Где в Иркутске адаптируют детей с аутизмом? — 26 мая 2023
В Иркутске запустили проект по развитию бытовых навыков для детей с аутизмом
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Десятилетний Игорь старательно моет чашку. Справиться с этим ребенку помогают визуальные подсказки над раковиной и Ксения. Она инструктор иркутского центра «РАСсвет», где прикладным навыкам и не только обучают детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). С апреля здесь запустили проект по развитию у подопечных социально-бытовых навыков.
РАС — это не заболевание, а комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека. Людей с расстройствами аутистического спектра принято называть нейроотличными, людей, у которых они не выявлены, — нейротипичными.
На входе в центр «РАСсвет» — маленькие шкафчики и много пар детской обуви. Сюда ежедневно приходят для занятий не только иркутяне. В центр приезжают и из других городов — Читы, Улан-Удэ. С кем-то из детей проводят адаптивную физкультуру, кто-то развивает навыки в мастерских, у кого-то индивидуальные уроки, интенсивы. В год через центр проходит около 200 детей от самого маленького до подросткового возраста.
По коридору пробегает светловолосый мальчишка. Чуть позже он подсядет близко-близко ко мне на диванчик, будет смотреть в лицо и улыбаться.
— Игорь, пошли! — окликнет его миниатюрная девушка, а я интуитивно догадаюсь, что именно он и будет нашим героем.
Игорь и Ксения
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Игорь — один из первых подопечных «РАСсвета», созданного пять лет назад родителями, у чьих детей выявили расстройство аутистического спектра. Тогда в Иркутске подобных организаций не было, а ближайшая находилась в Новосибирске. Туда-то родители и возили Игоря заниматься.
Исполнительный директор центра «РАСсвет» Олег Кривобоков
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
— Там хорошая организация, и результаты есть, но ездить туда и по финансам тяжеловато, и само по себе с ребенком сложно. Потому было принято решение организовать свой центр. Нас тогда было восемь детей и их родители, — рассказывает папа Игоря, исполнительный директор «РАСсвета» Олег Кривобоков.
В «РАСсвете» множество прикладного материала для развития детей
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Материалы ориентированы на разные сферы жизни
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
У каждого подопечного есть свой ящичек
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Родители Игоря — оба врачи. Отец сам заподозрил у сына аутизм. Мальчик развивался соответственно возрасту, вовремя заговорил, но к полутора годам речь пропала, он перестал откликаться на имя.
— Как и многие, думали сначала, что это глухота. Плюс Игорь бегал по квартире, кушал и пил, смотрел мультики — и больше ничего не делал, — рассказывает Олег Сергеевич.
В коридоре центра — фотовыставка-дневник
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Волонтер центра «Рассвет» Лидия Лось снимала детей в домашней обстановке. А их родители делились собственными мыслями
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Зачастую это практически дневниковые записи
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
На тот момент, продолжает Игорь Кривобоков, в Иркутской области диагноза «аутизм» вообще не существовало — психиатры его не ставили. Сейчас, хотя и не без трудностей, но получить его можно. Это нужно в том числе, чтобы оформить ребенку инвалидность. Но диагноз ставят к трем годам, а заниматься нужно начинать раньше — так выше вероятность добиться хороших результатов, которые позволят социализироваться. Запустить можно даже речь.
В центре есть и «разгрузочная» комната: детям она нужна не просто для отдыха — это своего рода поощрение за занятие
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Игорь качается
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
А еще критически важно поддерживать приобретенные навыки, иначе неминуемо наступит откат. Это особенно было заметно после двухмесячного режима самоизоляции по коронавирусу в 2020 году, говорит Олег Кривобоков.
Игорь умеет многое. Он может сам одеться, поесть, помыться, сходить в туалет. Нейротипичные люди выполняют эти действия на автомате, особенно их не осознавая. Для нейроотличных они могут быть сверхзадачей. Некоторым сложно делать это физически, объясняет психолог АВА-центра Анастасия Шваркунова, некоторых просто не научили.
Анастасия Шваркунова
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
— Родителю часто проще накормить ребенка самому, подтянуть штаны — потому что это быстрее, это не выводит ребенка из себя. Но рано или поздно всё равно приходит понимание, что в два года научить ребенка есть ложкой легче, чем в семь, потому что нет длительной истории подкрепления поведения, — говорит она.
