Методическая разработка конспекта урока биологии: Многообразие простейших и их значение в природе и жизни человека. | План-конспект урока по биологии (7 класс) по теме:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №544 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
Васильева Галина Владимировна,учитель биологии
Конспект урока биологии с элементами интеграции
(Урок обобщения и систематизации знаний)
Тема урока:
«Многообразие Простейших и их значение в природе и жизни человека»
(7 класс)
Технологии реализации:
- Развитие критического мышления (чтение с остановками).
- Обучение в сотрудничестве.
- Развитие творческих способностей.
- Технология сотрудничества и кооперации.
Урок: Многообразие и значение одноклеточных животных.
Цель: показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах, роль простейших в природе, жизни и практической деятельности человека.
Оборудование: таблица «Подцарство — Простейшие»,презентация «Одноклеточные животные»
I . Проверка знаний
1. Назовите характерные признаки живых организмов? (питание, дыхание, рост, размножение).
2. Сходство и различие животных и растений.
Растения Животные Сходства
- Клеточное строение
- Раздражимость
- Способность размножаться
- Обмен веществ
- Рост
Различия
1.Хлорофилл 1.Нет
Автотрофы Гетеротрофы
2.Фотосинтез 2.Нет
3.Многие не обладают 3. Основная масса
самостоятельным движением самостоятельно
4. Неограниченный рост 4.Рост ограничен
3.Каких животных называют простейшими?
4.Общая характеристика простейших? (клетка-организм).
5.Решение биологических задач.
№ 1. О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы» :
А там играет формами протей,
То куб, то шар, то будто червь иль змей… (простейшие не имею постоянной формы тела).
№ 2. Летом в стоячих водоемах, особенно в небольших, вода становится ярко-зеленой. Это явление уже было названо в природе «цветением воды». Как можно объяснить данное явление с биологической точки зрения? (изменение цвета воды связано с размножением простейших — Эвглена зеленая и одноклеточных водорослей).
№ 3. Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (при высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают? (циста).
№ 4. Докажите, что среда обитания амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки водоем с пресной водой, (наличие сократительной вакуоли, дыхание всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом).
№5.Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей? ( — клетка через 1-5 минут могла бы лопнуть; — произошло бы ее отравление продуктами распада).
6. Тест (слайды). Сравнительная характеристика простейших.
Какими из перечисленных признаков обладает амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория туфелька?
- форма тела постоянная;
- форма тела непостоянная;
- питается растворенными в воде организмами;
- при неблагоприятных условиях образует цисту;
- передвигается с помощью жгутика;
- вредные вещества выделяются через сократительную вакуоль;
- переваривание пищи происходит в пищеварительной вакуоли;
- питается бактериями и другими мелкими организмами;
- передвигается с помощью ресничек;
- пищеварительных вакуолей не образует.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Каждый класс подцарства Простейших включает большое
количество видов одноклеточных животных.
Задача урока показать многообразие простейших в связи с обитанием в различных средах обитания, роль их в природе и жизни человека
Существует 70000 видов простейших, известных науке. Общие признаки простейших: дыхание всей поверхностью тела, 1 клетка — организм, размножение — бесполое — делением пополам, удаление продуктов жизнедеятельности через поверхность тела, раздражимость, циста, микроскопические размеры.
Вопрос: Доказать, в чем проявляется многообразие простейших?
1. Многообразие простейших проявляется:
форма размеры среда передвижение питание
тела обитания приспособление
к среде обитания
Многообразие простейших показывает их многогранное значение в природе и жизни человека.
2. Значение простейших: (просмотр презентаций)
В природе
- Источник питания для других животных.
- Участие в образовании горных пород, например, фораминиферы — из них образуются месторождения известняка; радиолярии — их раковинки состоят из кремнезема.
В жизни хозяйственной деятельности человека
1. Содействуют геологической разведке (морские корненожки).
2. Возбудители инфекционных заболеваний животных и человека, например, корненожки — Амеба дизентерийная, паразитирует в толстой кишке, внедряется в ее стенки, вызывая язвы. При амебной дизентерии характерен кровавый понос (источник заражения — грязная вода)
Инфузория — балантидий, живет в кишечнике человека, внедряясь в слизистую оболочку кишечника вызывает язвы, следствие — кровавый понос.
