Содержание

В центре Москвы появилась 12-метровая скульптура в виде куска глины. Но некоторым кажется, что похожа она вовсе не на глину Пересказываем очередной спор о современном искусстве в современной России

новости

Источник: Meduza

Сергей Киселев / Агентство «Москва»

В центре Москвы появилась скульптура «Большая глина» высотой 12 метров

15 августа в центре Москвы на Болотной набережной установили 12-метровую скульптуру современного художника Урса Фишера «Большая глина № 4». Она находится перед фасадом ГЭС-2 — бывшей электростанции, которую приобрел и реконструировал фонд V—A—C российского миллиардера Леонида Михельсона. Реконструкцию проводило бюро знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пьяно. В здании ГЭС-2 скоро откроется культурный центр.

Автор скульптуры — художник Урс Фишер, известный домом из хлеба

Урс Фишер — швейцарский художник, который живет и работает в Нью-Йорке. Он создает скульптуры и инсталляции, используя самые разные материалы: глину, воск, металл, еду. Среди наиболее известных работ Фишера — альпийское шале из хлебных буханок, скульптуры-свечи в виде обнаженных женских фигур и гигантская лампа-медведь, которая в 2011 году была продана за 6,8 миллиона долларов — это рекорд аукционной цены для художника.

Хлебный дом Урса Фишера

Произведения Фишера выставлялись на Венецианской биеннале, в Центре Помпиду в Париже и музее современного искусства в Лос-Анджелесе.

«Большая глина» — это символ творчества, пояснили создатели арт-центра ГЭС-2

Скульптура представляет собой увеличенную примерно в 50 раз и отлитую из алюминия копию комка глины, который разминал в руках автор, Урс Фишер. Фонд V—A—C пояснил смысл произведения: «Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления».

Но некоторые (в том числе Максим Галкин) нашли для нее другие сравнения

Скульптура вызвала непонимание в соцсетях; чаще всего критики сравнивали ее с фекалиями. «Это выглядит как 12-метровая стопка не очень аккуратного дерьма», — заявил комик и телеведущий Максим Галкин, назвав Урса Фишера бесталанным художником.

Скульптор, академик Российской академии художеств Салават Щербаков заявил, что скульптура «оскорбительная и чужеродная для нас», хотя ее автор «достаточно профессиональный человек». Один из авторов памятника героям фильма «Офицеры» в Москве Алексей Чебаненко отказался считать скульптуру Фишера произведением искусства: «Для меня скульптура — [это] красота, пластика». Академик Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов заявил, что такое искусство «сначала надо обкатывать в более подготовленной среде».

Глава Общественного совета при министерстве культуры Михаил Лермонтов, который недавно объявил о планах проверить репертуар российских театров на соответствие стратегии национальной безопасности, тоже осудил установку «Большой глины». Он заявил, что общественные пространства Москвы должны быть «наряжены в наряды, соответствующие стратегии национальной безопасности». «Здесь же явное противоречие: стратегия говорит, что нужны условия для воспитания гармонично развитой личности, а эта фигура ни в коей степени не может быть таковой признана», — сказал Лермонтов.

Искусствоведы не согласны. И говорят, что искусство должно вызывать дискуссии

Директор музея имени Андрея Рублева, специалист в области современного искусства и архитектуры Михаил Миндлин заявил, что ассоциации с фекалиями скульптура вызывает у «необразованных и ограниченных людей».

«Это важный момент, когда работа современного художника вызывает дискуссию», — отметил московский музей современного искусства «Гараж» в своем инстаграме. Музей подчеркнул, что «сырая глина — это знак незавершенности, преображения и становления, символ глубоко личный и доступный каждому».

Урс Фишер

Бывший шеф-редактор сайта The Art Newspaper Russia Мария Семендяева высказала мнение, что скульптура Урса Фишера символизирует открытие ГЭС-2. «Вот глина, смятая рукой скульптора, а вот институция, у нас на глазах возникающая. Кажется это самое простое прочтение, но я не вижу смысла искать другое», — написала она в фейсбуке.

Архитектурный критик Григорий Ревзин назвал скульптуру банальной, но отметил, что с точки зрения шумихи она удалась: «Красота, как известно, в глазах смотрящего, и говна это тоже касается. В замысле это был кусок глины в руках скульптора, но он собрал в себя все говно, которым в него кидаются. В замысле это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь… неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей».

В Москве «Большая глина» будет выставлена временно — несколько месяцев

«Большая глина № 4» была создана в 2013-2014 годах и стала частью серии аналогичных скульптур Урса Фишера. Раньше она уже выставлялась на улицах Нью-Йорка и Флоренции. Там она тоже вызвала неоднозначную реакцию, рассказал куратор, арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции.

«Вспомним, что очень негативная реакция была и на фонтан Бернини, когда тот появился на площади Навона в Риме, а против установки „Давида“ Микеланджело на площади Синьории во Флоренции возражал сам Леонардо да Винчи. Конечно, реакция общества важна, как позитивная, так и негативная. К ней надо внимательно прислушиваться, но и относиться к ней с определенной долей скептицизма», — заявил Бонами The Art Newspaper Russia.

Большая глина № 4 во Флоренции

В разговоре с The Blueprint он добавил, что даже архитектор ГЭС-2 Ренцо Пьяно поначалу не принял «Большую глину». «Вчера я разговаривал с ним по телефону. Он сказал, что скульптура похожа на рассеченный камень и хорошо сочетается с общим ландшафтом. Хотя поначалу Ренцо говорил, что она похожа на кучу дерьма».

Работы Урса Фишера уже выставлялись в Москве. Но в музее, а не в центре города

В 2016 году персональная выставка Урса Фишера «Маленький топор» прошла в музее «Гараж». Ее сопровождал проект художника «Yes», в рамках которого все желающие могли лепить скульптуры из глины на площади рядом с музеем.

GARAGEMCA

Ольга Корелина

В Москве установили (отличную) 12-метровую скульптуру в виде куска глины, из-за которой все переругались Возможно, она раздражает не внешним видом, а тем, что художнику нет дела до горожан

Скульптура Урса Фишера «Большая глина № 4»

Dimitar Dilkoff / AFP / Scanpix / LETA

Москвичи в очередной раз поспорили о современном искусстве — поводом стала 12-метровая скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4». 15 августа монументальная работа временно обосновалась на Болотной набережной, перед новым культурным центром «ГЭС-2», принадлежащим фонду современного искусства V-A-C, — площадку откроют осенью после шестилетней подготовки. Все скульптуры в серии «Большая глина» сделаны по одной технологии: сначала художник разминает куски глины, а потом делает из алюминия их увеличенные копии. В соцсетях и СМИ работу Фишера встретили по-разному: одни раскритиковали объект и сравнили его с кучкой фекалий, другие — принялись защищать. Журналист Антон Хитров попытался разобраться, что в этой скульптуре может раздражать — и работает ли она как паблик-арт, то есть как искусство, предназначенное для случайного прохожего.

Проще всего согласиться, что москвичи, возмущенные Урсом Фишером, ничего не понимают в современном искусстве, и по привычке винить советскую борьбу с «формализмом». Отчасти это правда: публичная скульптура в России почти всегда жизнеподобна (в то время как на Западе абстрактный мемориал — давно в порядке вещей), и, чтобы оценить «Большую глину № 4», горожанам не хватает зрительского опыта. Другой вопрос — как добиться, чтобы они не закрывались от этого опыта, а доверились художникам и кураторам. Вот с этой задачей фонд V-A-C, кажется, не справился.

Преображение материи

Для начала разберемся, кто такой Фишер и какое место «Большая глина» занимает в его творчестве. Это плодовитый и разносторонний автор: помимо скульптуры, он занимается коллажем, инсталляцией и даже цифровым искусством, которому художник целиком посвятил свой профиль в инстаграме. Если же говорить о Фишере-скульпторе, похоже, он намерен нарушить каждое правило, придуманное его предшественниками: в сущности — отличный способ понять, чего конкретно мы ждем от скульптуры, осмыслить эти ожидания и попробовать их изменить.

Скульптура занимает место в пространстве — Фишер роет яму в полу, чтобы места в галерее стало больше, а не меньше. Скульптура правдоподобна с любого ракурса — Фишер ограничивает число ракурсов пятью, оклеивая куб фотографиями объекта. Скульптура неподвластна времени — Фишер делает статуи-свечи, которые за время выставки успевают растаять. «Большая глина» закономерно продолжает эти поиски: «нормальный» скульптор уподобляет камень или бронзу человеку, а Фишер наслаждается естественной фактурой материала.

Расплавленная восковая скульптура Урса Фишера — копия работы флорентийского скульптора Джамболоньи «Похищение сабинянок» (1583 года). 22 мая 2021 года, Париж

Christophe Archambault / AFP / Scanpix / LETA

Самый знаменитый прообраз «Большой глины» в истории современного искусства — серия картин итальянского художника Лучо Фонтаны «Пространственная концепция». Фонтана работал над ней с конца 40-х и до конца 60-х, стараясь изобрести искусство, адекватное космической эпохе: spaziale с итальянского — не только «пространственный», но и «космический». Он резал и дырявил холсты, преодолевая плоскость, которую его предшественники обживали веками, — совсем как космонавт, покидающий Землю.

С традиционным материалом живописца Фонтана обращался так же, как Фишер с традиционным материалом скульптора: преображал его не ради какого-то результата, а просто чтобы преобразить. Авторы двух этих серий ценят в искусстве одно и то же — дерзкую попытку переделать мир. Недаром оба проекта концентрируют наше внимание на руках: так и представляешь, как один художник орудует ножом, а другой разминает глину. Посмотрите, как увидел Фонтану мастер портретной фотографии Уго Мулас: вот какую философию искусства наследует «Большая глина».

Высокомерный Фишер

Если бы скульптура стояла во дворе музея, вероятно, к ней не возникло бы столько вопросов: музей — на то и музей, чтобы вести диалог с художественной традицией. Но приглашенный фондом V-A-C куратор Франческо Бонами поставил ее в городе, и не где-нибудь, а на самом видном месте, на набережной. Теперь это не просто скульптура, а паблик-арт, где самый важный диалог — не с предшественниками, а с горожанами. Какую роль отводит им «Большая глина»? На самом деле незавидную.

Работа Фишера — возможно, вопреки замыслу своего создателя, — воплощает представление об искусстве, которое оставили нам в наследство романтики: художник — человек исключительный, возвышенный над остальными, в какой-то степени подобный Богу-творцу. Таких взглядов на искусство придерживается, например, пушкинский Моцарт: «Нас мало избранных, счастливцев праздных,/ Пренебрегающих презренной пользой,/ Единого прекрасного жрецов».

Усмотреть перекличку между творцом и Творцом у Фишера совсем не трудно. Глина, которая по мановению руки становится драгоценностью, — это в чистом виде сюжет об Адаме. Очертаниями и размером скульптура напоминает утес, особенно на фоне городского пейзажа, где преобладают прямые линии: автор не копирует природу, а создает новую. Наконец, колоссальные отпечатки пальцев наводят на мысль о титане, который силой и ростом во много раз превосходит обыкновенного человека.

Скульптура Урса Фишера «Большая глина № 4» напротив Дома культуры «ГЭС-2» 

Dimitar Dilkoff / AFP / Scanpix / LETA

Разумеется, это всего лишь одна из возможных трактовок, но она заслоняет собой остальные, стоит поместить скульптуру на набережную. Это пространство принадлежит не искусству, а горожанам: каковы шансы, что они согласятся смотреть на художника снизу вверх?

Полезное искусство

Паблик-арт может работать деликатнее. Лучший способ заручиться доверием случайного зрителя — предложить ему что-то помимо себя, что-нибудь такое, чего в городе не хватает: аттракцион, фотозону, тишину, прохладу, свет или тень. Прекрасный пример — инсталляция Христо Явашева и Жанны-Клод де Гиейбон «Плавучий пирс» на итальянском озере Изео, задуманная парой в 70-х и построенная Христо в 2016 году, уже после смерти жены (сам он умер в 2020 году). Желтая дорожка, проложенная прямо по воде, соединяла две прибрежных деревни и маленький островок. Художники подарили публике не только новое общественное пространство, но и новое переживание ландшафта.

Похожие проекты бывают и в России. Три года назад фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» в маленькой промышленной Выксе проходил под лозунгом «Полезное искусство»: по замыслу кураторов Юлии Бычковой и Антона Кочуркина, все созданные на фестивале работы должны были решать проблемы горожан. Например, уличный художник Тимофей Радя повесил в местном лесопарке, темном и недружелюбном, светящуюся надпись «Все это не сон». План был такой: вокруг арт-объекта будут собираться люди, в парке станет безопаснее, и горожане перестанут обходить его стороной.

В конце концов, «полезным» паблик-артом занимается и сам Урс Фишер: у него есть многолетний проект Yes, где всем желающим дают лепить из глины, — получается что-то вроде большой песочницы без возрастных ограничений (в городе дефицит игрового общения, поэтому пользы от Yes не меньше, чем от светодиодной надписи в лесопарке). В 2016 году Yes провели в Москве перед музеем «Гараж» — у Фишера тогда была первая персональная выставка в России, «Маленький топор».

Проект Урса Фишера YES в Музее «Гараж»

GARAGEMCA

Здесь искусствоведы резонно возразят: обслуживать и развлекать публику — далеко не главная задача художника, а провоцировать конфликты, в том числе в публичном пространстве, — тоже плодотворная стратегия с богатой историей (скажем, американец Пол Маккарти выставлял в Гонконге надувную скульптуру, которая действительно выглядела как кучка фекалий — куда там Урсу Фишеру с его глиной). Но конфликты не представляют ценности сами по себе, они нужны зачем-то. Зачем нужен конфликт в современной Москве, где конфликтов и так в избытке, — интересный вопрос.

Антон Хитров

Марвин Гэй: Феномен — Адам Уайт

Автобиография в одной песне

 

Некоторые вещи в жизни просто невозможно объяснить.

      В Phenomenon , фильме John Travolta , в котором используется этот слоган, есть персонаж – Нейт Поп, которого играет Forest Whitaker – который является большим поклонником Motown . Так как же обозначить это музыкально в фильме? «Мы хотели найти что-то в этом духе», — объяснил Робби Робертсон , музыкант, участвовавший в создании саундтрека, «что означало ни один из очевидных вариантов».

      Ни один из очевидных вариантов не оказался одним из самых потрясающих выступлений, когда-либо записанных Марвином Гэем : «Piece Of Clay». После завораживающего, искривленного, удлиненного гитарного и органного вступления первые несколько слов, которые он поет, шокируют: «Отец, перестань / Критиковать своего сына».

      Все, что мы знаем о смерти Марвина от рук его отца, заключено в этом приказе и в его изящном, почти болезненном изложении. Буквально через несколько строк мы узнаем все, что мы знаем о недавних чувствах Марвина к Motown и 9.0003 Берри Горди : «Все хотят, чтобы кто-то был / Был своим собственным куском глины».

      Если когда-либо и была автобиография в одной песне, то это именно она.

      Марвин вырезал «Piece Of Clay» летним воскресеньем 1972 года, согласно подробностям, содержащимся в The Master: Marvin Gaye 1961-1984 , антологии Motown на четырех компакт-дисках, которая доставила запись из хранилища в 1995 году. В следующем году саундтрек к фильму «Феномен » донес его до широкой публики.

      Также примечательно, что песня была написана и спродюсирована не Марвином, а Глорией Джонс и Пэм Сойер . На момент записи прошло больше года после выхода альбома « What’s Going On », который переопределил звезду, его музыку и отношения с его звукозаписывающей компанией. Теперь казалось, что Марвин отвечает за свою творческую судьбу, маршируя в ритме собственного барабана, а не своего тестя. Тем не менее, он был там, записывая работу других, и в случае с «Piece Of Clay» он был столь же сильно личным, как и все, что он написал сам.

      Правда, за лето 72-го многое изменилось, далеко и близко. Это был год президентских выборов, бурный и противоречивый, а война во Вьетнаме все еще бушевала. Для Марвина его профессиональный центр тяжести смещался: Motown Records официально уезжала из Детройта в Лос-Анджелес. Более того, его первая хитовая группа оказалась на распутье. Смоки Робинсон покидал Чудеса и путешествовал с ними по стране в прощальном туре. Стиви Уандер тоже был в дороге, открывая для The Rolling Stones . Кто знал, куда это приведет карьеру 22-летнего парня?

      Первое значимое интервью Марвина после успеха What’s Going On было опубликовано в Rolling Stone в апреле, но с небольшим количеством подробностей о новой музыке. «Было бы неплохо, если бы я смог вывести из отчаяния миллион человек, — сказал он Бен Фонг-Торрес , — и я могу попробовать. Я действительно довольно уклончивый человек в этом вопросе — в данный момент это сложно». На вопрос о своем следующем альбоме певец заявил, что «пока что написал всю музыку». Он добавил: «Вы должны продолжать наращивать усилия. не люблю рутину. Я не думаю, что мне даже нравится порядок… Я просто чувствую, что у меня есть творческий потенциал, чтобы гореть».

      1 мая Марвина почтили в его родном городе Вашингтоне, округ Колумбия, вручив ключи от города, кортеж и VIP-статус. прием в присутствии родителей. Его концерт в тот вечер в Кеннеди-центре (не меньше) продемонстрировал весь альбом What’s Going On с драматическим эффектом. «По крайней мере, в этот день я почувствовал, что заставил отца гордиться мной», — сказал Марвин своему биографу, Дэвиду Ритцу . Брат Фрэнки Гэй написал, что их отец впервые увидел профессиональное выступление Марвина.

      Тем не менее, в небе были облака. «You’re The Man», первый новый — и крайне политический — сингл Марвина после выхода хитов из « What’s Going On », после выпуска в конце апреля не имел впечатляющих продаж. Следовательно, говорят, что Берри Горди вызвал его в Лос-Анджелес, одновременно обратившись к писателям и продюсерам Motown за новым материалом. «Что Марвин подверг себя такому процессу после того, как так упорно боролся за свою свободу от него», — писал покойный Бен Эдмондс9.0004 , «показывает, насколько пустым он был творчески в этот момент».

      «Кусок глины» был одним из результатов. Глория Джонс и Пэм Сойер были частью нового, более молодого поколения в Jobete Music и зарекомендовали себя в прошлом году с Gladys Knight & the Pips ’ Top 10 хитом «If I Were Your Woman». У Джонс была репутация записывающейся артистки («Heartbeat», «Tainted Love») еще до Motown, и классическое фортепиано фигурировало в ее музыкальном образовании. Автор текстов Сойер был частью команды, написавшей «Love Child» и «I’m Livin’ In Shame» для 9.0003 Дайана Росс и Supremes .

      Вместе с Сойером и Джонсом Марвин, похоже, создал «Piece Of Clay» в студии MoWest в Лос-Анджелесе 8 июля 1972 года. Его евангельские обертоны невозможно игнорировать, хотя текст вряд ли можно услышать. в церкви (Джонс знала бы: ее отец был священником). Это противоречие должно было понравиться Марвину, но, возможно, обстоятельства его записи не понравились. В любом случае, он, кажется, никогда никому не упоминал эту песню. В примечаниях к Мастер , Дэвид Ритц просто описывает это как «Марвин-бунтарь, Марвин-грубый индивидуалист» и идет дальше. Независимо от того. «Piece Of Clay» должен быть оценен по его выдающимся достоинствам 45 лет спустя.

      Некоторые вещи в жизни просто невозможно объяснить.

Ручная керамика | Кусок глины – Кусок глины

Mijn collection

Керамика для растений

Mooie handgemaakte keramieken plantenpotten waarbij de vrije vorm een ​​de perfectie centraal staat.

Keramieken vazen ​​

De vazen ​​zijn geïnspireerd op de technieken van wabi sabi. Unieke vazen ​​van hoogwaardige kwaliteit.

Керамические услуги

Handgemaakt servies van keramiek. Де несовершенный ан technieken ван де wabi sabi staat hier centraal.

Op de hoogte blijven van de shopupdates?

Bij elke shopudate staan ​​er in mijn интернет-магазин nieuw ontworpen keramieken producten. Wil je op de hoogte blijven van mijn nieuwe shopudates? Volg mij dan op instagram schrijf je in voor mijn nieuwsbrief.

Набор керамических изделий ручной работы для вашего интерьера

Можно ли купить керамические изделия, которые можно использовать в интерьере? Дат кан! Ik maak op verzoek keramieken устанавливает в де kleuren en патронен умирают aansluiten bij jouw persoonlijke stijl en interieur. Dit kan één item zijn zoals een potenpot of vaas of juist een combinatie van verschillende keramieken producten. Bijvoorbeeld een serie with twee mokken, een plantenpot, kleine vaas en kom. Маар аллес беспрекбаар.

Laat mij weten wat je wilt en gaan we samen kijken wat er mogelijk is. Bestel jij op maat gemaakte producten voor minimaal € 150 dan krijg je 10% korting. Stuur mij een электронная почта встретила jouw wensen en dan maak ik een unieke set special voor jou.

Ja, ik wil een eramieken set op maat!

Limited Edition

Bekijk mijn Limited Edition с эксклюзивными изделиями из натуральной кожи. Dit zijn creaties waar ik eenmalig een oplage van maak.

Ограниченная серия

«Ik vind het fantastisch om mensen te laten genieten van mijn mooie handgemaakte creates van keramiek»

Seconds & Samples

Het komt weleens voor dat producten niet helemaal goed gelukt zijn of Experimenten waar ik minder tevreden over ben. Из zijn keramieken creaties die te lang op de plank staan ​​en moeten wijken voor nieuwe ontwerpen. Al deze producten bied ik dan aan voor een zacht prijsje.

Секунды и сэмплы

Winkeleigenaar, interieurantwerper, фудстилист?

Heb je een winkel, ben je interieurantwerper of foodtylist en heb je interesse in mijn handgemaakte keramieken producten? Heb je interesse in het bestellen van een serie in een bepaalde kleur of thema? Будете ли вы создавать журналы для kookboeken? Аллес беспреекбар. Stuur mij en mailtje!

Контакт

Привет, ик бен Натали

Ик винд хет херлийк ом те веркен мет клэй. Леккер познакомился с моим творчеством без зийна и его жизни. Daar слово ик близ ван. Spelen встретил verschillende kleuren glazuur en vormen. Het zo leuk om te zien wat al die laagjes glazuur над elkaar heen doen in deпечь. Ik hou van kleur maar ook van zacht naturel. Аллес кан! В интернет-магазине mijn вы найдете все, что вам нужно, и вы найдете все, что вам нужно. Лось продукт уник.

Индивидуальный ручной инвентарь

Ват клантен зегген

Натали — это любимое искусство, которое известно всем! Ik ontdekte haar prachtige bloempotten al een hele tijd geleden original en vooral uniek! Inmiddels ook helemaal fan van de koffiekopjes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *