собой царский удел, который управлялся не из Москвы, а из Александровской Слободы. Набеги крымских татар показали неэффективность такого варианта управления страной и в 1572 царь отменил опричнину.

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Реформа

Результат

Денежная

Введение единой валюты — копейки.

Административная

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Церковная

Издан “Стоглав”.

Военная

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции. 


Использованная литература:

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.

Реформы Ивана IV Грозного при участии Избранной Рады

Избранная Рада

«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах.

Состав Избранной Рады является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали приближенный к царю священник Сильвестр и молодой дворянин Алексей Адашев. Н. М. Карамзин включает в состав митрополита Макария. Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых, князей Курбского и Курлятева.

Избранная рада просуществовала до 1560 года, после чего большая часть её членов подверглась преследованиям со стороны Ивана Грозного.

Таблица «Реформы Избранной Рады»

Административные реформы

Реформы местного управления

Губная реформа

Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Подробнее

Земская реформа

Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).

Подробнее


Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

Реформа центрального управления
создание системы приказов

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Общая схема органов управления в результате реформ Ивана Грозного

Судебная реформа

Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:

  • Ведение наказаний за взяточничество
  • Определение порядка рассмотрения судебных процессов
  • Введение стратификационной системы штрафов
  • Правила суда над церковными служителями
  • Ограничение власти на местах
  • Борьба с разбойниками
  • Изменения правил судебного поединка 
Основные положения судебной реформы Ивана Грозного
Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

Экономические реформы

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.

Налоги во времена Ивана IV Грозного
Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:
  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Снижение феодальной самостоятельности
  • Отмена кормлений

Военные реформы

Ключевые пункты:
  • 1550 — Выборная «тысяча лучших слуг»
  • 1550 — Выборное стрелецкое войско
  • 1550 — Ограничение местничества
  • 1552 — Формирование конных сотен
  • 1555-1556 — Уложение о службе
  • Реформа органов военного управления
  • 1571 — Пограничный устав
  • Развитие артиллерии

Налоги во времена Ивана IV Грозного


Комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии, фактически обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Социальные реформы

Церковная реформа

Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

Налоги во времена Ивана IV Грозного

Заповедные лета

С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.

Конец избранной рады — опричнина

Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя — сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.

В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца — обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.

Налоги во времена Ивана IV Грозного

Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.

Налоги во времена Ивана IV Грозного

Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы — царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

  • Укрепление самодержавия и централизация власти — борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви
  • Повышение эффективности органов местного управления — создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии
  • Реформирование армии — формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии
  • Реформирование системы налогообложения
  • Первые шаги на пути закрепощения крестьян
  • Определение стандартов религиозных обрядов

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Реформы Ивана Грозного — преобразования, проводившиеся русским царем Иваном IV Васильевичем в 1550-е – 1560-е годы главным образом в области законодательства, управления казной, местного и центрального управления, вооруженных сил и церкви. Целью реформ были дальнейшее укрепление государственности и централизация власти.

Венчание на царство. Избранная рада.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Тем самым утверждалось божественное происхождение царской власти, а также усиливался авторитет самой церкви.

Около 1549 г. из приближенных  к молодому Ивану людей сложилось  новое правительство, получившее название Избранная рада. Возглавлял раду  А.Ф. Адашев, происходивший  из не очень знатного рода.  В ее работе участвовали князья Д. Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Рада просуществовала до 1560 г. и явилась органом, проводившим реформы Ивана IV.

Центральное и местное управление

В период складывания централизованного государства роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана Грозного почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа – Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входила Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства, иногда на его заседаниях присутствовали представители дворянства и верхушки посада.

В середине XVI в. окончательно оформились центральные органы управления – приказы. Они ведали отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Военными делами руководили  Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал). Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными финансами – приказ Большой приход; государственными землями, раздаваемыми дворянам – Поместный приказ; холопами – Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца. Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов в отдельных землях ранее поручался боярам-кормленщикам, «кормившимся» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были ликвидированы. На местах  управление (сыск и суд по особо важным государственным делам)  было передано в руки выборных представителей местного населения: губных старост (губа – округ), избиравшихся из числа местных дворян; земских старост – из числа черносошного населения там, где не было дворянского землевладения; городовых приказчиков и излюбленных голов – в городах.

Судебник 1550 г.

Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов – Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

Денежная реформа

Денежная реформа началась еще при матери Ивана Васильевича, Елене Глинской. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли.

Военная реформа

Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» — 1070 провинциальных дворян,  которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено «Уложение о службе». Согласно ему, вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли, как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно».

Большим шагом вперед в организации военных сил было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т.е. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т.е.по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари, городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник – «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения эти отразили изменения, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие судебника 1550 г. и реформы Ивана Грозного. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочилась и унифицировалась церковная обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею ранее. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Итоги реформ

Реформы середины XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили мощь страны. Одновременно они создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

Однако, сам Иван IV был неудовлетворен результатами реформ. Все больше приходилось бороться с мятежами и изменами феодальной знати.  Постепенно царь утверждался в мысли, что только единоличная неограниченная власть правителя может привести страну к процветанию, а «правление многих» приведет ее к гибели. Вскоре Иван Грозный придет к идее опричнины.

Реформы, проведенные Избранной радой — Люди Роста

Иван IV вошел в мировую историю как Грозный. Эпоха его правления (1547-1584) стала для России одной из самых мрачных полос в ее жизни. Опричный террор, затяжной характер и неудачный ход Ливонской войны, постепенно закрепощение русского крестьянства и угнетение народов Поволжья и Сибири – все это привело к разгрому внутри страны и предвосхитило Смутное время.

Однако все это было потом. Начало же царствования Ивана Грозного историками оценивается более чем положительно. В начале 50-х гг. XVI века вокруг царя формируется узкий круг посвященных в государственные дела людей – так называемая Избранная рада. И следующие десять лет в жизни России будут связаны с реформами Избранной рады.