Жгутиковые
- Лейшмании — внутриклеточные паразиты. Разрушая клетки, вызывают язвы на коже. Передаются через укусы некоторых москитов (восточная язва).
- Трипаносомы — паразитируют в крови, спинномозговой жидкости. Вызывают тяжелые заболевания,, в том числе сонную болезнь. Переносчики — мухи, клопы, слепни.
Споровики
- Малярийный плазмодий. Возбудитель болезни малярии. Малярийный паразит поселяется в крови. Больного лихорадит то от сильного озноба, то он теряет сознание от жара. Распространяются малярийные паразиты малярийными комарами. Малярийный паразит разрушает клетки человека, выделяя в кровь ядовитые вещества. Кровожадны только самки, а самцы питаются нектаром. У самок без кровососания не созревают яйца. Они сосут кровь при помощи колюще-сосущего ротового аппарата. Самки малярийного комара переносят возбудителя малярии.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
- 1.Используя термины. «хозяин», «паразит», «переносчик», «возбудитель», составьте схему передачи возбудителя малярии человеку. Кто из участников этой пени является представителем простейших? (паразит /малярийный плазмодий/ — переносчик /малярийный комар/ — возбудитель /малярия/ — хозяин /кровь человека).
- Даны два названия животных: амеба обыкновенная, амеба дизентерийная. Объясните, о чем говорит двойное (бинарное) название данного животного:
- ученому — систематику;
- врачу – практику;
(Для систематика — видовое название животного, для врача- практика — сигнал о присутствии возбудителя опасного заболевания, а не только обыкновенной амебы).
IV. ДОМАШШЕ ЗАДАНИЕ (таблица, &4).
Программа вступительных испытаний по биологии ВЕИП
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и объединяет в себе все основные содержательные компоненты биологических знаний. В содержание программы включен материал из всех разделов школьной биологии. Экзаменационные задания по биологии не выходят за рамки данной программы, но требуют глубокой проработки всех ее элементов. Для успешных ответов на задания необходимо свободное и осознанное владение биологическими понятиями, теориями, законами и закономерностями. В содержание вступительных испытаний включены задания в тестовой форме.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, ручку. После размещения всех, допущенных к вступительным испытаниям, представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительных испытаний — два академических часа (90 минут).
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Абитуриент, сдающий вступительный экзамен в вуз по биологии должен показать знания, навыки и умения, соответствующие программе средней общеобразовательной школы.
Письменный экзамен по биологии состоит из 20-ти тестовых заданий.
Правильное решение каждого задания оценивается 5 баллами.
Результаты выполнения экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу, – 100. Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки, — 39.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Значение растений в природе и жизни человека. Охрана растений. Корень. Развитие корня из семени. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Рост корня. Дыхание корней. Основные функции корня. Удобрения. Значение обработки почвы, внесение удобрений и полив. Видоизменения корней.
Побег. Почка – зачаточный побег. Почки листовые и цветочные. Строение почек. Развитие побега из почки. Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями. Фотосинтез. Дыхание листа. Испарение воды листьями. Видоизменения листьев.
Стебель. Морфологические формы стеблей. Ветвление и формирование кроны. Внутреннее строение стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица; их биологическое значение.
Способы вегетативного размножения цветковых растений. Вегетативное размножение с помощью корней, листьев, стеблей и видоизмененных побегов. Значение вегетативного размножения.
Цветок – орган семенного размножения. Строение цветка: цветоножка, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Значение цветка в размножении растений. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Перекрестное опыление, самоопыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Образование плодов и семян. Типы плодов. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Дыхание семян. Питание и рост проростков. Распространение плодов и семян.
Растение – целостный организм. Ткани растительного организма. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растения. Растительные сообщества.
Основные отделы растений.
Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и нитчатых зеленых водорослей. Размножение водорослей. Бурые морские водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Мхи. Строение и размножение (на конкретном примере), усложнение в процессе эволюции. Особенности строения сфагнума. Образование торфа и его значение.
Папоротникообразные. Строение и размножение (на конкретном примере), усложнение в процессе эволюции. Папоротники, хвощи, плауны. Роль в природе.
Голосеменные. Строение и размножение (на конкретном примере), усложнение в процессе эволюции. Многообразие. Значение в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных, их классификация. Признаки классов двудольных и однодольных растений. Класс Двудольные растения. Характеристика семейств крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных, их значение в природе и жизни человека. Класс Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки. Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Происхождение культурных растений. Понятие о сорте. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и другие). Биологические основы их выращивания.
Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки. Формы бактерий. Размножение бактерий. Распространение бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства грибов. Особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов. Дрожжи. Плесневые грибы: пеницилл и мукор. Грибы-паразиты. Их строение, питание и размножение. Значение грибов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Лишайники. Особенности строения, питания и размножения лишайников как симбиотических организмов. Многообразие лишайников. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Животные. Основные отличия животных от растений. Черты их сходства. Многообразие животного мира.
Одноклеточные. Общая характеристика. Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных: передвижение, питание, дыхание, размножение (на примере амебы обыкновенной, инфузории-туфельки). Образование цист. Многообразие и значение одноклеточных животных.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Гидра пресноводная: среда обитания, внешнее строение, вид симметрии. Дифференциация клеток у кишечнополостных. Питание, передвижение, регенерация и размножение. Многообразие кишечнополостных (коралловые полипы и медузы), их значение.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Белая планария: среда обитания, внешнее строение, передвижение. Двусторонняя симметрия. Ткани, органы, системы органов плоских червей. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей. Вред, наносимый животноводству и людям, меры борьбы.
Тип Круглые черви. Аскарида человеческая: внешнее и внутреннее строение, жизнедеятельность и размножение. Профилактика аскаридоза.
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Малощетинковые черви. Дождевой червь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Регенерация, размножение. Роль дождевых червей в почвообразовании. Многощетинковые черви. Усложнение кольчатых червей в процессе эволюции.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания. Особенности строения, питания, дыхания, размножения на примере одного из представителей типа. Многообразие моллюсков: классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Среда обитания, особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие. Роль в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Особенности строения, питания, дыхания, размножения и поведения паука-крестовика в связи с жизнью на суше. Клещи. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Меры защиты от клещей.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Особенности строения, и жизнедеятельности (на конкретном примере). Размножение. Типы развития насекомых.
Характеристика основных отрядов насекомых: Чешуекрылых, Двукрылых, Перепончатокрылых. Значение насекомых.
Тип Хордовые. Общая характеристика и происхождение хордовых. Особенности строения ланцетника. Черты сходства с беспозвоночными животными.
Хрящевые и костные рыбы. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Нервная система и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение и развитие. Древние кистеперые рыбы – предки Земноводных. Многообразие и значение рыб.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Многообразие земноводных (отряды хвостатые, бесхвостые), их происхождение, значение и охрана. Особенности строения, жизнедеятельности и размножения в связи с обитанием в воде и на суше. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Среда обитания, особенности строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся, их значение и охрана.
Класс Птицы. Общая характеристика класса. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности, связанные с полетом. Поведение птиц. Размножение и развитие, забота о потомстве. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутреннего строения и обмена веществ. Размножение, развитие, забота о потомстве. Приспособленность млекопитающих к сезонным явлениям в природе. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые. Характеристика отрядов плацентарных (насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, копытные, приматы). Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана.
Человек и его здоровье. Особенности строения и жизнедеятельности животной клетки. Основные ткани организма человека. Органы и системы органов, связь их строения с выполняемыми функциями. Нервная и гуморальная регуляция функций физиологических систем. Человек и окружающая среда. Опорно-двигательная система человека. Сходство скелета человека и животных. Отделы скелета человека. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей и их значение. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах и переломах. Мышцы, их строение и функции. Основные группы мышц. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровь и кровообращение. Внутренняя среда организма и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови, плазма крови. Свертывание крови. Строение и функции клеток крови. Группы крови, переливание крови, донорство. Иммунитет. Значение прививок. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам, кровяное давление, пульс. Регуляция деятельности сердца и кровеносных сосудов. Лимфообращение. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения на сердечно-сосудистую систему. Дыхательная система. Значение, строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух. Предупреждение воздушно-капельных инфекций. Гигиена дыхания. Влияние загрязнения воздушной среды на дыхательную систему человека.
Пищеварительная система. Питательные вещества и пищевые продукты. Понятие о пищеварении. Роль ферментов в пищеварении. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Всасывание. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Гигиена питания.
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены, их взаимосвязь. Обмен белков, жиров, углеводов в организме человека. Водно-солевой обмен. Витамины, их значение в обмене веществ. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Рацион, режим и нормы питания.
