Как сделать письменный стол для школьника своими руками: чертеж
Содержание
- Первое рабочее место для ученика
- Материалы и инструменты
- Подготовка материалов
- Сборка конструкции
- Установка столешницы
- Заключительный этап
- Преимущества создания своими руками
- Описание работы
- Простой ученический стол, который можно сделать быстро и дешево
- Стол-бюро
- Угловой письменный стол
- Письменный стол для школьника с полками
Первое рабочее место для ученика
Прежде чем сделать парту для первоклассника своими руками, внимательно рассмотрите чертежи. Вы можете регулировать высоту ножек в зависимости от роста вашего ребенка. Например, при росте учащихся до 115 см столы должны быть не более 46 см, а при 130 – не более 50 см.
Материалы и инструменты
- Лист ДСП ламинированный.
- Край для концов.
- Железо.
- Мебельные шурупы.
- Электрическая дрель.
- Дрель.
- Столярный клей.
- угол, рулетка.
- Декоративные колпачки для шурупов.
Согласно размерам, которые есть на чертежах, или вашим данным, вырежьте из ДСП необходимые куски. При наличии опыта подобных работ и подходящего оборудования можно сделать это своими руками. Более простой вариант – заказать раскрой в том месте, где была приобретена ДСП. Они же помогут вам склеить концы специальным краем.
Подготовка материалов
На следующем этапе работы осуществляется раскрой материала. На деревянное полотно переносятся рассчитанные размеры столешницы, боковых полок, задней стенки и полок. Для этого вам понадобится рулетка, уголок, карандаш. При использовании чертежа важно соблюдать масштаб всех элементов конструкции. Затем при помощи электролобзика вырежьте детали по нужному контуру. В каждом из них укажите места будущих креплений. В отмеченных точках просверливаются отверстия.
Сборка конструкции
Когда компоненты продукта будут готовы, приступайте к установке.
Для соединения деталей используются болты, винты и заглушки. Последовательность монтирования на рабочем столе выглядит так:- Нижняя полка крепится к центральной и боковым панелям.
- Таким же образом установите верхнюю полку.
- Задняя стенка закреплена на двух вертикальных стойках.
- Вторая боковая стенка стола крепится к задней пластине.
Мебельные дюбели промазывают клеем для лучшей фиксации и забивают в пазы резиновой киянкой.
Установка столешницы
Крышка стола монтируется после того, как будет готов несущий каркас конструкции. В верхнем торце боковых стенок делаются отверстия, в которые закрепляются шканты. Такие же глухие отверстия сверлятся в столешнице с нижней стороны. Отверстия горизонтальных и вертикальных элементов должны точно совпадать, чтобы не нарушалась геометрия стола. После этого верхняя панель укладывается на деревянные шпильки и положение фиксируется резиновой киянкой.
Сделай сам пеленальный столик и матрасик для него
Заключительный этап
Если для изготовления письменных столов использовался МДФ, дополнительная обработка поверхности не требуется. Достаточно закрыть торец пластины листовым металлом. Деревянный стол нуждается в защитном слое и декорировании: это продлит срок его службы и улучшит внешний вид. Перед нанесением финишного покрытия деревянную поверхность покрывают олифой и морилкой. Эти средства защитят материал от порчи влагой, солнцем, грибком.
Декоративное оформление стола зависит от стиля интерьера и вкуса мастера. Предмет самодельной мебели можно покрыть прозрачным или тонированным лаком, а также покрасить в определенный цвет. Средство наносится на поверхность дважды. Для придания изделию оригинального вида применяют декупаж, художественную роспись, аппликации, цветные полимерные пленки. Эти методы легко освоить и применять в домашних условиях.
Сделать своими руками простую домашнюю мебель совсем не сложно, если у вас есть столярные навыки. Модель стола, изготовленная по индивидуальному заказу, обеспечивает долговечность и желаемый внешний вид. Изделие с заданными размерами идеально вписывается в общий интерьер, а выбранная отделка с учетом личных предпочтений позволяет сделать мебель уникальной.
Преимущества создания своими руками
Конечно, помимо желания сделать что-то своими руками, необходимы и некоторые навыки обращения с инструментом. А если их освоить, можно ощутить существенные преимущества изготовления любой мебели своими руками. Их обучение рекомендуется начинать с изготовления простых изделий, в том числе и стола, например, парты. При этом его конструкция может быть элементарной, без шкафов и ящиков. Если этим делом займется опытный домашний мастер, он сможет изготовить эксклюзивную мебель. Из преимуществ самостоятельной работы по его изготовлению можно отметить:
- значительная экономия семейного бюджета;
- возможность выбрать материал будущего стола по своему вкусу;
- разработать удобный дизайн;
- учитывать планировку квартиры и ее интерьер.
Их обучение рекомендуется начинать с изготовления простых изделий, в том числе и стола, например, парты.
Также домашний мастер может проявить свою творческую энергию, но делать это медленно, с учетом имеющихся у него навыков и наличия свободного времени.
- Если этим делом займется опытный домашний мастер, он сможет изготовить эксклюзивную мебель.
- Если работать медленно, то в мебельном «первом блине» не будет комочков.
Описание работы
- Сделайте отметку на одной торцевой панели. Затем перенесите его ровно на вторую такую же деталь. Первое отверстие должно быть на расстоянии 5 см от верхнего края кусков, второе – на расстоянии 35 см. Разметка на торцевых стенках должна точно совпадать.
- С помощью дрели подготовьте отверстия под саморезы в торцевых частях, чтобы не повредить структуру материала при сборке. Затем сверлом большего размера расширьте отверстия, чтобы головка шурупа не выступала с поверхности изделия при креплении.
- Торцевые панели соедините с внутренней стеной (которая будет служить арматурой) саморезами, предварительно смазав стыки клеем. При сборке письменного стола проверяйте угол соединения деталей (90 градусов).
- Аналогично нужно сделать отверстия в крышке изделия. Обратите внимание, что столешница должна немного выступать над краями базовых элементов, что сделает использование изделия более удобным, а углубление также позволит расположить столешницу вплотную к стене или в углу, не обращая внимания на плинтус. Столешница может выступать на 6,5 см с боков, на 5 см спереди/сзади. Вверните винты.
- Закройте головки винтов подготовленными заглушками.
Вы оцените преимущества этой простой модели: ее легко сделать своими руками, она аккуратная, место для такой парты для первоклассника вы найдете даже в очень маленькой комнате. Также письменные столы (как и другие изделия) из ДСП можно покрасить в любой цвет, подходящий к интерьеру помещения.
Простой ученический стол, который можно сделать быстро и дешево
Для сборки самой простой конструкции достаточно сделать 4 ножки и прикрепить к ним стол. Более простой вариант – купить готовые ножки, например, из металла или дерева. Его высота подбирается индивидуально, учитывая, что стандартная высота стола составляет 95 см.
Самый простой стол для школьника можно сделать из доступных материалов:
- фанера;
- деревянная балка;
- хомуты и трубка для ног.
Из инструментов вам понадобятся:
- электроциркулятор;
- измерительные приборы: линейка, рулетка;
- наждачная бумага;
- красить;
- лак.
Пошаговая инструкция сборки:
- вырежьте столешницу: выберите толстый лист фанеры, убедитесь, что его внешняя сторона гладкая. Используйте электрический циркуляр и диск на 140 зубьев. Он будет резать поверхность без изъянов, забоин и сколов. Поместите деревянные балки под края и центр фанеры;
- столешницу отшлифовать, при необходимости скруглить углы. Пройдитесь по периметру боковых швов наждачной бумагой. Зернистость — средняя;
- таким же образом обработайте полотно стола. Чтобы избежать дыр и грубых осколков, работайте по направлению волокон древесины;
- протрите заготовки от пыли влажной тряпкой и пройдитесь чистовой наждачной бумагой;
- нанести слой лака. Работа с кистью. После высыхания поверхности повторить процедуру еще 3-4 раза. Важно!Между нанесением слоев дождитесь их полного высыхания;
- последний шаг — ноги. Распилите металлическую трубку на 4 заготовки размером 90-100 см. С одной стороны положите пластиковые накладки – они защитят пол от царапин;
- закрепите ножки к столу саморезами.
Стол-бюро
Письменный стол – достаточно простая конструкция. Основная сложность — внешняя надстройка и кессоны.
Для изготовления деревянного стола-бюро вам потребуются следующие инструменты:
- дрель;
- дрель;
- пилы по металлу и дереву;
- самолет;
- долото;
- отвертки;
- винт.
Эскиз простого офисного стола:
Более функциональный вариант:
Пошаговая инструкция изготовления:
- составить чертеж — показать размеры всех деталей, в том числе и мелких. Обозначьте точки крепления, места, где будет установлена фурнитура;
- перенести размеры на деревянное полотно;
- электролобзиком выпилите все детали сборки: вырежьте строго по контуру, соблюдайте размеры. Отметьте карандашом точки, в которых впоследствии будете сверлить отверстия;
- собираем ящики по схеме:
- приступайте к монтажу: соедините детали дюбелями или саморезами;
- прикрепить нижнюю полку к центральному и боковым элементам;
- то же самое проделать с верхом;
- смонтировать заднюю стенку на вертикальных стойках;
- прикрепите вторую сторону стола к задней панели;
- смажьте дюбели клеем; это улучшит качество фиксации. Вбить в пазы резиновым молотком;
- установить столешницу на опорную раму изделия;
- закрепить верхнюю надстройку к столу;
- вскрыть древесину лаком – это продлит срок службы, добавит блеска и улучшит рельефный рисунок породы.
Подробнее: Сухие веточки для декора: фото в интерьере
Угловой письменный стол
Угловой письменный стол – функциональная модель. Что касается материала, хорошим решением станет ДСП. Низкая цена, простота обработки – с этим справится даже начинающий сборщик мебели. Если вы хотите получить авторское изделие, то выбирайте в качестве столешницы массив массива дерева, он выглядит дорого и солидно.
Необходимые инструменты:
- электрическая дрель;
- набор сверл;
- отвертка;
- молоток;
- хомуты: мебельные болты, саморезы;
- правило;
- карандаш;
- рулетка;
- клей для дерева
Примечание! Если в качестве столешницы вы выбрали массив дерева, вам также потребуются:
- фрезерный станок;
- зажим;
- шлифовальная машина.
Порядок работы:
- нарисовать картинку или найти готовый вариант в интернете;
- если вы работаете с ДСП, распилите его по месту покупки;
- сборку начните с отверстий в центре и боковых заготовках. Отметьте отверстия для сверления маркером. Соедините конструкции саморезами;
- аналогичным способом собрать все полки;
- прикрепите заднюю панель. Разместите элемент на одной высоте с центральной заготовкой и концом бокового фрагмента;
- прикрепите вторую боковую стенку к задней панели;
- завершающий этап – закрепление столешницы. Просверлите отверстия в боковых стойках и установите дюбели. Проделайте то же самое с верхней стороной. Не сверлите сквозные отверстия. Пропитайте дюбеля клеем, соедините детали.
Письменный стол для школьника с полками
Шаг первый: нам нужно сделать чертеж, учитывающий размеры нашего помещения. Необходимо визуализировать на схеме все размеры деталей, которые мы будем распиливать.
Рекомендуется заранее составить схему будущего стола
Шаг второй: Теперь нам предстоит вырезать детали точно по размерам предварительного чертежа. Для этого снимите упаковку с мебельных щитов, а затем с помощью рулетки и карандаша наметьте места для вырезания будущих деталей. Здесь нужно быть внимательным, чтобы не упустить важные моменты.
Выпиливать детали необходимо на циркулярной пиле или электролобзике
В процессе работы при необходимости вырезаем некоторые детали
Конечно, в этом случае явным плюсом будет наличие специального оборудования, но при его отсутствии новички могут использовать в процессе даже ножовку (только придется потратить больше времени).
Шаг третий – когда все детали готовы, нам необходимо перейти к этапу сборки конструкции. Поскольку детали столешницы будут соединяться деревянными дюбелями, для них нужно будет предусмотреть отверстия. Их необходимо сделать на торцевых частях стен и ножек конструкции электродрелью.
В подготовленные отверстия необходимо вставить мебельные дюбели, промазав их клеем, их необходимо забить специальным резиновым молотком
Шаг четвертый: С помощью дюбелей и молотка нужно приступить к сборке частей стола.
Соединяем части ножек стола между собой
Каждая часть конструкции должна быть тщательно отшлифована. Ведь на поверхности не должно быть заусенцев. Таким же образом необходимо обработать края.
Обработка деталей
Шаг пятый: Теперь нам нужно взять столешницу и забить в заранее подготовленные отверстия деревянные бруски.
Забивание деревянных блоков один за другим
Теперь с помощью столярного клея будем соединять части изделия
С помощью строительного уровня лучше еще раз убедиться в ровности деталей, иначе столешница получится криво
По этому принципу необходимо соединить все части стола
Шаг шестой: Теперь из оставшихся деталей нам нужно собрать полки, которые будут внизу стола.
Для начала их нужно будет расположить в том порядке, в котором они будут соединяться. Если есть неровности, то именно на этом этапе еще будет возможность их исправить.
Предварительная сборка конструкции
С помощью циркуля необходимо разметить круглые углы, а затем их можно выпилить электролобзиком
Делаем отверстия в кусках и соединяем их клеем и мебельными дюбелями
В качестве дополнительных креплений можно использовать еврошурупы для достижения прочности изделия. В процессе работы вам нужно будет постоянно использовать строительный уровень, чтобы получить ровную конструкцию.
В процессе сборки вам нужно будет отшлифовать все детали.
Особое внимание следует уделить обработке закругленных углов.
В качестве дополнительного декоративного элемента на таких полках мы установили на каждом «этаже» стальные хромированные трубы диаметром 21 см. На каждую такую трубку нужно будет поставить заглушки. Точно такая же трубка с заглушками будет установлена сзади стола. Но этот шаг необязателен, вы можете повторить его, если хотите.
Установка хромированных труб
Шаг седьмой: теперь нам нужно собрать две части нашего столика на деревянных брусках и разметочных шурупах.
Мы отмечаем тако
Намечаем место крепления верхней трубки и крепим к столу
Наконец, мы должны заново отшлифовать все края стола, чтобы они были идеально гладкими. Чтобы скрыть места крепления шурупов, нужно использовать специальные деревянные дюбеля.
Чистовая шлифовка
Шаг восьмой: Теперь нам осталось покрыть стол лаком. Его необходимо наносить в несколько слоев. Важно помнить, что каждый слой должен хорошо просохнуть не менее 2-3 часов.
Сделать финишное покрытие
При желании можно использовать как валик, так и кисть (первый вариант идеален для покрытия столешницы).
Источники
- https://NedvijDom.ru/detskaja-komnata/stol-dlya-shkolnika.html
- https://berkem.ru/stoly/delaem-pismennyj-stol-svoimi-rukami-process-izgotovlenija/
- https://sdelalremont.ru/kak-sdelat-pismennyj-stol-svoimi-rukami-chertezhi.html
- https://mebel-sovet.ru/stoly/samodelnye/1344-pismenniy-svoimi-rukami
- https://mebel-narodu.ru/stol/pismennyj-svoimi-rukami.html
- https://severdv.ru/mebel/stoly/kak-sdelat-pismennyj-stol-svoimi-rukami/
- https://remoskop.ru/pismennyj-stol-svoimi-rukami.html
- https://samodel.guru/mebel/sdelat/stol/pismennyj.html
- https://camodelkin.ru/hozpostrojki/shkolnyj-stol-svoimi-rukami. html
- https://mebel-expert.info/mebel-svoimi-rukami/stoly/pismennyj-stol-dlya-shkolnika-svoimi-rukami
- https://setafi.com/mebel/stol/pismennyj-stol-svoimi-rukami/
Лучшие парты для школьников для дома: сравниваем 5 популярных моделей
Ольга Сидоренко
Сейчас, когда школьников могут в любой момент могут отправить на дистанционное обучение, приобрести лучшую парту для ваших детей становится важным как никогда. Выбор растущей парты станет разумным вложением. А мы расскажем, – почему, и сравним 5 моделей от бренда Rifforma.
Одно из самых важных дел, которое могут сделать родители, – это создать для своих детей удобное и функциональное рабочее пространство. Особенно это важно для первоклассников. Наверное есть что-то милое, когда ноги вашего ребенка свисают с огромного стула. Но на самом деле детям удобнее, когда мебель соответствует их росту. Так им легче будет сосредоточиться на учебе. К тому же, удобство и комфорт рабочего места сформирует хорошую привычку учиться. Три основных составляющих рабочего места школьника – стол, стул, свет. Начните с первого пункта, и посмотрите наш рейтинг лучших парт для школьника для дома.
Растущие парты: плюсы и минусы
- Разработаны с учетом детской анатомии.
- Можно настроить высоту столешницы под рост ребенка.
- Помогут сохранить правильную осанку во время занятий.
- Избавит вас от необходимости менять стол каждые два года.
- Из минусов — стоят дороже обычных письменных столов.
А наклонная столешница сохранит детское зрение. Читайте об этом в нашей статье:
Наклон парты или очки: что вы выберете для своего ребенка?
Почему именно «растущая», а не обычная, или, например, простой письменный стол? Дело в том, что стандартная высота всех столов 70-75 см, которая подходит для людей ростом от 150 см. Первокласснику, же, будет сложно постоянно удерживать правильную посадку. Ребенок начнет быстро уставать, отвлекаться, и не сможет сконцентрироваться на домашнем задании.
Вот таблица соответствия роста ребенка и высоты парты и стула согласно СанПин.
Мы уже рассказывали подробнее о санитарных нормах к ученической мебели в нашем блоге:
Высота парты: в зависимости от роста
Лучшие растущие парты: рейтинг
Rifforma-100
Лучше один раз увидеть, посмотрите этот видео-обзор. Вы будете удивлены, как легко и просто можно изменить настройки парты, буквально за считанные секунды.
Здесь прекрасно сочетаются продуманная эргономика, легкость и безопасность использования. Подвижную часть столешницы можно наклонять до 55°, идеально подходит для получения нужного угла для письма, чтения и рисования. Для плавного опускания используется многоступенчатый газ-лифт. Металлический каркас обеспечит длительный срок службы. Из дополнений — вместительный лоток-органайзер размером 75х32 см. Здесь поместятся карандаши, ручки и тетради. Часть предметов можно разместить на неподвижной части столешницы.
- Рост ребенка: от 115 до 180 см;
- Высота: от 54 до 78 см;
- Механизм подъема: ручной;
- Тип столешницы: раздельная;
- Размер столешницы: 100х70 см;
- Размер подъемной части: 74х50 см;
- Угол наклона: 0-55°;
- Комплектация: выдвижной лоток.
Хит продаж
Парта-трансформер RIFFORMA-100 Голубой
Rifforma-80
Эта парта идеальна для маленькой детской комнаты, благодаря небольшой столешнице шириной 80 см. Но места для тетрадей вполне достаточно. Отличается от предыдущей модели бóльшим углом наклона, что дает больше возможностей для творчества. Места для принадлежностей на самой парте поменьше, но большой лоток все компенсирует. Хранить карандаши лучше в нем, чем в стаканчике, так как он почему-то всегда падает у детей). У этой модели тоже есть видео-обзор. Его можно посмотреть в карточке товара.
- Рост ребенка: от 115 до 180 см;
- Высота: от 54 до 78 см;
- Механизм подъема: ручной;
- Тип столешницы: единая;
- Размер столешницы: 80х70 см;
- Размер подъемной части: 80х49 см;
- Угол наклона: 0-75°;
- Комплектация: выдвижной лоток.
Rifforma-90
Представлена в одном единственном цветовом решении. Лаконичный белый цвет с отделкой светло-серым пластиком – это то, что нужно для тех детей, которые желают исключить яркие детские цвета в своем пространстве. Компактные габариты позволят разместить парту даже в небольшой комнате. Комплектуется удобной полкой, которую можно зафиксировать в любой части столешницы. У полочки есть одна особенность — это выдвижная подставка, где можно разместить учебник или планшет.
- Рост ребенка: от 105 до 180 см;
- Высота: от 53 до 78 см;
- Механизм подъема: ручной;
- Тип столешницы: единая;
- Размер столешницы: 90х70 см;
- Размер подъемной части: 90х49 см;
- Угол наклона: 0-55°;
- Комплектация: выдвижной лоток, полка, подставка для книг.
Парта-трансформер RIFFORMA-90 Серый
Rifforma-34
Эта парта поставляется в комплекте с полкой и ящиком. Еще одна отличительная особенность — просторная рабочая поверхность с раздельной столешницей. Наклонная часть может принимать почти вертикальное положение, можно использовать не только для письма или чтения, но и для обучения. L-образная неподвижная часть послужит местом для хранения. Здесь можно разместить учебники, тетради и учебные принадлежности. Подойдет для тех, кто любит держать все под рукой.
- Рост ребенка: от 105 до 180 см;
- Высота: от 53 до 78 см;
- Механизм подъема: ручной;
- Тип столешницы: раздельная;
- Размер столешницы: 110х70 см;
- Размер подъемной части: 71х46 см;
- Угол наклона: 0-75°;
- Комплектация: полка и выдвижной лоток.
Парта-трансформер RIFFORMA-34 Розовый
Rifforma-120
Идеально для тех, кто ищет модель от первого класса до школьного выпускного. Это уже не просто парта, а полноценный и функциональный письменный стол. Огромный органайзер по всей ширине стола впечатляет своими размерами. Здесь хватит места для всего, что влечет за собой повседневная школьная жизнь. Боковая часть подойдет для размещения таких предметов как акварель, бутылочка с водой или смартфон. Они могут легко соскользнуть с наклонной столешницы и помешать выполнению домашнего задания. В начале школьного обучения детям нужно всего несколько тетрадей и пару ручек, затем много книг и, наконец, ноутбук. Быть может стоит предусмотреть этот момент заранее.
- Рост ребенка: от 115 до 180 см;
- Высота: от 54 до 78 см;
- Механизм подъема: ручной;
- Тип столешницы: раздельная;
- Размер столешницы: 120х70 см;
- Размер подъемной части: 84х50 см;
- Угол наклона: 0-55°;
- Комплектация: выдвижной лоток.
Когда мы рассказываем про растущие парты во Вконтакте или Инстаграм, нас всегда спрашивают, а есть ли у нас стулья к этим партам. Есть. И стулья есть, и инструкция по выбору.
Как выбрать компьютерное кресло для школьника: 5 важных моментов
Была ли эта статья полезна?
Да, полезна
Нет
Теги: Детская
Подписаться
Будьте в курсе всех новых статей нашего блога
Похожие статьи
Детские двухъярусные кровати: важные моменты безопасности
Читать статью
Освещение в детской комнате: рекомендации и важные моменты
Читать статью
Безопасная детская мебель из ЛДСП класса Е1: строгий российский стандарт
Читать статью
Растущая парта: идеальный стол для первоклассника
Читать статью
Какая настольная лампа для школьника лучше: 4 показателя качества и безопасности
Читать статью
Остались вопросы? Задавайте!
борьба за смартов? Как восточные и западные культуры справляются с обучением: выстрелы
Китайские школьники во время уроков в классе в Хэфэй, провинция Аньхой, Восточный Китай, 2010 год. STR/AFP/Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок
STR/AFP/Getty Images
Китайские школьники во время уроков в классе в Хэфэй, провинция Аньхой, Восточный Китай, 2010 год.
STR/AFP/Getty Images
В 1979 году, когда Джим Стиглер был еще аспирантом Мичиганского университета, он отправился в Японию, чтобы исследовать методы обучения, и обнаружил, что сидит на последнем ряду в переполненном четвертом классе математического класса.
«Учитель пытался научить класс рисовать трехмерные кубики на бумаге, — объясняет Стиглер, — и у одного ребенка с этим были проблемы. Его кубик выглядел косоглазым, поэтому учитель сказал ему: «Почему бы тебе не положить свою на доску?» И тут же я подумал: «Интересно! Он взял того, кто не может этого сделать, и сказал ему пойти и записать это на доске».
Стиглер знал, что в американских классах к доске обычно приглашают лучшего ученика в классе. И вот он с интересом наблюдал, как японский ученик послушно подошел к доске и начал рисовать, но так и не смог собрать кубик. Каждые несколько минут учитель спрашивал остальную часть класса, правильно ли понял ребенок, и класс отрывался от своей работы и отрицательно качал головами. И с течением времени Стиглер заметил, что он — Стиглер — становится все более и более беспокойным.
«Я понял, что сижу и начинаю потеть, — говорит он, — потому что я действительно сопереживал этому ребенку. Я подумал: «Этот ребенок сейчас расплачется!» »
Но ребенок не расплакался. Стиглер говорит, что ребенок невозмутимо продолжал рисовать свой куб. «И в конце урока он сделал так, чтобы его кубик выглядел правильно! И учитель сказал классу: «Как это выглядит, класс?» И все они подняли глаза и сказали: «Он сделал это!» И они разразились аплодисментами». Малыш улыбнулся широкой улыбкой и сел, явно гордясь собой.
Стиглер в настоящее время является профессором психологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, который изучает преподавание и обучение по всему миру, и он говорит, что именно этот небольшой опыт впервые заставил его задуматься о том, как по-разному Восток и Запад подходят к опыту интеллектуальной борьбы.
«Я думаю, что с самого раннего возраста мы [в Америке] рассматриваем борьбу как показатель того, что вы просто не очень умны», — говорит Стиглер. «Это признак низких способностей — умные люди не борются, они просто естественным образом получают это, это наша народная теория. В то время как в азиатских культурах они склонны рассматривать борьбу больше как возможность».
В восточных культурах, говорит Стиглер, просто предполагается, что борьба является предсказуемой частью процесса обучения. Ожидается, что каждый будет бороться в процессе обучения, и поэтому борьба становится шансом показать, что вы, ученик, имеете все необходимое для эмоционального решения проблемы, упорствуя в этой борьбе.
«Они научили их тому, что страдание может быть полезным, — говорит Стиглер. «Я имею в виду, что это звучит плохо, но я думаю, что это то, чему они их научили».
Допуская, что между Востоком и Западом существует большое культурное разнообразие и можно указать на противоположные примеры в каждом из них, Стиглер все же резюмирует разницу следующим образом: По большей части в американской культуре интеллектуальная борьба у школьников рассматривается как показатель слабости, в то время как в восточных культурах это не только терпимо, но и часто используется для измерения эмоциональной силы.
Это небольшая разница в подходе, которая, по мнению Стиглера, имеет очень большое значение.
«Борьба»
Стиглер не первый психолог, заметивший разницу в том, как Восток и Запад подходят к переживанию интеллектуальной борьбы.
Джин Ли — профессор Университета Брауна, который, как и Стиглер, сравнивает взгляды на обучение азиатских и американских детей. Она говорит, что для того, чтобы понять, почему эти две культуры так по-разному относятся к борьбе, полезно сделать шаг назад и изучить, как они думают о том, откуда берется академическое превосходство.
В течение последнего десятилетия Ли записывала разговоры между американскими матерями и их детьми, а также тайваньскими матерями и их детьми. Затем Ли анализирует эти разговоры, чтобы увидеть, как матери говорят с детьми о школе.
Она поделилась со мной одним записанным ею разговором между американской матерью и ее 8-летним сыном.
Мать и сын обсуждают книги. Сын, хотя и молодой, отлично учится, любит учиться. Он говорит матери, что он и его друзья разговаривают о книгах даже на переменах, и она отвечает так:
Мать: Знаете, что делают умные люди, умные взрослые?
Ребенок: Я знаю… говорить о книгах.
Мать: Да. Так что это довольно умный поступок — говорить о книге.
Ребенок: Хммм мммм.
Это небольшой обмен — момент. Но Ли говорит, что эта капля разговора содержит мир культурных предположений и верований.
По сути, американская мать сообщает своему сыну, что причиной его успехов в школе является его интеллект. Он умен — это, по словам Ли, распространенное американское мнение.
«На Западе считают, что разум — это причина, — объясняет Ли. «Она говорит ему, что в нем, в его уме, есть что-то, что позволяет ему делать то, что он делает».
Но во многих азиатских культурах, говорит Ли, успехи в учебе не так связаны с интеллектом. «Оно заключается в том, что они делают, а не в том, кто они такие, с чем они родились», — говорит она.
Она делится другим разговором, на этот раз между тайваньской матерью и ее 9-летним сыном. Говорят о фортепиано — мальчик занял первое место на конкурсе, и мать объясняет ему, почему.
«Ты тренировался и тренировался с большим энтузиазмом», — говорит она ему. «Это было очень трудно, но вы приложили огромные усилия. Вы настаивали на том, чтобы практиковаться».
«Таким образом, основное внимание уделяется процессу упорства в этом, несмотря на трудности, а не сдаче, и это то, что ведет к успеху», — говорит Ли.
Все это имеет значение, потому что то, как вы представляете процесс борьбы с чем-то, глубоко влияет на ваше фактическое поведение.
Очевидно, что если борьба свидетельствует о слабости — недостатке интеллекта — это заставляет вас чувствовать себя плохо, и поэтому вы с меньшей вероятностью с этим смиритесь. Но если борьба указывает на силу — способность противостоять вызовам, которые неизбежно возникают, когда вы пытаетесь чему-то научиться — вы с большей готовностью принимаете это.
И Стиглер чувствует, что в реальном мире легко увидеть последствия этих различных интерпретаций борьбы.
«Много лет назад мы провели исследование с первоклассниками, — говорит он мне. «Мы решили выйти и дать студентам решить неразрешимую математическую задачу, а затем измерить, как долго они работали над ней, прежде чем сдались».
Американские студенты «поработали над этим в среднем менее 30 секунд, а потом посмотрели на нас и сказали: «У нас такого еще не было», — говорит он.
Но японские студенты целый час работали над неразрешимой задачей. «И, наконец, нам пришлось остановить сессию, потому что час истек. А затем мы должны были допросить их и сказать: «О, это невозможная проблема, это была неразрешимая проблема!» и они смотрели на нас как: «Что мы за животные?» — вспоминает Стиглер.
«Подумайте об этом [виде поведения] на протяжении всей жизни», — говорит он. «Это большая разница».
Не Восток против Запада
Это не означает, что восточный способ интерпретации борьбы — или что-то еще — лучше западного или наоборот. У каждого есть свои сильные и слабые стороны, о которых знают обе стороны. Жители вестернов склонны беспокоиться о том, что их дети не смогут конкурировать с азиатскими детьми, которые преуспевают во многих областях, но особенно в математике и естественных науках. Ли говорит, что у педагогов из азиатских стран есть свои заботы.
«»Наши дети не творческие. У наших детей нет индивидуальности. Они просто роботы.» Вы часто слышите, как педагоги из азиатских стран выражают эту озабоченность», — отмечает она.
Итак, может ли одна культура перенять верования другой культуры, если они увидят, что эта культура дает лучшие результаты?
И Стиглер, и Ли считают, что изменить культуру сложно, но можно мыслить по-другому, что может помочь. «Можем ли мы изменить наши взгляды на обучение и уделять больше внимания борьбе?» — спрашивает Стиглер. «Ага.»
Например, по словам Стиглера, в японских классах, которые он изучал, учителя сознательно разрабатывают задачи, которые немного превышают возможности учеников, которых они обучают, поэтому ученики действительно могут столкнуться с чем-то, что находится вне их досягаемости. Затем, как только задание освоено, учителя активно отмечают, что ученик смог выполнить его благодаря упорному труду и борьбе.
«И я просто думаю, что, особенно в школах, мы не создаем достаточного количества этих переживаний, а затем недостаточно четко на них указываем.»
Но мы можем, говорит Стиглер.
Между тем, он и другие психологи, занимающиеся этой работой, говорят, что есть еще различия, которые нужно нанести на карту — различия, которые позволяют обеим культурам более четко увидеть, кто они есть.
Секрет воспитания умных детей
Отличник Джонатан окончил начальную школу под парусом. Он легко выполнял свои задания и регулярно зарабатывал пятерки. Джонатан недоумевал, почему некоторые из его одноклассников борются, и его родители сказали ему, что у него есть особый дар. Однако в седьмом классе Джонатан внезапно потерял интерес к школе, отказываясь делать домашнее задание или готовиться к контрольным. Как следствие, его оценки резко упали. Его родители пытались повысить уверенность сына, уверяя его, что он очень умен. Но их попытки не смогли мотивировать Джонатана (который составлен из нескольких детей). Учеба в школе, по утверждению их сына, была скучной и бессмысленной.
Наше общество поклоняется таланту, и многие люди считают, что обладание превосходным интеллектом или способностями — наряду с уверенностью в этих способностях — является рецептом успеха. На самом деле, однако, более 35 лет научных исследований показывают, что чрезмерный акцент на интеллекте или таланте делает людей уязвимыми перед неудачами, страхом перед трудностями и нежеланием исправлять свои недостатки.
Результат проявляется в таких детях, как Джонатан, которые проходят через младшие классы с опасным представлением о том, что успехи в учебе без усилий определяют их как умных или одаренных. Такие дети безоговорочно убеждены в том, что интеллект является врожденным и фиксированным, поэтому стремление к обучению кажется гораздо менее важным, чем быть (или выглядеть) умным. Это убеждение также заставляет их рассматривать проблемы, ошибки и даже необходимость прилагать усилия как угрозу своему эго, а не как возможности для улучшения. И это приводит к тому, что они теряют уверенность и мотивацию, когда работа становится для них нелегкой.
Восхваление врожденных способностей детей, как это делали родители Джонатана, укрепляет это мышление, которое также может помешать молодым спортсменам или людям на работе и даже бракам реализовать свой потенциал. С другой стороны, наши исследования показывают, что обучение людей «установке на рост», которая поощряет сосредоточение внимания на «процессе» (состоящем из личных усилий и эффективных стратегий), а не на интеллекте или таланте, помогает им достичь высоких результатов. отличники в школе и в жизни.
Возможность поражения
Впервые я начал исследовать основы человеческой мотивации — и то, как люди продолжают упорствовать после неудач, — будучи аспирантом психологии Йельского университета в 1960-х годах. Эксперименты на животных, проведенные психологами Мартином Селигманом, Стивеном Майером и Ричардом Соломоном, которые в то время работали в Пенсильванском университете, показали, что после неоднократных неудач большинство животных приходят к выводу, что ситуация безнадежна и находится вне их контроля. Исследователи обнаружили, что после такого опыта животное часто остается пассивным, даже когда оно может произвести изменения — состояние, которое они назвали выученной беспомощностью.
Люди тоже могут научиться быть беспомощными, но не все так реагируют на неудачи. Я задавался вопросом: почему некоторые ученики сдаются, когда сталкиваются с трудностями, тогда как другие, не обладающие более высокими навыками, продолжают стремиться и учиться? Один из ответов, как я вскоре обнаружил, заключался в убеждениях людей относительно того, почему они потерпели неудачу.
В частности, приписывание плохой работы отсутствию способностей угнетает мотивацию больше, чем убеждение, что виновато отсутствие усилий. В 1972 году, когда я учил группу детей начальной и средней школы, которые демонстрировали беспомощное поведение в школе, что отсутствие усилий (а не отсутствие способностей) приводило к их ошибкам в математических задачах, дети научились продолжать попытки, когда проблемы начинались. жесткий. Они также решили еще много проблем, даже несмотря на трудности. Другая группа беспомощных детей, которых просто вознаграждали за успехи в решении более простых задач, не улучшила свои способности решать сложные математические задачи. Эти эксперименты были ранним признаком того, что концентрация усилий может помочь избавиться от беспомощности и добиться успеха.
Последующие исследования показали, что самые настойчивые ученики совсем не размышляют о собственных неудачах, а думают об ошибках как о проблемах, которые нужно решить. В 1970-х годах в Университете Иллинойса я вместе с моей тогдашней аспиранткой Кэрол Динер попросили 60 пятиклассников подумать вслух, пока они решали очень сложные задачи на распознавание образов. Некоторые ученики реагировали на ошибки оборонительно, принижая свои навыки такими комментариями, как «У меня никогда не было хорошей памяти», и их стратегии решения проблем ухудшились.
Тем временем другие сосредоточились на исправлении ошибок и оттачивании своих навыков. Один посоветовал себе: «Мне следует притормозить и попытаться в этом разобраться». Особенно вдохновляли двое школьников. Один из них, столкнувшись с трудностями, пододвинул стул, потер руки, облизнул губы и сказал: «Я люблю вызовы!» Другой, также столкнувшись с трудными задачами, посмотрел на экспериментатора и одобрительно заявил: «Я надеялся, что это будет информативно!» Как и ожидалось, студенты с таким отношением превзошли своих когорт в этих исследованиях.
Два взгляда на интеллект
Несколько лет спустя я разработал более широкую теорию того, что разделяет два основных класса учащихся — беспомощных и ориентированных на мастерство. Я понял, что эти разные типы студентов не только по-разному объясняют свои неудачи, но и придерживаются разных «теорий» интеллекта. Беспомощные считают, что интеллект — это фиксированная черта: у вас есть только определенное количество, и все. Я называю это «установкой фиксированного мышления». Ошибки подрывают их уверенность в себе, потому что они приписывают ошибки отсутствию способностей, которые они не в силах изменить. Они избегают проблем, потому что трудности делают ошибки более вероятными и менее умными. Подобно Джонатану, такие дети избегают усилий, полагая, что тяжелая работа означает, что они тупые.
Дети, ориентированные на мастерство, наоборот, считают, что интеллект податлив и может развиваться с помощью образования и упорного труда. Они хотят учиться превыше всего. В конце концов, если вы верите, что можете расширить свои интеллектуальные способности, вы хотите сделать именно это. Поскольку оплошности происходят из-за недостатка усилий или приобретенных навыков, а не из фиксированных способностей, их можно исправить настойчивостью. Проблемы заряжают энергией, а не пугают; они предлагают возможности учиться. Мы предсказывали, что учащиеся с такой установкой на рост обречены на более высокие успехи в учебе и, скорее всего, превзойдут своих сверстников.
Мы подтвердили эти ожидания в исследовании, опубликованном в начале 2007 года. Психологи Лиза Блэквелл, тогда работавшая в Колумбийском университете, и Кали Х. Тржесневски, тогда работавшая в Стэнфордском университете, и я наблюдали за 373 учащимися в течение двух лет во время их перехода в среднюю школу. когда работа становится более сложной, а оценки более строгими, чтобы определить, как их образ мышления может повлиять на их оценки по математике. В начале седьмого класса мы оценили образ мышления учащихся, попросив их согласиться или не согласиться с такими утверждениями, как «Ваш интеллект — это нечто очень важное в вас, что вы не можете изменить». Затем мы оценили их убеждения относительно других аспектов обучения и посмотрели, что произошло с их оценками.
Как мы и предсказывали, учащиеся с установкой на рост считали, что учеба является более важной целью в школе, чем получение хороших оценок. Кроме того, они высоко ценили тяжелую работу, полагая, что чем больше вы над чем-то трудитесь, тем лучше вы в этом преуспеете. Они понимали, что даже гениальные люди должны много работать для своих великих достижений. Столкнувшись с неудачей, такой как неудовлетворительная оценка за тест, студенты с установкой на рост сказали, что они будут учиться усерднее или попробуют другую стратегию для усвоения материала.
Ученики с установкой на данность, однако, беспокоились о том, чтобы выглядеть умнее, не заботясь об обучении. У них было негативное отношение к усилиям, они считали, что необходимость усердно работать над чем-то является признаком низких способностей. Они думали, что человеку с талантом или умом не нужно много работать, чтобы преуспеть. Приписывая плохую оценку своему собственному отсутствию способностей, те, у кого фиксированное мышление, говорили, что в будущем они будут изучать вместо , постараются никогда больше не браться за этот предмет и подумают о списывании на будущих тестах.
Столь разные взгляды сильно повлияли на производительность. В начале средней школы результаты тестов по математике у учеников с установкой на рост были сопоставимы с результатами учеников с установкой на данность. Но по мере усложнения работы студенты с установкой на рост проявляли большую настойчивость. В результате к концу первого семестра их оценки по математике превзошли оценки других студентов, и в течение двух лет, когда мы следили за ними, разрыв между двумя группами продолжал увеличиваться.
Вместе с психологом Хайди Грант Халворсон, которая сейчас работает в Колумбийском университете, я обнаружил аналогичную связь между мышлением и достижениями в исследовании 2003 года, в котором приняли участие 128 студентов-первокурсников Колумбийского университета, прошедших сложный курс общей химии. Хотя все ученики заботились об оценках, самые высокие оценки получали те, кто придавал большое значение учебе, а не тому, чтобы показать свои способности в химии. Акцент на стратегии обучения, усилия и настойчивость окупились для этих студентов.
Борьба с недостатками
Вера в фиксированный интеллект также делает людей менее склонными признавать ошибки или противостоять и исправлять свои недостатки в школе, на работе и в социальных отношениях. В опубликованном в 1999 году исследовании 168 первокурсников, поступающих в Гонконгский университет, где все инструкции и курсовая работа ведется на английском языке, мы с тремя гонконгскими коллегами обнаружили, что студенты с установкой на рост, получившие низкие баллы на экзамене по английскому языку, были далеко более склонны пройти коррекционный курс английского языка, чем студенты с низкими баллами и фиксированным мышлением. Студенты с застойным представлением об интеллекте, по-видимому, не желали признавать свой недостаток и, таким образом, упускали возможность его исправить.
Установка на данность может аналогичным образом препятствовать общению и прогрессу на рабочем месте со стороны ведущих менеджеров и сотрудников, препятствующих или игнорирующих конструктивную критику и советы. Исследования, проведенные психологами Питером Хеслином из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии, Доном Вандевале из Южного методистского университета и Гэри Лэтэмом из Университета Торонто, показывают, что менеджеры с фиксированным мышлением менее склонны искать или приветствовать обратную связь от своих сотрудников, чем менеджеры с установкой на рост. Предположительно, менеджеры с установкой на рост считают себя незавершенными и понимают, что им нужна обратная связь, чтобы совершенствоваться, в то время как начальники с установкой на данность с большей вероятностью воспринимают критику как отражение их основного уровня компетентности. Предполагая, что другие люди тоже не способны измениться, руководители с установкой на данность также менее склонны наставлять своих подчиненных. Но после того, как Хеслин, Вандевалле и Лэтэм дали менеджерам урок о ценности и принципах установки на рост, руководители стали более охотно тренировать своих сотрудников и давать больше полезных советов.
Образ мышления также может влиять на качество и продолжительность личных отношений благодаря готовности или нежеланию людей справляться с трудностями. Согласно исследованию 2006 года, которое я провел с психологом Ларой Каммрат, которая сейчас работает в Университете Уэйк Форест, люди с установкой на данность реже, чем люди с установкой на рост, поднимают проблемы в своих отношениях и пытаются их решить. В конце концов, если вы думаете, что человеческие черты личности более или менее фиксированы, восстановление отношений кажется в значительной степени бесполезным. Однако люди, которые верят, что люди могут меняться и расти, более уверены в том, что противостояние проблемам в их отношениях приведет к решениям.
Надлежащая похвала
Как передать установку на рост нашим детям? Один из способов — рассказывать истории о достижениях, которые являются результатом тяжелой работы. Например, разговоры о математических гениях, которые более или менее родились такими, формируют у студентов фиксированное мышление, но описания великих математиков, которые влюбились в математику и развили удивительные навыки, порождают установку на рост, как показали наши исследования. . Люди также сообщают о своих мыслях через похвалу. Хотя многие, если не большинство, родители считают, что они должны воспитывать детей, рассказывая им, какие они блестящие и талантливые, наше исследование показывает, что это заблуждение.
В исследованиях с участием нескольких сотен пятиклассников, опубликованных в 1998 году, например, психолог Клаудия М. Мюллер, ныне работающая в Стэнфорде, и я задавали детям вопросы из невербального теста IQ. После первых 10 задач, с которыми большинство детей справились неплохо, мы их хвалили. Мы похвалили некоторых из них за их интеллект: «Вау… это действительно хороший результат. Вы должны быть умны в этом». Мы похвалили других за их процесс: «Вау… это действительно хорошая оценка. Вы, должно быть, очень много работали».
Мы обнаружили, что похвала за ум поощряет фиксированное мышление чаще, чем похлопывания по спине за усилия. Например, те, кого хвалили за умственные способности, уклонялись от сложного задания — вместо этого они хотели легкого — гораздо чаще, чем дети аплодировали их процессу. (Большинство из тех, кого хвалили за их тяжелую работу, хотели сложный набор задач, на котором они могли бы учиться.) Когда мы все равно давали всем трудные задачи, те, кого хвалили за ум, впадали в уныние, сомневаясь в своих способностях. И их оценки, даже по более простому набору задач, которые мы им дали позже, снизились по сравнению с их предыдущими результатами по аналогичным задачам. Напротив, учащиеся, которых хвалили за усердную работу, не теряли уверенности, когда сталкивались с более сложными вопросами, и их результаты заметно улучшались при решении более простых задач.
Принятие решения
В дополнение к поощрению установки на рост посредством похвалы за усилия, родители и учителя могут помочь детям, давая подробные инструкции о том, что разум является обучающей машиной. Блэквелл, Тшесневски и я разработали семинар из восьми занятий для 91 ученика, чьи оценки по математике ухудшались в первый год обучения в средней школе. Сорок восемь учащихся получили инструкции только по навыкам обучения, в то время как другие посещали сочетание занятий по навыкам обучения и занятий, на которых они узнали об установке на рост и о том, как применять ее в школьной работе.
На занятиях по установке на рост учащиеся читали и обсуждали статью под названием «Вы можете развивать свой мозг». Их учили, что мозг подобен мышце, которая становится сильнее по мере использования, и что обучение побуждает нейроны в мозгу образовывать новые связи. Благодаря такому обучению многие ученики начали видеть себя агентами развития собственного мозга. Студенты, которые были разрушительными или скучающими, сидели неподвижно и записывали. Один особенно непослушный мальчик поднял голову во время обсуждения и сказал: «Ты имеешь в виду, что мне не обязательно быть глупым?»
В течение семестра оценки по математике у детей, которые изучали только учебные навыки, продолжали снижаться, в то время как у студентов, прошедших обучение по установке на рост, падение прекратилось и они начали возвращаться к прежнему уровню. Несмотря на то, что они не знали о двух типах обучения, учителя сообщали, что заметили значительные мотивационные изменения у 27 процентов детей, участвовавших в семинаре по установке на рост, по сравнению только с 9 процентами учеников в контрольной группе. Один учитель написал: «Ваш семинар уже дал эффект. L [наш непослушный студент-мужчина], который никогда не прилагает никаких дополнительных усилий и часто не сдает домашнюю работу вовремя, на самом деле задерживался допоздна, чтобы закончить задание раньше, чтобы я мог просмотреть его и дать ему возможность исправить его. Он получил B+. (Он получал тройки и ниже.)»
Другие исследователи воспроизвели наши результаты. Психологи Кэтрин Гуд, ныне работающая в Колледже Баруха, Джошуа Аронсон из Нью-Йоркского университета и Майкл Инзлихт, ныне работающий в Университете Торонто, сообщили в 2003 году, что семинар по установке на рост повысил результаты тестов по математике и английскому языку у семиклассников. В исследовании, проведенном в 2002 году, Аронсон, Гуд (в то время аспирант Техасского университета в Остине) и их коллеги обнаружили, что студенты колледжей стали больше получать удовольствие от своих школьных занятий, больше ценить их и получать более высокие оценки в результате обучения, которое способствовало установка на рост.
Теперь мы поместили такую инструкцию в интерактивную компьютерную программу под названием Brainology. Его пять модулей рассказывают учащимся о мозге — что он делает и как заставить его работать лучше. В виртуальной лаборатории мозга пользователи могут нажимать на области мозга, чтобы определить их функции, или на нервные окончания, чтобы увидеть, как формируются или укрепляются связи, когда люди учатся. Пользователи также могут давать советы виртуальным учащимся с проблемами, чтобы попрактиковаться в том, как справляться с трудностями в школе; кроме того, пользователи ведут онлайн-журнал своей учебной практики.
Семиклассники из Нью-Йорка, прошедшие тест Brainology, рассказали нам, что программа изменила их взгляды на обучение и способы его продвижения. Один из них написал: «Моя любимая вещь в мозговедении — это часть нейронов, где, когда вы [так в оригинале] что-то изучаете, возникают связи, и они продолжают расти. Я всегда представляю их, когда учусь в школе». Учитель сказал об учениках, которые использовали программу: «Они предлагают практиковаться, учиться, делать заметки или обращать внимание, чтобы убедиться, что связи будут установлены».
Обучение детей такой информации — это не просто уловка, чтобы заставить их учиться. Люди вполне могут различаться интеллектом, талантом и способностями. И все же исследования сводятся к выводу, что великие достижения и даже то, что мы называем гениальностью, как правило, являются результатом многих лет страсти и самоотверженности, а не чем-то, что естественным образом вытекает из дара. Моцарт, Эдисон, Кюри, Дарвин и Сезанн не просто были рождены с талантом; они взращивали его огромными и постоянными усилиями. Точно так же упорный труд и дисциплина способствуют школьной успеваемости больше, чем IQ.
Подобные уроки применимы практически ко всем человеческим начинаниям. Например, многие молодые спортсмены ценят талант больше, чем тяжелую работу, и поэтому становятся необучаемыми. Точно так же многие люди мало чего достигают в своей работе без постоянной похвалы и поощрения для поддержания их мотивации. Однако если мы будем воспитывать в наших семьях и школах установку на рост, мы дадим нашим детям инструменты, которые помогут им преуспеть в своих занятиях и стать продуктивными работниками и гражданами.
— Кэрол С. Двек
А для усилия
Согласно опросу, проведенному нами в середине 1990-х годов, 85 % родителей считают, что похвала способностей или интеллекта детей, когда они показывают хорошие результаты, важна для того, чтобы они чувствовали себя умными. Но наша работа показывает, что восхваление интеллекта ребенка делает его хрупким и оборонительным. То же самое относится и к общей похвале, которая предполагает устойчивую черту, например: «Ты хороший художник». Однако похвала может быть очень ценной, если она тщательно сформулирована. Похвала за конкретный процесс, который ребенок использовал для достижения чего-либо, способствует мотивации и уверенности, сосредотачивая детей на действиях, ведущих к успеху. Такая похвала процесса может включать похвалу за усилия, стратегии, сосредоточенность, настойчивость перед лицом трудностей и готовность принимать вызовы. Ниже приведены примеры таких сообщений:
Вы хорошо рисовали. Мне нравятся детали, которые вы добавили к лицам людей.
Вы хорошо подготовились к экзамену по обществознанию. Вы несколько раз перечитывали материал, конспектировали его и проверяли себя на нем. Это действительно сработало!
Мне нравится, как ты испробовал много разных стратегий для решения этой математической задачи, пока наконец не понял ее.
Это было сложное задание по английскому языку, но вы продолжали его, пока не справились. Вы остались за своим столом и сосредоточились. Замечательно!
Мне нравится, что ты взялся за этот сложный проект для своего урока естествознания. Потребуется много работы — провести исследование, спроектировать аппарат, изготовить детали и построить его. Вы узнаете много интересного.
Родители и учителя также могут научить детей получать удовольствие от процесса обучения, выражая положительное отношение к проблемам, усилиям и ошибкам. Вот несколько примеров:
Мальчик, это сложно — это весело.
Ой, простите, это было слишком просто — неинтересно. Давайте сделаем что-нибудь более сложное, из чего вы можете извлечь уроки.
Давайте все поговорим о том, с чем мы сегодня столкнулись и чему научились. Я пойду первым.
Ошибки — это так интересно. Вот замечательная ошибка.
Посмотрим, что мы можем из этого извлечь.
—C.S.D.
Первоначально эта статья была опубликована под названием «Секрет воспитания умных детей» в специальных выпусках SA 23, 5s, 76–83 (январь 2015 г.)
doi:10.1038/scientificamericangenius0115-76
ДОПОЛНИТЕЛЬНО УЗНАТЬ
Похвала за интеллект может подорвать мотивацию и успеваемость детей. Клаудия М. Мюллер и Кэрол С. Двек в Journal of Personality и Social Psychology , Vol. 75, № 1, стр. 33–52; Ноябрь 1998 г.
Самодисциплина превосходит IQ в прогнозировании успеваемости подростков. А. Дакворт и М. Селигман в Психологические науки , Vol. 16, страницы 939–944; 2005.
Почему представления об интеллекте влияют на успешность обучения? Модель социальной когнитивной нейробиологии. Дж. А. Мангелс, Б. Баттерфилд, Дж. Лэмб, К. Гуд и К. С. Двек в Социальная когнитивная и аффективная неврология , Vol. 1, № 2, стр. 75–86; Сентябрь 2006 г.
Кембриджский справочник по экспертизе и работе экспертов.