Состав Избранной рады

  • Князь Андрей Курбский
  • Боярин Федор Адашев
  • Дьяк Иван Висковатый
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий

Реформы Избранной рады

  1. Реформа центрального управления — 40-50 гг. XVI в.
  2. Военная реформа – 1550-1556 гг.
  3. Губная реформа – 1550 г.
  4. Принятие Судебника 1550 г.
  5. Стоглавый собор 1551 г.

Реформа центрального управления Избранной рады

  • Созыв первого Земского собора – высшего сословно-представительного учреждения (1549 г.)
  • Развитие отраслевых (Челобитный, Посольский, Разбойный) и территориальных (Сибирский) приказов.
  • Отмена кормлений (1555 — 1556 гг.)

Военная реформа Избранной рады

  • Отмена местничества в армии
  • Создание стрелецкого войска
  • Прием на военную службу иностранцев
  • Формирование казаков
  • Начало помещения в Московском уезде «Избранной тысячи»

Губная реформа Избранной рады

  • Избрание в губах (уездах) губных старост из местных дворян и городовых приказчиков

Судебник 1550 г.

  • Ограничение власти наместников с помощью сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации
  • Запрет на превращение в холопов боярских детей
  • Увеличение «пожилого» во время перехода крестьян в Юрьев день
  • Введение единой меры поземельного налога – большой сохи

Стоглавый собор 1551 г.

  • Унификация общерусского пантеона святых
  • Регламентация службы и обрядов
  • Ограничение церковного землевладения
  • Устройство школ для населения

Причины реформ Избранной рады

  1. Низкий уровень централизации
  2. Упадок государственных дел в период «боярского правления» (1538-1547 гг.)
  3. Низкий уровень боеспособности армии
  4. Необходимость в ослаблении влияния бояр
  5. Массовые волнения в Москве в 1547 г.

Результаты реформ Избранной рады

  1. Ограничение прав родовитого боярства во всех сферах государственного управления
  2. Экономически зависящее от царя дворянство становится социальной базой самодержавия
  3. Все звенья системы управления в значительной мере становятся подконтрольными царю
  4. Заложены основы сословно-представительной монархии
  5. Происходит централизация власти
  6. Преодолены пережитки раздробленности
  7. Созданы условия для проведения активной внешней политики
  8. Модернизация и усиление армии

Причины распада Избранной рады

  1. Иван IV окреп как личность и политик и жаждал немедленной самодержавной власти
  2. Самостоятельность действий Адашева и Сильвестра, обвиненных царем в фактическом руководстве страной
  3. Разногласия по внешнеполитическим вопросам (Адашев выступал против продолжения Ливонской войны, а царь – за)
  4. Наговоры членов семьи первой жены Ивана Грозного, умершей в 1560 г. Адашев и Сильвестр были обвинены в отравлении царицы.
  5. Во время болезни Ивана в 1553 г. Адашев и Сильвестр склонялись к тому, чтобы в случае смерти царя возвести на престол его двоюродного брата Владимира Старицкого. Узнав об этом, царь счел это изменой

Проблемы теории большого взрыва

С тех пор, как ученые впервые предложили теорию большого взрыва, многие люди ставили под сомнение и критиковали эту модель. Вот краткое изложение некоторых из наиболее частых критических замечаний теории большого взрыва:

  • Это нарушает первый закон термодинамики , который гласит, что вы не можете создавать или разрушать материю или энергию. Критики утверждают, что теория большого взрыва предполагает, что Вселенная возникла из ничего.Сторонники теории большого взрыва говорят, что подобная критика необоснованна по двум причинам. Во-первых, Большой взрыв касается не создания Вселенной, а ее эволюции. Другая причина заключается в том, что, поскольку законы науки нарушаются по мере приближения к созданию Вселенной, нет оснований полагать, что применим первый закон термодинамики.
  • Некоторые критики говорят, что образование звезд и галактик нарушает закон энтропии , который предполагает, что системы изменений со временем становятся менее организованными.Но если вы рассматриваете раннюю Вселенную как полностью однородную и изотропную, то нынешняя Вселенная показывает признаки подчинения закону энтропии.
  • Некоторые астрофизики и космологи утверждают, что ученые неверно истолковали такие доказательства, как красное смещение небесных тел и космическое микроволновое фоновое излучение. Некоторые ссылаются на отсутствие экзотических космических тел, которые, согласно теории, должны были быть продуктом Большого взрыва.
  • Ранний инфляционный период Большого взрыва, по-видимому, нарушает правило, согласно которому ничто не может двигаться быстрее скорости света.У сторонников есть несколько разных ответов на эту критику. Во-первых, в начале большого взрыва теория относительности не применялась. В результате не было проблем с путешествием со скоростью, превышающей скорость света. Другой связанный ответ заключается в том, что само пространство может расширяться быстрее скорости света, поскольку пространство выходит за пределы области теории гравитации.

Существует несколько альтернативных моделей, которые пытаются объяснить развитие Вселенной, но ни одна из них не пользуется таким широким признанием, как теория большого взрыва:

  • Стационарная модель Вселенной предполагает, что Вселенная всегда имела и всегда будет иметь одинаковую плотность.Теория согласовывает очевидные свидетельства того, что Вселенная расширяется, предполагая, что Вселенная генерирует материю со скоростью, пропорциональной скорости расширения Вселенной.
  • Модель Экпиротика предполагает, что наша Вселенная является результатом столкновения двух трехмерных миров в скрытом четвертом измерении. Это не противоречит теории большого взрыва полностью, так как по прошествии определенного времени согласуется с событиями, описанными в теории большого взрыва.
  • Теория большого отскока предполагает, что наша Вселенная — одна из ряда вселенных, которые сначала расширяются, а затем снова сжимаются. Цикл повторяется через несколько миллиардов лет.
  • Космология плазмы пытается описать вселенную с точки зрения электродинамических свойств вселенной. Плазма — это ионизированный газ, что означает, что это газ со свободно перемещающимися электронами, который может проводить электричество.

Есть еще несколько моделей.Может ли одна из этих теорий (или другие, о которых мы даже не думали) однажды заменить теорию большого взрыва в качестве принятой модели Вселенной? Вполне возможно. По прошествии времени и расширении нашей способности изучать Вселенную мы сможем создавать более точные модели развития Вселенной.

Чтобы узнать больше о Большом взрыве и связанных с ним темах, перейдите по ссылкам ниже.

Статьи по теме HowStuffWorks

Еще отличные ссылки

Источники

  • «Теория большого взрыва — обзор.«Все о науке. Http://www.big-bang-theory.com/
  • « Кембриджская космология: модель горячего большого взрыва ». Кембриджский университет. Http://www.damtp.cam.ac.uk/user/ gr / public / bb_home.html
  • Кастелланос, Джоэл. «Форма пространства». Неевклид. http://www.cs.unm.edu/~joel/NonEuclid/space.html
  • Фелдер, Гэри. Большой взрыв: инфляция и очень ранняя Вселенная ». Государственный университет Северной Каролины. 2002. http://www4.ncsu.edu/unity/lockers/users/f/felder/public/kenny/papers/inflation.html
  • Фейербахер, Бьорн и Скрэнтон, Райан. «Доказательства Большого взрыва». Архив TalkOrigins. 25 января 2006 г. http://www.talkorigins.org/faqs/astronomy/bigbang.html
  • «Геометрия Вселенной». Астрономия 162. Университет Теннесси. http://csep10.phys.utk.edu/astr162/lect/cosmology/geometry.html
  • Хокинг, Стивен. «Краткая история времени». Bantam Books. Нью-Йорк. 1998.
  • ЛаРокко, Крис и Ротштейн, Блэр.
.

знакомств — Центр письма • Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

О чем этот раздаточный материал

Этот раздаточный материал объяснит функции введения, предложит стратегии для создания эффективных представлений и предоставит несколько примеров менее эффективных представлений, которых следует избегать.

Роль знакомств

Введение и выводы могут быть самыми сложными для написания частями статьи. Обычно, когда вы садитесь отвечать на задание, у вас есть хотя бы некоторое представление о том, что вы хотите сказать в основной части статьи.Возможно, вы выбрали несколько примеров, которые хотите использовать, или у вас есть идея, которая поможет вам ответить на главный вопрос вашего задания; эти разделы, поэтому, может быть не так сложно написать. И нормально написать их первыми! Но в вашем окончательном черновике эти средние части бумаги не могут появиться из воздуха; они должны быть представлены и завершены таким образом, чтобы это было понятно вашему читателю.

Ваше вступление и заключение служат мостами, которые переносят ваших читателей из их собственной жизни в «место» вашего анализа.Например, если ваши читатели возьмут вашу статью об образовании из автобиографии Фредерика Дугласа, им понадобится переход, который поможет им покинуть мир Чапел-Хилл, телевидения, электронной почты и The Daily Tar Heel и помочь им временно. войти в мир американского рабства девятнадцатого века. Предоставляя вводную информацию, которая помогает вашим читателям переключаться между их собственным миром и проблемами, о которых вы будете писать, вы даете своим читателям инструменты, необходимые им для вникания в вашу тему и заботы о том, что вы говорите.Точно так же, как только вы зацепили своих читателей введением и предложили доказательства, подтверждающие ваш тезис, ваше заключение может стать мостом, который поможет вашим читателям вернуться к своей повседневной жизни. (См. Наши выводы.)

Обратите внимание, что то, что представляет собой хорошее введение, может широко варьироваться в зависимости от типа статьи, которую вы пишете, и академической дисциплины, в которой вы ее пишете. Если вы не уверены, какое введение ожидается, спросите своего инструктора.

Зачем писать хорошее введение?

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Первый абзац вашей статьи предоставит вашим читателям их первые впечатления от ваших аргументов, вашего стиля письма и общего качества вашей работы. Расплывчатое, неорганизованное, заполненное ошибками, нестандартное или скучное вступление, вероятно, произведет негативное впечатление. С другой стороны, краткое, увлекательное и хорошо написанное введение заставит ваших читателей высоко подумать о вас, ваших аналитических способностях, письме и вашей статье.

Ваше вступление — важная дорожная карта для остальной части вашей статьи. В вашем вступлении содержится много информации для ваших читателей. Вы можете сообщить им, какая у вас тема, почему она важна и как вы планируете продолжить обсуждение. Во многих академических дисциплинах ваше введение должно содержать тезис, подтверждающий ваш основной аргумент. Ваше введение также должно дать читателю представление о том, какую информацию вы будете использовать, чтобы привести этот аргумент, и об общей организации абзацев и страниц, которые будут следовать.Прочитав введение, ваши читатели не должны ожидать серьезных сюрпризов, когда они прочтут основную часть вашей статьи.

В идеале, ваше вступление побудит читателей прочитать вашу статью. Введение должно заинтересовать ваших читателей, побудив их прочитать остальную часть вашей статьи. Открытие с увлекательной истории, интересного вопроса или яркого примера может помочь вашим читателям понять, почему ваша тема важна, и послужить им приглашением присоединиться к вам для увлекательного интеллектуального разговора (однако помните, что эти стратегии могут не подходить для вас). подходит для всех работ и дисциплин).

Стратегии написания эффективного вступления

Начните с обдумывания вопроса (или вопросов), на который вы пытаетесь ответить. Все ваше эссе будет ответом на этот вопрос, и ваше введение — первый шаг к этому. Вашим прямым ответом на заданный вопрос будет ваш тезис, и ваш тезис, вероятно, будет включен во вступление, поэтому рекомендуется использовать этот вопрос как отправную точку. Представьте, что вам задали следующий вопрос:

    Опираясь на «Повествование о жизни Фредерика Дугласа », обсудите взаимосвязь между образованием и рабством в Америке 19-го века.Рассмотрим следующее: как контроль белых над образованием укрепил рабство? Как Дуглас и другие порабощенные афроамериканцы относились к образованию, когда они переносили рабство? А какую роль в обретении свободы сыграло образование? Самое главное, подумайте, в какой степени образование было или не было главной силой социальных изменений в отношении рабства.