Мочевыделительная система: строение и функции. Образование мочи. Значение выделения продуктов обмена. Профилактика заболеваний органов мочевыделения.
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Железы внутренней секреции. Их значение в жизнедеятельности и развитии организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы. Болезни, связанные с нарушением деятельности желез внутренней секреции.
Нервная система. Ее значение в регуляции и координации функций организма и осуществлении взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система человека. Понятие о рефлексе. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга: доли и функциональные зоны. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему. Анализаторы, органы чувств, их значение. Строение, функции и гигиена зрительного и слухового анализаторов. Высшая нервная деятельность человека (ВНД). Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Отличия высшей нервной деятельности человека от ВНД животных. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Сон, его значение и гигиена умственного труда. Режим дня и его значение.
Система органов размножения: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребенка. Уход за новорожденным. Личная гигиена подростков.
Общая биология. Биология – наука о жизни. Методы биологических исследований. Уровни организации живой материи. Основы цитологии. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Химические элементы клеток. Неорганические соединения клетки. Роль воды в клетке и организме. Органические вещества клеток: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ; их роль в клетке.
Строение эукариотической клетки. Клеточная стенка и наружная клеточная мембрана: строение и функции. Протоплазма и цитоплазма клетки. Ядро: строение и функции. Хромосомы и хроматин. Вакуолярная система клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли). Митохондрии и пластиды. Немембранные органоиды: рибосомы, цитоскелет, клеточный центр, органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток прокариот. Сравнительная характеристика строения клеток растений и животных. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. Положения клеточной теории.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Классификация организмов по источнику энергии и типу питания. Энергетический обмен в клетке (на примере окисления глюкозы), его сущность, значение АТФ. Фотосинтез: световая и темновая фазы, значение. Хемосинтез. Ген, генетический код и его свойства. Биосинтез белков: транскрипция и трансляция. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов.
Неклеточные формы жизни (вирусы). Строение, размножение вирусов. Вирусные заболевания человека. Профилактика СПИДа.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Соматические и половые клетки многоклеточного организма. Хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор хромосом. Гомологичные хромосомы.
Клеточный цикл. Интерфаза. Механизм и биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление, механизм и биологическое значение мейоза.
Сперматогенез и овогенез у животных. Оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение цветковых растений. Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Способы бесполого размножения (митоз, спорообразование, фрагментация, почкование, вегетативное размножение). Половое размножение организмов. Партеногенез. Гермафродитизм.
Основы генетики. Генетика как наука, ее задачи и методы исследования. Основные понятия генетики: наследственность, изменчивость, доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гетерозиготные и гомозиготные организмы. Закономерности, установленные Г. Менделем для моно – и дигибридного скрещиваний: правило единообразия гибридов, закон расщепления, гипотеза чистоты гамет, закон независимого наследования признаков. Их цитологические основы. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Взаимодействие неаллельных генов. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Классификация мутаций. Мутагены. Искусственный мутагенез. Мутации – материал для естественного и искусственного отбора. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости.
Основы селекции. Селекция как наука, ее задачи. Значение работ Н.И. Вавилова для развития селекции. Основные методы селекции растений. Особенности и методы селекции животных. Типы разведения животных. Методы селекции микроорганизмов. Биотехнология, ее значение и основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.
Основы экологии. Экология: предмет, задачи и методы исследования. Среда обитания. Особенности водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания. Приспособленность организмов к обитанию в различных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их комплексное воздействие на организм. Закономерности влияния экологических факторов на организм.
Экологическая характеристика популяции. Структура популяции. Динамика численности популяции. Факторы, регулирующие численность. Взаимоотношения особей в популяциях.
Понятие о сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Структура и организация биогеоценоза. Разнообразие популяций в биогеоценозе, их взаимосвязи. Типы взаимодействий особей в биогеоценозах. Цепи питания и трофические сети. Саморегуляция и устойчивость биогеоценозов. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Охрана биогеоценозов.
Основы эволюционного учения. Додарвиновский период в биологии: значение трудов К.Линнея и Ж.-Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Дарвина. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.
Популяция – единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции: естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, мутации, изоляция, дрейф генов, популяционные волны, генный поток. Естественный отбор – ведущий эволюционный фактор. Форы отбора. Механизм возникновения адаптаций. Относительный характер приспособленности.