АВА-терапия, или прикладной анализ поведения, — это интенсивное обучающее вмешательство, которое основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. На данный момент ABA-терапия является одним из наиболее активно применяемых подходов для обучения детей с аутизмом во всех странах мира. Программа строится на основании выявленных дефицитов и сильных сторон ребенка.
По мнению специалиста, обучить бытовым навыкам гораздо важнее, чем дать академические знания: умение писать и читать при отсутствии навыка соблюдать туалет вряд ли поможет адаптироваться в социуме, да и внутри семьи тоже.
Специалисты говорят, что при регулярных занятиях можно запустить даже речь
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
В «РАСсвете», отмечает специалист по связям с общественностью организации Елизавета Клинова, и раньше занимались развитием бытовых навыков, но не прицельно, а по ходу дела.
Елизавета Клинова
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Теперь этому решили уделить более пристальное внимание: создали методическую программу, написали заявку на грант и выиграли его. Проект «Сам себе помощник» поддерживает благотворительный фонд «Вклад в будущее». Он стартовал в апреле и продлится до декабря.
— Проект в этом году должны пройти 20 детей. Но чтобы дать конкретному ребенку необходимые навыки, нужно знать, какие у него дефициты и возможности. Плюс фактор поведения, поскольку поведенческие нарушения — основная проблема детей РАС. Если ребенок не слушается, у него нет руководящего контроля, то мы его не сможем научить ничему, — объясняет Елизавета.
Подопечные «РАСсвета» проводят в центре от двух часов и больше
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Мелкие игрушки помогают развивать моторику
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
И это тоже определенный навык — выполнять задание, которое дает взрослый. Прежде чем перейти к обучению бытовым навыкам, с ребенком нужно проработать кучу мелочей, и процесс это небыстрый, признают специалисты. Причем для детей с РАС очень важна мотивация: они не будут что-то делать, просто потому что надо. Им обязательно нужно поощрение.
Игорь слушает всех педагогов. Он весело бежит по коридору из кабинета, где только что вставлял деревянные плоские фигурки морских животных в подходящие для них отверстия и собирал деревянную пирамидку.
Игорь собирает деревянную мозаику…
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
…и пирамидку
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
— Игорь радуется сегодня, — отмечает инструктор Ксения Красавцева, которая работает с мальчиком в день нашего визита.
Ксения говорит: обучение нейроотличных детей — это всегда про историю маленьких побед. И про результат, который виден, пусть даже и через долгий промежуток времени.
Ксения Красавцева
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
Ксения и Игорь идут на кухню, чтобы пообедать. А после этого отправляются мыть посуду. Над раковиной — визуальные подсказки: картинки, на которых показана последовательность действий при мытье рук. Этот простой навык разбивают на несколько еще более мелких — такой подход помогает детям вспомнить, что и как надо делать, если один из навыков «застопорился». Такое случается, говорит Елизавета Клинова: ребенок может взять мыло и забыть, что дальше.
Достать обед из холодильника — это тоже навык
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
После обеда Игорь моет посуду
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Рядом с раковиной — визуальные подсказки. В идеале, говорят сотрудники «РАСсвета», такие должны быть везде в общественных местах
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
— У нас, например, учат ребенка почистить яйцо — это отдельная целая цепочка действий. Или почистить мандарин. Чтобы это сделать, педагог продумывает план, как проще этому научить. Визуальная опора очень важна. Вот надо сначала проткнуть кожуру, расковырять, потом ковырять так, — объясняет она.
Для детей в «РАСсвете» обустроены две санитарные комнаты. Это тоже сделано неспроста: важно научить ребенка не только мыть ту же посуду, но и делать это в разной обстановке. Родителей ориентируют на то, чтобы дети выполняли эти действия и дома.
Владение бытовыми навыками не только облегчает жизнь родителей детей с РАС — это дает шанс самим ребятам в будущем жить самостоятельно, в том числе в тренировочных квартирах
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
— Результатом нашего проекта должен стать набор бытовых навыков у каждого подопечного. Чем старше ребенок, тем больше навыков. Самых младших учат ходить в туалет, самостоятельно покушать, одеться и раздеться, возможно, сложить вещи. Но многое зависит от родительского запроса. Если родители просят, чтобы ребенка в первую очередь научили кушать, сделать себе бутерброд, то мы научим, — говорит Елизавета Клинова.
