Развивающая среда в старшей группе детского сада по ФГОС
Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель, игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Необходимо продумывать каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.
Содержание
1 Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
1.1 Принципы построения предметно-развивающей среды
2 Виды уголков и центров в старшей группе
2.1 Спортивный уголок
2.2 Уголок продуктивной деятельности
2.3 Центр сюжетно-ролевых игр
2.3.1 Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников
2.
4 Театральная зона
2.5 Музыкальный уголок
2.6 Зона речевого развития
2.7 Книжный уголок
2.8 Математический уголок
2.9 Центр экспериментальной деятельности
2.9.1 Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования
2.10 Зона конструирования
2.11 Уголок природы
2.12 Зона организации трудовой деятельности
3 Примеры оформления развивающей среды в старшей группе
3.1 Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО
3.2 Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе
3.3 Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ
Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:
- обучающие и развивающие занятия;
- выполнение практических и творческих работ;
- сюжетно-ролевые игры;
- основы трудовой деятельности;
- занятия физической культурой;
- уроки музыки и хореографии.
Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- организация взаимодействия с педагогами;
- общение со сверстниками;
- отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.
Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Принципы построения предметно-развивающей среды
Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.
Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.
Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
- Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
- В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
- Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
- Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола. Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.
Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое
Среда, окружающая дошкольников в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья, а также способствовать развитию познавательных и творческих способностей воспитанников. При этом учитываются склонности, интересы и уровень активности каждого ребёнка.
При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:
- общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
- организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
- игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.
Виды уголков и центров в старшей группе
При планировании размещения оборудования и мебели в помещениях детского сада необходимо учесть гибкое деление пространства на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей группы можно выделить несколько областей.
Помещение группы в детском саду, как правило, небольшое, поэтому следует рационально использовать каждый метр пространства.
Спортивный уголок
Здесь находится спортивный инвентарь как фабричного производства (скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи), так и подготовленные воспитателями совместно с родителями (флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки). Необходимо предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки, развитию глазомера.
Спортивный уголок в группе, помимо стандартного оборудования, может содержать картотеку подвижных игр, загадки, карточки и наглядные пособия по видам спорта
Уголок продуктивной деятельности
Этот уголок должен иметь хорошее освещение. На стеллажах или в шкафах находятся инструменты для детского творчества:
- бумага разнообразного вида,
- стаканчики с карандашами и фломастерами,
- краски,
- разноцветные восковые мелки,
- пластичный материал для лепки,
- кусочки разных тканей для аппликаций,
- всевозможные материалы для выполнения поделок,
- разные ножницы,
- дыроколы,
- степлеры.
Важно, чтобы все материалы были ярко и привлекательно оформлены, аккуратно разложены. Дети должны иметь возможность использовать любой материал в своём творчестве. Для старших дошкольников расстановку столов делают так, чтобы ребята могли при желании заниматься совместной работой. Здесь же должны находиться образцы для рисования, схемы изготовления поделок, образцы для лепки. Обязательно нужно предусмотреть стенд для демонстрации выполненных работ воспитанников.
В уголке продуктивной деятельности ребята могут рисовать, лепить, делать аппликации
Центр сюжетно-ролевых игр
Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Игра со сверстниками способствует развитию коммуникативных навыков, воспитанию дружественных и уважительных отношений в группе. Чтобы дети имели выбор, в центре должно быть представлено большое количество игрушек. Периодически состав предметов меняется, чтобы поддерживать интерес ребят.
Таблица: виды и назначение игрушек для старших дошкольников
Виды игрушек | Назначение |
Сюжетно-образные | Они соответствуют образу живого существа (куклы, зайки, мишки) и участвуют в постановке игрового сюжета во время детских игр. |
Технические | Эти игрушки соответствуют техническим устройствам: всем видам транспорта, средствам связи и коммуникации.![]() |
Игрушки для забавы | Смешные человечки, фигурки животных. Могут содержать какое-то неожиданное движение, сюрприз. |
Маскарадные | Используются детьми для вхождения в какой-то образ: хвост зайчика или лисицы, усы кота Базилио. |
Музыкальные | Необходимы для удовлетворения интереса детей к звукам. |
Настольные | Предназначены для развития детей. |
Театральные | Такие игрушки развивают речь, воображение, смекалку. |
Строительные материалы и конструкторы | Развитие внимательности, сообразительности, пространственного воображения. |
Все игрушки размещаются таким образом, чтобы дошкольники могли свободно ими играть и убирать на место
Театральная зона
В старшей группе можно организовать разные виды театра:
- пальчиковый,
- настольный,
- ладошковый,
- театр на тарелках,
- театр на ложках или на палочках,
- театр варежек или перчаток,
- театр на фланелеграфе,
- театр шапочек,
- теневой театр,
- использование кукол Бибабо,
- кукольный театр,
- постановки сказок самими детьми.
Кроме кукол для постановок, в театральной зоне должны находиться 2 ширмы: маленькая и большая. В качестве декораций можно использовать ширму или большое зеркало. Для настольных спектаклей это могут быть панорамные книжки.
Дошкольники с удовольствием участвуют в инсценировке сказок или рассказов, могут импровизировать действия любимых персонажей, придумывать игру для повторения действий взрослых или обыгрывать прочитанные произведения о сказочных животных. Участие в театрализованных представлениях развивает речь, мелкую и крупную моторику, тренирует память, воображение. Опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует формированию коммуникативных навыков и социализации дошкольников.
Театральную зону удобно располагать рядом с музыкальной.
Театральная зона в старшей группе включает персонажей различных видов театра и разнообразные атрибуты
Музыкальный уголок
Для занятия музыкой иногда требуется уединение, сосредоточенность. Желательно, чтобы была возможность при необходимости изолировать эту часть группы лёгкой ширмой. Оформление этой зоны должно быть привлекательным для детей и доступным для рассмотрения. В то же время нужно приучать воспитанников к аккуратному и бережному отношению к оборудованию, так как оно может прийти в негодность.
Кроме непосредственно музыкальных инструментов, в этом уголке размещаются аудио- и видеосредства (слайды, диафильмы, аудиокассеты) и техническая аппаратура (магнитофон, телевизор, музыкальный центр). Здесь же находятся пособия для дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха. Можно положить альбом песен с иллюстрациями (изображения соответствуют тексту песни), разместить портреты известных композиторов. Так же, как и в других зонах, материал периодически меняется для сохранения детьми новизны восприятия.
В музыкальном уголке старшие дошкольники с удовольствием играют на инструментах и поют песенки
Зона речевого развития
Эта зона должна иметь подборку сюжетных и предметных иллюстраций для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, повышение словарного запаса, мнемотаблицы. Дидактический материал может быть как фабричного производства, так и подготовленный воспитателем. Для отработки правильного произношения приобретаются альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками. Для индивидуальных занятий детей по артикуляции должны быть зеркала. В старшей группе в этой зоне располагается магнитная доска с азбукой.
Старшие дошкольники уже знают буквы и учатся писать слова на доске
Книжный уголок
Книжный уголок часто совмещается с зоной речевого развития. В нём одновременно размещают 10–12 книг, имеющих следующую тематику:
- сказки,
- стихи и рассказы на патриотическую тему,
- рассказы о животных и растениях,
- книги, изучаемые на занятиях,
- юмористические книги,
- книги, которые дети приносят из дома.
Книги должны иметь много иллюстраций, быть красочно оформленными, можно использовать книжки-игрушки. В среднем срок пребывания книги в уголке — 2 недели, но он может корректироваться в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Можно организовать небольшую библиотеку из книжек-малышек. Для детей старшей группы можно оформлять выставки, рассказывающие о творчестве отдельного писателя, какого-то определённого жанра (сказка, юмористический рассказ, стихи) или даже одной книге.
Оформление книжного уголка в старшей группе должно быть ярким и привлекательным, чтобы стимулировать интерес дошкольников к чтению
Уголок патриотического воспитания может совмещаться с книжным уголком. Патриотическое воспитание в детском саду направлено на формирование любви к своей Родине, родному краю, семье. Пример оформления такого уголка представлен в статье Шаровой Е. В. «Патриотическое воспитание в ДОУ».
Патриотический уголок знакомит детей с символикой нашей страны, родного города, села, народными промыслами
Математический уголок
В этом уголке располагается дидактический материал для формирования математических знаний и развития логики. Он может содержать:
- коврограф «Ларчик» по Воскобовичу,
- логические блоки Дьенеша,
- наборы цветных счётных палочек Кюизенера,
- кубики Никитина,
- различные конструкторы и настольные игры для решения логических задач и счёта.
В настоящее время есть выбор рабочих тетрадей на печатной основе, много развивающих пособий для дошкольников. Можно использовать материалы, сделанные своими руками.
В уголке математики располагаются различные пособия и игры по развитию навыков счёта у дошкольников
Центр экспериментальной деятельности
Исследовательский центр группы размещается на удалении от спортивной и игровых зон. Здесь должно быть отведено место для постоянной выставки редких предметов (ракушки, камни, кристаллы), необычного природного материала, коллекций. Такой центр должен быть обеспечен защитной одеждой для дошкольников, оборудованием и материалами для проведения экспериментов. Какое оснащение можно подобрать для дошкольников старшей группы, подробно описано в статье Евченко Галины «Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении для разных возрастных групп».
В центре экспериментирования дошкольники проводят простые опыты, что развивает логическое мышление ребят и стимулирует познавательную активность.
Фотогалерея: оснащение центра экспериментирования
- Оснащение центра экспериментирования должно быть разнообразным, но главное — безопасным
- Все опыты дошкольники проводят под строгим контролем педагога
- Подготовленные инструменты всегда должны быть чистыми
- В центре экспериментирования у дошкольников развиваются первичные естественно-научные представления
Зона конструирования
В этой зоне представлено большое количество разнообразных конструкторов. Дошкольники могут самостоятельно создавать различные постройки согласно своим схемам и идеям. Эту зону можно совместить с уголком для изучения правил дорожного движения, для оформления которой необходимы макеты домов и улиц, светофоры, знаки дорожного движения. Для сюжетно-ролевых игр по правилам ПДД удобно, если разметка пешеходного перехода есть на специальном коврике или покрытии пола.
Зону конструирования можно совместить с уголком изучения правил дорожного движения
Уголок природы
Организация этой зоны предназначена для экологического воспитания дошкольников. Такой уголок пробуждает интерес детей к живой природе и её обитателям. Ежедневное наблюдение за растениями и животными, участие в уходе за ними развивает чувство эмпатии детей к живым существам, создаёт более благоприятную атмосферу в группе и повышает психологический комфорт воспитанников. Какие растения и животные рекомендуется размещать в уголке живой природы и какие условия необходимо соблюдать, рассказывается в статье Володкович Галины «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».
В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями, что воспитывает бережное отношение к природе
Зона организации трудовой деятельности
Дети старшей группы имеют трудовые обязанности. Они сами себя обслуживают: одевание, раздевание, готовят рабочее место для занятий, помогают в столовой, могут выполнять какие-то поручения воспитателя. Кроме этого, организуется дежурство в группе. Дежурство не только формирует навыки практической работы, но и воспитывает ответственность, умение работать в команде и приучает детей к самостоятельности. Можно организовать дежурство по столовой, по уходу за растениями и животными, по организации занятий. В уголке по организации трудовой деятельности должен размещаться экран дежурств, защитная одежда (фартуки, нарукавники, платочки), приспособления для выполнения обязанностей дежурного (ёмкости для полива растений, губки для уборки).
В уголке трудовой деятельности размещают экран дежурств, защитную одежду и приспособления для выполнения обязанностей дежурного
При изменении рабочей обстановки в группе старших дошкольников необходимо привлекать к участию в преобразовании среды. С помощью ширм или экранов дети по своему плану могут менять пространственную организацию помещения, выделяя ту зону, в которой будет проходить занятие.
Примеры оформления развивающей среды в старшей группе
Создание предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС, — важная часть организации образовательно-воспитательного процесса в детском учреждении. В качестве примера решения этой задачи представлено три видеоролика. Интересные идеи педагоги могут реализовать в своей деятельности.
Видео: развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО
Смотрите это видео на YouTube
Видео: предметно-развивающая среда в старшей группе
Смотрите это видео на YouTube
Видео: преобразование развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
Смотрите это видео на YouTube
Созданию предметно-пространственной среды в детском саду уделяется большое внимание. И в этом нет ничего удивительного: и для педагогов, и для детей он становится вторым домом, ведь в нём они проводят много времени. Свой дом всегда хочется сделать красивым, уютным, удобным для всех, а для малышей организовать всё так, чтобы они были здоровыми, умными и воспитанными, любили своих близких, берегли природу.
- Автор: Маргарита Головнева
- Распечатать
Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.
Оцените статью:
(33 голоса, среднее: 4.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ и ее эффективность
Предметно-развивающая среда в средней группе организуется в четком соответствии с новыми федеральными государственными стандартами второго поколения, используемыми в дошкольных образовательных учреждениях. Исследуем особенности этого процесса, а также его эффективность для воспитания подрастающего поколения нашей страны.
Области применения
Предметно-развивающая среда в средней группе подразумевает использование пяти образовательных областей:
- речевой;
- познавательной;
- оздоровительной;
- художественной и эстетической;
- социальной и коммуникативной.
Принципы построения
Ее построение предполагает учет определенных правил и приемов. Предметно-развивающая среда средней группы детского сада выстраивается с использованием принципа дистанции, активности, творчества, самостоятельности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, открытости, психических факторов.
Данный процесс направлен на создание эмоционального благополучия каждого представителя детского сада.
Предметно-развивающая среда в средней группе предполагает сочетание классических и инновационных элементов в эстетической организации образовательной и воспитательной среды.
Направления деятельности
Какие направления могут быть включены в подобную работу? Проект предметно-развивающей среды в средней группе предполагает организацию деятельности по определенным блокам.
Художественно-эстетическое направление предполагает создание в детском саду «Творческой мастерской», в рамках которой ребята смогут демонстрировать свои поделки, аппликации. Подобная организация предметно-развивающей среды в средней группе способствует формированию у дошкольников творческой деятельности, дает идеи для новых интересных работ.
В рамках «Творческой мастерской» воспитатели предлагают пошаговые инструкции по изготовлению различных оригинальных поделок, воспользовавшись которыми дошкольники могут совершенствовать свою продуктивную деятельность.
Подобный центр обладает оборудованием и материалами, необходимыми для творческой и художественной деятельности малышей:
- трафаретами, салфетками, ножницами, карандашами;
- клеем, кисточками, картоном, бумагой, пластилином;
- дидактическими играми.
Создание предметно-развивающей среды в средней группе такого типа предоставляет отличную возможность ранней диагностики одаренных и талантливых детей.
Ребенок по своему желанию может взять из шкафа, в котором размещаются все материалы и приспособления, необходимые для творчества бумагу, карандаши и воплотить в реальность свои творческие замыслы, оригинальные идеи, фантазию.
Эта развивающая предметно-пространственная среда средней группы доступна каждому ребенку, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС второго поколения.
Особенности речевого развития
На базе ДОУ организуется центр «Мир книги», который представляет собой отдельный книжный уголок. Когда составляется план предметно-развивающей среды, средняя группа рассматривается как первый этап подготовки к обучению в школе. Книги с произведениями детских писателей, русские народные сказки подбираются для этого центра так, чтобы в них было максимальное количество красочных и ярких иллюстраций.
Помимо книг в этой небольшой библиотеке воспитатели размещают фотографии детских авторов, чтобы дети их зрительно запоминали, а также некоторую информацию об их жизни и творчестве.
Такая предметно-развивающая среда в средней группе допускает и наличие дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников.
Формирование грамотности
Центр «Грамотность» предполагает комплектование дидактических игр, позволяющих воспитателю развивать речь детей. Здесь можно увидеть разнообразные сюжетные картинки, зеркала, мягкие игрушки. Такая предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС является оптимальной для формирования у дошкольников навыков составления предложений, небольшого рассказа, умений вести дискуссию, отвечать на вопросы.
Познавательное развитие
Предполагается учет индивидуальных и возрастных характеристик детей, их эмоционального опыта, уровня умственного развития. Подобная предметно-развивающая среда в средней группе ДОУ направлена на формирование у подрастающего поколения представлений о целостности мира. В ходе разнообразных видов деятельности малыши получают новые знания, учатся их анализировать, применять в повседневной жизни.
Центр «Экология»
В любой средней группе детского сада есть свой живой уголок. В нем могут находиться:
- различные виды комнатных цветов;
- черепашки, попугайчики, хомяки;
- предметы ухода — лейки, перчатки, грабельки, совочки, лопатки, фартуки, пульверизаторы.
Подобная предметно-развивающая среда средней группы по ФГОС способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения к объектам живой природы.
Если в младшей группе дети выступали в качестве пассивных наблюдателей за действиями педагога, то в средней группе наставник активно привлекает малышей к уходу за живыми растениями.
Проводимый анализ предметно-развивающей среды в средней группе подтверждает важность экологического воспитания в ДОУ.
Экспериментальная деятельность
Ребята создают в холодное время года настоящий мини-огород. Кроме комнатных растений, за которыми они ухаживают — поливают, пропалывают, пересаживают, моют, в живом уголке располагаются и разнообразные дидактические материалы, связанные с экологией.
Например, картинки «Растительный и животный мир», «Времена года», муляжи фруктов и овощей, коллекции природных материалов формируют у дошкольников представление об объектах живой природы. Среди основных элементов экологического уголка в средней группе необходимо отметить календарь погоды и природы. Он предполагает отметку о температуре воздуха, наличии ветра, атмосферных осадков в разные времена года.
Вместе с родителями и воспитателем ребята занимаются сбором гербария, камней, семян. Во время занятий в живом уголке они получают навыки работы с лупами, микроскопами, мерными стаканчиками, колбами, часами, лейками.
При проведении исследовательской деятельности, направленной на выращивание определенных растений в мини-огороде, ребята учатся оформлять специальные дневники наблюдений, анализировать полученные результаты, делать выводы по проведенной работе.
Условия, созданные для познавательной деятельности дошкольников в средней группе, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Воспитатель реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, выстраивает для своих подопечных индивидуальные образовательные траектории развития. Малыши превращаются под руководством своего наставника в настоящих исследователей, умеющих понять и объяснить суть проведенных ими опытов и экспериментов.
Центр «Математика»
Игротека, которая создается в средней группе, направлена на развитие у дошкольников логического мышления. В таком центре есть знаковый материал: наборы карточек для сравнения цифр, магнитная доска, кубики с геометрическими фигурами и числами, мозаики и наборы пазлов. Кроме того, подбирается в такой математический уголок масса разнообразных игр, способствующих развитию мелкой моторики пальцев у детей.
Например, с помощью игры «Разрезной квадрат» Никитина, а также логических блоков Дьенеша воспитатель стимулирует развитие логического мышления, формирует у своих подопечных первичное представление о геометрических фигурах.
Благодаря игровой деятельности создается целостная насыщенная среда, предполагающая выделение достаточного пространства для деятельности.
Именно во время ролевых игр происходит формирование целенаправленного развития детей, их познавательного интереса к элементарной математике, повышается усидчивость и сосредоточенность дошкольников.
Каждый ребенок выбирает то направление деятельности, которое его больше всего привлекает. Подобный личностно-ориентированный подход в полной мере удовлетворяет те требования федеральных образовательных стандартов второго поколения, которые были введены в дошкольную систему.
Нравственно-патриотическое воспитание
Учитывая тот факт, что одним из направлений, указанных в ФГОС для ДОУ, является именно формирование бережного отношения дошкольников к своему народу, традициям, для реализации данной задачи в средней дошкольной группе используются специальные программы патриотической направленности. В отдельном месте в группе размещается символика страны: флаг, герб РФ, а также герб региона, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Здесь же находятся иллюстрационные материалы, благодаря которым ребята смогут познакомиться с разными уголками своей страны.
Особое внимание во время занятий, независимо от направления деятельности, воспитатель уделяет именно гражданско-патриотическому развитию своих воспитанников, формированию у дошкольников терпимого отношения к представителям других национальностей и религий.
Краеведческая деятельность
Среди направлений деятельности, которые считаются в новых образовательных стандартах, разработанных для дошкольных учреждений, обязательными, особое место отводится региональному компоненту.
В группах ребята вместе со своими воспитателями создают специальные краеведческие уголки, в которых размещают информацию о природе, традициях, исторических местах родного края.
Заручившись активной поддержкой родителей, педагог вместе с ребятами периодически оформляет фотовыставки, посвященные семейным традициям, совместному отдыху.
Строительный центр
Суть его заключается в выделении определенного пространства для индивидуальной либо коллективной деятельности дошкольников, направленной на сбор из отдельных деталей разнообразных сооружений. Благодаря тому, что во время игры ребята самостоятельно придумывают схемы и модели домов, детских игровых площадок, автостоянок, не только формируется воображение, но и развивается логическое мышление.
Музыкально-театрализованное направление
В качестве важного и обязательного объекта развивающей среды, которая должна быть сформирована в средней группе детского сада, выделяют театрализованную деятельность. С ее помощью воспитателю удается сплотить детей одной оригинальной идеей. Чувствуя себя настоящими актерами, малыши раскрепощаются, демонстрируют окружающим такие грани характера, о которых никто даже не догадывался.
В группе размещают мобильную ширму, продумывают настоящее театральное представление, в котором у каждого малыша будет своя собственная роль.
Заключение
Для реализации социального заказа, указанного в федеральных образовательных стандартах второго поколения, в дошкольных учреждениях создают специальную предметно-развивающую среду. Обстановка, создаваемая в ДОУ, является одним из основных факторов, влияющих на становление личности дошкольника.
Именно поэтому в наше время вопрос об организации полноценной предметно-пространственной развивающей среды в средней группе дошкольных учреждений считается достаточно важным и актуальным.
Под образовательной средой подразумевают сумму тех условий, которые направлены на полноценное развитие, воспитание, образование подрастающего поколения.
Специальные материалы, оборудование, дополнительный инвентарь, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях, должны в полной мере учитывать возрастные особенности детей, способствовать укреплению их психического и физического здоровья.
ФГОС нового поколения предполагают такое построение воспитательной и образовательной программы в средних группах детских садов, при которых используется принцип интеграции различных образовательных областей с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Педагоги-практики стараются применять в своей работе инновационные методики, приемы воспитания и обучения, чтобы в полном объеме выполнять те основные задачи, которые ставит перед ними министерство образования Российской Федерации.
Предметно-развивающая среда в группе 0 0003 (МЛАДШАЯ)
Предметно-развивающая среда в группе 0 0003 (МЛАДШАЯ)
Подготовила воспитатель младшей группы:
Дьяченко Е.Н.
МДОБУ №12 ст. Ахметовская
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы) : содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.
Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность ,поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе необходимо опираться на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, сумки, ведёрки, утюг, и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Центр физической культуры:
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: дорожка массажная, (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи;; обручи; скакалки; кегли; скамейка; мат гимнастический; ленты разных цветов; султанчики; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.
Музыкально – театральный центр:
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: колокольчики, бубен, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) игрушка-неваляшка; театр настольный, набор кукол плоскостных, театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.
Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр конструктивно-строительных игр:
Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.
Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.
Сенсорно-математический уголок:
Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.
Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды.др.
Оборудование и материалы, которые есть в уголке:
— некрупная мозаика, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры с элементами моделирования и замещения.
-магнитная доска.
— комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.
— различные мелкие фигурки.
Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.
— Наборы картинок для группировки: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
-Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .
-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .
— Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .
— Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .
-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой) .
А также всевозможные плакаты .
Дети очень любя дидактические игры: «Собери машинку», «Светофор», игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.
Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.
В нашей группе создана прекрасная предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.
Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.
Рекомендации по приобретению предметно-развивающей среды в младшей группе МДОБУ №12.
После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент:
Материал и оборудование в групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей конкретной группы.
При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения соотношению: сектор активной деятельности – 50%, сектор спокойной деятельности – 20%, рабочий сектор – 30% (но пространство каждой групповой комнаты может трансформироваться, позволяя использовать ограниченное помещение наилучшим образом). Преимущество созданной среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
В методическом кабинете имеется учебно- методический материал для педагогов.Силами воспитателей совместно с родителями и детьми изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп.
Однако количество материалов и оборудования приобретено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей,а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитию.
Для улучшения предметно-развивающей среды необходимо приобрести:
-народные игрушки, (свистульки, народные куклы)
-конструкторы
— спортивный инвентарь (мячи, сухой бассейн, прыгалки, обручи, дуги, мешочки с песком, игрушка-кольцеброс и др)
-нетрадиционное спортивное оборудование,массажные коврики и ребристые дорожки,флажки.
Для центра «Маленькие конструкторы»:
1. Мозаика большого размера.
2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого размера.
3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер».
4. «Волшебный куб» (игрушка-вкладыш).
5. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки).
6. Разрезные картинки (2—4 части).
7. Простые крупные пазлы.
8. Различные виды шнуровок.
А также игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
Для центра «Маленькие математики»:
1. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета).
2. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы.
3. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета).
4. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал).
5. «Играйка 3» для развития математических способностей.
6. Блоки Дьенеша.
7. Палочки Кюизенера.
Для центров «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
3. Маленькие ширмы для настольного театра.
4. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
5. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»:
1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик.
2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.
3. Маленькие ширмы для настольного театра.
4. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.
5. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный).
Воспитателям необходимо:
1.Оформить табло спортивных достижений.
2.Создать настольный театрна ложках.
3.Сделать куклы из банок от кофе.
4.Пополнить игротеку.
5Костюмы.
6.Маски для постановки сказок.
7.Пальчиковый театр.
8.Обновить дидактические игры.
Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.
Вывод: Задача оснащения развивающей предметно — пространственной среды ДОУ остается одной из главных. В группе необходимо продолжать расширять, обновлять уголки, зоны, центры активности, пополнять дидактические и развивающие игры в соответствии с ФГОС ДО.
В предметно-развивающей среде нужно использовать предметы, материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформируемой. К таким предметам относятся: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавески, мягкие модули и т. д.
Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Создание и оборудование таких уголков в группе (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Отсутствие зоны экспериментирования обедняет возможность развития ребенка. Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое целое. Поэтому в будущем воспитателям рекомендуется создание этих зон.
Создавая, предметно-развивающую среду мы стараемся сделать её информативно богатой и обеспечить разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала для общения детей. Стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была, безопасной, здоровье-сберегающей, эстетически привлекательной, развивающей и вызывала стремление к самостоятельной деятельности.
При дальнейшей организации предметно-развивающей среды и работе с воспитанниками, будем продолжать развивать свое творчество и фантазию насколько это возможно.
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы) : содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.
Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной.
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность ,поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.
Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе необходимо опираться на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.
Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе:
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:
Центр сюжетно-ролевой игры.
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.
Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; атрибуты для игры в «Дом», «Парикмахерскую», «Больницу», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, сумки, ведёрки, утюг, и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
12 важных советов и приемов по фотосъемке детей
Фотографирование детей может быть радостным и полезным процессом, но в то же время и чрезвычайно сложным. Если вы хотите начать карьеру в портретной фотографии или просто хотите запечатлеть моменты со своей семьей, есть о чем подумать, когда дело доходит до фотографирования детей, поэтому мы попросили трех лучших детских фотографов на Photocrowd поделиться своими советами. .
Прочтите их 12 лучших советов для отличной детской фотографии…
1. Снимайте их такими, какие они есть (а не такими, какими вы хотите их видеть)
Прелесть съемки детей заключается в том, чтобы запечатлеть их такими, какие они есть, а лучшие кадры часто получаются импровизированными.
«Взрослые склонны проецировать то, что они хотят, чтобы вы о них думали. Дети всегда честны и довольны собой. Им не хватает того самосознания, которое мы, кажется, развиваем во взрослом возрасте», — говорит Райан Миллс.
Хардик Гаурав соглашается: «Дети обычно не имитируют свои эмоции, поэтому их портреты выделяются». Ищите возможности запечатлеть это, говорит он. «Фотограф должен быть готов к откровенным моментам, так как детей лучше всего фотографировать, когда они улыбаются, смеются или играют в своей естественной среде».
2. Выбросьте руководство по позам
Райан рекомендует плыть по течению: «Выбросьте свое «руководство по позам» в окно и позвольте им быть теми, кто они есть. Если они не понимают вашу идею, просто перейдите к чему-то другому. И если вы настроили кадр, всегда стреляйте, даже если он не идеален, иначе ребенок может подумать, что он делает ошибку, и напрячься в последующих кадрах».
3. Говорите на их языке
«Самое важное — это установление взаимопонимания с ребенком», — говорит Райан.
Это означает взаимодействовать с ребенком, спрашивать и использовать его идеи, а также разговаривать с ним, что может быть сложнее, чем кажется: «Разговор с детьми — это единственное, в чем, как я вижу, начинающие фотографы пытаются и терпят неудачу. Никогда не говорите на них или снисходительно к ним. Говорите о реальных вещах — не попадайтесь в ловушку «как дела в школе?». Спросите, что им нравится делать, узнайте о них».
Елена Параскева вторит чувствам Райана: «Когда я впервые встречаю семью в их доме, — говорит она, — я прошу ребенка отвести меня в их спальню и показать мне его или ее любимые игрушки и книги, и мы проводим некоторое время, разговаривая о них. Таким образом, я получаю представление о том, что им нравится, и могу использовать это, чтобы разговаривать с ними, пока я их снимаю. Я также использую это в изображениях, которые я создаю — я пытаюсь включить то, кем они являются на самом деле, в конечный продукт».
4. Иногда небольшая глупость имеет большое значение
«Когда я фотографирую детей, — говорит Елена, — я тоже становлюсь ребенком, позволяю себе шутить и дурачиться. Я пытаюсь рассмешить их, напевая песни или танцуя для них. Если я хочу, чтобы они смотрели на меня, но не позировали, я рассказываю им историю, пока щелкаю».
5. Спуститесь на их уровень
Звучит очевидно, но помните, что вы, скорее всего, будете намного выше ваших героев. Не тратьте все свое время, глядя на них свысока: «Фотографируя взрослых, вы должны быть очень осторожны с тем, как вы их позируете. С детьми вы просто хотите получить искреннее выражение или теплый момент, поэтому вы можете максимально приземлиться, чтобы создать образ, который больше связан с ребенком», — говорит Елена.
6. Не утомляйте их
«Если я не работаю с профессиональной детской моделью, мои съемки никогда не длятся дольше часа», — говорит Райан. «Я всегда слежу за признаками того, что они закончили — подталкивание ребенка дальше этого никому не принесет пользы».
Другими словами, при фотографировании детей время драгоценно, так что не тратьте его зря на свое оборудование или глядя в заднюю часть камеры:
«Вы действительно должны знать свое снаряжение вдоль и поперек и понимать, как его снимать. качественное фото. Вы должны уметь стрелять и двигаться. Вы получаете только короткое окно, когда фотографируете детей. Я путешествую налегке, поэтому могу быстро снимать — мои локации — это те, где мне не нужны отражатели или вспышки, поэтому я могу сделать как можно больше уникальных снимков за короткий промежуток времени».
7. Используйте естественное освещение в естественной среде (для самых естественных портретов)
Студии могут быть пугающими — «обычно я рекомендую не использовать студию, если это не коммерческая работа», — говорит Райан. Он предлагает найти тихие места на открытом воздухе, где вы знаете, что свет и тени будут хорошими.
«Я всегда предпочитаю естественное освещение и естественную среду (в парке или дома), так как считаю, что искренние эмоции детей должны изображаться в естественном свете», — говорит Хардик.
Елена также использует естественное освещение для создания своего фирменного стиля: «Большинству детей не хватает терпения сидеть на месте, пока вы пытаетесь разобраться с настройками освещения, поэтому забудьте об использовании вспышек или студийного света», — говорит она. «С детьми я почти всегда использую естественный свет и 99% времени фотографирую их на открытом воздухе в золотые часы. Конечно, для угрюмого черно-белого это может быть в помещении и в любое время дня, но если вы ищете мечтательный, неземной вид, это единственный способ сделать это».
8. Используйте широкую диафрагму для максимального эффекта
«Я не думаю, что когда-либо фотографировала ребенка с диафрагмой меньше F2, — говорит Елена. «Если вы не находитесь в городских условиях и это не является частью сюжета, используйте как можно большую апертуру. Это в сочетании с объективом 85 мм или длиннее и достаточным пространством между ребенком и фоном может создать мечтательный эффект». Кроме того, говорит она, «будьте готовы увеличить ISO, чтобы получить скорость не менее 1/160, потому что дети будут двигаться намного больше, чем взрослые!»
Хардик: «Ничто так не снимает детей, как фикс-объектив. Лично я бы предпочел 50 мм (1,8 или 1,4) и 85 мм (1,8 или 1,4), а если у вас хороший бюджет, вы также можете выбрать объективы 70-200 мм, f 2,8 от Canon или Nikon, которые способны сделать фон маслянистым. как сон, в то время как ваш объект резкий, как булавка, выделяющий его».
9. Практикуйтесь с семьей и друзьями
Если вы хотите начать зарабатывать на портретах своих детей, будьте готовы потратить некоторое время. «Подождите несколько лет и поработайте с детьми своих друзей», — советует Райан. «Вы действительно должны научиться говорить и работать с детьми, а это требует времени».
10. Это бизнес из уст в уста
Как только вы начали создавать свой портфель, используйте силу молвы.
Как отмечает Елена, социальные сети могут быть особенно полезны: «Счастливая мама всегда расскажет о фотографиях и покажет их своим друзьям. Я всегда даю клиентам небольшие файлы в формате jpeg с моим водяным знаком, готовые к публикации в социальных сетях, независимо от того, какой пакет они покупают, и призываю их делиться фотографиями. И, если возможно, попросите нескольких клиентов дать вам письменное разрешение на использование их фотографий для вашей собственной рекламы».
11. Получите разрешение
Помните, что существуют этические соображения при фотографировании детей – всегда будьте внимательны к ним. Обычно это означает работу с родителями или опекунами ребенка: «Когда я фотографирую детей, обязательно должен присутствовать один из родителей, — говорит Елена, — хотя я настаиваю, чтобы они следили за нами на расстоянии, чтобы я могла свободно работать с ребенком, не отвлекаясь!»
Это может быть сложнее, если вы делаете импровизированные снимки, но вам все равно нужно быть осторожным. Как говорит Хардик: «У каждого свое ощущение личного пространства, поэтому, если вы видите ребенка, которого хотите сфотографировать, вежливо спросите его опекуна, прежде чем начать съемку. И если вы собираетесь опубликовать фотографию ребенка и знаете опекуна этого ребенка, вы должны сообщить им об этом».
12. И совет номер один? Наслаждайся этим!
Райан: «Сделайте все весело. Я говорю о разговоре с детьми, которых фотографирую, но я также всегда веду себя немного глупо. Что бы я ни снимал в этот день, я хочу, чтобы они шли домой с улыбкой на лице, взволнованные просмотром фотографий».
Елена: «Для этого нужно искренне любить заниматься с детьми. Ваша цель номер один — заставить их повеселиться. Как только они получат удовольствие, они подарят вам бесценные моменты».
Хардик: «Все, что вам нужно помнить, это плыть по течению и установить дружеские отношения. Почувствуйте окружающую среду вокруг детей, почувствуйте их эмоции, затем выберите правильный объектив, скомпонуйте кадр, и отдых будет легким».
Большое спасибо Райану, Елене и Хардику за их вклад! Посмотрите другие их работы для вдохновения:
Райан Миллс
Елена Параскева
Хардик Гаурав
28 июля 2020
Новые навыки для детей и управление поведением
Помощь детям в приобретении новых навыков в рамках управления поведением
Когда дети могут делать то, что они хотят или должны делать, они более склонны к сотрудничеству . Они также менее склонны разочаровываться и вести себя вызывающе. Это означает, что помощь детям в освоении новых навыков может быть важной частью управления поведением.
Когда дети осваивают новые навыки, они также приобретают независимость, уверенность и чувство собственного достоинства. Таким образом, помощь детям в освоении новых навыков может стать важной частью также поддерживает общую разработку .
Вот пример: если ваш ребенок не умеет накрывать на стол, он может отказаться это делать — потому что не умеет. Но если вы покажете ребенку, как сервировать стол, он с большей вероятностью это сделает. Они также получат чувство достижения и будут чувствовать себя хорошо, помогая приготовить еду для вашей семьи.
Есть 3 основных способа помочь детям научиться всему, от базовых навыков самообслуживания до более сложных социальных навыков:
- моделирование
- инструкции
- шаг за шагом.
Помните, что для развития навыков требуется время, а практика важна . Но если у вас есть какие-либо опасения по поводу поведения, развития или способности вашего ребенка осваивать новые навыки, обратитесь к своему семейному врачу или медсестре, занимающейся вопросами здоровья ребенка и семьи.
Когда вы помогаете своему ребенку освоить навык, вы можете использовать несколько методов обучения одновременно. Например, вашему ребенку будет легче понять инструкции, если вы также разбьете навык или задачу на этапы. Точно так же моделирование может работать лучше, если вы одновременно даете инструкции.
Лепка
Наблюдая за вами, ваш ребенок узнает, что и как делать. Когда это происходит, вы «моделируете».
Лепка обычно является наиболее эффективным способом помочь детям освоить новый навык. Например, вы скорее покажете, чем расскажете ребенку, как заправлять постель, подметать пол или бросать мяч.
Моделирование может работать на социальные навыки. Подсказка ребенку такими фразами, как «Спасибо, мама» или «Еще, пожалуйста, папа», является примером этого.
Вы также можете использовать моделирование, чтобы показать ребенку навыки и поведение, которые включают невербальное общение, например, язык тела и тон голоса. Например, вы можете показать, как вы поворачиваетесь к людям, когда разговариваете с ними, или смотрите им в глаза и улыбаетесь, когда благодарите их.
Дети также учатся, наблюдая за другими детьми. Например, ваш ребенок может пробовать новые продукты с другими детьми в дошкольном учреждении, даже если они не делают этого дома вместе с вами.
Как сделать моделирование эффективным
- Привлеките внимание ребенка и убедитесь, что он смотрит на вас.
- Медленно продвигайтесь по шагам навыка, чтобы ваш ребенок мог четко видеть, что вы делаете.
- Укажите на важные части того, что вы делаете, например: «Посмотри, какой я…». Возможно, вам захочется сделать это позже, если вы моделируете социальные навыки, такие как приветствие гостя.
- Предоставьте ребенку множество возможностей отработать навык, как только он увидит, как вы это делаете, например: «Хорошо, теперь ты можешь попробовать».
Инструкции
Вы можете помочь своему ребенку научиться что-то делать, объяснив, что и как делать.
Как правильно давать инструкции
- Давать инструкции только тогда, когда вы привлекли внимание ребенка.
- Используйте имя вашего ребенка и поощряйте его смотреть на вас, когда вы говорите.
- Опуститесь на физический уровень вашего ребенка, чтобы говорить.
- Удалите любые фоновые отвлекающие факторы, такие как телевизор.
- Используйте язык, понятный вашему ребенку. Держите свои предложения короткими и простыми.
- Говорите четким, спокойным голосом.
- Используйте жесты, чтобы подчеркнуть то, что вы хотите, чтобы ваш ребенок заметил.
- Постепенно отказывайтесь от инструкций и напоминаний по мере того, как ваш ребенок лучше запоминает, как выполнять навык или задание.
Рисунок , который показывает вашему ребенку, что делать, может помочь ему понять инструкции. Ваш ребенок может проверить картинку, когда он будет готов работать с инструкциями самостоятельно. Это также может помочь детям, у которых есть проблемы с пониманием слов.
Иногда ваш ребенок не следует инструкциям. Это может произойти по многим причинам. Ваш ребенок может не понять. Ваш ребенок может не иметь навыков делать то, что вы просите каждый раз. Или ваш ребенок может просто не хотеть делать то, о чем вы просите. Вы можете помочь своему ребенку научиться сотрудничать, уравновешивая инструкции и просьбы.
Пошаговое руководство: разбивка задач
Некоторые навыки или задачи сложны или включают последовательность действий. Вы можете разбить эти навыки или задачи на более мелкие этапы. Идея в том, чтобы помочь детям освоить шаги, из которых состоит навык или задание, по одному за раз .
Пошаговое руководство
- Начните с самого простого шага, если сможете.
- Покажите ребенку шаг и дайте ему попробовать.
- Помогите ребенку с остальным заданием или сделайте это за него.
- Дайте ребенку возможность попрактиковаться в шаге.
- Когда ваш ребенок сможет уверенно выполнить шаг без вашей помощи, научите его следующему шагу и так далее.
- Продолжайте, пока ваш ребенок не сможет выполнить весь навык или задачу самостоятельно.
Пример пошаговой инструкции
Вот как можно разбить задачу по одеванию:
- Достать одежду.
- Наденьте трусы.
- Наденьте носки.
- Наденьте рубашку.
- Наденьте штаны.
- Наденьте перемычку.
Вы также можете разбить каждый из этих шагов на части. Это может помочь, если задание сложное или если у вашего ребенка трудности с обучением. Например, «Наденьте джемпер» можно разбить следующим образом:
- Поверните перемычку правильно.
- Наденьте перемычку через голову.
- Проденьте одну руку.
- Просунь другую руку.
- Опустите перемычку.
Шаги вперед или назад?
Вы можете помочь своему ребенку выучить шаги, двигаясь:
- вперед – обучая ребенка первому шагу, затем следующему шагу и так далее
- назад – помогая ребенку выполнять все шаги до последнего шага, затем обучая последний шаг, затем предпоследний шаг и так далее.
Обучение в обратном направлении имеет некоторые преимущества. Ваш ребенок с меньшей вероятностью расстроится, потому что ему легче и быстрее научиться последнему шагу. Также задача завершается, как только ваш ребенок завершает шаг. Часто самое приятное в работе или задаче — это ее завершение!
В предыдущем примере вы можете научить ребенка одеваться, начав с джемпера. Вы помогали своему ребенку одеться, пока он не дошел до последнего шага — джемпера.
Вы можете помочь своему ребенку надеть джемпер через голову и просунуть руки, а затем позволить ребенку стянуть джемпер самостоятельно. Как только ваш ребенок научится это делать, вы можете предложить ему самостоятельно просунуть руки, а затем опустить прыгун. Это будет продолжаться до тех пор, пока ваш ребенок не сможет выполнить каждый шаг, чтобы он мог выполнить всю задачу самостоятельно.
Когда ваш ребенок осваивает новый физический навык, например одевание, вам может помочь положить свои руки на руки ребенка и направлять его движения. Постепенно прекращайте помощь, когда ребенок начинает понимать, но продолжайте говорить, что делать. Затем просто укажите или жестом. Когда ваш ребенок уверен в своих навыках, вы также можете отказаться от жестов.
Советы, которые помогут детям освоить новые навыки
Независимо от того, какой из методов вы используете, эти советы помогут вашему ребенку освоить новые навыки:
- Убедитесь, что ваш ребенок обладает достаточными физическими способностями и развитой зрелостью, чтобы справиться с новым навыком . Возможно, вам придется научить ребенка некоторым базовым навыкам, прежде чем переходить к более сложным навыкам.
- Учитывайте время и условия. Дети лучше учатся, когда они бдительны и сосредоточены, поэтому полезно работать над новыми навыками утром или после отдыха. Также хорошо избегать отвлекающих факторов, таких как телевизор или младшие братья и сестры.
- Дайте ребенку возможность попрактиковаться в этом навыке. Чтобы научиться навыкам, требуется время, и чем больше ваш ребенок практикуется, тем лучше.
- Хвалите и подбадривайте, особенно на ранних этапах обучения. Хвалите ребенка, когда он следует вашим инструкциям, отрабатывает навык или усердно старается, и точно говорите, что ваш ребенок сделал хорошо.
- Избегайте отрицательных отзывов. Вместо того, чтобы говорить, что ваш ребенок сделал это «неправильно», используйте слова и жесты, чтобы объяснить 1-2 вещи, которые ваш ребенок мог бы сделать по-другому в следующий раз.
Помните, что поведение может ухудшиться, прежде чем оно улучшится, особенно если вы требуете от ребенка большего. Может помочь позитивный и конструктивный подход, например: «Молодец, что правильно завязал узлы на шнурках! Не хотели бы вы сделать петли вместе сегодня?»
Искусство творчества: почему искусство важно для развития детей младшего возраста
Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —
Изучение искусства — это не только весело и интересно, но и познавательно. Вот несколько советов по развитию вашего начинающего художника.
Дети от природы любознательны. С той минуты, как они получают контроль над своими конечностями, они работают над тем, чтобы выйти в мир, чтобы увидеть, как все это работает. Они исследуют, наблюдают и подражают, пытаясь понять, как все работает и как контролировать себя и свое окружение. Это неограниченное исследование помогает детям формировать связи в своем мозгу, помогает им учиться — и это также весело.
Искусство – это естественная деятельность, поддерживающая свободную игру детей. Свобода манипулирования различными материалами органичным и неструктурированным образом позволяет исследовать и экспериментировать. Эти художественные усилия и самостоятельные исследования не только забавны, но и познавательны. Искусство позволяет молодежи практиковать широкий спектр навыков, полезных не только для жизни, но и для обучения.
Навыки, которые молодежь отрабатывает при участии в художественной деятельности, включают:
- Мелкая моторика .
Умение держать карандаши, мелки, мел и кисти помогает детям развивать мелкую моторику. Эта разработка поможет вашему ребенку с письмом, застегиванием пальто и другими задачами, требующими контролируемых движений.
- Когнитивное развитие . Искусство может помочь детям освоить и отработать такие навыки, как построение паттернов и причинно-следственная связь (например, «Если я сильно нажму карандашом, цвет станет темнее»). Они также могут практиковать навыки критического мышления, составляя мысленный план или картину того, что они намереваются создать, и следуя своему плану.
- Математические навыки. Дети могут учиться, создавать и начинать понимать такие понятия, как размер, форма, сравнение, счет и пространственное мышление.
- Языковые навыки. Когда дети описывают и делятся своими работами, а также процессом, они развивают языковые навыки. Вы можете поощрять это развитие, активно слушая и задавая в ответ открытые вопросы.
Это также отличная возможность выучить новые словарные слова, касающиеся их проекта (например, текстуры).
Помимо помощи молодежи в развитии важных навыков, свобода слова также полезна для общего состояния здоровья и благополучия. Предоставление вашему ребенку возможности для творчества может помочь снять стресс и справиться с тем, что происходит в его жизни. Поощряя художественное самовыражение, вы можете способствовать обучению.
Хотите поддержать творческий путь вашего ребенка? Вот несколько советов от Университета штата Мичиган:
Поговорите со своим ребенком об его работе. Часто бывает трудно расшифровать детские рисунки, даже если ребенок точно знает, что это такое. Когда мы спрашиваем: «Что это?» мы говорим, что это должно выглядеть как что-то, что мы бы узнали. Вместо этого задавайте открытые вопросы, например: «Расскажи мне о своей фотографии». Вы также можете описать конкретные действия вашего ребенка, например: «Ты рисуешь короткие линии, я вижу, ты используешь красный, зеленый и синий цвета». Вы также можете описать действия, которые выполняет ваш ребенок, или материалы, которые он использует, например: «Вы используете мягкую кисть, я заметил, что вы рисуете маленькие круги, вы используете два цветных карандаша одновременно!»
- Подражайте своему ребенку . Вместо того, чтобы рисовать свою собственную картинку, сядьте вместе с ребенком и подражайте его действиям. Нарисуйте большие каракули, маленькие линии или потренируйтесь рисовать круги. Если ваш ребенок сосредоточен на том, что вы рисуете, или на том, насколько «хороша» ваша картинка, у него меньше шансов проявить воображение и творчество самостоятельно.
- Предоставить выбор . Соберите широкий спектр материалов для вашего ребенка, таких как краски, цветные карандаши, мел, пластилин, фломастеры, мелки, масляная пастель, ножницы и штампы. Смешайте это, добавив неожиданные материалы, такие как ватные палочки, динозавры, сухие макароны или бобы.
- Поддерживать, а не вести.
Вы когда-нибудь замечали, что деятельность становится менее увлекательной, если ее диктует кто-то другой? То же самое касается детей — пусть они сами решают, какие материалы они хотят использовать, как и когда их использовать. Может быть, они хотят снять бумагу с карандаша и использовать его вдоль бумаги вместо того, чтобы писать кончиком.
- Держите его открытым. Вместо того, чтобы сесть и обдумать конкретный план или результат, позвольте ребенку исследовать, экспериментировать и использовать свое воображение. Они могут устроить большой беспорядок или несколько раз передумать — все это часть творческого процесса.
- Сосредоточьтесь на процессе, а не на продукте . Поощрение вашего ребенка в действии неструктурированного искусства помогает ему работать с внутренней мотивацией. Она учит их свободно выражать себя, не беспокоясь о том, что думают другие. Если большое внимание уделяется конечному результату или мы тратим много энергии на похвалу конечного результата, ребенок с большей вероятностью будет делать что-то, чтобы получить ваше одобрение, вместо того, чтобы делать то, что он хочет делать.
Часть внимания к процессу включает в себя поощрение усилий; исследования и усилия важнее конечного продукта. Обратите внимание на их тяжелую работу!
- Отпусти. Пока ребенок в безопасности (т. е. не бегает с ножницами), пусть исследует. Они могут проводить большую часть времени затачивая цветные карандаши, вместо того, чтобы рисовать ими. Дети учатся, играя, исследуя, пробуя и ошибаясь. Когда мы даем им свободу для открытий, они учатся творить и экспериментировать новыми и инновационными способами.
Пусть ваш ребенок творит и учится — все, что вам нужно, — это кисть и непредубежденность.
Другие статьи о развитии детей, воспитании детей и многом другом можно найти на веб-сайте MSU Extension.
Эта статья была опубликована Мичиганского государственного университета Extension . Для получения дополнительной информации посетите https://extension.msu.edu. Чтобы получить сводку информации, доставленную прямо в ваш почтовый ящик, посетите https://extension.