Вид: критерии и структура вида. Видообразование. Доказательства эволюции. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса.
Развитие органического мира. Происхождение жизни на Земле. Развитие мира в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы.
Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Древнейшие, древние, ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.
Основы учения о биосфере. Геосферы Земли. Биосфера и ее границы. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Живое, косное и биокосное вещество, их свойства. Функции живого вещества, роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Биосфера в период научно-технического прогресса. Роль человека в природе. Понятие о ноосфере. Загрязнение окружающей среды.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Вступительные испытания по биологии проводятся в письменной форме. В определенное расписанием время абитуриенты должны занять места в назначенной аудитории, для чего с собой необходимо иметь: паспорт, экзаменационный лист, ручку. После размещения всех допущенных к вступительным испытаниям представитель экзаменационной комиссии объясняет правила оформления ответа и раздает листы с экзаменационными заданиями. С этого момента начинается отсчет времени. Продолжительность вступительных 2 академических часа (90 минут). По окончании отведенного времени абитуриенты должны сдать листы ответа представителям экзаменационной комиссии и выйти из аудитории.
После проверки работы выставляется общая балльная оценка, которая сообщается абитуриенту в приемной комиссии.
Правильное решение каждого задания оценивается 5 баллами.
Результаты выполнения экзаменационной работы оцениваются по 100-балльной системе. Максимальное количество баллов, выставляемых за экзаменационную работу – 100. Количество баллов, необходимое для получения положительной оценки, соответствует 45 баллам.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?:
1. клеточный
2. популяционно-видовой
3. биогеоценотический
2. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?:
1. вирусы
2. бактерии
3. лишайники
3. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?:
1. АА х аа
2. Аа х АА
3. Аа х Аа
4. Укажите признак, характерный только для царства растений:
1. имеют клеточное строение
2. дышат, питаются, растут, размножаются
3. имеют фотосинтезирующую ткань
5. Признак приспособленности птиц к полету:
1. появление четырехкамерного сердца
2. образование роговых щитков на ногах
3. наличие полых костей
6. Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу:
1. листья салата и укропа
2. растительное и сливочное масло
3. хлеб и картофель
7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида:
1. географическому
2. морфологическому
3. экологическому
8. У человека в связи с прямохождением:
1. сформировался свод стопы
2. когти превратились в ногти
3. срослись фаланги пальцев стопы
9. Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности:
1. наземных животных
2. микроорганизмов
3. корней растений
10. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
1. митоза
2. оплодотворения
3. мейоза
11. Артериальная кровь превращается у человека в венозную в:
1. капилярах малого круга кровообращения
2. капилярах большого круга кровообращения
3. печеночной вене
12. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует:
1. росту и развитию организмов
2. саморазвитию экосистемы
3. размножению организмов
13. Какая наука изучает ископаемые остатки организмов:
1. биогеография
2. палеонтология
3. сравнительная анатомия
14. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют:
1. бактериофаги
2. хемотрофы
3. автотрофы
15. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?:
1. единообразия
2. расщепления
3. сцепленного наследования
16. Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений?:
1. семя
2. зародыш
3. эндосперм
17. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию:
1. волосяного покрова и ушных раковин
2. сухой кожи с роговыми чешуями
3. голой кожи, покрытой слизью
18. Колебания уровня сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности:
1. желудка
2. поджелудочной железы
3. щитовидной железы
19. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой:
1. борьбы за существование
2. мутационной изменчивости
3. изоляции популяций
20. Какой из примеров относят к биотическим факторам?:
1. поедание тлей божьими коровками
2. весенний разлив реки
3. сезонное пересыхание водоема
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ПО БИОЛОГИИ
1. Билич Г. Л. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс, 2007.
2. Лемеза Н. Биология для поступающих в ВУЗы. – М.: Юнипресс, 2006.
3. Мамонтов С. Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2001.
4. Чепурнова Н.Е. Биология. Руководство для поступающих в вузы.: Учебное пособие /
5. Шустанова Т.А. Репетитор по биологии для поступающих в ВУЗы. –М.: Феникс, 2008.
Амеба Определение и значение | Dictionary.
com- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
- Научный
Показывает уровень сложности слова.
или а·моэ·ба
[у-ми-бух]
/ əˈmi bə /
Сохранить это слово!
См. синонимы слова амеба на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
существительное во множественном числе a·me·bas, a·me·bae [эм-ми-би]. /əˈми би/.
любой из многочисленных пресноводных, морских или паразитических одноклеточных простейших отряда Amoebida, характеризующийся зернистым ядром, окруженным желеобразной массой цитоплазмы, образующей временные отростки или псевдоподии, с помощью которых организм передвигается, поглощает пищевые частицы, и образует пищевые вакуоли.
простейшее из рода Amoeba, населяющее донную растительность пресноводных прудов и ручьев: широко используется в лабораторных исследованиях.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение слова амеба
От новолатинского амеба, от греческого amoibḗ «изменение, чередование», сродни ameíbein «заменять»
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ AMEBA
a·me·ba·подобный, прилагательноеСлова рядом амеба
AMD, A.M.D.G., am-dram, amdt., A.M.E., ameba, amebiasis, amebic, амебная дизентерия, амебоцит, амебоид
Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к амебе
амеба, клетка, инфузория, эвглена, жгутиковая, организм, парамеций, плазмодий, споровик, стентор
Как использовать амебу в предложение
Это несколько высушенных образцов амебы, которые я хочу изучить под микроскопом.
Нед, Боб и Джерри на линии огня|Кларенс Янг
Амебы — микроорганизмы простейшего строения — протоплазма, постоянно меняющая форму.
Нед, Боб и Джерри на линии огня|Кларенс Янг
Поток ослепительного света, исходивший от «Интерпланетарианца», исчез, и маленькие зеленые амебы исчезли.
Empire|Clifford Дональд Саймак
Некоторые из них просты, как амеба, другие имеют очень сложную структуру.
Быть хорошо рожденным | Майкл Ф. Гайер
Определения британского словаря для Ameba
Ameba
/ (əˈmiːbə) /
Обвинатель -плюс (-biː) или –BAS
66 of amoeba
Производные формы ameba
amebic, прилагательноеCollins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 гг., 2012
Научные определения амебы
амеба
[ ə-mē′bə ]
Другое написание слова амеба.
Научный словарь American Heritage® Авторские права © 2011. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
амеба – определение и значение
- Дайте определение
- Связать
- Список
- Обсудить
- См.
- Услышать
Определения
из Словаря английского языка American Heritage®, 5-е издание.
- сущ. Любое из различных одноклеточных свободноживущих или паразитических простейших, не имеющих определенной формы и передвигающихся с помощью ложноножек.
из версии GNU Collaborative International Dictionary of English.
- сущ. (Zoöl.) Ризопод, распространенный в пресной воде, способный по желанию претерпевать множество изменений формы. То же, что амеба. См. корненожки.
- сущ. биология Род одноклеточных простейших, передвигающихся с помощью временных выростов, называемых псевдоподиями.
- сущ. математика График действительной части логарифмов полиномиального уравнения в комплексных числах.
из WordNet 3.0 Copyright 2006 Принстонского университета. Все права защищены.
- сущ. голые пресноводные, морские или паразитические простейшие, образующие временные ложноножки для питания и передвижения
Etymologies
из Словаря английского языка The American Heritage®, 4-е издание
[Новая латынь Amoeba , название рода, от греческого amoibē , change, from ameibein , to change; см. mei- в индоевропейских корнях.]
От древнегреческого ἀμοιβή (amoibē, «изменение»), относящегося к постоянно меняющейся форме этих организмов.
Поддержка
Помогите поддержать Wordnik (и сделайте эту страницу свободной от рекламы), приняв слово амеба.
Примеры
Термин амеба иногда используется для обозначения чего-то неопределенной, изменчивой формы.
амеба
Маленькое желейное пятнышко, которое мы называем амеба , не имеет органов, кроме тех, которые он может импровизировать при случае.
Эволюция, старая и новая или теории Бюффона, доктора Эразма Дарвина и Ламарка в сравнении с теорией Чарльза Дарвина
Маленькое желейное пятнышко, которое мы называем амебой , не имеет органов, кроме тех, которые оно может импровизировать при случае.
Выдержки из предыдущих работ и замечания Романеса об умственной эволюции у животных
Если у нас возникли проблемы с определением разумности амебы , это вряд ли повлияет на наш случай.
Кролик и книга
Если у нас возникли проблемы с определением разумности амебы , это вряд ли повлияет на наш случай.