Детей учат разным навыкам — и застегивать пуговицы тоже
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Сейчас центр является еще и площадкой для подготовки кадров. Как правило, АВА-занятия, которые они проводят для подопечных, длятся от двух часов. Считается, что самое эффективное время для закрепления навыков — от 20 часов в неделю и выше.
На конец 2021 года, по данным Министерства здравоохранения Иркутской области, в регионе насчитывается 127 детей с РАС. Это последние официальные данные, которые есть у «РАСсвета». На деле же таких детей, вероятно, больше.
Савве семь лет, и он ходит в обычный садик
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Ее старший сын — семилетний Савва — тоже ребенок с РАС. Елизавета рассказывает, что с момента, когда диагноз стал известен, у нее прошли все стадии принятия — правда, собственно, принятие не достигает абсолюта. Но постепенно и с этим учишься жить.
— Я думаю, это сложно, потому что у нас у всех есть какие-то стереотипные ожидания: ребенок рождается, идет в сад, школу, вуз или куда-то, потом на работу, женится, заводит детей, они идут в сад, школу и так далее. А когда ты узнаёшь, что ребенок у тебя с аутизмом, ты выпадаешь из общей схемы, теряешься в этом. Но у меня не было ощущения креста, — говорит она.
При центре работает мастерская «Дом синего слона»
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Детей здесь учат работе с разными материалами
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
Это не просто творчество — это своеобразная профподготовка: некоторые дети вполне могут получить в будущем профессию
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Савва ходит в обычный детский сад, хотя один пришлось сменить. Игорь же посещал коррекционный сад «Берегиня». С младшим ребенком семьи, у которого тоже РАС, пробовали пойти в обычный сад, но не получилось — педагоги оказались к такому воспитаннику не готовы. Олег Кривобоков отмечает, что это большая проблема для нашего общества. Отношение сильно мешает социализации людей с РАС, хотя они могут найти свою нишу даже в экономике государства.
Изделия подопечных «РАСсвета»
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
— У нас всегда к людям с ограниченными возможностями здоровья относились так, что вот вам пенсия, сидите тихо. Сейчас немного двигается это, но всё в самом зачатке. У нас только совсем недавно стали диагноз ставить, а в каких-то странах этим занимаются 70 лет. Взять Гонконг: там 90% людей с РАС социализированы, кроме совсем тяжелых случаев. У нас хотя бы начать с государственного финансирования, чтобы все занятия были бесплатными, — говорит он.
У аутизма существуют «красные флажки». Стоит насторожиться, если ребенок не реагирует или реагирует редко на имя, постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной к нему речи, не улыбается или редко улыбается другим людям, нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам, не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12 месяцев, нет фразовой речи к 24 месяцам, утратил какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любом периоде детского возраста.
С другой стороны, многие родители сами прячут своих детей. Это приводит к тому, что они становятся будто невидимыми, в том числе для властей — а значит, и условия для социализации не создаются.
В центре говорят: чем раньше начнутся занятия, тем больше шансов на адаптацию детей в обществе
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
— Если мы детей прячем, значит их официально нет. Если их нет, никто ничего не хочет решать. Начинают говорить: «Вас там сколько? Сто человек? Зачем мы ради вас будем какие-то школы открывать?» А когда суммы-то реальные складываются, то по области не сто человек. А сколько еще не поставлено официальных диагнозов? Кому-то умственную отсталость ставят, кто-то вообще к врачам не идет, — отмечает исполнительный директор «РАСсвета».
Олег Кривобоков отмечает: если заметили, что с ребенком что-то не так, стоит сначала пойти в поликлинику. Те же неврологи хорошо диагностируют аутизм. Самое главное — не бояться и не тянуть, помня, что чем раньше начнете заниматься, тем больше шансов на успех, а подтянуть можно даже сложных детей.
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
Поделиться
Самим родителям важно принять, что ребенок «не такой» — это позволит быстрее начать предпринимать верные шаги по адаптации ребенка к жизни. И слушать нужно тех, кто профессионально занимается проблематикой.
В кабинете напротив — мастерская «Дом синего слона». Здесь ребята сегодня делают самодельное мыло: натирают на терке брусок-заготовку, растапливают в микроволновке, заливают в формы.
Панно на стене центра
org/Person»>Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»Поделиться
— Говорят, что эти дети рождены, чтобы изменить мир, — бросает нам на прощание Елизавета.
Автономной некоммерческой организации «РАСсвет» можно помочь финансово — для этого на платформе «Нужна помощь» организован благотворительный сбор.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
Классная комната детского сада Показать фотографии
Привет всем! Я так рада, что сегодня делюсь своими классными фотографиями детского сада ! Удивительно, как время ускользает от вас, когда ваш список дел длиною в милю. Я только что закончил первую неделю в школе, так что извините за «живые» фотографии. 🙂 Надеюсь, вам понравится смотреть на мой класс, и, возможно, это даст вам несколько идей для ваших собственных. Я также думаю, что было бы полезно указать места, где я купил товары, а также ссылки на то, где эти предметы доступны. Если нет в наличии, я связался с Amazon.
Классная комната детского сада
Возьмите свой стакан сладкого чая или диетической колы и приходите в мой класс, чтобы посетить мою студенческую библиотеку! Здесь, в этой зоне, студенты могут найти книги по своему выбору и даже расслабиться на удобной подушке или в кресле-мешке. (Радужный занавес из Ikea; гирлянды из Target Dollar Section; мешок с фасолью из Walmart; напольная подушка на самом деле представляет собой подушку для собаки, опять же из Walmart; книжные корзины из Really Good Stuff, но все предметы легко найти на Амазонка по ссылке)
Классная библиотека
Если вам интересно, как я организовал свою классную библиотеку, вы можете прочитать этот пост! Кстати, да, мой муж летом покрасил для меня книжные полки. Покрасил его черной глянцевой краской Rustoleum. Я пытался покрасить его баллончиком, но это обернулось катастрофой!
Компьютер и центр прослушивания
Рядом с моей библиотекой находится мой компьютер и центр прослушивания. Мне повезло, что у моих учеников есть 5 компьютеров. Обычно студенты используют компьютеры для ABC Mouse или Starfall. Это также моя стена причудливых буферов обмена, где я размещаю студенческие работы. (Блокноты были окрашены аэрозольной краской, и я привязал соответствующие ленты к зажиму). Мой центр прослушивания вместо небольшого столика IKEA, окрашенного черной глянцевой краской из баллончика (который нуждается в перекраске… ага! Реальные люди!) Я также использую центр прослушивания компакт-дисков, который я купил в Lakeshore.
Стена слов
Далее идет моя стена слов, которая на самом деле представляет собой мою магнитную белую доску. Вы также можете увидеть мою подвесную тележку-папку с ящиками, которую я использую для организации запасов Daily 5. Я купил их в прошлом году в Walmart, и они больше не доступны, но вот то же самое на Amazon. Радужные тележки полны тематических припасов, а также других материалов Daily 5. Я купил оба в Sams Club менее чем за 30 долларов каждый! Для тех из вас, кто не может найти эти тележки, вот они на Amazon.
Здесь я купил алфавит и редактируемый школьный набор с шевронами.
Центр письма
Далее мой центр письма и один из моих любимых! Конечно, сейчас начало учебного года, так что не так уж и много, но дайте нам несколько недель, и все будет круто!!
Я использую большие разделы для якорных диаграмм, а также плакатов с практическими рекомендациями и ежемесячных написаний слов для станции. (Стеллаж с крючками от ИКЕА и корзины от Долларового дерева.)
Это моя белая доска, которой я регулярно пользуюсь. (Карманы на магнитной бумаге от Lakeshore. Лента обрамляет ленту, купленную в Sams Club.)
А теперь давайте на минутку будем реальными… район не самый симпатичный, но функциональный и работает на меня. Кстати, у меня нет стола, и мне это нравится!! Может быть, на зимних каникулах мой милый покрасит эту книжную полку и картотечный шкаф! 🙂
Группа/Ковры
Далее вся моя группа/ковры. Это включает в себя мою большую стену фокуса, календарь и несколько областей станции.
Я использую мольберт каждый день, а также свои стерильные корзины, в которых хранятся материалы для учителей, ноты и материалы для станций. В верхней части моей библиотечной стойки находится мой набор классных досок для сухого стирания, планшетов и планшетов KleenSlates!
Другие центры
Это заглянуть в заднюю часть моей комнаты, где моя драматическая игровая станция, художественная станция, сенсорная настольная станция и Кричащие слова стена слова находится. Через заднюю дверь также входят ученики в начале учебного дня. У меня есть еще несколько бумажных карманов на магнитах, а также магнитный календарь на двери для общения с родителями и волонтерских возможностей.
Также здесь, в задней части моей комнаты, находится моя ОГРОМНАЯ якорная стена с диаграммами. Каждый цветной раздел позволяет мне повесить все якорные диаграммы, которые мы создаем вместе в классе. Все бумажное, кроме синего и черного, которые на самом деле пластиковые скатерти. Это исключает брызги воды из раковины, которые могут испортить бумагу. И справа от раковины находится наша классная ванная, а сразу за ванной, скрытая от камеры, моя доска Promethean и мой ноутбук.
Вот рабочие столы для студентов, включая мои симпатичные бумажные фонарики, обозначающие цвета стола!
Единственная не показанная область находится слева от этого изображения и включает в себя мою доску Promethean, мою кладовку и стену в горошек с станциями / дифференцированными ящичками.
Вот и все!! Мой класс в детском саду раскрывается… во всех его смешанных черно-белых узорах и основной цветовой теме. Надеюсь, вам понравился мой виртуальный тур и вы вдохновились! Или у вас есть идея, комментарий или вопрос для меня? Оставьте это ниже в разделе комментариев, так как я хотел бы поболтать!
Один из моих любимых инструментов: Kleen Slate
Теперь моя очередь вернуть ВАМ !! Одна из моих любимых находок для учителей/классов в этом году — эти удивительные планшеты KleenSlates.
Вы спросите, что такое KleenSlate? Это ручные , настраиваемые белые доски, которые также включают в себя защелкивающийся маркер для сухого стирания, с колпачком для ластика, И он также поставляется с действительно классной чистящей салфеткой из микрофибры на кольце, которое прикреплено !! Еще одним преимуществом и использованием этих досок является то, что, переворачивая их, вы можете вставить шаблон или графический органайзер для студенческой работы, не тратя бумагу. А у KleenSlate даже есть БЕСПЛАТНЫЕ шаблоны, которые вы можете скачать и использовать на своих досках!! Эти доски идеально подходят для любого возраста и уровня подготовки! Мне нравится использовать их в небольшой группе, поскольку функция «все в одном» избавляет от поиска расходных материалов. Примите участие, чтобы выиграть классный набор из 12 досок СЕЙЧАС!!
Теги:classdecorkindergartenKindergarten Classroom Reveal Pictures
Детский сад, детская игровая комната со шкафчиками, горка — Стоковая иллюстрация [94959802]
Подписка
Номер предмета : 94959802 Увидеть все
Эта стоковая иллюстрация под названием «Детский сад, детская игровая комната со шкафчиками, горка»[94959802] включает теги комнаты, вектора, интерьера. Автор этого материала — кляксун (№2041323). Доступны размеры от S до XL, включая Vector, а цена начинается от 5 долларов США. Вы можете загрузить образцы данных с водяными знаками (композиции изображений), проверить качество изображений и использовать Lightbox после регистрации бесплатно. Увидеть все
Детский сад, детская игровая комната со шкафчиками, горка
- 1:1
- 4:5
(8:10) - 3:2(6:4) selectRatio.bind(this, ‘custom’, true), css: { ‘selected’: cropPreview.selectedRatio() === ‘custom’}»> Обычай
:
* Вы можете перемещать изображение, перетаскивая его.
- Увеличить
- Образец данных
Кредиты (авторское право): кляксун / ПИКСТА
Подробнее об этом элементе- О модели и разрешении собственности
- Просмотров : 35
- Свяжитесь с автором, чтобы спросить об этом элементе
Добавить этого автора в избранное
Предлагаемые категории
- Дом/Интерьер
- Комната
- Дети
- комната/Детская
- комната
- Объект/здание/городской пейзаж
- Детский сад/Ясли
- школа
О разрешенном или запрещенном использовании.