Вы, вероятно, будете часто возвращаться к своему заданию, когда будете готовить полное эссе, и сама подсказка также может дать вам некоторые подсказки о том, как подойти к введению.Обратите внимание, что оно начинается с широкого утверждения, а затем сужается до конкретных вопросов из книги. Одна из стратегий может заключаться в использовании аналогичной модели в вашем собственном введении — начните с одного или двух общих предложений, а затем сконцентрируйтесь на деталях вашего аргумента о Дугласе. Конечно, другой подход также может быть очень успешным, но, глядя на то, как профессор задает вопрос, иногда может дать вам некоторые идеи, как вы могли бы на него ответить. (Дополнительную информацию о скрытых подсказках в заданиях см. В нашем раздаточном материале по пониманию заданий.)

Решите, насколько общим или широким должно быть ваше открытие. Имейте в виду, что даже открытая «большая картина» должна быть четко связана с вашей темой; вступительное предложение, в котором говорилось, что «люди способны к обучению больше, чем любые другие существа на земле», было бы слишком широким для нашего примера задания о рабстве и образовании. Если вы когда-либо использовали Карты Google или аналогичные программы, этот опыт может дать полезный способ подумать о том, насколько широким должно быть ваше открытие. Представьте, что вы изучаете Чапел-Хилл.Если вы хотите узнать, находится ли Чапел-Хилл примерно на той же широте, что и Рим, возможно, имеет смысл нажать на этот маленький знак «минус» на онлайн-карте, пока он полностью не уменьшится, и вы не сможете увидеть все земной шар. Если вы пытаетесь выяснить, как добраться от Чапел-Хилл до Райтсвилл-Бич, возможно, имеет смысл увеличить масштаб до уровня, на котором вы можете увидеть большую часть Северной Каролины (но не остальной мир или даже остальные Соединенных Штатов). А если вы ищете перекресток Ридж-роуд и Мэннинг-драйв, чтобы найти главный офис Центра письма, возможно, вам придется полностью увеличить масштаб.Вопрос, который вы задаете, определяет, насколько «широким» должно быть ваше мнение. В приведенном выше примере задания вопросы, вероятно, относятся к уровню общности «штат» или «город». При написании вам нужно поместить свои идеи в контекст, но этот контекст, как правило, не должен быть таким большим, как вся галактика!

Попытайтесь написать вступление в последнюю очередь. Вы можете подумать, что сначала вам нужно написать вступление, но это не всегда так, и это не всегда самый эффективный способ создать хорошее вступление.В начале процесса написания вы можете обнаружить, что не знаете точно, о чем собираетесь спорить. Совершенно нормально начинать с мысли, что вы хотите оспорить конкретную точку зрения, но закончить спорить с чем-то слегка или даже кардинально отличным к тому времени, когда вы напишете большую часть статьи. Процесс написания может быть важным способом систематизировать ваши идеи, обдумать сложные вопросы, уточнить свои мысли и развить сложные аргументы. Однако введение, написанное в начале этого процесса открытия, не обязательно будет отражать то, что вы получите в конце.Вам нужно будет отредактировать свой документ, чтобы убедиться, что введение, все доказательства и заключение отражают аргумент, который вы намереваетесь. Иногда проще всего сначала записать все доказательства, а затем написать введение в последнюю очередь — так вы можете быть уверены, что введение будет соответствовать тексту статьи.

Не бойтесь сначала написать предварительное введение, а потом изменить его. Некоторые люди считают, что им нужно написать какое-то введение, чтобы начать процесс написания.Это нормально, но если вы один из таких людей, не забудьте вернуться к своему первоначальному введению позже и при необходимости переписать.

Начните с чего-нибудь, что привлечет внимание читателей. Рассмотрите следующие варианты (помня, что они могут не подходить для всех видов бумаг):

  • интригующий пример — например, Дуглас пишет о любовнице, которая сначала учит его, но затем прекращает свое обучение, поскольку она больше узнает о рабстве.
  • провокационная цитата, которая тесно связана с вашим аргументом — например, Дуглас пишет, что «образование и рабство несовместимы друг с другом.(Цитаты известных людей, вдохновляющие цитаты и т. Д. Могут не подойти для академической статьи; в этом примере цитата принадлежит самому автору.)
  • загадочный сценарий — например, Фредерик Дуглас говорит о рабах, что «[ничего] не было оставлено несделанным, чтобы искалечить их интеллект, затемнить их умы, унизить их моральную природу, стереть все следы их отношений с человечеством; и все же как чудесно они выдержали могучую ношу ужаснейшего рабства, под которым они стенали веками! » Дуглас ясно утверждает, что рабовладельцы пошли на многое, чтобы уничтожить умственные способности рабов, однако его собственная история жизни доказывает, что эти усилия могли быть безуспешными.
  • Яркий и, возможно, неожиданный анекдот — например, «Узнав о рабстве на курсе американской истории в средней школе Фредерика Дугласа, ученики изучали работу рабов, влияние рабства на их семьи и правила, регулирующие их жизнь. , Однако мы не обсуждали образование, пока одна ученица, Мэри, не подняла руку и не спросила: «А когда они пошли в школу?» То, что современные старшеклассники не могли представить себе американское детство без формального образования, говорит о многом. центральное место образования для американской молодежи сегодня, а также указывает на значимость лишения образования в прошлых поколениях.”
  • наводящий на размышления вопрос — например, учитывая все свободы, в которых были лишены порабощенные люди на юге Америки, почему Фредерик Дуглас так сосредоточивает свое внимание на образовании и грамотности?

Обратите особое внимание на первое предложение. Начните с правильного отношения к своим читателям, убедившись, что первое предложение действительно говорит что-то полезное и делает это интересно и безупречно.

Как оценить вводный черновик

Попросите друга прочитать ваше введение, а затем расскажите, что, по его ожиданиям, будет обсуждаться в статье, какие доказательства будут использоваться в статье и какой будет тон статьи.Если ваш друг может точно предсказать остальную часть вашей статьи, вероятно, у вас будет хорошее введение.

Пять видов менее эффективных внедрений

1. Введение в заполнитель. Если вам нечего сказать по определенной теме, вы можете легко создать такое введение. По сути, такое более слабое введение содержит несколько расплывчатых предложений, которые на самом деле мало что говорят. Они существуют только для того, чтобы занять «вводное место» в вашей статье.Если бы вы могли сказать что-то более эффективное, вы, вероятно, сказали бы это, но пока что этот абзац — просто заполнитель.

    Пример: Рабство было одной из величайших трагедий в американской истории. Было много разных аспектов рабства. Каждый создал разные проблемы для порабощенных людей.

2. Переформулированное введение вопроса. Повторение вопроса иногда может быть эффективной стратегией, но можно легко остановиться на ПРОСТО повторении вопроса вместо того, чтобы предлагать более конкретное и интересное введение в вашу статью.Профессор или ассистент преподавателя написал ваш вопрос и будет читать много эссе в ответ на него — ему или ей не нужно читать целый абзац, в котором просто повторяется вопрос.

    Пример: Повествование о жизни Фредерика Дугласа обсуждает взаимосвязь между образованием и рабством в Америке 19-го века, показывая, как контроль белых над образованием укрепил рабство и как Дуглас и другие порабощенные афроамериканцы относились к образованию, пока они терпели.Кроме того, в книге обсуждается роль образования в обретении свободы. Образование было главной движущей силой социальных изменений в отношении рабства.

3. Введение в словарь Вебстера. Это введение начинается со словарного определения одного или нескольких слов заданного вопроса. Любой может найти слово в словаре и скопировать то, что говорит Вебстер. Если вы хотите начать с обсуждения важного термина, вам (и вашему читателю) может быть гораздо интереснее, если вы разработаете собственное определение термина в конкретном контексте вашего класса и задания.Вы также можете использовать определение из одного из источников, которые вы читали для класса. Также помните, что словарь также не является особо авторитетным произведением — он не принимает во внимание контекст вашего курса и не предлагает особенно подробную информацию. Если вы чувствуете, что должны искать авторитета, постарайтесь найти тот, который очень актуален и конкретен. Может, цитата из какого-нибудь источника окажется лучше? Введение словаря также неэффективно просто потому, что им злоупотребляют.Преподаватели могут увидеть очень много работ, которые начинаются таким образом, что значительно снижает драматическое воздействие, которое окажет любая из этих работ.

    Пример: словарь Вебстера определяет рабство как «состояние рабства», как «практику владения рабами» и как «состояние тяжелой работы и подчинения».

4. Введение в «Зари человека». Во введении такого рода обычно делаются широкие и разносторонние заявления об актуальности этой темы с незапамятных времен для всего мира и т. Д.Обычно он носит очень общий характер (похож на введение-заполнитель) и не соответствует тезису. Здесь могут использоваться клише — фразы «зарождение человечества» и «на протяжении всей истории человечества» являются примерами, и трудно представить себе время, когда начать с одного из них сработало бы. Инструкторы часто находят их очень раздражающими.

    Пример: С самого начала человечества рабство было проблемой в истории человечества.

5. Книга введение. Это введение — то, что вы должны были сделать для отчетов по учебникам в начальной школе.В нем указываются имя и автор книги, о которой вы пишете, рассказывается, о чем книга, и предлагаются другие основные факты о книге. Вы можете прибегнуть к такому виду введения, когда пытаетесь заполнить пространство, потому что это знакомый удобный формат. Он неэффективен, поскольку предлагает детали, которые, вероятно, уже известны вашему читателю и которые не имеют отношения к тезису.

    Пример: Фредерик Дуглас написал свою автобиографию « Повествование о жизни Фредерика Дугласа, американского раба » в 1840-х годах.Он был опубликован в 1986 году издательством Penguin Books. В нем он рассказывает историю своей жизни.

А теперь заключение…

Написать эффективное вступление может быть непросто. Попробуйте поиграть с несколькими различными вариантами и выберите тот, который вам больше всего подходит!

Подобно тому, как ваше введение помогает читателям перейти к вашей теме, ваше заключение должно помочь им вернуться к своей повседневной жизни — но с прочным ощущением того, насколько то, что они только что прочитали, полезно или значимо.Ознакомьтесь с нашим раздаточным материалом с выводами, чтобы узнать, как закончить работу так же эффективно, как вы ее начали!

Консультации по работам

Мы обращались к этим работам при написании оригинальной версии этого раздаточного материала. Это не полный список ресурсов по теме раздаточного материала, и мы рекомендуем вам провести собственное исследование, чтобы найти последние публикации по этой теме. Пожалуйста, не используйте этот список в качестве модели для формата вашего собственного списка литературы, поскольку он может не соответствовать используемому вами стилю цитирования.Инструкции по форматированию цитат см. В руководстве по цитированию библиотек UNC. Мы периодически пересматриваем эти советы и приветствуем отзывы.

Фредерик Дуглас. Рассказ о жизни Фредерика Дугласа, американского раба, написанный им самим. Хьюстон А. Бейкер-младший, изд. Нью-Йорк: Пингвин, 1986.


Creative Commons License Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если используете весь раздаточный материал и указали источник: Центр письма, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл,

Сделать подарок

,

Анатомия мозга, Анатомия человеческого мозга

Обзор

Мозг — удивительный орган весом в три фунта, который контролирует все функции тела, интерпретирует информацию из внешнего мира и воплощает сущность разума и души. Интеллект, креативность, эмоции и память — вот лишь некоторые из многих вещей, которыми управляет мозг. Защищенный черепом, мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола мозга.

Мозг получает информацию через наши пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух — часто их много одновременно.Он собирает сообщения таким образом, который имеет для нас значение, и может хранить эту информацию в нашей памяти. Мозг контролирует наши мысли, память и речь, движение рук и ног, а также функции многих органов нашего тела.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система (ПНС) состоит из спинномозговых нервов, ответвляющихся от спинного мозга, и черепных нервов, ответвляющихся от головного мозга.

Мозг

Мозг состоит из головного мозга, мозжечка и ствола головного мозга (рис.1).

A side view illustration of the human brain, with areas labeled and colored Рисунок 1. Мозг состоит из трех основных частей: большого мозга, мозжечка и ствола мозга.

Cerebrum: — самая большая часть мозга, состоящая из правого и левого полушарий. Он выполняет более высокие функции, такие как интерпретация прикосновений, зрения и слуха, а также речи, рассуждений, эмоций, обучения и точного контроля движений.

Мозжечок: расположен под головным мозгом. Его функция — координировать движения мышц, поддерживать осанку и баланс.

Ствол мозга: действует как центр реле, соединяющий головной мозг и мозжечок со спинным мозгом. Он выполняет множество автоматических функций, таких как дыхание, частота сердечных сокращений, температура тела, циклы бодрствования и сна, пищеварение, чихание, кашель, рвота и глотание.

Правое полушарие — левое полушарие

Головной мозг разделен на две половины: правое и левое полушария (рис. 2). Они соединены пучком волокон, называемым мозолистым телом, который передает сообщения от одной стороны к другой.Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Если инсульт произошел в правом полушарии мозга, ваша левая рука или нога может быть слабой или парализованной.

Не все функции полушарий являются общими. В целом левое полушарие контролирует речь, понимание, арифметику и письмо. Правое полушарие контролирует творческие способности, пространственные способности, артистические и музыкальные навыки. Левое полушарие является доминирующим в использовании рук и речи примерно у 92% людей.

Left and right hemispheres

Фигура 2.Головной мозг делится на левое и правое полушария. Обе стороны соединены нервными волокнами мозолистого тела.

Доли головного мозга

Полушария головного мозга имеют отчетливые трещины, которые разделяют мозг на доли. В каждом полушарии по 4 доли: лобная, височная, теменная и затылочная (рис. 3). Каждую долю можно снова разделить на области, которые выполняют очень определенные функции. Важно понимать, что каждая доля мозга не работает в одиночку.Между долями мозга и между правым и левым полушариями существуют очень сложные отношения.

Lobes of the brain Рисунок 3. Головной мозг делится на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Лобная доля

  • Личность, поведение, эмоции
  • Суждение, планирование, решение проблем
  • Речь: устная и письменная речь (область Брока)
  • Кузовное движение (моторная полоса)
  • Интеллект, концентрация, самосознание

Теменная доля

  • Переводит язык, слова
  • Ощущение прикосновения, боли, температуры (сенсорная полоска)
  • Интерпретирует сигналы зрения, слуха, моторики, органов чувств и памяти
  • Пространственно-зрительное восприятие

Затылочная доля

  • Интерпретирует зрение (цвет, свет, движение)

Височная доля

  • Понимание языка (зона Вернике)
  • Память
  • Слух
  • Последовательность и организация

Язык

В общем, левое полушарие мозга отвечает за язык и речь и называется «доминантным» полушарием.Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может располагаться в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное обследование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, перед какой-либо операцией в этой области.

Афазия — это нарушение языка, влияющее на выработку речи, понимание, чтение или письмо, вызванное травмой головного мозга — чаще всего в результате инсульта или травмы.Тип афазии зависит от пораженного участка мозга.

Площадь Брока: находится в левой лобной доле (рис. 3). Если эта область повреждена, человеку может быть трудно двигать языком или лицевыми мышцами, чтобы воспроизводить звуки речи. Человек все еще может читать и понимать разговорный язык, но испытывает трудности с речью и письмом (т. Е. Формирует буквы и слова, не пишет внутри строк) — это называется афазией Брока.

Зона Вернике: находится в левой височной доле (рис. 3).Повреждение этой области вызывает афазию Вернике. Человек может говорить длинными предложениями, не имеющими смысла, добавлять ненужные слова и даже создавать новые слова. Они могут издавать звуки речи, однако им трудно понимать речь, и поэтому они не осознают своих ошибок.

Cortex

Поверхность головного мозга называется корой. Он имеет складчатый вид с холмами и долинами. Кора головного мозга содержит 16 миллиардов нейронов (в мозжечке их 70 миллиардов = 86 миллиардов всего), которые расположены в определенных слоях.Тела нервных клеток окрашивают кору в серо-коричневый цвет, отсюда и название — серое вещество (рис. 4). Под корой находятся длинные нервные волокна (аксоны), которые соединяют области мозга друг с другом — это белое вещество.

A detailed illustration of a fold is called a gyrus and the groove between is a sulcus Рисунок 4. Кора головного мозга содержит нейроны (серое вещество), которые связаны с другими областями мозга аксонами (белое вещество). Кора имеет складчатый вид. Складка называется извилиной, а впадина между ней — бороздой.

Сворачивание коры увеличивает площадь поверхности мозга, позволяя большему количеству нейронов поместиться внутри черепа и обеспечивая высшие функции.Каждая складка называется извилиной, а каждая бороздка между складками — бороздой. Есть названия складок и бороздок, которые помогают обозначить определенные области мозга.

Глубинные сооружения

Проводящие пути, называемые трактами белого вещества, соединяют области коры друг с другом. Сообщения могут перемещаться от одной извилины к другой, от одной доли к другой, от одной части мозга к другой и к структурам глубоко в головном мозге (рис. 5).

Color illustration, coronal cross-section showing the basal ganglia. Рис. 5. Корональный разрез базальных ганглиев.

Гипоталамус: расположен в дне третьего желудочка и является главным регулятором вегетативной системы. Он играет роль в управлении таким поведением, как голод, жажда, сон и сексуальная реакция. Он также регулирует температуру тела, кровяное давление, эмоции и секрецию гормонов.

Гипофиз: находится в небольшом костном кармане у основания черепа, который называется турецким седлом. Гипофиз соединен с гипоталамусом головного мозга ножкой гипофиза.Известная как «главная железа», она контролирует другие эндокринные железы в организме. Он выделяет гормоны, которые контролируют половое развитие, способствуют росту костей и мышц и реагируют на стресс.

Шишковидная железа : расположен за третьим желудочком. Он помогает регулировать внутренние часы организма и циркадные ритмы, выделяя мелатонин. Он играет определенную роль в половом развитии.

Таламус : служит ретрансляционной станцией для почти всей информации, которая приходит и уходит в кору.Он играет роль в болевых ощущениях, внимании, настороженности и памяти.

Базальные ганглии: включают хвостатое ядро, скорлупу и бледный шар. Эти ядра работают с мозжечком, чтобы координировать мелкие движения, такие как движения кончиков пальцев.

Лимбическая система: — это центр наших эмоций, обучения и памяти. В эту систему входят поясная извилина, гипоталамус, миндалевидное тело (эмоциональные реакции) и гиппокамп (память).

Память

Память — это сложный процесс, который включает три фазы: кодирование (определение того, какая информация важна), хранение и вызов.Различные области мозга задействованы в разных типах памяти (рис. 6). Ваш мозг должен уделять внимание и репетировать, чтобы событие перешло из кратковременной памяти в долговременную — это называется кодированием.

Color illustration, memory system.

Рисунок 6. Структуры лимбической системы, участвующие в формировании памяти. Префронтальная кора головного мозга кратковременно хранит недавние события в краткосрочной памяти. Гиппокамп отвечает за кодирование долговременной памяти.

  • Кратковременная память , также называемая рабочей памятью, возникает в префронтальной коре.Он хранит информацию около одной минуты, а его емкость ограничена примерно 7 элементами. Например, он позволяет набрать номер телефона, который вам только что сказал. Он также вмешивается во время чтения, чтобы запомнить только что прочитанное предложение, чтобы следующее имело смысл.
  • Долговременная память обрабатывается в гиппокампе височной доли и активируется, когда вы хотите что-то запомнить на более длительное время. Эта память имеет неограниченное количество содержимого и продолжительности.Он содержит личные воспоминания, а также факты и цифры.
  • Память навыков обрабатывается в мозжечке, который передает информацию в базальные ганглии. Он сохраняет автоматически выученные воспоминания, такие как завязывание обуви, игра на музыкальном инструменте или езда на велосипеде.

Желудочки и спинномозговая жидкость

В головном мозге есть полые полости, заполненные жидкостью, называемые желудочками (рис. 7). Внутри желудочков находится ленточная структура, называемая сосудистым сплетением, которая дает прозрачную бесцветную цереброспинальную жидкость (CSF).ЦСЖ течет внутри и вокруг головного и спинного мозга, чтобы защитить его от травм. Эта циркулирующая жидкость постоянно всасывается и пополняется.

illustration, side view of brain showing the ventricles deep within the brain and the flow of CSF

Рис. 7. ЦСЖ вырабатывается в желудочках глубоко в головном мозге. Жидкость спинномозговой жидкости циркулирует внутри головного и спинного мозга, а затем выходит за пределы субарахноидального пространства. Типичные места обструкции: 1) отверстие Монро, 2) акведук Сильвия и 3) обекс.

Есть два желудочка в глубине полушарий головного мозга, которые называются боковыми желудочками.Оба они соединяются с третьим желудочком через отдельное отверстие, называемое отверстием Монро. Третий желудочек соединяется с четвертым желудочком через длинную узкую трубку, называемую акведуком Сильвия. Из четвертого желудочка спинномозговая жидкость течет в субарахноидальное пространство, где омывает и смягчает мозг. ЦСЖ перерабатывается (или абсорбируется) специальными структурами в верхнем сагиттальном синусе, называемыми паутинными ворсинками.

Поддерживается баланс между количеством абсорбированного и производимого СМЖ.Нарушение или закупорка системы может вызвать накопление спинномозговой жидкости, что может вызвать увеличение желудочков (гидроцефалия) или скопление жидкости в спинном мозге (сирингомиелия).

Череп

Костный череп предназначен для защиты мозга от травм. Череп состоит из 8 костей, которые срастаются по линиям швов. К этим костям относятся лобная, теменная (2), височная (2), клиновидная, затылочная и решетчатая (рис. 8). Лицо состоит из 14 парных костей, включая верхнюю, скуловую, носовую, небную, слезную, нижние носовые раковины, нижнюю челюсть и сошник.

Side view illustration of a human skull
Рис. 8. Мозг защищен внутри черепа. Череп образован из восьми костей.

Внутри черепа есть три отдельные области: передняя ямка, средняя ямка и задняя ямка (рис. 9). Врачи иногда используют эти термины для определения локализации опухоли, например, менингиома средней ямки.

Illustration, of skull base revealing the anterior, middle and posterior fossae Рис. 9. Вид черепных нервов у основания черепа с удаленным мозгом. Черепные нервы берут свое начало в стволе мозга, выходят из черепа через отверстия, называемые отверстиями, и проходят к иннервируемым частям тела.Ствол мозга выходит из черепа через большое затылочное отверстие. Основание черепа разделено на 3 области: переднюю, среднюю и заднюю ямки.

Подобно кабелям, выходящим через заднюю часть компьютера, все артерии, вены и нервы выходят из основания черепа через отверстия, называемые отверстиями. Большое отверстие в середине (foramen magnum) — это место, где выходит спинной мозг.

Черепные нервы

Мозг сообщается с телом через спинной мозг и двенадцать пар черепных нервов (рис.9). Десять из двенадцати пар черепных нервов, которые контролируют слух, движение глаз, лицевые ощущения, вкус, глотание и движение мышц лица, шеи, плеч и языка, берут начало в стволе мозга. Черепные нервы обоняния и зрения берут начало в головном мозге.

Римская цифра, название и основная функция двенадцати черепных нервов:

.

Номер
Имя
Функция

I

обонятельные

запах

II

оптика

прицел

III

окуломотор

двигает глаз, зрачок

IV

блокировочный

перемещает проушину

В

тройничного нерва

ощущение лица

VI

похищает

перемещает проушину

VII

лицевая

движется лицом, слюна

VIII

вестибулокохлеарный

слух, баланс

IX

языкоглоточный

вкус, глотать

X

вагус

пульс, пищеварение

XI

принадлежность

перемещает головку

XII

подъязычный

перемещает язычок

Менингес

Головной и спинной мозг покрыт и защищен тремя слоями ткани, называемыми мозговыми оболочками.С самого внешнего слоя внутрь они представляют собой твердую мозговую оболочку, паутинную оболочку и мягкую мозговую оболочку.

Dura mater: представляет собой прочную толстую мембрану, которая плотно прилегает к внутренней части черепа; его два слоя, надкостничная и твердая мозговая оболочка, сливаются и разделяются только для образования венозных синусов. На твердой мозговой оболочке образуются небольшие складки или отсеки. Есть две особые дюралюминиевые складки — фалкс и тенториум. Соколов разделяет правое и левое полушария мозга, а тенториум отделяет головной мозг от мозжечка.

Арахноидальная ткань: — это тонкая перепончатая оболочка, покрывающая весь мозг. Паутинная оболочка состоит из эластичной ткани. Пространство между твердой мозговой оболочкой и паутинной оболочкой называется субдуральным пространством.

Pia mater: охватывает поверхность мозга, следуя складкам и бороздкам. В мягкой мозговой оболочке много кровеносных сосудов, которые проникают глубоко в мозг. Пространство между паутинной оболочкой и мягкой мозговой оболочкой называется субарахноидальным пространством. Именно здесь спинномозговая жидкость омывает мозг и смягчает его.

Кровоснабжение

Кровь поступает в мозг по двум парным артериям, внутренним сонным артериям и позвоночным артериям (рис. 10). Внутренние сонные артерии снабжают большую часть головного мозга.

Detailed illustration of the arterior circulation of the brain

Рисунок 10. Общая сонная артерия проходит вверх по шее и делится на внутреннюю и внешнюю сонную артерии. Переднее кровообращение головного мозга питается внутренними сонными артериями (ВСА), а заднее кровообращение — позвоночными артериями (ВА).Две системы соединяются в Уиллисском круге (зеленый кружок).

Позвоночные артерии снабжают мозжечок, ствол головного мозга и нижнюю часть головного мозга. Пройдя через череп, правая и левая позвоночные артерии соединяются вместе, образуя базилярную артерию. Базилярная артерия и внутренние сонные артерии «сообщаются» друг с другом в основании мозга, которое называется Виллизиевым кругом (рис. 11). Связь между внутренней сонной и вертебрально-базилярной системами является важным элементом безопасности мозга.Если один из основных сосудов блокируется, возможно, что побочный кровоток пересечет Вилилисовский круг и предотвратит повреждение мозга.

Illustration showing the Circle of Willis

Рис. 11. Вид сверху на Уиллисовский круг. К внутренней сонной и позвоночно-базилярной системам присоединяются передняя коммуникативная (Acom) и задняя коммуникативная (Pcom) артерии.

Венозное кровообращение в головном мозге сильно отличается от кровообращения в остальном теле. Обычно артерии и вены сливаются, поскольку они снабжают и дренируют определенные области тела.Можно подумать, что это пара позвоночных вен и внутренние сонные вены. Однако в мозгу это не так. Коллекторы основных вен интегрированы в твердую мозговую оболочку и образуют венозные синусы — не путать с воздушными синусами на лице и в области носа. Венозные синусы собирают кровь из головного мозга и передают ее во внутренние яремные вены. Верхние и нижние сагиттальные пазухи дренируют головной мозг, кавернозные пазухи дренируют переднее основание черепа. Все пазухи в конечном итоге стекают в сигмовидные пазухи, которые выходят из черепа и образуют яремные вены.Эти две яремные вены, по сути, единственный дренаж мозга.

Клетки головного мозга

Мозг состоит из двух типов клеток: нервных клеток (нейронов) и глиальных клеток.

Нервные клетки

Нейроны бывают разных размеров и форм, но все они состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейрон передает информацию посредством электрических и химических сигналов. Попробуйте представить себе электропроводку в доме. Электрическая цепь состоит из множества проводов, соединенных таким образом, что при включении света лампочка загорается.Возбужденный нейрон будет передавать свою энергию находящимся поблизости нейронам.

Нейроны передают свою энергию или «разговаривают» друг с другом через крошечный промежуток, называемый синапсом (рис. 12). У нейрона есть множество плеч, называемых дендритами, которые действуют как антенны, принимающие сообщения от других нервных клеток. Эти сообщения передаются в тело ячейки, которое определяет, следует ли передать сообщение. Важные сообщения передаются в конец аксона, где мешочки, содержащие нейротрансмиттеры, открываются в синапс.Молекулы нейротрансмиттера проходят через синапс и попадают в специальные рецепторы принимающей нервной клетки, что стимулирует эту клетку передавать сообщение.

Illustration of neurons, dendrites and axon

Рисунок 12. Нервные клетки состоят из тела клетки, дендритов и аксона. Нейроны общаются друг с другом, обмениваясь нейротрансмиттерами через крошечный промежуток, называемый синапсом.

Клетки глии

Глия (греческое слово, означающее клей) — это клетки мозга, которые обеспечивают нейроны питанием, защитой и структурной поддержкой.Глии в 10-50 раз больше, чем нервных клеток, и они являются наиболее распространенным типом клеток, участвующих в опухолях мозга.

  • Астроглия или астроциты заботятся о нас — они регулируют гематоэнцефалический барьер, позволяя питательным веществам и молекулам взаимодействовать с нейронами. Они контролируют гомеостаз, защиту и восстановление нейронов, образование рубцов, а также влияют на электрические импульсы.
  • Клетки олигодендроглии создают жировое вещество, называемое миелином, которое изолирует аксоны, позволяя электрическим сообщениям перемещаться быстрее.
  • Эпендимные клетки выстилают желудочки и секретируют спинномозговую жидкость (CSF).
  • Микроглия — это иммунные клетки мозга, защищающие его от захватчиков и очищающие от мусора. Они также сокращают синапсы.

Источники и ссылки

Если у вас возникнут дополнительные вопросы, свяжитесь с Mayfield Brain & Spine по телефону 800-325-7787 или 513-221-1100.

Ссылки

brainfacts.org

мозг.mcgill.ca

обновлено> 4.2018
просмотрено> Тоня Хайнс, CMI, клиника Мэйфилд, Цинциннати, Огайо

Сертифицированная медицинская информация Mayfield материалов написаны и разработаны клиникой Mayfield Clinic. Мы соблюдаем стандарт HONcode в отношении достоверной информации о здоровье. Эта информация не предназначена для замены медицинских рекомендаций вашего поставщика медицинских услуг.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *