Содержание

Тесты — Царство Животные (Простейште, Кишечнополостные, Кольчатые черви, Круглые черви, Плоские черви) | Тест по биологии (7 класс) по теме:

Раздел 2. Животные

Тема: Подцарство Простейшие (Protozoa)

Задание 1. «Характеристика простейших»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Среды обитания простейших – (_), (_), (_) и (_).
  2. Тело простейших представлено (_), но встречаются и (_).
  3. Простейших насчитывается (_) видов.
  4. К колониальным формам относятся (_), (_) и (_).
  5. Количество ядер в клетках простейших – (_), (_) или (_).
  6. Наружная мембрана может образовывать эластичную и прочную клеточную стенку – (_).
  7. Наружный слой цитоплазмы – (_), внутренний – (_).
  8. По типу питания простейшие делятся на (_) и (_).
  9. Выделение и осморегуляция простейших осуществляется с помощью (_).
  10. При неблагоприятных условиях многие простейшие образуют (_).
  11. Бесполое размножение простейших осуществляется с помощью (_) или (_).
  12. Половое размножение простейших осуществляется с помощью (_) или (_).
  13. Ответная реакция на раздражение осуществляется с помощью (_).

Задание 2. «Саркодовые»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. К какому типу, подтипу и классу относится амеба?
  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 7?
  3. Какие органоиды отвечают за движение амебы.
  4. Какой органоид отвечает за пищеварение?
  5. Как дышит амеба?
  6. Какой органоид отвечает за выделение из клетки воды с растворенными в ней вредными веществами?
  7. Как амеба может переносить неблагоприятные условия?
  8. Как размножается амеба?
  9. Какие саркодовые могут иметь внешний или внутренний скелет?
  10. Какие саркодовые могут паразитировать в человеке?

Задание 3. «Растительные жгутиконосцы»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Какими двумя способами питается эвглена?
  3. К какому типу и классу относится эвглена?
  4. Как размножается эвглена?
  5. Что представляет собой вольвокс?
  6. Какие клетки различаются в колонии вольвокса?
  7. Как осуществляется бесполое размножение вольвокса?
  8. Как осуществляется половое размножение вольвокса?

Задание 4. «Животные жгутиконосцы»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

А – сонная болезнь; Б – пендинская язва.

  1. Каково систематическое положение животных жгутиконосцев?
  2. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 6?
  3. Кто является возбудителем и переносчиком сонной болезни (А)?
  4. Кто является возбудителем и переносчиком кожного лейшманиоза (Б)?
  5. Как происходит заражение лямблией и где она паразитирует (5)?
  6. Какое заболевание у человека вызывает трихомонада влагалищная (6)?
  7. Какие заболевания называются трансмиссивными?

Задание 5. «Класс Жгутиконосцы»

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

**Тест 1. Какие простейшие относятся к растительным жгутиконосцам?

  1. Эвглена зеленая.                                5. Трипаносома.
  2. Амеба протей.                                6. Лейшмания.
  3. Дизентерийная амеба.                        7. Гониум.
  4. Вольвокс.                                        8. Пандорина.

**Тест 2. Какие простейшие относятся к животным жгутиконосцам?

  1. Эвглена зеленая.                                5. Трипаносома.
  2. Амеба протей.                                6. Лейшмания.
  3. Дизентерийная амеба.                        7. Гониум.
  4. Вольвокс.                                        8. Пандорина.

**Тест 3. Какие органоиды характерны для эвглены, но отсутствуют у амебы?

  1. Ядро.                                                5. Жгутик.
  2. Сократительная вакуоль.                        6. Пелликула.
  3. Стигма.                                        7. Клеточный рот.
  4. Хлоропласты.                                8. Клеточная глотка.

Тест 4. Как дышит эвглена зеленая?

  1. Клеточной глоткой.
  2. Клеточными жабрами.
  3. Клеточными легкими.
  4. Всей поверхностью тела.

Тест 5. Как размножается эвглена зеленая?

  1. Делением тела поперек.
  2. Продольным делением тела.
  3. Возможно и продольное и поперечное деление.
  4. В благоприятных условиях – бесполое размножение, в неблагоприятных – половое.

Тест 6. У какого простейшего известно половое размножение?

  1. У амебы.
  2. У вольвокса.
  3. У эвглены.
  4. У простейших животных не известно половое размножение.

Тест 7. Какой признак сближает вольвокс с многоклеточными животными?

  1. Таких признаков нет.
  2. Число клеток в колонии вольвокса может достигать 60 тыс.
  3. Наличие двух жгутиков в каждой клетке.
  4. Различные типы зооидов – вегетативные и генеративные.

Тест 8. Какие животные жгутиконосцы вызывают болезнь кожи – пендинскую язву?

  1. Мухи цеце.
  2. Трипаносомы.
  3. Москиты.
  4. Лейшмании.

Тест 9. Какие животные жгутиконосцы вызывают сонную болезнь?

  1. Мухи цеце.
  2. Трипаносомы.
  3. Москиты.
  4. Лейшмании.

Задание 6. «Инфузория туфелька»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?
  2. С помощью каких органоидов движется инфузория туфелька?
  3. Через какой органоид инфузория туфелька поглощает питательные вещества?
  4. Через какой органоид инфузория туфелька выводит непереваренные вещества?
  5. Сколько сократительных вакуолей у инфузории туфельки?
  6. Сколько ядер у инфузории туфельки?
  7. Каков набор хромосом в ядрах инфузории туфельки?
  8. К какому типу относится инфузория туфелька?

Задание 7. «Размножение
инфузории туфельки»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие типы размножения инфузории туфельки изображены на рисунке?
  2. Каковы особенности размножения инфузории, изображенной на рис. А?
  3. Что происходит с инфузориями на этапах деления, обозначенных цифрами 1 – 9?

Задание 8. «Тип Апикомплекcы (Apicomplexa), класс Споровики, Малярийный плазмодий»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Сделайте подписи к рисунку.
  2. Кто является окончательным и промежуточным хозяином малярийного плазмодия?

Задание 9. «Многообразие простейших»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

  1. Какие простейшие обозначены на рисунке цифрами 1 – 10?
  2. Каково систематическое положение этих простейших?

Задание 10. «Зачет. Подцарство Простейшие (Protozoa)

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Каковы размеры инфузории-туфельки, амебы протея, эвглены зеленой?
  2. С помощью каких органоидов пища захватывается инфузорией туфелькой?
  3. Каков хромосомный набор макронуклеуса и микронуклеуса инфузории?
  4. Какой тип деления характерен для микро и макронуклеусов?
  5. За какие функции отвечает макронуклеус? Микронуклеус?
  6. Каким образом удаляются непереваренные остатки пищи, и регулируется осмотическое давление инфузории?
  7. Как называется процесс обмена генетическим материалом между инфузориями?
  8. Как происходит бесполое размножение инфузории?
  9. Какие органоиды передвижения и защиты имеются у инфузории?
  10. Какая инфузория может паразитировать в толстом кишечнике человека?
  11. Какие заболевания называются трансмиссивными?
  12. На какой стадии развития происходит заражение человека малярийным плазмодием?
  13. Как называется стадия развития малярийного плазмодия, происходящая в клетках печени?
  14. Как называется стадия развития малярийного плазмодия, происходящая в эритроцитах?
  15. С какой стадией жизненного цикла плазмодия связаны приступы лихорадки?
  16. На какой стадии возбудитель может попасть в организм окончательного хозяина?
  17. Где происходит спорогония?

Задание 11. ««Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Миксотрофный тип питания. 2. Таксисы. 3. Инцистирование. 4. Трансмиссивное заболевание. 5. Конъюгация. 6. Шизогония. 7. Промежуточный хозяин. 8. Окончательный хозяин.


Ответы:

Задание 1. 1. Моря, пресные воды, влажная почва, живые организмы. 2. Одной клеткой; колониальные формы. 3. Около 40 тыс. видов. 4. Вольвокс, гониум, эвдорина, пандорина. 5. Одно, два или несколько. 6. Пелликулу. 7. Эктоплазма, более светлая и плотная; эндоплазма, более зернистая. 8. Гетеротрофов и миксотрофов. 9. Сократительных вакуолей. 10. Цисту. 11. Бинарного митотического деления; шизогонии, множественного деления. 12. Образования и слияния гамет; конъюгации. 13. Таксисов, движения в ответ на раздражение.

 Задание 1. 1. Тип Простейшие, подтип Корнежгутиковые, класс Саркодовые. 2. 1 – цитоплазматическая мембрана; 2 – эктоплазма; 3 – эндоплазма; 4 – ядро; 5 – захват пищевых частиц, фагоцитоз; 6 – сократительная вакуоль; 7 – пищеварительная вакуоль. 3. Ложноножки. 4. Пищеварительная вакуоль. 5. Всей поверхностью тела. 6. Сократительная вакуоль. 7. С помощью инцистирования. 8. Бесполое размножение, бинарное деление. 9. Раковинные амебы, фораминиферы, радиолярии, некоторые солнечники. 10. Дизентерийная амеба.

Задание 2. 1. Корнежгутиковые, Саркодовые. 2. Не превышают 0,5 мм. 3. Ложноножек. 4. Поверхность тела. 5. Сократительной вакуоли. 6. Цисту. 7. Бесполое, делением пополам. 8. Раздражимостью. 9. Раковинные амебы, фораминиферы, радиолярии. 10. Толстом кишечнике.

Задание 3. 1. 1 – пелликула; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – хроматофоры; 5 – сократительная вакуоль; 6 – стигма; 7 – жгутик; 8 – колония вольвокса; 9 – дочерние колонии; 10 – отдельные особи, зооиды. 2. В темноте – готовыми органическими веществами, на свету за счет фотосинтеза. 3. Тип Корнежгутиковые, класс Жгутиковые. 4. Продольным делением пополам. 5. Колония растительных жгутиконосцев. 6. Вегетативные и генеративные зооиды. 7. Генеративные зооиды погружаются внутрь колонии и митотически делятся, образуя дочерние колонии. Материнская колония разрушается, а дочерние начинают самостоятельное существование. 8. Осенью генеративные зооиды образуют микро- и макрогаметы, которые, сливаясь, образуют зиготы. Зигота весной мейотически делится, гаплоидные зооиды образуют новую колонию.

Задание 4. 1. Подцарство Простейшие, тип Корнежгутиковые, подтип Жгутиконосцы, класс Животные жгутиконосцы. 2. 1 – трипаносома; 2 – муха цеце; 3 – лейшмании; 4 – москит; 5 лямблия кишечная; 6 – трихомонада влагалищная. 3. Возбудитель трипаносома, переносчик – муха цеце. 4. Возбудитель лейшмании, переносчик – москиты. 5. Перорально, цистами. Паразитирует в тонком кишечнике. 6. Воспаление женских и мужских половых органов. 7. Передающиеся через укус кровососущего насекомого или клеща.

Задание 5. **Тест 1: 1, 4, 7, 8. **Тест 2: 2, 3, 5, 6. **Тест 3: 3, 4, 5, 6, 7, 8. Тест 4: 4. Тест 5: 2. Тест 6: 2. Тест 7: 4. Тест 8: 4. Тест 9: 2.

Задание 6. 1 – клеточный рот. 2 – клеточная глотка. 3 – образование пищеварительной вакуоли. 4 – удаление непереваренных остатков через порошицу. 5 – макронуклеус. 6 – микронуклеус. 7 – сократительная вакуоль. 8 – приводящие канальцы. 9 – реснички. 10 – пищеварительная вакуоль. 2. С помощью ресничек. 3. Клеточный рот. 4. Через порошицу. 5. Две. 6. Два. 7. Маконуклеус полиполидный, микронуклеус – диплоидный. 8. Тип Инфузории.

Задание 7. 1. А – бесполое деление. Б – половое размножение. 2. Поперечное деление пополам, причем макронуклеус делится амитозом, микронуклеус – митотически. 3. 1 – конъюгация; 2 – разрушение макронуклеусов, мейоз микронуклеусов; 3 – разрушение трех образовавшихся гаплоидных ядер; 4 – митоз оставшегося ядра и обмен мужскими ядрами; 5 – слияние мужских и женских ядер; 6 – три митотических деления, образование четырех микронуклеусов и четырех макронуклеусов; 7 – разрушение трех микронуклеусов; 8 – деление эксконъюгантов на две особи с двумя макронуклеусами и микронуклеусом; 9 – митоз микронуклеусов и образование восьми особей.

Задание 8. 1. 1 – спорозоиты; 2 – шизогония в клетках печени; 3 – выход мерозоитов и заражение эритроцитов; 4 – эритроцитарная шизогония; 5 – образование гамонтов; 6 – образование микро- и макрогамет; 7 – копуляция гамет; 8 – превращение оокинеты в ооцисту; 8 – ооциста распадается с выходом спорозоитов (до 10 тыс.). 2. Окончательный – комар, промежуточный – человек.

Задание 9.

1. 1 – инфузория туфелька; 2 – эвглена зеленая; 3 – трипаносома; 4 – лямблия; 5 – опалина; 6 – радиолярия; 7 – амеба протей; 8 – дизентерийная амеба; 9 – трихомонада; 10 – вольвокс. 2. К типу Саркожгутиконосцы, классу Саркодовые: радиолярия, амеба протей, дизентерийная амеба. К типу Саркожгутиконосцы, классу Жгутиконосцы: эвглена зеленая, трипаносома, лямблия, вольвокс. К типу Инфузории: инфузория туфелька, опалина

Задание 10. 1. Инфузория туфелька – 0,1-0,3 мм, амеба протей до 0,5 мм, эвглена зеленая – 0,05 мм. 2. Клеточным ртом, клеточной глоткой. 3. Макронуклеус полиплоидный, микронуклеус диплоидный. 4. Микронуклеус – митоз, макронуклеус – амитоз. 5. Макронуклеус – обмен веществ, микронуклеус – размножение. 6. Непереваренные остатки выводятся через порошицу, осмотическое давление регулируется сократительными вакуолями. 7. Конъюгацией. 8. Поперечным делением пополам. 9. Органоиды передвижения – реснички, защиты – трихоцисты. 10. Инфузория балантидий. 11. Передающиеся кровососущими насекомыми или клещами. 12. На стадии спорозоитов. 13. Тканевая шизогония. 14. Эритроцитарная шизогония. 15. Во время выхода мерозоитов из разрушенных эритроцитов. 16. На стадии гамонтов. 17. В спороцистах под эпителием желудка комара.

Задание 11.

1. Смешанный тип питания – автотрофный и гетеротрофный. 2. Двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам. 3. Способ переживания неблагоприятных условий, простейшее округляется, покрывается защитными оболочками. В таком состоянии способен длительной время сохранять жизнеспособность даже в воздушной среде. 4. Заболевание, передающееся кровососущими животными. 5. Половой процесс, передача наследственной информации. 6. Множественное деление ядра клетки, сопровождается образованием соответствующего число мерозоитов. 7. Организм, в котором происходит питание, и только бесполое размножение паразита. 8. Организм, в котором происходит половое размножение паразита.

Контрольная работа по биологии «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли» 5 класс

Контрольная работа №3 «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли»

 

ВАРИАНТ I

 

I. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных 1. Одноклеточным растением является:

а) мукор,  б) дрожжи,  в) хламидомонада,   г) спирогира.

2. Какой организм изображен на рисунке:

а) дрожжи   б) хлорелла    в) вольвокс      г) бактерия 3. При производстве сыра используют: 

а) грибы,   б) водоросли, в) бактерии,   г) лишайники.

4.    Клеточная стенка отсутствует в клетках:

а) растений,  б) животных,  в) грибов,  г) лишайников.

5.    Возбудители холеры относятся к царству:  

а) Растения,   б) Животные,    в) Грибы,   г) Бактерии.

6.    К низшим растениям относятся:

а) хвойные         б) мхи         в) водоросли      г) папоротники.

7.    Жгутики хламидомонады:

а) удаляют излишки воды   б) обеспечивают подвижность   в) помогают захватывать пищу   г) осуществляют фотосинтез.

8.    Наименьшей единицей систематики растений является:

а) царство   б) семейство   в) отдел   г) вид.

9.    При слиянии половых клеток у хламидомонады образуется:

а) спора   б) зооспора   в) зигота   г) циста.

10.  Таллом лишайников образован гифами гриба и:

а) одноклеточными зелеными водорослями       б) многоклеточными зелеными водорослями     

в) бурыми водорослями     г) красными водорослями

 

II.  Охарактеризуйте организм, изображенный на рисунке:

Отдел

 

Вид водорослей

1.  Зеленые водоросли

2.  Бурые водоросли

3.  Красные водоросли

А.

Б.

В.

Спирогира

Морская капуста

Фукус

 

 

Г.

Саргассум

 

 

Д.

Хламидомонада

 

 

Е.

Анфельция

 

1.    Как называется?

2.    К какому царству относится?  

3.    Является одноклеточным, многоклеточным, колониальным?

4.    Где обитает?

5.    Как питается (способ питания)?

 

III. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера в порядке возрастания. 1. Спирогира – многоклеточная бурая водоросль

2.    Тело водорослей называют слоевищем.

3.    «Морской капустой» называют красную водоросль ламинарию.

4.    Вольвокс – это многоклеточная зеленая водоросль.

5.    Все водоросли являются многоклеточными растениями.

6.    Скопления хламидомонады вызывают цветение пресных водоемов

7.    Хлорелла перемещается в воде с помощью жгутиков

8.    Хроматофоры водорослей содержат хлорофилл

 

IV.       Установите соответствие между способами размножения водорослей и их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности чисел.

Способ размножения

 

Характеристики

1.  Бесполое размножение 2.  Половое размножение

А. Б.

Прорастание зиготы Слияние гамет

 

В.

Отделение частей слоевища

 

Г.

Образование дочерних клеток

 

Д.

Образование половых клеток

 

Е.

Образование зооспор

 

V. Распределите перечисленные виды водорослей по отделам. Ответ запишите в виде последовательности цифр:

Контрольная работа №3 «Бактерии. Грибы. Лишайники. Водоросли»

 

ВАРИАНТ II

 

I.   Выберите один правильный ответ из четырех предложенных 1. К одноклеточным организмам НЕ относится:

а) хлорелла,   б) хламидомонада,  в) дрожжи,   г) вольвокс.

2.    Какой организм изображен на рисунке:  

а) гриб,  б) водоросль,   в) растение,  г) лишайник.

3.    В производстве хлеба используют: 

а) грибы,   б) водоросли, в) бактерии,   г) лишайники.

4.    Пластиды присутствую в клетках:

а) грибов,  б) животных,  в) бактерий,  г) растений.

5.    Возбудители туберкулеза относятся к царству:  

а) Растения,   б) Животные,    в) Грибы,   г) Бактерии  

6.    Нитевидные выросты, с помощью которых водоросли крепятся к грунту называются:

а) гифы             б) ризоиды             в) корни                  г) таллом.

7.    Сократительные вакуоли хламидомонады:

а) удаляют излишки воды   б) обеспечивают подвижность   в) помогают захватывать пищу   г) осуществляют фотосинтез.

8.    Самой крупной систематической единицей у растений является:

а) царство   б) семейство   в) отдел   г) вид.

9.    К высшим растениям относятся:

а) хлорелла     б) фукус   в) ламинария   в) ряска.

10.  Симбиотическим организмом являются:

а) грибы   б) бактерии   в) лишайники   г) растения.

 

Отдел

 

Вид водорослей

1.  Зеленые водоросли

2.  Бурые водоросли

3.  Красные водоросли

А.

Б.

В.

Улотрикс

Ламинария

Порфира

 

 

Г.

Филлофлора

 

 

Д.

Ульва

 

 

Е.

Хлорелла

 

II.  Охарактеризуйте организм, изображенный на рисунке:  

1.    Как называется?

2.    К какому царству относится?  

3.    Является одноклеточным, многоклеточным, колониальным?

4.    Где обитает?

5.    Как питается (способ питания)?

 

III. Выберите правильные утверждения. Запишите их номера в порядке возрастания.

1.    Кустистый лишайник ягель неправильно называют «олений мох». 2. У всех водорослей автотрофный способ питания 3. Водоросли относятся к низшим растениям.

4.    Все водоросли живут в водоемах.

5.    Хлорелла одноклеточная бурая водоросль

6.    Тело водорослей называют талломом.

7.    Ризоиды – это корни водорослей.

8.    Агар-агар получают из водоросли ламинарии.

 

IV.       Установите соответствие между способами размножения хламидомонады и их характеристиками. Ответ запишите в виде последовательности чисел.

Способ размножения

 

Характеристики

1.  Половое размножение

2.  Бесполое размножение

А. Б.

Осуществляется с помощью гамет Происходит летом

 

В.

Образуются дочерние клетки

 

Г.

Происходит при неблагоприятных условиях

 

Д.

Образуется зигота

 

Е.

Образуются зооспоры

 

V. Распределите перечисленные виды водорослей по отделам. Ответ запишите в виде последовательности цифр:

 

«Сравнительная характеристика растительной и животной клетки». 10-й класс

Цели:

  • расширить знания о клетке;
  • продолжить формирование умений пользоваться микроскопом;
  • рассмотреть особенности строения растительной и животной клетки, сравнить клетки растений и животных;
  • доказать, что все живое состоит из клеток.

Оборудование: микропрепараты: растительная клетка, вольвокс, инфузория туфелька, чешуя лука, эвглена зеленая, животная клетка, микроскопы, цифровой микроскоп, компьютер, мультимедиа, научно-популярная литература.

Ход занятия

I. Оргмомент

Слово учителя

II. Актуализация полученных знаний

Слово учителя

— Вам необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого.

Одна из формулировок клеточной теории гласит “… клетка является основной структурной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток”.

Задание:

На экране вы видите микропрепараты. Ваша задача — определить их название, к какому Царству они относятся.

На экране проецируются через цифровой микроскоп микропрепараты

(1 — растительной клетки, 2 — вольвокса, 3 - инфузории туфельки, 4 — чешуи лука, 5 — эвглены зеленой, 6 — животной клетки).

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

III. Изучение нового материала

Слово учителя

Задание:

Рассмотрите предложенные микропрепараты и ответьте на вопросы.

— Что общего в строении, чем отличаются животные и растительные клетки?

— Почему клетка является основной структурной единицей всего живого?

(Учащиеся работают с микроскопами)

Поверка выполнения задания.

(Устные ответы обучающихся)

IV. Первичное закрепление изученного материала

Слово учителя

— Перед вами лежат задания для каждой творческой группы.

Ответить на эти вопросы вам поможет научно-популярная литература, которая находиться на ваших столах.

Задания

Задание 1. Найдите сходства в строении у растительной и животной клетки.

Задание 2. Найдите отличия в строении у растительной и животной клетки.

Задание 3. Докажите, что клетка является основной структурной и функциональной единицей живого.

Задание 4. Подготовьте презентацию на тему “Сходства и различия животной и растительной клетки”

На эту работу вам отводится 20 минут.

(Учащиеся по группам начинают работать с литературой, конспектируют ответы на вопросы, готовят презентацию).

Поверка выполнения задания

(Ответы обучающихся 1 – 3 группы)

Слово учителя

— Какой вывод можно сделать?

Учащиеся 4 группы делают вывод.

(На экране проецируется презентация 4 группы)

V. Подведение итогов урока

Итак, мы расширили свои знания о строении клетки и пришли к выводу, что единство клеточного строения организмов находит подтверждение не только в сходстве строения различных клеток, но и в сходстве химического состава и метаболических процессов. Нуклеиновые кислоты, белки, процессы их синтеза и превращений универсальны и принципиально близки в клетках всех живых организмов.

VI. Домашнее задание

Подготовить рефераты и презентации на темы:

«Строение и жизнедеятельность растительной клетки», «Строение и жизнедеятельность животной клетки «, «История создания клеточной теории».

Приложение

Контрольная работа по биологии на тему: «Царство Животных», ФГОС

Контрольная работа по теме «Царство растений».

Вариант 1.

Задания части А.

Морской капустой называют: 1- хлореллу 2- фукус 3- ламинарию 4- спирогиру

К колониальным водорослям относят: 1- улотрикс 2- хламидомонада 3- вольвокс 4- спирогира

Листья у плауна: 1- мелкие, простые 2- крупные, простые 3- крупные сложные 4- нет листьев

Торфяным мхом называют: 1- кукушкин лен 2- сфагнум 3- щитовник мужской 4- печеночный мох

Самые распространенные среди голосеменных: 1- хвойные 2- гинкговые 3- саговниковые 4- эфедровые

Злаком являются: 1- рябина 2- подсолнечник 3- астра 4- кукуруза

К двудольным относится: 1- тюльпан 2- кукуруза 3- картофель 4- чеснок

    Задания части В.

    Установите соответствие между растением и характерным для него преобладающим поколением.

      Растение Преобладающее поколение

      А) кукушкин лен 1- спорофит (бесполое)

      Б) кочедыжник женский 2- гаметофит (половое)

      В) плаун

      Г) сфагнум

      Д) хвощ полевой

      Е) щитовник мужской

      А

      Б

      В

      Г

      Д

      Е

                 

      Установите соответствие между отделом растения и особенностями его строения.

        Особенности строения Отдел

        А) листья хвоинки 1- голосеменные

        Б) семя окружено околоплодником 2- покрытосеменные

        В) семяпочка располагается на чешуе женской шишки

        Г) семя образуется в результате двойного оплодотворения

        Д) характерен околоцветник

        Е) семяпочка располагается в завязи пестика

        А

        Б

        В

        Г

        Д

        Е

                   

        Выберите верные утверждения:

          Водоросли – древнейшие представители растительного мира.

          Все зеленые водоросли имеют микроскопические размеры.

          У сфагнума хорошо развиты ризоиды.

          Гаметофит – это половое поколение растений.

          Плауны имеют придаточные корни, которые отходят от стелющегося по земле стебля.

          Гаметофит папоротника представлен стеблем с листьями.

          Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей и папоротников – наличие воды.

          Сосна – раздельнополое растение.

          Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.

          Основной признак двудольных растений наличие двух семядолей в зародыше.

          Основной признак покрытосеменных наличие семени.

            Установите соответствие между отделами растений и их представителем.

              Представители Отдел

              А) сфагнум 1- моховидные

              Б) кукушкин лен 2- плауновидные

              В) плаун баранец

              Г) гилокомиум

              12. Определите систематическое положение гороха полевого, расположив таксоны в правильной последовательности начиная с вида:

              А) покрытосеменные

              Б) бобовые

              В) горох полевой

              Г) растение

              Д) двудольные

              13. Для покрытосеменных в отличии от голосеменных характерно наличие:

              1- цветков 2- смоляных ходов 3- шишек 4- двойного оплодотворения 5- иголок 6-травянистой жизненной формы

              14. Установите последовательность жизненного цикла папоротника:

              А) заросток – гаметофит

              Б) споры

              В) оплодотворение

              Г) половые клетки

              Д) взрослое растение – спорофит

              Е) зигота

              Ж) молодое растение спорофит

              15. К зеленым водорослям относятся:

              1- ламинария

              2- спирогира

              3- алария

              4- хлорелла

              5- фукус

              6- улотрикс

              16. Рассмотрите рисунок, подпишите название частей мха обозначенных цифрами.

              Ответ:

              1-

              2-

              3-

              4-

              17. Рассмотрите рисунки, какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные, выпишите цифры

              Ответ:

              18. Какие водоросли изображены на рисунке

              Ответ:

              1-

              2-

              3-

              4-

              Задания части С.

              19. Гаметофит – это…

              20. Напишите функцию проводящей ткани …

              21. Перечислите растения, которые относятся к споровым…

              22. Слоевище – это…

              23. Микроспора – это…

              24. На какие периоды подразделяется индивидуальное развитие высших растений…

              25. Что такое биомасса планеты…

               

              Контрольная работа по теме «Царство растений».

              Вариант 2.

              Задания части А.

              У водорослей тело представлено: 1- листьями 2- слоевищем и корнями 3- слоевищем 4-листьями и корнями

              К бурым водорослям относится: 1- фукус 2- макроцистис 3- ламинария 4- все

              Листья у хвоща: 1- крупные, простые 2- крупные, сложные 3- мелкие чешуевидные 4- отсутствуют

              Корни отсутствуют у: 1- орляка 2- страусника 3- сальвинии 4- щитовника

              К листопадным голосеменным относится: 1- можжевельник 2- лиственница 3- туя 4- сосна

              Число видов цветковых растений: 1- 10тыс. 2- 250тыс. 3-25тыс. 4- 500тыс.

              У пасленовых плод: 1- зерновка 2- ягода 3- костянка 4- стручок

                Задания части В.

                Установите соответствие между шишкой голосеменных растений и особенностью ее строения.

                  Особенности строения Шишки

                  А) располагаются у основания веточек 1- мужские

                  Б) желтеет при созревании 2- женские

                  В) содержит семяпочки

                  Г) краснеет при созревании

                  Д) располагается на верхних веточках

                  Е) содержит пыльцевые мешки

                  А

                  Б

                  В

                  Г

                  Д

                  Е

                             

                  Установите соответствие между растением и семейством к которому оно относится.

                    Растение Семейство

                    А) капуста 1- розоцветные

                    Б) слива 2- пасленовые

                    В) картофель 3- лилейные

                    Г) ландыш 4- крестоцветные

                    Д) лук

                    Е) табак

                    А

                    Б

                    В

                    Г

                    Д

                    Е

                               

                    Выберите верные утверждения.

                      В почве водоросли не встречаются

                      Большинство водорослей автотрофы

                      Гаметофиты мха кукушкин лен обоеполые

                      Мхи произошли от псилофитов

                      Хвощи многолетние травянистые растения с хорошо развитым подземным стеблем корневищем

                      В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита

                      Папоротники имеют стебель, листья, корень

                      Листья у всех голосеменных растений хвоя

                      К голосеменным относится около 700 видов растений

                      Отдел покрытосеменных растений делится на 4 класса

                      Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод

                        Установите соответствие между водорослями и средой их обитания.

                          Водоросли Среда обитания

                          А) хламидомонада 1- море

                          Б) ламинария 2- пресный водоем

                          В) порфира

                          Установите порядок расположения внутренних частей в стебле хвойного дерева начиная с середины.

                            А) кора

                            Б) древесина

                            В) луб

                            Г) сердцевина

                            Д) камбий

                            13. Для голосеменных характерно

                            1- размножение плодами

                            2- наличие коры

                            3- наличие жестких игольчатых листьев

                            4- наличие листовой пластинки

                            5- размножение семенами

                            6- наличие ризоидов

                            Установите последовательность этапов размножения мха кукушкин лен

                              А) зигота

                              Б) взрослое растение гаметофит

                              В) оплодотворение

                              Г) половые клетки

                              Д) спорофит

                              Е) молодое растение гаметофит

                              Ж) споры

                              15. К папоротникам относятся:

                              1- кладония

                              2- маршанция

                              3- сальвиния

                              4- агарум

                              5- ужовник

                              6- щитовник мужской

                              Рассмотрите изображенные на рисунке растения, напишите к каким систематическим группам они относятся.

                                 

                                Ответ:

                                1-

                                2-

                                3-

                                4-

                                5-

                                Рассмотрите рисунок, напишите название органов и структур папоротника обозначенные цифрами.

                                  Ответ:

                                  1-

                                  2-

                                  3-

                                  4-

                                  Рассмотрите рисунок, напишите название изображенных жизненных форм растений обозначенных цифрами.

                                    Ответ:

                                    1-

                                    2-

                                    3-

                                    4- 5-

                                    Задания части С.

                                    Спорофит – это…

                                      Напишите функцию образовательной ткани…

                                        Перечислите растения которые относятся к семенным…

                                          Ризоиды – это…

                                            Мегаспора – это…

                                              Какие органы образуют ткани высших растений…

                                                Что такое биомы…

                                                   

                                                  Ответы

                                                  Вариант 1.

                                                   

                                                  3

                                                  3

                                                  1

                                                  2

                                                  1

                                                  4

                                                  3

                                                  211211

                                                  121222

                                                  1,4,5,7,9,10

                                                  1121

                                                  в,б,д,а,г

                                                  1,4,6

                                                  д,б,а,г,в,е,ж

                                                  2,4,6

                                                  1- коробочка, 2- стебель, 3- листья, 4- ризоиды

                                                  Однодольные 1,3,5; двудольные 2,4,6

                                                  1- саргассум, 2- ламинария, 3- ламинария пальчатая, 4- фукус

                                                  Гаметофит – это половое поколение

                                                  Функция проводящей ткани – обеспечивает транспорт питательных веществ, воды и продуктов фотосинтеза.

                                                  К споровым относятся: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные.

                                                  Слоевище – это тело не расчлененное на ткани и органы.

                                                  Микроспора – это мелкая мужская спора.

                                                  Индивидуальное развитие делится на эмбриональный и постэмбриональный период.

                                                  Биомасса планеты – это масса всех населяющих ее живых организмов.

                                                     

                                                    Вариант 2.

                                                    3

                                                    2

                                                    3

                                                    3

                                                    2

                                                    2

                                                    2

                                                    112221

                                                    412332

                                                    2,4,5,7,9,11

                                                    211

                                                    г,б,д,в,а

                                                    2,3,5

                                                    д,ж,е,б,г,в,а

                                                    3,5,6

                                                    1- водоросли, 2- мох, 3- папоротники, 4- голосеменные, 5- цветковые

                                                    1- листья, 2- спорангии, 3-молодые побеги, 4- корневище

                                                    1- трава, 2- дерево, 3- кустарник, 4- трава, 5- кустарник

                                                    Спорофит – это бесполое поколение

                                                    Функция образовательной ткани обеспечивает рост растений

                                                    К семенным относятся голосеменные и покрытосеменные

                                                    Ризоиды – это корнеобразные выросты

                                                    Мегаспора – это крупная женская спора

                                                    Ткани высших растений образуют вегетативные и репродуктивные органы

                                                    Биомы – это совокупность живых организмов населяющих определенную местность

                                                      Контрольная работа «Низшие растения – водоросли» | Контрольные работы по биологии

                                                      Контрольная работа «Низшие растения – водоросли»