Для чего инфузории туфельки нужны: глотка и порошица
Виталий Журоковский
Инфузория туфелька. Строение инфузории туфельки.Более типичный широко всераспространенный представитель ресничных инфузория туфелька (Paramecium). Она обитает в стоячей воде, а также в пресноводных водоемах с очень слабеньким течением, содержащих разлагающийся органический материал.Набросок дает представление о достаточно трудном строении этих организмов, обычном для инфузории. Сложность строения клеточки у парамеции разъясняется тем обстоятельством, что ей приходится исполнять все функции, присущие целому организму, а конкретно питание, осморегуляцию и передвижение. Тело парамеции имеет отличительную форму: фронтальный конец у нее тупой, а задний несколько заострен.Ресницы инфузории туфельки размещены парами по всей поверхности клетки. Располагаясь продольными диагональными рядами, они, совершая биения, принуждают инфузорию вертеться и продвигаться вперед.


Инфузории туфельки | Мир аквариума
Инфузории туфельки простейшие одноклеточные реснитчатые микроорганизмы. Распространены повсеместно, а также повсеместно являются важнейшим звеном пищевой цепочки любого биоценоза. Для аквариумиста эти простейшие представляют интерес как кормовая база для только что появившихся из икринок мальков.
классификация | |
---|---|
Домен | Эукариоты |
Тип | Infusoria |
Класс | Ciliatea |
Отряд | Hymenostomatida |
Семейство | Parameciidae |
Род | Парамеции |
Вид | Paramecium caudatum |
Латынь: Paramecium caudatum
Безусловно, на сегодняшний день существует большое количество производителей корма для домашних животных и аквариумных рыбок в том числе. [sam_ad id=»15″ codes=»true»] Среди их продукции есть так же корма, которые позиционируются как корма для мальков. Но все же не всех мальков удовлетворят комбикорма производимые промышленностью. Для мальков некоторых видов необходим живой пищевой объект определенных размеров. Такая мелкая живая пища, как Paramecium caudatum новорожденным малькам нужна всего несколько первых дней их жизни. Но наличие такого корма в данном случае является вопросом жизни и смерти. Поэтому для аквариумиста который хочет разводить икромечущих рыбок необходимо уметь разводить в домашних условиях такой не заменимый иногда корм, как инфузории туфельки.
Инфузории туфельки получили свое название за внешнее сходство формы их тела с дамской туфелькой. Длина тела достигает 0,3 миллиметра. Все тело их покрыто сократительными ресничками, выполняющими роль своеобразного движителя, благодаря которому животное перемещается очень быстро. За 1 секунду оно преодолевает расстояние равное
Внутреннее строение2-2,5 миллиметрам. Это составляет расстояние приблизительно в 10 – 15 раз больше чем длина тела животного. Эта же подвижность может быть причиной неудач выкармливания ими мальков некоторых видов, которые из-за своей медлительности не могут угнаться за столь быстрой едой. Сама героиня нашего повествования питается бактериями, грибами и одноклеточными водорослями. Пищевые частицы не заглатываются в обычном смысле этого слова, а направляются слаженными движениями ресничек к ротовому отверстию, переходящему в глотку. Попав туда, пищевая частица обволакивается частью клеточной оболочки и погружается внутрь плазмы клетки. Сама Paramecium caudatum неспособна дифференцировано отбирать питательные частички и выплевывать балласт.
Еще из особенностей поведения, которые необходимо учитывать при размножении этого вида корма необходимо отметить чувствительность к свету. Электрическому току. Оптимальная температура для данного вида 22-26 градусов по Цельсию. Жесткость воды желательна до 10°dH.
Что же нам предстоит сделать?
- 1.
Найти водоем, населенный нужными нам микроорганизмами.
- 2. Выделить из этого водоема чистую культуру.
- 3. Создать оптимальные условия для размножения.
- 4. Поддерживать жизнеспособное состояние колонии микроорганизмов.
- 5. Перед кормлением мальков очистить культуру от балласта.
Поскольку интересующее нас живое существо – пресноводное то идем к ближайшему пресноводному водоему… к аквариуму. Воду набираем у дна, желательно чтобы, где то неподалеку был слегка разложившийся листочек водного растения. Если вам повезет, то на улицу выходить не придется. Проверить свое везение и ускорить получение ответа на вопрос: «повезло или нет?», можно с помощью микроскопа или мощной лупы. Paramecium caudatum хорошо видны при малом увеличении микроскопа. Берем трехлитровый бутыль, наполняем его на половину кипяченой отстоянной водой. Капаем туда 1 – 3 капли молока. Вносим в бутыль воду из аквариума, которая предположительно содержит Paramecium caudatum. Внутрь бутыли опускаем распылитель от компрессора и делаем очень слабую аэрацию.
Если не повезло, ваш аквариум оказался стерилен, то за Парамецией придется отправиться к ближайшему пресноводному стоячему водоему (озеро, пруд, большая редко пересыхающая лужа). Не забудьте прихватить с собой три небольших стеклянных сосуда. Почему три? Вам придется взять три пробы из мест наиболее вероятного нахождения искомого объекта. А именно.
Первую порцию аккуратно зачерпнем у самой поверхности воды.
Вторую банку заполним водой из лужи и положим в нее несколько поднятых со дна органических остатков – подгнившие веточки, прошлогодние листья.
С третьей банкой поступим так же как со второй только вместо веточек и листьев насыплем в нее пригоршню ила взятого со дна пруда.
Теперь домой. Ставим на несколько дней эти три образца в подходящие условия. Через несколько дней Paramecium caudatum размножившись, образуют скопления заметные невооруженным глазом. Взяв воду из мест наибольшего их скопления пипеткой, переносим ее в заранее подготовленную банку, как описано выше.
Перед тем как зарядить культуру желательно все же ее проконтролировать под микроскопом. Если набранная вами капля воды содержит посторонние микроорганизмы, то желательно от них избавиться. Для этого на предметное стекло нужно капнуть еще одну каплю чистой воды. Две капли соединяются водяным мостиком, созданным с помощью зубочистки или заточенной спички. Более проворные инфузории туфельки опередят своих конкурентов в марафоне к чистой воде. После этого мостик можно разрушить, аккуратно вытерев первую каплю салфеткой. Вторую каплю пипеткой переносим в заранее подготовленный сосуд с бактериями.
Если микроскопа нет, то необходимо хотя бы проследить чтобы образец не содержал мелких ракообразных которые тоже не прочь полакомится Парамециями.
Для размножения бактерий, которыми собственно и питается Парамеция нужно молоко. Молочная культура самая продуктивная, но и самая неустойчивая. Связано это с очень бурным развитием кисломолочных бактерий, которые конкурируют с Парамециями за кислород. Если бактерий слишком много инфузории туфельки задохнуться. Поэтому работая с молочной линией нужно быть очень умеренным с подкормками. 1-3 капли молока 1-2 раза на неделю вполне достаточно.
Более устойчивой является культура на банановой кожуре. Банановая кожура свежая или сушеная кладется на дно банки с отстоянной кипяченой водой из расчета 1 см кубический на 1 литр воды. Через несколько дней там будет достаточное количество бактерий для заселения емкости инфузориями. Возможность использования сушеной кожуры делает этот метод пригодным для использования в любое время года.
Так же широко известен метод получения большого количества бактерий на сенном отваре. 10 – 20 граммов сена кипятят на протяжении 20 минут. Затем отвар остужают и цедят. Хранят его на нижней полке холодильника внутри плотно закрытой тары. Для использования его разбавляют чистой отстоянной водой в два – три раза.
Вообще же бактериальную массу можно получить на чем угодно. Любые органические остатки станут субстратом для размножения этих микроорганизмов. Так на страницах книг можно встретить упоминания о культуре, полученной на брюкве, моркови, сушеных листьях салата.
Здесь же описаны способы проверенные многими поколениями аквариумистов. Какая из бактериальных культур больше нравится инфузориям — судить не берусь.
Деление клеткиКультуру Парамеции не рекомендуется использовать дольше двадцати дней. Это связано с тем что, как и все живые организмы — Парамеции, а также их пищевая база – бактерии выделяют продукты своей жизнедеятельности в окружающую среду. Поскольку наша колония пищевых микроорганизмов находится в замкнутом объеме, то постепенно этот объем заполняется шлаками на столько, что происходит самоотравление живых организмов собственными продуктами жизнедеятельности. Культура постепенно увядает.
Учитывая, что малькам нужен столь мелкий корм всего 3-5 дней после их рождения. То двадцати дневного интервала вполне достаточно чтобы загодя зарядить культуру и получить достаточное количество корма к нужному сроку. Хранить чистую культуру лучше при температуре +3-+10 градусов по Цельсию. Для этого вполне подойдет нижняя полка холодильника. Если вы решили хранить чистую культуру у себя дома, то необходимо помнить, что ее следует пересевать несколько раз за год, чтобы она не погибла.
И вот все готово. В банке видны характерные скопления живой массы. На предметном стекле микроскопа или под мощной лупой видны только инфузории туфельки. Ждем появления мальков.
И вот свершилось. Заботливый аквариумист прямо таки СЛЫШИТ, как его подопечные просят есть. Что делать дальше?
Дальше в самом простом случае берем пипеткой несколько капель воды из места наибольшего скопления живой массы и капаем ее в нерестилище с голодными мальками.
Все просто и понятно… Какие могут быть подводные камни во всей этой простоте?
Камень первый. Харациновые виды очень чувствительны к бактериальному загрязнению. Поэтому чтобы избежать неприятностей берем Paramecium caudatumи помещаем их в литровую банку с чистой водой без пищевых субстратов для бактерий. Выдерживаем таким образом еду около суток. Лишенные пищи бактерии перестанут размножаться, а тех которые попали внутрь банки — съедят инфузории туфельки, которые на воле тоже играют роль санитаров. После такой самоочистки от бактерий инфузориями можно смело кормить изголодавшихся мальков. Для бесперебойного поступления корма, возможно, придется ставить на очистку две – три банки с интервалом 1 – 2 суток.
[sam_ad id=»22″ codes=»true»]
Камень второй. Мальки существа прожорливые. Им необходимо большое количество питательных веществ для обеспечения нужд быстро растущего организма. За один раз суточную дозу корма они съесть не могут. Значит, поступление корма должно быть дробным – несколько раз за день. А что делать, если вам на работу или в школу и отпуск по уходу за мальками не дадут? Тогда следует наладить медленное, но постоянное поступление корма. Самый простой, на мой взгляд, способ – это использование капельницы. Еще один старый проверенный способ — поступление инфузорий внутрь аквариума с мальками по льняной увлажненной нитке.
Вот такая вот статейка получилась. Написал, перечитал. Вроде все понятно. Но это мне и тем, кто уже не раз это все проделывал. Самое темное пятно во всей этой почти детективной истории — это работа с невидимками. Хорошо если у вас есть доступ к микроскопу. А что делать, если нет? Главное не отчаиваться! Опыт, который приходит со временем и после нескольких неудачных попыток, и микроскоп заменить может. Могу лишь посоветовать проделать все выше описанное задолго до предполагаемого нереста, чтобы, когда понадобиться — быть уверенным в своих силах и точно знать, что в каждый конкретный момент делают ваши руки. И что видят ваши глаза.
Инфузория туфелька и как её разводить дома
GD Star Rating
loading…
В последнее время все больше и больше аквариумистов пытаются самостоятельно разводить аквариумных рыбок.
То что раньше было под силам единицам, то сейчас всякий маломальский грамотный рыбовод в начале пробует свои силы на разведении живородящих рыбок, потом как правило сомовых, (лорикариевых), следом идут гурами со скаляриями и в конце очередь доходит до неонов.
Вот тут и наступает тот самый момент когда нужна живая пыль. Ведь как мы все знаем величина корма для малька (личинки) должна равняться размеру его глаза. Вот такое мнение опытных рыборазводчиков. Поэтому, что бы часами не бегать в поисках пыли по болотам и водоемам с сачком можно поступить на много проще и развести пыль самому в искусственных условиях.
Я напишу это из личного опыта как правильно организовать весь процесс по разведению и получению культуры инфузории туфельки. Ведь именно она является основным составным для кормления пылью.
Желательно что бы вам кто-то помог из старших аквариумистов, если у вас не достаточно знаний в аквариумистике.
Но будем надеяться, что будет достаточно моих объяснений, а посему приступим.
Для начало необходимо обзавестись не обходимым инвентарем вам понадобиться несколько трех литровых банок, обычная медицинская спринцовка, вместо пластикового кончика которого вставлена стеклянный кончик пипетки, теплое помещение т-26*С , с мягким не прямым солнечным светом.
Не большой кусочек стекла и линза, (величина туфелек от 0,1-0,3 мм), поэтому и увеличение у нее должно быть достаточно сильное.
Прим автора: ( я к примеру пошел в школу где учился много лет назад и попросил в кабинете биологии воспользоваться микроскопом, для того что бы в самом начале увидеть инфузорий и понять как она выглядит, а потом только подобрал в магазине оптики необходимую линзу)
Существует множество способов разведения туфелек, на банановой кожуре, на сене, на молоке, на сушенных листьях салата и на пекарских дрожжах и т.д.
Для себя я выбрал самое простое, на банановой кожуре, или на молоке. Что то из этих продуктов у меня всегда было под рукой.
Объясню в чем разница.
На молоке культура туфелек, размножается и развивается более быстро, но и пропадает достаточно быстро. На банановой кожуре (которой нужно совсем чуть-чуть S=1- 3 см2 ) культура и живет дольше, но и разводиться по дольше, но есть огромный плюс, молока в доме может не оказаться, а кожуру спелого банана нужно высушить и можно использовать довольно долго.
Культура туфельки.
Если с технической частью процесса все достаточно просто, то во всем остальном придется разбираться буквально по пунктно.
Во первых где взять культуру туфельки?
Есть несколько вариантов.
Самый простой, как я написал выше, это попросить ее у более старших товарищей.
Плюсы просто огромные.
Во первых вы знаете, что вам дали чистую культуру без различных ракообразных которые могут не то что принести пользу, а и убить культуру туфелек и нанести вред личинкам рыб. Т.е. вы получаете заведомо чистый материал для работы.
Либо пройтись самому на водоем и зачерпнуть воды у самого дна (желательно не много с илом) и принести все это дело в помещение.
Если вы остановились на втором варианте вот тут вам понадобится кусочек листового стекла ( 5*10 см), увеличительное стекло либо микроскоп пипетка, или спринцовка, и остро отточенная спичка.
В начале возьмите каплю воды и поместите ее под микроскоп, в ней вы увидите скопление различных простейших, а так же легко отличите туфелек.
Они довольно подвижны,
Возьмите каплю чистой воды ( пипеткой) и расположите рядом с каплей из водоема.
Если простейших сильно много постарайтесь отобрать ту часть где присутствуют только инфузории (вам нужно всего несколько полноценных особей) поэтому если вы не в состоянии отделить их пипеткой то кончиком спички соедините 2 капли воды небольшим канальчиком, в отличии от других простейших инфузории быстренько переплывут по нему, в более свежую воду.
Так повторяя несколько раз можно получить достаточно чистую культуру инфузорий.
После этого необходимо поместить культуру в инкубатор,
Достаточно пол банки чистой воды, банка размещается на освещенном теплом месте, но не под прямыми солнечными лучами.
В качестве питательного вещества в банку капается 1-3 капли молока.
И помещается культура инфузорий, которые начинают достаточно быстро размножаться.
Инфузория питается бактериями которые служат для нее кормом, поэтому она часто скапливается вокруг кусочков органики, или возле поверхности если возникает бактериальная пленка или если не достаточно кислорода.
Этим и пользуются аквариумисты для сбора инфузорий,
Достаточно поместить в банку не большой стебелек растения из аквариума как во круг него начнут скапливаться туфельки, которых собирают пипеткой и помещают как корм малькам рыб.
Следует, однако, помнить что вместе с той водой, которую вы набираете из инкубатора в нерестовик могут попасть и бактерии которыми питается инфузория, поэтому что бы обезопасить этот процесс стоит в начале выждать пока инфузории поедят основную массу бактерий, а после этого производить ими кормежку малька.
И еще не большая рекомендация.
Будьте максимум аккуратны в этом процессе, делайте все не спеша продумывая каждый шаг, запомните чистота вашего оборудования и ваших инкубаторов залог положительного исхода дела.
Поэтому после того как культура начинает истощаться, отберите особей, и тщательно перемойте все оборудование.
Если вам необходимо большое количество «пыли» сделайте несколько инкубаторов, и используйте их попеременно.
GD Star Rating
loading…
Как вырастить инфузорию туфельку в домашних условиях
Это тот самый одноклеточный организм, которого изучают на уроках биологии в средней школе. Он очень маленький, всего 0.3–0.6 мм, по форме напоминает подошву обуви. В аквариумистике является важным компонентом для питания мальков, которые ещё не способны съесть более крупную пищу.
Как вырастить инфузорию туфельку в домашних условиях
Один из простых способов получения инфузории туфельки в домашних условиях для кормления мальков аквариумных рыбШаг № 1. Подготовить пустую бутылку/банку и литья растений
Подготовьте резервуар — это может быть пустая бутылка или стеклянная банка. Заполните её водой из аквариума. Инфузории питаются бактериями, поэтому потребуется подготовить культуру для их появления. Возьмите листья не ядовитых растений, тщательно промойте и поместите их в резервуар с водой. Подойдут листья деревьев, салата, кожура огурца и т. п.
Шаг №2. Добавить сухой рыбий корм из растительных компонентов
Другим важным компонентом помимо листьев растений может служить рыбий корм из водорослей (спирулина, хлорелла), в виде высушенных хлопьев или гранул. Они используются при кормлении растительноядных видов, продаются практически во всех специализированных зоомагазинах или на «птичьем рынке».
Шаг № 3. Поставить резервуар на освещённое место
Обе культуры (листья и корм) должны простоять на солнце в течение недели или больше. Разумеется, в наших широтах выращивать инфузорий лучше летом, когда солнечных дней в избытке. Бутылка / банка должна быть открыта, чтобы происходил газообмен. Один или два раза в день содержимое аккуратно перемешивается
Шаг № 4.

Через некоторое время вода потемнеет — это разросшаяся колония бактерий, питающихся продуктами распада листьев растений и водорослей.
Шаг № 5. Развитие колонии инфузорий
Следующий этап за инфузориями. Как правило в зрелом аквариуме инфузории уже присутствуют в небольших количествах. Произведите забор воды как можно ближе к поверхности грунта вблизи растений и залейте её в бутылку / банку. В этой благодатной среде они быстро размножатся. Ввиду их микроскопического размера увидеть их невозможно без микроскопа, поэтому судить о количестве можно по цвету воды. Она станет светлее и порозовеет.
Шаг № 6. Кормление мальков
Кормить мальков следует из пипетки по несколько капель. Количество капель зависит от объёма нерестового аквариума. Чем он больше, тем большее количество воды из бутыли с инфузориями придётся залить.
Шаг №7. Поддержание популяции инфузорий
Со временем пищи для инфузорий будет становиться всё меньше, поэтому чтобы сохранить популяцию потребуется подготовить ещё один резервуар с колонией бактерий, куда будет перелита часть содержимого из первой бутылки / банки. Подобные процедуры придётся регулярно повторять, пока мальки будут нуждаться в таком микроскопическом корме.
Похожие статьи
Как вырастить артемию в домашних условиях
Рачки артемии (Artemia) — описание и жизненный цикл
Питание аквариумных рыб
Как вырастить личинок комаров для кормления рыб
Научно -исследовательская работа «Где найти начало жизни на Земле?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 имени историка, профессора Н.И. Павленко г. Ейска Муниципального образования Ейский район
Юридический адрес: 353691, Краснодарский край,
г. Ейск, ул. Красная, 47/6
Адрес электронной
почты: [email protected]. ru
Факс: +7- (86132) 4-53-50
Телефон: +7- (86132) 4-53-50
Тема исследовательской работы
« Где найти начало жизни на Земле?»
Трунаевой Надежды
ученицы 2 класса «Б»
научный руководитель:
Маслова Римма Васильевна
учитель начальных классов
2017 г
Содержание
1. Введение………………………………………………………………3-4стр
1.1.Гипотеза
1.2. Объект исследования
1.3. Предмет исследования
1.4. Цель исследования
1.5. Задачи исследования
1.6. Практическая значимость исследования
1.7. Оборудование
2. Результаты работы с научной литературой……………………….5 — 6стр
3. Опытно – исследовательская работа ………………………………….7 -10стр 4. Живой организм — инфузория – туфелька………………………… 11-12стр
5. Заключение………………………………………………………….13-14стр
8.Список использованной литературы………………………………16 стр
Трунаева Надежда Владимировна
Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7,
имени историка, профессора Н.И.Павленко»,2 класс
Тема «Где найти начало жизни на Земле?»
Научный руководитель: Маслова Р. В.,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №7»
Статья
1. Введение
Мы живём
в современном мире, в котором существуют миллионы видов растений, животных,
насекомых. Порой
простые на первый взгляд вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день, хранят
великие тайны. У меня возник вопрос: « С чего всё началось, откуда появилась
жизнь на Земле?» Этот вопрос я задала родителям, но они не смогли ответить на
него и посоветовали обратиться к детской энциклопедии «Открой
мир вокруг себя» и к научным статьям в интернете. Я решила провести
исследовательскую работу и больше узнать о первых живых организмах, возникших
на Земле.
Тема моей исследовательской работы: « Где найти начало жизни на Земле?»
1.1. Гипотеза: я предположила, что
а) микроорганизмы, содержащиеся в воде, стали родоначальниками всего живого на планете;
б) инфузорию — туфельку можно вырастить в домашних условиях.
1.2. Объект исследования – вода.
1.3. Предмет исследования – простейшие организмы (инфузория – туфелька).
1.4. Цель исследования:
создание и исследование условий, способствующих появлению простейших организмов на нашей Земле.
1.5. Задачи исследования:
1. Ознакомиться с гипотезами ученых мира о происхождении жизни на
Земле.
2. Разработать
и провести эксперименты в домашних условиях. 3. Вырастить и исследовать
инфузорию-туфельку. 4. Обобщить полученные данные и оформить материал в доступном виде.
1.6. Практическая значимость: знания, приобретённые мной в ходе исследований, пригодятся в старших классах при изучении биологии. Кроме того, материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий.
1.7. Оборудование:
— микроскоп — аквариум с водой — ваза с водой и цветами — 3-х литровая банка — фотоаппарат — видеокамера
2.
Результаты работы с научной литературой Свою работу я начала с изучения статей на
данную тему в интернете и в энциклопедии «Открой мир вокруг себя» [1,2]
Вот что мне удалось выяснить.
Много, много лет назад наша Земля была очень неприглядной планетой. Её поверхность была раскалена, как сковородка. Из глубин Земли вырывались языки огненного пламени. Казалось, вся планета объята одним большим пожаром. [3]
Но постепенно поверхность Земли остывала. Над ней появились
облака. Со временем они окутали планету плотным кольцом. И однажды из этих
облаков на Землю упала первая капля дождя. А потом начался такой сильный
ливень, что он залил всю планету. Она превратилась в один большой океан.
Именно здесь, в толще воды, которая окончательно охладила земную поверхность, и
возникла жизнь. Первые живые организмы были очень маленькими, просто
крохотными. Они состояли из одной клетки, то есть были одноклеточными. С этого
события началась новая история планеты Земля. Меня очень удивило, что некоторые
из первых одноклеточных существ дожили до наших дней такими же, какими они были
сотни миллионов лет назад. [2]
Из статей в интернете [8] я узнала, что в 17 веке жил гениальный ученый-самоучка, первооткрыватель микробов, голландский биолог, которого звали Антонио Ван Левенгук. Он не был ученым, и образование его ограничивалось лишь средней школой. Микроскопия – это было просто увлечение Антонио Ван Левенгука, как сейчас говорят — хобби. Он изучил тайну возникновения жизни на Земле, и первый рассмотрел в микроскопе маленькую каплю воды. Он пришёл к выводу, что вокруг нас есть невидимая микро жизнь, и зарождается она в воде при наличии света, тепла и воздуха.
3. Опытно – исследовательская работа
Я решила провести опыты по исследованию воды, которая нас окружает, и убедиться самой, действительно ли есть микроорганизмы в воде. Я решила исследовать воду из — под крана, воду, которая долго стояла в кувшине с цветами, и аквариумную воду. Увидев мою заинтересованность, родители подарили мне микроскоп, с помощью которого я и проводила опыты. У нас дома есть аквариум с рыбками. Исследование воды я решила начать именно с него.
Все знают, что за аквариумом нужен уход. Рыбкам нужен воздух, теплая чистая вода и свет. Я наблюдала, что если долго не менять воду в аквариуме, то стенки в нём начинают покрываться зеленым налетом, на дне собирается осадок. Из интернета я узнала, что для разведения микроорганизмов нужна среда загрязненного аквариума, свет, тепло и доступ воздуха. [7]
Опыт
1
Исследование воды, взятой из аквариума.
При чистке аквариума, я собрала воду вместе с илом со дна,
поместила ее в 3-х литровую банку. Банка стояла рядом с настольной лампой, от
которой шел свет и тепло. Банку я не закрывала крышкой, чтобы был доступ
воздуха. Наблюдения: Я
наблюдала за водой в банке в течение недели и заметила, что со дна банки от
ила вверх, часто поднимались пузырьки с воздухом. На стенках банки появились
наросты в виде точек и палочек.
Взяв увеличительное стекло, я разглядывала изменения и заметила движение.
Эти палочки двигались и в воде что-то мелькало. (Видео 1)
Исследование:
Я взяла
каплю воды из банки, поместила на стекло, рассмотрела под микроскопом и увидела
то, что не видно было невооруженным глазом.
Я увидела этих «мельчайших зверьков», так называл одноклеточных первооткрыватель микромира Антонио Ван Левенгук. (Видео 2) Они двигались, ползали и даже бегали. Их тела прозрачны. Под микроскопом видны ножки, головки и усики. Они необычны, у них свой мир, они появились и живут в воде.
Опыт 2. Исследование воды, взятой из вазы с цветами
Наблюдение:
Цветы завяли, и вода комнатной температуры под воздействием света и воздуха, начала
приобретать зеленый цвет.
Исследование: Поместив
под микроскоп каплю воды из вазы, я увидела движение маленьких микроорганизмов.
(Видео №3). Они тоже были прозрачные, имели вытянутую форму и
двигались очень быстро.
Опыт 3.
Так как вода в вазе и в аквариуме была изначально взята из
крана, я решила проверить, есть ли в воде из — под крана живые организмы. Наблюдение:
Известно, что вода из — под крана предварительно проходит специальную
обработку. Для того, чтобы быть пригодной для употребления человеком, она идет
по трубам в дома, не соприкасаясь с воздухом и светом. В неё не попадает
сор. Она постоянно в движении — течет. [4] Исследование:
Поместив каплю воды из — под крана под
микроскоп, я не увидела движущихся организмов. Капля воды из — под
крана ,была чистая и прозрачная.
Вывод
Результаты моих опытов не только удивили меня, но и немного напугали. Неужели в воде столько живых организмов? Сразу же вспомнились мамины слова о том, что нельзя пить грязную воду, что посуду, из которой мы едим, надо мыть очень тщательно, что надо мыться после того, как побывали на море. Мама сказала, что мельчайшие одноклеточные существа, которые я увидела в воде, называются инфузориями. И одни из них называются инфузория туфелька. Инфузория – туфелька… Какое интересное название! А почему туфелька? Где она живёт, откуда происходит? Все эти вопросы возникали у меня один за другим. Тогда я обратилась к специальной литературе. И вот, что я узнала. [8]
4. Живой организм — инфузория – туфелька
Среди
органических существ есть такие уникальные создания природы, строение которых
чрезвычайно примитивно, но именно они когда-то давно, миллиарды лет назад, дали
толчок развитию жизни и от них произошли более сложные организмы. Я прочитала, что
инфузория – туфелька обитает почти в каждом водоёме со стоячей водой, особенно,
с опавшей листвой и гниющими органическими веществами, где она питается
размножающимися там бактериями. Инфузория – туфелька относится к
простейшим организмам. Своё название «инфузория –
туфелька» получила от формы тела, которая
напоминает дамскую туфельку. Инфузория имеет удлиненное тело длиной 0,1–0,3 мм, форма которого
постоянна. Все её тело покрыто продольными рядами многочисленных коротких
ресничек, при помощи которых туфелька плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других простейших сложностью внутриклеточной
организации. Ближе к переднему концу тела инфузории находится постоянное
углубление – перистом (ротовая воронка), которое ведет в глотку.
Реснички желобка постоянно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и
подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии
попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме вокруг них образуется
пищеварительная вакуоль. Переваривание пищи и усвоение питательных веществ у
туфельки происходит так же, как и у амёбы. Непереваренные остатки выбрасываются
наружу через отверстие. Двигаясь в воде, инфузория – туфелька способна делиться, то есть
размножаться. Она живая! А ещё я узнала, что она является пищей для личинок рыб,
и её разводят в рыбоводческих хозяйствах. Оказывается, что те прозрачные
микроорганизмы, которые я увидела в капле воды, и есть инфузория туфелька! [3,
5]
IV. Заключение.
В ходе своей
исследовательской работы я ознакомилась с гипотезами ученых мира о происхождении жизни на
Земле, провела эксперименты в домашних условиях, познакомилась с
простейшим организмом — инфузорий – туфелькой. При помощи микроскопа я смогла
наблюдать её и поняла, что она ест, живёт, питается, размножается и сама
является пищей. Таким образом, я
убедилась в том, что в неочищенной воде при наличии света, тепла, воздуха появляются
живые организмы. Я предполагаю, что вот такая маленькая клетка, крохотный
живой организм, который даже не разглядеть без помощи увеличительного прибора-микроскопа,
стала родоначальницей всего живого на планете. Из клеток, как из кирпичиков дом,
строятся все живые организмы. Я уверена, что знания, приобретённые мной в ходе исследований,
пригодятся в дальнейшем при изучении биологии в старших классах. Кроме того, я
всем своим одноклассникам рассказала, что находится в грязной воде, и
что всегда нужно соблюдать гигиенические требования.
Изучая научную литературу по данной теме, я пришла к выводу,
что инфузориями интересуются многие люди. В первую очередь это, конечно,
учёные, биологи. Моим сверстникам эта тема тоже интересна. А ещё я узнала, что с 1974-го года японской корпорацией Nikon ежегодно проводится
конкурс фотографий, сделанных в микроскоп. И среди этих фотографий много
снимков с изображением инфузории туфельки.
Вот фото,которые мне больше всего
понравились. [8]
Закончить свою научно-исследовательскую работу хочется стихотворением Е. Ефимовского «РАКЕТА И ТРАВИНКА» [3]
Прошу мне ответить без всякой заминки:
ракета сложней или проще травинки?
Вы скажете сразу: ракета сложнее.
Она и нужнее, она и важнее.
Она состоит из миллиона деталей!
Ее миллион человек собирали.
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
что сделать нельзя полевую травинку.
Верней, для травинки найдутся детали,
но вы соберете травинку едва ли.
Вам даже не сделать пустяшной соринки —
кусочка от этой зеленой травинки.
Выходит, травинка сложней, чем ракета.
Как просто все это. Как сложно все это!
Выполнив эту исследовательскую работу, я сделала для себя первое научное
открытие. Но я уверена, что впереди меня ждут ещё много открытий, которые мне
помогут сделать мои учителя.
Список использованной литературы
1. Детская энциклопедия К. Роджерс «Микромир» Росмен-Пресс,2016
2. Детская энциклопедия Джииннини Джонсон «Открой мир вокруг себя.
Динозавры» ООО «Де Агостине» 2010
3. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. Москва. Эгмонт Россия
ЛТД. 2001
4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
5. А. А. Плешаков. Окружающий мир, учебник для 3 класса. М.:
Просвещение,2009.
6. А.А. Плешаков От земли до неба: атлас – определитель для начальной
школы. М.: Просвещение,2000.
7. Ф. Полканов. «Подводный мир в комнате » М.: Просвещение 1970
8. Интернет ресурсы
Инфузории // Википедия. Свободная Энциклопедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Некоторые способы разведения инфузорий туфелек //Акваловер
http://www.aqualover.ru/fauna/some-methods-of-infusorian-slippercultivation.html
Скачано с www.znanio.ru
Инфузория туфелька: формы и способы размножения
Инфузория туфелька — довольно распространенный вид, который относят к группе простейших организмов. Обитает она в пресных стоячих водоемах с достаточным количеством органических материалов, которыми и питается. Кстати, строение инфузории-туфельки считается самым сложным из данной группы организмов.
Общая характеристика
Инфузория туфелька — одноклеточный организм, форма которого действительно напоминает подошву обуви и сохраняется за счет плотного внешнего слоя цитоплазмы. Все тело животного покрыто огромным количеством ресничек, которые расположены продольными рядами. Основная их функция — движение.
Двигается инфузория туфелька тупым концом вперед. Реснички движутся с небольшой задержкой относительно друг друга. При перемещении организм также вращается вокруг оси.
Между ресничками расположены так называемые трихоцисты — небольшие веретенообразные органеллы, который выполняют функцию защиты. Каждая трихоциста состоит из тела и наконечника, которые при наличии раздражителя (столкновение, нагревание, охлаждение) резко выстреливают.
Инфузория туфелька: строение
Основная масса организма — это эндоплазма, или жидкая часть цитоплазмы. Эктоплазма находится ближе к цитоплазматической мембране, имеет более плотную консистенцию и образует пелликулу.
Пищеварение. Инфузория туфелька питается бактериями и имеет довольно своеобразную клеточную систему пищеварения. Ближе к переднему концу тела расположена околоротовая воронка, внутренняя поверхность которой покрыта сложной системой ресничек. Движения ресничек создают поток, вместе с которым засасываются и микроорганизмы. Далее питательные частички попадают в глотку, которая также выстелена ресничками, и только затем — в рот. Путем эндоцитоза питательные вещества попадают в пищеварительную вакуоль. Остатки выводятся через специфическую органеллу — порошицу.
Генетический материал. Инфузория туфелька имеет два ядра — большое (макронуклеус) и маленькое (микронуклеус). Микронуклеус содержит в себе полный набор генетической информации и берет участие в половом размножении организма. Макронуклеус отвечает за синтез белковых соединений.
Выделение и дыхание. Инфузория туфелька способна существовать даже при очень низких концентрациях кислорода в воде. Поглощается кислород всей поверхностью.
Как уже говорилось, этот простейший организм обитает в пресной воде и из-за разницы концентраций ему нужна система осморегуляции. Инфузория имеет две сократительные вакуоли — переднюю и заднюю, к каждой из которых ведет разветвленная система канальцев. Излишек жидкости и вторичные продукты метаболизма собираются в канальцах и выводятся вакуолей в окружающую среду. Обе органеллы сокращаются попеременно, раз в 15–20 секунд.
Размножение инфузории-туфельки
Для данного организма характерно как половое, так и бесполое размножение.
Бесполое размножение осуществляется поперечным делением клетки на две равные части. При этом организм сохраняет активное состояние. Далее следуют довольно сложные процессы регенерации, во время которых каждая часть организма достраивает необходимые органеллы.
Половое отношение между двумя особями осуществляется путем конъюгации. Инфузории временно склеиваются, и между их поверхностями образуется своеобразный мостик из цитоплазмы. Макронуклеусы обоих организмов разрушаются, а маленькие ядра делятся путем мейоза.
Поле этого образуется четыре ядра с гаплоидным набором хромосом. Далее три из них гибнут, а оставшееся делиться путем митоза, образовывая два протонуклеуса — женский и мужской. Организмы обмениваются «мужскими» протонуклеусами. Затем в каждом происходит слияние двух ядер и образование синкариаона. Затем проходит митоз, после чего одно из образовавшихся ядер становится макронуклеусом, а второе — микронуклеусом.
«Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупнорогатого скота»
Инфузория-туфелька | ||
Научная классификация | ||
промежуточные ранги Домен: | Эукариоты |
Надтип: | Альвеоляты |
Тип: | Инфузории |
Подтип: | Intramacronucleata |
Инфратип: | Ventrata |
Класс: | Oligohymenophorea |
Подкласс: | Peniculia |
Семейство: | Parameciidae Dujardin, 1840 |
Род: | Парамеции |
Вид: | Инфузория-туфелька |
Ehrenberg, 1838
Инфузо́рия-ту́фелька
(лат. Paramécium caudátum) — вид инфузорий, одноклеточных организмов из группы альвеолят. Иногда инфузориями-туфельками называют и другие виды рода
Paramecium
. Встречаются в пресных водах. Своё название получила за постоянную форму тела, напоминающую подошву туфли.
Описание
Средой обитания инфузории-туфельки являются любые пресные водоемы со стоячей водой и наличием в воде разлагающихся органических веществ. Её можно обнаружить и в аквариуме, взяв пробы воды с илом и рассмотрев их под микроскопом.
Размер инфузории туфельки составляет 0,1—0,3 мм[1]. Форма тела напоминает подошву туфли. Наружный плотный слой цитоплазмы (пелликула) включает находящиеся под наружной мембраной плоские мембранные цистерны альвеолы, микротрубочки и другие элементы цитоскелета.
Строение инфузории-туфельки
На поверхности клетки в основном продольными рядами расположены реснички[1], количество которых — от 10 до 15 тыс.[2]. В основании каждой реснички находится базальное тельце, а рядом — второе, от которого ресничка не отходит. С базальными тельцами у инфузорий связана инфрацилиатура — сложная система цитоскелета. У туфельки она включает отходящие назад посткинетодесмальные фибриллы и радиально расходящиеся поперечно исчерченные филаменты. Возле основания каждой реснички имеется впячивание наружной мембраны — парасомальный мешочек.
Между ресничками расположены мелкие веретеновидные тельца — трихоцисты, которые рассматриваются как органоиды защиты[3]. Они расположены в мембранных мешочках и состоят из тела и наконечника. Трихоцисты — разновидность разнообразных по строению органоидов экструсом, наличие которых характерно для инфузорий и некоторых других групп протистов. Их тело имеет поперечную исчерченность с периодом 7 нм. В ответ на раздражение (нагрев, столкновение с хищником) трихоцисты выстреливают — мембранный мешочек сливается с наружной мембраной, а трихоциста за тысячные доли секунды удлиняется в 8 раз. Предполагается, что трихоцисты, набухая в воде, могут затруднять движение хищника. Известны мутанты туфелек, лишенные трихоцист и вполне жизнеспособные. Всего у туфельки 5—8 тысяч трихоцист.
У туфельки 2 сократительные вакуоли в передней и задней части клетки[1]. Каждая состоит из резервуара и отходящих от него радиальных каналов. Резервуар открывается наружу порой, каналы окружены сетью тонких трубочек, по которым жидкость поступает в них из цитоплазмы. Вся система удерживается в определённом участке цитоскелетом из микротрубочек.
У туфельки имеется два разных по строению и функциям ядра — диплоидный микронуклеус (малое ядро) округлой формы и полиплоидный макронуклеус (большое ядро) бобовидной формы.
Клетка инфузории-туфельки состоит на 6,8 % из сухого вещества, из которого 58,0 % — белок, 31,4 % — жиры, 3,6 % — зола.
Класс инфузории туфельки
Также строение инфузории зависит от ее класса. Так различают два класса инфузории туфельки:
- ресничные инфузории,
- сосущие инфузории.
Далее подробно остановимся на них.
Ресничные инфузории
Названы так, поскольку их тело покрыто маленькими ресницами, которые также именуются цилиями. Длина ресницы составляет не более 0,1 микрометра. Ресницы могут, как распределятся равномерно по телу нашей простейшей красавицы, так и собираться в пучки, которые биологи называют «цирры». Сами ресницы представляют собой пучок фибрилл, которые являются нитевидными белками.
Каждая ресничная инфузория может иметь несколько тысяч таких вот ресниц. Передвижение инфузории также осуществляется при помощи ресниц.
Сосущие инфузории
Сосущие инфузории совсем не имеют не только ресничек, но и рта, глотки и пищеварительных вакуолей, столь характерных для их «волосатых» сородичей. Зато у них есть своеобразные щупальца, представляющие собой плазматические трубочки. Именно эти щупальца-трубочки у сосущих инфузорий выполняют функцию рта и глотки, так как захватывают и проводят питательные вещества в эндоплазму клетки.
Не имея ресниц сосущие инфузории не способны передвигаться. Впрочем, им это и не нужно, имея особую ножку-присоску, они прикрепляются к коже какого-нибудь краба или рыбы и на них живут. Сосущих инфузорий всего лишь несколько десятков видов, против тысячи видов их ресничных собратьев.
Функции ядер
Микронуклеус содержит полный геном, с его генов почти не считываются мРНК и, следовательно, его гены не экспрессируются. При созревании макронуклеуса происходят сложные перестройки генома, именно с генов, содержащихся в этом ядре, считываются почти все мРНК; следовательно, именно макронуклеус «управляет» синтезом всех белков в клетке. Туфелька с удаленным или разрушенным микронуклеусом может жить и размножаться бесполым путём, однако теряет способность к половому размножению. При половом размножении макронуклеус разрушается, а затем восстанавливается заново из диплоидного зачатка.