Содержание

Как в древности измеряли время

А.Ф. Лосев пишет: «Вечное движение небес­ного свода для греков  это есть их история» [1]. Та­ким образом, движение небесных светил  есть время, а события, происходящие во времени  это история, т.е. памятование о прошедших событиях. Представление о времени формировалось в про­цессе занятий астрономией, в процессе наблюде­ния за небесными светилами [2]. Измерение време­ни было важно для исторической памяти, для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, т.е. измерения времени, были заложены в древней Вавилонии [3], откуда они затем распространились по другим ре­гионам мира. Создание основ измерения времени явилось одним из важнейших достижений древней цивилизации.

К неизменяемым параметрам времени отно­сится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) [4] начина­ется с вечера: «И был вечер, и было утро: день один»

(Быт. 1, 5). В Новозаветное время сохра­няется такая традиция: Апостол Павел говорит о своих страданиях, что он «ночь и день пробыл во глубине морской» (2 Кор. 11, 25). Одновремен­но в древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой «началом дня было принято считать рассвет» [5].

Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому име­ется в Евангелии. Христос говорит: «Не двенад­цать ли часов во дне» (Ин. 11,9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 «часов», составляя в целом 24 часа в тече­ние суток. «Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь 24 часа, только они были раз­ными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год  в периоды весенне­го и осеннего равноденствия — дневные и ноч­ные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длитель­ности» 

[6]. Такая система отсчёта времени измеря­лась солнечными часами, известными с древнос­ти. На ровной поверхности «циферблата» нано­сились деления и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня.

В связи с таким делением суток на часы сле­дует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедо­вал христианам «непрестанно молиться» (1 Сол. 5,17). Примером такой постоянной молитвы яв­ляется молитвословие, принадлежащее святи­телю Иоанну Златоусту (407; пам. 13 нояб.). Она имеет подзаголовок «Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным». Таким образом, данная молитва со­держит двадцать четыре стиха-прошения, соот­ветственно числу часов в сутках. Данная молит­ва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание «Дневи»: «Господи, не лиши мене не­бесных Твоих благ…». Перед вторым абзацем надписание: «Нощи». Абзац начинается проше­нием: «Господи в покаянии прими мя…».

В рассматриваемой системе «часомерия» дневной час был равен ночному только в марте и в сентябре. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать [7], а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, да­лее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать [8]. И так из года в год. Поэтому в зависи­мости от времени года длительность часов изме­нялась и только в дни весеннего и осеннего рав­ноденствий дневные и ночные часы были равны между собой. «Так, на широте Москвы величина дневного часа была примерно вдвое больше ночного

летом и вдвое меньше зимой» [9].

При использовании системы «косых» часов часовой механизм необходимо постоянно све­рять и корректировать с заходом и восходом сол­нца. Н.И. Оловянишников описывает такой пример: «Над церковью Покрова города Александ­рова устроены те часы, которые в монастыре слывут русскими и которые, начинают счет вре­мени от заката солнечного, обличают италианское происхождение. При этих часах живет ста­рушка, которая ежедневно заводит их, сверяет с солнцем… Вся жизнь ее в этих часах. Впрочем для монастыря они чрезвычайно важны, потому что все занятия монастырской общины распре­делены по ним» [10].

«Люди жили и определяли время по естест­венному движению Солнца, по длинным летним дням и коротким зимним, которые одинаково де­лились на 12 часов» [11]. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее вре­мя сохранился до наших дней. Можно говорить, что такой обычай был распространён и на Руси. Историк И.Забелин пишет: «После обеда госу­дарь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерен, часа три» 

[12]. В 1410 году татарский ца­ревич Талыча изгоном (неожиданно) ворвался во Владимир, поскольку «людем в полъдень спящим» [13]. Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке, писал: «Русские люди высокого и низкого звания привыкли отдыхать и спать пос­ле еды в полдень» [14]. Ниже он продолжает: «На этом основании русские и заметили, что лжеДмитирий… не русский по рождению и не сын Великого князя, так как он не спал в полдень, как другие русские» [15].

Следует отметить, что длительность часа за­висела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. В 1551 году в Великом Новго­роде случился пожар, о котором читаем в лето­писи: «Да того же лета месяца маиа в 9 на па­мять иже отца нашего чюдотворца Николы в третии час нощи по Московским часом, а по Новгородцким часом на шестом часе на ночном загорелось в Юрьеве манастыри» 

[16]. Поэтому в последующее время при переходе на постоян­ный по длительности час на «широте Москвы самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой достигали 17 часов. Поэтому на циферб­лате старинных московских часов было 17, а не 12 делений, как теперь» [17].

«В конце X века н. э. Древняя Русь приняла христианство и в ней в обиход вошел применяв­шийся в Риме и Византии юлианский календарь, основанный на солнечном годе, с делением на 12 месяцев и семидневные недели» [18].

Одновремен­но получила распространение система счёта времени «косыми» часами. О первом механизме измерения времени говорится под 1404 годом в Троицкой летописи, как «князь Велики Василеи Дмитреевичь замысли часникъ и постави е на своемъ дворе за церковью за святымъ Благовещеньемъ. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему беяше некоторые чернец, иже отъ Святыя Горы пришедыи, родомъ сербинъ, именемъ Лазарь» [19].

В 1539 году по благословению Новгородс­кого архиепископа Макария (1526-1542) вла­дычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древней­шие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней [20]. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелис­ке на лаврской площади между Успенским и Тро­ицким соборами в обители преподобного Сер­гия.

Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось воз­рождение духовных школ в Русской Церкви.

Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В кни­ге пророка Исаии говорится: «И на стенах тво­их, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» (Ис. 62, 6). В русском переводе чи­таем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним» (Ис. 62, 6 — 7). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» (Мк. 6, 48) 

[21]. В другом месте Господь говорит о блажен­ных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12, 38).

В последующее время стражи нашли отра­жение в структуре христианского Богослуже­ния, в Богослужебном круге: «… в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час», «6-й Час» и «9-й Час» [22]. «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Ве­черня» [23]. Богослужения дневного круга соотно­сятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня  12-й дневной «косой» час, Полунощница 

 6-й ночной «косой» час, Утреня  12-й ночной «косой» час, 3-й Час  3-й дневной «косой» час, 6-й  6-й дневной «косой» час, 9- й Час  9-й дневной «косой» час» [24].

В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также пе­сочные, водяные и огненные часы, функциони­рование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако, со временем, в связи с развитием тех­нической мысли появляются механические ча­сы, функционирование которых было ограниче­но только износом механизма, т. е. стало продол­жительным. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы и они со­ответствовали косым часам только во время равноденствия, т.е. в марте и сентябре. Такое «часомерие» получило распространение в Ев­ропе в XIV веке [25]

, в России эта система получила распространение с петровской эпохи [26]. «Немуд­рено, что в условиях тотального применения равноденственных часов, именование церков­ных служб «Часами» перестали соотносить с «косыми» часами, даже если и были связаны с ними генетически» [27].

Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет ва­риабельную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой. Западное пение с ита­льянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации [28]. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака зафиксированно­го невматически.

Необходимо отметить, что развитие «часомерия» сказалось на развитии колокольного звона, который был использован для озвучива­ния времени. Как отмечается, «с появлением курантов возникло новое направление в музы­кальном искусстве» [29]. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Крем­ля [30]. «В 1704 году по указанию Петра I куранты на башнях Московского Кремля заменили на часы европейского образца» [31]. В XVIII веке воз­душная среда в Москве была пронизана коло­кольным звоном: «У Спаса бьют, у Николы зво­нят, а у старого Егорья часы говорят» [32]. В.Брю­сов в стихотворении «Голос часов» пишет: «С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов» [33].

«Современное начало суток  с полуночи  было введено в процессе петровских преобразо­ваний… Был известен и соответствующий отсчет времени с полуночи, который назывался немец­ким или латинским» [34]. В древности благочести­вые люди после захода солнца, то есть с наступле­нием ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обы­чай относится к полуночи, т.е. к 24 часам ночи.

В наше время древнее «часомерие» сохра­нилось как достопримечательность, напомина­ющее о прошлом. Так, на пражской ратуше древние часы показывают «и богемское, и современное время» [35]. Но в монастырях Афона древнее «часомерие» сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь. Там такое время называется «византийс­ким», сохраняющееся с византийских времён. Оно более соответствует структуре Богослуже­ния. Как монашество есть инаковость по отно­шению к миру, так и «византийское» время на­глядно показывает иной, построенный на молит­ве, дух. Такое время реально даёт сопричастность древним отцам создателям православного Бого­служения. Создатель времени  Творец мира и Господь, Который «времена… положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Эта мысль повторяется в кондаке на праздник церковного Нового года (1 сентября), Бог прославляется, как «дни и нощи, времена и лета сотворивый». И, таким образом, древнее «часомерие» ориентирует человека прежде всего на служение Богу.

Источник: Макарий (Веретенников), архимандрит. Заметки о православной вере. – СПб., 2011. С. 70-84.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лосев А.Ф. Античная философия истории. — СПб., 2001. С. 246.

[2] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен до наших дней. — М., 1982. С. 20.

[3] Симонов Р.А. Сакрализация времени на Руси // Древнерусская космология. — СПб., 2004. С. 317.4

[4] О значении этого понятия в русском языке см.: Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. — СПб., 2007. Ч. 1.С. 378-394.

[5] Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. — М., 1975. С. 11.

[6] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 70.

[7] Русская поговорка гласит: «Петр и Павел один час убавил».

[8] Это время называется солнцеворотом, с ним связана поговорка: «Солнце на лето, зима на мороз» (Даль В. Посло­вицы русского народа. — М., 1994. Т. 3. С. 529).

[9] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 70.

[10] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 4-е. — М., 2003. С. 321-322; Горо­хов В.А. Из века в век. Звонят колокола. — М., 2009. С. 355; Шевырев СЛ. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. — М., 2009. С. 57-58.

[11] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен… С. 7.

[12] Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. — М„ 2000. Т. 1. Ч.1. С. 389.

[13] ПСРЛ. М.; Л., 1962. Т. 27. С. 266.

[14] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. — М., 1996. С. 212. Другой дипломат, посетивший Москву в 1675 году, также отмечает: «После обеда все спят» (Иностранцы о древней Москве. — М., 1991. С. 365).

[15] Олеарий А. Описание путешествия в Московию. С. 212.

[16] ПСРЛ. — М„ 2009. Т. 30. С. 163.

[17] Симонов Р.А. Косой, дневной, ночной час // Русская речь. 1993. № 4. С. 71.

[18] Завельский Ф.С. Время и его измерение от биллионных долей секунды до миллиардов лет. — М., 1972. С. 14. См. также: Мурьянов М.Ф. Хронометрия Киевской Руси // Myрь­яное М.Ф. История книжной культуры России. Очерки. — СПб., 2007. Ч. 1.С. 135-152.

[19] Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. Изд. 2-е. — СПб., 2002. С. 457. См. об этом также: Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. — М„ 2007. С. 245-248.

[20] Макарий архимандрит. Святитель Макарий и Со­ловецкий монастырь // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. — М., 2003. С.24. В Великих Четьях Минеях святи­теля Макария имеется текст, в котором описан «средневеко­вый способ счета «косыми» часами. Он состоял в измерении тени стоящего человека его же ступнями. По числу ступней, используя вспомогательные таблицы, могли определить иду­щий «косой» час» (Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. — М., 2007. С. 206).

[21] В некоторых регионах мира длительность стражи была более продолжительной и поэтому ночь и день состо­яли из трёх страж (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. — М., 1975. С. 11).

[22] Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. По данным средневековой книжной культуры. — М. , 2007. С. 201.

[23] Там же. С. 201.

[24] Там же. С. 202.

[25] Пипуныров В.Н. История часов с древнейших вре­мен… С. 191-192. Для перевода древних часов на современ­ные см. таблицы, составленные Д. Прозоровский (Прозоровс­кий Д. О старинном русском счислении часов//Труды второго археологического съезда в Санкт-Петербурге. — СПб., 1881. Вып. 2. С. 183-188).

[26] Петром I в России был введён также январский но­вый год и летосчисление велось уже не от сотворения мира по византийской эре, а от Рождества Христова (Завельский Ф.С. Время и его измерение… С. 21).

[27] Симонов РА. Математическая и календарно-астро- номическая мысль Древней Руси… С. 202.

[28] Это же можно сказать и о древнерусской певческой традиции (Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. — М. , 1997. С. 33, 34).

[29] Горохов В. Из века в век. Звонят колокола. — М., 2009. С.352.

[30] Горохов В. Из века в век… С. 361-363; Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусст­во. 4 изд. — М., 2003. С. 324-327. Изначально Спасские ворота назывались Фроловскими. Но 14 января 1647 года царь Алек­сий Михайлович и Патриарх Иосиф встречали у Яузских ворот чудотворный образ Христа Спасителя, принесённый с Вятки, который затем был внесён через Фроловские ворота в Кремль. С этого времени Кремлёвские Фроловские ворота стали назы­ваться Спасскими.

[31] Горохов В. Из века в век… С. 364 — 365.

[32] Там же. С. 367.

[33] Цит. по: Горохов В. Жизнь России под звон колоко­лов. — М., 2007. С. 178.

[34] Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час//Русская речь. 1993. № 4. С. 73. Эта традиция, начинать день в полночь, восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. — М., 1975. С. 11).

[35] Горохов В. Из века в век… С. 351.

STSL.Ru

Теги: Архим. Макарий (Веретенников)

1 июня 2017

Поделиться

Математика

Работы: ВсеИзбранныеВ помощь учителюКонкурс «Учебный проект» Учебный год: Все2015 / 20162014 / 20152013 / 20142012 / 20132011 / 20122010 / 20112009 / 20102008 / 20092007 / 20082006 / 20072005 / 2006 Сортировка: По алфавитуПо новизне

  • В работе подобраны примеры интересных старинных задач, в которых использованы различные единицы измерения, разнообразные способы решения, биографии авторов.

  • Автор работы, проводя различные исследования по истории, наводила много интересных, исторических справок, в ходе которых ей пришлось решать задачи разных древних народов. С данными историческими задачами и их решениями она знакомит читателей.

  • В работе представлены старинные задачи на дроби, их решения и сведения из истории дробей с иллюстрациями. Интересные сюжеты задач до сих пор нам подходят по сложности и занимательности. Такие задачи развивают смекалку, скорость мышления и сообразительность. К работе составлена презентация, где проиллюстрированы решения задач.

  • Алгебра — один из важнейших разделов математики, который помогает решать сложные задачи, встречающиеся в науке, технике, практической жизни. Язык алгебры — уравнения. В данной работе собраны старинные задачи, для решения которых необходимо перевести условие на алгебраический язык и составить математическую модель ситуации. Составляя и решая уравнения, автор работы сумел ответить на вопросы задач, встречающихся нам в повседневной жизни. К работе прилагается иллюстрированная презентация.

  • В работе исследованы различные способы решения старинных задач. Изучены старинные русские меры длины, веса, стоимости. Составлен словарь. Данный материал может быть использован для внеклассной работы по математике.

  • В работе автор изучает, как возникли и как применялись рукотворные меры длины. Приводит примеры произведений в которых мы встречаемся с ними. Находит размеры островка в сказке «Дед Мазай и зайцы», рост младенца в «Сказке о царе Салтане», размеры Конька-Горбунка, рост Дюймовочки, Ани из сказки «Аня в стране чудес», Герасима из рассказа»Муму». Приводит примеры пословиц и поговорок. Проводит анкетирование.

  • В данной работе учениками третьего класса сделана попытка выяснить, какие именно старинные меры встречаются в малых фольклорных формах. Пользуясь различными толковыми словарями, дети составили собственный словарь значений старинных мер. Анализируя тексты пословиц и поговорок, учащиеся выяснили, насколько часто встречается в них та или иная мера, и объяснили значение некоторых пословиц и поговорок.

  • В работе рассматриваются наиболее распространенные старые меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи. Приведены примеры пословиц и поговорок, в которых упоминаются различные меры.

  • Первые на Руси единицы длины были связаны с размерами частей тела человека. Таковыми были: сажень, локоть, пядь. Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту. От восточных купцов пошла единица аршин. В работе рассматриваются эти и другие меры длины и связь их между собой. Приводятся примеры из сказок, пословиц и поговорок, в которых встречаются старинные меры длины.

  • В данной работе ученица рассматривает различные старинные меры длины.

  • С развитием науки и техники значение единиц измерения неуклонно росло. В Древнем мире человек сам являлся мерой всех вещей. Но чтобы создать в мире порядок, людям пришлось все измерить.

    В своем исследовании мы поставили следующие задачи: изучить математическую литературу, которая описывает старинные меры длины; научиться пользоваться старинными мерами длины; научиться решать задачи с использованием старинных мер длины; практически проверить гипотезу о том, что если учащиеся будут использовать старинные меры длины, то лучше будут понимать язык математики и литературы.

  • С развитием науки и техники значения единиц неуклонно росло. Первыми единицами измерения стали пальцы, локти и ступни. В своем исследовании мы поставили следующие задачи: изучить математическую литературу, которая описывает старинные меры длины; научиться пользоваться старинными мерами длины; научиться решать задачи с их использованием и практически проверить гипотезу: «Если учащиеся будут использовать старинные меры длины, то лучше будут понимать язык математики и литературы».

  • В данной работе изучаются старинные меры длины и сопоставляются с современными мерами длины. Материалы включают иллюстрированную презентацию и дополняющую ее текстовую часть.

  • В работе рассказывается о старинных русских, английских и китайских мерах длины. Работа выполнена в форме презентации и сопровождается рисунками и гиперссылками.

  • В работе изучены старинные меры длины, история их возникновения, а также метрическая система мер. В практической части работы показана связь между старинными и метрическими мерами длины, составлены таблицы соотношений различных мер, подобран литературный материал, составлены и решены задачи с использованием старинных мер, измерено расстояние от дома до школы в шагах всеми членами семьи, проанализированы результаты данных измерений и переведены в старинные меры длины. Сделаны выводы.

  • В работе рассматриваются основные меры веса и длины. Основной целью данной работы является оказание помощи преподавателям в ознакомлении со старинными мерами измерений широких масс учащихся.

  • В проекте мы попытались выяснить, зачем человеку нужны измерения, какие первые единицы измерения длины появились на Руси. Цель проекта: выявить и обобщить старинные меры длины на Руси. В проекте также приведены пословицы и поговорки о мерах длины.

  • Цель исследования: выявить и обобщить старинные меры длины на Руси. Автор наглядно показал истинную длину различных мер: пядь, локоть, сажень, верста и т.д. Дал обзор использования устоявшихся фразеологических оборотов, связанных со старинными мерами длины, в современной бытовой речи. Показал историю создания метрической системы мер на Руси и использование её в практической деятельности. Осветил метрологию в период правления Петра I.

  • Работа знакомит со старинными русскими единицами измерений, их соответствием современным мерам измерений; раскрывает смысл пословиц и поговорок, в которых есть названия старинных мер измерения; показывает, как можно применять их в процессе обучения.

  • Работа создана с целью ознакомления с историей математики через знакомство со старинными мерами длины. Авторы работы рассказывают о версте. Подобраны пословицы, поговорки, связанные с верстой. Этот материал может быть полезен учителям математики, родителям и ученикам.

  • В работе представлены исторические сведения о возникновении различных единиц измерения: длины, массы, времени, денег. Кроме того, представлен краткий словарь старинных мер, их перевод в современные единицы измерения, а также занимательные задачи для учащихся 5-6-х классов, в условиях которых содержатся старинные меры.

  • Старинные меры поражают своим разнообразием и количеством. Автор работы рассказывает о разных единицах веса, длины, объема, об их происхождении и истории их названий.

  • В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие, сохранились в виде пословиц и поговорок. Мы часто слышим выражения: «От горшка два вершка», «Косая сажень в плечах», «Семь пядей во лбу». Узнать, чему равна пядь, сажень, верста, аршин, локоть и понять значение этих выражений можно, готовясь к игре, представленной в работе. Игру можно провести и на уроке математики, и на факультативном занятии, и на неделе математике в школе.

  • Предлагаем вашему вниманию мультимедийную презентацию, повествующую о старинных мерах веса, длины и объема на Руси.

  • Вашему вниманию представлена коллективная работа, где каждый ученик подобрал и оформил материал по теме «Старинные русские задачи».

  • При решении некоторых задач повышенной трудности, при решении олимпиадных задач, при чтении дополнительной литературы к урокам математики возникает потребность перевода старинных мер веса, объёма, длины, времени на современные меры и наоборот. Однако в современных школах не уделяют особого внимания старинным мерам. Наша работа знакомит учащихся со старинными русскими мерами измерений; помогает закрепить перевод старинных мер в метрическую систему единиц. В работе дана характеристика наиболее распространённых старинных единиц измерения. Представлены пословицы и поговорки русского народа, касающиеся единиц измерения. Приводятся задачи с использованием старинных мер.

  • Рассмотрены старинные русские меры и установлена зависимость между мерами длины, веса, площади и объема.

  • Работа знакомит со старинными русскими мерами. Учит пользоваться этими мерами при решении задач, переводить их в метрическую систему единиц.

  • Данная работа знакомит со старинными русскими мерами: длины, веса, расстояния. Материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, вечеров, конкурсов. В презентации составлены кроссворды, ребусы, поговорки.

  • В работе представлены меры длины, веса, площади, объема, которые использовались в Древней Руси, а также перевод старинных русских мер в метрическую систему.

Краткая история измерения времени


С тех пор, как люди впервые заметили регулярное движение Солнца и звезд, мы задавались вопросом о течении времени. Доисторические люди впервые записали фазы Луны около 30 000 лет назад, и запись времени была способом, с помощью которого человечество наблюдало за небом и представляло прогресс цивилизации.

 

Природные явления

Самые ранние известные природные явления происходили на небесах, но в течение года произошло много других событий, указывающих на значительные изменения в окружающей среде. Сезонные ветры и дожди, разливы рек, цветение деревьев и растений, циклы размножения или миграции животных и птиц — все это привело к естественному делению года и дальнейшим наблюдениям. а местные обычаи привели к признанию времен года.

 

 

Измерение времени по Солнцу, Луне и звездам

 

Когда солнце движется по небу, тени меняют направление и длину, поэтому простые солнечные часы могут измерять продолжительность дня. Было быстро замечено, что продолжительность дня неодинакова в разное время года. Причины этого различия не были обнаружены до тех пор, пока астрономы не признали тот факт, что Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите и что земная ось наклонен примерно на 26 градусов. Это отклонение от круговой орбиты приводит к Уравнению Времени (см. «Примечание 2» ниже), которое позволяет нам вычислить разницу между «часовым» временем и «солнечным временем».

 

Другим открытием стало то, что солнечные часы нужно было специально изготавливать для разных широт, потому что высота Солнца на небе уменьшается на более высоких широтах, создавая более длинные тени, чем на более низких широтах. Сегодня художники и астрономы находят множество способов создания современных солнечных часов.

 

 

Солнечные часы с римскими цифрами. Когда вы смотрите на этот циферблат, в каком направлении вы смотрите?
Движение солнца можно записать с помощью четырех граней этого куба. Можете ли вы обнаружить ориентацию этих лиц?
Настенные солнечные часы

 

 

 

Доисторическая резьба, изображающая созвездие Ориона
Древнейшее изображение звездного узора, созвездия Ориона, было обнаружено на куске бивня мамонта возрастом около 32 500 лет. Созвездие Ориона символизирует человек, стоящий с поднятой правой рукой и мечом на поясе, и его можно увидеть по всему миру в разное время года. Орион был богом солнца египтян и фонецианцев и назывался «сильным». арабы. В некоторых частях Африки его пояс и меч известны как «три собаки, преследующие трех свиней», а народ Борана в Восточной Африке основал сложный календарь на наблюдениях за звездными скоплениями возле пояса Ориона. Орион содержит одни из самых ярких звезд в южной части зимнего неба в северном полушарии, и его можно увидеть позже в южном полушарии.
Три звезды на поясе Ориона и красная звезда на его правой руке легко узнаваемы

Самая ранняя египетская карта звездного неба, которой около 3500 лет, показывает самое необычное соединение планет (Венеры, Меркурия, Сатурна и Юпитера) в созвездии Ориона и солнечное затмение, которое произошло в 1534 году до нашей эры.

 

 

Вавилонские записи наблюдений за небесными явлениями датируются 1600 г. до н. э. Причина принятия их арифметической системы, вероятно, заключается в том, что 60 имеет много делителей, и их решение принять 360 дней в качестве длины года и 3600 дней в круге было основано на их существующей математике и удобстве относительного движения солнца по небу. к неподвижным звездам примерно на 1 градус каждая день.

Созвездие Тельца, быка, символ силы и плодородия, занимает видное место в мифологии почти всех ранних цивилизаций, от Вавилона и Индии до Северной Европы. Ассирийский крылатый бык с головой человека обладал силой быка, быстротой птицы и человеческим умом.

Примерно с 700 г. до н.э. вавилоняне начали разрабатывать математическую теорию астрономии, но примерно 500 г. до н.э. зодиак из 12 созвездий, разделенный поровну, появляется позже и соответствует их году из 12 месяцев по 30 дней в каждом. Их система дробей с основанием 60, которую мы используем до сих пор (градусы / часы, минуты и секунды), была намного проще для вычислений, чем дроби, используемые в Египте или Греции. и оставался основным инструментом вычислений для астрономов до конца 16 века, когда десятичная система счисления начала преобладать.

Самые ранние археологические свидетельства существования китайских календарей относятся к 2000 г. до н.э. Они показывают 12-месячный год со случайным появлением 13-го месяца. Однако традиционные китайские записи предполагают происхождение календаря из 366 дней в зависимости от движения Солнца и Луны еще в 3000 г. до н.э. За столь длительный период наблюдений китайские астрономы осознали, что их календарь не был точным, и ко второму веку нашей эры было признано, что календарь становится ненадежным каждые 300 лет. Эта проблема называется Прецессия и была зарегистрирована китайскими историками в четвертом и пятом веках нашей эры. В пятом веке нашей эры ученый Цзу Чунцзы создал первый календарь, в котором учитывалась прецессия. Наиболее полным календарем был Календарь Даян, составленный во времена династии Тан (616-907 гг. н.э.), намного опередивший любое подобное развитие в Европе.

 

 

 

Прецессия обусловлена ​​постепенным движением оси вращения Земли по окружности относительно неподвижных звезд. Это движение вызывает медленное «колебание», что означает, что положения звезд завершают цикл примерно в 26 000 лет.

Ось Земли совершает полный оборот примерно раз в 26 000 лет
   

В Средиземноморье Гиппарх сделал самые ранние расчеты прецессии примерно в 160 г. до н.э. Проблема была поднята астрономами на Ближнем Востоке и в Индии, которые признали, что прецессия постепенно изменила продолжительность года. Календари приходилось регулярно менять. В 325 г. н.э. весеннее (весеннее) равноденствие переместилось на 21 марта. Император Константин установил даты для Христианские праздники, но Пасха основана на дате весеннего равноденствия, которая меняется каждый год, потому что равноденствие является астрономическим событием. К 1582 году весеннее равноденствие сдвинулось еще на десять дней, и папа Григорий установил новый календарь, и это изменение является причиной наличия дополнительного дня в каждом високосном году. Однако небольшие изменения все еще накапливаются, и однажды нам придется принять новый календарь! 9Изобретения для измерения и регулирования времени с места на место и из одной культуры в другую.

 

 

 

Масляные лампы

Существуют археологические свидетельства существования масляных ламп около 4000 г. до н.э., а китайцы использовали масло для отопления и освещения к 2000 г. до н.э. Масляные лампы по-прежнему важны в религиозных обрядах, символизируя путешествие от тьмы и невежества к свету и знанию. Форма лампы постепенно превратилась в типичный гончарный стиль. Можно было придумать способ измерения уровень в масляном резервуаре для измерения времени.


 
Часы со свечой

Маркированные свечи использовались для определения времени в Китае с шестого века нашей эры. Существует популярная история о том, что король Альфред Великий изобрел свечные часы, но мы знаем, что они использовались в Англии с десятого века нашей эры. Однако скорость горения зависит от сквозняков и переменного качества воска. Подобно масляным лампам, свечи использовались для обозначения времени, прошедшего от одного события. другому, а не указывать время суток.

Водяные часы

Водяные часы, или клепсидра, по-видимому, были изобретены около 1500 г. до н.э. и представляли собой устройство, основанное на постоянном потоке воды из контейнера или в него. Измерения могут быть отмечены на контейнере или на сосуде для воды. По сравнению со свечой или масляной лампой клепсидра была более надежной, но расход воды все же зависел от изменения давления от источника. напор воды в емкости.

Производство астрономических и астрологических часов было развито в Китае с 200 по 1300 г. н.э. Ранние китайские клепсидры приводили в движение различные механизмы, иллюстрирующие астрономические явления. Астроном Су Сун и его помощники построили сложную клепсидру в 1088 году нашей эры. Это устройство включало в себя систему ведер с водяным приводом, первоначально изобретенную около 725 г. н.э. Среди экспонатов были бронзовые механические вращающийся небесный шар и манекены, которые звонили в гонг и указывали особое время суток.

Внесены улучшения для регулирования потока путем поддержания постоянного напора воды
Астрономические водяные часы Су Сона
Песочные часы
Песочные часы или песочные часы
По мере развития технологии выдувания стекла с 14 века стало возможным изготовление песочных часов. Первоначально песочные часы использовались для измерения периодов времени, как лампы или свечи, но по мере того, как часы становились более точными, они использовались для калибровки песочных часов для измерения определенных периодов времени, а также для определения продолжительности проповедей, университетских лекций и даже периоды пыток.

 

Деление дня и продолжительность «часа»

Египетские солнечные часы примерно 1500 г. до н. . Течение времени было чрезвычайно важно для астрономов и священников, которые отвечали за определение точного часа для ежедневных ритуалов и важных религиозных праздников, поэтому были изобретены водяные часы.

Мерхет

Египтяне усовершенствовали солнечные часы с помощью «мерхет», одного из старейших известных астрономических инструментов. Он был разработан около 600 г. до н.э. и использует струну с грузом в качестве отвеса для получения истинной вертикальной линии, как на картинке. Другой объект представляет собой ребро пальмового листа, лишенное листьев и расщепленное на одном конце, образующее тонкую щель для зрения.

Пара мерхетов использовалась для определения направления север-юг, выстроившись один за другим с Полярной звездой. Глядя на отвесы через прицел, я убедился, что два мерхета и прицел находятся на одной прямой с Полярной звездой. Это позволяло измерять ночные явления с помощью водяных часов, когда определенные звезды пересекали вертикальную линию отвеса («транзитная линия»). линия»), и эти события затем можно было фиксировать с помощью «ночных линий», проведенных на солнечных часах.

См. также «Примечание 1» ниже.

 
Египетский Мерхет. Деревянная стойка имеет выемку для использования в качестве прицела при использовании двух отвесов
.

Существуют различные теории о том, как появился 24-часовой день. Тот факт, что сутки делились на 12 часов, возможно, объясняется тем, что 12 — это коэффициент 60, а и вавилонская, и египетская цивилизации признавали зодиакальный цикл из 12 созвездий. С другой стороны, (извините за каламбур) счет по пальцам с основанием 12 был возможен. В каждом пальце по 3 сустава, и так, считая суставы. дает одну «полную руку» из 12,

В классические греческие и римские времена они использовали двенадцать часов от восхода до заката; но так как летние дни и зимние ночи длиннее зимних дней и летних ночей, продолжительность часов менялась в течение года.

Около 50 г. до н. э. Андроник из Кирреста построил Башню Ветров в Афинах. Это были водяные часы в сочетании с солнечными часами, расположенными по восьми основным направлениям ветра. К тому времени это был самый точный прибор для измерения времени.

Башня Ветров в Афинах содержала клепсидру, и на этом рисунке изображены божества Северо-Востока, Севера и Северо-Запада


Часы не имели фиксированной длины, пока греки не решили, что им нужна такая система для теоретических расчетов. Гиппарх предложил делить день поровну на 24 часа, которые стали известны как часы равноденствия. Они основаны на 12 часах дневного света и 12 часах темноты в дни равноденствий. Однако обычные люди долгое время продолжали использовать часы, меняющиеся в зависимости от сезона. Только с появлением механических часов в Европе в 14 веке система, которую мы используем сегодня, стала общепринятой.

 

 

Самые ранние механические часы

Механические часы заменили старые водяные часы, а первый спусковой механизм часов был изобретен, по-видимому, в 1275 году. Первый рисунок спуска был сделан Якопо ди Донди в 1364 году. с начала до середины 14 века на башнях нескольких городов стали появляться большие механические часы. Нет никаких свидетельств или записей о рабочих моделях этих общественных часов, которые были управляемый весом. У всех была одна и та же основная проблема: период колебаний механизма сильно зависел от движущей силы грузов и трения в приводе.

В более поздние средневековые времена в общественных местах устанавливались искусно сделанные часы. Это Астрономические часы в Праге, часть которых датируется примерно 1410 годом.

Этот механизм представляет собой базовый спусковой механизм. Груз вращает барабан, который приводит в движение зубчатое колесо, которое обеспечивает движение механизма «тик-так»
Пражские куранты
Отображение кругов зодиака и ранних версий цифр 2, 3, 4 и 7


Самые ранние из сохранившихся часов с пружинным приводом можно найти в Музее науки в Лондоне, они датируются примерно 1450 годом. Замена тяжелых приводных грузов пружиной позволила создать портативные часы и часы меньшего размера.

 

 

 

Более точные механические часы

 

Христиан Гюйгенс изготовил первые часы с маятником, регулируемые механизмом с «естественным» периодом колебаний, в 1656 году. Галилей изучал движение маятника еще в 1582 году, но его конструкция часов не была создана до его смерти. Маятниковые часы Гюйгенса имели погрешность менее 1 минуты в день, а его более поздние усовершенствования уменьшили погрешность его часов до менее 10 секунд в день.

Не существовало устройства для точного определения времени в море, пока Джон Харрисон, плотник и изготовитель инструментов, не усовершенствовал методы температурной компенсации и не нашел новые способы уменьшения трения. К 1761 году он построил морской хронометр с пружиной и спусковым механизмом баланса, который показывал очень точное время. С окончательным вариантом своего хронометра, который выглядел как большой карманный часы, он научился определять долготу с точностью до половины градуса.

Только в 1884 году конференция в Гринвиче достигла соглашения об измерении глобального времени и приняла среднее время по Гринвичу в качестве международного стандарта. Сегодня мы полагаемся на атомные часы для наших самых точных измерений времени.

 
Маятник перемещает рычаг, создающий качательное движение спуска


Педагогические примечания, связанные с измерением и временем, можно найти, щелкнув вкладку « Notes » в верхней части этой статьи.

 

Вспомогательные примечания

 

Примечание 1

Если подумать о проблеме, то мы можем легко найти строго на юг от солнца в полдень. Глядя на ночное небо, мы в конце концов приходим к выводу, что на небе есть фиксированная точка, вокруг которой все звезды вращаются один раз в сутки (24 часа). Здесь мы находим «Полярную звезду» (от Большой Медведицы или Большой Медведицы, измерьте расстояние примерно в четыре длины двух звезд в конце, « указатели, чтобы найти Полярную звезду). Это небесный полюс, который для египтян отличался от сегодняшнего из-за явления прецессии.

Примерно до 1900 г. до н.э. Небесным полюсом был Тубан, звезда в «хвосте» созвездия Дракона. К 1000 г. до н.э. это был Тубан в созвездии Малой Медведицы. Сегодня Полярная звезда является последней звездой в «хвосте» Малой Медведицы.

Примечание 2

«Время по солнцу» и «время по часам» различаются. Солнечное время основано на том факте, что солнце достигает своей высшей точки (меридиана) в середине дня, а на следующий день в своей высшей точке оно завершает полный цикл. Однако время между тем, как солнце достигает последовательных меридианов, часто отличается от часового пояса. По часам с мая по август день близок до 24 часов, но в конце октября дни короче примерно на 15 минут, а в середине февраля дни длиннее примерно на 14 минут. Для наших повседневных дел важно иметь постоянное «часовое время» 24 часа. Этот вариант называется «Уравнение времени» и показывает взаимосвязь между солнечным временем и временем на часах. Вариация имеет две причины; плоскость земного экватора наклонена к орбите Земли вокруг Солнца, а орбита Земли вокруг Солнца представляет собой эллипс, а не окружность. На веб-сайте Национального морского музея показаны два отдельных графика для этих причин и третий график, на котором они объединены для полной коррекции.

См. Национальный морской музей – ссылка ниже.

Несколько полезных ссылок

На этом сайте представлены очень хорошие примеры развития измерения времени с картинками и краткими пояснениями http://www.britannica.com/clockworks/main.html

Сделайте свои собственные солнечные часы на http:// www.bbc.co.uk/norfolk/kids/summer_activities/make_sundial.shtml

Множество интересных дизайнов солнечных часов http://www.sundials.co.uk/newdials.htm

Солнечные часы в Интернете можно найти по множеству примеров со всего мира. мир http://www.sundials.co.uk/

Прецессия равноденствий объясняет, как меняется вращение Земли. На этом сайте есть хорошее объяснение и полезная анимация: http://en. wikipedia.org/wiki/Precession

Чтобы узнать о Галилео, Гюйгенсе и Харрисоне, посетите веб-сайт MacTutor:
http://www-history.mcs.st -and.ac.uk/history/

Национальный морской музей: https://www.rmg.co.uk/national-maritime-museum
 
Джеки Карсон написала нам, чтобы порекомендовать эту статью:  
http:/ /www.timecenter.com/articles/когда-время-начало-истории-и-науки-о-солнечных часах/
 

Вот PDF-версия этой статьи.

Древний хронометраж — Энциклопедия всемирной истории

Стоимость серверов Сбор средств 2023

Содержание веб-сайта с миллионами читателей каждый месяц обходится дорого. Мы платим не только за наши серверы, но и за сопутствующие услуги, такие как наша сеть доставки контента, Google Workspace, электронная почта и многое другое. Мы бы предпочли потратить эти деньги на создание большего количества бесплатного исторического контента для всего мира. Спасибо за помощь!

$9909 / $21000

❤ Пожертвовать

Определение

Часы Андроника Кирреста

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Течение времени всегда интересовало людей, будь то вопрос удовлетворения основных потребностей, таких как время есть и спать, значение времен года для миграционных и сельскохозяйственных целей или более сложное измерение времени в определенные периоды. недель, дней и часов.

Использование небесных тел

Самый ранний метод измерения времени заключался в наблюдении за небесными телами — солнцем, луной, звездами и пятью планетами, известными в древности. Восход и заход солнца, солнцестояния, фазы луны и положение определенных звезд и созвездий использовались во всех древних цивилизациях для разграничения конкретных видов деятельности. Например, египетские и минойские здания часто строились с ориентацией на восходящее солнце или выстраивались так, чтобы наблюдать за определенными звездами. Некоторые из наших самых ранних текстов, таких как тексты Гомера и Гесиода, написанные примерно в 8 веке до нашей эры, описывают использование звезд для определения лучших периодов для плавания и земледелия, и этот совет остается актуальным и сегодня.

Удалить рекламу

Реклама

Звездные календари были созданы на Ближнем Востоке, а греческие календари, вероятно, основывались на фазах луны. Греческие Парапегматы V века до н.э., приписываемые Метону и Евктмону, использовались для составления карты звездного календаря, а календарь праздников, связанный с астрономическими наблюдениями, сохранился в египетском папирусе из Хибе, датируемом примерно 300 годом до н.э. Знаменитый антикитерский механизм, датируемый серединой I века до н. э. и найденный в затонувшем корабле в Эгейском море, представляет собой сложное устройство, которое с помощью сложного расположения колес и шестерен демонстрировало и измеряло движение небесных тел, включая затмения.

YouTube Следите за нами на Youtube!

Антикиферский механизм

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Удалить рекламу

Реклама

Солнечные часы

Солнце продолжало оставаться основным источником измерения времени на протяжении всего классического периода. Действительно, восход и заход солнца определяли заседания как древнего Афинского собрания, так и римского сената, и в последнем декреты, принятые после захода солнца, не считались действительными. Ранние солнечные часы просто указывали на месяцы, но позже были предприняты попытки разбить день на регулярные единицы и указать двенадцать часов дня и ночи, впервые изобретенные египтянами и вавилонянами. Происхождение получасового измерения неясно, но оно упоминается в греческой комедии Менандра 4 века до н.э., и поэтому должно было широко использоваться. Самые ранние сохранившиеся солнечные часы датируются Делосом в 3 веке до нашей эры.

С эллинистических времен солнечные часы стали более точными в результате лучшего понимания углов и эффекта изменения местоположения.

С эллинистических времен измерение времени стало еще более точным, а солнечные часы стали более точными в результате лучшего понимания углов и эффекта изменения местоположения, в частности широты. Солнечные часы были одного из четырех типов: полусферические, цилиндрические, конические и плоские (горизонтальные и вертикальные) и обычно изготавливались из камня с выделенной вогнутой поверхностью. Гномон отбрасывал тень на поверхность циферблата или, реже, солнце светило сквозь отверстие и таким образом создавало пятно на циферблате. В Римской империи стали популярны портативные солнечные часы, некоторые со сменными дисками, чтобы компенсировать изменение местоположения. Общественные солнечные часы присутствовали во всех крупных городах, и об их популярности свидетельствуют не только археологические находки — 25 только на Делосе и 35 в Помпеях, — но и упоминания в греческой драме и римской литературе. Существует даже известный анекдот на эту тему, приписываемый императору Траяну, который, заметив размер чьего-то носа, пошутил: «Если ты поставишь нос лицом к солнцу и широко откроешь рот, то всем прохожим покажешь время». дня» ( Антология Палатина 11.418). К поздней античности (ок. 400–600 гг. Н. Э.) Были произведены очень сложные портативные солнечные часы, которые можно было установить в 16 различных местах.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Полусферические солнечные часы

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Водяные устройства

Были также изобретены устройства для измерения времени, которые использовали воду. Возможно, эволюционировав из более ранних масляных ламп, которые, как известно, горели в течение определенного периода времени с определенным количеством масла, ранние так называемые водяные часы выпускали определенное количество воды из одного сосуда в другой, затрачивая определенное время. Сделай так. Возможно, самые ранние пришли из Египта около 1600 г. до н.э., хотя они могли позаимствовать идею у вавилонян. Греки использовали такое устройство ( klepsydra ) в афинских судах и определяло продолжительность одной речи: примерно шесть минут.

Греческая и римская армии также использовали водяные часы для измерения сменной работы, например, ночных часов. Были разработаны более сложные водяные часы, которые наливали воду в устройство, тем самым поднимая плавающий барабан и, следовательно, вращая шестеренку, регулируемое движение которой можно было измерить. Первые такие часы приписываются Ктесибию около 280 г. до н.э., и Архимеду в значительной степени приписывают разработку устройства для достижения большей точности. Большие общественные водяные часы также были обычным явлением и часто измеряли целый день, например, в Афинской агоре 4 века до н.э. были такие часы, вмещавшие 1000 литров воды. Башня Ветров II века до н. э. в Афинах, построенная Андроником, также содержала большие водяные часы и не менее девяти солнечных часов на внешних стенах.

Вам понравилось это определение?

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Клайн, Э.Х. Оксфордский справочник по Эгейскому морю бронзового века. Издательство Оксфордского университета, США, 2012 г.
  • Коцанас, К. Изобретения древних греков. Костас Коцанас, 2012 г.
  • Олесон, JP Оксфордский справочник инженерии и технологий в классическом мире [Мягкая обложка].. Издательство Оксфордского университета, США, 2012.
  • Витрувий. По архитектуре. Пингвин, Лондон, 2009 г.

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Переводы

ГолландскийФранцузскийИспанский

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите это определение на другой язык!

Бесплатно для всего мира, поддерживается вами

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.

Стать участником Пожертвовать

Рекомендуемые книги

  • Оксфордский справочник инженерии и технологий в классическом мире. ..

    Написано Питером Олесоном, Джоном , опубликовано Oxford University Press (2009)

    59,87 $ $93,32

  • Упорядоченный день: ежедневное время и формы жизни в Древнем Риме

    Написано Кером, Джеймсом , опубликовано Johns Hopkins University Press (2023)

    59,95 $ $88,49

  • Астрономия Древнего Египта: культурная перспектива (исторический и культурный…

    Написано Бельмонте, Хуаном Антонио и Луллием, Хосе и Махони, Терри , опубликовано Springer (2023)

    179,99 $

  • Камни времени: календари, солнечные часы и каменные палаты древних. ..

    Написано Бреннаном, Мартином , опубликовано Inner Traditions (1994)

    14,91 $

  • Календари коренных американцев: методы хронометража древнего Севера…

    Написано Джорджем, Линн , опубликовано Rosen Pub Group (2010)

    7,05 $

 

Добавить внешнюю ссылку

Внешние ссылки

Антикиферский механизм: тайны первого компьютера в истории

allthatsinteresting.com

Устройство для первого хранения

historyofwatch.com

Как сделать работающие солнечные часы

clearwaycommunitysolar.com

Лицензия и авторское право

Представлено Марком Картрайтом, опубликовано 30 августа 2012 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *